30.09.2019

Что такое эмоции? Эмоции


Купил человек себе новый дом – большой, красивый, и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с помоями. Человек взял ведро, вылил помои, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.

Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:

- Кто чем богат, тот тем и делится!

Все в этом мире взаимосвязано. Здоровье и долголетие любого человека напрямую зависят от того, какие эмоции сопровождают его на протяжении всей жизни. Давно уже было замечено, что позитив улучшает состояние больного человека и даже приводит к выздоровлению больных. Ну, а негатив – ухудшает самочувствие и выкладывает дорогу к серьезным заболеваниям.

Человек, творящий добро в любом его проявлении, не только улучшает качество своей жизни, но и создает вокруг себя положительную ауру. Представляете, это доказали ученые. Все мы в состоянии кардинально изменить свою жизнь к лучшему. Как? Да нужно перестать видеть вокруг сплошную грязь.

Гляньте на мир широко открытыми глазами. И как он вас удивит! По мнению ученых, наши эмоции - точное отражение обменных процессов, происходящих в организме.

Положительные и радостные - несут позитивный настрой.

А отрицательная энергия, возникающая в нас во время вспышек ярости, при недоброжелательном отношении к окружающим, в состоянии обиды или просто при плохом настроении - обязательно рано или поздно материализуется в болезнь. И все потому, что обида несет отклонение от нормы на всех уровнях от молекулярного до системно-функционального. Но у нас всегда есть шанс.

В отличие от животных человек может осознавать свои эмоции и чувства, и,конечно, вызвавшие их причины. Ведущую роль в возникновении различных чувств играет кора больших полушарий головного мозга.

Выдающийся русский физиолог Иван Петрович Павлов в свое время доказал, что именно кора регулирует протекание и выражение эмоций. Она держит под своим контролем все явления, происходящие в теле, оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры и управляет ими. Возникая в коре головного мозга, физиологический процесс распространяется на нижележащие подкорковые центры. Хотя в появлении эмоциональных состояний участвует весь мозг, электрофизиологические исследования показали огромное значение особых образований нервной системы. Их еще называют центрами эмоций.

Важнейшей из таких структур мозга является гипоталамус. Множество экспериментов показало, что, стимулируя с помощью вживленных электродов различные участки гипоталамуса, можно искусственно вызвать эмоции удовольствия, страха, гнева. Представляете?! Сидите себе в ус не дуете и вдруг начинаете то плакать, то смеяться, то впадать в раздумья. Все это он – гипоталамус. Это вещество тесно связано с корой головного мозга. И поэтому испытываемые человеком воздействия среды отражаются в коре и оказывают на физиологические центры эмоций такое же влияние, как и прямое их стимулирование.

С другой стороны, гипоталамус тесно связан с гипофизом, другими структурами мозга и с органами внутренней секреции. Возбуждение эмоциональных центров вызывает изменения во всем организме. Важные данные для выявления сущности эмоциональных реакций были получены при изучении функциональной асимметрии мозга. А именно: было установлено, что левое полушарие в большей степени связано с возникновением и поддержанием положительных эмоций, а правое – отрицательных. Как показывают проведенные эксперименты, положительные эмоции восстанавливают все физиологические процессы. Они способны подавлять боль. Во время смеха, радости, счастья высвобождаются гормоны катехоламины. Это они препятствуют воспалению, а эндорфины вообще действуют как морфин. Кроме того, было отмечено благотворное влияние положительных эмоций на изменения состава крови.

При эмоциональных переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, понижается или повышается кровяное давление. В результате во время одних переживаний человек краснеет, а во время других – бледнеет. При положительных эмоциях приток крови к коже увеличивается. Она краснеет и теплеет.

Кроме того, меняется ритм дыхания. При сильном волнении человек может задыхаться. Нарушается и функционирование секреторных желез – горе вызывает обильное слезовыделение, волнение - пересыхание во рту, страх - холодный пот. Изменяется также тонус мышц тела. Ну, а уныние, депрессия, несправедливость, страх, неуверенность в завтрашнем дне лишают человека сил, здоровья, возможностей самоутверждения, а мужчину даже сексуальной мощи.

Прямая связь прослеживается между сильным потрясением и, как следствие, язвой желудка и инфарктом миокарда. Кроме того, верхние дыхательные пути подвергаются инфекционным заболеваниям чаще у тех людей, кто постоянно испытывает стрессовые ситуации или недополучает нежности и внимания в своей жизни.

Заряд положительных эмоций

Настройки просмотра комментариев

Плоский список - свёрнутый Плоский список - развёрнутый Древовидный - свёрнутый Древовидный - развёрнутый

По дате - сначала новые По дате - сначала старые

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Положительные эмоции у детей развивают их творческие способности

Положительные эмоции у детей развивают их творческие способности

Положительные эмоции и смех благоприятно влияют на здоровье человека в любом возрасте, а детям еще и помогают развивать творческие способности.

Дети улыбаются и смеются около 300 раз в день, в то время как взрослые делают это только 15-20 раз. Малышам просто необходим смех на ранних этапах развития.

Американские ученые выяснили, что смех активизирует области головного мозга, которые отвечают за развитие творчества и креативности. Чем больше положительных эмоций испытывает ребенок, тем гармоничнее он развивается .

Уделяйте побольше внимания развлечениям для ребенка : водите его в цирк, на детские мероприятия, смотрите вместе мультики, занимайтесь творчеством.

физическая нагрузка и положительные эмоции

У каждого из нас есть любимые занятия и нелюбимые. На любимые занятия у нас почти всегда находятся и силы и время. Нелюбимые занятия – даже если они «вкусные- полезные» - отнимают кучу сил, с удовольствием откладываются, переносятся и при любой возможности – отменяются. Понятно, что от любимых занятий мы получаем не только пользу, но, прежде всего удовольствие. Положительные эмоции. С другой стороны, если что-то очень полезное, ну например утренняя гимнастика, не доставляет нам достаточного количества положительных эмоций, у такого занятия не так уж много шансов закрепиться в нашей жизни.

для того, чтобы тренировки стали привычкой, для того, чтобы они не вызывали негативных эмоций, нужно каждый раз сразу после тренировки себя чем-то положительно подкреплять.

В качестве положительного подкрепления подойдет все, что приводит к возникновению приятных эмоций. И каждый спортсмен интуитивно ищет для себя способы сам - кто-то идет в душ, кто-то ложиться на массажный стол, кто-то выпивает сладкий белковый коктейль и т.п.

Польза положительных чувств и эмоций

Польза положительных чувств и эмоций

Радость, любовь, спокойствие, благоговение, гордость – все эти положительные чувства и эмоции могут менять наши мысли и действия в лучшую сторону. Например, когда мы находимся под влиянием положительных эмоций и чувств, уровень нашего осознания происходящего вокруг нас возрастает. Мы буквально видим и замечаем больше: расширяются границы поля периферийного зрения. Негативные эмоции, наоборот, сужают границы нашего мышления.

Люди, которые стараются чаще находить повод для радости и переживать каждый день больше положительных эмоций, в сравнении с теми, кто ничего не делает для того, чтобы переживать подобные эмоции более часто, легче развивают близкие отношения с другими людьми, их гибкость и оптимизм возрастают, и они становятся менее подвержены депрессии и более довольны своей жизнью.

Это не значит, что нужно стремиться к постоянному переживанию эйфории, даже не очень ярко выраженные положительные эмоции со временем могут оказать влияние на развитие и мировоззрение человека. Также от негативных эмоций не нужно избавляться: это может нанести вред здоровью. Человеку необходимы и положительные, и отрицательные эмоции в определенном соотношении, в среднем, нам нужно, как минимум, 3 положительных эмоции на одну негативную. Почти у большинства из нас количественное отношение переживаемых положительных эмоций к негативным – 2 к 1, а то и того меньше. Хорошие новости в том, что можно увеличить количество положительных эмоций в своей жизни, или уменьшить количество негативных, или и то, и другое сразу. Помочь в этом может многое, и каждый сам может определить, что вызывает у него положительные эмоции, что отрицательные, и организовать свою жизнь с учетом этого знания.

Почему положительные эмоции тормозят старение мозга?

Почему положительные эмоции тормозят старение мозга?

Cлышал, что положительные эмоции очень полезны для мозга пожилых людей – тормозят его старение. А какой тут механизм действует?

– Положительные эмоции приводят к тому, что в организме у нас вырабатываются эндорфины, так называемые гормоны радости, которые предохраняют мозг от повреждающих действий стресса. С возрастом рецепторы к гормонам стресса атрофируются. Если уровень стресса высокий и гормонов стресса в организме много, мозг закисляется, образуются свободные радикалы – соединения, которые разрушают любые клетки, и клетки мозга в том числе.

Но эндорфинами нельзя запастись впрок. Именно поэтому счастье и не бывает долгим. Положительными эмоциями надо подпитываться постоянно.

Хорошо, если у вас философский взгляд на жизнь, который позволяет отстраняться от мелких повседневных неприятностей, не принимать их близко к сердцу и быстро забывать о неурядицах.

Смейтесь на здоровье!

Так просто – 5 минут посмеялся, как будто минут 30 поспал. Во всяком случае, такое состояние испытывает человек. Смех продлевает жизнь. Заметили, веселые люди любой стресс переносят безболезненно. Легко идут по жизни, даже болеют меньше.

Западные клиники давно взяли этот простой метод на вооружение. Бирмингемское международное общество изучения смеха сделало потрясающий вывод – при исследовании раковых больных процент выздоровления был на порядок выше у тех, кто проходил сеансы смехотерапии.

Врачи уверяют, что при смехе происходит выброс в кровь эндорфинов, природных болеутоляющих, что автоматически приводит к снижению болевого порога. Смех отлично помогает больным, страдающим невралгическими, сердечно – сосудистыми заболеваниями, подверженные частым перепадам настроений. Смех расслабляет мышечные зажимы. Смейтесь, даже когда не смешно.

Замечали как заразителен чей-то смех? Стоит одному начать смеяться от души, как тут же его смех подхватывают все окружающие. Отличная терапия. Мы с подругами в своих еженедельных банных процедурах практикуем смехотерапию в течение десяти – пятнадцати минут. Такое зрелище заслуживает аплодисментов. Распаренные, вальяжные тела в полотенцах, заливисто хохочущие над чьей -то подготовленной шуткой. После такой бани чувствуешь себя помолодевшей и оздоровленной еще несколько дней. Три в одном.

Ученые сделали еще один интересный вывод – младенцы смешливых матерей практически не болеют простудными заболеваниями. То есть опасные вирусы вытесняются здоровым смехом. По сути, смех – это определенные дыхательные упражнения. Чем глубже и заливистей хохот, тем больше поступательных движений делают наши органы. Меняется эмоциональный фон, регулируется вся защитная система организма.

В разных странах смехотерапию успешно применяют для лечения самых разных заболеваний. В Японии смехом лечат туберкулез, в Индии – сердце, легкие и сосуды, в Англии – изгоняют страхи. Положительные эмоции меняют состав крови, организм человека сам регулирует все внутренние процессы и человек излечивается от многих недугов.

Когда моя подруга заработала свой первый инсульт, ей было всего 40… Подняли на ноги лучших врачей, купили самые современные лекарства, она стала поправляться. Но в наших больницах люди болеют, а должны бы здороветь… Решено было провести сеанс смехотерапии. В палате было еще несколько больных женщин после перенесенных инсультов. Все шли на поправку, но до полного выздоровления было далеко. В первый раз в течение 15 минут я рассказывала им забавные истории из своей жизни. Все проявили интерес, настроение улучшалось, смеялись, задавали вопросы.

На следующий день сеанс (никто его так, конечно не называл!) увеличила до 30 минут. В конце недели – до часа. Через 10 дней мою подругу выписали. Время реабилитации и полного выздоровления заметно сократилось. Выписали и всех остальных ее подруг по палате, на неделю раньше, чем обычно. Она и сейчас считает, что только смех поднял ее на ноги. Пользуется теперь смехотерапией

Аристотель когда-то изрек великую фразу: «Из всех живых существ только человеку свойственен смех». Это в древние века автоматически ставило человека выше всех других существ и давало определенные привилегии. Сегодня гепотология – наука, изучающая влияние смеха на человека, развивается огромными темпами. Как удобно – никаких химикатов, никаких неприятных процедур. Слушаешь анекдоты, юмористов (вот кто, оказывается, лучший лекарь!) и здоровеешь. Получаешь приятные эмоции, хохочешь, веселишься и молодеешь.

Юмор – друг красоты, здоровья и красивой фигуры. 10 минут громкого хохота помогут сжечь калории, полученные от поедания внушительной плитки шоколада. Хохочешь и худеешь!

Сегодня во всех странах мира есть клубы любителей смеха. Его пока нет в вашем городе? Почему бы лично вам ни заняться организацией этого клуба? Существует даже такое направление, как медицинская клоунада. Группа специально обученных клоунов дает свои представления в больницах. Показатели выздоровлений в таких медицинских заведениях в разы выше, чем в обычных.

Смеяться, право, не грешно… А уж над чем смеяться – каждый найдет для себя сам!

Положительные и отрицательные эмоции

Эмоция-это исток наружу. Это способ самовыражения в жизни. Это характеристика отношения личности к жизни.
Эмоции, выражаемые людьми, можно разделить на две широких категории. Можно считать их противоположными друг другу, или можем просто сказать, что есть разделительная черта, на которой эмоции одного типа превращаются в эмоции другого типа.
Можно назвать два этих типа эмоций "отрицательными" и "положительными". Это не столько оценивающее суждение, как скорее описание основного действия каждой группы. Оценки как "хорошего" или "плохого" не особенно полезны.
Отрицательные эмоции выражают попытку или намерение "исключить". Укрепление собственной позиции за счет других. Держаться подальше от плохих вещей, уничтожать то, что воспринимается как угроза. Отрицательные эмоции подпитываются глубинным страхом неизвестного, боязнью действий других, потребностью контролировать других и удерживать их, чтобы не получить от них вреда.
Положительные эмоции выражают попытку или намерение "включить". Рассматривать что-то в его целостности. Работать над изучением новых точек зрения, больше взаимодействовать с другими, получать удовольствие от того, что лучше делаешь что-то. Положительные эмоции подпитываются глубинным желанием к наслаждению и единству.
Отрицательные эмоции-это, например: безразличие, горе, страх, ненависть, стыд, вина, сожаление, возмущение, злость, враждебность.
Положительные эмоции-это, например: интерес, энтузиазм, скука, смех, сочувствие, действие, любопытство.
В каждой категории есть диапазон разных эмоций. Можно сказать, что некоторые из них более положительны или более отрицательны по сравнению с другими. Но их не обязательно для удобства помещать на линейную шкалу, так как каждая из них-это смесь нескольких элементов.
Некоторые эмоции маскируются как положительные или отрицательные, но на самом деле являются чем-то совершенно другим. Есть разновидность жалости, которая кажется искренней заботой о других, но которая скорее является утешением от того, что кому-то другому еще хуже. Есть скрытая враждебность, которая маскируется под дружественность, и которую сначала может быть трудно распознать. Аналогично некоторые виды злости или слез могут выглядеть отрицательно, но могут на самом деле быть выражением участия и заботы обо всем в целом. Имеет значение не поверхностное внешнее проявление, а лежащий в основе механизм и побуждения.
Может показаться, что от отрицательных эмоций просто нужно избавиться. Но это не так просто. У них есть важное предназначение. По сути дела они показывают, что есть то, чего личность не знает и не может с ним справиться. Если отрицательные эмоции становятся стимулом для того, чтобы узнать что-то и справиться с ним, они очень полезны. Если личность всегда радостна, она может не замечать того, что не в порядке.
Положительные и отрицательные эмоции-это противоположности. Невозможно избавиться от одного и оставить только другое. В конечном счете их нужно объединить в одно целое.
Отрицательная эмоция клиента обычно направляет нас к областям, которые нужно проработать. Она показывает нам, что здесь есть что-то, с чем личность не справляется. Мы делаем так, чтобы она справлялась с этим, и преобразуем его во что-то более полезное и радостное.
Отрицательные эмоции полезны как стимул уйти от нежелательного. Положительные эмоции полезны как стимул двигаться к желательному.
Неприятности появляются тогда, когда части этой системы застревают. В особенности когда функции эмоций меняются на противоположные и личность начинает двигаться к тому, чего она не хочет. Поэтому застрявшие отрицательные эмоции-первоочередная цель для процессинга.
Люди могут выражать всевозможные сочетания этих эмоций. Некоторые люди почти всё время остаются застрявшими в отрицательной эмоции, например в горе. Другие остаются застрявшими в положительной, например в удовлетворенности, и не умеют переживать отрицательных эмоций, даже когда это нужно.
Некоторые люди в стрессовых ситуациях реагируют в соответствии с определенными эмоциональными шаблонами. Например, у человека может быть скрытое горе или страх, которые включаются определенными обстоятельствами. Небрежное замечание может нажать кнопку, высвобождающую затаенную злость.
Цель процессинга в том, чтобы сделать людей более подвижными в эмоциях, способными использовать любую самую подходящую эмоцию, и умеющими при необходимости использовать весь их диапазон. Гибкая и подвижная личность скорее всего предпочтет жить в положительном умонастроении. Но на самом деле цель- объединение в одно целое, выход вообще за рамки идеи положительное/отрицательное.

В последние годы появляется все больше исследований, демонстрирующих связь положительных эмоций и здоровья человека. Их результаты убедительно доказывают, что в целом хорошее физическое состояние тесно связано с удовлетворенностью жизнью и положительными эмоциями, нормальной самооценкой. В целом эти данные соответствуют давним наблюдениям и интуитивным представления о том, что положительные эмоции «подпитывают» хорошее здоровье. Сегодня ученые всего мира пытаются понять механизм этого «подпитывания» и ответить на вопрос: как положительные эмоции проявляются на физическом уровне.

Положительные эмоции и сердце

Многочисленные исследования показали, что люди, которые страдают от депрессии и тревожности, подвержены большему риску заболеваний сердца.

Те же исследование показали, что положительные эмоции могут уберечь от ишемической болезни (ишемическая или коронарная болезнь сердца – нарушение кровоснабжения сердечной мышцы вследствие поражения коронарных артерий сердца) и снизить риск преждевременной смерти на 50%.

Масштабное исследование на эту тему было проведено в центре сердечно-сосудистого здоровья медицинского центра Университета Колумбии. В течение десяти лет специалисты центра наблюдали за участниками эксперимента. Группа из 1739 человек включала мужчин (862) и женщин (877), средний возраст которых составил 46,2 года. Все участники на момент начала эксперимента были здоровы, никто раньше не имел проблем с сердцем и сосудами. Участников также проверили на эмоциональное состояние. Оценки варьировали от 1 (не выражены положительные эмоции) до 5 (очень сильны положительные эмоции).

За время десятилетних наблюдений в группе было зарегистрировано 145 случаев ишемической болезни сердца, из них 9 смертельных.

Далее специалисты привлекли статистические методы и провели регрессионный анализ, связывающий уровень положительных эмоций и риск ишемической болезни сердца. Оказалось, что доля заболеваний снижается на 22% с увеличением уровня положительных эмоций на каждую единицу. То есть получившие 1 балл (ноль положительных эмоций ) рискуют заболеть на 22% больше, чем получившие 2, а те - на 22% больше, чем получившие 3, и так далее.

Полученные результаты ученые объясняют несколькими механизмами.

  • Во-первых, высокий уровень положительных эмоций обеспечивает лучшую работу парасимпатической нервной системы (она снижает частоту и силу сердечных сокращений в спокойном состоянии).
  • Во-вторых, такие индивидуумы быстрее справляются со стрессами, не доводя организм до физического истощения.
  • В-третьих, положительные эмоции обеспечивают здоровый сон.

На основании полученных данных ученые советуют тем, кто хочет сохранить здоровье, насыщать свою жизнь положительными эмоциями . Для этого нужно выполнять простые рекомендации: чаще делать то, что приносит радость, будь то интересное хобби, общение с друзьями, чтение, путешествия, спорт, даже немного хорошего алкоголя не повредит.

Как это работает

Ведущая роль в возникновении различных чувств играет принадлежит коре больших полушарий головного мозга. Это открытие принадлежит выдающемуся русскому физиологу Ивану Петровичу Павлову, который в свое время доказал, что именно кора регулирует протекание и выражение эмоций. Она держит под своим контролем все явления, происходящие в теле, оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры и управляет ими. Возникая в коре головного мозга, физиологический процесс распространяется на нижележащие подкорковые центры. Хотя в появлении эмоциональных состояний участвует весь мозг, электрофизиологические исследования показали огромное значение особых образований нервной системы. Их еще называют центрами эмоций. Важнейшей из таких структур мозга является гипоталамус.

С другой стороны, гипоталамус тесно связан с гипофизом, другими структурами мозга и с органами внутренней секреции. Поэтому возбуждение эмоциональных центров вызывает изменения во всем организме.

Как показывают проведенные эксперименты, положительные эмоции восстанавливают все физиологические процессы. Во время смеха, радости, счастья высвобождаются так называемые «гормоны счастья» - катехоламины. Это они препятствуют воспалению, а другие гормоны – эндорфины, вообще действуют как морфин и способны подавлять боль.

При эмоциональных переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, понижается или повышается кровяное давление. В результате во время одних переживаний человек краснеет, а во время других – бледнеет. При положительных эмоциях приток крови к коже увеличивается. Она краснеет и теплеет. Кроме того, положительные эмоции благотворно влияют на состав крови.

Под действием эмоций меняется и ритм дыхания. При сильном волнении человек может задыхаться. Кроме того, верхние дыхательные пути подвергаются инфекционным заболеваниям чаще у тех людей, кто постоянно испытывает стрессовые ситуации или недополучает нежности и внимания в своей жизни. И наоборот, при положительных эмоциях дыхание становится более частым, глубоким и легким, что активизирует работу сердца.

Под действием стресса нарушается и функционирование секреторных желез – горе вызывает обильное слезовыделение, волнение – пересыхание во рту, страх – холодный пот. Изменяется также тонус мышц тела.

Позитивные эмоции уменьшают стресс и его последствия, снижая при этом концентрацию стрессовых гормонов – норэпинефрина, кортизола и допамина, запускают процессы, которые укрепляют иммунитет и повышают нашу устойчивость к разного рода заболеваниям. Известно, например, что оптимистично настроенные люди реже болеют простудными заболеваниями, и, наоборот, подхватить простуду больше рискуют те люди, кто лишен эмоционального равновесия. Американские ученые, изучавшие связь стресса и простудных заболеваний, выяснили, что период сильного стресса часто точно совпадает с инкубационным периодом простуды.

Все эти факты говорят о том, что наши эмоции, как положительные, так и отрицательные, разговаривают на языке тела, и нет в организме такой ткани, органа или системы, которая оставалась бы незатронутой эмоциями.

Положительные эмоции

Положительные эмоции - понятие исключительно распространеннное, однако его содержание, казалось бы предельно душевно понятное, не вполне очевидно.

Наиболее близким кажется под "положительными" эмоциями (а также положительными чувствами и состояниями) понимать те, которые имеют приятный эмоциональный фон, переживаются как то или иное удовольствие. Обычно это эмоции, которые человек переживает при достижении цели, когда получает то, что он хотел - эмоции радости, удовлетворения.

На самом деле тут все сложнее, и при достижении цели, при получении того, что человек хотел, переживанием может быть и душевная пустота, и разочарование - в силу того, переживание определяется не столько ситуацией, сколько личностными особенностями человека.

Положительные эмоции, видимо, следует отличать от "позитивных" эмоции и чувств. Позитивные эмоции и состояния - это те, которые получают позитивную оценку от самого человека и/или окружающих. Большинство позитивных эмоций вполне совпадают с положительными, и "радость при встрече" - это обычно и положительная, и позитивная эмоция. Тем не менее, иногда между положительными и позитивными эмоциями оказывается очевидное расхождение.

Удовольствие от еды - положительная эмоция, но удовольствие от еды может раздражать того, кто хочет похудеть, и пищевое удовольствие человек может считать для себя негативным, вредным для себя переживанием.

С другой стороны, если недовольство собой побуждает человека поднять себя с дивана и начать что-то делать, он оценит отрицательное переживание "недовольство собой" как позитивное для себя состояние.

Список положительных эмоций дать затруднительно. Это могут быть радость, энтузиазм, веселье, интерес, мечтательность, удовольствие и др., но дети так же часто любят боятся, любят страдать и себя жалеть. Есть люди, которые особенное удовольствие переживают при причинении себе боли...

Польза и вред положительных эмоций

Как ни странно, вопрос о пользе и вреде положительных эмоций очень непростой. Рекомендуем почитать серьезные статьи как о пользе положительных эмоций, так и о их вреде, точнее о большей пользе отрицательных эмоций. Говоря о смысле положительных эмоций, в любом случае стоит выделить следующие моменты.

  • Это кормежка окружающих: я своей радостью заряжаю остальных, я покупаю их своей радостью.
  • Это способ привлечения внимания. Я помогаю решать их проблемы своей энергией, своей уверенностью и бодростью.
  • Это нормальная торговля, когда я своими позитивными эмоциями решаю проблемы других людей, показываю им радость. Поэтому положительные (позитивные) эмоции всячески приветствуются, если это не только привлечение внимания, отнимающее и оттягивающее внимание от того, что важно вам.

Глава I Взаимодействие экспрессивных средств в процессе восприятия

1.1 Сущность понятий "эмоция" и "экспрессия" .:.„

1.2 Современные подходы к изучению эмоциональных состояний.

1.3 Проблема классификации эмоциональных состояний с позиции различных областей научного знания.

1.4 Экспрессивные средства различных уровней.

1.5 Сущность речевого ритма и его экспрессивная функция.

1.6 Взаимодействие экспрессивных средств различных уровней языка.

1.7 Психолингвистический подход к исследованию эмоциональности."

1.8 Эмоциональное состояние с точки зрения воспринимающего^ позиции говорящего.

1.9 Палитра эмоциональных состояний и инвентарь экспрессивных средств

1.9.10 Выводы.

Глава II Экспериментальные исследования средств выражения эмоционального состояния "Радость"

2.1 Описание экспериментального материала.

2.2 Этапы проведение эксперимента."

2.2.1 Проведение психолингвистического эксперимента.

2.2.2 Классификация материла по группам.

2.2.3 Исследование признаков звучащей речи на уровне ритма и мелодики.

2.2.4 Соотношение лингвистических и паралингвистических признаков.

2.3 Выводы.

Введение диссертации2010 год, автореферат по филологии, Киршинова, Олеся Валерьевна

Проблема исследования эмоциональности и средств ее передачи в языке и речи является одной из актуальных в современной науке. В последние годы она привлекает к себе все больше внимания. Накоплено относительно большое количество информации в разных областях науки. Интерес к этой проблеме наблюдается сегодня и в лингвистике. На современном этапе наиболее перспективным является междисциплинарный подход к исследованию эмоциональности и средств её выражения в языке.

За последнее время изучение вербальной коммуникации претерпело глубокие изменения. Традиционно исследования основывались на лексических средствах. В настоящее время исследуется коммуникация вербальная (устная), или коммуникация средствами звучащей речи. Значимым представляются способы включения паралингвистических средств в исследование процесса вербальной коммуникации и разработка механизмов анализа супрасегментных средств. «Традиционный формально грамматический подход сменился более широким подходом, принимающим во внимание социо-, психо- и нейролингвистические факторы в дополнение к чисто лингвистическому. Более того, в настоящее время центр исследований сместился с проблем чисто лингвистического описания высказывания к проблемам описания и интерпретации всего процесса речевой коммуникации в целом» [Потапова, 2006].

Внимание исследователей все заметнее переключается на исследование экспрессивных средств звучащей речи, что соответствует представлению об акустической природе языка. В настоящее время ведётся разработка механизма исследования звучащей речи.

В свете задач теории эмоциональности существенным является определение экспрессивной функции средств звучащей речи. Обращение к сопоставительному аспекту исследования может дать информацию об универсальных и национально специфических признаках экспрессивных 4 средств речи. Этим обусловлена актуальность настоящего исследования, цель которого заключается в выявлении экспрессивных функций средств звучащего диалога (текста) на супрасегментном уровне, характера их сочетания с паралингвистическими средствами с учётом визуального сопровождения.

Постановка цели определила ряд задач:

1) выбрать экспериментальный материал, отражающий средства выражения эмоции "Радость" с разной степенью проявления эмоционального состояния в русском и немецком языках;

2) провести психолингвистический эксперимент для характеристики эмоции "Радость" и определения степени её выраженности;

3) провести анализ средств звучащей речи, выражающих эмоцию "Радость";

4)провести сопоставительное исследование средств звучащей речи в функции выражения эмоции "Радость" в двух языках для определения универсальных и национально - специфических средств.

Рабочие гипотезы:

1. При анализе средств выражения эмоциональных состояний (в данном случае эмоции "Радость") наряду с универсальными можно выделить национально - специфические черты на уровне ритмики и мелодики, а также соотношения лингвистических и паралингвистических средств.

2. В русском языке выражение эмоции "Радость" в целом связана с восходящим движением мелодики, в немецком языке - с нисходящим.

3. Соотношение лингвистических и паралингвистических средств при выражении эмоциональных состояний носит комплементарный характер.

Объектом исследования являются тексты звучащих диалогов "на русском и немецком языках.

Предметом исследования являются экспрессивные средства для выражения эмоционального состояний "Радость"как высокой степени выражения положительной базовой эмоции. 5

Материалом для исследования послужили видеозаписи 62 русских (около 2 часов 30 минут) и 60 немецких (около 3 часов) звучащих диалогов, сделанные методом сплошной выборки из современных художественных фильмов.

Научная новизна настоящего диссертационного проекта обусловлена тем, что впервые на основе психолингвистического эксперимента проведён анализ звучащих русских и немецких диалогов для выражения положительной эмоции "Радость" и как высокой степени выражения базовой эмоции.

Теоретическая значимость настоящей работы заключается в разработке механизма исследования экспрессивных средств звучащих диалогов (текстов) в психолингвистическом и лингвистическом аспектах. Практическая ценность.

Материал, представленный в диссертационном исследовании, и результаты его анализа могут найти применение в практике преподавания немецкого языка, в преподавании курсов психолингвистики и фонетики.

Основные методы исследования. Полученные в работе результаты основаны на методе психолингвистического эксперимента, перцептивном анализе и на методе математического подсчёта.

Теоретическую базу исследования составляют нейро- - и психолингвистические исследования в области эмоциональности, данные восприятия речи, исследования в области речевого ритма и мелодики. Положения, выносимые на защиту:

1. При выражении эмоциональных состояний средства звучащей речи принимают на себя ведущую функцию. Со средствами других уровней языка они находятся в комплементарных отношениях, что ярко проявляется на примере эмоции "Радость".

2. Экспериментальным путём можно выделить универсальные и национально - специфические признаки экспрессивных средств речи на уровне речевого ритма и мелодики. 6

3. В русском языке при выражении эмоции "Радость" преобладает восходящая мелодика, в немецком - нисходящая.

4. При восприятии эмоции "Радость" ведущими средствами являются паралингвистические, ритмико - интонационные средства и эмоционально окрашенная лексика, при этом комбинации этих компонентов имеют национальную специфику.

Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены на разных этапах её разработки, на конференциях факультета

РГФ Воронежского государственного университета в 2006, 2007, 2008, 2009,

2010 гг., на научном семинаре в Институте речеведения и фонетики при

Университете имени Мартина Лютера (г. Галле, ФРГ).

Выражаем глубокую благодарность за помощь при проведении эксперимента сотруднику Александре Хауфе (Alexandra Haufe) и студентам

Института фонетики при университете имени Мартина Лютера, Галле, ФРГ, во главе с его директором доктором филологических наук, профессором г жой Урсулой Хиршфельд (Prof. Dr. Ursula Hirschfeld) и за возможность прохождения стажировки, способствующей завершению этой работы.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух

Заключение научной работыдиссертация на тему "Экспрессивные средства звучащей речи для выражения эмоции "Радость""

2.3 ВЫВОДЫ

В настоящем исследовании предпринята попытка выделить средства звучащей речи, определяющие восприятие эмоционального состояния "Радость" в русской и немецкой звучащей речи.

Экспериментальное исследование было направлено на анализ ритмических и мелодических параметров в русской и немецкой звучащей речи в комплексе с паралингвистическими средствами и эмоционально окрашенной лексикой.

Признак "эмоциональное состояние "Радость" был рассмотрен в динамике, с учётом степени выраженности эмоций. Для оценки характера эмоционального состояния и степени его выраженности был применён метод психолингвистического эксперимента с участием экспертов - носителей русского (28 человек) и немецкого языка (28 человек соответственно).

В русском экспериментальном материале в большей степени была распознана эмоция "Радость", в меньшей степени - эмоция "Наслаждение". (Некоторые участники эксперимента носители русского языка, для обозначения преобладающей в звучащих диалогах эмоции использовали синонимы, но относили диалоги к одной из предложенных групп. К" группе

Радость" относили диалоги с маркировкой "Восторг", "Ликование". Но это относилось только к опознаванию эмоции "Радость". К остальным эмоциям синонимов (смежных эмоций) аудиторы не давали).

Полученные данные подтверждают выводы в исследованиях Н.В. Кириченко (НМЦ фонетики ВГУ) о том, что распознаются прежде всего базовые эмоции. Палитра названий эмоций количественно превышает различаемые человеком эмоции, которые выражаются экспрессивными средствами звучащей речи.

В немецком экспериментальном материале в большей степени была распознаваема эмоция "Радость", и в меньшей степени - эмоция "Гнев". Выражение эмоции "Гнев" в большей степени носит паралингвистический характер.

В русском и немецком экспериментальном материале чёткое распознавание эмоции "Радость" было получено с помощью паралингвистических средств.

Причину частичного несовпадения восприятия степени выражения эмоций мы относим к наличию национально - специфических экспрессивных средств в двух языках (русском и немецком).

В процессе восприятия эмоций в русском и немецком экспериментальном материале преобладают визуальные каналы. Расхождения были обнаружены в степени выражения эмоции "Радость". По степени выражения эмоционального состояния можно сделать вывод о характере распознавания эмоции в восприятии.

По степени выражения эмоций в русском экспериментальном материале носителями немецкого языка в большей степени распознавалась средняя и низкая степень, в меньшей - высокая степень выражения данного эмоционального состояния.

В немецком экспериментальном материале носителями русского языка в большей степени распознавалась средняя и высокая степень, в меньшей -низкая степень выражения данного эмоционального состояния.

По месту ударного слога в ритмической группе:

В русском экспериментальном материале количество РГ с одним ударным слогом в начале / или в конце РГ с восходящей мелодикой превышает количество РГ в немецком (например: / [хх8]). В немецком экспериментальном материале количество РГ с одним ударным слогом в начале / или в конце РГ с нисходящей мелодикой превышает количество РГ в русском (например: [Тххх ] / [хххххБ)].

В русском экспериментальном материале количество РГ с двумя ударными слогами с восходящей / и нисходящей мелодикой в начале /ив конце РГ превышает количество РГ в немецком (например: БххххЗ] / [хРхххГ]). В русском экспериментальном материале количество РГ с двумя ударными слогами в начале /ив конце РГ с восходяще - нисходящей мелодикой превышает количество РГ в немецком (например: [БхБ] / [хБхР]). В русском экспериментальном материале количество РГ более двух в начале /ив конце РГ превышает количество РГ в немецком (например: [хЗхххРхххххГ] / [ххЭххЗххРх]).

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что в русском экспериментальном материале наблюдается преобладание ритмических групп с одним ударным слогом в начале / или в конце РГ с восходящим мелодическим знаком по отношению к немецкому языку. В немецком экспериментальном материале было выявлено преобладающее количество ритмических групп с одним ударным слогом в начале/ и в конце РГ с нисходящим мелодическим знаком по отношению к русскому языку. По количеству ритмических групп с ударными слогами:

В русском экспериментальном материале количество РГ с одним ударным слогом с восходящим мелодическим знаком (44 РГ) значительно превышает количество РГ в немецком материале (14 РГ).

В немецком экспериментальном материале количество РГ с одним ударным слогом с нисходящим мелодическим знаком (35 РГ) превышает количество РГ в русском (27 РГ).

В русском экспериментальном материале количество РГ с двумя ударными слогами с восходящим мелодическим знаком (7 РГ) значительно превышает количество РГ в немецком (1 РГ).

Количество РГ в русском экспериментальном материале с двумя ударными слогами с нисходящим мелодическим знаком (3 РГ) равно количеству РГ в немецком (3 РГ).

В русском экспериментальном материале количество РГ с двумя ударными слогами с восходящим и нисходящим мелодическим знаком (15 РГ) значительно превышает количество РГ в немецком (3 РГ).

В русском экспериментальном материале количество РГ с более чем двумя ударными слогами (6 РГ) превышает количество РГ в немецком (2 РГ).

В русском экспериментальном материале выявлено преобладание ритмических групп с одним, двумя и более двух ударных слогов с восходящим, с восходящим и нисходящим мелодическим знаком в сравнении с немецким языком. Было выявлено равное количество РГ с двумя ударными слогами с нисходящим мелодическим знаком в русском экспериментальном материале по отношению к немецкому.

В немецком экспериментальном материале было выявлено преобладающее количество ритмических групп с одним ударным слогом с нисходящим мелодическим знаком по отношению к русскому языку.

В русском языке к экспрессивным средствам на уровне ритмических параметров можно отнести следующие: ритмические группы с двумя ударными слогами в начале РГ (в 13,6 раза) / в конце РГ (в 13,8 раза) с восходящим мелодическим знаком, ритмические группы с двумя ударными слогами в начале РГ (в 9,5 раза) / в конце РГ (в 8,8 раза) с восходящим и нисходящим мелодическим знаком, ритмические группы с более чем двумя ударными слогами в начале РГ (в 23 раза) / в конце РГ (в 48,5 раза) по отношению к немецкому экспериментальному материалу. В скобках указано превышение ритмических групп этих конфигураций по отношению к немецкому экспериментальному материалу.

Это отнесение ритмических групп данной конфигурации к экспрессивным средствам для выражения эмоции «Радость» является условным только в том смысле, что оно может и должно быть соотнесено с экспрессивными средствами на уровне ритма при выражении других эмоций. Наш исходный тезис о наличии базовых эмоций предполагает системный подход к исследованию средств звучащей речи и их интерпретации. Это позволяет нам полагать, что отмеченные ритмические параметры присущи экспрессивным средствам для выражения положительной эмоции высокой степени проявления, а превышение этих параметров по сравнению с данными по восприятию немецкой звучащей речи говорит о национальной специфике проявления средств звучащей речи русского языка в заданных условиях.

В немецком экспериментальном материале наиболее рельефно представлены ритмические группы с одним ударным слогом в начале РГ с нисходящим мелодическим знаком (в 3 раза) / в конце РГ (в 2 раза). В скобках приведено их превышение в немецких диалогах по отношению к русскому экспериментальному материалу. Эти ритмические признаки можно отнести к экспрессивным средствам с вышеуказанными предпосылками.

В отношении ритмических параметров можно сделать следующие выводы. В целом, как в русском, так и в немецком экспериментальном материале средняя протяжённость РГ составила от 1 до 7 слогов. Наибольшую частотность в русском языке имеет РГ в 2 слога, в немецком - в 3 слога. В русском экспериментальном материале количество РГ с одним, двумя и более ударными слогами значительно превышает количество РГ подобной конфигурации в немецком экспериментальном материале. Таким образом, РГ в русском экспериментальном материале с выражением эмоции "Радость" имеет тенденцию к многоударности.

Существенные отличия были получены на уровне функционирования мелодического знака.

В немецкой звучащей речи при выражении эмоции "Радость" существенно доминирует нисходящая мелодика в сравнении с русской звучащей речью. В русской звучащей речи соответственно преобладает восходящая мелодика (по сравнению с немецкой). Это служит подтверждением гипотезы, согласно которой [см. с. 40].

Для системы немецкой интонации ведущим признаком является "Losungstiefe" (падение тона голоса до нижней границы голосового диапазона). По этому признаку различаются интонемы немецкого языка . Мы исходим из гипотезы, согласно которой усиление дифференциального признака интонем символизирует выражение положительных эмоций [Величкова, 2010, с. 16] .В русском языке дифференциальным признаком является положение мелодического максимума, дальнейшее повышение которого сигнализирует о выражении положительных эмоций. Понижение мелодики в русском языке в восприятии служит выражением отрицательных эмоциональных состояний. Эти данные подтверждают гипотезу о соотношении интенсивности проявления дифференциальных признаков интонем с характером выраженной в речи эмоции.

О соотношении лингвистических и паралингвистических средств:

Данные проведённого эксперимента позволяют проследить соотношение лингвистических и паралингвистических средств при выражении эмоции "радость". Выше мы подробно описали ритмико -мелодические параметры звучащей речи. Эти средства в соединении с тембровыми характеристиками представляют ведущие средства при выражении эмоциональных состояний. Эти параметры соединяются с паралингвистическими средствами: мимикой, жестикой, а также интонационными характеристиками, в первую очередь мелодическими и интенсивными, не принимающими непосредственного участия в оформлении речевого высказывании. По нашим данным, в выражении эмоциональных состояний особенно важную роль представляет соотношение

117 речевых средств этих двух типов с лексическими средствами- языка. Комплекс всех этих средств имеет национальную специфику. В русском экспериментальном материале положительная эмоция "Радость" в большей степени выражена эмоционально окрашенной лексикой (отдельными фразами) и паралингвистическими средствами, и в меньшей степени - только паралингвистическими средствами. Ввиду сложности выделения эмоционально окрашенной лексики мы в настоящей работе относили к эмоционально окрашенной лексике: 1) "оценочные" лексемы; 2) лексемы, выражающие состояние радости. В 8 звучащих диалогах на русском языке было выявлено 12 "оценочных" лексем (Например: Ещё лучше; отличная машинка; Супер какой!; всё идёт отлично; хорошо нам здесь, хорошо; красиво; замечательная водичка, отличная; шутим, это хорошо; да нет, это хорошо;). В 1 звучащем диалоге была обнаружена 1 лексема, выражающая состояние радости (Например: я всегда буду рада тебе помочь). В немецком экспериментальном материале положительная эмоция "Радость" в большей степени выражена паралингвистическими средствами, и в меньшей степени - эмоционально окрашенной лексикой (отдельными фразами).

В 12 звучащих диалогах было выявлено 16 "оценочных" лексем (Например: Ist das prima!; herrlich; bezaubernd; . den finde ich prima!; Es ist sehr schön; Altbau schon schön; Stock ist natürlich toll!; schön; wunderschön; Alles bestens; Schatz; na gut; wunderbar). В 8 звучащих диалогах было обнаружено 10 лексем, выражающих состояние радости (Например: freust du dich denn so?; freut mich; Der freut sich bestimmt; freue mich; das freut mich aber; das freut mich wahnsinnig; . dass du dich freust; Vor Freude, weil die da sind;).

Наряду с вышеназванными группами были выделены нейтральные лексемы (окрашены экспрессивными средствами звучащей речи), которые не выражаются ни "оценочной" лексикой, ни лексемами, выражающими

118 состояние радости (например в русском: Хай; Вернулся; Мамочка; Нашёлся; в немецком: Ehrt mich; Sieggi; Seht mal; Eddi!; Ich hab" dich auch gern; Meine Herren; Papa; Die Omi).

Отчётливо обозначается тенденция в немецком экспериментальном материале к частому употреблению лексем с глаголом «sich 1геиеп»(«радоваться») или существительным «Freude» («радость»). Это явление наблюдается и в реальной речи значительно чаще, чем в повседневном общении на русском языке.

Кроме исследованных нами экспериментальным путём параметров, в выражении эмоции "Радость" существенную роль, по нашим наблюдениям, играет тембр. Тембровый характер говорящего определяет в русском языке его функциональное состояние (усталость, тревогу, тоску и т.д.). Несмотря на важную роль этого параметра звучащей речи, мы не включаем его в экспериментальное исследование, ввиду не разработанности механизма. E.H. Винарская, говоря о значении этого механизма звучащей речи, указывает на недоступность его экспериментальному исследованию [см. Винарская, 2003, с. 47]. Можно предположить, что дальнейшие исследования в этой области могут быть направлены, в первую очередь, на выяснение характера восприятия тембральных характеристик в речи наивными носителями языка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе исследования эмоциональности перспективным является междисциплинарный подход с учётом данных нейро - и психолингвистики, лингвистики, физиологии и неврологии.

Передача эмоциональности осуществляется единицами различных уровней. При исследовании звучащей речи на междисциплинарном уровне становится ясно, что её средства несут на себе важнейшую экспрессивную функцию, эмоционально окрашивая единицы других уровней. Исходя из психолингвистических концепций можно выявить национально -специфические средства звучащей речи.

Для лингвистов интерес представляют языковые средства, используемые для выражения эмоций говорящего, и для воздействия на эмоциональную сферу слушающего.

Классификация эмоциональных состояний весьма разнообразны, как в количественном, так и в качественном отношении, что объясняется различием во взглядах на условия возникновения и сущность эмоций.

Наибольшую проблему представляют исследования звучащих диалогов, так как здесь мало источников и звучащий материал редко является объектом исследования.

Ярким примером эмоциональной речи служит звучащие диалоги с положительной эмоцией "Радость". В звучащих диалогах ведущую роль играют экспрессивные средства речи сегментного и супрасегментного уровней.

Проведённый эксперимент позволил выявить экспрессивные средства звучащей русской и немецкой речи. Важную роль в эксперименте занял психолингвистический анализ звучащих диалогов.

В результате психолингвистического эксперимента исследования восприятия звучащего диалога были выделены эмоции, реально различаемые носителями русского и немецкого языков в звучащих диалогах.

Можно сделать вывод о том, что количество наименований оттенков эмоций, приводимых в различных классификациях, превышает реально распознаваемые человеком эмоции, выражаемые экспрессивными средствами звучащей речи. Человек различает базовые эмоции и степень их выраженности, но затрудняется конкретизировать эмоцию из предложенной ему палитры названий. Степень выражения базовых эмоций создаёт более широкую палитру их наименований. Обилие наименований эмоциональных состояний обусловлено ситуативным и стилистическим подходами к обозначению эмоций.

Исследование супрасегментных параметров звучащих русских и немецких диалогов позволяет сделать следующие выводы о выполняемой ритмическими (на уровне протяжённости ритмических групп и количества ударностей), мелодическими (на уровне частотности и характеристики мелодического знака) экспрессивной функции.

При выражении положительной эмоции "Радость" в немецком экспериментальном материале место ударного слога приходится на начало / на конец ритмической группы. В русском экспериментальном материале, так же как и в немецком, в большинстве случаев место ударного слога приходится на конец / на начало ритмической группы.

По данным исследования мелодики было установлено, что в немецком экспериментальном материале существенно доминирует нисходящая мелодика в сравнении с русским. В русском экспериментальном материале преобладает восходящая мелодика по сравнению с немецким.

По данным исследования степени напряжённости доминирующей эмоции было установлено, что в русском языке носителями немецкого языка хуже распознаётся высокая степень выражения доминирующей эмоции, чем низкая и средняя.

В немецком экспериментальном материале низкая степень выражения доминирующей эмоции распознаётся носителями русского языка в меньшей степени, чем средняя и высокая.

По данным восприятия доминирующей эмоции, было установлено, что в русском экспериментальном материале в звучащих диалогах в большей степени всего носители немецкого языка распознали эмоцию "Радость". В меньшей степени - эмоцию "Наслаждение".

В немецком экспериментальном материале в большей степени носителями русского языка была распознана эмоция "Радость". В меньшей степени-эмоция "Гнев". При этом её выражение чаще носит паралингвистический характер.

По данным средств выражения положительной эмоции "Радость" было установлено, что в русском экспериментальном материале положительная эмоция "Радость" в большей степени выражена паралингвистическими средствами и эмоционально окрашенной лексикой (отдельными фразами). В немецком экспериментальном материале эмоция "Радость" в большей степени выражена паралингвистикой, чем эмоционально окрашенной лексикой.

В данном исследовании, основанном на психолингвистическом подходе с применением сопоставительного метода и метода математического подсчёта, было получено подтверждение гипотезы о том, что при анализе средств выражения эмоциональных состояний (эмоции "Радость") наряду с универсальными можно выделить специфические черты на уровне ритмики, мелодики, соотношения лингвистических и паралингвистических средств, так же о том, что в немецком языке выражение эмоции "Радость" в целом связано с понижением мелодики, в русском языке - с повышением.

1. Скуридина О.В. Современные направления исследования вербальной коммуникации / О.В. Скуридина // Текст - дискурс - картина мира. Межвузовский сборник научных трудов. - Воронеж: Истоки, 2008.- Вып. 4. -С. 67-73.

2. Скуридина О.В. Ритмико - мелодическая характеристика звучащего диалога с эмоциональным компонентом "Радость" (на материале русского и немецкого языков) / О.В. Скуридина // Язык и национальное сознание. Межвузовский сборник научных трудов. - Воронеж: Истоки, 2008.- Вып. 10. -С. 97- 103.

3. Киршинова О.В. Экспериментальные исследования характера восприятия эмоциональных состояний родной и иноязычной речи / О.В. Киршинова // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникации. № 1. - 2010. - С.132 - 135. (Журнал включен в перечень изданий, рекомендованных ВАК).

Эмоция – это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.

В работах Дарвина и в трудах современных ученых эмоции отнесены к фундаментальным и одинаково проявляются у представителей разных культур.

Фундаментальные эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами. (Врожденный механизм проявления гнева предполагает оскал как демонстрацию готовности броситься на противника и укусить его; многие люди в гневе, напротив, стискивают зубы и поджимают губы, словно стремясь смягчить или замаскировать проявления гнева.)

Мимика призвана скрывать или замещать врожденные типы выражений эмоций и чрезвычайно различна у представителей разных социальных слоев.

К. Изард выделил следующие основные, «фундаментальные эмоции».
1. Интерес (как эмоция) – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.
2. Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна.
3. Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.
4. Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных , которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.
5. Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
6. Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физиологические взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение – желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.
7. Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.
8. Страх – отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).
9. Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
10. Смущение.

Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например, тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость – удовлетворение, восторг, ликование, экстаз и т.д.).

– одна из фундаментальных характеристик человека. Лишенный эмоциональных переживаний, человек не мог бы называться человеком.

Фундаментальные эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами. Однако, взрослея, человек учится управлять врожденной эмоциональностью, в той или иной степени трансформировать ее. У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица, мозга, изменение в функционировании кровеносной и дыхательной систем. Эмоции могут омрачить восприятие окружающего мира или расцветить его яркими красками, повернуть ход мыслей к творчеству или меланхолии, сделать движения легкими и плавными или, наоборот, неуклюжими. Каждая эмоция воздействует на человека по-своему.

Интерес – позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Играет важную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта.

Интерес – единственная мотивация, обеспечивающая работоспособность человека и необходимая для творчества. Уже с первых дней жизни человека его интерес может проявляться одним единственным мимическим движением – приподнятыми или слегка сведенными бровями, перемещением взгляда по направлению к объекту, слегка приоткрытым ртом или поджатием губ. Оно кратковременно, длится от ½ до 4-5 секунд, тогда как само переживание эмоции обычно длится дольше.

Заинтересованный человек выглядит воодушевленным, его внимание, взгляд и слух направлены на интересующий объект. Он переживает чувство захваченности, зачарованности, поглощенности. Феноменология интереса также характеризуется относительно высокой степенью чувства удовольствия и чувства уверенности в себе и умеренной степенью импульсивности и напряжения. В паттерн эмоций, переживаемых в ситуации интереса, часто входит эмоция радости. Именно эмоция интереса заставляет индивида в течение продолжительного времени заниматься определенным или выработкой определенного навыка. Интерес заставляет индивида дифференцировать и описывать те аспекты мира, которые он хотел бы познать и исследовать.

Эмоция интереса несет в себе три функции. Биологическая заключается в том, что интерес служит источником энергии для поведения. Мотивационные функции можно отнести к одному из двух типов. Первый тип связан с внутренними процессами, устремляющими индивида в определенном направлении или к определенной цели. Второй тип связан с социальной мотивацией, то есть с тем процессом, посредством которого эмоциональная экспрессия индивида мотивирует поведение окружающих его и взаимодействующих с ним людей. Социальная функция: человек – это прежде всего социальное существо, для его благополучия и цивилизации требуется определенная степень социальной организации и порядка.

Эмоция интереса играет важную роль в мотивации успеха. Интерес необходим для развития навыков, именно он мотивирует деятельность человека, направленную на совершенствование врожденных способностей.

Радость – одна из простейших эмоций с точки зрения мимического выражения и возможности расшифровки этого выражения. Простейшая улыбка возникает в результате сокращения всего одной пары мышц – скуловых. Эти мышцы, сокращаясь, оттягиваются и слегка приподнимают уголки рта.

Радость заставляет человека с особой остротой ощутить свое единство с миром. Это обостренное чувство сопричастности, собственной принадлежности к миру. В состоянии радостного экстаза человек ощущает необыкновенную легкость, энергичность, ему хочется летать, и он порой действительно ощущает себя воспарившим, и тогда все приобретает для него иную перспективу, иное значение, иной смысл.

Социальная функция радости. Если общение с каким-то человеком доставляет вам радость, то вы наверняка будете доверять этому человеку, полагаться на него. Формирование чувства привязанности и взаимного доверия между людьми является чрезвычайно важной функцией эмоции радости.

Биологическая функция радости. Когда мы испытываем радость, все системы нашего организма функционируют легко и свободно, разум и тело находятся в расслабленном состоянии, и этот относительный физиологический покой позволяет нам восстановить затраченную энергию.

Радость возникает спонтанно, когда человек достигает какой-то цели, добивается какого-то важного для себя результата.

Печаль. Психологической основой печали могут быть разнообразные проблемные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, неудовлетворенные первичные потребности, другие эмоции, а также образы, представления и воспоминания. Врожденное мимическое выражение печали характеризуется приподнятыми и сведенными к переносице внутренними концами бровей, поперечными морщинами на лбу и опущенными уголками рта. Главной и универсальной проблемой печали является чувство утраты, возникающее в результате смерти любимого человека или разлуки с ним. Переживание печали обычно описывают как уныние, грусть, чувство одиночества и изоляции.

Эмоция печали выполняет ряд психологических функций. Переживание горя сплачивает людей, укрепляет дружеские и семейные связи; печаль тормозит умственную и физическую активность человека и тем самым дает ему возможность обдумать трудную ситуацию; она сообщает человеку и окружающим людям о неблагополучии, побуждает человека к восстановлению и укреплению связей с людьми.

Существуют три способа регуляции печали: активация другой эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, когнитивная регуляция (переключение внимания и мышления) и моторная регуляция (путем напряжения произвольно управляемых мышц и физической активности).

Гнев. Чувство психологической и физической несвободы, как правило, вызывает у человека эмоцию гнева. Любое препятствие на пути достижения намеченной цели может вызывать гнев. Вынужденная временная приостановка деятельности воспринимается человеком как препятствие, ограничение, сбой.

Гнев бывает вызван нанесенным оскорблением, неправильными или несправедливыми действиями и поступками окружающих. Мимическое выражение гнева включает в себя весьма характерные сокращения лобных мышц и движения бровей. Брови опущены и сведены, кожа лба стянута, образуя на переносице или прямо над ней небольшое утолщение. У взрослого человека между бровями пролегают глубокие вертикальные морщины. В гневе человек чувствует, что у него «вскипает» кровь, лицо горит, мышцы напряжены. Ощущение собственной силы побуждает его броситься вперед, напасть на обидчика. Чем сильнее гнев, тем больше потребность в физическом действии, тем более сильным и энергичным чувствует себя человек.

Гнев мобилизует энергию, необходимую для самозащиты, придает индивиду ощущение силы и храбрости. Уверенность в себе и ощущение собственной силы стимулируют индивида отстаивать свои права, то есть защищать себя как личность. Таким образом, эмоция гнева выполняет полезную функцию. Кроме того, умеренный контролируемый гнев может использоваться в терапевтических целях для подавления страха.

Отвращение и презрение. Эмоция отвращения представляет собой дифференцированный аспект примитивного механизма избегания. Она уходит своими корнями в те древние отделы мозга, которые обеспечивают вкусовые ощущения и пищевое поведение.

Мимическое выражение отвращения безошибочно распознается даже на лице младенца. Помимо нахмуренных бровей мы наблюдаем приподнятую верхнюю губу и опущенную нижнюю, в результате чего рот приобретает угловатую форму. Язык слегка высунут, как будто выталкивая попавшее в рот неприятное вещество.

С возрастом человек начинает контролировать свои мимические реакции, в том числе и реакцию отвращения. Человек не только учится скрывать свое отвращение или прятать его за выражением других эмоций, но и обретает навык «изображать» отвращение, когда на самом деле не испытывает его. С помощью одного мимического движения можно дать кому-то понять, что нечто в его поведении вызывает у нас отвращение.

Биологическая функция отвращения состоит в том, что оно мотивирует отвержение неприятных на вкус или потенциально опасных веществ. Оно также играет мотивирующую роль в установлении взаимосвязей между чрезвычайно широким кругом раздражителей, с одной стороны, и реакцией избегания – отвержения – с другой.

Отвращение заставляет нас избегать потенциально неприятных объектов или «скверных ситуаций» без их непосредственного воздействия на наши органы чувств. С помощью мимического выражения отвращения или отдельных мимических движений человек сигнализирует другому человеку о том, что тот должен изменить свою внешность, манеры или поведение, в противном случае рискует быть отвергнутым. Эмоция отвращения, вероятно, играет роль и в поддержании гигиены тела. Люди испытывают отвращение к грязной одежде и запаху грязного тела, как своего, так и чужого. Отвращение играет определенную роль и в установление стандартов сексуального поведения. Человек может испытывать отвращение к самому себе, что приводит к снижению самооценки и к самонеприятию.

Эмоция презрения связана с чувством превосходства. В эволюционной перспективе презрение выступало своеобразным средством подготовки индивида или группы к встрече с опасным противником. Все предрассудки и так называемые «хладнокровные» убийства вызваны презрением.

Ситуации, активирующие гнев, зачастую одновременно активируют эмоции отвращения и презрения. Комбинацию этих трех эмоций можно рассматривать как триаду враждебности.

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Человек может переживать страх в самых разных ситуациях, но все они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие или безопасность. Интенсивное переживание страха запоминается надолго.

Существует ряд стимулов и ситуаций, на которые мы биологически предрасположены реагировать страхом. Это боль, и внезапное изменение стимуляции. Но по мере приобретения опыта человек начинает бояться самых разных ситуаций, явлений и объектов. Когда человек испытывает страх, его внимание резко сужается, заостряясь на объекте или ситуации, сигнализирующей нам об опасности.

Интенсивный страх создает эффект «туннельного восприятия», то есть существенно ограничивает восприятие, мышление и свободу выбора. Кроме того, страх ограничивает свободу поведения человека. В страхе человек перестает принадлежать себе, он движим одним единственным стремление – устранить угрозу, избежать опасности. Страх иногда вызывает оцепенение, полную неспособность к движению.

Второй непосредственный эффект страха – его способность мотивировать бегство – вполне понятен и объясним. Значит, реакция оцепенения и бегства выполняют защитную функцию. Не существует более сильной мотивации для поиска безопасной среды существования, чем страх. Умеренно выраженная эмоция страха помогает нам избегать ситуаций, угрожающих нашему физическому и психическому «Я». По наблюдению этолога Эйбла-Эйбесфельда, страх заставляет индивида искать помощи.

Техники управления страхом
1. Десенситизация. Разработана Уолпом в 1969 году. Направлена на снижение индивидуальной чувствительности к объектам и ситуациям, вызывающим у индивида страх, с помощью релаксации при неоднократном представлении устрашающих стимулов.
2. Имплозивная терапия, или терапия «взрыва». Пациента просят представить наиболее травмирующее событие из его жизни с помощью специальных диагностических опросов.
3. Моделирование. Техника предполагает наблюдение за опытом чужого переживания и его имитацию.
4. Техника взаиморегуляции эмоций. Для того чтобы научиться контролировать свой страх, нужно тренировать в себе способность к переживанию и выражение эмоций, противостоящих страху.

Смущение. В смущении человек, как правило, отворачивается от собеседника, прячет глаза, одним словом, старается избежать прямой социальной стимуляции. Переживание смущения сопровождается острым чувством собственной неадекватности и, возможно, чувством неполноценности. Эмоция смущения часто сопровождается переживанием разнообразных, как положительных, так и отрицательных эмоций. Эмоция смущения может нести в себе адаптивные функции. Она может уберечь ребенка от слишком близкого знакомства с незнакомыми объектами и небезопасным окружением. Она также оказывает регулирующее воздействие на вегетативную нервную систему, предотвращая ее перевозбуждение.

Крайние проявления смущения имеют дезадаптивное значение. Застенчивость существенно ограничивает круг дружеского общения и тем самым лишает человека социальной поддержки. Кроме того, смущение ограничивает любознательность и препятствует исследовательскому поведению, особенно в социальных ситуациях. Если положительные компоненты смущения могут исполнять адаптивные функции, то отрицательные компоненты обнаруживают тесную взаимосвязь с депрессией и тревогой.

Стыд. Переживая стыд, человек опускает или отворачивает голову, прячет взгляд, прикрывает глаза и заливается стыдливым румянцем, который зачастую обостряет переживание стыда, поскольку привлекает к лицу внимание как самого человека, так и окружающих его людей. Отчеты о физиологических реакциях, сопровождающих переживание стыда, свидетельствуют о возбуждении симпатической нервной системы. Стыд заставляет человека почувствовать себя ничтожным, беспомощным и несостоятельным, вконец проигравшимся неудачником. Иногда даже искренняя похвала может вызвать у человека стыд.

Эмоция стыда исполняет двоякую функцию. Способность к стыду означает, что индивид склонен учитывать мнения и чувства окружающих его людей. Таким образом, стыд способствует большему взаимопониманию между человеком и окружающими его людьми и большей ответственности перед обществом. Кроме того, стыд побуждает индивида к приобретению навыков, в том числе и навыков социального взаимодействия. Стыд обнажает «Я», делает прозрачным «границы эго». Но в то же время развивает навыки самоконтроля и обучения самостоятельности. Противостояние стыду и его преодоление помогают человеку в обретении чувства личностной идентичности и психологической свободы.

Для противостояния стыду люди используют защитные механизмы отвращения, подавления и самоутверждения. Человек, неспособный противостоять переживанию стыда, почти наверняка обречен на печаль и даже на депрессию.

Вина ложится на сердце тяжелым грузом. Она стимулирует мыслительные процессы, как правило, связанные с осознанием провинности и с перебором возможностей для исправления ситуации. Испытывая вину, человек низко склоняет голову или прячет глаза. Переживание вины сопровождается гложущим ощущением собственной неправоты по отношению к другому человеку или к самому себе. Для переживания вины характерны высокая степень напряжения, умеренная импульсивность и снижение уверенности в себе.

Специфическая функция вины заключается в том, что она стимулирует человека исправить ситуацию, восстановить нормальный ход вещей. Без вины и стыда люди не соблюдали бы нормы морали и этики. Эмоция вины играет роль в развитии личностной и социальной ответственности; вина или ожидание вины напрямую связаны с необходимостью и желанием соблюдать правила честной игры. Эмоция вины помогает почувствовать страдания, боль и мучения обиженного нами человека, она заставляет искать подходящие слова и поступки, способные избавить человека от причиненной нами боли. Вина заставляет чувствовать ответственность и таким образом содействует росту личности, ее зрелости и психологической состоятельности.

Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности. Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип , новые поведенческие тенденции, большую вариативность поведения, необходимые для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой и для успешной адаптации.

В жизни часто смешивают такие понятия, как эмоции и чувства, однако явления эти разные и отражают разный смысл.

Эмоции не всегда осознаются,

Иногда достаточно четко человек не может сформулировать какие эмоции он испытывает, например, люди говорят «во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаянье? Тревога? Досада?. Не всегда человек может определить сиюминутную эмоцию, зато чувство человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.

Специалисты проводят различие между понятием «эмоция » и понятиями «чувство », «аффект », «настроение » и «переживание ».

В отличие от чувств, эмоции не имеют объектной привязки: они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. «Мне страшно » — это эмоция, а «Я боюсь этого человека » — это чувство.

Перечисленные здесь чувства и эмоции не исчерпывают всей палитры, всего многообразия эмоциональных состояний человека. Здесь уместно сравнение с цветами солнечного спектра. Основных тонов — 7, но сколько мы знаем ещё промежуточных цветов и сколько оттенков может быть получено при их смешении!

Положительные

1. Удовольствие
2. Радость.
3. Ликование.
4. Восторг.
5. Гордость.
6. Уверенность.
7. Доверие.
8. Симпатия.
9. Восхищение.
10. Любовь (половая).
11. Любовь (привязанность).
12. Уважение.
13. Умиление.
14. Благодарность (признательность).
15. Нежность.
16. Самодовольство.
17. Блаженство
18. Злорадство.
19. Чувство удовлетворённой мести.
20. Спокойная совесть.
21. Чувство облегчения.
22. Чувство удовлетворённости собою.
23. Чувство безопасности.
24. Предвкушение.

Нейтральные

25. Любопытство.
26. Удивление.
27. Изумление.
28. Безразличие.
29. Спокойно-созерцательное настроение.

Отрицательные

30. Неудовольствие.
31. Горе (скорбь).
32. Тоска.
33. Печаль (грусть).
34. Отчаяние.
35. Огорчение.
36. Тревога.
37. Обида.
38. Боязнь.
39. Испуг.
40. Страх.
41. Жалость.
42. Сочувствие (сострадание).
43. Сожаление.
44. Досада.
45. Гнев.
46. Чувство оскорбления.
47. Возмущение (негодование).
48. Ненависть.
49. Неприязнь.
50. Зависть.
51. Злоба.
52. Злость.
53. Уныние.
54. Скука.
55. Ревность.
56. Ужас.
57. Неуверенность (сомнение).
58. Недоверие.
59. Стыд.
60. Растерянность.
61. Ярость.
62. Презрение.
63. Отвращение.
64. Разочарование.
65. Омерзение.
66. Неудовлетворённость собою.
67. Раскаяние.
68. Угрызения совести.
69. Нетерпение.
70. Горечь.

Трудно сказать, сколько может быть различных эмоциональных состояний — но, во всяком случае, их неизмеримо больше, чем 70. Эмоциональные состояния отличаются высокой специфичностью, даже если они при современных грубых методах оценки имеют одно и то же наименование. Существуют, по-видимому много оттенков гнева, радости, печали и других чувств.

Любовь к старшему брату и любовь к младшей сестре — похожие, но далеко не одинаковые чувства. Первое окрашено восхищением, гордостью, иногда завистью; второе — чувство собственного превосходства, желанием оказывать покровительство, иногда жалостью и нежностью. Совсем другое чувство — любовь к родителям, любовь к детям. А ведь для обозначения всех этих чувств мы пользуемся одним наименованием.

Разделение чувств на положительные и отрицательные сделано отнюдь не по этическим признакам, а исключительно по признаку доставляемого удовольствия или неудовольствия. Поэтому злорадство оказалось в столбце положительных, а сочувствие — отрицательных чувств. Отрицательных, как видно, значительно больше, чем положительных. Почему? Можно предложить несколько объяснений.

Иногда высказывается соображение, что просто в языке гораздо больше слов, выражающих неприятные чувства, ибо в хорошем настроении человек вообще менее склонен к самоанализу. Нам такое объяснение кажется неудовлетворительным.

Первоначальная биологическая роль эмоций — сигнальная, по типу "приятно — неприятно”, "безопасно — опасно”. По-видимому, сигнализация "опасно” и "неприятно” более существенная для животного, она жизненно важнее, актуальнее, ибо направляет его поведение в критических ситуациях.

Ясно, что такая информация в процессе эволюции должна получить приоритет перед информацией, сигнализирующей о "комфорте”.

Но что исторически сложилось, то может исторически изменяться. Когда человек овладеет законами социального развития, то это изменит и его эмоциональную жизнь, переместив центр тяжести в сторону положительных, приятных чувств.

Вернёмся к списку чувств. Если внимательно прочесть все 70 наименований, то можно заметить, что некоторые из перечисленных чувств совпадают по содержанию и отличаются лишь интенсивностью. Например, удивление и изумление отличаются лишь по силе, то есть по степени выраженности. То же самое гнев и ярость, удовольствие и блаженство и т.д. Поэтому в перечень нужно внести некоторые уточнения.

Обычно чувства протекают в пяти основных формах:

Определение чувства дано нами выше.

Аффект — это очень сильное кратковременное чувство, связанное с двигательной реакцией (или с полной неподвижностью — оцепенением. Но оцепенение — это тоже двигательная реакция).

Страстью называют сильное и продолжительное чувство.

Настроение — равнодействующая многих чувств. Это состояние отличается известной длительностью, устойчивостью и служит фоном, на котором протекают все остальные элементы психической деятельности.

Под переживаниями же обычно понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие.

Таким образом, если удивление мы считаем чувством, то изумление — это то же самое по содержанию чувство, но доведённое до степени аффекта (вспомним заключительную немую сцену "Ревизора”).

Подобно этому мы называем яростью доведённый до степени аффекта гнев, блаженство — это аффект удовольствия, восторг — аффект радости, отчаяние — аффект горя, ужас — аффект страха, обожание — это любовь, по продолжительности и силе ставшая страстью, и т. д.

Проявления эмоций

Эмоциональные реакции связаны с нервными процессами, они также проявляются во внешних движениях, получивших название ``экспрессивные движения"". Выразительные движения являются важным компонентом эмоций, внешней формой их существования. Выражения эмоций -- это универсальные, сходные для всех людей, наборы экспрессивных знаков, отражающие те или иные эмоциональные состояния.

К выразительным формам эмоций относятся следующие:

Жесты (движения рук),

Мимика (движения мышц лица),

Пантомимика (движения всего тела) - см.,

Эмоциональные компоненты речи (сила и тембр, интонации голоса),

Вегетативные изменения (покраснение, побледнение, потоотделение).

Более подробно о том, как выражаются эмоции можно почитать

Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека (см.). И, конечно же, зеркалом эмоций зачастую бывают глаза (см.)

Эмоции и чувства - это своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Если эмоциональные состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения и психической деятельности, то чувства влияют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обусловленных духовными потребностями человека.
По материалам openemo.com




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины