18.05.2019

Вклад аз захрави в развитие медицины. Мусульманский отец современной хирургии. Золотой век ислама и «историческая амнезия»


Абуль-Касим Халаф ибн Аббас аз-Захрави , или Альбукасис (араб. أبو القاسم الزهراوي ‎; 936, Мадина аз-захра - 1013, Мадина аз-захра) - арабский врач и учёный из Андалусии (на территории современной Испании). Был придворным лекарем халифа Кордовы Аль-Хакама II .

Альбукасис написал 30-томный труд «ат-Тасри́ф » с главами, посвящёнными хирургии, медицине, офтальмологии, ортопедии, фармакологии, одонтологии, питанию и др. В XII веке «ат-Тасриф » был переведён на латинский язык и иллюстрирован Герардом Кремонским . В XIV веке французский врач Ги де Шолиак цитировал Альбукасиса более 200 раз.

Альбукасис изобрёл специальный инструмент для исследования мочеиспускательного канала, для извлечения инородных тел из пищевода, для осмотра уха.

Напишите отзыв о статье "Абу-ль-Касим аз-Захрави"

Примечания

Литература

  • Usamah Demeisi: Zur Geschichte der Erforschung von Leben und Werk des Abu l-Qāsim az-Zahrāwī (um 936 - um 1013) : unter besonderer Berücksichtigung der Zahnheilkunde . Berlin 1999. ISBN 3-933346-74-6 .
  • Heinz Schott: Meilensteine der Medizin . Dortmund 1996. ISBN 3-611-00536-3 .
  • Marianne Engeser: Der «Liber servitoris» des Abulkasis (936-1013) : Übers., Kommentar u. Nachdr. d. Textfassung von 1471 . Stuttgart 1986. (lateinisch und deutsch) ISBN 3-7692-0967-2 .
  • Lutfi Rida: Abulkasim Unfallchirurgie . Düsseldorf 1967.
  • Chirurgia: vollst. Faks.-Ausg. im Orig.-Format von Codex series nova 2641 d. Österr. Nationalbibliothek . ISBN 3-201-01116-9 .
  • Sami Khalaf Hamarneh /Glenn Sonnedecker: A pharmaceutical view of Abulcasis al-Zahrāwī in Moorish Spain: with special reference to the «Adhān» . Leiden 1963.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Абу-ль-Касим аз-Захрави

Граф Илья Андреич Ростов, озабоченно, торопливо похаживал в своих мягких сапогах из столовой в гостиную, поспешно и совершенно одинаково здороваясь с важными и неважными лицами, которых он всех знал, и изредка отыскивая глазами своего стройного молодца сына, радостно останавливал на нем свой взгляд и подмигивал ему. Молодой Ростов стоял у окна с Долоховым, с которым он недавно познакомился, и знакомством которого он дорожил. Старый граф подошел к ним и пожал руку Долохову.
– Ко мне милости прошу, вот ты с моим молодцом знаком… вместе там, вместе геройствовали… A! Василий Игнатьич… здорово старый, – обратился он к проходившему старичку, но не успел еще договорить приветствия, как всё зашевелилось, и прибежавший лакей, с испуганным лицом, доложил: пожаловали!
Раздались звонки; старшины бросились вперед; разбросанные в разных комнатах гости, как встряхнутая рожь на лопате, столпились в одну кучу и остановились в большой гостиной у дверей залы.
В дверях передней показался Багратион, без шляпы и шпаги, которые он, по клубному обычаю, оставил у швейцара. Он был не в смушковом картузе с нагайкой через плечо, как видел его Ростов в ночь накануне Аустерлицкого сражения, а в новом узком мундире с русскими и иностранными орденами и с георгиевской звездой на левой стороне груди. Он видимо сейчас, перед обедом, подстриг волосы и бакенбарды, что невыгодно изменяло его физиономию. На лице его было что то наивно праздничное, дававшее, в соединении с его твердыми, мужественными чертами, даже несколько комическое выражение его лицу. Беклешов и Федор Петрович Уваров, приехавшие с ним вместе, остановились в дверях, желая, чтобы он, как главный гость, прошел вперед их. Багратион смешался, не желая воспользоваться их учтивостью; произошла остановка в дверях, и наконец Багратион всё таки прошел вперед. Он шел, не зная куда девать руки, застенчиво и неловко, по паркету приемной: ему привычнее и легче было ходить под пулями по вспаханному полю, как он шел перед Курским полком в Шенграбене. Старшины встретили его у первой двери, сказав ему несколько слов о радости видеть столь дорогого гостя, и недождавшись его ответа, как бы завладев им, окружили его и повели в гостиную. В дверях гостиной не было возможности пройти от столпившихся членов и гостей, давивших друг друга и через плечи друг друга старавшихся, как редкого зверя, рассмотреть Багратиона. Граф Илья Андреич, энергичнее всех, смеясь и приговаривая: – пусти, mon cher, пусти, пусти, – протолкал толпу, провел гостей в гостиную и посадил на средний диван. Тузы, почетнейшие члены клуба, обступили вновь прибывших. Граф Илья Андреич, проталкиваясь опять через толпу, вышел из гостиной и с другим старшиной через минуту явился, неся большое серебряное блюдо, которое он поднес князю Багратиону. На блюде лежали сочиненные и напечатанные в честь героя стихи. Багратион, увидав блюдо, испуганно оглянулся, как бы отыскивая помощи. Но во всех глазах было требование того, чтобы он покорился. Чувствуя себя в их власти, Багратион решительно, обеими руками, взял блюдо и сердито, укоризненно посмотрел на графа, подносившего его. Кто то услужливо вынул из рук Багратиона блюдо (а то бы он, казалось, намерен был держать его так до вечера и так итти к столу) и обратил его внимание на стихи. «Ну и прочту», как будто сказал Багратион и устремив усталые глаза на бумагу, стал читать с сосредоточенным и серьезным видом. Сам сочинитель взял стихи и стал читать. Князь Багратион склонил голову и слушал.

Вторая половина X века является «золотым периодом» в истории Кордовского халифата. В правление халифов "Абд ар-Рахмана III (912–961), Хакама II (961–967) и Хишама II (976–1009) наблюдается расцвет во всех известных к тому времени областях знаний, но, пожалуй, самое большое развитие в это время получила медицина.

В этот период в Кордовском халифате практиковало много известных врачей разных специальностей. Среди них можно назвать Йуниса ибн Ахмада Аль-Харрани и его двух сыновей - Ахмада и Умара, Яхйу ибн Исхака, Сулаймана Абу Бакра ибн Таджа, Ибн Умм Ал-Банина, Са"ида ибн "Абд Раббихи, Абу "Абд Аль-Малика Ас- Сакафи, "Абд Ар-Рахмана ибн Исхака ибн Хайсама, Абу Давуда Сулаймана ибн Джулджула и др. Однако особое место среди них занимает Абу Аль-Касим Халаф ибн "Аббас аз-Захрави (известный в средневековой Европе как Абулкасис или Албукасис), уроженец основанного халифом "Абд Ар-Рахманом III города Аз-Захра", неподалёку от Кордовы.

Аз-Захрави родился в городе Аз-Захра около 936 г. , недалеко от Кордовы, столицы Кордовского халифата (территория современной Испании), в семье состоятельного араба, связанного с окружением халифа. Не исключено, что медицинское образование он получил в действовавшей в Кордове академии (университете), где он впоследствии, очевидно, и преподавал. Известно, что в течение всей своей жизни он пользовался сокровищами крупнейшей в средневековые времена Кордовской библиотеки, насчитывавшей тогда более 250 000 рукописей, а возможно, и рукописями из 70 других публичных библиотек Кордовского халифата.

Во всяком случае, всю свою жизнь Албукасис провел в халифате, жил и работал в своем родном городе, ставшем, по сути, пригородом Кордовы, и в столице халифата, причём имел обширную практику, в том числе при дворе халифов. В то же время он много ездил по стране и, как полагают, мог даже погибнуть во время междоусобиц, раздиравших халифат в ХI в.

Есть основания считать, что Албукасис был автором нескольких медицинских сочинений. Самое главное из них – тридцатитомный труд «Руководство для того (врача), кто не в состоянии составить (таковое)», по-другому его называют «Книга аз-Захрави » («Китаб Аз-Захрави»). Этот огромный труд посвящен медицине и хирургии. Во второй половине XII в. он переведен на латынь и стал настольной книгой для хирургов раннего Средневековья; в 80-х годах прошлого столетия он был переведен и издан на русском языке.

Образованный и знающий врач, занимавшийся, по традиции, врачеванием самого широкого круга болезней, Аз-Захрави особенно высоко ценил и довольно часто использовал хирургические методы лечения. В отличие от других средневековых арабских врачей, он считал хирургию важной составной частью медицины: об этом убедительно свидетельствует его хирургический трактат. Начиная свое изложение хирургии, Аз-Захрави предупреждал, что хирург должен хорошо знать анатомию. В связи с этим он цитировал Гиппократа, который, по его словам, говорил, что врачей по званию много, а по умению – мало, и особенно в хирургии.

Аз-Захрави сформулировал тактику хирурга – четыре способа борьбы с кровотечением: при помощи прижигания; путем отсечения артерии, если она будет крепко перевязана; при помощи прикладывания кровоостанавливающих средств и плотного бандажа. Знание этих способов остановки кровотечения было обязательным для врачей, занимавшихся хирургической практикой. Знать и уметь оперировать на кровеносных сосудах было важно еще и потому, что одним из широко использовавшихся тогда лечебных методов было кровопускание. Можно добавить, что умение бороться с кровотечением, накладывать лигатуры на кровеносные сосуды помогало Албукасису успешно лечить сосудистые аневризмы.

Существенной частью хирургической операции было наложение швов. Одним из приоритетов Албукасиса в хирургии было применение им для сшивания тканей кишечных нитей (фактически современного кетгута): уже тогда он установил, что эти нити впоследствии рассасывались без какого бы то ни было следа.

В борьбе с нередким тогда осложнением ран – гангреной, особенно если она поражала раненую конечность, Аз-Захрави советовал как можно раньше прибегать к ампутации. Кроме того, он много и успешно занимался лечением глазных болезней, особенно глазной хирургией. Он первым, по-видимому, применил термин «катаракта», занимался исследованием этого заболевания, успешно лечил его.

Составляя свой хирургический трактат, Албукасис включил туда ряд операций, известных ему по описаниям древних врачей, но не использовавшихся им в своей практике. Из других оперативных вмешательств Альбукасис иногда применял трепанации (хотя и советовал соблюдать при этом величайшую осторожность), производил латеральное камнесечение (как правило, слева), пункции при водянке живота и др.

При проведении хирургических вмешательств Аз-Захрави употреблял самые различные хирургические инструменты. Ему принадлежит описание (и весьма демонстративные рисунки) около 200 разнообразных хирургических инструментов. Несмотря на то, что Аз-Захрави был незаурядным хирургом, он всегда очень осторожно подходил к использованию хирургических методов лечения, рекомендуя тщательно взвешивать последствия их применения. Основой для написания хирургического трактата Аз-Захрави послужили сочинения древних врачей и, конечно же, большой собственный опыт.

Труд Аз-Захрави, который словно бы связал античную хирургию и хирургию средневековой Европы, в течение нескольких столетий оставался авторитетным руководством для всех, кто занимался оперативным лечением человеческих болезней, а сам Аз-Захрави был своеобразным символом средневековой арабской хирургии.

По материалам книги «История медицины и хирургии », М. Б. Мирский, 2010.

Подготовил Махач Гитиновасов

Вторая половина X века является «золотым периодом» в истории Кордовского халифата. В правление халифов "Абд ар-Рахмана III (912-961), Хакама II (961-967) и Хишама II (976-1009) наблюдается расцвет во всех известных к тому времени областях знаний, но, пожалуй, самое большое развитие в это время получила медицина. В этот период в Кордовском халифате практиковало много известных врачей разных специальностей.

Среди них можно назвать Йуниса ибн Ахмада Аль-Харрани и его двух сыновей — Ахмада и Умара, Яхйу ибн Исхака, Сулаймана Абу Бакра ибн Таджа, Ибн Умм Ал-Банина, Са"ида ибн "Абд Раббихи, Абу "Абд Аль-Малика Ас- Сакафи, "Абд Ар-Рахмана ибн Исхака ибн Хайсама, Абу Давуда Сулаймана ибн Джулджула и др.

Однако особое место среди них занимает Абу Аль-Касим Халаф ибн "Аббас аз-Захрави (известный в средневековой Европе как Абулкасис или Албукасис), уроженец основанного халифом "Абд Ар-Рахманом III города Аз-Захра", неподалёку от Кордовы. Аз-Захрави родился в городе Аз-Захра около 936 г., недалеко от Кордовы, столицы Кордовского халифата (территория современной Испании), в семье состоятельного араба, связанного с окружением халифа. Не исключено, что медицинское образование он получил в действовавшей в Кордове академии (университете), где он впоследствии, очевидно, и преподавал. Известно, что в течение всей своей жизни он пользовался сокровищами крупнейшей в средневековые времена Кордовской библиотеки, насчитывавшей тогда более 250 000 рукописей, а возможно, и рукописями из 70 других публичных библиотек Кордовского халифата.

Во всяком случае, всю свою жизнь Албукасис провел в халифате, жил и работал в своем родном городе, ставшем, по сути, пригородом Кордовы, и в столице халифата, причём имел обширную практику, в том числе при дворе халифов. В то же время он много ездил по стране и, как полагают, мог даже погибнуть во время междоусобиц, раздиравших халифат в ХI в. Есть основания считать, что Албукасис был автором нескольких медицинских сочинений.

Самое главное из них - тридцатитомный труд «Руководство для того (врача), кто не в состоянии составить (таковое)», по-другому его называют «Книга аз-Захрави» («Китаб Аз-Захрави»). Этот огромный труд посвящен медицине и хирургии. Во второй половине XII в. он переведен на латынь и стал настольной книгой для хирургов раннего Средневековья; в 80-х годах прошлого столетия он был переведен и издан на русском языке.

Образованный и знающий врач, занимавшийся, по традиции, врачеванием самого широкого круга болезней, Аз-Захрави особенно высоко ценил и довольно часто использовал хирургические методы лечения. В отличие от других средневековых арабских врачей, он считал хирургию важной составной частью медицины: об этом убедительно свидетельствует его хирургический трактат.

Начиная свое изложение хирургии, Аз-Захрави предупреждал, что хирург должен хорошо знать анатомию. В связи с этим он цитировал Гиппократа, который, по его словам, говорил, что врачей по званию много, а по умению - мало, и особенно в хирургии. Аз-Захрави сформулировал тактику хирурга - четыре способа борьбы с кровотечением: при помощи прижигания; путем отсечения артерии, если она будет крепко перевязана; при помощи прикладывания кровоостанавливающих средств и плотного бандажа.

Знание этих способов остановки кровотечения было обязательным для врачей, занимавшихся хирургической практикой. Знать и уметь оперировать на кровеносных сосудах было важно еще и потому, что одним из широко использовавшихся тогда лечебных методов было кровопускание. Можно добавить, что умение бороться с кровотечением, накладывать лигатуры на кровеносные сосуды помогало Албукасису успешно лечить сосудистые аневризмы.

Существенной частью хирургической операции было наложение швов. Одним из приоритетов Албукасиса в хирургии было применение им для сшивания тканей кишечных нитей (фактически современного кетгута): уже тогда он установил, что эти нити впоследствии рассасывались без какого бы то ни было следа.

В борьбе с нередким тогда осложнением ран - гангреной, особенно если она поражала раненую конечность, Аз-Захрави советовал как можно раньше прибегать к ампутации. Кроме того, он много и успешно занимался лечением глазных болезней, особенно глазной хирургией. Он первым, по-видимому, применил термин «катаракта», занимался исследованием этого заболевания, успешно лечил его. Составляя свой хирургический трактат, Албукасис включил туда ряд операций, известных ему по описаниям древних врачей, но не использовавшихся им в своей практике.

Из других оперативных вмешательств Альбукасис иногда применял трепанации (хотя и советовал соблюдать при этом величайшую осторожность), производил латеральное камнесечение (как правило, слева), пункции при водянке живота и др. При проведении хирургических вмешательств Аз-Захрави употреблял самые различные хирургические инструменты.

Ему принадлежит описание (и весьма демонстративные рисунки) около 200 разнообразных хирургических инструментов. Несмотря на то, что Аз-Захрави был незаурядным хирургом, он всегда очень осторожно подходил к использованию хирургических методов лечения, рекомендуя тщательно взвешивать последствия их применения.

Основой для написания хирургического трактата Аз-Захрави послужили сочинения древних врачей и, конечно же, большой собственный опыт. Труд Аз-Захрави, который словно бы связал античную хирургию и хирургию средневековой Европы, в течение нескольких столетий оставался авторитетным руководством для всех, кто занимался оперативным лечением человеческих болезней, а сам Аз-Захрави был своеобразным символом средневековой арабской хирургии.

По материалам книги «История медицины и хирургии», М. Б. Мирский, 2010.

Подготовил Махач Гитиновасов

Альбукассис, один из величайших хирургов своего времени, родился недалеко от испанского города Кордова, некогда входившего в состав исламского Халифата на протяжении 600 лет. Его Энциклопедия хирургии служила стандартным рабочим материалом по предмету во всех университетах Европы в течение порядка пяти сотен лет.

Мусульманские ученые Авиценна, Ар-Рази и Аль-Захрави Абуль-Касим (также известный под именем Альбукассис или Аль-Захрави) являются первыми из числа тех, кто приложили все свои усилия и знания в области медицины. Они явили миру жемчужины научных достижений, которые и по сей день являются важными источниками в области врачевания и медицинской науки в целом.

Аль-Захрави Абуль-Касим Халяф ибн Аббас (Абуль-Касис или Альбукассис) появился на свет в городке Мадинатуль-Захра неподалеку от испанского города Кордова в 936 г. и покинул этот мир в 1013 г. Он происходил из племени Ансар на Аравийском полуострове, которое ранее переселилось на территорию Испании. Его выдающимся вкладом в науку врачевания (медицины) можно считать созданную им энциклопедическую работу под названием «Ат-тасриф ли манн аджиза ан ат-талиф» в тридцати трактатах. Его Ат-тасриф, завершенный около 1000 г. от по его собственным словам, стал результатом почти пятидесятилетнего медицинского образования и практического применения навыков.

Ат-тасриф — это иллюстрированное практическое пособие по медицине и хирургии. Даже из сокращенного варианта энциклопедии в 1500 страниц, можно понять, что Альбукассис был не только медицинским ученым, но и великим врачевателем и хирургом. Эта работа оказала огромное влияние на хирургию, и продвинуло эту область науки далеко вперед на территории Европы. Ат-тасриф включает в себя 30 лекций, и предназначался для студентов медицинских колледжей и практикующих врачей, для коих он был просто незаменимым другом и помощников в возникавших разнообразных затруднительных ситуациях, так как в этой энциклопедии можно было получить ответы практически на все вопросы по клиническим проблемам. В Ат-тасрифе содержится самый ранний в истории рисунок хирургических инструментов. Около двухсот рисунков проиллюстрированы и описаны. В местах использования инструмента изображена сама процедура хирургической операции. Лекции 1 и 2 были переведены на латинский язык как «Liber Thoricae», которые были отпечатаны в Аугсбурге в 1519 г. В них Альбукассис классифицировал 325 болезней и объяснил их симптоматологию и лечение. На странице 145 он впервые в истории медицины описал геморрагическую болезнь, передающуюся от незараженной женщины ребенку мужского пола, сегодня мы называем это гемофилией. Лекция 28, затрагивающая вопросы фармацевтики, была переведена на Латинский язык не ранее 1288 г. под названием «Liber Servitoris». Из всех лекций Ат-тасрифа Альбукассиса Лекция 30 по хирургии стала наиболее знаменитой. Переведенная на латинский язык Герардом Кремоной (1114-1187), она подвергалась, по меньшей мере, десяти латинским переизданиям в промежутке между 1497-1544 гг. Последняя редакция этой Лекции была выпущена Джоном Ченингом в Оксфорде в 1778 г., которая содержит как оригинальный арабский текст, так и его латинский перевод на обратных сторонах страниц. Практически все европейские авторы текстов на тему хирургии от ХII до XVI столетий ссылались на хирургию Альбукассиса и сверяли свои труды с его сочинениями (копировали его сочинения). В их числе Роджер из Солерно (умер в 1180 г.), Гульельмо Салисефте (1201-1277), Ланфранчи (умер в 1315 г.), Онри де Мондевиль (1260-1320), Мондинус из Болоньи (1275-1326), Бруно из Калабрии (умер в 1352 г.), Ги де Шолиак (1300-1368), Валескус из Таранты (1382-1417), Николас из Флоренции (умер в 1411 г.), Леонардо да Бертапагати из Падуи (умер в 1460 г.).

300 страниц хирургии Альбукассиса представляют собой первую книгу подобного размера, целиком посвященную теме хирургии, которая также включает в себя тему зубоврачевания и тему, которую можно определить как хирургическая дерматология. В ней Альбукассис развил все аспекты хирургии и его различные ответвления: болезни уха, носа и горла, болезни головы и шеи, общая хирургия, акушерство (родовспоможение), гинекология; полевая (военная) медицина, урология и ортопедическая хирургия. Он разделил свои Лекции на три части: 1-я часть посвящена каутеризации (прижигание) (56 параграфов); 2-я — хирургии (97 параграфов) и 3-я — ортопедии (35 параграфов). В этой связи не вызывает удивления, что Альбукассис пробудил в европейцах вдохновение (произвел неизгладимое впечатление) через арабскую медицинскую литературу и что эта книга заняла высокое положение как самый передовой учебный труд в западном христианском мире.

Серефеддин Сабункуоглу (1385-1468) был хирургом, проживавшим в Амазии в центральной Анатолии. Он написал свою книгу Джерахиййе-тул-Ханиййе в 1460 г. в возрасте 80 лет после многолетней службы в качестве главного хирурга в госпитале Амазии (Дарруссифа). Текст его работы был представлен на обозрение султану Мухаммаду Завоевателю, но вскоре рукопись была утеряна до его повторного появления в 1920-х годах. Эту книгу с натяжкой можно назвать переводом Ат-Тасрифа, но тем не менее помимо перевода он добавил в нее результаты собственных экспериментов и снабдил интересными комментариями к практическому применению, а каждая хирургическая операция в его работе подробно проиллюстрирована.

Вильям Хантер (1717-1783) использовал привезенные им из Алеппо арабские рукописи для своих исследований в области аневризма.

В университете шотландского города Глазго можно обнаружить статью с таким заглавием: «Вильям Хантер и его арабские исследования». Также в одной из глав биографии Вильяма Хантера, составленной сэром Чарльзом Иллингуортом, мы читаем ее название «История Вильяма Хантера», опубликованная в Эдинбурге Е.С. Ливингстоном в 1967 г. Глава 9, страница 58 была посвящена работе арабского ученого Альбукассиса, труды которого он изучал и будучи в поездке по Сирии привез на родину из Алеппо рукописи знаменитого Ат-Тасрифа.

Старейшая рукопись на тему медицины, написанная в Англии приблизительно в 1250 г., согласно британскому медицинскому журналу содержит поразительные свидетельства. Выноска к работам Альбукассиса:

«Эта интересная реликвия составляет свиток из 89 листов, написанный готическим шрифтом на латинском языке. Сия работа содержит в себе шесть отдельных трактатов, первая и самая важная из которых называется Хирургия Альбу-Масима (Альбукассис, Абулькасим). Она состоит из 44 листов, за исключением 3 утерянных. Можно утверждать с определенной долей уверенности, что на сегодняшний день это самая старая из сохранившихся книг, описывающая проблемы медицины, написанная в Англии». Нова Ветера, 8 июля 1939 г. страницы 80-81.

Таким образом, мы замечаем, что «Альбукассис был не только одним из величайших хирургов средневековой истории Ислама, но также и великим педагогом и психиатром. В своем Ат-Тасрифе он выделил детскому образованию и этике поведения за столом, учебному плану в школах и академической специализации существенную главу». Профессор С. Хамарнех (Науки о здоровье в Исламе).

В родном городе Альбукассиса Кордове можно обнаружить улицу, названную в его честь. В музее Калла Хурра, вблизи реки Вади аль-Кабир, в качестве экспонатов выставлены медицинские инструменты, которыми пользовался ученый. Отдавая должное достижениям этого великого ученого, профессор Фуад Сезгин сконструировал 200 хирургических инструментов отлитых в золоте, которые в свою очередь были выставлены в мадридском археологическом музее. А музей «Саентифико Андалусии» в Эль-Легадо опубликовал каталог с цветными фотографиями инструментов и рукописей Альбукассиса.

Post Views: 463

Posted in


© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины