15.04.2019

Медленная реакция может вас убить. Медлительность заторможенность причины


Психическая и двигательная заторможенность входит в «триаду» Крепелина, т. е. является наиболее специфическим и важным симптомом депрессивной фазы МДП. Диапазон их проявлений широк: от легкой вялости до ступора, от субъективного ощущения какой-то медлительности и «неповоротливости» собственных мыслей до почти полной неспособности реагировать на окружающее, невозможности следить за словами собеседника, формулировать ответы. Однако за последние годы столь выраженная заторможенность у больных эндогенной депрессией почти не встречается. Редко приходится наблюдать больных, которые еще 2 3 десятилетия тому назад описывались как эталон меланхолии: застывшая, скованная мимика, скорбное выражение лица, согбенная поза, резко замедленные движения, еле слышная медленная речь (больной с трудом как бы выдавливает из себя несколько слов), стремление все время лежать и т. п.

При тревожной депрессии заторможенность может смениться ажитацией, и во многих работах первой половины нашего века термин «ажитированная депрессия» был синонимом тревожной депрессии, причем тревожная депрессия противопоставлялась заторможенной, т. е. классической меланхолии. Однако опыт терапии различными психотропными средствами показал, что тревога далеко не всегда связана с ажитацией и что заторможенность также может быть следствием тревоги.

Так, при лечении больных эндогенной депрессией антидепрессантами с выраженным анксиолитическим действием: инсидоном (опипрамол) и амитриптилином — динамика симптоматики по градуированной шкале показала, что уменьшение двигательной заторможенности в большей степени коррелировало с регрессом тревоги, чем с регрессом тоски: через 1 нед терапии амитриптилином двигательная заторможенность уменьшилась на 39 %, тревога — на 40 %, а тоска — на 17,5 %, при лечении инсидоном регресс двигательной заторможенности составил 35 %, тревоги — 30 %, тоски— только 9 %. Однако то, что двигательная заторможенность обусловлена не только тревогой, показывают данные, полученные при лечении дезимипрамином (пертофран, петилил) — антидепрессантом с преобладающим стимулирующим компонентом действия: регресс двигательной заторможенности достигал 80 %, тоски — 64,5 %, а тревоги — только 25 %.

Более прямым доказательством участия тревоги в формировании двигательной заторможенности у больных эндогенной депрессией являются результаты применения бензодиазепиновых транквилизаторов, психотропное действие которых сводится к противотревожному, а среди побочных эффектов отмечается миорелаксация, приводящая у психически здоровых людей и у экспериментальных животных к снижению двигательной активности. Однако у большинства больных эндогенной депрессией с выраженной заторможенностью внутривенное введение 30 мг диазепама вызывало некоторое уменьшение скованности (обычно после непродолжительного сна), а у части больных депрессией с сильным внутренним напряжением сон не наступал, но наряду с тревожным напряжением уменьшалась или исчезала психомоторная заторможенность.

Особенно наглядно действие диазепама проявлялось у больных с «депрессивным ступором». У 3 таких больных (2 женщины и 1 мужчина) с многолетним биполярным МДП внутривенное введение 30 40 мг диазепама в течение 3 5 мин вызвало быструю редукцию двигательной заторможенности, мутизм сменился сначала еле слышной, а затем все более живой, хотя и замедленной, речью. Больные рассказывали, что наряду с мучительной тоской они испытывали сильный безотчетный страх, ужас. Очевидно, положительное действие диазепама в этих случаях обусловлено тем, что ступор в большей степени был тревожным, чем собственно депрессивным.

В прошлом для растормаживания больных тяжелой депрессией применялся раствор амитал-натрия с кофеином. Хотя известно, что барбитураты обладают противотревожным действием, однозначное объяснение результатов было затруднено наличием у них наркотического эффекта. Однако в случае бензодиазепиновых препаратов с их чистым анксиолитическим действием такие затруднения отсутствуют. Особенно наглядно проявляется «анти-ступорозное» действие больших доз внутривенно вводимого диазепама у больных шизоаффективным психозом, однако в этой главе мы приводили наблюдения, относящиеся только к несомненному МДП.

Для выбора правильной терапии необходимо отграничить психомоторную заторможенность, обусловленную главным образом тревогой, от депрессивной. Несмотря на то, что у тревожных больных замедление темпа речи может достичь степени мутизма, их можно отличить по ряду внешних признаков: по напряженному, блестящему взгляду, застывшей напряженной мимике, но без выражения скорби и т. п. Если такой больной все же произносит несколько слов, они вырываются с усилием, как бы преодолевая препятствие, в то время как при депрессивной заторможенности каждое слово произносится медленно, монотонно. Решающим дифференциально-диагностическим методом является диазепамовый тест.

Если заторможенность, обусловленная скрытой внутренней тревогой, неправильно оценивается как депрессивное снижение активности, неизбежны ошибки в терапии. Назначение антидепрессантов, например мелипрамина, обычно приводит к резкому обострению тревоги, следствием которой могут быть раптус, наплыв страха с нарушением сознания, соматическая катастрофа в виде приступа гипертензии, инфаркта и т. п.

При исследовании с помощью пробенесидовой пробы1 содержания метаболитов биогенных аминов в спинномозговой жидкости было обнаружено, что у незаторможенных больных эндогенной депрессией содержание гомованилиновой кислоты (продукта превращения дофамина) существенно не отличается от контроля (здоровые), в то время как у заторможенных больных оно в два раза ниже. Однако эти данные мало что говорят о генезе заторможенности при депрессии, так как дефицит дофамина может быть связан с гипокинезией, а не с основными патогенетическими механизмами депрессии.

На связь заторможенности с тревогой указывает Н. Laborit (1976): при стрессе происходит усиление секреции АКЛТ и глюкокортикоидов, причем АКЛТ через цепь биохимических реакций облегчает деятельность активирующей системы и угнетает тормозящую (холинергическую) систему мозга. Глюкокортикоиды обладают противоположным действием, активируя тормозную систему. Таким образом, торможение или возбуждение при реакции стресса определяются относительным преобладанием воздействия АКТГ на активирующую или глюкокортикоидов — на тормозную систему. Поскольку механизмы стрессорной реакции лежат в основе тревоги, то при тревожной депрессии может наблюдаться либо заторможенность, либо ажитация.

Хорошо известно, что у почти неподвижных больных могут внезапно возникнуть приступы резкого двигательного возбуждения. Поскольку при эндогенной депрессии — от тревожной до анергической — нарушена регуляция секреции глюкокортикоидов, то, согласно схеме Н. Laborit, депрессия должна протекать с нарушениями психомоторной активности. Следовательно, заторможенность у больных эндогенной депрессией обусловлена и собственно депрессивными механизмами и тревогой (тревожное напряжение, «оцепенение»). Более детальное изучение этих механизмов и оценка вклада тревоги в заторможенность больных эндогенной депрессией требуют специального исследования.

Как указывалось выше, несколько десятилетий тому назад эндогенная депрессия в европейских странах чаще протекала с выраженной психомоторной заторможенностью. Сейчас такие больные стали встречаться значительно реже. Однако, по наблюдениям Е. Д. Соколовой (1984), депрессия у представителей коренного населения Чукотки характеризуется отчетливой моторной заторможенностью, мутизмом, периодами страха, отличаясь в этом отношении от депрессивных состояний, наблюдаемых у пришлого населения. Сходная картина наблюдается и у представителей коренного населения Нигерии .

Двигательное беспокойство возникает только у больных тревожной депрессией и достигает разной степени: от перебирания пальцев рук и легкой неусидчивости до резкой ажитации. Чаще оно наблюдается в пожилом возрасте и у женщин.

При описании нарушений мышления в депрессивной фазе МДП основное внимание уделялось замедлению его темпа. Е. Kraepelin (1904) отмечал у больных замедление, неповоротливость мышления; мысль продвигается мучительно, требует особого волевого усилия, ассоциации, представления бедны, один мысленный образ с трудом вытесняется следующим, мышление делается как бы «клейким», вязким. В настоящее время столь глубокие нарушения наблюдаются реже, хотя встречаются больные, у которых психическая заторможенность оказывается непропорционально выражена по сравнению с другими компонентами депрессивного синдрома, в том числе и моторной заторможенностью. Распознавание депрессии у таких больных бывает затрудненным. Они производят впечатление растерянных; от них не удается получить описания их болезненных переживаний, в том числе и жалоб на сниженное настроение. В некоторых случаях они несколько напоминают псевдодементных больных. Лишь после окончания депрессивной фазы они рассказывают, что настроение у них было сниженным, но что они не могли ничего объяснить из-за почти полного отсутствия мыслей в голове. В некоторых случаях наблюдается амнезия некоторых периодов депрессии. В отношении больных пожилого возраста с такой симптоматикой возникает предположение о наличии грубого органического (сосудистого) заболевания головного мозга, на фоне которого развилась депрессия. Однако у большинства из них значимой органической симптоматики в период интермиссии обнаружить не удается.

Менее изучены нарушения мышления при легкой депрессии. Часто такие больные, особенно люди творческого труда, в самом начале депрессивной фазы замечают, что процесс мышления протекает не так гладко, как обычно, труднее становится формулировать мысли. Нередко они сами объясняют это переутомлением, однако при астении темп мышления и эффективность выполнения психологических тестов снижаются постепенно, по мере нарастания утомления, в то время как при депрессии темп психической деятельности остается одинаково замедленным в течение всей беседы, а иногда к ее концу даже несколько убыстряется.

При умеренной по тяжести депрессии нарушения интеллектуальной деятельности определяются не столько общим снижением ее темпа, сколько своеобразной инертностью мышления. Больной может относительно долго справляться с рутинными задачами. Так, люди, работа которых протекает в строго ограниченных стереотипных рамках, продолжают успешно выполнять ее, и сослуживцы не замечают каких-либо изменений, хотя в остальных сферах деятельности нарастающая депрессия уже привела к декомпенсации. Наоборот, там, где требуется принятие волевого решения, выбор между альтернативными возможностями, психическая деятельность резко затруднена. Сами больные это хорошо осознают; они жалуются на то, что незначительные обыденные задачи, мелкие вопросы, которые раньше решались автоматически, приобретают значение сложных, тягостных, неразрешимых проблем. По выражению одного из них, «каждая маленькая песчинка на пути становится валуном». Иными словами, там, где деятельность больного протекает по хорошо наезженной колее, он еще может с ней справляться; там же, где необходимы волевые усилия, активный выбор, проявляется его несостоятельность.

По современным представлениям, мышление, так же как работа ЭВМ,— это непрерывный процесс принятий решений. В ЭВМ стратегия решения задач, обработки поступающей информации определяется заложенной в машину программой. Человек выбирает путь решения на основе приобретенных в процессе жизни стереотипов мышления, сформировавшейся у него и принятой в его среде шкалы ценностей, эмоционального настроя и т. д. Основная масса непрерывных альтернативных выборов происходит подсознательно. У больного депрессией этот автоматизм частично утрачивается и ряд требующих решении вопросов, которые раньше почти не замечались, начинают задерживаться в сознании, заполняя его, усиливая подавленность и тревогу.

На затруднения выбора у больных депрессией указывает и экспериментальное исследование Е. Silberman и соавт. (1983). Они обнаружили, что при депрессии нарушается стратегия принятия решения. Испытуемые должны были решать тестовые задачи, причем в процессе эксперимента проводилась коррекция возможных подходов (гипотез). Больные депрессией плохо поддавались коррекции, они не отбрасывали оказавшиеся неверными гипотезы, «цеплялись» за них. Это приводило к значительному ухудшению процесса принятия решения, причем степень ухудшения коррелировала с тяжестью депрессии.

В работе R. Cohen и соавт. (1982) было показано, что больные депрессией, так же как и здоровые испытуемые, успешно выполняли простые когнитивные и мнестические тесты, не связанные с психическим напряжением. В заданиях, которые требовали постоянного усилия, они значительно отставали от контрольной группы. Авторы рассматривают эти данные как результат снижения уровня мотивации при депрессии. Действительно, больные депрессией утрачивают интерес почти ко всему, что имело раньше для них значение; события, которые их занимали, представляются пустыми, «пресными», ненужными. Вероятно, в основе нарушений мышления при эндогенной депрессии, так же как и мотивационных процессов, лежит присущее этому заболеванию общее снижение психического тонуса.

Больные депрессией часто жалуются на снижение памяти. В упомянутой выше работе R. Cohen и соавт. (1982) было показано, что в эксперименте мнестические нарушения обнаруживаются в тех случаях, когда для выполнения задания требуется устойчивое усилие. Однако при эндогенной депрессии снижение памяти оказывается неравномерным: больные лучше воспроизводят неприятные события из прошлого, в то время как все светлое, радостное как бы стирается из их памяти. Поэтому при расспросах о длительности и частоте депрессивных состояний, они могут ввести врача в заблуждение, утверждая, что все последнее время жизнь была безрадостной, настроение депрессивным, хотя еще незадолго до этого они были в хорошем настроении, интересно проводили время, успешно работали.

В исследовании S. Fogarty и D. Hemsley (1983) эти клинические наблюдения находят экспериментальное подтверждение: в период максимальной тяжести депрессии слова, связанные с приятными переживаниями, воспроизводились намного хуже, чем ассоциирующиеся с отрицательными событиями. По мере регресса депрессии постепенно улучшалось запоминание слов первой группы. Характерные для депрессии нарушения мышления и памяти усиливают ощущение беспомощности и бессилия и способствуют формированию идей малоценности, а иногда суицидных намерений.

www.psychiatry.ru

Заторможенность – это снижение скорости реакции у индивида, замедленное течение мыслительных процессов и возникновение растянутой речи с большими паузами.

В крайних случаях человек может и вовсе перестать реагировать на окружающих и пребывать длительное время в оцепенении. Заторможенность может быть не комплексной, а касаться только мышления, либо речи. В первом случае ее называют идеаторной, а во втором – моторной.

Заболевания, сопровождающиеся заторможенностью

Заторможенность наблюдается при:
воспалении головного мозга (менингит);
психических расстройствах (шизофрения);
пограничных состояниях (депрессия, невроз);
наличии опухоли головного мозга;
гипогликемии (упадок уровня глюкозы в крови);
усталости, истощении организма;
опьянении наркотиками, либо алкоголем.

Причины заторможенности

Как можно заметить, причины, которые обусловливают это состояние, обычно связанны с повреждениями головного мозга и патологией, которая препятствуют его работе.

Временный эффект заторможенности в речи и мышлении возникает при недосыпании, когда организм уже измотан, или же, вследствие употребления наркотических веществ и спиртного, которые угнетают мыслительные и двигательные процессы. То есть, причины можно разделить на блокирующие деятельность и снижающие возможности для ее осуществления.

По некоторым версиям психиатров, заторможенность является не что иное, как своеобразная реакция на стресс во многом схожая с тревожным состоянием, но действующая по противоположной схеме. Доказательством этому является исчезновение симптома при применении больными антидепрессантов и малых транквилизаторов, которые по идее нацелены на снижение тревоги.

Симптомы заторможенности

Образ больного вписывается в классическое описание меланхолика : вялость, медлительность, растянутая речь, каждое слово как будто выдавливается с усилием. Такое ощущение, что мышление отнимает много сил и энергии у этого человека. Он может не успевать реагировать на сказанное или же вовсе погружаться в ступор.

Кроме снижения темпа речи и мышления наблюдается приглушенность сказанного – предельно тихий и спокойный голос, который изредка нарушает тишину. В движениях и мимике заметна вялость, а осанка чаще всего чересчур расслаблена.

У индивида может возникать желание постоянно опереться обо что-то или прилечь. Не обязательно, чтобы при заторможенности наблюдались все ее проявления. Достаточно лишь одного, чтобы утверждать, что человеку нужна медицинская помощь.

Лечение заторможенности

Сначала стараются определить истинную причину этого состояния, а потом уже назначают лечение. При заторможенности часто приписывают ноотропные препараты (например, Пирацетам), которые улучшает обменные процессы в мозге. При гипогликемии стараются восстановить уровень глюкозы и поддерживать его специальными веществами.

При менингитах стараются уничтожить возбудителя болезни и устранить воспалительный процесс, хотя и после этого придется пройти восстановительный курс терапии. Если причина заторможенности – рак, то все силы бросают на его преодоление.

Заторможенность

Заторможенность протекания психических процессов и поведенческих реакций человека может быть вызвана разными причинами: усталостью, болезнью, воздействием транквилизаторов, замедляющих органические процессы, отрицательными эмоциональными состояниями типа стресса, подавленности, печали, апатии.

Заторможенность – это снижение скорости реакции у индивида, замедленное течение мыслительных процессов и возникновение растянутой речи с большими паузами. В крайних случаях человек может и вовсе перестать реагировать на окружающих и пребывать длительное время в оцепенении. Заторможенность может быть не комплексной, а касаться только мышления, либо речи. В первом случае ее называют идеаторной, а во втором – моторной.

Заторможенность мышления по научному называется «брадипсихия». Не апатия и не инертность мышления. Это совершенно другие состояния, имеющие под собой другие патофизиологические и психические основы. Брадипсихия – симптом, чаще появляющийся в преклонном возрасте. Во всяком случае, у большинства людей заторможенность мышления ассоциируется именно с неспешными и велеречивыми старцами. Однако она может возникнуть и в молодом возрасте. Ведь под каждым проявлением нездоровья скрываются определенные причины.

Причины заторможенности мышления

Патофизиология процесса чрезвычайно сложна и не изучена до конца. Мышление, поведение, эмоциональный фон и многие другие достижения человеческого разума связаны с работой лимбической системы – одного из разделов нервной системы. А лимбикус, как раз-таки и не поддается расшифровке в должной мере. Поэтому в повседневной практике можно назвать лишь состояния – заболевания, при которых отмечается брадипсихия, но не ответить на вопрос, почему она появляется.

  • Сосудистые патологии. Острые, а чаще хроническиие нарушения мозгового кровообращения, возникающие в результате прогрессирования атеросклероза, гипертонической болезни, эмболии и тромбозов сосудов головы, являются причиной разрушения вещества головного мозга. В частности, страдают и структуры, отвечающие за скорость мышления.
  • Паркинсонизм и болезнь Паркинсона. Более узкие, но от того не менее часто встречающиеся патологии, одно из проявлений которых – замедленность мышления. Помимо этого удручающего окружающих пациента людей симптома (сами больные на поздних стадиях развития этого типа патологии не замечают за собой никаких изменений) есть множество других, не менее неприятных. Например, мысли становятся не только медленными, но и вязкими, человек становится прилипчивым, назойливым, речь медленная, часто путанная.
  • Эпилепсия. На поздних стадиях развития болезни, когда врачи отмечают разрушение личности в результате прогрессирования недуга, заторможенность имеет место быть, как и многие другие признаки изменения мышления.
  • Шизофрения. Так же, как и при эпилепсии, при шизофрении брадипсихия не является ранним признаком патологии.
  • Депрессивные состояния и депрессия. Психическое заболевание, характеризующееся обилием симптомов, зачастую маскирующихся под соматические проблемы – вплоть до зубной боли или ишемической болезни сердца. Среди них есть и вялость мыслей.
  • Гипотиреоз. Недостаточность работы щитовидных желез. При данной болезни описываемый симптом чрезвычайно характерен и появляется одним из первых появляющихся.
  • Токсические брадипсихии. Такой группы заболеваний в международной классификации болезней, конечно, нет. Но название все же максимально четко описывает причины появления симптома – интоксикация организма, будь то алкоголь, соли металлов, наркотики или токсины микроорганизмов.
  • Разумеется, при таком большом количестве заболеваний, количество видов лечения тоже должно быть велико. К сожалению, пока ученые окончательно не разобрались с работой головного мозга, этих видов не так много, как хотелось бы. Временный эффект заторможенности в речи и мышлении возникает при недосыпании, когда организм уже измотан, или же, вследствие употребления наркотических веществ и спиртного, которые угнетают мыслительные и двигательные процессы. То есть, причины можно разделить на блокирующие деятельность и снижающие возможности для ее осуществления.

    Образ больного вписывается в классическое описание меланхолика: вялость, медлительность, растянутая речь, каждое слово как будто выдавливается с усилием. Такое ощущение, что мышление отнимает много сил и энергии у этого человека. Он может не успевать реагировать на сказанное или же вовсе погружаться в ступор.

    Кроме снижения темпа речи и мышления наблюдается приглушенность сказанного – предельно тихий и спокойный голос, который изредка нарушает тишину. В движениях и мимике заметна вялость, а осанка чаще всего чересчур расслаблена. У индивида может возникать желание постоянно опереться обо что-то или прилечь. Не обязательно, чтобы при заторможенности наблюдались все ее проявления. Достаточно лишь одного, чтобы утверждать, что человеку нужна медицинская помощь.

    Диагностика брадилалии

    Лица с нарушениями темпа речи, в т. ч. с брадилалией, нуждаются в комплексном медицинском и психолого-педагогическом обследовании, которое проводится неврологом, логопедом, психологом, психиатром. При обследовании пациента с брадилалией необходимо подробное изучение анамнеза, касающегося перенесенных заболеваний и повреждений головного мозга; наличия нарушений темпа речи у близких родственников. В ряде случаев для выяснения органической основы брадилалии требуется проведение инструментальных исследований: ЭЭГ, РЭГ, МРТ головного мозга, ПЭТ головного мозга, люмбальной пункции и др.

    Диагностика устной речи при брадилалии включает оценку строения органов артикуляции и состояния речевой моторики, экспрессивной речи (звукопроизношения, слоговой структуры слова, темпо-ритмической стороны речи, особенностей голоса и т. д.). Диагностика письменной речи предполагает выполнение заданий на списывание текста и самостоятельное письмо под диктовку, чтение слогов, фраз, текстов. Наряду с диагностическим обследованием речи, при брадилалии проводится изучение состояния общей, ручной и мимической моторики, сенсорных функций, интеллектуального развития.

    При постановке логопедического заключения важно дифференцировать брадилалию от дизартрии и заикания.

    Лечение заторможенности мышления

    Общие профилактические меры. Чем больше нагружен мозг, тем лучше он работает. Неиспользованные в течение жизни нервные клетки благополучно отмирают за ненадобностью в буквальном смысле. Соответственно, уменьшается и резерв психики. Изучение нового возможно в любом возрасте, но после тридцати лет значительно осложняется замедлением развития новых межнейрональных связей. Нагружать головной мозг можно чем угодно, лишь бы это не было привычным для него. Изучение нового языка, решение математических задач, освоение новых наук, изучение исторических архивов и их осмысление. Но! Решение кроссвордов, сканвордов и тому подобное – все равно, что заучивание большой советской энциклопедии. Сухая информация занимает только клетки, отвечающие за память, но не за мышление. Двигательная активность также помогает поддерживать мозг в «рабочем» состоянии. С чем это связано, сказать сложно.

    Сосудистая терапия. Привести сосуды в состояние, соответствующее двадцатилетнему возрасту невозможно, тем не менее, частичное восстановление возможно, чем и пользуются врачи, назначая соответствующие препараты.

    Ноотропы и нейропротекторы. Более специфическое лечение, помогающее восстановиться нервным клеткам.

    Психотерапию проводят только как вторичное дополнение к медикаментозной терапии. Современные психотерапевтические методики помогают выявить и устранить истинную причину расстройства, сформировать новую модель реагирования на стрессовые ситуации, откорректировать личностную оценку.

    До посещения врача-психотерапевта пациент может заниматься только профилактикой – все медикаментозное лечение имеет значительное количество противопоказаний, которые учитывает специалист, совершая выбор в пользу того или иного средства. Обратиться же к врачу в случае брадипсихии нужно обязательно – нет ни одной «легкой» причины такого состояния психики.

    Прогноз и профилактика брадилалии

    Прогноз в отношении преодоления брадилалии наиболее благоприятен при раннем начале коррекционной работы и психологических причинах нарушения темпа речи. Но даже после выработки навыков нормальной речи необходимо длительное наблюдение у специалистов, постоянный самоконтроль за темпом речи.

    Для профилактики брадилалии важно предупреждение перинатальных поражений ЦНС, травм головы, нейроинфекций, астенического синдрома. Необходимо заботиться о нормальном развитии речи ребенка, окружать его правильными образцами для подражания.

    Депрессия это болезнь или состояние организма? Давайте попробуем разобраться в этом вместе. Медицина характеризует депрессию следующими симптомами:

    • подавленное, угнетенное настроение, утрата интереса к близким, повседневным делам, работе;
    • бессонница, раннее пробуждение по утрам или, напротив, чрезмерно долгий сон;
    • раздражительность и беспокойство, быстрая утомляемость и упадок сил;
    • отсутствие аппетита и похудание или иногда, наоборот, переедание и увеличение веса;
    • неспособность сосредоточиться и принять решение;
    • снижение полового влечения;
    • чувство собственной бесполезности и вины, ощущение безнадежности и беспомощности;
    • частые приступы рыданий;
    • мысли о самоубийстве.

    С другой стороны депрессию можно рассматривать как ответную реакцию на стресс. Со стрессами мы сталкиваемся практически постоянно, решая те или иные проблемы. Например, плохая отметка на экзамене или не сдача зачета вызывает стресс (сильные отрицательные эмоции) большей или меньшей степени. Мы можем испытывать стресс, стоя в длинной очереди, из-за трудностей на работе или проблем в семье, при отсутствии взаимной любви, когда хотим сделать многое, а времени для этого нет, когда имеются нереализованные возможности, ежедневный просмотр по телевизору криминальных историй и многие другие причины, перечень которых можно продолжить почти до бесконечности. И после стресса обязательно наступает ответная (защитная) реакция организма – состояние депрессии. В ответ на каждый даже самый маленький (незначительный) стресс организм отвечает адекватной депрессией. Но небольшие стрессы даже полезны организму. Они его постоянно тренируют, вводя в состояние активации или тренировки (по терминологии канадского ученного Ганса Селье). Чем больше стресс, тем сильнее (глубже) и продолжительнее состояние депрессии. По времени депрессия средней тяжести продолжается до двух недель. В тяжелых случаях (при сильных стрессах, например гибель близких людей) депрессия может продолжаться несколько месяцев и даже несколько лет. Вот почему обязательное поминание усопшего через 3, 9 и особенно 40 дней (“прощание с душой”) помогает вначале снизить стрессовое напряжение, а затем выйти из депрессивного состояния членов семьи, родственников и друзей. Во время стресса организм мобилизуется и максимально расходует свою энергии и направляя ее на защиту организма. После стресса организм находится в состоянии “разряженного аккумулятора”, истощения, т. е. депрессии, после чего начинается постепенное накапливание энергии (“подзарядка” организма) до момента полного восстановления сил и энергии. Процесс (продолжительность) депрессии или торможения организма во времени (продолжительность) приблизительно в три раза длиннее, чем время воздействия стрессовой ситуации (процесса возбуждения организма) и это надо учитывать при ликвидации последствий любого стресса, большого или самого маленького.

    На графике приведены процессы (две кривые) возбуждения и торможения организма при разных стрессовых ситуациях. 1-ый график отражает реакцию организма на небольшой (малой амплитуды и продолжительности) стресс, с которым мы встречаемся повседневно. Кривая 2 отражает реакцию организма на сильный стресс. В отрицательной фазе организм наиболее энергетически ослаблен и на этом фоне могут развиваться различные болезни, особенно в периоды затяжной депрессии. По статистике до 70% обращающихся в поликлинику по поводу соматических заболеваний имеют ту или иную форму депрессии.

    И так, “бомбардировка” организма малыми стрессами и защита небольшими и короткими по времени депрессиями это обычное состояние организма, привыкшего к постоянной защите от окружающей среды. Сильные стрессы, отнимают много энергии у организма и вызывают глубокую (на графике глубина депрессии отмечена отрезком ВС) и продолжительную депрессию (сильная заторможенность организма со значительным понижением активности). Организм постепенно накапливает энергию, стараясь вернуться к состоянию динамического равновесия, которое было у него до стресса, т.е. самовосстанавливается. Хотелось бы обратить внимание, что самое тяжелое и опасное для возникновения других болезней время для организма во время депрессии наступает не сразу после окончания действия стресса (точка А, для кривой 2), а спустя какое-то время, от конца действия стресса (точка В). На этом промежутке времени надо особенно следить за своим здоровьем. Можно сделать однозначный вывод, что причиной всякой депрессии (депрессивного состояния) является стресс. Депрессия – неспецифическая реакция организма на стресс. Небольшие депрессии, при слабых стрессах – обычное состояние организма, с которым организм, как правило, справляется самостоятельно. Сильные, глубокие депрессии, это уже болезнь и без помощи врача здесь уже не обойтись.

    Как правило, у меланхоликов стрессовые реакции чаще всего связаны с возбуждением конституции, например тревогой или испугом, фобией или невротической тревожностью. У холериков – типичная стрессовая реакция – гнев. Вот почему они чаще страдают гипертонией, язвой желудка, язвенным колитом. У флегматиков под действием стресса снижается активность щитовидной железы, замедляется обмен веществ и может повышаться содержание сахара в крови, что приводит к преддиабетическому состоянию. В стрессовых ситуациях они “нажимают” на еду, в результате чего могут становиться тучными. Сангвиники со своей сильной нервной системой легче всего переносят стрессы.

    В идеале, на любой стресс организм должен не реагировать совсем или с минимальной реакцией, но практически такого в жизни не бывает и чтобы достигать этого необходима упорная и длительная тренировка организма. Люди, не владеющие культурой здоровья, особенно молодежь стараются решить проблемы связанные со стрессами и депрессией с помощью наркотических веществ (самый быстрый, легкий и доступный путь для преодоления стресса или выхода из депрессии, но и самый вредный для здоровья). В последствии у них появляется зависимость (постоянная тяга) к таким наркотическим веществам как табак, алкоголь, марихуана, и так далее из которой без посторонней помощи уже невозможно освободиться. И эти проблемы из личностных постепенно переходят в государственные (борьба государства с наркомафией, лечение наркоманов и др.). Традиционная медицина решает эти проблемы своими не менее эффективными, но абсолютно безопасными для здоровья методами. И, чтобы снизить до минимума последствия стресса на организм она выработала определенные рекомендации и советы.

    health.mpei.ac.ru

    Влияние стресса на половую жизнь

    О том, что секс помогает избавиться от стресса, говорят не первый день. Однако часто стресс отражается на интимной жизни не лучшим образом, пишет allwomens.ru.

    Сначала определимся с терминологией: что же такое стресс? (По поводу того, что такое секс, вопросов, надеемся, нет). Само слово stress по-английски означает «удар, давление, напор». Внешние обстоятельства или внутренние проблемы давят в прямом смысле - и организм реагирует всевозможными психологическими и физическими нарушениями. Расстройства сна и аппетита, или, напротив, сонливость и желание есть конфеты коробками, слезливость, тревожность, раздражительность, или, наоборот, заторможенность - все это реакции на стрессовые ситуации. И как правило, при стрессе большинству становится, к сожалению, не до секса. Но около 9% населения все же пытаются решить стрессовые ситуации как раз с его помощью. Насколько успешно - статистика умалчивает. Лучше проверить опытным путем.

    Однако интересно, что «хороший» стресс, вызванный бурными положительными эмоциями, лишь повышает количество половых гормонов, поэтому на секс влияет положительно. «Плохой» же привносит в сексуальные отношения немало проблем, но у мужчин и женщин они проявляются по-разному. Итак, сексотерапия стресса.

    Если стресс у мужчины

    Большинство мужчин держат проблемы внутри. Они не рассказывают часами по телефону о переживаниях, не изливают напряжение в истериках, а копят в себе весь груз нерешенных проблем.

    Поэтому, когда мужчина в стрессовой ситуации, он еще больше замыкается в себе. Любые расспросы или назойливое внимание его только раздражают. Что касается секса, возможны два пути развития ситуации.

    Если стресс незатяжной и не слишком глубокий, он может временно даже повысить влечение: по мнению специалистов, мужская сексуальность подсознательно связана с агрессией, желанием завоевывать, побеждать, проявлять свою силу и власть. Но к сожалению, физическая разрядка не всегда совпадает с разрядкой моральной, и если причина стресса глубже, чем усталость и тяжелый день на работе, облегчения такой секс не принесет. Мало того, он может получиться скомканным и стать причиной дополнительного расстройства.

    Второй вариант развития ситуации - безразличие к партнерше, понижение влечения и даже проблемы с эрекцией. В этом случае мужчина еще больше замыкается в себе и начинает избегать партнерши, дабы его не уличили в несостоятельности, ссылаться на усталость и большое количество работы.

    Бороться, разумеется, в первую очередь нужно с причиной стресса, а не со следствием. Что касается непосредственно интима, партнерше нужно проявить максимум такта и терпения. Любые упреки или, чего хуже, шутки, колкости, хотя быть может, язык чешется невыносимо, неуместны. Ведь ему нужна поддержка и подтверждение его значимости, а не наоборот.

    Если мужчина не проявляет инициативы в постели, то новое красное белье с кружевами, свечи и стриптиз, скорее всего, ни к чему.

    Подобный призыв вызовет лишь страх перед возможным фиаско или раздражение. В качестве стимула куда лучше ненавязчивые варианты - вкусный ужин с афродизиаками, массаж. И самое главное: любимый должен чувствовать, что его ценят не только в контексте постельных отношений.

    Если стресс у женщины

    Что происходит?

    В отличие от мужчин женщины привыкли выплескивать свои переживания наружу. Но об обострении полового влечения не может быть и речи, больше всего в стрессовой ситуации представительницы прекрасного пола нуждаются в отдыхе, покое и нежности. Тактильный контакт — объятия, нежные ласки и забота в такие моменты просто необходимы. Но если мужчина принимает потребность в ласке за желание бурного и немедленного секса, возможны проблемы и обиды, ведь в этом случае недопонимание налицо. В результате мужчина может почувствовать себя отвергнутым и нежеланным, принять на свой счет все ее переживания (в силу природной эгоцентричности), замкнуться, обидеться, а то и вовсе сгоряча высказать обвинения в недостаточной темпераментности партнерши и вообще. Разумеется, все это не способствует ни гармонии в отношениях, ни преодолению стрессовой ситуации. Впрочем, нежный возлюбленный в зависимости от ситуации, конечно, в состоянии переключить внимание партнерши и ее переживания на любовь.

    Как себя вести?

    Не стоит заставлять себя заниматься сексом, только чтобы не обидеть любимого, это не принесет радости ни вам, ни ему.

    После такой уступки женщине будет казаться, что ее использовали, мужчина же ощутит недовольство собой, поскольку почувствует что не доставил удовольствия партнерше. Поэтому лучше мягко сказать: «Нет, в другой раз», чем потом молча лежать и обижаться на партнера за нечуткость и невнимание. Если единственное, чего хочется после тяжелого дня — принять горячую ванну и лечь спать, позвольте себе расслабиться и отдохнуть. Главное — постарайтесь объяснить любимому мужчине, что дело не в нем, а в ваших переживаниях. И обязательно предоставьте руководство к действию, четкое и конкретное, без намеков: «Мне нужно, чтобы ты просто обнял меня и выслушал».

    Если же стрессовая ситуация носит затяжной характер и любая мысль о сексе немедленно вызывает отторжение, нужно попробовать изменить внутренний настрой. Нам же известно, что главный спутник стресса — физическая усталость. Постарайтесь отдохнуть и выспаться, и возможно, вскоре в спальне вам захочется не только здорового сна.

    Попробуйте создать романтическую обстановку: вкус приходит во время еды, и, возможно, проявив инициативу первой, вы сами захотите продолжения.

    И конечно, когда стресс останется позади и все придет в норму, не забывайте о регулярной антистрессовой профилактике. Ведь секс, если и не всегда может послужить полноценным лекарством от стресса, то как профилактическое средство просто великолепен! Он дает полноценную физическую разрядку и расслабление, поднимает настроение и придает уверенности в себе. Занимайтесь им как можно чаще, когда все хорошо, и тогда вы с легкостью выйдете победителем из любой стрессовой ситуации.

    Здравствуйте. У меня проблема, чтобы не сказать - горе, которую своими силами мне не разрешить. Закончив Вуз по специальности «правоведение», я 3 раза трудоустраивалась (юрисконсульт, секретарь в юридической фирме, помощник нотариуса), но, несмотря на мою старательность и в целом доброжелательное отношение ко мне руководства, была уволена, так как не справлялась со своими обязанностями. Моя проблема состоит во –первых, в том, что у меня очень плохая память (несмотря на то, что на работе меня учили, и я сама училась - законы, материалы, я запоминаю очень тяжело и ненадолго учу на 100 процентов, помню на 30 от силы). Я тяжело запоминаю информацию, поэтому мне и применять её тяжело. У меня почти не вырабатываются навыки, однотипные задания и в 1-й, и в последующие разы я выполняю одинаково неловко и некачественно. Во= вторых, у меня замедленная реакция (по словам моего последнего работодателя – 0,5 процентов). Из-за этого я выполняю любую работу очень медленно, несравнимо медленнее остальных сотрудников (хотя у меня быстрая речь, я быстро хожу…). Мне очень тяжело переключаться с одного предмета на другой. Я медленно понимаю, невнимательна. Я очень медленно и тяжело считаю в уме. Призыв работодателя «Инна, в 10 раз быстрее», стал лейтмотивом моей трудовой деятельности.
    Сейчас я не знаю, существует ли вообще такая работа, с которой я смогла бы справиться. Я прошла тесты, у меня средний интеллект ближе к низкому, чем к «выше среднего». Оставив идею работать по специальности или получать какое-либо новое высшее образование, я стала смотреть специальности по среднему специальному образованию. Там не требуется много запоминать, но нормальная реакция нужна везде – кассиры, офис-менеджеры, повара, парикмахеры, работники почты и справочных телефонных служб – даже продавцам она нужна –я пробовала работать, и мне делали замечания, что я долго всё делаю., да и запоминать продавцам приходится немало о товаре. Т.е исполнительская работа тоже отпадает? Беда в том, что ко всему вышеперечисленному у меня слабое здоровье – в анамнезе были такие болезни, как спонтанные пневматороксы, сфеноидит, частые воспалительные процессы носоглотки, бронхиты, плохое зрение – так что на заводе я вряд ли справлюсь, да и реакция там тоже нужна, мыть полы и носить сумки как соц. работник тоже не могу – с охами и одышкой мою свою квартиру раз в 2 недели.
    Я консультировалась с невропатологом, мне сделали МРТ головного мозга и его сосудов – всё в норме, за искл. шишковидной железы (в ней киста), но мне сказали, что это – «находка», которая не может давать моих проблем. Функция щитовидной железы тоже в норме. Я обратилась в психоневрологический диспансер, подумав, не слабоумие ли у меня. Меня смотрели в разное время два психотерапевта и психолог диспансера – их мнение, это мои «личностные особенности» (моей маме отдельно от меня они тоже подтвердили, что слабоумия у меня нет).
    Мои родители по специальности: мама- преподаватель муз. школы и папа – юрист. Мама- обычный специалист, претензий у руководства к ней нет. У папы были проблемы на работе, сути которых я не знаю, но такого, как у меня не было точно –папа некоторое время даже был начальником юр. отдела небольшого завода. Ещё могу добавить, что я родилась семимесячной недоношенной, мама большую часть беременности находилась на сохранении (кололи прогестерон, дексаметазон). Кажется, у меня была асфиксия.
    Мне очень важно Ваше мнении, на с что это может быть похоже. И – что мне делать. Я страдаю от того, что не имею хоть какого- то места в жизни, и от того – что не имею хорошего места (у меня в роду все в основном с «интеллигентными» специальностями).
    Мне тупо будет не на что есть (сейчас меня содержит мама), если я не найду места, на котором смогу работать. Сейчас и людям без моих проблем непросто устроиться, и меня тоже не ждут с распростёртыми объятиями на том месте, на котором я всё-таки смогла бы работать. Подскажите, может я упустила из виду какие-то работы, специальности?. Я просто в отчаянии, неужели в моей ситуации нет выхода?

    Заторможенность – это симптом многих психологических или физиологических патологий, который проявляется в виде снижения скорости реакции человека, растянутости речи, замедления мыслительных функций и двигательной активности.

    Что представляет собой заторможенность

    В серьезных случаях человек вовсе перестает реагировать на окружающую атмосферу и пребывает длительно в апатии или оцепенении. Выделяют несколько видов заторможенности:
    • комплексную;
    • идеаторную (мыслительную);
    • моторную (двигательную).
    Заторможенность бывает речевая и мыслительная, то есть имеет психологические причины. Вялые и несвоевременные двигательные реакции вызывает моторная заторможенность. Могут проявляться , провалы в памяти. В большинстве случаев такие состояния вызваны или болезнью, хронической усталостью, или психологическими патологиями.
    Двигательная и эмоциональная заторможенность – это патология, выявить причины которой могут только врачи. Они же назначают адекватное лечение.

    Патологическую заторможенность мышления еще называют брадипсихия. Это не инертность мышления или апатия, а более обширное понятие. Зачастую она проявляется с возрастом у пожилых людей, но нередка и у детей, и у молодых людей.

    Причины и симптомы заторможенности мышления


    Поведение, мышление человека, его психологическое состояние могут нарушаться при патологиях нервной системы и головного мозга. К идеаторной заторможенности также приводят:



    Угнетение двигательных и мыслительных процессов характерно проявляется после употребления спиртного, даже одноразово. Такие же симптомы порой вызывают и психотропные препараты, а также сильные успокоительные. При их отмене заторможенность проходит.

    Причины и симптоматика двигательной заторможенности

    Моторная, как и мыслительная заторможенность проявляется в результате психологических нарушений, а также всевозможных заболеваний. В мимике и движениях больного иногда или всегда ощущается вялость. Осанка обычно расслаблена, нередко появляется желание присесть, лечь в кровать, на что-то опереться.

    Резкая моторная заторможенность появляется в результате инсульта, сердечной патологии, когда необходима срочная госпитализация. Постоянной двигательной заторможенностью страдают люди с психическими нарушениями, паркинсонизмом, эпилепсией, хроническим депрессивным состоянием. Такие патологии также требуют выявления и лечебной коррекции.

    Такой симптом характерен и для детей. Он может иметь хронический характер при некоторых нейровегетативных нарушениях, например, ДЦП, или проявляется спонтанно при высокой температуре, после сильного стресса или впечатления. К заторможенности у детей зачастую приводят:

    • сосудистые патологии головного мозга;
    • эндокринные патологии;
    • менингит;
    • нарушения психологического характера;
    • эпилепсия;
    • энцефалит;
    • резкие стрессовые ситуации.



    При любых видах заторможенности у ребенка: речевых, двигательных, мыслительных необходима консультация нескольких специалистов и грамотная диагностика. В большинстве случаев такое состояние у детей корректируется медикаментозно или при помощи психолога.

    Диагностика заторможенности

    При нарушениях психологического характера, а также физиологических патологиях, обусловленных заторможенностью мыслительной, двигательной или речевой реакции, необходима тщательная диагностика, то есть медицинское и психологическое обследование.

    Проводят осмотр таких пациентов логопеды, неврологи, психиатры, психотерапевты и другие специалисты. Необходимо точно определить, есть ли нарушения работы мозга, были ли у человека травмы головы, наследственные заболевания. Для определения органической природы заболевания назначают:

    • ПЭТ и МРТ мозга;
    • анализы крови.
    Проводится также диагностика письменной и устной речи. Возможно, человек страдает заиканием, дефектами звукопроизношения, которые приводят к речевой заторможенности. Изучается также интеллектуальное развитие пациента, состояние сенсорных функций, общей моторики, состояние суставов и мышц.


    Лечение заторможенности

    • Активизация мыслительных процессов . Для этого читают новые книги, осваивают языки, занимаются творчеством или решают математические задачи. Такие действия тренируют мозг, активизируют мыслительную деятельность.
    • Нейропротекторы и ноотропы . Медикаментозное лечение, направленное на восстановление и укрепление нервных клеток и тканей.
    • Сосудистая терапия . Препараты помогают очистить стенки сосудов, особенно это важно для головного мозга. В результате активизируется двигательная активность, и мыслительная заторможенность постепенно отступает.
    • Психотерапия. Ею дополняют медикаментозное лечение. Современные методики психотерапии помогают справляться с последствиями стрессовых ситуаций, корректируют личностную оценку, формируют правильные модели реагирования на определенные моменты.
    • Спорт и свежий воздух. Умеренная физическая нагрузка, прогулки на улице помогают мозгу отдыхать, а нервным клеткам восстанавливаться за счет дополнительного притока кислорода.
    Если заторможенность временная, вызвана сильным жаром, то следует принять таблетки или сиропы, снижающие температуру. Вызванную медикаментами и сильными успокоительными временную заторможенность купируют, отказавшись от таких препаратов. Обычно она проходит без следа, реакции организма полностью восстанавливаются.

    Заторможенность эмоций и движений (видео)

    Что такое заторможенность эмоций и движений. Как правильно выявить и лечить патологию, узнаем рекомендации врача из видеоролика.

    Английские ученые доказали, что скорость реакции человека влияет не только на его жизнь, но и на его здоровье - это может быть показателем серьезных проблем с организмом.

    • Люди с медленной реакций имеют на 25% больше шансов умереть в ближайшие 15 лет
    • Замедленная реакция мозга может быть признаком общего ухудшения здоровья
    • Этот фактор связан с большей вероятностью смерти от инфаркта, инсульта и несчастного случая

    Последствия Замедленной скорости реакций

    Медленная скорость реакции не только замедляет вашу жизнь, ученые утверждают, что это увеличивает вероятность смерти в молодом возрасте. Новое исследование показало, что мужчины и женщины с медленной реакции имеют более высокий риск ранней смерти, чем остальные люди. Даже 20-30 летние люди находятся в группе риска.

    Британские исследователи заявили, что отсутствие бдительности, так же опасно, как и курение. Считается, что замедленная реакция мозга может быть признаком общего ухудшения состояния здоровья. Если дальнейшие исследования подтвердят наличие этой связи, то врачи смогут использовать тест на скорость реакции как быстрый и простой способ проверки здоровья человека.

    Исследователи из университетов Глазго, Эдинбурга и Университетского колледжа Лондона проанализировали данные 5 000 американцев, которые прошли тест на скорость реакции, когда они находились в возрасте от 20 до 59 лет.

    Диагноз Замедленной скорости реакций

    Тест не представляет собой ничего сложного, человек, сидя перед экраном компьютера, должен нажимать кнопку каждый раз, когда на экране мелькает цифра «0». Добровольцы прошли тест на реакцию 50 раз, эксперты измерили их скорость и последовательность. Люди, которые имеют замедленную реакцию, имеют на 25 процентов больше шансов умереть в течение ближайших 15 лет, чем их собратья со средней скоростью реакции. Также эти люди в некоторых случаях подвержены более высокому риску ранней смерти, по результатам отчетов, опубликованных в журнале PLoS ONE.

    Время реакции не было связано с увеличенной смертностью от рака , но было связано со смертью от сердечного приступа или инсульта . Дальнейший анализ полученных результатов показал, что этот факт не может объясняться другими факторами, такими как ум и возраст пациента.

    Ведущий автор исследования, Гарет Хаггер-Джонсон из UCL, сказал, - «Наше исследование показывает, что простое испытание времени реакции в зрелом возрасте может предсказать выживаемость человека независимо от возраста, пола, этнической принадлежности и социально-экономического положения. Это тот фактор риска, о котором раннее люди не задумывались».

    Ученые уверены, что скорость, с которой мозг реагирует на события, может отражать общее состояние организма. Это означает, что медленная реакция может быть признаком других заболеваний, в таком случае человек также подвержен более высокому риску несчастных случаев.

    Доктор Хаггер-Джонсон заявил, что, если эта связь подтвердится, врачи смогут использовать время реакции пациента в качестве показателя его здоровья. Это может привести к более пристальному контролю, учитывая конкретные терапевтические процедуры.

    Профилактика Замедленной скорости реакций

    Если ты одинок,
    Значит настал твой срок,
    И ждет за углом
    Перекресток семи дорог.

    «Ваш ребенок умственно отсталый. Что из такого вырастет?» - говорит строгая учительница растерянной родительнице о замедленной реакции её ребенка. «Он на уроке о своем думает. Я задала вопрос - не слышит! Полчаса думает над элементарным вопросом! Куда это годится? Все дети уже сто раз подумали и дали ответ, а он всё размышляет». Учительнице невдомек, что в первый раз в её первый класс попал особенный ребенок. Ребенок со звуковым вектором.

    Замедленная реакция у звукового ребенка

    Звуковые дети, и мальчики и девочки, сильно выделяются поведением среди остальных детей замедленной реакцией и спокойным поведением. Они тихие, молчаливые, на перемене не орут с остальными детьми, не лезут толкаться. Предпочитают посидеть в классе за партой. Они не любят перемену, в отличие от остальных детей. Больше любят урок. Потому что на перемене все орут, а на уроке тихо.




    С успеваемостью у таких детей не всегда хорошо: они не являются «знайками», «ботаниками» и прочими отличниками, которые вечно тянут руку с первой парты. Могут не слишком интересоваться учебой, иногда «забивают», проводя учебные часы за игрой в своем мобильном телефоне или отгородившись от внешнего мира наушниками. На первых уроках если и можно их видеть, то скорее спящими, так как звуковику не свойственно рано просыпаться. Зато он может с интересом играть в свои игры далеко за полночь. Эти дети - типичные совы.


    Звуковик дольше других думает над поставленным вопросом, потому и реакция у таких детей кажется замедленной. При обращении к нему помните, что это двойной интроверт, он сосредоточен на своих мыслях. И для того чтобы ответить на ваш вопрос, звуковик должен выйти из себя, услышать ваш вопрос, внести его внутрь себя, найти решение, выйти из себя и выдать ответ наружу. По скорости ответа не стоит оценивать интеллектуальные способности звуковика. Потратив больше времени на эти дополнительные действия, он в итоге решит задачу одной мыслью за две минуты.






    Мне понравилось - поставить «сердечко»:


    © 2024
    womanizers.ru - Журнал современной женщины