06.04.2019

Что нужно знать родителям о волевой недостаточности у детей. Гипобулия, гипербулия и другие расстройства волевой сферы и влечений


Традиционно в психологии собственно волевыми действиями называют действия, направленные на достижение сознательно поставленной цели и связанные с преодолением трудностей.

Исследователь. Иванников приводит такие характеристики волевого действия:

Осознанность, целенаправленность, преднамеренность, ее принимают к исполнению по собственному сознательным решением;

Основания (социальные или личные) для волевого действия существуют всегда;

Ее вызывает дефицит побуждения за активных условий или дефицит торможения во время сдерживания;

Требует дополнительного побуждения (или торможения) и заканчивается достижением поставленной цели.

Основные признаки волевых действий проявляются в следующем:

Сознательном преодолении препятствий на пути к достижению цели;

Конкурирующих мотивах;

Наличии волевого усилия.

Общие характеристики волевых действий являются:

Их выполняют на основании принятия сознательного решения;

Направленные на преодоление как внешних, так и внутренних трудностей;

Имеют определенное противоречие, которое заключается в борьбе мотивов с начала или в процессе их осуществления;

Могут обеспечиваться вспомогательным побуждением или торможением за счет изменения смысла действия и заканчиваться достижением цели.

Недостаточность побуждение к действию может возникать во время конкуренции слабого социального мотива с эмоционально привлекательным личностным мотивом тому подобное.

Побудительная (мотивационная) функция воли обеспечивает реализационную мотивацию действия, что является необходимым аспектом волевого акта при недостаточности (дефицита) реализационной мотивации действия, принятой человеком для обязательного исполнения.

Волевые действия человека также порождает намеренное изменение смысла действия. Например, желание идти в бой, рисковать своей жизнью возникает тогда, когда бой приобретает смысл защиты Родины, своей земли, родных и тому подобное. В волевых действиях новый вспомогательный мотив (предмет нового побуждение) может действовать только своей сенсотворчою функцией, а не побудительной. Иначе новый мотив может разрушить заданное действие, побуждая человека действовать по новым мотивом.

Итак, через специально организованное воздействие на человека можно изменить смысл их действия. Такое действие достигается благодаря новому значимом мотива или с помощью оценок и мнений других людей.

Вспомогательный смысл действия создается и через постановку более конкретной цели во время включения предложенного задания в другое условие, что сочетается с имеющимся у человека желанием, когда результаты действия становятся средством для реализации другого действия, то есть когда одно действие становится частью другой, более широкой.

Волю рассматривают как психическую реальность, которая имеет сознательно-регулятивную природу. Другими словами, воля - это единый, комплексный процесс психического регулирования поведения (действий, поступков) человека. Волевая регуляция поведения как регуляция побуждения к действию происходит на основе произвольной формы мотивации, когда человек намеренно и осознанно создает вспомогательные побуждение (торможение) к действию через изменение смысла действия. Волевую регуляцию во время самодетерминации понимают как последнюю стадию овладения человеком собственными процессами, которая заключается в овладении собственного мотивационного процесса через формирование новой высшей психической функции - свободы.

Волевую регуляцию поведения, все фазы сложной волевой действия связывают с особым эмоциональным состоянием, которое определяют как волевое усилие. Волевое усилие пронизывает все фазы волевого акта: осознание цели, оформление желаний, выбор мотива, плана и способов выполнения действия. Возникает волевое усилие каждый раз как состояние эмоционального напряжения, связанное с внешними или внутренними трудностями. Освободиться от него можно только либо отказавшись от преодоления препятствий, а следовательно, от цели, или же преодолев их путем волевого усилия.

Конкретное волевое действие может реализоваться в простых и сложных формах. В простом волевом акте побуждение к действию, направленное на более или менее осознанную цель, может непосредственно переходить в действие.

Простой волевой акт имеет две фазы:

Возникновение побуждения и осознание цели;

Достижение цели.

Другие научные подходы указывают на четыре фазы, а именно:

Принятие решения;

Исполнение решения.

Первые три этапа можно объединить единым названием «подготовительная звено», тогда 4-й этап будет иметь название «исполнительного звена». Для простого волевого действия характерно то, что никакой борьбы мотивов здесь не происходит.

Сложную волевую действие характеризует опосредованный осознанный процесс действию предшествует учет его последствий, осознание его мотивов, принятие решения, возникновение намерений ее осуществления, планирование. В сложном волевом действии можно выделить четыре основные фазы:

Возникновение побуждения и предварительная постановка цели;

Стадия обдумывания и борьба мотивов;

Принятие решения;

Исполнение решения.

Исследователи также доказывают, что сложное ВОЛЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ охватывает большее количество этапов, которые реализуются в такой последовательности;

Осознание цели и желание ее достичь;

Осознание возможностей достижения цели;

Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

Борьба мотивов и выбор;

Принятие одной из возможностей решения;

Осуществление принятого решения.

Процесс протекания волевого действия в реальных условиях всегда зависит от конкретной ситуации, поэтому различные фазы могут приобретать большей или меньшей тяжести, иногда концентрируя на себе весь волевой акт, иногда совсем нівелюючись. На самом деле любое волевое действие является избирательным актом, включающим сознательный выбор и принятие решения.

Первая фаза волевого действия начинается с возникновения побуждения, стремления. В зависимости от степени осознанности, стремление дифференцируют на влечения, желания, хотения.

Поезда - это мотивы поведения, которые представляют собой не дифференцированную, мало-усвідомлювану, беспредметную потребность. Если человек не знает, какой предмет удовлетворит его, не знает, чего она хочет, не имеет перед собой сознательной цели, она испытывает влечение. Пока человек находится под властью влечений, пока не поднялась над ними, у нее нет воли. И только когда возникает осознанная связь между влечением и предметом, который способен удовлетворить потребность, влечение «опредметнюється» и переходит в желание. Такое «упредметнювання» и является предпосылкой волевого акта. Предметы становятся объектами желаний.

Желание - это мотивы поведения, которым присуща достаточная осознанность потребностей. Желание есть опредметненим целенаправленным стремлением. Возникает желательность предмета, сложная взаимозависимость между предметом и желанием. Такая взаимозависимость играет существенную роль в зарождении регуляционного процесса. С этого момента начинается осознание потребностей, начинается процесс мотивации поведения. Зарождение желаний всегда означает возникновение и постановку цели. Желание переходит в подлинно волевой акт, когда к осознанию цели присоединяются установка на ее реализацию, направленность на овладение определенными средствами ее достижения, то есть когда возникает хотение.

Хотение - это осознанный мотив, целенаправленное стремление действовать определенным образом, преодолевать внешние и внутренние трудности ради достижения поставленной цели.

Вторая фаза волевого действия связана с борьбой мотивов. Обдумывание выбранной цели и средств ее достижения предусматривает взвешивание различных доводов за и против, требует оценки противоречивых желаний, анализа обстоятельств и тому подобное. Выбора выбранной цели свойственна борьба мотивов. Эта борьба предполагает наличие у человека внутренних препятствий, противоречивых побуждений, интересов, ценностей, которые сталкиваются, конфликтуя между собой. Волевое обсуждения и борьба мотивов заканчиваются принятием решения.

Третья фаза волевого действия связана с принятием решения, то есть окончательной постановкой сознательной цели. Обдумывание, осознание цели и ее выбор - различные ступени в волевом акте. Выбор цели требует не только оценки, но и приложения волевых усилий. С одной стороны, цель является идеальным образом результатов волевых действий, с другой - исходным пунктом движущей силы поведения. Завершение волевого действия возможно благодаря реальным действиям, перехода к исполнению.

Четвертая фаза волевого поведения - это выполнение принятых решений и намерений. Когда «борьба мотивов» завершена и решение принято, начинается настоящая борьба - борьба за исполнение решения. Это выполнение требует изменения действительности, человек сталкивается с реальными трудностями. В преодолении реальных препятствий существенное значение приобретает способность к волевому усилию.

Лишь в волевом поведении или поступка определяется ВОЛЯ человека.

Борьба мотивов является более сложным актом волеизъявления. Мотив является внутренней движущей силой поведения человека. Он состоит из представления и чувства, которое наполняет его эмоциональным содержанием. Одному представлению противостоит другое (или другие), поскольку соответствующие им чувства не всегда совместимы между собой. Душа человека превращается в арену для борьбы мотивов, которые могут согласовываться в принятии решения, а могут парализовать друг друга и вызывать состояние нерешительности. В такой внутренней борьбе происходит большая часть сознательной духовной жизни человека.

Волевой акт в собственном смысле предстает как решение, которое прекращает качания человека под влиянием сил отдельных мотивов. Основным свойством личности, связанным с выполнением волевого акта, является решительность. Решительный человек легче других выбирает путь действия, не попадая в ловушку несогласованности мотивов.

С. Л. Рубинштейн выделяет в волевом процессе четыре основные стадии (фазы), которые в сложном волевом акте предстают в развернутом виде, а в простом - в свернутом:

Возникновение влечения и предварительное установление цели;

Рассмотрения и борьбы мотивов;

Принятие решения;

Выполнение принятого решения.

Согласно определенной деятельности человека, волевой процесс можно описать термином «волевое действие», под которым понимают тот же волевой процесс, но в деятельностном контексте. Волевой является целенаправленное сознательное действие. Собственно из-за нее человек подчиняет свои импульсы сознательному контролю. Все признаки и качества воли проявляются в волевых действиях. Волевые действия тогда разделяют на простые и сложные, непроизвольные и произвольные.

Трудности и препятствия на пути достижения цели бывают двух видов: внешние и внутренние. Под внешними препятствиями понимают трудности самого дела, его сложность, экстремальные условия деятельности, сопротивление других людей. Внешние препятствия ограничивают свободу действий человека, но почти не влияют на свободу выбора и свободу желания. Внутренние помехи создают разнообразные поезда самого субъекта, которые мешают выполнить задуманное, когда, чтобы заставить себя работать, человек должен преодолевать леность, усталость, желание заниматься чем-то другим, более интересным. Преодоление препятствий требует от человека осуществления волевого усилия. Волевое усилие - это особое состояние психического напряжения, которое мобилизует физические, моральные и интеллектуальные силы человека.

Рассмотрим волевые состояния в последовательности, соответствующей структуре деятельности.

Состояние инициативности характеризуется активной переработкой поступающей информации, определением первоочередных проблем, постановкой наиболее значимых целей и определением путей их достижения. Состояние инициативности выражается в повышенной возбудимости к поиску цели. При наличии ряда целей первостепенное значение приобретает состояние решительности.

— мобилизованности на быстрый и обоснованный выбор цели и способов ее достижения. Состояние решительности связано с повышением эмоциональной и интеллектуальной активности психики. Решительность не только побуждается чувством, но и связана с подавлением различных эмоций, предвидением последствий будущих действий.

У различных людей состояние решительности имеет индивидуально-типологические особенности. Одни стараются каждое решение подвести под какую-либо одобренную обществом идею, принцип, схему («так принято», «так положено», «такова инструкция» и т. д.). Подчинение определенным принципам облегчает принятие решения. Однако при этом возникает возможность неадекватного поведения. Другие люди предпочитают при принятии решения плыть по течению, не вмешиваясь в ход событий, передоверяя решение окружающим.

Одна из индивидуально-типологических особенностей состояния решительности — быстрое, но необоснованное, импульсивное принятие решения. Это объясняется стремлением некоторых людей побыстрее избавиться от напряженного состояния борьбы мотивов. Под внешней решительностью здесь скрывается недостаточность волевой регуляции деятельности. Подлинная решительность требует относительно быстрого принятия твердого решения на основе учета преимуществ и недостатков всех альтернативных решений.

Однако несмотря на субъективные различия в состоянии решительности, имеются и объективные факторы, влияющие на процесс принятия решения. К этим факторам относятся дефицит времени, значимость действия, в пользу которого принимается решение, тип высшей нервной деятельности человека, особенности взаимодействия сигнальных систем. Так, при недостаточной регуляции первой сигнальной системы со стороны второй сигнальной системы человек проявляет суетливость, хаотичность при принятии решений, при недостаточной связи второй сигнальной системы с первой — излишнюю «теоретиза- цию», затянутость в принятии решения.

Психическое состояние неспособности быстро принимать решения — состояние нерешительности . Оно может быть проявлением особой психической пассивности личности, слабости нервных процессов, недостаточной их подвижности. Нерешительность не относится напрямую к свойствам какого-либо темперамента. Однако темперамент влияет на форму нерешительности. Настороженность у меланхоликов, затянутость у флегматиков, суетливость у сангвиников, импульсивность у холериков — таковы некоторые особенности принятия решений, определяемые темпераментом.

Нерешительность часто связана с недостаточной информированностью, отсутствием соответствующих умений и навыков, основная же причина нерешительности — наличие в данной ситуации равноценных противоборствующих мотивов. При этом отдельные люди склонны последовательно принимать разные решения, менять их, колебаться и даже принимать решение об одновременных разных действиях (метод проб и ошибок).

Отношение людей к своей нерешительности различно. Одни болезненно ее переживают, другие во всех случаях находят ей оправдание, а третьи не придают этому недостатку особого значения. Между тем нерешительность — отрицательное качество, требующее преодоления. Она может привести к нравственно отрицательным и противоправным последствиям (преступная бездеятельность и т. п.).

Целеустремленность как психическое состояние характеризуется сосредоточенностью сознания на наиболее значимых целях. Это состояние с физиологической точки зрения характеризуется возникновением доминанты, которая подчиняет все действия человека достижению поставленной цели.

Уверенность как волевое психическое состояние представляет собой высоковероятностное ожидание запланированного результата деятельности на основе учета исходных условий. Такое состояние в значительной мере определяет результативность деятельности. Оно состоит в объективной оценке обстоятельств, влияющих на исход деятельности, основано на четком осознании связей исходных данных с конечной целью, осознании (иногда интуитивном) ее достижимости, реальности. В силу этого возникает положительно-эмоциональное отношение ко всей деятельности по достижению данной цели, повышается физическая и психическая активность человека. Жизнерадостность и бодрость — спутники уверенности. Состояние уверенности зависит от владения средствами для достижения цели (предметом и орудием деятельности, знаниями, навыками, умениями и физическими возможностями).

Успешное завершение деятельности требует преодоления не только неуверенности, но и излишней самоуверенности, когда человек переоценивает свои возможности и недооценивает объективные трудности, вмешивается в дела, в которых он некомпетентен. Такое состояние может быть эпизодическим (возникающим в результате временных успехов) и доминирующим (возникающим в результате некритического отношения к себе).

Настойчивость как психическое состояние состоит в длительном преодолении трудностей, контролировании действия и направленности его на достижение цели. Избирательное отношение ко всему тому, что может содействовать достижению цели, — это проявление гибкости в преодолении препятствий. От настойчивости следует отличать упрямство — негибкость, некритическое отношение к деятельности.

В процессе деятельности на человека влияют различные стимулы, провоцирующие действие в нежелательном направлении. Торможение нежелательных действий есть состояние сдержанности. самообладания, требующего значительного волевого усилия. Эти усилия направлены на подавление возможных негативных эмоций.

Сдержанность не следует смешивать с бесчувственностью, эмоциональной невосприимчивостью. Сдержанность предполагает разумно обоснованную реакцию на сильные эмоциональные воздействия. Сдержанность — состояние, в котором проявляется тормозная функция воли, контролируется поведение.

Образ жизни человека, стиль его жизнедеятельности закрепляют у него определенные психорегуляционные качества, которые и принято называть волевыми свойствами личности (табл. 1). Эти свойства связаны с типом нервной деятельности человека и теми требованиями, которые предъявляются ему социальным окружением. Некоторые из этих требований переходят в убеждения личности и принципы ее поведения. У социализированной личности формируется чувство социальной ответственности — чувство долга, определенный нравственный идеал. Вс это служит обшей основой поведения индивида, определяет личностную ее направленность.

Таблица 1. Проявление волевых качеств личности на разных этапах сложного волевого действия

Волевые качества

Этапы волевого действия

Выбор цели, формирование модели желаемого результата

Борьба мотивов

Принятие решения. Программирование действия

Исполнение действия

Оценка результата

Сильная воля : целеустремленность, ситуативная адаптивность, решительность, настойчивость в целедостижении, критичность

Ясное осознание необходимости и возможности достижения планируемого результата

Обоснованное сопоставление возможных вариантов, нравственное предпочтение одного из них, личностная санкция предпочтительного варианта поведения

Окончательный выбор варианта повеления, формирование поведенческой программы с учетом всех существенных обстоятельств

Устойчивость исполнительских действий, их системная целедостигающая организация, преодоление психических и физических трудностей

Критическая оценка достигнутого результата, его соотнесение с мотивом совершенного поведенческого акта

Слабоволие

Слабое целеполагание, уход от возможных трудностей

Неспособность к всесторонней и обоснованной оценке вариантов

Необоснованный выбор поведенческого варианта без стремления к его выполнению

Неустойчивость исполнительских действий, быстрое истощение

Удовлетворенность любым достигнутым результатом, нежелание его усовершенствования

Повышенная внушаемость

Принимается внешне заданная цель без ее критического анализа

Отсутствует

Дается извне

Возможны модификации от интенсивных до слабых

Пониженная критичность

Упрямство

Объективно НС обоснованное

Отсутствует

Быстрое и необоснованное

Ригидные действия

Отсутствует

Степень необходимого волевого усилия для достижения целей определяется силой воли. Волевое действие - это процесс принятия решения. По форме волевое действие может быть простым или сложным. Простое волевое действие совершается тогда, когда потребность к действию почти автоматически переходит к самодействию. Сложное волевое действие происходит тогда, когда действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов действия (т.е. зачем это надо), принятие решения, составления плана действия. Волевая деятельность может проявляться по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей личности. Более внушаемые люди имеют низкую волевую активность, могут быть ведомыми в разных ситуациях. Также волевая активность нарушается в следствии психических заболеваний.

Нарушения волевой сферы

Психиатры к основным критериям нарушения воли относят такие расстройства психики, как:

  • Гипербулия. Является характерным проявлением маниакального синдрома. Характеризуется повышением воли и влечений.
  • Гипобулия . Понижение воли и влечений. Пациент погружен в себя и не может адекватно отвечать на внешние воздействия.
  • Абулия. Резкое снижение воли больного. Стойкое негативное расстройство, которое особенно характерно для шизофреников.
  • Галюцинарный ступор. Яркие галлюцинации полностью поглощают внимание пациента. Двигательная заторможенность, оцепенение, состояние ужаса на лице. Чаще всего наблюдается при психозах.
  • Депрессивный ступор. Выражается в обездвиженности вплоть до оцепенения на фоне тяжелой депрессии. Также на лице больного отмечается откровенная маска страдания, но никогда не бывает негативизма, мутизма и восковой гибкости.
  • Гебефренический синдром. Больной кривляется, строит рожи, показывает язык и т.п. Речь ускоренна, поведение в целом не адекватно ситуации.
  • Психогенный ступор. Может развиться после психической травмы, проявляется в двигательном оцепенении с аффектом недоумения и трагичности на лице. Как правило, длится недолго, проходит после разрешения психотравмирующей ситуации
  • Компульсивное влечение. Навязчивые влечения, которые пациент не в состоянии самостоятельно контролировать. Патологическая потребность заставляет удовлетворять даже асоциальные и аморальные желания.
  • Обессивное влечение. Возникновение желаний, которые больной в состоянии контролировать. Однако, отказ от удовлетворения потребности вызывает у пациента чувство страха и неудовлетворенности.

Также стоит учитывать, что препятствия для воли могут быть как внутренними , так и внешними . Внутренними препятствиями для оли могут стать следующие факторы:

  • внутренние отношения и установки;
  • депрессия;
  • общая усталость.

Внешние препятствия могут быть следующими:

  • время и пространство;
  • человеческий фактор.

Для преодоления как внешних, так и внутренних препятствий необходимо прилагать дополнительные усилия. Ресурсы, которые тратит человек на достижение своих целей посредством воли, должны быть компенсированны. Патология воли встречается у психически больных людей, они могут проявлятся в разных формах. Врачи выделяют полное безволие (абулия), повышенную волевую активность (гипербулию) и пониженную (гипобулию). Каждая из форм активности является крайней формой выражения воли.

Признаки нарушения волевой сферы

Нарушения волевой сферы также могут принимать за слабоволие, ведь человек при нарушениях этой сферы психики становиться ленивы и равнодушным ко всему. Причинами также могут быть следующие заболевания:

  • шизофрения;
  • черепно-мозговая травма;
  • инфекционное заболевание;
  • продолжительная стрессовая ситуация.

Внешними и явными признаками нарушений волевой сферы могут стать:

  • равнодушие к собственной внешности;
  • неопрятность;
  • нечистоплотность;
  • апатия;
  • замкнутость.

Лечение нарушения волевой сферы

Чтобы вылечить нарушения волевой сферы, необходимо выяснить причину, стоящую за ней. Причиной могут являться такие заболевания, как:

  • Маникальный синдром;
  • депрессивный синдром;
  • обессивно-фобический синдром;
  • психопатии;
  • алкоголизм;
  • наркомания.

Нарушения могут быть связаны как с психическим заболеванием, так и с обычной усталостью и начальным этапом развития депрессии. Своевременное лечение сводит к минимуму проявление нарушений волевой сферы . Врачи-психиатры используют современное и безопасное медикаментозное лечение и психотерапию, что позволяет уменьшить проявления болезни.

Представленный материал предназначен для педагогов основной школы, социальных педагогов, школьных психологов. Будет полезен студентам психолого-педагогических дисциплин, родителям подростков. Может использоваться как "информация к сведению" и как лекционный на различных конференциях, педагогических советах, заседаниях, на консультациях и пр. Содержит описание видов часто встречаемых аномалий воли (легкой внушаемости и несамостоятельности, апатии, нерешительности, импульсивности, отсутствия настойчивости и выдержки, упрямства), причин их возникновения, а также способов коррекции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психосоциальные и коррекционно-развивающие технологии

Коррекция волевой недостаточности подростков

в предупреждении правонарушений

Захарова Г.Ю.

(педагог-психолог МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области)

Рисуя портрет правонарушителя, мы обычно представляем себе человека с недостаточно развитыми волевыми качествами, неспособного противостоять злу, соблазнам криминального мира.

Принято считать, что среди школьников слабостью воли больше отличаются подростки. Именно они недостаточно организованы в обучении и выполнении домашних дел, легко пасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, нередко ведут себя вопреки правилам поведения, принятым в обществе. Для подросткового возраста характерны противоречия, расхождения, с одной стороны, между требованиями жизни и его интересами, с другой, между его возможностями и его собственными требованиями к себе.

Волевые процессы в онтогенезе начинаются, когда ребенок овладел речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой регуляции. Физиологически развитие воли зависит от работоспособности клеток головного мозга, прежде всего клеток коры больших полушарий от силы, уравновешенности и подвижности основных нервных процессов в них. То есть волевые свойства человека определяются врожденным типом темперамента и уровнем развития головного мозга. Однако не только ими. Развитие воли у детей тесным образом связано с обогащением их нравственной и мотивационной сфер, что дает нам возможность активно использовать воспитательные воздействия в процессе формирования воли и коррекции волевой недостаточности подростков.

Волевая недостаточность, или аномалии воли, подразумевает не отсутствие воли вообще, а недостаточное (слабое) развитие одного или нескольких волевых качеств, необходимых для осуществления волевого акта.

Классический волевой акт состоит из трех этапов:

  1. Выбор цели.

Выбор между «я хочу» и «так надо». На данном этапе человек исходит их своих потребностей, интересов, нравственных устоев. Мотивы, побуждающие человека к сознательному, произвольному действию, могут одновременно возникать и как противоречивые. В этом случае происходит «борьба мотивов», которая должна закончиться победой ведущего мотива.

  1. Сознательное принятие решения и построение плана действий для реализации поставленной цели.
  2. Этап достижения цели, требующий преодоления внутренних и внешних трудностей, связанных с выполнением принятого решения.

Эти этапы во времени могут быть разделены значительными промежутками, а могут быть и нераздельно связаны, плавно перетекая один в другой.

Коррекция волевой недостаточности будет грамотно построена, если мы определим причину возникновения аномалии воли и этап волевого акта, на котором у подростка возникают затруднения, и направим свои воспитательные усилия на оказание помощи ребенку и изменение своего стиля воспитания.

Рассмотрим несколько часто встречаемых аномалий воли и пути коррекции их.

Легкая внушаемость и несамостоятельность.

Подростки с такой формой волевой недостаточности характеризуются чрезвычайной уступчивостью чужому влиянию и легкой податливостью воле другого человека. Легкая внушаемость и несамостоятельность в принятии решений – «обратная сторона медали» послушных детей, которые привыкли безропотно исполнять волю родителей и педагогов. Такие подростки не имеют собственных взглядов и убеждений, которым они могли бы следовать в жизни, у них слабо развита принципиальность. Вследствие чего легко поддаются уговорам, убеждениям попробовать закурить, употребить наркотические и токсические вещества, постоять «в карауле» во время совершения кражи, насилия и пр.

Такие подростки легко вовлекаются в асоциальные компании, и в уголовных делах проходят как соучастники преступлений, хотя их действия чаще опосредованно, не напрямую связаны с совершением преступления.

Появлению данной формы волевой недостаточности способствует воспитание через приказы и требования точного и беспрекословного их выполнения и, наоборот, воспитание в гиперопеке, когда родители многое выполняют за ребенка, лишая его возможности удовлетворить свою природную любознательность и сделать что-то самому.

У подростка с данными формами аномалии воли возникают трудности на первом этапе волевого акта с постановкой цели. «Борьбу мотивов» «берут на себя» родители, решая за ребенка, что ему есть, во что одеваться, с кем дружить, какую музыку слушать и т.д. Дети привыкают к передаче ответственности за принятие решения другому человеку, будь то родитель, педагог или приятель в компании. Поэтому для коррекции несамостоятельности и легкой внушаемости необходимо дать ребенку возможность высказывать свое мнение по поводу поведения героя на киноэкране, близкого человека, своего поведения и научиться определять свои чувства, потребности, цели в жизни. Задача взрослого при этом будет сводиться к оценке, к объяснению важности и необходимости поступков.

Для выработки у подростка образца нравственного поведения, которому он мог бы подражать, недостаточно читать ему лекции, проводить беседы о вреде алкоголя, курения, наркотиков и прочих, о законе и этикете. Взрослым необходимо самим стать таким образцом для ребенка; показать возможность работы над собой, проявления волевых качеств. А для этого начать самим с отказа от вредных привычек, настойчиво приучать себя к здоровому образу жизни, тактичному общению с окружающими и так далее.

Перед выполнением подростком какой – либо работы взрослому нужно обучить ребенка постановке целей и выработать умение доказывать важность своей деятельности (опять же на собственном примере), которая должна осуществляться в соответствии с собственными желаниями ребенка, а не из страха наказания или под прямя нажимом. Еще французский педагог Ж.-Ж. Руссо писал: «… ребенок должен делать то, что он хочет, но хотеть он должен то, что хочет воспитатель». В этом состоит мудрость, и мастерство педагога и родителя, к которому мы можем стремиться в течение всей жизни.

Апатия , как более тяжелая форма волевой недостаточности, близкая к состоянию депрессии, характеризуется отсутствием у ребенка любых желаний, стремлений. «Что воля, что неволя – все равно» - говорила в одной киносказке заколдованная героиня. Апатия подростков может быть результатом тяжелых переживаний, горя, отчаяния, бессилия, чаще она встречается у школьников, имеющих ограниченные возможности здоровья. Таких детей дразнят сверстники за физические или умственные недостатки. В результате у них снижается самооценка, пропадает уверенность в своих силах и способностях, могут появиться суицидальные мысли.

Данная форма волевой недостаточности может быть результатом воспитания родителями, предъявляющими завышенные требования к своему чаду. Вследствие чего ребенок, что бы он ни сделал, постоянно испытывает неуспех, неодобрение со стороны матери и (или отца), или другого значимого человека. Поэтому у подростка постепенно пропадает желание что-либо делать вообще. Потеря интереса ко всему может быть также воспитана в семье, где ребенка муштруют или опекают во всем, подавляя его врожденную активность и интерес к жизни.

Для подросткового возраста характерны колебания самооценки, связанные с психологическими особенностями этого периода. Однако, чтобы снижение самооценки не переросло в переживание апатии, депрессии, необходимо родителям и педагогам постоянно подкреплять позитивные намерения подростка, а не упрекать его в недостаточности силы воли при каком-либо неуспехе в школьных и домашних делах.

Из-за отсутствия какого-либо «хочу» у апатичного подростка волевой акт может быть не начат вовсе, т.к. необходимым условием осуществления волевого процесса является напор сильных желаний, заставляющих человека преодолевать препятствия. Поэтому коррекционная задача взрослого будет состоять в определении круга интересов, желаний подростка, увлечении его чем-либо, естественно, социально допустимым. Ведь увлеченному человеку труд – «не в тягость, а в радость», удовольствие. А если труд успешен и вознагражден (не обязательно материально), то и ребенок, и взрослый ощущают прилив сил, стремятся к этой деятельности и в будущем.

Особенно важно в подростке побудить интерес к будущему профессиональному и личностному самоопределению, для чего необходимо создать условия, позволяющие ребенку попробовать свои силы, определить свой круг профессиональных интересов. Задача взрослого в этой работе будет заключаться в подсказке видов деятельности, помощи при анализе успехов и неудач.

Другими словами, коррекция апатии как аномалии воли будет успешной только в случае параллельно осуществляемой психологической поддержки, направленной на повышение самооценки, уверенности в своих возможностях, развитии положительного эмоционального отношения к миру, окружающим, обучению.

Нерешительность – форма волевой недостаточности, которая выражается в неспособности остановиться на одном существенном мотиве и решить, действовать в нужном направлении.

Образным примером внутренней «борьбы мотивов», возникающей у нерешительных людей, является притча о Буридановом осле.

У Буридана был осел. Уезжая, Буридан оставил в конюшне достаточно сена в яслях: справа и слева от стойла. Но т.к. обе охапки были одинаковые, осел не мог решить, какую же охапку начать есть. Так и околел с голоду.

«Борьба мотивов» у нерешительных людей сопровождается тяжелым состоянием самосознания собственной беспомощности. Нерешительные люди или совсем не принимают никакого решения, или останавливаются на случайном решении просто потому, что устают от длительной душевной борьбы. Но и это принятое решение часто не доводят до конца и меняют его, уже приступив к исполнению, под влиянием либо собственных сомнений по поводу верности принятого решения, либо под напором доводов со стороны.

Если легко внушаемому подростку трудно устоять перед соблазном совершить что-либо противоправное, то нерешительному, уже вставшему на асоциальный путь, сложно сказать «да» здоровому образу жизни, социально приемлемому типу поведения. Он то принимает решение «завязать», то вновь пускается «во все тяжкие». Нерешительность подростков сопряжена с их повышенной тревожностью, заниженной самооценкой.

Воспитание нерешительного ребенка возможно в семье, где родители постоянно раздражаются, сердятся, проявляют недовольство ребенком по поводу и без повода. Ребенок не понимает как нужно вести себя, чтоб родители были довольны им. Поэтому возникает боязнь перед принятием решения, как поступить. Однако нерешительность может быть и результатом воспитания в семье, где родители во всем потакают ребенку, скупая все игрушки, одежду, которые ребенок желает в данный момент, не обучая его умению выбирать, отдавать предпочтение чему-либо одному.

Соответственно, коррекционные мероприятия по выработке решительности должны включать в себя тренировку умения взвешивать положительные, отрицательные стороны того и другого поведения, умение доводами разума поддерживать более ценный мотив и ослаблять противостоящий им мотив, который сбивает с правильного пути.

Обучаться принятию решений можно в любом виде деятельности, свойственном ребенку: через игру, труд, обучение, общение. Ведь каждый из них полон проблемных ситуаций и содержит важный этап волевого акта – борьбу мотивов. В результате успешной коррекционной работы борьба мотивов, осуществляемая подростком, должна заканчиваться такой перестройкой, при которой мотивы долга, необходимости становятся не только осознанно более значимыми, но и более привлекательными эмоционально; поскольку подростки склонны подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения.

Импульсивность противоположна нерешительности, но все же не является признаком волевого человека, а наоборот, выражает форму волевой недостаточности. Импульсивность подростка отличает чрезвычайная порывистость к действиям даже тогда, когда мотивы не взвешены и решение не обдумано. То есть импульсивные школьники в выполнении волевого акта «перепрыгивают» с первого, едва начавшегося этапа на третий. Им свойственно безудержное стремление к немедленному действию, чтобы достичь желаемого. Про таких в народе говорят: «Горячие головы», «Не человек, а порох» и пр.

Импульсивность характера связана с недостаточной тормозимостью, т.е. неразвитой способностью сдерживать первые чувственные порывы, чтобы все основательно обдумать. Но она естественна для младших дошкольников. В подростковом же возрасте возможно уже воспитание в себе выдержки и самообладания. В коррекции импульсивности могут возникнуть трудности у детей с холерическим типом темперамента, ведь у холериков возбуждение преобладает над торможением. К тому же для подростков характерна узость круга предвидимых последствий совершаемых действий. Они часто не способны учесть, как отзовется их поведение на окружающих, в основном они учитывают последствия только для себя. Так, например, совершая кражу, подростки больше озабочены предстоящими расходами, тем, чтобы их не уличили в преступлении. Думать же, что случится с человеком, организацией, которую они обворовывают, подростки склонны в меньшей степени. В добавлении к этому, школьникам подросткового возраста сложно учесть последствия в отношении собственного психологического и физического состояния. Идя на правонарушение, они не задумываются о муках раскаяния, потере доверия близких людей, которые возможно узнают о преступлении.

Коррекцию импульсивности можно построить на следующем психологическом наблюдении: непосредственные влечения сильны тем, что их «поддерживают» эмоции. Значит, надо противопоставить им эмоции иного рода. То есть вырабатывая у подростка умение взвешивать и обдумывать свои действия, взрослые, прибегая к своему опыту, могут помочь ребенку наиболее ярко представить картины отрицательных переживаний, последствий для здоровья, жизни, которые несут за собой совершенные правонарушения, вредные привычки. Этот негатив ослабит детское желание следовать своим непосредственным побуждениям: получить удовольствие от курения или приема наркотиков, от траты наворованного или ощущения радости отмщения от избиения сверстника и пр. Однако не стоит ограничиваться только внушениями «страшилок», важно красочно описать ребенку те преимущества, которые возникнут обязательно, если он будет поступать «как надо» - это будет дополнительным подкреплением для того, чтобы восторжествовало чувство долга.

Отсутствие настойчивости и выдержки характерно для подростка, освоивших в волевом акте этап постановки целей, борьбы мотивов, принятия решения. Но у них возникают трудности на последнем этапе – исполнении принятого решения до конца, до той цели, которую они поставили перед собой. Данная форма волевой недостаточности определяется развившейся леностью со слабо выраженной способностью к волевому усилию. При первой же трудности, появляющейся на пути к осуществлению запланированного волевого действия у них «опускаются» руки.

Воспитанию данной аномалии воли способствует гиперопека в семье, в которой ребенка всячески оберегали от трудностей, все делали за него, включая элементарные действия по уходу за собой.

Исполнить благие намерения до конца подростку мешают его личностные особенности: неумение рассчитывать свои силы, повышенная лабильность эмоций. Бурная вспышка эмоции, желаний сделать «как надо» может угаснуть под негативным влиянием товарищей, какого-нибудь минутного впечатления, более значимого в тот момент, при неуспехе в столкновении с трудностями реализации поставленной цели; появившейся усталости, на которую подросток не рассчитывал при решении отложить важное дело «на потом» и т.д.

Эти особенности учитывать при воспитании подростка: оказания поддержки ребенку в осуществлении его намерения, дроблении длительной работы на части и обнаружении мелких успехов на завершении каждого этапа. Тренировать умение правильно рассчитывать и распределять свое время, деньги, силы и пр. можно совместно с ребенком, вырабатывая режим дня, обсуждая вопросы семейного бюджета и карманных расходов, соизмеряя возможности организма на спортивных тренировках. Неукоснительное соблюдение выработанных правил, договорив поможет знание о нравственности и морали, хорошем поведении перевести в умении, умение перерастает в навык, навык закрепится привычкой. А привычка и есть действенное средство укрепления воли. Доведя до автоматизма вежливость в общении с окружающими, ведение здорового образа жизни, в головном мозге «освобождается» место для образования других важных доминант – таких возбужденных участков головного мозга, которые в данный момент обеспечивают, например, осознание цели, мотивов, принятие решения, составление плана действий и пр. То есть уже нового волевого акта. А значит, тем больше волевых качеств укореняется в человеке, его характере.

При воспитании в подростке настойчивости и выдержки можно использовать его природное стремление к самовоспитанию. Однако очень важно направить внимание ребенка не на специальные искусственные упражнения для воспитания воли (сидения на кнопках, терпение боли от сознательно нанесенных увечий организму и пр.); а на воспитание в себе достаточной выдержки и организованности в выполнении своих повседневных обязанностей как в отношении школьных и домашних дел, так и в своих отношениях с окружающими людьми.

Упрямство.

На первый взгляд упрямые подростки кажутся необычайно настойчивыми: приняв решение, они цепко за него держатся, даже когда оно неразумно, смутно, а может быть, и вредно. Однако, это «бессмысленная» настойчивость, пародия на волю. Ведь зачастую под упрямством прячется страх показать другим свою слабость или боязнь уступить, чтобы не попасть под чужое влияние, которое не всегда оказывается дурным. Анализируя поведение упрямых подростков, можно отметить слабую критическую оценку у них, неспособность спокойно и всесторонне обдумать собственные мотивы и доводы других, ригидность мышления.

Естественное для подросткового возраста стремление к самостоятельности поддерживает у них частые проявления упрямства как протест против авторитаризма родителей и педагогов. Даже если подросток понимает впоследствии свою неправоту, «до последнего», оправдывая ложными доводами совершенное. Недаром подростки любят участвовать в дискуссиях, спорах, где можно отстоять свою вымышленную или реальную точку зрения.

Эту особенность можно использовать в воспитании волевых качеств школьников, умело управляя дискуссиями, обучая подростков выполнению правил ведения спора, уважению чужого мнения, терпению к позиции оппонента, умению признавать свои заблуждения. Однако следует помнить, что коррекция упрямства у детей должна сопровождаться параллельной коррекцией данной аномалии воли у взрослых, воспитывающих их. В заключение следует подчеркнуть, что указанные формы волевой недостаточности могут встречаться в характере подростка поодиночке, а могут и в совокупности с другими формами. У одних подростков проявляются сильнее, а у других – слабее.

Результатом коррекционной воспитательной работы может явиться появление нового волевого качества либо ослабление интенсивности проявления существующей аномалии воли. Результат воспитания может зависеть еще и от пола ребенка. Так исследования Шульги Т.И. выявили существование гендерных различий волевых характеристик. А именно: уровень развития волевых качества у мальчиков выше, чем у девочек, а критерии их проявления у девочек более выражены, чем у мальчиков. Девочки чаще, чем мальчики демонстрируют в поведении волевые качества, что и обеспечивает высокую успешность всех видов деятельности. Анализ экспериментальных данных показал, что у мальчиков хуже развивается организованность, а у девочек – смелость и решительность.

Эффективность воспитания воли у детей может зависеть и от системности и комплексности подходов родителей и педагогов. То есть начинать коррекцию форм волевой недостаточности у подростков нужно с совершенствования волевых процессов самих взрослых – воспитателей. А также помнить, что воспитание – процесс творческий, а значит при «несрабатывании» одного приема нужно не отчаиваться, а искать новые подходы. И конечно же, коррекция воли будет проходить намного быстрее и результативнее, если взрослым удастся поддерживать положительное эмоциональное отношение ребенка к той деятельности, через которую планируется осуществлять коррекцию, будь то игра, труд, учение или общение.

Таким образом, воспитание воли, коррекция волевой недостаточности – процесс не простой, но очень важный, т.к. ни одна более или менее сложная проблема человека не решается без участия воли. А человек, умеющий решать свои проблемы, сможет сделать правильный выбор в пользу здорового образа жизни и социально приемлемого поведения, что и будет профилактикой правонарушений в подростковой среде.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – Воронеж, 1997.
  2. Ковалев А.Г. Воспитание ума, воли и чувств у детей. – Мн., 1974.
  3. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. – Спб.: Речь, 2003.
  4. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. Заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение.: Владос, 1994.
  5. Тылевич И.М., Немцева А.Я. Руководство по медицинской психологии. – Л.: Медицина, 1995.


Необычайные и достаточно сложные ситуации, острые конфликты, в ходе которых совершаются правонарушения, в ряде случаев способ­ствуют развитию у человека таких психических состояний (гнев, аффект, страх и др.), которые в юридической психологии достаточно чаще становятся предметом научного, чем в других областях психологии. Однако эти состояния так же, как и устойчивые особенности характера и личности правонарушителя, развиваются и протекают не иначе как подчиняясь общепсихологическим и психофизическим законам. Спе­цифика предмета юридической психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, в исследовании их правового значения, в оценке их криминогенности, в поисках научно обоснованных методов сни­жения возможности нарушений правовых норм путем психологической корреляции этих состояний, равно как и свойств личности правонарушителей.

В практической деятельности эмоциональная активация возникает, как правило, в критические моменты процесса решения тактических задач и связана с выявлением правильного направления поисков. В та­кие моменты деятельность обычно характеризуется очень быстрой реак­цией в принятии решений. Общая ориентировка в целом, предваритель­ная оценка и являются функцией эмоций как специфического знания. В эмоциональной оценке возникает первый, еще не совсем ясный образ будущего единства ощущений и восприятия.

В общении следователя и судьи с участниками уголовного процесса эмоции и чувства играют особую роль. В частности, без них было бы невозможно достижение контакта с допрашиваемыми, в особенности в конфликтных ситуациях. Однако, являясь необходимыми и неизбеж­ными, эмоции и чувства в расследовании и рассмотрении уголовного дела играют не только положительную роль. Отрицательные эмоци­ональные состояния следователя и судьи могут нарушать, а иногда и разрушать их деятельность. Эмоции и чувства способны вызывать представления, не соответствующие действительности. Под влиянием чрезмерных чувств следователь или судья могут иногда прийти к резуль­татам, лишь желаемым, но далеким от истинного положения дел.

Следует отметить, что качество восприятия также зависит не только то состояния органов чувств человека, но и от его общего физического и психического состояния в момент восприятия. Известно, что болез­ненное состояние может не только влиять на достоверность получаемых ощущений, но и быть причиной неполноты восприятия. Равным об­разом на качестве восприятия сказывается и состояние усталости, раз­дражения, опьянения, взволнованности и т. д. Усталость и болезненное состояние притупляют интерес к окружающему. Безусловно, воспри­ятие во многим зависит от настроения и особенностей характера челове­ка, его привычек, предопределяющих его отношение к окружающей действительности, его наклонности и интересы. В бодром, хорошем настроении человек склонен больше подмечать положительные стороны действительности. В мрачном, угнетенном, подавленном настроении он видит скорее отрицательные ее черты, нередко преувеличивая, переоце­нивая их.

Чувства и эмоции могут влиять на процесс приема и переработки информации. Человека одни события волнуют, другие оставляют без­различным, одних людей он любит, других ненавидит, а к третьим не имеет определенного отношения. Человек переживает радость и горе, удовольствие и неудовольствие. Испытываемые чувства в зависимости от индивидуальных особенностей человека и конкретной ситуации восприятия могут быть глубокими. Профессиональная деятельность сле­дователя, прокурора, судьи, да и вся жизнь современного человека на­сыщены событиями и ситуациями, вызывающими самые различные эмоциональные отклики. Эти чувства пронизывают, окрашивают в оп­ределенный тон всю деятельность человека, включая его ощущения, восприятия, мысли, воображение.

Воздействие ситуации способно вызвать в организме интенсивное стрессовое состояние, которое может или усилить работоспособность юриста, поднять его или стать причиной болезни. В этих случаях гово­рят об эмоциональном стрессе. Чаще всего эмоциональный стресс про­исходит в результате воздействия отрицательных эмоций. Стрессу не­редко предшествуют неприятные процессы, конфликтные ситуации в семье и на работе, мнительность, необоснованные опасения и тревоги.

Стресс характеризуется наличием трех фаз: фазы тревоги, фазы со­противляемости, фазы истощения. Люди с устойчивой эмоциональной сферой, как правило, преодолевают фазу тревоги и включаются в актив­ную борьбу со стрессовыми факторами: берут себя в руки, разумно взвешивают все «за» и «против». Эмоционально неустойчивых людей охватывает тревога, которая затем переходит в страх, и за фазой тревоги сразу наступает фаза истощения.

Человек, оказавшийся очевидцем страшного преступления (например, убийства) или ставший жертвой преступления, испытывает состояние напряженности. При этом все его психические процессы как бы притор­можены: человек плохо слышит, мало видит, медленно соображает, плохо ощущает свои движения. У одних картина напряженности может быть ярко выраженной, длительной, у других - менее заметной и корот­кой. Растерянность, или фрустрация (англ. frusration буквально означает расстройство планов), указывает на ситуацию, при которой терпится неудача. Психолог Н.Д. Левитов определяет фрустрацию как психичес­кое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи*. В состоянии растерянности может находиться потерпевший, не сумев­ший отразить нападение преступника, и человек, оказавшийся не в сос­тоянии реализовать до конца свой преступный замысел из-за возникших непредвиденных преград. Отличие растерянности от напряженности состоит в их происхождении. Если при напряженности нарушения во внимании и мышлении производны от эмоционального состояния, то при растерянности они первичны, а эмоции - производны**.

______________________________________________________________

* Левитов Н.Д. Фрустрация - один из видов психических состояний. Вопросы психологии. М., 1967, № 6, с. 120.

** Луков Г.Д., Платонов К.К. Психология М., 1964,с.192

Устойчивость любого человека, как юридического работника, так и клиента, к стрессовым ситуациям может быть обеспечена двумя пу­тями: системой его эмоциональной тренировки и тщательным его об­учением, то есть подробнейшим информированием по интересующим клиента фактам, проигрыванием возможных сложных ситуаций и т, д.

В методологическом плане эмоциональная тренировка опирается на принцип психологической науки о связи психики и деятельности: пси­хика, сознание формируются в деятельности. Содержание тренировки базируется на положении психологии о взаимосвязи чувств и физичес­ких действий. Воспитание эмоциональной сферы человека возможно только через действие. Для этой цели применяется специально раз­работанный тренинг - «гимнастика чувств»*.

* Гиппиус С. Гимнастика чувств. М.-Л., 1967.

Применяется и аутогенная тренировка, которая представляет собой процесс самовнушения. Главным орудием тренировки является слово, обращенное к самому себе.

Человек путем систематических и упорных занятий может научиться расслаблять свою мускулатуру. Овладев навыками аутотренинга, работник юридического труда в различных ситуациях сможет по своему желанию замедлять дыхание, работу сердца, расширять кровеносные сосуды, вызывать тепло в любой части тела, засыпать где и когда захочет, оставаться хладнокровным в напряженных ситуациях.

Это достигается потому, что почти половина клеток головного мозга регулирует двигательный аппарат человека. Поэтому при самовнуше­нии, например о расслаблении мускулатуры, эти клетки посылают в мышечную структуру соответствующие импульсы. И если мус­кулатура расслабляется, в мозг поступают слабые сигналы, что успокаивающе действует на человека. Особенно важно в этом отноше­нии расслабление мышц лица: мышцы лица посылают в головной мозг гораздо больше импульсов, чем мышцы всего туловища. Вот почему, научившись управлять хотя бы мышцами лица, человек может овладеть умениями и навыками воздействия на свою нервную систему*.

_____________________________________________________________________________

* Руководство по психотерапии.М.,1974; Гиссен Л. Психология и психогигиена в спорте. М.,1973; Алесеев А. О самовнушении. Наука и жизнь, 1973, №1, 2, 3; Гримак Л.П. Общение с самим собой. М., 1991.

Юрист-практик, овладевший навыками аутогенной тренировки, при­обретает уверенность в своих силах, а это благотворно сказывается на его эмоционально-волевой устойчивости, способствует более быстрой адаптации к постоянно меняющейся обстановке и повышает работоспо­собность.

§ 6. Воля и ее воспитание

Для выполнения разнообразных служебных задач, особенно в экс­тремальных условиях, юристу-практику часто требуется напряжение всей психики. При этом достижение любой цели требует от него целеус­тремленности, инициативы, настойчивости, выдержки, самообладания, мужества, смелости и стойкости. Все эти качества неразрывно связаны с проявлением воли.

Воля - это одна из сторон человеческой психики, обеспечивающая человеку возможность сознательно регулировать свои действия и по­ступки в соответствии с поставленной целью при учете конкретно складывающихся обстоятельств.

Чтобы удержать себя в рамках, обусловленных проводимой прак­тической деятельностью, работник юридического труда в большинстве случаев должен проявить свою волю, сдерживая эмоциональное возбуж­дение. При этом он неизменно включает в действие свою вторую сиг­нальную систему (слово). «…В нормально развитом человеке. - отмеча­ет И.П. Павлов, - вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения»*. И поскольку слово является сигналом сигналов, оно может повлиять на деятельность первой сигнальной системы (впечатлительность, эмоциональность) и подчинить ее. При помощи слова, обращенного к самому себе, юрист может по своему усмотрению регулировать свою деятельность.

_____________________________________________________________________________

* Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. 3, кн. 2, с. 346.

В практической деятельности юристов имеют место случаи, когда внутреннее состояние их не отвечает требуемой внешней активности (поведение в условиях кризисной ситуации). Например, практическая деятельность требует решительных действий, а внутреннее состояние работника юридического труда, подчиняясь воздействию отрицатель­ных эмоций, тормозит требуемую от него активность. И ему приходится усилием воли заставить себя подавить тормозящие эмоции и начать соответствующую практической цели активную деятельность.

Отсутствие сильной воли может толкнуть даже стойкого человека на нежелательные, совершенно не свойственные ему поступки. Проявле­ния здесь большой воли очень много значит.

«Большая воля, - пишет А.С.Макаренко, - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда нужно. Воля - это не просто желание и его удовлетворе­ние, а это желание и обстановка, и желание и отказ одновременно»*.

_____________________________________________________________________________

* Макаренко А.С. Собр.соч. в 7 томах. Т. 4., М., 1958, с. 463

Из сказанного выше следует, что поведение по своей сущности является сознательным и целенаправленным, а не стихийным и неорганизован­ным. Такое поведение называется волевым поведением и предполагает наличие у работника юридическою труда определенных волевых качеств.

Волевые качества юриста-практика в своей основе аккумулируют в себе структурные компоненты его эмоционально-волевой устойчивос­ти, связывают интеллект и моральные структуры личности. И.М.Сеченов пишет: «Ни обыденная жизнь, ни история народов не представляют ни единого случая, где одна холодная, безликая воля могла бы совер­шить какой-нибудь нравственный подвиг. Рядом с ней всегда стоит, определяя ее, какой-нибудь нравственный мотив, в форме ли страстной мысли или чувства»*.

_____________________________________________________________________________

* Сеченов И.М. Избранные произведения. М., 1958. с 218.

Высокие нравственные мотивы пронизывают все волевые качества работника юридического труда*. К волевым качествам относятся: целе­устремленность, инициативность, настойчивость, выдержка и самообла­дание, мужество, смелость, решительность, стойкость. Названным по­ложительным волевым качеством противостоят их антиподы - отрицательные качества: нецелеустремленность, безынициативность, отсутст­вие настойчивости, невыдержанность, трусость, нерешительность, нес­тойкость. Человек, наделенный такими качествами, безволен, не способен к выполнению даже самой элементарной задачи.

_____________________________________________________________________________

* См.подробнее о волевых качествах личности: Военная психология. М., 1972, с. 187-192; Зимин И.И., Чуфаровский Ю.В. Воспитание воли. Ташкент. 1985.

По мнению известного психолога А.Г. Ковалева, волевая недостаточ­ность может проявляться в чрезвычайно многообразных формах, под­разделяемых на пассивные и активные формы волевой недостаточности. К пассивным формам относятся: легкая внушаемость и несамостоятель­ность, апатия, нерешительность, отсутствие настойчивости. К активным формам следует отнести импульсивность, упрямство.

Изучение общих форм проявления волевой недостаточности важно для того, чтобы отличить подлинные волевые качества от пародии на них, а также чтобы избрать правильные пути и средства для волевого воспитания и самовоспитания.

Сотрудник правоохранительных и правоприменительных органов должен хорошо осознать, что целеустремленным самовоспитанием можно развить у себя все положительные волевые качества. Многие люди думают, что для таких тренировок необходимо специальное время. Такое мнение ошибочно. Воспитывать волю можно в любой обстановке. Повседневная жизнь, учебные занятия предоставляют для такого воспи­тания немало возможностей: воля воспитывается в преодолении любых трудностей. Для этого можно применять и специальные упражнении.

Глава V
Личность и юридическая деятельность

Проблема личности является центральной среди всех проблем юридической психологии. В системе «человек - право» реализуют­ся личностные аспекты человека как общественного существа, включенного в социальные отношения, как носителя сознания, и в частности правосознания. В связи с этим юридическая пси­хология анализирует личность в двух аспектах: во-первых, в пла­не изучения и оказания воздействия на личность преступника; во-вторых, в плане определения профессиональной пригодности кандидатов для работы в правоохранительных и судебных органах и их психологической подготовки. . - М., 2001. Еникеев М.И. Юридическая психология . - М., 2002. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология . – М., 1998. 1 Васильев В.Л. Юридическая психология .- СПб.: Питер...

  • Юридическая психология (2)

    Контрольная работа >> Психология

    Проявляется взаимосвязь юридической психологии с уголовным и гражданским правом, криминологией и криминалистикой. Юридическая психология включает в... ее прикладной отраслью - юридической психологией . Подобные связи юридической психологии можно проследить и...

  • Юридическая психология (5)

    Реферат >> Государство и право

    Возможность нравственного самоисправления. ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль юридической психологии , которая призвана изучать... исследуемом событии состава преступления. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ является отраслью науки психологии , исследующей проявление и...




  • © 2024
    womanizers.ru - Журнал современной женщины