16.08.2019

В чем состоит значение зож. Основные составляющие здорового образа жизни факторы, влияющие на наше здоровье. Социальное благополучие – Сукхам


Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей. Способствует здоровому образу жизни гигиенический режим труда и отдыха, а вот мешает такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Здоровый образ жизни - главный фактор здоровья.

Здоровье человека - результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов. Считается, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:

1. наследственность - 20%;

2. окружающая среда - 20%;

3. уровень медицинской помощи - 10%;

4. образ жизни - 50%.

В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, выглядят так:

    человеческий фактор - 25% (физическое здоровье - 10%, психическое здоровье - 15%);

    экологический фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэкология - 15%);

    социально-педагогический фактор - 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта - 15%, поведение, режим жизни, привычки - 25%);

    медицинский фактор - 10%

Итак, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни - это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций.

В основе любого образа жизни лежат принципы, т.е. правила поведения, которым следует индивид. Различают биологические и социальные принципы, на основе которых формируется здоровый образ жизни. Биологические принципы: образ жизни должен быть возрастным, обеспеченным энергетически, укрепляющим, ритмичным, умеренным. Социальные принципы: образ жизни должен быть эстетичным, нравственным, волевым, самоограничительным.

В основу данной классификации положен принцип единства индивидуального и общего, единства организма и среды - биологической и социальной. В связи с этим ЗОЖ - это не что иное, как рациональная организация жизнедеятельности человека на базе ключевых биологических и социальных жизненно важных форм поведения - поведенческих факторов. Перечислим основные из них:

    культивация положительных эмоций, способствующих психическому благополучию - основе всех аспектов жизнедеятельности и здоровья;

    оптимальная двигательная активность (ДА) - ведущий врожденный механизм биопрогресса и здоровья;

    рациональное питание - базисный фактор биопрогресса и здоровья;

    ритмический образ жизни, соответствующий биоритмам, - основной принцип жизнедеятельности организма;

    эффективная организация трудовой деятельности - основная форма самореализации, формирования и отражения человеческой сущности;

    сексуальная культура - ключевой фактор жизнедеятельности как адекватная и прогрессивная форма воспроизведения вида;

    здоровое старение - естественный процесс плодотворного долголетия;

    отказ от пагубных пристрастий (алкоголизм, наркомания, табакокурение и т.п.) - решающий фактор сохранения здоровья.

На практике реализация перечисленных форм поведения чрезвычайно сложна. Одной из главных причин этого следует признать отсутствие мотивации положительного отношения к своему здоровью и ЗОЖ. Дело в том, что в иерархии потребностей, лежащих в основе поведения человека (например, студента), здоровье находится далеко не на первом месте. Это связано с низкой индивидуальной и общей культурой российского общества, что обусловливает отсутствие установки на главенство ценности здоровья в иерархии человеческих потребностей. Следовательно, формирование здоровья - это прежде всего проблема каждого человека. Его следует начинать с воспитания мотивации здоровья и ЗОЖ, ибо эта мотивация является системообразующим фактором поведения. Иначе говоря, будет мотивация (целенаправленная потребность) - будет и соответствующее поведение.

Теоретические положения о значении здорового образа жизни обучающихся

1.1 Сущность и значение здорового образа жизни.

Однозначного и всеобъемлющего определения понятия здоровья нет. На основемедико-биологическихпризнаков Н. М. Амосов указывает: «Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений» . С учетом этих же признаков Г. И. Царегородцев считает, что «здоровье – это гармоническое течение различных обменных процессов между организмом и окружающей средой, результатом которого является согласованный обмен веществ внутри самого организма» . В данном контексте здоровье представляется как естественное гармоническое состояние организма при нормальном протекании в нем обменных процессов, исключающих любые болезненные явления

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье на 50-55% зависит от образа жизни человека, на 20-23% - от наследственности, на 20-25% - от состояния окружающей среды (экологии) и на 8-12% - от работы национальной системы здравоохранения. Итак, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ)..

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - сознательное санитарное поведение, направленное на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, на обеспечение жизнерадостности и работоспособности, на достижение активной, продолжительной жизни (ВОЗ, Дрезден,1985).

Двадцать первый век характеризуется возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. По данным Министерства Здравоохранения, проблемы, связанные с здоровьем подрастающего поколения появились ещё в конце 20 века(См.приложение). Несмотря на накопленные знания и многочисленные утверждения о ценности здоровья, здоровый образ жизни в нашей стране культивируется достаточно слабо. Об этом свидетельствует статистика высокой заболеваемости и потребления населением алкоголя и табака. Возможно поэтому средняя продолжительность жизни в нашей стране около 68 лет. По данным доклада Всемирной организации здоровья, Россия, занимая по этому показателю 162 место из 222 указанных, опережает лишь африканские страны ..

Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной - сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие.

Психологи до сих пор не могут точно определить, почему научить детей плохому легко, а хорошему, наоборот, часто бывает достаточно сложно. Вполне возможно, что тут действует принцип "Запретный плод сладок"... Очень часто вредные привычки возникают у детей и подростков под воздействием так называемого «ближнего круга»- то есть, семьи. Если в семье курят один или оба родителя, то все их разговоры о вреде курения могут остаться только словами.

Ответственность за ухудшение здоровья детей лежит не только на семье но и на школе. Современная школа, следуя за техническим прогрессом и требованиях, которые предъявляет современное общество к образованию, наращивает объём и интенсивность учебной нагрузки, что ведёт к дизадаптации и хроническому переутомлению обучающихся. На сегодняшней день проблема сохранении и укрепления здоровья школьников становится особенно актуальной, ведь сегодняшние дети-это будущее государства.

По данным Минздрава, за последние 10 лет число школьников с хроническими заболеваниями возросло в 1,5 раза.
Сейчас только 10% школьников можно назвать здоровыми, 50% имеют ту или иную патологию, а 40% относятся к группе риска.
Здоровье ребенка зависит от огромного количества причин: окружающая среда, питание, образ жизни, наследственность, инфекционный фон, медицинское обслуживание...

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили выявит и проанализировать факторы риска, возникающие в школе-так называемые школьные факторы риска, которые негативно влияют на здоровье обучающихся.

К числу школьных факторов риска относится: ускорение учебного процесса; преждевременное начало дошкольного систематического обучения; несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; массовая неграмотность родителей, в вопросах сохранения здоровья; недостатки в существующей системе физического воспитания; неэффективность системы работы по формированию здорового образа жизни.

Сила влияния школьных факторов риска заключается в том, что они действуют в период интенсивного развития и формирования всех систем организма школьников в течение длительного и непрерывного времени (10-11 лет). Отсюда видно, что даже небольшие негативные факторы могут накапливаться. Например, если ребёнок в течение нескольких лет сидел за неудобной партой или на задней парте, то у него, с годами, ухудшается осанка, снижается зрение.

Выводы, сделанные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков неутешительны:

1.Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Среди учащихся их число не превышает 10-12%.

2.Стремительный рост числа функциональных нарушений, хронических заболеваний. За последние 10 лет, во всех возрастных группах, частота функциональных нарушений увеличилась в полтора раза, хронических болезней – в 2 раза. Половина школьников 7-9 лет, и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.

3.У школьников вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза – опорно-двигательного аппарата (сколеоз, остехандроз, осложнённые формы плоскостопия).

4.Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10-11 лет – 3 диагноза, 16-17 лет – 3-4 диагноза, 20% старшеклассников имеют в анамнезе 5 и более функциональных изменений и хронических заболеваний.

Проблема сохранения здоровья школьников состоит в том, что оно с одной стороны, чувствительно к воздействию окружающей среды, а с другой, достаточно инертно по своей природе (негативны последствия на здоровье могут сказаться не сразу). Преподавателям необходимо помнить об этом и обращать внимание родителей школьников на эту проблему.

Школа как социальный институт, в котором проходят образовательные и воспитательные процессы, является мощным фактором, влияющим на здоровье школьников и от взаимодействия педагогов, учеников и их родителей зависит, положительным или отрицательным будет влияние школы на здоровье школьников.

1.1.Значение здорового образа жизни обучающихся

Какие же слагаемые здорового образа жизни школьника?

Это- режим дня; правильное питание; здоровый сон (не менее 8-ми часов); двигательная активность (физкультура и спорт); закаливание и соблюдение правил гигиены.

Под режимом дня, труда отдыха понимается рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение.

Правильно организованный режим дня способствует установлению физиологического равновесия организма со средой, в которой осуществляются воспитание и обучение, так как он основан на всестороннем учете особенностей роста, развития, условий жизни ребенка. Поскольку все процессы в организме носят ритмический характер, регулярность отдельных элементов режима и их чередование способствуют нормальному функционированию и четкому взаимодействию всех органов и систем. Режим - основа нормальной жизнедеятельности ребенка, он обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает общую сопротивляемость организма, создает благоприятные условия для физического и психического развития.

Для школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. С одной стороны, их нервная система еще далеко незрелая и предел истощаемости нервных клеток довольно низок, а с другой стороны - новые условия жизни, необходимость адаптации к нелегким для организма ребенка физическим и психическим нагрузкам, связанным с систематическим обучением, ломка старых стереотипов поведения и деятельности и создание новых предъявляют повышенные требования ко всем физиологическим системам. Упорядоченность чередования труда и отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям школы с минимальными физиологическими затратами, а нарушения режима дня приводят к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, и прежде всего к неврозам.

Одним и важнейших компонентов в формировании ЗОЖ является двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82–85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16–19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1–3%. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Мало подвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечнососудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

Следует отметить еще один компонент в формировании ЗОЖ школьника – это пример педагогов и родителей. В силу своих возрастных особенностей школьник испытывает большое доверие к взрослым. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют огромное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка об окружающей его действительности. Пример имеет огромное значение в воспитании младшего школьника. Пример – это персонифицированная ценность. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни школьника был наполнен множеством примеров ЗОЖ.

Таким образом, значение семьи, школы и педагогов в деле формирования здорового образа жизни школьников возрастает в наши дни. Педагоги должны не только обучать школьников, но и давать советы и рекомендации их родителям по вопросам здорового образа жизни. Наиболее преспективным направлением для взаимодействия педагогов, школьников и их родителей можно считать такое направление как педагогика сотрудничества.

Понятие здорового образа жизни,его значение

Анджела

Определение здорового образа жизни (ЗОЖ)

Здоровый образ жизни - это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологических потребностей (пищевой, двигательной, познавательной, половой, потребности в сне) , способствующее эмоциональному благополучию, профилактике болезней и несчастных случаев.



В понятие здорового образа жизни входит достаточная физическая активность, сбалансированное меню, соблюдение правил гигиены, отказ от излишеств любого рода и естественно, закаливающие процедуры.



Одним из важнейших факторов, составляющих понятие здорового образа жизни, является плодотворная работа. Без труда невозможно само существование человека. Именно посредством труда человек обменивается энергией и информацией с окружающей средой. Благодаря работе человек чувствует себя ценным и полноценным членом общества. Работа должна быть любимой. На такой работе человек чувствует себя замечательно, отдача у него полная. А значит, он реализует все свои потенциалы.

Для гармоничного развития в человеке все должно быть сбалансировано: и физическое развитие, и интеллектуальный потенциал. Среди долгожителей совсем нет людей, которые бы не работали. Как правило, это сельские жители, для которых труд - это просто жизнь. Обязательно следует правильно организовать свое рабочее место.
ПОДРОБНО:
http://www.adzinstva.by/?p=32024
http://otherreferats.allbest.ru/life/00060816_0.html

Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей. Способствует здоровому образу жизни гигиенический режим труда и отдыха, а вот мешает такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Здоровый образ жизни - главный фактор здоровья.

Здоровье человека - результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов. Считается, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:

1. наследственность - 20%;

2. окружающая среда - 20%;

3. уровень медицинской помощи - 10%;

4. образ жизни - 50%.

В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, выглядят так:

    человеческий фактор - 25% (физическое здоровье - 10%, психическое здоровье - 15%);

    экологический фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэкология - 15%);

    социально-педагогический фактор - 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта - 15%, поведение, режим жизни, привычки - 25%);

    медицинский фактор - 10%

Итак, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни - это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций.

В основе любого образа жизни лежат принципы, т.е. правила поведения, которым следует индивид. Различают биологические и социальные принципы, на основе которых формируется здоровый образ жизни. Биологические принципы: образ жизни должен быть возрастным, обеспеченным энергетически, укрепляющим, ритмичным, умеренным. Социальные принципы: образ жизни должен быть эстетичным, нравственным, волевым, самоограничительным.

В основу данной классификации положен принцип единства индивидуального и общего, единства организма и среды - биологической и социальной. В связи с этим ЗОЖ - это не что иное, как рациональная организация жизнедеятельности человека на базе ключевых биологических и социальных жизненно важных форм поведения - поведенческих факторов. Перечислим основные из них:

    культивация положительных эмоций, способствующих психическому благополучию - основе всех аспектов жизнедеятельности и здоровья;

    оптимальная двигательная активность (ДА) - ведущий врожденный механизм биопрогресса и здоровья;

    рациональное питание - базисный фактор биопрогресса и здоровья;

    ритмический образ жизни, соответствующий биоритмам, - основной принцип жизнедеятельности организма;

    эффективная организация трудовой деятельности - основная форма самореализации, формирования и отражения человеческой сущности;

    сексуальная культура - ключевой фактор жизнедеятельности как адекватная и прогрессивная форма воспроизведения вида;

    здоровое старение - естественный процесс плодотворного долголетия;

    отказ от пагубных пристрастий (алкоголизм, наркомания, табакокурение и т.п.) - решающий фактор сохранения здоровья.

На практике реализация перечисленных форм поведения чрезвычайно сложна. Одной из главных причин этого следует признать отсутствие мотивации положительного отношения к своему здоровью и ЗОЖ. Дело в том, что в иерархии потребностей, лежащих в основе поведения человека (например, студента), здоровье находится далеко не на первом месте. Это связано с низкой индивидуальной и общей культурой российского общества, что обусловливает отсутствие установки на главенство ценности здоровья в иерархии человеческих потребностей. Следовательно, формирование здоровья - это прежде всего проблема каждого человека. Его следует начинать с воспитания мотивации здоровья и ЗОЖ, ибо эта мотивация является системообразующим фактором поведения. Иначе говоря, будет мотивация (целенаправленная потребность) - будет и соответствующее поведение.

Введение


Основы здорового образа жизни необходимо знать каждому, кто хочет поменьше тратить времени и денег на лечение всевозможных болезней.

Давно установлено, что многих неприятностей со здоровьем можно было бы избежать, если бы в современном обществе существовала культура здорового образа жизни.

Никакие сверхновые технологии не помогут человеку, если он сам не позаботится о своем здоровье, которое на 50-60% определяется образом жизни.

Главные составляющие здорового образа жизни - это отказ от вредных привычек, здоровое рациональное питание, сбалансированный режим физических нагрузок, плодотворная трудовая деятельность.

Сегодня эта тема актуальна как никогда. Не секрет, что среднестатистический россиянин начинает заботиться о своем здоровье лишь после того, как недуг заявит о себе целым «букетом» серьезных симптомов, свидетельствующих о наличии хронического заболевания. А ведь многие болезни можно предотвратить, и для этого не требуется каких-то сверхъестественных усилий. Одним из путей решения данного вопроса является пропаганда здорового образа жизни и профилактика заболеваний.

Пропаганда здорового образа жизни, - комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на развитие и укрепление здоровья человека - одно из стратегических направлений воспитания.

Цель данной работы: изучить основные пути формирования здорового образа жизни для различных контингентов населения, роль физической культуры и спорта в утверждении здорового образа жизни.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы.


Глава 1. Основы здорового образа жизни


1.1 Понятие «здоровый образ жизни»


Термин «здоровый образ жизни» применяется все чаше, но остается спорным. Самое простое определение здорового образа жизни можно свести к формуле: «Это все, что в поведении и деятельности людей благотворно влияет на их здоровье». Однако сюда нужно включить все позитивные для здоровья стороны, т.е. аспекты, виды активности - трудовой, социальной, интеллектуальной, образовательной, физической и пр. и, конечно, медицинской, действующих на благо индивидуального и общественного здоровья. Поскольку понятие «деятельность» очень широко и каждый вид деятельности может воздействовать на здоровье, здоровый образ жизни включает в себя все элементы такой деятельности, направленной на охрану, улучшение, воспроизводство здоровья.

Таким образом, здоровый образ жизни - это деятельность, наиболее характерная, типичная для конкретных социально-экономических, политических, экологических и прочих условий, направленная на сохранение и улучшение, укрепление здоровья людей. Такое определение может показаться аналогичным понятию «здравоохранение», которое чаще всего квалифицируется как система общественных и государственных мер по охране и укреплению здоровья населения (профилактике, лечению, реабилитации). Действительно, основания для такого заключения есть, так как здравоохранение - это деятельность государственных, общественных учреждений, органов и организаций по обеспечению условий для охраны и укрепления здоровья населения (в том числе материально-технической базы, кадров, научных исследований), а также сама деятельность учреждении, служб здравоохранения по охране и улучшению здоровья населения. Здравоохранение является важным, но не единственным фактором здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни формирует образ жизни - все его стороны и проявления, позитивно влияющие на здоровье. Значит, нет такого вида, способа активности, деятельности, которые бы в своих положительных проявлениях не формировали здоровый образ жизни. Значит, в деятельности по охране и улучшению здоровья населения, в гигиеническом воспитании нужно учитывать многообразие воздействий, условий и факторов, определяющих характер и уровень здоровья человека, группы людей и населения.


1.2 Пути формирования здорового образа жизни


Пути формирования здорового образа жизни вытекают из понимания его функциональной структуры. Ключом к ним можно считать медицинскую активность, т.е. деятельность людей, связанною к) своим и общественным здоровьем и направленную на охрану, укрепление, воспроизводство здоровья, т.е. положительную медицинскую активность. Так, в практическом плане можно определять здоровый образ жизни. В понятие «здоровый образ жизни» входят преодоление факторов риска здоровью и создание благоприятной обстановки, условий для укрепления здоровья, т.е. развитие тех индивидуальных и общественных факторов, которые участвуют в формировании здоровья. Важным рычагом в этом процессе служит медицинская активность. Следовательно, существуют два направления формирования здорового образа жизни:

  • создание, развитие, усиление, активизация позитивных для здоровья условий, факторов, обстоятельств, по существу, формирование потенциала общественного здоровья;
  • преодоление, уменьшение факторов риска.

Ниже сгруппированы в основном большие факторы риска, о которых говорилось ранее.


Физического и душевного комфорта, нейроэмоциональной и психической,гармонического развития физических и напряженности;

интеллектуальных способностей; Низкой социальной активности,

Активной жизненной позиции; невысокого культурного уровня;

Экологической активности Загрязнения внешней среды,экологически грамотного поведения, Низкой физической активности,высокой физ. Активности; Нерационального, несбалансированного питания; потребления алкоголя, курения,наркотических веществ.

Напряженных семейных отношений, нездорового быта;

Других факторов нездорового образа жизни.

Оба эти аспекта (направления) взаимно связаны, но на практике дело нередко ограничивается лишь борьбой с факторами риска, которые лежат на поверхности, достаточно хорошо известны и измеряемы (обычно это большие факторы риска). Гораздо сложнее создавать факторы здорового образа жизни. Однако не в разграничении этих аспектов заключается проблема, а в конкретных планах, программах формирования здорового образа жизни, в их реализации, в частности, через получившие широкое распространение так называемые программы здоровья.


1.3 Пропаганда здорового образа жизни - важная социально-педагогическая задача


Одним из приоритетов современной государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения Российской Федерации и усиления пропаганды здорового образа жизни.

Под пропагандой здорового образа жизни понимают широкий спектр деятельности - от просветительских и выездных программ работы с населением до использования средств массовой информации - деятельности, направленной на то, чтобы люди ответственнее относились к своему здоровью и располагали необходимой информацией для его сохранения и укрепления.

Важный метод укрепления здоровья населения - это обучение граждан здоровому образу жизни, пропаганда и информирование их о той важной роли, которую каждый человек играет в сохранении собственного здоровья и благополучия общества. Поэтому пропаганда формирования здорового образа жизни населения требует создания массированной информационно-пропагандистской кампании с использованием широкого спектра разнообразных средств, с широким использованием средств массовой информации - печати, радио, телевидения и др.

При пропаганде здорового образа жизни используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды:

метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Он включает лекции, беседы, дискуссии, конференции, викторины;

метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения. Он включает статьи, листовки, памятки, стенные газеты, буклеты, брошюры и т.п.;

наглядный метод - самый многообразный по числу входящих в него средств. Их можно разделить на 2 группы: натуральные объекты и изобразительные средства (объемные и плоскостные);

комбинированной метод - метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы.

Залогом успешного развития нашего общества является здоровье подрастающего поколения. Вопрос формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, подростков, учащейся молодежи имеет особую социальную значимость, так как от этой категории населения зависит здоровье нации.

Как отмечал еще В.А. Сухомлинский: «Забота о здоровье детей - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Важность такой ориентации очень высока, поскольку по статистическим данным лишь 16% всего населения здоровы, 50% имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья, 34% - хроническую патологию.

Основы по привитию навыков здорового образа жизни закладываются в детском и подростковом возрасте. Поэтому пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков необходимо уделять особое внимание и осуществлять целенаправленное просвещение как детей, так и их родителей.

Учебные заведения, являясь интеллектуальными, культурными, образовательными центрами, играют важную роль в формировании здоровья участников образовательного процесса, в обучении и воспитании навыков ЗОЖ, в увеличении трудового потенциала общества в целом.

В пропаганде используются традиционные методы - это лекции, беседы, круглые столы, дискуссии, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, организуются семинары, конференции по вопросам здорового образа жизни.

Особое место в пропаганде здорового образа жизни среди детей, подростков и пожилых людей принадлежит работникам социальной сферы, а их основной задачей является правильный выбор форм и направлений данной работы. Пропаганда осуществляется по следующим направлениям:

индивидуальная работа с подопечными;

организация групповых встреч в коллективах;

пропаганда здорового образа жизни при переписке и компьютерном общении;

публикация информации о здоровом образе жизни в печати и другие формы.

Так, по данным опроса в г. Красноярске, из 150 опрошенных пенсионеров, 143 респондента отметили необходимость пропаганды здорового образа жизни среди лиц пенсионного возраста. При этом они указывали на необходимость проведения данной работы среди школьников, подростков и молодых семейных пар.

Формы работы можно расширить путем организации школ здорового образа жизни в образовательных учреждениях, вузах, средних учебных заведениях и даже в поликлиниках, стационарах.

Наиболее эффективной формой работы 43% опрошенных считают индивидуальную работу работника социальной сферы с клиентом, причем по инициативе последнего. На втором месте по эффективности респонденты отметили публикации информации о здоровом образе жизни в печати (27%) и на третьем месте пропаганда при переписке и компьютерном общении (14%) с клиентами. Самой низкой эффективностью характеризуется групповая встреча в коллективах (лишь 9%), когда многие клиенты настроены на другие формы работы и особого интереса к обсуждаемой проблеме не проявляют.

Пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков должна носить профилактический характер: предлагать альтернативу, возможность выбора своего места в жизни; заинтересовать разнообразными увлечениями.

Важно, чтобы подростки поняли, что в реальной жизни есть очень много увлекательного и интересного. Это - занятие спортом, увлечение музыкой и т.д. Работа должна вестись в тесном сотрудничестве с образовательными учреждениями.

Наиболее приемлемые формы работы - беседы, книжные выставки, просмотры, обзоры, уроки здоровья, часы размышлений и др.

В последнее время идет активный поиск донесения информации до детей и подростков через создание интернет-сайтов, где размещаются информационные материалы, пропагандирующие здоровый образ жизни.

Ежегодно в апреле проводится Всемирный День здоровья. В рамках этого дня в школах проводятся общешкольные линейки, посвященные Единому Дню Здоровья, а также классные часы на тему «Здоровый образ жизни», основная тематика которых: «Скажи нет наркотикам», «Я выбираю жизнь», «Научись себя беречь», «Мифы и правда об алкоголе», «Приятного аппетита», «Правила гигиены», «Инфекционные заболевания и их профилактика», «Что делает человека здоровым и счастливым» и другие.

Пропаганда здорового образа жизни проводится также в виде приобщения к физической культуре. Для учащихся младших классов организуются «Веселые переменки», «веселые старты», конкурс на лучшую физзарядку. Для учащихся старших классов проводятся спортивные праздники, игры «Путешествие на поезде здоровья», экскурсии на природу, прогулки в парк с игровой программой.

В настоящее время ощущаются острая потребность в увеличении количества телевизионных программ, необходимость создания в системе телерадиовещания канала, доступного широкой зрительской аудитории, производства видеороликов, фильмов, телепрограмм и телепередач, печатных и интернет-материалов информационно-образовательного характера, направленных на формирование у детей, подростков и молодежи потребности в занятиях спортом и здоровом образе жизни, выработку социально-психологического иммунитета к употреблению наркотических средств, адекватному отношению к агрессивной рекламе.

Средства массовой информации в пропаганде ЗОЖ должны убедительно показывать значение физической культуры и спорта в воспитании населения, профилактике болезней, продлении активного долголетия, борьбе с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими негативными явлениями и способствовать:

повышению у людей интереса к физическому совершенствованию, раскрытию ценности физической культуры;

популяризации самостоятельных занятий с широким использованием природных факторов;

формированию в массовом сознании понимания жизненной необходимости здорового образа жизни.

Проблема здоровья студентов также является особенно актуальной в характерных для текущего периода сложных экономических условиях. Эта группа населения относится к группе повышенного риска, т.к. на непростые возрастные проблемы: адаптационные, физиологические и анатомические изменения, связанные с процессом созревания, высокая психоэмоциональная нагрузка, приспособление к новым условиям проживания и обучения, формирование межличностных взаимоотношений вне семьи; кроме того накладывается негативное влияние кризиса практически всех сфер общества и государства.

Здоровье молодого поколения сегодня напрямую связано не только с состоянием общественного здравоохранения, но и с самим образом жизни людей. В связи с этим определены основные задачи и цели государства: многоуровневый подход к организации профилактических мероприятий, изменение образа жизни, разработка и реализация образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья подростков и молодежи, формирование у каждого из них активной мотивации к укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих.

Одним из направлений работы по формированию здорового образа жизни студенческой молодежи является участие в реализации программы по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний раздел «Диспансеризация и оздоровление студентов, имеющих факторы риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний», которые являются одними из наиболее распространенных в мире и занимают ведущее место среди причин смерти.

По данным профилактического осмотра студентов 1 курса Красноярского государственного Педагогического университета им. В.П. Астафьева в 2010 г. 10-12% имеют те или иные сердечно-сосудистые заболевания (85-90% из которых с пограничной гипертензией, 2-3% с заболеваниями эндокринной системы).

И уровень факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний среди студентов достаточно высок: распространенность курения составляет более 25%, алкогольные напитки употребляют более 60% ,а число студентов, проявляющих активную физическую деятельность не более 25%. Кроме того, юноши и девушки все чаще подвергаются стрессовым ситуациям.

В тоже время большинство студентов считает, что за свое здоровье отвечают они сами, готовы и хотят получать информацию по формированию здорового образа жизни.

Студенты понимают, что без активного и созидательного отношения человека к своему здоровью и здоровью других людей, без формирования у каждого привычки и стремления к здоровому образу жизни, без активного участия населения в проведении санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий, надеяться на успех в охране и укреплении индивидуального и общественного здоровья нельзя. Только хорошо организованная пропаганда соответствующих знаний способствует снижению заболеваний, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.

Улучшение здоровья студенческой молодежи посредством проведения качественной профилактической работы, направленной на формирование здорового образа жизни.

Приоритетной в формировании здорового образа жизни должна стать роль различных государственных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья студентов, создание активной жизненной позиции в сохранении собственного и общественного здоровья.

Так, с целью пропаганды ЗОЖ Министерством здравоохранения и социального развития РФ в рамках реализации государственной коммуникационной программы по формированию здорового образа жизни среди населения РФ объявлен Всероссийский конкурс проектов по здоровому образу жизни «Здоровая Россия».

Конкурс проводится с целью содействия формированию и распространению (продвижению) приоритетов здорового образа жизни среди населения РФ.

Задачи конкурса - поддержка инициатив, содействующих

формированию и продвижению приоритетов здорового образа жизни;

обобщение и распространение лучшего опыта, практик и стандартов формирования здорового образа жизни;

формирование механизмов, объединяющих усилия государства, муниципалитетов, НКО, граждан, бизнеса и СМИ для решения задач здорового образа жизни.

КГПУ им. В.П. Астафьева принял участие в номинации «Лучший молодежный проект». Цели и задачи проекта: профилактика заболеваемости и социальной дезадаптации студентов и профессорско-преподавательского персонала университета, совершенствование медицинской и психологической защиты, создание условий для управления здоровьем студенческой молодежи.

Существенное внимание в проекте сосредоточено:

на актуальных проблемах мониторинга состояния здоровья студентов и профессорско-преподавательского персонала;

внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;

осуществления межпредметной координации в комплексной работе по валеолого-экологическому, гигиеническому образованию и воспитанию молодежи;

повышения интеллектуальной насыщенности содержания обучения культуре здоровья, интеграции материальных и информационных технологий обучения, применения цифровых образовательных ресурсов;

развития материально-технического состояния спортивной базы университета.

Таким образом, пропаганда и формирование здорового образа жизни включает:

создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии и возможностях снижения всех негативных факторов на здоровье;

привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

Обязательным условием эффективности этой работы являются ее целенаправленность, плановость и непрерывность проведения.

Большое значение в основе формирования здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры. Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения.

Как видим, пропаганда здорового образа жизни - очень важная и ответственная социально-педагогическая задача.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.

Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды; позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.


Глава 2 Роль физической культуры и спорта в утверждении здорового образа жизни


2.1 Физические упражнения


Способ достижения гармонии человека один - систематическое выполнение физических упражнений. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность производственной деятельности. Однако не все двигательные действия, выполняемые в быту и процессе работы, являются физическими упражнениями. Ими могут быть только движения, специально подбираемые для воздействия на различные органы и системы, развития физических качеств, коррекции дефектов телосложения.

Установлено, что школьники, систематически занимающиеся спортом, физически более развиты, чем их сверстники, которые не занимаются спортом. Они выше ростом, имеют больший вес и окружность грудной клетки, мышечная сила и жизненная емкость легких у них выше. (Жизненная емкость легких - наибольший объем выдохнутого воздуха после наиболее глубокого вдоха.) Рост юношей 16 лет, занимающихся спортом, в среднем 170,4 см, а у остальных он равен 163,6 см, вес соответственно - 62,3 и 52,8 кг. Занятия физкультурой и спортом тренируют сердечно-сосудистую систему, делают ее выносливой к большим нагрузкам. Физическая нагрузка способствует развитию костно-мышечной системы.

Физические упражнения окажут положительное воздействие, если при занятиях будут соблюдаться определенные правила. Необходимо следить за состоянием здоровья - это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда, занимаясь физическими упражнениями. Если имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, упражнения, требующие существенного напряжения, могут привести к ухудшению деятельности сердца. Не следует заниматься сразу после болезни. Нужно выдержать определенный период, чтобы функции организма восстановились, - только тогда физкультура принесет пользу.

При выполнении физических упражнений организм человека реагирует на заданную нагрузку ответными реакциями. Активизируется деятельность всех органов и систем, в результате чего расходуются энергетические ресурсы, повышается подвижность нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся и в результате этого достигается такое состояние организма, когда нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой. У вас всегда хорошее самочувствие, желание заниматься, приподнятое настроение и хороший сон.

При правильных и регулярных занятиях физическими упражнениями тренированность улучшается из года в год, а вы будете в хорошей форме на протяжении длительного времени.


2 Гигиена физических упражнений


На основе постановлений в результате многолетнего опыта работы в области спортивной медицины четко определены основные задачи гигиены физических упражнений и спорта. Это изучение и оздоровление условий внешней среды, в которых происходят занятия физической культурой и спортом, и разработка гигиенических мероприятий, способствующих укреплению здоровья, повышению работоспособности, выносливости, росту спортивных достижений. Как уже отмечалось ранее, физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Однако совершенствование функций различных его систем происходит не в одинаковой степени. Особенно отчетливыми являются изменения в мышечной системе. Они выражаются в увеличении объема мышц, усилении обменных процессов, совершенствовании функций дыхательного аппарата. В тесном взаимодействии с органами дыхания совершенствуется и сердечно-сосудистая система. Занятия физическими упражнениями стимулирует обмен веществ, увеличивается сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. В связи с этим возрастает гигиеническое значение физических упражнений, если они проводятся на открытом воздухе. В этих условиях повышается их общий оздоровительный эффект, они оказывают закаливающее действие, особенно, если занятия проводятся при низких температурах воздуха. При этом улучшаются такие показатели физического развития, как экскурсия грудной клетки, жизненная ёмкость легких. При проведении занятий в условиях холода совершенствуется теплорегуляционная функция, понижается чувствительность к холоду, уменьшается возможность возникновения простудных заболеваний. Помимо благоприятного воздействия холодного воздуха на здоровье отмечается повышение эффективности тренировок, что объясняется большой интенсивностью и плотностью занятий физическими упражнениями. Физические нагрузки должны нормироваться с учетом возрастных особенностей, метеорологических факторов.

Каждому, пожелавшему заниматься физической культурой и спортом, надо, прежде всего, регулярно посещать уроки физкультуры. Там обучают гимнастическим и легкоатлетическим упражнениям, там можно научиться играть в баскетбол, волейбол и в другие спортивные игры, ходить на лыжах, а если есть поблизости какой-либо водный бассейн, то и плавать.

Особенно большое значение физкультура и спорт приобретают сейчас, в век технической революции, когда бурными темпами в промышленность и сельское хозяйство внедряются механизация и автоматизация. Труд многих рабочих постепенно сводится к управлению машинами. Это снижает мышечную деятельность рабочих, а без нее многие органы человеческого тела работают на пониженном режиме и постепенно ослабевают. Такую мышечную недогрузку возмещают человеку занятия физической культурой и спортом. Ученые установили, что занятия физкультурой и спортом оказывают благотворное влияние на производительность труда. У работников физического и умственного труда, занимающихся спортом, утомление наступает значительно позже, чем у не занимающихся. Многолетние научные исследования показали, что люди, занимающиеся спортом, в определенных профессиях быстрее приобретают высокую квалификацию. Труд с большим нервным напряжением, например труд летчиков, машинистов скоростных поездов, водителей автомобилей, требует специальной психофизической подготовки. Физкультура здесь большой помощник.

Неоценимую услугу физкультура и спорт оказывают и в формировании у молодёжи высоких моральных качеств. Они воспитывают волю, мужество, упорство в достижении цели, чувство ответственности и товарищества.

Физкультурой и спортом в нашей стране занимаются миллионы людей. Физическое воспитание, особенно молодежи, - дело государственной важности, и государство должно уделять ему большое и неослабное внимание.


Заключение


В формировании здорового образа жизни проблемой остается слабая мотивация его необходимости у населения. По ряду исследований оказывается, что гораздо большее внимание респонденты уделяют отдельным его факторам, таким как питание, а не всему комплексу мер по его реализации, начиная с гигиенической гимнастики, соблюдению режима дня и др. Пока очень неубедительно звучат призывы вести здоровый образ жизни без доказательства его решающего влияния на улучшение показателей здоровья на конкретных примерах. Именно в этом деле первостепенная роль должна принадлежать практическим врачам и в первую очередь - самой массовой медицинской организации - ПМСП.

Одними из важнейших слагаемых здорового образа жизни выступают занятия физическими упражнениями и спортом, роль которых состоит не только в непосредственном влиянии на организм, но и в воспитании ценностных ориентации на здоровье. Поэтому физическое воспитание сегодня приобретает особо важное значение в формировании привычек здорового образа жизни среди детей и подростков.

Немаловажны в организации здорового образа жизни традиции общества. Так, наиболее традиционными спортивно-оздоровительными системами для российских жителей является закаливание. Наличие различных систем закаливания, клубов моржевания подтверждают это. Большое значение сегодня придается роли физической культуры в формировании здорового образа жизни как средство организации досуга, профилактики вредных привычек, алкоголизма и наркомании


Библиографический список

здоровый поведение долголетие

1.Апанасенко, Г.Л. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? / Г.Л. Апанасенко // Валеология. - 2007.- № 2. - 9-14 с.

2.Волынская Е.В. Гигиенические основы здоровья: Методическое пособие. - Липецк: Изд-во ЛГПИ, 2000.

3.Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Я.С Вайнбаум., В.И. Коваль, Т.А. Родионова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 240 с.

4.Колбанов, В.В. Методологические и организационные основы педагогической валеологии / В.В. Колбанов // Валеологическое образование (проблемы, поиски, решения). - Липецк, 2006. - 55-61 с.

5.Латкин В.В., Рудеева Т.В., Скибицкий А.В. Основные принципы здорового образа жизни студентов. Учебно-методическое пособие. Краснодар, 2009.

6.Лисицин Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник Москва 2010 .

7.Лищук, В.А., Мосткова., Е.В. Основы здоровья. Актуальные задачи, решения, рекомендации: Обзор / В.А. Лищук, Е.В. Мосткова. - М., 2009. - 134с.

8.Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основа знаний / В.П. Лукьяненко. - М. : Советский спорт, 2005. - 224 с.

9.Потемкина А.В. Формирование здорового образа жизни: опыт библиотек, работающих с молодежью / А.В. Потемкина // РГБМ. - 2010. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vmo.rgub.ru/lib_activity/ practice/rgbm7.php, свободный.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Давайте вместе определим основные составляющие здорового образа жизни.

Во-первых, это рациональное, правильное, здоровое питание. Почему оно на первом месте? Потому что правильное питание – это основа нашего здоровья. Наш организм – это высокотехнологичная «химическая» лаборатория. Многие компоненты, необходимые для нормальной работы всех органов, может синтезировать только он сам. Однако существуют и такие микроэлементы, которые наш организм синтезировать не может. К таким микроэлементам относятся, в частности, витамины. Именно поэтому здоровое питание должно включать в себя в обязательном порядке необходимое количество витаминов и минералов.

Не секрет, что питание современного жителя, особенно городского, большим содержанием витаминов не отличается. Скорее, наоборот. Многие диетологи констатируют катастрофический дефицит в современном питании природных витаминов и минералов. Подчеркиваю, именно, природных, или натуральных. Никакие «мультивитаминные комплексы» не заменят тех витаминов, которые мы получаем с натуральными продуктами. Ведущие диетологи обеспокоены резким снижением в нашем питании натуральных пищевых волокон (клетчатки, целлюлозы и пр.).

Наше питание состоит из мягкой, жирной, рафинированной пищи. Такая еда приводит к расстройству нашей пищеварительной системы. А организму нужна грубая, нерафинированная пища, обогащенная клетчаткой: это овощи, фрукты, злаковые и бобовые культуры, всевозможная зелень. Вот чего требует наш желудок, а совсем не гамбургеров и промышленных полуфабрикатов. Это вообще не продукты, а в лучшем случае лишь их суррогаты. Не из таких продуктов состоял рацион питания наших предков. Не к такой еде наш организм приспосабливался многие тысячелетия.

Если вы решили перейти к здоровому образу жизни, в первую очередь начинать необходимо с перехода к здоровым продуктам питания. Природа создала огромное количество вкусных и полезных для нашего организма продуктов. Еще Гиппократ говорил, что «еда должна быть нашим лекарством, а лекарство – едой».

Многие современные продукты, которые относятся к достижениям пищевой промышленности, при пристальном их изучении оказались вредными. Но вашей вины в том, что вы к ним привыкли, нет. И если вы знаете, какие продукты вами плохо усваиваются, избегайте их.

Это касается таких продуктов промышленного производства, как:

Белый рафинированный сахар;

Изделия из рафинированной муки (некоторые макароны, булочки, пирожные);

Различные сладости (варенье, джемы, шоколадные изделия);

Очищенные жиры (маргарины);

Куриные окорока, величаемые «ножками Буша»;

Любое мясо животных и птиц, выращенных на стимуляторах роста;

Кукурузные хлопья и многие другие искусственные продукты.

Питайтесь здоровой пищей. Включайте в свой рацион как можно больше свежих овощей и фруктов. Употребляйте натуральное постное мясо, а не колбасы и копчености. Постарайтесь не покупать продукты в пластиковых пакетах, консервных банках, полуфабрикаты (замороженный картофель и овощи, фарш, котлеты, фрикадельки и пельмени).

Если у вас есть такая возможность – готовьте пищу из натуральных продуктов. Если вы вынуждены питаться продуктами, расфасованными промышленным способом, учитесь читать этикетки, а не только ценники товара. Если на этикетке нет указаний о составе продукта, а только название – не торопитесь с покупкой. Конечно, вы не отравитесь, если съедите такой продукт, но многие пищевые добавки, красители и ароматические вещества являются абсолютно лишними и вредными для вашего организма. Человек, который ест все без разбора, подчиняясь только своему аппетиту, а не собственному разуму, поступает очень недальновидно.

Еда должна отвечать нескольким требованиям: обеспечивать организм достаточным количеством энергии, питательных веществ, витаминов и микроэлементов. Питание не должно быть избыточным, чтобы избыток не откладывался про запас. Также не должно быть недостатка в еде, иначе ухудшается самочувствие, падает скорость мышления, работоспособность, снижается иммунитет. Поэтому важно, соблюдая здоровый образ жизни, соблюдать и правила питания.

Пересмотрите свой рацион и определите, чем вам следует питаться и что вам противопоказано категорически. Таких продуктов будет не слишком много. Питание должно быть сбалансированным, в рационе обязательно должны присутствовать и жиры, и белки, и углеводы. Лучше подготовить список продуктов, которые составят основу вашего рациона. Каждый человек должен следовать собственной схеме, соблюдая общие принципы правильного питания. В процессе приведения организма в физиологическую норму пищевые предпочтения начнут меняться естественным образом.

Вторая, не менее важная составляющая здорового образа жизни – это физическая активность. Нехватка движения, или, по-научному, гиподинамия, вместе с неправильным питанием одна из основных причин резкого увеличения количества сердечно-сосудистых заболеваний. Мы обязаны больше двигаться, находить время для занятий физкультурой и спортом. Это особенно актуально для жителей больших городов. С увеличением количества автомобилей в нашей стране люди намного меньше стали ходить пешком. Это тут же сказалось увеличением количества сердечных заболеваний, заболеваний сахарным диабетом и количества людей с избыточной массой тела. Низкая двигательная активность значительно хуже отражается на нашем здоровье, чем неблагоприятная экологическая обстановка.

Если человек достаточно двигается, у него достаточная мышечная активность и здоровое питание, то его организм способен самостоятельно очищаться от многих вредных веществ, например токсинов, солей тяжелых металлов, шлаков и пр. Но для этого мышцы должны работать и испытывать нагрузку, чтобы «гнать» кровь по кровеносным сосудам и доставлять всем нашим органам все необходимые для этой очистки компоненты и снабжать их кислородом, которого в нашем загрязненном воздухе и так не хватает. При недостаточной же двигательной активности наш организм теряет способность очищаться даже от продуктов своей жизнедеятельности. К тому же недостаток движения отрицательно сказывается на нашем сердце и на кровеносных сосудах.

Любое движение – это движение навстречу здоровью и долголетию, движение к здоровому образу жизни. Любые, даже самые простые физические упражнения приносят пользу нашему организму. Обычная утренняя гимнастика или разминка заставит кровь циркулировать интенсивнее, проникая во все мелкие капилляры. От этого улучшится обмен веществ. А пробежки и прогулки в парке или в лесу принесут неоценимую пользу. Нет времени на длительные тренировки? Три раза в день по 10 минут столь же эффективны, как и получасовая тренировка. Используйте любую возможность: ходите пешком по лестнице или ставьте машину в дальнем конце парковки.

Если вы хотите не только избавиться от привычки постоянно жевать, но и стремитесь быть в хорошей физической форме, не болеть, иметь прекрасное настроение, увеличьте свою физическую активность. Кроме очевидной пользы физической активности как таковой есть еще интересный механизм, который запускают регулярные неинтенсивные нагрузки. Если физические нагрузки высокой интенсивности обычно возбуждают голод, то продолжительные нагрузки средней интенсивности снижают аппетит. В этом случае организм переходит на усиленное внутреннее питание, то есть употребляет в пищу свои собственные жиры. Жировые запасы велики, поэтому организм обходится внутренними резервами и почти не требует питания извне. Так объясняется загадочный с виду механизм снижения аппетита при неинтенсивных постоянных физических нагрузках и увеличения – при активных тренировках. Именно поэтому занятия в спортивном или тренажерном зале приводят к изменению пищевого поведения и к снижению органической потребности в жирной, калорийной пище. Организм переходит на усиленное питание собственным жиром, и аппетит снижается как бы сам собой. В какой-то момент вы почувствуете, что отказ от ранее любимой, но очень вредной пищи проходит не просто безболезненно, но и доставляет определенное удовольствие. Вам больше не захочется жирной и калорийной пищи в больших количествах и не придется каждый раз перед завтраком, обедом и ужином испытывать свою силу воли. Случится это не сразу, но произойдет в обязательном порядке и у всех без исключения, естественно и без психологического дискомфорта.

Одним из наиболее важных факторов, которые оказывают влияние на здоровый образ жизни человека, является труд. Он не только дает необходимое напряжение мышцам, он позволяет человеку получать моральное удовлетворение от дел рук своих, возможность творить, труд воспитывает в человеке целеустремленность, ответственность. А следовательно, человек всегда находится в прекрасном расположении духа. А ведь чтобы вести здоровый образ жизни, необходимо желание – желание всегда оставаться молодым, здоровым, красивым. Таким образом, труд часто становится основой морального и физического здоровья человека.

Еще одним важным условием, создающим здоровый образ жизни, является гигиена. Гигиена включает в себя регулярные водные процедуры, а также соблюдение правил сна и труда. Нас всех еще в детстве научили, что необходимо умываться и чистить зубы по утрам, что лучше всего спать в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке, что для работы необходимо надевать специальную одежду. Мы все прекрасно знаем о том, что нужно делать и зачем, и здоровый образ жизни не требует от вас чего-то большего.

Ну и конечно, какой здоровый образ жизни без закаливания! С его помощью можно значительно укрепить свой иммунитет, а значит, избежать злостного влияния многих болезней на свое здоровье. Закаливание также на долгие годы продлит трудоспособность, ясность мышления, умение радоваться жизни.

Итак! Здоровый образ жизни это:

Правильное питание, с большим количеством клетчатки, природных витаминов и минералов. Необходимо по возможности есть только натуральные продукты: злаковые и бобовые культуры, разнообразные овощи и фрукты, свежую зелень;

Достаточная физическая активность и физические нагрузки. Пешие прогулки и гимнастика должны стать составляющими вашего образа жизни;

Трудовая деятельность, приносящая удовольствие;

Полный отказ от вредных привычек, в том числе пищевых;

Гигиена и закаливание.

Большинство людей не могут начать вести здоровый образ жизни всерьез и надолго, потому что полагают, будто бы это потребует от них раз и навсегда полностью отказаться от всех радостей жизни. Но здесь и кроется ошибка: чтобы вести здоровую жизнь, не требуется отказываться от тех удовольствий, которые она предлагает! Стоит лишь изменить свое отношение к этим удовольствиям. Не стоит накладывать на себя жесткие ограничения во всем, стоит только определиться, что именно является для вас совершенно неприемлемым, а таких вещей совсем немного, и от них не слишком сложно отказаться. Все остальное нужно разрешить себе. Естественно, с оговоркой: соблюдая меру. Каждый имеет полное право на отдых и на праздники, главное, чтобы после этого не было плохо. Вспомните поговорку: «Переесть ничуть не лучше, чем перепить». После праздничных застолий можно спокойно вернуться к размеренному образу жизни, соблюдая немного более жесткую дисциплину, чем в праздники. Чувствуете, что «наели» за праздники лишнее – позанимайтесь подольше в спортивном или тренажерном зале, как можно больше ходите пешком, нормализуйте питание, и жизнь очень быстро войдет в свою колею.

Уметь не ограничивать себя очень важно – именно чрезмерные самоограничения ведут впоследствии к срывам по принципу «дорвалась!». Праздники – это всего лишь часть нормальной жизни. Тем они и отличаются от будней, что можно позволить себе немного лишнего. Так к этому и относитесь – спокойно и радостно.

Никоим образом не совместимы со здоровым образом жизни наши вредные привычки, такие как курение, злоупотребление спиртными напитками, систематическое переедание.

Существует научно доказанный факт, что здоровый образ жизни позволяет людям жить до ста лет и более! А кто из нас не хочет прожить долгую и активную жизнь? Наше здоровье помогает нам достигать наших целей, выполнять поставленные задачи, преодолевать жизненные трудности. Не зря же мы при встречах с близкими и знакомыми людьми, желаем им здравствовать. Давайте же пригласим в свою жизнь здоровый образ жизни и скажем ему: «Здравствуй!»

Из книги Соло для позвоночника автора Анатолий Ситель

ЧАСТЬ III ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ПОЗВОНОЧНИК И ЛИШНИЙ ВЕС Человеческий позвоночник несет на себе всю тяжесть головы, плечевого пояса, туловища, тазового пояса, верхних и нижних конечностей. Естественно, что постоянное ношение лишних 10-60 кг предъявляет повышенные требования

Из книги Золотые правила естественной медицины автора Марва Оганян

Здоровый образ жизни Занимаясь пропагандой долголетия и здорового образа жизни, я иногда сталкиваюсь с мнением, которое сформулировал в своем ко мне письме Киреев Александр из г. Геленджика: «Хорошо, если вы счастливый человек и долгая жизнь вам в радость. А если нет?

Из книги Лечение вегетативно-сосудистой дистонии. Новейшие медицинские методики автора Татьяна Васильевна Гитун

Здоровый образ жизни и режим дня Режим труда и отдыха оказывает большое влияние на состояние нервной и сердечно-сосудистой систем. Поэтому людям, страдающим вегетативно-сосудистой дистонией, крайне важно уделять внимание нормализации распорядка дня. Режим – это

Из книги Здоровое сердце и сосуды автора Галина Васильевна Улесова

Глава 8. Здоровый образ жизни Мы все хотим быть здоровыми. Однако почему, несмотря на увеличение продаж лекарств, появление новых разнообразных продуктов питания, с каждым десятилетием наблюдается рост таких недугов, как инфаркт, рак, диабет, астма, нервные нарушения?

Из книги Вы просто не умеете худеть! автора Михаил Алексеевич Гаврилов

Здоровый образ жизни

Из книги Холестерин. Как очистить и защитить ваши сосуды автора А. Мухин

Здоровый образ жизни Следите за весом Если уровень холестерина у вас повышен, вам просто жизненно необходимо избавляться от лишнего веса. Так, похудев всего на 10 кг, вы автоматически снижаете свое артериальное давление, а также уровень сахара и холестерина в крови. Уже

Из книги Фейсформинг. Уникальная гимнастика для омоложения лица автора Ольга Витальевна Гаевская

Здоровый образ жизни Правильного ухода за кожей лица недостаточно для успешной ликвидации морщин. Необходимо заботиться об улучшении общего состояния здоровья, обеспечить себя сбалансированным питанием, заниматься гимнастикой для лица и тела.Начните с тщательно

автора Вадим Лапшичев

Из книги Ишемическая болезнь сердца. Жизнь продолжается автора Елена Сергеевна Киладзе

Что такое здоровый образ жизни Вас может удивить, что я предлагаю разговор на эту тему в книге, написанной для пациентов с ишемической болезнью сердца. О каком здоровье можно говорить, если диагноз указывает обратное?Жаль, что не все слышат призывы медиков вести здоровый

Из книги Шиповник, боярышник, калина в очищении и восстановлении организма автора Алла Валерьяновна Нестерова

Здоровый образ жизни Когда говорят о здоровом образе жизни, обычно имеют в виду отказ от вредных привычек, полноценный сон, регулярные занятия спортом, правильное питание - и это верно. Ведь наше здоровье целиком зависит от того, как мы живем: что едим, как работаем и

Из книги Скафандр от стресса. Избавьтесь от психических перегрузок и верните себе здоровье быстро, легко и навсегда автора Георг Энрих

Здоровый образ жизни Пути твои и деяния твои причинили тебе это; от твоего нечестия тебе так горько, что доходит до сердца твоего. Библия. Иеремия 4:18 Упражнение «Утренняя зарядка» Проснувшись утром, попробуйте взрастить внутри себя ощущение прелести жизни. Сделайте это

Из книги Лечение без гормонов. Минимум химии – максимум пользы автора Анна Владимировна Богданова

Здоровый образ жизни Мы уже говорили, что в профилактике преждевременной старости особая роль отводится методам разумной гигиены, которые включают простые элементы, доступные каждому. К ним относятся правильное чередование работы и отдыха, режим питания, использование

Из книги Целебный березовый деготь. Лечение и омоложение автора Антонина Соколова

Здоровый образ жизни и долголетие Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=6694880«Целебный березовый деготь. Лечение и омоложение / [сост. А. Соколова].»: РИПОЛ классик; Москва; 2014ISBN

Из книги Иммунитет без лекарств автора Ольга Владимировна Романова

Здоровый образ жизни Для поддержания иммунитета и просто хорошего самочувствия рекомендуется проводить на свежем воздухе не менее двух часов в день. Пользуйтесь личным автомобилем или общественным транспортом только при необходимости – они здоровья не прибавляют!

Из книги Красота и здоровье женщины автора Владислав Геннадьевич Лифляндский

Здоровый образ жизни Множество женщин на протяжении всей жизни стараются найти и раскрыть секреты молодости, успеха и счастья.А секреты эти лежат на поверхности понимания, они давно известны, просты и доступны всем: соблюдать правильный режим дня, уметь работать и

Из книги Самый надежный и правдивый метод избавления от любой вредной привычки. Метод Шичко автора Вадим Лапшичев

Настрой на здоровый образ жизни В мою психику, во все мои нервы вливается стальная крепость, стальная крепость, стальная крепость вливается в психику, во все мои нервы. В мою личность вливается крепкая стальная сила. В меня вливается несокрушимая духовная сила. Я –

Здоровый образ жизни имеет настолько глобальное значение, что помогает человеку продлить саму жизнь. Хотя бы раз каждый задумывался о количестве вреда, который принимает на себя его организм. Жалко, правда? Тогда отставить лень и за работу!

Здоровый образ жизни – это совокупность правил, направленных на улучшение психологического и физического состояния организма и на его продуктивную работу.

Древние люди не знали особенностей гигиены, правильного питания или оптимального количества физических нагрузок. Это способствовало уменьшению численности населения и колоссальному количеству больных людей.

С течением времени понятие здорового образа жизни «въелось» в сердца граждан. Желание прожить как можно дольше, увидеть внуков и обладать достаточным здоровьем, чтобы успеть с ними понянчиться, – отличная мотивация к созданию основы для здорового образа жизни.

Мнение Всемирной организации здравоохранения о здоровом образе жизни

Здоровье – не просто отсутствие физических дефектов и заболеваний, но и совокупность социального, физического и душевного благополучия. Поддерживая здоровье и здоровый образ жизни, ВОЗ объявила 7 апреля Днем здоровья, поскольку именно в этот день в 1948 году, по Уставу ВОЗ, появилась первая трактовка понятия ЗОЖ, не изменившаяся по сей день.

Организация проводит изучение поведения индивидуумов, связанных со здоровьем. На основе полученных результатов, выявлено 10 главных рекомендаций.

  1. При употреблении грудного молока для ребенка, в возрасте до 6 месяцев, автоматически снижается риск развития большинства неинфекционных заболеваний.
  2. Необходим здоровый сон в совокупности с режимом труда и отдыха.
  3. Требуется ежегодный анализ крови, ЭКГ, поход к терапевту, контроль давления.
  4. Минимальное употребление спиртных напитков. Разрешены в умеренных количествах живое пиво или красное вино.
  5. Отказ от табачных изделий.
  6. Регулярные физические упражнения.
  7. Использовать йодированную соль вместо натриевой.
  8. Заменить легкоусвояемые углеводы (булочки, пирожки) орехами, фруктами, овощами, зерновыми культурами.
  9. Маргарин и животный жир исключить из рациона. Использовать льняное масло, рапсовое, грецкого ореха или масло из виноградных косточек.
  10. Для расчета идеальной массы тела, используют формулы:
    • для женщин: (Рост в см - 100) Х 0.85 = идеальный вес;
    • для мужчин: (Рост в см - 100) Х 0.9 = идеальный вес.

Основы ЗОЖ

В основы здорового образа жизни входят факторы, помогающие сформировать здоровый организм и стабильную психику. На сегодняшний день известно множество патологических заболеваний, которые вызываются окружающей средой. Это рождает необходимость в укреплении организма. С чего начнем?

Правильное питание подразумевает отказ от вредных по составу продуктов (мучных, сладких, жирных и т.п.) с заменой на фрукты, овощи, ягоды, злаковые. От качества питания зависит состояние кожи, внутренних органов, мышц и тканей. Употребление воды в объеме 2-3 л в сутки ускорит обмен веществ, замедлит старение кожи, предотвратит обезвоживание.

  • составить режим питания;
  • не переедать;
  • заменить вредные продукты полезными.

В настоящее время, физическая инертность – острая проблема общества. Отсутствие мышечной активности в настоящее время чревато проблемами со здоровьем. По результатам исследований ВОЗ, в 6 % случаев физическая инертность приводит к летальному исходу.

Регулярные физические упражнения:

  • препятствуют развитию депрессии, психоэмоциональных расстройств;
  • помогают в лечении сахарного диабета;
  • снижают риск возникновения рака;
  • увеличивают прочность костных тканей;
  • позволяют следить за весом;
  • повышают состояние иммунитета.

Соблюдение режима дня

С рождения стоить приучать организм к конкретному распорядку. Изначально направлять ребенка должны родители, затем процесс приходится контролировать самостоятельно. Под определенного человека подбирается индивидуальный распорядок дня. Следуя простым правилам и приучая организм к постоянству графика, можно избавиться от множества проблем.

  1. Сон . Позволяет привести организм в норму. Средняя продолжительность сна для взрослого человека составляет 8 часов.
  2. Прием пищи по времени. Регулярное питание исключает возможность набора веса. Организм привыкает кушать в строго отведенные часы. Если лишить его этой привилегии, сбои в работе внутренних органов обеспечены. Первые 21 день можно составлять план питания – завтракайте кашами, небольшими порциями. Разработается привычка, а желудок будет работать как часы.
  3. Забота о теле. Физическая активность в течение дня необходима, особенно если на протяжении остальной части дня нет возможности двигаться (сидячая работа).

Соблюдая правила для правильного режима, вы «рискуете» приобрести хорошее настроение, направить организм на решение более сложных умственных и физических задач и мотивировать своим примером близких людей.

Отказ от вредных привычек

Злоупотребление алкоголем или курением вызывает зависимость. Кроме того, спиртосодержащая продукция запрещена нерожавшим девушкам – спирт «убивает» яйцеклетки, вероятность остаться бездетной увеличивается в разы. Табак провоцирует онкологические заболевания.

Отказ от вредных привычек придает стойкость духа и помогает избежать нежелательных проблем со здоровьем.

Укрепление организма

Это важная составляющая здорового образа жизни. Как определить, что организм недостаточно укреплен?

Человека беспокоят:

  • частые простуды;
  • постоянное чувство усталости;
  • нарушение сна;
  • боль в мышцах и суставах;
  • головная боль;
  • высыпания на коже.

При присутствии таких признаков рекомендовано обратиться к врачу за квалифицированной помощью. Он назначит иммуноукрепляющие препараты и курс лечения. Если желания пить таблетки не возникло, стоит спросить совета доктора о домашних методах. Для укрепления иммунитета в рацион часто включают:

  • лавровый лист;
  • хрен;
  • креветки;
  • фрукты и овощи, в составе которых есть витамины А, С и Е;
  • красное сухое вино

Многие люди в качестве улучшения самочувствия и укрепления организма обливаются холодной водой, вплоть до моржевания. Родители с ранних лет приучают свое чадо к такой процедуре, дабы защитить его от инфекционных заболеваний.

Психическое здоровье человека как один из факторов ЗОЖ

Психическое здоровье заключается в реакции индивидуума на влияние внешнего мира. Окружающая среда агрессивно воздействует на душевное состояние человека. Переживания и стрессы приносят в организм болезни и психические расстройства. Чтобы оградить себя от мучений, применяют профилактику заболеваний.

По мнению ВОЗ, психическое здоровье – это адекватное поведение человека при взаимодействии с окружающей средой. Оно включает в себя 3 основных фактора.

  1. Отсутствие психических расстройств.
  2. Стрессоустойчивость.
  3. Адекватная самооценка.

Будьте довольны собой – это основа психического здоровья. При частых депрессиях, сменах настроения обратитесь к психотерапевту.

Он выпишет необходимые препараты и предложит рациональное лечение.

Последователи здорового образа жизни имеют ряд преимуществ:

  • плохое настроение – редкостное явление;
  • инфекционные заболевания не способны атаковать мощный иммунитет «ЗОЖника»;
  • хронические болезни отступают на второй план, угасая или проявляя себя менее активно;
  • психологическое состояние на стабильном уровне;
  • функционирование организма проходит без сбоев;
  • времяпрепровождение становится продуктивнее.

Заключение

Подробно разобрав, что такое ЗОЖ, следует понять также, что главная задача гражданина – забота о себе и окружающих. Здоровый образ жизни – это еще и крепкий характер. Все люди планируют долго жить, не хотят болеть или видеть больными своих детей. Но далеко не каждый делает выбор в пользу ЗОЖ.

Причина – в отсутствии правильной мотивации и банальной лени. Лучше посидеть с чипсами на , чем погулять полчаса. Это мнение посещает большинство граждан нашей страны. Обращение к врачу намечается только тогда, когда боль уже невыносимо терпеть.

Задумайтесь о своем здоровье, подарите своему организму здорового образа жизни. И будьте уверены – организм отплатит вам хорошим самочувствием и отсутствием болезней.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины