15.10.2019

Приметы на троицу. Народные приметы, традиции и обычаи на троицу и духов день


День Святой Троицы, или Пятидесятница – один из самых близких русским людям христианских праздников. К этому времени, а Троица отмечается на пятидесятый день после Пасхи, окончательно просыпается природа, начинается новая, полноценная и полнокровная жизнь. Полы храмов устилают свежескошенной травой, стены украшают березовыми ветками, даже цвет одежд священников в этот день – зеленый.

Это – символ обновления, символ начала. Ведь в этот день родилась наша Церковь.

В этот день почти две тысячи лет назад апостолы сидели в горнице (верхней комнате) одного из иерусалимских домов на горе Сион. Чей это был дом – неизвестно. Но именно ему суждено было стать первым христианским храмом. Ведь в Сионской горнице Христос дважды являлся Своим ученикам после Своего Воскресения, там Он разломил хлеб и наполнил чашу вином, совершив таким образом первую литургию. В Сионской же горнице на апостолов и Деву Марию сошел Святой Дух – и произошло это на пятидесятый день после Воскресения Христа и на десятый – после Его Вознесения на Небо.

К этому времени апостолы уже не были растеряны и подавлены, как после распятия Христа. Ученики Спасителя уже поняли, что Он оставил после себя не просто горстку последователей, но Церковь. Несмотря на то что апостолы не были жителями Иерусалима (большинство из них были из Галилеи), они уже пятьдесят дней не расходились по домам, ежедневно встречаясь в той самой Сионской горнице. Ведь Сам Христос попросил их не отлучаться из города и ждать крещения Святым Духом.

И вот «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния святых апостолов 2:2-4). Таким образом, в этот день в Сионской горнице триединый Бог предстал в третьей своей ипостаси, отсюда и название – Праздник Святой Троицы.

Бог Отец сотворил мир и послал Своего Сына, Иисуса Христа, на землю, чтобы показать людям путь к спасению, а Бог Святой Дух снизошел на апостолов, а через них – на каждого из нас, чтобы быть рядом с людьми. Сообщество людей, в котором присутствует Святой Дух, и называется Церковью. Каждый православный молится «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа...» Кроме того, в этот день Бог дал апостолам возможность говорить на разных языках. Ведь если земная история Христа закончилась, то жизнь Христовой Церкви только началась. Апостолы должны были идти в разные страны и рассказывать людям об Истине, которую Бог донес до них всеми возможными способами.

Однажды утром, услышав странный шум, удивленные жители Иерусалима стали подходить к дому, где собрались апостолы, и очень удивлялись, когда слышали, что люди внутри дома говорят на разных языках. Они даже подумали, что говорившие люди пьяны. Тогда к собравшимся вышел апостол Петр и сказал: «...мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деяния святых апостолов 2:14-18).

Точно так, как говорил Петр, и произошло. Получив от Самого Бога дар пророчествовать, исцелять, а главное – нести людям Истину, апостолы разошлись по миру и проповедовали в самых дальних его уголках. Апостолов казнили (только один из двенадцати апостолов, Иоанн, умер своей смертью), но что могли сделать враги против тех, с кем всегда присутствует Святой Дух, с христианами? Поколения людей, правители, и даже целые государства исчезают с лица земли, а Церковь существует уже почти две тысячи лет. Начавшись когда-то с той самой маленькой кучки людей в горнице на горе Сион в Иерусалиме...

В материале использована репродукция картины К.Лебедева "Сошествие Святого духа"

Paskha.ru

Традиции празднования Троицы на Руси

Троица - очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их черезnull крещение в новую жизнь.

Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки березы. Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено много стихов и песен. Праздник Троицы без березы - то же самое, что Рождество без елки. Но Россия большая страна, с разными климатическими условиями, видимо, этим можно объяснить тот факт, что в некоторых местностях праздничными деревьями были дуб, клен, рябина. Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки.

С возрождением веры в России возрождаются и традиции празднования православных праздников. И уже в наше время в городах страны устраивают народные гуляния с играми, представлениями, песнями.

Троица - Зелёные Святки

Троицын день с незапамятных времен является одним из любимейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов, справляемых помимо церковного торжества. В стародавнюю пору, когда еще свежа была на Руси память языческого прошлого, с Троицею, или «Семицкою», неделею было связано столько самобытных проявлений народного суеверия - как ни с одним из других праздников, кроме Святок. Эта неделя, посвященная богине весны, победившей демонов зимы, издавна чествовалась шумными общенародными игрищами. Конец мая и начало июня, - на которые приходится-падает Троицын день, - особенно подходили к чествованию весеннего возрождения земли, покрывавшейся к этому времени наиболее пышной растительностью, еще не успевшею утратить своей обаятельной свежести.

Языческий месяцеслов наших отдаленных предков, совпавший в этом случае с христианскими праздниками, дал повод к объединению их с собою. Мало-помалу древнее почитание богини весны - светлокудрой Лады - было забыто, а сопровождавшие его обычаи слились с новыми обрядами, создав вокруг первого летнего праздника необычайно яркую обстановку. С течением времени языческий дух этой последней растворился в мировоззрении просветленной стремлением к горним вершинам добра новой веры славян; но пережившие многовековое прошлое стародавние обычаи и теперь все еще показывают, насколько прочны кровные связи народа-пахаря с окружавшей быт его пращуров и доселе отовсюду обступающей его жизнь природою.

«Семицкая» - седьмая по Пасхе - неделя, заканчивающаяся Троицыным днем, еще и до сих пор в некоторых местностях (например, в Рыбинском уезде Ярославской губ.) носит название «Зеленых Святок». В старые же годы она величалась этим прозвищем повсюду в народной Руси, именовавшей ее также «русальною», «зеленою», «клечальною», «задушными поминками», «разгарою» и другими подходящими именами, - каждое из которых находит свое объяснение в пережитках славяно-русского язычества. По простонародному прибаутку - «Честная Масленица в гости Семик звала»... и, - добавляют краснословы деревенские, - «Честь ей за то и хвала!» Семик, это собственно - четверг на последней неделе пред Пятидесятницею. В этот четверг, посвященный древним язычником-славянином верховному богу Перуну-громовнику, совершались главнейшие приготовления к празднованию Троицына дня.

Все было так же, как в захолустной глуши, где этот четверг и теперь является желанным гостем непритязательной сельской молодежи, по преданию - выплачивающей весеннюю дань памятным пережиткам прошлого. В Тульской губернии семицкая березка до сих пор даже и не называется иначе, как «кумою», а слово «кумиться» еще в 40-х и начале 50-х годов только и означало - целоваться при прохождении под этою самой березкою.
Семик - преимущественно (а в иных местностях исключительно) девичий праздник. nullВ Поволжье, верхнем и среднем, повсюду к этому дню идет в деревнях девичья складчина: собираются яйца, пекутся лепешки, закупаются лакомства. Девушки, целыми деревнями, отправляются в рощу, на берег речки - завивать березки, «играть песни» и пировать. На березки вешаются венки, по которым красные загадывают о своей судьбе, бросая их на воду в самый Троицын день. Вслед за пирушкою - начинают водить хороводы, которые прекращаются с Троицы до Успенья.

Семицкие хороводы сопровождаются особыми обрядами, посвященными «березке-березоньке», которой воздаются особые почести - вероятно, как живому олицетворению древней богини весны. Лет пятьдесят тому назад в Воронежской губернии приносили на семицкие пирушки куклу из соломы, разукрашенную березовыми ветками, - в чем, несомненно, был слышен явный отголосок стародавнего язычества. В некоторых местностях на Семик обвивают лентами какую-нибудь особенно кудреватую березку, растущую на берегу речки, и поют ей старинную песню: «Береза моя, березонька, береза моя белая, береза моя кудрявая!..» и т. д. В Вологодской губернии Семик более известен под именем «Поляны». Это является следствием того, что все приуроченные к нему обычаи справляются на полянках.

Семицкие обычаю были свойственны не одним славянам. Еще у древних греков и римлян существовали особые весенние празднества, посвященные цветам и деревьям. У германцев был так называемый «праздник венков», в котором еще более общего с нашим Семиком. По сравнительным данным языческого богословия, Семик является прообразом союза неба с землею.

Зелень и цветы и теперь составляют отличительные признаки празднования Троицына дня; повсюду на Руси церкви и дома украшаются в этот день ветками березок - как в деревнях, так и в городах. В старину же этому обычаю придавалось особое значение, связывавшее два мира - языческий с христианским. Игрища, устраивавшиеся в честь языческих божеств, в Польше существовали даже и по истечении пяти веков с принятия христианства; по словам польского историка Длугоша.

Длугош - известный польский историк, живший в XV-м веке. Он родился в 1415-м году, по образованию - питомец краковского университета; по окончании курса (диалектики и философии) был секретарем оржевского епископа - будучи при этом посвящен в сан каноника. С 1448 года началась его дипломатическая карьера, приблизившая его к королевскому двору. С 1467 года на Длугоша был возложен труд обучения королевских детей. Перед смертью он был избран в архиепископы, но смерть опередила посвящение его в этот сан: он умер в 1480-м году. Во все время своей дипломатической и педагогической деятельности он ревностно трудился над историческими памятниками родины. Из трудов его - самый капитальный «История Польши», доведенная «от баснословных времен» до третьей четверти XVI-ro столетия. Вся история польского народа исследуется Длугошем - как предмет прославления Польши и урок служения государства Церкви и ее задачам] они назывались «Стадом». В Литве они существовали еще дольше. На Белой Руси до сих пор немало общего с древнепольско-литовским в народных обычаях вообще и связанных с празднованием Троицына дня наособицу.

Существует поверье, что славянские нимфы и наяды - русалки, живущие в омутах рек, в эту неделю выходят из воды. Накануне Троицына дня, по малорусскому поверью, убегают они в поля и заводят свои ночные игры. - «Бух! Бух! Соломенный дух!» - будто бы кричат они: - «Мене мати породила, некрещену положила!» Русалки, по народному представлению, - тоскующие души младенцев, родившихся мертвыми или умерших некрещеными. Они, начиная с «Зеленых Святок» до Петрова дня, живут в лесах, ауканьем и смехом зазывая к себе путников, которых защекочивают до смерти. На зеленой русальной неделе в Малороссии никто не купается - из опасения попасть к ним в руки; Семик слывет здесь «великим днем русалок». Предохранительным средством от русалочьих чар считается полынь и трава «заря». В Черниговской губернии существовал до последнего времени обычай «русалочьих провод», когда речных чаровниц изгоняли - целой деревнею - парни и девушки. В Спасском уезде Рязанской губернии следующее за Троицыным днем воскресенье слывет «русальным заговеньем», вслед за проводами русалок прекращаются здесь до следующей весны игры в «горелки» и «уточку».

В старину против поверья о русалках и соединенных с ним народных игрищ и гаданий особенно восставали проповедники, обличавшие народ в языческом суеверии. В противовес народному празднованию разгульного Семика было установлено совершать в этот четверг поминовение убогих, похороненных в так называемых «убогих домах» и «скудельницах». Но не затемнилось в народном обиходе веселое празднество: смех и песни быстро сменяли слезы и рыдания в тот же самый день.

Из стародавних обычаев, связанных с этим праздником, далеко не все дошли до рубежа наших дней. Многое исчезло, даже не будучи занесено на страницы народоведческих исследований. Так сообщалось, что в Енисейской губ. (Минусинск, окр.) крестьянки, выбрав на Семик кудрявую березку и срубив ее, наряжают в свое лучшее платье и ставят в клеть до Троицы, а затем - с песнями - уносят ее к реке. В Казанской губ. (Чистопольск. у.) накануне Троицы совершается игрище в честь языческого бога Ярилы. В Пензенской и Симбирской губерниях на следующий за Троицыным день девушки, одевшись в худшие-затрапезные сарафаны, сходятся и, назвав одну из подруг «Костромою», кладут ее на доску и несут купать-хоронить к реке. Затем сами купаются и возвращаются домой, где переодеваются во все праздничное и водят хороводы до глубокой ночи. В Орловской губ. в Троицын день «молят коровай», испеченный из муки, принесенной всеми девушками деревни вскладчину: идут с этим караваем в рощу и поют над ним. В Псковской губ: во многих селах обметают могилы пучка-ми цветов, принесенных из церкви от троицкой обедни. Это называется - «глаза у родителей прочищать». Во многих местностях на Руси в старые годы в этот праздник происходили смотрины невест. Девушки собирались на лугу и, сойдясь в круг, медленно двигались с песнями. Вокруг стояли женихи и «высматривали» невест.

Многие из описанных обычаев уже исчезли, иные - видоизменились до неузнаваемости; но есть и немало таких, что еще доживают свой век с тем самым обликом, с каким были созданы народным воображением в стародавние дни. Троицын день во времена московских царей всея Руси сопровождался особой торжественностью в царском обиходе. Царь-государь в этот великий праздник «являлся народу». Царский выход был обставлен по особому уставу. Шел государь в наряде царском: на нем было «царское платно» (порфира), царский «становой кафтан», корона, бармы, наперсный хрест и перевязь; в руке - царский жезл; на ногах - башмаки, низанные жемчугом и каменьями. Венценосного богомольца поддерживали под руки двое стольников. Их окружала блестящая свита из бояр, разодетых в золотые ферязи. Во время следования царя к обедне свита царская шла рядом: люди меньших чинов - впереди, а бояре и окольничие - сзади государя. Постельничий со стряпчими нес «стряпню»: полотенце, стул «со зголовьем», подножье, «солношник» - от дождя и солнца и все прочее, что требовалось по обиходу.

Во всем блеске царского облачения входил государь в Успенский собор - в сопровождении бояр и всех людей ближних. Впереди всего шествия стольники несли на ковре пук цветов («веник») и «лист» (древесный, без стебельков). Царский выход возвещался гулким звоном с Ивана Великого «во все колокола с реутом»; звон прекращался, когда государь вступал на свое царское место. На ступенях этого «места», обитого атласом красного цвета с золотым галуном, ближние стольники поддерживали государя. Торжественно шла обедня. По окончании ее, перед троицкою вечернею, подходили к царю соборные ключари с подобающим метанием поклонов и подносили ему на ковре древесный лист, присланный патриархом. Смешав его с «государевым листом» и разными травами и цветами, они застилали им все царское место и окропляли его розовою водой. Взятым от государя листом они шли устилать места патриаршее и прочих властей духовных. Остаток раздавался боярам и другим богомольцам, по всему храму. Государь преклонял колена и - как говорилось в то время - «лежал на листу», благоговейно внимая словам молитвы. Когда кончалась Божественная служба, он выходил из собора прежним торжественным выходом, «являлся народу», приветствовавшему его радостными кликами, и - в предшествии одного из ближних стольников, несшего «веник» государев, возвращался во свои палаты царские. Колокольный звон не смолкал во все время его следования от собора до дворца.

На Троицкой зеленой неделе царевны с боярышнями увеселялись во дворце играми-nullхороводами, под наблюдением если не светлых очей самой государыни-царицы, то зоркого взгляда верховых боярынь и мамушек. Для игр и хороводов - как в царицыных, так и в царевниных хоромах были отведены особые обширные сени. Здесь находились и приставленные к царевнам «дурки-шутихи», бахари, домрачеи и загусельники со скоморохами, все - кто должен был доставлять «потеху» и «затеи веселыя». Царевен увеселяли сенные девушки, «игрицы», которыми - вероятно - «игрались» те же самые песни семицкие, что раздавались в это время под березками над водою по всей Руси, справлявшей свои стародавние игрища во славу «Семика честного» и Троицы - Зеленых Святок.

Народные обычаи и приметы на Троицу

Троица - воскресенье, пятидесятый день после Пасхи, праздник в честь Отца и Сына и Святого Духа. Другие его названия - День святой Троицы, День сошествия Святого Духа, Пятидесятница.
По церковному календарю. День святой Троицы называется также днем сошествия Святого Духа на апостолов.
Пятидесятница - второй из трех великих праздников древних иудеев, установленный в память дарования народу Закона при горе Синае.

По преданию, в этот день совершилось сошествие Святого Духа на апостолов.
Ученики Иисуса собрались тогда все вместе. Внезапно раздался шум с неба, как бы от сильного ветра. Явились в этот момент языки и сошли на каждого из учеников.

И начали говорить они на разных языках. Многоязычие было ниспослано для того, чтобы они могли проповедовать христианское учение среди различных народов. Иудейский праздник Пятидесятницы перешел в христианскую церковь.

По народному календарю. Троицын день можно с полным основанием назвать зелеными святками. В этот день прихожане выстаивали в церквах обедни с букетами луговых цветов или ветками деревьев, дома украшались березками. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей: их клали под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек и на чердак, чтобы устранить пожар.
Деревья возили на деревенские улицы целыми возами и украшали ими не только двери, но и косяки окон, а особенно церковь, пол которой усыпали свежей травой (всякий, выходя из церкви, старался захватить ее из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную). Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и клали их в горшки при выращивании рассады капусты.
Воскресенье проводили в лесу, вокруг березки.

В деревнях с утра пекся каравай и созывали гостей, для которых уже были сплетены венки из цветов и березы. А после обеда для молодежи начиналось самое веселье. Бабка-позыватка скликала девушек на гульбу в рощу, где nullрасстилалась скатерть, на которую ставили украшенные цветами караваи. Девушки начинали водить хороводы, а парни высматривали себе в хороводах невест. Троицкие каравай, скатерть и венки имели огромное значение для будущей брачной жизни. Скатертью тайно застилали стол под другой, верхней скатертью на смотринах (она должна была приковать суженого). Каравай засушивался в сухари и хранился до свадьбы. Сухари эти потом замешивали на счастье и любовь молодых в свадебный каравай, а венок некоторые девушки тайно передавали своим возлюбленным в качестве вестника брачного обета. С помощью венков осуществлялось и гаданье, которое в "зеленые святки" играло столь же важную роль, что и в зимние. В Троицын день девушки развивали березки: развит венок - желаемое не сбудется, засох венок - жди перемен в жизни: замужества или (пронеси и помилуй!) смерти, если зелен венок - продолжение девичества, что в общем-то редко кого радовало. А вечером, когда веселье постепенно стихало, шли к реке и бросали венки в медленно темнеющую весеннюю воду. Если венок поплыл - это благоприятный знак, если завертелся на месте - расстроится свадьба или начнутся нелады в семье, утонет - к большому несчастью: к смерти родных или суженого. А если венок встанет на месте - то свадьбы в этом году не бывать. После гадания, радостные или опечаленные, расходились по домам. А на следующий день, в понедельник, выпадал новый праздник - День Святого Духа, или Духов День, с которого, по народным приметам, наступало настоящее теплое лето.

Береза

Береза стала символом праздника, вероятно, потому, что она одна из первых одевалась в яркую нарядную зелень. Не случайно существовало поверье, что именно береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать.

Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, на церковной службе стояли с березовыми ветками, веря, что они обладают целебной силой. В троицкое воскресенье березу уничтожали - «хоронили», топили в воде или выносили в хлебное поле, стараясь тем самым вымолить у высших сил плодородие земли.
Завить березку - обряд из далекой древности. Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем.
Или, завивая ветки березы, желали своей матушке скорого выздоровления. Березовые ветки именно в эти дни наливались целительной силой. Целительным считался и настой из листьев березы. Ветки березы использовали наши предки и в качестве оберега от всяких нечистых духов. До сих пор в пазы углов дома в Вологодской области крестьяне втыкают ветки березы, чтобы чистота и целительный дух передались стенам.
После обедни девушки меняли свой наряд, на голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку. Придя туда, они становились в круг около завитой березки, и кто-нибудь из них срубал ее и ставил посреди круга. Все девушки подходили к березке и украшали ее лентами и цветами. Потом открывалось триумфальное шествие: девушки шли попарно, впереди всех одна из них несла березку. Таким образом они обносили березку вокруг всей деревни. На одной из улиц они втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы. К ним присоединялись парни. К вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по прутику, а потом вырывали дерево из земли и тащили к реке топить. «Топи, Семик, топи сердитых мужей!» - и несчастная березка плыла туда, куда несло ее течение воды (Владимирская губерния).

В этот день девушки расставались с венком, сплетенным в Семик. Бросали его на воду и наблюдали. Плохо было, если венок тонул: замуж нынче не выйдешь, а может быть, даже умрешь. Если венок приставал к другому берегу - любовь девичья привьется, пристанет к сердцу любого парня.

Молодежь Новгородчины совершала обряд, приноровленный именно к Троице, называемый «трясти порох». Во время гулянья на лугу, среди хороводов и игр в огарыши (горелки) кто-нибудь из мужчин срывал картуз с молодого супруга, тряс им над головой и громко кричал: «Порох на тубе, жена мужа не любит». На этот крик быстро откликалась молодица, становилась перед мужем, кланялась ему в пояс, снимала картуз, который клали ему на голову в момент ее появления, брала мужа за уши, трижды целовала и снова кланялась ему и во все четыре стороны. При этом вслух поселяне оценивали ее качества и пускали разные шутки в ее адрес. Молодицы обычно стеснялись и говорили: «Когда трясут порох, лучше бы провалиться сквозь землю».

В Троицу совершался обряд поминовения усопших. Только на Троицу устраивались похороны покойников, которые не были погребены в течение года. Так, во времена войны, чумы, голода мертвые обычно сваливались в общую яму. На троицко-семицкой неделе тела умерших зашивали в рогожу, делали гробы и хоронили.

Старушки в Троицын день шли на кладбище обметать букетами и березовыми ветками, которые держали в руках, могилы, "глазыньки родителям пречищать".

На Троицу собирали росу и использовали ее как сильнодействующее лекарство от недугов и для посева семян овощей.

Народные приметы на Троицу

На Троицу дождь - много грибов, к теплой погоде.

Если поставленные на Троицу для украшения березки через три дня еще свежи, то ожидай мокрого сенокоса.

От Троицы до Успения хороводов не водят.

Если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии.

На следующий за Троицей понедельник приходится Духов день. Говорили:"С Духова дня не с одного неба из-под земли тепло идет".

"Придет Свят Дух, будет на дворе, как на печке".

Троица празднуется через семь недель – на пятидесятый день – после Пасхи. Праздник ещё называют Днем Святой Троицы или Пятидесятницей.

Празднование Троицы, как и праздник Пасхи, своими корнями уходит еще во времена Ветхого Завета. На 50-й день после Пасхи (день выхода из Египта еврейского народа) пророк Моисей у горы Синай основал ветхозаветное священство и дал своему народу Божий закон. Этот день становится днем основания ветхозаветной Церкви.

День Святой Троицы имеет отношение и к новозаветной Пасхе, так как на 50-й день после воскресения из мертвых Иисус послал апостолам Духа Святого.

На Руси праздник начали отмечать спустя 300 лет после введения князем Владимиром христианства.

В Украине праздник тесно связан с встречей лета и проводами весны – Зелеными праздниками. Неделю перед Троицей называют «зеленой», «русальной» или «клечальной», а 3 дня перед самим праздником и 3 дня после него называют Зеленой неделей. В период Зеленых праздников цветет овес, народ украшает цветами и зеленью свои дома, молодые девушки плетут венки. Согласно поверьям, в это время из воды выходят русалки и просыпаются мертвецы.

Святая Троица – одно из важных положений христианства. Православная церковь в этот праздник вспоминает нисхождение Святого Духа на апостолов. Понятие Троицы символизирует образ Бога – Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух.

Этот большой церковный праздник символизирует освобождение от всего грешного и плохого в человеческой душе. Сошедший на апостолов в виде священного огня Святой Дух наделил их благодатью и дал силы для создания на земле Святой церкви, с целью донесения Божьего слова до каждого человека.

Праздник Троицы – это День рождения церкви. В этот день избранных Богом учеников наделили особой силой, помогающей им проповедовать Евангелие по всему миру и распространять весть об Иисусе, как о Господе и Спасителе. Сегодня священнослужители являются преемниками апостолов. Они считаются посредниками между людьми и Богом.

Празднование Троицы: обычаи

К празднику хозяйки наводят чистоту в доме, украшают цветами комнаты, используя с этой целью молодую траву и зеленые ветки, которые символизируют весну, продолжение и процветание жизни. Для украшения чаще всего используются ветки дуба, березы, клена, рябины, мята, трава аира, мелисса.

Утром в день Троицы идут в церковь на праздничную службу. Прихожане в руках держат цветы, зеленые ветки и пахучие травы.

Родственников и близких людей приглашают на праздничный обед, угощают караваем, блинами, блюдами из яиц, пирогами, киселем. В этот день принято дарить друг другу веселые подарки. Многие предпочитают ездить на природу и организовывать пикники, ведь Троица всегда отмечается в выходной день.

С древности и по сегодняшний день сохранилась традиция народных гуляний. В городах проводятся концерты, культурно массовые мероприятия, ярмарки.

Троица: традиции и ритуалы

В старину люди, отстояв на Троицу утреннюю службу, начинали отмечать праздник. В городах и селах происходили массовые народные гуляния, хороводы, песнопения, конкурсы и активные игры на открытом воздухе. Вечером незамужние девушки водили хороводы, а холостые парни присматривали невест. Из трав и цветов девушки плели венки, несли их к реке и пускали по воде. Также венки могли втайне дарить избранникам в знак симпатии.

На Троицу сушили травы, и впоследствии использовали их как средство от разных бед и лекарство от многих болезней. По поверьям, такая зелень способна защитить дом от грозы.

Сухари от каравая, испеченного на Троицу, хранили до свадьбы. Их добавляли в свадебный пирог, веря, что они принесут молодоженам счастье.

У наших предков была примета освящать в церкви «слезные травы» ‒ травы, которые специально оплакивали, потому что слезы символизировали дождь. После церкви эту траву несли домой, и прятали за оконными рамами или иконами. Таким образом, люди просили у природы хорошего и урожайного лета без засухи.

Ещё, чтобы летом был богатый урожай, за ставни, наличники, рамы окон вставляли березовые ветки, а зеленую траву разбрасывали по горнице. Так было в каждом доме.

В деревне осуждался на Троицу любой крестьянский труд: ни в доме, ни в поле нельзя было ничем заниматься. Разрешалось только готовить пищу. Купаться в реке тоже было категорически запрещено, потому что Троица – это время, когда русалки выходят на землю и могут заманить на дно.

Суббота перед Троицей – родительская. В этот день принято ходить на кладбище и поминать родственников. Наши предки считали, что человек, который не пошел в этот день на погост и не помянул усопших родственников, зазывает умерших к себе, а они, в свою очередь, заберут с собой кого-то из дома, т.е. в ближайшее время в этом доме кто-то может умереть. Поэтому перед Троицей устраивали поминальный ужин, одежду умерших вывешивали на ограду, стараясь таким образом отогнать смерть от своего жилища.

На Троицу старые женщины ходили на кладбище и обметали березовыми венками могилы. Считалось, что этим они отгоняют злых духов и радуют усопших, которые содействуют согласию, миру и богатству всех жителей деревни.

Свататься на Троицу было хорошей приметой. Считалось, если посватаются на Троицу, а поженятся на Покров, значит, у этих супругов жизнь будет счастливой и долгой, жить они будут в любви и согласии.

Если на Троицу идет дождь, то ждите хорошего урожая, теплой погоды без заморозков и много грибов.

Понедельник после Троицы – Духов день. В этот день Земля считалась именинницей. На земле не работали, а рано утром ходили на поиск кладов. Считалось, что в свои именины она откроет хорошему человеку что-то ценное.

Гадания на Троицу

На Троицу девушки гадали на суженого и судьбу. Одними из самых популярных гаданий было плетение венков и «завивание» березки. Накануне праздника девушки шли в лес, находили там молодые березки, и на их верхушках сплетали веночек из веточек – «завивали». На Троицу девушки возвращались к своим березкам и смотрели на венок, если он развился или завял, то ничего хорошего ждать не стоит. Если остался в прежнем виде, то в этом году ожидается свадьба с любимым человеком и богатство в доме.

Ещё один популярный обычай на Троицу – плести венки. Занимались этим в женской компании, мужчин не допускали. Считалось, что если парень увидит венок, то быть беде. С готовыми венками шли к реке и спускали их на воду:

  • куда венок поплывет – оттуда и ждать суженого;
  • если венок остался у берега, то девушка замуж не выйдет;
  • если утонет – девушка в ближайшее время умрет.

Венок не снимали с головы руками, а наклоняли голову так, чтобы он сам упал.

Чтобы во сне увидеть суженого, под подушку клали березовые веточки.

Обычаи и традиции празднования Святой Троицы

Русская культура, ее традиции и обычаи - это отдельный феномен мирового достояния. Православные праздники тесно переплетаются с корнями русских обычаев, которые передаются из поколения в поколение. А приметы на Троицу всегда бережно хранятся и передаются по наследству.

Сошествие Святого Духа

Пятидесятница, Троица, Сошествие Святого Духа или День Святой Троицы - один из главных христианских праздников, который отмечается особенно торжественной службой. Троица приходится на 50-й день после Пасхи в воскресенье. В народе этот день особо почитаем. Православные ждут его с нетерпением, готовятся к празднику и ждут чуда.

Издавна Троица почиталась предками. Считалось, что в этот праздник наступает конец тяжким трудам и приходит время сбора щедрого урожая. Неудивительно, что с тех давних времен дошли и до нынешнего поколения народные приметы на Троицу. Непосредственно все обряды считались особенно важными - ни в коем случае нельзя было ими пренебрегать или игнорировать.

Так в чем же заключалось таинство празднования? Чем удивительны были святочные дни для простого русского человека? Настало время познакомиться с несколькими уникальными обычаями, традициями и приметами, связанными с великим православным праздником.

Коротко о празднике

День Святой Троицы или Зеленые Святки чтится в каждой православной семье. Один из самых главных христианских праздников отмечается на 50-й день после Пасхи, поэтому иногда его еще называют Пятидесятницей. Выпадает День Святой Троицы обычно на последние числа мая или начало июня. С первыми летними деньками ассоциируется окончание тяжелых трудовых будней и начало сбора богатого урожая.

Троица имеет целых три больших праздника - это Родительская суббота (день, когда поминаются усопшие предки), Троицкое воскресенье (непосредственно самый главный день праздника) и Духов День (название говорит само за себя - День Святого Духа).

Церковное толкование праздника

Откуда взялись приметы и обычаи на Троицу? Связано это, прежде всего, с народными наблюдениями и толкованием праздника. Чтобы понять всю суть каждого знака и явления, стоит обратить внимание на религиозное значение этого дня.

После воскресения Иисуса Христа в его силу поверили те, кто верил непосредственно в самого Господа Бога. А в силу Духа лишь тогда, когда на 50-й день после воскресения Иисуса собравшиеся в одной комнате 12 апостолов и Дева Мария услышали громкие звуки, доносившиеся с небес. После этого каждого ученика охватило пламя, проникшее вовнутрь и наполнившее все существо - так в каждого из них вошел сам Святой Дух, который подарил апостолам великие знания и возможность проповедовать слово Божие на разных языках.

Состоялось, так называемое торжество Святой Троицы - воедино собрались Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух - свидетелями которого стали простые христиане.

Как отмечается Троица в народе?

Существуют вполне привычные приметы и обычаи на Троицу, которые почитают в каждой семье. Для этого не нужно ходить в полночь куда-то, искать целебные травы и смотреть на звезды. Бытовые ритуалы также являются частью душевного празднования великого христианского праздника.

Так, например, в Родительскую Субботу стоит посетить могилы усопших родственников, сходить в церковь на службу и поставить свечи «за упокой души». В этот день нельзя грустить - умерших предков принято вспоминать хорошим словом, только радостные моменты.

Вечером, накануне Троицкого Воскресенья, прихожане отправляются в церковь с большими букетами из березовых веток, свежескошенной травы и полевых цветов. Считается, что освященные букеты обладают целебными свойствами, поэтому растения бережно хранятся в течение всего года. При заболевании из засохших цветов и веток можно заваривать чаи и целебные настои.

Во время воскресной службы прихожане молятся Богу и просят его даровать Святого Духа усопшим предкам.

Понедельник - День Святого Духа - символизирует собой победу Святого Духа над злыми силами. В этот день принято молиться об усопших родственниках, вспоминать их только хорошими словами. В День Святого Духа принято просить Бога об упокоении душ. После службы прихожане, выходя из церкви, раздавали мелочь и угощения нищим, ограждая себя от болезней и несчастий.

Есть особые народные приметы на Троицу. Погода в этот день может подсказать, каким будет урожай и чего ждать от ближайшей зимы. Так, например, считалось, что земля перед празднованием Дня Святого Духа могла раскрыть свои секреты. Поэтому многие старательно искали сокровища, спрятанные глубоко в недрах земли.

Приметы на Троицу для незамужних девушек

Пятидесятница для молодых девушек - один из самых главных праздников, который может подсказать их дальнейшую судьбу. В этот день плели красивые венки, опускали их в воду и наблюдали, как они себя поведут. Если ожерелье из цветов плыло по воде - знак благоприятный, если завертелся на месте - к холостой жизни в ближайшее время. Неблагоприятное знамение, если венок утонул - это символизировало смерть близких родственников или даже суженного.

Молодые девушки традиционно отмечали этот праздник в лесу возле березок. Троицына неделя - это «русалочьи» игрища. В это время не следовало входить в воду - считалось, что русалка могла затянуть в свой омут. Уберечься от них можно было только при помощи полыни.

Среди других народных примет на Троицу следует отметить традиционную символику этого праздника. Береза - это символ возрождения и молодости. Это дерево на святки становилось особенно почитаемым. Березовыми ветками украшалось жилье и заборы, вход в дом и во двор, а также углы в сараях, где жили домашние животные. Ветки выносили в поле, чтобы вымолить у предков богатый урожай.

Среди традиций и примет на Троицу для незамужних девушек стоит отметить обычай плетения венков из березовых веток. Считалось, что так девушка сплетает свои мысли с думами молодого человека.

А вот бабушки шли на могилы к своим предкам, чтоб обмести «глазоньки» своим родителям и другим родственникам - березовыми ветками обметали могилы усопших.

Традиции и обычаи

День Святой Троицы - это особый праздник, в который люди привыкли совершать массу обрядов. При этом они трактуются и воспринимаются как обычаи, а не как суеверия. Это именно тот случай, когда все приметы и поверья имеют исключительно обоснованное значение. Поэтому можно утверждать, что народные приметы на Троицу отличаются глубоким смыслом.

Есть вещи, которые просто необходимо совершать в этот праздник. А есть дела, которые крайне нежелательны в первые летние деньки. Стоит отметить, что непосредственно само празднование Троицы имеет языческие корни. Конечно же, церковь против таких верований, однако народ сложно переубедить в том, что передавалось им вместе с молоком матери.

Приметы для холостых девушек и парней

Детей еще с самого раннего возраста учат почитать христианские праздники и народные традиции. Подрастающее поколение внимательно следит за тем, что делают на Троицу. Приметы помогают предугадать будущее накануне великого праздника. Со временем молодые девушки и юноши сами начинают принимать участие в обрядах.

Про венки уже было сказано. Остается только повторить символику:

  • Если венок плывет по воде - будет счастье.
  • Если прибился к берегу - новая любовь.
  • Если стоит на месте - ближайший год пройдет без изменений.
  • Если утонул - быть беде.

Приметы и суеверия на Троицу передаются из поколения в поколение. Так, бабушки часто на праздник застилают новую скатерть - считалось, что ткань впитывает в себя великую силу, которая помогает привлечь завидных женихов. К Святому празднику пекли всевозможную выпечку - ее остатки не выбрасывали, а сохраняли на счастье будущему семейству.

В День святой Троицы нельзя играть свадеб - считается, что жизнь новобрачных будет не завидной. А вот сватовство в этот день будет благоприятным - жизнь новой семьи будет долгой и счастливой. После сватовства на Троицу было принято жениться на Покрову.

Приметы на Троицу: что нельзя делать?

Есть некоторые вещи, которые крайне не рекомендуется делать в этот день. Несоблюдение запретов может рассердить духов умерших родственников, которые в этот день блуждают среди живых людей. В День святой Троицы ни в коем случае нельзя трудиться, заниматься рукоделием и домашней работой. Караваи, хлеб и булочки пекли накануне праздника. На Троицу нельзя было копаться в огороде и сажать грядки. Также в этот день категорически запрещалось купаться - достаточно вспомнить историю про русалок. Кстати, о них. Считается, что русалка - это душа девочки-младенца, которая умерла еще до крещения. Обитательницей вод также могла стать юная девушка-утопленница, которая не успела выйти замуж.

Какие бывают приметы на Троицу? Что нельзя делать в этот праздник? По традиции, в воскресенье следует сходить к могилам предков. Если нарушить этот запрет, усопшие родственники могут рассердиться и забрать кого-нибудь из живых.

Традиции праздничного обеда

Как уже было сказано чуть выше, хлеб и всевозможную выпечку изготавливали накануне праздника. Народные приметы на Троицу говорят о том, что в этот день за столом должны собраться только самые близкие люди. Не стоит приглашать врагов и нежелательных персон - этот праздник должен оставаться чистым и радостным.

Традиционно стол застилался праздничной скатертью зеленого цвета, которая потом бережно хранилась для привлечения завидных женихов. Среди всего многообразия блюд на столе обязательно должен присутствовать хлеб и любая другая выпечка собственного изготовления. Чем она вкуснее и разнообразней, тем ярче и счастливей будет жизнь в ближайшем году.

Молодым семьям стоит обратить внимание на эту традицию. Печь караваи и хлеб в субботу, накануне великого православного праздника может стать хорошей семейной традицией, в которой каждый сможет принять участие. Народные приметы на Троицу гласят о том, что праздничный стол не должен обходиться без куриных яиц. В принципе, праздничный стол в этот день должен отличаться изобилием - различные овощи и фрукты, сладкая выпечка, караваи и хлеб, рыбные и мясные блюда, а также сладости и напитки - все должно указывать на благополучие и достаток.

Святой праздник в нынешние времена

Приметы и традиции на Троицу хорошо знают жители деревень и небольших населенных пунктов. К сожалению, с ростом урбанизации горожане попросту начали забывать светлый праздник и все, что с ним связано. А зря - даже непосредственно само свершение обрядов несет в себе большую эмоциональную силу, которая позволит получить заряд положительной энергии.

Сельчане на Троицу заготавливают веники для бани. Нельзя ломать молодые деревья и срывать верхние веточки - можно только боковые побеги, чтобы не погубить деревце. Считается, что в этот день все растения усиливают свои целебные свойства. Именно поэтому знающие люди собирают накануне лечебные травы, листья и побеги. Среди множества примет и суеверий на Троицу следует отметить еще одну, которая будет интересна молодым девушкам - если собрать накануне праздника чабрец, сплести из него небольшой веник и вшить его в подушку, жизнь будет долгой и счастливой, а долгожданный избранник вот-вот появится на горизонте.

Гадания на Троицу

Церковь всячески отрицает подобные мероприятия, но ведь так хочется узнать свою судьбу и хоть одним глазочком заглянуть в недалекое будущее. Именно поэтому среди всего многообразия примет есть определенные обряды, которые помогают приоткрыть завесу тайны.

Что делают на Троицу? Приметы подсказывают, как узнать своего избранника и сделать жизнь с ним долгой и счастливой. В первую очередь, следует уяснить, что все гадания должны совершаться только с чистыми и светлыми мыслями. В этот день природа открывает свои тайны, делится мистическими знаниями и помогает людям. Бабушки и мамы клали молодым девушкам березовые ветки под подушку. Считалось, что образ мужчины во сне - это и есть будущий избранник.

Чем же еще примечательна Троица? Приметы на богатство - вот то, что интересовало многих сельчан и жителей деревень. Существовал такой обычай - женщина (может быть даже и замужняя) подходила к березке и, не глядя, срывала ветку. Если она была гладкая и ровная - год будет удачным и урожайным. В противном случае - жди неприятностей и беды.

Погода на весь год

Во время всего празднования Троицы пожилые люди внимательно следили за погодой - считается, что Зеленые Святки являлись своеобразным барометром на весь год. Приметы на Троицу и погода:

  • Нельзя было заготавливать веники из березы, если идет дождь.
  • Для лучшего урожая капусты следует положить ее листья в березовые прутики, принесенные с храма после службы.
  • Хороший урожай грибов обещает дождик в Троичное воскресенье.

Троица - великий и светлый православный праздник, который обладает великой мистической силой. Если себя правильно вести в этот день, соблюдать все традиции и обряды, а также внимательно следить за приметами - можно почувствовать, как счастье в буквальном смысле стучится в дом. Светлые мысли и добрые помыслы, благодарность за каждый прожитый день и щедрость - вот залог настоящего праздника, который сохранится в каждой семье.

Троица - один из главных христианских праздников, отмечается на пятидесятый день после Пасхи, потому называется еще Пятидесятницей. В этом празднике, помимо непосредственно православных традиций, присутствуют и черты древних языческих обрядов. Официальная церковь, разумеется, всегда протестовала против подобной ереси, но в русском народе подобный дуализм - не редкость.

Крестьяне Троицу отмечали шумно, весело. Это был особый праздник земледельцев, время, когда посевная уже закончена, идет подготовка к сенокосу и первому сбору урожая, а потому несколько вольных денечков без тяжелой работы следовало отпраздновать. С Троицей в народе связано много примет и обрядов.

Приметы на Троицу

Троица проходила всегда в начале лета. Для крестьян это время было очень важным: хороший дождь гарантировал густую траву, а значит - отличный сенокос, влажную, питательную землю, а значит - добрый урожай. Потому к приметам на Троицу относились очень бережно, передавая их в семье от взрослых детям.

Одной их самых древних примет является обычай приносить в церковь для освящения, а потом прятать в доме за раму или позже за икону пучки «слезных» трав - траву, которую специально оплакивали, так как слезы символизировали дождь. Таким образом, люди выпрашивали у природы, а позже у Бога, хорошего лета без засухи, с дождями и богатым урожаем от напитавшейся влагой земли.

Березовые веточки, вставленные за рамы окон, за наличники, ставни, зеленая трава, разбросанная по горнице, тоже символизировали хорошее урожайное лето, потому так было в каждом деревенском доме.

Осуждался в деревне любой крестьянский труд на Троицу: ни в поле, ни в доме нельзя было заниматься делами, кроме приготовления еды. Купаться тоже было нельзя, потому что это время - время русалий, когда русалки могут заманить к себе на дно.

За день до Троицы, в родительскую субботу все ходили на кладбище - помянуть родственников, если кто-то не попадал в этот день, считалось, что он зазывал к себе умерших, а они, в свою очередь, уведут кого-нибудь из дома (то есть родственник умрет). Поэтому перед Троицей и поминальный ужин оставляли, и одежду умерших на ограду вывешивали - и помянуть, и смерть отодвинуть, отогнать.

Старые женщины именно в Троицу ходили на кладбище обметать могилы березовыми вениками - считалось, что злые духи отступают при этом, а умершие радуются и содействуют миру, согласию и богатству во всей деревне.

Хорошей приметой было сватанье. Считалось, если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии.

Из сельскохозяйственных примет можно отметить широко известные «дождевые»: дождь на Троицу - к урожаю, к грибам, к теплой погоде, без заморозков.

А следующий день после Троицы - Духов день. Земля считалась именинницей, на ней также не работали, а поутру ходили на поиски кладов, потому, что в свои именины хорошему человеку земля обязательно откроет что-то ценное.

Гадания на Троицу

Церковь отвергала всяческие гадания, но так уж повелось в народе, что между Рождеством и Крещением, большими христианскими праздниками, был продолжительный период Святок - времени гаданий, так и на Троицу, во время русалий девушки гадали на судьбу, на суженого, с трепетом ждали сватов.

Самые распространенные гадания - «завивание» березки и плетение венков. Накануне Троицы девушки уходили в лес, наклоняли верхушки молодых березок и сплетали из веточек венок - «завивали», если по приходу в Троицу к своей березке девушка видела, что она развилась или повяла - хорошего ждать не придется. Если осталась прежней - будет и свадьба, и любимый суженый, и богатство в доме.

Плести венки - тоже обычай на Троицу. Плели девушки в компании, мужчин не допускали к себе, если парень видел чей-то венок, это было плохой приметой, «сглазом» девушки. Венки плели прямо в Троицу и шли с ними к реке. Там спускали на воду: куда поплыл - оттуда и жених будет, остался у берега - не выйдет девушка замуж, ну, а если утонул - и ей в этом году умереть. Да еще венки не руками снимали с головы, а наклонялись так, чтобы они сами в воду падали.

Чтобы суженый приснился, клали березовые веточки под подушку.

Заговоры на Троицу

Богата культура русского человека - правой рукой он в церкви на Троицу Богу молился, а левой в это время мог держать пучок травы. Затем, выйдя из церкви, поклониться на четыре стороны света, дома из этого пучка веночек сплести, заветные слова на него заговорить и за икону положить - на счастливый и богатый год, до следующей Троицы. Так, в одно целое сливались и христианские, и языческие взгляды русского народа. И не было тут никакого противоречия, все гармонично и слаженно.

Даже еду на Троицу порой готовили с заговором и по-особому. В дохристианском мире ценили все круглое - блины на Масленицу - та же традиция, так как круг - символ солнца. Вот и на Троицу пекли круглый каравай и делали яичницу-глазунью в сковороде из двух яиц.

Круглая яичница - это и символ солнца, и дружная семейная пара, «без углов», то есть без ссор и разногласий. Пока яичница пеклась, хозяйка над ней обязательно говорила заветные слова, солила четверговой солью, а зелень не рвала, а выкладывала веточками и луковыми перьями, что тоже обозначало единство и крепкую связь мужа и жены. Сам муж при этом не участвовал, но ждал, когда жена совершит все таинства, положит яичницу на ржаной каравай и отправится с супругом в рощу, к заранее украшенной яркими лоскутками березе - праздновать Троицу и есть вместе заговоренное кушанье - оберег от всего злого.

Для приворота на любимого берут освященную в церкви травку сплетают в венок и кладут под подушку, при этом говорят:

«Не молясь ложуся спать и не перекрестившись, Господь, прости, Христос. Под голову кладу венок из святых трав. Как эти травы в венок свивались-переплетались, так пусть раб Божий (имя) вокруг меня рабы (имя) вьется-увивается, как венок будет вянуть и сохнуть, так пусть сохнет-горюет он по мне, Божьей рабе (имя), едой не заедает, питьем не запивает, гульбой не загуляет; при пире он или при беседе, в поле он или в доме - не сходила бы я с его ума-разума. Будьте слова мои крепки и лепки, крепче камня и булата, острого ножа и борзометкого копья. А ключ моим словам и утверждение, и крепость крепкая, и сила сильная в небесной высоте, а замок в морской глубине. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Заговор на удачу, на успех в делах, делали на зорьке обязательно на улице утром Троицы:

«Встану я, помолясь, выйду, перекрестясь, взойду на гору высокую, погляжу окрест на все четыре стороны. Как на восточной стороне на лугу зеленом пасется конь вороной, норовом дикий да буйный. Никто его не седлал, никто на нем не езжал, стремен-поводьев тот конь не знал. Я того коня укрощу, и будет он подо мной ходить послушно, возить, куда я хочу. Воля моя крепкая, слово мое верное. Аминь.»


Каждый год на пятидесятый день после светлого Воскресенья Христова все верующие православные люди отмечают главный праздник лета - день Святой Троицы. Еще этот праздник имеет название Пятидесятница, поскольку празднуется на 50-й день после Светлой Пасхи, и День Сошествия Святого Духа на апостолов. Праздник Пятидесятницы является днем рождения церкви, т.е. избранные Богом ученики были наделены особой силой, чтобы проповедовать Евангелие во всем мире и нести весть об Иисусе, как о Спасителе и Господе. Ныне преемниками апостолов являются священнослужители, которые считаются посредниками между Богом и людьми.

К празднику Троицы хозяйки убирают в доме и наводят чистоту, украшают комнаты цветами, молодой травой и зелеными ветками, что символизирует пришедшую весну, процветание и продолжение жизни. Чаще всего для украшения используются ветки березы, дуба, рябины, клена, трава аира, мята, мелиса и др. В день Троицы утром посещают праздничную церковную службу. Прихожане держат в руках цветы, пахучие травы и зеленые ветки, символизирующие обновление через нисходящий Святой Дух.

На праздничный обед приглашают близких людей и родственников, угощают караваем, блюдами из яиц, блинами, пирогами, киселем и дарят друг другу веселые подарки.
Что нельзя делать на земле.
В праздник Троицы ни в коем случае нельзя пахать, боронить, копать, рыть, втыкать колья, косить траву, рубить деревья, сажать растения. Особенно осторожно нужно обращаться с деревьями, поскольку зеленое деревце повсеместно используется в Троицких ритуальных мероприятиях. Его украшают лентами, венками и цветами. Девушки завивают молодые ветви берез, ив, лип, кленов и гадают о своей дальнейшей судьбе. Поэтому на Троицу не следует пилить деревья, ломать сучья, рубить дрова.

По народному поверью, в неделю перед Троицей велика опасность встретиться с русалками и лесными мавками. Это время, когда русалки посещают мир живых, могут свободно пребывать на земле и способны принести вред людям. По народным представлениям, русалками и мавками становились младенцы, родившиеся мертвыми, некрещеные дети или же дети, проклятые родителями и унесенные нечистой силой.

Чтобы не гневить русалок, в этот день ни в коем случае нельзя в одиночку ходить в лес и поле, а то обитающие там русалки и мавки защекочут до смерти. Также нельзя водить в лес лошадей и скотину, заниматься полевыми работами, чтобы не было убытков в хозяйстве. Также, чтобы не гневить русалок, на Троицу существует запрет на многие женские работы - нельзя прясть, ткать, шить, отбеливать холсты. Также нельзя заниматься домашней работой - убирать дом, полоскать белье, стирать, резать, стричься. На Троицкие праздники запрещено купаться - русалки могут утащить за собой на дно, и человек утонет. По народным приметам, редко какая Троица обходится без утопленника. Тем не менее, люди продолжают купаться в этот праздник, как будто на собственном опыте стремятся проверить эту народную мудрость.

В Троицкую субботу, кроме усопших людей, можно поминать умерших не своей смертью. По народному убеждению, такие люди также имели отношение к нечистой силе. Молитвы и отпевания помогают их душам обрести покой.

За многовековую историю праздника в народе появилось много примет и поверий на Троицу. Пожалуй, самая известная примета - на Троицу всегда идет дождь. В народе говорят, что дождь в день Святой Троицы - это слёзы по умершим людям, ведь субботу перед Троицей называют родительской. И в этот день с самого утра принято поминать на кладбище умерших родственников. В день Святой Троицы и во время русальной недели обязательно соблюдали многочисленные запреты, чтобы ничем не обидеть присутствующих в это время на земле покойников и не навлечь на себя их гнев. Так, например, запрещалось шить, прясть, белить хату и печь, работать в огороде, купаться в реке.

Главным символом Троицы в народе считается береза, как символ наступившего лета. Ее веточки освящают в церкви, а после ими украшают дом. После праздника березовые веточки относили в поле, тем самым выпрашивая у природы богатый урожай. В храмах и церквях в Троицын день, после литургии, совершается вечерня, на которой читаются с коленопреклонением молитвы о том, чтобы Господь ниспослал нам благодать Святого Духа и помянул всех усопших родственников.

Считается, что собранные в день Святой Троицы травы обладают огромным исцеляющим эффектом и работают как мощные обереги. Так полынь, сорванная в Троицын день, надежно оберегает дом и семью от всей нечистой силы и происков колдунов. С помощью любистка девушки ворожили на женихов и большую любовь. Мята оберегала детей от дурных снов и ночных криков. А богородская трава, чабрец, помогала женщинам забеременеть и выносить здорового малыша.

Защитный обряд на Троицу.
На праздник Троицы нужно взять 3 букета: полынь, зверобой и тысячелистник.

Все это берем в церковь, там по желанию можно исповедаться и причаститься.

Затем нужно купить свечи и поставить за свое здравие 7 свечей и прочитать Молитву к пресвятой Троице. Купить в церкви Серебряное кольцо с надписью «Спаси и Сохрани». Когда будете одевать скажите: "Щит и защита мне во Славу Троице!".

После службы дома в старой мисочке зажгите веточку зверобоя и окурите жилье со словами: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа изыди нечисть, сгинь пропади!".

Полынь поделить пополам: одну часть положить под кровать, а вторую над входной дверью. Тысячелистник завариваем и принимаем ванны с его добавлением. Зверобой можно заварить как чай. 3 дня подряд делать ванны и чай.
Утром и вечером обязательно читать молитвы Троице! Обычно после такого уходят многие недуги и проблемы

Оберег для семейного счастья.
С давних времен повелось в Троицын день готовить особую яичницу. Состоит она из двух яиц, поскольку оба ее «глаза» должны символизировать дружную пару - мужа и жену. Пока блюдо жарится на сковородке, хозяйка читает молитву: «Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи помилуй (трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому духу. И ныне и присно и вовеки веков. Аминь».

Солят такую яичницу четверговой солью. Яичницу приправляют зеленым луком, чесноком и петрушкой. Причем зелень не шинкуется, а кладется веточками или длинными зелеными перьями вместе с нарастающей головкой луковицы. Считалось, что благодаря этому сохраняется целостность семьи. Круглая - по форме сковороды - яичница вместе с зеленой приправой запечатывалась в разрезанный пополам такой же круглый каравай ржаного, обязательно освященного в церкви хлеба. Каравай - единственное, что разрешается делить, но не на мелкие части, а только надвое. «Бутерброд» следует завернуть в полотенце, прихватив отваренной в мундире картошки, отправиться в рощу к заранее украшенной березке, под которой и едят этот оберег для семейного счастья. А еще просто ели такую яичницу с зеленью дома и не вкладывая в хлеб. Только хлеб ломали, а не резали.

Вот такие приметы и суеверия дошли из старины до наших дней. Верить им или нет, решайте сами. Равно как и отмечать Троицу, или отнестись к этому празднику как к пережитку, - тоже дело хозяйское.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины