02.07.2019

Основные направления сестринского процесса. Сестринский процесс. · сестринское обследование


  • II. 4. ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИРЕТРОВИРУСНЫХ ПРЕПАРАТОВ И ПРИНЦИПЫ КОМБИНАЦИИ ГРУПП ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ ВААРТ
  • III ЗВЕНО ЭПИДЕМИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА: ВОСПРИИМЧИВЫЙ ОРГАНИЗМ
  • Этапы Цель Основные действия
    1. Обсле- дование пациента Собрать, проверить и передать сведения о пациенте с целью формирования базы данных 1. Сбор данных для сестринской истории болезни. 2. Проведение физического обследования 3. Сбор лабораторных данных
    2. Медсес- тринский диагноз Определить, в каком уходе нуждается пациент, и сформиро- вать его настоящие и потенци- альные проблемы со здоровьем и потребности Интерпретация данных: 1. Оценить значимость полученных данных. 2. Формирование данных по группам 3. Сформировать сестринский диагноз
    3. Плани- рование 1.Определить потребности пациента. 2.Выявить приоритетные задачи 3. Разработать стратегию дости-жения поставленных целей 4. Определить критерий их выполнения. 1. Определить потребности пациента 2. Определить необходимые мероприятия 3. Первоочередные действия 4. Консультации 5. Написать сестринский план.
    4. Выпол- нение Сделать все необходимое для выполнения плана 1. Выполнение поставленных задач 2. Выполнение специфических вмешательств
    5. Оценка Определить, в какой степени достигнуты поставленные цели: а) полностью б) частично в) не достигнуты 1. Определить реакцию пациента на Ваши действия 2. Определить качество ухода 3. Что можно было сделать иначе 4. Насколько изменилось состояние пациента 5. Формулирование выводов 6. Внести изменения в сестринский план (при необходимости) 7. Провести повторное обследование пациента.

    Документирование всех этапов сестринского процесса – обязательное условие.

    В разных странах существуют различные формы планов сестринского ухода и сестринских историй болезни. В данной работе предлагается собственный вариант документирования.

    Помимо плана ухода сестринская документация должна содержать биографические данные пациента и результаты сестринской оценки его состояния.

    За основу сестринской карты первичного обследования пациента в отделении реанимации и интенсивной терапии была взята сестринская карта, предложенная Курским медицинским колледжем. Она была дополнена и откорректирована Лемех Л.М., главной м/с ГБ №1. /См. приложение №1/.

    После первичной оценки состояния пациента необходимо сформировать проблемы пациента и записать сестринские диагнозы. Постановка сестринского диагноза – самый ответственный этап сестринского процесса. Поскольку эта новая технология только внедряется в наше здравоохранение, еще нет специальной регламентирующей литературы по постановке сестринских диагнозов. Универсальные формулировки сестринских диагнозов для пациентов реанимационных отделений предложены м/с-организатором Каркиной Г.А. /См. приложение №2/.

    Сестринский диагноз состоит из 2 частей: первая часть – проблема пациента с состоянием здоровья /реакция на заболевание/; вторая часть – возможная причина такой реакции с точки зрения медсестры, соединенных словосочетанием «связанный с …», «из-за …». Для облегчения работы практических сестер на этапе внедрения сестринской диагностики Каркина Г.А. предложила так же табличку, где перечислены наиболее часто встречающиеся причины для каждой проблемы пациента реанимационного профиля. /См. приложение №2-А/.

    После того, как сестринские диагнозы сформулированы, медсестра определяет цели ухода за пациентом и составляет план сестринских вмешательств.

    Выполнение (реализация) плана ухода является четвертым этапом сестринского процесса.

    Оценка эффективности предоставленной помощи основывается на сопоставлении ожидаемых результатов и регистрации их достижения. Если поставленные цели достигнуты и проблема решена, медсестра ставит дату и свою подпись под этой целью. Если проблема не решена, возможно изменение характера сестринского вмешательства, что сделает его более эффективным. Оценку, таким образом, следует проводить в заранее намеченное время, устанавливаемое при составлении плана сестринской помощи, с тем, чтобы вносить соответствующие коррективы в характер вмешательств, не обеспечивающих достижения целей. В реанимационных отделениях временной интервал следующих осмотров пациента зависит от тяжести состояния и динамики изменений жизненно-важных функций. Медсестра, придя на смену, должна принять у сдающей смену коллеги каждого пациента. Данные осмотра документируются. Для этой цели м/с Грибановой Е.О. предложена карта динамического обследования пациента отделения реанимации. (См. приложение № 1-А).

    Дата добавления: 2015-02-05 | Просмотры: 3130 |

    Тема 2.31.

    ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

    1. Учебные цели:

    формировать профессиональные компетенции

    Сестринское дело (Лечебное дело)

    ПК 4(7).3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждений здравоохранения и на дому.

    ПК 4(7).5. Оформлять медицинскую документацию.

    Формировать знание о способах реализации сестринского ухода.

    2. Развивающие цели:

    Способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней (ОК 4(7).1.);

    3. Воспитательные цели:

    Способствовать развитию способности организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем (ОК 4(7).2.).

    Исходный материал

    Тема 2.34. Способ реализации сестринского ухода – сестринский процесс

    Сестринский процесс – метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медицинской сестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам. Сестринской процесс несет новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от неё не только наличия хорошей технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентом, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с нозологической единицей, объектом «манипуляционной техники».

    Что дает сестринский процесс для практики? Какие ставит цели?

    Определяет конкретные потребности пациента в уходе;

    Выделяет из ряда существующих потребностей приоритеты по уходу и ожидаемые результаты ухода, кроме этого, прогнозирует его последствия;

    Определяет план действий, стратегию, направленную на удовлетворение нужд пациента;

    Оценивает эффективность проведенной работы, эффективность сестринского вмешательства;

    Гарантирует качество оказания помощи, которое можно проконтролировать.

    Цель сестринского процесса – поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении 14 основных потребностей человека, чтобы обеспечить пациенту даже в состоянии болезни приемлемое качество жизни.

    Преимущество внедрения методологии сестринского процесса для сестринского образования и сестринской практики:

    Системный и индивидуальный подход к обеспечению сестринского ухода;

    Активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода;

    Возможность широкого применения стандартов профессиональной деятельности ;

    Эффективное использование времени и ресурсов, которые направлены на решение основных потребностей и проблем пациента;

    Универсальность метода;

    Пациент получает всестороннее и качественное медицинское обслуживание;

    Качество предоставляемой помощи и профессионализм медицинско й сестры документируются;

    Демонстрирует уровень профессиональной компетенции, ответственность и надежность медсестринской службы, медицинского обслуживания;

    Гарантирует безопасность проведения медицинского обслуживания.

    Сестринский процесс состоит из пяти этапов. Каждый этап является существенной стадией в решении проблем пациента и тесно взаимосвязан с другими четырьмя этапами.

    Первый этап – сестринское обследование.

    Сестринское обследование делится на субъективное и объективное.

    Субъективное обследование позволяет изучить мнение пациента о его состоянии. При проведении субъективного обследования в основном используется метод опроса. Субъективная информация о пациенте представлена четырьмя разделами:

    1. Общие сведения о пациенте (фамилия, имя, отчество, место проживание, место работы (учебы), группа инвалидности, данные полиса обязательного медицинского страхования, группа крови, резус-фактор, способ транспортировки, врачебный диагноз).

    2. Проблемы пациента в настоящее время (жалобы).

    3. История (anamnesis) болезни (когда началось заболевание, как началось, как развивалось, какое проводилось обследование, лечение и его эффективность).

    4. История (anamnesis) жизни (условия, в которых рос и развивался человек; перенесенные заболевания, операции, травмы; профессиональные вредности; наличие вредных привычек; питание; наследственность; аллергологический анамнез ; дополнительно изучается материальное положение пациента, его интересы, вероисповедание ; социальное окружение).

    Объективное сестринское обследование позволяет получить объективную (профессиональную) точку зрения на состояние пациента. В данном случае используются осмотра пациента, в том числе физическое обследование (пальпация – прощупывание, перкуссия – простукивание, аускультация – прослушивание), дополнительные методы диагностики (лабораторная и инструментальная диагностика).

    При проведении сестринского обследования важно знать об источниках информации о пациенте :

    1. Сам пациент.

    2. Немедицинское окружение пациента (близкие, родственники).

    3. Медицинское окружение пациента (другие медицинские работники, которые также работают с пациентом).

    4. Медицинская документация (амбулаторная карта больного и другие).

    5. Медицинская литература (можно пополнить свои знания, если встретился пациент с редким заболеванием).

    Цель данного этапа – собрать, обосновать и взаимосвязать полученную информацию о пациенте для того, чтобы создать информационную базу данных о нем, о его состоянии в момент обращения за помощью. Насколько умело сестра сможет расположить пациента к необходимому разговору, настолько полноценна будет полученная ею информация. Собранные данные записываются в сестринскую историю болезни по определенной форме. Цель сестринской истории болезни - контроль за деятельностью медицинской сестры, выполнением ею плана ухода и рекомендация врача, анализ качества оказания сестринской помощи и оценка профессионализма медицинской сестры.

    Как только медсестра приступила к анализу полученных в ходе обследования данных, начинается второй этап сестринского процесса – сестринская диагностика . Сестринская диагностика предполагает четкую интерпретацию собранной информации в сестринский диагноз, который содержит в себе:

    1. Нарушенные потребности пациента.

    2. Проблемы пациента (настоящие, потенциальные, приоритетные).

    Потребность – это физический, психосоциальный или духовный дефицит, который человек испытывает на протяжении всей жизни, и который ему необходимо постоянно восполнять для гармоничного роста и развития. Американский психологи Авраам Маслоу изучил побудительные мотивы поведения человека, и выделил 14 основных потребностей, расположил их в порядке подчиненности (от низших физиологических к высшим психосоциальным) в виде пирамиды.

    Нарушение удовлетворения той или иной потребности называется проблемой пациента.

    Проблемы могут быть настоящими , то есть существующими в настоящий момент. Потенциальные проблемы – это проблемы, которых нет, но они могут возникнуть, например, риск развития осложнений существующего заболевания.

    Кроме того, все проблемы пациента можно разделить на три условные группы:

    Физиологические проблемы (проблемы, связанные с нарушением здоровья – кашель, насморк, боли различной локализации, тошнота, рвота, одышка и т. д.);

    Психосоциальные – конфликты в семье, на работе, дефицит общения, замкнутость, отрешенность и т. д.;

    Духовные – проблемы, связанные с религиозной сферой жизни пациента (необходимость помолиться, покаяться и т. д.).

    Для систематизации проблем и определения очередности их решения выделяют приоритетные проблемы, то есть главные. Среди приоритетных проблем определяют первичный, промежуточный и вторичный приоритеты.

    Первичные приоритеты – проблемы, связанные с заболеванием, и требующие неотложного решения (например, неотложные состояния).

    Промежуточные приоритеты – проблемы, связанные с заболеванием, но не требуют неотложного решения, решаются постепенно в плановом порядке.

    Вторичные приоритеты – проблемы, не связанные с заболеваниями, не требующие неотложного решения (например, конфликт в семье).

    Критерии выбора приоритетов:

    1. Острые, неотложные состояния.

    2. Проблемы, наиболее важные на взгляд пациента.

    3. Проблемы, которые могут привести к развитию осложнений.

    4. Проблемы, решение которых повлечет за собой решение других проблем.

    Сестринский диагноз при остром бронхите :

    Нарушенные потребности – дышать, быть здоровым, поддерживать температуру тела, работать. Преимущественно нарушена потребность «дышать».

    Настоящие проблемы – сухой кашель, заложенность носа, фебрильная лихорадка (38,3˚С), слабость.

    Первичный приоритет – фебрильная лихорадка (38,3˚С).

    Промежуточный приоритет – слабость, заложенность носа, сухой кашель.

    Вторичного приоритета в данном случае нет.

    Потенциальная проблема – риск развития острой дыхательной недостаточности.

    Формулируем сестринский диагноз – нарушение дыхания: фебрильная лихорадка (38,3˚С), слабость, заложенность носа, сухой кашель, риск развития острой дыхательной недостаточности, связанные с острым бронхитом.

    Отличие сестринского и врачебного диагнозов

    Врачебный диагноз

    Сестринский диагноз

    Интерпретация заболевания

    (острый бронхит)

    Описание нарушенных потребностей и проблем пациента (нарушение дыхания: фебрильная лихорадка (38,3˚С), слабость, заложенность носа, сухой кашель, риск развития острой дыхательной недостаточности, связанные с острым бронхитом)

    Ставится один

    Сестринских диагнозов может быть несколько

    Не изменяется, если поставлен правильно

    Может меняться со временем (в течение 2-3 дней может быть решена проблема заложенности носа или фебрильная лихорадка, в связи с этим изменится формулировка сестринского диагноза)

    Ставится одному человеку

    Может быть поставлен группе людей, обществу

    После обследования пациента и установления сестринского диагноза, медсестра формулирует цели ухода, ожидаемые результаты и сроки, а также методы, способы, приемы, необходимые для достижения цели. Она переходит к третьему этапу сестринского процесса – определение целей и планирование сестринских вмешательств.

    Планирование сестринского ухода состоит из четырех ступеней:

    Определение ожидаемых результатов (целей сестринского ухода – краткосрочных и долгосрочных),

    Определение типов сестринского вмешательства (составление плана сестринских вмешательств - зависимых, взаимозависимых, независимых),

    Обсуждение плана ухода с пациентом,

    Ознакомление с планом других членов бригады медицинской помощи для обеспечения непрерывности обслуживания.

    Постановке целей сестринского ухода необходима по следующим причинам: она дает направление для индивидуального сестринского ухода, сестринских действий и используется для определения эффективности этих действий. Постановка целей должна соответствовать определенным требованиям: цели должны быть реальными и достижимыми, должны иметь конкретные сроки (принцип «измеряемости»).

    Существует два вида целей:

    Краткосрочные (достигаются в срок не более двух недель, например, у пациента снизится температура тела до субфебрильных цифр в течение 2 часов после приема жаропонижающих средств и сестринского ухода);

    Долгосрочные (достигаются в срок более двух недель и до бесконечности, например, у пациента полностью восстановится подвижность правой верхней конечности через 1 месяц в результате проведения комплекса реабилитационных мероприятий – массажа, ЛФК, физиотерапии).

    При составлении целей сестринского ухода необходимо помнить об их компонентах :

    Действие (то, чего хотим достичь, например, у пациента снизится температура тела до субфебрильных цифр, или у пациента полностью восстановится подвижность правой верхней конечности);

    Условие (посредством чего достигаем цели, например, после приема жаропонижающих препаратов и сестринского ухода, или в результате проведения комплекса реабилитационных мероприятий);

    Критерий (дата, время, расстояние, например, в течение 2 часов, или через 1месяц).

    Для чего нужен план сестринского ухода? План ухода координирует работу сестринской бригады, сестринский уход, обеспечивает его преемственность, помогает поддерживать связь с другими специалистами и службами. Письменный план ухода уменьшает риск некомпетентного ухода. План обязательно предусматривает участие пациента и его семьи в процессе ухода. Он включает критерии оценки ухода и ожидаемые результаты.

    При составлении плана сестринского ухода все вмешательства медицинская сестра делит на три категории, выбор которой основывается на нуждах пациента:

    - независимые сестринские вмешательства – предусматривают действия медицинской сестры по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, без прямого требования со стороны врача или указаний от других специалистов. Например: обучение пациентов навыкам самоухода, оказание ему помощи в адаптации к его болезненному состоянию, расслабляющий массаж, советы относительно его здоровья (беседы о вреде и борьбе с вредными привычками, о рациональном или лечебном питании и т. д.), обучение членов семьи приемам ухода за больным и т. д.

    - зависимые сестринские вмешательства – выполняются медицинской сестрой на основании назначений и рекомендация врача, под его наблюдением. В данном случае медицинская сестра выступает в роли исполнителя. Например, подготовка пациента к диагностическому обследованию, медикаментозное лечение, выполнение некоторых медицинских процедур (применение грелки, пузыря со льдом, постановка клизм и т. д.).

    В условиях гарантии качества медицинской помощи медицинская сестра также не должна пассивно выполнять все назначения врача. Она должна уметь определить, является ли данное назначение необходимым для пациента, правильно ли подобрана доза лекарственного средства, учтены ли противопоказания, совместимо ли это лекарство с другими препаратами, назначенными пациенту. Медицинская сестра не перепроверяет врача в данном случае, а помогает ему, так как врач, как и любой другой человек, может ошибиться. Необходимо помнить, что медицинская сестра, выполняя неверное или ненужное назначение врача, также ответственная за последствия, как и тот, кто его назначил.

    - взаимозависимые сестринские вмешательства – предусматривают совместную деятельность медицинской сестры с другими специалистами – физиотерапевтом, инструктором по ЛФК, сотрудниками социальной помощи.

    Ответственность медсестры одинаково велика для всех типов сестринских вмешательств.

    По итогам третьего этапа сестринского процесса, медицинская сестра оформляет карту сестринского процесса (на данном этапе заполняются все колонки, кроме последней):

    Составив план сестринских вмешательств, медицинская сестра переходит к его выполнению, то есть к четвертому этапу сестринского процесса – реализация плана сестринских вмешательств . Его целью является оказание помощи пациенту в удовлетворении его основных потребностей; обучение и консультирование самого пациента и членов его семьи (при необходимости).

    Медицинская сестра выполняет намеченный план, применяя несколько методов ухода: это помощь, связанные с жизненными ежедневными потребностями, уход для достижения терапевтических целей, уход для достижения хирургических целей, уход для облегчения достижения целей медицинского обслуживания (создание благоприятной окружающей среды, стимулирование и мотивирование пациента) и т. п. Каждый из методов включает теоретические и клинические навыки.

    Потребность пациента помощи может быть временной, постоянной или реабилитирующей. Временная помощь рассчитана на короткий период времени, когда существует дефицит самоухода, например, при вывихах, мелких хирургических вмешательствах и т. д.. Постоянная помощь требуется пациенту на протяжении всей жизни – при ампутации конечностей, при осложненных травмах позвоночника и костей таза, при параличе после острого нарушения мозгового кровообращения и т. д.. Реабилитационная помощь – процесс длительный, его примером может служить ЛФК, массаж, дыхательная гимнастика, беседа с пациентом.

    Среди методов осуществления мероприятий по уходу большую роль играет беседа с пациентом совет, который может дать медицинская сестра в определенной ситуации. Совет – это эмоциональная, интеллектуальная и психологическая помощь , которая помогает пациенту подготовиться к настоящим или предстоящим изменениям, возникающим из-за стресса, который всегда присутствует при любом заболевании и облегчает межличностные отношения между больным, семьей, медицинским персоналом. В число пациентов, которым требуется совет, относятся и те, которым нужно приспособиться к здоровому образу жизни – бросить курить, похудеть, увеличить степень подвижности и т. д.

    На данном этапе пациент выступает в качестве соучастника в процессе оказания сестринской помощи, а не является пассивным наблюдателем.

    Проводя четвертый этап сестринского процесса, медицинская сестра осуществляет два стратегических направления:

    1. Наблюдение и контроль за реакцией пациента на назначения врача с фиксацией полученных результатов в сестринской истории болезни.

    2. Наблюдение и контроль за реакцией пациента на выполнение сестринских действий по уходу, связанных с постановкой сестринского диагноза, и регистрация полученных результатов в сестринской истории болезни.

    На этом этапе проводится и корректировка плана, если изменяется состояние пациента и поставленные цели не реализуются.

    Нередко медицинская сестра работает в условиях дефицита времени, что связано с неукомплектованностью сестринскими кадрами, большим количеством пациентов и т. д. В этих условиях медицинская сестра должна определить: что должно быть выполнено немедленно; что должно выполняться по намеченному плану; что может быть сделано, если останется время; что можно и нужно передать по смене.

    Осуществление сестринских вмешательств сопровождается постоянной оценкой качества оказываемой помощи, т. е. медсестра переходит к пятому этапу сестринского процесса – оценка результатов и коррекция сестринского ухода. Медицинская сестра проводит сравнение полученных результатов с поставленными целями, оценивает эффективность запланированных сестринских вмешательств, осуществляет дальнейшее планирование сестринского ухода. Процесс итоговой оценки необходим для завершения сестринского процесса и для того, чтобы проанализировать:

    Успешное продвижение пациента к запланированным целям или наоборот;

    Достижение желаемых результатов или наоборот;

    Необходимость в дополнительной помощи.

    Важное значение на данном этапе имеет мнение пациента о проведенных сестринских мероприятиях. Оценка всего сестринского процесса производится в том случае, если пациент выписывается, если его перевели в другое отделение, если он скончался.

    Оценку можно интерпретировать как «положительную» , если полученные результаты совпали с намеченными целями; в этом случае, сестринский процесс может быть завершен. Если цели не достигнуты или достигнуты частично, в этом случае оценка интерпретируется как «отрицательная» , и требуется пересмотр плана сестринского ухода и его коррекция.

    Задание для закрепления и систематизации новых знаний

    Используя конспект, заполните предложенные схемы:

    Источники информации о пациенте:

    1.____________________________

    2.____________________________

    3.____________________________

    4.____________________________

    5.____________________________

    Список использованных источников

    1. Двойников, сестринского дела. Учебное пособие для студентов факультета высшего сестринского образования [Текст]/ , .- ГП «Перспектива».- Москва.- 2002.-160с.

    • Экономика и география государства
    • Социальные тенденции в обществе
    • Отношение медицинских работников к выполняемым обязанностям
    • Отношение медицинского персонала к социальным условиям и обществу в целом
    • Положение системы здравоохранения в государстве
    • Отношение к медицинскому делу человека, непосредственно дающего определение, а также многое другое

    Определения сестринского дела, которые могут дать:

    • врачи
    • медицинские сестры
    • пациенты и их близкие
    • работники системы образования
    • социальные служащие
    • страховые агенты, будут очень сильно отличаться

    Всероссийская научно-практическая конференция, прошедшая в 1992г. в Галицино, «По теориям сестринского дела» дала примерно следующее определение данной науке:

    Сестринское дело – часть медицинского ухода за здоровьем , направленная на устранение насущных и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменчивой окружающей среды.

    В 60-х годах Комитетом Экспертов сестринское дело было определено как «практика человеческих взаимоотношений», а медсестра «должна уметь заметить потребности человека (как индивидуального человеческого существа), вызванные заболеванием.

    В 1961 году Вирджинией Хендерсон – американской медицинской сестрой и преподавателем – было дано наиболее устоявшееся и каноничное определение, гласящее:

    Сестринское дело – помощь в оказании больному или здоровому человеку тех действий, которые имеют отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, которые пациент предпринял бы сам, обладая он необходимыми силами, навыками и знаниями, волей.

    Причем, делается это так, чтобы пациент как можно скорее приобрел полную самостоятельность.

    В 1984 году американскими медсестрами было дано определение:

    Медицинская сестра – это человек , который питает, лелеет, защищает; и всегда готов помочь слабому.

    Тем не менее, первой такое определение дала Флоренс Найтингейл («Записки об уходе» — 1859 год), гласящее, что:

    Сестринское дело – это действие по использованию окружающей среды пациента для его же выздоровления. При этом, выходит, что медицинская сестра не лечит, а создает самые оптимальные условия для естественного природного выздоровления.

    Флоренс искренне считала, что наиболее важными задачами медсестры является:

    • уход за больным (создание условий при которых болезнь не наступает);
    • уход за здоровым человеком (помощь в том, чтобы испытывать удовлетворение от жизни даже в момент болезни).

    Она же первой стала утверждать, что навыки врача и медицинской сестры – это совершенно разные вещи, затрагивающие различные пласты теоретических и практических знаний.

    Отличия врачебной и сестринской профессии

    Все усилия, предпринимаемые врачами (независимо от рода деятельности и подходов) направлены на изучение, описание и борьбу с болезнью. При этом, те же принципы применяются как во врачебной, так и в исследовательской (научной) практике. Но каждое заболевание ставит перед пациентом и другие вопросы, которые необходимо решать.

    Например, врач, победивший недуг в виде травмы позвоночника, не учитывает возможных последствий в виде снижения двигательной активности, понижения мышечного тонуса и пр., но такие проблемы для пациента не менее важны, чем само избавление от недуга. И здесь на помощь приходит медицинская сестра.

    Именно она должна обучить пациента адаптации к новым условиям, связанным с перенесением тяжелой болезни. Она помогает пациенту организовать оптимальные методы самоухода, найти свое место в обществе, обучает элементарным основам самогигены и профилактики.

    Значит, сестринское дело, прежде всего, ориентировано на человека (личность, частичку социума, общественную единицу) а не на болезнь. При этом основной задачей становится решение проблем, связанных с изменениями в нормальном ритме жизни.

    Отсюда следует, что сестринское дело обладает громадным потенциалом и может самостоятельно рассматриваться вровень с врачебной дисциплиной. Значит, обязанности медицинской сестры куда шире, чем простое выполнение назначений врача. На нее возлагается:

    • уход за пациентом
    • оказание необходимой помощи
    • сохранение здоровья
    • профилактика заболеваемости
    • реабилитация
    • облегчение страданий
    • обучение и консультация пациентом

    Как руководитель, медсестра должна обладать задатками лидера, менеджера, психолога и педагога. При этом ее деятельность не ограничивается ни:

    • социальными
    • политическими
    • религиозными
    • государственными
    • расовыми
    • возрастными
    • половыми
    • личностными
    • какими-либо другими рамками, а распространяется везде и повсюду

    Международный Совет сестер (1987 год) дал еще одно определение сестринскому делу:

    Сестринское дело – это составная часть системы здравоохранения , направленная на укрепление здоровья, профилактику заболеваемости, предоставление психосоциальной помощи и ухода лицам, страдающим заболеваниями, нетрудоспособным всех типов.

    Данная помощь оказывается как в рамках медицинского учреждения, так за его стенами: на дому, в полевых условиях, везде, где в этом имеется потребность.

    Медицинская сестра расспрашивает пациента о: - перенесенных ранее заболеваниях - отношении пациента к алкоголю; - особенностях питания; - аллергических реакциях на лекарства, продукты питания и пр.; - длительности заболевания, частоте обострений; - приеме лекарственных препаратов (название препарата, доза, регулярность приема, переносимость); - жалобах пациента в момент осмотра. Медицинская сестра проводит объективное обследование: - осмотр состояния кожных покровов и слизистых; цвет ладоней, наличие расчесов, «сосудистых звездочек», расширенных вен на передней брюшной стенке; - определение массы тела пациента; - измерение температуры тела; исследование пульса; - измерение артериального давления; - оценка размеров живота (наличие асцита); - поверхностная пальпация живота.

    Все данные сестринского обследования документируются в сестринской истории болезни заполнением «Листа первичной сестринской оценки»

    2.2.2. II этап сестринского процесса - выявление проблем пациента.

    Цель:выявить трудности пациента и противоречия, возникшие в результате невозможности удовлетворения одной или нескольких потребностей.

    Медицинская сестра рассматривает внешнюю реакцию пациента на то, что с ним происходит и выявляет проблемы пациента.

    Проблемы пациента:

    Действительные (настоящие): - боли в поясничной области; - олигурия; - слабость, быстрая утомляемость;

    Головные боли; - нарушение сна; - раздражительность; - необходимость постоянно принимать лекарственные препараты; - недостаток информации о заболевании; необходимость отказа от приема алкоголя; - дефицит самоухода. Потенциальные: -ХПН (хроническая почечная недостаточность) - риск развития почечной энцефалопатии;

    Возможность стать инвалидом.

    2.2.3. III этап сестринского процесса - планирование сестринского ухода.

    Медицинская сестра должна уметь ставить конкретные цели и составлять реальный план ухода с мотивацией каждого своего шага (табл.1).

    Таблица 1

    Мотивация

    1.Обеспечить питание в соответствии с щадящей диетой, ограничение режима двигательной активности.

    Для улучшения функции почек

    2.Обеспечить личную гигиену кожи и слизистых (обтирание, душ).

    Профилактика кожного зуда

    3.Следить за кратностью стула

    Не допустить задержки стула

    4.Наблюдать за функциональным состоянием пациента (пульс, АД, ЧДД)

    Для своевременного распознавания и оказания помощи в случае возникновения осложнений

    5.Своевременно и правильно выполнять назначения врача

    Для эффективного лечения

    6.Провести беседы: о необходимости соблюдения диеты и режима питания; о правилах приема лекарственных препаратов; о побочных эффектах лекарственной терапии

    Для эффективного лечения и предупреждения осложнений

    7.Обеспечить подготовку к исследованиям

    Для правильно выполнения исследований

    8. Следить за весом, диурезом

    Для контроля состояния

    9. Наблюдать за психическим состоянием пациента

    Психоэмоциональная разгрузка

    План ухода обязательно записывается в сестринской документации к осуществлению сестринского процесса.

    2.2.4. IV этап сестринского процесса - реализация плана сестринского ухода.

    Медицинская сестра выполняет намеченный план ухода.

    1. Проведение беседы с пациентом и его родственниками о необходимости строго соблюдать диету с ограничением животных жиров и достаточным количеством белков, углеводов и витаминов. Дать памятку о питании (приложение 2). Запрещаются острые, жареные и маринованные блюда. При появлении признаков почечной энцефалопатии - ограничение белковой пищи. Питание дробное, не реже 4-5 раз в сутки. Категорически запрещается употребление любого алкоголя. Контроль за соблюдением диеты - преимущественно молочно-растительная витаминизированная пища с использованием в основном растительных жиров.

    2. Обеспечение пациенту палатный режим. У ослабленных больных - постельный режим, при котором обеспечивается общий уход и удобное для больного положение в кровати. Ограничение физической нагрузки. 3. Осуществление личной гигиены, тщательный уход за кожей и слизистыми в случае появления сухости, расчесов и зуда кожи. 4. Информирование пациента о медикаментозном лечении (лекарственных препаратах, их дозе, правилах приема, побочных эффектах, переносимости).

    6. Обеспечение пациенту условий для полноценного сна. 7. Контроль за: - соблюдением пациентом диеты, режима питания, двигательного режима; - передачами пациенту; - регулярным приемом лекарственных средств; - суточным диурезом; - массой тела; - состоянием кожных покровов; - симптомами кровотечения (пульсом и артериальным давлением). 8. Подготовка пациента к лабораторным и инструментальным методам исследования. 9. Соблюдение лечебно-охранительного и санитарно-эпидемиологического режимов.

    10. Мотивация пациента на выполнение назначений врача и рекомендаций медицинской сестры.

    11. Контроль за психическим состоянием пациента.

    100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    Сестринский процесс – системный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированный на потребности пациента.

    – метод организации профессиональной деятельности медицинской сестры, направленной на удовлетворение потребностей пациента в качественной медицинской помощи.

    – научно обоснованная методология профессиональной сестринской помощи, ориентированной на удовлетворение потребностей пациента в уходе с непременным его участием или членов его семьи.

    – научный метод организации и оказания сестринской помощи, систематический путь определения ситуации, в которой находятся пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон.

    Цель : поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма.

    Этапы :

    I. Сестринское обследование (оценка ситуации, конкретных потребностей пациента и необходимых ресурсов; сбор/получение объективных данных).

    Опрос (сбор жалоб, анамнеза жизни и болезни);

    Осмотр пациента (измерение роста, массы тела, температуры, АД, пульса, ЧСС, ЧДД, осмотра кожи и т.д.)

    II. Сестринская диагностика /выявление проблем пациента = постановка сестринских диагнозов.Анализ полученной информации → формулирование проблем пациента существующих (беспокоят пациента в настоящее время) и потенциальных (ещё не существуют, но могут возникнуть с течением времени) → определение факторов, способствующих развитию этих проблем → система приоритетов (т.к. проблем несколько) → первичный приоритет (проблемы, которые в первую очередь могут оказать пагубное влияние на больного)

    III. Определение целей сестринского вмешательства; планирование - определение вместе с пациентом желаемых результатов ухода. Оперативные и тактические цели, направленные на достижение определенных результатов долгосрочного или краткосрочного характера. Необходимо учитывать действие (исполнение), критерий (дата, время, расстояние, ожидаемый результат) и условия (с помощью чего и кого). Например, «цель - пациент к 5 января с помощью медсестры должен вставать с кровати». Действие - вставать с кровати, критерий 5 января, условие - помощь медсестры.

    IV. Выполнение плана сестринского ухода - выполнение плана ухода в установленные сроки; координация сестр. услуг в соответствии с согласованным планом; координирование ухода с учетом любого предоставляемого, но не запланированного ухода или запланированного, но не предоставляемого ухода.

    Цель: обеспечение соответствующего ухода за больным т.е. оказание помощи пациенту в удовлетворении жизненных потребностей.

    Меры, которые принимает медицинская сестра для профилактики заболеваний, обследования, лечения, реабилитации пациентов. Зависимое, взаимозависимое и независимое сестринское вмешательство

    V. Оценка эффективности сестринского вмешательства - сравнение достигнутого результата с запланированным; оценку эффективности запланированного вмешательства; дальнейшую оценку и планирование, если желаемые результаты не достигнуты; критический анализ всех этапов сестринского процесса и внесение необходимых поправок.




    © 2024
    womanizers.ru - Журнал современной женщины