13.08.2019

"Осеева "долг". Урок литературного чтения В.А. "Осеева "долг" Осеева долг читать


Принес Ваня в класс коллекцию марок.

Хорошая коллекция! - одобрил Петя и тут же сказал: - Знаешь что, у тебя тут много марок одинаковых, дай их мне. Я попрошу у отца денег, куплю других марок и верну тебе.

Бери, конечно! - согласился Ваня.

Но отец не дал Пете денег, а сам купил ему коллекцию. Пете стало жаль своих марок.

Я тебе потом отдам, - сказал он Ване.

Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Вот давай лучше в перышки сыграем!

Стали играть. Не повезло Пете - проиграл он десять перьев. Насупился.

Кругом я у тебя в долгу!

Какой это долг, - говорит Ваня, - я с тобой в шутку играл.

Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у Вани толстый, по лицу веснушки рассыпались, глаза какие-то круглые...

«И чего это я с ним дружу? - подумал Петя. - Только долги набираю». И стал он от товарища бегать, с другими мальчиками дружить, и у самого какая-то обида на Ваню.

Ляжет он спать и мечтает:

«Накоплю еще марок и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам, вместо десяти перьев - пятнадцать...»

А Ваня о Петиных долгах и не думает, удивляется он: что это такое с товарищем случилось?

Подходит как-то к нему и спрашивает:

За что косишься на меня, Петя?

Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил товарищу грубостей:

Ты думаешь, ты один честный? А другие нечестные! Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видел?

Попятился Ваня от товарища, обидно ему стало, хотел он что-то сказать и не смог.

Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване.

Получай все долги сполна! - Сам радостный, глаза блестят. - Ничего за мной не пропало!

Нет, пропало! - говорит Ваня. - И того, что пропало, не вернешь ты уже никогда!

Урок литературного чтения в 3 «А» классе

Тема: «Долг» В. Осеева

    Задачи : Образовательная: познакомить детей с биографией В.А. Осеевой и ее произведениями, показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека; формировать общеучебные навыки: правильность, беглость, выразительность чтения, учить видеть позицию автора, отвечать на вопросы.

    Развивающая : развивать умение мысленного осознанного чтения, развивать речь учащихся, расширять знания о человеческих отношениях.

    Воспитательная : продолжить тему дружбы, формировать коммуникативные навыки работы в парах.

Ход урока

1.Организационный момент

Ребята ,

Вы, все помните мультфильм о крошке Еноте, который благодаря своей улыбке научился дружить, улыбнитесь ему.

Если вам нравится общаться с одноклассниками – поднимите руки!

Кто умеет дружить, хлопните в ладони!

Если вы стараетесь уважительно относиться к людям, пожмите друг другу руки.

Теперь можно начинать работу. Итак, у нас урок чтения.

2. Актуализация знаний

Вспомните, как называется раздел, над которым мы работаем? (Мои друзья)

С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке чтения? (К. Паустовского «Дружище Тобик»)

3.Проверка домашнего задания

Что было задано на дом? Нарисовать рисунок. Посмотрите на нашу галерею рисунков. Вы ещё подбирали пословицы о дружбе. Какие вы подобрали пословицы о дружбе? Зачитайте одну из понравившихся пословиц. ( Чтение пословиц)

Игра «Собери пословицу » (Работа в группах) И собака помнит, кто ее кормит. Без кошки нет дома, без собаки – двора. Виляя хвостом, СОБАКА добывает себе пропитание, а гавкая, получает лишь побои. Для доброго друга не жаль ни хлеба, ни досуга.

4. Сообщение темы и цели урока

Сегодня мы познакомимся произведением В. Осеевой, но вначале послушаем сообщение об авторе (заранее подготовленные ученики рассказывает об авторе).

В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актёрский факультет Института в Киеве. Однако всё изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск.

В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что её настоящее призвание - воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников.
Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 году Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ - “Гришка”. А в 1940 году вышла её первая книжка “Рыжий кот”.

3. Призы и награды: Награждена медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

4. Похоронена писательница в Москве на Ваганьковском кладбище. (Сопровождение выставка книг)

– Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

– Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась.

Ребята, какие произведения вы знаете у этого автора?

Викторина по произведениям В. Осеевой. (Каждый из вас получит медальку «Лучший знаток рассказов В.Осеевой»)

«Лучший знаток

рассказов В.Осеевой»

1.Задание.

Заголовки рассказов рассыпались. Соберите названия рассказов Осеевой . (оформляется на доске)

1. Добрая Хозяюшка.

2. Навестила.

3. Что легче?

5. Кто всех глупее.

6. Печенье.

7. Рыжий кот.

8. Синие листья.

9. Волшебное слово.

10. Отцовская куртка.

11. Три товарища.

2. Задание.

Подберите заголовок рассказа к иллюстрации (презентация) (слайды 7-9)

«Волшебное слово», «Три товарища», «Синие листья», «Сыновья», «Печенье», «Плохо», «Кто хозяин?», «Навестила», «Кто всех глупее?»

3. Задание.

Разгадайте кроссворд «Имена» (слайды 10-14)

    Мальчик, который хотел сделать что-то хорошее. (Юра)

    Мальчик, который не знал вежливых слов (Павлик)

    Мальчик, который поделился с другом завтраком (Володя)

    Девочка, которая пожалела карандаш для подруги (Катя)

4.Задание.

Узнай рассказ по отрывку (заслушиваются аудио тексты-4 мин)

1. Погладила девочка щенка и говорит:

Был у меня петушок - я за него курочку взяла, была курочка - я

её за уточку отдала, теперь уточку на щенка променяла.

Услышал это щенок, поджал хвост, спрятался под лавку, а ночью

открыл лапой дверь и убежал.

Не хочу с такой хозяйкой дружить! Не умеет она дружбой дорожить.

Проснулась девочка - никого у неё нет! Сказка («Добрая хозяюшка»)

2. - Эка невидаль - коленка! Вот плакса! - крикнул он, проезжая мимо школьников.

Иди к нам! - позвали они.

Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала. «На катке»

3. По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.
«Просто старушка»

4. Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке. «Три товарища»

5. Спрашивают женщины старичка:

Ну что? Каковы наши сыновья?

А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу! «Сыновья»

5. Игра «Чёрный ящик»

Из какого рассказа этот предмет или герой? (расскажи этот эпизод из произведения)

Пакетик с леденцами, старушка, синий карандаш, котенок.

6. Вопросы и задания (слайд 15)

1. Почему писала В. А. Осеева маленькие рассказы?

2. Что значит уметь дружить?

4. Расскажите, какой рассказ вам больше всех запомнился, и объясните почему?

4. Мотивация к учебной деятельности.

Как вы понимаете слово долг? Обратимся к толковым словарям Ожегова, В. Даля. (зачитывание из словарей данного понятия)

- То же, что обязанность. Человек долга (честно выполняющий свои обязательства)..

    Усвоение новых знаний

Сегодня мы ещё познакомимся с произведением В.А. Осеевой, который называется «Долг»

Игра "Лучший чтец" (Чтение рассказа учителем и хорошо читающими детьми.)

    Первичная проверка понимания

а) Беседа по - прочитанному.

Кто вам из главных героев понравился больше и почему?

б) Выразительное чтение рассказа (игра «А дальше…»

Условия игры: первого читающего называю я. Он читает до тех пор, пока я не остановлю. Затем он говорит слова «а дальше…» и называет имя своего одноклассника, который продолжит чтение.)

    Физминутка под песню группы «БАРБАРИКИ» – «ДРУЗЬЯ» («ДРУЖБА»)

    Закрепление знаний и способов действий

а) Выборочное чтение

1.Умел ли дружить Петя?

Какие долги набрал Петя? Найдите в тексте и прочитайте

О чем мечтал Петя? Найдите в тексте и прочитайте

Какова главная мысль рассказа? Найдите в тексте и прочитайте?

Что имел в виду Ваня под фразой (И того, что пропало…)?

б) Дайте характеристику героям рассказа (работа в парах)

Заполните таблицу

выбрать имена прилагательные, которые соответствуют данным героям

Весёлый, жадный, обидчивый, грубый, дружелюбный, корыстный, открытый, понимающий

в) Чтение по ролям

Сколько, персонажей участвует в тексте?

д) Работа с пословицами (слайд 16)

Какая пословица подойдет к данному рассказу .

Человек без друга - что дерево без корней.

Без беды друга не узнаешь.

Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.

Кто скуп да жаден, тот в дружбе неладен.

е) Творческая работа.

У вас на парте лежат листы бумаги и ручка. Я предлагаю вам написать письмо Пете. А потом мы прочитаем по выбору ваши письма и обсудим их.

(Если не хватит время на уроке, то эта работа может быть предложена детям как домашнее задание.)

9. Итог урока.

О чём рассказ?

Что мешало Пете дружить?

Какой фрагмент этого рассказа вам больше запомнился?

Чему нас учит этот рассказ?

10. Рефлексия

Посмотрите внимательно на доску, перед вами 3 высказывания, прочитайте их и определите, какое высказывание подходит вам, и прикрепите картинку своего «Енотика» рядом с этим высказыванием. Я буду, рада тому, кто сегодня на нашем уроке узнал о дружбе что-то новое, перестал считать дружбу долгом.

Я не всегда был дружелюбен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.

Мне трудно быть дружелюбным и тяжело найти друга

Приложение 2.

    Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве в 1902 году.

    В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актёрский факультет Института в Киеве. Изменил всё переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск.

    В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что её настоящее призвание - воспитывать детей.

    Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников.
    Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры.

    Именно по требованию своих воспитанников в 1937 году Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ - “Гришка”. А в 1940 году вышла её первая книжка “Рыжий кот”.

    В 1952 году получила Государственную премию за произведение «Васёк Трубачёв и его товарищи».

    1. Книги Осеевой были переведены на ряд языков народов СССР.

    2. Большой успех писательнице принесла повесть "Динка"(1959), имеющая автобиографический характер. Позже по ней снимут фильмы "Найди меня, Леня" (1971) и "Раннее, раннее утро..."

    3. Награждена медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

    4. Похоронена писательница в Москве на Ваганьковском кладбище .

"Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

– Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать".

Долг - Валентина Осеева - слушать онлайн

Скачать oseeva-dolg.mp3

Хорошая коллекция! - одобрил Петя и тут же сказал: - Знаешь что, у тебя тут много марок одинаковых, дай их мне. Я попрошу у отца денег, куплю других марок и верну тебе.

Бери, конечно! - согласился Ваня.

Но отец не дал Пете денег, а сам купил ему коллекцию. Пете стало жаль своих марок.

Я тебе потом отдам, - сказал он Ване.

Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Вот давай лучше в перышки сыграем!

Стали играть. Не повезло Пете - проиграл он десять перьев. Насупился.

Кругом я у тебя в долгу!

Какой это долг, - говорит Ваня, - я с тобой в шутку играл.

Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у Вани толстый, по лицу веснушки рассыпались, глаза какие-то круглые...

«И чего это я с ним дружу? - подумал Петя. - Только долги набираю». И стал он от товарища бегать, с другими мальчиками дружить, и у самого какая-то обида на Ваню.

Ляжет он спать и мечтает:

«Накоплю еще марок и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам, вместо десяти перьев - пятнадцать...»

А Ваня о Петиных долгах и не думает, удивляется он: что это такое с товарищем случилось?

Подходит как-то к нему и спрашивает:

За что косишься на меня, Петя?

Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил товарищу грубостей:

Ты думаешь, ты один честный? А другие нечестные! Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видел?

Попятился Ваня от товарища, обидно ему стало, хотел он что-то сказать и не смог.

Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване.

Получай все долги сполна! - Сам радостный, глаза блестят. - Ничего за мной не пропало!

Нет, пропало! - говорит Ваня. - И того, что пропало, не вернешь ты уже никогда!

По итогам поста "Угадайка про межличностный интеллект", разбор ситуаций (для детей и взрослых). Сегодня ситуация из рассказа В.А. Осеевой "Долг".

Принес Ваня в класс коллекцию марок. (Зачем он это сделал? Назовите хотя бы три мотива)

Привлечь к себе внимание (hy+)
- получить признание, одобрение, "вау!" значимого мальчика или девочки (hy+m+)
- в классе была предыстория отношений, все приносили, и он принёс, желание быть вместе с всеми (m+)
- в классе был мальчик, с кем у Вани было соперничество, и он принёс свою коллекцию, чтобы утереть нос конкуренту (e-)
- учительница готовила выставку детских коллекций, и Ваня подчинился указанию классного руководителя принести то, что он собирает (s-)
- учитель объяснял детям, что такое "классификация и систематизация", и Ваня вызвался помочь учителю и принести свою коллекцию, чтобы показать на примере (е+)

Хорошая коллекция! - одобрил Петя и тут же сказал: - Знаешь что, у тебя тут много марок одинаковых, дай их мне.

(Какую ошибку допустил Петя? Он не задал уточняющий вопрос. Можно было спросить:

Я вижу, что у тебя тут есть одинаковые марки. Что ты с ними делаешь? Как ты планируешь их использовать?

Тем самым у Вани появлялась возможность:
- Я храню их из любви к собирательству и накоплению, рука не поднимается выбросить (d-).
- Я держу их для того, чтобы поменяться потом с другими детьми на марки, которых у меня нет (d+).
- Я не думал об этом, это получилось само собой (d0).

Если бы ситуация была прояснена с самого начала, предложение Пети Я попрошу у отца денег, куплю других марок и верну тебе было бы одним из двух возможных просоциальных ответов Пети по ситуации, то есть,
- А ты можешь отдать их мне в подарок? У меня нет ни одной марки.
- А ты можешь дать мне эти марки на время? Как ссуду, кредит. Я притворюсь перед папой, как будто начал собирать коллекцию, реальные марки создадут правильное впечатление, и папа профинансирует мне покупку новых марок. Когда у меня будут новые марки, мы рассчитаемся с тобой. Тебе выгодна эта операция, потому что в итоге ты обменяешь дубликаты марок на новые марки, которых нет у тебя. Мне выгодна эта операция, потому что в итоге пиар проекта перед папой будет более действенным.

Антисоциальные ответы (отобрал все марки, испортил коллекцию из зависти) мы не рассматриваем).

Бери, конечно! - согласился Ваня. (Какую ошибку допустил Ваня? Он не уточнил, "бери в подарок" или "бери в кредит" мои марки).

(Как называется то, что произошло в отношениях Вани и Пети? Это может быть несовпадением характеров, это может быть несовпадением ожиданий друг от друга, это может быть несовпадением намерений. Класс ситуаций (типичное в них) - несовпадение).

Но отец не дал Пете денег, а сам купил ему коллекцию. (Зачем он это сделал? Назовите хотя бы три мотива)

Отец не даёт детям денег в руки в принципе, это запрет на денежные отношения в детстве
- отец считает Петю продолжением себя в психическом смысле и использовал желание Пети как предлог, чтобы реализовать неслучившееся в своём детстве "об Петю"
- отец считает себя одной командой с Петей и проконтролировал покупку коллекции, чтобы "заткнуть за пояс всех одноклассников" и победить в соревновании по маркам
- отец считает Петю идиотом, который не справится даже с самостоятельной покупкой марок
- под предлогом покупки коллекции марок для Пети отец скрыл от жены некоторую сумму денег, которую потом потратит на свои нужды

(Как называется то, что произошло в отношениях Пети и отца? Это может быть несовпадением ожиданий, это может быть несовпадением намерений, по сути это тот же самый класс ситуаций, - несовпадение).

Пете стало жаль своих марок. (Как называется человек, который не выполняет свои обещания и не держит своего слова? Назовите хотя бы три варианта)

бесхарактерный
бесчестный
на него нельзя положиться
необязательный
трепло, балабол, пустослов, пустобрёх

Я тебе потом отдам, - сказал он Ване. (Почему он так сказал? Действовал исходя из представления о кредитной сделке с марками и попросил отсрочку платежа)

Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Вот давай лучше в перышки сыграем! (Почему он так сказал? Действовал исходя из представления о дарении марок и последовательно отстаивает эту линию).

Стали играть. Не повезло Пете - проиграл он десять перьев. Насупился.
- Кругом я у тебя в долгу!
- Какой это долг, - говорит Ваня, - я с тобой в шутку играл.
Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у Вани толстый, по лицу веснушки рассыпались, глаза какие-то круглые...
"И чего это я с ним дружу? - подумал Петя. - Только долги набираю". И стал он от товарища бегать, с другими мальчиками дружить, и у самого какая-то обида на Ваню.
Ляжет он спать и мечтает:
"Накоплю еще марок и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам, вместо десяти перьев - пятнадцать..."
А Ваня о Петиных долгах и не думает, удивляется он: что это такое с товарищем случилось?

(Что происходит с Петей? Его укоряет совесть. Он знает, что нарушать договор (о кредитовании) нечестно, и хочет оставаться честным человеком)
(Что происходит с Ваней? Он не догадывается о том, что они с самого начала не совпадают с Петей в своей трактовке происходящего, дар это или ссуда)

Подходит как-то к нему и спрашивает:
- За что косишься на меня, Петя?
Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил товарищу грубостей:
- Ты думаешь, ты один честный? А другие нечестные! Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видел?
Попятился Ваня от товарища, обидно ему стало, хотел он что-то сказать и не смог.

(Что происходит после того, как наблюдательный Ваня задаёт уточняющий вопрос? Смогли ли ребята выяснить, с чего началось несовпадение? Нет. Петя подумал, что Ваня укоряет его в нечестности и настроен защищать своё честное имя. Ване не хватило проницательности, чтобы прояснить взаимоотношения).

(Как называется то, что произошло в их отношениях? Оба действовали под влиянием эмоций).

Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване.
- Получай все долги сполна! - Сам радостный, глаза блестят. - Ничего за мной не пропало!
- Нет, пропало! - говорит Ваня. - И того, что пропало, не вернешь ты уже никогда!

(Что делает Петя? Находит решение, которое позволяет ему обелить себя в собственных глазах, из бесчестного человека, который не соблюдает договор, он становится человеком, который выполняет свои обещания).

(Что делает Ваня? Сообщает Пете о том, что он сильно расстроен. С самого начала он бескорыстно делился с Петей тем, что у него было. Перевод отношений в торгово-денежную плоскость стал для него неприятным открытием.

Задаёт ли Петя уточняющий вопрос, "Ваня, что именно пропало?" Нет, не задаёт.

Задаёт ли Ваня уточняющий вопрос самому себе, "В ком я разочарован? В себе, что сразу не догадался, что происходит, или в Пете, что тот оказался способен в принципе на нарушение договора?" Нет, не задаёт.

Эта музыка будет вечной, пока ребята не научатся прояснять мотивы поступков и причины сильного эмоционального отклика).

В супружеской жизни всё то же самое, имхо.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины