21.10.2019

Религии и их основные идеи таблица. Три основные религии мира


Религии мира

Религия — уверенность людей в существовании какой-то огромной, непознанной, сильной, могущественной, мудрой и справедливой силы, которая придумала, создала этот мир и руководит им — от жизни и смерти каждого человека до явлений природы и хода истории

Причины возникновения веры в бога

Страх жизни. С древности, перед лицом грозных сил природы и превратностями судьбы чувствовал человек свою малость, беззащитность и ущербность. Вера давала ему надежду на хотя бы чью-то помощь в борьбе за существование
Страх смерти. Человеку в принципе доступно любое свершение, он умеет преодолевать любые препятствия, решать любые задачи. Только смерть ему неподвластна. Жизнь, как бы трудна она ни была, хороша. Смерть страшна. Религия позволяла человеку надеяться на бесконечное существование души или тела, не в этом, так в ином мире или состоянии
Необходимость существования законов. Закон — это рамки, в которых живет человек. Отсутствие рамок или выход за их пределы грозят человечеству гибелью. Но человек — существо несовершенное, потому законы, придуманные человеком, менее авторитетны для него, чем законы, якобы, божьи. Если человеческие законы можно и даже приятно нарушать, то божьи установления и заповеди — нельзя

«Только как же, спрашиваю, после того человек-то? Без бога-то и без будущей жизни? Ведь это стало быть теперь все позволено, все можно делать?» (Достоевский «Братья Карамазовы»)

Мировые религии

  • Буддизм
  • Иудаизм
  • Христианство
  • Ислам

Буддизм. Кратко

: более 2,5 тысяч лет.
: Индия
— принц Сиддхартха Гуатама (VI век до н. э.), ставший Буддой — «просветленным».
. «Типитака» («три корзины» пальмовых листьев, на которых первоначально записывались откровения Будды):

  • Виная-питака — правила поведения для буддийских монахов,
  • Сутта-питака — изречения и проповеди Будды,
  • Абидхамма-питака — три трактата, систематизирующих положения буддизма

: народы Шри-Ланки, Мьянмы (Бирмы), Таиланда, Вьетнама, Лаоса, Камбоджи, Кореи, Монголии, Китая, Японии, Тибета, Бурятии, Калмыкии, Тувы
: человк может стать счастливым, только избавившись от всех желаний
: Лхаса (Тибет, Китай)
: Колесо закона (Дхармачакра)

Иудаизм. Кратко

: более 3,5 тысяч лет
: Земля Израиля (Ближний Восток)
Моисей, вождь еврейского народа, организатор Исход евреев из Египта (XVI-XII вв. до н. э.)
. ТаНаХ:

  • Пятикнижие Моисеево (Тора) — Бытие (Берешит), Исход (Шемот), Левит (Вайикра), Числа (Бемидбар), Второзаконие (Дварим);
  • Невиим (Пророки) — 6 книг старших Пророков, 15 книг младших Пророков;
  • Кетувим (Писания) — 13 книг

: Израиль
: не далай человеку того, чего не желаешь себе
: Иерусалим
: храмовый светильник(менора)

Христианство. Кратко

: около 2 тысяч лет
: Земля Израиля
: Иисус Христос — сын божий, спустившийся на землю ради того, чтобы принять страдания для искупления людей от первородного греха, воскресший после смерти и вознёсшийся обратно на небо (12-4 гг. до н. э. — 26-36 н. э.)
: Библия (Священное писание)

  • Ветхий Завет (ТаНаХ)
  • Новый Завет — Евангелия; Деяния апостолов; 21 послание апостолов;
    Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова

: народы Европы, Северной и Южной Америки, Австралии
: миром правит любовь, милосердие и всепрощение
:

  • Католичество
  • Православие
  • Греко-католичество

: Иерусалим, Рим
: крест, (на котором распяли Иисуса Христа)

Ислам. Кратко

: около 1,5 тысяч лет
: Аравийский полуостров (на юго-западе Азии)
: Мухаммад ибн Абдаллах, посланник бога и пророк (ок. 570-632 г. н. э.)
:

  • Коран
  • Сунна посланника Аллаха — истории о поступках и высказываниях Мухаммада

: народы Северной Африки, Индонезии, Ближнего и Среднего востока, Пакистана, Бангладеш
: поклонение Аллаху, который вечен и единственно способен оценить поведение человека для его определения в рай

Религии бывают "примитивные" и сложные. Под примитивными имеются в виду прежде всего религии людей из первобытной эпохи: тотемизм, магия, вера в душу, фетишизм. Большинство из этих религий давно умерли (умершие религии, архаические - в терминах составителей ЕГЭ), однако некоторые их элементы оказались до такой степени живучими, что вошли и в более поздние, по-настоящему сложные и глубокие религии, но как правило не на уровне учения, а на уровне практики. К примеру, элементы магии в христианстве, где часть верующих относится к церковным обрядам как к волшебной палочке, по мановению которой проходят болезни, а жизнь становится богатой и благополучной. Глубина и смысл христианского учения при этом игнорируется.

Человек, который отрицает для себя любую религию, называется атеистом. Главный вопрос атеиста "зачем нужна религия?"

Функции религии

Почти всякая религия существует не только в виде мировоззрения, но и в виде организации (церкви), ведущей религиозную деятельность. Церковь - организация, транслирующая религиозные ценности, сплачивающая верующих. Понятие церкви неотделимо от понятия церковных таинств, обрядов и правил. Они могут существовать как прямое предписание текста вероучения (таинство евхаристии (причастие) в христианстве описано в Новом Завете), а может быть порождением церковной практики. К примеру, нигде в Библии мы не найдем предписания исповедоваться. В Новом Завете есть идея покаяния, а идея исповеди (как одной из форм покаяния) родилась уже внутри христианской церкви.

В религии, в церкви люди находят важные для себя идеи и смыслы. Иногда вера и церковь становятся образом жизни человека (монахи, служители культа и т. д.)

Иными словами, церковь удовлетворяет ряд потребностей людей, что позволяет говорить о функциях религии :

  1. Утешительная
  2. Коммуникативная
  3. Решение экзистенциальных вопросов (каждый человек в определенный момент жизни задумывается о смерти, одиночестве, смысле жизни, а именно эти вопросы стоят в сердцевине религий)
  4. Регулятивная
  5. Мировоззренческая

Виды религий

Согласно основной классификации религий, различают:

  • мировые религии
  • национальные
  • архаические

Согласно другой популярной классификации религии делят на политеистические (многобожие = язычество) и монотеистические (вера в одного Бога-творца всего сущего).

Мировых религий всего три:

  • Буддизм (самая древняя из мировых религий)
  • Христианство
  • Ислам (самая поздняя)

Буддизм появился в VI в. до н. э. в Индии. Его основатель - сын индийского раджи (царя) Сидхарта Гаутама. Радже было предсказано, что его сын станет или великим царем, или великим святым. Чтобы исполнилась первая вероятность, Ситхарту специально воспитывали в таких условиях, которые, как казалось, исключали возможности пробуждения глубоких мыслей в мальчике: Сидхарту окружали роскошь и только молодые и счастливые лица. Но однажды слуги не углядели, и Сидхарта оказался за пределами своих богатых владений. Там, на свободе, он встретил старика, прокаженного и похоронную процессию. Так, в возрасте 30 лет, Сидхарта впервые узнал о существовании страданий в мире. Новость его до такой степени потрясла, что он покинул родных и отправился в странствия на поиски истины. Он предавался аскезе, медитировал, размышлял и, наконец, достиг состояния нирваны и стал первым просветленным (Буддой). У него появились последователи, новая религия стала распространяться по свету.

Суть верований буддистов в очень упрощенном виде такова: человеческая жизнь полна страданий, причина страданий - сам человек, его желания, его страсти. преодолеть страдания можно через избавление от желаний и достижения состояния полного покоя (нирваны). Буддисты верят в перерождения (сансара - бесконечная цепь перерождений) и в карму (расплата). Нирвана прерывает цепь перерождений, а значит, цепь бесконечных страданий. Понятия Бога в буддизме нет. Если человек становится буддистом, он будет всю жизнь пытаться изменить свой внутренний мир, чтобы избавиться от страстей и желаний. Здесь в помощь ему приходит ряд практик: йога, медитации, ретриты, уход в монастырь и прочее.

Христианство возникло с рождением Иисуса Христа. От этой даты человечество ведет сейчас летоисчисление. Иисус Христос - это такой же реальный человек, как и Сидхарта Гаутама. Но христиане верят, что он был богочеловеком. Что он жил, проповедовал двенадцати ученикам (апостолам), творил чудеса, а затем был предан Иудой, распят, а на третий день воскрес и позже вознесся на небо. Именно вера в перечисленное (смерть, а потом воскресение Христа) превращает человека в христианина (помимо крещения).

Христианство предполагает веру в единого Бога, а также в Святую Троицу: единство трех ипостасей Бога - Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Христиане не считают, что мир - это сплошные страдания, напротив, христиане говорят о радости жизни и мира, которые доступны человеку, если он узрел Бога и соответственным образом перестроил свой ум и душу. Превратился из, к примеру, озлобленного, всех осуждающего и всем завидующего человека в человека доброго, открытого, способного прощать и просить прощения у других.

Главная книга христианства - Библия. Она состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет является Священным Писанием для еще одной религии - иудаизма, религии еврейского народа (иудаизм относится к национальным религиям). Для христиан первейшее значение имеет Новый Завет. Именно он содержит учение Иисуса Христа и главные идеи христианства:

  • Свобода человека (все жизненные решения человек должен принимать сам, никто не в праве навязывать другому свою волю, даже если она во благо),
  • Бессмертие души (христиане верят, что после смерти людей ждет Великий суд, после которого мир переродится и жизнь продолжится, но только для тех, кто заслужил рай).
  • Любовь к ближнему (полюби другого, как самого себя)

Рассказ митрополита Антония Сурожского о том, как он пришел к вере

"Лет до пятнадцати я о Боге ничего не знал: я слышал это слово, знал, что об этом говорят, что есть люди верующие, но в моей жизни Он никакой роли не играл и для меня просто не существовал. Это были ранние годы эмиграции, двадцатые годы, жизнь была нелегкая, а порой очень страшная и трудная. И в какой-то момент настал период счастья, период, когда не было страшно. Это был момент, когда впервые (мне было 15 лет) бабушка, мать и я оказались под одной крышей, в одной квартире, вместо того чтобы скитаться и не иметь собственного крова. И первое впечатление было блаженство: это - чудо, счастье... А через некоторое время меня объял страх: счастье оказалось бесцельным. Пока жизнь была трудная, каждый момент надо было бороться с чем-то или за что-то, каждый момент была непосредственная цель; а тут, оказывается, никакой цели нет, пустота. И я пришел в такой ужас от счастья, что я решил, что, если в течение одного года не найду смысла в жизни, я покончу с собой. Это было совершенно ясно. В течение этого года я ничего особенного и не искал, потому что не знал, ни где искать, ни как, но со мной нечто случилось. Я присутствовал перед постом на беседе отца Сергия Булгакова. Он был замечательный человек, пастырь, богослов, но с детьми он никак не умел говорить. Меня убедил мой руководитель пойти на эту беседу, и когда я ему сказал, что я ни в Бога не верю, ни в священника, он мне сказал: “А я тебя не прошу слушать, - просто посиди”. И я сел с намерением не слушать, но отец Сергий говорил слишком громко и мне мешал думать; и мне пришлось слышать эту картину о Христе и о христианине, которую он давал: сладкую, смиренную и т.д. - то есть все то, что в 14-15 лет мальчику не свойственно. Я пришел в такую ярость, что после беседы поехал домой, спросил у матери, есть ли у нее Евангелие, решив проверить, так это или нет. И решил, что если я обнаружу, что Тот Христос, Какого описывал отец Сергий, это Христос евангельский, то я с этим кончил. Я был практический мальчик и, обнаружив, что есть четыре Евангелия, решил, что одно непременно короче, и поэтому выбрал читать Евангелие от Марка. И тут со мной случилось нечто, что у меня отнимает всякое право превозноситься чем бы то ни было. Пока я читал Евангелие, между первой и третьей главами, мне вдруг стало абсолютно, совершенно ясно, что по ту сторону стола, перед которым я сижу, стоит живой Христос. Я остановился, посмотрел, ничего не видел, ничего не слышал, ничего не обонял - не было никакой галлюцинации, это была просто внутренняя совершенная, ясная уверенность. Помню, я тогда откинулся к спинке стула и подумал: Если Христос, живой, передо мной, значит, все, что сказано о Его распятии и воскресении, - правда, и значит, правда и все остальное... И это был поворот в моей жизни от безбожия к той вере, какая у меня есть. Вот единственное, что я могу сказать: мой путь не был ни умственный, ни благородный, а просто почему-то Бог спас мою жизнь".

Древние люди, создавая свои религии, заботились о чисто этнических потребностях и рассчитывали на “земляческую” помощь собственных богов. Иные из религий привязанные к определённой местности и народу отошли в небытие и порой вместе с породившими их народами, другие же при всей их территориальной ограниченности живут и по сей день.
Но были религии, отвечавшие мечтам и чаяниям не только того народа, из которого вышел пророк, однажды возвестивший божественную волю. Для этих вероучений национальные границы оказались тесны. Они завладели умами и душами людей, населяющих различные государства, разные материки: христианство, ислам и буддизм стали мировыми религиями.

Христианство.
Наиболее распространенная и одна из самых развитых религиозных систем мира - христианство, появившееся в I веке нашей эры в Иудее - восточной провинции Римской империи. В основе христианства - учение о богочеловеке Иисусе Христе, сыне Божием, который пришёл к людям с добрыми деяниями и заповедал им законы праведной жизни. Это религия, в основе которой лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог пришёл в мир. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал и принял во искупление грехов людей великие страдания и мученическую смерть на кресте. Его смерть и последующее воскресение из мёртвых изменили судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой, европейской цивилизации. Для христиан же главным чудом было не слово Иисуса, о Он Сам. Главным делом Иисуса было Его бытие: бытие с людьми, бытие на кресте.
Христианская религия провозглашает принцип единобожия. Вместе с тем основные направления христианства придерживаются положения о божественной троице. Согласно этому положению, Бог хотя и один, однако выступает в трёх ипостасях (лицах): Бога - отца, Бога - сына и Бога - духа святого.
Христиане верят, что мир создан единым предвечным Богом, и создан без зла. Воскресение Христа знаменует для христиан победу над смертью и вновь обретённую возможность вечной жизни с Богом. Отсюда для христиан начинается история Нового Завета с Богом. Это Завет Любви. Его важнейшее отличие от Ветхого (т.е. старого, прежнего) Завета заключается в самом понимании Бога, Который “есть Любовь”. На протяжении всего Ветхого Завета основа отношений Бога и человека - закон. Христос же говорит: “Заповедь новую даю вам: да любите, друг друга, как Я возлюбил вас”. Христиане считают, что именно Бог- сын в образе Иисуса Христа, рожденного девой Марией путём непорочного зачатия, является спасителем людей, погрязших в своих грехах.
Одно из главных таинств христианства - причастие, основанное на евхаристии (претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа), и приобщение верующих через вкушение этих божественных даров к Богу.
Основные положения христианства изложены в «священном писании» - Библии. Библия делится на две части: Ветхий завет и Новый завет. Первая часть взята из иудаизма и тождественна Танаху. Вторая часть - Новый завет - специфична для христианства. Она состоит из 27 книг: четырёх книг Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), в которых повествуется о жизни Христа и излагаются основы его учения, книги «Деяния апостолов», сообщающей о проповеднической деятельности учеников Христа, 21-го послания апостолов, представляющих собой письма написанные Павлом и другими учениками Христа и адресованные ранним христианским общинам, и «Откровения Иоанна Богослова» (Апокалипсис), в котором автор излагает сообщённое ему Богом пророчество о дальнейшей судьбе мира и человечества.
Основная идея христианства - идея греха и спасения человека. Люди грешны перед богом, и именно это уравнивает их: греков и иудеев, римлян и варваров, рабов и свободных, богатых и бедных - все грешники, все “рабы божьи”.
Христианство привлекало людей обличением испорченности мира и справедливости. Им было обещано царство божье: те, которые здесь первые - там станут последними, а последние здесь - там будут первыми. Зло будет наказано, а добродетель вознаграждена, высший суд свершится и каждому будет воздано по делам его. Проповедь Евангельского Христа призывала не к политическому сопротивлению, а к нравственному совершенствованию.
Христианство уже давно перестало быть монолитной религией. Причины политического характера, внутренние противоречия, накапливавшиеся начиная с IV в., привели в XI в. к трагическому расколу. И до этого в разных поместных церквях существовали различия в богослужении и богопонимании. С разделением Римской империи на два самостоятельных государства образовались и два центра христианства - в Риме и в Константинополе (Византия). Вокруг каждого из них стали формироваться поместные церкви. Традиция, сложившаяся на Западе, привела в Риме к совершенно особой роли папы Римского первосвященника - главы Вселенской Церкви, наместника Иисуса Христа. С этим не согласилась Церковь на Востоке. Образовались две христианские конфессии - православие и католичество. Со временем от католичества отделилось ещё одно направление – Протестантизм.
Протестантизм представляет из себя совокупность многочисленных и
самостоятельных церквей и сект, связанных только своим происхождением. Появление протестантизма связано с Реформацией - мощным антикатолическим движением в XVI веке в Европе. В 1526 году Шпейрский рейхстаг по требованию немецких князей-лютеран принял постановление о праве каждого выбирать религию для себя и своих подданных. Второй Шпейрский рейхстаг 1529 года отменил это постановление. В ответ от пяти князей и ряда имперских городов последовал протест, от которого и происходит термин "Протестантизм".
Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, аде и рае, отвергая, однако, католическое представление о чистилище. Вместе с тем протестантизм выдвинул три новых принципа: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного писания.
Протестантизм категорически отвергает Священное предание как недостоверное и сосредотачивает все вероучение в Священном писании, которая считается единственной в мире святой книгой. Протестантизм предписывает верующим ежедневное чтение Библии.
В протестантизме снято принципиальное различие между священником и мирянином, упразднена церковная иерархия. Служитель культа лишен права исповедовать и отпускать грехи, он подотчетен протестантской общине.
В протестантизме упразднены многие таинства (за исключением крещения и причастия), отсутствует целибат. Отвергнута молитва за умерших, поклонение святым и праздники в честь святых, почитание мощей и икон. Молитвенные дома освобождены от алтарей, икон, статуй, колоколов. Отсутствуют монастыри и монашество.
Богослужение в протестантизме максимально упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов и гимнов на родном языке. Библия признана единственным источником вероучения, а священное предание отвергнуто.
Формирование большинства течений протестантства проходило под идеей религиозного возрождения.

Ислам.
Ислам - вторая после христианства по числу последователей мировая религия, религия смирения и полной покорности всевышней воле. Её основал в VII веке на почве арабских племенных религий пророк Мухаммед. Он провозгласил, что существует лишь один великий Аллах и что все должны быть покорны его воле. Это был призыв к сплочению арабов под знаменем единого бога. Мухаммед призвал арабов верить в единого бога и служить ему в ожидании конца мира, судного дня и установления “царства справедливости и мира” на Земле.
В исламской религии Аллах - бог единственный, безликий, высший и всемогущий, мудрый, всемилостивейший, творец всего сущего и его верховный судья. Рядом с ним нет никаких богов, никаких бы то ни было самостоятельных существ. Здесь нет христианской троицы с ее запутанными взаимоотношениями между богом-отцом, его сыном Иисусом и мистической фигурой бога-духа святого. В исламе есть учение о рае и аде, о воздании человеку в загробном мире за его дела. На страшном суде сам Аллах будет допрашивать каждого из живых и мёртвых, и они, нагие, с книгой, в которой записаны их дела, будут в страхе ждать его решения. Грешники попадут в ад, праведные в рай.
Священная книга мусульман - Коран. В нем зафиксированы основные идеи и вероучения Мухаммеда. Согласно общепринятой в исламе традиции, текст Корана был поведан пророку самим Аллахом через посредство Джебраила. Аллах не раз передавал свои священные заповеди через различных пророков - Моисея, Иисуса, наконец Мухаммеда. Этим исламское богословие объясняет и многочисленные совпадения текстов Корана и Библии: переданный через более ранних пророков священный текст был искажен иудеями и христианами, которые многое в нем не поняли, кое-что упустили, извратили, поэтому только в последней версии, авторизованной великим пророком Мухаммедом, правоверные могут иметь высшую и бесспорную божественную истину.
Эта легенда о Коране, если очистить ее от божественного вмешательства, близка к истине. Основное содержание Корана так же тесно связано с Библией, как и сам ислам близок иудео-христианству.
Основных обязанностей мусульманина ислам насчитывает пять - исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж.
Принцип исповедания - центральный в исламе. Чтобы стать мусульманином, достаточно торжественно произнести фразу о том, что нет бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его. Тем самым человек становится покорным Аллаху, мусульманином. Но, став им, он должен был соблюдать остальные обязанности правоверного.
Молитва - обязательный каждодневный пятикратный ритуал. Те, кто не молится пять раз в день - неверные. По пятницам и в праздничные дни свершаются торжественные богослужения, которыми руководят имамы (“стоящие впереди”). Перед молитвой правоверный обязан совершить омовение, обряд очищения (малого - мытьё рук, ног, лица; и большого, в случае серьёзной нечистоты, - полное омовение всего тела). Если нет воды, её заменяют песком.
Пост. У мусульман лишь один главный и обязательный пост- рамазан, он длится месяц, в течение которого от рассвета до заката правоверные, кроме малых детей и больных, не имеют права ни есть, ни пить, ни курить, ни развлекаться. Кроме рамазана мусульмане постятся и в другое время - по обету, в случае засухи, в порядке возмещения за пропущенные дни рамазана.
Милостыня. Каждый имущий обязан раз в году делиться своими доходами, выделяя часть их в качестве милостыни в пользу бедных. Обязательная милостыня - закят - воспринималась в качестве очистительного ритуала для имущих и исчислялась обычно в несколько процентов их годового дохода.
Хадж. Считается, что каждый здоровый мусульманин должен раз в жизни посетить святые места в Мекке и поклониться Каабе. Совершившие обряд паломники получают почётное наименование - ходжа. К этим пяти нередко добавляют ещё один столп веры, шестой - священную войну против неверных (джихад или газават). Участие в войне освобождало от всех грехов и обеспечивало правоверному, павшему на поле боя, место в раю.

Буддизм.

К мировым религиям относится также и буддизм. Буддизм - религия преодоления страданий.
Буддизм возник в Индии в VI-V вв. до н.э., на пять столетий раньше христианства и на двенадцать -ислама. Буддизм - возник как противопоставление брахманизму. Если брахманизм следовал классовому строю, то буддизм категорически отверг кастовые различия. Все люди, согласно буддизму имеют одинаковые шансы к «спасению».
Ортодоксальный буддизм не признаёт божеств, создавших мир и руководящих им. Высшее духовное начало, по представлениям буддистов, распылено по всему миру и находится в состоянии постоянного покоя, называемом Буддой в себе.
Буддизм считает любую жизнь ценой страданий. Эти страдания, полагают буддисты, обусловлены желанием людей существовать. Необходимо подавить в себе желание к жизни - лишь тогда прекратятся жизнь и сопутствующие ей страдания.
Однако подавление стремления к бытию достигается человеком с большим трудом. Оно произойдёт лишь в том случае, если человек будет неуклонно следовать путём, указанным Буддой. Таким образом, лишь живя в соответствии с этическими предписаниями буддизма, морально совершенствуясь, верующий может рассчитывать на полное прекращение страданий, погружение в нирвану (небытие). Иначе человека ожидает новая цепь перерождений (сансара) и связанных с продолжением жизни страданий.
Рождение и старение, болезнь и смерть, разлука с любимым и союз с нелюбимым, недостигнутая цель и неудовлетворённое желание - всё это страдание. Страдание происходит от жажды бытия, наслаждений, созидания, власти, вечной жизни. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной суеты - вот путь к уничтожению страданий. Чтобы избежать страдания, человек должен подавить в себе всякую привязанность, всякое желание, стать безразличным к радостям и горестям жизни, к самой смерти. Именно за этим путём лежит полное освобождение, нирвана.

Восемь парамит (Восьмисоставной путь).
Развивая свое учение, Будда разработал подробный так называемый восьмиступенчатый путь, метод постижения истины и приближения к нирване.
Праведная вера (следует поверить Будде, что мир полон скорби и страданий и что необходимо подавлять в себе страсти).
Праведная решимость (следует твердо определить свой путь, ограничить свои страсти и стремления. Праведная речь (следует следить за своими словами, дабы они не вели ко злу - речь должна быть правдивой, доброжелательной).
Праведные дела (следует избегать недобродетельных поступков, сдерживаться и делать добрые дела).
Праведная жизнь (следует вести жизнь достойную, не принося вреда живому).
Праведная мысль (следует следить за направлением своих мыслей, гнать всё злое и настраиваться на доброе).
Праведные помыслы (следует уяснить, что зло - от вашей плоти).
Праведное созерцание (следует постоянно и терпеливо тренироваться, достигать умения сосредоточиваться, созерцать, углубляться в поисках истины).
Представление о перерождении заимствовано буддизмом из брахманизма.
В соответствии с принципом кармы (воздаяния), также заимствованным из брахманизма, душа человека появляется при новом рождении в той или другой телесной оболочке. Буддисты связывают новое рождение с выполнением человеком этических заповедей религии.
Весьма своеобразен и буддийский взгляд на человеческую душу. Буддисты не считают её единым целым. Душа человека (как и его тело) является комбинацией различных частиц духовного начала - дхарм. Со смертью человека эти дхармы распадаются, чтобы потом соединиться в новой комбинации в соответствии с кармой.
Правоверный буддист должен следовать особым правилам. Очень важной моральной заповедью буддизма является запрещение убивать любое живое существо. Стремящиеся к достижению нирваны особо религиозные буддисты, как и джайны, тщательно процеживают воду перед её употреблением. Буддист должен быть весьма воздержан в пище, соблюдать целомудрие и ряд других ограничений, т.е. фактически вести монашескую жизнь.
Весьма важной этической нормой буддизма является принцип непротивления злу. Со злом, несправедливостью, согласно буддийскому вероучению, нельзя бороться, так как любое насилие вызывает ответное насилие. Правоверный буддист должен спокойно взирать на совершаемое зло, не принимая никаких мер к его предотвращению.
Буддийское «священное писание» называется Трипитака. Трипитака состоит из трёх частей. Первая из них Виная - питака сообщает о правилах, которые должны соблюдаться в буддийских общинах. Вторая часть - Сутта-питака рассказывает о беседах, которые вёл Будда со своими учениками. В третьей части - Абидарма - питаке даётся толкование основных догматов буддизма. Каноническими считаются также книги Сутта - Нипата (сборник поэм о Будде и его учении) и Джатаки (сборник повествований о перерождении Будды).

Буддизм распадается на два основных направления: хинаяна и махаяна.
Хинаяна, или тхеравада, сохраняет основные положения раннего буддизма и требует от своих приверженцев неукоснительного соблюдения устава. Буквальный перевод слова «хинаяна» - «малая колесница», (узкий путь спасения).
Хинаянисты считают, что лишь монашеская жизнь может обеспечить нирвану. И Будда в хинаяне не рассматривается в качестве божества, а почитается как великий учитель.
В хинаяне имеется ряд сект: дхаммают, маханикая, мальватта, азгирия и др.

Махаяна, основанная буддийским богословом Нагарджуной, значительно отдалилась от классического буддизма. Само название «махаяна» означает «большая колесница» (широкий путь спасения). Согласно этому широкому пути, спастись может не только монах, но и мирянин.
В отличие от хинаяны махаяна признаёт существование большого числа божеств. Будда рассматривается как Бог. Кроме того, легендарный основатель буддизма - Сиддхартха Гаутама считают лишь одним из Будд - Буддой Сакьямуни. Существуют и сотни других Будд: Будда Амитаба (властитель рая), Адибудда (творец мира), Будда Майтрейя (Будда будущего) и т.д.
Помимо Будд, в махаянистском пантеоне имеются ещё бодисатвы, которые рассматриваются как существа, добившиеся права погружения в нирвану, но решившие остаться некоторое время на Земле для спасения людей. За бодисатвами следует архаты - святые. Верят махаянисты также в злых духов и другие сверхесттественный существа.
Для махаяны характерно также представление о рае и аде, неизвестные в хинаяне.

В Индии возникло немало буддийских центров, храмов и монастырей, но всё же большого распространения буддизм не получил и в мировую религию превратился за её пределами - в Китае, Японии, Средней Азии, Корее, Вьетнаме и ряде других стран, уже давно утратив позиции на своей родине. Отторжение произошло потому, что буддизм отвергал кастовость, религиозный ритуализм, а потому не вписался в социальную структуру и культуру индийского общества, основанного на отвергаемой буддизмом традиции.

Индуизм.
Индуизм – одна из древнейших религий мира. Народы цивилизации долины Инда исповедовали многообразные культы богини-матери, поклонялись священным деревьям и столбикам фаллической формы. На ряде каменных табличек, обнаруженных при раскопках, изображен бог в йогической позе, который является прототипом Шивы.
В середине II тыс. до н.э. эта цивилизация была разрушена завоевателями, вторгшимися в долину Инда с северо-запада. Завоеватели, именовавшиеся ариями, говорили на индоевропейском языке, близком к древнеиранскому. Это были патриархальные племена, почитавшие главным образом богов, олицетворявших силы природы. В числе богов был Индра – бог бури и войны, Вайю – бог ветра, горный бог Рудра, бог огня – Агни, бог солнца – Сурья. Арийские жрецы, брахманы, совершали жертвоприношения и сочиняли гимны, которые составляют основу вед.
К 9–8 вв. до н.э. брахманы занимали главенствующие позиции в индийском обществе, а жертвенные обряды весьма усложнились. Уже в 7 в. до н. э. началась реакция на чрезмерный ритуализм и все возрастающую власть брахманов. В таких текстах, как араньяки, началось исследование смысла жертвоприношений, в упанишадах же поставлены под вопрос основополагающие космологические представления древних ариев. В самых ранних арийских гимнах говорится, что после смерти душа отправляется в преисподнюю. Новые мыслители выдвинули концепцию переселения душ, которая со временем была подкреплена законом кармы.
К 6 веку до н. э. произошло становление ряда религий, которые полностью отвергали ведийские жертвоприношения. Речь идет о последователях не только упанишад, но и о многих новых сектах, включая джайнов и буддистов. Все они ставили во главу угла освобождение от бесконечных рождений и сходились на том, что освобождение достигается не жертвоприношениями, а медитацией. Соперничество различных сект длилось почти тысячелетие. К 500 н.э. победу одержал индуизм, вобравший в себя многие положения буддизма и джайнизма, включая доктрину ненасилия, вегетарианство и воздержание от алкоголя, а также ряд новых элементов богопочитания. В индуистский пантеон был введен Будда.
Расцвет индуизма и его победа над буддизмом и джайнизмом совпали во времени с периодом интенсивных философских исканий. Между 6 в. до н.э. и 5 в. н.э., появилось не менее десятка соперничавших доктрин. Все они сходились на том, что мокша представляет собой главную цель человека, но расходились во многих теологических и метафизических тонкостях. Особо выдвинулось шесть философских школ («шесть даршанов»): ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта. Считалось, что каждая из них предлагает действенный способ освобождения, но наибольшую популярность обрела одна только веданта.
Индуизм, основная религия Индии и одна из мировых религий. Индуизм возник на Индийском субконтиненте, причем свыше 90% из приблизительно 500 млн. человек, исповедующих эту религию, живут в Республике Индия, которая занимает большую часть субконтинента. Индуистские общины существуют также в Бангладеш, Шри-Ланке, Кении, ЮАР, Тринидаде и Тобаго, Гайане.
Индуизм охватывает широкое многообразие верований и обрядов. Терпимость, с которой в рамках индуизма относятся к разнообразию религиозных форм, пожалуй, уникальна среди мировых религий. В индуизме нет ни церковной иерархии, ни верховного авторитета, это всецело децентрализованная религия. В отличие от христианства или ислама, у индуизма не было своего основателя, чье учение распространялось бы последователями. Большая часть фундаментальных положений индуизма была сформулирована во времена Христа, однако корни этой религии еще древнее; иные из богов, которым поклоняются индуисты сегодня, были предметом поклонения их предков почти 4000 лет назад. Индуизм развивался постоянно, вбирая в себя и истолковывая на свой лад верования и обряды разных народов, с которыми входил в соприкосновение.
Несмотря на противоречия между различными вариантами индуизма, в основе всех их лежат несколько определенных фундаментальных положений.
За пределами вечно изменчивого физического мира существует единый универсальный, неизменный, извечный дух, который называется Брахман. Душа (атман) всякого существа во Вселенной, включая и богов, есть частица этого духа. Когда умирает плоть, душа не погибает, а переходит в другое тело, в где продолжает новую жизнь.
Судьба души в каждой новой жизни зависит от ее поведения в прежних воплощениях. Закон кармы гласит: никакой грех не остается без наказания, никакая добродетель – без награды; если человек не получил заслуженной кары или награды в этой жизни, он получит их в одной из последующих. Поведение человека определяет более высокий или низкий статус последующего воплощения, от него самого зависит, родится ли он в дальнейшем человеком, богом или, допустим, ничтожным насекомым.
Для большинства индуистов важным элементом религиозных верований является сонм богов. В индуизме насчитываются сотни божеств, от мелких божков местного значения, до великих богов, чьи деяния знают в каждой индийской семье. Наиболее известны Вишну; Рама и Кришна, две формы или инкарнации Вишну; Сива (Шива); и бог-творец Брахма.
Священные книги играют большую роль во всех разновидностях индуизма. «Философский индуизм» придает особое значение таким классическим санскритским текстам, как веды и упанишады. Народный индуизм, почитая и веды, и упанишады, использует в качестве священных текстов эпические поэмы Рамаяна и Махабхарата, часто в переводе с санскрита на местные языки. Часть Махабхараты, Бхагавадгита, известна практически каждому индуисту. Бхагавадгита ближе всего к тому, что можно было бы назвать общим священным писанием индуизма.
Сложнейшая религиозная система индуизма гибко сочетает в себе самые, казалось бы, противоположные крайности и умело приспосабливается к самым разнообразным общественным и политическим условиям, сохраняя необычайную пестроту, яркость и жизнестойкость. Умея соединять несоединимое и облекаться в причудливые формы, индуизм обладает удивительной способностью постоянно порождать новые школы и течения. Вся эта необозримая пестрота существует в единых общих рамках, что и позволяет говорить об индуизме как о самостоятельной и цельной религиозной системе с едиными мировоззренческими установками. При всей кажущейся аморфности, индуизм всегда оставался исключительно стабильным.

Иудаизм.
Иудаизм является одной из древнейших религий, сохранившейся до наших дней и имеющей значительное число приверженцев главным образом среди еврейского населения в разных странах мира. В государстве Израиль иудаизм фактически является государственной религией.
Слово «иудаизм» происходит от греческого ioudaismos, введенного в употребление грекоязычными евреями около 100лет до н.э., чтобы отличить свою религию от греческой. Оно восходит к имени четвертого сына Иакова – Иуда (Йехуда), чьи потомки, вместе с потомками Вениамина, образовали южное – Иудейское – царство со столицей в Иерусалиме. После падения северного – Израильского – царства и рассеяния населявших его племен народ Иуды (известный впоследствии под названием «йехудим», «иудеи» или «евреи») стал основным носителем еврейской культуры и остался им даже после разрушения своего государства.
Иудаизм как религия – важнейший элемент еврейской цивилизации. Благодаря сознанию своей религиозной избранности и особого предназначения своего народа еврейство смогло выжить в условиях, когда оно не раз утрачивало свою национально-политическую идентичность.
В примитивной форме еврейская религия существовала в период патриархов (около 2000–1600 лет до н.э.), в эпоху, для которой характерны обожествление сил природы, вера во власть демонов и духов, табу, различение чистых и нечистых животных, почитание умерших. Зачатки некоторых важных этических идей, которые впоследствии развивали Моисей и пророки, существовали уже в самый ранний период.
Согласно Библии, Авраам был первым, кто признал духовную природу единственного Бога. Для Авраама Бог – верховный Бог, к которому верующий может обратиться, Бог, он не нуждается в храмах и священнослужителях, всемогущ и всеведущ. Авраам покинул свою семью, которая не отказалась от ассирийско-вавилонских верований, и до своей смерти в Ханаане кочевал с места на место, проповедуя веру в единственного Бога. При Моисее (вероятно, 15 в. до н.э.), который воспитывался в условиях высокоразвитой египетской культуры, иудаизм принял более сложные и утонченные формы. Моисей придал религии форму исключительного поклонения Яхве (так евреи именовали Бога).
Вероучение, этика, обычаи и социальные аспекты иудаизма изложены в Торе, которая в широком смысле включает Устный и Писаный Закон, а также всю совокупность учений еврейского народа. В узком смысле термином «Тора» обозначается Пятикнижие Моисеево. Согласно традиционным еврейским взглядам, Тора, и письменная и устная, была дарована Богом непосредственно сынам Израиля на горе Синай или через Моисея. Для традиционного, или ортодоксального еврейства авторитет Откровения непререкаем. Приверженцы либерального, или реформистского иудаизма не считают, что Тора получена в результате Откровения. Они признают, что истина в Торе содержится, а Тора богодухновенна и достоверна в той мере, в какой она согласуется с разумом и опытом. Поскольку же Откровение дается постепенно и не ограничено какими-либо рамками, то истину можно обрести не только в еврейских источниках, но и в природе, науке и учениях всех народов.
Еврейское вероучение не содержит догматов, принятие которых обеспечивало бы еврею спасение. Иудаизм придает гораздо большее значение поведению, чем вероисповеданию, и в вопросах вероучения предоставляет известную свободу. Существуют, однако, определенные основополагающие принципы, которые разделяют все евреи.
Евреи верят в реальность Бога, в его единственность и выражают эту веру в ежедневном чтении молитвы «Шема»: «Слушай, Израиль. Господь – Бог наш, Господь – един». Бог есть дух, абсолютное существо, именующее себя «Я есмь Сущий». Бог – Творец всех вещей во все времена, он – непрерывно мыслящий Разум и постоянно действующая Сила, он универсален, он правит всем миром, единственным, как и он сам. Бог установил не только естественное право, но и законы морали. Бог, дающий жизнь вечную, – всеблагой, пресвятой, справедливый. Он господин истории. Он и трансцендентен, и имманентен. Бог – помощник и друг людям, отец всего человечества. Он освободитель людей и народов; он спаситель, помогающий людям избавиться от невежества, грехов и пороков – гордости, эгоизма, ненависти и вожделения. Но спасение не достигается лишь благодаря действиям Бога, от человека требуется содействия в этом. Бог не признает злого начала или власти зла в мироздании. Бог сам создатель и света, и тьмы. Зло – непостижимая тайна, и человек принимает его как вызов, на который нужно ответить, борясь со злом, где бы оно ни обнаруживалось в мире. В борьбе со злом еврея поддерживает его вера в Бога.
Иудаизм утверждает, что человек сотворен «по образу и подобию Божию». Он не просто живое орудие Бога. Никто не может стоять между Богом и человеком, и нет нужды в чьем-либо посредничестве или заступничестве. Поэтому евреи отвергают идею искупления, считая, что каждый несет ответственность непосредственно перед Богом. Хотя человек связан причинно-следственными законами мироздания, а также социальными и политическими условиями, он все же обладает свободой воли, чтобы сделать нравственный выбор.
Человек не должен служить Богу за вознаграждение, тем не менее Бог воздаст за праведность в нынешней или в будущей жизни. Иудаизм признает бессмертие человеческой души, но между приверженцами разных течений существуют разногласия относительно воскресения из мертвых. Ортодоксальный иудаизм считает, что оно произойдет с приходом Мессии, реформисты эту идею полностью отвергают. Существует несколько интерпретаций небесного рая, где блаженствуют праведники, и ада (геенны), где несут наказание грешники. Библия об этом умалчивает, но более поздняя литература содержит самый широкий спектр представлений о рае и аде.

Зороастризм.

Зороастризм. Древняя религия, возникшая на рубеже 1 - 2 тысячелетия до н.э. в Средней Азии (преимущественно в Иране) и затем распространившаяся в Персии, части стран Ближнего Востока и Закавказья.

Основателем зороастризма считается легендарный пророк Заратустра. До реформы Заратустры религия Ирана представляла собой воинственный обрядовый культ, имевший в то же время общие черты с ведическим культом Индии. Реформа Заратустры была направлена против оргиастических культов, доминировавших в военных союзах, и была по сути пуританской реформой нравов. Важнейшая особенность зороастризма - синтез монотеизма и ярко выраженного дуализма, представления о противоборстве доброго и злого начал.

Верховное божество зороастризма - Ахурамазда. Выступает в качестве творца всех противоборствующих сил. В до-зороастрийский период (период индо-иранской общности) дэвы и ахуры представляли из себя божества. В зороастризме они эволюционируют, причем в другом отношении, чем в Индии: ахуры становятся богами Аша, а дэвы - демонами Друдж.

Зороастризм предписывает поклонение огню, который рассматривается как очищающая сила. Считается, что тела людей нельзя ни предавать земле, ни сжигать, так как трупы оскверняют землю и огонь. Покойников хоронят в особых "башнях молчания". Зороастрийцы верят в бессмертие души, загробный мир и конец мира. Начиная с VII века н.э., после завоевания Ближнего и Среднего Востока арабами, зороастризм был постепенно вытеснен с этих территорий. Значительная часть зороастрийцев эмигрировало в Индию, где образовало секту парсов. К настоящему времени зороастризм претерпел значительные изменения, преимущественно в сторону монотеистических тенденций. К зороастрийцам примыкает секта йезидов, заимствовавших элементы ислама и христианства. Основной священной книгой зороастризма является Авеста. Считается, что древнейшая часть Авесты - Гаты (Песнопения) восходит к самому Заратустре.
По происхождению эта религия очень древней идеологии, а по форме - одна из немногих в истории человечества кодифицированных религий. Она не была мировой полиэтнической религией типа буддизма, христианства или ислама, но, тем не менее, рассматривается в одном ряду с ними по причинам типологического подобия, а также оказанного им на эти вероучения длительного и глубокого влияния.
Сегодня зороастризм можно назвать вымирающей религией, несмотря на то, что последователи ее живут в разных странах и сообщаются между собой, пытаясь создать сильную группировку.

Синтоизм.
Синтоизм - национальная религия Японии, возникшая на основе тотемистических представлений древности, инкорпорировавшая культ предков и развившаяся под влиянием буддизма, конфуцианства и даосизма. Многие люди думают, что синто - исконная религия японцев - больше не существует, или что она быстро умирает. Они думают, что она приходит в упадок после капитуляции Японии в конце Второй мировой войны. Но традиционные верования и обычаи сохраняются. Невозможно указом или законом отменить верование. Поражение Японии во Второй мировой войне и последующие несколько лет американской оккупации, несомненно, изменили некоторые религиозные церемонии и практики. Но все еще существует то, что невозможно изменить. Это глубинный религиозный дух японцев. Они называют его Синто - «Путь Богов».
Объектами синтоистского культа являются как предметы и явления природы, так и души усопших, включая души предков - покровителей семей, родов, отдельных местностей. Верховным божеством («ками») синтоизма считается Аматэрасу Омиками (Великая священная богиня, сияющая на небе), от которой, согласно мифологии синто, ведет свое происхождение императорская фамилия. Главная специфическая особенность синтоизма - глубокий национализм. «Ками» породили не людей вообще, а именно японцев. Они самым интимным образом связаны с японской нацией, отличающейся вследствие этого уникальным характером.
Японцы верят, что те же чудесные силы, которые управляют природой, действуют и в них самих. Между ними нет никакого различия, не существует никакой черты, отделяющей божественное от человеческого. По этой причине религия человека и его жизнь настолько тесно взаимосвязаны, что почти невозможно сказать, где кончается одно и начинается другое. Те, кто заявляет, что Синто -- это не религия, возможно, сбиты с толку именно этой тенденцией. Для мыслящего японца именно так и должно быть. Почему религия должна быть каким-то «довеском» к жизни человека?
Японцы находят покой и вдохновение в красоте всего окружающего. Они построили свои храмы в необычайно красивых местах. Они стараются постоянно быть настроенными на любовь ко всему окружающему.
Японцы продолжают посещать храмы различных богов и богинь, чтобы помолиться о хорошем урожае, пище или процветании нации. Они привычным образом совершают омовение и складывают ладони в знак уважения, как часто делают люди Востока. Затем они делают пожертвования деньгами или рисом, снимают обувь и входят в храм.
Синтоисты используют не образы богов, а их символы. На их алтарях находятся пластинки или полоски бумаги с именами богов, которым они хотят воздавать почести. Там горит светильник, и семья, по возможности ежедневно, ставит туда цветы, немного вина или рисового пирога. Преданные синтоисты стараются каждый день совершать перед алтарем религиозные обряды.
В Японии насчитывается около 80 тыс. синтоистских святилищ (дзиндзя), в которых отправляют обряды свыше 27 тыс. священнослужителей (каннуси). В то время как крупные храмы обслуживают десятки каннуси, на несколько десятков мелких приходится по одному священнослужителю. Большинство каннуси сочетает служение синтоизму с мирскими занятиями, работая в качестве учителей, служащих местных муниципалитетов и других учреждений. Дзиндзя, как правило, состоит из двух частей: хондэн, где хранится предмет, символизирующий объект культа (синтай), и хайдэн - зал для молящихся. Обязательным атрибутом дзиндзя служит устанавливаемая перед ним арка П-образной формы - тории.

Даосизм и Конфуцианство.
Даосизм и Конфуцианство – Эта религия основана на философии. Основателями этой философии были Лао-Цзы, и Конфуций. В основе этой философии лежит путь к гармонии человека и природы, а так же общей гармонии в общении между людьми.

Даосизм призывал к органическому слиянию с природой. Ему китайцы обязаны художественно-эстетической практикой, которая и по сей день, поражает человечество Еще задолго до Лао-Цзы путь, по которому развивается мир, был назван Дао, что означает просто «путь» или «путь, по которому идти». До сих пор это переводилось как «природа» или «путь природы». Это путь, по которому движется вселенная. Человек - часть вселенной. Когда люди наиболее естественны, они живут в соответствии с законами взаимодействия различных частей вселенной. Если бы предоставить Дао свободу действовать среди людей, то все шло бы наилучшим образом, ведь Дао - это путь совершенства: совершенного развития, совершенной гармонии.своей близостью к природе. Творцом даосизма считается Лао-цзы, "Старый мудрец".

Дао - это нечто всеобъемлющее, что заполняет собой все пространство, оно стоит надо всем и царит во всем. Оно соединяет человека и мир, убирает ограниченность, одномерность человеческого сознания. Слушающий Дао не имеет привычки видеть лишь одну сторону вещи, у него не линейное восприятие, а объемное, фиксирующее изменения. Вещь - временна, процесс ее изменений постоянен, поэтому акцент в дао не на том, что есть, а на том, чего нет, что пребывает в покое, но порождает жизнь.

Второе начало китайской культуры - конфуцианство. Его создатель - Кун Фу-цзы, т.е. учитель Кун. Он родился около 551 г. до н.э. Семья принадлежала к старинному, но разорившемуся аристократическому роду.
Благодаря Конфуцию средневековом Китае постепенно сложились и были канонизированы определенные нормы и стереотипы поведения каждого человека в зависимости от занимаемого им места в социально-чиновной иерархии. Они нашли свое наиболее наглядное отражение в том, что обычно именуется "китайскими церемониями".
В любой момент жизни, на любой случай - всегда и во всем существовали строго фиксированные и обязательные для всех правила поведения. В эпоху Хань был составлен подробный свод этих правил внешней учтивости и церемониала - трактат Ли-цзы, сжатое, суммарное изложение конфуцианских норм, имевших обязательную силу на протяжении двух с лишним тысяч лет. Все записанные в этом обряднике правила следовало знать и применять на практике, причем с тем большей тщательностью, чем более высокое положение в обществе человек занимал.

Отталкиваясь от сконструированного им социального идеала, Конфуций сформулировал основные принципы того социального порядка, который хотел бы видеть в Поднебесной: "Пусть отец будет отцом, сын - сыном, государь - государем, чиновник - чиновником", т.е. в этом мире все станет на свои места, все будут знать свои права и делать то, что им положено.
Такой социальный порядок Конфуций и все его последователи считали вечным и неизменным, идущим от мудрецов легендарной древности. Речь шла, таким образом, о том, чтобы привести все вещи в соответствие с их былым значением. При всех отклонениях от нормы к ней следует возвращаться.
Упорядоченное таким образом общество должно иметь дуальную структуру, состоящую из верхов и низов: тех, кто думает и управляет, и тех, кто трудится и повинуется.



































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Сформировать представление о ведущих религиях мира.

Задачи:

  • Расширение представлений о понятиях «вера», «религия». Знакомство с историей появления христианства, буддизма, ислама. Знакомство с основными принципами ведущих религий мира.
  • Воспитание уважения и терпимости к различным религиозным взглядам (через выявление общих признаков).
  • Формирование навыков сравнительного анализа общественных явлений, поиска и отбора нужной информации.

Тип урока: урок-исследование

Оборудование и материал к уроку:

  • компьютер, экран, проектор;
  • таблица «Ведущие религии мира», карточки (Приложение ) , раздаточный и справочный материал;
  • презентация.

Время проведения: спаренный урок.

Ход урока

1. Организационный момент:

2. Введение новой темы:

Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы отправлялись на «экскурсию» в православный храм. Вспомните, православная вера является одной из ветвей религии, которая называется «Христианство». Объясните, почему она имеет такое название?

Кроме христианской религии в мире существует большое количество различных вероисповеданий. С ведущими из них мы сегодня познакомимся.

Слайд №1

Для начала давайте уточним понятия «Вера» и «Религия». Когда человек соглашается с утверждением, не требуя доказательств, тогда мы можем сказать, что он верит. Приведите примеры.

Слайд №2

Любая религия невозможна без искренней веры в существование сверхъестественных сил, которые или помогают человеку, или наказывают его, учат человека праведной жизни.

Слайд №3

В древности существовало большой количество разных религиозных верований. Люди верили в духов предков, обожествляли животных, природные явления от которых зависела их жизнь. Для древнего мира характерно язычество – вера в большое количество богов.

В более поздние эпохи сложились крупные религии, которые в современном мире являются самыми массовыми. Это христианство, буддизм и ислам.

Слайд №4

3. Самостоятельная работа в группах:

Давайте познакомимся с особенностями этих религий и узнаем, есть ли в них что-нибудь общее?

Распределить детей на три группы. Каждая группа ведет поисковую работу в Интернете на предложенных сайтах и заполняет свою карточку (Приложение I ) . Если нет возможности работать в Интернете, можно пользоваться раздаточным материалом, энциклопедиями и справочниками.

Группа «Христианство»:

Группа «Буддизм»:

Группа «Ислам»:

По окончании поиска каждая группа представляет заполненную карточку для составления общей таблицы «Ведущие религии мира». По мере заполнения таблицы ребята сообщают найденную информацию, учитель дополняет их выступление.

4. Закрепление материала:

Давайте подведем итог наших исследований и заполним таблицу.

Слайд №5

Христианство – одно из крупнейших религиозных направлений - существует почти две тысячи лет. Трудно отыскать такой уголок земли, где бы не исповедали христианство. Более 900 млн. людей на земном шаре являются приверженцами этой религии.

Христианство зародилось на заре новой эры в Палестине. Его возникновение связывают с проповеднической деятельностью Иисуса Христа из Назарета. Имя Иисус – это греческая транскрипция еврейского имени Иешуа, русский перевод имени – «Бог Помощь», «Спасение», отсюда – Спаситель или, в старославянском варианте Спас. Христос – греческое слово, означающее «Помазанник», на древнееврейском – «Мессия».

Рождение Спасителя было предсказано пречистой деве Марии. Когда Иисус родился в Вифлееме, встревожился иудейский царь Ирод. Полагая, что родился претендент на его трон, он приказал убить всех детей в Вифлееме, в возрасте до 2 лет. К счастью, младенец Иисус не пострадал. Спасаясь от преследований Ирода, святое семейство бежало в Египет и, переждав тяжелые времена, вернулось обратно. Когда Иисусу исполнилось 30 лет, он был крещен, признан сыном Божиим и стал проповедовать слово Божие (десять святых заповедей).

История становления христианства и основные факты биографии Христа записаны в Библии. Библию называют Книгой Книг. Само слово «Библия» в переводе с греческого означает «книга» и происходит от названия города Библ, где вырабатывали папирус для письма.

Христианин обязан, во-первых, знать закон Божий, свою веру, а во-вторых, исполнять закон Божий, или святые заповеди.

Слайды №6 -12

Буддизм – древнейшая из мировых религий; его появление опередило христианство на 5 веков, а ислам на 12 веков. Родина буддизма – Индия. Название религии произошло от слова Будда – «просветленный». У человека, носившего имя Будды, существует две биографии. В одной отражена судьба реального человека, другая – это собрание мифов и легенд.

Согласно мифологическому описанию, будущий Будда, до того как родиться в облике человека, перерождался 550 раз. Так было, пока боги не решили, что пришло время родиться в облике человека, спасти мир, погрязший во мраке неведения. Рождение Будды в семье царя было его последним рождением. Именно поэтому его назвали Сиддхартха (тот, кто достиг цели). Отец принца желал, чтобы сын стал могущественным правителем, способным установить праведный порядок на земле; но аскет Асита Деваля предрек, что мальчик будет великим отшельником.

Принц рос в обстановке роскоши и благополучия. Отец окружил своего сына чудесными вещами, красивыми, беспечными людьми, создал атмосферу вечного праздника, чтобы сын никогда не узнал о горестях этого мира.

Но усилия отца оказались напрасными. Принц три раза тайно выбирался из дворца. В первый раз он повстречал больного и понял, что красота не вечна и в мире есть уродующие человека недуги; во второй раз он увидел старика и понял, что молодость не вечна. В третий раз он увидел похоронную процессию, показавшую ему недолговечность человеческой жизни.

Потрясенный увиденным, он решил искать выход из ловушки: болезнь - старость – смерть. Когда ему исполнилось 29 лет, принц оставил семью и стал бродячим отшельником. Путем медитации ему открылась высшая истина – дхарма. С этого момента принц и стал Буддой – Просветленным, или Пробужденным – и принял решение учить Дхарме (истине) всех людей.

Каноническую литературу буддистов называют Типитака (санскритское - Трипитака), что буквально означает „тройная корзина" и переводится обычно так: „Три корзины закона (учения)". По-видимому, тексты, писавшиеся первоначально на пальмовых листьях, держались когда-то в плетеных корзинах.

Слайды №13 – 23

Ислам – арабское слово и буквально переводиться как «покорность», в религиозном смысле под этим словом подразумевается покорность Аллаху. Ислам – религиозная система со строгим монотеизмом (единобожием). Историческое начало ислама относится к первой половине VII века, возник он в Азии на Аравийском полуострове (ныне - королевство Саудовская Аравия). Мекка – это город, где возник ислам и родился его основатель Мохаммад.

По преданию, Аллах избрал Мохаммада своим посланником на земле и через Джабраила (Гавриила) передал Мохоммаду Коран на арабском языке, а тот, в свою очередь, эту священную книгу донес до людей. Весть о пророчестве столкнула Мохаммада и его последователей со знатью города Мекки, которая была настроена очень враждебно. Началась борьба, она длилась 10 лет. Люди, принесшие клятву верности Аллаху, готовы были защищать новую веру даже ценой жизни. Мохаммад переселился в город Ясриб, который стал называться Мединой (городом Пророка). Именно в этом городе появилась первая мусульманская община, были созданы все основные предписания мусульманского образа жизни и главные обряды новой религии – ислама.

Через несколько лет войны мекканская знать вынуждена была вступить в переговоры. В результате переговоров было зафиксировано важное соглашение, по которому мединским мусульманам разрешалось беспрепятственное паломничество в Мекку. В 630 году Мекка отказалась от войны с Мохаммадом и сдалась без боя. С триумфом войдя в город, Мохаммад демонстративно уничтожил языческих идолов, а большинство мекканцев было принято в мусульманскую веру.

Классическая мусульманская религия состоит из двух основных частей:

  1. Аль-имана (вера) – теория религиозно-философского учения, т. е. веры в истинность ислама, в его догматы.
  2. Ад-Дин (совокупность религиозных обязанностей) – практика религиозной деятельности. Базируется на пяти столпах – обязательных предписаний:

- Исповедание веры.

- Молитва – в течении суток мусульманин совершает молитву 5 раз.

- Пост (в течение 30 дней поста верующим запрещается есть, пить, курить в светлое время суток).

- Милостыня (налог в пользу нуждающихся мусульман).

- Паломничество в Мекку.

Слайды №24 – 32

5. Вывод:

Ребята, мы познакомились с самыми крупными религиозными направлениями в мире. Посмотрите внимательно на таблицу и сделайте вывод. В чем заключаются отличия различных вероисповеданий? А есть ли в них что-либо общее?

Слайд №32

Дети обсуждаю, делают самостоятельные выводы.

Итак, глядя на таблицу, мы можем сказать, что в каждой религии есть похожая структура организации – основоположник учения, само учение, священные книги, цикл обрядов и праздников, культовые постройки. А самое главное - ведущие мировые религии, несмотря на их отличия, учат людей похожим правилам жизни (терпимости, скромному и простому быту, чистоте поступков и помыслов, нравственному поведению, верности своему Богу).

6. Домашнее задание:

Слайд №33

В нашем городе тоже есть религиозные общины. Постарайтесь узнать, к каким мировым религиям они относятся, соберите информацию о наших городских храмах.

6. Рефлексия «Продолжи предложение»:

Слайд №34

  • Сегодня на уроке я открыл для себя…
  • Мне понравилось на уроке то, что…
  • Меня удивило то, что…

В мире существует бесчисленное количество религий. Некоторые из них давно позабыты, а некоторые только набирают обороты. А какая из них самая древняя религия на земле?

Какая религия признана самой древней?

При определении самой древней веры нужно учесть несколько фактов. Есть некоторые религии, упоминания о которых остались только в старых преданиях и легендах. Среди таких можно выделить религию инков и ацтеков. Это развитое вероисповедание, имеющее в своих рядах множество последователей. Вера инков богата разнообразием богов. Это обусловлено военной деятельностью племен. При захвате новых народов божества из преданий и легенд пленников добавлялись в существующее вероисповедание. Благодаря возможности появления новых божеств данное верование не исчезло бесследно, а просто трансформировалось в новые течения.

Из ныне существующих одним из первых было вероисповедание шумеров. Оно отличалось множеством богов, у каждого из которых были свои последователи, именуемые ануннаками. Они были жрецами, помогавшими обычным людям общаться со своими идолами и передавали народу пожелания богов.

Древнейшая из мировых религий – это иудаизм, зарожденный на учениях ведизма. В его основе лежит вероисповедание, в дальнейшем положившее начало христианству. Но несовершенство существующих богов и множество противоречивых высказываний этого вероисповедания послужило тому, что оно стало одним из самых краткосрочных.

Какая религия появилась одной из последних?

Понятие «молодая» весьма относительно, ведь когда счет идет на тысячелетия, несколько веков большого значения не имеет. Именно поэтому самая ранняя вера – «ислам» кажется нам уже давно известной и распространённой.

В основе верования лежит служение Аллаху, мусульманин ставит учение бога выше собственных пожеланий. В наше время ислам довольно популярен, мусульмане проживают в 50 странах мира. Почти четверть всего населения земного шара являются приверженцами мусульманства. Это вероисповедание появилось в седьмом веке нашей эры, когда пророк Мохаммед получил первые аяты Корана. Распространенному учению уже больше тринадцати веков, но более молодые религии современности не известны.

Популярность этого верования обусловлена строгими правилами и праведным образом жизни. В мусульманских семьях рождается много детей, отчего приверженцев ислама становится все больше. Для общения между богом и человеком служит мулла. Он проводит обряды и читает молитвы, будь то никах, аят или другие церемонии.

Когда появилось древнее христианство?

Нынешнее летоисчисление начинается от Рождества Христова, поэтому зарождением христианства считается начало первого века нашей эры в землях Восточного Средиземноморья.

До появления данной религии люди поклонялись множеству мифологических божеств. В христианстве существует единый бог, который всех поймет и простит, если человек искренне раскается в своих проступках. Он объединяет в себе все положительные качества существовавших ранее божеств.

В основе христианства лежат страдания и боль Иисуса Христа, выбравшего такой путь ради искупления людских грехов. Именно поэтому путь к истинному просветлению лежит через страдания. Единый бог готов принять любого человека любой веры, если он действительно этого желает. Христианин ассоциируется с миролюбивым странником, проповедующим путь истины и желающим помочь каждой заплутавшей душе.

Благодаря своим миролюбивым учениям христианство получило большую популярность и вошло в тройку самых распространенных верований в мире наряду с исламом и буддизмом. Сейчас эта религия разделена на три течения:

  1. православие;
  2. католицизм;
  3. протестанизм.

Какие древние религии существовали ранее?

К другим не менее старым вероисповеданиям относится буддизм. Он зародился в пятом веке до нашей эры. Появлению буддизма предшествовало изменение учений и основных положений брахманизма.

В основу данной веры положены учения о стирании границ между замкнутых каст и разделений общества. Все люди равны перед богом вне зависимости от их материального достатка и положения. Первоначально буддизм появился в Индии, но быстро распространился и в других странах, таких как Китай, Монголия, Тибет и другие. В современном мире приверженцами буддизма считаются почти полмиллиона людей.

К другим менее популярным древним религиям относятся финские божества в Финляндии, вера ханаанов и атонизм. На берегах острова Крит было известно минойское вероисповедания, во главе которого стояла богиня природы. У ассирийского народа было принято почитание бога Ашура.

В европейских землях был популярен митраизм. Его распространение стало возможно благодаря завоеваниям Александра Македонского. Митра – это бог небесного светила и справедливости.

Какая вера самая старая в мире?

Некоторые полагают, что индуизм – самая первая религия. Он объединял в себе языческие божества и основы для зарождения христианства. В свое время индуизм был также популярен, как и тройка самых распространенных религий в наше время.

В третьем веке до нашей эры было известно тенгрианское вероисповедание, зародившееся в Центральной Азии. В его основе лежит вера в духов предков. Учения передавались из поколения в поколение, хотя письменных подтверждений тому факту не существует.
Буддизм появился в пятом веке до нашей эры, что также делает это верование одним из старейших.
Одним из первых верований считается зороастризм. Точных данных о зарождении этой религии не существует, хотя первые упоминания о ней появились еще в шестом веке до нашей эры в землях Ирана. Первые письменные упоминания появились примерно в первом веке до нашей эры, но тогда зороастризм уже считался древней верой. Главным священным собранием законов вероисповедания является Авесты. Эта книга написана на ныне мертвом языке. Главный бог – это Ахура Мазду, создатель всего мира. Он послал на землю только одного пророка – Заратустру.

Одной из древнейших религий, насчитывающей десятки тысячелетий, является и . Это верование было распространено у большинства народов на земле, например, у сибирских якутов. Шаманизм основан на единстве человека и природы, а связующим звеном между ними выступал шаман, он умел общаться с духами и применять методы народной медицины. Эта вера оказала больше влияние на формирование культуры и образа жизни людей.

Вполне возможно, что существовали и более ранние религии, но из-за недостатка письменных доказательств это доказать невозможно.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины