02.07.2019

Когда учить щенка. Дрессировка собак в домашних условиях: приучаем к основным командам. Научить ее лежать


Д рессировка щенка, это безусловно важнейшая тема. Сначала я не думал делать отдельного раздела по дрессировке щенка, а хотел ограничится разделом о дрессировке по послушанию, но после множества вопросов, которые поступают ко мне по дрессировке щенков я решил, чем отвечать каждому человеку отдельно лучше выложить все в отдельный раздел.

В чем разница между дрессировкой щенка и дрессировкой молодой или взрослой собаки по послушанию? Разница естественно в возрасте, щенок в силу того, что еще не сформировался ни физически, ни психически не может делать того что может более старшая собака, поэтому требования, которые предъявляются к щенку намного скромнее чем требования к взрослой собаке.

Но это совсем не значит, что щенячья дрессировка, это какие-то игрушки нет это вполне серьезная и важная работа по выращиванию рабочей собаки. Конечно многого можно добиться воспитанием щенка и для многих пород и собак хозяева которых не предъявляют к ним высоких требований особая дрессировка и не нужна, но все равно выполнение некоторых самых элементарных команд таких как «Ко Мне!», «Нельзя!», «Место!» совсем не повредит.

А уж если вы хотите дрессировать свою собаку в качестве защитника или сторожа, или еще по каким-либо видам специальной дрессировки то тут из желательной дрессировка щенка переходит в разряд обязательной.

Многие навыки необходимые в дальнейшей специальной дрессировке у щенков вырабатываются очень легко, а с возрастом сделать это становится намного сложнее, а иногда и не получается вовсе. Я говорю, например, об аппортировке, которая относительно просто вырабатывается у щенка и очень-очень сложно у взрослой собаки, а представить себе обучение специальным курсам дрессировки без аппортировки очень тяжело.

Что нужно помнит при дрессировке щенка:

  1. Только положительные эмоции щенки особенно чувствуют настроение хозяина, и, если вы будете злиться на щенка он замкнется в себе и у вас ничего не получиться.
  2. Продолжительность занятий должно соответствовать возрасту щенка, и щенок не должен уставать во время занятий по дрессировке, если вы видите, что щенку не интересно, занятие нужно сразу прекратить. Я рекомендую заниматься со щенком не более 20 минут, при этом повторять одну команду не более 3 раз. И заканчиваться занятие по дрессировке должно обязательно на положительной ноте.
  3. Все поданные вами щенку команды, как и команды взрослой собаке, обязательны к исполнению, тут ни каких поблажек, или вы не подаете команду, или, если подали, то добиваетесь ее выполнения. Только добиваться выполнения нужно мягко без применения наказания. Вам нужно просто переупрямить своего щенка, когда он поймет, что выполнить вашу команду все равно придется он смириться с этим, а когда вы его за это еще и сильно похвалите, то со временем он будет выполнять ваши команды с удовольствие и ждать вашей похвалы.
  4. И последнее вам нужно помнить, что, дрессируя собаку вы воздействуете на ее психику и воздействия эти не обратимы. У вас не получиться, как на компьютере, в случае неудачи удалить старые файлы и записать новые, все, что вы «запишите» в память вашего щенка будет раз и навсегда, поэтому если вы в чем-то не уверены, то не делайте этого посоветуйтесь с профессионалами, почитайте литературу, тут хорош принцип семь раз отмерь-один отрежь.
  5. Ну а я, как всегда надеюсь, что информация из этого раздела будет вам полезной и напоминаю, что любые вопросы вы можете мне задать по телефону, электронной почте или с помощью формы вопроса на странице цены и услуги.

Большинство владельцев четвероногих друзей заинтересованы в том, чтобы обучить своих питомцев различным премудростям. И многим из них это удается. Отчего же зависит успех или неудача в обучении собак – виновна ли в этом порода пса или же подход, который использует хозяин? На самом деле, важными являются различные факторы, в том числе и действия хозяина.

Если в дом попадает забавный карапуз, то хозяевам далеко не сразу приходит на ум идея о его воспитании и обучении, а зря. Когда же можно заняться этим процессом, и какие нюансы желательно учитывать?

Большинство владельцев совершают распространенную ошибку, думая, что у собаки должно быть беззаботное детство. Они практически до полугода позволяют щенку делать все, что ему хочется, не ограничивая действия ни в чем. А после, когда собаке исполняется 6 месяцев, начинают корректировать ее, по сути, устоявшееся поведение.

Но при таком подходе практически в 100% случаев хозяева сталкиваются с рядом проблем. Прежде всего, пса удивит такое изменение, ведь он не привык подчиняться и выполнять команды. Подросшее животное сложнее поддается обучению, ведь питомец уже избалован вниманием, беззаботностью и не готов отказывать от этого. Так что, подход «чем раньше, тем лучше», является самым рациональным решением.

С чего лучше начинать дрессировку собаки

Воспитание и обучение – два важных процесса, протекающих одновременно, и в обоих случаях важна последовательность, систематичность и регулярность. Нельзя всю неделю усердно заниматься на площадке, а затем на месяц прекратить занятия – в данном случае не стоит ожидать стойкого результата.

Хозяин должен в первые же дни установить ряд правил и не отступать от их выполнения ни на шаг. Например, они могут выглядеть следующим образом:

  • запрещено портить обувь;
  • нельзя спать на мебели;
  • в качестве игрушек используются только специальные приспособления;
  • запрещено кормить щенка со своего стола и т.п.

Причем, выдержка потребуется не только от питомца, но и от владельца, и членов его семьи. Нельзя в честь праздника пустить малыша поспать на диванчике, а на следующий день выгонять его. Начинать дрессировки рекомендуется с простейших заданий, которые можно начинать давать в домашних условиях.

Щенок должен усвоить команды« », « », « », « » и т.п. В дальнейшем они лягут в основу более серьезной дрессировки. Не стоит надеяться, что малыш сразу будет успешно выполнять задания, даже если он относится к умнейшей из пород. Ну кто не испытывает трудности, выполняя что-то первый раз? В этом случае важно проявить терпение, не злиться и не ругать питомца.

Приветствуются частые занятия, но с обязательными интервалами. Щенок не должен уставать от обучения, важно, чтобы он всегда с удовольствием отзывался на приглашение и поиграть, и поучиться. Следует не забывать о поощрении, щенки отлично реагируют на ласку, добрые слова, и, конечно, лакомства.

Освоение базовых навыков

Каждая команда – это еще один шаг в верном направлении, дающий собаке новые знания, а владельцу – уверенность в собственных умениях дрессировщика. Но каждая из них имеет свои характерные особенности:

  • Ко мне! Один из основных обязательных навыков, и первое время его отработку лучше осуществлять во время выгулов. Когда щенок играет и резвится, необходимо его периодически подзывать, а когда он откликается и подходит, всячески поощрять.
  • ! Это следующая команда, при которой нельзя использовать метод резкого натягивания поводка. Подобное действие способно вызвать раздражение питомца, но не заставит его подчиняться. В данной ситуации лучше совершать похлопывающие движения по бедру, а также слегка усиливать натяжение поводка.
  • Сидеть! Эту команду пес должен осваивать одновременно с предыдущей. Когда питомец приближается к владельцу, то ему следует сказать «сидеть!», можно помочь, нажимая слабенько на круп. Довольно часто щенки не улавливают, чего желает владелец, поэтому рекомендуется потягивать поводок наверх, и тогда псу придется сесть.

Это основы обучения, с которых следует начинать. Когда пес будет выполнять их с полуслова, не отвлекаясь на посторонние раздражители, можно задачи усложнять.

Особенности обучения взрослых собак

Нередки ситуации, когда к хозяину попадает уже взрослый, сформировавшийся во всех отношениях пес. В этом случае, обучить питомца можно, но, потребуется масса внимания и терпения. Если речь идет о серьезных псах ,

Начальная дрессировка – это всегда занятия дома, в спокойной обстановке, где ничего не отвлекает и не пугает любимца. Дрессировка собак в домашних условиях – это старт, в процессе которого питомец освоит главные, жизненно важные команды. Как научить собаку понимать вас? Как правильно хвалить питомца? Какие ошибки часто совершают неопытные владельцы?

Глупых собак не бывает. Просто поверьте и примите как факт – будет проще работать с собакой. Разумеется, начинать следует сразу, как только щенок появился в доме. Возраст два месяца вполне подходит для освоения простых навыков, и именно в этот период малыш впитывает знания с невероятной скоростью. Иногда даже кажется, что с возрастом собаки глупеют, но это не так – просто взрослым любимцам тяжелее усваивать новую информацию. Хотя дрессировка взрослых собак в домашних условиях тоже обязательно принесет плоды, если действовать правильно. Итак, запоминаем нерушимые догмы:

  • первые занятия длятся не более 10 мин, два-три раза в день;
  • начинам занятия всегда с повторения уже усвоенных команд;
  • перед тренировкой собаке нужно дать скинуть излишек энергии;
  • не занимается на полный желудок, сразу со сна или поздно вечером;
  • наказываем собаку только голосом, произнося укоризненно «Ай-ай-ай», «Плохо», «Так нельзя». Не кричим, не хватаем за шкирку, ни в коем случае не бьем за отказ выполнять команду;
  • дрессировка собак на дому проходит всегда в форме игры, в хорошем позитивном настроении. Любимца нужно заинтересовать, «включить» в процесс без нажима и принуждения;
  • произносите команду один раз, максимум – дважды. Бесполезно по сто раз говорить «Ко мне, ко мне, ко мне!» - так вы только приучите собаку, что можно выполнять команду с десятого указания, а это недопустимо (мчащийся авто ждать не будет);
  • хвалите собаку так, будто она только что спасла мир. Бурно радуйтесь каждому успеху, говорите игривым счастливым голосом;
  • занимайтесь каждый день, чтобы любимец не забыл усвоенные команды. Достаточно 10 минут для повторения всего «курса».


Несоблюдение любого правила – большая ошибка! Уделяйте внимание мелочам, это очень важно. Собаки улавливают малейшие изменения настроения, интонации, жестов. В первую очередь следите за собой, за своими действиями, тогда любимцу будет проще понять вас. Не путайте собаку, применяя разные жесты или варианты команд (иди сюда, ко мне, подойди).

Как заинтересовать собаку?

В первую очередь, владелец должен искренне получать удовольствие от тренировок. Тогда собака будет чувствовать, что ее хозяин рад, и с все большим усердием выполнять команды. Не «включайте» вожака без острой необходимости (агрессия, прямая или завуалированная).


Чтобы любимцу было интересно, применяют один из методов поощрения – похвала игрой, пищей и/или вниманием. Как правило, дрессировка мелких пород собак в домашних условиях проходит отлично, если владелец эмоционально и радостно хвалит питомца, закрепляя результат вкусным кусочком. Хотя от лакомства не откажется любая собака, но перекармливать нельзя (кусочек крохотный, только для обозначения правильности действий). Игра как поощрение хорошо работает с активными породами (охотники, служебники).

Первое время давайте любимцу подсказку. Например, перед тренировкой можно надевать поясной мешочек с лакомством, который собака видит только в процессе дрессировки и никогда больше. Или доставать из «тайника» любимую игрушку, которую собака свяжет с тренировкой и последующей игрой. Когда любимец хорошо усвоит команды, можно будет обойтись без специальных подсказок.

Как правильно хвалить собаку?

Собака свяжет лакомство и поощрение лаской (голосом, поглаживание) с правильным поведением, только если поощрение происходит в момент выполнения команды. Главная ошибка – хвалить с задержкой, во время которой любимец совершил какое-либо действие, не связанное с командой. Например, отрабатывается команда «Ко мне»: собака должна получить лакомство на подходе, как только она окажется у ног владельца. Неправильно – собака подошла и села (или повертелась у ног). В этом случае любимец может связать поощрение со своим последним действием (покрутилась у ног, села, оперлась передними лапами о ноги владельца, облизнула ладонь и т.п.).


При отработке некоторых навыков невозможно похвалить собаку сразу. В таких случаях используйте кликер – маленький щелкающих брелок. Сначала собаку приучают к щелчку (щелк – дали вкусное, щелк – дали вкусное, безо всяких команд). Любимец быстро связывает щелчок и хорошие эмоции. Теперь щелка будет достаточно, чтобы собака поняла, что действует правильно.

Читайте также: Как и чем кормить Пекинеса: делаем правильный выбор

Основные команды, которые можно и нужно отрабатывать в домашних условиях

Действуйте от простого к сложному – сначала разучивайте самые простые команды, а потом переходите к тем, которые не все собаки понимают с первой тренировки.

Ко мне – наиважнейшая команда, без преувеличения может спасти любимцу жизнь. На первых порах команду произносят, когда щенок уже бежит к владельцу. Затем с использованием привлечения (показать издалека игрушку, лакомство). В первый раз команда «Ко мне» отдается с небольшого расстояния, буквально пара метров. Когда любимец поймет, что к чему, нужно постепенно увеличивать расстояние, чтобы добиться выполнения команды даже тогда, когда владелец в другой комнате (т.е. собака не видит человека). Звать собаку нужно всегда твердым, но спокойным позитивным голосом. Никогда не подзывайте собаку, если собираетесь сделать что-то неприятное (постричь когти, отругать за лужу и т.п.).

Сидеть – еще один обязательный навык. Эту команду можно использовать вместо , когда собаку нужно остановить (например, впереди дорога). Дрессировка охотничьих собак в домашних условиях обязательно включает команду «стоять», а для городских питомцев достаточно уметь садиться по команде. Первый раз команду произносят, ловя момент, когда щенок начинает садиться сам. Повторяем несколько раз. Затем усложняем задачу, приучая собаку садиться по команде (голос + жест – вертикально поднятая ладонь, см. фото) тогда, когда этого требует владелец. Зажимаем между пальцев лакомство и показываем его собаке, чуть вытянув руку с лакомством вперед (не опускайте ладонь, собака не должна дотянуться до лакомства). Одновременно произносим «Сидеть». Возможно, любимец попытается прыгать к руке, будет вертеться у ног, вилять хвостом и т.п. Стоим памятником, не шевелясь, не меняя позы. Когда собаке надоест выпрашивать, она сядет перед рукой, т.е. выполнит команду – хвалим!


Это две самые важные команды, которые собака должна выполнять с первого раза, «беспрекословно», в любом настроении и в любой ситуации. Без усвоения этих навыков собаку ни в коем случае нельзя спускать с поводка на прогулке!

Кстати, о поводке. Ведь это тоже своего рода навык! Обязательно еще до первых прогулок. Гуляйте по квартире, хотя бы по 5 минут трижды в день. Не разрешайте собаке тянуть вас, управлять любимцем должны вы. Если собака идет не в ту сторону, коротко и несильно дергайте поводок (два-три коротких рывка). Это сигнал, а не принуждение! Любимец должен идти добровольно, а не тащиться следом, потому что у него нет выбора.

Воспитание щенка лучше всего начинать в юном возрасте. Некоторые самые простые навыки прививают щенку уже с 1,5-2 месяцев.

Приступая к воспитательной дрессировке щенка, нужно помнить следующее: обучение следует вести от простого к сложному, не требовать от щенка выполнения непосильных задач, не использовать сильные раздражители, чтобы не испугать щенка и не травмировать еще слабую нервную систему, следить за реакцией и вниманием щенка в процессе дрессировки, ограничивая влияние внешних раздражителей.

Чтобы выработать начальные навыки послушания, со шенками нужно заниматься по 15 минут в день . Некоторые шенки могут выдерживать только короткие уроки. Для таких щенков нужно проводить 5-минутные занятия 3 раза в день. Очень важно хвалить его за каждое правильно выполненное действие : незакрепленный рефлекс очень быстро пропадает (тормозится).

Приблизительно с 3-месячного возраста щенка во время регулярных прогулок знакомят с «факторами отвлечения» (новыми явлениями внешнего мира, пугающими или отвлекающими щенка). Ввод отвлечений должен идти в последовательности от более слабого к более сильному, сюда же относится приучение к выстрелам.
С 5-месячного возраста для служебных собак можно начинать первоначальные упражнения по охране вещей, преследованию и задержанию. С этого же возраста должны вводиться и более твердые дисциплинирующие начала (причем от игры к дисциплине следует переходить легко и незаметно).

В этот период особенно нужно «стремиться наглядно показать контрастные понятия «можно» и «нельзя», т.е. поощрения и запреты, помня, что только яркость этих впечатлений и их регулярная повторяемость обеспечат успех в работе.

Основные команды

Самые основные команды должны знать абсолютно все собаки — от дога до чихуахуа. Вы можете сами определить, какие команды следует знать вашей собаке. Не говоря о том, что каждая собака должна знать свое имя, режим кормления и прогулок, можно предложить следующий список команд:

  • «Ко мне!» (так подзывают собаку к себе);
  • «Сидеть!» (собака должна сесть);
  • «Лежать!» (собака должна лечь);
  • «Рядом!» (собака должна идти рядом с хозяином, слева от него);
  • «Гуляй!» (этой командой отпускают собаку побегать);
  • «Стоять!» (собака должна встать или остановиться, если она двигалась);
  • «Место!» (собака должна оставаться на указанном месте).

Начинанием с самого начала

Приучение щенка к имени

Двухмесячный щенок привыкает к кличке примерно за неделю.

Предлагая щенку корм, играя с ним или лаская его, позовите его по имени. Щенок быстро свяжет с этим словом приятные эмоции.

По крайней мере, первую неделю пребывания щенка в доме, не зовите его по имени, чтобы отругать . Никогда не запрещайте собаке что-либо, произнося ее кличку повелительным тоном. Кличка собаки должна использоваться только для привлечения ее внимания .

Режим кормления

Приучить маленького щенка к режиму кормления гораздо важнее, чем кажется на первый взгляд.

Каждый раз кормление позволит вам без напряжения, исподволь приучать щенка к командам. Малыш быстро поймет, что постукивание мисочки по полу — приятный сигнал, который связан с получением пищи. Этот сигнал можно сопровождать произнесением имени щенка. За считанные дни он научится бежать на ваш зов. Гораздо позднее вы замените этот зов командой «Ко мне!», которой собака должна немедленно повиноваться.

В этот самый ранний период воспитания вы можете научить щенка сидеть, когда он ждет еду. Покажите ему миску с едой, но не давайте, приговаривая «Сидеть!» (или называя его кличку), и одновременно мягко и настойчиво нажимайте рукой на поясницу, чтобы он сел. Как только это произойдет, поставьте перед ним миску.

Этот рефлекс закрепляется довольно быстро, поскольку щенок очень восприимчив к простым командам, повторяемым постоянно и настойчиво.

Приучение к туалету

Большинство собак чистоплотны от рождения. Как только шенки начинают самостоятельно передвигаться, они перестают пачкать в гнезде. Это свойство врожденной чистоплотности используется при приучении к туалету.

Поэтому малыша можно на ночь (или на время, когда вы не можете за ним следить) оставлять в коробке или ящике. Так он приучится терпеть и проситься.

Если есть возможность, выносите щенка на улицу примерно каждый час. Его физиология в возрасте 2 — 4 месяцев такова, что он еще не может «терпеть» до определенного времени прогулки.

Если нет — устройте ему определенное место для туалета. Относите его туда после каждого кормления, сна и т. д. Похвалите за «правильную» лужу.

Ругать щенка можно застигнув на месте преступления, только такое наказание будет действенным. Если вы этого не видели, лучше убрать ничего не говоря.

Приучение к поводку и ошейнику

Для маленькою шенка больше всего подходит мягкий ошейник, легкий и плотно прилегающий.

Первый раз наденьте ошейник перед кормлением или перед другой приятной процедурой. Отвлекшись, шенок поначалу не обратит внимания на ошейник и быстрее привыкнет к нему.

В период привыкания щенок может постоянно ходить в ошейнике. Не снимайте ошейник по первому «требованию» щенка , лучше отвлеките его игрой. Если ошейник вызывает слишком бурный протест или даже истерику у очень нервной собаки — снимите и отложите приучение к ошейнику до лучших времен.

Когда придет время выходить на прогулку, пристегните к ошейнику поводок. Для шенка не подходит тяжелая цепь, которая «согнет» его своей тяжестью. Возьмите кожаный или нейлоновый поводок с легким карабином, чтобы крохе было удобно.

Первое время не тяните и не дергайте за поводок — пусть он свисает свободно, а собака следует за вами (или вы за ним) добровольно.

Не стоит разрешать щенку особенно увлекаться игрой с поводком. Он должен понять, что поводок ограничивает его движения и на поводке он не может вести себя бесконтрольно.

Специальный ошейник — парфорс («строгий» ошейник с шипами) начинают надевать во время обучения командам и только по необходимости. Если собака прекрасно слушается, в таком ошейнике нет нужды. Но «строгий» ошейник может быть незаменим при отработке команды «Рядом!».

Команда «Ко мне!»

Идеальное время дня обучения подхода к владельцу — 7-16 недель. В этот период шенки нуждаются в присутствии «членов стаи» и могут быстро освоить эту команду. Желательно успеть сформировать поведение собаки до наступления у нее «стадии независимости» (своеобразный собачий «переходный возраст»), которая длится примерно от 4 месяцев до 1 года.

Окликните щенка по имени и произнесите (с доброй интонацией) команду «Ко мне!». Когда щенок подошел, похвалите его, дайте лакомство.

Если шенок слишком занят игрой и не реагирует на команду, позовите его, а затем присядьте или отбегите от него. Это привлечет внимание щенка, и он подойдет к вам. Не забудьте сразу же его поощрить. Ни в коем случае нельзя звать собаку с угрожающей интонацией.

Если собака не реагирует на команду «Ко мне!» и не желает получить поощрение, возьмите длинный поводок. Собака может свободно двигаться, но вместе с тем вы в любой момент можете позвать ее, подтягивая за поводок и произнося команду.

Взрослую собаку обучают не просто подходить, а по команде подойти, обойти дрессировщика сзади и сесть у его левой ноги. Этот навык отрабатывается также, только собаку не просто подтягивают поводком к себе, а каждый раз обводят ее сзади себя и усаживают у левой ноги. Такие требования к выполнению команды «Ко мне!» существуют в общем курсе дрессировки.

«Фу!»

Это «запретительная» команда, которая требует обязательного исполнения. «Фу!» не должно поощряться так как другие команды; скорее, исполнение команды позволит собаке избежать неприятных ощущений.

Команда «Фу!» должна произноситься низким голосом, напоминающим рычание. При повторном произнесении команды интонация должна стать более угрожающей.

Когда шенок совсем маленький, нежелательное действие нужно прекращать мягко, но настойчиво. Скажем, двухмесячный щенок грызет ножку стола. Произнесите команду и перенесите щенка в другое место, например, на его коврик (но не на диван! Это уже будет поощрение).

Если шенок упорствует, отвлеките его резким неприятным звуком (например, погремушкой) и также произнесите команду. Когда щенок подрастет, для прекращения нежелательного действия можно будет применять более серьезные наказания: рывок поводка, шлепок и т.д.

При запрещении очень важно использовать нужный момент времени. Окрик «Фу!» должен прозвучать точно в тот момент, когда собака делает что-то непозволительное, и ни секундой позже.

Команда «Нельзя!» отличается от «Фу!» только названием: произносится быстрее и легче. Какую именно команду вы выбере те для запрещения — ваше личное дело. Взрослая собака будет понимать и «Фу!», и «Нельзя!», и «Хватит!», и другие запрещающие слова.

«Тихо!»

Эта команда, похожая на команду «Фу!», необходима для отучения от громкого, беспричинного лая. Принцип обучения здесь такой: лающую собаку отвлекают каким-либо образом, подают команду «Тихо!» и поошряют, когда собака прекратила лаять.

Здесь тоже очень важен момент поощрения: собака должна четко связать поощрение с прекращением лая и при этом попять, что желаемого она добивается не лаем, а наоборот.

Для того, чтобы собака связала поощрение именно с прекращением лая, сделайте паузу: собака прекратила лаять, подождите немного и, если лай не повторяется, поошрите.

Не нужно отучать собаку лаять вообще. Любую собаку, даже самую маленькую, хвалите за проявление сторожевого инстинкта. Но «сторожить» можно не так громко: слегка зажмите морду собаки, приговаривая «Тихо, тихо», приучая подавать тревожный сигнал только рычанием.

«Место!»

Место шенка должно быть определено сразу после того, как он попал в ваш дом. Место собаки — ее «неприступная крепость». Щенка никогда нельзя насильно вытаскивать с его места . Даже для наказания собака должна выйти с места добровольно. Особенно важно объяснить это детям: собаку, которая ушла на свое место, нельзя трогать.

В начале обучения собака по требованию должна отправляться на свое место. Сначала щенка относят туда, приговаривая: «Место!» и поглаживая. Когда собака самостоятельно отправляется на место, ее поощряют.

Когда «отправление на место» отработано, приступают к обучению выдержке: собака должна оставаться на месте до тех пор, пока ей не дадут разрешающую команду.

Посадите щенка на место и дайте команду. Чтобы он не смог уйти, если не захочет выполнить команду, наденьте на него обычный или рывковый ошейник и поводок. Когда он сделает попытку уйти, твердо и решительно остановите его, усадите на место и начните все сначала.

Здесь очень важно не переутомить щенка. Сначала добейтесь, чтобы он сидел на месте хотя бы несколько секунд, поощрите его за это, постепенно увеличивая время «сидения» на месте.

Этот навык очень понадобится щенку на дрессировочной площадке, когда нужно будет отрабатывать выдержку. Это удобно и дома: если собака мешает, ее отправляют на место, и она остается там столько, сколько это нужно хозяину.

«Покажи зубы!»

По команде «Покажи зубы!» (которая дается в приказной интонации), хозяин кладет правую руку ладонью под мордой шенка, а левую — сверху морды. Повторив команду еше раз, он большими пальцами обеих рук раздвигает губы шенка и осматривает зубы. Если щенок не сопротивляется, его хвалят и дают лакомство.

Осмотр зубов проводят ежедневно, тогда щенок быстро привыкнет к процедуре и не будет возражать, когда нужно будет показать зубы на выставке или дрессировочной площадке.

«Сидеть!»

В возрасте 1,5-2 месяцев приучают щенка садиться, для чего четко, спокойным голосом произносят команду «Сидеть!» и одновременно приподнимают руку с лакомством над головой щенка, занося ее немного назад. Щенок поднимет голову, чтобы посмотреть на лакомство, и сядет. Как только щенок сядет, повторяют команду вслед за ней ласковым тоном произносят «Хорошо!» и дают щенку лакомство.

После многократных повторений этого приема щенок усвоит навык, и в дальнейшем вместо лакомства можно будет произносить только восклицание «Хорошо!» и поглаживать щенка.

Дополнительные команды

Это команды, которые не входят в общий курс дрессировки, но обучение которым полезно для любых собак. Каждый владелец сам определит такие необходимые команды. Вот несколько примеров.

Команда «Машина!» звучит, когда вы с собакой подходите к автомобильной дороге. Собака должна остановиться и ждать ваших указаний. В принципе, это тоже, что и команда «Стоять!» . Можно научить бояться машин или, по крайней мере, осторожно к ним относиться.

Если собака любит преследовать машину, в момент совершения этого действия собаку останавливают рывком поводка, ударом, можно бросить в собаку какой-то предмет и т. д. В крайнем случае используется ошейник с электрошоком, который управляется на расстоянии: собака вроде бы свободна, хозяина рядом нет, но в момент совершения неправильного действия собака получает довольно чувствительный удар.

Когда вы обучаете собаку прекращению неправильного действия, очень легко сделать ошибку и не вовремя дать поощрение. Собака может решить, что ее поощряют именно за действие.

Собака должна уметь правильно вести себя на поводке. Нередко собака на прогулке сама запутывается в поводке и запутывает в нем хозяина. Чтобы избежать этого, собаку обучают командам «Рядом!» , «Вперед!» и т.д. Кроме этих команд, удобно научить собаку командам «Обойди!» и «Ногу! »

«Обойди!» значит обойти препятствие, например, дерево, чтобы не запутаться поводком. По этой команде собака возвращается назад по направлению поводка и обходит препятствие. Приучить к этой команде несложно: когда собака, гуляя на длинном поводке, зашла за дерево, потяните за поводок и скомандуйте «Обойди!». Когда собака обошла препятствие и «распуталась» из поводка, похвалите ее. Через некоторое время собака усвоит, что от нее требуется, и будет делать это сама, не дожидаясь команды.

Команда «Ногу!» подается собаке, когда поводок запутался у нее между лап. Освободите запутавшуюся лапу, приговаривая: «Ногу, ногу!». Со временем будет достаточно слегка подергать поводком, чтобы собака освободила запутавшуюся лапу.

Обучение плаванию заключается в приучении к воде, так как все собаки умеют плавать от рождения. Многие собаки добровольно и с удовольствием идут в воду, некоторые боятся воды и очень немногие ненавидят воду.

Приучайте щенка сначала подойти к воде, потом смочить лапки, постепенно заводите его все глубже. Здесь очень важен пример: шенок, который сам не хочет идти в воду, с удовольствием последует за вами или за другой собакой. Если щенок пугается, оставьте его и начните урок опять чуть позже.

Другие необходимые команды, такие, как «Домой!» , «Спать!» , «Кушать!» , «Дай мячик!» и так далее, выучиваются также методом поощрения.

Следующий этап обучения — общий курс дрессировки — необходим в первую очередь для служебных собак.

В доме появился маленький «звоночек»? Он забавно прыгает, покусывая окружающие предметы, треплет тапочки и пытается забраться на диван? Самое время начинать дрессировку, чтобы подросший питомец не позволял себе такие вольности. Дрессировка собак просто необходима. Не стоит думать, что щенок еще маленький и несмышленый. Начинать воспитывать его нужно, как можно раньше, и делать это можно самостоятельно в домашних условиях.

Дрессировка собаки в домашних условиях преследует три важные цели:

  • Питомец должен признавать в хозяине лидера, а значит, он будет знать и свой собственный статус.
  • Человек хорошо узнает питомца, и в самых критических ситуациях знает, чего от него ожидать и как себя вести.
  • Дрессированная собака – это социально адаптированный питомец, который может прекрасно ладить не только с людьми, но и с другими животными.

Перед дрессировкой владелец должен четко для себя сформулировать, что он хочет получить в результате проведенного занятия. Использовать в качестве мотивационного предмета можно сдерживающие средства, либо вознаграждение. Максимальной отдачи можно добиться в том случае, если собака получает желаемое сразу, в первые секунды, после выполненной команды. Никаких заминок не должно быть, а значит, все должно быть приготовлено заранее.

Среди методов сдерживания можно выделить следующее:

  • Использование предметов, способных привлечь внимание собаки. В большинстве случаев, это вещи, издающие резкие звуки – свистки, связка ключей, погремушка из консервной банки с камушками и др.
  • В случае невыполнения действий собака лишается внимания хозяина. Ее отправляют на место без привычного поглаживания и похвалы, строгим голосом.

Методы сдерживания питомца можно использовать к подросшим щенкам, старше 4-х месяцев. Если собака неуравновешенная, то этот метод также не стоит применять.

Отмечено, что игнорирование питомца – это более действенная методика, чем физическое воздействие – нередко шлепки собака воспринимает, как игровые элементы.

Дрессировка – дело достаточно трудоемкое, и устав от процесса, можно мотивировать себя тем, что научить собаку вести себя подобающим образом гораздо легче, чем заниматься коррекцией неадекватного поведения.

Подготовка к дрессуре

Если говорить о том, с чего начать, то ответ очевиден – с себя. Владелец питомца должен уяснить, что дрессировка – это не проведение досуга, вызванное ежеминутным желанием, а кропотливая, каждодневная работа. Поэтому нужно четко распланировать график, отведя время для занятий. На это время не должно быть назначено никаких дел, и ничего не должно отвлекать от процесса.

К первому уроку необходимо подготовить ошейник, поводок и любимое лакомство питомца. В качестве последнего не стоит выбирать продукты с собственного стола. Для этих целей подойдет . Для особо привередливых в еде собак можно приобрести в зоомагазине специальные вкусняшки, предназначенные для проведения дрессировки.

Начинать дрессировку лучше в знакомом для питомца месте, чтобы его не отвлекали посторонние предметы. Если же местность неизведанная для щенка, то нужно дать некоторое время на освоение территории.

Еще одно условие должно быть обязательно соблюдено – во время занятий не должно поблизости находиться посторонних, это будет значительно затруднять задачу и постоянно отвлекать щенка.

Необходимые команды

Среди основных команд, являющихся основой всех дальнейших навыков, можно выделить следующие:

  1. Приучение к кличке. Питомец должен не только знать собственное имя, но и уметь моментально откликаться на него. Это залог отличного послушания, как дома, так и на выгуле. Чтобы достигнуть успеха, нужно чаще произносить кличку, вкладывая в голос, как можно больше положительных эмоций. Как только собака среагировала на собственное имя – она автоматически заслужила поощрение.
  2. Команда « !». В начальном этапе можно использовать эту команду исключительно для положительных моментов – во время приглашения питомца поесть, погулять или поиграть. Это позволит собаке воспринять ее как нечто хорошее и укрепить команду в сознании. Уже позже, во время дрессировки, реакцию на команду нужно подкорректировать. Питомец должен будет не только подойти к хозяину, но сесть у ног. Во время обычных прогулок можно просто подзывать щенка, без каких-либо причин и угощать лакомством. Это не только ускорит обучение, но и поможет отвлечь собаку от поедания уличных отходов, ведь ей будет проще отказаться от сомнительной пищи в пользу вкусного угощения.
  3. Концентрация внимания. Любая собака должна зависеть от владельца. Если хозяин ушел, питомец должен отправиться следом. Такой навык необходимо прививать щенку с первых дней. Для этого необходимо использовать полезное упражнение:
  • Щенка нужно спустить с поводка и дать некоторое время на игры. Владелец должен удалиться, хотя бы метров на 10, и встать в пол оборота. Собака определенно заметит отсутствие хозяина и побежит искать. Найдя, питомец проявит эмоции радости и станет заглядывать в глаза, ища одобрение. Через две-три секунды после этого нужно похвалить щенка и угостить лакомством. Через какое-то время упражнение повторяется, только в этом случае должно пройти чуть больше времени между моментом, когда собака подошла и получила похвалу.
  • Позже можно усложнить задачу – владелец должен отворачиваться от питомца, когда пес подбегает. В этом случае щенок проявит терпение и будет преданно сидеть, ждать, когда установится зрительный контакт, и он получит ожидаемое одобрение. После этого собаку нужно обязательно похвалить. Эти упражнения позволят щенку научиться выполнять команду «ко мне!» и при этом концентрировать свое внимание на хозяине. В этот момент питомец не обращает внимания на посторонних, а ожидает реакцию со стороны хозяина.
  1. Приучение питомца к месту. Если речь идет о взрослой собаке, то шансов на приучение к месту практически нет. Что же касаемо щенков, то они вполне обучаемы. Не нужно поощрять свободное перемещение питомца по квартире. Необходимо подготовить специальное место (лежак, домик, подушку, и др.) и познакомить нового члена семьи с ним. Маленькие щенки, как и любые дети, имеют свойство засыпать там, где играли. Поэтому стоит каждый раз относить спящего малыша на место. Не стоит прививать питомцу негативные воспоминания о месте, поэтому все неприятные процедуры (чесание, стрижка когтей и прочее) необходимо проводить вне данного места. Можно обеспечить уют для четвероногого друга – подстелить что-нибудь мягкое и приятное, положить рядом любимые игрушки. Собака должна усвоить, что это самое безопасное и уютное место во всем доме.

Все это является основой доверительных отношений между человеком и собакой. Но существует еще масса полезных команд, которые питомец должен будет усвоить:

  • « !» – позволит забрать у питомца любой предмет, подобранный на улице или оброненный в доме. Дрессированная собака должна будет подчиниться, несмотря на повышенный интерес к предмету.
  • « !» – полезная команда при выгуле, что с поводком, что без него.
  • « !» – отличное средство, когда довольно крупный питомец проявляет излишнюю радость.
  • Научиться ;
  • и многое другое.

Мнение эксперта о дрессировке щенков:

Основные правила дрессировки

Существует ряд непреложных истин, которые нужно воспринимать, как должное:

  • Первичные занятия должны быть короткими – по 10-12 минут, минимум два раза в день.
  • Любое занятие должно начинаться с закрепления полученных ранее знаний.
  • Собака хуже усваивает материал сразу после приема пищи, после сна и в позднее время суток.
  • В качестве наказания нельзя использовать физическую расправу, только голосовую. Укоризненного «Плохо», «Ай-ай» будет вполне достаточно.
  • Команду необходимо проговаривать один, максимум два раза, четко, громким голосом.
  • Хвалить питомца нужно обязательно, даже если он сделал что-то, на взгляд владельца, незначительное.

И самое главное – заниматься нужно ежедневно, чтобы питомец лучше запоминал пройденное и усваивал больше знаний и умений. Придерживаясь определенных правил и рекомендаций квалифицированных кинологов, пес вырастет воспитанным и дрессированным.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины