30.05.2019

Когда ты видел сон. Зачем человеку сон и почему возникают сновидения. К чему снится Себя видеть по соннику


83. Генеральная Ассамблея ООН, ее структура. Порядок работы и порядок принятия решений

84. Международные конференции: понятие, правила процедуры, порядок принятия решений

85. Понятие и значение права мирного разрешения международных споров

86. Понятие международного спора

87. Виды международных споров

83. Генеральная Ассамблея ООН, ее структура. Порядок работы и порядок принятия решений

Генеральная Ассамблея - один из главных органов ООН, состоящий из представителей всех государств-членов ООН. Делегация каждого государства-члена ООН состоит не больше, чем из пяти представитель и пяти их заместителей.

Генеральная Ассамблея в пределах Устава ООН, имеет право обсуждать и делать рекомендации членам ООН или Совету Безопасности по любым вопросам или делам в пределах Устава, за исключением вопросов, находящихся рассмотрении Совета Безопасности в отношении любого спора или ситуации.

Структурно Генеральная Ассамблея состоит из семи комитетов, в каждом из которых представлены все члены ООН:

  • Комитет по политическим вопросам и вопросам безопасности (Первый комитет), Специальный политический комитет;
  • Комитет по экономическим и социальным вопросам (Второй комитет);
  • Комитет по социальным, гуманитарным вопросам (Третий комитет);
  • Комитет по опеке и несамоуправляющихся территорий (Четвертый комитет);
  • Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет);
  • Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет).

Кроме главных комитетов Генеральной Ассамблеей создано большое количество вспомогательных комитетов и комиссий.

Генеральная Ассамблея, в частности: рассматривает принципы сотрудничества в области обеспечения международного мира и безопасности; выбирает непостоянных членов Совета Безопасности ООН, членов Экономического Социального Совета; по рекомендации Совета Безопасности назначает Генерального секретаря ООН; совместно с Советом Безопасности избирает членов Международного Суда ООН; координирует международное сотрудничество в экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах, осуществляет другие полномочия, предусмотренные Уставом ООН.

Ген. Ассамблея работает в сессионном порядке. Сессии Ассамблеи проводятся ежегодно, в октябре-марте. По требованию Совета Безопасности или большинства членов ООН могут быть созваны специальные или чрезвычайные сессии. Работа сессии проходит в форме пленарных заседаний и заседаний комитетов и комиссий.

Каждый член Ассамблеи имеет один голос. Решения по важным вопросам принимаются большинством в две трети присутствующих членов ООН, по другим вопросам решения принимаются простым большинством членов. Решение оформляются в виде резолюций, а самые значительные из них именуются декларациями. Согласно Уставу ООН, все они носят рекомендательный характер.

84. Международные конференции: понятие, правила процедуры, порядок принятия решений

Международная конференция - собрание официальных делегаций государств с целью решения различных проблем политического, военного, экономического и т.д. характера, носит временный характер и является важным средством многосторонней дипломатии.

При участии небольшого количества государств правила процедуры являются упрощенными . Конференции с широкими полномочиями принимают достаточно подробные правила. Совещания с немногими участниками ограничиваются выбором головы и создании секретариата. Конференции с широким представительством имеют сложную организационную структуру: председатель, комитеты, подкомитеты, рабочие группы, секретариат. Основные организационные вопросы решает генеральный комитет, состоящий из председателя конференции и председателей комитетов. Особый комитет занимается проверкой полномочий.

Правила процедуры (регламент конференции) определяют порядок голосования, принятия решений. На совещаниях ограниченного состава решения принимаются единогласно . На конференциях с широкими полномочиями процедурные вопросы решаются простым большинством присутствующих, принимающих участие в голосовании. Окончательный текст обычно принимают большинством в две трети. Часто используется процедура консенсуса - решение принимается при отсутствии возражений.

Решение встреч ограниченного состава, как правило, оформляют совместным заявлением или коммюнике. Более широкие конференции принимают заключительные акты, конвенции и рекомендации, содержащие итоги работы, тексты принятых решений. Они подписываются участниками, а подписание акта, содержащего текст принятого договора, означает установление подлинности.

Резолюции конференций не являются юридически обязательными, но они уважаются участниками как морально-политические обязательства.

Юридическую обязательную силу имеют только решения, оформленные в виде договора . Резолюции международных конференций являются актами «мягкого права» Они быстрее формируются, государства соглашаются с ними легче, чем с жесткими обязательствами по договорам и готовят почву для соответствующих правовых норм. Их значение является существенным и при толковании норм.

85. Понятие и значение права мирного разрешения международных споров

Право мирного разрешения международных споров - отрасль международного права, нормы и принципы которой устанавливают порядок урегулирования споров между субъектами международного права мирными средствами.

Возникновения споров между субъектами международного права являются неотъемлемым элементом международных отношений. Поскольку полное исключение споров из жизни международного сообщества невозможно, следует приложить максимальные усилия для их предотвращения или справедливого решения. Именно этим обуславливается значение этой отрасли, поскольку без механизма мирного разрешения споров система международных отношений функционировать нормально не может.

Правовым фундаментом данной отрасли выступает один из основных принципов международного права - принцип мирного разрешения международных споров, согласно которому государства «решают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость (п. 3 ст. 2 Устава ООН). Это предписание является категорическим и не допускает никаких исключений. Он является обратной стороной такой же категорического запрета обращения к войне в международных отношениях. Специальным принципу области является принцип свободного выбора средств мирного разрешения споров в соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 г.

Средства мирного разрешения споров которые были наработаны в процессе многовековой практики международного общения впервые нормативно закреплено в Гаагских конвенциях 1899 и 1907, о мирном решении международных столкновений предусматривавшие среди таких средств добрые услуги и посредничество международные следственные комиссии, международный третейский суд. Уставом Лиги Наций был основан первый судебный орган - постоянную Палату Международного Правосудия, принятый Лигой Наций в 1928 г. Общий акт о мирном разрешении споров устанавливал обязательную юрисдикцию Постоянной Палаты Международного Правосудия, если международный спор был урегулирован путем переговоров.

Положение о мирном разрешении международных споров был зафиксирован в Уставе ООН (п. 3 ст. 2) и в дальнейшем было повторено, в частности, в Декларации о принципах международного права 1970 г. "Заключительном Акте ОБСЕ 1975 г., а также в Манильской декларации о мирном решения международных споров 1982 Положение Устава ООН, относящихся к мирному решению международных споров, касающихся не только государств-членов ООН, но также государств, не являющихся членами ООН. Мирное разрешение международных споров является, таким образом, принципом общего международного права, обязательным для всех государств мира.

86. Понятие международного спора

Международный спор - это совокупность взаимных требований государств по конкретных неурегулированных вопросах. Государства, между которыми возникли такие разногласия, считаются сторонами спора (в ситуации нет сторон, зато есть заинтересованные государства). Спор характеризуется наличием конкретных разногласий между государствами, должны быть признаны (подтверждены) государствами, в другом случае речь не идет о споре. В гл. VI Устава ООН говорится о спорах между государствами, которые собственно и называем международными.

87. Виды международных споров

Международные споры можно разделить на виды:

По количеству сторон - на двусторонние и многосторонние .

По предмету - на экономические , территориальные и т.п.

В Уставе ООН также говорится о так называемых местных спорах, главным образом нужно решать в рамках соответствующих региональных организаций. Важным является разделение споров на юридические и политические (или др.). Пункт 3 ст. 36 Устава ООН предусматривает, что споры юридического характера, по общему правилу, передаются в Международный суд. В свою очередь, ст. 36 Статута Суда предусматривает, что такие юридические споры могут касаться толкования договора, любого вопроса международного права, наличия факта, который, если он будет установлен, будет означать нарушение международного обязательства, характера и размеров возмещения за нарушение международного обязательства.

Генеральная Ассамблея - наиболее представительный орган ООН, в нем представлены все государства-члены. Она обладает генеральной компетенцией в пределах Устава ООН. Широта компетенции Ассамблеи проявляется прежде всего в праве обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава. Кроме того, она может обсуждать вопросы, относящиеся к полномочиям любого органа ООН. Исключение составляют случаи, когда Совет Безопасности выполняет свои функции в отношении какого-либо спора или ситуации (ст. 12) .

Ассамблея осуществляет контроль за деятельностью иных органов, рассматривая их ежегодные и специальные доклады (ст. 15). В результате рассмотрения она дает рекомендации как членам Организации, так и ее органам, включая Совет Безопасности (ст. 10). Для всех органов ООН, кроме Совета Безопасности и Международного суда, такие рекомендации являются обязательными. Так, в ст. 66 Устава говорится, что ЭКОСОС осуществляет функции, которые входят в его компетенцию в связи с выполнением рекомендаций Ассамблеи .

Кроме определения общей компетенции Ассамблеи Устав конкретно указывает наиболее важные направления ее деятельности. Ассамблея правомочна рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания мира, включая принципы разоружения, и делать соответствующие рекомендации членам ООН и Совету Безопасности ООН. Ассамблея может обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию мира, поставленные перед ней не только членами или Советом Безопасности, но и государствами-не членами.

Ассамблея может рекомендовать меры мирного улаживания любой ситуации, которая могла бы нарушить общее благополучие или дружественные отношения между государствами. Сюда отнесены и ситуации, возникающие в результате нарушения положений Устава, излагающих цели и принципы ООН. Тем самым подтверждается высокое положение целей и принципов в системе норм.

Из сказанного видно, сколь широка компетенция Ассамблеи в области мирного урегулирования. Она охватывает не только ситуации, угрожающие миру, но и широкий круг ситуаций иного рода, разумеется, за исключением тех, что рассматриваются Советом Безопасности.

К основным функциям Ассамблеи отнесено также содействие международному сотрудничеству в политической области и поощрение прогрессивного развития международного права и его кодификации. Показательно, что забота о развитии международного права находится в одном ряду с содействием политическому сотрудничеству .

При участии Ассамблеи было принято свыше 300 договоров по важнейшим вопросам, включая права человека, нераспространение ядерного оружия, использование морского дна и космического пространства. Важной функцией является содействие сотрудничеству в области экономической и социальной жизни, культуры, образования, здравоохранения и прав человека.

Среди других органов Ассамблею выделяют и ее полномочия в области финансов. Она утверждает бюджет Организации и определяет суммы взносов ее членов. Ею утверждаются заключаемые ЭКОСОС от имени ООН соглашения со специализированными учреждениями. Ассамблея может запрашивать консультативные заключения у Международного суда, а также разрешает делать такие запросы другим органам ООН и ее специализированным учреждениям.

Принимаемые Ассамблеей решения оформляются в виде резолюций. Наиболее значительные из них именуются декларациями. Согласно Уставу ООН все они носят характер рекомендаций. Было бы, однако, неправильно полагать, будто такие резолюции являются лишь пожеланиями. Они обладают морально-политической силой, и государствам непросто их игнорировать. Кроме того, соблюдение обязательств по Уставу предполагает и уважительное отношение к принимаемым Ассамблеей резолюциям .

Существенное значение имеют полномочия Ассамблеи в области формирования органов ООН. Она избирает 10 непостоянных членов Совета Безопасности, всех членов ЭКОСОС. Она учреждает вспомогательные органы, число которых превысило 200. Наконец, процесс принятия поправок к Уставу начинается с их одобрения Ассамблеей.

Ряд полномочий Ассамблея осуществляет совместно с Советом Безопасности. По рекомендации последнего она выносит постановления о приеме в члены, о приостановлении и прекращении членства. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности совместно избирают членов Международного суда.

Имеется шесть главных комитетов Генеральной Ассамблеи, в каждом из которых представлены все члены ООН:

  • 1) Первый комитет (Вопросы разоружения и международной безопасности) занимается вопросами разоружения и международной безопасности.
  • 2) Второй комитет (Экономические и финансовые вопросы) рассматривает экономические вопросы.
  • 3) Третий комитет (Социальные, гуманитарные вопросы и вопросы культуры) рассматривает социальные и гуманитарные вопросы.
  • 4) Четвертый комитет (Cпециальные политические вопросы и вопросы деколонизации) занимается самыми разными политическими проблемами, которые не рассматриваются ни одним другим комитетом или на пленарных заседаниях Ассамблеи, включая вопросы деколонизации.
  • 5) Пятый комитет (Административные и бюджетные вопросы) занимается административными вопросами и вопросами бюджета Организации Объединенных Наций.
  • 6) Шестой комитет (Правовые вопросы) рассматривает вопросы международного права.

Помимо главных комитетов Генеральной Ассамблеей создано большое число вспомогательных комитетов и комиссий. Для координации работы комитетов на каждой сессии образуется Генеральный комитет в составе председателя Ассамблеи, 17 его заместителей и председателей 6 главных комитетов. На каждой сессии образуется Комитет по проверке полномочий в составе 9 членов. Имеются также 2 постоянных комитета: Консультативный комитет по административным и бюджетным вопросам и Комитет по взносам; члены этих комитетов избираются Генеральной Ассамблей ООН на 3 года. Кроме того, широко практикуется учреждение специальных комитетов и комиссий: например, Специальный комитет по вопросу о ходе осуществления Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, Комитет по использованию космического пространства в мирных целях, Комиссия международного права и другое .

С 1964 существуют особые органы Генеральной Ассамблеи ООН на правах автономных международных организаций: Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД; с 1964), организация Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО; с 1965), Фонд капитального развития (1966).

Можно согласиться с ученым А.В. Погорельским, который пишет, что Генеральная Ассамблея в ее нынешнем виде больше напоминает дискуссионный клуб из-за обширности ее повестки дня и множества вспомогательных органов, что делает её работу малопродуктивной. Предполагаемая реформа предусматривает необходимость сосредоточения внимания Генеральной Ассамблеи на решении наиболее актуальных вопросов мирового развития.

На протяжении последних лет предпринимаются все более активные усилия с целью сделать работу Генеральной Ассамблеи более целенаправленной и актуальной. На пятьдесят восьмой сессии это стало важной приоритетной задачей. В резолюциях 58/126 и 58/316, принятых 19 декабря 2003 года и 1 июля 2004 года, соответственно, изложены конкретные меры по упорядочению работы Ассамблеи, рационализации ее повестки дня, улучшению практики и методов работы главных комитетов и повышению роли Генерального комитета. Пятьдесят девятая сессия продолжила работу по оценке выполнения этих мандатов и поиски дополнительных путей и способов дальнейшей активизации работы Генеральной ассамблеи, включая укрепление роли и полномочий Председателя .

На счету Генеральной Ассамблеи немало достижений, но есть и откровенные провалы. В 1956 ей удалось восстановить статус-кво на Ближнем Востоке после Суэцкого кризиса и в ходе его разрешения создать новый эффективный инструмент для сохранения мира - Чрезвычайные вооруженные силы ООН. Однако она не смогла предпринять эффективных действий, чтобы остановить вторжение СССР в Венгрию в 1956 и в Чехословакию в 1968. Она не смогла оказать влияние и на ход войны во Вьетнаме. На Ближнем Востоке даже проарабский настрой Ассамблеи после войны 1967 не способствовал переговорам между Израилем и соседними государствами.

Однако деятельность Ассамблеи не ограничивалась ведением дискуссий. Так, в сфере международного права под эгидой Генеральной Ассамблеи было учреждено Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). В 1948 весомым вкладом Ассамблеи явились Всеобщая декларация прав человека и Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него. Хотя Всеобщая декларация не стала юридически обязательным документом, Конвенция о геноциде обрела статус обязательного, так как ее ратифицировали государства - члены ООН. Генеральная Ассамблея приняла также три исключительно важных соглашения по контролю над вооружением: в 1966 Договор о космическом пространстве, в 1968 Договор о нераспространении ядерного оружия и в 1971 Договор об использовании морского дна. В 1974 она стала инициатором организации Университета Организации Объединенных Наций (УООН) со штаб-квартирой в Токио и учредила его региональные отделения по всему миру .

Возникновение афро-азиатско-арабского блока в 1970-х г., названного Группой 77, в котором превалировали в основном неприсоединившиеся страны, заставило США усомниться в целесообразности политического принципа Ассамблеи «одно государство - один голос». Вопрос заключался в следующем: должна ли глобальная сверхдержава принимать решения органа, в котором равные с ней права имеют государства, представляющие крошечные страны подчас с неграмотным населением, неразвитой экономикой и небоеспособной армией? США, которым предписывалось на 25% содержать бюджет ООН, все больше раздражал тот факт, что такое же право голоса имеет и страна, взносы которой в бюджет данной организации составляют менее 0,1%. Поэтому американцы стали выдвигать неформальные предложения относительно введения «взвешенного голосования» с учетом реальной политической силы того или иного государства. Но все эти предложения упирались в невозможность определить критерии политического веса. Поэтому был сохранен принцип «одно государство - один голос», несмотря на опасность того, что сверхдержавы станут игнорировать Ассамблею, действуя либо вне рамок ООН, либо только через Совет Безопасности .

В 1970-х многие страны «третьего мира» пытались использовать Генеральную Ассамблею с целью изменения сложившейся структуры мировой экономики. В 1974 Алжир созвал специальную сессию Ассамблеи, чтобы рассмотреть пути ускорения экономического развития стран «третьего мира» и уменьшить пропасть между богатыми и бедными государствами. К 1980 последние превратили Генеральную Ассамблею в форум для обсуждения Нового международного экономического порядка (НМЭП), предполагавшего более справедливое распределение материальных благ и ресурсов. Богатые страны Севера неохотно признали, что диалог по данным вопросам с бедными и голодными странами Юга является вопросом, касающимся всеобщего выживания.

В середине 1980-х НМЭП как дипломатическая инициатива утратил широкую поддержку в Ассамблее. Но стоящие за ним идеи более равномерного распределения глобальных ресурсов и всеобщей ответственности и поныне сохраняют актуальность. Многие развивающиеся страны рассматривают такое перераспределение ресурсов как адекватный ответ на стихийное действие жестких механизмов рынка. Предложения, выработанные в 1992 на Конференции по окружающей среде и развитию («Встреча землян» в Бразилии), отразили некоторые из идей НМЭП .

Водораздел между богатыми и бедными странами в Генеральной Ассамблее стал еще более явственным из-за двух особо острых проблем: апартеида в Южной Африке и конфликта между Израилем с палестинцами и арабскими государствами. В обоих случаях большинство богатых западных стран выступило за постепенные реформы и продолжение диалога или, как это называли США, за «спокойную дипломатию». Большинство же стран третьего мира, занявших остро критическую позицию, ратовало за принятие экономических и политических санкций, а также соответствующих резолюций ООН, способных покончить с апартеидом и израильской оккупацией. В 1980-х давление некоторых западных союзников на Вашингтон постепенно привело к тому, что США поддержали санкции против Претории. К концу десятилетия начали осуществляться крупные реформы, предвещавшие конец режима апартеида в Южной Африке. В 1990 был освобожден лидер Африканского национального конгресса Нельсон Мандела.

Но в вопросе об израильско-палестинских отношениях позиции Ассамблеи оказали воздействие только на общественное мнение. Большинство резолюций ООН не выполнялось, а неоднократные попытки Ассамблеи оказать влияние на Совет Безопасности с целью претворить в жизнь свои же собственные решения не увенчались успехом. После того как в 1988 Организация освобождения Палестины (ООП) провозгласила Палестину независимым государством и признала государство Израиль, Ассамблея пригласила выступить с речью лидера ООП Ясира Арафата. Но США отказали ему в визе, что было расценено многими государствами как нарушение обязательств США перед ООН. В ответ на это Генеральная Ассамблея всем составом, включая дипломатов и служащих, отправилась в Женеву на специальную сессию, чтобы заслушать лидера Палестины. В течение многих лет Ассамблея постоянно указывала на необходимость проведения международной мирной конференции по Ближнему Востоку под эгидой пяти постоянных членов Совета .

Как известно в настоящее время назрели проблемы реформирования ООН, однако по всей видимости, реформы ООН должны начаться с более четкого определения полномочий Генерального секретаря. До нынешнего момента эти полномочия, объем и приоритеты деятельности Генерального секретаря достаточно произвольно определялись теми лицами, которые этот пост занимали. Одни из них делали больший акцент на административных функциях по руководству самой ООН и координации деятельности ее специализированных агентств, другие активнее занимались посредничеством в международных конфликтах, третьи уделяли основное внимание пропаганде идей ООН и мирового федерализма. Устав ООН характеризует Генерального секретаря как высшее административное лицо ООН, но статья 99, очерчивающая его полномочия, страдает отсутствием четких формулировок .

Важно также максимально ограничить число политически назначенцев среди бюрократов ООН среднего и низшего уровня. Хотя в процессе подбора высших чиновников политические соображения неизбежно будут учитываться, эта практика совершенно не обязательно должна распространяться на все категории служащих Объединенных Наций. Нынешняя система квот и разнарядок, когда каждая страна или группа стран стремятся, во что бы то ни стало, заполнить максимальное число доступных позиций на любом уровне, приводит к снижению профессионализма и формированию «национальных мафий» внутри аппарата Объединенных Наций. Разумеется, новые полномочия Генерального секретаря могли бы повысить если не эффективность, то, по крайней мере, оперативность работы ООН. Но без глубоких реформ самого Секретариата сосредоточение власти в руках одного человека на деле означало бы делегирование этой власти от Совета Безопасности к анонимной чиновничьей пирамиде ООН с мало предсказуемыми последствиями такого шага .

Существенным преобразованиям должна подвергнуться Генеральная Ассамблея ООН. В настоящее время ее основная роль состоит в том, чтобы выражать мировое общественное мнение по различным вопросам в форме соответствующих резолюций, а также в том, чтобы способствовать неформальным дискуссиям руководителей государств и их министров иностранных дел. Сессии Генеральной Ассамблеи позволяют отдельным государствам привлекать внимание международного сообщества к забытым или замалчиваемым проблемам. Но способности Генеральной Ассамблеи принимать действенные решения сегодня крайне ограничены.

На взгляд автора, реформирование Генеральной Ассамблеи должно заключаться в основном в возможности самостоятельно претворять свои собственные решения в жизнь и в возможности сосредоточения внимания на решение наиболее актуальных вопросов мирового развития

История ООН в фактах и легендах


"Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе”

С этих слов начинается Устав Организации Объединенных Наций - структуры, создание которой называют одним из главных итогов Второй мировой войны.

Изначально именно предотвращение глобальных международных конфликтов является основной задачей ООН. Ее штаб-квартира не раз становилась ареной самых ожесточенных словесных баталий и скандальных поступков ради сохранения мира и спасения человеческих жизней.

История ООН в фактах и легендах, рассказанных дипломатами, – в спецпроекте ТАСС.

ДЕСЯТЬ ФАКТОВ ПРО ООН

Рожденная войной

Идея создания ООН возникла еще в самом начале Второй мировой войны. 14 августа 1941 года на борту военного корабля в Атлантическом океане близ о. Ньюфаундленд (Канада) президент США Франклин Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль подписали Атлантическую хартию - документ, декларирующий цели двух стран в войне против нацистской Германии и ее союзников, а также их видение послевоенного устройства мира. 24 сентября 1941 года к этой декларации присоединился СССР.

1">

1">

1 января 1942 года представители 26 союзных государств, воевавших против стран гитлеровской коалиции, заявили о поддержке Атлантической хартии, подписав Декларацию Объединенных Наций. В этом документе впервые было официально использовано название "Объединенные Нации", предложенное президентом Рузвельтом.

Идею образования новой организации поддерживали все, но имелись разногласия по вопросам ее структуры, задач и полномочий.

В итоге на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании (Вячеслава Молотова, Корделла Хэлла и Энтони Идена) в конце октября 1943 года был подписан первый документ о создании международной организации в возможно короткие сроки. Во встрече также участвовал посол Китая в Москве Фу Бин-чан.

Чтобы попасть на конференцию, государственный секретарь США Корделл Хэлл совершил первый полет в своей жизни, а по возвращении из Москвы прямо в аэропорту его лично встречал президент Рузвельт.

Декларация от 1 января 1942 года, в которой впервые упоминается название "Объединенные Нации", предложенное президентом США Франклином Рузвельтом


Устав ООН и подозрительный Трумэн

Окончательная договоренность о создании ООН была достигнута в 1945 году в Ялте в ходе встречи руководителей трех стран антигитлеровской коалиции - Иосифа Сталина, Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля.

Было условлено, что в основу деятельности ООН будет положен принцип единогласия великих держав - постоянных членов Совета Безопасности, имеющих право вето.

Однако проблемы и разногласия между державами, задумавшими ООН, начались еще до принятия Устава организации. Позиция США претерпела серьезные изменения после смерти президента Рузвельта. Сменивший его Гарри Трумэн относился к СССР с большой подозрительностью.

Трумэну не нравились достигнутые в Ялте договоренности о принципе единогласия великих держав в Совете Безопасности, а также возможность использовать право вето. Согласно раскладу сил, который сформировался на тот момент в будущей международной организации, США обладали абсолютным большинством голосов в Совете Безопасности и Генеральной ассамблее. Мешало одно - право вето, которое получала Москва вместе с остальными членами СБ ООН. Трумэн надеялся изменить ситуацию на конференции в Сан-Франциско, где должен был обсуждаться Устав ООН.

Масла в огонь неприязни к коммунистическому режиму подливала информация от американского посла в Москве Аверелла Гарримана.

Из депеши Аверелла Гарримана

Более миллиона "голубых касок"

Деятельность ООН по поддержанию мира началась в 1948 году с учреждения органа по наблюдению за выполнением условий перемирия на Ближнем Востоке.

Первые чрезвычайные вооруженные силы ООН в составе 10 стран были созданы в 1956 году для наблюдения за отводом иностранных войск из зоны Суэцкого канала (Египет). Тогда же впервые были использованы голубые береты и каски, ставшие символом миротворцев.

С 1948 года ООН инициировала 71 операцию по поддержанию мира. В рядах несли службу более миллиона военных, полицейских и гражданских сотрудников. Более 3,3 тыс. миротворцев погибли.

Люди не ценят тех вещей, которые ООН достигла. Возможность межгосударственного конфликта сильно снизилась за 70 лет существования ООН. Да, у нас есть войны и очень отвратительные события. Была Корейская война, конфликт во Вьетнаме, противостояние между Индией и Пакистаном, были войны в 70-х годах в Южной Азии, войны в Африке. Но большой войны не случилось, и мы должны признать, что часть этой заслуги лежит на ООН

Сэр Джереми Гринсток, бывший постпред Великобритании при ООН (1998-2003), глава Ассоциации ООН в Соединенном Королевстве


Шесть "Нобелей" ООН

В 2001 году ООН получила Нобелевскую премию мира, хотя до этого отдельные направления ее деятельности отмечались такой наградой, и даже не один раз.

Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев было удостоено премии дважды - в 1954 и 1981 годах.

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) - в 1965 году.

Международные силы ООН по поддержанию мира - в 1988 году.

В 1961 году Нобелевской премией мира был посмертно награжден генеральный секретарь ООН Даг Хаммершельд (Швеция).

РЕКОРДЫ, СКАНДАЛЫ И ЛЕГЕНДЫ


Трибуна ООН - а более высокой трибуны в мире пока нет - давала государствам возможность излагать свою точку зрения на события в международной жизни и тем самым ослаблять напряженность в их отношениях. Это позволяло общественному мнению в различных странах сопоставлять позиции основных противоборствующих сторон. В результате такого сопоставления та или иная держава подвергалась определенному международному давлению, с которым она не могла не считаться. Так было во время войны во Вьетнаме, так было во время войны в Афганистане, так было и в некоторых других случаях. И наконец, были все же международные конфликты, пусть не самые острые, которые удавалось решать непосредственно в ООН

Олег Трояновский, постпред СССР в ООН (1976-1986)

Сессии Генассамблеи ООН, открывающиеся ежегодно в конце сентября, всегда являются самым насыщенным и ярким дипломатическим событием года. В рамках форума проходят сотни встреч и выступлений. Интерес приковывают те из них, в которых участниками являются "закадычные враги" - как они поведут себя, находясь в одном помещении и слушая своих оппонентов. Выступления лидеров стран и высокопоставленных дипломатов нередко сопровождаются скандалами и экстравагантными поступками.

Рекордсменом среди глав государств по продолжительности речи с трибуны Генассамблеи до сих пор является кубинский лидер Фидель Кастро. В 1960 году он говорил 4 часа 29 минут, что стало поводом для попадания в Книгу рекордов Гиннесса.

Иногда политикам, выступавшим с трибуны ООН, становилось плохо. А ливийский лидер Муаммар Каддафи в ходе своей последней речи в ООН в сентябре 2009 года довел до обморока переводчика.

Он говорил почти два часа вместо отведенных регламентом 15 минут. В столь длительном выступлении ливийский лидер успел затронуть многие мировые проблемы, в том числе раскритиковал ООН. В частности, он заявил о необходимости перенести штаб-квартиру организации из США в другую страну.

Муаммар Каддафи, глава Ливии

Зачем вы едете в Америку, где вы все страдаете от перемены времени? Посмотрите на себя - вы все устали от долгого перелета через Атлантику. Необходимо найти для штаб-квартиры ООН другую страну, где, приехав на Генассамблею ООН, люди не будут такими уставшими... Зачем вы стремитесь в Америку? Это что - Ватикан, Иерусалим или Мекка?

Муаммар Каддафи, глава Ливии

1">

1">

{{$index + 1}}/{{countSlides}}

{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}

Одним из самых загадочных моментов, произошедших в ходе сессий Генассамблеи, является история с ботинком Никиты Хрущева. По одной из версий, ботинок соскочил с ноги Хрущева в толпе по дороге на заседание, и его принесли ему уже после начала выступлений. Кто-то утверждает, что Хрущев держал ботинок в руке в ходе заседания, кто-то отмечает, что ботинок лежал рядом на столе. Но так или иначе, в ходе выступления филиппинского делегата, который рассуждал об угрозе советского империализма, Хрущев вскочил с места и стал размахивать руками, чтобы привлечь внимание председателя сессии, а также стучал по столу в знак протеста. Ботинок просто оказался под рукой. Поговаривают, что за эту недипломатическую выходку советская делегация якобы была оштрафована ООН на 2 тысячи долларов, но штрафа так никогда и не выплатила, поскольку все документы, связанные с этим инцидентом, таинственным образом исчезли из ооновских файлов.

Был еще и другой эпизод, когда во время выступления на 15-й сессии Генассамблеи ООН Хрущев употребил известное выражение "кузькина мать", которое переводчик перевел буквально как "kusma"s mother", чем привел делегации в замешательство. Смысл фразы был совершенно непонятен, и от этого угроза приобрела зловещий характер. В дальнейшем "kusma"s mother" переводчики заменили на другую часто используемую Хрущевым в отношении Запада угрозу: "Мы вас похороним" ("we"ll bury you").


"Лучше красный, чем мертвый"

Одна из самых популярных историй, пересказываемая буквально всеми дипломатами, работавшими в ООН, связана с Олегом Трояновским.

Олег Трояновский, постпред СССР в ООН (1976-1986)

В зале Совета Безопасности два экстремиста, принадлежавших к какой-то маоистской группировке, перед началом заседания облили меня и заместителя постоянного представителя США Ван ден Хювеля красной краской. Когда я, переодевшись, появился перед ожидавшими меня журналистами, то, отвечая на их вопросы, сказал: "Better red than dead" ("Лучше быть красным, чем мертвым"). Эта фраза имела большой успех, так как в то время крайне правые в США провозгласили своим лозунгом слова "Better dead than red", то есть "Лучше быть мертвым, чем красным"

Олег Трояновский, постпред СССР в ООН (1976-1986)

На следующий день эта история попала во многие газеты и журналы как цитата дня. Также рассказывают, что руководство Секретариата ООН, пытаясь "сгладить" оплошность своей службы безопасности, оплатила советскому и американскому дипломатам покупку новых костюмов, рубашек, ботинок и т. д.

Тайная комната, или почему не расширяется СБ ООН

Рядом с залом заседаний Совбеза находится небольшая комната для совещаний. Там очень мало места, максимум там могут находиться три человека от каждой страны - постоянного члена СБ ООН. Планировался ремонт, и членов Совета Безопасности спросили, не хотят ли они расширить помещение за счет примыкающих к нему комнат.

Сергей Лавров, глава МИД РФ

Не хочу никого выдавать, но один из постоянных членов Совета Безопасности, посол (не мы) сказал: "Нет, ребята, давайте не будем сейчас эту стену передвигать, потому что как только мы ее передвинем, сразу появится искушение активнее продавливать расширение в Совете Безопасности. Потому что будет куда расширяться..."

Сергей Лавров, глава МИД РФ


Как спецслужбы проглядели ракету в саду ООН

"На территории штаб-квартиры ООН есть два архитектурных подарка Советского Союза – скульптура "Перекуем мечи на орала" Евгения Вучетича, установленная в 1959 году, и монумент Зураба Церетели "Добро побеждает зло", подаренный в 1990 году. Отлитый из бронзы, он изображает Георгия Победоносца, пронзающего копьем межконтинентальные ракеты: советскую СС-20 и американскую "Першинг", которые стали символом окончания холодной войны", - рассказал заместитель министра иностранных дел РФ Геннадий Гатилов, работавший в ООН в качестве первого заместителя постпреда РФ и старшего советника канцелярии генсека.

Легенда гласит, что Церетели с большим трудом удалось получить фрагменты советской СС-20, поскольку соответствующие ведомства отказывались пойти ему в этом навстречу, ссылаясь на секретность. Однако, когда положительное решение все же было принято, военные отдали скульптору не просто корпус, а чуть ли не оснащенную ракету. Когда памятник, ставший подарком ООН от правительства СССР, установили в ооновском саду, выяснилось, что в его основании лежат части ракеты с элементами секретной начинки. С большими трудностями удалось их демонтировать. В таком виде Георгий Победоносец до сих пор стоит в ооновском саду

Геннадий Гатилов, замминистра иностранных дел РФ


Гид по спальным местам в ООН

"Во второй половине девяностых годов послом Франции при ООН был известный дипломат Алан Дежами (Alain Dejammet). - рассказал бывший постпред Таджикистана при ООН, а ныне посол в КНР Рашид Алимов. - Он имел репутацию неразговорчивого, взвешенного дипломата, без ярко выраженного чувства юмора. Поэтому большим сюрпризом для многих стало появление в штаб-квартире ООН написанной им брошюры под интригующим названием Sleeping in the United Nations - о лучших местах в ООН, где можно поспать.

Автор "гида по спальным местам ООН" разделил места для сладкого сна во время длительных заседаний на пять категорий и присвоил им соответствующее число звезд: не рекомендующиеся, приемлемые, приятные, очень хорошие и исключительно хорошие. Со свойственной исследователю педантичностью он определил самые уютные, в основном темные, уголки и описал их комфортность, освещенность, отсутствие внешних раздражителей и шума, а также частоту использования. Все, кто познакомился с гидом, отдали должное объективности и остроумию Дежами: самым лучшим местом для спокойного сна он назвал скрытый от посторонних глаз частный офис Французской делегации в Секретариате ООН, а второе место по популярности отдал Библиотеке периодических изданий ООН, которая, по его словам, ”производит впечатление покинутого монастыря”.

Кто-то из моих коллег тогда заметил, что скорее всего французский посол за четыре года работы в ООН почерпнул эти знания и опыт, проводя "изнурительные сонные эксперименты" на себе. Справедливости ради стоит сказать, что ежегодно в ООН проходит до 7 тысяч заседаний, причем многие из них затягиваются до полуночи и выдержать столь изнурительный марафон дано не каждому

Рашид Алимов, посол Таджикистана в КНР

1">

1">

{{$index + 1}}/{{countSlides}}

{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}

БУДУЩЕЕ ООН

Помимо миротворческой деятельности, среди приоритетов деятельности ООН - работа по содействию соблюдения прав человека, охране окружающей среды; развитие Африки; борьба с болезнями и нищетой, наркоманией, терроризмом; охрана прав интеллектуальной собственности, оказание помощи беженцам, уничтожение ядерного, химического и обычного оружия.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины