13.05.2019

Новорожденный: зрение, слух, осязание и обоняние. Проверка слуха у новорожденных


Любой родитель очень переживает за здоровье своего ненаглядного крохи. Довольно часто молодые мама и папа волнуются, хорошо ли слышит их малютка, ведь пока малыш не разговаривает, это достаточно сложно понять. В каких случаях стоит бить тревогу?

Развитие слуха во внутриутробном периоде

Развитие органа слуха у плода начинается практически с самого начала внутриутробного периода, а именно с 5-й недели беременности, и продолжается вплоть до появления на свет. Примерно с 16-й недели внутриутробной жизни малыш начинает воспринимать, то есть различать на слух, звуки. К 20-й неделе внутреннее ухо плода развивается до размеров внутреннего уха взрослого человека. С этого момента малютка начинает различать частоту (то есть высоту) и интенсивность (то есть громкость) звука. С 26-27-й недели внутриутробного периода малыш уже начинает реагировать на различные звуки. При ультразвуковом исследовании можно наблюдать, что в ответ на резкий внешний звук кроха вздрагивает, у него может усилиться двигательная активность, увеличиться частота сердечных сокращений.

По мере развития органа слуха малыш учится распознавать источник звука. Оказывается, способность поворачивать головку в сторону источника звука, наблюдающаяся у грудничков, появляется у плода уже после 32-й недели беременности. Полагают, что после этого срока малютка может запоминать музыку и узнавать ее после появления на свет.

"Место жительства" малыша в утробе полно самых разнообразных звуков, что создает отличные условия для тренировки формирующегося органа слуха. Эта "звуковая среда" представлена, в первую очередь, звуками маминого организма. С легким шипением течет по сосудам плаценты кровь, с шумом и стуком сокращается в отдалении материнское сердце, с хлюпаньем и урчанием переливается жидкость в кишечнике, большим насосом неторопливо работают легкие. В эту череду естественных звуков врывается мамин голос. Постепенно кроха учится распознавать его, привыкает к определенному ритму и темпу речи. Вот почему сразу после рождения новорожденный быстро идентифицирует голос матери и выделяет его из всех прочих. Кстати, голоса других людей тоже слышны в утробе, но неразборчиво, общим фоном, примерно как мы слышим голоса из другой комнаты: слышен общий тон речи, но слов не разобрать. Другие звуки внешнего мира кроха также слышит приглушенно — за счет того, что он находится в околоплодных водах и, кроме того, окружен тканями материнского организма.

К моменту рождения периферический орган слуха (он включает в себя ушные раковины, наружный слуховой проход, полость среднего уха, в которой располагаются слуховые косточки, передающие колебания от барабанной перепонки к внутреннему уху, и улитка, орган внутреннего уха, где расположены слуховые нейроны) полностью сформирован. Он мало изменится со временем, зато височные доли головного мозга, ответственные за слух и представляющие собой центральную часть слухового анализатора, будут развиваться еще как минимум до школьного возраста.

Если что-то идет не так...

Согласно статистике, более половины всех случаев тугоухости у детей являются врожденными, а около 80% из оставшейся половины формируется на первом году жизни. К сожалению, многие факторы могут оказать негативное влияние на развитие органа слуха. К таковым относятся:

  • различные инфекционные осложнения беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз, сифилис и др.);
  • тяжелые соматические заболевания матери (сахарный диабет, сердечно-сосудистая патология, болезни почек);
  • использование во время беременности препаратов с потенциальным ототоксическим эффектом, то есть опасных для органа слуха — антибиотиков-амигликозидов (СТРЕПТОМИЦИН , ГЕНТАМИЦИН , АМИКАЦИН , ТОБРАМИЦИН и пр.) и макролидов (ЭРИТРОМИЦИН , АЗИТРОМИЦИН и др.), сильных мочегонных средств (ФУРОСЕМИД ), нестероидных противовоспалительных препаратов (ИНДОМЕТАЦИН , НАПРОКСЕН );
  • курение и употребление наркотиков;
  • контакт с ядовитыми веществами;
  • радиационное воздействие.

Со стороны малыша факторами риска являются родовые травмы и другие тяжелые состояния:

  • тяжелая гипоксия (кислородная недостаточность) во время беременности и родов;
  • асфиксия новорожденного (когда первая оценка по менее 5 баллов, вторая — менее 7 баллов);
  • глубокая степень недоношенности и очень низкий вес при рождении (менее 2 кг);
  • переношенность;
  • поражение в родах ;
  • необходимость использования искусственной вентиляции легких более 4 суток;
  • , развившаяся в результате резус-конфликтной беременности.

Вероятность развития нарушения слуха у детей значительно повышается в семьях, где среди ближайших родственников имеются случаи врожденной тугоухости, тем более при близкородственных браках. Если у одного ребенка насчитывается более двух факторов риска, вероятность снижения слуха увеличивается. Нарушение функции слухового аппарата может также быть осложнением некоторых заболеваний, перенесенных в раннем детстве, особенно на первом году жизни, главным образом инфекционных (краснуха, ветряная оспа, корь, свинка, токсоплазмоз, коклюш, скарлатина, грипп и др.).

Проверить как слышит ребенок — и успокоиться

Наблюдение за малышом . На что же следует обращать внимание родителям, чтобы убедиться, что со слухом малыша все в порядке, или же вовремя заподозрить неладное? Ведь понятно, что чем раньше диагностировано снижение слуха, тем раньше можно начать соответствующие лечение и реабилитацию и тем больше шансов будет у ребенка минимально отличаться от своих здоровых сверстников.

Показателем могут стать реакции малыша на звук, которые либо соответствуют возрастным, либо отстают от них. Реакции грудничков на звук достаточно четко определены в каждом возрасте и зависят от степени развития многих функций в организме. Так, не стоит ждать от малютки в возрасте 2 недель, что он станет сразу же поворачивать головку на звук . Он еще слишком мал и, хотя и слышит звук, его мышечная система еще не настолько координирована, чтобы обеспечить эту реакцию. Остановимся подробнее на "правильных" возрастных реакциях детей на звуковые раздражители.

Так, в первые 2-3 недели жизни малютка в ответ на громкие звуки вздрагивает, у него может отмечаться — характерное резкое разведение ручек в стороны с возможным последующим "объятием" себя. После 2-3 недель, ближе к месячному возрасту, у новорожденного формируется замирание как реакция на голос.

У малыша в возрасте 1-3 месяцев в ответ на голос матери наблюдается характерный комплекс оживления: он внимательно смотрит, начинает улыбаться, активнее двигать ножками и ручками, пытается агукать. Собственно, формирование гуления в возрасте 2-4 месяцев также является важным критерием . Кроме того, дети в возрасте 1,5-6 месяцев реагируют на резкие звуки широким открыванием глаз.

Примерно после 1-1,5 месяцев младенец, а потом и подросший ребенок беспокоится во сне при резких звуках. В среднем в 3 месяца формируется способность поворачивать голову в сторону звучащей погремушки или голоса. В возрасте 4-5 месяцев гуление должно переходить в лепет (произнесение отдельных слогов). При появлении в поле зрения хорошо знакомых ребенку людей, в первую очередь родителей, лепет становится более эмоциональным, выразительным.

После 8 месяцев в речи малыша появляются новые звуки, а ближе к 1 году он пытается некоторые слова и или их фрагменты. Он поворачивает голову, слыша знакомые звуки, и подает голос в ответ на обращенную к нему речь. Начинает оборачиваться, когда его окликают сзади.

Уже с 8-9 месяцев малютка отчетливо понимает некоторые слова ("мама", "папа", "дай", "возьми", "привет", "пока") и совершенно определенно реагирует на них. В возрасте 1 года, помимо появления в речи отдельных слов, можно заметить, что малыш замирает и прислушивается, если при нем ведется оживленный разговор, поворачивает голову в сторону говорящего. Несоответствие реакций на звуковые раздражители примерным возрастным нормам должно насторожить родителей. Кроме того, часто нарушения слуха "выглядят" как психического и иногда психомоторного развития. Это неудивительно, ведь слух играет важную роль в получении информации об окружающем мире, которая и заставляет нервную систему крохи развиваться и обретать новые способности.

Помощь специалистов . Что касается объективных методов исследования слуха, еще совсем недавно они были значительно затруднены на первом году жизни, ведь малыш не владеет речью и не может сообщить о своих слуховых ощущениях. Но в настоящее время применение нашел простой, быстрый и надежный методрегистрация вызванной отоакустической эмиссии . Отоакустическая эмиссия — это чрезвычайно слабые звуковые колебания, генерируемые внутренним ухом. Колебания эти вызываются искусственно с целью их последующего анализа (по их характеру специалисты могут судить о наличии или отсутствии патологии в слуховой системе ребенка). Вызванная отоакустическая эмиссия регистрируется в наружном слуховом проходе при помощи высокочувствительного микрофона. Это исследование безопасно и безболезненно. Достаточно ввести улавливающий кончик (так называемый пробник) специального аппарата в наружный слуховой проход, плотно закрыв последний, и нажать кнопку. Результат исследования записывается в память прибора и выводится на маленький экран. Результаты оцениваются специально обученным медицинским работником.

Метод позволяет распознать нарушения слуха и начать лечение как можно раньше. Исследование занимает всего несколько минут и в настоящее время должно применяться как скрининговый метод исследования слуха новорожденных во всех роддомах. Результат его вносится в обменную карту новорожденного, с которой он выписывается из роддома. Срок проведения этого исследования — 3-4-й день жизни, так как в первые двое суток в наружном слуховом проходе могут еще сохраняться остатки околоплодных вод и первородной смазки, что затрудняет проведение исследования и лишает его результаты достоверности. Его также применяют для исследования слуха в первые годы жизни малыша — в основном тем детям, которым не проводилось исследование слуха в роддоме.

В качестве скринингового метода, а также для уточнения характера снижения слуха в дальнейшем применяется метод регистрации вызванных слуховых потенциалов (ВСП) , позволяющий оценить состояние слуховой коры и слухового нерва. Данное исследование проводится с использованием специального наушника, который объединяет датчик звуковых сигналов (в процессе исследования подаются сигналы различной частоты и интенсивности) и электроды, фиксирующие электрические потенциалы головного мозга. В основе метода компьютерной аудиометрии лежит анализ полученной с помощью ВСП информации.

Метод акустической импедансометрии (основан на регистрации сопротивления звукопроводящего аппарата слуховой системы) служит для выявления разрыва цепи слуховых косточек, наличия жидкости в барабанной полости, нарушения функции слуховой трубы.

Учитывая современные возможности диагностики слуха, своевременным считается исследование его в роддоме или хотя бы в течение первых двух месяцев жизни. Первым сроком обследования крохи у ЛОРа считается 3-месячный возраст (перед проведением вакцинации против коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита). Но если в том родильном доме, где появился на свет ваш малыш, подобных исследований не проводится, а ребенок входит в "группу риска" хотя бы по каким-то из перечисленных критериев или у вас появилось, пусть даже малейшее, подозрение, немедленно обратитесь к врачу — оториноларингологу, отологу или сурдологу, не дожидаясь положенного срока. Врач владеет методиками первичной оценки слуха и сможет более объективно, чем вы, оценить реакцию ребенка на звуковые раздражители, фиксируя не только внешне заметные реакции, но и изменение ритма дыхания, пульса, зрачковый рефлекс и другие показатели.

Еще раз хочется напомнить: будьте внимательны к своему малышу, но не пытайтесь самостоятельно ставить ему диагноз! Ваша задача — вовремя обратиться к специалисту. Он сможет развеять ваши подозрения, убедив вас, что с малышом все в порядке и повода для тревоги нет, или направит в соответствующее квалифицированное учреждение.

Появление малыша на свет – счастливое время, которое, однако, связано с определенными беспокойствами.

Иногда взрослых начинает настораживать тот факт, что младенец выдает слабую реакцию на шум, не замечает работающий телевизор и не просыпается от громкой музыки, звучащей из соседней квартиры.

Неудивительно, что многие мамы интересуются, слышит ли новорожденный ребенок.

Органы слуха у человеческого эмбриона начинают формироваться с пятой недели беременности. К 16-й неделе плод уже воспринимает различные звуки.

После шести месяцев внутриутробного развития кроха не просто способен услышать музыку и голос, но и отреагировать на услышанное. Проведенный эксперимент доказал: новорожденный малыш начинает шевелиться в ответ на знакомые стихи, которые он слышал, находясь в материнской утробе.

Сложно представить, сколько разных шумов окружает ребенка в животе. Бежит по сосудам мамина кровь, отсчитывает удары ее сердце, активно работает кишечник.

Кроме того, малыш отчетливо слышит материнский голос. Вот почему младенцы легко отличают родительские голоса от прочих звуков.

В каком возрасте дети начинают слышать?

В течение двух-трех дней внутреннее ухо малыша наполнено жидкостью, которая смягчает восприятие звуков, обрушивающихся на него после рождения.

Хотя слуховой нерв развивается полностью к годовалому возрасту, новорожденный неплохо слышит и умеет улавливать интонацию, голосовой тембр, темп речи. Его реакцию легко проследить по оживлению:

  • малыш активно перебирает ножками и сжимает кулачки;
  • ищет глазками источник звуков;
  • замирает или вздрагивает;
  • плачет, если звук слишком сильный или неожиданный.

Иногда у младенцев возникают судорожные движения. В раннем возрасте подобную реакцию специалисты не считают отклонением.

Двухмесячный малыш начинает реагировать на происходящее более упорядоченно – исчезают судорожные движения, он поворачивает голову к источнику шума.

Разговаривая с ним, обратите внимание:

  • если вы говорите быстро, ребенок становится беспокойным, а его движения ускоряются;
  • если вы разговариваете плавно и медленно, кроха успокаивается, и его движения также замедляются.

Иногда увлеченные игрушками детки не обращают внимания на посторонние звуки. Кроме того, не забывайте, что каждый ребенок индивидуален, поэтому даже педиатры предупреждают, что сложно предугадать, как именно грудничок будет реагировать на шум.

Врачи советуют не переживать раньше времени, если вам показалось, что новорожденный не отвлекается на звуковые раздражители. Вероятно, в вашей семье просто родился спокойный и флегматичный малыш.

Проблемы со слухом у новорожденного

Нередко у младенцев можно встретить такие серьезные заболевания, как тугоухость или глухота. К ним зачастую приводят:

  • вирусные заболевания (краснуха, грипп, корь) у беременной женщины;
  • прием будущей матерью алкоголя, наркотических средств или токсических препаратов;
  • осложнения при протекании беременности и родов (токсикозы, гипертония, недоношенность, переношенность, стремительные роды);
  • наследственность – нарушения слуха у мамы с папой или бабушек-дедушек.

Как проверить слух грудничка?

Если вы переживаете, слышит ли ваш новорожденный или нет, попробуйте сами проверить его слух. Лучше всего это делать на пятые сутки после родов.

Покашляйте рядом с ребенком, негромко хлопните в ладоши и обратите внимание на детскую реакцию (моргание или движения ручками).

Еще один способ проверки – звучание незнакомых предметов, например, погремушки.

Консультация с педиатром необходима, если:

  • в две-три недели кроха не отвлекается на громкие звуки вблизи от него;
  • в возрасте одного месяца не поворачивает головку на шум;
  • не успокаивается в три месяца от вашего голоса;
  • в четыре месяца отсутствует звукоподражание;
  • в полгода у крохи нет гуления, лепетной речи.

Стоит еще раз отметить, что такие возрастные нормативы и способы реагирования младенцев достаточно условны и могут зависеть от индивидуальных особенностей ребенка.

Уход за детскими ушками

Маленький человечек чрезвычайно уязвим, поэтому необходимо осторожно и тщательно подходить к уходу за новорожденным. Не забывайте, что неосторожные действия способны навредить его слуху, повредив барабанную перепонку. Предлагаем несколько несложных правил ухода за ушами младенцев.

  1. Уделяйте особое внимание складочкам за ушами. Их необходимо смазывать детским кремом или маслом и следить, чтобы туда не попадали смеси и грудное молоко. Они способствуют возникновению опрелостей и воспалений.
  2. Ушные раковины следует очищать раз в неделю. Излишки серы удаляют для поддержания гигиены и снижения вероятности развития воспалительного процесса. Удобнее всего это делать после банных процедур.
  3. Для чистки ушек стоит использовать специальные аксессуары – детские ватные палочки. Они отличаются от обычных формой головки и наличием ограничителей, которые препятствуют глубокому проникновению предмета внутрь уха.
  4. При купании заложите уши небольшими ватными шариками. Затем выньте их и протрите ушки салфетками. Если вода все-таки попала, сверните ватные турунды и поместите их не очень глубоко в ушные проходы. Пористая вата быстро справится с влагой.
  5. Не стоит увлекаться и стараться почистить детское ухо поглубже. Если же вы все-таки протолкнули туда вату, не старайтесь извлечь ее самостоятельно. Незамедлительно обращайтесь к отоларингологу.

Вот мы и узнали о том, когда начинают слышать новорожденные дети. Помните, что они только приспосабливаютс я к новой действительности. Поэтому приучайте младенца с рождения к умеренному шуму – малыш не нуждается в стерильной тишине, даже когда засыпает.

Читайте ему сказки, исполняйте колыбельные. Тем самым вы не только разовьете детский слух, но и расширите знания об окружающем мире.

Новорожденные не очень хорошо видят сразу после рождения, но у них отлично развит слух. Будучи еще в утробе матери, малыши слышат много разных звуков: стук маминого сердца, тон ее голоса, шумы извне. На многие из звуков окружающего мира они даже реагируют. Например, ребенок в животике может вздрогнуть от резкого звука, а также он поворачивает головку в сторону шума.

Зачем проверять слух ребенку?

Проверка слуха очень важна. Если малыш не слышит, он не сможет усвоить ту информацию, которая идет из внешнего мира. Соответственно, не сможет развиваться речь. Здесь есть смысл говорить о нейропластичности мозга: если какая-то часть коры головного мозга (в том числе, слуховая кора) не получает информацию извне, она начинает выполнять функции тех областей, которые рядом. Со временем она теряет возможность различать звуки, то есть слышать человек может, но различать звуки - нет.

Важно: критический возраст - 3 года. Если до этого возраста при выявлении нарушений слуха у ребенка родители не начинают слуховую реабилитацию, то научить его различать звуки и понимать речь в будущем будет почти невозможно.

Этапы развития слуха у детей до года

При рождении окружающая среда обрушивается на новорожденного множеством звуков. Это активизирует его слуховые функции. С этого момента слух будет во многом определять развитие мозга ребенка, стимулируя такие навыки и умения, как сидение, ползание и переворачивание.

Окончательно слух формируется у новорожденных к концу первого месяца жизни. Вы замечаете, что малыш как-будто прислушивается к вашей речи, замирает, если слышит знакомый звук, некоторые дети уже могут реагировать на собственное имя или какие-то наиболее часто повторяющиеся слова. Если громко хлопнет дверь или что-то упадет на пол, малютка вздрогнет.

В 3 месяца слуховой центр (и речевой тоже) уже достаточно «продвинут», чтобы новорожденный мог отзываться на голос мамы и «отвечать» ей лепетом. Однако не спешите что-то читать малышу - он еще не может сконцентрироваться на вашем чтении. Даже песенки еще не доступны его пониманию. Этот навык появится у него не раньше 5 месяцев, а то и полугода.

В 5-6 месяцев младенцы реагируют на имя, поворачивают головку в сторону источника шума, прислушиваются, что говорят взрослые. Некоторые звуки могут испугать их настолько, что они начнут плакать (например, повышенные тона родителей), а также малыши будут смеяться, если с ними играть.

От 6 месяцев до 1 года карапузы, у которых нет проблем со слуховыми функциями, уже реагируют на шумы разной интенсивности и громкости, легко локализуя их сбоку и снизу. Они слышат голосовые призывы взрослых и реагируют на них. Обратной связью при этом является то, что они сами начинают произносить все больше слов и сопровождать все это жестикуляцией.

Все вышеописанное является нормой в развитии слуха новорожденных. А каковы особенности детей с нарушением этой функции?

Особенности детей с нарушением слуха

Новорожденные с нарушением слуха из всего диапазона частот плохо воспринимают самые высокие звуки. Малыши с этой проблемой прекрасно могут слышать низкочастотный гул подъезжающего грузовика или среднечастотный звук радио, но не услышат трель птиц и шелест листьев. Родителям стоит обратить внимание на то, как новорожденный реагирует (и реагирует ли) на подобные высокие звуки.

Кстати, взрослые сами могут проверить, слышит ли их чадо высокие звуки. Для этой цели нужно насыпать немного манки в пластмассовую коробочку и погреметь ей у головы малыша. Если реакции на такую «погремушку» нет, то стоит показать новорожденного врачу.

Дети с нарушением слуха не слышат высокие звуки - шёпот, шорохи и т.д. Пошумите у ушка крохи чем-нибудь, что издает шуршащий или шелестящий звук - отсутствие реакции укажет на наличие проблемы

К какому врачу обращаться?

К врачу-сурдологу. Дело в том, что в обычных поликлиниках ни у врача-отоларинголога, ни у семейного доктора, ни у педиатра нет таких условий и нет такого оборудования, с помощью которого можно проверить слуховые функции новорожденных. Специальные условия для проверки слуха есть в областных детских больницах и в некоторых роддомах. Надо обращаться в специализированные центры к сурдологу.

Проблемы со слухом

Проблема тугоухости раннего и более позднего возраста во все времена находилась под пристальным вниманием докторов. Примерно у 1-2% новорожденных еще в роддоме врачи выявляют снижение слуха. Хотя на первом году жизни такую патологию по определенным признакам могут заметить и родители.

Признаки, по которым можно выявить нарушение слуха у новорожденного:

  • До 4 месяцев ребенок не обращает внимания на громкие звуки.
  • К 4-6 месяцам не появляется гуление.
  • К 7-9 малыш не может локализовать звуки.
  • К 1-2 годам у него нет словарного запаса.
  • В более взрослом (школьном, подростковом) возрасте дети не реагируют на шёпотную и разговорную речь, которая обращена к ним со спины, не отзываются на свое имя, просят повторить одни и те же слова.

Всего специалисты выделяют 3 вида тугоухости у детей:

  • врожденную,
  • наследственную,
  • приобретенную.

У новорожденного важно выявить наследственную и врожденную тугоухость.

Наследственную тугоухость можно заподозрить, если проблема по снижению слуха есть у родителей либо у одного из них.

Врожденную тугоухость неонатологи проверяют у детей еще в роддоме. Выявляется отрицательный или положительный фактор риска. С отрицательным фактором риска малышей будут проверять более тщательно на специальной аппаратуре в более позднем возрасте.

Приобретенная тугоухость может возникнуть вследствие заболеваний уха, например, отита либо как осложнение после перенесенных инфекций - кори, свинки, краснухи и коклюша. Иногда ее провоцируют и серные пробки. Тем не менее врачи стараются выявлять таких детей и оказывать им квалифицированную помощь на ранних сроках заболевания. В этом им помогает специальная аппаратура.


Отоакустическая эмиссия (ОАЭ) - метод проверки слуха у новорожденных до года

Особенности проверки слуха детей до 1-го года

Чтобы проверить слуховые реакции малышей до года, используется отоакустическая эмиссия (ОАЭ). С помощью ОАЭ получают акустический ответ внутреннего уха, реагирующего на внешний сигнал-раздражитель.

Данная процедура занимает примерно 5-10 минут при условии, что ребенок спит или находится в состоянии покоя. В противном случае проверка может затянуться до 2-х часов. Такое исследование абсолютно безопасно и безболезненно. Специальный аппарат соединяется с компьютером, на экране которого видны все показатели для оценки состояния слуха.

Малышу вставляется наушник в ухо, и аппарат фиксирует, как улавливают звуковые волны уши ребенка. После чего на экран компьютера выводятся цифровые значения. Эти данные врач может распечатать и подклеить в карточку пациента для дальнейшего наблюдения за динамикой заболевания.


Малышам, у которых наблюдается проблема со слухом, нужно особое внимание и участие родителей. Задача последних - сделать все, чтобы ребенок получил квалифицированную помощь, и в то же время не почувствовал себя неполноценным членом общества

Внимание к ребенку

Участие и внимание родителей является самым важным действием в выявлении и лечении потери слуха. Когда появляется проблема, и выясняется, что новорожденный плохо воспринимает некоторые частоты, то следует незамедлительно идти к специалисту. И чем раньше вы это сделаете, тем больше шансов на то, что проблема решится одним из современных методов, которыми располагает медицина.

Новорожденные с нарушением слуха требуют особого внимания. Когда неутешительный диагноз поставлен, родители должны способствовать применению различных терапевтических методов лечения, а если потребуется, начать использование слухового аппарата. Главное, помочь крохе стать полноценным членом общества, который слышит, общается и живет полной жизнью.

Вопрос о том, когда начинает слышать новорожденный ребенок, является противоречивым:

  • одни считают, что слух начинает формироваться уже с 15 недели беременности;
  • другие, что ребенок может слышать звуки только к концу третьего триместра.

Точно доказано, что малыш слышит материнское сердцебиение, звуки снаружи. Именно поэтому для гармоничного развития ребенка рекомендуется читать ему сказки, петь спокойные колыбельные песни, а также слушать красивую музыку.

К концу первого месяца жизни у ребенка окончательно сформировывается слух. Когда малыш начинает слышать мамин или папин голос, свое имя, или просто приятную музыку, то он обязательно будет прислушиваться.

К концу третьего месяца, ребенок уже точно слышит и узнает мамин голос, начинает поворачивать голову в сторону шума. Резкие звуки могут заставить новорожденного вздрагивать.

Как слышит новорожденный ребенок ?

Малыш может различать речь или звуки по нескольким признакам:

  1. Скорость речи. Новорожденный ребенок начинает активнее себя вести, если речь, обращенная к нему, ускоряется. И наоборот – спокойный, монотонный разговор быстро его успокаивает.
  2. Очень важна для ребенка и интонация. Резкий, грубый разговор может заставить малыша плакать. Ласковая манера общения, которую слышит кроха, доставит ему радость.
  3. Малыш в состоянии разделять звуки на любимые и нет. Кроме того, увлекшись любимой погремушкой, новорожденный может не слышать ничего вокруг. Это нормально и пугаться этого не следует.

Проверка слуха у новорожденного

Молодые мамы часто переживают за слух ребенка. Как проверить слух у новорожденного, и когда можно это сделать?

Возьмите колокольчик или тихую музыкальную игрушку. Звук должен быть незнаком для новорожденного. Незаметно подойдите к малышу сбоку и тихо включите музыку или позвените колокольчиком.

Даже ребенок в возрасте месяца даст понять своей мимикой, услышал ли он шум. Малыш же старше двух месяцев обязательно повернет глазки в сторону источника звука.

Если малыш спит, то в это время также можно использовать для проверки слуха. Только нужно выбрать время, когда новорожденный только уснул и находится в стадии так называемого «быстрого» сна.

Нужно тихо подойти к кроватке крохи и тихонько потереть руки или кашлянуть. Малыш среагирует движениями глазных яблок, вздохом или вскидыванием ручек.

Ни в коем случае нельзя издавать громкие, резкие звуки. Они могут испугать ребенка!

Первая проверка слуха у новорожденного происходит еще в роддоме. Делается это специальным аппаратом и называется слуховым скринингом. К сожалению, очень часто данная процедура проводить исключительно для галочки и иногда врачи упускают нарушения слуха ребенка.

Есть и другой фактор – аппарат для проверки выдает только результат, участвуют ли специальные волосковые клетки в передаче звука. А ведь в этом процессе задействовано огромное количество клеток.

Есть и другой метод для проверки – проверка слуха при помощи компьютера (аудиометрия). При такой методике в слуховой проход малыша вводят датчики, которые посылают определенный импульс. При этом фиксируется, подает ли слуховая система новорожденного ответы на раздражение. Такая проверка проходит во время сна и не доставляет неудобств. При подозрениях на нарушение слуха лучше всего пройти проверку именно на таком аппарате.

Поэтому в первые месяцы жизни родители должны тщательно следить за развитием слуха ребенка. Итак, на что нужно обращать пристальное внимание?

  • В возрасте двух недель новорожденный не вздрагивает при громких звуках.
  • В возрасте одного месяца ребенок никак не реагирует на звук сзади него. В этот период новорожденный должен поворачивать головку.
  • В три месяца малыша не успокаивает голос мамы. Можно заметить, что он его не слышит и никак не реагирует.
  • В возрасте четырех месяцев ребенок должен поворачивать голову в сторону незнакомого шума. Если реакции нет, следует обратить на этот факт внимание педиатра.
  • В возрасте двух-четырех месяцев, ребенок не подражает звукам.

Изначально эта проверка предназначена для выявления повреждения спинного мозга в шейном отделе, однако и информацию о слухе новорожденного тоже дает. Ведь если он не услышит хлопков, значит слуховая система не работает.

Какие факторы могут привести к нарушению слуха?

Статистика говорит, что количество детей с нарушениями слухового аппарата растет. Причин тому огромное количество:

  1. Плохая наследственность. Если родители, бабушки или дедушки новорожденного страдали нарушением слуха, то в 50 процентах случаев это передается ребенку.
  2. Курение во время беременности, употребление алкоголя. Даже малые дозы спиртного могут привести к нарушению развития органов слуха и зрения ребенка. То же самое касается и сигарет.
  3. Сахарный диабет у матери, нарушение функций щитовидной железы, гестоз и другие патологии беременности.
  4. Употребление антибиотиков во время беременности, лечение другими серьезными лекарственными препаратами.
  5. Стремительные или наоборот, затяжные роды, применение акушерских щипцов.
  6. Вирусная или бактериальная инфекция у мамы во время беременности. Например, токсоплазмоз в 45 процентах случаев может привести к снижению слуха.
  7. Частые отиты и воспаления среднего и внутреннего уха. Чтобы избежать частых болезней и простуд, необходимо закалять ребенка и укреплять его иммунитет. Подробнее об этом смотрите в курсе Здоровый ребенок >>>

Как развивать слух у малыша?

Чтобы развить слух у новорожденного, достаточно постоянно разговаривать с ним спокойным тоном, четко выговаривая все слова. Кроме того, современные музыкальные игрушки также направлены на тренировку слуха. Разные звуки в них – пение птиц, шелест листвы, спокойные песенки – отлично тренируют слух малыша и учат его различать звуки окружающего мира.

Очень полезно для ребенка слушать разнообразную музыку. Сейчас можно приобрести диски или же скачать из Сети различные детские песенки и классические композиции. Можно ставить ребенку записи шума моря, звуков леса и т.д. Такие записи есть и в детских игрушках. Например, в продаже есть детские ночники с записью различных успокаивающих песенок и звуков.

В доме, где проживает ребенок, не должно быть никаких скандалов и повышения голоса. Излишне громкая и раздражающая музыка также под запретом. Следите за тем, чтобы в квартире не работал «фоном» телевизор. Постоянный звук отвлекает ребенка и раздражает его нервную систему. И в то же время нельзя приучать ребенка к полной тишине, например, во время сна. Такие детки гораздо сильнее пугаются внезапных громких звуков, например, если сосед начал сверлить стену.

Ребенок, который нормально развивается, будет агукать , лепетать и стараться повторить слова, обращенные к нему.

Любите малыша и следите за его развитием.

Проверка слуха у новорожденных - способ выявления патологий в развитии слухового анализатора. Аудиометрические тесты позволяют оценить качество восприятия звуковых сигналов звукопроводящей и звуковоспринимающей системой органа слуха у детей грудного возраста. Раннее диагностирование патологий в развитии новорожденного увеличивает шансы на устранение проблем со слухом и восстановление нормальной пороговой чувствительности слуховых рецепторов.

Аудиометрия является одним из самых достоверных способов определения слуховой дисфункции в раннем возрасте. По результатам тестирования сурдолог может определить, в каком из отделов слухового анализатора произошли патологические изменения. Точная постановка диагноза влияет на выбор схемы лечения и вероятность достижения желаемых терапевтических результатов.

Цель аудиометрии

Первая проверка слуха у новорожденных в роддоме позволяет определить наличие врожденных патологий у ребенка. Несвоевременное обнаружение и лечение слуховой дисфункции чревато развитием стойкой тугоухости и задержками в речевом развитии. В медицинской практике зарегистрированы случаи, когда детям ставили диагноз «слабоумие» только по причине развития слуховой дисфункции. Врачебные ошибки в большинстве случаев были связаны с несвоевременным диагностированием тугоухости, которые влияли на особенности развития ребенка.

Чтобы предотвратить полную потерю слуха и вовремя определить вид патологии, специалисты рекомендуют проводить аудиометрические исследования с новорожденными уже в первые месяцы жизни. Кроме того, педиатры рекомендуют время от времени проверять остроту слуха в домашних условиях, используя для этого специально разработанные методики, не требующие наличия специальной аппаратуры.

Первая проверка

Согласно статистическим данным, ушные патологии диагностируются примерно у 3-4 новорожденных из 1000 родившихся. Несвоевременное устранение нарушений в работе слухового анализатора ведет к развитию стойкой тугоухости и полной глухоты. Слуховая дисфункция у детей грудного возраста может возникать еще до рождения (пренатально), во время прохождения по родовому пути (перинально) или уже после появления на свет (постнатально).

Первичная аудиометрия проводится еще в роддоме через 4-7 дней после рождения ребенка. Скрининг уха – это стандартизированная процедура, в ходе которой можно объективно оценить остроту слуха и выявить детей с аудиологическими нарушениями. Как проверяют слух у новорожденного в роддоме?

Во время скрининга специалист проделывает следующее:

  • в ухо спящего ребенка вводится наконечник от аудиологического прибора;
  • с помощью аудиометра создается звуковой сигнал, попадающий в наружное ухо новорожденного посредством трубки;
  • прибор регистрирует остроту слуха по данным, полученным от электродов, регистрирующих всплески активности в определенных зонах головного мозга при обработке звуковых сигналов.

Важно! Нельзя проводить скрининг при заложенности носа, поскольку это может отразиться на результатах тестирования.

Показания

При отсутствии патологий на раннем этапе развития ребенка аудиометрию следует проводить не реже 1 раза в несколько месяцев. Врожденная тугоухость, обусловленная генетической предрасположенностью, может проявиться не сразу, а много времени спустя. Несвоевременное обнаружение слуховой дисфункции может привести к необратимой частичной или полной потере слуха.

Перед тем, как проверить слух у грудничка, следует учесть следующие показания к проведению процедуры:

  • развитие гидроцефалии;
  • недоношенность;
  • развитие гнойного отита;
  • родовые травмы головы;
  • перенесение желтухи после рождения;
  • наличие нейросенсорной тугоухости у родителей;
  • инфекционное поражение верхних дыхательных путей.

Наличие некоторых из вышеперечисленных патологий являются прямыми показаниями для проведения аудиометрического обследования у ребенка не реже 1 раза в 6 месяцев.

Важно! Если ребенок в возрасте от 3 месяцев не реагирует на громкие звуки, это может свидетельствовать о развитии ушной патологии.

Рефлекс Моро

Рефлекс Моро – один из самых простых способов определения слуховой восприимчивости у новорожденных. Тест не дает представлений о пороговой слышимости и чувствительности слуховых рецепторов, однако исключает вероятность развития тугоухости 3 и 4 степени. Как проверить слух у новорожденного?

  • положите новорожденного на ровную поверхность;
  • распрямите ноги и руки ребенка;
  • на расстоянии 20 см от одного уха резко хлопнете в ладоши;
  • аналогичным образом проверьте восприимчивость второго уха.

При восприятии резкого звука ребенок, как правило, растопыривает пальцы, размахивает руками или плачет. Подобная реакция сигнализирует об испуге и попытке организма защититься от возможной угрозы. Отсутствие реакции на хлопки возле головы свидетельствует о наличии слуховой дисфункции. Она может быть обусловлена патологиями в звукопроводящей (среднее и наружное ухо) или звуковоспринимающей (внутреннее ухо, слуховой нерв, рецепторы) системе слухового анализатора.

Методика И. В. Калмыковой

Для определения степени восприимчивости слухового анализатора потребуется несколько предметов, создающих звуковые сигналы различной интенсивности. В качестве источников звука можно использовать пластиковые банки, заполненные на 1/3 крупами. По методике И.В. Калмыковой в качестве источников звука целесообразнее использовать банки с такими наполнителями, как:

  • манка;
  • гречка;
  • горох.

Банка с манкой создает самый тихий по интенсивности звук, с гречкой – более громкий, а с горохом – самый громкий.

Как проверить слух у новорожденного в домашних условиях? Для проведения простого аудиометрического исследования нужно проделать следующее:

  1. один человек должен отвлекать внимание новорожденного на себя, держа в руках яркую игрушку;
  2. второй человек на расстоянии 10 см от ушной раковины ребенка создает звуковые сигналы с помощью банок с различными наполнителями;
  3. слуховую чувствительность проверяют для правого и левого уха;
  4. создавать звуковые сигналы желательно с интервалом в 30-40 секунд.

Во время проведения теста желательно обеспечить возрастающую интенсивность звуковых сигналов. Сначала используют банку с манкой, потом – с гречкой и в последнюю очередь – с горохом. В противном случае ребенок отреагирует только на первый звук высокой интенсивности.

По утверждению педиатров, дети в возрасте до 6 месяцев реагируют только на звуки, интенсивность которых составляет минимум 60-70 дБ. Дети постарше должны одинаково реагировать на шумы интенсивностью от 20 дБ.

При отсутствии нормальной реакции тест следует повторить через пару дней.

Если результаты проверки будут неудовлетворительными, лучше пройти обследование у отоларинголога.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины