17.07.2019

Тревожные расстройства у детей. Признаки, лечение. Тревожное расстройство Тревожные расстройства у детей и подростков


Число тревожных и беспокойных детей неуклонно растет. Как растет и число тревожных взрослых, годами накапливающих свое недовольство всем и вся - работой, материальным положением, жильем, автомобилем или его отсутствием. Дети, которых воспитывают такие взрослые, и попадают в группу риска. Они тревожны. Им трудно и страшно жить в этом мире. Им нужна срочная помощь.


Детки с повышенной тревожностью нуждаются в помощи родителей

Что это такое?

Тревожность – это устойчивое состояние длительного эмоционального дискомфорта. Человеку тревожному свойственны частые или постоянные плохие предчувствия, ощущение неопределенности. Тревожными чаще всего становятся дети - астеники, склонные к пессимизму. Такой взгляд на мир, как правило, копируется ими у родителей.

Тревожность подстерегает и грудных детей. Замечали, что один младенец спокоен, а другой часто плачет, тревожно ведет себя во время кормления, отличается беспокойным сном? Грудные дети, как правило, тревожатся по физиологическим причинам – они голодны, у них промокли пеленки, что-то болит. Если во время кормления ребенок сосет грудь нервно, часто теряет ее, скорее всего, его беспокоят колики. К 3 месяцам жизни они отступают.

Психологические причины для тревожности у ребенка могут появиться только к 7 месяцам жизни, когда психика будет развита должным образом и готова к этому.


Только когда ребенку исполнится 1 год, можно делать выводы по поводу повышенной тревожности ребенка

Первые психологические беспокойства ребенка обычно связаны с отсутствием мамы. Если она даже ненадолго отлучается, кроха демонстрирует эмоциональное возбуждение. К 8 месяцам малыш «осваивает» другую тревогу - он начинает бояться посторонних людей. Именно в возрасте от 7 до 9 месяцев и решается, будет ли ребенок склонен к повышенной тревожности. В это время он очень восприимчив к музыкальным звукам, и способен отличать все интонации в голосе мамы. Одно неосторожное слово – и кроха может быть напуган, а эмоциональная связь с матерью окажется под угрозой.


Говорить о возможной стабильной тревожности можно только тогда, когда малышу исполнится 1 год.

Виды тревожности

Тревожность бывает разная. Она вызвана различными причинами, а, значит, нуждается в разных способах коррекции.

  • Врожденная тревожность обусловлена генетически. Для детей - меланхоликов это наследственная врожденная черта. Такие ребята с самого младенчества медленно адаптируются к любым изменениям во внешнем мире, почти всегда испытывают дискомфорт психологического рода, их легко «выбить из колеи». Их психика крайне неустойчива.


Врожденная тревожность передается ребенку на генетическом уровне

  • Ситуативная тревожность – связана с конкретной ситуацией, в которой ребенок пережил сильный эмоциональный всплеск. После громкого лая соседской собаки, к примеру, он начинает бояться всех без исключения собак. После прививки - боится всех врачей. Уровень тревожности при этом повышается задолго до наступления «страшной» ситуации, если ребенок проинформирован о ней заранее.


Приступ ситуативной тревожности наступает перед каким-то событием, которое запечатлелось у ребенка в памяти, при котором ребенок пережил вплеск эмоций

Такая тревожность подлежит коррекции, но до конца от нее избавиться нельзя. У каждого из нас есть такие знакомые взрослые, которые в свои 30-40 лет боятся летать на самолете или посещать стоматолога. В первом случае мы имеем дело с «подросшими» детскими страхами высоты и смерти, во втором – с детской боязнью боли и врачей.

Очень часто тревожность «по ситуации» бывает учебной. Это состояние сложное и длительное. Ребенок испытывает дискомфорт в преддверии событий, связанных со школой: он боится отвечать у доски, сдавать экзамены, писать контрольные работы. Причем наиболее страшен не сам экзамен, а его ожидание. Эта тревожность тоже «взрослеет» вместе с ребенком, и сохраняется (пусть даже в минимальных проявлениях) у всех взрослых. Вспомните, как вы нервничаете в преддверии ответственных событий! Больше других от учебной тревожности страдают ученики начальной школы. Потом, по мере приобретения опыта, взрослея, они чувствуют себя более компетентными, и страх уменьшается.

В общении с такими ребятами важно их выслушать, чего бы это ни стоило. Нельзя заострять внимание на их соматических нарушениях. Требуется ощущение комфорта, они должны чувствовать себя в полной безопасности, и знать, что их принимают такими, какие они есть.

В следующем видеоролике можно узнать больше о детях с неврозами. Автор ролика расскажет о причинах детских неврозах и о том, как вести себя с таким ребенком.

Из корректирующих игр невротикам показаны рисование, ролевые игры, в которых они каждый раз будут побеждать свои страхи. Пример: ребенок боится идти к врачу, начинает плакать и заикаться. Попросите его нарисовать доктора, разыграйте сценку «В кабинете у врача». Делайте это вместе, побуждайте кроху как можно подробнее «проговаривать» свои страхи.

  • Расторможенные дети. Это активные, очень чувствительные ребята, но у них масса страхов, которые запрятаны в глубине души. Они искренне стараются быть хорошими, вести себя примерно, получать хорошие оценки. Но если это по каким-то причинам у них не получается, резко меняют тактику и начинают откровенно хулиганить. Их не смущают даже ситуации, в которых они становятся посмешищем перед группой в садике или классом в школе. Им даже нравятся такие ситуации, потому что в этот момент все внимание приковано к их персоне. Внешне расторможенные дети абсолютно равнодушны к критике и замечаниям.


Расторможенные дети внешне кажутся очень активными и веселыми ребятами, но в душе у них масса страхов

С точки зрения медицины, могут иметь органические нарушения легкого характера: проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой. Таким ребятам нужно создавать атмосферу успеха, чаще их хвалить и доброжелательно поддерживать в их начинаниях. Если они смогут поверить в себя, то перестанут бояться, и их поведение выровняется. Им пойдут на пользу занятия спортом, так как повышенная активность, за которой они прячут свои страхи, нуждается в выходе.

  • Закрытые дети. Малыши, которых можно отнести к категории замкнутых. Они вообще не реагируют на критику, избегают участия в жизни коллектива. Не хотят участвовать в общих играх и развлечениях. Предпочитают роль наблюдателя. Трудно идут на контакт как со сверстниками, так и со взрослыми. Могут вообще отказываться от общения. Имеют проблемы в обучении, потому что мотивации учиться у них практически нет.


Закрытые дети очень замкнуты и плохо адаптируются в коллективе

С такими детьми важно найти точки соприкосновения - интересующую их тему. Это может быть что угодно – от динозавров до самолетов времен Первой Мировой, и через нее потом строить общение.

  • Застенчивые дети. Милые тихони, которые, как пресловутый медный пятак, нравятся всем без исключения. Они теряются, когда нужно публично прочитать стихи или ответить на вопросы учителя при всем классе, не проявляют инициативу, при это очень исполнительны, старательны и обязательны. Имеют определенные коммуникативные проблемы. Боятся общения с незнакомыми и малознакомыми людьми, испытывают сильные (вплоть до панических) приступы страха, когда слышат, как кто-то повышает голос, даже если ругательства звучат не в их адрес. Плаксивы. Любая мелочь может довести их до слез.


Застенчивые дети боятся общения с новыми, незнакомыми им людьми

Застенчивым малышам будет легко и комфортно в компании сверстников со схожими хобби и интересами. Со стороны взрослых нуждаются в похвале, поощрении их достижений и постоянных подсказках - как найти выход из той или иной ситуации. Самостоятельно им трудно разобраться, как поступить.

Специалисты в детской психологии давно обратили внимание на интересную особенность: в дошкольном возрасте и вплоть до 11-12 лет наиболее тревожными бывают мальчики, а после 12 лет – повышенной тревожностью страдают девочки. Причем девочек-подростков больше волнуют отношения с людьми, а мальчиков беспокоят перспективы быть наказанными. Совершив нехороший поступок, вторые боятся, что родители, учителя или подруги подумают о них плохо и откажутся общаться. Совершив точно такой же некрасивый поступок, мальчики боятся физического наказания как со стороны родителей, так и со стороны ровесников.

Признаки тревожности

Вашего ребенка можно признать тревожным, если у него есть хотя бы три из перечисленных ниже особенности:

  • Нежелание идти в школу или детский сад, особенно после болезни или каникул.
  • Боязнь всего неизвестного. Ребенок снова и снова смотрит один и тот же мультик, читает одну и ту же книгу. Он редко соглашается посмотреть или прочесть что-то другое. Он не любит новое. Ему комфортно только с тем, кто хорошо известно.
  • Чрезмерная любовь к порядку. По нескольку раз в день ребенок маниакально перекладывает ручки и карандаши в пенале, переставляет книги на своем рабочем столе. Он не терпит, когда кто-то берет его школьные принадлежности или игрушки и уже тем более ставить потом их не на свое место.
  • Хроническое волнение. Ребенок сильно нервничает в преддверии экзаменов, конкурсов, важных событий в жизни семьи. По многу раз переспрашивает новую для себя информацию, требует подробных разъяснений каждой детали.
  • Повышенная утомляемость.
  • Отсутствие настойчивости и целеустремленности. Если что-то не получилось с первого-второго раза, ребенок вообще забрасывает это дело.
  • «Комплекс вины». Малыш считает, что всех бедах и проблемах близких виноват именно он.


У тревожности есть и физические признаки. Присмотритесь к малышу более внимательно:

  • У тревожных детей есть мышечные зажимы в области шеи и лица.
  • У них влажные и холодные ручки.
  • Часто тревожные дети жалуются на страшные сны и плохой аппетит.
  • Частые «гости» беспокойного чада - диарея, расстройство желудка .
  • Тревожные дети сильно потеют, когда появляется минимальный повод для волнения (им поручили какое-то дело, предстоит разговор с учителем и т.д.).
  • У тревожных мальчиков и девочек, как правило, тихий голос и напряженный взгляд.
  • Тревожные ребята чрезвычайно плаксивы.

Причины детской тревожности

  • Противоречивые требования (родители говорят одно, учитель - другое. В школе выдвигают одни требования, дома- другие).
  • Врожденная особенность характера.
  • Завышенные неадекватные ожидания родителей, которые дети не могут удовлетворить.
  • Тревожные родители.
  • Неблагополучная обстановка в семье – развод , ссоры, смерть кого-то из близких, сложное материальное положение.


Плохая атмосфера в доме также может послужить причиной повышенной тревожности у ребенка

Бороться с повышенной тревогой ребенка силовым путем ни в коем случае нельзя. Это еще больше испугает его, усилит дискомфорт, и подорвет ваши доверительные отношения. Аккуратно, ненавязчиво расспрашивайте его о страхах, пусть научится облекать свои «кошмары» в слова. Тревожного ребенка нужно научить искать положительное даже в отрицательном: «Случилась неприятность? Да, это печально. Но подумай, чему хорошему она нас научила? Какой опыт ты получил? Какие знания на будущее?».

Нельзя высмеивать (даже в шутку) его страхи и сомнения. Ваш беспокойный карапуз должен быть уверен, что вы серьезно воспринимаете его проблемы, понимаете всю их значимость, и всегда готовы дать дельный совет.

Обо всех значимых и кардинальных событиях и переменах в жизни тревожному беспокойному малышу лучше сообщать заранее. Он нуждается в том, чтобы вы подготовили его, настроили на правильное восприятие.


Очень тревожных детей ни в коем случае нельзя высмеивать

Самое сложное для взрослых, воспитывающих тревожных деток, - научиться маскировать собственные тревоги. Это непременное условие успешной коррекции поведения ребенка. Не показывайте чаду, что вас что-то волнует, сохраняйте тибетское спокойствие. Но о своей тревоге вы должны рассказывать, причем исключительно в прошедшем времени: «Я боялась, что у меня не получится, но все удалось как нельзя лучше!».

Беспокойного ребенка нужно научить ставить цели и идти к ним. В том числе и личным примером. Обязательно хвалите их за сделанное в присутствии других. Это поможет повысить самооценку.

В следующем видеоролике детский психолог расскажет как правильно всети себя с тревожным ребенком.

Если речь идет о беспокойном ребенке в возрасте до 1 года, важно помнить несколько родительских «хитростей», которые помогут крохе успокоиться:

  • Нельзя оставлять плач тревожного малыша без внимания. Он не всегда связан с физиологическими причинами. Возможно, крохе одиноко или страшно.
  • Тревожные карапузы часто нуждаются в совместном сне с родителями. Причем, в относительной безопасности они чувствуют себя только с мамой.
  • Не нужно торопиться отправлять ребенка в большое плавание - пусть купается в маленькой ванночке как можно дольше. Обливания, уроки плавания оставьте на потом.

В коррекции поведения тревожных детей от 1 до 15 лет тоже есть некоторые нюансы:

  • Режим дня и его неукоснительное соблюдение, чтобы события в жизни ребенка были хотя бы приблизительно предсказуемы.
  • Беспокойные ребята, независимо от возраста, не любят переодеваться, поэтому их одежда должна быть максимально простой. Что легко и удобно, а главное – быстро, можно было снимать и надевать ее.
  • Постарайтесь не готовить тревожным отпрыскам сложные блюда, состоящие из множества ингредиентов. Им сложно понять, что именно в составе вашего кулинарного шедевра, и есть такую пищу, скорее всего, откажутся.
  • Тревожным детям будет полезно освоить технику лечебного глубокого дыхания, легкой медитации. Да и родителям это не помешает.
  • Тревожным детям нужен массаж, он позволяет снимать мышечные зажимы. После массажа можно проводить водные процедуры и сеансы ароматерапии. На пользу пойдет игровая терапия.


При детских неврозах стоит использовать различные техники, описанные в видео клинического психолога Вероники Степановой.

Тревога может привести к развитию физических симптомов. Диагноз клинический. Лечение - поведенческая терапия и медикаментозное лечение.

Некоторое беспокойство является нормальным аспектом развития, как, например, в следующих случаях.

  • Большинство малышей начинают бояться, когда отделены от своей матери, особенно в незнакомой обстановке.
  • Страх темноты, монстров, жуков и пауков часто встречается у 3- и 4-летних детей.
  • Застенчивые дети могут первоначально реагировать на новые ситуации страхом или преувеличенной тревогой.
  • Страх травмы и смерти чаще всего встречается среди детей старшего возраста.
  • Дети старшего возраста и подростки часто нервничают, анализируя книгу на глазах у одноклассников.

Такие трудности не должны рассматриваться в качестве доказательств расстройства. Однако если проявления беспокойства стали настолько преувеличены, что сильно ухудшают функционирование или вызывают серьезные проблемы, тревожное расстройство должно быть оценено.

Причины тревожных расстройств у детей

Эти расстройства, вероятно, имеют генетическую основу, но в значительной степени модифицируются психосоциальным опытом; наследуемость полигенетическая, и только небольшое число специфических генов было охарактеризовано до сих пор.

У тревожных родителей, обычно, тревожные дети; наличие таких родителей может сделать проблемы детей острее, чем они могли быть в противном случае. Даже нормальным детям сложно сохранять спокойствие и владеть собой в присутствии тревожных родителей, и дети, которые генетически предрасположены к тревожности, имеют еще большие трудности. В 30% случаев полезно лечение тревоги у родителей в сочетании с беспокойством ребенка.

Симптомы и признаки тревожных расстройств у детей

Пожалуй, наиболее распространенным проявлением повышенной тревожности является отказ от школы. Это понятие в значительной степени вытеснил термин «страх школы». Актуальный страх школы развивается чрезвычайно редко. Большинство детей, которые отказываются идти в школу, вероятно, боятся разлуки с родителями, им свойственны социальные фобии, паника или их комбинация. Некоторые имеют специфические фобии.

Диагностика тревожных расстройств у детей

Диагноз клинический. Тщательный психосоциальный анамнез, как правило, подтверждает его.

Физические симптомы, которые вызывают беспокойство у детей, могут осложнить оценку. У многих детей тестирование на физические расстройства проводится до того, как врачи заподозрят тревожные расстройства.

Прогноз тревожных расстройств у детей

При раннем лечении многие дети учатся контролировать свою тревогу.

Лечение тревожных расстройств у детей

  • Поведенческая терапия.
  • Препараты, как правило, СИОЗС.

При поведенческой терапии дети систематически подвергаются воздействию провоцирующих тревогу ситуаций в градуированной манере. Помогая детям остаться в провоцирующей тревогу ситуации (меры профилактики), терапевт позволяет им постепенно терять чувствительность и испытывать меньше беспокойства.

В легких случаях поведенческая терапия сама по себе, как правило, достаточна, но лекарственная терапия может быть необходима в более тяжелых случаях или когда доступ к терапевту, имевшему опыт работы с поведением ребенка, ограничен. СИОЗС, как правило, являются препаратами выбора.

Большинство детей переносят СИОЗС без труда. Иногда могут возникнуть расстройства желудка, диарея или бессонница. Некоторые дети имеют поведенческие побочные эффекты.

СОЦИАЛЬНАЯ ФОБИЯ

Социальная фобия является постоянной боязнью смущения, насмешки и унижения в социальных условиях. Лечение - поведенческая терапия, а в тяжелых случаях СИОЗС.

Отказ от школы часто является первоначальным проявлением социальных фобий. Жалобы часто сфокусированы на соматических проблемах, У некоторых детей в анамнезе имеется множество визитов к врачу и оценок в ответ на эти соматические жалобы.

Такие дети боятся, что они будут унижены перед своими сверстниками, если дадут неправильный ответ, скажут что-то неуместное, и реагируют смущением или даже рвотой. В тяжелых случаях дети могут отказаться разговаривать по телефону или даже выходить из дома.

Лечение

  • Поведенческая терапия.
  • Иногда анксиолитики.

Дети не должны пропускать занятия в школе: это только усиливает их нежелание посещать ее.

Если дети и подростки недостаточно мотивированы, чтобы участвовать в поведенческой терапии или реагируют на нее неадекватно, анксиолитики, такие как СИОЗС, могут помочь. Лечение СИОЗС может уменьшить беспокойство и облегчить участие детей в поведенческой терапии.

Некоторая мера тревожности является нормальным аспектом развития ребенка. Например, большинство детей в возрасте 1-2 лет боятся разлуки с мамой, особенно в незнакомом месте. Боязнь темноты, монстров, жуков и пауков часто отмечается у детей 3-4 лет. У застенчивых детей первой реакцией на новые ситуации может быть страх или отторжение. Страх травмы и смерти распространен у более старших детей. Старшие дети и подростки часто волнуются при выступлении перед классом с сообщением о прочитанной книге. Такие затруднения не должны рассматриваться как проявления расстройства. Тем не менее, если эти в остальном нормальные проявления тревоги становятся настолько выраженными, что значительно нарушается нормальный образ жизни или ребенок переживает тяжелый стресс, следует думать о тревожном расстройстве у ребенка.

Код по МКБ-10

F93.1 Фобическое тревожное расстройство в детском возрасте

Эпидемиология

В разные периоды детства примерно 10-15 % детей страдают тревожным расстройством (например, генерализованное тревожное расстройство, боязнь разлуки, социальные фобии; обсессивно-компульсивное расстройство; специфические фобии; острое и посттравматическое стрессовое расстройство). Для всех тревожных расстройств общим является состояние страха, беспокойства или тревоги, которые значительно нарушают образ жизни ребенка и по силе не соответствуют обстоятельствам, их вызвавшим.

Причины тревожных расстройств у ребенка

Причина тревожных расстройств имеет генетическую основу, однако в значительной мере модифицируется психо-социальным опытом; тип наследования полигенный, и лишь небольшое число специфических генов были описаны до настоящего времени. Тревожные родители склонны иметь тревожных детей, что представляет вероятность делать проблемы ребенка хуже, чем они могли бы быть. Даже нормальному ребенку сложно оставаться спокойным и собранным в присутствии тревожных родителей, а для ребенка, генетически предрасположенного к тревоге, это значительно более проблематично. В 30 % случаев эффект при лечении тревожных расстройств достигается при лечении родителей в сочетании с лечением ребенка.

Симптомы тревожных расстройств у ребенка

Вероятно, наиболее распространенным проявлением является отказ ходить в школу. «Отрицание школы» во многом вытесняется термином «школьная фобия». Истинный страх школы встречается крайне редко. У большинства детей, отказывающихся ходить в школу, вероятно, отмечаются страх разлуки, социальные фобии, паническое расстройство или их комбинация. Отказ ходить в школу также иногда отмечается у детей со специфическими фобиями.

Некоторые дети жалуются непосредственно на тревогу, описывая ее как беспокойство о чем-либо, например «Я боюсь, что никогда тебя больше не увижу» (боязнь разлуки) или «Я боюсь, что дети будут надо мной смеяться» (социальные фобии). В то же время большая часть детей описывает дискомфорт как соматические жалобы: «Я не могу идти в школу, так как у меня болит живот». Такие жалобы могут вести к некоторой путанице, так как ребенок часто говорит правду. Расстройство желудка, тошнота и головная боль часто развиваются у детей с тревожными расстройствами.

В легких случаях обычно достаточно только поведенческой терапии, однако медикаментозная терапия может потребоваться в более тяжелых случаях или при отсутствии опытного психотерапевта, специализирующегося в области поведенческой терапии у детей. Как правило, препаратами первого выбора при необходимости медикаментозной терапии являются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (SSRI).

Большинство детей без осложнений переносит терапию SSRI. Иногда могут отмечаться неприятные ощущения со стороны желудка, диарея или бессонница. У некоторых детей появляются побочные эффекты в виде изменения поведения, включающие возбуждение и расторможенность. Небольшая часть детей не переносит SSRI, в таком случае приемлемой альтернативой являются серотонинергические трициклические антидепрессанты, такие как кломипрамин или имипрамин; оба препарата дают в стартовой дозе 25 мг внутрь перед сном, этой дозы часто бывает достаточно. При необходимости использования более высокой дозы следует контролировать уровень препарата в сыворотке крови, а также ЭКГ. Уровень препарата в крови не должен превышать 225 нг/мл, так как более высокий уровень часто ассоциируется с повышенным риском побочных эффектов при сравнительно небольшом увеличении терапевтического эффекта. Так как всасывание и метаболизм препаратов варьируют в значительной мере, дозы, необходимые для достижения терапевтического уровня, сильно отличаются. В некоторых случаях для снижения побочных эффектов бывает необходимо разделить дозу препарата на два или три приема.

SSRI, применяемые у детей старшего возраста и подростков

Препарат

Стартовая доза

Поддерживающая доза

Тревожные расстройства очень часто встречаются у детей, и мы начнем с небольшой истории, которую рассказали родители одной моей пациентки.
«Таня постоянно тревожилась. Каждое утро она волновалась, что опоздает в школу, хотя ни разу не опаздывала в течение всего учебного года. Ежедневно она беспокоилась, что на большой перемене ее любимый столик в школьном буфете будет занят, а на уроке объявят самостоятельную работу, и она не будет к ней готова. После возвращения из школы Таня переживала, не забыла ли выполнить все домашние задания и о том, не будет ли она плохо выглядеть в той одежде, которую приготовила себе на завтра».
Сначала родители Тани думали, что такое поведение типично для взрослеющей девочки-подростка, но когда классный руководитель сказала, что у Тани ухудшилась успеваемость и возникают проблемы в общении с одноклассниками, родители решили обратиться к врачу-психотерапевту.

Общие сведения о тревожных состояниях (кликните, чтобы открыть)

Что такое тревожное состояние?

Тревога на самом деле – одна из форм стресса. Она может выражаться по-разному: физически, эмоционально или как изменение восприятия окружающей действительности. Тревожное состояние обычно заставляет испытывать страх по поводу того, что может произойти, если события будут развиваться «не так» или концентрирует человека на какой-то опасности.
Беспокойство и тревога — естественные человеческие реакции, играющие важную биологическую роль. Это защитный механизм, который активизируется всякий раз, когда мы чувствуем угрозу.
Когда наше тело и разум реагируют на опасность, мы физически ощущаем это в виде головокружения, учащенного сердцебиения, затрудненного дыхания, потения и дрожания конечностей. Эти ощущения называются механизмом — «борьба/бегство» и вызваны приливом адреналина и других гормонов стресса, предназначенных для подготовки нашего организма к действиям на «максимуме» его возможностей для борьбы с опасностью или для бегства от нее.

Обычно на принятие решения затрачивается несколько секунд, чтобы мозг смог обработать и оценить, насколько угроза реальна, и если да, то какие следует предпринимать действия – «борьба или бегство». Когда мозг передает сигнал «отбой», механизм «борьба/бегство» переходит в нерабочее состояние и нервная система начинает успокаиваться.

Нормальное тревожное состояние

Каждый человек время от времени испытывает чувство тревоги. Эти ощущения могут варьироваться от легкого беспокойства до полномасштабной паники, в зависимости от особенностей самого человека и ситуации.

Вполне естественное явление для незнакомых и сложных ситуаций – возникновение чувства тревоги и беспокойства, вне зависимости от возраста человека. Вы можете почувствовать это перед предстоящим выступлением на совещании или когда за короткое время вам нужно решить множество бытовых вопросов.

Дети в подобных ситуациях чувствуют то же самое – перед экзаменом, контрольной работой, при смене школы и т.д. Все эти события могут вызвать нормальное тревожное состояние, потому что они заставляют сосредоточиться на вопросах — «а что, если…?», «что делать, если я что-то испорчу?» или «как себя вести, если все пойдет не по плану?».

Некоторый объем тревоги является вполне нормальным и даже может служить мотивацией поведения, помогая сохранить бдительность, целеустремленность и готовность сделать все возможное для достижения намеченного. Но слишком сильные и часто возникающие опасения могут повлиять на способность трезво мыслить, добиваться результата, а в тяжелых случаях приводят к «разрушению» нормального положительного восприятия повседневной жизни.

Тревожные расстройства и их типы

Тревожные расстройства являются одними из наиболее распространенных психических заболеваний. Отчасти так сложилось потому, что все люди в той или иной мере переживают стрессы и испытывают волнение. Есть много различных типов тревожных расстройств и каждое со своей симптоматикой. Но все они имеют одну общую черту — длительное, интенсивное беспокойство, неадекватное текущей ситуации, влияющее на повседневную жизнь человека и его ощущение психического комфорта.

Симптомы тревожных расстройств могут появиться внезапно, но могут нарастать и постепенно. Иногда они ощущаются как чувство обреченности, или дурное предчувствие, появившееся вроде бы ниоткуда. Дети, страдающие тревожными расстройствами, обычно не понимают, чем вызваны глубокие и тяжелые переживания, которые они испытывают. Тревожные расстройства, наиболее характерные для детей, могут быть следующими:

  • Общее тревожное расстройство. При общем тревожном расстройстве дети чрезмерно беспокоятся о многих вещах, таких как школа, здоровье, безопасность членов семьи или будущее в целом. Они всегда думают о худшем, и из всех возможных сценариев развития событий выбирают самый ужасный. Наряду с чувством беспокойства и страха, у детей могут проявляться физические симптомы, такие как головные боли, боли в желудке, напряжение мышц или общая усталость. Их беспокойство может привести к пропуску занятий в школе и попытках избежать любой общественной деятельности. При общем тревожном расстройстве, ребенок может чувствовать себя обузой для родных и окружающих, что подавляюще сказывается на его моральном состоянии.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) . Для ребенка с ОКР, беспокойство принимает форму навязчивости (чрезмерно тревожных мыслей) и принуждения (повторяющихся действий с целью попытаться снять тревогу).
  • Различные фобии. Это интенсивная боязнь конкретных вещей или ситуаций, которые не представляют реальной опасности. Например, боязнь высоты, темноты, собак или полетов на самолете. Фобии обычно заставляют ребенка избегать того, чего он боится.
  • Социальная фобия (социальное беспокойство). Это беспокойство вызвано социальными ситуациями, связанными с необходимостью говорить в присутствии других людей. Менее распространенная форма социальной фобии называется «избирательный мутизм», когда ребенку вообще страшно говорить в определенных ситуациях.
  • Паническая атака. В этом случае тревога может возникнуть без видимой причины. Во время паники, у ребенка, как правило, проявляются внезапные и интенсивные физические симптомы: учащенное сердцебиение, одышка, головокружение, онемение или покалывание в различных органах. Агорафобия – один из наиболее сильных страхов панических атак, что заставляет ребенка избегать (по его мнению) «опасных мест», как правило, открытых пространств или больших скоплений людей.
  • Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Этот тип тревожного расстройства возникает в результате травматического события, которое выходит за рамки обычного человеческого опыта: авария, нападение, стихийное бедствие и т.п. Симптомы ПТСР включают в себя: неожиданные воспоминания, ночные кошмары, страхи и стремление ребенка всячески избежать любых напоминаний о самом травматическом событии.

Причины тревожных расстройств

Специалисты до сих пор не знают точно, что именно вызывает тревожные расстройства. Как кажется исследователям, важную роль в этом играют: генетика, биохимия мозга, гиперактивность механизма «борьба-бегство», жизненные стрессовые обстоятельства и поведенческая память.

Если кто-либо из кровных родственников страдает тревожным расстройством, велика вероятность развития одного из типов расстройств и у ребенка. Генетическая связь может повлиять на химические процессы в мозге и регуляцию химических веществ (нейротрансмиттеров).

На развитие тревожного расстройства у ребенка могут оказать воздействие жизненные обстоятельства: потери (например, смерть близкого человека или развод родителей), перемены в жизни (например, переезд в другой город) – все это может послужить триггерами (переключателями). Причем, совсем не обязательно расстройство разовьется немедленно после события. Может пройти даже несколько лет до того момента, когда расстройство обретет внешние проявления.

Ребенок, выросший в семье, члены которой пребывают в страхе, может «научиться» смотреть на мир как опасное место. Кроме того, ребенок, который растет в среде, где на самом деле опасно (например, семейное насилие) тоже будет бояться и всегда ожидать худшего.

Признаки и симптомы тревожных расстройств

Несмотря на «тревожный опыт» во многих жизненных ситуациях, у большинства детей (даже у тех, кто пережил травматические события) далеко не всегда развиваются тревожные расстройства. Однако если ваш ребенок проявляет один или несколько из нижеперечисленных признаков, возможно, у него развивается (или уже развилось) тревожное расстройство:

  • чрезмерное беспокойство, которое проявляется большинство дней в неделю или длится несколько недель подряд;
  • проблемы со сном ночью или сонливость в дневное время;
  • беспричинная усталость;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • раздражительность.

Все эти проблемы могут повлиять на повседневную жизнь ребенка, особенно когда речь идет о концентрации внимания в школе, сне и приеме пищи.
Обычно дети не рассказывают о своем психическом самочувствии, потому что обеспокоены тем, что другие люди (особенно родители) могут их не понять. Они могут опасаться, что их осудят, будут считать «слабаками», трусами или «еще маленькими». И если девочки еще могут, в конце концов, выразить свое беспокойство словами, мальчики, испытывая те же чувства, очень тяжело идут на разговор и предпочитают молчать. Это приводит к тому, что ребенок чувствует себя одиноким и не таким как все – «неправильным.

Хорошей новостью является то, что сейчас врачи-психотерапевты и психологи намного лучше осведомлены о тревожных расстройствах, быстрее и точнее распознают их, чем несколько лет тому назад. Это дает весомую надежду на то, что помощь вашему ребенку будет оказана, и он обязательно почувствует облегчение.

Лечение

Тревожное расстройство ребенка должны лечить профессионалы. Психотерапевт на основании симптомов поставит диагноз, а затем составит план, чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией.

Для лечения тревожных расстройств обычно применяется когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). При когнитивно-поведенческой терапии, дети попробуют научиться по-новому мыслить и по-новому действовать в ситуациях, которые вызывают беспокойство, а также управлять и справляться со стрессом. Терапевт обеспечит поддержку и руководство всем процессом лечения, обучит ребенка новым навыкам, например, методам релаксации и дыхательным упражнениям. Иногда, но не всегда, могут быть применены медикаменты.

Как помочь ребенку справиться с тревожными расстройствами?

Самый лучший способ — помочь вашему ребенку признать существование проблемы и в благоприятной обстановке обсудить пути ее решения. Вам необходимо откровенно поговорить о симптомах, которые есть у ребенка, и помочь ему понять, как они влияют на повседневную жизнь. Дополнительно можно пообщаться с другими взрослыми, с которыми ребенок активно контактирует, например, учителями и тренерами.

Проявляйте терпение и доброжелательность в то время пока ваш ребенок проходит курс лечения и ищет новые способы для того чтобы справиться с ситуацией. Очень часто рассказ о вашем собственном жизненном опыте и истории преодоления страхов, оказывает неоценимую помощь в лечении тревожных расстройств. Постоянно напоминайте ребенку, что избавление от беспокойств и волнений позволит ему наслаждаться жизнью, снова быть счастливым и веселым.

Будьте уверены, что при правильном уходе, ваш ребенок сможет преодолеть болезнь и научиться с уверенностью и без страха смотреть в будущее.

2012-03-09

Родители беспокоятся, когда их ребенок постоянно тревожен, такое с ним случается, когда он расстается с родителями, идет в детский сад и в других ситуациях. Многие педиатры убеждены в том, что это тревожность должна быть у ребенка. Главное, чтобы родители с пониманием относились к своему малышу, не усугубляли ситуацию, когда ребенок станет взрослым, он сможет избавиться от тревожности.

Отклонением является повышенная тревожность ребенка – полный отказ от похода в детский сад, школу, купания и т.д. В данной ситуации нужна серьезная психологическая помощь.

Как различить нормальную и патологическую тревожность?

Если ребенок рыдает, закатывает маленьким, когда расстается с матерью, это нормально. Такая тревога развивается до одного года, может продолжаться до 4-х лет, у каждого протекает индивидуально. В старшем возрасте нормально, когда ребенок немного волнуется, если расстался на некоторое время с родителями. В этой ситуации нужно терпение, настойчивость и понимание.

У некоторых детей сильная тревожность длится долгое время, у них она обостряется в подростковый период, некоторым не дает полноценно жить, развиваться, учится. Это говорит о том, что у ребенка серьезное .

Облегчение тревожности у ребенка

1. Как можно чаще разлучайтесь, для этого оставляйте ребенка с бабушками, дедушками, затем с воспитателями, ребенок должен отвыкнуть от мамы, папы, уметь адаптироваться к другим условиям.

2. Разлучайтесь после кормлений, сна. Обратите внимание, дети в младенческом возрасте чувствительно относятся к разлуке.

3. Придумайте веселое прощание, оно должно ребенка ободрять, вызывать положительные эмоции.

4. Ребенок должен адаптироваться к другим условиям постепенно, нельзя этого делать резко.

5. Уходить нужно тихо, при этом предварительно поговорить с ребенком, спокойно ему все объяснить.

6. Не пугайте ребенка, не показывайте фильм ужасов, чтобы ребенок не боялся быть дома.

7. Не поддавайтесь на уловки ребенка, старайтесь убеждать его, нельзя у него идти на поводу.

Симптомы тревоги у ребенка

Обратите внимание, если у детей тревожное расстройство – это уже нарушение в развитии. Это серьезная проблема эмоционального характера, ребенок страдает от острого беспокойства, когда с ним рядом нет родителей. Норму и отклонение тяжело отличить, все зависит, как именно проявляются детские , мешают ли они ему жить.

В тяжелых ситуациях дети, когда нервничают, плохо себя чувствуют, у них возникает желудочное расстройство, скачки артериального давление, у некоторых повышается температура тела. С психологической точки зрения, ребенок начинает врать, не хочет учиться, общаться с одногодками, боится, что останется сам без родителей.

Чаще всего для тревожного расстройства характерны такие симптомы:

1. Ребенок боится, что с родителями что-то случится, когда его не будет рядом. Дети волнуется, что мама или папа серьезно может заболеть.

2. Дети волнуются, что больше никогда не смогут увидеть своих родителей, они уверены в том, что их похитят, они забудут за детей.

3. Ребенку часто снится , где он расстается с родителями

Виды отказов ребенка при тревожном расстройстве

1. Дети не хотят идти в школу, они боятся выходить с дому.

2. Отказ от сна из-за того, что приходится делать это самому, ребенок боится , который ему может присниться.

3. Постоянные жалобы о плохом самочувствии – головные боли, неприятные дискомфортные ощущения в области живота.

4. Ходят следом за родителями, дома не играют самостоятельно, когда родители уходят, с истерикой могут цепляться за них.

Причины тревожности у детей

Такое происходит, если ребенок не чувствует надежной защиты в этом мире. Обратите внимание на своего ребенка, обязательно нужно выяснить и устранить причину таких страхов, из-за них он может стать психологически неуравновешенным, не может нормально жить.

Часто тревожность появляется после:

1. Смены места – новоселье, ребенка перевели в новый детский сад, школу.

2. Из-за пережитого – смерть близкого человека, постоянные скандалы в семье могут привести к серьезному расстройству нервной системы у ребенка.

3. Постоянной опеки. Часто, когда родители уделяют большое количество времени ребенку, никуда его не пускают, приводит к тому, что ребенок не может жить самостоятельной жизнью, появляется страх остаться одному. Это приводить к задержке развития ребенка.

Лечение тревожности у детей

Главное подойти к проблеме серьезно, ребенок должен почувствовать уверенность в себе и чувствовать себя в абсолютной безопасности. В семье должен быть спокойный и уютный микроклимат, ребенок должен себя чувствовать комфортно, избегайте конфликтных ситуаций.

Как можно чаще разговаривайте с ребенком, обратите внимание не нужно постоянно считать его маленьким, если вы будете вести себя с ним как взрослым, он себя будет так и чувствовать. Замедляются в развитии и постоянно чего-то боятся те дети, которых мама и папа балует и считает маленькими.

Психологические методы избавления от тревожности ребенка

1. Поговорите с ребенком и узнайте, что его волнует, чего он боится.

2. Разговаривайте обо все с ребенком. Он к вам не должен относиться со страхом, недоверием, вы должны стать для него другом.

3. Преодолевайте трудности.

4. Помогите ребенку почувствовать себя в полной безопасности.

5. Приучите ребенка к определенному рациону дня.

6. Установка определенных правил.

7. Дайте возможность ребенку выбрать.

8. Приучите ребенка быть независимым.

9. Спокойно относитесь к расставанию с ребенком.

10. Если ребенок долгое время находится дома из-за болезни, помогите ему быстро ему снова адаптироваться к детскому саду, школе.

11. Хвалите ребенка.

12. Заставляйте ребенка избавляться от стресса своего страха, нельзя, чтобы он держал их в себе.

13. Ребенок должен правильно питаться, полноценно спать и заниматься спортом. Здоровый образ жизни укрепляет нервную систему.

14. Всегда оставайтесь оптимистом, положительный настрой передастся вашему ребенку.

Итак, уровень тревожности у ребенка зависит от поведения родителей. Чаще всего они становятся виновниками проблемы.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины