20.09.2019

Начальное, среднее и высшее профессиональное образование инвалидов. Адреса учебных заведений Российской Федерации (высшие, средние) принимающие на учебу инвалидов Институт для людей с ограниченными возможностями


НАША АКАДЕМИЯ ВСЕГДА ДОЛЖНА БЫТЬ ПЕРВОЙ
В.А.Чистяков СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта

Современные информационно-педагогические технологии дистанционного обучения. сочетая в cебе преимущества быстроразвивающихся компьютерных и телекоммуникационных систем, выдвигаются на передние позиции массовой образовательной деятельности, в том числе и в сфере физической культуры и спорта.
Развитиe глобальных информационных технологий, постоянное совершенсшенствование их структуры и качества предоставляемых услуг позволяет в настоящее время обеспечить эффективное взаимодействие субъектов образовательного процесса.
Ограниченные физические и материальные возможности инвалидов являются причиной их оторванности от общественной жизни, затрудняют образование и трудоустройство. Дистанционное обучение (ДО) - это возможность для инвалида получить профессиональное образование. Для человека с ограниченными возможностями естественными требованиями к ДО являются:
- возможность получения, не выходя из дома, информации о востребованности тех или иных специалистов на рынке труда, об условиях обучения, о преподаваемых специальностях, о факультетах и их программах;
- возможность заочного зачисления в вуз по результатам предыдущего обучения или опыта работы по выбранной специальности (в том числе перевод с очного обучения на ДО);
- нерегламентированная общая и "курсовая" продолжительность обучения;
- дистанционные технологии сдачи зачетов и экзаменов;
- возможность консультаций по телефону, Internet или по почте;
- льготная стоимость обучения;
- безналичная оплата обучения и почтовая рассылка методической литературы и рубежных контрольных заданий (в том числе по электронной почте).
Следует отметить, что во всех Российских вузах дистанционное обучение платное. Местами очень дорогое (до нескольких тысяч долларов за семестр). Правда, в некоторых случаях инвалидам при оплате ДО делается скидка (до 30%).
Можно констатировать, что на сегодняшний день предоставление услуг, связанных с продажей информационных технологий, востребовано и имеет ярко выраженную коммерческую направленность. А отсюда, как следствие, бурный рост предложений. Три года назад суммарное количество сайтов, посвященных общим проблемам дистанционного обучения исчерпывалось тремя десятками, основным поставщиком которых являлось Министерство образования России. Каково же было мое удивление, когда в начале марта 2004 года я обнаружил в Internet более 1100 сайтов, связанных не с общими проблемами дистанционного обучения, а с развитием и внедрением систем дистанционного обучения для инвалидов.
Как же обстоят дела с дистанционным обучением в СПбГАФК имени П. Ф. Лесгафта?
В нашей Академии создана, пожалуй, самая современная система дистанционного обучения. Система адаптирована к задачам, стоящим перед вузами физической культуры. Разработан и апробирован алгоритм сжатия информации, позволяющий резко сократить время обмена информацией между сервером и конечным пользователем. Система не критична к типу операционной системы (начиная с Windows 95) конечного потребителя информации. Создана и постоянно используется технология издания мультимедийных учебников и учебных пособий. В разработке системы дистанционного обучения, созданной в Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. II. Ф. Лесгафта, принимали участие сотрудники Академии, являющиеся признанными специалистами, как и России, так и за рубежом в области адаптивной физической культуры, психологии и физиологии инвалидов, суммарный стаж научно-практической деятельности которых, насчитывает десятки лет.
И чего же не хватает?
Наша беда - это катастрофическое отсутствие денег.
Многие вузы физической культуры выделяют серьезные деньги для поддержания своих сайтов, наша же Академия, к сожалению, испытывает трудности с оплатой выделенной линии подключения к Интернету сервера для организации полномасштабного дистанционного обучения, хотя все научные и технические предпосылки для этого созданы.
К счастью, в отечественном опыте есть примеры успешного решения подобного рода проблем. Так депутаты Законодательного собрания Челябинской области еще в 2002 году предусматривали в бюджете-2003 расходы на создание в городах Южного Урала центров дистанционного обучения инвалидов.
Челябинский государственный университет создал целую систему обучения инвалидов и планирует ее расширение (Челябинская ГРТК, 04.12. 2002).
Аналогичным образом решаются задачи в Алтайском крае, в Общественном объединении по защите инвалидов с детства "АКСАНА. (Татария). Для того чтобы сдвинуть с мертвой точки положение с системой дистанционного обучения инвалидов в сфере физической культуры и спорта необходимо, как можно скорее, организовать на базе крупнейшей Российской Академии физической культуры, а именно СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта Федеральный центр, имеющий свой бюджет и перспективный план работы. По возможности, укомплектовать его специалистами, получающими достойную зарплату, хотя опыт нашей академии, - это опыт энтузиастов. Следует понимать, что выделяемые финансовые ресурсы в первую очередь будут направлены на обучение инвалидов, на решение важнейших реабилитационных и образовательных задач.

Любой гражданин обладает правом на высшее образование. Реализовать его можно при изъявлении желания и пройдя соответствующие испытания на заинтересовавшую его профессию. Не лишены такой возможности и инвалиды. В статье расскажем про льготы для инвалидов при поступлении в ВУЗ в 2019 году, рассмотрим порядок оформления.

Кому доступны льготы при поступлении в ВУЗ

Получение высшего образования на льготной основе отдельной категории граждан регулирует правовой акт № 185-ФЗ от 02.07.13г. в котором оговорены условия приема и основания для обучения студентов, имеющих статус инвалидности. Благодаря тому, что на государственном уровне ведется работа по поддержанию получения профессии инвалидам у них появляется возможность интеграции в социуме, адаптироваться среди окружающих его людей и состояться как профессионал и как личность.

Законодательством установлено кто имеет право воспользоваться льготами при поступлении в ВУЗ с прохождением обязательных испытаний:

  • Дети инвалиды;
  • Инвалиды 1 и 2 групп;
  • Инвалиды с детства;
  • Граждане, получившие инвалидность после военной травмы или заболевание в период военной службы;
  • Дети сироты (или оставшиеся без родительского попечения);
  • Некоторые ветераны боевых действий.

При этом существует несколько способов зачисления на льготной основе:

  • Зачисление без вступительных экзаменов;
  • Зачисление на бюджетную форму обучения с успешным прохождением вступительных испытаний;
  • Преимущественные права, при конкуренции с абитуриентом по конкурсу на одно место, передают льготнику.

Льготные группы студентов принимаются на факультет по предоставляемой ежегодной квоте от государства, которая составляет не меньше, чем 10% от основного потока кандидатов.

Какие льготы положены на подготовительном отделении

Каждое учебное заведение предоставляет подготовительные группы обучения. Они созданы для подготовки поступающих в высшие учебные заведения на базе ЕГЭ. На них также распространяются льготные условия для поступающих впервые:

  • Инвалиды 1 и 2 групп;
  • Дети инвалиды;
  • Дети сироты, оставшиеся без родительской опеки. Читайте также статью: → « ».
  • Абитуриенты до 20 лет, на попечении которых один родитель инвалид 1 группы;
  • Пострадавшие от Чернобыльской АЭС.

Все вышеперечисленные виды кандидатов должны иметь на руках документы о полном среднем образовании.

Правом зачисления без вступительных испытаний наделены:

  • Чемпионы и призеры Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр;
  • Призеры чемпионата Европы, мира, занявшие 1 место;
  • Победители и призеры школьных общероссийских и международных олимпиад;
  • Призеры и чемпионы всеукраинских олимпиад, сборных, ученических, принимавших участие в международных общеобразовательных олимпиадах.

Результаты участников соревнований, олимпиад принимаются к зачету в течение четырех последних лет, после года участия в данных мероприятиях.

О преимуществах в случае успешного прохождения экзаменов

В процессе экзаменации, преимущество, при одинаковом количестве набираемых баллах у кандидатов на бюджетное обучение, свободное место передается лицу входящему в льготную группу испытуемых:

  • Выпускники учебных заведений, находящихся в ведении федеральных государственных структур;
  • Детям военнослужащих, которые уволены в силу возраста, по состоянию здоровья при этом совокупный стаж службы составил 20 и более лет;
  • Абитуриенты, имеющие право обучения на бакалавра за счет федерального бюджета.

Иные группы кандидатов, которые могут рассчитывать на право зачисления по федеральной программе обучения в ВУЗах:

  • Призеры и победители школьных олимпиад за предыдущие четыре года, которые поступают с профильной подготовкой на бакалавриат или специалитет;
  • Поступать без прохождения вступительных экзаменов на обучение с соответствующей профильной подготовкой по специальностям и отраслям которые соответствуют проводимым олимпиадам;
  • Результаты лиц, успешно прошедших вступительные испытания и прошедшие дополнительную подготовку по профильной специальности, приравниваются к максимальным баллам по ЕГЭ.

Успешно прошедшим дополнительные профильные испытания дается преимущество при поступлении на обучение по федеральной программе бесплатно.

Какие документы предоставляет абитуриент инвалид

Поступающему в ВУЗ по льготной программе при прохождении экзаменов следует осознано подойти к выбору учебного заведения. Льгота инвалидам и группам лиц, имеющих преимущества предоставляется одиножды, до исполнения 20 лет. Абитуриентам инвалидам 1 и 2 групп, инвалидам с детства комиссия предоставляет дополнительно до 1,5 часов на подготовку в период прохождения экзамена.

Исчерпывающий перечень документов при поступлении по льготной программе:

  • Заявление о зачислении;
  • Паспорт гражданина РФ;
  • Свидетельство о среднем образовании;
  • Справки подтверждающие результаты ЕГЭ;
  • Справки о подтверждении инвалидности (удостоверение);
  • Фотографии 3х4.

Все льготы предоставляются инвалидам при прохождении обучения на подготовительном отделении, при первичном поступлении на бесплатной основе.

Способы предоставления и получения льготы

Чтобы льготной группе поступающих воспользоваться своими правами при прохождении процедуры зачисления в ВУЗ необходимо подтвердить законное право дополнительными документами. Для детей инвалидов с детства подробная медицинская карта с диагнозом болезни; у детей военнослужащих погибших при выполнении служебного долга справку с места работы родителя; для детей, у которых родители инвалиды, соответствующий рескрипт о состоянии родителей.

Комиссия и юридическая служба ВУЗа внимательно изучает каждый отдельно взятый случай индивидуально. Знакомится с личным делом абитуриента инвалида, его успехами, достижениями и наградами за участие в олимпиадах и соревнованиях. Читайте также статью: → « ».

Тщательно оценивает знания и потенциальные возможности, чтобы кандидат имел возможность использовать предоставленную ему льготу на бесплатное обучение и преимущества при поступлении для развития личности, получения качественного профессионального образования. В дальнейшем это поможет инвалиду достойно и беспрепятственно подыскать себе место работы, интегрироваться в социальное общество, построить успешную карьеру, несмотря на ограничения из-за болезни.

Причины отказа при поступлении в ВУЗ

Государство гарантирует получение профильного образования инвалидам всех групп и обеспечивает условия по обеспечении и реализации льготных программ для поступления в ВУЗы. Если кандидат счел свою оценку заниженной у него есть право составить апелляцию, подать ее в соответствующие структуры для пересмотра результатов экзамена.

Для объективной и справедливой оценки поступающих ВУЗ создаются вступительные испытания, соответствующие базовым знаниям, профильным требованиям экзамена. В тест включают только те вопросы которые проходили в процессе обучения в общеобразовательных заведениях.

Апелляционная комиссия вправе оценить промежуточные результаты, тесты ЕГЭ в школах и прочие испытания для подтверждения правильности оценки уровня знаний абитуриента инвалида. Также учебные заведения не могут отказать поступающему по причине отсутствия условий для жизнедеятельности инвалида в стенах ВУЗа. По закону он обязан обеспечить доступ ко всем кафедрам, общественным помещениям для перемещения инвалида на коляске (если это необходимо).

На каких условиях предоставляется общежитие инвалиду

Общежитие обеспечивает беспрепятственный доступ для иногородних и международных студентов, имеет все условия для комфортного проживания. Созданный администрацией студенческий совет дает возможность участвовать в общественной жизни ВУЗа и общаться со сверстниками и одногрупниками. За проживание взимается плата, состоящая из платы за аренду жилья и компенсации коммунальных услуг, взимается ежемесячно.

Для льготной категории абитуриентов инвалидов 1 и 2 групп, детей сирот или оставшихся без попечения родителей, инвалидам с детства, студенты инвалиды получившие военную травму рядах российской армии, студенты, пострадавшие при аварии на ЧАЭС, лица имеющие социальные преимущества предусмотрено освобождение от платы за пользование жилым помещением общежития.

Льготы и выплаты студенту инвалиду

Администрация ВУЗа по письменному обращению студента инвалида 1 и 2 группы предоставляется право на получение индивидуальной материальной помощи. Также в отдельных случаях студентам инвалидам назначается стипендия учащегося и социальная.

Для того чтобы студенту получить льготу на выплату социальной стипендии ему нужно обратиться в службу социальной поддержки по месту жительства с соответствующим заявлением. Подтверждение права на получение социальной помощи требуется предоставлять ежегодно. Читайте также статью: → « ».

Студентам, имеющим задолженности в учебе выплата стипендии учащегося прекращается вплоть до погашения всех долго перед кафедрой. После чего выплаты возобновляются в установленном порядке. Минимальные границы социальной стипендии составляют 730 рублей для учащихся в средних профессиональных заведениях, для студентов ВУЗов – 2010 рублей. Окончательную величину стипендии определяет администрация конкретного учебного заведения. Данные выплаты ежегодно пересматриваются, индексируются.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1. Родители абитуриента инвалиды 1 группы. Имеет ли он право на льготы при поступлении в Вуз?

Предусмотрено зачисление без экзаменов кандидатов, которые стали призерами и победителями Олимпиад и профильных соревнований. А также категории инвалидов 1 и 2 групп, дети инвалиды. Все поступающие имеющие право на льготу должны подтвердить ее документами.

Вопрос №2. Могут ли льготные студенты претендовать на место в общежитии в родном городе?

Место в общежитии для студентов учебных заведений предоставляется на основании территориальной удаленности от места жительства. Если студент прописан в пределах города или области претендовать на жилье в общежитии он не вправе.

Вопрос №3. Какая стипендия выплачивается студентам по целевому договору обучения? Положена ли социальная выплата?

Студентам очного обучения в ВУЗах назначается стипендия социальная – льготникам, академическая – по результатам сессии, определяется для каждого студента в зависимости от проявленных способностей. Целевой студент получает выплату на своем предприятии.

Вопрос №4. Какие льготы предоставляются студентам в городском транспорте?

Для льготного проезда в городском и пригородном сообщении нужно предъявить ученический билет и оформить проездной абонемент. Скидка предусмотрена до 50%, если нет других льготных условий.

Вопрос №5. Может ли студент обратиться за помощью в ближайшую к ВУЗу поликлинику.

Да, по российскому законодательству, на основании прописки или временной регистрации гражданин имеет право прикрепиться к лечебному учреждению. Там же пройти бесплатную медкомиссию один раз в три года.

Согласно официальным данным, в Москве проживает около 12 миллионов человек, и 10% из них – люди с ограниченными физическими возможностями… Что же касается детей-инвалидов, то их в столице РФ примерно 35 тысяч, и с каждым годом становится все больше.

К счастью, в современном мире инвалидность – не приговор. Люди с ограниченными физическими возможностями, порой, демонстрируют безграничные способности и добиваются в жизни очень многого. Но для того чтобы они смогли в полной мере реализовать себя, нужны специальные условия. Важнейшее из них - возможность учиться и приобретать востребованные на рынке труда профессии.

На сегодняшний день образование для инвалидов в Москве предоставляют множество учебных заведений, как специализированных (исключительно для людей с инвалидностью), так и комбинированного типа. Несколько вариантов и тех, и других ниже.

УЦПК при Колледже автоматизации и информационных технологий №20

Центр создан в 2013 году и нацелен на создание оптимальных условий для получения профессионального образования лицами с инвалидностью либо с тяжелыми отклонениями здоровья. Предусматривает возможность дистанционного обучения, что очень удобно для маломобильных категорий населения.

Сотрудники центра адаптируют учебную программу под возможности учащихся, а также осуществляют психолого-педагогическое сопровождение последних и их родителей, помогая найти свое место в социуме.

На базе колледжа юноши и девушки с ограниченными физическими возможностями получают профессии, связанные с IT-сферой, овладевая мастерством сайтостроения, видеомонтажа, разработки и внедрения программного обеспечения и т.д.

Специальности являются чрезвычайно востребованными в современном мире, а обучение в колледже – бесплатное. Принимаются выпускники как 9-х, так и 11-х классов. Предусмотрена стипендия.

Институт «РЕАКОМП»

Институт основан в 2000 году и является базовым учреждением Всероссийского общества слепых, нацеленным на комплексную реабилитацию людей, имеющих инвалидность по зрению. Это единственное учреждение в стране, которое осуществляет всестороннюю поддержку лиц с тяжелым сочетанием глухоты и слепоты.

В процессе обучения активно используются компьютерные тифлотехнологии. Инвалиды получают здесь не только полезные знания (в области информационных технологий) – им также помогают полноценно интегрироваться в общество.

Кроме того, учебное заведение осуществляет подготовку соц. работников, тифлосурдопереводчиков и «кует кадры» для Всероссийского общества слепых.

Московский колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26

Колледж этот комбинированный. Принимаются граждане с инвалидностью, чей возраст не превышает тридцати пяти лет.

Под руководством опытных педагогов каждый желающий совершено на бесплатной основе может овладеть такими специальностями, как строительный столяр, мастер-мебельщик, штукатур, маляр, швея.

Обучение осуществляется на базе среднего образования. Среди дополнительных «бонусов» - стипендия, льготный проезд, обеспечение бесплатным питанием, содействие в трудоустройстве.

Научно-практический реабилитационный центр для инвалидов

Центр готовит специалистов в области права, архивоведения, бухучета и экономики, декоративно-прикладного искусства, живописи и т.д. Принимает лиц с ограниченными возможностями в возрасте от шестнадцати до сорока пяти (только москвичей!). Форма обучения – дневная.

Московская академия рынка труда и информационных технологий

Предоставляет качественные услуги образования для инвалидов в Москве и МАРТИТ, а точнее, функционирующая при ней кафедра, деятельность которой направлена на социальную адаптацию и реабилитацию людей с ограниченными физическими возможностями.

Люди с инвалидностью проходят здесь переподготовку или повышение квалификации в таких сферах, как менеджмент, бухучет, психология, вебдизайн, фотошоп, политтехнологии, маркетинг и т.д. Обучение осуществляется и на бесплатной и платной основе.

Автошкола «Мотор»

Но не только профессиональное образование востребовано сегодня людьми с ограниченными возможностями. Многие из них стремятся освоить, например, еще и мастерство вождения.

Такую возможность инвалидам предоставляет в частности московская автошкола «Мотор», педагоги которой имеют большой опыт работы с людьми с ограниченными физическими возможностями, а учебная программа полностью адаптирована под них. Есть возможность дистанционного обучения.

Автошкола является одной из немногих в столице, где обучаются и здоровые люди, и лица с инвалидностью, что для последних – безусловный плюс.

Несмотря на стремительно развивающиеся технологии, открытия, прогресс в медицине, мир все еще не способен подарить человеку здоровье. Но жизнь инвалидов в современном обществе может быть ярче и интереснее, чем еще несколько десятилетий назад. На смену уличным барьерам, жизненным препятствиям, бюрократии и несправедливости может придти безграничное общение, новые возможности и полноценная жизнь. Этот шанс дарит в том числе дистанционное обучение инвалидов.

Дистанционное обучение инвалидов: варианты

Еще недавно психологи, врачи и чиновники говорили о необходимости инклюзивного обучения детей-инвалидов. То есть предлагалось включать детей с особыми потребностями в обучение с другими детьми, при этом процесс получения образования должен быть доступен для любого ребенка.

Конечно, инклюзивное образование имеет свои плюсы: дети-инвалиды находятся в социальной среде, у них есть возможность общаться, проявлять себя, они учатся дружить, при этом получают полноценное образование. Инклюзивное обучение возможно в высших учебных заведениях.

Но в отличие от дистанционного обучения инвалидов, для осуществления инклюзивного обучения школам и вузам требуется специальное техническое оснащение зданий, лестниц, классов, необходимо разрабатывать специальные учебные программы и в идеале обеспечивать людей с ограниченными возможностями личным помощником.

Реформирование учебной программы и перепланировка помещений зачастую упираются в финансовые проблемы и бюрократические препоны.

В итоге инклюзивное обучение в России оказывается недоступным для большинства инвалидов. Мировая же практика доказывает успешность данного вида обучения, правда, за рубежом государственные и муниципальные образовательные учреждения получают бюджетное финансирование на каждого ребенка-инвалида, поэтому каждое учреждение заинтересовано в том, чтобы развивать комфортные условия и увеличивать число таких учеников.

В России инклюзивное образование доступно в Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской областях. В Москве 47 школ готовы принять детей с ограниченными возможностями.

Традиционно обучение инвалидов осуществлялось в коррекционной школе. Ранняя дошкольная коррекционно-педагогическая помощь способна подготовить ребенка к обучению в обычной школе наравне с другими детьми.

Существует также вариант домашнего обучения, когда педагоги приходят домой к ребенку и ведут обучение по общей или специальной программе. Такой формат позволяет получить школьный аттестат, но получить высшее образование не представляется возможным.

Но инвалиды, проживающие в малых городах и селах, по-прежнему, остаются ограниченными в возможностях обучения. Когда традиционные формы недоступны, на помощь приходит дистанционное обучение инвалидов.

Особенности дистанционного обучения инвалидов

В современном мире существует огромное количество вариантов предоставления образовательных услуг с помощью средств связи - это не только электронная почта, но и специальные мессенджеры, которые позволяют общаться в формате реального времени.

Для успешной работы дистанционного обучения необходим центр. Сотрудники этого центра будут выходить с обучаемым на связь, давать задания, проверять их выполнение. Сейчас возможно и групповое обучение онлайн, ведь преподавателей всегда не хватает, а с помощью современных мультимедийных средств учитель может устраивать виртуальный урок сразу для нескольких учащихся. К тому же групповое обучение помогает инвалидам социализироваться и общаться.

Несомненным плюсом является то, что центры дистанционного обучения не нуждаются в материальном переоснащении помещений, ведь все обучение происходит дистанционно.

К тому же такая форма обучения позволяет заниматься людям из самых разных регионов и городов. То есть дистанционное обучение инвалидов стирает границы и барьеры.

Для того чтобы начать обучение, как правило, достаточно иметь компьютер, интернет и веб-камеру (в некоторых регионах это оборудование предоставляется детям-инвалидам безвозмездно).

В дистанционном обучении инвалидов существуют разные формы занятий:

  • чаты, когда все участники занятия одновременно имеют доступ к информации и общаются в онлайн-чате;
  • веб-занятия, с помощью которых проводятся дистанционные уроки или контрольные работы.

Таким же образом возможно осуществлять консультации с преподавателем, лабораторные работы, развивать навыки речи и аудирования.

Такое смешанное дистанционное обучение максимально приближает его к традиционному образованию, ведь в нем есть элемент интерактивности и групповое обучение. Однако при этом дистанционное обучение более индивидуально, направлено на конкретного учащегося.

Инвалид может отчасти планировать деятельность, ставить цели и задачи в соответствии с собственными возможностями и потребностями. Несмотря на географическую дистанцированность и невозможность посещать образовательные учреждения из-за болезни, инвалид благодаря дистанционному обучению получает качественное образование, сочетающее в себе индивидуальный подход и методы обычного образования.

Дистанционное обучение в России стремительно развивается не только в школах, но и в высших учебных заведениях. В отличие от заочной формы получения высшего образования, дистанционное обучение инвалидов позволяет обучаемому и преподавателю общаться чаще и эффективнее.

Благодаря современным технологиям учащийся может отправлять запрос напрямую преподавателю, а тот, в свою очередь, может оперативно реагировать, контролировать и корректировать обучение.

Темы, методы и количество изучаемого материала подбираются индивидуально, это позволяет выстраивать эффективную систему обучения. Преподаватель может своевременно заметить успехи и предпочтения обучаемого и помочь реализовать потенциал, развивать способности.

Проблемы дистанционного обучения инвалидов

К сожалению, при всех преимуществах дистанционного обучения инвалидов, есть и ряд недостатков системы. Во-первых, при организации центров дистанционного образования в школах или высших учебных заведениях плохо проработана психологическая сторона обучения. Ведь не только дети, но и взрослые нуждаются в психологической помощи, поддержке, одобрении и мотивации.

Во-вторых, несмотря на стремительно развивающиеся технологии практических электронных учебников для обучения по-прежнему мало.

Юных ребят необходимо в первую очередь учить обращаться с компьютером и другими техническими средствами. Иногда требуется подготовка родителей или родственников инвалидов, да и учителям требуется специальное обучение. Причем преподаватели должны обучиться не только компьютерным технологиям, но и ознакомиться с психологическими аспектами обучения инвалидов.

Далеко не каждая семья способна купить себе все необходимые устройства для получения дистанционного образования.

Дистанционное обучение в высшем учебном заведении стоит немалых денег, а добиться бесплатного обучения желаемой специальности даже в дистанционном виде бывает невозможно.

Shutterstock.com

Дистанционное обучение: достижения

В Москве уже более десяти лет дистанционная форма обучения работает в ГОУ Центр образования « Технология обучения ». В центре есть курсы разных направлений, в том числе и курсы предпрофессиональной подготовки. Обучение проводится как индивидуально, так и в группах из четырех человек.

Успешные примеры дистанционного обучения инвалидов есть и в других регионах, например в Сахалинской области по принципу дистанционного образования работает несколько школ, используя в работе материалы московского центра «Технология обучения».

В настоящее время во многих вузах стали появляться дистанционные формы обучения инвалидов, причем по самым разным специальностям. Как правило, вступительные экзамены проводятся с помощью компьютерного тестирования. Высшие учебные заведения предлагают инвалидам дистанционно получить гуманитарное, техническое образование, повысить квалификацию или пройти переподготовку.

Около 1,2 миллиона москвичей — люди с ограниченными возможностями здоровья. В Международный день инвалидов рассказываем, куда пойти учиться, где искать работу и какие ещё виды помощи существуют в городе.

Инвалидность — сложное понятие, у которого есть медицинский, социальный и юридический аспекты. Она может быть врождённой или приобретённой — из-за тяжёлой травмы или несчастного случая, временной или постоянной. Согласно одному из определений, инвалид — человек, чьи возможности ограничены из-за физических, сенсорных, умственных или психических нарушений.

Сейчас в Москве живут около 1,2 миллиона людей с ограниченными возможностями здоровья. Общее количество инвалидов, состоящих на диспансерном учёте, составляет 878 774 человека, из них трудоспособного возраста — 852 690, детей — 26 084.

Часто инвалидность становится барьером между человеком и обществом. Речь идёт не только о физическом препятствии, не менее страшны психологические, экономические и другие преграды. У человека сужается круг общения, становится меньше способностей для учёбы, работы, путешествий — всего, что доступно другим людям.

При этом у каждого из нас есть способности или таланты, которые зачастую не зависят от наших физических способностей. Чтобы их развить, нужны лишь подходящие условия.

Таким образом, инвалидность — проблема не только для самого человека, но и для общества. В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и принимает меры по её реализации. Её основная цель — поощрение, защита и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также поощрение уважения присущего им достоинства.

В рамках государственной программы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2018 годы» в столице действует подпрограмма «Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения».


Право на труд и чемпионат профмастерства

Несмотря на ограниченные возможности здоровья, многие могут и хотят работать. Помогает в этом . За 10 месяцев этого года сюда обратились более 2200 москвичей с инвалидностью, более половины из них получили работу. Также для них проходят занятия по профориентации, обучающие курсы, консультации психологов и лекции, где можно узнать, как открыть собственное дело.

В ноябре в банке вакансий службы занятости было около 900 предложений для инвалидов. Средняя зарплата по рабочим профессиям составляет почти 30 тысяч рублей, для служащих — около 40 тысяч рублей.

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы не только следит за трудоустройством инвалидов, но и контролирует предприятия, выделяющие соответствующие рабочие места.

II Национальный чемпионат конкурсов профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс», прошедший в Москве 18-19 ноября, позволяет оценить высокую компетенцию и трудолюбие участников. Это своеобразная трудовая олимпиада организована в рамках международных конкурсов «Абилимпикс», которые проходят во многих странах мира с 1972 года. Показывая, каких высот мастерства можно достичь, инвалиды подают пример другим и внушают неподдельное уважение. Один перечень профессий чего стоит — от резьбы по дереву, поварского и парикмахерского искусства до флористики, ювелирного дела, художественного, ландшафтного и компьютерного дизайна.

В этом году чемпионат посетили более пяти тысяч человек, непосредственными участниками стали около 500 человек из 63 регионов России. Среди победителей «Абилимпикса» — 45 представителей Московского региона, в том числе 26 школьников. Кроме того, на чемпионате прошла ярмарка вакансий, где было представлено около 8500 предложений. Соискателям помогали составлять и размещать резюме в банках данных, оказывали консультации по условиям труда и профессиональному обучению.

Куда пойти учиться?

В Москве работает восемь реабилитационно-образовательных учреждений, где созданы благоприятные условия для обучения и воспитания граждан с ограниченными возможностями здоровья. Их основная аудитория — дети от трёх лет и молодёжь, но есть и специальные проекты для людей среднего возраста (до 45 лет). Сейчас в них обучаются более двух тысяч детей-инвалидов, в том числе более 300 — по программам профессиональной подготовки.

Кроме того, внедряются методики раннего вмешательства: детям от одного года, у которых выявлены отклонения в развитии, оказывают всестороннюю помощь, чтобы предотвратить инвалидность или минимизировать возможные последствия для здоровья. Активными участниками программ становятся родители и близкие родственники.

Один из самых востребованных центров профессионально-трудовой реабилитации — «Ремёсла» в Зеленограде. Гончарная, деревообрабатывающая, текстильная и полиграфическая мастерские проводят индивидуальные и групповые занятия для инвалидов в возрасте от 14 до 45 лет, есть также группы раннего развития (от трёх лет), летние детские лагеря и другие направления. В 2016 году услугами центра воспользовались более 1500 человек.

Научно-практический реабилитационный центр также проводит обучение по популярным творческим и техническим специальностям — живописи, дизайну, ландшафтному строительству, издательскому делу, документообороту, экономике, праву и так далее. В этом году здесь учатся более 300 человек.

Все виды помощи: отдых и лечение, спорт и обучение

Реабилитация инвалидов включает психологическую, медицинскую и юридическую помощь, профориентацию и обучение востребованным специальностям, физкультуру, спорт и различные виды терапии. В Москве работает более 100 госучреждений, занимающихся реабилитацией, в основном на базе территориальных центров социального обслуживания. По итогам первых трёх кварталов этого года их услугами воспользовались более 41 тысячи человек. Планируется, что до конца года комплексную реабилитацию пройдут более 55 тысяч москвичей с инвалидностью. Новейшие технологии используются в Научно-практическом центре медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л.И. Швецовой и реабилитационном центре «Текстильщики» .

На основе действующих учреждений создаются многопрофильные комплексы, в которых используются современные программы и методики. Один из таких центров планируется открыть в следующем году в Бутове (улица Поляны, дом 42): в помещении проводится ремонт, идёт закупка необходимого оборудования и обучение персонала.

Также услуги комплексной реабилитации оказывают негосударственные центры: реабилитационный центр для инвалидов «Преодоление», Марфо-Мариинский медицинский центр «Милосердие», научно-производственный центр «Огонёк», реабилитационный центр «Три сестры», Российский реабилитационный центр «Детство» и другие.

Кроме того, применяются уникальные методики, например иппотерапия — лечебная верховая езда— и канистерапия, когда положительный эффект достигается благодаря общению со специально обученными собаками.

Развивается программа по реабилитации детей-инвалидов и молодых инвалидов в здравницах Подмосковья, средней полосы России, Краснодарского края, Северного Кавказа и Крыма. Только для детей-инвалидов Департамент труда и соцзащиты закупил в 2016 году порядка 14 тысяч путёвок в лучшие отечественные санатории.

Фестивали, выставки и мастер-классы

В ноябре — декабре в Москве пройдёт около 300 концертов, мастер-классов, экскурсий, квестов, выставок, ярмарок, творческих вечеров и других мероприятий, приуроченных к Международному дню инвалидов. Организаторы ожидают, что в них примут участие более 29 тысяч инвалидов, но на самом деле количество гостей в несколько раз превысит эту цифру. Во-первых, многие придут с сопровождающими. Во-вторых, большинство мероприятий открыто для всех желающих, так как их главная цель — преодолеть психологические и коммуникативные барьеры, показать возможности и таланты особенных людей.

Одним из мероприятий станет десятый фестиваль прикладного искусства для инвалидов «Я такой же, как ты!», который состоится 3 декабря в Экспоцентре, — он соберёт более 1500 человек. Посетителей ждут выставка-ярмарка предметов, сделанных руками инвалидов, мастер-классы по бисероплетению, живописи, росписи по дереву, вязанию и скульптуре.

Центральный дом художника 6 декабря соберёт детей-инвалидов и сирот на традиционную, седьмую по счёту благотворительную акцию «Дерево желаний». Ребята встретятся со знаменитостями, примут участие в мастер-классах, пройдут квест «Дорогою добра» и, конечно, получат подарки. Эту встречу можно считать своеобразной репетицией Нового года.

7 декабря в ГЦКЗ «Россия» в «Лужниках» наградят победителей ежегодного конкурса «Город для всех», а также отметят представителей общественных организаций, которые способствуют социальной интеграции инвалидов. После торжественной части состоится праздничный концерт. На мероприятие приглашены около 2500 инвалидов.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины