29.07.2019

Что такое психические состояния детей. Определяем психологическое состояние ребенка по цветам. Психические состояния как объект психологических исследований


Психические расстройства у детей возникают в силу особых факторов, провоцирующих нарушения развития детской психики. Психическое здоровье детей настолько уязвимо, что клинические выраженные проявления и их обратимость зависят от возраста малыша и длительности воздействия особых факторов.

Решение проконсультировать ребенка у психотерапевта, как правило, родителям дается непросто. В понимании родителей это означает признание подозрений на наличие у ребенка нервно-психических расстройств. Многих взрослых пугает постановка малыша на учет, а также связанные с этим ограниченные формы обучения, а в будущем ограниченный выбор профессии. По этой причине родители зачастую стараются не замечать особенности поведения, развития, странности, которые обычно являются проявлениями психических расстройств у детей.

Если же родители склоняются к мнению, что ребенка надо лечить, то сначала, как правило, предпринимаются попытки в лечении нервно-психических расстройств домашние средства или советы знакомых знахарей. После неудачных самостоятельных попыток в улучшении состояния отпрыска, родители принимают решение обратиться за квалифицированной помощью. Обращаясь впервые к психиатру или врачу-психотерапевту родители, зачастую, стараются это сделать анонимно, неофициально.

Ответственные взрослые не должны прятаться от проблем и при распознавании ранних признаков нервно-психических расстройств у детей, своевременно обращаться к врачу и после следовать его рекомендациям. Каждый родитель должен обладать необходимыми знаниями в области невротических расстройств, чтобы предупредить отклонения в развитии своего ребенка и при необходимости обратиться за помощью при первых признаках расстройства, поскольку вопросы, которые касаются психического здоровья малышей, являются уж слишком серьезными. Самостоятельно экспериментировать в лечении недопустимо, поэтому следует вовремя обращаться к специалистам за советами.

Зачастую родители списывают психические расстройства у детей на возраст, подразумевая, что ребенок еще маленький и не понимает, что с ним происходит. Нередко данное состояние воспринимается, как обычное проявление капризов, однако современные специалисты утверждают, что невооруженным взглядом психические расстройства очень заметны. Зачастую эти отклонения отражаются негативно на социальных возможностях малыша и его развитии. При своевременном обращении за помощью можно полностью излечить некоторые расстройства. При обнаружении подозрительных симптомов у ребенка на ранних стадиях, можно предотвратить тяжелые последствия.

Психические расстройства у детей подразделяются на 4 класса:

  • задержки развития;
  • раннего детского возраста;
  • синдром дефицита внимания.

Причины психических расстройств у детей

Появление психических расстройств могут вызываться различными причинами. Врачи утверждают, что на их развитие могут оказывать влияние всевозможные факторы: психологические, биологические, социопсихологические.

Провоцирующими факторами выступают: генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям, несовместимость по типу темперамента родителя и ребенка, ограниченность интеллекта, мозговые поражения, семейные проблемы, конфликты, травмирующие психику события. Не последнее значение имеет семейное воспитание.

Психические расстройства у детей младшего школьного возраста часто возникают из-за развода родителей. Нередко увеличивается шанс возникновения психических расстройств у детей из неполных семей, или, если у одного из родителей в анамнезе имеется какое-либо душевное заболевание. Для определения, какого вида помощь необходимо оказать малышу, следует точно установить причину проблемы.

Симптомы психических расстройств у детей

Данные расстройства у малыша диагностируются по следующим симптомам:

  • тики, синдром навязчивости;
  • игнорирование установленных правил, ;
  • без видимых причин часто меняющееся настроение;
  • снижение интереса к активным играм;
  • замедленные и необычные телодвижения;
  • отклонения, связанные с нарушением мышления;

Периоды наибольшей подверженности психическим и нервным расстройствам приходятся на возрастные кризы, которые охватывают следующие возрастные периоды: 3-4 года, 5-7 лет, 12-18 лет. Из этого очевидно, что подростковый и детский возраст является подходящим временем для развития психогений.

Психические расстройства у детей до года обусловлены существованием ограниченного круга отрицательных и положительных потребностей (сигналов), которые малыши должны удовлетворить: боль, голод, сон, необходимость справления естественных потребностей.

Все эти потребности имеют жизненно-важное значение и не могут быть не удовлетворены, поэтому чем педантичнее родители соблюдают режим, тем быстрее вырабатывается положительный стереотип. Неудовлетворение одной из потребности может привести к психогенному поводу и чем больше отмечается нарушений, тем тяжелее депривация. Другими словами, реакция малыша до года обусловлена мотивами удовлетворения инстинктов и, безусловно, в самую первую очередь — это инстинкт самосохранения.

Психические расстройства у детей 2 лет отмечаются, если мать сохраняет чрезмерную связь с ребенком, способствуя тем самым инфантилизации и торможению его развития. Такие попытки родителя, создавая препятствия на пути самоутверждения малыша, способны привести к фрустрации, а также элементарным психогенным реакциям. При сохранении чувства сверхзависимости от матери развивается пассивность ребенка. Такое поведение при дополнительном стрессе способно принимать патологический характер, что зачастую бывает у детей неуверенных и пугливых.

Психические расстройства у детей 3 лет обнаруживают себя в капризности, непослушании, ранимости, повышении утомляемости, раздражительности. Подавлять растущую активность малыша в возрасте 3-х лет необходимо осторожно, поскольку таким образом можно способствовать дефициту общения и дефициту эмоционального контакта. Дефицит эмоционального контакта способен привести к (замкнутости), расстройствам речи (задержке развития речи, отказам от общения или речевого контакта).

Психические расстройства у детей 4 лет проявляются в упрямстве, в протесте против власти взрослых, в психогенных срывах. Отмечаются также внутренняя напряженность, дискомфортность, чувствительность к депривации (ограничение), которая вызывает .

Первые невротические проявления у детей 4 лет обнаруживаются в поведенческих реакциях отказа и протеста. Достаточно незначительных отрицательных воздействий для нарушения психического равновесия малыша. Кроха способна реагировать на патологические ситуации, негативные события.

Психические расстройства у детей 5 лет обнаруживают себя в опережении психического развития сверстников, особенно если интересы малыша приобретают одностороннюю направленность. Поводом к обращению за помощью к психиатру должна послужить утрата малышом приобретенных ранее навыков, например: бесцельно катает машинки, беднеет словарный запас, становится неопрятным, прекращает ролевые игры, мало общается.

Психические расстройства у детей 7 лет связывают с подготовкой и поступлением в школу. Неустойчивость психического равновесия, хрупкость нервной системы, готовность к психогенным расстройствам могут присутствовать у детей 7 лет. Основой для этих проявлений выступает склонность к психосоматической астенизации (нарушения аппетита, сна, утомляемость, головокружения, сниженная работоспособность, склонность к страхам) и переутомлению.

Занятия в школе тогда становятся причиной невроза, когда требования, предъявляемые к ребенку, не соответствуют его возможностям и он отстает по школьным предметам.

Психические расстройства у детей 12-18 лет проявляются в следующих особенностях:

— склонность к резким колебаниям настроения, беспокойство, меланхолия, тревога, негативизм, импульсивность, конфликтность, агрессивность, противоречивость чувств;

— чувствительность к оценке другими своей силы, внешности, умений, способностей, излишняя самоуверенность, чрезмерная критичность, пренебрежение к суждениям взрослых;

— сочетание чувствительности с черствостью, раздражительности с болезненной застенчивостью, желание признания с независимостью;

— отказ от общепринятых правил и обожествление случайных кумиров, а также чувственное фантазирование с сухим мудрствованием;

— шизоидность и циклоидность;

— стремление к философским обобщениям, склонность к крайним позициям, внутренняя противоречивость психики, эгоцентризм юношеского мышления, неопределенность уровня притязаний, тяготение к теоретизированию, максимализм в оценках, многообразие переживаний, связанные с пробуждающимся половым влечением;

— непереносимость опеки, немотивированные колебания настроения.

Зачастую протест подростков вырастает в нелепое противодействие и бессмысленное упрямство всякому разумному совету. Развиваются самоуверенность и заносчивость.

Признаки психического расстройства у детей

Вероятность появления психических расстройств у детей в различные возрастные периоды разнятся. Учитывая, что психическое развитие у детей осуществляется неравномерно, то в определенные периоды оно становится дисгармоническим: одни функции формируются быстрее других.

Признаки психического расстройства у детей, могут обнаруживать себя в следующих проявлениях:

— чувство замкнутости и глубокой печали, продолжающееся больше 2-3-х недель;

— попытки убить себя или навредить;

— всепоглощающий без причины страх, сопровождающийся быстрым дыханием и сильным сердцебиением;

— участие в многочисленных драках, применение оружия с желанием кому-то навредить;

— бесконтрольное, жестокое поведение, причиняющее вред, как себе, так и другим;

— отказ от еды, применение слабительных средств или выбрасывание еды для того, чтобы похудеть;

— сильные тревоги, мешающие обычной активности;

— трудности с концентрацией внимания, а также неспособность усидеть на месте, что представляет физическую опасность;

— употребление алкоголя или наркотиков;

— сильные перепады в настроении, ведущие к проблемам в отношениях;

— перемены в поведении.

На основании только этих признаков сложно установить точный диагноз, поэтому родителям следует, обнаружив вышеизложенные проявления обратиться к психотерапевту. Данные признаки совсем не обязательно должны проявляться у малышей, имеющих психические отклонения.

Лечение психических проблем у детей

За помощью в выборе метода лечения следует обращаться к детскому психиатру или психотерапевту. Большинство расстройств нуждаются в длительном лечении. Для лечения маленьких пациентов применяются те же препараты, что и для взрослых, однако в меньших дозах.

Как лечить психические расстройства у детей? Эффективны в лечении антипсихотики, противотревожные препараты, антидепрессанты, различные стимуляторы и стабилизаторы настроения. Большое значение имеет : родительское внимание и любовь. Родителям нельзя оставлять без внимания первые признаки расстройств, развивающихся у ребенка.

При проявлениях непонятных симптомов в поведении ребенка можно получить консультативную помощь по волнующим вопросам у детских психологов.

На что указывает цвет?

Красный

Это маркер детской радости. Особенности характера детей до 5-и лет определить по их рисунку сложно. Это связано с недостаточным для создания цельных образов развитием моторики. В тоже время получить информацию об эмоциональном состоянии ребенка данного возраста из цвета шедевра начинающего художника. Некоторые мамы, увидев ярко-красные линии на листе бумаги, начинают бить тревогу, так как ассоциируют красный цвет с агрессией, злобой. Специалисты психологии ребенка утверждают, что этот цвет указывает на радость. Велика вероятность того, что внимание будущего Пикассо привлекла красота цвета. Если ваше чадо выбрало красный цвет, то, скорее всего, ему характерны активность, крепкое здоровье, жизненная сила. Как правило, люди с такими чертами характера становятся лидерами, преуспевающими бизнесменами или по-настоящему творческими людьми.

Коричневый

Если ваш малыш отдал предпочтение темным цветам, например, черному, коричневому, то стоит начинать беспокоится (особенно, если это происходит регулярно). При постоянстве коричневого цвета рисунки следует отдать детскому психологу для их анализа. Если коричневый цвет постоянен и основной в рисунках, то это может служить сигналом болезни, недостаточного развития, абстрактного мышления, плохой памяти, стресса. Часто дети пользуются этим цветом, если в семье имеются проблемы, о которых родители не подозревают.

Как читать рисунки детей от 5-и лет

Также актуален анализ цвета. Но для достоверных данных его нужно дополнить изучением содержания творений. Дети часто изображают то, что видят, например, авто, дома, деревья… Если нарисованные объекты окрашенные в свойственные им цвета, то ребенок действительность такой, какая она есть. Не стоит тревожиться и в случае фиолетового чудища. Скорее всего, это результат очень развитого воображения.

Простой, но эффективный тест

Он позволяет узнать о скрытых чертах личности. Для достоверности результатов тестирования его нужно проводить, когда юный художник будет находиться в хорошем расположении духа. Попросите его нарисовать дом, дерево и человека. Не ограничивайте тестируемого в выборе цвета карандаша. Исправления, стирания допустимы. Ваша задача проста – наблюдать. А если вас часто нет дома и решили нанять няню в Москве по уходу за ребенком, то желательно, чтобы она разбиралась в психологических аспектах.

Человек

Если человек нарисован снизу листа, то это может служить сигналом низкой самооценки. Что делать в таком случае? Помогут похвала (чем чаще, тем лучше) и поддержка малыша.

Человек с чрезмерно маленькой головой – это сигнал о потребности ребенка в дополнительных занятиях, развивающих играх.

Лицо закрыто шляпой или другим головным убором – может означать, что ребенок пребывает в страхе, нуждается в защите.

Открытый рот с зубами и поднятые вверх руки. Такой рисунок ассоциирован с агрессией. Проверьте, не причиняет ли кто-то боль вашему ребенку?

Дом

Если дом имеет маленькие окна, или они вовсе отсутствуют, то маленькому художнику, скорее всего, сложно общаться со сверстниками.

Дом лишен дверей. Пришло время тревожиться. Ваше чадо замкнуто.

Густой дым из трубы является символом внутреннего напряжения, нехватки психологической теплоты дома, потребности в заботе и уюте.

Дерево

Это источник знаний о характере ребенка.

Штрихи и неловкие каракули внутри ствола или кроны характерны для неуверенных в себе, подверженных чужому влиянию детей. Помогут частое внимание, забота, хорошо выраженная нежность.

Не стоит воспринимать рисунки слишком серьезно. Результаты тестирования – это не диагноз. Однако и не следует ими пренебрегать. Зародилась тревога, тогда обратитесь к детскому психологу.

Они активно проявляют себя во всех сферах своей жизни, предпочитая действовать, а не сидеть на одном месте и переживать о том, что может с ними произойти.

Обычно повышенное психическое напряжение развивается у людей, попавших в сложные жизненные ситуации, или вынужденных заниматься непривычной деятельностью. Негативное психологическое состояние может быть спровоцировано как отрицательными, так и положительными переживаниями.

В любом случае, психологическое напряжение влияет на физиологические изменения во всём организме человека, а также вызывает нервное психическое состояние. Психологические проблемы часто вызывают высокую утомляемость, общую слабость, разнообразные расстройства психики, сильную тревогу и всевозможные фобии, заниженную самооценку, а также постоянное ожидание неудач. Длительные либо достаточно часто повторяющиеся психологические стрессы могут даже привести к серьёзным заболеваниям психики, например неврозам или психозам.

Если вы начали замечать, что в последнее время стали слишком раздражительны либо, напротив, вас периодически одолевает депрессия либо апатия, то вам надо задуматься о своём психическом состоянии. А разобраться в этой проблеме отлично помогают специально разработанные психологические тесты, например предлагаемый ниже профессиональный тест, состоящий всего из двадцати вопросов. Пройдя этот тест, человек может быть уверен, что получит достоверную информацию, поскольку основан он на наиболее часто появляющихся симптомах разбалансированной психики. Итак, каково же ваше психическое состояние? Пройдите этот тест, и узнайте!

Вся представленная информация на этом сайте является исключительно справочной и не является призывом к действию. В случае обнаружения у себя каких-либо симптомов следует срочно обратиться к врачу. Не занимайтесь самолечением или определением диагноза.

Детский рисунок человека: эмоциональные проблемы ребенка

Уважаемые посетители кабинета Олега Матвеева, Вам предлагается продолжить разбирать психологию детского рисунка, здесь рассматривается тест Детский рисунок человека и эмоциональные проблемы ребенка, такие как, тревожность, страхи, депрессия.

Эмоциональные проблемы ребенка в детском рисунке человека

Это сила нажима на карандаш, своеобразие линии, размер рисунков, их размещение на листе, степень тщательности и детализированности изображений, наличие штриховки и т. п.

Специальной оценке подлежат только достаточно выраженные отклонения от варианта, стандартного для данного возраста. В случаях, когда имеются сомнения в наличии такого отклонения, соответствующий показатель не интерпретируется.

Детский рисунок человека - регуляция психомоторного тонуса

Сила нажима на карандаш, при рисовании ребенком человека, характеризующая особенности психомоторного тонуса, - важный показатель уровня активности. Усиленный нажим свидетельствует о повышенном психомоторном тонусе, эмоциональной напряженности.

Это состояние возникает при необходимости приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации или в результате длительного пребывания в неблагоприятной ситуации, которую не удается изменить.

Ему свойственно общее возбуждение и ощущение, что необходимо что-то делать, но неясно, что именно.

Усиленный нажим часто встречается при ригидности, т. е. затрудненном переключении с одной деятельности на другую, склонности к застреванию на тех или иных переживаниях и действиях.

Вообще же усиленный нажим может говорить о многих достаточно разных эмоциональных проблемах и психологических особенностях. Он нередко встречается при гиперактивности, гипертимном типе личности и в гипоманиакалъном состоянии.

Сильный нажим, в детском рисунке человека, может сигнализировать о высокой конфликтности, агрессивности. Иногда он служит проявлением острой стрессовой реакции. В любом из этих случаев в рисунке обязательно будут и другие признаки, свидетельствующие о наличии соответствующих эмоциональных проблем ребенка.

Снижение психомоторного тонуса в детском рисунке человека

Это состояние нервного истощения, ослабленности, при котором резко повышается физическая и умственная утомляемость, падает работоспособность.

При астении ухудшаются память, внимание, появлявляются плаксивость, капризность, раздражительность. Очень слабый нажим карандаша нередко сигнализирует о снижении настроения, субдепрессивном состоянии, депрессии. Ослабленный нажим может говорить о недостаточной уверенности в себе и часто встречается у пассивных, застенчивых детей.

Другой частый признак астенического состояния: линии не доводятся до конца, так что контур остается незамкнутым. Так проявляется бессознательная тенденция к предельной экономии сил, призванная сберечь последние оставшиеся ресурсы психической энергии. Та же тенденция приводит к чрезвычайной бедности деталей рисунка.

Иногда отсутствие на рисунке таких черт лица, как глаза и/или рот, говорит об аутизации (человек уходит в себя, избегает общения). Оно может быть также признаком негативизма или асоциалъности (плохого владения социальными нормами). Чрезвычайная бедность деталей и линии, не доведенные до конца, иногда могут быть признаком импульсивности.

Кроме устойчивого повышения или снижения психомоторного тонуса существует такой признак, как неустойчивый психомоторный тонус. Он отражается в сильно варьирующем нажиме на карандаш и служит показателем повышенной эмоциональной лабильности, т. е. тенденции к частой смене настроений по незначительному поводу или вообще без видимого повода.

Эмоциональные проблемы ребенка: тревожность, страхи, депрессия

Подобный вид линии свидетельствует о высокой тревожности ребенка, т. е. неуверенности в себе, склонности к сомнениям, опасениям, страхам, к легкому возникновению состояния тревоги. Расположение рисунка в нижней половине листа служит одним из признаков снижения самооценки, однако этот признак относительно мало надежен.

Высокая тревожность в сочетании с проявлениями астении позволяет говорить о психастенической акцентуации.

Признак устойчиво повышенной тревожности: штриховка изображения. Высокая степень ее аккуратности говорит о том, что в данном случае имеется также некоторая ригидность.

О тревожности и повышенной пунктуальности, являющейся следствием ригидности, свидетельствуют также многочисленные уточнения инструкции при выполнении задания («Это должен быть просто человек или какой-нибудь определенный?», «А насколько подробно его рисовать?»).

Сочетание тревожности и ригидности часто приводит к перфекционизму, т. е. к стремлению выполнять любую работу на самом высоком уровне. Это качество в итоге часто снижает достижения, поскольку неоправданно много времени тратится на мелочи, так что ребенок нередко не успевает сделать главную часть задания.

Множественность линий (вместо одной линии проводится несколько с примерно одинаковым нажимом, так что непонятно, какая из них основная) также говорит о высокой тревоге.

Эскизная линия с явным выделением предварительных и основной указывает и на такую особенность, как стремление контролировать свою тревогу, «держать себя в руках».

В рисунке человека иногда встречается такой признак, как плотная штриховка (зачернение) глаз. Этот признак характерен для людей, страдающих навязчивыми страхами (фобиями), которые часто формируются при повышенном уровне тревоги. Таким же образом, как признак возможного наличия фобий, интерпретируется изображение глаз с особо большими густо зачерненными зрачками (радужкой) или скрытых черными очками, а иногда также и подчеркнутых больших пустых глаз (без радужки и зрачка).

Интересно отметить, что аффект страха действительно сопровождается расширением зрачков, глаза при этом как бы увеличиваются и чернеют. Видимо, отсюда идет выражение «у страха глаза велики». Не очень понятно, каким образом этот признак выделяется ребенком, но, тем не менее, зачернение глаз как признак страхов характерно даже для дошкольного возраста.

Увеличенный размер изображения (увеличенным можно считать рисунок человека, занимающий по высоте 2/3 листа и более). Увеличение размера рисунка - еще один признак ситуативно обусловленного повышения уровня тревоги

Психологические проблемы ребенка: депрессия

Резко уменьшенный размер (уменьшенным можно считать изображение человека, занимающий по высоте менее 1/3 листа) и размещение его в углу листа. Эти признаки характерны для депрессивного состояния. В менее выраженном виде они встречаются при субдепрессии, снижении настроения, не доходящем до собственно депрессии.

Изменения размера рисунка в большую и в меньшую сторону говорят не о нарастании и убывании какой-либо одной и той же психологической особенности, а о существенно разных эмоциональных состояниях.

Увеличение изображения типично для состояния тревоги, уменьшение - для депрессии. Между тем, эти состояния не противоречат одно другому и нередко сочетаются, порождая так называемую тревожную депрессию. В этих случаях размер рисунка может быть различным в зависимости от того, какой компонент преобладает в данный момент - тревожный или депрессивный.

Желаю всем психического благополучия!

В разделе психодиагностика и тестирование Вы найдете необходимые тесты детям и взрослым

Весь психологический материал кабинета в СОДЕРЖАНИИ:

Психологическая помощь, консультация психолога онлайн: психоанализ, психотерапия

Психические заболевания у детей

Признаки нервно-психических заболеваний могут оставаться незамеченными в течении многих лет. Почти три четверти детей с серьезными расстройствами психического характера (СДВГ, пищевыми и биполярными нарушениями), не получив помощи от специалистов, остаются наедине со своими проблемами.

Если определить нервно-психическое расстройство в юном возрасте, когда заболевание находится на начальной стадии, лечение будет более эффективным и результативным. Кроме того, появится возможность избежать многих осложнений, к примеру, полного распада личности, способности мыслить, воспринимать реальность.

Обычно проходит около десяти лет с момента появления первых, еле заметных симптомов до того дня, когда нервно-психическое расстройство проявится в полную силу. Но тогда лечение будет менее эффективным, если такую стадию нарушения вообще можно будет излечить.

Как определить?

Чтобы родители могли самостоятельно определить симптомы психических нарушений и вовремя помочь своему ребенку, специалисты в области психиатрии обнародовали несложный тест, состоящий из 11 вопросов. Тест поможет легко распознать настораживающие признаки, свойственные широкому кругу психических расстройств. Таким образом, возможно качественно сократить количество страдающих детей, присоединив их к числу ребят, которые уже проходят лечение.

Тест «11 признаков»

  1. Вы замечали у ребенка состояние глубокой меланхолии, замкнутости, которое длится более 2-3 недель?
  2. Проявлял ли ребенок бесконтрольное, жестокое поведение, опасное для окружающих?
  3. Наблюдались ли стремление навредить людям, участие в драках, возможно даже с применением оружия?
  4. Ребенок, подросток совершал попытки повредить свое тело или самоубийства либо высказывал намерения сделать это?
  5. Возможно, были приступы внезапного беспричинного всепоглощающего страха, паники, при этом учащалось сердцебиение и дыхание?
  6. Отказывался ли ребенок от еды? Возможно, вы находили в его вещах слабительные средства?
  7. Характерны ли ребенку хронические состояния тревожности и страха, тормозящие нормальную активность?
  8. Ребенок не может сконцентрироваться, неусидчив, характеризуется школьной неуспеваемостью?
  9. Вы замечали, что ребенок неоднократно употреблял алкогольные и наркотические вещества?
  10. Настроение ребенка часто меняется, ему трудно строить и поддерживать нормальные отношения с окружающими?
  11. Личность и поведение ребенка часто менялось, перемены были резкими и необоснованными?

Данная методика создана с целью помочь родителям определить, какое поведение для ребенка может считаться нормальным, а какое требует особого внимания и наблюдения. Если большинство симптомов регулярно проявляются в личности ребенка, родителям рекомендуется обратиться за более точной диагностикой к специалистам в области психологии и психиатрии.

Умственная отсталость

Умственная отсталость диагностируется с раннего возраста, проявляется недоразвитостью общих психических функций, где преобладают дефекты мышления. Умственно отсталые дети отличаются пониженным уровнем интеллекта – ниже 70, социально не адаптированы.

Симптомы

Симптомы умственной отсталости (олигофрении) характеризуются расстройствами эмоциональных функций, а также значительной интеллектуальной недостаточностью:

  • нарушается или отсутствует познавательная потребность;
  • замедляется, сужается восприятие;
  • возникают трудности с активным вниманием;
  • ребенок запоминает информацию медленно, непрочно;
  • бедный словарный запас: слова используются неточно, фразы неразвиты, речь характеризуется обилием штампов, аграмматизмов, заметны дефекты произношения;
  • слабо развиты нравственные, эстетические эмоции;
  • отсутствуют устойчивые мотивации;
  • ребенок зависим от внешних воздействий, не умеет контролировать простейшие инстинктивные потребности;
  • возникают трудности с прогнозированием последствий собственных поступков.

Причины

Умственная отсталость возникает из-за любых повреждений мозга во время внутриутробного развития плода, при родах либо в первый год жизни. В основном причины олигофрении обусловлены:

  • генетической патологией – «хрупкой икс-хромосомой».
  • прием алкоголя, наркотиков во время беременности (эмбрионально-алкогольным синдромом);
  • инфекции (краснуха, ВИЧ и другие);
  • физическое повреждение тканей мозга во время родов;
  • заболевания ЦНС, инфекции мозга (менингит, энцефалит, интоксикация ртутью);
  • факты социально-педагогической запущенности не являются прямой причиной олигофрении, но существенно усугубляют остальные вероятные причины.

Можно ли вылечить?

Умственная отсталость – патологическое состояние, признаки которого могут обнаруживаться спустя многие годы после воздействия вероятных повреждающих факторов. Поэтому вылечить олигофрению сложно, легче попытаться предотвратить патологию.

Однако состояние ребенка можно существенно облегчить специальным обучением и воспитанием, выработать у ребенка с олигофренией простейших навыков гигиены и самообслуживания, коммуникативных и речевых навыков.

Лечение препаратами применяют только в случае возникновения осложнений, например расстройств поведения.

Задержка психического развития

При задержке психического развития (ЗПР) у ребенка личность патологически незрелая, медленно развивается психика, нарушена познавательная сфера, проявляются тенденции обратного развития. В отличии от олигофрении, где преобладают нарушения интеллектуальной сферы, ЗПР затрагивает преимущественно эмоциональную и волевую сферу.

Психический инфантилизм

Часто у детей проявляется психический инфантилизм, как одна из форм ЗПР. Нервно-психическая незрелость инфантильного ребенка выражается расстройствами эмоциональной и волевой сферы. Дети отдают предпочтение эмоциональным переживаниям, играм, в то время, как познавательный интерес снижен. Инфантильный ребенок не способен приложить волевых усилий для организации интеллектуальной деятельности в школе, плохо адаптируется к школьной дисциплине. Также выделяют другие формы ЗПР: задержка развития чети, письма, чтения и счета.

Каков прогноз?

Прогнозируя эффективность лечения ЗПР, нужно учитывать причины возникновения нарушений. К примеру, признаки психического инфантилизма можно полностью сгладить, организовывая воспитательные и обучающие мероприятия. Если же задержка развития обусловлена серьезной органической недостаточностью ЦНС, эффективность реабилитации будет зависеть от степени повреждений мозга основным дефектом.

Чем помочь ребенку?

Комплексную реабилитацию детей с задержкой психического развития проводят сразу несколько специалистов: психиатр, педиатр и логопед. Если необходимо направление в специальное реабилитационное учреждение, ребенка осматривают врачи из медико-педагогической комиссии.

Эффективное лечение ребенка с ЗПР начинается с ежедневной домашней работы с родителями. Подкрепляется посещением специализированных логопедических и групп для детей с ЗПР в дошкольных учреждениях, где ребенку оказывают помощь и поддержку квалифицированные логопеды-дефектологи, педагоги.

Если к школьному возрасту ребенка не удалось полностью избавить от симптомов задержки нервно-психического развития, можно продолжить обучение в спец-классах, где школьная программа адаптирована под потребности детей с патологиями. Ребенку будут оказывать постоянную поддержку, обеспечивая нормальное формирование личности и самооценки.

Синдром дефицита внимания

Синдромом дефицита внимания (СДВ) страдают многие дети дошкольного возраста, школьники и подростки. Дети не способны долго концентрировать внимание, чрезмерно импульсивны, гиперактивны, не внимательны.

Признаки

СДВ и гиперактивность диагностируют у ребенка, если наблюдается:

  • чрезмерная возбудимость;
  • неусидчивость;
  • ребенок легко отвлекается;
  • не умеет сдерживать себя и свои эмоции;
  • не способен следовать инструкциям;
  • внимание рассеянно;
  • легко перескакивает с одного дела на другое;
  • не любит спокойных игр, предпочитает опасные, подвижные дела;
  • чрезмерно болтлив, в разговоре перебивает собеседника;
  • не умеет слушать;
  • не умеет соблюдать порядок, теряет вещи.

Почему развивается СДВ?

Причины возникновения синдрома дефицита внимания связаны со многими факторами:

  • ребенок генетически предрасположен к СДВ.
  • во время родов была мозговая травма;
  • ЦНС повреждена токсинами либо бактериально-вирусной инфекцией.

Последствия

Синдром дефицита внимания трудноизлечимая патология, однако, применяя современные методики воспитания, со временем можно существенно снизить проявления гиперактивности.

Если состояние СДВ оставить без лечения, возможно в будущем у ребенка возникнут трудности с обучаемостью, самооценкой, адаптацией в социальном пространстве, семейные проблемы. У повзрослевших детей с СДВ чаще наблюдаются наркотическая и алкогольная зависимость, конфликты с законом, асоциальное поведение и разводы.

Виды лечения

Подход к лечению синдрома дефицита внимания должен быть комплексным и разносторонним, включать следующие методики:

  • витаминотерапия и антидепрессанты;
  • обучение детей самоконтролю по различным методикам;
  • «поддерживающая» обстановка в школе и дома;
  • специальная укрепляющая диета.

Аутизм

Дети, больные аутизмом находятся в состоянии постоянного «экстремального» одиночества, не способны установить эмоциональный контакт с окружающими, социально и коммуникативно не развиты.

Дети-аутисты не смотрят в глаза, их взгляд блуждает, будто в нереальном мире. Отсутствует выразительная мимика, речь не имеет интонации, они практически не используют жесты. Ребенку тяжело выразить свое эмоциональное состояние, тем более понять эмоции другого человека.

Как проявляется?

У детей с аутизмом проявляется стереотипное поведение, им сложно менять обстановку, жизненные условия, к которым привыкли. Малейшие изменения вызывают панический страх и сопротивление. Аутисты склонны совершать однообразные речевые и двигательные действия: трясут руками, подпрыгивают, повторяют слова и звуки. В любой деятельности ребенок с аутизмом предпочитает однообразие: привязывается и совершает однообразные манипуляции определенными предметами, выбирает одну и ту же игру, тему разговора, рисования.

Заметны нарушения коммуникативной функции речи. Аутистам сложно общаться с окружающими, просить родителей о помощи, однако они с удовольствием декламируют любимое стихотворение, выбирая постоянно одно и то же произведение.

У детей с аутизмом наблюдаются эхолалии, они постоянно повторяют услышанные слова и фразы. Неправильно применяют местоимения, могут называть себя «он» или «мы». Аутисты никогда не задают вопросов, и практически не реагируют, когда окружающие обращаются к ним, то есть полностью избегают общения.

Причины развития

Учеными было выдвинуто множество гипотез о причинах развития аутизма, выявлено около 30 факторов, способных провоцировать развитие заболевания, однако ни один из них не является самостоятельной причиной возникновения аутизма у детей.

Известно, что развитие аутизма связано с формированием особой врожденной патологии, которая основывается на недостаточности ЦНС. Такая патология формируется из-за генетической предрасположенности, хромосомных аномалий, органических нарушений нервной системы при патологической беременности или родов, на фоне ранней шизофрении.

Лечение

Вылечить аутизм очень сложно, потребуются огромные усилия со стороны родителей, в первую очередь, а также командная работа многих специалистов: психолога, логопеда, педиатра, психиатра и дефектолога.

Перед специалистами стоит множество проблем, решать которые нужно постепенно и комплексно:

  • скорректировать речь и обучить ребенка общаться с окружающими;
  • развивать моторику с помощью специальных упражнений;
  • используя современные обучающие методики, преодолеть интеллектуальное недоразвитие;
  • решить проблемы внутри семьи, чтобы убрать все препятствия для полноценного развития ребенка;
  • применяя специальные препараты, скорректировать расстройства поведения, личности и другие психопатологические симптомы.

Шизофрения

При шизофрении происходят изменения личности, которые выражаются эмоциональным оскудением, снижением энергетического потенциала, утратой единства психических функций, прогрессированием интровертированности.

Клинические признаки

У дошкольников и школьников наблюдаются следующие признаки шизофрении:

  • грудные дети не реагируют на мокрые пеленки и чувство голода, редко плачут, спят беспокойно, часто просыпаются.
  • в осознанном возрасте главным проявлением становится необоснованный страх, сменяющийся абсолютным бесстрашием, настроение часто меняется.
  • появляются состояния двигательного угнетения и возбуждения: ребенок подолгу застывает в нелепой позе, практически обездвиженный, а временами внезапно начинают бегать взад-вперед, скакать, вопить.
  • наблюдаются элементы «патологической игры», которая отличается монотонностью, однообразностью и стереотипным поведением.

Школьники, больные шизофренией, ведут себя следующим образом:

  • страдают речевыми расстройствами, употребляя неологизмы и стереотипные фразы, иногда проявляется аграмматизм и мутизм;
  • даже голос ребенка меняется, становится «поющим», «скандирующим», «шепотным»;
  • мышление непоследовательное, нелогичное, ребенок склонен мудрствовать, философствовать на возвышенные темы о вселенной, смысле жизни, конце света;
  • страдает зрительными, тактильными, изредка слуховыми галлюцинациями эпизодического характера;
  • появляются соматические расстройства желудка: отсутствие аппетита, понос, рвота, недержание кала и мочи.

Шизофрения у подростков проявляется такими симптомами:

  • на физическом уровне проявляется головная боль, быстрая утомляемость, рассеянность;
  • деперсонализация и дереализация – ребенок ощущает, что изменяется, боится себя, ходит как тень, снижается школьная успеваемость;
  • случаются бредовые идеи, частая фантазия «чужие родители», когда больной считает, что его родители не являются ему родными, ребенку кажется, что к нему окружающие враждебны, агрессивны, пренебрежительны;
  • наблюдаются признаки обонятельных и слуховых галлюцинаций, навязчивых страхов и сомнений, которые заставляют ребенка делать нелогичные действия;
  • проявляются аффективные расстройства – страх смерти, сумасшествия, бессонница, галлюцинации и болезненные ощущения в разных органах тела;
  • особенно мучают зрительные галлюцинации, ребенок видит страшные нереальные картины, вселяющие в больного страх, патологически воспринимает действительность, страдает маниакальными состояниями.

Лечение препаратами

Для лечения шизофрении применяют нейролептики: галоперидол, хлоразин, стелазин и прочие. Младшим детям рекомендуют нейролептики более слабого действия. При вялотекущей шизофрении к основной терапии добавляют лечение успокоительными: индопан, ниамид и др.

В период ремиссии нужно нормализовать домашнюю обстановку, применять воспитательную и образовательную терапию, психотерапию, лечение трудом. Также проводится поддерживающее лечение прописанными нейролептическими препаратами.

Инвалидность

Больные шизофрении могут полностью потерять трудоспособность, другие же сохраняют возможность трудиться и даже творчески расти.

  • Инвалидность дается при непрерывно текущей шизофрении, если у больного обнаружилась злокачественная и параноидная форма заболевания. Обычно больных относят ко II группе инвалидности, а если больной утратил способность самостоятельно обслуживать себя, то к I группе.
  • При реккурентной шизофрении, особенно в период острых приступов больные полностью не трудоспособны, поэтому им присваивается II группа инвалидности. В период ремиссии возможен перевод на III группу.

Эпилепсия

Причины эпилепсии связаны преимущественно с генетической предрасположенностью и экзогенными факторами: повреждениями ЦНС, бактериальными и вирусными инфекциями, осложнениями после вакцинации.

Симптомы приступа

Перед приступом ребенок испытывает особое состояние – ауру, которое длится 1-3 минуты, однако находится в сознании. Состояние характеризуется сменой двигательного беспокойства и замирания, чрезмерным потоотделением, гиперемией лицевых мышц. Малыши трут руками глаза, старшие дети говорят о вкусовых, слуховых, зрительных или обонятельных галлюцинациях.

После фазы ауры наступает потеря сознания и приступ судорожных мышечных сокращений. Во время припадка преобладает тоническая фаза, цвет лица становится бледным, потом багрово-синюшным. Ребенок хрипит, на губах появляется пена, возможно с кровью. Реакция зрачков на свет негативная. Бывают случаи непроизвольного мочеиспускания и дефекации. Эпилептический припадок заканчивается фазой сна. Проснувшись, ребенок ощущает себя разбитым, угнетенным, болит голова.

Неотложная помощь

Эпилептические припадки очень опасны для детей, есть угроза жизни и психическому здоровью, поэтому при припадках крайне необходима неотложная помощь.

В качестве неотложной помощи применяют меры ранней терапии, наркоз, введение мышечных релаксантов. Предварительно с ребенка нужно снять все сдавливающие вещи: ремень, расстегнуть воротник, чтобы не было препятствий поступлению свежего воздуха. Меж зубов вставить мягкий барьер, чтобы в припадке ребенок не прикусил язык.

Препараты

Потребуется клизма с раствором хлоралгидрата 2%, а также внутримышечный укол сульфата магния 25%, либо диазепама 0,5%. Если приступ не прекратился через 5-6 минут, нужно ввести половинную дозу противосудорожного препарата.

Неврозы

Неврозы у ребенка проявляются в виде психической дискоординации, эмоциональной неуравновешенности, нарушениях сна, симптомов неврологических заболеваний.

Как формируются

Причины формирования неврозов у детей носят психогенный характер. Возможно у ребенка была психическая травма или его длительное время преследовали неудачи, которые спровоцировали состояние сильного психического напряжения.

На развитие неврозов влияют как психические, так и физиологические факторы:

  • Длительное психическое напряжение может выразиться в нарушениях функций внутренних органов и спровоцировать язвенную болезнь, бронхиальную астму, гипертонию, нейродермиты, которые в свою очередь только усугубляют психическое состояние ребенка.
  • Также возникают расстройства вегетативной системы: нарушается артериальное давление, появляются боли в сердце, учащенное сердцебиение, расстройства сна, болит голова, дрожат пальцы, в теле усталость и дискомфорт. Такое состояние быстро фиксируется и ребенку трудно избавиться от чувства тревоги.
  • На формирование неврозов существенно влияет уровень стрессоустойчивости ребенка. Эмоционально неуравновешенные дети долго переживают мелкие ссоры с друзьями и близкими, поэтому у таких детей неврозы формируются чаще.
  • Известно, что неврозы у детей возникают чаще в периоды, которые можно назвать «экстремальными» для детской психики. Так большая часть неврозов приходятся на возраст 3-5 лет, когда у ребенка формируется «Я», а также на период полового созревания –лет.

Среди наиболее распространенных невротических расстройств у детей выделяют: неврастению, истерический артроз, невроз навязчивых состояний.

Расстройства пищевого поведения

Расстройствами пищевого поведения страдают преимущественно подростки, самооценка которых сильно занижена из-за негативных мыслей о собственном весе и внешнем виде. Как следствие, вырабатывается патологическое отношение к питанию, формируются привычки противоречащие нормальному функционированию организма.

Считалось, что анорексия и булимия больше характерны девочкам, но на практике оказывается, что мальчики с не меньшей частотой страдают расстройствами пищевого поведения.

Данный тип нервно-психических расстройств распространяется очень динамично, постепенно принимая угрожающий характер. Более того, многие подростки успешно скрывают от родителей свою проблему многие месяцы, и даже годы.

Анорексия

Детей, страдающих анорексией, терзает постоянное чувство стыда и страха, иллюзии по поводу избыточного веса и искаженное мнение о собственное теле, размере и формах. Стремление похудеть подчас доходит до абсурда, ребенок доводит себя до состояния дистрофии.

Одни подростки применяют жесточайшие диеты, многодневные голодания, ограничивая количество потребляемых калорий до смертельно низкого предела. Другие, стремясь сбросить «лишние» килограммы, терпят чрезмерные физические нагрузки, доводя свой организм до опасного уровня переутомления.

Булимия

Подростки с булимией характеризуются периодическими резкими перепадами веса, потому как сочетают периоды обжорства с периодами голодания и очищения. Испытывая постоянную потребность есть все, что попало им в руки, и одновременно дискомфорт и чувство стыда из-за заметно округлившейся фигуры, дети с булимией часто применяют слабительные и рвотные препараты, чтобы очиститься и компенсировать количество съеденных калорий.

По сути анорексия и булимия проявляется практически одинаково, при анорексии ребенок также может использовать методы искусственного очищения пищи, которую только что съел, путем искусственной рвоты и употребления слабительных препаратов. Однако дети с анорексией чрезвычайно худые, а булимики часто имеют абсолютно нормальный, либо слегка завышенный вес.

Расстройства пищевого поведения очень опасны для жизни и здоровья ребенка. Такие нервно-психические заболевания трудно держать под контролем и очень сложно преодолеть самостоятельно. Поэтому в любом случае потребуется профессиональная помощь психолога или психиатра.

Профилактика

В целях профилактики детям, которые входят в группу риска, нужно регулярное наблюдение у детского психиатра. Родителям не стоит бояться слова «психиатрия». Не стоит закрывать глаза на отклонения в развитии личности детей, особенности поведения, убеждать себя, что вам эти особенности «только кажутся». Если вас что-либо беспокоит в поведении ребенка, вы заметили симптомы нервно-психических расстройств, не стесняйтесь спросить об этом у специалиста.

  • Текст опросника
  • Лист для ответов
  • Опросник дс (краткий вариант)
  • Текст опросника
  • Опросник «Актуальное состояние» (ас)
  • Шкалы методики
  • Текст опросника
  • Бланк для ответов
  • Обработка результатов Ключ
  • Занятие 4 Реконструкция субъективного семантического пространства психических состояний Методы исследования семантических пространств психических состояний18
  • Методика
  • Занятие 5 Построение рельефа психического состояния Методика «Рельеф психического состояния»20
  • Опросник рельефа психического состояния
  • Занятие 6 Выявление причин эмоционального дискомфорта Анкета «Причины эмоционального дискомфорта»21
  • Текст опросника
  • Фаза истощения
  • Профессиональное выгорание23
  • Исследование синдрома отключения
  • Текст опросника
  • Опросник на «выгорание» mbi
  • Шкала нервно-психического напряжения24
  • 1. Наличие физического дискомфорта
  • 8. Проявления (ощущения) со стороны желудочно-кишечного тракта
  • 27. Степень распространенности (генерализованности) признаков напряжения
  • 28. Оценка частоты возникновения напряжения
  • 29. Оценка продолжительности состояния напряжения
  • 30. Общая оценка степени выраженности напряжения
  • Диагностика состояния стресса25
  • Тест «Степень напряженности»26
  • 1. Семья
  • 2. Личная жизнь
  • 3. Работа
  • Нервно-психическая устойчивость (нпу). Методика «Прогноз»27
  • Шкала ситуативной (реактивной) тревожности (полный вариант)28
  • Шкала ситуативной (реактивной) тревожности (сокращенный вариант)29
  • Личностная шкала проявлений тревоги30
  • Шкала тревоги31
  • Шкала астенического состояния (шас)32
  • Бланк методики «Шкала астенического состояния»
  • Методика в. Бойко «Фрустрация»33
  • Социальная фрустрированность
  • Бланк методики «Уровень социальной фрустрированности»
  • Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества д. Рассела и м. Фергюсона34
  • Методика «т и д»35
  • Бланк методики диагностики уровня субъективного ощущения одиночества д. Рассела и м. Фергюсона
  • Текст опросника
  • Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний в. Зунга (адаптирована т. И. Балашовой)36
  • Бланк для ответов
  • Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний в. А. Жмурова37
  • Бланк методики дифференциальной диагностики депрессивных состояний в. А. Жмурова
  • Шкала депрессии э. Бека38
  • Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности39
  • Протокол
  • Шаблон для оценки психической активации*
  • Шаблон для оценки интереса
  • Шаблон для оценки эмоционального тонуса
  • Шаблон для оценки напряжения
  • Шаблон для оценки комфортности
  • Самооценка эмоциональных состояний40
  • Методика диагностики психических состояний (по г. Айзенку)41
  • Бланк методики диагностики психических состояний (по г. Айзенку)
  • Диагностика состояния агрессии42
  • Тест агрессивности43
  • Результаты
  • Тема III. Изучение неосознаваемых компонентов психических состояний
  • Занятие 8 Изучение вегетативных проявлений психического состояния Определение состояний напряженности по динамике параметров кожно-гальванических реакций46
  • Изучение вегетативных проявлений психического состояния (методика измерения частоты пульса по данным экг и кожно-гальванической реакции)47
  • Протокол занятия (запись ответов ведет один из экспериментаторов) Оценка словесных ответов
  • Оценка «вегетативного ответа»
  • Обработка результатов
  • Занятие 9 Диагностика психических состояний с помощью проективных тестов Тест «Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций»
  • Метод цветовых выборов (мцв)48
  • Интерпретация цветовых выборов
  • Тема 4. Изучение экспрессивного компонента психических состояний
  • Занятие 10 Использование метода прямого наблюдения эмоциональной экспрессии Факторы успешности опознания эмоциональных состояний по выражению лица50
  • Изучение экспрессивного компонента эмоций методом наблюдения эмоциональной экспрессии51
  • Протокол занятия52
  • Опыт I. Оценка фотографий (записи ведет экспериментатор)
  • Опыт II. Оценка киносюжета (записи ведет испытуемый)
  • Методика «Определение эмоционального состояния путем наблюдения за экспрессией»53
  • Протокол занятия
  • Занятие 11 Самооценка склонности к проявлению эмоциональной экспрессии. Вопросник по эмоциональной экспрессии (вээ)54
  • Бланк для ответов к вопроснику по эмоциональной экспрессии
  • Ключи к вопроснику по эмоциональной экспрессии
  • Методика «Оценка своих средств экспрессии»
  • Занятие 12 Детальный анализ мимического выражения психического состояния Шкала мимического выражения психического состояния55
  • Распознавание выражения эмоций и эмоциональных состояний56
  • Умение понимать язык мимики и жестов57
  • Ключ к тесту «Умение понимать язык мимики и жестов»
  • Методика «Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний»58
  • Тест «Понимаете ли вы язык мимики?»
  • Занятие 13 Определение эмоционального состояния говорящего по интонации голоса59
  • Тема 5. Диагностика и измерение психических состояний, проявляющихся в деятельности
  • Занятие 14 Диагностика психических состоянийдетей дошкольного возраста, школьников, студентов и преподавателей Методики диагностики психических состояний детей дошкольного возраста61
  • Результаты заносятся в таблицу:
  • Полученные данные обрабатываются при помощи таблицы:
  • Цветорисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников62
  • Психические состояния школьников63
  • Опросник
  • Психические состояния студентов
  • Психические состояния учителей64
  • Психические состояния преподавателей65 Инструкция аналогична предыдущей.
  • Занятие 15 Оценка физического и умственного утомления с помощью опросников Опросник для оценки острого физического утомления66
  • Опросник для оценки острого умственного утомления
  • Опросник для оценки острого умственного утомления.
  • Дифференцированная оценка работоспособности
  • Списки утверждений опросника дорс (в скобках указаны номера утверждений в общем перечне пунктов и тип формулировки симптомов:
  • Занятие 16 Хроническое утомление и его проявление Опросник «Степень хронического утомления»68
  • Занятие 17 Самооценка предсоревновательного психического состояния спортсменов69
  • Исследование предсоревновательного психического состояния у спортсменов70
  • Пульсометрия
  • Ассоциативный эксперимент
  • Измерение предсоревновательного состояния спортсменов71
  • Тест-опросник предсоревновательного состояния спортсмена
  • Протокол опыта
  • Занятие 18 Комплексная методика моделирования психической напряженности72
  • Занятие 19 Методы измерения стресса и «синдрома выгорания» в профессиональной деятельности73
  • Шкала оценки профессионального стресса74
  • Выявление «синдрома выгорания» в профессиональной деятельности75
  • Опросник mbi76 Вариант м (для менеджеров, руководителей)
  • Вариант 2 (для учителей, преподавателей, тренеров)
  • Занятие 20 Диагностика экзаменационной тревожности
  • Занятие 21 Особенности психодиагностики посттравматического стрессового расстройства77
  • 1. Повторяющиеся навязчивые воспоминания о событии, вызывающие дистресс
  • 2. Интенсивные, тяжелые переживания при обстоятельствах, символизирующих или напоминающих различные аспекты травматического события, включая годовщины травмы
  • 4. Повторяющиеся сны о событии, вызывающие тяжелые переживания (дистресс)
  • 5. Усилия, направленные на то, чтобы избежать мыслей или чувств, ассоциирующихся с травмой
  • 6. Усилия, направленные на то, чтобы избегать действий или ситуаций, которые вызывают воспоминания о травме
  • 7. Неспособность вспомнить важные аспекты травмы (психогенная амнезия)
  • 8. Заметная утрата интереса к любимым занятиям
  • 9. Чувство отстраненности или отчужденности от окружающих
  • 10. Сниженный уровень аффекта, например неспособность испытывать чувство любви
  • 11. Ощущение отсутствия перспектив на будущее, например пациент не ожидает продвижения по службе, женитьбы, рождения детей, долгой жизни
  • 12. Трудности с засыпанием или с сохранением нормального сна
  • 13. Раздражительность или приступы гнева
  • 14. Трудности с концентрацией внимания
  • 15. Повышенная настороженность (бдительность)
  • 16. Преувеличенная реакция испуга («стартовая» реакция на внезапный стимул)
  • 17. Физиологическая реактивность при воздействии обстоятельств, напоминающих или символизирующих различные аспекты травматического события
  • Занятие 22 Методика диагностики психического выгорания учителей78
  • Инструкция
  • Текст опросника
  • Ключ к опроснику «психического выгорания»
  • Занятие 14 Диагностика психических состоянийдетей дошкольного возраста, школьников, студентов и преподавателей Методики диагностики психических состояний детей дошкольного возраста61

    Трудность диагностики психических состояний детей дошкольного возраста состоит в том, что они не обладают богатым словарным запасом, не могут четко оперировать понятиями и описать свое внутреннее состояние. И чем младше дошкольник, тем сложнее определить его действительное состояние.

    Распределение методик по возрастной шкале в общем виде представлено в табл. 5.1.

    Таблица 5.1

    Распределение методик диагностики психический состояний детей дошкольного возраста по возрастной шкале

    Методика

    «Кинотеатр»

    Вариант А

    Вариант Б

    «Часики»

    Вариант А

    Вариант Б

    «Паровозик»

    Начиная с 2,5 лет без изменений

    «Цветик-вось-ми-цветик»

    Без изменений

    «Цветовая социометрия»

    Не используется

    С середины учебного года

    Используется пол ностью

    «Эмоциональный дневник»

    По длительности процедуры обследования методики можно распределить следующим образом:

    а) от 1 месяца и более («Эмоциональный дневник»);

    б) 10-20 мин («Цветовая социометрия», «Кинотеатр», «Матрешки», «Цветик-восьмицветик»);

    в) от 1 до 5 мин («Паровозик», «Часики»).

    Ряд методик предполагает использование цвета и пиктограмм, изображающих широкий спектр эмоциональных реакций: «Матрешки», «Часики»; только цветовые карточки: «Цветовая социометрия», «Цветик-восьмицветик», «Паровозик».

    Методика «Паровозик». Методика направлена на определение степени положительного или отрицательного психического состояния. Применяется индивидуально с детьми (с 2,5 лет).

    Подготовка исследования. Подготовить белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). На белом фоне разместить беспорядочно вагончики.

    Инструкция. «Рассмотрим все вагончики. Надо построить поезд, но необычный. Первым надо поставить вагончик, который тебе кажется красивым (тот, который тебе нравится больше других). Теперь выбери из оставшихся самый красивый и т. д.».

    Необходимо, чтобы ребенок удерживал все цветовые вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно рукой обводятся все вагончики.

    Результаты заносятся в таблицу:

    Полученные данные обрабатываются при помощи таблицы:

    Полученные баллы сложить и сравнить с ключом:

    Психическое

    Сумма баллов

    состояние

    Позитивное

    Негативное

    – низкой степени;

    – средней степени;

    – высокой степени

    Методика «Цветик-восьмицветик». Методика позволяет выявить отношение ребенка к членам семьи, их отношение к ребенку.

    Подготовка. Изготовить разноцветные лепестки (красного, желтого, зеленого, голубого, фиолетового, коричневого, серого, черного цветов), сердцевину цветка – белого цвета. Исследование проводится на белом фоне.

    Проведение. Исследование проводится с детьми 2,5-8 лет в форме игры-беседы.

    Инструкция. «Выбери лепесток, который ты отдашь маме, папе и т. д.». Можно предложить выбрать лепесток для себя. Необходимо следить, чтобы ребенок отбирал цвет лепестка не по цвету глаз, рубашки и т. д. человека, о котором идет речь, а по своему отношению к нему. Полученные данные заносятся в таблицу:

    Анализируется расположение лепестка, выбранного ребенком для себя, по отношению к другим членам семьи. Необходимо учитывать, что не все цвета могут быть использованы ребенком.

    Характеристика

    «Близко, рядом, вместе». Значимый человек, удовлетворяющий потребность в ласке, любви, признании. Признание его авторитета: эмоциональная зависимость

    «Активное взаимодействие». Веселый человек, склонный к активным действиям. Некоторая неровность, нестабильность в отношениях с ребенком, оценке его деятельности

    «Рядом, но не всегда вместе». Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы

    «Надежда и опора». Ощущение удовлетворенности, спокойствия, защиты

    Фиолетовый

    Состояние, близкое к игнорированию данного лица. Безучастный член семьи, не обладающий авторитетом. «Пустое место»

    Коричневый

    Отстраненный член семьи. Злой, требовательный. Часто несправедливо наказывающий ребенка

    Не эмоционален, угнетает активность ребенка, придирчив к нему. Самолюбив, критичен

    Агрессивный. Возможны физические наказания, угрозы с его стороны, оскорбления. Устойчивый конфликт между ребенком и данным лицом

    Методика «Часики». Представлена в двух вариантах: для детей с 2,5-4,5 лет – вариант А, для более старших – вариант Б.

    Подготовка. Подготовить цветовое поле с использованием следующих цветов: красного, желтого, зеленого, голубого, фиолетового, серого, коричневого, черного. А также две пиктограммы с изображением печального и веселого лица для варианта А и 12 пиктограмм: страх, удивление, спокойствие, злость, печаль, агрессивность, умиление, мечтание, хитрость/лукавство, обида, стресс, недоверие – для варианта Б.

    Методика направлена на выявление психического состояния детей дошкольного возраста.

    Инструкция. «Выбери цвет, который тебе в данный момент нравится. А теперь соедини его с лицом, которое у тебя сейчас».

    Полученные результаты заносят в таблицу.

    Возраст ____________________

    Номер пиктограммы

    Высказывание ребенка

    Методика «Кинотеатр»

    Цель. Изучение степени позитивного или негативного психического состояния детей с 4 лет.

    Методика представлена в двух вариантах: для мальчиков и для девочек, а также употребляется в сокращенном варианте для детей младшего дошкольного возраста.

    Подготовка. Изготовить мини-кинотеатр. На белом фоне, в «креслах», обозначены пиктограммы, изображающие выражение лиц определенного эмоционального состояния, всего 12: 1 – страх, 2 – удивление, 3 – спокойствие, 4 – злость, 5 – печаль, 6 – агрессивность, 7 – умиление, 8 – мечтание, 9 – хитрость/лукавство, 10 – обида, 11 – стресс, 12 – недоверие.

    Подготовить по 18 картинок с изображением ситуаций:

    1. Общение с родителями (мамой, папой, бабушкой, дедушкой), сверстниками, воспитателями.

    2. Деятельность: музицирование, продуктивные виды (рисование, лепка), игра (в одиночестве, со сверстниками), чтение, отношение к школе, труд (кормление животных, помощь родителям), занятия спортом (в одиночестве, с другом, в коллективе).

    Инструкция. «Представь, что ты – мальчик (девочка), изображенный на рисунке, какое у тебя будет лицо в данной ситуации?»

    Фиксируется содержание картинки и выбранная пиктограмма. Данные заносятся в таблицу:

    Карточек может быть меньше: с учетом возрастных особенностей, количества членов семьи, занятий ребенка; «музицирование», например, может не войти в набор стимульного материала.

    Количественный анализ. За пиктограммы № 1,4, 5, 6, 10, 12 начисляют по (-1) баллу; за № 2, 7, 8, 9 – по +1 баллу; за № 3 – 0 баллов По окончании подсчитываётся сумма отрицательных выборов, которая делится на количество карточек и умножается на 100%.

    – меньше 10% – ППС (положительное психическое состояние);

    – 10-30% – НПС низкой степени (негативное психическое состояние);

    – 31-51% – НПС средней степени;

    – больше 52% – НПС высокой степени.

    Также можно определить и степень выраженности определенного негативного состояния:

    Психическое состояние

    Количество выбора одним ребенком определенного психического состояния

    незначительная

    Агрессивность

    Недоверие

    Важен также и качественный анализ: отношение ребенка, его моти-вационный аспект к себе, окружению, природе, деятельности; нравственный аспект – выявление собственно проблемы ребенка.

    Методика «М а т р е ш к и». Дошкольникам предлагаются 11 пиктограмм, изображающих: 1 –страх, 2 – удивление, 3 – спокойствие, 4 – злость, 5 – печаль, 6 – агрессивность, 7 – умиление, 8 – мечтание, 9 – хитрость/лукавство, 10 – обида, 11 – стресс. Перед детьми на белом фоне раскладываются силуэты матрешек и в беспорядке – пиктограммы.

    Инструкция включает задание подобрать к цветному силуэту соответствующее выражение лица, подходящее, по его мнению, к такому цвету.

    В ходе эксперимента фиксируется моторика (двигательные реакции глаз, руки), двигательное оживление, эмоциональные реакции, высказывания.

    Результаты, полученные при работе с силуэтами матрешек и пиктограмм, заносятся в таблицу:

    В колонках фиксируется номер пиктограммы. По окончании работы суммируется количество выбранных карточек-пиктограмм на определенном цвете и подсчитывается число повторений.

    Качественный состав эмоциональных и двигательных реакций детей

    Двигательные реакции глаз:

    а) скользящий, беглый взгляд на цветовые силуэты и пиктограммы. Присутствует у всех детей в начале эксперимента, как бы «ознакомительный»;

    б) фиксирование – неподвижное устремление взора на силуэты. Возникал у детей при затруднении;

    в) рассматривание – основная двигательная реакции глаза, направленная на цвет и пиктограмму попеременно. Двигательные реакции руки:

    а) намеренное прикосновение: ребенок тянется к цветовым силуэтам или пиктограммам и легко касается их;

    б) «захватывание»: ребенок берет в руки цветовые силуэты, прижимает их к себе, прячет, может после обследования забрать с собой. Встречается особенно часто, если цвет нравится, если же цвет вызывает негативные чувства – прячет под стол, намеренно роняет, отталкивает;

    в) манипулирование: силуэт или пиктограмму берет в руки, мнет, трясет, подносит ко рту;

    г) ощупывание: ребенок перемещает пальцы по контору силуэта. Эмоциональные реакции

    В зависимости от интенсивности различают три вида улыбок:

    – слабую (губы ребенка при этом не раздвигались);

    – среднюю (губы раздвигались, но улыбка не сопровождалась оживленной мимикой и имела небольшую продолжительность);

    – сильную (широкая улыбка, многократно вспыхивающая на лице ребенка).

    К эмоциональным же реакциям относятся и громкие радостные возгласы, которые демонстрировали все дети различных возрастов.

    Одной из постоянных эмоциональных реакций было двигательное оживление ребенка, проявляющееся в следующих формах:

    – слабое (когда ребенок выполнял задание, не проявляя более никаких движений);

    – среднее (вскидывал руки, хлопал в ладоши, теребил одежду, трогал экспериментатора);

    – высокое (ребенок совершал многократные движения конечностями и корпусом, «прыгал» на стуле, активно перемешивал силуэты и пиктограммы).

    Высказывания детей можно распределить следующим образом:

    – увлеченно начинают рассказывать о том, что раньше они слышали, как их близкие говорили о каком-то цвете, сравнивали с каким-то предметом или животным, например: «Небо серое, как мамино платье», «Машина – цвета доллара», «У тебя персиковая помада» и т. д.;

    – мотивируют свой выбор высказываниями: «Так чувствую», «Так внутри», «Хочется так положить», «Знаю» и т. д.;

    – сравнивают с предшествующим опытом: «Оранжевый, как апельсин, а апельсин мне дают, если Новый год. Я так удивляюсь!»

    Мимика детей. Примерно 70% детей изображают мимикой выражение с пиктограммы.

    Методика «Эмоциональный дневник» (с 5 лет)

    Цель. Исследование психического состояния детей дошкольного возраста в детском саду в течение длительного времени (более 1 мес).

    Подготовка. На каждого ребенка подготовить бланки (или использовать тетради), в верхней части которых – пиктограммы, изображающие психическое состояние (веселость, страх, удивление, спокойствие, злость, печаль, агрессивность, умиление, мечтание, хитрость, обида, стресс, скепсис). Ниже, горизонтально, располагаются дата заполнения и рисунки – модели, обозначающие: приход ребенка в детский сад, завтрак, познавательную, музыкальную, продуктивные виды деятельности, прогулку, обед, подготовку ко сну, подъем, полдник, игры со сверстниками, общение с педагогом, ужин, уход из детского сада. Между рисунками проводятся вертикальные линии. Всего 15 колонок, 16-я – «баллы». По вертикали: обозначается дата заполнения, предлагается ребенку выбрать то психическое состояние, которое он отмечает у себя (из предложенных пиктограмм) в течение дня в каждой из колонок.

    Подготовка детей. Совместно с детьми смоделировать и обсудить изображения пиктограмм, характеризующих определенные психические состояния; составить обозначения, отражающие режимные моменты, деятельность, общение. Первую неделю необходимо оказывать помощь ребенку при заполнении («вместе, но не вместо!»).

    Инструкция. «Заполни пустые клеточки, выбрав то лицо, какое бывает при выполнении этой деятельности (называется колонка, которую требуется заполнить)».

    Дополнительно проводится индивидуальная беседа с каждым ребенком с целью выявить причины, мотивацию, научить распознавать собственное состояние и обозначать его при помощи пиктограммы.

    Можно использовать и другой вариант методики: ведение дневника дома (с помощью родителей). По горизонтали расположить разделы:

    1. Общение с каждым членом семьи.

    2. Сон, отдых.

    3. Любимые занятия ребенка.

    4. Совместная деятельность со взрослым.

    5. Гигиенические процедуры.

    6. Принятие пищи.

    7. Труд и т. д.

    Можно предложить родителям вести свой дневник, параллельно с ребенком. Его оформляют так же, как и предыдущий, и отмечают психическое состояние своего ребенка. А затем сравнивают с результатом заполнения ребенка. Это поможет установить адекватную оценку родителями психического состояния своего ребенка.

    Обработка данных проводится по горизонтали и вертикали дневника.

    Горизонтально:

    1. Анализируется каждый день, прожитый ребенком, подсчитывает-ся количество позитивных психических состояний и ставится балл. Он может быть от 0 до 14. Сравнивается с ключом:

    – 0-3 балла – НПС высокой степени;

    – 4–6 балла – НПС средней степени;

    – 7-10 баллов – НПС низкой степени;

    – 11-14 баллов – ППС (позитивное психическое состояние).

    2. В целом по методике анализируется количество используемых пиктограмм, отмечается, какие пиктограммы, отражающие позитивное психическое состояние, не применял ребенок, выясняется причина. В норме используется 5-7 пиктограмм. Анализ дает информацию для:

    – руководителей ДОУ – об обеспечении педагогом эмоционального комфорта каждого ребенка в группе детского сада;

    – педагогу – о проблемах ребенка, его реакции на определенный вид деятельности, взаимоотношениях со сверстниками, педагогами, об отношении к посещению детского сада, режимным моментам;

    – психологу – о наличии у дошкольников конфликтов, страхов, нарушениях поведения и взаимоотношениях с окружающими.

    Каждые два месяца проводится вертикальный анализ: 1. Рассматривается каждый режимный момент, вид деятельности, общение и т. д. отдельно. Присваивается по 1 баллу за количество негативных выборов. Их может быть от 0 до 40, также учитывают, какую пиктограмму чаще всего выбирает ребенок для оценки своего психического состояния. Полученные данные сравнивают с ключом методики.

    2. Прослеживается периодичность появления того или иного состояния: «каждый день», «определенный период», «несколько раз в месяц», «не наблюдается системы». Выявляются причины.

    Количество негативных выборов от 10 и выше могут свидетельствовать:

    – об устойчивом негативном отношении к определенному виду деятельности, педагогу, связанному с этой деятельностью;

    – низком социальном статусе ребенка в группе;

    – роли ребенка как объекта или субъекта агрессии (уточняется с помощью бесед, наблюдений);

    – депрессивном состоянии (грусть, склонность к слезам, нарушение аппетита, раздражимость – продолжаются в течение 2 и более недель);

    – о тяжелой степени адаптации ребенка, вновь поступившего в детский сад (при 35-40 выборов по вертикали и при соответствии НПС степени горизонтального анализа);

    – об отсутствии взаимопонимания, помощи и поддержки со стороны педагога группы и т. д.

    Ключ к методике при вертикальном анализе результатов:

    Состояние

    Степень устойчивого отрицательного психического состояния

    Нарушения

    Невротические страхи

    Невротическая потребность в любви и привязанности

    Чувствительность к отвержению; чувство вины

    Агрессия

    Враждебность

    Соперничество

    Невротическое страдание

    Методика «Цветовая социометрия»

    Цель: Исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими.

    Подготовка. Подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5x5 рядов-квадратов), состоящей из 13 цветовых и 12 белых квадратов, расположенных в следующем порядке:

    – 1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты;

    – 2-й: белый, зеленый, белый, зеленый, белый;

    – 3-й: синий, белый, красный, белый, синий;

    – 4-й – как второй;

    – 5-й – как первый.

    Подготовить цветные фишки: красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного, коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов, каждого – по 3.

    Инструкция (дается по ходу выполнения задания).

    «1. Выбери цвет, который больше всего нравится, и размести фишку на красном квадрате.

    2. Выбери цвета для людей (взрослых, сверстников), которых ты считаешь самыми близкими (ты их любишь, они любят тебя), и размести фишки на синих квадратиках.

    3. Выбери цвета для людей, с которыми ты хотел бы общаться, и положи соответствующие фишки на зеленые квадраты.

    4. Выбери цвета людей, которые тебе не нравятся (часто обижают; причиняют тебе боль; ты их боишься и т. д.), и размести фишки соответствующего цвета на черные квадраты».

    Примечания:

    1. Не все квадраты могут быть заполнены.

    2. Выбор цвета может быть расширен. Например, одним и тем же цветом могут быть обозначены несколько человек.

    3. Если ребенок захочет выбрать большее количество людей (чем четверых), то это фиксируется в протоколе, а дополнительные фишки размещаются на белых квадратах.

    Протокол

    Фамилия, имя ребенка __________________________________________

    Возраст ______________________________________________________

    Отношение к себе

    обозначен)

    Высказывания

    Результат

    Явно предпочти тельное

    Предпочтительное

    Антипатии

    Интерпретацию данных к методике «Цветовая социометрия см. в табл. 5.2.

    Мозг человека необычайно сложно устроенный биологический организм, вернее одна из его составляющих. Потаенные уголки его до сих пор вызывают бурные обсуждения и недоумения, выявляя в ходе проводимых экспериментов всё более и более интересные способности. Изучением психики человека врачи и ученные занимаются уже давно, но вряд ли можно сказать, что дело движется к концу.

    Условные и безусловные рефлексы, нормы и отклонения, патологии и аномалии всё это в принципе, проявление активности мозга и психики. И кто мы такие, чтобы считать, что что-то идет не так и пытаться всех уровнять в способностях. Вполне возможно, что «особенные» дети это новый виток развития, ведь их мозгу и психике подвластны такие загадки и ребусы, которые среднестатистический человек вряд ли сможет осилить.

    Возвращаясь к психике, хочется отметить, что для удобства, люди договорились разделять психические явления по 3-м факторам:

    — сами психические процессы;

    — следующие за ними, сложившиеся психические состояния;

    — и подмеченные в их результате психические свойства.

    Первый подпункт - это самое распространенное и понятное явление, которое мы можем наблюдать практически каждый день. Психические процессы, говоря простым языком, это то, как наша психика реагирует на реальность и происходящие в реальности события. Примером могут послужить такие свойства как ощущения, внимание, мышление, решения, принимаемые в ходе, какой либо ситуации, и выражаются эти процессы разными переживаниями и впечатлениями.

    Психическое состояние

    Психические состояния менее активное понятие в отличие от психических процессов, так как настрой и состояние видоизменяются не с такой стремительной скоростью и для того чтобы повлиять на него нужны весомые обстоятельства. К примеру, сильные и частые стрессы могут привести к апатии, когда силы и нервы истощатся и реакции замедлятся. Так что, включая защитные механизмы, организм вводит человека в бесстрастное состояния для восстановления затраченных душевных сил и накопления новых эмоций.

    Психические свойства, это понятие всеобъемлющее. Оно рассматривает психику индивидуума в целом, подчеркивая его основные характеристики, такие как темперамент, характер, установки.

    Исходя из этого, получается, что психика человека зависит от нескольких составляющих, среди которых как влияние генетических особенностей, заложенных родителями, так и влияние особенностей социального строя, в котором индивидуум растет и развивается. Изучая психику человека, ученные пришли к выводу, что эти два понятия являются неразрывными и изучения одного из них в отрыве друг от друга не могут привести к достоверному результату. Ведь обладая заложенной на генном уровне информацией, мы появляемся на свет с одной стороны уже сформировавшейся личностью, чем и можно объяснить поведение детей в грудном возрасте. Одни ведут себя спокойно и не доставляют родителям много хлопот, а другие кричат ночи напролет, потому что их что-то не устраивает или раздражает что-то по своей сути.

    Но далее, развиваясь и попадая в социальную среду, психика ребенка претерпевает изменения, он учиться подстраиваться под окружающие его стереотипы, правила поведения и распорядки, постепенно видоизменяя черты своего характера, заложенного природой. Естественно, фундаментальные основы меняются редко, но попадая в конфликтную среду, правила которой противоречат психике индивидуума возможны сбои, которые повлекут за собой болезни и срывы.

    И так происходит на каждом этапе становления личности, вне зависимости от возраста. Ученные продолжают изучать, вследствие чего психика видоизменяется и поражается, но результаты до сих пор слишком противоречивы и с трудом поддаются анализу. Так что, пока, наука делает лишь первые неуверенные шаги к разгадке такой тайны как психика человека.




    © 2024
    womanizers.ru - Журнал современной женщины