20.07.2019

Врачи педиатры xx века. История педиатрии. Сергей Петрович Боткин


Педиатрия: определение, краткая история Система охраны материнства и детства Периоды детского возраста

Краткая история педиатрии.

П е д и атр и я (от греч. paid - ребенок и iatria - лечение) - самостоятельная область медицинской науки, которая изучает закономерности развития ребенка, причины, патогенез, клинические проявления, лечение и профилактику заболеваний детского возраста. Она наблюдает за ростом и развитием человека от рождения до подросткового возраста и является, таким образом, медициной растущего организма.

Истоки развития педиатрии как науки лежат в глубокой древности. Первые отрывочные сведения о здоровом и больном ребенке появились в трудах ученых Индии, Китая, Древнего Египта. Они содержали советы по вскармливанию и уходу за детьми, лечению некоторых заболеваний. Учение о ребенке получило дальнейшее развитие в трудах Галена, Абу Али ибн Сины (Авиценны). В «Каноне врачебной науки», содержащем все имеющиеся сведения о медицине того времени, Авиценна описал физиологию и патологию детского возраста, подчеркнул важность вскармливания детей, особенно новорожденных, грудным молоком. В XV-XVII вв. появились первые работы, в которых были описаны корь, коклюш, оспа. В 1650 г. был опубликован труд Ф. Глиссона о происхождении, профилактике и лечении рахита. В связи с высокой заболеваемостью и смертностью детского населения ученые начали усиленно изучать патологию детского возраста. Были изданы работы: «Опыт вскармливания и ухода за детьми от рождения до 3 лет», «Очерк о наиболее опасных детских болезнях», «Руководство по детским болезням». В труде «Гражданство обычаев детских» известный просветитель XVII в., выходец из-под Пинска, Е. Славенецкий рассматривал вопросы диететики, укрепления здоровья и лечебной помощи детям. Отдельная глава была посвящена физическому воспитанию детей. Гениальный русский ученый М. В. Ломоносов в своем трактате «О размножении и сохранении российского народа» выдвигал на первое место меры по увеличению рождаемости детей и сохранению жизни новорожденных. Повивальные бабки, проходившие подготовку в акушерской школе в г. Гродно, в повивальном институте, основанном княгиней Яблонской в местечке Семятичи, на медицинском факультете в университете г. Вильно, должны были знать не только анатомофизиологические особенности женского организма и внутриутробное развитие плода, но и владеть методом «приведения в чувство» новорожденных, родившихся в состоянии асфиксии. Значительное влияние на развитие педиатрии оказал профессор Н. М. Максимович-Амбодик. В двухтомном труде «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле» он описал вопросы ухода за ребенком и заболевания детей раннего возраста. Первый русский профессор-терапевт С. Г. Зыбелин в работе «Слово о правильном воспитании с младенчества» изложил правила вскармливания ребенка грудью, в своей деятельности большое внимание он уделял вопросам охраны здоровья детей. На территории Белоруссии, после присоединения ее к России, значительно расширились научные исследования по наиболее актуальным проблемам медицины. Ф. Римкевич, уроженец Могилева, один из самых крупных терапевтов (практиковал в Вильно), защитил диссертацию «Обсервация и эпикризы болезней, которые крупом называются» и написал ряд статей о методах диагностики детских болезней. Выдающаяся роль в развитии педиатрии принадлежит профессору-акушеру С. Ф. Хото- вицкому. Он составил первое русское руководство по детским болезням, названное им «Педиятрика», определил цели и задачи педиатрии. С. Ф. Хотовицкий впервые высказал мысль, что детский организм растет и развивается только по присущим ему законам и ребенок - это не уменьшенная копия взрослого.

В XIX в. происходит постепенное выделение педиатрии в самостоятельную дисциплину. Во Франции создаются первые ясли для детей, организуются первые детские консультации, в Париже, Петербурге, Москве открываются первые больницы для детей. На территории Белоруссии при хирургических, туберкулезных и глазных отделениях в губернских больницах выделяются отдельные детские палаты.

В конце XIX - начале XX в. во всех развитых странах педиатрия становится обязательным предметом преподавания на медицинских факультетах. С этого времени в Европе и России создаются педиатрические кафедры, научные центры, издаются журналы, руководства, монографии, научные статьи по вопросам педиатрии. С 1902 г. начинает работать Лига по борьбе с детской смертностью.

На территории Белоруссии в начале XX в. было несколько средних учебных медицинских заведений, которые внесли существенный вклад в подготовку медицинских работников среднего звена: фельдшерская школа в Могилеве, центральные фельдшерско-акушерские школы в Гродно и Вильно, специальная школа при городской больнице Приказа общественного призрения в г. Минске, годичные курсы по подготовке сестер милосердия при Общине сестер милосердия Красного Креста в Минске, повивальные школы в Минске и Гомеле, фельдшерско-акушерские школы в Витебске и Минске и др.

Подъем в развитии педиатрии в России связан с именами Н. Ф. Филатова и Н. П. Гундобина. Профессор клиники детских болезней Московского университета Н. Ф. Филатов (1847-1902) считается основоположником отечественной педиатрии. Ему принадлежат такие известные труды, как «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об инфекционных болезнях», «Лекции по желудочно-кишечным заболеваниям у детей». Крупнейший русский врач Н. П. Гун- добин (1860-1908), заведующий кафедрой педиатрии в Медико-хирургической академии, исследовал анатомофизиологические особенности детского организма. Свой многолетний труд он обобщил в монографии «Особенности детского возраста». Им было написано «Руководство по детским болезням». Н. П. Гундобин - организатор «Союза борьбы с детской смертностью».

Заболеваемость и смертность среди детского населения в то время были очень высокими, и для их снижения минские врачи А. О. Гурвич и Л. Ф. Яроцинский предложили организовать на территории Белоруссии ясли, приюты, детские консультации, родильные дома, молочно-питательные станции «Капля молока», создать филиал общества «Союз борьбы с детской смертностью в России». Детские больницы возникали исключительно по частной инициативе и содержались на благотворительные средства и пожертвования. Под влиянием требований общественности царское правительство в 1913 г. издало «Именной Высочайший указ Правительственному Сенату», в котором снижение детской смертности, охрана материнства и младенчества признавались проблемами государственного значения, но действие указа не было реализовано из-за Первой мировой войны.

В 1919 г., согласно постановлению, принятому правительством Советской Белоруссии, в Минске был создан Белорусский государственный университет (БГУ) с медицинским факультетом. В 20-е гг. XIX в. в Минске была открыта детская больница, которая стала в Белоруссии первым лечебно-профилактическим учреждением для детей, начала работать первая амбулатория, был открыт первый детский санаторий для лечения детей, страдающих костным туберкулезом. В 1922 г. в Москве был организован Государственный научный институт охраны материнства и младенчества. В его задачи входила подготовка сестер-воспитательниц, средних медицинских кадров, а также врачей по охране здоровья матери и ребенка. В последующие годы научно-исследовательские институты охраны материнства и детства были открыты в Ленинграде, Киеве, Минске и других городах. В 1930 г. медицинский факультет БГУ был реорганизован в Минский государственный медицинский институт, где был создан факультет охраны материнства и младенчества, готовивший детских врачей и акушеров-гинекологов. Его деканом стал первый профессор педиатрии в Белоруссии В. А. Леонов. В 1945 г. в Белорусском институте усовершенствования врачей открылась кафедра акушерства и гинекологии, а затем 1 -я и 2-я кафедры педиатрии. Для подготовки детских врачей при медицинских институтах были созданы педиатрические факультеты. В медицинских училищах начала проводиться подготовка медицинских работников среднего звена.

В развитие педиатрической науки крупный вклад внесли такие советские ученые, как А. А. Кисель (1859-1938), Г. Н. Сперанский (1873-1969), В. И. Молчанов (1868-1959), М. С. Маслов (1885-1961), А. Ф. Тур (1894-1974), Ю. Ф. Домбровская (1891-1978).

Профессор Московского медицинского института А. А. Кисель в своих работах основное внимание уделил изучению туберкулезной интоксикации у детей, профилактике и лечению туберкулеза.

Член АМН СССР Г. Н. Сперанский был одним из организаторов Государственного научного института охраны материнства и младенчества. Под его редакцией издан «Учебник болезней раннего детского возраста».

Профессор Московского медицинского института им. Сеченова В. И. Молчанов внес большой вклад в изучение патогенеза, клиники и лечение детских инфекционных заболеваний. Совместно с профессорами Ю. Ф. Домбровской и Д. Д. Лебедевым он опубликовал учебник «Пропедевтика детских болезней».

Профессор Ленинградского педиатрического института М. С. Маслов - основоположник нефрологии детского возраста. Под его редакцией изданы два сборника по детской нефрологии. Большое внимание в своих работах он уделял изменениям биохимических показателей, возникающих при различных заболеваниях.

Академик АМН СССР Ю. Ф. Домбровская научные исследования посвятила вопросам этиопатогенеза, клиники и лечения заболеваний органов дыхания в детском возрасте. Широкую известность получили ее работы, посвященные особенностям течения пневмоний у детей.

Крупнейший педиатр, академик АМН СССР А. Ф. Тур опубликовал многочисленные работы по вскармливанию детей раннего возраста. Им было написано ряд монографий и учебников по детским болезням.

Развитие и успехи педиатрической науки и практики детского здравоохранения в Белоруссии связаны с именами академика АН БССР В. А. Леонова, заслуженного деятеля науки БССР, лауреата Государственной премии БССР профессора И. Н. Усова, лауреата Государственной премии БССР профессора Р. Э. Мазо, профессоров Л. Г. Кожарской, Т. Н. Суковатых, М. И. Легенченко, Л. Н. Астаховой, И. В. Коршун и других ведущих педиатров.

Признан вклад белорусских ученых в фундаментальные научные исследования по наиболее актуальным проблемам педиатрии.

Заслуженный деятель науки БССР, вице-президент АН БССР В. А. Леонов (1889-1972) - один из основателей педиатрической школы Белоруссии. Под его руководством подготовлено свыше 70 диссертаций. Им было создано общество детских врачей Белоруссии. В. А. Леонов опубликовал свыше 100 научных работ, посвященных исследованию высшей нервной деятельности ребенка, эпидемиологии, патогенеза, клинической картины и лечения эпидемического цереброспинального менингита, роли микроэлементов в организме здорового и больного ребенка. В своих научных публикациях ученый показал необходимость обогащения пищевого рациона ребенка, беременной и кормящей женщины жизненно важными микроэлементами.

Неонатологами Белоруссии (Г. А. Калюжин, Г. А. Шишко, А. К. Устинович, В. К. Зубович, Л. Т. Ломако) накоплен большой материал по изучению физиологии и патологии периода новорожденное™, физического развитая доношенных и недоношенных детей. Проведены исследования по научному обоснованию наиболее рациональных схем вскармливания новорожденных. Многочисленные работы белорусских ученых посвящены особенностям деятельности сердечно-сосудистой системы, центральной гемодинамике у новорожденных из загрязненных радионуклидами районов, влиянию гестозов, гипоксии, гемолитической болезни новорожденных на функцию сердечнососудистой системы плода и новорожденного. Изучены механизмы нарушения функции дыхания у новорожденных. Белорусским научно-исследовательским институтом охраны материнства и детства разработана тест-система для тотального скрининга новорожденных на врожденный гипотиреоз.

Белорусские педиатры внесли вклад в развитие кардиологии детского возраста. Ими проведены многоплановые исследования возрастных изменений сердечно-сосудистой системы у детей в норме и при патологии, впервые выявлены особенности ЭКГ в детском возрасте. Изучено клиническое течение первичной артериальной гипертензии у детей, предложены рабочая классификация и корригирующие методы лечения артериальных гипер- и гипотензий, составлены нормативы АД с центральным отсчетом (И. И. Усов, Р. Э. Мазо, М. В. Чичко, Л. Т. Ломако, Л. М. Беляева).

Научные исследования в области детской гастроэнтерологии посвящены клинике, новым методам диагностики и лечению кишечных заболеваний в раннем возрасте, хронической патологии желудка и двенадцатиперстной кишки у детей старшего возраста (М. П. Шейбак, Л. В. Ерец, 3. К. Капитонова, Е. П. Сушко).

Изучение заболеваний органов дыхания всегда было в центре внимания белорусских педиатров. Основное место в их работах занимали вопросы течения пневмоний у детей раннего возраста, своевременная диагностика гемодинамических нарушений и наиболее эффективная терапия бронхолегочных заболеваний (Р. Э. Мазо, М. И. Легенченко, Т. Н. Войтович, Е. С. Гордей).

Детскими нефрологами изучены вопросы этиологии, патогенеза, клинической картины и современные методы лечения нефритов. Показана роль наследственной предрасположенности при гломерулонефритах. Описаны наследственные и врожденные заболевания почек, дефекты развития мочевых путей (И. Н. Усов, Н. Е. Савченко, Л. Г. Кожарская, А. В. Сукало).

Педиатры Республики Беларусь продолжают развивать научные идеи, плодотворно трудятся над актуальными проблемами современной педиатрии и внедрением достижений медицинской науки в детское практическое здравоохранение. Научные труды белорусских ученых хорошо известны за пределами республики и служат охране здоровья детей.

Работы Н. П. Гундобина и его многочисленных учеников значительно расширили знания педиатров о возрастных анатомо-физиологических особенностях у детей.

Такая работа Н. П. Гундобина и его учеников, как «Особенности детского возраста», не потеряла своего научного значения и в наше время.

После Н. П. Гундобина кафедру педиатрии в ВМА возглавил А.П.Шкарин. Он организовал при клинике молочную кухню, консультацию для грудных детей и отделение для детей грудного возраста, что позволило расширить разработку вопросов физиологии и патологии детей этого возраста.

Однако условия царской России не обеспечивали быстрого роста и расцвета педиатрии и гигиены. Профилактические детские учреждения, детские ясли и сады, создаваемые, как правило, на благотворительные средства, были единичными; медленно росла сеть детских больниц и поликлиник, условия жизни и обучения детей малоимущего населения продолжали оставаться очень тяжелыми.

После Великой Октябрьской социалистической революции большой вклад в развитие советской педиатрии внесла плеяда выдающихся ученых. Среди них можно назвать имена профессоров Московской школы. Это Александр Андреевич Кисель (1859-1931), ученик Н. И. Быстрова и С. П. Боткина, много сделавший для изучения ревматизма, хронических неревматических полиартритов, туберкулеза, малярии.

Наибольшую известность в ХХ столетии получили школы Г.Н. Сперанского и А.А. Киселя. Академиками РАМН М.Я. Студеникиным, ВА. Таболиным, Ю.Ф. Домбровской и их школами успешно проводились исследования болезней детей всех возрастов. Общепризнанными стали исследования детского хирурга Ю.Ф. Исакова и его учеников, показывающих мастерство во всех сферах оперативного вмешательства при заболеваниях детей.

Александр Андреевич Кисель (1859-1938 гг.) в течение 48 лет работал в детской Ольгинской больнице в Москве, был заведующим кафедрой детских болезней высших женских курсов, далее в ММИ научным руководителем Центрального института охраны здоровья детей. Он автор более 600 работ. Известный своими исследованиями детского туберкулеза (бугорчатки), разработкой активного метода борьбы с ним, организацией противотуберкулезной работы, пропагандой профилактического направления, Кисель ввел понятие «Хроническая туберкулезная интоксикация» и установил ее признаки, доказал ревматическую природу хореи. Большое внимание он придавал строгому соблюдению гигиенического режима дома и в школе - чистоте помещения, воздуха, питания и др. По его рекомендациям стали создаваться лесные школы. Особое внимание Кисель уделял лабильной детской психике, физкультуре, воспитанию положительных эмоций, развитию чувства красоты: «В нашем воспитании, - говорил он, - мало уделяется места развитию в ребенке чувства красоты».

Кисель призывал врачей опираться на широкое профилактическое мероприятие государственного характера, развивая социально-профилактическое направление и не только по отношению к больным, но и здоровым детям. «Предохранительные меры, - писал он, - особенно желательны по отношению к тем детям, которые пока имеют совершенно здоровый вид или у которых имеются очень незначительные изменения». «Наша задача - предупредить заболевание». Он также подчеркивал необходимость неустанной профилактической и лечебной работы между приступами или обострениями болезней. «Болезнь наносит вред человеку главным образом не во время коротких приступов, обострений (например при малярии), а во время очень продолжительных промежутков (межприступные периоды), которые могут тянуться не только месяцами, но даже годами», - считал А.А. Кисель.

Возникновение основного центра педиатрических исследований.

Перу Г. Н. Сперанского принадлежит учебник по этой патологии - «Учебник болезней детей раннего возраста», многие годы служивший главным руководством для врачей отделений новорожденных и патологии младшего возраста. В течение многих лет Г. Н. Сперанский был редактором журнала «Педиатрия» и возглавлял Всесоюзное научное общество детских врачей.

Георгий Нестерович Сперанский (1873-1969 гг.) - один из основоположников педиатров в СССР, член-корреспондент АН СССР, академик РАМН СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии. После окончания медицинского факультета Московского университета работал в клинике детских болезней у Н.Ф. Филатова, один из организаторов системы охраны материнства и младенчества, по его инициативе создан институт педиатрии АМН СССР; с 1932 г. Сперанский - заведующий кафедрой педиатрии Центрального института усовершенствования врачей. Он автор более 200 научных работ, им обоснованы методы вскармливания и ухода за детьми, антенатальной профилактики, лечения заболеваний плода и новорожденных. Ряд работ Сперанского посвящен респираторным и желудочно-кишечным заболеваниям детей, он разработал классификацию этих болезней. По его инициативе организован журнал «Педиатрия» и журнал по изучению раннего детского возраста, редактором которого он был.

Сперанский - председатель Всесоюзного общества педиатров. Ученый был почетным членом ряда научных обществ. В числе книг Г.Н. Сперанского - «Питание здорового и больного ребенка» (1959 г.), «Закаливание ребенка раннего и дошкольного возраста» (1964 г.).

А.А. Кисель и Г.П. Сперанский воспитали большую школу педиатров, среди которых В.Г. Таболин, В.А. Власов, З.А. Лебедева, А.А. Колотунин и многие другие.

В 1922 г. Н. А. Семашко возглавил первую в стране кафедру социальной гигиены на медицинском факультете Московского университета (с 1930 г.- Московский медицинский институт, с 1990 г. - Медицинская академия им. И. М. Сеченова) и руководил ею в течение 27 лет.

Н. А. Семашко был инициатором и главным редактором первого издания Большой медицинской энциклопедии (1927-1936).

В течение десяти лет (1926-1936) ой возглавлял детскую комиссию Всероссийского Центрального исполнительного комитета (ВЦИК).

В 1925 г. в Ленинграде открылся Институт охраны материнства и младенчества, который в связи с огромной потребностью во врачах педиатрах в 1935 г. был реорганизован в Ленинградский педиатрический медицинский институт.

В 1927 г. в Москве был основан Институт охраны здоровья детей и подростков, позднее преобразованный в Московский научно-исследовательский институт педиатрии и детской хирургии Минестерства здравоохранения РСФСР. Позднее научно-исследовательские институты были открыты в Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Казани, Свердловске, Горьком, Минске, Тбилиси, Баку, Алма-ате и других городах.

В 1979 г. в Москве открыт Всесоюзный научно-исследовательский центр по охране здоровья матери и ребенка Минестерства здравоохранения СССР. Он возглавляет все фундаментальные научные исследования по охране здоровья матери и новорожденного. Успехи в развитии системы охраны здоровья детей в СССР обусловлены достижениями отечественной педиатрической науки.

В центре внимания ученых всегда находились исследования по научным основам организации лечебно-профилактической помощи детям, изучение динамики физического и психомоторного развития, а также заболеваемости детей, научная разработка форм и методов педиатрической помощи, в том числе недоношенным детям и новорожденным, детям с рецидивирующими и хроническими заболеваниями органов дыхания, аллергическими заболеваниями, болезнями почек, желудка и кишечника, обменными нарушениями. Эти исследования послужили основой для разработки и внедрения противоэпидемических мероприятий системы пульмонологической, аллергологической, медико-генетической служб, создания специализированных центров.

История педиатрии на Западном Урале начинается с 1920 года, когда медицинский факультет Пермского университета избрал заведующим кафедрой детских болезней приват-доцента из Казани Павла Ивановича Пичугина, и 23 февраля 1920 года студентам четвертого курса медицинского факультета была прочитана первая лекция по детским болезням. В те годы в Перми не было не только детской больницы, но даже амбулатории, и наряду с преподавательской деятельностью П.И. Пичугин занялся организацией клинической базы кафедры.

7 октября 1923 года начала работать, созданная Пичугиным детская амбулатория. 34 года кафедра детских болезней, возглавляемая П.М. Пичугиным, работала по проблемам детского туберкулеза, аномалий конституции, хронических расстройств питания, ревматизма, глистных заболеваний. П.И. Пичугин воспитал несколько поколений врачей-педиатров. Созданная им клиника детских болезней по заключению наркомата здравоохранения была одним из лучших медицинских учреждений того времени. К 1929 году уже было подготовлено 25 врачей педиатров, окончивших ординатуру у П.И. Пичугина.

Под руководством профессора П.И. Пичугина опубликовано более 50 научных работ, защищены 3 кандидатских диссертации (Л.Б. Красик - 1938 год, Г.М.. Рутенберг - 1954 год, Р.А. Зиф - 1946 год), «Записки по детским болезням» П.И. Пичугина - один из первых советских учебников по педиатрии.

С 1954 года по 1972 год кафедрой детских болезней заведовал доцент Лев Борисович Красик. Л.Б. Красик родился 28 мая 1904 года; в 1926 году окончил медицинский факультет Пермского университета и был принят ординатором на кафедру детских болезней. 1 сентября 1931 года стал штатным ассистентом детской клиники. 9 марта 1938 года им была защищена кандидатская диссертация о венозном давлении у детей, 23 декабря 1938 года - присвоено ученое звание доцента. Это было трудное время: высокая заболеваемость, смертность детей, особенно от эпидемического и туберкулезного менингита. Кафедра оказывала огромную помощь области, работа требовала больших лабораторных знаний. Лаборантов не было. Кровь, мочу, спинномозговую жидкость Лев Борисович исследовал сам, обучая лаборантов и врачей. Одновременно с лечебной работой выполнял большую педагогическую – занятия, лекции.

В медицинской среде разразился нешуточный скандал вокруг известного немецкого педиатра Аспергера, в честь которого назван синдром, относящийся к аутическому спектру.

В ходе изучения архивных документов стало ясно, что врач Ганс Аспергер, именем которого в 1981 году был назван синдром расстройства психологического развития, был активным пособников нацистов во время Второй Мировой войны. Об этом стало известно в ходе изучения архивных документов.

Согласно им, Аспергер направлял детей-инвалидов в больницу «Ам Шпигельгрунд» в Вене, где им проводили эвтаназию. По некоторым данным в годы нацистского режима там были убиты около 800 детей, а возглавлял учреждение ученик и бывший подчиненный Аспергера Эрвин Екелиус.

Об этом рассказал историк Хервиг Чех, который изучает архивы, и утверждает, что педиатр был активным сторонником идеи нацистов о «расовой гигиене» и продвигал принудительную стерилизацию, которой подвергались люди с психическими и физическими отклонениями, а также эвтаназией для «неполноценных» детей.

Историк настаивает, что Аспергера и его лояльность нацисты оценили и даже продвигали по службе.

В своих утверждениях Чех основывается на огромных количествах изученных им публикаций и архивных записей того периода времени, а также личных записей врачей и истории болезней пациентов.

Один из таких документов, которые историк приводит в качестве доказательства - характеристика, выданная Гансу Аспергеру в ноябре 1940 года и в которой написано, что доктор «согласен с национал-социалистическими идеями в вопросах расовых законов и стерилизации», а также является «политически безупречным» с точки зрения гитлеровской политики. Более того, во время своих выступлений и лекций перед студентами Аспергер всячески подчеркивал свою идеологическую приверженность, о чем также имеются документальные записи.

«Аспергер смог приспособиться к нацистскому режиму и за свою лояльность был вознагражден продвижением по службе», - говорится в расследовании Чеха.

После падения фашистского режима доктор вернулся в свою университетскую клинику и продолжил работу. Его деятельность во время оккупации немцами Австрии длительное время замалчивалась. Впервые на свой опыт при нацистах Аспергер публично сослался в 1977 году.

Известно, что работа и открытия Ганса Аспергера оказали большое влияние на изучение расстройств аутистического спектра, которые он описал в 1944 году.

В 1981 году британский психиатр Лорна Уинг ввела понятие «синдром Аспергера» - назвав именем доктора расстройство психологического развития, при котором человек испытывает сложности с социализацией и невербальной коммуникацией, но у него нет заметного отставания в развитии речи и интеллекта

Аспергер умер в 1980-м году.

В связи с обнародованием скандальных данных активисты потребовали отказаться от названия «синдром Аспергера».

В Москве все знают детскую городскую клиническую больницу № 13 имени Филатова, знаменитую своими врачами и уровнем их подготовки. Но о самом Ниле Федоровиче Филатове, враче, основателе русской педиатрической школы, человеке, «над которым бессильна смерть» (как сказал один из его учеников, стоя над могилой своего учителя), нам известно крайне мало. В день его рождения, 2 июня, «Лента.ру» публикует интервью с доктором медицинских наук Галиной Микиртичан, в котором она рассказала о жизненном пути Нила Филатова и его вкладе в отечественную медицину.

«Лента.ру»: Как началась медицинская карьера Нила Филатова?

Галина Микиртичан: Из семи сыновей в его семье пятеро стали врачами, и медицина превратилась в семейное дело. Самым выдающимся из них был Нил Федорович Филатов.

В 1864 году он окончил институт (что-то типа гимназии) в Пензе и поступил на медицинский факультет Московского университета. Здесь он встретился со знаменитыми врачами того времени, оказавшими на него большое влияние. Прежде всего это профессор Григорий Захарьин - в его терапевтической клинике было выделено несколько кроватей для детей - и один из первых отечественных педиатров Николай Тольский. Именно благодаря Тольскому Нил Федорович выбрал своей профессией педиатрию.

Практический опыт Филатов получил, работая земским врачом в провинции, а затем с 1872 по 1874 год - за границей в клиниках Вены, Праги и Гейдельберга. Он произвел очень хорошее впечатление на многих профессоров, которые там работали. Примечательно, что именно Филатов стал одним из нескольких отечественных педиатров, упоминающихся в зарубежных руководствах по истории медицины.

В каком состоянии находилась российская медицина в то время?

Тогда еще не было отдельных кафедр и клиник детских болезней. Филатов пришел на кафедру акушерства, женских и детских болезней. Педиатрия еще не выделилась в самостоятельную науку, это произошло именно в 70-х годах XIX века благодаря плеяде первых отечественных педиатров, таких как Нил Филатов, Николай Гундобин, Карл Раухфус и ряда других.

В то время учение об анатомо-физиологических особенностях детского организма только формировалось. Клинические проблемы педиатрии рассматривались, но систематика, классификация детских болезней не были еще научно обоснованы. В детской практике уже использовались такие методы, как осмотр, перкуссия и аускультация, но методики изучения детской патологии, связанные с успехами биохимии, физики, микробиологии и другими достижениями медицины, способными изучить причины и механизмы развития заболеваний у детей, только разрабатывались. Следует отметить, что лишь во второй половине XIX века были открыты микроорганизмы, то есть стала понятна природа ряда инфекционных заболеваний.

Все это пришлось на период деятельности Нила Филатова, который способствовал актуализации и изучению насущных проблем детской медицины, поэтому он и считается одним из основоположников отечественной педиатрии.

Насколько отличалась российская педиатрия от западной в те годы?

Во Франции первая детская больница была открыта в 1802 году, в России - только в 1834 году, в Петербурге. Но нельзя сказать, что какая-то страна по уровню медицины была слабее, а другая сильно ушла вперед - везде были свои сильные и слабые стороны. Возможно, тому способствовало то, что начиная с XVIII века, все врачи, которые начинали заниматься научной и преподавательской деятельностью, должны были побывать в клиниках европейских стран - это было правилом того времени.

Уровень развития медицины везде был приблизительно одинаковый. Принципиально важным было изучение фундаментальной проблемы педиатрии - особенностей детского возраста, того, что ребенок - это не взрослый в миниатюре, что ему присущи анатомические и физиологические особенности, определяющие характер вскармливания, гигиенические рекомендации, диагностики и лечения разнообразной патологии детского возраста.

Все педиатры занимались проблемой детской смертности, потому что они, как ни один врач другой специальности, видели, как влияют на это условия, в которых жило большинство населения: бедность, плохое здоровье и тяжелый труд родителей, скудное питание, неблагоприятные жилищные условия и прочее.

Нил Филатов интересовался детской смертностью как клиницист. Известно, что наибольший вклад в детскую смертность тогда вносили детские инфекционные заболевания, такие как корь, скарлатина, дифтерия. Именно их Нил Федорович изучал, описывал, разрабатывал диагностику и лечение. Он стремился выявить ранние симптомы инфекционных заболеваний. Одним из первых он, вместе с Георгием Габричевским, стал применять противодифтерийную сыворотку. Это способствовало снижению детской смертности от такой коварной болезни, как дифтерия.

Пытался ли Филатов просвещать родителей, население в вопросах санитарии, улучшения жизни детей?

Конечно, как и все педиатры. Это неотъемлемая часть не только тех времен, но и наших дней. Педиатры выступали с лекциями, вели просветительные беседы, участвовали в работе благотворительных обществ, различных съездов. Филатов, как и другие врачи, старался пропагандировать среди населения правила рационального питания, воспитания, ухода за детьми.

В те времена, особенно в сельской местности, родители, уходя на работы в поле, могли оставить маленького ребенка на попечение стариков или старших братьев и сестер. Младенцев неправильно кормили, давали нажеванный хлеб или овощи, неразведенное и некипяченое молоко животных. С этим, конечно, боролся Нил Федорович, пытался всячески просвещать родителей.

Это могло дать какие-то позитивные результаты?

Только в случае принятия действенных мер по улучшению условий труда и быта. Педиатры понимали, что научно обоснованные рекомендации по гигиеническому воспитанию и профилактике заболеваний сами по себе не помогут, если уровень жизни подавляющего большинства населения останется низким. Недаром самые известные педиатры в начале XX века выступали за то, чтобы государство взяло на себя ответственность за здоровье детей.

Благотворительность хоть и была довольно широко распространена, но не могла охватить всех нуждающихся. Сохранились описания, в каких ужасающих условиях жили дети, и, конечно, это зависело в большинстве случаев не от педиатров, не от самих родителей, а только от властей.

В своем труде «Семиотика и диагностика детских болезней» он составлял инструкции для врачей о том, как проводить обследование детей, искать к ним подход. Получается, медики не владели такими знаниями?

Правильнее сказать, он описал схему подробного обследования больного ребенка.

Его учитель Захарьин ранее разработал схему обследования взрослого больного, что Филатова как клинициста очень привлекало, и он стал разрабатывать такую подробную схему уже для детей. До этого подобной систематичной, последовательной системы обследования ребенка не было.

Этот труд очень значим, он служил настольным руководством для многих поколений педиатров. Внимание к детальному обследованию, индивидуальным особенностям ребенка были очень важны, ведь болезнь можно установить только тогда, когда врачу известны все детали: в каких условиях живет ребенок, как у него возникло заболевание, чем он питается и так далее.

Филатов описал последовательность опроса матери. Причем он указывал, что надо учитывать характер матери, ее доверие к врачу, правдивость рассказа, и для этого следует задавать точные вопросы. В своей практической деятельности и на лекциях Нил Федорович уделял большое значение также и последовательному методу обследования: «Приступая к осмотру... ребенка, врач должен прежде всего подумать о том, чтобы сразу не напугать своего пациента... Всегда лучше, войдя в комнату больного, до поры до времени не обращать на него никакого внимания и, занявшись пока анамнезом, дать ему возможность присмотреться к новому человеку...» Все неприятные и тем более болезненные манипуляции Н.Ф. Филатов советовал производить в конце обследования.

Эта схема последовательного, детального обследования больного повсеместно принята всеми педиатрами, и студенты до сих пор изучают ее.

Филатов занимался инфекционными болезнями. Каких успехов он в этом достиг?

Он описал такие инфекционные болезни, как скарлатинозная краснуха, железистая лихорадка (которая сейчас называется инфекционный мононуклеоз), а также ранние признаки кори - отрубевидное шелушение на внутренней поверхности слизистой рта, которое наблюдается еще до возникновения сыпи. Сегодня этот клинический признак называется «пятна Бельского-Филатова-Коплика».

Также Нил Федорович описал осложнение при скарлатине - скарлатинозное сердце, которое нередко приводило к смерти. Кроме того, он обосновал формы проявления таких заболеваний, как затяжные и протекающие без лихорадки формы гриппа, скрытую малярию грудных детей, желудочно-кишечные заболевания, и как отдельную болезнь - ветряную оспу.

Он был одним из основоположников нового направления в педиатрии - невропатологии детского возраста. Нил Федорович описал синдромы при различных заболеваниях, связанных с нервной системой.

Кроме того, Филатов создал крупнейшую научную школу в педиатрии, которая пришла в советский период, - это знаменитые педиатры Василий Молчанов, Юлия Домбровская, Георгий Сперанский. Последний однажды сказал, что «все мы, педиатры, вышли из филатовского белого халата». Нил Федорович, безусловно, заслуживает признания как клиницист, тонкий диагност, уникальный специалист в области педиатрии.

Известно, что Нил Федорович, работая в больнице, очень сближался с детьми, много времени проводил с ними.

Он был заведующим кафедрой детских болезней в Московском университете и возглавлял клинику детских болезней. Одно то, что он написал уже упомянутый труд «Семиотика и диагностика детских болезней», говорит о его большой любви к детям. Он их очень хорошо понимал и даже сам слыл большим ребенком - увлекался спортом, шахматами.

Однажды он ждал приезда в клинику императора Александра III, и, чтобы скоротать время, решил прокатиться на велосипеде. В итоге он налетел на березу, проехав своим, как говорили, «великолепным орлиным носом» по коре дерева. В суматохе пришлось вызывать из Малого театра гримера, ему заштукатурили ободранный нос. Прибывшие вскоре император с супругой были в восторге от его клиники, но все время посматривали на его нос.

А самое важное в личности Филатова - его бескорыстие. Когда он приходил в семьи и видел бедность родителей, то приносил детям лекарства, игрушки, еду. Он понимал, что для ребенка очень важно психологическое здоровье. Сам он никогда этого не афишировал, но его ассистенты знали, что он помогает своим больным. В том числе и поэтому его очень любили и называли «другом детей».

Филатов умел расположить к себе и ребенка, и студента, его популярность в студенческих кругах была неимоверная. Во-первых, он был очень импозантен: яркие черные глаза, курчавая голова, высокий рост. На первых порах его лекции были необязательны для студентов. Но он так стремился делиться знаниями, что начал читать их на квартире, в воскресенье, в вечернее время, и они всегда очень хорошо посещались. Позже, когда он уже стал заведующим кафедрой и вел большую педагогическую работу, его лекции всегда проходили с аншлагом, потому что он очень четко, ясно, доходчиво и в то же время глубоко раскрывал каждую тему.

Можно наговорить много красивых слов об этике врача, а можно просто делать то, что считаешь нужным, использовать свои знания для облегчения страданий и выздоровления маленьких пациентов.

Фото: И. Гольденгершель / РИА Новости

Филатов умер в возрасте 55 лет. Активная медицинская работа подкосила его здоровье?

Он работал очень много. Помимо уже вышеперечисленного, он организовал Московское научное общество детских врачей. Это тоже требовало времени и сил: надо было проводить заседания, привлекать врачей, показывать больных, обсуждать проблемы, вырабатывать меры оздоровления детей, бороться с детской смертностью.

Помимо того он много работал и в клинике, Филатов не отказывал в консультациях и многих больных детей посещал на дому. Конечно, написание научных трудов, учебников и руководств тоже занимало время. Вся эта большая, интенсивная работа, конечно, могла сказаться на его здоровье.

В заключение подчеркну, что Нил Федорович Филатов был тонким диагностом и талантливым клиницистом. Его труды переиздавались десятки раз, были переведены на европейские языки. Своей деятельностью он поднял уровень российской клинической педиатрии, поэтому мы называем его одним из ее основоположников.

Для педиатрии в 20 веке характерно сочетание физиологического и профилактического направлений. Одним из ярких представителей этих направлений был А. А. Кисель (1859-1938), уделявший большое внимание вопросам гигиены и воспитания здорового ребенка, клинике рахита, туберкулеза у детей, ревматической инфекции и малярии, их профилактике и лечению. Большой заслугой А. А. Киселя является внедрение в профилактическую и лечебную практику и в быт ребенка естественных факторов: воздуха, воды и солнца.

Г. Н. Сперанский разработал клинику, профилактику и лечение острых расстройств пищеварения и хронических расстройств питания у детей раннего возраста, сепсиса новорожденных, пневмоний у детей грудного возраста и др. В. И. Молчанов (1868-1959) исследовал роль надпочечников в патогенезе токсических явлений при дифтерии и клинику паралича сердца при ней, связь между ревматическим эндокардитом и поражением сердца при скарлатине, эндокринные расстройства у детей.

М. С. Маслов (1885-1961) изучал биохимические особенности организма здорового и больного ребенка, патогенез пневмоний, острых и хронических расстройств питания и пищеварения у грудных детей, заболевания печени, почек, различные диатезы, токсические и септические состояния. А. А. Колтыпин (1883-1942) выдвинул оригинальную концепцию о фазности инфекционного процесса в связи с перестройкой нервной системы и общей реактивности организма под влиянием инфекционного начала. Огромная сеть детских учреждений - молочных кухонь, яслей, консультаций, детских домов, детских амбулаторий, больниц, санаториев, курортов - явилась материальной базой осуществления принципа профилактики в советской педиатрии. Поголовная фаговакцино-серопрофилактика значительно снизила заболеваемость детей корью, коклюшем, скарлатиной, дифтерией, дизентерией и другими инфекциями; диспансерное наблюдение обеспечило раннюю диагностику этих заболеваний.

В развитии педиатрии сыграл большую роль А. Черни (1863-1941, Германия). Он создал учение об экссудативном диатезе и обосновал взгляд на поражения кожи у детей как проявление общего заболевания организма, связанного с расстройством питания. Г. Коплик (1858-1927, США), независимо от Н. Ф. Филатова, описал ранний признак кори - отрубевидное шелушение слизистой оболочки щек (симптом Филатова - Коплика). Б. Вейль-Алле (1875-1957, Франция) написал около 200 работ по вопросам патологии детского возраста, охраны здоровья женщин и детей. Я. Бокаи младший (1858-1937, Венгрия) установил этиологическую связь между опоясывающим лишаем и ветряной оспой. Всемирную известность получили труды А. Ильппе (Финляндия) по физиологии и патологии новорожденных и недоношенных детей.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины