29.07.2019

Тревожные родители. "Подарок под елкой"


Татьяна Субботина
Советы психолога. Как помочь тревожным детям?

Очевидно, ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребёнок стал тревожным . Однако порой действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей . Нередко они предъявляют ребёнку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой понимает : он никогда не сможет выполнить всё, чего от него ждут мама и папа. И тогда признаёт себя не таким как все : хуже, никчёмнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.

Родители такого ребёнка должны сделать всё, чтобы заверить его в своей любви, в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей) .

Прежде всего родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи. Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинства ребёнка и даже, если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от ребёнка извинений за тот или иной поступок – пусть лучше объяснит, почему он это сделал. Нельзя угрожать детям невыполнимыми указаниями («Замолчи, а то убью» , «Уйду от тебя» , «Рот заклею» ) Они и без того бояться всего на свете Лучше, не дожидаясь экстремальной ситуации больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами, играть и выполнять работу по дому вместе с ними.

Ласковые прикосновения родителей помогут обрести тревожному ребёнку чувство уверенности в себе и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства. Родителям полезно чаще обнимать ребёнка, целовать его, не боясь избаловать. Чувства и действенная любовь взрослых- мощный щит, помогающий предупредить появление у ребёнка тревожности .

Родители тревожного ребёнка должны быть единодушны и последовательны в поощрениях и наказаниях. Малыш, не зная как сегодня отреагирует мама на сломанную игрушку или потерянную рукавицу, боится ещё больше и это приводит его к стрессу.

Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них.

ПРОФИЛАКТИКА ТРЕВОЖНОСТИ .

2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребёнку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не в состоянии выполнить. Если ребёнку с трудом даётся какое-либо занятие, лишний раз помогите ему , поддержите его, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4. Доверяйте ребёнку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.

5. Чаще играйте со своим ребёнком, общение и совместные игры с родителями укрепляют веру в свои силы, возможности, развивают чувство гордости и достоинства.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ .

1. Избегайте состязаний или каких-либо видов работ на скорость.

2. Не сравнивайте ребёнка с окружающими.

3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

4. Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.

5. Чаще обращайтесь к нему по имени.

6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.

7. Не предъявляйте к нему завышенных требований.

8. Будьте последовательны в воспитании ребёнка.

9. Старайтесь делать ему как можно меньше замечаний.

10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.

11. А, наказывая ребёнка, не унижайте его.

Пусть ребёнок живёт в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

В этой статье мы рассмотрим несколько вопросов, которые обычно возникают в связи с тревожностью родителей. Во-первых, остановимся на том, как тревога отца и особенно матери за своего ребенка отпечатывается на формирующейся личности самого ребенка. Во-вторых, как родителям научиться поменьше беспокоиться за свое чадо. И, наконец, разберем несколько методов снижения общей беспокойной обстановки в семье.

Влияние тревожности родителей на ребенка

Критичность восприятия мира и других людей со всеми особенностями их поведения развивается только с возрастом. Приобретая жизненный опыт на базе готового знания что хорошо и что плохо, с возрастом мы все более склонны анализировать чужое поведение и мысленно выставлять за него оценки. И только мнению тех, кто стабильно занимает высокие места в наших рейтингах, мы начинаем более или менее доверять.

У ребенка очень мало возможностей критического восприятия происходящего вокруг. И чем меньше ребенок, тем ниже критичность. Младенцы не судят, что правильно, а что нет, они просто воспринимают происходящее как единственно возможную данность, как так и надо. Поэтому поведение родителей копируется на базовом уровне. То есть воспроизводится не только их поведение в заданной ситуации, а еще и мельчайшие детали реагирования и мироощущения. Не надо удивляться если маленький сын начинает покрикивать на мать, как это делает отец. Или если маленькая дочь начинает кокетничать и морочить голову, как это делает мама. Они ничего такого не имели в виду и не преследовали выгоду как взрослые. Они просто копировали родителей.

Копируется все - манера общаться в семье и с незнакомыми людьми, манера реагировать на радостные новости и неудачи, подход к работе и развлечениям. И это накладывает огромную ответственность на родителей. Заботливые родители по этой причине никогда не станут ссориться в присутствии детей. Все свое неприглядное поведение они заботливо оставляют за кадром детского внимания. И совершенно правильно поступают. Но есть одна особенность - от детей можно спрятать скандал в семье, но не эмоциональную реакцию на него. Можно заставить отца не являться домой пьяным, но невозможно скрыть переживания матери в то время, когда он ходит неизвестно где. А уж тревожность как черту характера скрыть и вовсе не реально. Потому что она обязательно будет проявляться во всем. Бесконечные звонки и выяснения кто где находится и что делает, бесконечные проверки и перепроверки любого пустяка. И, конечно же, выраженный стресс, если что-то идет не по плану или, что хуже всего, наступает ситуация неопределенности.

Надо четко представлять себе: тревожность родителей очень сильно влияет на их детей и фактически передается по наследству. Тревожные родители формируют точно таких же тревожных личностей как они сами. А те, в свою очередь, передают эту особенность характера по наследству. Такие «тревожные династии» могут существовать сотни лет. Люди рисковые и отчаянно храбрые формируют такие же черты характера у своих потомков. Хотя это не способствует выживанию, и вспыльчивые храбрецы часто гибнут молодыми, зато выжившие достигают завидного положения в обществе, потому что редко кто смеет им перечить. Тревожные родители и их потомство имеют весьма существенные бонусы к выживанию, зато им часто приходится ютиться в самом низу иерархической лестницы общества, там, где отсутствует конкуренция, а с ней и опасность.

Тревожная мать

Все, что было сказано о тревожных родителях, приобретает намного более острое звучание когда мы говорим о тревожной матери, находящейся возле своего грудного ребенка. Грудничок имеет очень ограниченные возможности взаимодействия с миром. Проще говоря, мама для него, собственно, и есть мир. Когда ребенок впервые открывает глаза, он видит лицо матери. И именно по этому лицу он для себя на всю жизнь и запоминает, как выглядит человек. Он получает эталон на всю жизнь. Для маленького индейца мама никакая ни краснокожая, а нормальная. Это все остальные слишком бледные. И такая же логика присутствует во всем, включая мельчайшие черты характера. Особенно когда речь идет об эмоциях, к которым дети особенно чувствительны.

Поэтому особенности переживания эмоций матерью обязательно будут восприняты ребенком в качестве базы для своей эмоциональной жизни. Что с этим делать? Некоторые считают, что для пользы дела общение с тревожной матерью надо «разбавлять» общением с другими людьми, особенно спокойными, с устойчивой психикой. Едва ли это хороший вариант. Ребенок до года должен быть строго при матери, а обилие посторонних может сказаться не самым лучшим образом. Гораздо более правильное решение - вылечить повышенную тревожность до того, как заводить ребенка.

Как меньше беспокоиться за ребенка

Тревожность это особенность личности, которая распространяется на все стороны жизни. Поэтому, как уже было сказано, лучше не тянуть и скорректировать ее. Тогда все будет беспокоить меньше. Но есть и специфические приемы и хитрости. Психологами давно доказано и многократно проверено, что чем больше детей в семье, тем спокойнее родители. Цинично, но факт: если что-то случится с единственным ребенком, это катастрофа, а если у него есть благополучные братики и сестрички, то можно сосредоточиться на них, и это уменьшит силу горя. Природа ведь заботится не столько о каждом отдельно взятом человеке, сколько о выживании человека как вида. Поэтому родители с малочисленным потомством наделяются большей тревожностью, а стремление к большему спокойствию заставляет заводить детей еще и еще. Логика простая и понятная.

К менее действенным, но все же пригодным к применению приемам можно отнести раннее приучение детей к самостоятельности. Это очень полезно само по себе для формирующейся личности. Но и для родителей прием приносит психологическое облегчение. Люди инстинктивно настроены на заботу о маленьких детях. А как понять, что ребенок маленький? Очевидно, по его неспособности действовать самостоятельно. По его нахождению рядом, которое заставляет инстинктивно его контролировать. Если ребенок проводит много времени в кружках, секциях и детских лагерях, он не только формируется более самостоятельным и подготовленным к жизни, но и избавляет родителей от чрезмерной тревоги за него.

Как понизить тревожность в семье

С самого начала семейной жизни и еще задолго до рождения первого ребенка, желательно завести правило: семья это не место для разборок, стрессов, лихорадочного решения проблем и прочего подобного. Семья это место стабильности и покоя, где по возможности есть только отдых и приятные ощущения. Понятно, что кто-то все это должен создавать. Для этого существуют разные модели семейной жизни. Например, традиционная, когда мужчина работает, а женщина как раз и занимается созданием уюта в доме. Или более современная, когда работают и муж, и жена. В таком случае нужно четко определить вклады и ожидания каждого, чтобы потом не заниматься постоянным выяснением отношений. Так или иначе, при любой модели в семье должен быть покой. Только в таких обстоятельствах психика детей формируется должным образом.

Также рекомендуется взять привычку не нести в дом беспокойства со стороны. У каждого человека есть проблемные родственники и знакомые, любители вывалить свои беды на чужую голову. Часто встречаются и те, кто навязчиво предлагают различные новшества и улучшения, этакие заботливые друзья и родные, точно знающие, как лучше. Таким людям обычно скучно, и они неутомимо напрашиваются в гости. И уж конечно есть предлагающие пожить вместе из соображений экономии или чтобы было веселее. Опыт показывает, что веселее не будет. Весь этот балаган нужно надежно изолировать от семьи, а если и участвовать в решении чужих проблем, то только на нейтральной территории. Ну и, наконец, желательно не злоупотреблять сочувствием супруга или супруги. Конечно, приятно когда близкий человек разделяет переживания, Но с тяжелыми личными проблемами гораздо продуктивнее и лучше для климата в семье пойти к психологу, и переложить эмоциональный груз на него, а не на спутника жизни.

Спокойствие, только спокойствие! Материнская тревога знакома почти всем мамам. Хоть раз в жизни каждая женщина сходила с ума на почве заботы о ребенке и из-за страха за него.

Кипятите ребенку посуду вплоть до его пятилетия. Ну хорошо, хорошо, до трех лет!

Купаете младенца исключительно в кипяченой воде. Не поверите, но так бывает!

Паникуете, если ребенок отказывается завтракать перед садом;

Не заводите домашних животных, потому что боитесь инфекций;

В 20 градусов тепла надеваете на малыша теплый комбинезон и шапочку на прогулку;

Боитесь отпустить своего малыша в свободный полет, вдруг свалится с горки или сорвется с лестницы (поэтому вы везде страхуете его или не пускаете самостоятельно исследовать пространство);

Водите своего трехлетку на бесконечные развивающие занятия и переживаете, что он пока не научился читать;

Поддерживаете идеальную, почти стерильную чистоту в доме;

Немедленно вызываете врача, если у ребенка поднимается температура 37 градусов;

Никогда не заведете няню, потому что не доверите чужому человеку свою кровиночку;

Боитесь отдать ребенка на пару дней бабушке (ведь никто кроме вас не знает, как лучше всего обращаться с вашим малышом).

Вам знакомы эти ситуации? Добро пожаловать в клуб тревожных мам. Скорее всего, вы гиперответственны и у вас все под контролем, вы успеваете сделать миллион дел за единицу времени. Пеленки выстираны и выглажены, на плите суп из экологически чистых овощей для малыша, да вы практически идеальная мама! И наверняка вы знакомы с чувством постоянного напряжения и беспокойства, что вы что-то не успеваете или делаете не так. Вы очень чутко спите или не высыпаетесь, вам снятся тревожные сны, вы боитесь смотреть новости по телевизору, вам постоянно кажется, что с ребенком произойдет несчастный случай. И вам часто страшно совершить ошибку.

Мне было страшно, признаюсь. Особенно с первым ребенком. Да мне и с третьим-то страшно, чего тут скрывать. Несмотря на то, что опыта и знаний гораздо больше.

Страх и тревога сильно изматывают, лишая материнство радости и удовольствия.

Почему так происходит и откуда «растут ноги» у материнской тревоги?

Причины материнской тревожности

Недостаток опыта и знаний. У вас первый ребенок, вы не понимаете, что с ним делать и как он устроен.

В этом случае все в порядке, недостаток знаний в наше время - легко решаемая проблема.

Но я подозреваю, что эта причина слишком проста, чтобы быть правдой. За тревогой обычно стоят более глубокие психологические процессы.

У вас самой была тревожная мама. Вы помните, что вам нельзя было выходить без шапки из дома, пить молоко из холодильника или гулять без теплых штанов в апреле. Мне, например, было запрещено ходить в секцию конного спорта, потому что «мало ли что там» или «я слышала, что там одна девочка сломала позвоночник, упав с лошади». Я хорошо помню мамину панику и беспомощность. Она так мало знала, была очень инфантильной и так сильно не доверяла миру и себе, что защищалась контролем и запретами.

Потому что проще запретить или перестраховаться, чем испытывать постоянную тревогу и неуверенность.

Плохая новость в том, что материнская тревога и контроль передаются детям как способ жизни. Это происходит совершенно бессознательно. У тревожной мамы с большой вероятностью вырастет тревожный ребенок. И уже взрослым он может слышать тот самый мамин голос внутри - «не пей молоко из холодильника!» или «надень шапку - простудишься!». Только обращен этот голос будет уже не к нему самому, а к его ребенку.

Социальное давление. Чем моложе и неопытнее мама, тем больше она доверяет установкам и ценностям, которые противоречивы или ошибочны, но при этом социально поддержаны, как, например, ценность раннего детского развития.

Присмотритесь, наверняка половина мам на вашей детской площадке паникуют от того, что ребенок не хочет учиться читать в 3 года или не считает до ста!

И чем больше они тревожатся, тем активнее водят малышей по различным кружкам английского или школам раннего развития.

А как не поддаться массовому влиянию? Все водят, а я нет? Вдруг я что-то упускаю? А как же подготовить его к школе уже сейчас? Все готовят, значит, это правильно. А у моего не получается! Значит, я плохая мать? Напряжение и тревога тут же подскакивают. Знакомо?

Сложность в том, что при всей своей вредоносности, как для мамы, так и для ребенка, повышенная тревожность обычно плохо осознается.

И правда, как понять, что я перегибаю палку, если я живу так всю жизнь? Если гиперконтроль и гиперзабота для меня - норма? Как изменить систему инструментами самой системы?

Это довольно сложно, но можно. Во-первых, с помощью психолога. А во-вторых, есть и самостоятельный способ обнаружить ее в себе, например, пробовать ориентироваться на собственные ощущения. Ощущение постоянной усталости, напряжения, бессонница, неуверенность в правильности своих действий, самокритика, стремление все делать идеально - самые яркие маркеры повышенной тревожности.

Как избавиться от излишней тревожности

Итак, вы тревожная молодая мама. Замученная и уставшая. И вы осознаете, что излишне тревожны и создаете этим проблемы и себе, и малышу. Что делать? Сразу скажу, что советы в духе «перестаньте беспокоиться и начните жить» не работают. Невозможно просто перестать делать то, что очень глубоко встроено в нашу жизнь. Если бы это было так легко, то в чем была бы наша проблема? А вот помогать себе, поддерживать себя, зная, что вы устроены тревожным способом, можно.

Мои лайфхаки как психолога и как многодетной мамы следующие:

1. Осознавание и наблюдение. Я осознаю, что я в целом тревожная мама, и это значит, что я склонна загонять себя в панику на ровном месте. И тогда каждый раз, когда тревога поднимается, я говорю себе: «Стоп! Что сейчас происходит?».

Такая остановка дает возможность не влететь автоматически в знакомый сценарий, но притормозить, осмыслить происходящее и сделать выбор. Понимание и знание о своей тревожности помогают делать «поправку на ветер». Действительно ли случится катастрофа, если бабушка возьмет ребенка к себе на два дня? Или все-таки масштаб негативных последствий не так велик и я скорее паникую, потому что в целом склонна к тревоге?

Елена Широкова
Консультация для родителей «Детская тревожность: причины, диагностика, помощь ребенку»

Детская тревожность является одной из наиболее актуальных проблем в современном мире. Высокая тревожность оказывает отрицательное влияние на психическое здоровье детей, тем самым осложняет жизнь ребенка .

Следует отличать тревогу от тревожности . Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка , то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике, но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это – проявление тревоги . Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, то следует говорить о тревожности .

Большинство ученых считают, что в дошкольном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско- родительских отношений .

Проведенные исследования психологов Е. Савиной и Н. Шаниной показали, что главной причиной возникновения тревожности у дошкольников являются неблагоприятные отношения ребенка с родителями , особенно с матерью. Отвержение, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, ласке, защите.

Также причиной возникновения детской тревожности является высокая тревожность матери , имеющая симбиотические отношения с ребенком .

При этом мать, ощущая себя единым целым с ребенком , пытается оградить его от трудностей и жизненных неприятностей, тем самым «привязывая» к себе ребенка , предохраняя от несуществующих, но воображаемых, соответственно ее тревожности , опасностей. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость.

Нередко родители культивируют «правильность» поведения. Это может быть жесткий контроль по отношению к ребенку . Строгая система норм и правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание. В данном случае тревожность ребенка может порождаться страхом отступления от норм и правил, установленных взрослыми.

Хочется выделить, что на развитие ребенка влияют личностные особенности родителей . Создание обстановки эмоционального комфорта и психологического благополучия в семье способствуют улучшения детско- родительских отношений и приводят к снижению уровня детской тревожности .

Вопрос : Как узнать, является ли ребенок тревожным ?

Для того, чтобы понять, есть ли у ребенка повышенная тревожность необходимо наблюдение за ним : во время занятий, в свободной деятельности (на прогулке, в процессе игры, общения с ребятами и со взрослыми) .

П. Бейкер и М. Альворд советуют присмотреться, характерны ли в поведении вашего ребенка следующие признаки :

Постоянное беспокойство, частые слезы на глазах;

Нервность (например, грызет ногти) ;

Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи) ;

Склонность к замешательству (краснеет, заикается и т. д.) ;

Нарушение сна (ребенок долго и плохо засыпает мало или совсем не спит).

Можно предположить, что ребенок тревожен , если хотя бы один из критериев постоянно проявляется в поведении.

С целью, является ли Ваш ребенок тревожным , воспользуемся опросником Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко.

Я буду перечислять признаки тревожности , если признак присутствует у Вашего ребенка , то Вы ставите «+» .

Тревожный ребенок :

Не может долго работать не уставая;

Ему трудно сосредоточиться на чем-то;

Любое задание вызывает излишнее беспокойство;

Во время выполнения заданий очень напряжен, скован;

Смущается чаще других;

Часто говорит о напряженных ситуациях;

Как правило, краснеет в незнакомой обстановке;

Жалуется, что ему снятся страшные сны;

Руки у него обычно холодные и влажные;

У него нередко бывает расстройство стула;

Сильно потеет, когда волнуется;

Не обладает хорошим аппетитом;

Спит беспокойно, засыпает с трудом;

Пуглив, многое вызывает у него страх;

Обычно беспокоен, легко расстраивается;

Часто не может сдержать слез;

Плохо переносит ожидание;

Не любит браться за новое дело;

Не уверен в себе, в своих силах;

Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество «плюсов» , чтобы получить общий балл тревожности : высокая тревожность – 15-20 баллов , средняя – 7-14, низкая – 1-6 баллов.

Вопрос : Как помочь ребенку , если у него повышенная тревожность ?

1. Прежде всего, ежедневно отмечайте успехи своего ребенка , сообщая о них в присутствии других членов семьи (например, во время общего ужина) . Кроме того, исключите из своего лексикона слова, которые унижают достоинство ребенка , даже если Вы очень сердиты. Надо требовать от ребенка не извинений за тот или иной поступок, а объяснения, почему он это сделал.

2. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний. Попробуйте в течение одного дня записать все замечания, высказанные ребенку , а вечером перечитайте их. Скорее всего, большинство замечаний можно было и не делать.

3. Используйте наказания лишь в крайних случаях. Тревожный ребенок и так боится всего на свете. Лучше, если Вы будете выражать свои мысли и чувства словами.

4. Нельзя сравнивать тревожного ребенка с другими детьми . Старайтесь избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показателями, например, неделю назад.

5. Способствуйте повышению самооценки ребенка . Обращайтесь к ребенку по имени , хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили.

6. Чаще используйте телесный контакт.

7. Для снятия мышечного напряжения ребенка используйте релаксационные и дыхательные упражнения.

Я приведу пример некоторых упражнений, которые Вы сможете выполнять дома вместе с ребенком .

Упражнение «Воздушный шарик» .

Упражнение направлено на снятие напряжения лицевых мышц.

Представь себе, что сейчас мы с тобой будем надувать шарик. Вдохните воздух, поднеси воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувай его. Следи за губами, чтобы шарик становился все больше и больше. Дуй осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажи мне свой шарик.

Упражнение можно повторить 3 раза.

Упражнение «Драка» .

Упражнение направлено на расслабление мышц нижней части лица и кистей рук.

Представь, что ты поссорился с другом. Вот–вот начнется драка. Глубоко вдохни, крепко–крепко сожми челюсти. Пальцы рук зафиксируй в кулаках, до боли вдави пальцами в ладони. Затем, а может не стоит драться? Выдохни и расслабься. Ура! Неприятности позади!

Упражнение «Танцующие руки» .

Упражнение направлено на внутреннее расслабление ребенка .

Нужно разложить большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Пусть ребенок возьмет в обе руки по мелку понравившегося цвета. Ляжет спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. Когда зазвучит музыка с закрытыми глазами начать обеими руками рисовать по бумаге. Двигать руками в такт музыке. Потом посмотрите, что получилось. Упражнение проводится под музыку и длится 2-3 минуты.

В заключении хотелось бы вспомнить известную истину о том, что предупредить всегда легче, чем исправить. Я хочу дать несколько рекомендаций по профилактике тревожности :

1. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то , что вы разрешали раньше.

2. Учитывайте возможности Вашего ребенка , не требуйте от него того, что он не может выполнить. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, лучше окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить его.

3. Доверяйте ребенку , будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

Беспокойные родители изо всех сил стараются оградить малыша от неприятностей. И тем самым создают ему новые проблемы. Что заботливые папы и мамы делают не так?

Формируют тревожность у ребёнка

Тревожные родители волей-неволей заражают малыша своими чувствами. И с самого раннего возраста кроха будет всего опасаться, сомневаться в своих силах, осторожничать. Например, малыш спокойной мамы уверенно встанет на ноги и будет учиться ходить, не боясь падений (упал - встал и пошёл дальше). Ребёнок тревожной мамы будет везде искать поддержку, бояться, требовать, чтобы его держали за руку. В старшем возрасте тревожность будет проявляться беспокойными мыслями по любому поводу. А если я не то скажу? А вдруг упаду? А если получу двойку? Тревожность помешает ребёнку объективно оценивать ситуацию и принимать решения.

Подавляют самостоятельность

Если малыш всего опасается, он будет постоянно просить помощи у мамы: кататься с горки только с ней, спать - вместе, есть - с ложечки. Ведь проявлять самостоятельность слишком опасно - эту мысль ему ежедневно внушает мамина тревожность.

Развивают страхи

Малыш может не просто беспокоиться о чём-то, у него могут появиться реальные страхи. Например, если мама просто переживает, то ребёнок будет по-настоящему бояться качелей (вдруг ударят), лифта (а вдруг трос оборвётся или выпрыгнет злой дядька), собак (может укусить) и воды (можно утонуть).

Приводят к невротическим реакциям

Постоянные страхи, которые ребёнок вынужден ежедневно преодолевать, способны привести к невротическим реакциям. Появятся трудности в засыпании, ребёнок будет просыпаться несколько раз за ночь, начнёт грызть ногти или накручивать на палец волосы, облизывать или кусать губы. Могут начаться и нервные тики. Такие состояния требуют помощи специалистов: невролога и детского психолога.

Ограничивают развитие

Если мир опасен и враждебен (а чем ещё малыш может объяснить такую тревогу родителей?), то лишний раз контактировать с ним не стоит. Именно к такому выводу приходит ребёнок и начинает избегать любых новых, непривычных и незнакомых дел и ситуаций. А это, конечно же, не способствует его развитию.


Мешают адаптироваться

Страхи и тревоги, предупреждения и переживания родителей не дают адаптироваться как к новым условиям (они его просто ужасно пугают), так и к коллективу. Ведь, как мы помним, тревожность мешает объективно оценивать ситуацию и свои возможности. Таким детям будет сложнее привыкнуть к детскому саду, к школе, найти общий язык с ровесниками.

Заставляют протестовать

Когда ребёнок подрастёт и поймёт, что переживания родителей ограничивают его свободу, развитие и самореализацию (это может произойти, например, в раннем подростковом возрасте, лет с 10), он начнёт устраивать бунты и протесты. Постоянные конфликты и скандалы станут привычной формой общения. И либо ребёнок справится с тревожностью родителей и сможет успешно и уверенно идти по жизни, либо родители победят, и их чадо превратится в маленького старичка, который всё комментирует, всего опасается и ни к чему не стремится.

С самого раннего возраста доверяйте своим детям - ведь в них заложен мощный инстинкт самосохранения, они не так беспомощны, как может показаться. Учите их правилам поведения в самых разных ситуациях, позволяйте совершать ошибки, будьте рядом, поддерживайте, помогайте. Но не ограничивайте и не пугайте! Тогда у ребёнка будет достаточно сил, чтобы жить полноценной жизнью и чувствовать себя комфортно.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины