16.06.2019

Собака виляет хвостом – значение жеста. Почему собаки виляют хвостом и что это значит Почему собака виляет хвостом увидев человека


Когда вы приходите домой с работы, ваш пёс привычно бежит навстречу, сметая всё на своём пути. При этом он радостно лает и «молотит» хвостом, выражая вам всю гамму своих собачьих чувств. Казалось бы, в этом нет ничего необычного, но всё же давайте разберёмся, почему собака виляет хвостом?

Всем давно известно, что с помощью виляния хвостом собаки выражают различные эмоции: радость, тревогу, предупреждение или заинтересованность. Ведь они не обладают таким сложным инструментом общения, как человеческая речь, поэтому используют для этого различные движения хвостом. Но тут не всё так просто, как кажется. Оказывается машут хвостом собаки по-разному.

Научные исследования

Итальянские учёные не один год наблюдают за поведением животных и сделали очень интересные выводы о том, почему собака виляет хвостом. Они взяли несколько подопытных животных и демонстрировали им как положительные, так и отрицательные раздражители и фиксировали, как при этом движется хвост. Оказывается, большое значение имеет то, в какую сторону происходит большинство движений. Если вправо – собака испытывает положительные эмоции: радость и восторг, она довольна. Но если большинство движений влево – животное испытывает негатив, возможно она озлоблена, раздражена или чего-то боится. Учёные считают, что это связано с работой левого и правого полушарий головного мозга.

Также были проведены эксперименты, которые показали, что при встрече собаки умеют распознавать подобные сигналы и в соответствии с «настроением» незнакомца, делают выводы о его дружелюбности или враждебности. Причём, если вторая собака замирала на месте, они начинали сильно нервничать, так как хвост оставался неподвижным и они не понимали, кто же перед ними: друг или враг?

Учёные считают, что в процессе эволюции и естественного отбора предки современных «шариков», волки и дикие собаки научились запоминать траекторию движения хвоста каждого сородича и делали определённые «выводы». Особенно хорошо они запоминали враждебное поведение и при встрече, видя такое же поведение у другого животного, идентифицировали его как врага.

Следите за хвостом

Если углубиться в древнюю историю, то принято считать, что изначально виляние хвостом появилось в процессе эволюции, при беге за добычей для сохранения баланса. Также основной причиной, почему собака виляет хвостом является распространение собственного уникального запаха, который служит важным сигналом для окружающих. Сильные кобели крупного размера, которые не сомневаются в собственных силах, высоко поднимают хвост и машут им активно, когда видят небольшого по размерам соперника. Так они подают сигнал: «Будь осторожен! Я тебя не боюсь и готов к схватке!» Для привлечения самок они также используют виляние хвостом, чтобы заполнить как можно больше пространства своим запахом и подать сигнал. Более мелкие и трусоватые собаки часто прячут хвост между задними лапами, тем самым желая «спрятать» свой запах и стараясь стать как можно более незаметными. Они как бы говорят противнику: «Я признаю твою силу и превосходство! Я не буду на тебя нападать!»

Если хвост у пса висит прямо и не движется, это может означать, что он находится в расслабленном состоянии, также это может говорить о грусти или депрессии. Ощетиненный распушённый хвост поднят высоко вверх – собака настроена весьма агрессивно или испытывает сильнейший страх. Так ведут себя озлобленные животные, готовые к нападению. «Уходи! Ты мой враг!» – примерно так можно расшифровать этот сигнал.

Виляние хвостом при встрече с человеком далеко не всегда говорит о дружественных намерениях. Собака часто машет хвостом когда хочет напугать или предупредить о нападении. Если при встрече она прижимает уши, скалит зубы, громко рычит и активно машет хвостом – это сигнал о том, что вам лучше отойти на безопасно расстояние.

Маленькие щенки начинают махать хвостиками в возрасте 2–3 недель и делают это инстинктивно , со временем запоминая, какие именно сигналы нужно подавать в той или иной ситуации. Обычно щенки-подростки, находясь рядом со взрослым животным не поднимают хвост высоко, и машут не очень активно, в этом выражается признание и уважение старшим. Замечено, что часто испытывают проблемы в общении с другими собаками, так как не могут подать сигнал или выразить свои эмоции.

Также интересно поведение животных в стае. При помощи движения хвоста собаки передают необходимую информацию, приветствуют собратьев и выделяют чужаков, при охоте корректируют поведение других собак. Также учёные заметили, что у охотничьих собак, терьеров и сеттеров общение с помощью хвоста выражено намного сильнее. Это объясняется тем, что эти породы были выведены для того, чтобы бесшумно выслеживать добычу и не использовать лай, чтобы не спугнуть лису или зайца. Тоже самое касается и собак рабочих специальностей: овчарки также виляют хвостом «эмоциональнее», так как в их работе не приветствуется громкий лай при выслеживании и задержании преступника.

Собаки – верные друзья человека, его постоянные спутники и для того, чтобы однозначно ответить на вопрос, почему собака виляет хвостом, учёным предстоит провести ещё много работы.

Распространенное мнение о том, что собака виляет хвостом, чтобы выразить радостные эмоции, по сути, верно. Но виляние пятой конечности у собак связано и с другими психологическими состояниями.

Виляние хвоста – это способ передать информацию в окружающий мир, появившийся у собак в ходе эволюции. Собака использует свой хвост как одно из средств общения, который дополняет голосовую и телесную формы.

Зачем собака машет хвостом

Ученые, исследующие собак, заметили, что сначала махание хвостом имело физиологическое объяснение. Анальные железы собаки источают уникальный запах. У каждой особи он свой, исключительный и неповторимый. Хвост помогает распространить по воздуху аромат, обозначив территорию, предупредив врагов и конкурентов. Этот жест позволяет быстрее сориентироваться в поиске второй половины для продолжения рода.

Дальнейшее изучение показало, что собакам как стайным животным важно общение и обмен информацией. Хвост в этом деле стал важным подспорьем. Собаки с его помощью могут выразить много эмоций, получать и передавать другим важные сведения. Со временем человек тоже научился распознавать собачьи жесты и определять, почему хвост питомца виляет.

Значения жестов

Положение тела, хвоста собаки, а также способы виляния показывают, в каком настроении находится животное. Можно выделить следующие основные позиции и значения жестов:

  1. Твердая стойка с приподнятыми головой и хвостом. Собака уверена в своих силах и превосходстве. Она в хорошем расположении духа, спокойна.
  2. Хвост и голова вытянуты в длину по линии холки, уши прижаты. Собака напряжена, чувствует и выражает угрозу.
  3. Голова находится на уровне тела, хвост приопущен, уши прижаты, шерсть на холке поднята, издается рык или лай. Собака агрессивна, чувствует угрозу и готова к нападению.
  4. Собака переступает, голова подвижна – то опустится, то поднимется, хвост приподнят и немного виляет. Собака насторожена, но готова к контакту, настроена дружелюбно.
  5. Собака подвижна, часто и с большой амплитудой виляет хвостом, тянется мордой вперед, издает нетерпеливые звуки. Собака радостна, счастлива, жаждет общения, звукового и телесного контакта. И также предвкушает появление пищи.
  6. Хвост и голова опущены, уши прижаты. Признание превосходства, усталость, обида.
  7. Голова опущена, тело ссутулено, хвост находится между задних лап. Демонстрация подчиненности, подавленности.

Толкование направлений виляния хвостом

Одним из весомых событий по определению значений собачьих жестов стало открытие итальянских зоопсихологов. Они обнаружили, что мозг собак в течение жизни развивается асимметрично, как у людей. Правое полушарие связано с расходом энергии, разрядкой, негативом. Левое – отвечает за обогащение энергией и приятные эмоции: спокойствие, безопасность, привязанность, любовь.

В ходе экспериментов к собакам подводили кошек, хозяев или явно доминирующих собак. При виде хозяина или любимого корма животные виляли хвостами в правую сторону. Если они наблюдали вблизи себя кошку или другую собаку, то начинали махать хвостами в левую сторону. Причем амплитуда движения соответствовала силе эмоции.

Эти полезные наблюдения привели к выводам, что направление движений хвоста отражает эмоциональный настрой питомца. Движения хвоста слева, за которые отвечает правое полушарие, выдает негативные эмоции собаки. И, наоборот, если собака машет хвостом с акцентом вправо, она показывает мозговую активность левого полушария и выражает позитивный настрой.

Движения хвостом или задом у пород с купированными хвостами помогают человеку лучше понять питомца. А с незнакомыми собаками этот индикатор позволяет разобраться, когда безопаснее держаться подальше, а когда – самое время наладить контакт.

Фернандо, о котором повествует этот рассказ, не был героем. Утопающего ребенка из бурлящего потока не вытаскивал, не защищал своего хозяина при ночном нападении. Он не боролся с ядовитой змеей, угрожающей хозяйке в саду, не предвещал распространяющегося пожара, дабы спасти таким образом целую семью. Фернандо в своем коротком «быть» выполнял другое значительное задание. Он стал символом любви и дружбы для ста тысяч человек, живущих в дебрях первобытного леса на севере Аргентины в городе Ресистенсия, где к домашним животным относятся довольно прохладно.

Певец Фернандо Ортиц в сороковых и пятидесятых годах зарабатывал свой хлеб исполнением танго и других народных мелодий в ночных ресторанах севера Аргентины. Чаще всего он выступал в Ресистенсии, где у него было больше всего зрителей. Как-то утром, когда Фернандо Ортиц, довольный собой и всем миром, завтракал в кафе «Лос Банкос», к его столу приблизился, виляя хвостом, лохматый маленький песик. Тут же прибежал официант, чтобы прогнать назойливое животное. Ортиц, у которого пробудилось чувство симпатии к четвероногому, не позволил. Собака доверчиво подошла к Ортицу и разрешила себя погладить. Не отказалась она и от кусочка хрустящего печенья. Ортиц пожелал узнать, кто хозяин собаки и как ее зовут. «Не знаю, - ответил официант. - Она появилась здесь несколько дней назад, когда была сильная гроза. Так как она никому не мешает, может оставаться, пока ее кто-нибудь не возьмет. Мы зовем этого пса Неряхой, потому что он такой грязный».

Ортиц расплатился и встал, Неряха тоже. Ортиц вернулся в гостиницу. Неряха следовал за ним по пятам. Ортиц пошел в свою комнату, Неряха за ним. Оба стояли друг против друга. Певец смотрел на пса, пес смотрел на певца. Союз дружбы был заключен без слов. Ортиц купил поблизости еду на обед, но уже на двоих. Потом оба проспали послеобеденную сиесту, как это принято в жарких регионах Аргентины, и Ортиц заманил своего подопечного в ванну для наведения чистоты. В этом отношении их точки зрения резко расходились, и только что заключенный союз мог распасться. В конце концов Ортицу все же удалось вымыть пса.

Не нужно особо упоминать, что Неряха вечером провожал певца к месту работы. Очень заинтересованная всем происходящим собака терпеливо ждала, пока не кончилось выступление Ортица.

Первую ночь друзья проспали вместе в номере гостиницы, но на следующее утро - скандал! Администрация гостиницы «Колоп» отказала Неряхе. Пока очень подавленный Ортиц все это принимал к сведению, Неряха решил проблему. Он нашел у входа в гостиницу защищенное, очень удобное углубление и с тех пор постоянно там ночевал.

Вскоре жители Ресистенсии привыкли видеть певца Фернандо Ортица в сопровождении маленькой белой собачки, которая повсюду следовала за ним. Кто улыбался доброжелательно, а кто и недобро, когда эта пара прогуливалась днем по улицам или сидела в кофейнях, а вечером выступала в ночных ресторанах. Певца часто спрашивали, какой породы его собака. «Трудно сказать, - сомневался Ортиц. - В лучшем случае белый жесткошерстный потомок шпица».

Как-то вечером, по окончании работы Ортиц встретился по привычке с несколькими друзьями в винном погребке, конечно в сопровождении своей собаки. Неряха считал совершенно нормальным занимать свое место на стуле. Такая наглость, по мнению посетителей, вызывала общий смех.

Как зовут твоего пса? - захотел кто-то узнать.

Честно говоря, нет у него имени. Когда я его взял, он назывался Неряхой, - ответил Ортиц удрученно.

Это же чепуха! Во-первых, он уже не грязный, во-вторых, он к тебе привязан, как ребенок, и принадлежит тебе, как сын, поэтому имеет право носить твое имя. Следовательно, теперь его зовут Фернандо.

Под общее ликование последовала торжественная церемония крещения, вместо святой воды пришлось довольствоваться шипучкой с маленькой добавкой вина. И Неряха стал называться Фернандо.

Несмотря на очень душевные отношения между Фернандо и певцом Фернандо Ортицем, последний не мог себя считать единственным хозяином и властелином Фернандо. Пес имел очень ярко выраженный компанейский характер и мгновенно завязывал дружеские связи. Никогда он не был навязчив. Он умел, благодаря свойственному ему такту, вовремя исчезать до появления неприязни к нему. Детям дарил он особую любовь: завидев играющих ребятишек, он всегда радостно подбегал к ним и с удовольствием принимал ласки со всех сторон. Высшим наслаждением для него было, лежа на спине, подставлять живот для поглаживания. И к старым людям он был очень расположен.

В Аргентине пенсия выплачивается только лично и подпись получателя обязательно заверяется печатью банка, поэтому в первые дни месяца около банка часто образуется длинная очередь пенсионеров. К ним и присоединялся «Апостол Мира и Дружбы» - Фернандо - и помогал старикам скоротать время ожидания. Однажды утром, когда Фернандо составлял компанию пенсионерам в очереди перед банком, проходящий мимо видный сеньор бросил на собаку дружелюбный взгляд и сказал ему несколько ласковых слов. Это был директор банка. Когда швейцар открыл дверь, Фернандо беззастенчиво прошествовал за сеньором в банк. Даже табличка «Директор» не могла его остановить, и он вошел в помещение. Озадаченный и одновременно развеселившийся от такой смелости сеньор директор поглядел на маленькую собачку. За его многолетнюю службу в банке такого еще никогда не случалось! Но пока он принимал решение, Фернандо сел на задние лапки и стал служить, размахивая передними и глядя при этом особенно проникновенно и дружелюбно на своего двуногого друга. Короче говоря, директор банка нажал на звонок, и появившемуся слуге был заказан завтрак на двоих. Завтрак для Фернандо сервировался на лоточке на ковре, печенье предусмотрительно было замочено в кофе. Позавтракав, Фернандо растянулся на ковре, намереваясь основательно подремать.

Банковская деятельность директора и собачья дружба не очень хорошо совмещаются, поэтому директор был вынужден перед началом работы распрощаться со своим четвероногим другом. Фернандо один не мог или не хотел выбраться из банка, и директор лично сопровождал его до входной двери. Эта церемония теперь повторялась изо дня в день, даже когда не было очереди пенсионеров. Спустя некоторое время Фернандо дали понять, что ему придется признавать в качестве сопровождающего чиновника низшего ранга. Через несколько лет директор был переведен в другой город. Новый директор не питал особой любви к собакам, а завтрак Фернандо, к сожалению, не был предусмотрен в официальном протоколе банка Ресистенсии, так что пришлось собаке вычеркнуть эту часть дневной программы. Но пенсионерам Фернандо был и в дальнейшем верен во время их ожидания.

Со временем популярность и известность Фернандо в городе очень поднялась, но вместе с этим появилось и множество общественных обязанностей. Особый нюх, можно даже сказать, шестое чувство было у него на свадьбы и праздники. Везде он был любимым гостем, даже талисманом. Говорили, что его присутствие приносит счастье молодоженам или полный успех празднику. Никогда Фернандо не появлялся раньше времени. Заставляя ждать, он удостаивался аплодисментов многочисленных гостей. Торжественной походкой, с гордо поднятой головой он шествовал мимо присутствующих прямо на кухню. Когда он чувствовал себя особенно хорошо в человеческом обществе, то садился на стул и снисходительно позволял себя баловать.

Фернандо всегда появлялся отлично причесанный, белая шерстка его блестела. Этим он был обязан одной даме, оставшейся неизвестной, которую он навещал всегда после обеда. Она была единственным человеком, от кого он терпеливо сносил купание и расчесывание, чтобы быть красивым оставшуюся часть дня.

Фернандо покидал празднества, когда считал нужным, к общему сожалению присутствующих. Как сознательный четвероногий гражданин города, часть своего драгоценного времени он посвящал политике. Он присутствовал на всех значительных событиях, сидел или стоял рядом с ораторами на трибуне. Последние были иногда в недоумении, кому адресованы аплодисменты - им или Фернандо. Политики видели в его присутствии хороший, а в отсутствии - плохой знак для предстоящих выборов. После победы на выборах Фернандо награждался бесчисленными вкусными кусочками. Что предпринимали побежденные, на митингах которых он тоже сидел на трибуне, в его истории не отмечено.

Особой страстью Фернандо было искусство, а именно музыка и театр. Он участвовал во всех важных мероприятиях: ложился около артиста, опустив голову между передними лапами, моргая глазами и навострив уши, следил за выступлением. Собака рядом с артистом - невероятно в Аргентине, где собаки считаются низшими существами. Только собак - поводырей слепых можно взять с собой в магазин или ресторан. Но Фернандо излучал что-то магическое! А кроме того, он не принадлежал одному хозяину, отвечающему за его действия.

Но вернемся к Фернандо, к его присутствию на сцене. Публика следила за артистом и за собакой. Если Фернандо до конца концерта оставался на своем месте, артист мог рассчитывать на бурные аплодисменты. Если же собака вставала раньше и уходила, вслед за ней уходила и публика. Однажды - единственный раз - дошло и до такого: Фернандо встал во время концерта, спокойно поднял ногу у занавеса и исчез. Вся публика последовала за ним, разве только ножку никто у занавеса не поднял. Честно говоря, другого этот артист и не заслуживал.

В другой раз знаменитый виртуоз давал концерт в Ресистенсии. Вскоре после начала выступления он заметил собаку на сцене. Он сделал недовольную гримасу, возникло опасение, что он прервет концерт, но постепенно его неудовольствие перешло в приветливую улыбку, когда он понаблюдал за игрой ушей и глаз собаки. У многих зрителей создалось впечатление, что артист с того момента играл исключительно для Фернандо: часто их взгляды встречались, и артист старался превзойти самого себя. По окончании концерта музыкант подошел к рампе и дважды поклонился. Первый раз восторженным слушателям, потом чуть в сторону - Фернандо.

В Аргентине существует закон о борьбе с бешенством, предусматривающий отлов бродячих собак. Не придет владелец отловленной собаки в течение 24 часов - ее усыпят. В определенные дни недели ездят ловцы с фургоном по городу. Работа эта довольно презренная, поэтому им платят поштучно. Как-то утром Фернандо беззаботно прогуливался в Центральном парке. Не подозревая плохого, он, виляя хвостиком, доверчиво подошел к трем ловцам с петлями, мгновенно был окружен, что-то тонкое и жесткое обвило и беспощадно затянуло ему шею. Не помогли ни сопротивление, ни испуганный визг и кусание. Фернандо грубо потащили и заперли в фургоне.

Это насильственное похищение не осталось незамеченным. Толпа детей бежала за фургоном с громким криком и плачем: «Фернандо, они поймали Фернандо, помогите!» Через две улицы на углу кофейни «Сорокабана» стояло несколько человек, погруженных в очень важные, но бесполезные политические разговоры. Один из них, услышав имя «Фернандо» и увидев приближающийся фургон, поднял тревогу. Тут же, на углу, фургон был остановлен тремя мужчинами, среди которых был Татало Домингес, бывший аргентинский чемпион, боксер-тяжеловес, который причислял себя к друзьям Фернандо. Что было дальше - осталось невыясненным. По словам администрации, это была «дискуссия». Другой источник информации сообщает достоверно о неповторимых ругательствах боксера, вслед за которыми последовали его же кулаки. Документально доказано, что ловцы и возница трусливо уступили и не оказали сопротивления, когда боксер открыл дверь фургона. Первым выскочил маленький белый комочек, вслед за ним еще 12 представителей семейства Canis, или, проще, «собачье дворянство обыкновенное». Дверь в кофейню была случайно открыта, и вся собачья свора с ходу кинулась внутрь и спаслась под столами и стойкой. С тех пор городская администрация, а вернее «отдел по борьбе с бешенством», наказала Фернандо полным отсутствием внимания к его особе.

В Ресистенсии есть место, где по традиции встречаются артисты. В известном доме в большом саду избранные артисты создали клуб. Здесь занимаются музыкой и литературой, художники устраивают выставки. Новые народные мелодии звучат здесь в первый раз в сопровождении сверчков и запаха тропических цветов.

«Фогон» означает лагерный костер, место встречи. «Арриерос» называют аргентинских погонщиков скота. Это уникальное высокочтимое ремесло теперь почти исчезло из-за появления современного транспорта. Погонщики должны были быть очень опытными в общении со стадами, особенно с крупным рогатым скотом. Они имели высокое чувство ответственности, их обязанностью было сохранить как можно больше животных до конца многокилометрового пути, проходящего через джунгли и голые жаркие степи. Арриерос должны были хорошо знать страну, пастбища, места отдыха и водопоя, уметь защитить животных от хищников и от других неприятностей. Арриерос встречались со многими людьми, узнавали новости, обменивались мнениями и поэтому имели большой авторитет у местных жителей. Их с удовольствием принимали на кострах, где угощали «асадо» - так называют жареное на костре мясо с вином. На этих встречах всегда звучала гитара, создавая соответствующее настроение. Одним из постоянных гостей в «Фогон де лос Арриерос» был певец Фернандо Ортиц в сопровождении Фернандо, который чувствовал себя там как дома, сидел обычно, согласно его высокому положению, на стуле среди поэтов, певцов, художников и прочих одаренных людей. В течение этих ночных разговоров родилась идея еще при жизни поставить памятник Фернандо. Почему такая честь выпала маленькому уличному псу, не совершившему волнующего всех геройского поступка, приносящего ему признание людей? Потому что этот маленький уличный пес своей добротой и жизнерадостностью сумел разбудить в людях все хорошее.

При появлении Фернандо совершенно незнакомые между собой люди подходили к нему, ласкали его и начинали беседовать. Так сближались люди, у которых иначе не было бы причины знакомиться. А при последующих встречах говорилось: «Помните? Мы познакомились у Фернандо?».

В 1957 году президент Аргентины генерал Педро Евгенио Арамбуру посещал Ресистенсию. Все меры для охраны и защиты президента были приняты. На улицах и площадях, в правительственных зданиях - везде, где должен был прошествовать президент, военные и полиция заботились о его безопасности. Все входы и выходы были под контролем, и в самом зале находилась полиция в штатском. Когда после официальной части программы садились к столу - случилось… Явился Фернандо - по своему обыкновению ни минутой раньше, ни минутой позже, дошел до середины зала, и тут один из офицеров захотел его выгнать. Фернандо испуганно сжался, но начальник полицейской охраны, знакомый Фернандо, приказал офицеру пропустить собаку. Тот отошел, решив, наверное, что это причуда губернатора. Фернандо выпрямился и продолжал свой путь. Один из участников банкета увидел его, и все начали шептать: «Фернандо, Фернандо!» Президент удивленно ожидал прихода высокого чиновника. Наверно, он думал об испанском гранде в эмиграции - Фернандо ведь значит «королевский». Его удивление было безгранично, когда он увидел маленького белого лохматого пса, гордо шагающего прямо к столу.

Губернатор, сам ошарашенный визитом Фернандо, поспешил объяснить извиняющимся тоном господину президенту удивительные привычки этой необычной собаки, присутствие которой на всех праздниках считается хорошим признаком. Последовало несколько характерных анекдотов, вызвавших у генерала добрую улыбку. Фернандо пока двигался медленно за стульями, принимая тайные кусочки с большим достоинством. В программе была предусмотрена речь губернатора. Когда тот поднялся и, привычно покашливая, обратился с величайшим уважением к президенту, Фернандо воспользовался случаем и прыгнул на стул. Смех ближайших участников прервал речь отца города, а тот, глядя поверх очков, искал причину веселья. Слуга прибежал, чтобы прогнать Фернандо со стула, но губернатор, не теряя самообладания, приказал не терпящим возражений тоном: «Фернандо останется на стуле, дайте мне другой!». Президент Арамбуру выразил благодарность губернатору за произнесенную речь, и они снова сели за стол. Фернандо, конечно, в середине, как и положено знаменитой собаке в Ресистенсии. Генерал Арамбуру сам лично занялся теперь божественным Фернандо, чтобы понять странное поведение людей. Он нагнулся к собаке и погладил ее по голове. Фернандо смотрел снизу на президента. В его глазах был странный блеск доброты и преданности, который произвел сильное впечатление на президента. Он долго не отводил взгляд от собаки. Знаменитый президент забыл на время свой высокий пост и сказал Фернандо: «Ты в своем мире действительно король. А мой удел - собачья жизнь!…»

Праздничный прием был окончен. Генерал Арамбуру поднялся, странное выражение было на его лице, когда Фернандо провожал гостей.

Шли годы, Фернандо старел… Он не потерял дружелюбия и доброты, но ноги его стали слабыми и глаза подслеповатыми. Его сшибла машина, сломала ему ногу. Недавно живущий в Ресистенсии ветеринар взялся его лечить и попытался отодвинуть старость. Пес все вытерпел спокойно, и дела его пошли на поправку. Но однажды Фернандо пошел, как обычно, к «Фогон де лос Арриерос». Не доходя до ворот, он упал без сил. Немедленно вызванный ветеринар сделал все возможное. Фернандо уложили в одном из залов. Пес стонал и вздыхал в страданиях. Он еще раз поднял свою лохматую голову, но взгляд его уже искал другой мир. Короткий хрип - и голова упала на лапы. Фернандо покидал этот мир, город Ресистенсию и множество своих друзей. Жители города не хотели смириться с тем, что Фернандо больше не будет шествовать по улицам, никогда больше не будет присутствовать на праздниках и политических трибунах. Его друзья с согласия городских властей решили его похоронить на пешеходной дорожке, там, где он делал свои последние шаги. И Фернандо - собака улиц Ресистенсии - был похоронен на улице. Бургомистр официально пригласил жителей города на похороны. Группа скаутов выкопала могилу. Улицы были наполнены людьми, прощающимися с Фернандо. Директор городского театра произнес растроганную речь, в которой выразил большую любовь и признательность Фернандо от всех почитателей необыкновенного пса, который сблизил и сделал добрее многих людей этого маленького городка.

Только одного человека не было на прощании - Фернандо Ортица! Певец был не в состоянии проститься со своим четвероногим другом, судьба которого была тесно связана с ним. Для него, да и для всех тех, кто любил это маленькое существо, он остался навсегда живым, как добрый дух и покровитель Ресистенсии.

Знают даже дети — если собака виляет хвостом, значит, она в хорошем настроении, а если рычит и прижимает уши к голове — лучше отойти подальше. Но всё не так просто. Важно и то, в какую сторону она виляет хвостом.

Мы, люди, давно научили собак понимать человеческий язык, но вот сами еще только учимся понимать язык собачий. Даже рычание — казалось бы, весьма убедительное выражение чувств — и то может быть истолковано по-разному. Но собака в буквальном смысле выражает эмоции всем телом, от кончика носа до кончика хвоста.

Джорджио Валлортигара (Giorgio Vallortigara) из Университета Тренто (Италия) уже не один год наблюдает за тем, как собаки виляют хвостом. Несколько лет назад ученые вывели закономерность, которая ускользала даже от опытных кинологов: если собака больше машет хвостом вправо, значит, она настроена доброжелательно, а вот если влево — лучше посторониться.

Чтобы узнать, есть ли у хвоста право и лево, ученые предлагали испытуемым собакам несколько раздражителей — хозяина, незнакомую доминирующую собаку, кошку и незнакомого человека. При виде кошки, хозяина или незнакомца-человека собаки виляли хвостом со смещением вправо с разной частотой и амплитудой, характерной для каждого вида раздражителей, а вот превосходящая по размерам и не очень дружелюбно настроенная собака вызывала однозначный крен хвост влево.

Это связано с асимметрией мозга — два полушария головного мозга работают по-разному: правое реагирует быстро и может одновременно контролировать разные процессы, левое полушарие последовательно в своих действиях и потому работает медленнее, зато более обстоятельно. При этом правое полушарие контролирует левую сторону тела, а левое - правую сторону. Следовательно, асимметричность движений тела противоположна активности полушарий мозга.


Схема движения собачьего хвоста в зависимости от намерений

Но профессор Валлортигара не остановился на достигнутом, а вместе с коллегами из Университета Тренто решил узнать, понимают ли сами собаки этот «хвостатый» язык? Участвующих в эксперименте животных разделили на две группы — одной показывали силуэт виляющей или не виляющей хвостом собаки, а другой обычное изображение сородича (видео). В эксперименте приняли участие представители разных пород — бордер-колли, немецкие овчарки, боксеры, гончие и дворняжки. Всего было задействовано 43 собаки.

Чтобы оценить, как собаки реагируют на изображение других собак, во время эксперимента у животных регистрировалась частота сердечных сокращений. Потом эти данные сравнивали с показателями, которые были сняты в состоянии покоя. Чем чаще пульс — тем больше собака нервничает.

Оказалось, что когда собака видела силуэт или другую собаку, виляющую хвостом влево, ее сердце начинало биться чаще. Стоящая неподвижно собака также вызывала стресс. А вот если визави вилял хвостом вправо, то собаки оставались спокойными. Авторы исследования, результаты которого недавно были опубликованы в журнале «Current Biology», пришли к выводу, что асимметрия мозга играет важную роль в социальном поведении и что их открытие позволит помочь хозяевам собак, ветеринарам и дрессировщикам лучше понимать эмоции питомцев. Стресс в ответ на неподвижное положение изображения ученые объясняют тем, что собаку пугает неизвестность — непонятно, чего ожидать.

Профессор Валлортигара считает, что в процессе эволюции животные просто научились распознавать признаки, которые должны их настораживать. «Встречаясь с другой собакой, животное запоминает рисунок махания хвостов и связывает его с поведением — дружелюбным или враждебным, а в дальнейшем, вероятно, начинает действовать в соответствии с полученным опытом», — поясняет он.
Если вспомнить результаты, полученные в Санкт-Петербургском университете на рыбах и морских млекопитающих, то можно предположить, что язык тела в мире животных универсален. Рыбы и морские млекопитающие поворачиваются левой стороной к сородичам или потенциальному противнику, словом, к объекту, за которым нужно следить внимательно, а это та информация, которая обрабатывается правым полушарием мозга.

Наверняка среди наших читателей немало владельцев собак, которые решат проверить, есть ли в самом деле разница в вилянии хвоста. Автор тоже не удержался и привлек свою немецкую овчарку к полевым испытаниям. Оказалось, что хвост действительно выдает намерения животного с головой. Почуяв подходящего к входной двери члена семьи, пес кинулся навстречу, повиливая хвостом вправо, ну, а когда увидел знакомого человека, то тут хвост завертелся с такой скоростью, что больше вправо или влево — уже не отследить. А вот при встрече на лесной тропинке с щенком алабая, который хоть и щенок, но уже на голову выше немецкой овчарки, хвост заметно пошел влево. Но кончилось все хорошо — щенок проявил благоразумие (а может быть, понял язык тела?), а взрослый пёс — снисходительность.

Вряд ли движения хвоста можно трактовать однозначно, но, вполне возможно, что эти исследования помогут этологам продвинуться в понимании социальных взаимоотношений самых разных животных, а нам с вами — лучше понимать своих питомцев.

Это всем известно. Но приглядись, как ведут себя собаки при встрече. У одной хвост высоко поднят и лишь чуть-чуть ходит из стороны в сторону. это значит: "Я сильнее тебя, но я ничего полохого тебе не желаю". Собака виляет хвостом-значит, радуется. А у другой собаки хвост опушен или поджат, этим она как бы говорит: "Ты сильнее, ты главный, я подчиняюсь". Но вот встретились незнакомые собаки примерно равной силы. Хвосты у них лишь слегка приподняты. Это знак настороженности, предупреждения.

Задание:
Прочитай текст. Найди предложение, которое должно стоять на первом месте. Объясни, почему именно это предложение должно начинать. Не забудь его озаглавить.

встрече. У одной хвост высоко поднят и лишь чуть-чуть ходит из стороны в сторону. Это значит: " Я сильнее тебя, но я ничего плохого тебе не желаю". Собака виляет хвостом - значит, радуется. А у другой собаки хвост опущен или поджат, этим она как бы говорит: " Ты сильнее, ты главный, я подчиняюсь". Но вот встретились незнакомые собаки примерно равной силы. Хвосты у них лишь слегка приподняты. Это знак настороженности, предупреждения.

собаки при встрече. У одной хвост высоко поднят и лишь чуть-чуть ходит из стороны в сторону. Это значит: " Я сильнее тебя, но я ничего плохого тебе не желаю". Собака виляет хвостом - значит, радуется. А у другой собаки хвост опущен или поджат, этим она как бы говорит: " Ты сильнее, ты главный, я подчиняюсь". Но вот встретились незнакомые собаки примерно равной силы. Хвосты у них лишь слегка приподняты. Это знак настороженности, предупреждения.

Помогите написать сочинение, проблему нашла: это дети сироты во время войны... Ещё нужны аргументы... Во время блокады Ленинграда детей, чьи матери

погибли в Ленинграде, эвакуировали на берег Плещеева озера, что недалеко от русского города Переславля-Залесского, в усадьбу Ботик, где хранится ботик Петра Первого. (2) Из Берендеева на Ботик стала ходить повариха, хорошая, ласковая женщина Аграфена Ивановна: никогда не придет к детям она с пустыми руками и одевается всегда чистенько, дети это ценят. (3) Женщина она была бездетная, муж пропал без вести на фронте. (4) Очень полюбилась этой бездетной вдове в детдоме одна девочка, Валя – маленькая, тонкая, в струнку, личико всегда удивленное, будто молоденькая козочка. (5) С этой девочкой стала Аграфена Ивановна отдельно прогуливаться, сказки ей сказывала, сама утешалась ею, конечно, как дочкой, и мало-помалу стала подумывать, не взять ли и вправду ее себе навсегда в дочки. (6) На счастье Аграфены Ивановны, маленькая Валя после болезни вовсе забыла свое прошлое в Ленинграде: и где там жила, и какая там у нее была мама, и кто папа. (7) Все воспитательницы в один голос уверяли, что не было случая, когда бы Валя хоть один раз вспомнила что- либо из своего прошлого. (8) – Она уверена, – говорили они, – что вы ее настоящая мама. (9) Берите ее и будьте счастливы. (10) Однако, хотя в детдоме все были уверены, что отец Вали погиб, но справки о смерти не было, значит, по закону нельзя было отдать на сторону девочку. (11) Так длилось месяца два. (12) В августе пришла бумага о смерти отца Вали, и Аграфена Ивановна увезла свою дочку в Берендеево. (13) Вале, девочке-сироте, все в рыженьком блеклом домике в три окошка было на радость. (14) Валя ко всему тянется, весело ей, как будто и в самом деле пришла в свой родной домик, к настоящей маме. (15) Очень обрадовалась Аграфена Ивановна и, чтобы девочке свой домик совсем как рай показать, завела патефон – большую редкость тогда на Ботике. (16) «Соловей мой, соловей, – пел патефон, – голосистый соловей...» (17) Козочка удивилась, прислушалась, стала кругом озираться, что-то узнавать, вспоминать... (18) – А где же клеточка? (19) Вот она тут висела... (20) Вот тут столик был, и на нем куколки мои... (21) Достала Аграфена Ивановна свою хорошую куклу из сундука. (22) – Это не та, не моя!! (23) И вдруг у маленькой Козочки что-то сверкнуло в глазах: в этот миг, верно, девочка и вспомнила все свое ленинградское. (24) – Мама, – закричала она, – это не ты! (25) И залилась... (26) А патефон все пел... (27) И Аграфена Ивановна свое что-то вспомнила, закричала, заголосила, с размаху ударилась головой об стену и упала к столу. (28) Она то поднимет со стола голову, то опять уронит, и стонет, и всхлипывает. (29) Эта беда пересилила Валино горе, девочка обнимает ее, теребит, повторяет: (30) – Мамочка, милая, перестань! (31) Я все вспомнила, я тебя тоже люблю, ты же теперь моя настоящая мама. (32) И две женщины, большая и маленькая, обнимаясь, понимали друг друга, как равные. ты...




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины