28.06.2019

Простые и эффективные тибетские рецепты здоровья и долголетия. Тибетская медицина. Что важно знать!? Способ применения и дозы


Характеристики

Инструкция по применению

Описание

Массажер-иппликатор медицинский "Тибетский иппликатор" предназначен для выполнения процедуры игольчатого массажа. Игольчатый массаж оказывает лечебное воздействие на отдельные части тела и органы, а также рефлекторно на все системы организма. Особенностью Тибетского иппликатора является раздвоение острия игл, которое повышает лечебный эффект и снижает риск травмирования кожи.

Показания

Снятие болей и потери подвижности в области шеи. Снятие головных болей. Улучшение местного кровообращения. Повышение общего тонуса организма, восстановление и повышение работоспособности, восстановление после физических нагрузок, нормализация сна. По назначению врача возможны иные показания.

Меры предосторожности

Кожа, к которой прикладывается Тибетский иппликатор, не должна иметь папиллом, бородавок, пигментных пятен и других образований. При возникновении сильных вегетативных реакций (учащенное сердцебиение, слабость, головокружение и др.) процедуру необходимо прекратить, а время и интенсивность последующих процедур наращивать постепенно, контролируя при этом общее самочувствие, частоту пульса, артериальное давление.

Способ применения и дозы

Массажный валик кладут на жесткую горизонтальную поверхность (например, на пол) затем на него ложатся, обеспечивая колющее воздействие с помощью веса тела. Для увеличения интенсивности массажа можно поворачивать голову из стороны в сторону. Сила вдавливания должна обеспечить колющее воздействие в пределах болевой переносимости, которое обычно сопровождается ощущением тепла. Ощущение тепла свидетельствует о высокой эффективности воздействия. Время и сила воздействия являются индивидуальными для каждого человека и определяются опытным путем. Период воздействия может колебаться от одной минуты до нескольких часов, но в большинстве случаев процедура длится 5–15 минут. Рекомендуется проводить 1-2 процедуры в сутки. Проконсультируйтесь со специалистом об индивидуальных особенностях применения.

2 580 0 Здравствуйте! Из статьи вы узнаете, на каких принципах основывается тибетская медицина, в чём её особенности и какие методы лечения она использует, с какими заболеваниями она помогает справляться, какого образа жизни рекомендует придерживаться. В статье вы также найдёте примеры рецептов для здоровья и информацию о типах конституций людей, выделяемых этим направлением медицины.

Что такое тибетское лечение

История возникновения тибетской медицины, несмотря на наличие документальных доказательств, находится под покровом тайн. По легенде наука исцеления берёт своё начало с божественного происхождения. Официально медицина Тибета сформировалась более двух тысяч лет назад с появлением письменности, когда накопленные знания и опыт были внесены в медицинские трактаты.

На Тибете соприкоснулись древние культуры Индии и Китая. Поэтому медицина включила в себя их традиции, дополнив собственным опытом. Так образовалась новая наука врачевания.

До сих пор это уникальное целительство до конца не изучено. Одно достоверно - наука опирается на то, что здоровье человека неразрывно связано с окружающим миром. Причиной болезней являются три виновника: ветер, жёлчь и слизь.

Классический трактат «Чжут-ши» учит тому, что человек - микрокосмос со всеми законами мироздания, а здоровье - не комфортное состояние, а выражение его гармонии и совершенства.

Книга даёт наставления по правильному образу жизни:

  • рассказывает, как приспособиться к смене сезонов;
  • узнать свой конституционный тип;
  • достичь долголетия;
  • предлагает методы диагностики, лечения;
  • даёт советы по изготовлению сборов, в состав которых входит до 60 наименований сырья растительного, животного и минерального происхождения.

Усилия тибетских врачевателей сводятся к выявлению, устранению источника заболевания, который кроется в неустойчивом психоэмоциональном состоянии. Они считают, что все остальные причины вторичны. В этом главное отличие тибетской медицины от западной, где врачи лечат конкретную болезнь и органы, в первую очередь устраняя симптоматику.

Тибетские методы лечения

Перед тем как приступить к лечению, проводится опрос, осмотр пациента. Далее диагностируется пульс. По полученным результатам врач способен определить заболевание даже на начальном бессимптомном этапе. В Тибете существуют тысячи целебных рецептов, более 100 практик нелекарственной терапии.

К методам лечения относятся:

1. Лекарства.

Особенность исцеления препаратами заключается в 100-процентной натуральности. Ошибочно считать их фитосборами, так как состав более обширный. Кроме всех частей растений, они включают минеральную соль, воду, драгоценные камни, металлы. А также смолы, глину, вещества животного происхождения, к которым относятся насекомые, пресмыкающиеся, рога, кости.

В зависимости от того, что является причиной заболевания - ветер, жёлчь или слизь, лекарства имеют определённый вкус. В первом случае препарат остро-солёный. Для жёлчи подойдут сборы, составленные из горьких, вяжущих и сладких ингредиентов. Слизь нормализует комбинация кислых, солёных, острых вкусов.

Большое количество компонентов в составе обусловлено разным влиянием и нивелировкой побочного явления одного средства другим.

Перед сбором сырья целители произносят молитвы, спрашивают разрешения у Бога на заготовку. Выбирается подходящее время суток, направление склона. На протяжении всех этапов приготовления препарата, читаются мантры, благословляются лекарства, их потребители.

Лечение проходит от нескольких месяцев до нескольких лет. При этом рекомендуется вести правильный образ жизни, соблюдать диету.

2. Травяные ванны.

В воду добавляют настои лечебных тибетских трав.

Ванны оказывают следующее действие:

  • улучшают кровообращение;
  • активизируют работу сальных и потовых желёз;
  • приводят в тонус мышечную ткань.

Основное действие - нормализация циркуляции энергии по каналам.

При процедуре, на которую отводится полчаса, возможно учащение сердцебиения, одышка, онемение конечностей. Вывод токсинов даёт побочные эффекты в виде слабости, головокружения.

Дискомфорт проходит после окончания приёма ванны.

3. Растирание.

Этот метод наложения мазей и кремов на кожные покровы популярен у местного населения. По учению тибетской медицины, процедура способствует успокоению, поднятию настроения. Мягкие движения целителя снимают накопленную усталость, нормализуют сон.

4. Прижигание полынью.

Воздействие происходит на определённые точки при болезнях желудка, эпилепсии, отёках, нервных расстройствах.

5. Бесконтактный массаж.

Особенность методики заключается во взаимодействии с больным посредством энергетических волн, исходящих из рук. Проникая через кожу, импульсы лечат внутренние органы.

Каждый хозяин своего питомца хотел бы лечить его болезни самыми комфортными методами для животного. Я уже публиковал небольшие статьи на эту тему. Их вы можете найти по тегу .

Что касается лечения животных методами акупунктуры, то в средневековом Китае существовала специальная обширная и разнообразная традиционная литература, посвящённая различным аспектам ветеринарного искусства, в том числе и лечению животных способами иглоукалывания и прижигания.

В ней речь шла, конечно, главным образом не о кошках, а о лечении тех животных, которые были наиболее полезны китайцам в их домашнем хозяйстве - лошадей, коров, верблюдов.

Создателем этой старинной науки акупунктурного лечебного воздействия на домашних животных сами китайцы считают прославленного древнего врачевателя и знатока коней Бо Лэ (7 в. до н. э.), жившего при дворе циньского князя Му-гуна.

В средневековых китайских рукописях сохранился трактат о ветеринарном лечении коней, авторство которого приписывается этому полулегендарному человеку древности, он называется "Канон об иглоукалывании Бо Лэ" ("Бо Лэ чжэнь цзин").

Однако современные учёные считают, что самым древним из подлинных сохранившихся до нашего времени китайских текстов, описывающих традиционную ветеринарную акупунктуру, является трактат эпохи Тан "Свод наставлений об уходе за лошадьми и их лечении" ("Сыму ань цзи цзи"), написанный средневековым китайским ветеринаром Ли Ши в 833-м году. В этом сочинении говорится о системе "каналов и коллатералей" (цзин-ло) у лошади, по которым циркулирует Ци, и описываются 77 лошадиных акупунктурных лечебных точек.

В последующие столетия, особенно в эпохи Мин и Цин, эта наука в Китае получила большое развитие, и там было написано значительное количество различных специальных ветеринарных сочинений.

Среди наиболее известных и крупных книг по этой тематике можно назвать, например, такие тексты как "Собрание наставлений Юаня и Хэна о лечении коней" ("Юань Хэн ляо ма цзи"), изданное братьями Юй Бэньюанем и Юй Бэньхэном в 1608-м году, "Заново написанный и откомментированный большой свод канонов о лошадях, коровах и верблюдах" ("Синькэ чжуши ма ню то цзин да цюаньцзи"), изданный в 1785-м году Го Хуайси и Сюй Чанлэ.

В современных же китайских книгах по ветеринарной акупунктуре описываются методы лечения иглоукалыванием и прижиганием для самых разнообразных видов животных и птиц - собак, кошек, кроликов, куриц и многих других.

Теоретические разделы тибетской медицины тесно связаны с индийскими аюрведическими представлениями, но в практической фармакологии эта связь выражена слабо. Индийская медицина приписывала влиянию демонов в основном психические заболевания, а медицина Тибета связывала с действием духов и демонов половину всех существующих болезней. Тибетское богословие содержит учение о «Вместерожденных» - человеке и его душе. В мифологии это учение отразилось в представлении о двух духах-гениях, добром и злом, которые сопровождают человека в течение всей жизни, фиксируют все его добродетельные и греховные деяния и после смерти предстают вместе с ним перед загробным судьей.

Исторические параллели:

Представление о «Вместерожденных» - двух духах, связанных с телесной и духовной природой человека, напоминает о двух духах, которые в мифологии Древнего Вавилона сопровождают человека: «хранителе» и «господине-преследователе». Последний мог покарать болезнями за дурные поступки, нарушение религиозных законов и преступление перед богами - стражами справедливости (с. 62). Однако между тибетскими и вавилонскими духами, сопровождающими человека, есть множество различий. Отметим главное. Тибетскую культуру отличает весьма сложное учение о «Вместерожденных» - индивидуальных хранителях человека. Их было много, поскольку человек считался обладателем не одной души, а многих. Так, на ранних этапах развития тибетской религии считалось, что у человека 32 души. «Вместерожденные» обитали в определенных частях тела, которые считались важнейшими жизненными центрами. Пять различных групп духов - хранителей вызывали из левой и правой подмышки и сердца, из макушки головы и правого плеча. Существовали и духи - хранители органов зрения, речи, слуха и сердца, которому приписывалась главная роль в дыхании и сознании.

Начиная лечение, тибетский врач должен был определить с помощью гадания, какие именно сверхъестественые силы вредят здоровью пациента, где затаился враг его благополучия, почему он вредит, как можно его умилостивить или подавить. В качестве гадательного сосуда использовали панцирь черепахи. Различные фигуры, которые образовывало движение жидкости в девяти его секторах, служили основанием для составления гороскопов.

Классификация лекарственных средств отражает представление о том, что болезнь является, как правило, следствием физического проникновения демонов в тело человека, и с ними можно либо «поладить», либо изгнать их. Это отражено в делении лекарственных средств на «успокаивающие» и «очищающие». Во вторую группу в качестве основных входили рвотные или слабительные средства, способствующие механическому удалению болезнетворного фактора.

Исторические параллели: Современные названия лекарств - «успокаивающие» и «очищающие» пришли из древней медицины, и, как это часто бывает, смысл их изменился за сотни и тысячи лет. В медицине Древней Месопотамии и Китая, Индии и Тибета целью использования многих лекарств было либо «успокоение» духов внутри организма больного, либо «очищение» от них. Очищающим лекарством часто служили яды, призванные «отравить» демонов. При этом врач должен был владеть искусством дозировки ядовитых веществ: необходимо было отравить демона, не навредив при этом больному.

В качестве примера подобного лечения можно привести древнекитайскую притчу об искус-, ном враче по имени Ли Цзыюй, который прославился своими знаниями и заслужил прозвище «Проникающий в тайны». Однажды занемог младший брат правителя. Болезнь поразила его сердце и живот. В течение десяти лет никому не удавалось его вылечить, и все решили уже, что он не жилец на этом свете. Как-то ночью он услышал разговор двух демонов: один сидел за ширмой, другой - у него в животе. Тот, кто был за ширмой, сказал другому: «Почему ты не спешишь его убить? Ведь если здесь появится Ли Цзыюй и накормит тебя красной пилюлей, ты сам умрешь».

Едва рассвело, послали за Ли Цзыюем. Осмотрев больного, врач сказал: «Ваша болезнь от демона». С этими словами он достал из своего ящичка восемь красных пилюль с ядом и велел разом их проглотить. В тот лее миг живот больного начало распирать, и демон покинул его организм вместе с нечистотами. С тех пор способ излечения от этой болезни называется «Восемь красных пилюль».

После определения причины болезни составлялась пропись многокомпонентного лекарства, напоминавшая формирование войска под предводительством основного лечебного препарата - «царя». Далее следовали другие основные и второстепенные компоненты - «царица», «советники», «стражники», «проводники», «купцы», «оружие», «лошади», «глашатаи», бегущие перед царским выездом и расчищающие дорогу. Это придавало описанию заболевания и схемам лечения вид войны, царского выезда, охоты на болезнь, сцен из мифологии. Остановимся подробнее на этом интересном и необычном для европейца аспекте тибетской фармакологии.

Одно и то же лекарство могло в разных случаях быть «царем», «царицей», «стражником», «советником» или кем-нибудь другим. Вот, например, описание шести вариантов приготовления камфоры для шести разных составов, в которых это лекарство должно выполнять разные роли: «Камфару готовят так: как дикого человека, который бродит один; как богатыря, которого снаряжают оружием; как царицу, которую сопровождает учтивая свита; как посла, соединяющего с друзьями и врагами; как военачальника, находящегося среди соратников; как царя, ведущего всех за собой». Что это значит? В первом случае камфару назначают в чистом виде, во втором - «вооружают» добавлением лекарственных трав и сажают па «коня» (сахар), «учтивая свита» получается при добавлении к этим веществам мускуса, шафрана и медвежьей желчи. Дальнейшее усложнение состава делает камфару «послом», «военачальником» и «царем» в зависимости от того, против какой болезни направлено данное лекарство.

Болезни представляются врагами или дикими животными. Распространение заболевания сравнивается с наступлением врага, нападением зверя или захватом укрепленных позиций. В каждом случае освобождение от болезни ассоциируется с действием божества или духа, несущего выздоровление. Среди духов лекарственных растений особая роль в такой армии принадлежала божеству Юл-лха, духу можжевельника. Исцеляющие свойства этого растения высоко ценились тибетскими врачами.

Исторические параллели:

Можжевельник занимал особое место в искусстве врачевания разных стран Востока и Запада. Его вечнозеленую хвою и тонкий аромат связывали с долгой жизнью, с исцелением от болезней. Уже египтяне, греки и римляне использовали его как лекарственное средство. В средневековой Европе можжевельником окуривали помещение во время эпидемий. Освященные в церкви ветки можжевельника, согласно поверью, отгоняли нечистую силу. Их помещали в доме для защиты от болезней и несчастья. Многочисленные прописи лекарств, содержащих целебные ягоды этого растения, сохранила европейская средневековая фармакопея.

На Руси в XVIIв. для пополнения аптечных запасов существовал особый вид подати в государственную казну - можжевеловая повинность. Ягоды можжевельника поступали к фармацевтам для изготовления лекарств. В архиве Аптекарского приказа сохранились документы о сборе населением можжевеловых ягод и «отписки» аптек об их получении. Они свидетельствуют, что можжевеловые ягоды собирались в гораздо большем количестве, чем другие лекарственные растения. Для чего московскому Аптекарскому

Приказу необходимо было так много этой ягоды?

У российских лекарей в большом ходу были можжевеловый спирт и можжевеловое масло.

Способы их изготовления подробно изложены в «Реестре из дохтурских наук» (1696), составленном Холмогорским архиепископом Афанасием. Кроме того, из можжевеловой ягоды выдавливали «сусло», которое подавали царю и боярам в постные дни. Можжевеловый спирт шел на изготовление особого рода водки - «апоплектики», которая считалась универсальным лекарством.

В «Прохладном Вертограде» - одном из самых популярных русских лечебников, написано, что «ягоды можжееловые» помогают при головной боли, масло («елей») из «мождкеелового древа» полезно применять при ломоте в костях и грыже, при болях в спине и падучей болезни. Тем лее маслом лечили меланхолию и сгущение крови, капали его в ухо при глухоте. Во время эпидемий жгли ветви можжевельника и окуривали помещение можжевеловым дымом: «нечистота губительная» не грозила тому человеку, «котораго тотъ дымъ обоймешь».

Вот как рассказывает миф о появлении сложных многокомпонентных препаратов в медицине Тибета. Священная птица Гаруда, «Царь всех летающих», превратила перед смертью свои сердце, кровь, мясо, жилы и кости в драгоценные пилюли, которые защищали от всех болезней. Гаруда - не реальная птица, а мифическое могучее птицеподобное существо. В тибетские легенды этот образ пришел из индийской мифологии. «Ригведа» повествует о «царе пернатых» с телом из золота, крыльями красного цвета и человеческой головой с клювом. Гаруда был наделен такой мощью, что сотрясал горы, мог поднять в воздух слона. Когда эта птица «неизмеримой силы» выступила против богов, желая похитить напиток бессмертия, «теснимые и терзаемые Гарудой, боги отступили...». Гаруда помогает сохранять космический ритм в движении светил. Согласно мифологии индусов, солнечные и лунные затмения происходят потому, что небесные тела пожираются демонами, которые носятся в небе. Их настигает и разрывает на куски птица Гаруда. Печень демона падает на землю в виде метеорита. Интересно отметить, что пористая структура метеоритных камней действительно напоминает структуру печени. Индийский эпос наделяет Гаруду умением говорить человеческим языком и изменять свой облик с помощью магических заклинаний. Нередко эта птица, взмывая в небо, несла на себе богов, героев или святых мудрецов.

Исторические параллели:

Птиц, свободно летающих в небе, с давних времен отождествляли с солнцем. Золотое тело Гаруды напоминает об этой аналогии. В Древнем Египте сказочная цапля Бену была символом восходящего солнца. Греки назвали ее фениксом, на монетах поздней римской империи она символизировала Рим - непобедимый «вечный город». В китайском фольклоре подобная птица носила имя Фенг, у мусульман - Рух, у персов - Симург, в Индии и Юго-Восточной Азии - Гаруда, в русском фольклоре -Жар-птица, одно перо которой могло залить светом все вокруг. Марко Поло в XIIIв. в своем знаменитом сочинении о восточных странах рассказал европейцам об удивительной птице, которая может поднять в воздух слона.

В традиционной мифологии Тибета (до Гаруды) таким существом была птица кьюнг, которая считалась защитницей от многих бед, в том числе и от заразных болезней. Для иллюстрации ее могущества приведем эпизод из тибетской исторической литературы. В VIII в. китаянка - жена тибетского царя решила погубить царствующий род Тибета. Она узнала «тибетские заклинания» и, чтобы наслать на страну проказу, отрубила клюв изображению птицы кьюнг. Этим магическим действием она лишила тибетцев защиты от болезней. О птице кьюнг до сих пор напоминают названия медицинских препаратов. Например, лекарственное растение ункария клюволистная называется «когти кьюнг».

Легенда говорит, что, когда закончились драгоценные пилюли, оставленные Га-рудой, на земле появились их заменители, в том числе лекарственное растение миробалан, заменившее мясо Гаруды, и мускус, заменивший кровь священной птицы. Кроме того, каждая часть тела Гаруды превратилась в несколько лекарств сразу, например, ее роскошный хвост - в шафран, желчь медведя и тушь. В эти древние предания уходят своими корнями традиционные прописи составления сложных лекарственных препаратов: «Царь Гаруда красный», «Царь Гаруда синий» и многих других.

Исторические параллели:

Мускус и миробалан, в которые, согласно преданию, превратились мясо и кровь Гаруды, считались ценными лекарствами в медицине разных стран. В настоящее время мускус, получаемый из секрета мускусной железы кабарги, применяется в основном в парфюмерии. В средневековой медицине Западной Европы и Руси он считался универсальными лекарством и ценился наравне с бобровой струей, которую называли «Mater medikamentorum» (лат. «Родоначальница медикаментов»). Мускусом лечили болезни сердца, нервные расстройства и меланхолию. Рецепты применения мускуса в медицине пришли на Русь из Индии, как и рецепты лекарств с использованием мироба-лана. Это лекарственное растение имело универсальное применение. Текст «Чжуд-ши» сообщает о том, что корни миробалана лечат болезни костей; ветви - болезни сосудов и плоды - болезни плотных органов; кожица, луб и смола - коле, сухожилия и конечности.

«Атаку на болезнь» часто начинали «передовые лекарства». Подобно разведчикам, они провоцируют медленно текущую хроническую болезнь. Этот процесс подобен выманиванию врага из укрытия или зверя из норы: «передовые лекарства - нашатырь, гвоздику, краба, киноварь и алтей лекарственный отправь на тех же конях, пусть разъярят болезнь и поднимут». «Конем» называли вещества, которые не не столько обладали целебным действием, сколько способствовали лучшему усвоению лекарства. Как правило, это были жидкости, которыми его запивали: снеговая вода или раствор сахара в ней, а также патока, молоко или кисломолочные продукты.

Исторические параллели:

Интересно сопоставить тибетский медицинский термин «конь» с современным английским «vehicle» (повозка), которым обозначают основы для приготовления лекарственной мази. Оба термина имеют сходный смысл: так называются наполнители, растворители, связующие вещества, которые выполняют функцию подходящей среды для конкретного лекарства.

Обеспечить встречу лекарства с болезнью должны были лекарства - «проводники», «егери, управляющие лошадью». Их задача состояла в том, «чтобы они в желудок и прочие плотные или полые органы могли легко проникать». Разные группы проводников (как правило, лекарственные травы) подбираются в зависимости от конкретной болезни и пораженного органа, в то же время основное лекарство может оставаться неизменным.

Исторические параллели: В европейской медицине XIX-XX вв. поиск «проводника» подобного рода нашел отражение в теории «магической пули», которая могла бы одним ударом уничтожить микробов в организме человека. Появление этой теории связано с работами немецкого химика П. Эрлиха, развитием микробиологии и достижениями химиков в области получения красителей. В конце XIXв. Эрлих в своей лаборатории окрашивал сначала колонии бактерий на стекле, затем - ткани животных, погибших от заразных болезней. Однажды он ввел в кровь зараженного кролика краситель - метиленовую синь с целью окраски бактерий в живом организме.

После вскрытия трупа кролика Эрлих с удивлением увидел, что мозг и все нервы животного окрасились в голубой цвет, а другие ткани остались неокрашенными. Если есть краска, которая окрашивает только одну ткань, рассуждал Эрлих, должна быть и такая краска, которая способна окрасить болезнетворных микробов, попавших в организм. Задача получения такого красителя показалась ему реальной, ведь он неоднократно с успехом окрашивал колонии бактерий на лабораторном стекле.

Если добавить такую краску к лекарственной основе, можно будет получить средство, подобное «магической пуле», действующей направленно и позволяющей полностью очистить организм человека от болезнетворных бактерий. После многочисленных опытов Эрлих оставил работу с красителями. Однако в 1910 г. он создал первое синтетическое лекарство направленного действия - сальварсан, убивающее бледную спирохету, возбудителя сифилиса.

Приведем пример того, как разные лекарственные травы, используемые тибетскими врачами в качестве проводников, направляют действие лекарства. Одна и та же лекарственная основа с добавлением в качестве проводников редьки, лука и перца подействует на желудок, а с добавлением ярутки полевой, песчанки и змееголови-ка - на легкие. Подобрав другие проводники, можно добиться действия того же лекарства на печень или селезенку. Проводник способствует доведению основного лекарства до цели, «устраивает ему встречу с болезнью в нужном месте». В этом выражении из тибетского медицинского текста «встреча с болезнью» знаменует начало той битвы, в которую вступят и «царь», и «царица», и «воины» с «глашатаями», и все войско - многокомпонентная лекарственная смесь, составленная в соответствии со сложными правилами тибетской медицины.

Этим описанием изгнания болезни из тела человека мы закончим знакомство с медициной Тибета. Вместе с буддизмом тибетская медицина приникала в другие страны, в том числе на территорию России - прежде всего в Калмыкию и Забайкалье. Появление «Чжуд-ши» на русском языке связано с именем известного врача П.А.Бадмаева (1849-1920). Сын монгольского скотовода из старинного рода Батма, в детстве он носил имя Жамсаран. Его старший брат Сультим был тибетским врачом, которому удалось вместе с помощниками победить эпидемию тифа в забайкальских степях. После этого Сультим был приглашен в Санкт-Петербург, в Николаевский военный госпиталь. Вскоре он открыл аптеку тибетских лекарственных трав и занялся врачебной практикой. Сультим Батма принял православие и с ним новое имя Александр в знак благодарности императору за его милость.

По ходатайству старшего брата Жамсаран был принят в Иркутскую классическую гимназию, которую окончил с золотой медалью. После этого молодой человек поступил на восточный факультет Санкт-Петербургского университета и одновременно начал посещать лекции в Медико-хирургической академии. По вечерам он учился у старшего брата искусству тибетского врачевания. Ко времени окончания университета и академии Жамсаран принял православие, взяв имя Петр в честь Петра Великого, а отчество - в честь будущего императора Александра III.

После смерти старшего брата П.А.Бадмаев много путешествовал по Китаю и Монголии, встречался в тибетскими лекарями. В 1894 г. он открыл практику в Санкт-Петербурге и занялся расширением аптеки тибетских лекарственных трав, открытой еще его братом. Слава Бадмаева как удивительного диагноста и врача быстро росла. Его стали приглашать во дворец для лечения членов царской семьи и самого Николая II. Еще в 1860 г. старший брат Бадмаева добился высочайшего повеления Александра II о переводе «Чжуд-ши» на русский язык. Сам он не мог этого сделать из-за недостаточного знания русской грамоты. Перевод двух первых томов классического канона тибетской медицины на русский язык с исторической справкой и комментариями был сделан почти сорок лет спустя его младшим братом. Книга П.Бадмаева «О системе врачебной науки Тибета», вышедшая в 1898 г., вызвала всеобщий интерес. Некоторые представители официальной медицины обвиняли Бадмаева в знахарстве и шаманстве, однако в этом не было ничего удивительного: слишком непривычным для официальной медицинской науки было тибетское врачебное искусство. Не разногласия с коллегами были причиной настоящих гонений и преследований в жизни Бадмаева. В 1919 г. он перенес тиф, находясь в заключении в Чесменском лагере. Прекратили свое существование аптека тибетских трав на Поклонной горе и приемная Бадмаева на Литейном, 16. Тюрьмы и допросы подорвали его здоровье. Японский посол предлагал ему покинуть Россию и принять подданство Японии, но Бадмаев не захотел сделать этого. Он был похоронен на Шуваловском кладбище в Санкт-Петербурге, труды его были запрещены, ученики и последователи репрессированы. В 1990 г. в Санкт-Петербурге был создан Научно-исследовательский центр тибетской медицины имени Петра Бадмаева с целью возрождения его школы и издания трудов.

Основы тибетской медицины

В основе традиционной тибетской медицины лежит учение о трёх ньепа (примерный перевод слова «ньепа» на русский — «виновник»). Согласно этим представлениям, в основе жизни человека находятся три вида энергии, три жизненных начала, обладающих различными характеристиками. Именно ньепа и определяют тип физической конституции человека, они связаны с различными отделами человеческого организма, определяют особенности его темперамента и взаимодействия с окружающей действительностью. То есть, согласно канонам тибетской медицины, восстановление и поддержание гармонии человека, а именно его лечение и укрепление здоровья, невозможно без знаний о характеристиках ньепа и закономерностях воздействия на них и без практического применения этих знаний.

Итак, основные характеристики трёх жизненных начал, трёх ньепа, являющихся основой тибетской медицины:

Из первоэлементов, составляющих мироздание согласно восточным представлениям, связан с ветром (воздухом). В температурном плане нейтрален, то есть люди с преобладанием этого ньепа лучше всего себя чувствуют при умеренной температуре. Основным свойством является движение, то есть человек этого типа комфортно ощущает себя в постоянном движении. С точки зрения главной составляющей эмоциональной сферы люди с преобладанием ньепа Лунг характеризуются как люди, отличающиеся сильной привязанностью: к людям, к занятиям, к сложившемуся порядку вещей и действий.

Сильнее всего влияние этого ньепа на человека наблюдается в преклонном возрасте. Энергетический центр расположения этого ньепа — тазовая область. Анатомически соответствует мозгу, центральной нервной системе и органам чувств, а основными функциями в организме является поддержание эмоционального состояния и нервная регуляция.

Из первоэлементов, составляющих мироздание согласно восточным представлениям, связан с огнём. В температурном плане символизирует жар, высокую температуру, что приводит к тому, что люди с преобладанием этого жизненного начала стремятся находится там, где пожарче, а на холоде действуют себя особенно неуютно и даже рискуют здоровьем. Основным свойством ньепа Три в тибетской традиции считается поддержание тепла, которое понимается как необходимое условие поддержания жизни. Кроме того, всё, что связано с движение вверх, также связывается с этим типом энергии.

В эмоциональном плане тесно связан с гневом, поэтому для людей данного типа одной из основных проблем является обеспечение контроля над своим темпераментом. Именно злоупотребление гневом у таких людей и приводит к нарушению гармонии и, как следствие, многочисленным недомоганиям и болезням. Сильнее всего влияние этого ньепа на человека наблюдается в среднем возрасте, в зрелости. Энергетический центр расположения ньепа Три находится в области живота. В организме отвечает за органы пищеварения, за внешний вид человека, а также за цвет органов (когда те или иные органы меняю свой цвет, это связывают именно с нарушениями в балансе «желчи»), зрение и кроветворную функцию организма.

Согласно тибетским представлениям, представляет собой уникальное соединение сразу двух элементов мироздания, земли и воды. Именно это соединение и порождает особую физическую и энергетическую субстанцию, «слизь». В температурном плане символизирует холод, низкую температуру, следовательно, люди, в структуре сущности которых преобладает ньепа Бадкан, хорошо переносят морозы, воздействие холода оказывается для них благотворным, тогда как пребывание на жарком солнце ухудшает самочувствие и понижает иммунитет.

Фундаментальными свойствами «слизи» считаются влажность и стабильность (связь с элементами воды и земли), а также всё, что связано с движением вниз, процессом оседания и тому подобным. В эмоциональном плане люди этого типа характеризуются неведением, которое в гармоничном состоянии приводит к спокойствию и отстранённости от волнений и прочих эмоциональных потрясений, но при нарушении гармонии могут привести к равнодушию и бесчувственности. Сильнее всего влияние этого ньепа на человека наблюдается в детстве и юности. Энергетический центр расположения ньепа Бадкан находится в голове. Анатомически соответствует скелету, мышечным тканям, лимфатической и эндокринным системам, основными функциями в организме являются обмен веществ и гормональная регуляция.

Основы тибетской медицины

История тибетской медицины насчитывает много тысяч лет. Система знаний о применении лекарственных средств формировалось постепенно. Еще до появления буддизма в Тибете, последователи религии Бон, накапливали знания, в дальнейшем они соединились со знаниями проповедников из Индии, которые распространяли буддизм в Тибете. Основным событием в тибетской медицине было появление трактата Джуд-Ши, который сформировал младший Йотог Йонтен Гонпо в 1126-1202 годах.

Институт мен Тсе Кханг

После того, как Тибет вошел в состав Китая, Далай Лама XIV бежал в Индию, обосновавшись в индийском городе Дхарамсале, он начал проводить работу над сохранением и развитием тибетской культуры в изгнании. В 1961 году он основал Институт тибетской медицины и астрологии Мен Тсе Кханг. Сейчас филиалы этого института есть по всему миру, врачи тибетской медицины, обучающиеся в других институтах обязательно должны пройти практику в Мен Тсе Кханге. Именно этот институт является гарантом надежности для тибетской медицины во всем мире. Врачи Мен Тсе Кханга ответственно подходят к процессу приготовления препаратов и диагностике лечения пациентов.

Трактат Джуд-Ши

Этот трактат служит основной книгой для учеников тибетской медицины. Он содержит четыре тантры. Первая тантра содержит введение в медицину, вторая тантра — теоретическая, третья — применение на практике и четвертая рассказывает о диагностике и лечении заболеваний. В этих четырех тантрах описан весь процесс: информация о сборе трав, мест их происхождения, время сбора, метод высушивания и назначение трав, методы диагностики заболеваний и лечение болезней.

Пять элементов

Система тибетской медицины основана на знаниях о пяти элементах. Каждое живое существо, начиная от растений, заканчивая человеком состоят из этих элементов. Без них не может развиваться жизнь. В человеческом теле каждый из них отвечает за свои области. Земля — плоть и кости. Вода — жидкости (кровь, слюна и др.). Огонь — температура тела, которая способствует пищеварению и обмену веществ. Воздух — дыхание Пространство — место, где растет и развивается организм.

Если один из этих элементов находится в дисбалансе, то у человека возникают болезни, которые поражают соответствующие органы. Для того, что бы нормализовать этот баланс необходимо употреблять соответствующие продукты и вести соответствующий образ жизни.

Три принципиальные энергии. Три ньепы

Все эти пять элементов объединяются и работают в нашем теле в виде трех принципиальных энергий. Р-Лунг (обладает свойством ветра), Трипа (обладает свойством огня) и Пекан (обладает свойствами земли и воды). Каждый человек имеет свою природу, где доминирует та или иная энергия, в западном мире эту природу называют конституцией человеческого тела. В зависимости от доминантной энергии. Человек может быть полным или худым, общительным или замкнутым, иметь способности в определенных сферах или не иметь их.

Подробнее…

Причины болезней

В Тибетской медицине рассматривается два вида причины заболеваний: Долгосрочные и краткосрочные причинные факторы.
Долгосрочные факторы тесно связаны с философией буддизма. Они вытекают из основной причины всех страданий — неведения. Неведение, свою очередь, порождает три главных яда, отравляющих наше существование

Подробнее…

Краткосрочные факторы включают в себя прежде всего не правильное питание, не правильный образ жизни, сезонность, экология и другие внешние факторы.
Тибетские врачи уделяют большое внимание питанию и образу жизни, они считают, что залог успешного лечения кроется именно в осознанном подходе к этим двум составляющим. Питание должно быть сбалансировано и иметь сочетание всех вкусов: кислый, горький, сладкий, соленый, вяжущий. Во всей еде, даже самой традиционной, нужно знать меру. Нет необходимости полностью исключать тот или иной продукт из рациона, но уменьшить его потребление и сбалансировать питание в соответствии с природой организма необходимо.

Диагностика заболеваний

Диагностика в тибетской медицине проходит в несколько этапов: пульсодиагностика, осмотр пациента (кожа, глаза, язык), анализ мочи и опрос.
Пульсодиагностика — основная отличительная черта тибетской медицины. Врач прощупывает пульс пациенты на обеих руках тремя пальцами. Каждый палец прощупывает тот или иной орган. Тибетские врачи читают пульс пациента, чтобы обнаружить природу заболевания. Они читают его на лучевой артерии, где проходят потоки психических, гуморальных и энергетических импульсов человека. Артериальный пульс это язык на котором тело человека разговаривает с врачом, передавая ему всю информацию об организме.

Моча обычно передается доктору в прозрачной баночки. Врач рассматривает ее цвет, консистенцию и пузырьки при взбалтывании. Чаще всего анализ мочи нужен для того, что бы выявить заболевание почек, мочеиспускательных и половых органов.
Лечение в тибетской медицине

На основе диагностики, врач тибетской медицины устанавливает диагноз, чаще всего он сильно отличается от тех диагнозов, которые мы привыкли слышать в западной медицине. В основном врачи говорят о пониженной энергии в том или ином органе.

Основу лечения заболеваний составляют маленькие шарики, которые необходимо употреблять три раза в день. Эти шарики состоят из смешанных трав.

Подробнее…

Какие болезни лечит тибетская медицина

Тибетская медицина способна излечить фактически все заболевания. Начиная от ежегодных ОРВИ и их осложнений, заканчивая раковыми заболеваниями. Длительность курса приема препаратов зависит от тяжести заболевания. Если это сезонное заболевание, то его можно излечить за неделю — две, если хроническое, то лечение может занять от нескольких месяцев до нескольких лет. Если болезнь запущена или возраст пациента достаточно большой, то болезнь можно смягчить, продлив человеку жизнь и сделав ее более счастливой. Конечно, иногда, необходимо вмешательство хирургов и приема антибиотиков, в таких случаях, препараты тибетской медицины помогут человеку быстро восстановить силы после операции или химической терапии.

Фундаментальные основы тибетской медицины

Эта книга - прекрасное учебное пособие для тех, кто интересуется тибетской медициной или только начинает её изучать. Она будет полезна и тем, кто уже давно практикует эту науку. Книга основана на программе Международной академии традиционной тибетской медицины (МАТТМ, SKI), по которой уже более десяти лет обучаются студенты во многих странах мира. Автор даёт современному читателю возможность ознакомиться с медициной Тибета в точной, ясной и полной форме. Доступный способ изложения материала позволяет легко усвоить этот сложный и глубокий предмет и применить его в своей жизни и практике.

Это интереснейшее учебное пособие составлено практично и наглядно и является фундаментом тибетской медицины. Одновременно книга может быть и самостоятельной медицинской системой, подходящей для каждодневного применения. Изложенные в ней знания дают возможность гармоничным образом выстроить здоровый образ жизни, предотвращать и лечить болезни.

В первую очередь эта книга поможет углубить свои знания профессионалам и студентам, изучающим тибетскую медицину, аюрведу, массаж ку нье, а также тем, кто интересуется или изучает системы оздоровления и медицину Востока. Она будет полезна тем, кто интересуется поддержанием и сохранением здоровья для себя и своих близких. Эта книга для вас, если вы хотите жить здоровой, счастливой и благополучной жизнью. Содержание книги дополняют великолепные иллюстрации.

«Тантру основ» сравнивают с семенем, так как из неё происходят учения не только тибетской медицины, но и, как считают в Тибете, всех других медицинских систем. В книге содержится много уникальной информации. Прочитав её, вы познакомитесь с традиционными представлениями одной из древнейших медицинских систем Востока о здоровье и болезни, о взаимосвязи тела, энергии и ума. Вы получите достоверную информацию о трёх аспектах здоровья - телесном, энергетическом и душевном. Также вы познакомитесь с эффективными тибетскими методами диагностики и лечения, узнаете о том, как обрести здоровье, счастье и долголетие, получите информацию о том, как возникают болезни и как их можно предотвратить.

В книге вы найдёте интереснейший обзор истории медицины Тибета, линий передачи, аспектов мотивации врача. Вы получите обширную информацию по теории и практике Сориг. Прочитав её, вы познакомитесь с древними источниками медицинских знаний, структурой тибетской медицины, традиционным методом обучения посредством интеллектуальных карт. Вы узнаете принципы функционирования здорового человеческого тела, источники, механизмы развития и результаты болезней, познакомитесь с классическими для Сориг представлениями о системах элементов и приобретёте полные фундаментальные знания по основам этой науки, включая технику диагностики, принципы выбора продуктов питания для коррекции расстройств жизненных начал, а также принципы применения терапии образом жизни, лекарственной терапии и различных процедур, таких как массаж ку нье.

Тибетская медицинская система - Сориг - сложна и многогранна. В наши дни её преподают и практикуют в нескольких десятках стран, и интерес к ней во всём мире постоянно растёт. Эта традиция имеет древние индийские и тибетские корни; теперь её начинают узнавать и на Западе. Искусство тибетской медицины понятно и доступно всем, кто его изучает, и может принести огромную пользу современным людям. Однако письменные объяснения недостаточны для того, чтобы применять медицинские знания на практике, поэтому необходимы устные наставления квалифицированного учителя.

Тибетская медицина опирается на учение буддизма, пришедшего в Тибет в 5 в.н.э.

Тибетские доктора очень трепетно относятся к Будде Медицины, имя которого на тибетском языке звучит как «Мен Ла». Он считается особым аспектом Будды, помогающим в исцелении болезней и самом процессе врачевания. Его учение изложено в древнем трактате «Чжуд-Ши» («Четыре тантры») – главном письменном источнике медицины Тибета, сохранившем актуальность и по сей день.

Тибетская медицина — это наука, искусство и философия, которая предусматривает целостный подход к здоровью. В ее арсенале находятся такие чудодейственные способы исцеления, как лечение на травах, травяной чай, тибетский массаж, иглоукалывание и лекарства, созданные из естественных природных компонентов.

Тибетская медицина — это наука, потому что ее принципы прописаны в системном и логическом порядке и основаны на понимании организма и его связи с окружающей средой. Это искусство, потому что она использует диагностические методы, основанные на изобретательности, предвидении, тонкости и сострадании врача. И, наконец, тибетская медицина — это философия, так как она охватывает ключевые буддистские принципы — альтруизм, карму и этику.

Буддистская философия утверждает, что все во Вселенной находится в постоянном движении, что всем явлениям свойственно непостоянство, и что только самому непостоянству свойственно постоянство. Будда сказал: «Независимо от того, рождаются ли существа, достигающие совершенства или нет, твердой неизбежностью бытия остается то, что все творения являются временными». Именно это непостоянство заставляет каждое существо страдать в тот или иной момент его жизни. Страдания, таким образом, не случайны и возникают по определенной причине из настоящей или прошлой жизни. Только путем надлежащего обучения и подлинной практики Дхармы можно выйти из их порочного круга.

В тибетской медицине считается, что нет болезней, которые нельзя излечить в начале пути. Нужно лечить не болезнь, а ее причину, так как организм человека – это единое целое. Здоровье – это гармоничное единство физического, психического и социального аспектов, гармония души, разума и тела, женского начала Инь и мужского Ян, а также единство трех природных энергий.

Эти три природные энергии (жизненные начала, или конституции) носят в тибетской медицине название Лунг (Ветер), Трипа (Желчь) и Бадкан (Слизь).

Лунг (Ветер) бывает пяти видов: поддерживающий жизнь, восходящий, всепроникающий (существующий во всех частях тела), сопровождающий огонь (или пищеварительный), опорожняющий вниз. Ветер управляет нервными импульсами, рефлексами, отвечает за дыхание, движение, психические и мыслительные процессы, речь, память, работу органов чувств, скорость протекания тех или иных процессов и реакций в организме.

Трипа (Желчь) тоже имеет пять разновидностей: пищеварительная, придающая цвет, определяющая, зрительная (позволяющая видеть), придающая лоск. Желчь ответственна за пищеварение, зрение, цвет телесных составляющих, температуру тела, состояние кожных покровов, а также за определенные качества и эмоции человека.

Есть и пять видов «Бадкан» (Слизи): поддерживающая, расщепляющая, ощущающая вкус, удовлетворяющая, соединяющая. Слизь обеспечивает соединение всех органов тела в единое целое, участвует в пищеварительном процессе, водном, жировом и солевом обмене, отвечает за состояние костей, суставов, работу органов чувств.

Здоровым человеком считается тот, у кого все 15 разновидностей Ветра, Желчи и Слизи находятся в сбалансированном состоянии. Выходя из равновесия, они способствуют возникновению, по тибетской классификации, болезней Ветра, болезней Желчи и болезней Слизи. Так как каждый человек от рождения обладает определенным энергетическим конституционным типом, то есть регуляция его жизнедеятельности происходит с преобладанием той или иной энергии (Ветра, Желчи, Слизи или их сочетаний), становится ясно, почему одним людям свойственны одни заболевания, а другим – совершенно иные. Кроме того, та или иная энергия может доминировать в зависимости от возраста человека, сезона, времени суток.

Вышедшая из равновесия энергия определяет горячий или холодный характер возникшей болезни. Горячая природа Желчи вызывает «болезни жара» – например, воспалительные процессы. Холодная природа Слизи способствует возникновению «болезней холода», связанных с застойными явлениями или торможением функций каких-либо органов. Ветер же обладает свойствами и жара, и холода, и в силу своей непостоянной и всепроникающей природы способен усиливать активность как Желчи, так и Слизи.

Нарушение природного равновесия и перевозбуждение энергий происходит вследствие неправильного образа жизни, нерационального питания, вредных привычек, нахождения в неблагоприятных климатических или экологических условиях.

Sowa Rigpa («искусство исцеления» или традиционная тибетская медицина, астрономия и астрология) способствует приведению трех конституций в состояние равновесия.

Практика тибетской медицины основана на многовековом знании мощного лечебного действия трав, произрастающих в Тибете и Гималаях в условиях сурового горного климата, разряженного воздуха, пониженной температуры и высокой ультрафиолетовой радиации. В трактате «Чжуд-Ши» Тибет называют «несравненным городом лекарств».

Тибетские целители издревле наблюдали за лечебными свойствами растений, определяли наилучшее время их сбора, учитывая сезон, время суток, фазы и дни лунного цикла по тибетскому астрологическому календарю, излучение Солнца, планет и звезд, ориентацию склонов гор и т.д. На основе этих знаний были созданы настоящие шедевры фармакологии – безупречные лекарственные композиции, доказавшие за много столетий свою высокую эффективность в устранении нарушений трех жизненных энергий и лечении самых разных заболеваний.

Особое место в тибетской фармакопее занимают ринчены – драгоценные пилюли. Это сложные многокомпонентные составы, в состав которых, помимо травяных ингредиентов, входят драгоценные камни и металлы, кораллы, жемчуг. Они готовятся строго по инструкциям знаменитых мастеров тибетской медицины прошлых лет и наполнены духовным благословением.

Методы внешней терапии в тибетской медицине включают в себя акупунктуру, прижигание моксами (полынными сигарами), вакуумную терапию, а также тибетский масляный массаж Ку Нье, оказывающий особое воздействие на чакры, биологически активные точки и энергетические каналы.

Программа лечения, помимо индивидуального подбора фармации и внешней терапии, включает в себя рекомендации тибетских докторов по диете и образу жизни для поддержания баланса внутренних энергий на должном уровне.

Основы тибетской медицины

Хотя всем известная тибетская медицина вызывает много вопрос у представителей традиционной науки, все же тысячи человек приезжают на Тибет, чтобы ознакомиться с ее основами. Врачеватели Тибета, положили за факт, что все болезни происходят, как следствие из нарушения гармоничности жизненных сил. Слаженная и устойчивая взаимосвязь, которых лежит в основе здоровья человека, по мнению тибетских монахов.

Вся теория тибетских врачевателей строится на том, что ветер, слизь и желчь, утратив возможность удерживать равновесное сочетание сил внутри конкретного человека, приводит к заболеванию последнего:

· психическому;

· наружному;

· кармическому;

· внутреннему.

Таковы основные четыре типа заболеваний по тибетской градации, восходя вверх по лестнице, эти заболевания разветвляются на 404 разновидности. И если идти дальше выливаются в четыре книги о тибетской медицине, которая насчитывает 84000 заболевания, лечением, которых собственно и занимаются местные врачи.

Азы лечения тибетских монахов

Лечение на Тибете имеет точно такой же специфический оттенок, как и само отношение к болезни. Главное восстановить правильный баланс, взаимодействия основных трех сил. Для изготовления тибетских лекарств местные доктора используют элементы растений, которые растут в горах, части животных и минералов, которыми полна тибетская земля. Учение тибетцев о лекарствах напоминает индийскую Аюрведу и учения китайских монахов. И как считают все из перечисленных представителей в этой жизни все, что производится на земле, все имеет возможность приносить пользу. Используемые лекарства имеют до 100 классических полезных элемента. Для восстановления здоровья на Тибете также используют природные термальные источники, которыми владеет богатый природный край.Здешние клиники предлагают воспользоваться восстановить жизненные сил, посредством уникальной способности подземных источников оказывать лечебное действие на человека. Развитие туристического бизнеса способствуют тому, чтобы как можно больше людей могли получать помощь в столь прекрасном живом уголке природы.

Основы тибетской медицины / Тибетский центр целебных трав Men La

Тибетская медицина — это наука, искусство и философия, которая предусматривает целостный подход к здравоохранению. В ее арсенале находятся такие чудодейственные способы исцеления, которые практикует наш центр тибетской медицины, как: лечение на травах, травяной чай, тибетский массаж, иглоукалывание и лекарства, созданные из естественных природных компонентов.

Тибетская медицина — это наука, потому что ее принципы прописаны в системном и логическом порядке и основаны на понимании организма и его связи с окружающей средой. Это искусство, потому что она использует диагностические методы, основанные на изобретательности, предвидении, тонкости и сострадании врача. И, наконец, тибетская медицина — это философия, потому как она охватывает ключевые буддистские принципы- альтруизм, карму и этику.

Буддистская философия утверждает, что все во вселенной находится в постоянном движении, что всем явлениям свойственно непостоянство, и что только самому непостоянству свойственно постоянство. Будда сказал: «Независимо от того, рождаются ли существа, достигающие совершенства или нет, твердой неизбежностью бытия остается то, что все творения являются временными». Именно это непостоянство заставляет каждое существо страдать в тот или иной момент его жизни. Страдания, таким образом, не случайны и возникают по определенной причине из настоящей или прошлой жизни. Только путем надлежащего обучения и подлинной практики Дхармы можно выйти из их порочного круга.

Теория тибетской медицины утверждает, что все во вселенной состоит из пяти прото-элементов:

  1. Са (Земля). Оказывает большое влияние на формирование мышечных клеток, костей, носа и чувство обоняния.
  2. Чу (Вода). Отвечает за образование крови, телесных жидкостей, язык и чувство вкуса.
  3. Ме (Огонь). Оказывает влияние на температуру тела, цвет лица, глаза и зрение.
  4. Лунг (Ветер). Отвечает за дыхание, кожу и осязание.
  5. Нам-Кха (Пространство). Влияет на полости тела, уши и слух.

Три основные энергии

  1. Лунг (ветер) является одной из трех основных энергий тела, которая проявляет природу элемента Воздух. Она обладает следующими свойствами – шероховата, легка, холодна, неуловима, тяжела и подвижна. Отвечает за физическую и умственную деятельность, дыхание, испражнение мочи, внешний вид, эмбрион, менструацию, отхаркивание, отрыжку, речь, дает ясность органам чувств, поддерживает жизнь, действуя, как посредник между умом и телом.
  2. Кри-па (желчь) имеет природу Огня. Она обладает следующими свойствами — маслянистая, резкая, горячая, легкая, зловонная, слабительная и текучая. Кри-па отвечает за голод, жажду, пищеварение и усвоение, поддерживает температуру тела, придает блеск телу и дает мужество и решительность.
  3. Бэй-кан (слизь) имеет холодную природу и обладает следующими свойствами – масляниста, прохладна, тяжела, грубовата, устойчива и липка. Бэй-кан отвечает за упругость тела, стабильность ума, побуждает ко сну, соединяет суставы тела, вырабатывает терпеливость и смазывает тело.

Здоровое тело

Sowa Rigpa (наука и искусство исцеления или традиционная тибетская медицина, астрономия и астрология) способствует приведению трех групп — 3 телесные жидкости, 7 физических конституций и 3 экскреций — в состояние равновесия. При достижении этого условия, можно говорить, что тело находится в здоровом состоянии или не подвержено психо-физиологическим расстройствам; в то время как нарушение равновесия какой-либо из этих энергий приводит к болезни и плохому самочувствию.

Тибетское лечение на травах включает в себя использование целебных препаратов, которые готовятся из веществ природного происхождения. Это, главным образом, сами травы, плоды деревьев, листья, кора, а также минералы, окислы металлов. Тибетская медицина полностью исключает применение химических препаратов, используя лечение на травах, тибетских лечебных чаях: фито-чай и чай травяной. Назначение лекарств состоит не в том, чтобы убить какие-то вредоносные микробы, а в том, чтобы помочь организму самому скорректировать имеющиеся проблемы.

Основополагающий принцип тибетской медицины: нет болезней, которые нельзя излечить в начале пути. Это значит, что в тибетской Медицине нет недугов с обязательным летальным исходом. Любая болезнь излечима, если она не перешла определённую критическую границу в своем развитии.

Основы тибетской медицины

Даже далеким от сферы здравоохранения людям будут понятны . Это связано с тем, что она сформировалась 14-16 веков назад и с тех пор практически не изменилась. В те времена не было необходимости использовать сложные термины, поэтому врачи обходились простыми аналогиями.

О них мы и поговорим в этой статье.

Про человеческий организм

Тибетцы уверены, что жизнь – это пульсация. Речь идет не только об ударах сердца и ритмичном токе крови, но и о других сущностях: слизь, ветер и желчь .

Именно эти три фактора регулируют те или иные процессы.

В норме организм полностью сбалансирован: пульсация идет по всему телу, обеспечивая нормальный обмен веществ и поток энергии по меридианам. Так человек мог бы жить сотни лет, но внешняя среда приводит к нарушению установленного баланса.

Вредные привычки, плохая экология, неправильное питание – эти и многие другие факторы приводят к усилению или ослаблению работы сущности. Например, при снижении работы желчи будут развиваться ревматоидный артрит или кожные болезни.

Как лечат болезни

На практике все гораздо сложнее.

Во-первых, нужно выявить точное место болезни. Методы классической медицины (рентген, биохимический анализ крови) не подходят, поскольку они находят лишь следствие . Чаще всего тибетцы используют пульсдиагностику – выявление недуга по пульсу.

Во-вторых, нужно вылечить нарушение. Основы тибетской медицины построены на влиянии на биоактивные точки при помощи игл, тепла, массажа и т.д. Это требует огромного количества знаний и хорошей квалификации специалиста, но позволяет полностью отказаться от фармакологических препаратов и хирургических операций .

Итог

Восточные методы лечения существуют уже более тысячи лет и до сих пор успешно применяются для помощи больным при самых разнообразных заболеваниях и недугах.

Несмотря на простые термины и понятность основ тибетской медицины, она крайне сложная в изучении. Врачи проходят многолетнюю подготовку, чтобы начать работать в этом направлении.

Поэтому не стоит пытаться заниматься самолечением тибетскими методиками – это может только ухудшить состояние.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины