23.09.2019

Что такое духовная прелесть - о духовной прелести. Что такое — прелесть


Что такое прелесть? Это лесть в высшей степени. Мы можем льстить кому-то другому, мы льстить можем и себе, то есть не можем, а льстим. Что значит «я льщу себе»? Это не в том смысле, что я убеждаю себя, до чего же я хорош, я лучший в мире - нет, меня даже убеждать не надо, я знаю это, что я очень хороший. И мне совершенно не важно, если даже меня ругают, он просто дурак, что ругает меня, он просто не понимает, что я хороший. Вот ведь в чем дело! Ну, есть же глупые люди - есть. Кто глупый? - тот, кто меня ругает, он недооценивает, что я лучший в мире.

Знаете, интересно: ведь я же вижу, как я ошибаюсь, и подчас и делаю не то, что надо, и думаю, а все равно чувствую, что я хороший. Вот интересно-то! Я - хороший, и это ощущение во мне неистребимо. Но это на том уровне, на котором я сейчас живу.

Но я решил сделать большее, чем даже то, что Я сейчас: я, будучи христианином, начинаю подвизаться. Я уже не просто утреннюю молитву прочитаю, а прибавлю 100, 200, 300 молитв Иисусовых. Днем я еще почитаю Псалтирь, акафист, я чаще начинаю ходить в церковь и т.д., - многое, что делать еще.

И вот здесь, если я не понимаю, сейчас я скажу, чего, и если я не понимаю, то мое Я , которое и так чувствовало, что оно лучшее в мире, начинает подниматься, как на дрожжах. Я начинаю чувствовать себя не просто хорошим, а праведником, святым. Более того, мне могут уже начаться и сны необычайные сниться, и даже видения, и сладостные состояния и т.д.

Прелесть - это такое духовное состояние человека, в котором он видит себя святым. Совершенным. Достойным Бога, достойным всех даров Божиих - вот что такое прелесть.

Почему называется именно «Прелесть», потому что лесть и так всем нам, само-лесть, присуща уже по существу. Здесь же человек уже, кажется, трудится, своим собственным трудом приобретает многое, достигает многого, как кажется, и впадает в прелесть.

При этом состояния прелести часто сопрягаются с очень интересными состояниями тела. Например, Игнатий Брянчанинов пишет, как однажды к нему в Петербург приехал монах с Афона. Была зима, мороз, а монах в легком подрясничке, в сандалиях.

Вам не холодно?

Нет, нисколько.

Он почти ничего не ел:

Вам не голодно?

Нет, нисколько.

Игнатий Брянчанинов, редкостный умница, методом Сократа… Вы знаете, что Сократ никогда ничего не утверждал, он все время спрашивал, но спрашивал так, что человек не знал, куда деваться. Привести пример, прежде чем мы продолжим о Брянчанинове? Сократ спрашивает одного софиста:

Гиппий, я слышал, что ты умнейший человек?

Клянусь собакой, Сократ, ты прав.

Поклясться собакой - это высшая клятва была! Почему-то сейчас «собака» у нас - ругательное слово. А собака - это же самое верное существо. Гиппий пришел в восторг - Сократ говорит ему, что он самый умный человек! А кругом стоят ученики.

Так вот, Гиппий, почему я к тебе и обращаюсь.

Да, Сократ, чего ты хочешь?

Ты мне не скажешь, Гиппий, что такое красота?

Ты что, Сократ, не понимаешь? Ну, красивая лошадь, знаешь…

Да нет, Гиппий, я не о лошади тебя спрашиваю.

Ну, женщина прекрасная…

Гиппий, неужели ты не понимаешь, что самая лучшая красавица в мире пере лицом богини - обезьяна. Я спрашиваю тебя, что такое красота?

Ну, Сократ, ты чего-то захотел - я не понимаю…

Кругом грохот смеха. Гиппий, этот «мудрец» с позором уходит, убегает…. Кстати, почему Сократа и не любили все эти софисты.

Так вот, Игнатий Брянчанинов, по методу Сократа, обратился к этому афонскому монаху: слушайте, а как Вы этого достигли? Как бы мне было здорово, и одежды не надо, а то я шубы одеваю, и есть надо меньше… Игнатий Брянчанинов описывает всё это. Афонский монах с жаром стал объяснять ему, как надо молиться, как нужно поступать: молится нужно, представив себе Господа Бога, Самого Христа, нужно молиться к нему с жаром!

А о чем молиться?

Чтобы Бог даровал нам то-то, то-то и то-то…

Ну а как о грехах?

Ну, конечно, о грехах, отстань только от меня…

Тогда Брянчанинов говорит монаху:

Я-то в этих вопросах, конечно, не разбираюсь, а вы там, на Афоне, всё знаете. Тут Петербург, светская жизнь… Но я читал Исаака Сирина, Авву Дорофея - есть такие отцы, вот они пишут, что нужно молиться вот так, и сказал ему, как. Сам я пробовать такой способ не в состоянии, я игумен монастыря, может, Вы попробуете?

Ну что ж, хорошо. Попробую.

Проходит недели три, я не помню, или месяц, заявляется этот монах к нему. Ах, да, еще Брянчанинов сказал ему:

Вы будете останавливаться здесь в гостинице, я советовал бы Вам остановиться все-таки на первом этаже.

А в чем дело?

Ну, мало ли, вдруг Ангелы Вас захотят понести…

Вы знаете, отец архимандрит, верно, у меня уже были такие явления, когда Ангелы хотели меня перенести прямо на Афон…

Потому я и говорю Вам, мало ли, Ангелы возьмут, вдруг обронят где-то в пути, лучше Вы на первом этаже поместитесь.

Через месяц заявляется этот монах, распаленный, яростный: что ты со мной сделал?

Он пришел, одетый в шубу, валенки, сказал, что стал мерзнуть, много есть. У меня молитва, как ты меня научил, я не могу теперь себе позволить так, как это было прежде - в общем, возмущенный до предела.

Вот прелести плоды, видите. Оказывается, ест правильная молитва, мы с вами немножко говорили, и есть лжемолитва. Оказывается, так. Есть правильный путь, приводящий человека к тому, что человек начинает видеть себя. А есть путь, напротив, еще более закрывающий себя, и человек уже не видит ничего у себя - никаких недостатков, никакой погрешности, видит одну сплошную святость. Вот это есть прелесть. Она часто сопровождается, она часто сопровождается ощущениями, как видите, даже физического характера.

Уже современный афонский монах Харлампий, который предложил молодому человеку сразу же 14,5 тысяч молитв Иисусовых прочитать громко, быстро, отчетливо, чтобы «между словами молитвы бес не проскочил». Его язык работал, как моторчик. И когда этот молодой человек, который во веки веков этим не занимался, но 4 часа все-таки отбарабанил, у него сладость появилась в гортани, во рту - всюду. Старец его, Харлампий, был в восторге: 4 часа - и вы уже достигли благодати! Там надо годы, десятилетия, а тут раз - и всё в порядке, и больше ничего не надо. Ложный путь.

Прелесть - это и состояние человека, которое приводит к самомнению, и к нему, к прелести этой, приводит ложный, неверный путь, прежде всего молитвы, непонимание того, что первым признаком начинающегося здравия души является видение своей греховности, которая в нас, естественно, есть. И если я этого не вижу, значит, я слеп.

Вот что такое прелесть, если хотите знать, кратенько. Еще раз очень советовал бы обязательно иметь у себя, ну хотя бы на полку поставить, творения Игнатия Брянчанинова. Его замечательный «Отечник», где выдержки святых отцов, даже маленькие истории, очень интересные; его письма разным людям, в том числе и военачальникам, и поэтам, и композиторам, тому же Глинке М.И. Это чрезвычайно интересно. Обязательно бы надо приобрести это.

Прелесть – это состояние духовного заблуждения , ложное духовное состояние. Она состоит в усвоении человеком лжи, принятой им за истину. Само слово «прелесть» происходит от слова «лесть». Падшие духи, постоянно старающиеся погубить человеческий род, льстят (лгут) подвижнику, и если он принимает их ложь, их лесть за правду, то попадает в духовное рабство к ним.

Преп. Макарий Великий предостерегает:

"Со всею осмотрительностью должно наблюдать устрояемые врагом (диаволом) со всех сторон козни, обманы и злоковарные действия. Как Святой Дух чрез Павла всем служит для всех(1 Кор. 9, 22.), так и лукавый дух старается злобно быть всем для всех, чтоб всех низвести в погибель. С молящимися притворяется и он молящимся, чтоб по поводу молитвы ввести в высокоумие; с постящимися постится, чтоб обольстить их самомнением и привести в умоисступление; с сведущими Священное Писание и он устремляется в исследование Писания, ища, по-видимому, знания, в сущности же стараясь привести их к превратному разумению Писания; с удостоившимися осияния светом, представляется и он имеющим этот дар, как говорит Павел: сатана преобразуется в ангела светла (2 Кор. 11, 14), чтоб прельстив привидением как бы света, привлечь к себе. Просто сказать: он принимает на себя для всех всякие виды, чтоб действием, подобным действию добра, поработить себе подвижника, и, прикрывая себя благовидностью, низвергнуть его в погибель".

Причины прелести – действие диавола и человеческие страсти, прежде всего - гордость.

Преп. Григорий Синаит:

Надо знать, что прелесть имеет три главные причины - гордость, зависть бесов и наказательное попущение. Причины же гордости - суетное легкомыслие (или тщеславие), зависти бесов - преуспеяние, наказательного попущения - греховная жизнь.

Св. Игнатий (Брянчанинов):

Источник прелести, как и всякого зла - диавол, а не какая-нибудь добродетель.
Начало прелести - гордость, и плод ее - преизобильная гордость.
…диавол употребляет все усилия удержать человека в прежнем отношении к себе, или даже привести в большее порабощение. Для этого он употребляет прежнее и всегдашнее свое оружие - ложь. Он старается обольстить и обмануть нас, опираясь на наше состояние самообольщения; наши страсти - эти болезненные влечения - он приводит в движение; пагубные требования их облачает в благовидность, усиливается склонить нас к удовлетворению страстей. Верный Слову Божию не дозволяет себе этого удовлетворения, обуздывает страсти, отражает нападения врага; действуя под руководством Евангелия против собственного самообольщения, укрощая страсти, этим уничтожая мало-помалу влияние на себя падших духов, он мало-помалу выходит из состояния прелести в область истины и свободы, полнота которых доставляется осенением Божественной благодати. Неверный учению Христову, последующий своей воле и разуму, подчиняется врагу и из состояния самообольщения переходит к состоянию бесовской прелести, теряет остаток своей свободы, вступает в полное подчинение диаволу".

Иеромонах Иов (Гумеров):

"В Библии церковно-славянское слово прельстити значит «обманывать», «обольщать» (Быт. 3, 13). Прельститися – впасть в заблуждение, обмануться, свернуть с прямого пути (Вт. 4, 19). От различных видов прелести предостерегает нас Спаситель: "берегитесь, чтобы кто не прельстил вас" (Мк. 13, 5). Св. апостол Павел увещевает коринфян: "боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе" (2 Кор. 11, 3). В святоотеческой аскетике прелесть – одно из важнейших понятий. Словами впасть в прелесть определяется внутреннее состояние человека, которого обманули (прельстили ) бесы. Делается это скрыто через внушение ложной мысли под личиной добра и истины. Состояние это очень опасное".

Преп. Никодим Святогорец:

Чтоб тебе было это яснее увидеть и понять, представлю тебе пять нравственных состояний людей и опишу соответственные им козни, обходы и прельщения вражеские . Состояния сии суть следующие: одни пребывают в рабстве греху, и помышления не имея об освобождении от него; другие, хотя помышляют об этом освобождении и желают его, но ничего не предпринимают, чтобы достигнуть его; есть и такие, которые по освобождении от уз греха и стяжания добродетелей попадают опять в грех с большим растлением нравственным. Из этих последних одни в самопрельщении думают, что, несмотря на то, все еще идут к совершенству, другие в беспечности оставляют путь добродетели; иные саму добродетель, какую имеют, превращают в повод и причину зла для себя. На каждого из таковых враг действует, соображаясь с его настроением.

Святые отцы различают два вида прелести, один из них происходит «от неправильного действия ума», другой – «от неправильного действия сердца».

Св. Феофан Затворник пишет:

«Справедлива также боязнь прельщения... бывает мысленная прелесть - это самомнение; бывает внешняя - это светы, звуки, фигуры какие-нибудь. Плюйте на все сие... Вражье есть. Бес явился к одному, и ну кричать: "Христос идет, Христос идет!" Тот сказал ему: "Убирайся, прелесть лукавая, не пойдет ко мне Христос, ибо я крайне грешен". И бес исчез».

Св. Игнатий (Брянчанинов):

«Прелесть или бесплодие, составляют неизбежное последствие неправильного упражнения молитвою, а неправильное упражнение молитвою неразлучно с самообольщением.
Мечтатель, с первого шага на пути молитвенном, исходит из области истины, вступает в область лжи, в область сатаны, подчиняется произвольно влиянию сатаны.
…Самый опасный неправильный образ молитвы заключается в том, когда молящийся сочиняет силою воображения своего мечты или картины, заимствуя их, по-видимому, из Священного Писания, в сущности же из своего собственного состояния, из своего падения, из своей греховности, из своего самообольщения, - этими картинами льстит своему самомнению, своему тщеславию, своему высокоумию, своей гордости, обманывает себя. … Обольщенных первым видом прелести гордость приводит в состояние явного умоисступления».

Признаками этого вида прелести являются всевозможные сновидения, неправильные ощущения или видения при молитве.

Другой вид прелести – “мнение” состоит в присвоении себе достоинств, данных Богом, и в сочинении для себя несуществующих достоинств.

Св. Игнатий (Брянчанинов) пишет о недугующих «мнением»:

«Одержимый этою прелестью мнит о себе, сочинил о себе “мнение”, что он имеет многие добродетели и достоинства, - даже, что обилует дарами Святаго Духа. Мнение составляется из ложных понятий и ложных ощущений: по этому свойству своему, оно вполне принадлежит к области отца и представителя лжи - диавола. Молящийся, стремясь раскрыть в сердце ощущения нового человека, и не имея на это никакой возможности, заменяет их ощущениями своего сочинения, поддельными, к которым не замедляет присоединиться действие падших духов. Признав неправильные ощущения, свои и бесовские, истинными и благодатными, он получает соответствующие ощущениям понятия.
…“мнение” …довольствуется сочинением поддельных благодатных ощущений и состояний… Находящийся в прелести “мнения” стяжавает ложное воззрение на все, окружающее его. Он обманут и внутри себя и извне. Мечтательность… постоянно сочиняет мнимодуховные состояния, тесное дружество со Иисусом, внутреннюю беседу с Ним, таинственные откровения, гласы, наслаждения, зиждет на них ложное понятие о себе и о христианском подвиге, зиждет вообще ложный образ мыслей и ложное настроение сердца, приводит то в упоение собою, то в разгорячение и восторженность. Эти разнообразные ощущения являются от действия утонченных тщеславия и сладострастия…
Необыкновенная напыщенность является в недугующих этой прелестью: они как бы упоены собою, своим состоянием самообольщения, видя в нем состояние благодатное. Они пропитаны, преисполнены высокоумием и гордостью, представляясь, впрочем, смиренными для многих, судящих по лицу, не могущих оценивать по плодам… [гордость], производя [в них] также умоповреждение, названное в Писании растлением ума, менее приметна, облекается в личину смирения, набожности, мудрости, - познается по горьким плодам своим. Зараженные “мнением” о достоинствах своих, особенно о святости своей, способны и готовы на все козни, на всякое лицемерство, лукавство и обман, на все злодеяния.
Из этого рода прелести возникли пагубные ереси, расколы, безбожие, богохульство.
Признак вкравшегося “мнения” вынаруживается в подвижниках тем, когда они думают о себе, что проводят внимательную жизнь, часто от гордости презирают других, говорят худо о них, поставляют себя достойными, по мнению своему, быть пастырями овец и руководителями их, уподобляясь слепцу, берущемуся указывать путь другим слепцам».

На эти же признаки прелести указывают и другие святые отцы.

Так, преподобный Максим Капсокаливит пишет:

«Видящий духа прелести - в явлениях представляемых им,- очень часто подвергается ярости и гневу; благовоние смирения или молитвы, или слезы истинной не имеет в нем места. Напротив того, он постоянно хвалится своими добродетелями, тщеславствует, и предается завсегда лукавым страстям бесстрашно».

Иногда признаком ложного духовного состояния бывает и мнимое отсутствие страстей. По словам преп. Иоанна Лествичника , одна страсть (он имел в виду прежде всего, наверное, гордость) заменяет в человеке все прочие. Демоны отступают от подвижника, чтобы он не забеспокоился, не начал борьбу.

Св. Игнатий (Брянчанинов ) пишет:

«Всякий, не имеющий сокрушенного духа, признающий за собою какие бы то ни было достоинства и заслуги, всякий, не держащийся неуклонно учения Православной Церкви, но рассуждающий о каком-либо догмате или предании произвольно, по своему усмотрению, или по учению инославному, находится в этой прелести».

Преп. Исаак Сирин перечисляет искушения, которые попускает Бог тем, кто впадает в прелесть:

"Искушения, бывающие по Божию попущению на людей бесстыдных, которые в мыслях своих превозносятся пред благостию Божиею и оскорбляют гордостию своею Божию благость, суть следующие явные демонские искушения, превышающие пределы душевных сил: отъятие силы мудрости, какую имеют люди, покоя не дающее ощущение в себе блудной мысли, попускаемой на них для смирения их превозношения, скорая раздражительность, желание поставить все по своей воле, препираться на словах, делать выговоры, пренебрегающее всем сердце, совершенное заблуждение ума, хулы на имя Божие, юродивые, достойные смеха, лучше же сказать, слез, мысли, будто бы пренебрегают ими люди, в ничто обращается честь их, и тайно и явно, разными способами наносится им стыд и поругание от бесов, наконец, желание быть в общении и обращении с миром, непрестанно говорить и безрассудно пустословить, всегда отыскивать себе новости и даже лжепророчества, обещать многое сверх сил своих. И это суть искушения духовные.
К числу искушений телесных принадлежат: болезненные, многосложные, продолжительные, неудобоизлечимые припадки, всегдашние встречи с людьми худыми и безбожными. ...короче сказать, и их самих и близких им постигает все невозможное и превышающее силы. Все же это, нами изложенное, принадлежит к числу искушений гордости.
Начало же оных появляется в человеке, когда начинает кто в собственных глазах своих казаться себе мудрым. И он проходит все сии бедствия по мере усвоения им себе таковых помыслов гордости. Наконец, по роду искушений своих заключай о путях тонкости ума твоего. Если же видишь, что некоторые из сих искушений смешаны с искушениями, сказанными прежде, то знай, что сколько имеешь ты оных, столько же проникает в тебя гордыня".

Как избежать духовного заблуждения?


Следованием учению Православной Церкви, непрестанным покаянием и трезвением над собой.

Св. Игнатий (Брянчанинов) советует христианам, обобщая святоотеческие наставления:

«Основательны предостережения отцов! Должно быть очень осмотрительным, должно очень охранять себя от самообольщения и прелести.

Все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы, возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душою, целью молитвы.

Одно ощущение из всех ощущений сердца, в его состоянии падения, может быть употреблено в невидимом Богослужении: печаль о грехах, о греховности, о падении, о погибели своей, называемая плачем, покаянием, сокрушением духа».

Как исцелиться от прелести?


Святые отцы пишут, что от недуга прелести исцелиться очень трудно, потому что она, как дитя гордости, ослепляет человека его мнимым совершенством и не даёт ему принять единственное лекарство от неё - смирение. Однако, если кто примет вразумления от людей или Бога - то может исцелиться от прелести и спастись.

Преп. Исаак Сирин увещевает:

Врачевство же от всего этого одно; при помощи только оного человек находит скорое утешение в душе своей. Какое же это врачевство? Смиренномудрие сердца. Без него никто не возможет разорить преграду сих зол; скорее же найдет, что превозмогли над ним бедствия.

Преп. Макарий Оптинский пишет:

"...Вот какие последствия самочинных и самомнительных подвигов; я ей пишу причину ее расстройства: не по разуму начатие ею безмолвия, и привожу о сем отеческие учения; также представляю, что к пути ко спасению нужно обращение с людьми и от них терпение. Для исцеления ее не нужно ей удаление, - но познание своей немощи и смирение; когда она будет себя укорять, а не других, то силен Господь и исцелить ее. Ибо причина прелести есть гордость, а исцеление оной - смирение. Вот как опасен путь, ведущий в живот вечный; кто без смирения по нем идет, уклоняется или на десно, или на шуе, а среднего пути не удерживает; однако ж хотя дурно и непохвально слабое, т. е. греховное жительство, но согрешающий, вразумлен быв и пришед в чувство, скорее может смирением и покаянием исправить себя, нежели тот, кто ослеплен своею святостию; о сем пишет св. Симеон Новый Богослов".

"Причина всех ваших поползновений гордость: отрасли ея - превозношение, о себе мнение, зазрение людей и осуждение их. Как бы мы ни старались делать добродетели, но при сих действиях оне мрачны и не приносят пользу, потому что оне–то и суть преступление и сопротивление воле Божией.

Учение Господа и самая жизнь есть кротость и смирение; чему и заповедал нам поучаться от Него. Всех наших зол причина гордость, а всех благ ходатай смирение!

Если даже при исполнении благих дел должны мы иметь сердце сокрушенно и смиренно и дух сокрушен, коих Бог не уничижит (Пс. 50,19), кольми же паче в нищете нашего устроения должны повергать себя в бездну смирения.

Читайте отеческия книги, но более деятельныя, потому что при вашем устроении умозрительныя могут принести больше вреда, чем пользы. А из деятельных вы будете познавать свою немощь и смирять свое сердце, и тогда Бог призрит на вас и пошлет Свою помощь к исполнению Его воли.

А то хоте весь разум Писания будете иметь, но с самомнением никакой пользы не обрящете. Ибо враг умеет строить подсады и прельщать таковых мнимым утешением, как он является и во образе Ангела светла (2 Кор. 11,14), так и в мысленных и душевных деланиях производит свои действия, от которых да избавит Вас Господь (I Тим. 2, 4)".

Иеромонах Иов (Гумеров):

Состояние это очень опасное. Обычно человек избавляется от него путем скорбей. Противоядием является смирение.

Добрый день, дорогие наши посетители!

Что такое – прелесть? Воцерковленные люди считают, что прелесть – это плохо. Но как тогда правильно интерпретировать данное слово, если даже в книгах словом «прелесть» описывается, как нечто, достойное восхищения?

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Церковное слово «прелесть» можно понять, если обратиться к его корню - «лесть». Лесть - это род лжи, и прелестью называют такое состояние человека, когда он находится в ложном мнении о себе, своем духовном состоянии. Он прельщается относительно качеств своей души.

Один из самых распространенных примеров такого состояния можно показать, обратившись к любому из нас. Потому что каждый из нас ощущает себя хорошим человеком, а это - ложь, это самообман, это лесть себе, то есть - прелесть.

Состояние прелести чрезвычайно губительно. Ведь если человек опасно болен, но этого не осознает или не хочет осознавать, то он, соответственно, не предпринимает мер к лечению и, соответственно, болезнь его одолеет- он умрет. Наряду с болезнями тела есть болезни души, и если на них не обращать внимания, они также приведут человека к смерти духовной, к гибели души, к ее вечным мукам.

Выздоровление человека начинается не иначе, как с осознания того, что он болен, с постановки диагноза. Поэтому, чрезвычайно важно каждому из нас увидеть, где и в чем мы прельщаемся относительно себя.

Вернемся к нашему примеру. Почему я (как и всякий другой) считаю себя хорошим человеком. Я могу, конечно, говорить, что я не такой уж и хороший, далеко не идеальный, но, поверьте, я просто так говорю, а внутри чувствую совсем другое. Ну-ка, кто-нибудь обратись ко мне грубо, задень мое самолюбие - я возмущусь, потому что считаю себя достойным лучшего отношения, потому что чувствую себя хорошим.

Откуда проистекает такое самомнение- не секрет. Все познается в сравнении. Мы всегда, сознательно или неосознанно, сравниваем себя с другими, и в результате этих сравнений получается примерно такая картина. Сосед мой пьет каждый день, а я - через день, следовательно, он плохой, а я - …? Хороший! Сосед бьет жену каждый день, а я - только по выходным, значит, он плохой, а я - …? Хороший! И так далее, и тому подобное.

Так уж устроен каждый из нас, что мы найдем, с кем себя сравнить, чтобы почувствовать себя неплохим, в сущности, человеком. Поверьте, мне приходилось слышать слова самооценки человека: «Но ведь зря-то я никого не убивал!» Даже в таком случае человек найдет с кем себя выгодно сравнить! Нет предела нашему самообману, нашей прелести.

Как же быть, как увидеть, каков я на самом деле? Опять же - в сравнении. Только для него (для сравнения) нужно смотреть не на соседа, а на Того, Чье имя мы носим, — на Христа и сравнить свои и Его поступки, мысли, отношение к окружающим. Христос подает нам пример того, каким должен быть обычный, нормальный человек и как этот человек должен относиться к другим.

Пожалуй, о самом ярком случае, показавшем нам отношение Христа к людям, напоминает крест, который мы носим на груди. На кресте Христа распяли, в живого заколачивали гвозди. Нам, современным людям, для которых «больно» - это когда палец иголкой уколол, невозможно даже представить, какую боль испытывал Христос. Ужасную. Но как Он вел Себя по отношению к людям, которые Ему эту боль причиняли: ругался? плевался? проклинал? Нет - молился. И молился не о том, чтобы злодеяния Его распинающих были отомщены, а, наоборот: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34). Негодяи в Христа гвозди заколачивают, а Он заботится, чтобы они избежали за это кары, чтобы не пострадали за совершенное!

A теперь сравним это с тем, что происходит в нашей жизни. И мы увидим, что нет никакой необходимости заколачивать в нас гвозди, достаточно на ногу наступить. Впрочем, в физическом воздействии то же нет особой необходимости; достаточно кому-нибудь сказать несколько слов, что называется, поперек — и как мы отнесемся к такому человеку, что мы почувствуем по отношению к нему? Заботу? Неприязнь! И чаще всего - ярко выраженную. Какие там гвозди! Достаточно двух-трех слов, что бы наша «xopoшecть» слетела, как шелyxa, и ярко проявилось, какие, оказывается, мы есть на самом деле. Никаких эпитетов не подобрать, насколько ощутима разница между тем, какими мы должны быть, и тем, какие мы, к сожалению, есть на самом деле!

Если человек осознает или хотя бы пытается осознать это - возможно его выздоровление, если нет - он так и будет всю жизнь катиться под гору, надевая безнадежно розовые очки при каждом взгляде на себя. И не трудно догадаться, что сквозь стекла этих очков все будет выглядеть просто прелестно».

Обсуждение: 3 комментария

    Замечательная статья, просто и понятно.
    Меня вот волновало, как же искренне почувствовать себя хуже других, а не «смиренничать», то есть не принижать себя напоказ, при этом испытывая ложное чувство своей «хорошести». Вот после глубокого покаяния душа очищается и словно летаешь. В душе как раз и есть смирение, покой и чувство близости Господа как никогда ранее.
    Но состояние это быстро проходит. Что же делать? Современный человек настолько немощен. Как удержать в голове крестные страдания Христа, постоянно сравнивая себя с Ним и смиряясь? Может есть еще что-то,что поможет нам приблизиться к Богу и усмириться? Постоянно разочаровываюсь в своих поступках, однако оправдываю себя. Как избежать этого?

прелесть

ж. что обольщает в высшей мере; обольщение, обаяние;

мана, морока, обман, соблазн, совращение от злого духа;

стар. ковы, хитрость, коварство, лукавство, обман;

красота, краса, баса, пригожество и миловидность, изящество; что пленяет и льстит чувствам, или покоряет себе ум и волю. Прелести светской жизни. Не спасает черная риза от прелестей. И Михаил, створив прелесть на Даниле и много би галичан, обманув его. Это прелесть, какая работа! Не красавица, а прелесть! После такой прелести, как эта рыба, только пальчики облизать! Прелестный, прельщающий, во всех знач. Прелестное ожерелье! Прелестная женщина. Прелестные соблазны сатаны. Прелестный друг - коварный друг! Прелестное предложение, лукавое, обманчивое. Прелестная погода, восхитительная. Она прелестно пляшет. Прелестнк, -ница, прельщающий, обольщающий собой, обольститель, соблазнитель; волокита; кокетка; женщина дурной славы. Прелестничать, кокетничать. Прелестничание, кокетство. Прельщать, прельстить кого чем, или собой, пленять, привлекая увлекать, манить, обаять, соблазнять, раздражать чувства, страсти и покорять, обольщать. Меня прельщает его коляска! Она прельщает голосом. Деньги всякого прельстят. Она прельстила его, и словно обошла! пленила, он влюблен. Князь мира сего прельщает прелестями. Его бес прельстил, смутил, попутал, соблазнил. Блеск прельщает и слепит. -ся, страдат. и возвр. по смыслу. Человек прельщается мирской суетностью, она прельщает, соблазняет его. Кто не прельщается блеском знати! Он прельстился умом его. Прельстился мотылек светом огня - и погиб! Прельщение, действ. по глаг. Прельститель, -ница, кто прельщает собой, чем-либо. -ный, прельщающий, привлекательный, пленительный, обворожительный, обольстительный.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

прелесть

прелести, ж. (первонач. обман, обольщение).

    только ед. Обаяние, очарование от кого-чего-н. красивого, приятного, привлекательного (книжн.). Прелесть лица. Прелесть души, ума. кто не доверится... эфирной их (глаз) прелести? Баратынский. Сколько прелести в этом ребенке! Все ее движения исполнены прелести. Всё это часто придает большую прелесть разговору. Пушкин.

    чего. То качество окружающей среды, предмета или явления, к-рое делает его приятным, привлекательным, доставляет удовольствие (разг., часто ирон., особенно во мн. ч.). В деревенской жизни есть своя прелесть. Но вскоре потом, ни жива, ни мертва, я прелесть телеги узнала. Некрасов.

    только ед. О том, кто (или что) возбуждает восхищение, пленяет, чарует; что-н. прелестное (разг.). Я тосковал перед картинами... и лицемерно повторял за другими: "какая прелесть! Сколько воздуху!"

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

прелесть

    Очарование, обаяние, привлекательность. П. детской улыбки. П. новизны. В суровости севера есть своя п.

    мн. Приятные, пленящие явления, впечатления. Прелести сельской жизни. Узнал все прелести подневольной жизни (ирон.: о ее тягостях).

    О ком-чем-н. прелестном, чарующем. Какая п. кругом! Что за п. эта девчонка! П. ты моя!

    мн. Внешние черты женской красоты: женское тело (устар. и ирон.). Увядающие прелести. * Прелесть что такое! (разг.) - о чем-н. прелестном, замечательном.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

прелесть

      1. Обаяние, очарование, исходящее от кого-л., чего-л. красивого, приятного.

        перен. Тот, кто возбуждает восхищение, пленяет, чарует.

    1. Качество предмета или явления, которое делает его приятным, привлекательным, доставляет удовольствие.

  1. предикатив разг. Оценка чего-л. как вызывающего восхищение.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

прелесть

то же, что "красота".

Википедия

Прелесть

Пре́лесть - обаяние , очарование от кого-нибудь или чего-нибудь красивого, приятного, привлекательного. Другие значения этого термина:

  • Прелесть - один из ароматов в кварковой модели, переносимый b-кварком.
  • «Прелесть» - известное произведение фантаста Клиффорда Саймака.
  • Духовная прелесть - в православном вероучении состояние прельщенности , тяжелая духовная болезнь человека, в основе которой - лесть самому себе, самообман, гордыня.

Прелесть (повесть)

«Прелесть» - повесть Клиффорда Саймака. Первая публикация была в 1957 году. Входит в авторский сборник 1960 года «Соседи по разуму».

Ироничная, немного грустная, но прекрасная повесть, поднимающая вопрос о взаимоотношении человека и машины. Может ли машина чувствовать? Может ли она обижаться или любить? Может ли человек управлять такой машиной или ему суждено возиться с ней как с маленьким ребёнком? Троим людям пришлось испытать на себе ситуацию, когда влюблённая машина ведёт себя как обиженная женщина.

Примеры употребления слова прелесть в литературе.

К Агафоклее и Агафоклу присоединилась их мать Энанфа, забравшая в свои руки царя, совершенно обольщенного прелестями обоих детей.

Но смущение, даже смятение, которое он испытывал в присутствии двух этих женщин, молодой, наивный трепет, наполнявший его грудь волной тревоги и счастья, так полно сочетались с нежной, юношеской чистотой моцартовского адажио, что под его пальцами оно зазвучало с особой прелестью - прелестью весны.

Вы думаете, что решаете социальную проблему, хвалитесь тем, что можете питаться медом и акридами, и в то же время в душе мечтаете о богатстве, о прелестях роскошной жизни, о женщинах.

А бедный алжирец ошарашен свалившимися на него благами, а уж о такой прелести , как Брижитт, и думать боится.

Когда в класс входила Леся Петровна и теплым голосом, которому особую прелесть придавало мягкое Л, овеществляла двойные связи альдегидов и кетонов, когда, застенчиво одергивая платье, под которым угадывалась фигура такая же красивая, как ее почти детское лицо, писала на доске формулы реакций, Борис чувствовал сладостный ток, протекающий по этому недавно возникшему контуру, абсолютно не похожему на тот порочный.

Но при всех различиях побеги были необычайны по изяществу и миловзорности, и столь изрядны, что даже те, которые сработаны с притворной небрежностью, аляповато, топорно, отличались величием и показывались пусть уродами, но уродами прелести .

В Аракажу горько плакала Мария да Граса, служанка с прелестными томными глазами, щедро одаренная природой и другими прелестями .

Разница, конечно, есть, Арно ее переигрывает, но в этом есть своя прелесть , оттеняет ее свежесть, непосредственность.

И когда в средние века в начале крестовых походов европейцы узнали прелесть острых, ароматичных, дурманящих пряностей Востока, они без них уже не могли обходиться.

Конспирации ради - дабы не привлекать к своей особе внимания родных или хозяев, - а также и для того, чтобы с помощью благозвучной фамилии придать еще большую прелесть своему выступлению в чужом обличье, наши таланты обычно фигурируют под вымышленными фамилиями, что в свою очередь значительно оживляет афишки, выпускаемые любительскими театрами.

Уж как балабоны крупны, белы да трепетны, а стопочка маленька - прелесть !

Хорошо, пусть ее лицо безобразно, в фигуре нет ни благородства, ни прелести .

Ездил снимать жи-лище в деревне Тяжино под Бронницами для нашей весны и нашел такую прелесть , о какой и не мечтал.

Свой лоскут земли, плодовый при доме садик, на окошке в бурачке розовый бальзамин - как старые поэты не замечали прелести такого существования!

Нет, хвала создателю, - отвечал я ему, - с тех пор как мне пришлось покинуть королевский двор, я веду жизнь честного человека: то наслаждаюсь прелестями сельской жизни в своем поместье, лежащем в нескольких милях отсюда, то приезжаю сюда, чтобы развлекаться в обществе валенсийского губернатора, который мне друг и вам обоим тоже хорошо известен.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины