20.07.2019

Главные особенности психической деятельности животных, отличающие ее от психики человека. Психическая деятельность Особенности психической деятельности человека от животных


У позвоночных, находящихся на высших ступенях эволюционного развития, возникают новые формы индивидуально-изменчивого поведения, которые могут обозначаться как"интеллектуальная"поведение. Особенностью такой поведут инки является то, что ориентировка в условиях задачи не носит характера проб и ошибок, а начинает предшествовать им. Выделяется особая форма предварительной ориентировочной деятельности, в процессе которой начинает вы роблятися программа дальнейшего решения задачи, в то время как движение становится только исполнительным звеном в этой сложно построенной деятельностильності.

Поведение начинает приобретать сложных видов со сложной структурой, которая содержит: 1) ориентировочную исследовательскую деятельность, что приводит к формированию схемы решения задачи; 2) формирование пластически меняющихся программ поведения, направленных на достижение цели, 3) сопоставление выполненных программ действий с исходным намерением. Характерной особенностью такой деятельности саморегуляция: если действие приводит к дос ягнення цели, то она прекращается, если не приводит, то к мозгу животного поступает соответствующий сигнал и попытки решить задачу повторяютсяя.

Поведение животных на этой стадии развития характеризуется двумя явлениями. Первое - экстраполяционный рефлекс и развитие сложных форм памяти. Некоторые животные не подчиняют своего поведения непосредственно м восприятию объекта, а прослеживают его движение и ориентируются на его ожидаемое перемещение экстраполяционных рефлекс, а особенно предсказуемое поведение, является одним из важных источников формирования"интеллекта альной"поведения животи тварин.

Второе явление - это возрастающая сложность восприятия и устойчивость памяти. Это было доказано в экспериментах с так называемыми отсроченными реакциями: на глазах у животного в ящик клали приманку и через некоторое время животное отпускали. Если след в памяти оставался - животное бежала к ящику. Следует отметить, что устойчивость памяти увеличивается с усложнением строения мозга животного и составляет, например, у крысы - 10-20 сек, обезьяны -16-48 годыодин.

Исследование поведения высших животных было начато. ВКеллером. Он ставил обезьяну сложные условия, когда непосредственное достижение цели было невозможно. Обезьяна должна была использовать или обходной путь, или специальное орудие, чтобы достать приманку. ВКеллер выявил определенные закономерности поведения животного подобной ситуации. Сначала обезьяна пыталась непосредственно достать приманку, но после безрезультатных с проб наступал период, когда она неподвижно сидела и рассматривала ситуацию, пока не возникало правильного решения задачивдання.

Описанная поведение обезьян по-разному объясняется разными учеными. Одни считают это аналогом человеческого интеллекта и проявлением творческого мышления. Другие рассматривают использование орудий как результат переноса попе ереднього опыта. ИППавлов называл интеллектуальной поведение животных"РУНН мышлениемням ".

Таким образом, развитие психики определяется необходимостью приспособления животных к среде, и психическое отражение является функцией соответствующих органов, которые формируются в ходе этого приспособления

Интеллектуальная поведение животных является той чертой, за которой начинается качественно новый этап развития психики, а именно - история развития человеческого сознания

34 Различия психики человека и животных

Как было показано выше, развитие жизни приводит к такой изм ины физиологической организации животных и возникновения у них таких органов и систем, которые являются функцией отражения окружающей действительности. Изменения ум языков существования обусловливают изменения строения и деятельности животных, результатом чего является превращение органов и их функций и появление новых форм психического отраженияя.

Между психикой животных и человека существует несколько главных отличий

Первое отличие всякой деятельности животных от деятельности человека состоит в том, что она является деятельностью непосредственно биологической. Деятельность животные возможна лишь по отношению к предмету, жизненной бы биологической потребности, всегда остается в пределах инстинктивных, биологических отношений к природе. В связи с этим и возможности психического отражения животными окружающего мира также ограничена, ос кильки включает лишь стороны и свойства предметов, связанные с удовлетворением их биологических потребностей. Поэтому в противовес человеку у животных не существует устойчивого объективно предметного отражения действительности. Для животного любой предмет действительности выступает неотделимо от его инстинктивной потребностиреби.

Второе отличие заключается в следующем, отношение животных к себе подобным не отличается от их отношения к другим внешним объектам, что связано с фактом отсутствия у животных общества. Некоторые авто ори считают, что у животных существует разделение труда (пчелы, муравьи). Но в действительности у животных настоящего разделения труда не существует, основой выполнения животными разных функций являются биологические факторы, а не объективные условийви.

Различия между человеком и животными заключаются и в особенностях их"языка"Общение между животными происходит с помощью звуков, которые лишь внешне подобные человеческой речи. Эти процессы отличные по своей оею сути. Человек выражает в своей речи некоторое объективное содержание и отвечает на обращенную к нему речь не просто как на звук, а как отраженную в языке реальность. Голосовое общение животных видризняет ься от общения людей. Животное отвечает на голос другого животного независимо от того, что отражает данный речевой сигнал: он несет для нее лишь определенный биологический смысл есть общение животных в св оим содержанию и по характеру процессов, с помощью которых оно осуществляется, полностью остается в пределах инстинктивной деятельности діяльності.

Возникновение сознания связано с началом нового, высшего этапа развития психики. В отличие от психического отражения, свойственного животным, сознательное отражение - это отражение предметной действительности те. Хотя сознание и имеет свою предысторию в эволюции животного мира, впервые она возникает у человека в процессе становления труда и общественных отношений. Сознательная деятельность человека имеет три характерные лиц ности, которые отличают ее от поведения животрин.

Первая особенность заключается в том, что сознательная деятельность человека не обязательно связана с биологическими мотивами. Нередко встречаются ситуации, когда сознательная деятельность человека не только не подчиненной уеться биологическим воздействиям и потребностям, но и входит в конфликт с ними и даже подавляет их (например, героизм).

Второй особенностью сознательной деятельности необязательная ее определенность наглядными впечатлениями от среды. Человек может отражать условия среды гораздо глубже, чем животное. Благодаря абстрагированию лю юдина проникает в глубинные связи и отношения вещей, ориентируясь при этом не на внешние впечатления, а глубинные их закономерноститі.

Третья особенность заключается в том, что подавляющее большинство знаний и умений человека формируется путем усвоения общечеловеческого опыта, накопленного в истории общества, который передается в ходе обуче ния. Подавляющее большинство знаний и умений человека не является результатом ее собственного опыта, а приобретаются путем усвоения общественно-исторического опыта поколенийь.

Таким образом, особенности высшей формы жизни, свойственной только человеку, следует искать в социально-исторической форме жизнедеятельности, связанной с общественным трудом, использованием орудий и возникновением языка

Особенности психической деятельности человека и ее морфологический субстрат . Особенно существенные сдвиги в психике возникают с переходом к общественно-историческим формам существования человека, сопровождающимся мощным развитием наиболее сложных отделов коры головного мозга. В условиях общественного существования с употреблением орудий, разделением труда и возникновением языка появляются новые формы психики, которые не имеют непосредственного биологического характера и определяются возникающими в процессе труда и общения сложными социальными потребностями и стимулами. Элементарные инстинктивные формы психики оттесняются на задний план. Ведущее место начинают занимать социально сформированные виды поведения, в основе которых лежат общественные мотивы и которые получают свой смысл только в деятельности всего коллектива (например, изготовление орудий, применяемых другими людьми).

Огромное значение в регуляции психической деятельности приобретает язык, который создает «вторую сигнальную систему действительности» (), позволяя обобщать непосредственно воспринимаемые раздражители, систематизировать их соответственно опыту поколений и передавать этот общечеловеческий опыт отдельным индивидам. Усвоение общечеловеческого опыта, осуществляемого на основе языка, становится мощным фактором развития новых форм психики. Обладая речью, человек оказывается в состоянии не только глубже отражать воздействия внешнего мира, но и вырабатывать и сохранять сложнейшие программы поведения, формулировать намерения, сличать выполняемое действие с исходным намерением, корригировать свои ошибки и осуществлять таким образом сознательное поведение. Вместе с тем возникновение речи существенно изменяет всю психику, создавая основу для наиболее сложных форм осмысленного восприятия, активного внимания, произвольного запоминания и логического мышления, формируя высшие психические функции человека и приводя к развитию наиболее сложных форм эмоциональных переживаний личности (см. Эмоции).

Столь сложное строение сознательных форм психики опирается на работу высокодифференцированных аппаратов коры головного мозга (см.) человека, сохраняющих постоянную связь с ближайшей подкоркой (см. Базальные узлы, Головной мозг, Подкорковые функции). Разные отделы коры играют неодинаковую роль в обеспечении сложных форм поведения. Задние отделы коры, включающие центральные отделы экстероцептивных анализаторов (слухового, зрительного, кожно-кинестетического, вестибулярного), и зоны их перекрытия позволяют получать информацию, доходящую из внешнего мира, анализировать ее и обеспечивать возникновение наиболее сложных форм пространственных и временных синтезов, составляющих необходимую основу познавательной деятельности. В отличие от этого, передние отделы коры головного мозга, надстроенные над корковыми отделами двигательного анализатора, дают возможность учитывать эту информацию, приводить ее в соответствие с потребностями организма и на основе этого обеспечивать динамику психической деятельности - создавать программы необходимых действий, сохранять намерения и сличать реально выполненные действия с исходными задачами, обеспечивая тем самым регуляцию и контроль действия. Особую функцию несут медиобазальные отделы коры, включающие наиболее древние образования гиппокампа и лимбической области и стоящие в особенно тесной связи с гипоталамической областью и ретикулярной формацией. Связывая высшие отделы коры больших полушарий с нижележащими образованиями, эти отделы коры обеспечивают изменения тонуса коры, длительное сохранение следов возбуждения и принимают непосредственное участие в регуляции процессов, лежащих в основе элементарных форм влечений и эмоциональной жизни (см. Мотивации).

Существенное место в учении о психике занимает изучение ощущений и восприятий (см. Анализаторы). Отдельные виды ощущений (зрительные, слуховые, осязательные) редко функционируют изолированно. Обычно они объединяются, и только такая совместная работа анализаторов может обеспечить создание адекватных субъективных образов объективного мира.

Психика не исчерпывается процессами получения, переработки и сохранения информации, поступающей от внешнего мира и составляющей основу познавательной деятельности. Второй ее существенной стороной является регуляция поведения соответственно известным программам. В отличие от животных, психика человека направляется не столько врожденными биологическими влечениями, сколько несравненно более сложными, социальными по своему происхождению, сознательными потребностями и мотивами. Эти потребности и мотивы определяют намерения человека и составляют основу тех программ поведения, которые человек реализует в своей практической деятельности. Во всех этих процессах программирования действия и контроля за его результатами принимает ближайшее участие внешняя и внутренняя речь, формулирующая намерение и облегчающая сличение эффекта действия с исходной программой.

Существенной стороной психики являются процессы эмоциональной жизни. Они имеют свою основу в подкорковых образованиях, связанных с элементарными влечениями, но у человека принимают несравненно более сложный характер.

Все эмоциональные процессы человека, принимающие характер сложных переживаний, настроений и чувств, следует рассматривать в тесной связи с его интеллектуальной, целенаправленной, программированной деятельностью, исходящей из сложных социально сформированных намерений. Как правило, соответствие выполненного действия с исходным намерением вызывает положительные эмоции, несоответствие их - отрицательные эмоции, которые устраняются лишь тогда, когда такое согласование достигается. Сложный характер потребностей и намерений человека, формирующийся в процессе его воспитания, и составляет основу той богатой эмоциональной жизни, которой отличается психическая деятельность человека.

Описанные формы психической деятельности, связанные с работой коры головного мозга, требуют поддержания на соответствующем уровне тонуса коры, который может обеспечить бодрствующее сознание (см.) и избирательное, дифференцированное протекание психических процессов. При снижении тонуса коры такая дифференцированность психической деятельности нарушается, системы избирательных связей распадаются и заменяются неизбирательными, диффузными связями. Есть много оснований полагать, что тонус коры, необходимый для полноценной психической деятельности и снижающийся в описанных состояниях, связан с работой подкорковых образований и, в частности, с ретикулярной формацией (см.).

Сознание человека не всегда может носить черты той высокой организации, которой характеризуется бодрствующее состояние коры. Для состояния сниженного сознания характерны иные особенности, чем для ясного, бодрствующего сознания: ассоциативная деятельность носит здесь менее четкий характер, связи теряют свою избирательность, подвижность, легко возникают побочные связи. Все это характеризует как те психические процессы, которые не включены в систему активного бодрствующего поведения и носят «субсенсорный характер», так и те сновидные состояния, которые проявляются в сновидениях (см. Сон). Нарушение сознательной психики может возникнуть и при некоторых состояниях коры головного мозга, вызванных активным торможением. Примером этого может служить активное торможение травмирующих человека или неприемлемых для него переживаний и связанное с этим вытеснение этих переживаний, составляющих содержание бессознательного. Этот процесс может иметь существенное значение для возникновения неврозов (см.).

Сложные формы психики являются не только результатом филогенетического развития (см. Филогенез). Они формируются и в онтогенезе (см.), в прямой связи с созреванием аппаратов ЦНС (в первую очередь наиболее сложных отделов коры) и развитием высшей нервной деятельности, которая с возрастом принимает все более дифференцированный характер. Однако формирование психики ребенка не сводится к этим факторам. Оно существенно зависит от форм взаимоотношений ребенка с окружающей его средой. Так, в младенчестве поведение в существенном сводится к проявлениям наиболее элементарных инстинктивных форм психической деятельности (акт сосания), характеризуется преобладанием неполного бодрствования и основное место в нем занимает формирование наиболее элементарных рецепторных и двигательных актов. В преддошкольном возрасте формируются ходьба и речь, существенно расширяющие ориентировку ребенка в окружающем мире. В дошкольном возрасте психика еще более усложняется; с развитием речи и отношений ребенка к взрослым решающее значение для развития воображения ребенка и формирования сложных видов регуляции его поведения имеет игра. В школьном возрасте такое ведущее место занимает организованное учение, приводящее к усвоению систематизированного общечеловеческого опыта и играющее существенную роль в формировании отвлеченного мышления и характера ребенка. Формирование психики завершается в юношеском возрасте, когда складывается мировоззрение, развиваются сложные формы трудовой деятельности и возникают новые, более сложные виды эмоциональной жизни, формирующиеся под влиянием взаимоотношений с коллективом и развития сложных познавательных процессов.

Таким образом, если на ранних этапах развития ребенка элементарные формы непосредственной ориентировки в окружающем мире и наглядного отражения внешней среды являются той базой, на которой формируется психика ребенка, то на дальнейших этапах развития личности такая ведущая роль переходит к наиболее сложным функциональным образованиям, в частности к системе внешней и внутренней речи, позволяющей усвоить общечеловеческий опыт и обеспечивающей процессы отвлечения и обобщения. Именно под влиянием сложных форм общения ребенка со взрослыми и развития речи формируются высшие психические функции (смысловое восприятие, произвольное внимание, активное запоминание) и складываются отвлеченное мышление, произвольное волевое поведение и сложные формы эмоциональных переживаний.

В связи с особенностями развития психики и тем, что на тех или иных этапах развития психики ведущую роль играют разные функции, патологические процессы, влияющие на одни и те же мозговые образования, могут в разном возрасте приводить к неодинаковым следствиям и вызывать различные формы нарушений. Так, нарушение процессов наглядного восприятия в раннем детстве может привести к глубокой общей задержке психического развития ребенка, в то время как такое же нарушение в зрелом возрасте приводит лишь к относительно частным дефектам, в известных пределах компенсируемым речью и мышлением. Наоборот, нарушение сложных форм речевой деятельности и ее программирующей роли может не оказывать существенного влияния на поведение ребенка в раннем возрасте, но приводит в зрелом возрасте к глубокому нарушению всех высших психических функций, которые зависят от ее сохранности. Поэтому изучение основных законов развития психики в детском возрасте имеет большое значение для понимания патологии психических процессов и, в частности, для детской психиатрии.

· Деятельность и мышление человека.

Общие закономерности ВНД у человека и животных едины, однако ВНД человека имеет существенные отличия.

Труд человека качественно отличается от поведения животных, не имеющих социально-детерминированной направленности. Поведение животных направлено только на приспособление к природе. Человек изготавливает орудия производства, широко применяя их в своей производственной деятельности, а также применяет преемственный характер труда (например, работа на конвейере) и планирование труда.

У человека имеется образное (конкретное) и абстрактное мышление, у животных - только конкретное. Первая сигнальная система обеспечивает образное (конкретное) мышление и у человека, и у животных, вторая - абстрактное мышление только у человека.

У человека имеются специфические, присущие только ему типы ВНД. Концепция И. П. Павлова о двух сигнальных системах действительности привела его к представлению о специальных человеческих типах ВНД. В основе их деления положены соотношения между первой и второй сигнальными системами. Преобладание первой сигнальной системы над второй характеризует художественный тип, при обратном соотношении - мыслительный тип, при их равенстве - средний тип. Художественный тип (писатели, художники, музыканты и др.) характеризуется цельным восприятием действительности. Мыслительный тип (преимущественно философы, математики и др.) воспринимает окружающую действительность через словесные сигналы, т.е. дробит ее. Средний тип (промежуточный) характеризуется определенными свойствами мыслительного и художественного типов.

· Вторая сигнальная система.

У человека есть первая и вторая сигнальные системы, у животных - только первая. Представление о сигнальных системах человека и животных обосновал И.П.Павлов.

Первая сигнальная система - это система организма, обеспечивающая формирование конкретного (непосредственного) представления об окружающей действительности и приспособительных реакций посредством условных связей. Сигналами первой сигнальной системы являются предметы, явления и их отдельные свойства (запах, цвет, форма и т.п.). Например, появление запаха пищи может свидетельствовать о наличии поблизости столовой.

Вторая сигнальная система - это система организма, обеспечивающая формирование обобщенного представления об окружающей действительности с помощью языка человека.

Язык человека - средство общения людей друг с другом, главной формой которого является письменная и устная речь, а также - формулы и символы, рисунки, жесты, мимика.

Речь - форма общения людей друг с другом с помощью сигналов (слов), обеспечивающая мышление человека. Речь может быть внутренней, являющейся необходимой формой процесса мышления, и внешней (письменная и устная), с помощью которой человек сообщает свои мысли другим людям.

Таким образом, сигналом второй сигнальной системы является язык человека, с помощью которого осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятиям, представлениям второй сигнальной системы. Главной формой языка является речь, сигналами которой являются слова. Причем смысловое содержание слова, например стол, не зависит от звучания этого понятия на различных языках. Высшие формы абстракции в сигнальных системах мозга обычно ассоциируются с актом художественной творческой деятельности человека, где продукт творчества выступает также как одна из форм языка.

Первая сигнальная система свойственна животным и человеку, однако благодаря тесному взаимодействию (у человека) со второй сигнальной системой, она качественно отличается от таковой у животных и несет на себе отпечаток культурно-исторических влияний. Первая сигнальная система обеспечивает конкретно-чувственное отражение окружающей действительности. При этом вначале в организме формируется ощущение отдельных свойств предметов и явлений, воспринимаемых соответствующими рецепторными образованиями и ведущими к более сложной форме отражения - восприятию.

У животных тоже имеется язык - это язык сигналов, но словесные сигналы человека отличаются от условных сигналов животных. Во-первых, их действие зависит не столько от физических особенностей, сколько от смысловых, т.е. слово действует своим смысловым содержанием. Во-вторых, язык человека и, в первую очередь, речь позволяют передавать знания предков их потомкам, что качественно отличает человека от животных, способствуя накоплению знаний об окружающей природе и безмерно повышая власть человека над окружающим миром. Вся кора большого мозга имеет отношение к обеим сигнальным системам, которые тесно взаимодействуют между собой: вторая сигнальная система в своей деятельности в определенной степени зависит от функционирования первой сигнальной системы, так как через первую во вторую поступает необходимая информация.

Структуру языка и его сущность составляют его грамматический строй и основной словарный запас. В антропогенезе язык сформировался как форма общения в процессе охоты на диких зверей, защиты при их нападении, сооружения жилища, поиска пещеры и т.д. Вначале это были отдельные звуки в виде сигналов, например об опасности, как у животных. В процессе труда возникла необходимость обращения друг к другу. Отдельные звуки превращались в более сложные сигналы, из которых впоследствии сформировались слова и фразы.

Этапы развития познавательной способности ребенка связаны с развитием обобщающей функции слова.

Начальный период (возраст 1,5 - 2 года) связан с сенсомоторной активностью.

Второй период (возраст 2 года - 7 лет) - это предоперационное мышление, оно определяется развитием языка, когда ребенок начинает активно использовать сенсорные схемы мышления.

Третий период (возраст 7 - 11 лет) характеризуется развитием логического словесного мышления с активацией внутренней речи, с использованием конкретных понятий.

Четвертый, завершающий, период (возраст 11 - 17 лет), характеризуется формированием абстрактного мышления. К 17 годам в основном завершается формирование психофизиологических механизмов мыслительной деятельности.

· Развитие речи в онтогенезе.

Исключительно важную роль в развитии речи ребенка играет постоянный разговор с ним при любом контакте во время его бодрствования. Следует всегда помнить: чем раньше начинают разговаривать с ребенком и побуждают его к разговору, тем быстрее и лучше он овладевает речью и тем быстрее развивается его мышление. Критическим для овладения речью является возраст до 10 лет. Позднее способность к развитию нейронных сетей для построения центра речи утрачивается.

Первые слова, произносимые ребенком в порядке подражания, относятся не к конкретному предмету, а к ситуации в целом. Так, в возрасте 8 - 10 мес. отдельные предметы и объекты внешней среды дети еще не выделяют. Хотя они в этом возрасте произносят слоги «па», «ма», оказывается, что платье мамы и ее кровать - тоже «ма», а свою маму, но в новой одежде или в необычном окружении ребенок может не узнать. Ребенок в этом возрасте может понимать запрет, разрешение, другие простые инструкции.

Сенсорная речь развивается у ребенка в 7 -8 мес. К году он знает названия многих (нескольких десятков) действий, понимает значения слов «нельзя», «можно», «дай», «покажи», имена близких ему людей, названия игрушек.

Моторная речь начинает развиваться в возрасте 10 - 12 мес, к году словарный запас составляет обычно 10 - 12 слов. Слово становится сильным сигналом и приобретает самостоятельное значение. Следует отметить, что девочки овладевают моторной речью раньше мальчиков. Наиболее яркие переходные периоды в развитии детей наблюдаются в 3 года и 7 лет, кроме того, у девочек в 11 - 15 лет, а у мальчиков - в 13 - 17 лет. Эти переходные периоды называют кризисами (лучше название «критические периоды»).

На 2-м году жизни ребенка происходит соединение слов в фразы. Вначале они состоят из 2 - 3 слов, «речевые цепи» пока еще коротки. К концу второго года словарный запас ребенка достигает 200 - 400 слов, а к концу третьего - 2000 слов и больше.

Восприятие речи осуществляется с помощью речеслухового анализатора, воспроизведение - с помощью речедвигательного. Процесс понимания речи обеспечивается декодированием поступающей в акустической или оптической форме информации. У правшей он осуществляется височно-теменно-затылочными областями левого полушария, у левшей - правым, левым или обоими полушариями.

Звуки речи воспринимаются первичными слуховыми центрами коры, затем сигналы поступают в зону Вернике, что обеспечивает осмысление речи. При чтении импульсы доходят до первичных зрительных зон, а оттуда переходят в угловую извилину, связываясь со звуковыми образами соответствующих слов, в результате чего письменная форма слова перерабатывается и осмысливается как при слуховом восприятии. По-видимому, в речевой функции принимают участие не только центры Вернике и Брока, но и левое полушарие в целом.

· Латерализация функций.

У человека, в отличие от животных, выражена функциональная асимметрия полушарий (латерализация функций), что в конце 60-х годов XX столетия показал английский психиатр С. Кенникот с помощью одностороннего выключения у психических больных одного из полушарий электрическим током. На основании полученных наблюдений он сформулировал положение о левополушарных и правополушарных людях.

У каждого полушария имеются особенности памяти, тонуса, характера мышления, т.е. левое полушарие воспринимает и обрабатывает преимущественно сигналы второй сигнальной системы (абстрактное мышление), а правое - преимущественно сигналы первой сигнальной системы (образное, конкретное мышление). Однако в организме оба полушария работают как единое целое и имеют комплементарные отношения, т.е. дополняют друг друга. При выработке условного рефлекса в начальной фазе доминирует правое полушарие, а во время упрочения рефлекса - левое. Правое полушарие осуществляет обработку информации одновременно, синтетически, по принципу дедукции (от общего к частному), при этом лучше воспринимаются пространственные и относительные признаки предметов. Левое полушарие производит обработку информации последовательно, аналитически, по принципу индукции (от частного к общему), лучше воспринимает абсолютные признаки предметов и временные отношения. В эмоциональной сфере правое полушарие обусловливает преимущественно более древние, отрицательные эмоции, контролирует проявления сильных эмоций, в целом оно более «эмоционально». Левое полушарие обусловливает в основном положительные эмоции, контролирует проявление более слабых эмоций.

В сенсорной сфере роль правого и левого полушарий лучше всего проявляется при зрительном восприятии. Правое полушарие воспринимает зрительный образ целостно, сразу во всех подробностях, легче решает задачу различения предметов и опознания бессмысленных предметов, которые трудно описать словами, создает предпосылки конкретно-чувственного мышления. Левое полушарие оценивает зрительный образ расчлененно, аналитически, при этом каждый признак (форма, величина и др.) анализируются раздельно, легче опознаются знакомые предметы.

Леворукость и праворукость также свидетельствуют о латерализации функций - большинство людей правши.

Как правило, речевые центры располагаются лишь в левом полушарии. У некоторых левшей они находятся там же, а в других случаях - либо в правом, либо в обоих полушариях. Появляется все больше литературных данных, свидетельствующих о том, что правое полушарие справляется с определенными заданиями лучше, чем левое. Таким образом, правильнее отмечать не доминирование полушарий вообще, а их взаимодополняющую специализацию с преобладанием речевых функций, как правило, у левого полушария.

Левое полушарие специализируется не только в отношении речи, но и в отношении двигательных актов, так как левая премоторная кора участвует в выработке стратегии любого движения независимо от того, выполняется оно правой или левой стороной тела.

· Социально-детерминированное сознание.

Сознание - это идеальное субъективное отражение реальной действительности с помощью мозга. Сознание является высшей функцией мозга и отражает реальную действительность в различных формах психической деятельности человека, которыми являются: ощущение, восприятие, представление, мышление, внимание, чувства (эмоции) и воля.

психический деятельность сознание мозг потенциал

Психической деятельности человека эволюционно предшествуют некоторые элементы психического поведения у животных.

Психонервная деятельность . Основным действенным стимулом для запуска поведенческого акта становится не сам стимул, а его нейронный образ. Например, психический образ пищи на определённом этапе может быть более сильным стимулом, чем реальная пища. В отличие от классических условных рефлексов психонервный образ формируется сразу после одной реализации поведенческого акта.

Экстраполяционная или рассудочная деятельность основана на способности животных к прогнозированию событий, предвидению результатов деятельности в будущем. Характерное свойство элементарной рассудочной деятельности заключается в способности улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды; возможность оперировать ими при построении и реализации программ поведения в новых условиях.

В развитии психического мира человека выделяют 2 стадии.

1 – стадия элементарной сенсорной психики – отражение отдельных свойств предметов и явлений в форме ощущения. Ощущение – базисный психический элемент в работе мозга (осознанная рецепция). Оно связывает психику с внешним воздействием и является элементом в более сложных психических процессах. Восприятие, в отличие от ощущения, результат отражения предмета в целом и вместе с тем нечто всё ещё более или менее расчленённое (начало построения своего «я» как субъекта сознания). Представление – образное отражение предмета или явления с учётом пространственно-временной связи составляющих признаков и свойств.

2 – стадия формирования интеллекта и сознания, реализующаяся на основе возникновения целостных осмысленных образов, целостного мироощущения с пониманием своего «я» в этом мире, своей познавательной и созидательной деятельности.

Словесная основа мыслительной деятельности определяет то, что развитие и становление мышления взаимосвязано с формированием и развитием речевых функций.

Первые речедвигательные временные связи появляются к концу 1-го года жизни ребёнка. В 9-10 месяцев слово становится одним из значимых компонентов сложного стимула, но ещё не выступает в качестве самостоятельного стимула. Соединение слов в отдельные смысловые фразы наблюдается на 2-м году жизни ребёнка.

В становлении обобщающей функции слова различают следующие этапы:

1) Слово замещает чувственное восприятие предмета, явления, события; выступает в качестве условного знака конкретного предмета. Например, «кукла» означает конкретную куклу, которая у него есть (конец 1-го, начало 2-го года).

2) Слово замещает несколько чувственных образов, объединяющих однородные предметы. «Кукла» становится обобщающим обозначением различных кукол, которых он видит (конец 2-го года).

3) Слово заменяет ряд чувственных образов разнородных предметов. Слово «игрушка» обозначает для ребёнка и куклу, и мяч, и кубик и т.д. Такой уровень оперирования словами достигается на 3-м году.

4) Словесные обобщения 2-3-го порядка. Слово «вещь» обозначает такие предыдущие обобщения как игрушка, еда, одежда и т.д. (на 5-м году).

Этапы развития познавательных способностей:

1) Этап развития сенсорно-моторных координаций (1,5 – 2 года).

2) Период предоперационального мышления (2 – 7 лет). Ребёнок активно использует сенсомоторные схемы мышления.

3) Развитие когерентных операций – способность к логическим рассуждениям с использованием конкретных понятий (7 – 11 лет).

4) Период формирования и реализации логических операций на основе элементов абстрактного мышления (11 – 16 лет).

В 15–17 лет в основном завершается формирование нейро- и психо- физиологических механизмов мыслительной деятельности. Все механизмы, определяющие интеллект уже сформированы.

Дальнейшее развитие интеллекта идёт за счёт количественных изменений.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Минский филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (Республика Беларусь)

Кафедра Гуманитарных наук

Контрольная работа

по дисциплине «Психология»

Вариант № 4

Студент Аверченков Е.В., 2164Э15, Ми-ЗЭЭ-502

Руководитель Максимчик А.Н

Введение

Психика и организм

Психика, поведение и деятельность

Заключение

Список использованных источников

Введение

Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявлений психики.

Во-первых, психика - это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Это означает, что высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, то есть субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействие объектов окружающей среды.

Один из самых сложных вопросов, изучаемых современной психологией - вопрос о функциях психики. Проявления психики столь многогранны, что дать однозначный ответ весьма сложно. Например, если ограничиться утверждением, что психика обеспечивает приспособление к условиям внешней среды, то как объяснить такое явление, как творчество человека? Следует ли рассматривать творчество как форму приспособления к социальным условиям, поскольку очень часто творчество не столько способствует решению проблем человека, сколько доставляет ему эти проблемы? Другой пример: почему человек переживает особые чувства при знакомстве с выдающимся произведением искусства, будь то книга, картина, музыка или что-либо другое? Вряд ли это можно объяснить только приспособительными реакциями человека. И таких примеров, когда проявления разнообразных форм психического нельзя объяснить с позиции целесообразности, можно привести очень много.

Видимо, для того, чтобы определить все функции психики, необходимо перечислить все формы и характер ее проявления. Сделать это в настоящее время вряд ли удастся. Более точно мы можем определить функции психики, пожалуй, только в одной сфере. Это сфера взаимодействия живых организмов и окружающей среды. С этой точки зрения мы можем выделить три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

1. Психика и организм

В повседневной жизни мы достаточно часто убеждаемся в зависимости, точнее, взаимозависимости физического самочувствия и психического состояния. Имеется много наблюдений о прямом влиянии психики на здоровье человека. В настоящее время науке известно, что человеческий организм является в высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию приобрел особое свойство - высочайшую пластичность, то есть, умение приспосабливаться к самым разнообразным и неожиданным условиям существования. Истинные возможности психики, ее резервы в саморегуляции организма, состояний тела огромны.

В истории психологии было предложено немало подходов, изучающих связи между морфологией тела человека и его психикой. Имеются различные типологии конструкции человеческого тела, влияющие на психику. Подробно изучены психологические различия мужчин и женщин. В частности, установлено, что мужчины превосходят женщин по скорости и координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механики и математики, однако у женщин более ловкие руки, большая скорость восприятия, счета, памяти, а также беглость речи. У женщин ярче выражена социальная ориентация. С помощью более детальных исследований строения мозга у мужчин и женщин было обнаружено, что женский мозг в некоторых участках так называемого мозолистого тела (отвечающего за межполушарные связи) имеет больше нервных клеток. Это дает основание предполагать, что у женщин лучше происходит синтез информации. Это в какой-то степени объясняет наличие загадочной «женской интуиции». Женское начало, как известно, призванное обеспечить продолжение рода, больше ориентировано на консервативные признаки в психике, на большую психическую устойчивость.

Мозг человека как главный отражатель объективного мира, как живое зеркало является сложнейшим органом, прошедшим длительный путь эволюции. Начиная от простейшей физиологической раздражительности, свойственной растительному миру, через способность реагировать на внешние воздействия из-за необходимости в чем-либо, в мозгу с помощью биохимической и генетической памяти закреплялись многочисленные связи. При эволюции человека эти связи обусловили специфическое психическое отражение, в результате которого головной мозг вначале получил свойство субъективного переживания, а затем и субъективного познания внешних воздействий. По оценке ученых, самыми ранними переживаниями были негативные переживания организма, сигнализирующие о признаках возможной опасности, гибели, и позитивные, когда шли сигналы об устранении опасности. Так возникла такая форма отражения, которая называется эмоциями. Эмоция - это уже не только физиологическое отражение, но уже и переживание, то есть, субъективное явление. В дальнейшем развитии с усложнением данного специфического отражения в мозгу у человека появляется способность отражать мир в виде простейших образов, которые могли сигнализировать о жизненно важных явлениях внешнего мира. Так, по мнению ученых, и возникли ощущения как субъективный образ объективного мира. Позже у человека наряду с непосредственным отражением появляется опосредованное отражение с помощью понятий, выражаемых словами, появляется и оперирование этими понятиями, то есть мышление. Таким образом, эволюция привела к возникновению чисто человеческой формы отражения объективного мира - человеческоговосприятия, чувств, памяти и воли.

Ученые давно стремятся к разгадке мозга - этого удивительного феномена природы. Однако деятельность головного мозга еще недостаточно изучена.

2. Психика, поведение и деятельность

Главная отличительная особенность психики человека - наличие сознания, а сознательное отражение - это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта.

Под поведением в психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека. К фактам поведения можно отнести:

· отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, сжимание руки);

· внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и тому подобное);

· действия, которые имеют определенный смысл;

· поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.

Поступок - действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, то есть, его социальный смысл.

Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. Этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность. Другая характеристика деятельности - ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основное направление формирования психологических новообразований (знаний, умений, способностей, мотивов, установок и так далее).

Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.

Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.

Деятельность - не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом. Мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек.

Деятельность всегда носит продуктивный характер, то есть, ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке: его знания, мотивы, способности. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности: трудовая, познавательная, коммуникативная и другие.

Деятельность человека имеет сложную структуру. Она состоит из нескольких уровней:

· верхний уровень - уровень особых видов деятельности;

· уровень действий;

· уровень операций;

· самый низший уровень - уровень психофизиологических функций.

Действие - основная единица анализа деятельности, процесс, направленный на достижение цели.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель - мотив, способ - результат. Различают действия:

· сенсорные (действия по восприятию объектов);

· моторные (двигательные действия);

· волевые;

· мнемические (действия памяти);

· внешние предметные (направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира);

· умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания).

Выделяют следующие компоненты действия: сенсорные (чувственные), центральные (мыслительные) имоторные (двигательные).

Говоря о том, что человек осуществляет какую-то деятельность, нельзя забывать, что человек представляет собой организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом, психофизиологическими функциями, которые являются и предпосылками и средствами действия. Например, когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, он может использовать разные действия и приемы запоминания, но эта деятельность опирается на имеющуюся мнемическую психофизиологическую функцию: ни одно из действий заучивания не привело бы к желаемому результату, если бы человек не обладал мнемической функцией. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности.

Сенсомоторные процессы - это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В этих процессах различают четыре психических акта:

· сенсорный момент реакции - процесс восприятия;

· центральный момент реакции - более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором;

· моторный момент реакции - процессы, определяющие начало и ход движения;

· сенсорные коррекции движения (обратная связь).

Идеомоторные процессы связывают представления о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов - центральная проблема психологии правильных движений человека.

Эмоционально-моторные процессы - это процессы, связывающие выполнение движения с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.

Интериоризация - это процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию.

Экстериоризация - это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.

психический сенсорный двигательный действие

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Биологической основой психики является нервная система человека. Нервная система выполняет функции системы, регулирующей деятельность всего организма. Благодаря нервной системе человек в состоянии получать информацию о внешней среде, анализировать ее и формировать адекватное ситуации поведение, т.е. успешно, адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства.

Основные функции психики человека следующие: 1) отражение; 2.) регуляция; 3) коммуникация.

Множество исследований психики, ее функций, говорят о том, что тема эта изучена подробно. Все классифицировано, разложено по полочкам. За время существования человечества, функции психики человека практически не изменились. Сам же человек не остался таким, каким был, например, тысячу лет назад. Долгое время темп развития человека оставался примерно одинаковым. Это позволяло психике успешно справляться с проблемами, приспосабливаться к новым условиям жизни, принимать новые явления, усваивать новые понятия. Что происходит в современном мире? Темп развития общества не просто ускорился, а ускорился кардинально. И это стремительное ускорение продолжается. Революционные процессы развития техники настолько сильно и быстро изменяют наш уклад жизни, что психика современного человека не всегда успешно выполняет все свои функции. В результате некоторые люди не успевают адаптироваться к новым условиям, «выпадают» из современной жизни. Наверное, нам нужно понять, как использовать те возможности нашей психики, которые еще не задействованы.

Списки использованных источников

· http://aefremov.ucoz.ru/publ/9-1

· http://www.psyhoterapevt.ru/lekction.htm

· Еникеев, Марат Исхакович Общая и социальная психология: Учебник / Марат Исхакович Еникеев. - 2, перераб. и доп. - Москва: Издательство "НОРМА" ; Москва: Издательский Дом "ИНФРА-М", 2010. - 640 с. . - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://inf.mesi.ru/d.aspx?id=220529

Кравцова, Елена Евгеньевна Педагогика и психология: Учебное пособие / Елена Евгеньевна Кравцова. - Москва: Издательство "ФОРУМ", 2009. - 384 с.. -

Дельгадо Х. Мозг и сознание; Пер. С англ. Л.Я. Белопольского; Под ред. И с предисл. Г.Д. Смирнова М.,Мир 2006

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика психической активности людей в определенных условиях. Основные типы, содержание и формы отражения. Особенности поведения животных и деятельности человека. Виды психических явлений и их взаимосвязь. Изучение особенностей сознания человека.

    презентация , добавлен 28.06.2014

    Активность как деятельное состояние субъекта. Внешние характеристики активности человека. Соотношение деятельности внешней, практической и деятельности внутренней, умственной. Действия, операции и психофизиологические функции. Эмоции и личностный смысл.

    реферат , добавлен 20.09.2012

    Понятие навыка: автоматизация действий и элементы сложной деятельности. Основные группы водительских навыков: сенсорные, двигательные и мыслительные. Упражнения, необходимые для формирования данных навыков, принципы и порядок переноса старых привычек.

    контрольная работа , добавлен 03.07.2013

    Психический потенциал человека как субъекта предметно-практической и общественной деятельности. Имплицитные и эксплицитные функции психики - формы отношений личности с окружающей действительностью; их содержание, социально-психологическая трансформация.

    реферат , добавлен 21.12.2011

    Изучение понятий психики, поведения и деятельности. Определение видов (сенсорный, моторный, волевой, мнемический, внешнепредметный, умственный) и компонент (центральные, моторные) действий. Рассмотрение эволюции психики в филогенезе и онтогенезе.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2010

    Физиологические основы психики. Законы функционирования психической деятельности человека. Специфическая и неспецифическая реакция организма. Общественно-историческая природа психики человека и ее формирование в онтогенезе. Формирование личности.

    контрольная работа , добавлен 07.05.2012

    Психические явления человека, их классификация. Психическое состояние в функциональном уровне психической активности в зависимости от деятельности человека в данный момент и его особенностей. Законы, характеризующие структуру психических явлений.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2013

    Состояния человека в процессе трудовой деятельности. Понятие функционального состояния. Состояние физиологического покоя. Условия продуктивности умственного труда. Оптимальное рабочее состояние. Психофизиологические компоненты функциональных состояний.

    реферат , добавлен 30.04.2009

    Составляющие психической деятельности человека и исследование сна как естественного процесса пребывания человека в состоянии с минимальным уровнем мозговой активности. Различные подходы к оценке сновидений как процесса субъективного восприятия образов.

    реферат , добавлен 21.10.2011

    Закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека. Ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или на монотонную суету. Основные виды стресса. Основные признаки психопата.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины