16.08.2019

Выполнение квоты по инвалидам. Квотирование рабочих мест для инвалидов. Регулирование потребностей граждан


Достаточно часто нашими клиентами задается вопрос о необходимости внесения платежей за невыполнение квот и о возможности признания данных платежей в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Предлагаем Вашему вниманию позицию КОРПУСА ПРАВА по данному вопросу.

В соответствии со статьей 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд без какой бы то ни было дискриминации и право на защиту от безработицы. Те категории граждан, которым наиболее сложно реализовать свое право на труд пользуются особой социальной защитой государства. Одним из способов обеспечения государством дополнительных гарантий гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе инвалидам, является установление квоты для приема на работу инвалидов. 1 Работодатели обязаны содействовать проведению государственной политики в области занятости населения и способствовать реализации конституционных прав граждан, то есть обязаны соблюдать установленную квоту для трудоустройства инвалидов и предоставлять в органы социальной защиты информацию о наличии вакантных рабочих мест и о выполнении квоты. 2 Механизм установления квоты, а также размер и порядок внесения платы за невыполнения квоты устанавливаются на уровне субъектов Российской Федерации 3 .

На территории г. Москвы порядок квотирования рабочих мест инвалидов установлен Законом г. Москвы от 12.11.1997 г. № 47 "О квотировании рабочих мест инвалидов в городе Москве" и Постановлением Правительства Москвы от 04.03.2003 г. № 125 - ПП "Об утверждении положения о квотировании рабочих мест в городе Москве".

Согласно статье 2 Закона г. Москвы "О квотировании рабочих мест в городе Москве", работодатели обязаны организовать рабочие места для инвалидов в пределах квот или внести в бюджет города Москвы обязательную плату за каждого неустроенного инвалида в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения. Платежи должны вноситься ежемесячно, в соответствии с пунктом 2.8 Постановления Правительства Москвы "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве".

Таким образом, квоты для приема на работу инвалидов, введены на территории г. Москвы надлежащим образом. Однако, правовая природа платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квоты неоднозначна. Указанные платежи не признаются, в соответствии с Законом г. Москвы "О квотировании рабочих мест в городе Москве", мерой ответственности за нарушение закона. Также, плата за непредоставление рабочих мест в пределах квоты не может быть признана налоговым платежом или сбором, так как не указана в перечне налогов и сборов, установленных на территории Российской Федерации 4 . Согласно пункту 1.5 Постановления Правительства Москвы "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве", квота считается выполненной в случае трудоустройства инвалида или уплаты суммы за нетрудоустройство, следовательно, плата за непредоставление рабочих мест в пределах квоты является альтернативным способом исполнения закона, предусмотренным самим законом.

В случаях, когда для выполнения квоты работодатель создает рабочие места в рамках специального проекта, утвержденного, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве", между работодателем и Фондом квотирования г. Москвы заключаются договоры на создание рабочих мест и получение субсидий. В этой ситуации между работодателем и Фондом квотирования г. Москвы возникают гражданские правоотношения, и плата за непредоставление рабочих мест в пределах квоты может быть квалифицирована как альтернативное обязательство 5 или как санкция за нарушение обязательств, в зависимости от условий договора.

В связи с тем, что правовая природа этих платежей не определена, их взимание со стороны государственных органов фактически не контролируется. Обусловлено это следующим:

  1. работодатель несет гражданско - правовую ответственность за уклонение от уплаты сумм за нетрудоустройство, только если между ними заключен договор на создание рабочих мест, в пределах, предусмотренных договором;
  2. налоговой ответственности, работодатель не несет, так как плата за непредоставление рабочих мест в пределах квот, как отмечалось выше, не является налогом или сбором, следовательно, если работодатель не уплачивает данные платежи, он не совершает налогового правонарушения 6 ;
  3. уголовной ответственности за невнесение данных платежей не возникает, так как уклонение от уплаты платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квот не попадает ни под один состав преступления 7 ;
  4. работодатель может быть привлечен к административной ответственности, однако следует иметь в виду, что работодатель привлекается к административной ответственности за нетрудоустройство, а не за уклонение от внесения платежей.
За непредоставление рабочих мест в пределах квоты, на работодателя могут быть наложены следующие санкции:
  • штраф от 5 до 50 МРОТ за нарушение законодательства о труде 8 (риск наложения этого штрафа наиболее велик);
  • штраф от 20 до 30 МРОТ за отказ в приме на работу инвалида в пределах квоты 9 (избежать этого штрафа возможно, отказав, например инвалиду не по причине отсутствия рабочих мест, а по тому, что его квалификация не соответствует требуемой; кроме того, большинство отказов в приеме на работу производиться устно, следовательно, доказать факт отказа будет сложно);
  • штраф от 30 до 50 МРОТ за непредставление сведений о наличии рабочих мест для инвалидов 10 (избежать этого штрафа можно, предоставляя необходимую информацию, так как положения закона о внесении платежей за невыполнение квот и о предоставлении информации - это два самостоятельных требования, таким образом, работодатель, может не вносить платежи, но предоставлять при этом информацию).
Следовательно, государственные органы не могут привлечь работодателя к ответственности за уклонение от внесения платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квот, а указанные выше штрафы могут быть наложены независимо от их внесения.

Кроме того, проверка правильности исчисления, уплаты и взыскание данных платежей напрямую не отнесены к компетенции какого - либо государственного органа. Налоговые органы не вправе проверять работодателей на предмет внесение платы за невыполнение квот, доначислять невыплаченные суммы, пени и взыскивать штрафы, так как налоговые органы могут следить только за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов 11 . Инспекция труда осуществляет только контроль за исполнением работодателями законодательства о труде 12 , которым является нетрудоустройство инвалидов, но не уклонение от уплаты платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квоты, следовательно, Инспекция труда вправе только налагать штрафы, но не взыскивать неуплаченные суммы. В функции Министерства здравоохранения и социального развития и Городской комиссии по квотированию г. Москвы взыскание данных сумм также не включено.

Таким образом, любые действия государственных органов по взысканию платежей за невыполнение квот или любые предписания государственных органов, обязывающие работодателей уплатить указанные платежи, можно обжаловать как ненормативные акты или незаконные действия государственных органов 13 .

Если работодатель все-таки вносит платежи за невыполнение квот, у него возникают вопрос с их признанием в качестве расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль. По мнению налоговых органов г. Москвы, указанные расходы не учитываются для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, так как не являются налогами и сборами, а представляют собой санкцию, наложенную государственными органами 14 . Однако, как рассматривалось выше, данные платежи не являются санкцией за нарушение закона, и, следовательно, могут быть признаны расходами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль, как другие обоснованные расходы 15 . Подтверждением их обоснованности будут непосредственно Закон г. Москвы "О квотировании рабочих мест в городе Москве" и Постановление Правительства Москвы "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве", то есть нормативные акты органов местного самоуправления, которые, в соответствии с прямым указанием федерального закона, устанавливают условия, размер, сроки и порядок внесения платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квот. Аналогичная позиция высказывается и в последних разъяснениях МНС РФ 16 и Минфина РФ 17 .

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Наличие обязанности по уплате платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квот не корреспондирует с наличием установленного законом механизма их принудительного взыскания, а также отсутствием ответственности за их неуплату;
  2. В случае взыскания этих платежей с работодателя государственными органами, он может оспорить действия государственных органов, основываюсь на том, что взыскание не относится к компетенции этих органов;
  3. Неуплаченная сумма платежей может быть взыскана с организации только по решению суда и только в размере суммы долга, пени и штрафы взысканы быть не могут;
  4. В случае внесения работодателем указанных платежей, уплаченные им суммы будут учитываться при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Ирина КОЧЕРГИНСКАЯ,
старший юрист Центра налогового планирования
"Корпус права"

  1. Пункт 1 статьи 13 Федерального закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", подпункт 15 пункта 1 статьи 4, пункт 2 статьи 20 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
  2. Пункт 1, 3 статьи 25 Федерального закона РФ "О занятости населения в Российской федерации"
  3. Статья 21 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
  4. Статьи 18-20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
  5. Статья 320 Гражданского кодекса РФ
  6. Пункт 1 статьи 114, статья 106 Налогового кодекса РФ
  7. Часть вторая Уголовного кодекса РФ
  8. Статья 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях
  9. Статья 5.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях
  10. Статья 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях
  11. Пункт 1 статьи 30 Налогового кодекса РФ
  12. Пункт 6 Положения "О федеральной инспекции труда", утвержденного Постановлением правительства № 78 от 28.01.2000 г.
  13. Постановление ФАС Московского округа от 09.04.2001 г. № КА - А 40 /1427-01
  14. Письмо УМНС по г. Москве от 27.04.2002 г. № 26-12/204833, Письмо УМНС по г. Москве от 31.12.2003 г. № 26-12/72532
  15. Статья 252, подпункт 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.
  16. Письмо Департамента налогообложения прибыли МНС РФ от 06.02.2004г. № 02-3-07/ 17
  17. Письмо Департамента налоговой и таможенно - тарифной политики Минфина РФ от 16.06.2004 г. № 03-02-05/1/55

Государством предусмотрены дополнительные гарантии для категории лиц с ограниченными возможностями. В частности, созданы специальные рабочие места для инвалидов. В связи с этим наниматели получили новые обязанности. Была усилена ответственность руководителей за несоблюдение установленных правил. Рассмотрим далее, как предоставляется квотируемое рабочее место, что это такое.

Нормативная база

Новая программа трудоустройства инвалидов была запущена с принятием ФЗ №11. Этот нормативный акт внес ряд изменений в другие правовые документы, действовавшие в этой сфере. В частности, корректировкам подверглись:

  • ФЗ №181, регламентирующий соцзащиту лиц с ограниченными возможностями;
  • КоАП;
  • ФЗ №1032-1, регламентирующий занятость населения в РФ.

Общая направленность внесенных изменений - содействие в трудоустройстве инвалидов. Кроме этого, была поставлена цель усилить ответственность нанимателей за нарушения предписаний.

Квотируемое - что это такое?

Разъяснение термина можно найти в официальных отраслевых нормативных актах. Квотируемые рабочие места для инвалидов представляют собой минимальное число должностей для лиц, которые особо нуждаются в соцзащите и испытывают сложности с профессиональной занятостью. Его устанавливают в процентах от среднесписочного количества сотрудников предприятий, учреждений либо организаций. Таким образом, руководитель должен зачислить в штат определенное число граждан с ограниченными возможностями. Устанавливая такой порядок, государство решает проблемы трудоустройства инвалидов.

Локальные документы

В прежнее время руководители предприятий и учреждений должны были выделять или создавать квотируемые рабочие места для инвалидов. С принятием закона у нанимателей появилась новая обязанность. В настоящее время они должны утверждать особые локальные нормативные документы. В таких актах должны присутствовать сведения о квотируемых рабочих местах.

Состав информации для уполномоченных служб

Ранее руководителям необходимо было каждый месяц направлять в органы занятости данные о наличии на предприятии свободных должностей и о том, как исполняется квота для трудоустройства инвалидов. В настоящий момент данная обязанность существенно расширена. Сейчас руководители предоставляют сведения:


Усиление ответственности

Существенные изменения были внесены в ст. 5.42 КоАП. В этой статье предусмотрена ответственность за нарушение прав лиц с ограниченными возможностями в области занятости. Ранее к руководителю могли применять санкции исключительно за отказ в приеме на работу инвалидов в пределах квоты. Наряду с этой ответственностью, появилась и другая. Сейчас наказание предусмотрено и за неисполнение обязанности по выделению либо созданию должностей для инвалидов согласно установленной квоте. Кроме этого, значительно увеличен размер штрафа, причем не только для нанимателей, но и для службы занятости.

Особенности утверждения актов

В соответствии со ст. 8 ТК, работодатели, кроме физлиц, которые не являются ИП, утверждают внутренние документы, в которых присутствуют положения трудового права. Следует напомнить ключевые правила их принятия:

  1. Утверждение локального акта осуществляется в рамках компетенции руководителя в соответствии с ТК и прочими отраслевыми юридическими документами, коллективными соглашениями;
  2. В предусмотренных в кодексе, федеральных и иных законах случаях, договорах, при принятии учитывается мнение выборного органа работников (при его наличии);
  3. Нормы внутренних документов, ухудшающие положение сотрудников в сравнении с определенными в ТК и прочих отраслевых актах, а также утвержденные без установленного порядка учета мнения профсоюза, применению не подлежат.

Необходимо сказать, что в законодательстве не предусматривается четкого перечня актов, которые должны быть на каждом предприятии в обязательном порядке. Отсутствуют и типовые формы внутренних документов. Их содержание и состав определяется каждым руководителем индивидуально.

Классификация документов

Традиционно выделяется три группы актов:

  1. Прямо предусмотренные в законодательстве. В таких случаях устанавливаются требования к срокам, сфере, пределам действия, содержанию, правилам разработки и другие;
  2. Предусмотренные в иных правовых актах, определяющих вопросы процедуры их утверждения и сущности;
  3. Не названные в документах, однако, активно применяющиеся в практике.

Утверждение норм с учетом нововведений

Не все руководители четко понимают, как именно следует применять установленные изменения, необходимо ли разрабатывать новые локальные документы или допускается корректировка уже принятых актов. В традиционный список, как правило, входят правила трудового распорядка на предприятии и штатное расписание. При этом первые могут содержать особенности регулирования деятельности в определенной компании, подробные разделы по зарплате, аттестации, режиму, правилам ОТ и другие. Некоторые руководители предпочитают принимать по каждому такому вопросу отдельный документ. Внесенные изменения в закон о соцзащите лиц с ограниченными возможностями обязывают нанимателей утверждать акты, в которых присутствуют данные о соответствующих свободных должностях. Вместе с этим, ФЗ не содержит каких-либо правил или порядка по их принятию. В связи с этим такие вопросы могут решаться руководителями самостоятельно. Так, к примеру, наниматель может внести новые положения в действующие на предприятии. Он может также разработать отдельные документы, например, Положение о квотируемых рабочих местах.

Важный момент

В соответствии с Указом президента от 07.05.2012 государство должно было обеспечить формирование до 14.2 тыс. квотируемых мест ежегодно с 2013 по 2015. Расходы, которые несет руководитель, могут компенсироваться службой занятости в ходе проектов по уменьшению напряженности на рынке. В 2011 году выплата нанимателям из федерального фонда на оснащение необходимым оборудованием рабочего места для конкретного гражданина составляла 50 тыс. руб.

Изменения в процедуре

Квотированные рабочие места создаются в рамках локального нормотворчества. Во внутренних документах руководитель предприятия должен предусмотреть ключевые этапы процедуры. Первой стадией выступает заключение договора. Соглашение подписывается между органами местной власти и предприятиями. В договоре, кроме общих данных, должна присутствовать следующая информация:

  1. Название должности.
  2. Категория лиц, для которых созданы квотированные рабочие места.
  3. Рекомендации медико-социальной экспертизы и санитарно-гигиенические требования по режимам и условиям осуществления деятельности.
  4. Источники финансирования.
  5. Ответственность стороны, не исполнившей договорные условия.

Приказ о квотируемых рабочих местах

Этот документ должен отражать следующие данные:

  • Число резервируемых мест.
  • Перечисление профессий, должностей, специальностей согласно штатному расписанию.

Необходимо учесть, что по ст. 20 Закона о соцзащите лиц с ограниченными возможностями, наниматели должны осуществлять резервирование в особом порядке. В частности, квотированные рабочие места должны создаваться в соответствии с профессиями, которые максимально подходят для привлечения к ним социально незащищенных граждан. В качестве основания будет выступать Перечень, утвержденный Постановлением №150 от 08.09.1993. В связи с тем, что квота устанавливается каждый год, приказ необходимо утверждать каждый раз после заключения очередного договора.

План мероприятий

Специальными называют рабочие места, которые требуют дополнительных мер по организации труда. К ним, в числе прочего, относят адаптацию вспомогательного и основного оборудования, организационного и технического оснащения, обеспечение необходимыми приспособлениями. При этом учитываются индивидуальные возможности лиц. Таким образом, следует разработать и утвердить план таких мероприятий. Трудоустройство инвалидов 1 группы может потребовать установки пандусов, расширения проемов. Зачастую возникает необходимость переоборудовать туалеты, предусмотреть дополнительные въезды на парковку. В остальном все процедуры проводятся как обычное трудоустройство. Для инвалидов 3 группы (первой или второй), как и для остальных граждан, в любом случае должны быть созданы безопасные условия. В плане нужно подробно расписать все мероприятия, указать срок их исполнения и ответственных лиц. В документе должна присутствовать информация и об источнике финансирования.

Сроки сдачи информации

Осуществляется по форме, разработанной территориальной службой занятости. Она же устанавливает сроки, в которые это необходимо сделать. К примеру, в Санкт-Петербурге информацию нужно предоставить не позже 15-го числа того месяца, который идет после отчетного. Форма, по которой сдаются сведения, утверждена Комитетом по занятости и труду. В Ростове-на-Дону информация предоставляется до 5-го числа месяца, идущего за отчетным. Руководители предприятий в Москве направляют данные каждый квартал, а не ежемесячно.

Выводы по законодательству

Изучив нормативную базу, можно сказать следующее:

  1. Руководитель предприятия, штат сотрудников в котором превышает 30 человек, должен предоставить квотированные рабочие места в количестве 4% от среднесписочной численности. Округление следует производить в сторону уменьшения до целого числа.
  2. При штате более 100 сотрудников, квотированные рабочие места могут создаваться и для несовершеннолетних. Однако здесь есть ограничение. Несовершеннолетние сотрудники не должны занимать больше 1% от общего числа квотированных мест.

"Пошлины"

Те руководители, которые не выполняют квоту, до 15-го числа каждого месяца вносит плату в городской бюджет за каждого нетрудоустроенного инвалида. Ее величина в Москве составляет прожиточному минимуму. Можно избежать уплаты такой "пошлины". В общем-то, в законодательстве не установлена ответственность за отказ от осуществления бюджетного отчисления. По ст. 5.42 КоАП штраф может грозить тем, кто отказал гражданину с ограниченными возможностями в трудоустройстве. Тем не менее задолженность по выплатам может быть взыскана в принудительном порядке. Кроме прочего, руководителю, не предоставляющему в установленные сроки необходимые сведения, грозит ответственность по ст. 19.7 КоАП.

Общий порядок

В течение месяца после госрегистрации в налоговой службе предприятие встает на учет в Центре квотирования. Это не требуется тем, кто внесен в реестр Фонда занятости. Следует отметить, что отсутствие факта регистрации в одном из указанных органов не освобождает руководителя от требования закона. То есть, он должен осуществить трудоустройство инвалидов 2 группы, равно как и первой или третьей.

Зачисление в штат родственников

Некоторые небольшие компании трудоустраивают своих близких, являющихся инвалидами. При этом таким родственникам, в общем-то, можно и не посещать предприятие. Им устанавливается определенная оплата, обычно МРОТ. Так соблюдаются предписания законодательства, а руководство, в свою очередь, избегает необходимости выплачивать "пошлину" за неисполненные квоты. Как правило, это практикуется в тех регионах, где выплата за непринятого в штат гражданина с ограниченными возможностями не более 1 МРОТ.

Уловки крупных компаний

Чтобы избежать необходимости выплачивать за нетрудоустроенных инвалидов, предприятия договариваются со специализированными организациями, обществами и оформляют нужное количество людей. Им также начисляется минимальная зарплата. Соответственно, посещать предприятие им тоже нет необходимости.

Спорные моменты

Согласно подп. 1 п. 2 статьи 24 Закона о соцзащите инвалидов, в обязанности нанимателя включено создание либо выделение соответствующих квоте рабочих мест. Однако осуществлять самостоятельный поиск нуждающихся граждан предприятие не должно. В связи с этим вполне вероятна такая ситуация, что руководитель готов принять на работу инвалидов, но заявок на трудоустройство ни от них самих, ни от исполнительных органов, ни от общественных организаций в течение установленного срока не поступило. В данном случае наниматель не виноват в том, что его предприятие не исполнило предписания законодательства. Тем не менее квота не будет выполнена. Соответственно, появляются основания для возникновения обязательной выплаты в бюджет. Из этого следует, что назначение "пошлины" не будет зависеть от причин, по которым граждане с ограниченными возможностями не трудоустроены на квотированные места. Вместе с этим наниматель не может отказать обратившемуся к нему лицу под предлогом, что вместо зачисления его в штат будет выплачена установленная сумма в бюджет. В этом случае руководитель будет привлечен к ответственности по ст. 5.42 КоАП.

Учет выплаты за неисполнение требований при налогообложении

НК не регламентирует данный вопрос и не содержит каких-либо указаний на этот счет. Однако есть разъяснения Управления Министерства по сборам и налогам в Москве в ответ на запрос от одного из предпринимателей. По мнению органа, выплата за каждого нетрудоустроенного гражданина-инвалида выступает в качестве санкции, которая накладывается на компанию за неисполнение ею условий квотирования рабочих мест для лиц, особенно нуждающихся в соцзащите. В связи с этим данные расходы не учитываются при исчислении налоговой базы по п. 2 ст. 270 НК.

Проводки

В ООО было трудоустроено 4 инвалида 2 группы. Свою профессиональную деятельность они исполняют дома. В этой связи, предприятию нет необходимости переоборудовать рабочие места для них. Зарплата каждого из них - 600 р. Налоговый вычет составит по ст. 218 НК 500 р. По ст. 239 ЕСН не выплачивается. Отчисление в ПФР осуществляется по ставке 14%, величина тарифа страхового взноса - 0.2%. В учете бухгалтер делает следующие записи:

Дб 20 Кд 70 2400 р. - начислена зарплата сотрудникам;

Дб 20 Кд 69 субсч. "Расчет с ПФР" 336 р. - взносы в ПФР;

Дб 20 Кд 69 субсч. "Расчет взносов на страхование" 2.88 р. - начислены страховые взносы.

Сумма расходов, учтенных при налогообложении прибыли, 2738.88 р.

По взносы на обязательное соцстрахование выплачиваются по тарифам и в порядке, установленным в ФЗ №17. За сотрудников-инвалидов 1-3 гр. начисление осуществляется в размере 60%.

Заключение

С января по декабрь 2011 года по программе трудоустройства инвалидов было заключено 11 тысяч договоров с предприятиями. В результате в штат было зачислено 10 730 человек с ограниченными возможностями. Для них, соответственно, были переоборудованы рабочие места, оснащены необходимыми техническими средствами. В целом, как показывает статистика, большинство предприятий исполняет установленные требования закона.

Если в вашей организации более 100 человек, то в нее обязаны принять инвалидов в количестве 2-4% от среднесписочной численности работников. Об особенностях квотирования рабочих мест для инвалидов в 2017 в столице и регионах эксперты рассказали в материале статьи.

Из статьи вы узнаете:

Найти работу в современных реалиях непросто. Даже высококвалифицированные специалисты порой вынуждены становиться на учет на бирже труда и подолгу обивать пороги рекрутинговых агентств. В зону риска по безработице в первую очередь попадают граждане предпенсионного возраста, новоиспеченные выпускники вузов, не имеющие практического опыта работы, и не только. Но сложнее всего найти работу людям с ограниченными возможностями.

Скачайте документы по теме:

Работодатели, как правило, неохотно принимают инвалидов на работу, желая избежать дополнительных проблем и расходов, связанных с созданием для них особых условий труда. Поэтому в деле поиска работы инвалиды, как и другие социально незащищенные категории работников, пользуются дополнительной поддержкой со стороны государства. Одним из инструментов такой поддержки стало квотирование рабочих мест.

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2017 году

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2017 году призвано обеспечить реализацию законного права инвалидов на труд. Механизм квотирования прост и понятен. Работодатели в процессе поиска и набора кадров сохраняют небольшое (по отношению к общему числу сотрудников) количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов. А при отсутствии вакансий - создают новые рабочие места, уведомив об этом службу занятости.

Квота выражается в процентах от среднесписочной численности работников, причем в федеральных нормах указывается только минимальное и максимальное значение - от 2% до 4%. Более точный размер квоты определяется нормами, действующими на территории конкретного региона.

Закон о квотировании рабочих мест для инвалидов: федеральные и региональные нормы

Законодательные нормы о квотировании рабочих мест в 2017 году делают трудоустройство инвалидов обязательным для многих учреждений и предприятий. На федеральном уровне действует два нормативных правовых акта:

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» №1032-1, утвержденный 19.04.1991г.;

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ от 24.11.1995г.

Именно эти документы определяют государственную политику в области защиты трудовых прав лиц с инвалидностью. О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов говорится в ст.21, 22 Федерального закона №181-ФЗ и в ст.13 Закона РФ №1032-1.

Кроме того, существуют региональные нормативы, актуальные для отдельных областей и населенных пунктов РФ. Например, на столичные предприятия распространяется действие ст.3 Закона г.Москвы № 90 от 22.12.2004г., устанавливающей самую низкую из возможных квоту рабочих мест для инвалидов на 2017 год - всего 2%. Аналогичный показатель утвержден и в населенных пунктах Московской области.

Но от региона к региону ситуация меняется. Так, организации Воронежской области должны соблюдать квоту в размере 4% от среднесписочной численности работников, а в Ростовской - 3%. Поэтому при определении актуальной для конкретного предприятия квоты нужно обращаться к региональному законодательству.

На региональном уровне прописываются и другие нюансы квотирования - рекомендованные сроки сдачи отчетности, особенности процедуры обустройства рабочих мест для инвалидов и т.д. Работодатели, попадающие под действе квот, обязаны ежемесячно информировать органы службы занятости о наличии свободных рабочих мест, выделенных для трудоустройства инвалидов, локальных актах, содержащих сведения о таких рабочих местах, и выполнении квоты (п.3 ст.25 Закона РФ №1032-1).


Скачать в.doc

Положение о квотировании рабочих мест для инвалидов в 2017 году утверждается в ходе стандартной процедуры. Типовых форм и шаблонов, рекомендуемых законодателем, не существует. Поэтому каждая организация разрабатывает «Положение» в пределах своей компетенции, руководствуясь общими нормами трудового права и действующими соглашениями.

«Квотирование рабочих мест для инвалидов»

Специально для сайта www.сайт

Синеокова Анна Юрьевна, Налоговый консультант

Вопрос: Какие существуют обязанности у организации в обеспечении занятости инвалидов? Сколько их должно быть в штате? Обязан ли сотрудник сообщать о том, что он инвалид? Порядок представления сведений для обеспечения занятости инвалидов в органы государственной власти (в том числе организациями, имеющими обособленные подразделения).

Ответ: В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон №181-ФЗ) федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации предоставляют инвалидам гарантии трудовой занятости путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности на рынке труда этой категории граждан.

В частности статьей 24 Закона №181-ФЗ предусматриваются следующие обязанности для работодателя в обеспечении занятости инвалидов:

  • создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
  • создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
  • предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

1. Создание и выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Действующим законодательством предусмотрена обязанность организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов (ст. 21, 24 Закона №181-ФЗ).

Размер указанной квоты определяется законодательством субъекта Российской Федерации и может составлять не менее 2 и не более 4 процентов к среднесписочной численности работников.

Статьей 1 Закона Санкт-Петербурга от 27.05.2003 №280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге» (далее - Закон № 280-25) установлено, что по городу квота составляет 2,5 процента к среднесписочной численности работников (для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек).

Необходимо отметить, что законодательством не установлены какие-либо условия в отношении квотирования рабочих мест в зависимости от группы инвалидности.

До 1 января 2005 года статьей 21 Закона №181-ФЗ было предусмотрено, что в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Ее размеры и порядок внесения определялись органами государственной власти субъекта РФ.

В частности, статьей 2 Закона №280-25 для организаций Санкт-Петербурга была предусмотрена ежемесячная плата за каждого нетрудоустроенного инвалида в размере величины прожиточного минимума.

Однако в связи с внесенными в Закон №181-ФЗ изменениями с 2005 года не предусмотрена замена законодательно определенной квоты ежемесячной платой за каждого нетрудоустроенного инвалида.

Данные положения были также исключены из законов субъектов РФ, и в том числе из Закона Санкт-Петербурга, как не соответствующие федеральному закону.

2. Создание инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида

При приеме на работу, а также во время работы гражданин не обязан (но может) уведомлять работодателя о наличии у него (установлении ему) инвалидности.

Статьей 65 Трудового Кодекса РФ установлен перечень документов, предъявляемых работником при заключении трудового договора. Данный перечень не содержит указания о необходимости представления документа, подтверждающих факт инвалидности работника.

Вместе с тем в указанной статье содержится оговорка о том, что в отдельных случаях Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления дополнительных документов при заключении трудового договора.

Например, при приеме на государственную гражданскую или муниципальную службу кандидат представляет медицинскую справку, подтверждающую отсутствие заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу РФ и муниципальную службу или ее прохождению (п. 7 Указа Президента РФ от 01.02.2005 №112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»).

Из изложенного можно сделать вывод, что при приеме на работу, не связанную с государственной гражданской или муниципальной службой, работник может не сообщать работодателю о наличии у него инвалидности.

Вместе с тем, если сотрудник желает воспользоваться предусмотренными для него льготами и гарантиями, он должен уведомить работодателя об инвалидности.

Форма такого уведомления законодательством не предусмотрена, поэтому данное уведомление может быть сделано в свободной устной или письменной форме.

Необходимо также приложить документы, подтверждающие инвалидность работника:

  • справку медико-социальной экспертизы (форма утверждена Постановлением Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2010 №1031н);
  • -индивидуальную программу реабилитации инвалида, далее - ИПР (образец формы утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 №379н).

Согласно ст. 11 Закона №181-ФЗ ИПР инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

В вышеперечисленных документах содержатся обязательные для работодателя данные по ограничениям к труду, необходимым для работника.

Согласно положениям ст. 11 Закона №181-ФЗ ИПР является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями (в том числе работодателями) независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Однако для самого работника-инвалида ИПР имеет рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Отказ может быть сделан в любое время в свободной письменной форме, поскольку законодательством РФ формы такого отказа не предусмотрено.

Таким образом, работник может не сообщать работодателю об инвалидности или отказаться от реализации своей ИПР на основании абз. 7 ст. 11 Закона №181-ФЗ.

Отказ инвалида от ИПР в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает работодателя от ответственности за ее исполнение (абз. 7 ст. 11 Закона №181-ФЗ).

Когда работник, которому установлена меньшая степень способности к выполнению трудовой деятельности, предоставил работодателю все подтверждающие документы, а также не отказался от реализации своей ИПР, работодатель обязан соблюсти требования ИПР, связанные с осуществлением работником труда (уменьшение тяжести, напряженности и (или) уменьшение объема работы и т.д.).

Следует обратить внимание на то, что информация о причинах инвалидности работника (общее заболевание, инвалид с детства, военная травма и т.д.) имеет значение для работодателя, поскольку в определенных случаях влияет на объем мер социальной защиты, предоставляемых инвалиду. В частности, работникам, ставшим инвалидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней.

3. Предоставление информации для организации занятости инвалидов

Работодатель обязан ежемесячно предоставлять органам службы занятости сведения о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов (п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», далее - Закон РФ №1032-1).

Порядок, сроки и формы подачи сведений о выполнении квоты определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 7.1-1 Закона РФ №1032-1).

Распоряжением Комитета по занятости населения Правительства Санкт-Петербурга от 01.02.2008 №10 утверждена ежемесячная учетная форма отчетов работодателей по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Указанная форма представляется в СПб ГУ «Центр занятости населения районов Санкт-Петербурга» в 2-х экземплярах по месту расположения организации не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Чтобы определить количество вакантных мест для заполнения данной формы, работодатель самостоятельно в пределах установленной квоты ежемесячно производит расчет количества рабочих мест для приема на работу инвалидов исходя из среднесписочной численности работников организации. Рассчитанный размер квоты уменьшается на количество занятых инвалидами рабочих мест. Округление значения размера квоты производится в сторону увеличения до целого числа.

Среднесписочная численность работников по состоянию на установленную дату определяется организацией в соответствии с Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения №П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», утв. Приказом Росстата от 24.10.2011 №435 (далее - Указания).

Необходимо отметить, что вышеуказанным Распоряжением Комитета по занятости населения Правительства Санкт-Петербурга от 01.02.2008 №10, а также иными нормативными актами, не предусмотрен особый порядок заполнения и представления учетной формы по инвалидам организациями, имеющими обособленные подразделения.

В частности, являются неурегулированными вопросы:

  • представляется ли учетная форма в районное отделение Центра занятости населения Санкт-Петербурга по месту нахождения каждого обособленного подразделения,
  • -определяется ли среднесписочная численность, и соответственно - количество вакантных рабочих мест, в целом по организации или отдельно по головной организации и каждому обособленному подразделению, находящемуся в других районах Санкт-Петербурга, а также в других городах и субъектах РФ.

Согласно устным разъяснениям, полученным в Комитете по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, организации, имеющие обособленные подразделения, представляют учетную форму в районное отделение Центра занятости населения по месту регистрации юридического лица. При этом в разделе 2 учетной формы указывается среднесписочная численность работников организации по г. Санкт-Петербургу.

Представление сведений в отношении квотируемых рабочих мест для инвалидов по обособленным подразделениям, находящихся в других регионах страны, осуществляется в порядке и сроки, предусмотренных законодательством этих субъектов Российской Федерации. Поэтому перед подачей таких сведений рекомендуется уточнить в региональном центре занятости форму и срок их предоставления.

Информация о местах нахождения, графике работы, справочных телефонах, адресах электронной почты органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия в области содействия занятости населения, представлена в Приложении №1 к Административному регламенту исполнения государственной функции контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты (далее - Административный регламент).

Непредставление или несвоевременное представление работодателем сведений (информации) в отношении количества вакантных рабочих мест для инвалидов, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, влечет административную ответственность - предупреждение или штраф в размере (ст. 19.7 КоАП РФ):

  • от 300 до 500 руб. для должностных лиц;
  • от 3 000 до 5 000 руб. для юридических лиц.

Следует отметить, что контролирующий орган по труду и занятости проводит в организациях проверки соблюдения требований законодательства о предоставлении инвалидам квотируемых рабочих мест. Порядок и сроки проведения административных процедур при реализации полномочий по осуществлению контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты регулируется Административным регламентом.

Основаниями для проведения внеплановой документарной проверки являются в том числе:

  • -невыполнение квоты для приема на работу инвалидов;
  • -поступление материалов органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных организаций, содержащих информацию о необоснованном отказе в приеме инвалида на работу в пределах установленной квоты;
  • -обращения граждан с жалобами на действия (бездействие) должностных лиц организации, выразившиеся в необоснованном отказе в приеме инвалида на работу в пределах установленной квоты.

Обращаем Ваше внимание, что работодатель не вправе отказать в заключении трудового договора инвалидам в пределах установленной законодателем квоты.

Отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц работодателя в размере от 2 до 3 тысяч рублей (ст. 5.42 КоАП РФ). Также предусмотрена административная ответственность для юридических лиц за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости в виде штрафа от 30 до 50 тыс. руб. либо приостановление деятельности компании на срок до 90 суток (ст. 5.27 КоАП РФ).

Однако сам факт наличия свободных рабочих мест для инвалидов или отсутствия среди работников организации инвалидов не является нарушением действующего законодательства о труде и об охране труда.

Налоговый консультант

Кому неизвестна проблема с трудоустройством, большинство людей пытаются улучшить свое финансовое положение путем поиска новой работы . Но как часто приходиться слышать такой ответ, как вы слишком молоды, у вас нет опыта работы или вам уже за 45.

А насколько трудней найти работу лицам с ограниченными возможностями, инвалидам или молодым специалистам? Есть образование, но опыта нет, и работодатель старается взять опытного работника. Никому не хочется тратить свое рабочее время на практическое обучение молодых специалистов. Для решения таких проблем государством предусмотрена программа по социальному квотированию рабочих мест .

Суть и необходимость

Вакансия, которую государство резервирует для малозащищенных слоев населения в целях трудоустройства, называется квотируемое место . Квота на рабочее место предоставляется на основании закона РФ и дополнительных постановлений на региональном уровне.

Так как социальная программа имеет государственную поддержку, работодатель обязан выделить рабочие места и взять на работу человека, подходящего под эту категорию.

Законодательное регулирование социальной программы

Предприятие согласно ст. 13 часть 2 ФЗ №1032-1 «О занятости населения» обязано резервировать рабочие места для людей, которые относятся к группе малозащищенные и инвалиды.

В регионах вносятся дополнительные поправки к закону о занятости граждан.

Учитывая возможности федерального бюджета, практически каждый регион составляет списки людей , которые нуждаются в социальной помощи по трудоустройству. Списки обновляются каждый год за счет данных статистики, которые получают с отделов кадров предприятий.

Исключение для предоставления квотируемых вакансий имеют предприятия:

  1. С опасным или вредным производством.
  2. Со штатом сотрудников меньше 35 человек.
  3. На грани банкротства или ликвидации.
  4. Специализированные производства для лиц с ограниченными возможностями.

Иностранцы, до 01.01.2015 года, имели право пользоваться в России квотой на предоставление рабочего места. Но в силу изменений закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» №115-ФЗ от 25.07.2002 года квоты для эмигрантов были изменены на условия получения патента или разрешения на работу.

Расчет количества мест

Число рабочих мест, предоставляемых по квоте, зависит от численности сотрудников на предприятии и процентного соотношения предоставляемой вакансии к общему количеству рабочих мест на данном производстве.

На предприятиях, фирмах, где численность сотрудников превышает 100 человек, число квотируемых мест должно составлять не менее 2%, в основном 4% от среднесписочного количества работников .

На предприятиях, где штат не превышает 100 человек, но не меньше 35 сотрудников, процент квоты не должен превышать 3 .

В соответствии со ст. 21 ФЗ №181 предоставление квотируемых мест гражданам с ограниченными возможностями обязательно для всех фирм и предприятий с численностью не меньше 35 человек .

Работодатели обязаны создать удобные условия труда для инвалидов, то есть рабочее место должно быть специально оборудовано . Также все выходы должны быть оборудованы пандусом для удобства передвижения работников на инвалидных колясках.

Учредители, предоставляющие льготные места для инвалидов, должны придерживаться определенных условий – это исключение ночных смен для инвалидов первой и второй группы, рабочее время не должно превышать 35 часов в неделю.

Для людей, поступивших на реабилитацию, должны предоставляться несложные задания и поручения. Не заставлять работать в праздничные, выходные дни, сверх нормированного рабочего времени.

Льготник имеет право взять отпуск без содержания сроком не более двух месяцев в удобное для него время года. Также работник, занимающий место по квоте, имеет право отказаться от предлагаемых условий труда, но тогда он, в письменном виде, должен объяснить, на каких условиях согласен работать.

Для устройства на работу инвалидам надо встать на учет в центр занятости, где специалисты предложат варианты льготных мест. Если таковых нет, то они будут сообщать об освободившихся вакансий. Если инвалид напрямую обращается на предприятие, то он должен представить справку об инвалидности и программу реабилитации . Специалист по кадрам, на основании предоставленных документов, определит, к какой группе льготников относится соискатель.

Работодатели обязаны предоставлять достоверные сведения в центр занятости о наличии мест для лиц с ограниченными возможностями и о том, как выполняются условия квоты на местах

Кто еще попадает под льготную категорию граждан

Зарезервированные вакансии предоставляются определенной группе граждан, в первую очередь — инвалидам. Также в эту категорию могут входить:

Региональные органы законодательства вправе сделать льготы или ввести квоту для данной категории людей.

Извещение для Центра занятости

Другие санкции могут быть применены по усмотрению регионального законодательства . Также на региональном уровне утверждаются списки граждан, попадающих под льготную категорию для предоставления квотируемых мест.

В Краснодарском крае правом на квотируемое рабочее место пользуются граждане следующих категорий :

  • несовершеннолетние от 14 до 18 лет;
  • уволенные с военной службы и члены их семей;
  • молодые люди (18-23 года), впервые ищущие работу после окончания средне-профессионального учреждения;
  • граждане, освобожденные до погашения судимости из мест лишения свободы;
  • лица, которые прошли курс лечения и восстановления от алкоголизма и наркомании;
  • многодетные и одинокие родители, воспитывающие детей-инвалидов или несовершеннолетних детей.

В Краснодарском крае, соответствующее право определяется законом от 8 февраля 2000 года №231-КЗ «О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае».

На основании федеральных и региональных правовых норм квота на вакансию устанавливается для предприятий, где численность от 35 и до 100 человек 2% для инвалидов , а где штат более 100 сотрудников 2% для инвалидов и 2% для других категорий граждан .

До 28 числа каждого месяца, все работодатели обязаны подать данные о квотируемых местах в учреждение «Центр занятости населения Кавказского района» Краснодарского края. Любое нарушение этого закона влечет ответственность за него по статьям 4.1.2 и 4.1.3 закона Краснодарского края от 23 июля 2003 года №608-КЗ «Об административных нарушениях».

В Московской области действует закон «О квотировании рабочих мест» от 25.04.2008 года №53/2008-ОЗ, где указаны граждане, которые имеют право на квоту:

  • дети-сироты;
  • несовершеннолетняя молодежь с 14 лет;
  • освободившиеся из мест наказания;
  • выпускники учебных заведений коррекционного направления;
  • молодые люди до 20 лет, окончившие учебные заведения и впервые устраивающиеся на работу.

Создание квотируемых рабочих мест является основной гарантией для лиц с ограниченными возможностями и других малозащищенных граждан. Ведь для многих это единственная возможность устроиться на работу и немного улучшить материальное положение.

Инвалиды обладают наибольшей защищенностью , так как их право на квоту зафиксировано на уровне федерального законодательства. Любой человек имеет право на достойную жизнь в современном обществе, поэтому государство оказывает поддержку для данной группы людей на федеральном и региональном уровне. Нарушение законодательных норм имеет последствия в виде штрафных санкций , указанных в КоАП РФ.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины