23.09.2019

Психологическая игра кораблекрушение расшифровка. "потерпевшие кораблекрушение" - организационно-деятельностная игра


Тренинги. Психокоррекционные программы. Деловые игры Коллектив авторов

Деловая игра «Потерпевшие кораблекрушение»

Пояснительная записка

Деловая игра «Потерпевшие кораблекрушение» предназначена для освоения и осмысления инструментальных задач, связанных с построением реальной деятельности, достижением конкретной цели, структурированием системы деловых отношений с другими людьми.

Данная игра позволяет развивать навыки целеполагания и планирования деятельности; развивать внутреннюю гибкость в разработке и изменении плана действий; развивать навыки саморегуляции в процессе достижения целей; развивать социальную и личностную критичность, умение соотносить свою деятельность с деятельностью других людей.

Цель: «Потерпевшие кораблекрушение»: изучить процесс выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии.

Время проведения: около 1 часа.

Проведение игры

1-й этап.

Ознакомление всех участников с условиями игры:

Ведущий даёт участникам следующую инструкцию: «Представьте, вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и её груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи километров от ближайшей земли».

Ниже дан список из 15 предметов, которые остались целыми и неповреждёнными в результате пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным плотом с вёслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и 5 однодолларовых банкнот. Список предметов:

Сектант.

Зеркало для бритья.

Канистра с 25 литрами воды.

Противомоскитная сетка.

Одна коробка с армейским рационом.

Карты Тихого океана.

Надувная плавательная подушка.

Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси.

Маленький транзисторный радиоприёмник.

Репеллент, отпугивающий акул.

Два квадратных метра непрозрачной плёнки.

Один литр рома крепостью 80%.

450 метров нейлонового каната.

Две коробки шоколада.

Рыболовная снасть.

2-й этап.

Попросите каждого из участников самостоятельно проранжировать указанные в приложении предметы с точки зрения их важности для выживания (поставьте цифру 1 у самого важного для вас предмета, цифру 2 – у второго по значению и т. д., цифра 15 будет соответствовать самому менее полезному предмету).

На этом этапе деловой игры дискуссии между участниками запрещены. Отметьте среднее индивидуальное время выполнения задания.

3-й этап.

Разбейте группу на подгруппы примерно по 6 человек. Одного участника из каждой подгруппы попросите быть экспертом.

Предложите каждой подгруппе составить общее для группы ранжирование предметов по степени их важности (так как они это делали по отдельности).

На этом этапе допускаются дискуссии по поводу выработки решения.

Отметьте среднее время выполнения задания для каждой подгруппы.

4-й этап.

В каждой подгруппе выбирается лидер, который бкдет отстаивать мнение группы. Выбирается эксперт для группы лидеров. Лидеры от подгрупп приглашаются в центр круга и ранжируют предметы по стапени важности. Лидеры обсуждают свои решения. Подсказок от остальных игроков быть не должно.

А). Выслушайте мнение экспертов о ходе дискуссии и о том, как принималось групповое решение, первоначальные версии, использование веских доводов, аргументов и др.. Насколько активно и убедительно лидеры защищали и отстаивали интересы своей подгруппы.

Б). Зачитайте «правильный» список ответов, предложенный экспертами ЮНЕСКО:

Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нём запасти достаточное количество воды и пищи для жизни в течение этого периода.

Следовательно, самым важным для вас являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям.

Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.

Информация, которая даётся ниже, очевидно, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.

Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.

Канистра с нефтегазовой смесью. Важна для сигнализации. Может быть зажжена банкнотом и спичкой и будет плыть по воде, привлекая внимание.

Канистра с водой. Необходима для утоления жажды.

Коробка с армейским рационом. Обеспечивает основную пищу.

Непрозрачная плёнка. Используется для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.

Коробка шоколада. Резервный запас пищи.

Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица» в руках лучше «журавля» в небе. Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.

Нейлоновый канат. Можно использовать для связывания снаряжений, чтобы оно не упало за борт.

Плавательная подушка. Спасательное средство на случай, если кто-то упадёт за борт.

Репеллент, отпугивающий акул. Назначение очевидно.

Ром, крепостью 80%. Содержит 80% алкоголя – достаточно для использования в качестве антисептика, в других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание.

Радиоприёмник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.

Карты Тихого океана. Бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.

Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов.

Сектант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен. Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с

предметами поддержания жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасёнными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые 36 часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.

Предложите сравнить «правильный» ответ, собственный результат и результат группы: для каждого предмета списка надо вычислить разность между номером, который присвоил ему индивидуально каждый участник, группа и номером, присвоенным этому предмету экспертами. Сложите абсолютные значения этих разностей для всех предметов. Если сумма больше 30, то участник или группа «утонули»; В). Сравните результаты группового и индивидуального решения. Явился ли результат группового решения более правильным по сравнению с решением отдельных участников?

Комментарии к проведению:

Данная игра даёт возможность количественно оценить эффективность группового решения.

В группе возникает большее количество вариантов решения и лучшего качества, чем у работающих в одиночку.

Решение проблемы в условиях группы обычно занимает больше времени, чем решение тех же проблем отдельным индивидом.

Решения, принятые в результате группового обсуждения, оказываются более рискованными, чем индивидуальные решения.

Индивид, обладающий особыми умениями (способности, знания, информация), связанными с групповой задачей, обычно более активен в группе, вносит больший вклад в выработку групповых решений.

Из книги Практикум по конфликтологии автора Емельянов Станислав Михайлович

Занятие 2.2. Тема: «Сущность конфликта и его причины». Деловая игра «Жалоба» Цель игры. Развитие у студентов умения анализировать конфликт на основе уяснения ими основных конфликтологических понятий; формирование навыков применения простейших методов изучения и оценки

Из книги Практическая психология для менеджера автора Альтшуллер А А

Занятие 10.2. Деловая игра «Конфликтная ситуация в комплексной бригаде строителей» Цель игры. Ознакомить студентов с социально-психологическими исследованиями конфликтов, возникающих в трудовых коллективах и малых формальных и неформальных группах, выделить причины

Из книги Голая правда о женщине автора Скляр Саша

Занятие 12.2. Тема: «Конфликты в организации». Деловая игра «Реформирование организации» Цель игры. Развитие у студентов навыков анализа конфликтов в организации и формирование у них умений вести деловую дискуссию по спорным вопросам.Игровая ситуация. Внедрение новых

Из книги Как сохранить успех. Искусство общения. Технологии, иллюзии, возможности автора Цветкова Евгения Геннадьевна

Занятие 12.3. Деловая игра «Конфликт на промышленном предприятии» Цель игры. Ознакомить студентов с конфликтными ситуациями, возникающими на промышленных предприятиях в период их реконструкции, научить распознавать причины и виды конфликтов, а также находить

Из книги Общаемся с легкостью [Как находить общий язык с любым человеком] автора Ридлер Билл

Занятие 13.2. Деловая игра «Супружеский конфликт» Цель игры. Ознакомить студентов с одним из вариантов супружеских конфликтов, определить их виды и попытаться найти возможные варианты решения супружеских конфликтов подобного типа.Участники игры:1. Муж – работник

Из книги Я - женщина автора Шереметева Галина Борисовна

Занятие 13.3. Деловая игра «Социально зрелая семья» Цель игры. Ознакомить участников со структурой рационального потребительского бюджета семьи, закрепить навыки распределения доходов, сведения баланса доходов и расходов; сформировать умение коллективно обсуждать

Из книги Тренинги. Психокоррекционные программы. Деловые игры автора Коллектив авторов

Занятие 15.2. Тема: «Глобальные и региональные конфликты». Деловая игра «Международная координация» Цель игры. Показать участникам взаимосвязь промышленного производства с уровнем благосостояния населения и состоянием окружающей среды; закрепить навыки коллективной

Из книги автора

Из книги автора

5. Деловая Считается, что в популяции 10–15 % мужчин и женщин имеют тенденцию к трансформации роли. Так вот, деловых среди современных российских женщин – 16 %.Она слабо представляет, зачем нужны мужчины. Она сама по складу характера – мужчина. А раз мужчина, значит, и

Из книги автора

Деловая игра «ЛИДЕР» Представьте себе, что в вашем коллективе в одночасье исчезли все связывающие людей формальности. Среди вас больше нет начальников и подчиненных. Никто никому ничего не должен, не обязан. Никто не может ничего приказать. Любой член группы может уйти и

Из книги автора

Деловая поездка «Страдалец». Когда он что-то просит, то строит фразы так, чтобы вызвать чувство вины у собеседника, надеясь, что тот поймет, скольким ему приходится жертвовать, и даст то, что нужно. Тогда «страдальцу» не придется прямо просить о чем-то. Ему трудно

Из книги автора

Деловая женщина Современная жизнь, когда женщина может заработать и обеспечить себя, создала этот стереотип женщины. Они не надеются на помощь и обеспечение мужчиной, как представительницы некоторых других стереотипов женского поведения. Эти женщины встали «на ринг» и

Из книги автора

Деловая экономическая игра «Едем на Гоа» Пояснительная запискаУчастникам деловой экономической игры предлагается организовать туристические агентства для привлечения туристов на остров Гоа. В ходе игровой деятельности участники знакомятся с историей, культурой

Это упражнение широко известно и часто применяется на тренингах командообразования. Существует целый ряд его разновидностей, например «Необитаемый остров», «Катастрофа в пустыне», «Полет на Луну» и другие. Несколько вариантов упражнения описаны в книге Олега Владимировича Евтихова «Практика психологического тренинга»11. Иногда при описании этих процедур они обозначаются как «Игры НАСА».

В вариациях предлагаемого упражнениях меняются условия задачи, но смысл задания и цель упражнения одинаковы во всех модификациях. Суть упражнения заключается в следующем: команда терпит бедствие (оказывается в открытом море, в бескрайней пустыне или даже на безжизненной Луне). У игроков есть список из пятнадцати предметов, которые могут оказаться полезными для выхода из создавшейся ситуации. Участникам нужно сначала самостоятельно проран- жировать предметы по степени их важности для спасения, а затем прийти к общему решению всей командой. Остановимся более подробно на варианте с кораблекрушением. Участникам дается примерно следующая инструкция: «Представьте, что вы совершали кругосветное путешествие на небезызвестной яхте “Победа”, которая потерпела кораблекрушение где-то в водах Тихого океана и теперь медленно тонет. У вас есть большой плот с веслами, который может выдержать всю команду и какую-то часть вещей с яхты. Яхта неотвратимо идет ко дну, и поэтому вам нужно как можно быстрее принять решение, какие же предметы вам понадобятся на плоту в первую очередь. Все, что вы можете быстро забрать с яхты, отражено в списке, который состоит из пятнадцати предметов.

Список предметов следующий: ?

секстант; ?

зеркало для бритья; ?

пятилитровая канистра с водой; ?

противомоскитная сетка; ?

одна коробка с армейским рационом; ?

карты Тихого океана; ?

подушка (плавательное средство, санкционированное береговой охраной); ?

двухлитровая канистра нефтегазовой смеси; ?

маленький транзисторный радиоприемник; ? средство, отпугивающее акул; ?

двадцать квадратных метров непрозрачного пластика; ?

пять бутылок питьевого спирта; ?

девять метров нейлонового каната; ?

две коробки шоколада; ?

рыболовная снасть».

Далее участникам предлагается в течение 15 минут самостоятельно выбрать наиболее важные для выживания и спасения предметы, присвоив наиболее значимому номер один, чуть менее важному - номер два и так далее. Наименее нужный предмет получает, соответственно, номер пятнадцать. Далее команда должна объединиться и прийти к общему решению. Всего на выполнение этого задания дается 45 минут. Ведущий подчеркивает, что группа обязательно должна найти такой вариант, с которым каждый участник будет согласен хотя бы отчасти.

После составления командой общего списка ведущий может предложить сравнить его с индивидуальными бланками, обсудить, насколько выражены и насколько принципиальны различия.

Также можно сравнить и те и другие списки с результатами экспертной оценки данной ситуации.

* Эксперты считают, что проранжированный по значимости для спасения список вещей выглядит следующим образом12: ?

Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям. ?

Двухлитровая канистра нефтегазовой смеси. Важна для сигнализации. Нефтегазовая смесь может быть зажжена (естественно, вне плота) и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей. ?

Пятилитровая канистра с водой. Необходима для утоления жажды. ?

Одна коробка с армейским рационом. Обеспечивает основную пищу. ?

Двадцать квадратных метров непрозрачного полиэтилена. Используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии. ?

Две коробки шоколада Резервный запас пищи. ?

Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица в руке лучше журавля в небе». Нет уверенности, что поймаете рыбу. ?

Девять метров нейлонового каната. Можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не уплыло за борт. ?

Плавательная подушка. Если кто-то упадет за борт, она может послужить спасательным средством. ?

Средство, отпугивающее акул. Назначение очевидно. ?

Пять бутылок питьевого спирта. Можно использовать для растирания тела при охлаждении и в качестве антисептика при любых травмах. В других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание. ?

Маленький транзисторный приемник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика. ?

Карты Тихого океана. Они бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать не то, где вы находитесь, а где находятся спасатели. ?

Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов. ?

Секстант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен».

Важной составляющей упражнения является процедура обсуждения проделанной работы. Основные вопросы, которые нужно проговорить с участниками, таковы:

Каково общее впечатление от командной работы? ?

Что помогало и мешало прийти к согласию? ?

Возникали ли конфликтные ситуации? ?

Чувствует ли кто-то, что остался неуслышанным, непонятым? ?

Выделялся ли явный лидер в процессе принятия решения? ?

Были ли игроки, которые практически не принимали участия в обсуждении, легко соглашались с предлагаемыми вариантами? Если да, то как эти участники воспринимали все происходящее, что побуждало их не высказывать или не настаивать на своем мнении? ?

Что можно было бы сделать, чтобы прийти к общему решению было легче?

Дополнительной информацией для обсуждения может быть видеозапись групповой работы. Роль видеокамеры может играть и кто-то из участников, который будет наблюдать за процессом и сможет потом рассказать о подмеченных им особенностях поведения как команды в целом, так и отдельных ее членов.

Цель игры: изучить процесс выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии. Время проведения: около 1 часа.

Порядок проведения:

1. Ознакомление всех участников с условиями игры (приложение ╧ 1..

2. Попросите каждого из них самостоятельно проранжировать указанные предметы с точки зрения их важности для выживания (поставьте цифру 1 у самого важного для вас предмета, цифру 2 - у второго по значению и т.д., цифра 15 будет соответствовать наименее полезному предмету). На этом этапе игры дискуссии между участниками запрещены. Отметьте среднее индивидуальное время выполнения задания.

3. Разбейте группу на подгруппы примерно по 6 человек. Одного участника из каждой подгруппы попросите быть экспертом. Предложите каждой подгруппе составить общее для группы ранжирование предметов по степени их важности (так же, как они это сделали по отдельности). На этом этапе допускается дискуссия по поводу выработки решения. Отметьте среднее время выполнения задания для каждой подгруппы.

А) выслушайте мнение экспертов о ходе дискуссии и о том, как принималось групповое решение, первоначальные версии, использование веских доводов, аргументов и т. д.; б) зачитайте ⌠правильный список ответов, предложенный экспертами ЮНЕСКО (приложение 2). Предложите сравнить ⌠правильный ответ, собственный результат и результат группы: для каждого предмета списка надо вычислить разность между номером, который присвоил ему индивидуально каждый участник, группа и номером, присвоенным этому предмету экспертами. Сложите абсолютные значения этих разностей для всех предметов. Если сумма больше 30, то участник или подгруппа ⌠утонули; в) сравните результаты группового и индивидуального решения. Явился ли результат группового решения более правильным по сравнению с решениями отдельных людей?

Комментарий к проведению игры.

  • Это упражнение дает возможность количественно оценить эффективность группового решения.
  • В группе возникает большее количество вариантов решения и лучшего качества, чем у работающих в одиночку.
  • Решение проблем в условиях группы обычно занимает больше времени, чем решение тех же проблем отдельным индивидом.
  • Решения, принятые в результате группового обсуждения, оказываются более рискованными, чем индивидуальные решения.
  • Индивид, обладающий особыми умениями (способности, знания, информация), связанными с групповой задачей, обычно более активен в группе, вносит больший вклад в выработку группового решения.

Вводная

Представьте себе: вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии 1000 миль к юго-западу от ближайшей земли. Дан список 15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляет пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот.

Ваша задача - классифицировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 - у второго по значению и так далее до 15, наименее важного для вас.

  • Сектант.
  • Зеркало для бритья.
  • Канистра с 25 литрами воды.
  • Противомоскитная сетка.
  • Одна коробка с армейским рационом.
  • Карты Тихого океана.
  • Надувная плавательная подушка.
  • Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси.
  • Маленький транзисторный радиоприемник.
  • Репеллент, отпугивающий акул.
  • Два квадратных метра непрозрачной пленки.
  • Один литр рома крепостью 80%.
  • 450 метров нейлонового каната.
  • Две коробки шоколада.

После выполнения задания в группах необходимо провести обсуждение процесса принятия решения: какие виды поведения мешали или помогали процессу достижения согласия; кто участвовал, а кто нет; кто оказывал большее влияние и почему; какова была атмосфера в группе во время дискуссии; оптимально ли использовались возможности группы; какие действия предпринимали участники группы для «протаскивания» своих мнений.

Приложение.

Согласно экспертам, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточно пищи и воды для жизни в течение этого периода. Значит, самыми важными являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.

  1. Зеркало для бритья (средство сигнализации морским и воздушным спасателям).
  2. Канистра нефтегазовой смеси (сигнализация - может быть зажжена долларовым банкнотом и спичкой вне плота и будет плыть по воде, привлекая спасателей)
  3. Канистра с водой (утоление жажды).
  4. Коробка с арм. рац. (основная пища).
  5. 20 кв. футов непрозрачного пластика (сбор дождевой воды, обеспечение и защита от стихии).
  6. 2 коробки шоколада (резервный запас пищи).
  7. Рыболовная снасть (оценивается ниже, чем шоколад, так как нет уверенности, что вы поймаете рыбу).
  8. Нейлоновый канат (можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт).
  9. Плав. подушка (это спас, средство за бортом).
  10. Репеллент от акул (отпугивание).
  11. Ром (содержит 80% алкоголя, что достаточно для использования в качестве возможного антисептика при любых травмах, использовать в других целях (в данном случае внутрь) вызывает обезвоживание).
  12. Приемник (имеет малую ценность, так как нет передатчика).
  13. Карты Тихого океана (бесполезны без доп. навигационных приборов, важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели).
  14. Противомоскитная сетка (в Тихом океане москитов нет).
  15. Секстант (без таблиц и хронометра относительно бесполезен).

Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддерживания жизни (пища, вода) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же, в большинстве случаев спасатели приходят в первые 36 часов, а человек этот период может прожить без воды и пищи.

Список вещей. | Эксперт ранг. | 1 чел. | Модуль разност | 2 чел-а. | Модуль разност | Команд | Модуль разност

  • 1 Секстант.
  • 1 Зеркало для бритья.
  • 1 Канистра с водой 5 галлонов.
  • 1 Противомоскитная сетка.
  • 1 Коробка с армейским рационом США.
  • 1 Карты Тихого океана.
  • 1 Подушка (плав. средство).
  • 1 Канистра нефтегазовой смеси (2 гал.).
  • 1 Маленький транзисторный радиоприемник.
  • 1 Репеллент, отпугивающий акул.
  • 20 кв. футов непрозрачного пластика.
  • 1 л рома (80 градусов).
  • 15 футов нейлонового каната.
  • 2 коробки шоколада.
  • 1 Рыболовная снасть.

ВТОРОЙ ВАРИАНТ ИГРЫ КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ

  • развитие навыков эффективного общения, умений действовать сообща;
  • выявить статус членов группы, личностные качества.

Оборудование: карта полушарий, магнитофон, бумага, ручки, карандаши, фломастеры, списки предметов/

Ход игры.

1 этап игры. Вводная беседа.

Представьте себе, что мы оказались на большом океанском корабле, совершающим рейс через Атлантику /музыка/. Путешествие было приятным и интересным. Но в тропических широтах корабль попал в шторм ужасающей силы. Наше положение было осложнено тем, что в трюме вспыхнул пожар, мгновенно распространившийся по всему кораблю. Началась паника. /Изобразите ее/ К счастью, со шлюпками проблем на корабле не было, поэтому одна часть пассажиров оказалась в одной шлюпке, вторая – в другой, некоторые попали в третью шлюпку. /Деление на микрогруппы/

  • Встаньте те, кто довольно неплохо умеет плавать. /Вы попадаете в 1-ю шлюпку/.
  • Те, кто может держаться на воде, вам достается 2-я шлюпка.
  • Те, кто не умеет плавать, панически боится воды, сразу же тонет. Вы попадаете в 3-ю шлюпку

2-й этап игры.

1. В каждой шлюпке находился набор предметов, необходимый для выживания /задания на карточках/.

Карточки микрогруппам.

Ваша задача – распределить предметы в списке в соответствии с их значимостью для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, 2 – у следующего и т. д. Аргументируйте свой выбор (устно).

  • Зеркало для бритья
  • Канистра с водой
  • Рыболовная снасть
  • Карты тихого океана
  • Надувная подушка
  • Небольшая канистра солярки
  • Транзисторный приемник
  • Прибор, отпугивающий акул
  • 5 квадратных метров непрозрачной пластиковой пленки
  • Бутылка спирта
  • 5 метров нейлоновой веревки
  • 2 коробки шоколада

Аргументируйте свой выбор значимости предметов с точки зрения выживания /Выступления от микрогрупп/.

Люди и весь груз в шлюпки не помещались, поэтому, от чего- то нужно было избавиться: либо от каких- то вещей, предметов, либо от 1 человека /раненого/

  • Как вы поступите? /Человека отправите за борт или некоторые предметы, предназначенные для выживания/.
  • Решайте! 1 минута! /Ответы микрогрупп/
  • Какие 3 предмета вы обязательно оставите в шлюпке? /Ответы микрогрупп/

Итак, пока пассажиры каждой шлюпки принимали решение, штормовые волны разметали шлюпки в разные стороны от места кораблекрушения.

Еще сутки не прекращался ураган, а когда он наконец утих, измученные люди на /2 – 3 шлюпках/ увидели на горизонте землю. Их чувствам не было предела. Они кричали, обнимались, целовались.

2. Обрадованные, они устремились к берегу, не подозревая о двух вещах: во-первых, о том, что перед ними не материк, а остров, во-вторых, о скрытых под водой рифах.

Почти у самого берега все шлюпки разлетелись в щепки от ударов о каменные рифы, но до берега можно было добраться собственными ногами. Через некоторое время команды ступили на твердую почву необитаемых островов. Увы, разных.

Так случилось, что вы оказались в неизвестном для вас месте, потеряв плавательные средства и не имея ничего, кроме того, что в данный момент находится в ваших карманах.

Целые сутки вы обследовали остров. Как он выглядит…..

Вам дается 15 минут для того, чтобы решить, что делать в такой ситуации? Как вы проведете на этих островах ближайшую неделю /музыка/

Через 15 минут предоставляется слово каждой команде/

3. Ну что же, ваши острова оказались весьма комфортными. Однако проходит день за днем, а на морском горизонте не видно ни одного корабля и в небе не появляются ни самолет, ни вертолет. Прошел месяц. Похоже, пребывание на острове может затянуться и оказаться гораздо более долгим, чем предполагали. Надо как-то обустраиваться. Что же вы придумаете? /5 минут/.

Через 5 минут вам нужно рассказать о своем житье-бытье.

  • Как вы строите отношения друг с другом?
  • Есть ли у вас лидер? Кто он?
  • Как вы решаете сложные вопросы вашей жизни?
  • Как происходит разделение труда, обязанностей?
  • Кто за это отвечает? /слово командам/

4. И так, вы вполне обжились на острове, наладили свой быт. А между тем прошло 2 года.

И однажды волны прибоя вынесли на берег острова небольшую яхту. Вероятно, она пострадала во время шторма, потому что оказалась разбита настолько, что восстановлению не подлежала. Но в ней чудом сохранился отсек, где лежали плотницкие инструменты – топоры, пилы, гвозди, и прочее, кроме того, вы обнаружили на яхте пустую бутылку. Последняя находка породила у вас идею отправить письмо, доверить его волнам и сообщить людям о том, что вы живы и здоровы.

Пожалуйста, напишите письмо, которое вы положите в бутылку. /Напоминаю, координат всего острова вы не знаете/ - 5 минут.

  • Через 5 минут попрошу зачитать письмо. /Слово командам/
  • Письмо отправлено. Но у вас появились плотницкие инструменты.
  • Что вы будете с ними делать?
  • Воспользуетесь ли этим подарком судьбы?
  • Что будет дальше?

Вы поплывете на изготовленном плоту /или лодке/, который встретит большой океанский корабль. Вы спасены!

3-й этап игры.

Подведение итогов игры.

  • Как вы думаете, каковы задачи игры? /отдых, развлечение, развитие ума и навыков/

О чем заставила задуматься игра? Что вы чувствовали во время игры? Какая атмосфера царила во время игры в микрогруппах? Кто оказал более сильное влияние на вас? Какие качества вы проявили в игре? /Обмен впечатлениями, анализ хода игры/.

Игра «Потерпевшие кораблекрушение»

Цель. В этом упражнении исследуются процессы принятия решения группой. Оно учит эффективному поведению в процессе поисков консенсуса в группах. Кроме того, это упражнение позволяет получить информацию о коммуникативных процессах в группе и о существующих в ней отношениях доминирования и руководительства, а также может способствовать сплочению ее участников.

Материалы. Копии инструкции, листы бумаги и карандаши.

Процедура. Каждый участник получает указание за 15 минут выполнить задание в соответствии со следующими ниже инструкциями.

«Вы дрейфуете на некоей частной яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и находящегося на ней груза уничтожена.

Теперь яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неизвестно, потому что навигационные приборы испорчены. По самым благоприятным оценкам, вы находитесь примерно в тысяче миль к юго-западу от ближайшего берега.

Ниже приведен список пятнадцати предметов, которые не пострадали от пожара. Кроме того, у вас осталась резиновая спасательная шлюпка с веслами, достаточно большая, чтобы вместить вас, остальной экипаж и все перечисленные ниже предметы. Плюс к тому в карманах у всех выживших в сумме набирается пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять долларовых банкнот.

Ваша задача - расставить все предметы из списка по их важности для выживания. Самый важный предмет получает номер 1, следующий - номер 2 и так далее до номера 15, который наименее важен.

  • - Секстант.
  • - Зеркальце для бритья.
  • - Пятигаллоновый бочонок воды.
  • - Противомоскитная сетка.
  • - Одна коробка с армейским рационом питания.
  • - Карты Тихого океана.
  • - Подушка сиденья (одобрена как плавсредство службой спасения на водах).
  • - Двухгаллоновый баллон дизельного топлива.
  • - Транзисторный приемник.
  • - Репеллент для отпугивания акул.
  • - Двадцать квадратных футов светонепроницаемого пластика.
  • - Одна кварта пуэрто-риканского рома.
  • - Пятнадцать футов нейлоновой веревки.
  • - Две коробки шоколада.
  • - Набор рыболовных принадлежностей.

После того как каждый закончил работу над своим списком, группа получает 45 минут для выполнения следующей задачи.

Надо выработать общее для всей группы решение, руководствуясь специальным методом достижения консенсуса. Он предусматривает достижение согласия всех членов группы относительно позиции каждого предмета в списке. Выработать единое мнение трудно. Не каждая оценка важности предмета из списка будет соответствовать мнению всех участников. Будучи единой группой, постарайтесь, чтобы с каждой оценкой все согласились хотя бы отчасти. Ниже даны некоторые подсказки по достижению консенсуса:

  • 1. Не ставьте свое мнение превыше всего. Подходите к каждому вопросу с позиций логики.
  • 2. Не отказывайтесь от своего мнения на том лишь основании, что это необходимо для достижения согласия и предотвращения конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти.
  • 3. Избегайте таких способов борьбы с конфликтами, как голосование, усреднение или торг.
  • 4. Относитесь к расхождениям во мнениях как к фактору, который способствует принятию решения, а не препятствует ему.

После того как группа завершит свою работу над списком, посмотрите, каким должен быть правильный порядок. Можно сравнить результаты работы каждого участника с результатом, который был получен группой в целом. Можно потратить некоторое время на обсуждение процесса принятия решения. Какие стили поведения способствовали или препятствовали достижению согласия? Какие отношения лидерства и подчинения выявились в процессе принятия общего решения? Кто участвовал в выработке консенсуса, а кто нет? Кто оказывал на этот процесс наибольшее влияние? Почему? Какой была атмосфера в группе во время обсуждения? Удалось ли использовать возможности группы оптимальным образом? Какие скрытые формы давления применяли члены группы, чтобы проталкивать свое мнение? Как можно улучшить процесс принятия общего решения?

В качестве варианта можно предложить одному или нескольким членам группы, чтобы они не принимали участия в самом упражнении, а вместо этого наблюдали за тем, как его выполняют другие, комментировали их действия и таким образом осуществляли обратную связь.

психологические упражнения для тренингов

деловые игры, упражнения:

Упражнение «Кораблекрушение»

Участники должны поместиться на небольшом «плотике», оставшемся после «кораблекрушения». Пространство плотика не позволяет свободно встать всем членам группы, поэтому необходимо групповое решение и тесный контакт.


25.12.2009
Макс
Есть еще такое упражнение:
Вы находитесь посреди океана на корабле, который медленно идет ко дну. Радио связь не работает. Все пассажиры уже заняли места на спасательных шлюбках, осталась только одна свободная шлюбка. Для того, чтобы в безопастности добраться до берега, нельзя превышать загрузку этой шлюбки - на ней есть место только для провианта и 6 человек.

На корабле остались:
(м – мужчина, ж- женщина)
Врач-диетолог (ж)
Политик (м)
Олимпийский гребец с поломанной рукой (м)
Эксперт-лингвист (ж)
Беременная женщина (ж)
Учитель географии (ж)
Яхтмен – любитель (ж)
Генерал в отставке (м)
Полицейский (м)
Первоклассный повар (м)
Лидер скаутов (м)
Гимнастка (ж)
Адвокат (м)
Электрик (м)
Механик (м)
Медсестра-пенсионерка (ж)

В течении 40 минут обсудите в группах, кого из перечисленных выше людей, необходимо взять на спасательную лодку. Не забудьте, что на лодке только 6 мест!"

Это проективный тест, одна из его версий. Первоначальный вариант был у немецких психиатров нацисткой Германии. Это - американская версия.

Ключи:
1. Спасение врача-диетолога - голосующие за, не воспринимают стрессовые ситуации в серьез, склонны к психосоматике, озабочены здоровьем и продолжением рода.
2. Спасение политика - за: формалисты, ориентированные на имидж и карьеру.
3. Спасение чемпиона - за: ориентированные на прошлое, не заинтересованные в развитии, обижаются, если их прошлые заслуги не учитываются.и т.д. и тт.п.


15.01.2010
Ирина
допишите плиз, ключ к игре, без расшифровки в ней нет смысла((((
15.01.2010
тучка
Ирина, вот тут есть
15.01.2010
бублик
А может кто-нибудь может подсказать ключ именно к данной игре? Очень нужен!
27.02.2010
Валентина
Классная игра, я бы добавила в нее одно правило, чтоб кто-то из участников, выбранный группой, выполнял должность капитана, который утверждал бы кандидатуры тех, кто сядет в шлюпку, т.е. группа обсуждает выдвигает кандидатов, а капитан утверждает.
12.03.2010
алина
Максим, напишите, пожалуйста, полный ключ к тесту. Или дайте ссылку. Спсибо
19.03.2010
Анна
Макс, присоединяюсь к просьбе Алины и Ирины.
23.03.2010
Виктор
Максим, мы уже все тебя просим. Дай ключ.....)), плз.
28.03.2010
Виктория
Максим, Пожалуйста дай полный ключ
27.05.2010
Ну, Максим
16.06.2010
Елена
да там же все очевидно, господа! Или Вы не психологи?
17.09.2010
если такая умная, напиши, люди же просят и не все психологи на этот сайт заходят
18.09.2010
профессор психологии
Елена
не умничай

17.10.2010
Алёна
На самом деле это упражнение больше направлено на взаимодействие внутри группы, не важно кого они в итоге выбирут, главное, чтобы это было общее решение, плюс логическое объяснение поступка. В итоге можно будет выявить лидера, скрытого лидера, изгоя (не всегда он есть) и среднюю часть группы.
09.11.2010
пипка
хорошая игра, но хотелось бы более подробную легенду
09.11.2010
конкретная хомячина
мне понравилось...
10.11.2010
маруся
макс! спасибо. игра интересная.можно взять за основу и накрутить своё.
17.02.2011
Анна
Дамы и господа! Раз Максим молчит, может, кто-нибудь опытный поделится соображениями насчет ключа? Или давайте мозговой штурм затеем:)
19.02.2011
Уважаемые коллеги, проводила эту игру, но немного её разнообразила, каждому члену в группе дала конкретную роль из списка профессий, задание было следующее: составить список из 6 человек, которые будут способны выжить в дальнейшем, и с другой стороны, каждый должен убедить всех, что именно ты должен оказатся в лодке, так как ты - самый полезный из всех. Проходит очень увлекательно, потом анализируешь, как стихийно формируется команда, сначала появляются лидеры, потом они меняются, наблюдать за групповой динамикой, в конце мы пришли к выводу, что оставить нужно наиболее способных к выживанию в диких условиях, а именно: лидер скаутов, врач-диетолог (врач все-таки), полицейский и т.д. Беренная женщина остается за бортом, как не парадоксально. Обычно участникам эта игра очень нравиться.
30.10.2011
если бы вы слово нравится написали без мягкого знака, я бы прислушалась...
08.01.2012
попахивает самодеятельностью..Где психологи??
19.01.2012
Психолог
Ё-ё-ё! Почитал. Особо ничего нового. Опять педагоги играют в психологию! Особенно опасно желание "накрутить свое". Больше всего меня порадовали "улучшения", про распределение ролей и назначение капитана. О таком эффекте, когда первым делом убивают неудачников/изгоев в реальной жизни во время игры в "Мафию", несмотря на их статус в игре, не слышали? Ужас!!!
Никто не говорит об обреченности на смерть. Никто не говорит о прагматичном подходе к личности человека. Это в нацисткой Германии была норма, когда человеков по форме черепа оценивали, а здесь по профессии, половому признаку. Разницы никакой. Короче, обучение принятию решений на основе стереотипов. О каком развитии личности можно тут говорить? Тут не развитие, а поиск выгоды. Деградация полная!!! Эта игра для манипуляторов. Как использовать людей, чтобы получить максимальный выгоду.
И в большинство кричат как в "Королевстве кривых зеркал" "Ключ! Дайте ключ!!!"
Есть множество игр под общим названием "Катастрофа", где группе предлагается выбрать(проранжировать) вещи. Там, действительно, происходит обучение взаимодействию, принятию решений, отстаивание своей позиции, поиск компромиссов... И ключ там не важен! Т.к. для разных групп существуют разные способы выживания. Важен процесс взаимодействия и совместного принятия решения. Именно этот навык развивается.
А тем, кому понравилось хочу напомнить, что китайцы тухлые яйца любят есть, китайцев больше 1 млрд. чел. Тухлые яйца вкусные?)))

23.06.2012
Психолог-1
ужас! за такие игры с детьми диплома надо лишать
18.07.2012
Артём
надеюсь, кому-нибудь мой пост будет полезен.

Во-первых, никакого командного взаимодействия тут нет и быть не может.
во-вторых, приведённый "ключ" тоже лишён смысла.
и для детей это явно не в тему.

Задание - каждый индивидуально выбирает, кем заполнить шлюпку, а потом ведущий рассказывает и каждый делает выводы для себя.
это тест, в котором есть правильные ответы. правильные ответы выбраны эффективными топ-менеджерами (которые дают схожие ответы)

Итак, "на ней есть место только для провианта и 6 человек."
первый вопрос который задаёт ведущий: взяли ли вы в шлюпку себя - помните ли вы о себе, или ваша жизнь для вас совершенно не важна.
ещё важный момент - берёте ли вы к себе в команду других лидеров, или вы сами являетесь лидером т берёте исполнителей.

Врач-диетолог (ж) - толку от него абсолютно никакого. некоторые берут зачем-то. отказать

Политик (м) - совершенно бесполезная личность, болтун и больше ничего, к тому же наверняка любит покомандовать. отказать

Олимпийский гребец с поломанной рукой (м) почему-то в "ключе" за его взятие критикуют. однако его мы берём, т.к человек ориентирован на победу (иначе олимпийцем не станешь) и даже одной рукой наверняка нагребёт гораздо больше (1)

Эксперт-лингвист (ж) - кто-то берёт его в надежде, что он сможет разговаривать с туземцами. но реально толку от него никакого. отказать

Беременная женщина (ж) - практически все берут из жалости или "их тут двое". но, кто будет принимать роды в океане, сил на то, чтобы работать на спасение команды у неё скорее всего нет, наоборот, всей команде придётся её опекать, так что отказ.

Учитель географии (ж) - во-первых, человек, любящий покомандовать, во-вторых, от знания географии в таких условиях мало, тем более, это ж. отказ,

Яхтмен – любитель (ж) - даже если ж, но яхтсменом со слабой волей быть тяжко, тем более, яхтсмены разбираются и в навигации в том, как продержаться в условиях океана, так что берём (2)


18.07.2012
Артём
Генерал в отставке (м) - старик, грести не может. любит командовать (опять же - кто лидер "я", или другие). отказ

Полицейский (м) - это не наша полиция, это америка. стало быть: человек физически вынослив - может грести. исполнительный (привык выполнять приказы). знает основы медицины - способен оказать ПМП. так что берём (3)

Первоклассный повар (м) - чудесно. будем деликатесами посреди океана объедаться. отказ.

Лидер скаутов (м) - любит командовать, в остальном толку никакого. медицины мы обеспечили полицейским, географию - яхтсменом, так что отказ.

Гимнастка (ж) - физически вынослива. берём (4)

Адвокат (м) - болту ни и ничего более, отказ

Электрик (м), Механик (м) скорее всего физически выносливы и не болтают,а делают. берём любого (т.к. мест не хватает) (5)

Медсестра-пенсионерка (ж) - кто-то её берёт в компанию с беременной (роды принимать), кто-то просто для оказания ПМП. но реально медицину обеспечивает полицейский, а грести она не может, так что отказ.


23.09.2012
legofox
проводил это упражнение два раза в одной группе. Сначала слушателям было предложено придумать профессию кем они бы хотели быть в своих мечтах и записать на карточке так, чтоб другие не видели. Потом исходя из профессий ставилась задача - оставить на плоту только 6 человек. Обсуждение в группе было логичным и оставляли действительно только нужные профессии.
Второй раз эта же ситуация игралась в открытую, то есть каждый представлял свою профессию и доказывал что взять надо именно его.
Цель игры была показать, как влияет наше личное мнение о людях на принятие решений. (например в команде из 8 человек была одна женщина, которая была флористом. В первый раз ее сразу выкинули, но во второй оставили - так как она единственная женщина)

13.12.2012
Елена
Можно по-разному проводить эту игру. Например, катастрофа не в океане, а конец света (актуально))), можно спрятаться в бункере с запасами воздуха, еды и проч., но только нескольким человекам (не более половины группы, например, если в группе 13 человек, то спасительных мест - 6). В начале игры тренер прикрепляет участникам таблички с названием социальных ролей (можно взять не такие как в примере выше, а свои, исходя из Ваших целей. Например, я с подростками в занятии по толерантности использовала такие: военный, наркоман, беременная женщина, старик, крепкий парень (зараженный ВИЧ), повар, ученый, бомж, электрик, водитель, медсестра, психолог, освободившийся преступник (сидел за убийство), механик, студентка, бандит. Свои таблички участники не должны видеть, и другие участники не должны их прямо называть. (В конце игры они могут сказать - догадались или нет о своей социальной роли)
Сначала проходит обсуждение, кого брать (условие с подростками - ты сам уже точно попадаешь в бункер). В конце игры самое интересное и поучительное, все зависит от тренера. Предлагает вопросы: по каким признакам вы отбирали людей? кто-нибудь задумывался над тем, какие личностные характеристики у кандидатов на спасение? и т.п. Вывод делается о том, что к сожалению очень часто в современном обществе звучит вопрос об использовании людей для получения выгоды, о нетерпимости к людям социально незащищенных категорий и проч.

03.12.2013
Я использовала эту игру на факультативе по профориентации в 10-11-х кл. Все (все!) мои дети сразу посадили в шлюпку беременную женщину. На мой провокационный вопрос: "Зачем её брать?" (в гр. №4 я уже не выдержала и стала что называется вякать)получила ответ:"Ну мы же люди!" Всплакнула отвернувшись к окну (от этих деток учителя плакали и ругались), в гр.5 ответили: "Так сразу спасёмдвоих". В гр.6 - "есть смысл для спасения, не только ради себя, но и благороднокак-то".Дай Бог всего наилучшего моим детям. НО! Адвоката, политика, учителя, экономиста (ввела вместо гимнастки,диетолога, лингвиста не брали. На мой вопрос: "А зачем тогда выбирать для себя эти профессии?" было гробовое молчание.
10.11.2016
Максим
Выбирать эти профессии? Вы шутите? Чему детей научили?
11.04.2017
Настя
учителя бы тоже фиг взяли
04.10.2018
Азамат Шихаев
Артём ты конечно тут так красиво все расписал в ответе на мой взгляд ты таким эгоистким мышлением не куда не пойдёшь и не а кокой команде речи быть не может, ты не только не сможешь ей командовать ты её собрать и Сёму то научить не сможешь, может твой ответ кому то зашёл но мне вообще не вставил, так пересмотри своё мышление руководитель командор)))


© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины