27.06.2019

Состояние меж явью и сном. Пограничное состояние между сном и реальностью. Гипнагогическое состояние или Йога Нидра



Последнее время часто слышала такие выражения как "осознанный сон" , "управление реальностью через сон" и прочее. Каждый приблизительно может представить,что это. Утром обычно выходя из состояние сна на доли секунды попадая в состояние бодорстования, мы зависаем где-то между))) Неоднократно ловила себе в этом потрясающем промежуточном состоянии, когда ты можешь словно управлять снами: додумывая сюжет оказываться там,где хочешь и с кем хочешь) Одним словом, становишься режиссёром своего сна) Но сон ли это?))) Или это уже некая проекция на реальность??)) И можем ли мы сами управлять погружением в это промежуточное состояние?)
Конечно!))Всё возможно!) Невозможное мы только сами для себя придумываем,чтобы ничего не делать) ))))) Так вот одним из способов осознанного "погружения" является практика йоги нидры.

Йога нидра - это сумеречное состояние ума между бодрствованием и сном.
Какие бонусы??
С помощью регулярной практики можно добиться недоступных ранее результатов в развитии способностей человека - интеллектуальных, творческих, духовных, в успокоении ума, увеличении жизненной энергии, оздоровлении, излечении от болезней и др.С помощью йога нидры происходит самовосстановление организма.За счет полнейшего расслабления тела и ума йога нидра омолаживает и возрождает физический, ментальный и эмоциональный аспекты личности. Один час йога нидры равен трем-четырем часам полноценного глубокого сна.

Кому практиковать?
Практика йога нидры особенно рекомендована для тех людей, кто страдает от страха, напряжения, навязчивых мыслей и других дисгармоний. Она показана для тех, кто хочет развить в большей степени осознанность и чистоту мыслей.

В чём суть??
Йога нидра является мощной техникой сознательного расслабления, которое не имеет ничего общего с погружением в сон . Такое расслабление нельзя сравнить и с так называемым "отдыхом", когда мы удобно располагаемся в кресле, вооружившись чашкой кофе, напитком, сигаретой и газетой перед телевизором. Это скорее чувственное развлечение, чем релаксация (или расслабление). Йога нидра, в свою очередь, - это осознанный сон, особый систематический метод полного физического, умственного и эмоционального расслабления. Термин "йога нидра" состоит из двух слов: "йога" - союз, единство (или однонаправленное сознание) и "нидра" - сон . Внешне, со стороны, может показаться, что человек, практикующий йога нидру, просто погружается в сон, в то время как в действительности его сознание продолжает функционировать, проникая в подсознание . Вот почему йога нидру часто называют психическим сном, глубокой релаксацией с внутренним осознанием, когда на грани сна и бодрствования происходит спонтанный контакт со сферой подсознательного и бессознательного. Йога нидра приводит к состоянию релаксации благодаря отвлечению сознания от внешних впечатлений и погружения его в сокровенные недра психики. Если сознание отделить как от внешнего восприятия , так и от сна , оно наполняется силой, которую можно использовать в различных целях, таких как: укрепление памяти, накопление знаний, повышение творческих способностей, преобразование всей личности.

Как достичь?
Йога нидра приводит сознание в пограничное состояние между сном и бодрствованием и проводится лёжа на спине в позе, называемой йогами шавасана. Общеизвестны три состояния сознания: бодрствование, сон со сновидениями и глубокий сон без сновидений. Йога нидра позволяет достичь и пребывать длительное время в четвертом состоянии сознания - промежуточном - между сном и бодрствованием . Это состояние сверхсознания называется турия . В йога нидре тело спит, а сознание бодрствует. Она позволяет высвободить и растворить" блоки и напряжения, скрытые глубоко в подсознании и создающие нам препятствия в реализации наших целей. Это достигается за счет нескольких техник - "ротации" сознания по разным участкам тела в определенной последовательности; наблюдения за дыханием в разных частях тела и обратным подсчетом вдохов и выдохов; вызывания "телесных" воспоминаний разных ощущений; визуализации , построенной на использовании образов-символов, направляющих сознание к состоянию гармонии и медитации. Когда тело полностью расслаблено, ум также становится расслабленным, и его активность поддерживается перемещением сознания по телу, отслеживанием дыхания, переживанием различных ощущений, созданием мысленных образов.

Как долго?
Длительность сеанса йога нидры составляет 30-40 минут. (иточник:www.kazanyoga.info/travels/yoga_nidra/)

Картина мозговой деятельности во время йоги нидры(исследования университета в Копенгагене) :www.yogin.ru/parser.php


Если вы долго не можете уснуть или вас мучают кошмары...

Что бы не говорили копенгагенские исследования больше мы доверяем своему опыту,опыту своих близких и друзей. Моя подруга, практикующая как и я, теперь каждый раз перед сном принимает шавасану(лёжа на спине,руки вдоль тела,ладони вверх) и начинает медитировать, представляя, что с каждым вздохом все клеточки её организма наполняются кислородом и сотни бутонов прекрасных цветов распускаются в теле. После таких медитаций она быстро засыпает и смотрит сладкие сны. Однажды, после тяжелого дня она уснула, не помедитировав. И что же вы думаете?? Ей снились кошмары, на утро она проснулась разбитая.
Насколько я поняла из немноголетнего жизненного опыта нашему мозгу нужен настрой, как музыкальному инструменты. Если он расстроен. тональность нарушена, звук отвратителен. Поэтому необходимо настраивать не только музыкальные инструменты, технику и прочую окружающую вас аппаратуру, ну и свой мозг, сознание, тело,душу)

Существует ещё масса учений по управления снами и какое бы мы не изучали, главное понимать: для чего нам это)

Сладких снов и позитивного настроя!)

В то мгновение сна, когда ты еще не спишь, но уже и не бодрствуешь, в этот самый миг раскрывается Бытие.

В вашем сознании существуют некоторые жизненно важные мгновения. В эти мгновения вы ближе к своему центру, чем в любое другое время. Вы меняете “передачу”, и в тот миг, когда вы меняете передачу, вы проходите через ней­тральное положение. Это нейтральное положение более близко вам. Утром , ко­гда сон уходит, исчезает, и вы чувствуете себя пробуждающимися, но еще не пробудились, когда вы как раз в середине пробуждения, вы находитесь на “ней­тральной скорости". Этот миг, когда вы уже не спите, но еще не пробудились, как раз посередине. Вы включили нейтральную скорость. При переходе от сна к бодрствованию ваше сознание меняет весь свой механизм . Оно перепрыгивает от одного механизма действия к другому. Между этими двумя механизмами дру­гого механизма нет; между ними промежуток. Сквозь этот промежуток вы можете увидеть некоторый проблеск своего бытия. То же самое происходит и вечером, когда вы перепрыгиваете обратно от механизма бодрствования к механизму сна, с сознательного на бессознательное. На одно мгновение механизма нет, нет ни­какого давления механизма на вас, потому что вы должны предпринять прыжок от одного механизма к другому. Если вы сможете быть осознающими между этими двумя мгновениями, если вы сможете вспомнить самих себя между этими двумя мигами, то вы получите некоторое представление о своей реальной сущ­ности.

Как выполнять эту технику? Когда вы собираетесь заснуть, расслабьтесь. За­кройте глаза, зашторьте комнату. Просто закройте глаза и ждите. Сон приближа­ется; просто ожидайте, ничего не делайте, просто ждите! Ваше тело расслабля­ется, тело становится тяжелым: ощутите это. Почувствуйте это. Сон несет свой собственный механизм, он начинает работать. Ваше бодрствующее сознание исчезает. Вспоминайте, потому что миг будет весьма неуловимым, миг будет крошечным. Если вы упустите, вы упустите. Это очень короткий период - один миг, очень маленький промежуток, и в вас произойдет переход от бодрствования ко сну. Просто ждите, оставаясь полностью осознающими. Продолжайте ждать. Это потребует некоторого времени. На это потребуется, как минимум, три меся­ца. Только тогда вы сможете получить некоторый намек на тот миг, который как раз посередине. Так что не спешите. Вы не можете сделать это прямо сейчас; вы не сможете сделать это прямо сегодня вечером. Но вы должны начать, и вы, возможно, должны будете ждать несколько месяцев.

Обычно это внезапно случается в течение трех месяцев. Это случается каж­дый день, но вашу осознанность и встречу с этим промежутком невозможно спланировать. Это случается. Вы просто все время ждете, и однажды это случа­ется. Однажды, внезапно, вы осознаете, что вы не бодрствуете и не спите - весьма таинственное явление. Вы можете даже испугаться, потому что до сих пор вы знали только два состояния: состояние бодрствования и состояние сна. Но вы не знаете третьего состояния вашей сущности, когда вы и не спите, и не бодрствуете. При первом опыте этого состояния вы можете испугаться. Не пу­гайтесь. Все новое, то, что ранее не было известным, должно вызывать некото­рый страх, потому что этот миг, если вы будете переживать его снова и снова, даст вам также и новые ощущения: вы будете чувствовать себя ни живыми, ни мертвыми, ни тем, ни этим. Это бездна.

Эти два механизма подобны двум холмам; вы перепрыгиваете с одной верши­ны на другую. Если вы остановитесь в середине, вы упадете в бездну, в про­пасть без дна: вы будете все время падать, падать и падать. Эту технику исполь­зуют суфии, и прежде, чем они дадут эту технику ищущим, они дают также другую практику, просто в качестве меры безопасности. Всякий раз, когда в сис­теме суфизма предлагается эта техника, перед этим дается другая техника, ко­торая заключается в том, что вы закрываете глаза и представляете, что вы па­даете в глубокий колодец - темный, глубокий, бездонный. Просто представьте себе падение в глубокий колодец - падение, падение и падение, бесконечное падение. Дна нет, вы не можете достичь дна. Теперь это падение не может пре­кратиться. Вы можете прекратить его; вы можете открыть глаза и сказать “хва­тит”, но само по себе это падение прекратиться не может. Если вы продолжаете, то обнаруживаете, что колодец бездонный, и он становится все темнее и темнее.

В системе суфиев сначала должно практиковаться это упражнение с колодцем

- с этим бездонным темным колодцем. Это приятно, полезно. Если вы практи­куете это упражнение и осознали его красоту, его безмолвие, то чем глубже вы будете падать в колодец, тем более молчаливыми вы будете становиться. Мир остается где-то далеко, вы чувствуете, что вы улетаете далеко, далеко, далеко. Тишина нарастает вместе с тьмой, а там, в глубине, нет дна. Страх овладевает вашим умом, но вы знаете, что это всего лишь воображение, поэтому можете продолжать.

Благодаря этому упражнению вы становитесь более приспособленными к этой технике, но тогда, когда вы падаете в колодец между бодрствованием и сном, это уже не воображаемое; это истинный факт. И здесь тоже нет дна, эта про­пасть бездонна. Вот почему Будда назвал эту ничем не заполненную пустоту шуньей. Ей нет конца. Раз вы познали ее, вы тоже становитесь бесконечными. Это видение трудно получить во время бодрствования. Его невозможно, конеч­но, получить и во время сна, потому что тогда механизм действует и трудно ра- зотождествить себя от этого механизма. Но вечером и утром случаются другие состояния - всего два таких состояния за двадцать четыре часа, - в такие мгно­вения эти состояния приходят очень легко, но для этого нужно ждать.

Во время бодрствования мы фальшивы, и мы очень хорошо это знаем. Во время бодрствования вы неискренние, неестественные. Вы улыбаетесь тогда, когда более естественными были бы слезы. Эта фальшь продолжается во время вашего бодрствования, она продолжается даже во время вашего сна - уже в другом виде, естественно. Ваши сны надуманные, они не реальные. Это удиви­тельно, что даже во сне вы не реальные, не естественные, даже во сне вы бои­тесь и создаете образы. Вы настолько фальшивы, что не можете даже иметь ре­альных снов.

Таковы наши два фальшивых лица: одно проявляется, когда мы бодрствуем, другое - когда спим. Между этими двумя фальшивыми лицами есть очень ма­ленькая дверь, промежуток. Вы можете получить некоторое представление о вашем первоначальном лице в этом промежутке. Получить представление о том лице, которое было у вас тогда, когда вы еще не общались с матерью и, следо­вательно, с обществом. Когда вы были один на один с самим собой; когда вы были не тем и этим; когда не было разделения. Было только реальное; нереаль­ного не было. Вы можете бросить взгляд на это лицо, на это невинное лицо ме­жду этими двумя механизмами.

Тантра утверждает, что ни во сне, ни во время бодрствования вы не настоя­щие. Вы настоящие только между этими двумя состояниями. Так что не связы­вайтесь ни с бодрствованием, ни со сном и сновидениями. Уделите внимание промежутку; осознайте промежуток меходу ними. Поймайте проблеск, переходя из одного состояния в другое. И раз вы узнали, когда наступает этот промежуток, вы стали его хозяином. Вы имеете ключ; в любое время вы можете открыть этот промежуток и войти в него. Открывается другое измерение существования: из­мерение реального.

Во время космических полетов имеют место нарушения в восприятии. Так, во время полета В. В. Волков записал: "В шлемофонах характерное потрескивание эфира... Внизу летела земная ночь. И вдруг из этой ночи сквозь толщу воздушного пространства... донесся лай собаки. Обыкновенной собаки, может, даже простой дворняжки... А потом... стал отчетливо слышен плач ребенка" 204. Врачу X. Линдеману на 31-е сутки трансатлантического плавания на небольшой парусной лодке начало казаться, что защитное покрывало вдруг заговорило человеческим голосом. Затем он стал слышать голоса, которые раздавались кругом и исходили от невидимых вещей. Нарушения в восприятии появлялись на фоне неодолимого желания спать. На девятой неделе плавания также на фоне сонного состояния у него появились яркие зрительные обманы восприятия. Когда он поборол дремотное состояние, видения исчезли. У. Уиллис при одиночном плавании на плоту описывает аналогичные обманы восприятия в периоды, когда ему хотелось спать, а сложившаяся обстановка требовала активной деятельности205.

На наш взгляд, указанные нарушения в восприятии можно отнести к гипнагогическим представлениям, развившимся в промежуточном состоянии между бодрствованием и сном. Как отмечалось, в условиях длительной сурдокамерной изоляции появляются гипнотические фазовые состояния. Интересны гипнагогические представления, имевшие место у врача Б. и журналиста Е. Терещенко в условиях групповой изоляции, длившейся 70 суток.

Приводим записи испытуемого Б. "Сегодня мне хочется остановиться на интересном явлении, которое я давно ощущаю по ночам перед сном, но все как-то сразу не отмечал в дневнике, а утром, естественно, забывал. Несколько дней тому назад, я перед сном вдруг начал ощущать какие-то галлюцинации. Впервые услыхав, я испугался, и сразу же в голову полезла шизофрения, раздвоение личности, симптом слуховых галлюцинаций при этом заболевании. Вспомнился мой первый больной из психиатрической клиники... Он был первой скрипкой в театре оперы и балета. И вот у него наряду с основным симптомом заболевания - раздвоением личности - были сильные слуховые галлюцинации. Но ведь это был музыкант, и очень образованный (он окончил консерваторию и аспирантуру), а я? И на душе стало не очень-то хорошо...



Только начал проваливаться в бездну сна - вновь эта музыка. Теперь я более внимательно начал прислушиваться к ней. Это была какая-то заунывная, довольно приятная мелодия (очень похожая на японскую музыку), которая то уходила на очень высокие ноты, то спускалась на самые низкие. Причем ее характер был какой-то неземной; она походила на ту музыку, которую сейчас воспринимают как космическую, или же на ту, которую представляют в виде красок и изменения гаммы цвета. Но мелодия для меня была очень приятная. Дальнейший ход событий я не помню, так как заснул...

В другой раз у меня в органную музыку влились голоса хора мальчиков - мелодичные, высокие, переходящие даже на пискливые тона. Честно говоря, я не очень-то люблю голоса мальчиков, а выступление хора Свешникова у меня всегда ассоциируется с чем-то неполноценным. А тут музыка вызвала у меня довольно положительные эмоции, хотелось ее все время слушать, слушать и слушать... Но сон, вероятнее всего, прервал это наслаждение. Сновидений вновь не было. Такие явления повторялись еще несколько раз.

Что же это? Плод больной фантазии или объективная реальность, трансформирующаяся в музыку? Не могу ответить. Только одно могу сказать, что все эти явления, возможно, связаны с работающим вентилятором. Но очень интересно: почему все это происходит перед сном и именно ночью, а не днем? Второе: почему характер слышимой музыки каждый раз другой? Акустика камеры? Но, по-моему, просто смешно об этом говорить. Какая может быть акустика в музыкальном понимании в этом склепе?"

Примерно такие же явления отмечались и у Е. Терещенко. В своем дневнике он писал: "Уже целый месяц я слышал в нашей абсолютно звуконепроницаемой камере по ночам, в полной тишине, голоса, музыку, пение Козловского, хор, визг, завывание, возню животных в вентиляционной трубе. Я никому не говорил об этом. Я лежал с открытыми глазами, стараясь отогнать звуковые привидения,- ничего не получалось. Перед самым выходом Стаc признался, что слышал органную музыку и хор мальчиков. Вот почему у него иногда был такой странный вид. Молчал он по тем же самым соображениям, что и я" 206.

По нашему мнению, гипнагогические представления в этих случаях появились в связи с развитием ультрапарадоксальной фазы в период засыпания. В отличие от стойкой продолжительной ультрапарадоксальной фазы при некоторых психических заболеваниях, здесь она выступала как относительно кратковременная (не более 30-40 минут) в процессе засыпания.

Если в приведенных примерах гипнагогические представления в условиях сенсорной депривации встречались только в период засыпания, то при длительной бессоннице в этих же условиях они появлялись и в состоянии бодрствования. Вот что рассказал испытуемый Г.: "Тут в конце режима непрерывной деятельности я обнаружил такую способность. Сел я в кресло, в углу шумит вентилятор... И мне почудилось, что я услышал какую-то нотку. Нотка эта сразу как-то ассоциировалась с песней "Горизонт, горизонт". По сути дела, там шум какой-то, а я в этом шуме начал прослушивать песню... Вот также мне показалось, что я через вентилятор слышу, как тихонько играет приемник. Ну а потом понял, что один и тот же мотив по радио не могут беспрерывно передавать в течение длительного времени" 207.

В подтверждение того, что музыкальные гипнагогические представления возникают именно на фоне ультрапарадоксальной фазы, можно привести следующие доводы. В обычных условиях органная музыка и хор мальчиков у испытуемого Б. вызывали только отрицательные эмоции. Появление этой музыки и хора в период засыпания может рассматриваться как оживление представлений "нежелательных", заторможенных, но становящихся "парадоксально" приятными. Приведем запись из дневника Б. от 2 сентября: "Опять перед сном это музыкальное сопровождение. Теперь пионерский горн, звуки которого перешли в какую-то приятную музыку, и наступил сон".

Причина внезапного и однократного появления звуков горна в ночь с 1 на 2 сентября была субъективно непонятна испытуемому Б. до совместного анализа и обсуждения с нами. Когда же для объяснения появления музыкальных представлений, противоположных вкусу испытуемого Б., была выдвинута гипотеза о развитии ультрапарадоксальной фазы, то психологическая причинная связь включения звуков горна в музыкальные гипнагогические представления стала для него субъективно очевидной. 1 сентября - день начала учебных занятий в школе. В этот день дочь Б. в связи с тяжелым заболеванием пойти в школу не смогла. Целый день мысли о дочери не покидали Б. Засыпая, он старался избавиться от них. Не исключено, что в период засыпания именно эти мысли получили свое образное отражение в звуках пионерского горна.

В период развития гипнагогических фаз относительно устойчивый, выработанный в процессе индивидуального развития личности характер эмоциональных отношений к предметам и явлениям может существенно нарушаться. Это происходит, во-первых, потому, что представления могут выходить из обычных для них ассоциативных связей и вступать в причудливые новые, и, во-вторых, потому, что динамика эмоций, подчиняясь динамике фазовых состояний, может вызывать смену эмоционального фона без четкой связи с конкретным комплексом представлений.

Фазовая динамика развития музыкальных гипнагогических представлений в рассматриваемом нами случае заключалась в том, что размышления и ориентировочная деятельность превращались в дальнейшем в приятно неопределенную форму наслаждения с причудливым сочетанием музыкальных феноменов, которая потом незаметно переходила в глубокий сон. Об этом говорит следующая запись: "Но вернусь к моему сну. Эти странные явления со слуховыми.галлюцинациями (иначе я их не могу назвать) продолжаются по-прежнему. Вот вчера, засыпая, я опять услышал органную музыку на тему русских народных песен в такой фантастической вариации, что просто поразительно, как можно выдумать такие музыкальные образы. Затем все это перешло в траурную песню... В конце в музыку влились голоса мальчиков, и на душе стало так блаженно, что просто диву даешься. И это от такой песни!!! Вот же чертовщина какая напала на меня!"

Особенности музыкальных гипнагогических представлений, наблюдавшихся в длительной изоляции, не могут быть поняты, если исходить лишь из физиологии фазовых состояний. Известно, что каждый причастный к музыке человек может найти в своей памяти такие мелодии, которые ему не удается представить без "опоры на восприятие", но которые легко всплывают в сознании, когда исполняется их аккомпанемент. В рассматриваемых нами случаях музыкальные представления развивались на фоне шума работающего вентилятора. Вначале этот шум сильно беспокоил испытуемых и мешал засыпанию, но в процессе адаптации он стал, по-видимому, "нейтрализоваться" наслаивающимися музыкальными представлениями. Такой способ "нейтрализации" не являлся необычным для испытуемых, так как нечто подобное происходило с ними при поездке в поезде, когда под стук колес на стыках рельсов у них также возникали в памяти ритмичные мелодии. Но если в этих случаях мелодии переживались как внутренний психический акт, то в условиях изоляции музыкальные представления локализовались вовне и сопровождались иллюзией их непроизвольности.

Пограничное состояние между Сном и Реальностью

Пограничное состояние - это определенное состояние, с которым сталкивается практически каждый, кто практикует так называемые «осознанные сновидения». Это состояние имеет вполне устойчивые характеристики, поэтому я его отношу к одному из уровней процесса Сновидения.

Можно сказать, что это состояние, в котором человек находится на пересечении «линий» бодрствования, обычного сна и Сновидения. Это может происходить по двум причинам: естественные пробуждения в определенном состоянии сна и в результате практики Сновидения.

Отличительные черты этого состояния:

тяжело определить спишь или бодрствуешь;
тяжело пошевелить физическим телом;
присутствие различных необычных явлений.
Как это обычно происходит?

Человек пытается войти в Сновидение из состояния бодрствования. Через некоторое время его сознание начинает «плавать» и проваливаться в состояние дремоты. Благодаря этому плавающему состоянию сновидящий может проснуться в одном из состояний сна, т.е. - какое-то время он как бы проваливается в сон, а затем снова просыпается, но через время, провалившись в сон, он просыпается уже во сне (как бы, не вынырнув полностью на поверхность в мир бодрствования).

Обычно, это происходит так: во время выполнения техники входа в Сновидение практикующий засыпает и его сознание проваливается в сон. Но вдруг, в определенный момент времени, понимает, что у него открыты глаза и он наблюдает привычную картину своей спальни из положения лежа. И вот тут, сновидящий может ощутить, что тело как бы онемело и им тяжело двигать или, подняв руки к лицу, он может заметить, что руки спящего тела остались на своем месте. Такое чувство, что не заснул, но и не проснулся полностью.

Часто в этом состоянии начинают происходить разные необычные явления, это например:

ощущение давления на тело;
кто-то незнакомый просто стоит и наблюдает (действует реже);
наличие теней в комнате (от аморфных до вполне четких в очертаниях);
различные цветовые пятна на интерьере комнаты (как будто цветная подсветка);
непонятный шум или голоса (как будто кто-то разговаривает за стеной);
животные (могут вести себя агрессивно);
наличие предметов не соответствующих обстановке комнаты (например, среди комнаты может стоять маленький самолет);
кто-то входит в комнату или стучит в дверь;
кто-то из знакомых начинает помогать «выйти из тела», или наоборот, - мешать это сделать;
прочее.
Я указал только некоторые явления, вариантов же множество. Многое зависит от личной истории сновидящего - его представлений, ожиданий, страхов и т.п. Причины этих явлений могут быть различными, частично об этом я говорил в своей статье «Пугающие образы».

С подобной ситуацией часто сталкиваются люди, которые случайно попадают в это состояние по причине сонного паралича. На данный момент статистика такова, что минимум треть населения Земли хоть раз в жизни попадала в это состояние. Пока что это явление полностью не изучено, но уже можно уверенно говорить о том, что состояние сонного паралича естественное явление и не является физической или психической патологией.

В начале, когда сталкиваешься с этим явлением, создается впечатление, что пограничное состояние – это состояние между сном и бодрствованием. Здесь, как бы сходятся и наслаиваются друг на друга характеристики яви, сна и «внетелесного состояния». Одновременно есть ощущение, что не спишь и, вместе с этим, присутствуют признаки проявления «второго тела» и хаотичность случайных образов, характерных для обычного сна. Состояние парадоксальное, вначале очень тяжело понять реально – спал ты или нет.

Позже, с практикой, приходит другое ощущение и понимание этого явления. Проще всего это можно описать как частичный «выход из тела» (частичное выделение тела сновидения). Ибо основная характеристика этого состояния - неполный выход тела сновидения, неполное его разделение со спящим телом. И что интересно, что со временем многие нежелательные и пугающие явления уходят сами, часто для этого достаточно полного разделения с телом (что наталкивает на определенные мысли).

Сейчас это воспринимается как одна из ступеней процесса Сновидения.

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

Что видит и ощущает человек между сном и явью? Десятилетиями психологи, гипнологи и нейрокибернетики бьются над этими загадками. Вопросы родились не на пустом месте: есть прецеденты, когда психически здоровые люди на грани засыпания наблюдали аномальные видения, оставляющие впоследствии в нашем мире вполне материальные следы.

Мы знаем, мозг человека все время работает, спим ли мы или бодрствуем, - он генерирует и излучает определенный тип волн. Энцефалографы, подключенные к коре головного мозга, беспристрастно записывают электроэнцефалограммы, отражающие активность той или иной деятельности нашего мыслительного центра. По типу колебаний альфа-, бета-, дельта- или тета-волн всегда можно определить какой орган или система активны в организме. Если перевариваем пищу, то мозг предпочитает альфа-волну. Если пишем стихи или малюем картину, или изобретаем, то на сцену выступают тета-волны. Они отвечают за творческую жилку человека.

Когда мозг пульсирует в пограничном состоянии сознания между сном и явью, расшифровать этот хаос вибраций сложно. Не с чем сравнивать, нет исходных образцов диаграмм, нет адекватных описаний «правильности» работы мозга. В этом состоянии человек может видеть, слышать, чувствовать вкус, осязать прикосновение. Отделить же галлюцинацию от реальной картины он не в силах. Иллюзионная картина мира и материальная реальность во внутреннем нейрокибернетическом пространстве мозга смешивается самым причудливым образом и представляет разуму новый узор междумирья сна и яви. Медицина утверждает: так работает проверка долговременной и кратковременной памяти. Информация сортируется: редко используемое отбраковывается, остается в кратковременной памяти, а ненужное блокируется, и мы забываем какой-то эпизод; наоборот, - часто используемое перезаписывается в долговременное «мозгохранилище».

Но мы не поверим, что в фазе засыпания мозг, как старьевщик, только и делает, что разбирает всякий информационный хлам. Психологи полагают, что главный командный пункт нашей центральной нервной системы перед сном управляет процессами торможения и бодрствования и ищет кратчайший путь к оптимизации состояния психики между стрессами и комфортом. Гипнологи же до сих пор не могут дать точного определения состоянию гипнотического сна (не путать с обычным сном) и глубокого транса. Нейрохирурги шутят: при трепанации черепа не видно ни ума, ни разума, ни сознания, ни души, а взору предстают одни лишь мозговые извилины, требующие глюкозы и кислорода.

Некоторые чувствительные натуры, занимающиеся самонаблюдением и самопогружением в транс, утверждают, что пограничное состояние сознания позволяет человеку увидеть мир более цельным и насыщенным, чем обыденная материальность. Лгут ли они себе или другим? Можно ли списать эти видения полностью на галлюцинации или принять во внимание один неоспоримый пока что факт. Вселенная, - ее видимая и наблюдаемая часть, - изучена сегодня едва на 4%, а как же остальные 96%?

Современная наука на разных макро и микроуровнях предполагает, что не все так просто в реальном мире, как в классической Ньютоновской механике или же в пространстве-времени Минковского. Недаром за последние пятьдесят лет появилось множество физических моделей об устройстве мира, расширяющих горизонты мироздания. Это и дополнительные измерения, куда прячется квантовая гравитация с гравитонами. Это и параллельные Вселенные со своими собственными физическими константами и собственным течением времени. Это и космические струны с нулевой толщиной, где могут скрываться сонмища иных миров. Венцом научной мысли является Метавселенная, в которой как в аквариуме плавают мириады различных Вселенных.

Мы достоверно пока не знаем, на что способен мозг человека, особенно в стрессовых или иных пограничных состояниях сознания. Способен ли мозг человека воспринять информацию из Метавселенной или других Вселенных? Не исключено, что именно между сном и явью, чтобы увидеть иные миры, мозг «хулиганит» и подобно стритрейсеру жмет на педаль газа, заставляя человека обрести как бы дополнительную информацию для размышлений. А вдруг что-то полезное узнаем? Пресловутая таблица Менделеева тому «железное» доказательство.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины