11.08.2019

Упражнения телесно ориентированная терапия. Телесно-ориентированная психотерапия – упражнения. Тот, кто расслабляет


ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Неоднозначно понимаемое направление психотерапии, целью которого является изменение психического функционирования человека с помощью ориентированных на тело методических приемов.
Отсутствие стройной теории, четкого понимания особенностей воздействия и принципов применения телесно-ориентированных техник приводит к необоснованному расширению границ Т.-о. п.
В настоящее время описаны, по меньшей мере, 15 различных подходов, определяемых как «работа с телом». Некоторые из них являются чисто психотерапевтическими по своей сущности, а другие более точно определены как методы терапии, главной целью которых является телесное здоровье. Широко распространена практика комбинированных методов, таких как рольфинг, биоэнергетика и гештальт-терапия; методов Александера (Alexander F. М.), метода Фельденкрайза (Feldenkrais М.) и гештальт-терапии (метод Рубенфельд - Rubenfeld I.); гипноза, прикладной кинезиологии; первичной терапии Янова, терапии Райха (Reich W.) и гештальт-терапии.
Наиболее известными видами Т.-о. п. являются характерологический анализ Райха, биоэнергетический анализ Лоуэна, концепция телесного осознавания Фельденкрайза, метод интеграции движений Александера, метод чувственного сознавания Селвер (Selver С.) и Брукс (Brooks С. V. W.), структурная интеграция Рольф и др.
Менее известны в нашей стране техники биосинтеза (Boadella D., 1987), бондинга (Rynick G. М., 1994), метода Розен (Rosen M., Wooten S., 1993), техника «танатотерапии» Баскакова (Баскаков В., 1996).
Т.-о. п. возникла на основе практического опыта и многолетних наблюдений взаимосвязи духовного и телесного в функционировании организма. Она в большей степени, чем другие направления психотерапии, придерживается холистического подхода, необходимость в развитии которого постоянно возрастает. Преодоление дуализма тела и разума и возвращение к целостной личности ведет к глубоким изменениям понимания поведения человека.
Существующие в настоящее время методы Т.-о. п. отвечают всем требованиям целостного подхода: для них человек - единое функционирующее целое, сплав тела и психики, в котором изменения в одной области сопровождаются изменениями в другой. Их объединяет стремление вернуть человеку ощущение целостности, научить его не только осознаванию вытесненной информации, но и переживанию в настоящий момент единства тела и психики, целостности всего организма. Все методы Т.-о. п. направлены, в той или иной степени, на обеспечение условий, в которых пациент сможет пережить свой опыт как взаимосвязь психического и телесного, принять себя в этом качестве, тем самым получив возможность для улучшения своего функционирования (Сергеева Л. С., 2000).
Одним из наиболее известных методов Т.-о. п. является анализ характера и практика вегетотерапии Райха. Райх был первым аналитиком, интерпретировавшим природу и функции характера в работе с пациентами. Он подчеркивал важность обращения внимания на физические аспекты характера индивидуума, в особенности на хронические мускульные зажимы, названные им «мышечным панцирем». Райх разработал теорию «мышечного панциря», связав постоянные мышечные напряжения в теле человека с его характером и типом защиты от болезненного эмоционального опыта. По его мнению, хронические мышечные зажимы блокируют три основных эмоциональных состояния: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. «Мышечный панцирь» не дает человеку возможности переживать сильные эмоции, ограничивая и искажая выражение чувств. Райх писал: «Мышечная судорога представляет собой телесную сторону процесса вытеснения и основу его длительного сохранения» (Reich W., 1997). В основе теории Райха лежит понятие о том, что защитным механизмам, которые затрудняют нормальное функционирование человеческой психики, можно противодействовать, оказывая прямое влияние на тело. Он выделял свои аналитические интерпретации, названные им «анализом характера», от непосредственного воздействия на защитную мускулатуру, которое называл «вегетотерапией» и «анализом характера в области биофизического функционирования». Основное препятствие для личностного роста Райх видел в защитном мускульном панцире, который мешает человеку жить полноценной жизнью в гармонии с окружающими людьми и природой. Он выделял семь сегментов «мышечного панциря», охватывающего тело:
1) область глаз,
2) рот и челюсть,
3) шея,
4) грудь,
5) диафрагма,
6) живот,
7) таз.
Райх обнаружил, что расслабление «мышечного панциря» освобождает значительную либидинозную энергию и помогает процессу психоанализа. Райх разработал специальную терапевтическую методику, позволяющую снижать хроническое напряжение определенных групп мышц и, таким образом, вызывать высвобождение эмоций, которые этим напряжением сдерживались. Он анализировал в деталях позу пациента и его физические привычки, чтобы дать пациентам возможность осознать, как они подавляют жизненные чувства в различных частях тела. Райх просил пациентов усиливать определенный зажим, чтобы лучше осознать его и выявить эмоцию, которая связана в этой части тела. Он заметил, что только после того, как подавляемая эмоция принимается пациентом и находит свое выражение, последний может полностью отказаться от своего зажима. Постепенно Райх начал прямо работать с зажатыми мышцами, разминая их руками, чтобы способствовать высвобождению связанных в них эмоций. Если проследить динамику развития представлений Райха, то можно заметить, как они развивались от аналитической работы, опирающейся исключительно на словесный язык, к исследованию психологических и соматических аспектов характера и «мышечного панциря», а затем исключительно к акценту на работе с мышечным защитным панцирем, направленной на обеспечение свободного протекания биологической энергии в организме.
Нельзя не признать, что многие работы Райха противоречивы, особенно те, в которых ставится знак равенства между психическим здоровьем и способностью переживать оргазм. Но его ранние труды по анализу человеческого характера содержат глубокие психологические прозрения, и многие психологи руководствуются ими с немалой для себя пользой. Несмотря на отдельные спорные моменты, касающиеся его оргонной теории, многие направления Т.-о. п. и в настоящее время берут за основу разработанные им понятия и техники, в их числе можно назвать биоэнергетику Лоуэна (Lowen А.) и биосинтез Боаделлы. К ним близок сохранивший связь с психоанализом метод Розен.
Биоэнергетика Лоуэна центрирована на роли тела в анализе характера, включает методику дыхания Райха, многие из его техник эмоционального раскрепощения. Сохраняя приближенную к современному психоанализу методику, психологическая работа в биоэнергетике использует прикосновение и давление на напряженные мышцы на фоне глубокого дыхания в специальных позициях, способствуя расширению осознавания тела, развитию спонтанной экспрессии, помогая психофизической интеграции организма. Вместе с тем биоэнергетическая терапия по Лоуэну значительно отличается от терапии Райха. Например, Лоуэн не стремится к последовательному - от головы до пят - расслаблению блоков мышечного панциря. Он, более других преуспевший в преодолении свойственного психоанализу неприятия прямых физических контактов с пациентом, гораздо реже прибегает к мануальному воздействию на тело. Кроме того, Лоуэн не разделяет взгляды Райха на сексуальную природу неврозов, и потому его работа встречает большее понимание среди современников. По Лоуэну, причиной неврозов, депрессии и психосоматических расстройств является подавление чувств, которое сопровождается хроническими мышечными напряжениями, блокирующими свободное течение энергии в организме человека и приводящее к изменению функционирования личности. Лоуэн утверждает, что игнорирование и непонимание собственных чувств приводит к заболеваниям и что ощущения, которые испытывает человек от собственного тела, служат ключом к пониманию своего эмоционального состояния. Через раскрепощение тела человек обретает свободу от мышечного напряжения, сопровождающегося свободной циркуляцией жизненной энергии, что, по мнению Лоуэна, ведет к глубинным личностным изменениям пациентов. Зрелая личность в состоянии в равной степени как контролировать выражение своих чувств, так и отключать самоконтроль, отдаваясь потоку спонтанности. Она имеет доступ в равной степени как к неприятным чувствам страха, боли, злости или отчаяния, так и к приносящим удовольствие сексуальным переживаниям, радости, любви. Лоуэн считает, что отношение человека к жизни и его поведение отражается в телосложении, позах, жестах, что между физическими параметрами человека и складом его характера и личности имеется тесная связь. Он выделил пять типов человеческого характера, основываясь на его психических и физических проявлениях: «шизоидный», «оральный», «психопатический», «мазохистический» и «ригидный» типы. Помимо этого в биоэнергетической терапии разработан ряд понятий, к числу которых относятся «энергия», «мышечная броня», «заземление». При этом последнее является важной категорией биоэнергетической терапии, создание которого считается принципиальным вкладом Лоуэна в развитие теорий Райха. Основными приемами биоэнергетики выступают различные манипуляции с мышечными фасциями, дыхательная гимнастика, техники эмоционального раскрепощения, напряженные позы для энергетизации заблокированных частей тела («арка Лоуэна», «тазовая арка»), активные двигательные упражнения, вербальные способы высвобождения эмоций, различные варианты физического контакта членов терапевтической группы и др. Такие контакты помогают оказать поддержку членам группы. В процессе тренинга применяются упражнения, способствующие выражению негативных эмоций по отношению к другим участникам групповых занятий. Проявление негативных чувств, таких как гнев, страх, грусть, ненависть, почти всегда предшествует выражению положительных эмоций. По мнению сторонников биоэнергетики, негативные чувства скрывают глубокую потребность в положительных чувствах и удовольствии. На протяжении всего цикла занятий постоянно принимаются попытки соотнести телесное состояние с обсуждаемыми психологическими проблемами пациента.
Совершенно иными подходами в Т.-о. п., направленными на эффективное использование тела в процессе жизнедеятельности, подчеркивающими функциональное единство тела и психики, являются методы Александера и Фельденкрайза.
На метод Александера часто смотрят как на технику коррекции осанки и привычных поз, но это только небольшая часть того, что он представляет на самом деле. В действительности это системный подход, направленный на более глубокое осознавание самого себя, метод, стремящийся вернуть организму утраченное психофизическое единство. По Александеру, вся деятельность человека зависит от его способности управлять телом. Имеется много альтернативных возможностей для этого, но в каждой ситуации есть лишь один путь, обеспечивающий наилучший способ функционирования и способствующий более быстрому достижению результата. Александер считал, что способ функционирования организма, приводящий к болезням, вызывается неправильным (неэффективным) использованием мышц тела, которое осуществляется посредством преодоления мышечного напряжения. Он предлагал вместо привычных способов выполнения движений создавать новые, которые помогут улучшить использование собственного тела, тем самым способствуя оздоровлению организма. По убеждению Александера, люди, страдающие неврозом, всегда «зажаты», для них характерно неравномерно распределенное напряжение мышц (дистония) и плохая осанка. Он утверждал, что неврозы «...вызываются не мыслями, а дистоническими реакциями тела на мысли...», что психотерапия без учета мышечных реакций не может привести к успеху и необходимо уделять внимание не столько исследованию причин душевных травм, сколько созданию новой системы управления мышцами. Метод Александера основан на двух фундаментальных принципах - принципе торможения и принципе директивы. Торможение - это ограничение непосредственной реакции на событие. Александер считал, что для реализации искомых изменений сначала нужно затормозить (или остановить) свою привычную инстинктивную реакцию на конкретный раздражитель, и только потом, применив директиву, найти более эффективный способ действия в данной ситуации. Он предлагал использовать следующие директивы: расслабить шею настолько, чтобы голова сместилась вперед и вверх для того, чтобы тело смогло вытянуться и расшириться. Большое значение Александер уделял взаимоотношениям между головой и шеей. «Первичный контроль» - описывающий взаимосвязь головы, шеи и тела - главный рефлекс, контролирующий все другие рефлексы, включая координацию и сбалансированное управление телом. Он считал, что вследствие зажима шейных мышц и отклонения головы назад страдает не только естественная координация движений человека, но и нарушается механизм возврата к нормальному состоянию равновесия после движения. В процессе обучения методу Александера человек должен уяснить, при каких обстоятельствах у него возникает неадекватная напряженность мышц, научиться сознательно тормозить любую рефлекторную попытку произвести соответствующее команде движение, при помощи осознанного мышления снять напряжение мышц.
В отличие от Александера, Фельденкрайз больше внимания уделял осознаванию, считая, что только «осознавание делает действие соответствующим намерению». Фельденкрайз внес существенный вклад в разработку теории образа действия и создал свой метод, посвященный проблеме целостного подхода к функционированию организма. Он утверждал, что нарушение функций связано не только с наличием неправильных установок, но и с тем, что человек, как правило, производит неправильные действия в процессе выполнения задуманного. По мнению Фельденкрайза, в процессе деятельности совершается много лишних, случайных движений, которые препятствуют «целевому действию»; в результате выполняется некоторое действие и противоположное ему в одно и то же время. Это происходит в связи с тем, что человек осознает лишь свои мотивы и результат действия, а сам процесс последнего остается неосознанным. Фельденкрайз считал мышечное движение важнейшей составной частью действий человека и пытался изменить поведение, обучая новому способу управления телом. В своих работах он использовал понятия образа себя и образа действия. Согласно Фельденкрайзу, чтобы изменить поведение человека, необходимо изменить образ себя, который нам присущ, а это требует изменения динамики реакций, природы мотивации и мобилизации всех частей тела, которые затронуты данным действием. Цель разработанных Фельденкрайзом упражнений состоит в том, чтобы создать способность двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности благодаря осознаванию своих действий. Концентрируя внимание на мышцах, участвующих в произвольных движениях, можно распознать те мышечные усилия, которые излишни и, как правило, не осознаются. При этом появляется возможность избавиться от действий, которые противоречат изначальной цели субъекта. Для реализации своих идей Фельденкрайз разработал упражнения, направленные на взаимодействие различных частей тела, на дифференцирование ощущений, на преодоление стандартных паттернов движения. Он предлагал изменить поведение человека, обучая его более точному управлению движениями посредством совершенствования чувствительности.
Отдельными видами Т.-о. п., не укладывающимися в границы опыта классической терапии Райха, являются бондинг, метод чувственного сознавания, метод структурной интеграции.
Понятие чувственного опыта, его дифференцированное восприятие и переживание являются основным в методе чувственного сознавания. Чувственное сознавание - это процесс осознавания телесных ощущений, обучение дифференцированному восприятию ощущений тела, эмоций, образов и установлению взаимосвязи между ними. Человек с детства приучен преуменьшать значение собственного опыта и «учится на опыте других», т. е. подменяет свой опыт конструкциями, которые удовлетворяют окружающих. При этом ощущения собственного тела игнорируются. Занятия по методу чувственного сознавания помогают преодолеть этот барьер, обучают более полному телесно-инстинктивному функционированию. В процессе занятий наступает понимание того, что восприятие относительно, а наше мышление часто обусловлено субъективной информацией, получаемой от окружающих, а не реальной действительностью. Одно из главных положений метода заключается в том, что ориентировка на ощущения, получаемые в опыте, делает наше мышление более объективным, а поведение в большей степени соответствующим нашим намерениям. Другим существенным аспектом метода чувственного сознавания является изучение процесса коммуникации и значения прикосновений во взаимодействии между участниками группы. Степень близости и дистанцированности, желание взаимопомощи и ответственность, чувствование окружения и степень восприятия и чувствования окружением субъекта - вот те стороны процесса, которые осознаются участниками группы на телесном уровне гораздо легче и быстрее.
Гиндлер (Gindler Т.), Селвер, Штольц (Stolze H.) - вот далеко не полный перечень специалистов, стоявших у истоков развития этого метода.
В 20-е гг. нашего столетия Гиндлер разработала новый подход в телесной терапии, в основе которого лежит стремление воздействовать на саморегуляцию организма.
Селвер была одной из немногих последователей, распространивших идеи Гиндлер в США. С 1938 г. она активно разрабатывала метод, названный ею методом чувственного сознавания (sensory awareness). Впоследствии ее работой заинтересовался ряд психоаналитиков, и некоторые из них - Фромм (Fromm E.) и Перлс (Perls F.) - стали ее учениками.
Работа Селвер и Брукс оказала большое влияние на Гунтера (Gunther В., 1974), создавшего технику, названную им «чувственным пробуждением» (sensory awakening), которая во многом перекликается с работой его учителей.
Упражнения этой техники помогают почувствовать свое тело и соприкоснуться со своими чувствами, научиться прикасаться к другим и принимать прикосновения.
Следующим методом Т.-о. п., стоящим в стороне от рассмотренных, является метод структурной интеграции, или рольфинг, названный так по имени ее создателя, Рольф. Он представляет собой комплексный подход, направленный на осознавание тела, включающий работу над структурой тела, походкой, манерой сидеть, стилем общения. По мнению Рольф, нарушение функций человеческого организма связано не только с психическими, но и физическими факторами. Она считает, что нормально функционирующее тело человека в вертикальном положении остается прямым при минимальном расходе энергии, но под влиянием стресса оно изменяется, приспосабливаясь к воздействию последнего. В результате взаимосвязи структур всего тела напряжение в одной области оказывает компенсаторное воздействие на другие части тела. И в конечном итоге дезинтеграция костно-мышечной системы приводит к потере уравновешенного распределения веса тела и изменению его структуры, вызывает нарушение нормального функционирования организма. Метод структурной интеграции включает в себя прямые манипуляции с телом, позволяющие изменить состояние мышечных фасций, восстановить равновесие и гибкость тела. Работа с фасциями приводит к тому, что мягкие ткани суставов занимают естественное положение, суставы приобретают нормальную подвижность, а мышцы начинают сокращаться более согласованно. Основной составляющей метода является глубокий массаж с помощью пальцев, суставов пальцев и локтей, направленный на систематическое расслабление фасций в течение 10 сессий. Поскольку процедура рольфинга связана с болью и возможностью структурных повреждений тела, ее должны проводить только опытные специалисты. Рольф считает, что когда фасции расслабляются, высвобождаются ранее пережитые воспоминания. В ходе сеанса пациент может заново пережить травматическую ситуацию прошлого. Вместе с тем целью занятий является преимущественно физическая интеграция, эмоционально-поведенческие аспекты процесса не становятся предметом специального анализа.
Достигнутый эффект особенно устойчив, если индивидуум сохраняет сознание изменений, обеспеченных рольфингом, в структуре и функционировании тела. Для этой цели служит система «обеспечения структурных паттернов», включающая упражнения с позой и равновесием тела.
Многие специалисты отмечают, что рольфинг, достигая положительных сдвигов в физическом состоянии, позволяет в дальнейшем сделать более эффективными психологические методы воздействия.


Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Смотреть что такое "ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ" в других словарях:

    Телесно ориентированная психотерапия терапевтическая практика, позволяющая работать с проблемами и неврозами пациента через процедуры телесного контакта. Начало телесной психотерапии положил Вильгельм Райх, ученик Зигмунда Фрейда, который… … Википедия

    ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ - (англ. bodywork) направление психотерапии, в котором психологические проблемы пациентов рассматриваются в связи с особенностями функционирования их тела. Наиболее распространенные виды Т. о. п. это анализ характера (или характероанализ)… …

    Проблемно ориентированная психотерапия, разработанная в начале 80 х гг. швейцарскими психотерапевтами из Бернского университета Блазером, Хаймом, Рингером, Томменом (Blaser A., Heim E., Ringer Ch., Thommen M.), представляет собой… … Психотерапевтическая энциклопедия

    психотерапия - (от греч. psyche душа и therapeia уход, лечение) комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматически … Большая психологическая энциклопедия

Каждый из нас в течение своей жизни отмечает периоды необыкновенной легкости и бодрости, а бывает, наоборот, накатывает грусть-тоска, работоспособность падает, а в чем причина - совершенно не понятно. Человек начинает искать у себя симптомы самых разных заболеваний, которые не подтверждаются медицинскими обследованиями, снижается качество его жизни, а карьера может быть под угрозой. При этом даже классическая психологическая помощь может оказаться бессильной, потому как человек не может объяснить, что с ним происходит. Но там, где неэффективными оказались приемы клиент-центрированной терапии, может помочь упражнение телесно-ориентированной терапии. Сегодня мы хотим рассмотреть самые простые и доступные, но при этом очень эффективные упражнения, которые при системном использовании могут помочь вам изменить свою жизнь к лучшему и избавиться от множества серьезных проблем.

Что такое телесно-ориентированная терапия

В первую очередь надо немного рассказать, что собой представляет направление, которое открыл Вильгельм Райх. Телесно-ориентированная терапия, упражнения которой порой перекликаются с учением йоги, основано на убеждении, что психическое и физическое «Я» человека находится в более тесной связи между собой, чем нам кажется. Соответственно, любых изменений можно добиться, воздействуя на тело, что потом повлечет за собой изменение и в психологическом состоянии. Это при том, что классическая психотерапия идет обратным путем, воздействуя на психику, таким образом терапевту приходится преодолевать многочисленные психологические защиты. При этом удачно подобранное упражнение телесно-ориентированной терапии может дать отличный результат намного быстрее.

Основные положения телесно-ориентированной терапии

Читателю наверняка уже очень хочется перейти к самой сути, подобрать для себя практическое упражнение телесно-ориентированной терапии. Однако мы еще совсем немного остановимся на теории, чтобы вам было понятно, как эта система работает на практике. Вильгельм Ройх полагал, что механизмы психологической защиты и связанное с ними защитное поведение, которым мы компенсируем свое напряжение, страх, боль, неуверенность и многое другое, выливаются в формирование «мышечного панциря», или «зажима». То есть вытесненная, непризнанная или непроработанная эмоция выражается в противоестественном напряжении различных групп мышц, что делает походку угловатой, нарушает осанку (сгорбленность или, наоборот, прямая спина и походка как у робота), стесненяет дыхание.

Новизна подхода

Райх предложил новаторский метод решения проблемы путем воздействия на напряженную группу мышц. Специальные методики были разработаны для того, чтобы уменьшить хроническое напряжение каждой группы мышц и с помощью физического воздействия высвободить подавленные эмоции. Обычно для этого используют И так, двигаясь вниз по телу пациенту помогают сломать «мышечный панцирь». То есть в основе этого учения лежит понятие органной энергии. Энергия должна свободно двигаться от сердцевины организма к периферии и уходить. Блоки, или зажимы, мешают ее естественному течению, они служат искажению и разрушению естественного чувствования, это касается и подавления сексуальных чувств.

Проблемы, запертые в теле

Мы хотели бы конкретнее рассказать вам, какими проблемами занимается телесно-ориентированная терапия. Упражнения на дыхание, специальные массаж и гимнастика помогают вам избавится от огромного груза и пойти дальше по жизни весело и непринужденно. Это может быть потеря контакта со своим телом, то есть оно есть, но ямы его не чувствуем. Кстати, проблема лишнего веса тоже часто имеет такую же причину: человек не умеет слышать сигналы своего тела. Это может быть потеря чувствительности отдельных частей тела, сильное напряжение и боли. Если вы испытываете проблемы с координацией движения, часто не вписываетесь в повороты, не попадаете в цель, когда кидаете предметы - то это ваша терапия. Сюда же относится плохая осанка и навязчивые состояния, задержка телесно-психического развития, когда тело застревает на определенном возрасте. Такая терапия поможет тем, кому сложно сдерживать эмоции, кто пережил насилие, острое горе и страх. Если вы отвергаете себя, свой внешний образ, не можете получать удовольствие от сексуальных отношений, то приходите на телесно-ориентированную терапию. Сюда же можно отнести нарушение сна и хронический стресс, синдром хронической усталость, неспособность жить «здесь и сейчас».

Вот как описывает Райх сегменты защитного панциря. Глаза - это сегмент, который удерживает плач. Обычно напряжение выдают две составляющие - неподвижный лоб и пустые глаза. Слишком сжатая или, наоборот, расслабленная челюсть (это могут быть другие гримасы) выдает сдерживаемый крик, плач или гнев. Вообще голова - это область сверхконтроля, то есть неумение отпускать себя, отключать контроль сознания в моменты творчества, расслабления, в сексе, в любые моменты, когда нужна искренность и интуиция.

Шея, плечи и руки - это область ответственности, здесь заперты страхи и обязательства. Это граница между «брать» и «давать» в которой нужно достичь гармонии. В груди живет обида, которая мешает свободно дышать. Злость и жадность локализуются в животе. Ноги - это наша опора, здесь локализуется неуверенность.

Основа успеха - это правильное дыхание

Любое упражнение телесно-ориентированной терапии начинается с правильного дыхания. Все наши болезни от нервов, а сильное напряжение стимулирует образование «мышечного панциря», от которого и начинаются все наши проблемы. И такое простое упражнение, как дыхание, способно творить чудеса. Буквально за 3-4 дня человек начинает чувствовать себя лучше, у него появляется прилив сил, улучшается самочувствие, пропадает необходимость постоянно принимать лекарства.

Телесно-ориентированная терапия, упражнения для новичков

По статистике, почти 50% всех людей не используют самую большую, нижнюю часть легких. То есть работает только грудная клетка, а живот остается неподвижным. Начиная тренировку, нужно лечь на пол и положить руку на живот. Дышать вам нужно будет через нос. Выдохните воздух полностью и почувствуйте, как передняя стенка живота опускается. Если нужно, слегка подтолкните ее вниз. Теперь нужно работать на вдохе максимально словно он стал шариком. При этом грудь не поднимается и не расширяется, воздух идет только в живот.

Очень важно полностью сконцентрироваться на упражнении. Отключится от внешних забот и побыть в гармонии с собой - это и есть телесно-ориентированная терапия. Упражнение нужно выполнять два раза в день на пустой желудок. Не забудьте предварительно проветрить помещение. Начните с одной минуты и постепенно добавляйте по 20 секунд, пока не дойдете до 5 минут.

Когда вы полностью освоите технику дыхания животом, переходите к грудному дыханию. Для этого также расположитесь на полу, но теперь вдыхайте и увеличивайте объем грудной клетки. При этом ребра будут двигаться вверх и наружу. Когда выдыхаете, ваши ребра должны двигаться вниз и внутрь. Во время дыхания не наполняйте живот. По времени данное упражнение выполняется так же, как и предыдущее.

Наконец можно переходить к Нужно вдыхать медленно, сначала животом, а потом грудью, чтобы воздух полностью заполнил легкие. Выдыхайте опустошая сначала грудную клетку, а потом живот. По самый конец выхода сделайте усилие мышцами, чтобы полностью удалить остатки воздуха.

Разные типы дыхания

Казалось бы, мы все умеем дышать, но оказывается, дышим обычно неправильно. - это последствие страха. Когда человек боится, его дыхание почти замирает. С этим работает телесно-ориентированная терапия. Упражнения "нос не дышит" сводятся к обучению полноценному дыханию и определению личных границ. С людьми, которым присуще такое дыхание, нужно работать очень деликатно, потому как у них отсутствует "право на жизнь". Вторая группа - это люди, у которых нарушен вдох. Они не умеют принимать, они во многом себе отказывают и всегда "всем должны". С этими людьми работают именно на провокацию глубокого вдоха. Третья группа - это люди, у которых нарушен выдох. Наконец четвертая группа - это люди, которые дышат легко и свободно, полной грудью и животом.

Разминка

Очень важно подготовить себя к последующей работе, ведь плавность и отсутствие насилия по отношению к своему организму - это главная задача, которую преследует телесно-ориентированная терапия. Упражнения (разминка) в самом начале направлены на погружения в себя. Устройтесь удобно и начните с массажа пальцев рук и ладоней. Медленно проработайте каждую точку. Теперь выполните чтобы настроится на работу. Теперь свернитесь в и пробудьте в ней столько, сколько потребует ваше тело. Теперь нужно поработать со всеми По очереди нужно напрягать каждую мышечную группу, двигаясь от головы до пяток. Проработайте все лицевые мышцы, напрягая и расслабляя каждую из них. Потом переходите к мышцам шеи, плеч, рук, пресса и ног. Отметьте, расслабление какой из них дается с наибольшим трудом. Завершается разминка упражнением росток. Для этого садитесь на четвереньки, закройте глаза и представьте маленький росток, который тянется к солнцу. Поднимайтесь, медленно вытягиваясь. Весь процесс вырастания должен занять несколько минут. Максимально вытяните руки и хорошенько потянитесь. Теперь можно переходить к более сложным и специализированным упражнениям, которые помогут вам жить более гармоничной жизнью.

Депрессивные состояния

Что это такое? Депрессия не возникает сама по себе. Это результат длительного воздействия стресса, который приводит к искажению мироощущения, а также изменению образа себя в этом мире на негативный. Все эти изменения прописываются в нашем теле в виде угрюмой гримасы, неуверенной походки. А это сигналы, считывая которые, окружающие не хотят заводить с нами знакомства и В этом случае может хорошо помочь телесно-ориентированная терапия. Упражнения (депрессия лечится не только таблетками) помогут обрести гармонию с собой, а значит и с миром.

В первую очередь здесь важна работа с опорами и границами, то есть помощь терапевта. Клиента нужно уложить на кушетку и обеспечить максимально комфортное его пребывание, укрыть теплым пледом, включить приятную музыку. Терапевт выполняет поддержку обоих ступней поочередно, примерно по 10 минут. При этом можно интересоваться, как человек себя чувствует. Дальше ноги поочередно сгибаются и разгибаются, пока человек их полностью не расслабит, а затем не начнет и чувствовать. Тогда можно переходить к рукам. Поддержка производится просто, ладонь терапевта подводится под стопу или пациента. После выполнения поддержки руки также сгибаются и разгибаются, пока пациент не перестанет контролировать их движение. Последняя поддержка выполняется под голову. При этом голова пациента лежит на подушке, терапевт сидит позади и подводит руки под плечи. Возможно выполнение легкого массажа.

Принятие себя

Депрессия - это состояние очень многоликое, и одной из составляющих является необходимость принять себя таким, какой вы есть, отпустить все мышечные зажимы. И одним из лучших способов этого добиться является телесно-ориентированная терапия. Упражнения на принятие себя начинаются с дыхательной гимнастики и разминки. Следующим упражнением, которое можно выполнить, является определение собственных границ. Для этого попробуйте с закрытыми глазами отложить на стене ширину своих плеч и бедер, свой рост. Теперь измерьте силуэт, который получился, и ваш собственный. Это знание - только первый шаг. Теперь ваша цель - изучить все контуры своего тела. Для этого нужно сесть на пол и не спеша пройти плотно прижатой ладонью по каждому сантиметру своего тела. Если вы стремитесь проскочить область живота, груди, гениталий, значит, именно им и стоит уделить больше всего внимания. И для закрепления этого служит танец. Встаньте у стены и подождите, пока в вашем теле не зародится движение. Не мешайте ему, позвольте телу делать то, что оно хочет. Через какое-то время вы ощутите, что двигаетесь очень странным и причудливым образом, при этом в голове появляется огромное количество образов, вдруг оживают эмоции. Это может быть смех и плач, гнев и ярость. Продолжайте двигаться до тех пор, пока хочется, и постарайтесь дать волю эмоциям.

Телесно-ориентированная терапия, упражнения при панических атаках

Что такое паническая атака? Это сильная тревога, которая выливается в ускоренное сердцебиение, потливость, слабость. Человек пугается этих ощущений, тревога нарастает, и они повторяются. Теперьон уже уверен, что у него сердечное заболевание, но врачи отрицают этот диагноз, и больной начинает искать у себя неизлечимые недуги, каждый раз запутываясь в своих страхах еще больше.

На самом деле человеку нужно лишь помочь разорвать порочный круг, а для этого отлично подойдет аутотренинг и релаксация. Отлично работает в этом случае и ребефинг - это по сути сочетание специальной дыхательной техники и внушения. Однако, в отличие от аутотренинга, который можно выполнять дома, ребефинг может проводить только специалист.

Терапия для детей

Это отдельное направление - телесно-ориентированная терапия для детей. Упражнения в этом случает направлены на повышение уверенности в себе, развитие творческих способностей и умений принимать себя, как личность. Обычно проводят их в группах. Не забывайте, с чего начинается телесно-ориентированная терапия. Упражнения на дыхание обязательно включаются в план занятия. После дыхательной разминки можно поиграть в "торт". Одному малышу предлагают лечь на пол. Из него мы будем делать торт. Все остальные дети - это яйца, сахар, молоко, мука. Ведущий - это повар, он поочередно обкладывает будущий торт ингредиентами, пощипывая и поглаживая его, «посыпая», «поливая» и «замешивая». Потом все участники во главе с тортом дышат, как тесто в духовке, а после украшают торт цветочками. Их можно рисовать красками на руках и ногах. Теперь все рассказывают, какой красивый и вкусный торт получился.

Теперь нужно немного подвигаться. Ведущий предлагает детям подняться на высокую и крутую гору. Пока дети маршируют по комнате, он рассказывает им, какой путь они проходят. Как они идут по солнечной тропинке, замечают много душистых цветов. При этом солнечные лучи касаются волос и приносят покой и расслабление. По мере того, как гора становится все круче, ветерок обдувает лицо, и с каждым шагов вы чувствуете радость от предвкушения чего-то нового. Еще шаг - и вы на вершине. Яркий свет обнимает вас, и вы чувствуете, что теперь можете все, что угодно. Огромное чувство радости, счастья, любви и безопасности охватывает вас. Вы сами - этот свет, в ваших силах все. Закончить занятие можно упражнением «росток».

- Лучший подарок, который мы можем сделать ребенку,
это не столько любить его, сколько научить его
любить самого себя".
Жак Саломе

Кинезитерапия - танцетерапия, хореотерапия, телесно –ориентированная арт- терапия, коррекционная ритмика - лечебное воздействие движениями.Кинезитерапия - вид терапии, основанный на единстве движения. Различные и формы и средства движений изменяют общую реактивность организма, повышают его устойчивость, разрушают патологические стереотипы, возникающие во время болезни, и создают новые, обеспечивающие необходимую адаптацию.

Тело – зеркало души

"В здоровом теле - здоровый дух" ("Spiritus sano in corpore sano") - это выражение известно многим. Тело является продолжением нашей психики. Обычно проблемы, связанные с психическим здоровьем, начинаются с физического или эмоционального стресса. Все наши мысли и действия запечатлеваются в теле. Постепенно накапливается усталость и стрессы, из-за чего происходит блокировка энергии, возникают телесные зажимы, что неизбежно приводит к болезни.

Поведение, связанное с физическими прикосновениями во время контакта, называют термином - хептика. Обычно исследователи различают слова -прикосновение (активный намеренный сознательный, чаще руками) и соприкосновение (случайный нечаянный контакт между любыми участками тела.). Кроме того, организм человека имеет особенность: мимолетное легкое случайное прикосновение может вызвать несоизмеримо более сильный эффект.

Так, американский психолог М. Кнапп проводил эксперимент. При выдаче студентам новых читательских билетов библиотекарь касался своими пальцами руки некоторых из них. В остальном к читателям отношение было одинаковым. На выходе студентов просили дать по рейтинговой шкале общую оценку, как библиотекарю, так и библиотеке в целом.

Те, кому досталось прикосновение (особенно девушки), дали высокую оценку и библиотекарю, и библиотеке, чем те, кого не касались. Причем не важно, ощутил ли он прикосновение (т.е. подпороговые сигналы тоже читаются всем организмом).

В западном обществе прикосновения во время контактов незнакомых людей не поощряются. Если взрослые случайно касаются друг друга, например, в транспорте, то принято извиняться. Это, по-видимому, связано с тем, что в названном обществе физическим прикосновениям приписывается сексуальный контекст (после «революции», которую вызвали работы 3. Фрейда). Однако во время общения знакомых людей допускаются прикосновения, когда надо подбодрить, высказать симпатию, поддержку.

Исследования в аэропорту показали, что 60% встречающихся и расстающихся соприкасаются. При расставании прикосновения дольше. Чаще инициаторы прикосновения мужчины, реже - женщины.

Взаимосвязь тела и душевного состояния человека установлена давно, поэтому активные исследования в этой области помогают значительно расширять возможности психотерапевтического лечения. Телесно-ориентированная терапия выступает как самостоятельное направление в психологии, обладая при этом четкой концепцией и разнообразными практическими наработками.

Тело помнит все” – так звучит один из законов телесно-ориентированной психотерапии. Телом сохраняются все воспоминания и пережитые нами эмоции. Чувства и страхи, которые человек игнорирует, выливается в проблемы со здоровьем и если продолжать не обращать на них внимания – таких проблем будет прибавляться все больше. Каждая часть тела отвечает за определенные страхи человека и в зависимости от того, в каком месте возникают неприятные ощущения, можно определить, чего боится человек.

Наше Сознание не хочет признавать некоторые чувства, поэтому они разбредаются по телу и оседают в определенных местах. Этот механизм в психологии окрестили “вытеснение”. В Бессознательном происходит вытеснение болезненных переживаний, мыслей и воспоминаний, в том числе и страхов человека. Чтобы напомнить о себе, они трансформируются в болезни, таким образом, скрытые чувства пытаются обратить на себя внимание.

Как нарисовать индивидуальную телесную карту страхов?

Вам понадобится чистый лист бумаги и инструменты для рисования (но не фломастеры и ручки).

1. Нарисуйте Ваше тело.

2. Закрыв глаза, попытайтесь ощутить свое тело. Чувствуете ли Вы напряжение? Комфортно ли Вам? Ощущаете ли Вы тепло?

3. Продолжая ощущать свое тело, спросите себя: “Где в моем теле живет страх?”.

4. Отметьте на рисунке места, в которых живет страх. Таких участков может быть несколько, где-то страх человека выражен больше, где-то меньше – можно выразить это при помощи цветов.

Телесная карта страхов человека: где спрятались переживания

1. Ноги. Боль в ногах может говорить о страхе потери стабильности и опоры. Человек не чувствует уверенности в завтрашнем дне.

2. Таз. Проблемы в области таза говорят о страхах человека в сексуальной сфере. Этим страхом провоцируется развитие различных заболеваний, а также он препятствует получению оргазма у женщин.

3. Живот. Дискомфорт в этой области обусловлен страхом человека за жизнь. Может быть ситуация угрозы для жизни была и не реальной, но даже когда опасность проходит для Бессознательного она остается актуальной. В связи с этим не удается достичь полноценного расслабления и ощутить себя в безопасности.

4. Район диафрагмы, включая желудок и солнечное сплетение. В этой зоне обосновались социальные страхи. Страх человека – быть отвергнутым обществом.

5. Грудная клетка. В этой зоне на карте страхов отражается страх человека перед одиночеством, человек боится быть отверженным как личность.

6. Руки. Через эту часть тела выражается страх человека перед контактом с миром. Зачастую люди, которые скрывают этот страх, выбирают профессию, где не нужно общаться с окружающими.

Проблемы с кистями указывают на проблемах с коммуникацией. Правая кисть свидетельствует о страхе мужчин, а левая – женщин.

7. Спина. Дискомфорт в этой области свидетельствует о том, что человек боится предстать несовершенным, не оправдав ожидания окружающих. Зачастую с такой проблемой сталкиваются перфекционисты.

Что касается плеч, то они символизируют ответственность и силу. Боль в этой области связана со страхом человека оказаться слабым или не справиться с ответственностью.

8. Шея. Частые ангины, ощущение сжатия и першение преследует людей, которым трудно выражать свои чувства. Постоянное напряжение в шее возникает из-за того, каждый раз, когда чувства хотят выйти наружу, шея сжимается и удерживает их внутри.

9. Лицо. На телесной карте страхов лицо символизирует боязнь “потерять лицо”. Такие люди нуждаются в любви и одобрении, поэтому чтобы всем угодить им приходится постоянно носить маски.

10. Глаза. Страх реальности поражает один из основных каналов восприятия. Человек отказывается видеть правду, что выливается в проблемы со зрением.

Эмоции нельзя держать в себе, именно тайные страхи и являются причиной большинства заболеваний. Справившись со своими внутренними переживаниями Вы сможете избавиться от проблем со здоровьем.

Теоретические и практические системы телесно-ориентированной психотерапии основываются на убеждении о крепкой взаимосвязи между физическим и психическим здоровьем человека. Так, психологически закрепощенный, замкнутый человек, будет закрепощен и в физическом плане. Именно поэтому, воздействуя на телесную оболочку человека можно устранить или минимизировать его психологические расстройства.

Походка, мимика, жесты, манера ходить, любимые позы – это язык нашего тела, который знающему человеку расскажет очень многое: о его проблемах в семье, чертах характера, комплексах и страхах. Физическое состояние человека способно рассказать о его внутренних проблемах, о его психическом и эмоциональном состоянии. Тело человека отображает все его чувства, эмоции, переживания и страхи. Именно поэтому психотерапевты и психологи всего мира уделяют такое особое внимание обучению телесно-ориентированной психотерапии.

Она хорошо подходит для работы с эмоциональными расстройствами детей, подростков и взрослых в больницах, клиниках и спец. школах. ТО терапия также может помочь людям с физическими недостатками улучшить свою самооценку, научиться балансу и координации.

Большое влияние на развитие телесно-ориентированной терапии оказала аналитическая психология К. Юнга. "Тело без души нам ни о чем не говорит, так же как - позволим себе встать на точку зрения души - душа ничего не может значить без тела..." " …могут лгать мысли, могут лгать чувства. Единственное, что никогда не лжет – это тело и сны»...

В течение всей жизни желания, чувства, запреты «кодируются» телом человека, создавая блоки и броню. Телесный контакт играет в жизни человека огромную роль с самого рождения, когда прикосновения матери открывают ребёнку мир ещё до того, как он начнёт осознавать себя.

Для детей до года тактильный контакт жизненно важен, также как и питание или сон. Ребенка надо гладить не менее 8 раз в день. А еще лучше 20. Дело не в количестве, а в качестве. Лучше один раз обнять так, чтобы ребенок почувствовал: он вам нужен, он любим, чем 8 раз но формально. Исследования психологами знаков физического контакта между людьми показали, что, если ребенок обделен прикосновениями человеческих рук и тела, его развитие протекает замедленно и в социальном, и в эмоциональном и в физическом планах.

Но и для старших деток он, разумеется, тоже важен. То, что детки меньше любят обниматься с возрастом - это наша «медвежья услуга». Многие родители говорят: «Ты уже вырос, что ты как маленький». Вот так ставится запрет на проявление потребности в телесном контакте. Однако эта потребность все равно есть. Даже самые «ежатые», то есть «колючие» детки нуждаются в нем. Для деток самые любимые и важные – это родители. И им важно телом чувствовать, что они нужны родителям.

Исследования Сидни Джоурарда показали, что прикосновения от других лиц больше всего случаются со стороны близкого человека противоположного пола. Такими же частыми бывают прикосновения матери (правда, лишь на определенных участках и лишь до определенного возраста).

Напомним, что прикосновение (в отличие от соприкосновения) является действием намеренным, осознанным и чаще всего производится руками, оно передает более активный характер действий со стороны конкретного лица.

Схема прикосновений по С. Джоурарду.

М Ж М Ж Прикосновение матери Прикосновения отца М Ж М Ж

Прикосновения однополого друга Прикосновения друга

противоположного пола

- 76 – 100% - 51 – 75 % - 26 – 50% -0 – 25%

В процессе формирования личности появляются сложности взросления, издержки воспитания, многочисленные стрессы подавляют чувства и ощущения тела, способствуют оскудению эмоций. Более глубокие переживания закрепляются в памяти тела. Так образуется «мышечный панцирь», зоны и узлы хронических напряжений и зажимов, что понижает подвижность жизненных ресурсов организма. Теряется способность получать удовольствие от жизни, так как броня блокирует возможные негативные и положительные ощущения внутри тела и извне.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что эта терапия - это вид терапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Использовать ее можно в работе с детьми с разнообразными эмоциональными проблемами, снижением интеллектуальных возможностей и тяжелыми заболеваниями.

Использование движений в коррекции психоэмоциональных состояний ребенка основывается на принципе тесной взаимосвязи эмоциональных переживаний и телесного напряжения по теории телесной терапии В. Райха и А. Лоуэна. Суть этой теории заключается в том, что психические травмы, получаемые человеком в течение своей жизни, заключаются в так называемом мышечном панцире, тормозящем импульс и свободное выражение эмоций.

Имеется семь основных сегментов мышц: на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза, в которых «закупорены» различные отрицательные эмоции - страх, гнев, обида. Снятие такого физического напряжения в движениях, в танце или в специальных ритмических упражнениях создает условие для выражения чувств, мыслей и эмоций человека. Гибкое расторможенное тело оказывается более способным к широкому спектру эмоциональных переживаний и выходу отрицательных эмоций.

Техники ТОТ применяются при таких проявлениях, как:

    Тревожность, возбудимость, плаксивость

    Агрессивность

    Страхи и фобии

    Навязчивости и стереотипии

    Трудности с общением, стеснительность, зажатость

    Замкнутость, закрытость

    Психосоматические проблемы:

    Тики, энурез, заикание, рвота не нервной почве, нарушения работы ЖКТ, остеохондроз и пр.

Осознание возможностей своего тела в выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств.

Все теоретические концепции телесной психотерапии имеют практические формы применения, которые состоят из ряда упражнений направленных на достижение определенных целей:

Снятие стресса;

Снятие хронической усталости;

Лечение неврозов, депрессий;

Избавление от страхов;

Избавление от чувства неудовлетворенности

    Повышение самооценки

Благодаря упражнениям телесной терапии пациент сможет научиться расслабляться, слушать свое тело, понимать его и обрести гармонию с окружающим миром.

Использование элементов анималотерапевтических техник позволяет регулировать

отношения в семье. Это позволяет родителям в игровой форме находить контакт со

своим ребенком, снимать напряжения мышц тела, получать положительные эмоции,

доверять друг другу.

Телесно-ориентированные упражнения:

«Марионетки»

Психолог просит детей представить, что они - мягкие тряпичные игрушки, которые

висят на ниточках.

Дети встают в круг и поднимают руки. По команде психолога последовательно

выполняют следующие движения: опускают вниз кисти рук; сгибают руки в локтях;

расслабляют руки и те падают вниз; сгибают туловище и опускают голову; сгибают

колени и приседают на корточки.

(снятие напряжения мышц тела, получать положительные эмоции)

«Лежачая восьмерка»

Дети соединяют ладони и вытягивают руки вперед.

Психолог встает напротив детей, выполняет те же движения и говорит:

Представьте, что кончики ваших пальцев соединены с моими невидимыми нитями.

Куда будут двигаться мои руки, туда и ваши.

Психолог начинает медленно «рисовать» соединенными ладонями знак

бесконечности:

В ходе выполнения упражнения рекомендуется «нарисовать» пять таких восьмерок.

По окончании дети встряхивают кистями рук.

"Поза Аиста "

Ребенок стоит прямо, ноги месте. Поднимая руки вверх ладонями вперед, надо

прогнуться и вдыхая медленно наклониться. При этом руками необходимо захватить

голени ног. Надо постараться не сгибать ноги в коленях, хорошо бы достать лбом

колени. Дышать можно произвольно. Держать позу 10-15 секунд, а затем медленно

выпрямиться.

"Возьми себя в руки"

Как только вы почувствовали, что ребенок беспокойный. хочет кого-то стукнуть,

что-то кинуть, есть очень хороший способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями

локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека.

"Снеговик"

Взрослый предлагает детям превратиться в снеговика. Дети разводят напряженные

руки в стороны, надувают щеки, делают грустное лицо и неподвижно стоят на месте.

Педагог говорит: "Так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришла весна,

пригрело солнышко, и снег начал таять". Дети постепенно расслабляются, опускают

руки, "обмякают", подставляют лицо солнцу и приседают на корточки.

"Карандаши"

Взрослый. Пальчики - это карандаши и их надо убрать в коробку- сжать кулачок.

Сжимать надо сильно. а то карандаши упадут.

Через несколько секунд педагог предлагает достать карандаши - разжать кулачок.

Дети шевелят пальчиками: "Вот какие карандаши!"

Ребенок встает на колени, руки и бедра надо поставить перпендикулярно полу и

перпендикулярно друг другу. Плавно поднять голову, максимально прогнуться в

пояснице. Необходимо удерживать позу 10-15 секунд. Дыхание ровное, спокойное.

Попросите ребенка подумать о чем-то добром и радостном.

"Поза сердитой кошки"

Полезно чередовать с позой доброй кошки. Исходное положение тоже. Далее

ребенок опускает голову, а спину плавно выгибает вверх. Дыхание произвольное.

Ребенка просят подумать о том, что его сердит и злит. Удерживать позу 10-15 секунд.

«Вжиться в образ»: раскрепощенного человека с распрямленными плечами, высоко поднятой головой и свободной походкой; побыть играющим ребенком, кошкой и т.п. Пройдитесь «по зыбучим пескам», по болоту, по натертому скользкому паркету, по грязной дороге в туфлях на высоких каблуках. Представьте себя вырастающим из саженца кустом, раскрывающимся цветком. Пройдитесь в костюме полярника, в рабочем комбинезоне, в норковом манто, в вечернем платье со шлейфом, в купальнике.

«Мотивированный бег или ходьба »: против ветра, по росе, по болоту, над пропастью, по ущелью; спешка на работу, с работы, на свидание, в бассейн. Движение против толпы, если не хотим кого-то возбудить, разбудить, если мы злы и сердиты, если идем делать что-то для себя неприятное.

«Диалог телодвижений». По две минуты общайтесь с партнером с помощью пантомимы в ролях: учитель и ученик, родитель и ребенок, колдун и зомби, вор и полицейский, мужчина и женщина, сила и слабость, активность и пассивность, грубость и мягкость, любовь и ненависть, принятие и отклонение, огорчение и удовлетворение, скука и интерес и т.д.

«Змейка». Группа выстраивается за водящим в затылок и двигается за ним, повторяя все его движения; затем водящий переходит в конец шеренги, и водящим становится следующий за ним участник.

«Стеклянная кобра». Участники становятся в затылок, закрывают глаза и ощупывают спину впереди стоящего, стараясь запомнить его. Ведущий произносит «Дзинь!", «кобра» разбивается и в течение минуты «осколки» бродят по комнате, защищая себя выставленными ладонями. По сигналу ведущего «кобра» начинает срастаться.

«Путаница ». Участники берутся за руки, образуя цепочку, водящий ведет ее, переступая через руки других и запутывая. Участник, ожидавший все это время за дверью, входит и пытается распутать цепочку. Когда это ему удается, он меняется с водящим ролями.

«Хаотическое движение». Участники свободно располагаются в пространстве, по команде начинают быстро беспорядочно перемещаться, сталкиваясь друг с другом.

«Ноев ковчег» отправляется в плавание через пять минут. Каждый получает карточку, на которой написано название животного, которого надо будет молча изображать. У кого-то есть карточка с таким же названием. Надо найти свою пару.

«Зоопарк». Каждый член группы изображает какое-нибудь выбранное им животное в тесном вольере.

«Пингвины». Во время мороза пингвины, чтобы согреться, сбиваются в кучу; те, кто оказывается с краю, пытаются протиснуться вглубь стаи.

«Против движения ». Участники становятся в круг, закрывают глаза, выставляют руки перед грудью ладонями наружу. По сигналу ведущего каждый переходит на другую сторону круга.

«Встреча на узком мостике». Протиснуться навстречу друг другу через узкий проход, образованный участниками, и при этом разминуться с партнером: в узкую дверь, между двумя лужами, на узком мостике.

«Пеньки и бульдозеры». Пеньки, укоренившись, стоят намертво. Бульдозеры пытаются столкнуть их с места или стащить с него, хватая за руки.

«Передача по кругу» ритма, движения или воображаемого предмета: чаши с вином, трубки мира, котенка, ежика.

«Оригинал». Каждый проходит перед группой в манере, непохожей на других.

«Этюды с воображаемыми предметами» . Играйте с воображаемым мячом, ощупывайте невидимую стену, откройте форточку, найдите нужную книгу в книжном шкафу, уроните любимую чашку, пожарьте яичницу.

«Разожми кулак». Один сжимает кулак, другой без слов должен добиться того, чтобы кулак разжался.

"Тихое озеро"

Взрослый. Встаньте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого,

прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, его

лучи согревают вас, вы чувствуете себя все лучше и лучше. Вы слышите пение птиц и

стрекотание кузнечиков. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух прозрачен и

чист. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это

тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться.

Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы

отдыхаете...

А теперь откройте глаза. Мы в школе, мы хорошо отдохнули, у вас бодрое

настроение, и приятные ощущения будут с вами в течении всего дня.

Методы телесной психотерапии особенно эффективны для лечения психосоматических заболеваний, неврозов, последствий психических травм (травмы развития, шоковые травмы) и посттравматических стрессовых расстройств, депрессивных состояний. Телесно-ориентированную терапию можно так же назвать инструментом личностного роста, позволяющим добиться более полного раскрытия личностного потенциала, увеличения числа доступных человеку способов самовыражения, расширения самоосознания, коммуникации между людьми и улучшения физического самочувствия.
3.

4.

Те или иные формы воздействия через тело на психику, кото­рые условно можно отнести к телесной терапии, существуют с не­запамятных времен. Вспомните пословицу «В здоровом теле -здоровый дух!» Аналогичные высказывания существуют в фольк­лоре и литературе разных народов, поэтому вряд ли кто будет ос­паривать их.

Однако, признавая единство психического и физического в че­ловеке, мы в сфере современной психотерапии чаще встречаемся лишь с однонаправленным воздействием через психику на сома-тику. Это, безусловно, важный путь, эффективно применяющийся для профилактики и лечения многих психосоматических рас­стройств и заболеваний. Однако обратный путь (воздействие че­рез соматику на психику) используется далеко не так широко и эффективно, как хотелось бы.

В какой-то мере мы сталкиваемся с этим в различных техни­ках психорегуляции, психофизических тренировок, аутотренин­га. Эти методы мы находим в сокровищницах древнетибетской медицины, системе йогов, аюрведе и пр. Происходит комплекс­ное взаимодействие: сочетание физических упражнений, специ­альных поз и типов дыхания с определенной духовно-психической работой и направленностью внимания на различ­ные внутренние и внешние объекты.

Иоганнес Шульц в своем аутотренинге применяет, говоря тер­минами И.П.Павлова, эффект условно-рефлекторного воздейст­вия слова с актуализацией мышечных ощущений (расслабления, тепла, тяжести и т.п.).

Наиболее активно путь воздействия через соматику на регуля­цию психических состояний прослеживается в прогрессивной (правильнее, хотя и реже встречается, - «прогрессирующей») мы­шечной релаксацией по Э.Джекобсону (в переводах с английско­го; он же Якобсон в переводах с немецкого). Джекобсону удалось выявить закономерности напряжения и расслабления отдельных мышечных групп и сегментов в строгом соответствии с опреде­ленными психическими состояниями. Поэтому по механизму об­ратной связи он решил (и многолетний опыт показывает правильность этого решения) целенаправленно корректировать психиче­ские состояния клиента локальным напряжением и расслаблением конкретных мышц.

Существует еще несколько более или менее удачных модифи­каций этого подхода с помощью добавления элементов лечебной физкультуры, различных видов массажа и т.п. Однако официаль­но родоначальником того психотерапевтического направления, которое получило распространение под названием телесная тера­пия, по праву считается Вильгельм Райх (1897-1957).

Ключевыми понятиями телесной терапии В. Райха явились «оргонная энергия» и «мышечный панцирь», который мешает вы­свобождению этой энергии.

В. Райх, считавшийся (и считавший себя) учеником Фрейда, пришел к заключению, что лечение от неврозов и решение многих психологических проблем клиентов могут происходить значи­тельно быстрее и без такого глубокого проникновения в психику, как это делается в классическом психоанализе. Райх считал, что для этого достаточно снять с человека мышечный панцирь неаде­кватного напряжения и тем самым освободить связанную им энергию, которая пока находится под «панцирем» и не имеет пря­мого выхода, ведет разрушительную работу в виде образования и усугубления неврозов и других психологических проблем. Более четкое (и широкое) осознание человеком телесных ощущений уже дает терапевтический эффект, снимающий многие невротические состояния и проблемы.

Райх выделял следующие основные области возникновения мы­шечного панциря: это (по нисходящей) - области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. В соответствии с концепцией те­лесной терапии, так называемая оргонная энергия флюктуирует (перемещается) по телу параллельно позвоночнику то вниз, то вверх, а кольца мышечного панциря образуются перпендикулярно этому движению и мешают ему своими зажимами. Устранение этих зажимов, их расслабление способствует обретению человеком ком­форта и удовлетворения, в том числе и сексуального.

Райх предлагает следующие основные способы расслабления колец мышечного панциря:

С помощью глубокого дыхания, которое способствует акку­мулированию в теле оргонной энергии;

Расслабление хронических «зажимов» (колец мышечного пан­циря) с помощью физического воздействия, различных элементов массажа;

Совместный с клиентом анализ, помогающий ему осознать основные идеи телесной терапии применительно к его конкрет­ному случаю, то есть взаимосвязь беспокоящих его психических состояний с напряжением конкретных мышечных сегментов и не­обходимостью устранения этих зажимов.

Вот некоторые классические примеры применения техники устранения мышечного панциря.

Область глаз

Типичными признаками наличия мышечного панциря в облас­ти глаз считаются: неподвижность мышц лба и пустое (неживое) выражение глаз (как у ученика, который уставился в окно или да­же на преподавателя, а думает о своем).

Для устранения данного зажима клиента просят неоднократно включать мышцы лба и век посредством раскрывания глаз как можно шире, как будто вы хотите утрированно изобразить страх. Затем отрабатываются неоднократные и все более естественные и свободные движения глаз из стороны в сторону.

Область рта

Эта область мышечного панциря, который, в соответствии с пси­хоаналитической фрейдовской терминологией, Райх назвал ораль­ным сегментом, состоит из мышц подбородка, горла и затылка.

Признаком неадекватного (сигнализирующего об определен­ном неблагополучии) состояния данного сегмента являются мыш­цы челюсти (за которыми легче наблюдать). Они могут быть либо излишне напряжены, либо, напротив, слишком расслаблены. Оба признака говорят о неадекватности состояния мышечной области орального сектора.

Считается, что данная область мышечного панциря содержит в себе «закодированные» в неадекватном мышечном состоянии та­кие выражения эмоций, как гнев, крик, плач, кусания, сосания, гримасничанья и т.п.

Для освобождения от данного мышечного зажима или парадок­сального расслабления (а значит, и соответствующих им эмоций) применяются такие упражнения, как имитация плача, кусающих и даже рвотных движений, многократного произнесения звуков, за­ставляющих губы сильно напрягаться и расслабляться.

К этому добавляется и непосредственное физическое воздейст­вие на эти мышцы в виде разных элементов косметического мас­сажа, подавливания, пощипывания и растягивания.

Область шеи

В область шеи включаются глубокие мышцы шеи, а также язы­ка. Считается, что мышечный панцирь этой области как бы сдер­живает (содержит в себе в закодированном состоянии) такие эмо­циональные проявления, как плач, крик, гнев и т.п.

Так как физическое воздействие типа массажа на глубинные мышцы шеи практически невыполнимо, то в виде упражнений телесной терапии здесь применяется имитация рвотных движении, различные максимально естественные и спонтанные выкрики, сто­ны и другие обычно сдерживаемые эмоциональные выражения.

Согласно телесной терапии такие упражнения способствуют расслаблению мышц данного сегмента и соответственно устране­нию или значительному уменьшению тех эмоциональных состоя­ний, которые в них «закодированы».

Область груди

В эту область входят мышцы грудной клетки, плеч, лопаток, рук вплоть до кистей. Считается, что эта область мышечного пан­циря удерживает внешнее проявление, а значит, и разрядку таких эмоций, как страстность (хотя это слишком широкое понятие. -А. Р.), смех, гнев, печаль и др.

Так как одним из внешних признаков мышечного панциря в этой области и подавления соответствующих эмоций являются различные виды сдерживания дыхания, то и работа над снятием данного зажима начинается с дыхательных упражнений с акцен­том внимания на максимально полное расслабление мышц этого сегмента в момент полного выдоха.

Затем подключаются активные движения рук и кистей с имита­цией метких ударов, с заданием, не сдерживая своих эмоций, де­лать активные движения, как будто вы кого-то бьете, душите, что-то рвете на части.

Область диафрагмы

В эту область мышечного панциря входят мышцы диафрагмы, района солнечного сплетения, внутренние органы, а также мыш­цы нижних позвонков.

Считается, что характерным признаком наличия мышечного панциря в этой области (то есть - бессознательного защитного напряжения) является прогнутость позвоночника вперед, кото­рую отчетливо видно, когда клиент лежит на спине на кушетке и у него между спиной и кушеткой остается четко выраженный промежуток.

Другой признак наличия зажима в этой области - свидетельст­во клиента о том, что выдох дается труднее, чем вдох.

Райх утверждал, что мышечный панцирь в этой области удер­живает (и, соответственно, накапливает) проявление сильного гнева.

В качестве упражнений по устранению зажимов данного сег­мента сначала применяются различные вышеупомянутые виды целенаправленного расслабления, массажа и т.п. для освобожде­ния от панциря первых четырех основных областей локализации мышечного панциря: глаз, рта, шеи, груди.

И лишь после этого (сверху - вниз, а затем - вглубь) перейти к работе над панцирем, сдерживающим расслабление мышц диа­фрагмы и разрядку закодированных в этом панцире и неотреагированных эмоций.

Это осуществляется кропотливой и нередко длительной рабо­той над специальными дыхательными упражнениями и имитацией рвотного рефлекса. (Практика телесной терапии показывает, что клиенты с крепким мышечным панцирем в области диафрагмы в большинстве случаев не могут вызвать реальную рвоту, даже если это необходимо, например при отравлении.)

Область живота

В эту область, типичную для образования мышечного панциря, входят главным образом широкие мышцы живота и мышцы спи­ны. Считается, что панцирь (зажимы) поясничных мышц удержи­вает в себе (но отнюдь не устраняет) проявление страха. Причем не страха вообще, а страха нападения, как прямого физического, так и косвенного: психологического, посягательства на права, свободу личности, собственность и т.п.

(Разумеется, здесь, как и в обсуждении эмоций, сдерживаемых различными областями мышечных панцирей, Райх, как психоана­литик, имеет в виду главным образом неосознаваемые клиентом эмоции, хотя на мой взгляд возможны комбинации «частично осознанных - частично неосознанных». - А. Р .)

По мнению «телесных психотерапевтов», мышечный пан­цирь на боковых мышцах талии ассоциируется с подавлением злости, неприязни и... «боязнью щекотки». Практика показы­вает, что устранение зажимов в области мышц живота не зани­мает длительного времени при условии, если уже проведена работа по раскрепощению панциря (по направлению сверху вниз) во всех предыдущих областях накопления психомышеч­ных напряжений.

Область таза

Последняя из основных выделенных Райхом областей, типич­ных для образования мышечного панциря, это - область мышц таза. Обычно этот панцирь захватывает одновременно и мышцы нижних конечностей.

Показателем крепости мышечного панциря в этой области считается некоторое выпячивание таза назад, которое тем боль­ше, чем крепче мышечные зажимы.

В этих случаях, как правило, отмечается определенная болезнен­ность и напряженность ягодичных мышц. Говоря словами Райха, такой таз «ригиден (неподвержен естественной динамике вариаций мышечного тонуса. - А. Р .), «мертвый» и бессексуальный».

Считается что мышечный панцирь в области таза характеризу­ет (и в свою очередь усиливает) подавление тенденций к проявле­нию естественной, потребности в получении удовольствия и спон­танного выражения гнева.

Будучи хотя и непоследовательным, но безусловным по своей сути психоаналитиком-фрейдистом, Райх исходил из того, что мышечный панцирь всегда возникает от возбуждения или тре­вожности, вызванных подавлением стремлений к получению сек­суального удовольствия.

Из этого подхода вытекает, что освобождение от гнета невоз­можности удовлетворения этого основного (по Фрейду) инстинк­та может быть осуществлено целенаправленной разрядкой гнева и других сильных, но сдерживаемых эмоций именно в тазовой об­ласти путем полного расслабления закрепощенных мышц (или одновременно с этим).

Физически процедура такой разрядки выглядит довольно при­митивно, но, по утверждению практиков телесной терапии и их клиентов, часто приносит быстрый и необходимый эффект.

Это упражнение, направленное на полное расслабление тазо­вых мышц, заключается в том, что клиент, лежа на кушетке, неод­нократно предельно напрягает мышцы таза, а затем резко рас­слабляет их, яростно лягая ногами и ударяя тазом о кушетку.

«Телесные психотерапевты» и многие их клиенты утверждают, что по мере обретения навыков освобождения от ранее неосозна­ваемых телесных напряжений, а затем и полного освобождения от мышечной брони у людей не только возникает чувство внутренней раскрепощенности и свободы, но принципиально меняется жизне­ощущение, а соответственно с этим и весь их жизненный стиль.

Ранее закрепощенная энергия высвобождается для ее полезно­го или приятного применения, пробуждая дремавшие способно­сти и расширяя круг жизненных интересов. Люди перестают об­манывать себя на счет своих истинных чувств и эмоций и начина­ют жить реальной жизнью с ее глубокими и искренними естест­венными переживаниями и их проявлениями, что и является при­знаком их психического оздоровления.

Некоторые другие направления телесной терапии

Идеи и методы Райха, несмотря на их спорность (а во многом и благодаря его трудному скандально-демонстративному харак­теру), после многочисленных нападок, серьезной и несерьезной критики и осмеяния, породили целый ряд довольно интересных направлений развития. Это развитие продолжается и в настоя­щее время.

Среди наиболее известных современных (или по крайней мере «послерайховских») направлений телесной психотерапии можно отметить:

Биоэнергетическую телесную терапию Александра Лоуэна;

Метод Фельденкрайса;

Метод Александера;

Рольфинг (или структурную интеграцию);

Первичную терапию Артура Янова;

Терапию, ориентированную на «чувственное осознавание»;

Восточные методы телесной психотерапии.

Почти каждое из этих направлений и техник применяется не только в индивидуальном виде, но и в так называемой групповой телесной психотерапии, получающей все большую популярность.

В определенном смысле к методам телесной психотерапии могут быть отнесены и многие элементы хатха-йоги, тай-цзи-цуань, айкидо и других восточных практически ориентированных учений и школ.

Биоэнергетическая терапия Александра Лоуэна

Основные элементы этого вида терапии:

Различные типы дыхания (в основном - глубокого);

Специальные статические позы с общим и локальным напря­жением различных мышечных групп тела для определения и осо­знания мест зажимов энергетических потоков, а так же для после­дующего ослабления и снятия мышечного панциря;

Специально подобранные словесные формулы, которые после условно-рефлекторного закрепления могут существенно усили­вать эффект физического воздействия при расслаблении конкрет­ных мышечных групп и высвобождения энергии.

Метод Фельденкрайса

Сущность этого метода заключается в последовательном осоз­нании неэффективных физических привычек, определении неадек­ватно напрягаемых мышечных групп и избыточных статических или динамических усилий при стоянии, бытовых и профессио­нальных движениях.

Далее следуют упражнения по освобождению этих мышечных групп от статического хронического напряжения (мышечного пан­циря) и минимизации динамических усилий до уровня, необходи­мого для эффективной реализации нужных движений. (По существу это близко к идее активной релаксации (АР), хотя АР понимается, разумеется, значительно шире и комплекснее.) Этот метод позволя­ет модифицировать или сформировать лучшие «телесные привыч­ки» (позы и навыки), восстановить естественную свободу, коорди­нацию и красоту движений, расширить самоосознание и развить свои возможности, повысить уверенность в себе и самооценку.

Метод Александера

Этот метод тоже направлен на выявление недостаточно эффек­тивных привычных поз и их совершенствование, что помогает вос­становить и усовершенствовать естественную, наиболее экономич­ную и эффективную по затратам нервно-мышечную энергию.

В результате соответствующих упражнений у клиента появля­ется ощущение так называемой «кинестетической легкости» -свободы и ненапряженности, которая постепенно (путем упраж­нений и положительных закреплений каждого успеха) распро­страняется и на все его другие, бытовые и профессиональные, двигательные действия.

Рольфинг

Этот метод получил свое название от имени его автора - Иды Рольф. Она характеризует ее как структурную интеграцию.

С технической точки зрения основу этого метода составляет глубокий массаж, который осуществляется не только с помощью пальцев, но и суставов пальцев и даже локтей с целью максималь­но глубокой проработки мышц и суставов, которые, по мнению терапевта, нуждаются в коррекции («выпрямлении» и раскрепо­щении мышечных зажимов). Но эта часть, несмотря на важность и необходимую квалифицированность ее выполнения, играет, по И.Рольф, подсобную роль.

Через формирование «правильного» тела и осознание этой «правильности» клиентом у него формируется и «правильный» психологический образ себя самого, что помогает освобождению от комплексов, осознанию и раскрытию истинного собственного Я , высвобождению и наиболее эффективному использованию ра­нее закрепощенной энергии на пути самореализации.

Первичная терапия Артура Янова

Сущность метода состоит в «организации» переживания кли­ентом так называемой первичной боли, которая, по утверждению А. Янова, заложена в каждом человеке, главным образом, психо­травмами на этапе раннего детства (здесь он близок к З.Фрейду), но вытеснена настолько глубоко в подсознание, что не осознается «в чистом виде», а проявляет себя в виде различных неврозов, фрустраций и неадекватных поведенческих реакций.

Специалисты считают, что основными авторскими достиже­ниями А. Янова являются разработанные и усовершенствованные им и его последователями методики, позволяющие достаточно эффективно концентрировать внимание и усилия клиента на вос­становлении (перевод из подсознания в сознание), а затем и ими­тационном воспроизведении ранних детских психотравмирующих воспоминаний.

Эти воспоминания часто оказываются чрезвычайно трудны и болезненны для их осознания и воспроизведения, однако, по мне­нию психотерапевтов этой школы (и вполне в соответствии со взглядами З.Фрейда), являются необходимым условием освобож­дения от «первичной боли» и порожденных ею неврозов и психо­логических проблем.

Чтобы дать выход заблокированной энергии скрытого эмо­ционального напряжения, клиенту помогают преодолеть смуще­ние и с максимальной интенсивностью осуществлять спонтан­ную разрядку эмоций в виде криков, ругательств, импульсив­ных агрессивных (безопасных для других и самого клиента) движений.

Терапия, ориентированная на чувственное осознание

Цель этого вида терапии - помочь клиенту осознать (сначала последовательно, а затем и одновременно комплексно) свои те­лесные ощущения и чувства (эмоции, потребности, желания, ожи­дания). Считается, что это поможет восстановить не только в па­мяти, но и в ощущениях свое истинное Я , свои врожденные задат­ки и способности, которые оказались нереализованными, так как были подавлены формализованной (недостаточно индивидуали­зированной) системой воспитания и обучения.

Упражнения данного метода состоят в оказании помощи кли­енту научиться отличать свои собственные чувства и ощущения от навязанных ему на жизненном пути шаблонов и штампов.

Упражнения широко используют элементы медитации, кото­рые помогают освободить сознание от суеты и зацикленности, мешающих самоосознанию (и соответственно - самореализации) своего истинного Я .

При правильном систематическом повторении медитативных упражнений возникает и стабилизируется чувство внутреннего покоя, снижается излишняя психо-мышечная напряженность, воз­никает ощущение единства и гармонии с окружающим миром, лучше осознаются свои истинные (а не «зашлакированные» суе­той) самоощущения, чувства и желания.

За счет разблокирования одновременно хронически зажатых мышечных сегментов и ненужных барьеров сознания высвобожда­ется энергия. Эта энергия в дальнейшем может быть направлена на более эффективную самореализацию или на прекращение скрытого разрушительного действия на психику и соматику клиента.

Восточные методы и элементы телесной терапии

Разумеется, речь идет лишь об отдельных элементах техники из восточной телесной терапии, так как углубленное изучение восточных методов психотерапии требует специального рассмотре­ния в непрерывном единстве с философией Востока.

Некоторые восточные методы и техники психофизического со­вершенствования имеют двойную связь с телесной психотерапией. С одной стороны, они сами или по крайней мере многие их эле­менты могут рассматриваться как виды телесной терапии. С дру­гой стороны, различные западные направления телесной терапии в настоящее время используют различные элементы восточных практических учений, гимнастики и единоборств.

В целом надо сказать, что во взаимосвязи восточных методов и традиционной телесной терапии множество различных комбина­ций, уже «отлаженных» техник, здесь заложено богатство пер­спектив использования.

Для тех, кто хотел бы более глубоко вникнуть в эту проблема­тику, отметим основные, на наш взгляд, направления.

Хатха-йога

Хатха-йога - одно из наиболее распространенных на Западе направлений (а точнее - частей) системы йогов. Это направление акцентирует внимание на очищении путем принятия и удержания специальных поз (асан). Согласно хатхе-йоге это приводит к вы­свобождению закрепощенных в организме различных видов жиз­ненной энергии. Основная цель упражнений - очищение и усиле­ние тела как носителя различных витальных энергий.

Тай-цзи-цуань

Если хатха-йога направлена на высвобождение энергии, то тай-цзи-цуань способствует повышению энергетического потен­циала (ци). Если в хатхе-йоге преобладают статические позы, то в тай-цзи-цуань используются традиционные медленные движения, напоминающие плавание в воздухе.

Естественно, предполагается комбинация элементов и упраж­нений этих двух школ, что и делается рядом западных «телесных терапевтов», которые в отличие от восточных учителей обычно являются приверженцами какого-то одного стиля и не обязаны отстаивать преимущество своей школы перед другой.

Айкидо

Это древнее практическое учение стало в настоящее время по­пулярно не только на Востоке, но и на Западе. Во всем мире рас­пространены и распространяются многочисленные секции айки-до, главным образом как вида спорта и самообороны.

К сожалению, это поистине глубокое древнее учение (а по мне­нию многих - и искусство) таким подходом упрощается до набора физических упражнений и приемов (впрочем, так же как хатха-йога, карате и др.), тогда как в истинном айкидо физические упражнения решают вспомогательную задачу духовного совершенствования, гармонизации отношений человека с самим собой (снятие внутрен­них противоречий), с другими и со всей Вселенной.

Реже в западном обществе (в отличие от Востока) элементы ай­кидо используются как лечебная и оздоровительная физическая культура, которой могут успешно заниматься лица разного возрас­та и состояния здоровья, используя оптимальные для каждого виды движений и уровень их интенсивности. Но в таком случае возмож­ности духовного совершенствования, а значит и психотерапевтиче­ского воздействия, используются крайне неэффективно.

Чтобы эффективно использовать возможности айкидо, надо осознавать, что это прежде всего духовное направление, предпо­лагающее гармонию духа и тела. Айкидо - это словосочетание, ставшее единым словом, но сохранившее смысл составляющих его частей: aй,ки, до.

Ай переводится как единство (гармония).

Ки - жизненная энергия.

До - путь достижения этого единства со Вселенной, раскрытия и повышения жизненной энергии.

При телесной терапии здесь так же, как и в тай-цзи-цуань, применяются плавные текучие движения, которые способствуют перетеканию и высвобождению энергии и слиянию с окружаю­щим миром. Резкие движения рвут эту целостность и гармонию.

Упражнения айкидо проводятся как индивидуально, так и с партнерами. При этом для стиля айкидо (как единоборства) ха­рактерно не сопротивление, а использование инерции собствен­ного движения соперника против него же самого (что напоминает большинство приемов дзю-до).

В лечебно-оздоровительной гимнастике айкидо с партнером так­же используется принцип несопротивления, но уже не для победы над противником, а для гармонизации, слияния усилий партнеров, отчего (по айкидо) возрастает энергетический потенциал каждого.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные положения телесно ориентированной терапии В. Райха.

2. Что такое мышечный панцирь?

3 Перечислите основные зоны мышечного панциря по В. Райху.

4. С какими подавленными эмоциями связаны мышечные панцири?

5. Какие упражнения предлагает В.Райх для освобождения от мышечного панциря в разных зонах?

6. Какие еще виды телесно ориентированной психотерапии вы знаете?




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины