30.06.2019

Аутоагрессия у ребенка 5 лет. Аутоагрессия: почему дети вредят себе. Действия родителей, которые могут послужить развитию аутоагрессии


– форма активности, направленная на причинение себе вреда. Проявляется самообвинением, самоунижением, нанесением физических повреждений, ограничением жизненно важных потребностей (еды, воды), попытками суицида, увлеченностью экстремальными видами спорта и способами времяпрепровождения. Дети бьются головой об стену, кусают, царапают себя, подростки отказываются от общения и еды, подвергают жизнь риску. Диагностика проводится методом беседы, психологического тестирования. Лечение основывается на когнитивно-поведенческой и семейной психотерапии, групповых тренингах.

Общие сведения

Термин «аутоагрессия » происходит из латинского языка, означает «нападение на самого себя». Синонимы – автоагрессия, аутодеструкция, саморазрушение. С биологической точки зрения такая активность рассматривается как патологический механизм сохранения психофизиологического гомеостаза на определенном этапе дезадаптации. Саморазрушающее поведение – биологически обусловленная защитно-приспособительная реакция, определяющаяся индивидуальными адаптационными возможностями. Достоверные эпидемиологические показатели распространенности аутоагрессии среди детей отсутствуют. Феномен чаще выявляется у мальчиков с невротическими и поведенческими расстройствами.

Причины аутоагрессии у ребенка

Аутоагрессивное поведение возникает в ситуации дезадаптации к социальным условиям. У ребенка оно формируется при нарушениях семейных взаимоотношений. Для подростков значимой становится сфера внешних социальных контактов, поэтому источником аутодеструктивных тенденций являются конфликты со сверстниками, учителями. К основным причинам аутоагрессии относят:

  • Психологические особенности. Аутодеструктивному поведению подвержены дети, чувствительные к эмоциональному состоянию окружающих, имеющие низкую самооценку, замкнутые, необщительные, склонные к подавленному настроению. Они отличаются готовностью разделить проблемы и боль близкого человека недостаточно бережным отношением к собственному телу.
  • Наказания. Ребенок не может ответить на агрессию взрослого. Ближайшим наиболее доступным объектом, на который можно выплеснуть накопившуюся обиду, негодование, злость становится собственное тело.
  • Конфликты родителей. Ссоры, крики, ругань, применение насилия в отношениях матери и отца отражаются на психическом состоянии пациента. Появляется чувство страха, беспомощности, желание заступиться за обижаемого родителя. Невозможность выразить эмоции, повлиять на конфликт приводит к аутоагрессии.
  • Недостаток внимания. Самоповреждение – способ манипуляции родителями. Обеспокоенные поведением ребенка, они демонстрируют больше заботы и любви.
  • Высокие требования. Ожидания, запросы взрослых формируют у больного заниженную самооценку, страх потерпеть неудачу, чувство вины. Аутоагрессия становится способом самонаказания за ошибки, плохие оценки в школе.
  • Аутоагрессия родителей. Дети копируют поведение взрослых. Вслед за мамой ребенок отказывается от приема пищи, закрывается в собственной комнате, лишая себя общения и веселого времяпрепровождения, подражая папе, называет себя неудачником, глупцом.

Патогенез

Аутоагрессия у ребенка возникает на базе внутриличностного конфликта в ситуациях социальной дезадаптации. Является результатом перенаправления разрушительной активности с внешнего объекта на собственную личность или тело. В роли объекта часто выступает родитель или другой взрослый, от которого зависит благополучие ребенка. Сталкиваются две разнонаправленные тенденции – навредить другому человеку, выплеснув все негативные эмоции (гнев, ярость, обиду), или сохранить доброжелательные отношения, продолжая получать ресурсы (любовь, заботу). Обычно выбор осуществляется бессознательно, в силу своих психологических особенностей ребенок предпочитает перенести деструктивные тенденции на себя. Такая психическая защита избавляет от переживаний о нарушенных взаимоотношениях, недостатке ресурсов, потере социальной позиции. Аутоагрессия является патологическим способом поддержания психологического и физиологического баланса в условиях дезадаптации.

Классификация

Наиболее простым и распространенным вариантом является разделение детской аутоагрессии на физическую и вербальную. Первая характерна для мальчиков, сопровождается причинением вреда телу. Вторая является психологическим наказанием, реализуется через самообвинение, самоунижение. По содержательному критерию выделяют следующие формы аутоагрессии:

  • Самоповреждение. Может наблюдаться на всех этапах психического развития. Выражается в нанесении себе ушибов, порезов, уколов (проколов), укусов, татуировок.
  • Нарушения пищевого поведения . Часто развиваются у подростков. Проявляются отказом от еды, импульсивным обжорством, употреблением блюд, провоцирующих сыпь, боли и тяжесть в животе, ожирение .
  • Химическая зависимость. Формируется у младших школьников, подростков. К данной форме аутоагрессии относится табакокурение , наркомания , токсикомания , алкоголизм .
  • Фанатичное поведение. Ребенок ведет себя согласно правилам группы в ущерб собственным желаниям и потребностям. Пример: участие в религиозных культах, движениях спортивных болельщиков.
  • Аутистическое поведение. Аутодеструкция выражается через ограничение в общении, веселом интересном времяпрепровождении. Ребенок замыкается, отстраняется от окружающих.
  • Виктимное поведение. Поступки пациента направлены на повышение риска совершения над ним преступления. Реализуется посредством прогулок в ночное время, провокации действий другого человека, способных причинить вред.
  • Суицидальное поведение . Крайняя форма аутоагрессии, целью которой является лишение себя жизни. Бывает открытой и маскированной (увлечение экстремальным спортом).

Симптомы агрессии у ребенка

Дети раннего и дошкольного возраста импульсивно наносят себе повреждения: бьют руками по голове, царапают, щипают, кусают, вырывают волосы, ударяются о стену. Реакция развивается на фоне эмоционального возбуждения непосредственно после наказания или запрета со стороны взрослого. Отличается непроизвольностью – малыш не в состоянии отсрочить, обдумать, выбрать способ реализации агрессии, переключиться на другие эмоции. В старшем дошкольном возрасте аутодеструктивные действия начинают отделяться от провоцирующей ситуации. Ребенок обвиняет себя в развитии различных конфликтных ситуаций, например, в возникновении ссоры между родителями. Самонаказание происходит в мыслях, физические действия скрываются от посторонних.

Младшие школьники используют физические повреждения как метод манипуляции взрослыми. Например, причиняют себе вред, чтобы вызвать жалость матери, не идти в школу. В подростковом периоде определенные виды аутоагрессии становятся условиями получения признания сверстниками, родителями. Девушки ограничивают объемы пищи, полагая, что от стройности зависит привлекательность. Юноши начинают курить, употреблять алкоголь, чтобы доказать самостоятельность и взрослость. Суицидальные попытки являются способом наказания себя и одновременного решения всех проблем либо нацелены на максимальное привлечение внимания. Часто подростки наносят порезы в области запястий, лазают по высоким конструкциям недостроенных зданий, ходят по краю обрыва, ездят на велосипедах и мотоциклах на высокой скорости, не используя защиту.

Осложнения

Аутоагрессия, закрепляясь как механизм реагирования на сложные социальные ситуации, препятствует формированию продуктивных способов разрешения конфликтов, сужает вариативность взаимодействий с людьми. Ребенок, а впоследствии взрослый не обладает навыками ведения беседы, не умеет высказывать и отстаивать собственное мнение, избегает негативной реакции окружающих, ограничивая поведение. Формируются тревожно-мнительные, аутичные черты характера, возникают проблемы адаптации в новом коллективе. В крайних вариантах осложнением становится неспособность социализироваться: молодые люди прерывают обучение, не могут выстраивать отношения с противоположным полом, создавать семьи.

Диагностика

Аутоагрессия у ребенка отчетливо проявляется с 2-3-летнего возраста, реакции возникают непосредственно в конфликтной ситуации, их выявление не составляет труда. Чем старше становится ребенок, тем более отвлеченным, разнообразным и отсроченным во времени является деструктивное поведение. Подросток часто не осознает, отрицает наличие аутоагрессии, дезадаптации. Диагностикой занимаются врач-психиатр и психолог . Методы обследования подбираются индивидуально в зависимости от возраста пациента. Применяются:

  • Клиническая беседа. При обследовании детей до 6-7 лет опрос родителей является наиболее информативным методом диагностики. С 7-9 лет врач дополнительно беседует с ребенком. Вопросы ориентированы на выявление симптомов аутоагрессии, особенностей отношений в семье и школе, хобби, увлечений.
  • Опросники. Используются тесты двух видов: направленные на определение аутоагрессии и комплексные методики исследования личности. Первые отличаются экономичностью, но недостаточно информативны. Вторые трудоемки, но позволяют оценить выраженность агрессивных тенденций, их значимость в общей структуре характера. Применяется методика диагностики агрессии Ч. Спилбергера, опросник Басса-Дарки, опросник «Ауто- и гетероагрессия» Е. П. Ильина, Патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко с оценкой шкалы аутоагрессии.
  • Проективные методики. При интерпретации изображенных ситуаций, создании рисунков дети с аутоагрессией акцентируют внимание на одиночестве, печали, беспомощности персонажей. Часто изображаются (интерпретируются) сцены смертельной опасности, самоубийства, деструктивного взаимодействия. Распространено использование теста «Нарисуй историю» Р. Сильвер, Рисуночного апперцептивного теста, Фрустрационного теста С. Розенцвейга и его детского варианта, разработанного Н. В. Тарабриной.

Лечение аутоагрессии у ребенка

Терапия аутоагрессии оказывается достаточно эффективной при комплексном подходе, подборе методов, соответствующих клинической картине и возрасту пациента. При лечении детей раннего возраста упор делается на коррекцию внутрисемейных отношений. По мере взросления ребенка вводятся различные методы психотерапии – от простых поведенческих техник до глубокой проработки неосознаваемых внутриличностных конфликтов. Общая схема лечения включает:

  • Семейную психотерапию . Применяются встречи в форме бесед и практических занятий. Родителям рекомендуется исключить ситуации, провоцирующие аутоагрессию у ребенка, проявлять внимание и заботу, демонстрировать бесконфликтные способы решения проблем. На практике осваиваются безопасные способы выражения агрессии – подвижные игры, экспрессивное рисование, пение.
  • Когнитивно-поведенческую психотерапию . Сеансы проводятся индивидуально. Выявляются и корректируются негативные установки относительно личности – низкая самооценка, гиперответственность, неуверенность, ожидание гнева, разочарования окружающих. Обсуждается нецелесообразность и вред аутоагрессивных действий, разрабатываются и апробируются техники их купирования, замены, снятия эмоционального напряжения, лежащего в основе деструктивного поведения.
  • Групповые тренинги . Данная форма психотерапии наиболее эффективна в школьном возрасте. На занятиях дети отрабатывают навыки коммуникации, учатся находить компромисс в конфликтах, уважать мнение оппонента. Реакции других участников являются обратной связью для ребенка, он начинает осознавать собственную значимость, положительные и отрицательные черты.
  • . Использование лекарств необходимо в случаях выраженной аутоагрессии, приносящей существенный вред здоровью. Препараты позволяют купировать симптомы на ранней стадии лечения, когда эффект психотерапии еще отсутствует. Назначаются транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики.

Прогноз и профилактика

Прогноз аутоагрессии определяется возрастом ребенка и своевременностью терапии. Благоприятный исход наиболее вероятен у детей с простыми и непосредственными формами аутодеструктивных реакций в раннем детстве, дошкольном периоде. Профилактика основана на создании и поддержании добрых, доверительных отношений среди членов семьи. Необходимо чтобы межличностное взаимодействие воспринималось ребенком как интересное и безопасное. Для этого нужно отказаться от суровых наказаний, обучать конструктивным способам решения конфликтов (договоренности, уступки, обмен). Нельзя подавлять агрессию ребенка, нужно находить способы ее безопасного выражения.

Аутоагрессия – одна из разновидностей агрессивного поведения, при которой человек не может выместить свою агрессию на предмет, вызвавший это чувство, по причине его недосягаемости, большой силы или просто неуязвимости. В этом случае агрессия начинает проявляться по отношению к самому себе. Поэтому такой вид психического расстройства в психоанализе рассматривается как защитная реакция психики человека на окружающую среду.

Человек начинает заниматься откровенным самобичеванием, унижением самого себя, причиняя себе как моральные, так и физические страдания. В тяжелых случаях аутоагрессия проявляется нанесением себе физических повреждений. Например, при таком психическом расстройстве, как трихотилломания, человек вырывает себе волосы. Особо тяжелые формы могут закончиться попыткой самоубийства (суицида). Подвержены данной форме психического расстройства люди, страдающие депрессивными и невротическими состояниями.

В обычной жизни аутоагрессивное поведение может быть не сразу распознано, человек может не причинять себе откровенного вреда, но при этом расстройство может проявляться в увлечении опасными для жизни видами спорта, в саморазрушении — пьянстве, наркомании, провоцирующем и рискованном сексуальном поведении.

Если говорить простым языком, аутоагрессия у взрослых может проявиться во время очередной атаки и характеризоваться осознанными или неосознанными поступками, направленными на разрушение своего организма. Испытывая злобу, сильную обиду или ненависть, человек может позволить себе выпить большое количество спиртного, выкурить не одну пачку сигарет подряд, во время ссоры с партнером в приступе агрессии ударить кулаком о стену и сильно травмироваться.

Если же психика у человека уязвима, а нервная система отличается сильной возбудимостью, последствия могут быть гораздо печальнее. Многие встречали среди своих знакомых или родных людей, склонных сесть за руль в приступе сильного гнева после ссоры с партнером и мчаться по дороге, даже не глядя на встречную полосу, или пытаться покончить с собой, считая, что этим способом конфликт будет решен раз и навсегда. Чаще такое суицидальное поведение бывает демонстративным, а проявляется на фоне истерического нервного расстройства.

Подытожив, можно назвать основные проявления аутоагрессивного поведения. Это:

Проявляются эти действия в момент стрессовых ситуаций и неосознанно используются психикой для защиты от внешних раздражителей.

Разновидности нарушения

Аутоагрессия, а точнее ее проявления, разделяются на несколько разновидностей. Виды аутоагрессии классифицируются по степени осознанности человеком собственных действий – склонность к самоубийству и тщательное ее планирование осознается человеком, вождение же автомобиля в экстремальных условиях или занятие заведомо опасными видами спорта определяется как неосознанная разновидность аутоагрессивного поведения. Также, отличаются друг от друга непосредственность действий (когда человек наносит себе физический вред самостоятельно) и опосредованное действие (создание ситуаций, когда возможно травмирование).


Виды аутоагрессии отличны у детей и подростков от ее проявлений у взрослых людей.

У детей младшего возраста возникает расстройство, называемое аутизм, проявляется в замкнутом поведении, молчаливости, стремлению к монотонным, повторяющимся действиям, задержкой в развитии. У подростков такая форма аутоагрессивного поведения проявляется ограниченностью интересов, трудностями в общении и поиске близких друзей.

Для взрослых людей более характерны следующие виды аутоагрессии:

Нужно уточнить, что существует также форма «растянутого» суицида, когда человек может долгие годы садиться за руль в нетрезвом состоянии или гонять по опасным трассам, так или иначе подвергая себя реальной опасности и смертельного исхода, что и может случиться в один прекрасный день.

Причины

Разобравшись с тем, что такое аутоагрессия, нужно понять, по каким причинам возникает это расстройство и где искать корни проблемы. В большинстве случаев, причины аутоагрессии скрываются в тяжелом детстве. Приступы агрессии, направленные на самого себя, встречаются у взрослых людей, переживших в детстве жестокое обращение со стороны родителей, испытывавших частые физические наказания, претерпевших постоянное психологическое давление со стороны отца или матери.

Обычно такое давление проявляется постоянными сравнениями с другими детьми, причем сравнение идет не в пользу собственного чада. Если ребенок постоянно слышит от своей матери фразы «был бы ты такой же умный, как…», «соседский Коля опять медаль получил, а ты ни на что не способен…», то это приводит к отстраненным последствиям и отклонениям в полноценном психологическом развитии. Во взрослой жизни эти психологические раны могут проявиться невротическими и депрессивными состояниями, часто приводящими к аутоагрессивному поведению.

Причины аутоагрессивного поведения у детей и подростков могут быть различными:

Если признаков аутоагрессивного поведения еще нет, значит, воспитание происходит правильно, и родители уделяют достаточное внимание проблемам взросления и развития своего ребенка. А следующие факторы с уверенностью можно назвать залогом будущего возникновения расстройства:

Лечение

Такое расстройство у взрослых поддается корректировке только при полном осознании проблемы и желании ее решить. Существует масса способов, как избавиться от аутоагрессии самостоятельно. В основном, это советы по вымещению гнева, направленного вовне, на посторонние предметы. Например, можно написать все причины своей агрессии на бумаге, а потом ее разорвать. Можно побить подушку или боксерскую грушу, постучать по кастрюлям, покричать в одеяло. Чтобы научиться расслабляться без алкоголя и наркотиков, можно во время атаки агрессии принимать релаксирующие ванны, слушать спокойную, красивую музыку, смотреть хорошее, доброе кино.

Агрессия хорошо выражается на бумаге, поэтому можно чаще рисовать, а также выпускать злобу вербально – петь, читать стихи, рассказывать истории. Общение с незнакомыми людьми в социальных сетях, не сосредоточенное на своих проблемах – также один из способов лечения аутоагрессивного поведения у взрослых.

Если проблема расстройства поведения коснулась ребенка, нельзя запрещать ему выпускать свой гнев наружу. Нужно научиться понимать его, поддерживать, выражать свои эмоции. Частые проявления ласки, повышение самооценки за счет похвалы малыша, разговоры по душам помогут ребенку обрести душевную гармонию и избавиться от проявлений расстройства.

Если такие простые меры не помогают избавиться от аутоагрессивного поведения, на помощь придут врачи – психологи и психотерапевты. Обращение к врачу – не постыдный поступок и признание себя больным, неполноценным человеком. Это самый правильный шаг для тех, кто заботится о своем здоровье и благополучии своих близких.

Лучшей мерой станет профилактика аутоагрессии, предпринятая с раннего детства, во избежание появления деструктивных тенденций в поведении ребенка.

Аутоагрессией психологи называют поведение ребенка, при котором всю скопившуюся агрессию он направляет на себя. Он может критиковать, наказывать, ругать себя, наносить себе телесные повреждения. Аутоагрессия у детей – довольно частое явление, но его нельзя оставлять без внимания. Если вы столкнулись с этой проблемой, обязательно покажитесь психологу.

Основные причины детской аутоагрессии

У детей чаще всего возникает при нарушении взаимоотношений в семье, поэтому основную причину всегда нужно искать именно в семейных отношениях.

Причины могут различаться в зависимости от возраста, темперамента ребенка.

  1. Наказания ребенка в раннем возрасте. Может сыграть роль не только физическое, но и психологическое воздействие.
  2. Неосмотрительное поведение родителей. Если отец или мать не контролируют себя, часто выходят из себя, кричат при любой оплошности ребенка, то это обязательно скажется на его психическом развитии.
  3. Недостаток внимания, повышенная потребность в любви, ласке также может спровоцировать аутоагрессию. В этом случае она проявляется, как попытка манипулировать взрослыми, привлечь к себе внимание.
  4. Чрезмерная чувствительность. Ребенок боится причинить боль своим близким, вызвать их недовольство и заранее корит себя за это.
  5. Повышенные требования родителей формируют в ребенке чувство собственной неполноценности, особенно если ребенок не справляется с возложенными на него запросами. По этой причине аутоагрессия у детей чаще всего дает о себе знать в младшем школьном возрасте.
  6. Психологические травмы – ребенок стал свидетелем физической травмы другого малыша. Детская чувствительность вызывает ярое сочувствие и желание разделить горе.
  7. Попытки подражать взрослым, отличающимся неуравновешенным поведением. Следите в первую очередь за собой!

На что обратить внимание?

Даже, если ребенок не проявляет явных признаков аутоагрессии, обязательно обратите внимание на следующие отклонения в поведении, которые могут быть тревожным звоночком.

  • Застенчивость, трудности с общением.
  • Пренебрежительное отношение к себе, пониженная самооценка.
  • Часто наблюдается пониженное настроение.
  • Полная доверчивость и сочувствие к окружающим. Такие дети очень ранимы – внимательно следите за своим поведением.

Эти черты характера должны вас насторожить и заставить внимательнее присматриваться к поведению и эмоциональному состоянию ребенка.

Проявления аутоагрессии

Аутоагрессия у детей может проявляться по-разному. В этом играет роль характер ребенка и степени аутоагрессии.

1. Физическая форма аутоагрессии – нанесение себе телесных повреждений. Ребенок может бить, кусать себя, биться головой об стену, дергать себя за волосы, выкручивать пальцы.

2. Вербальная форма аутоагрессии подразумевает психологическое самонаказание. Ребенок винит, корит, ругает себя, унижает. К такой форме аутоагрессии больше склонны чувствительные дети с пониженной самооценкой.

Обе формы аутоагрессии у ребенка нуждаются в коррекции у психолога и пересмотре родителями своего поведения и отношения к ребенку.

Как помочь ребенку до 3 лет?

В возрасте до 3 лет аутоагрессия у детей еще носит непроизвольный, неосознанный характер. Например, когда ребенок капризничает, он пытается укусить, стукнуть маму. Когда же она жестко пресекает эти попытки, малышу не остается ничего другого, как переключиться на себя, так как остановиться он не может. Родители должны правильно реагировать на такое поведение.

  • Не нужно ждать, пока малыш успокоится сам. Помогите ему, попробовав перевести сложившуюся ситуацию в шутку.
  • Направьте агрессию ребенка в безопасное русло. Для этих целей прекрасно подходят рисование карикатур, подвижные игры.
  • В момент проявления агрессии на себя, крепко обнимите малыша, целуйте его и не держите его так до тех пор, пока он до конца не успокоится.
  • Не кричите на малыша, если он проявляет агрессию по отношению к кому-то. Он может подумать, что вы против него. Лучше постарайтесь объяснить ему ситуацию, найти конструктивное решение.

Как помочь ребенку от 3 до 6 лет?

Дети дошкольного возраста начинают уже внимательнее наблюдать за родителями, копировать их поведение, устанавливать связи между событиями. Например, если мама озабочена своими проблемами и невнимательно отвечает на вопросы ребенка, не проявляет по отношению к нему ласки, то он может решить, что она недовольна его поведением.

Если аутоагрессия у детей носит выраженный характер, обязательно покажите его психологу и внимательно следите за своим поведением.

  • Всегда хвалите ребенка. Даже когда он неправ, постарайтесь лаской объяснить ему это и сделать первый шаг к принесению извинений.
  • Обязательно объясняйте ребенку, чем вы недовольны, делитесь своими чувствами. Это поможет ему научиться контролировать свои эмоции, проговаривать их вслух и направлять агрессию в безопасное русло.
  • Чаще говорите ребенку, что для вас очень важно его здоровье. Подчеркните, что вы переживаете, когда ему больно.
  • Не занимайтесь самонаказаниями в присутствии ребенка. Вы являетесь для него основным примером, поэтому он может принять подобное поведение за норму и впоследствии поступать так же.

Как помочь ребенку от 7 до 12 лет?

В этом возрасте аутоагрессия у детей часто связана с попытками манипулировать родителями. Также сказывается недостаток внимания. Это очень ранимый возраст, в котором начинается становление личности. Родителям нужно стараться придавать большее значение состоянию ребенка.

  • Не забывайте проявлять ласку к ребенку. Он должен чувствовать себя нужным и любимым.
  • Помогите ребенку повысить самооценку, учите его правильно реагировать на различные ситуации.
  • Пересмотрите список требований, которые вы предъявляете к ребенку. Некоторые из них могут оказаться для него непосильными.
  • Не ругайте ребенка за проявления аутоагрессии, а ищите ее причины.

Как помочь ребенку старше 12 лет?

С 12 лет начинается самый сложный подростковый возраст. В это время родители должны проявлять особенную чуткость к эмоциональному состоянию ребенка.

  • В этот период состояние аутоагрессии может доходить до попыток самоубийства, поэтому старайтесь поддерживать ребенка во всем, внимательно выслушивайте его, обязательно показывайте, насколько вы дорожите им.
  • Делитесь с ребенком своими эмоциями, которые переживали вы, когда были подростком. Он должен понимать, что подобное состояние свойственно его возрасту, но с ним нужно бороться.
  • Помогайте ребенку решать проблемы. Например, прислушайтесь к его просьбе перевести его в другую школу, если он плохо контактирует с одноклассниками. Но поступайте так только в крайних случаях, не решайте его права самостоятельно принимать решения.
  • Обязательно запишите ребенка на прием к психологу. Групповые занятия помогут ему не только справиться со своим состоянием, но и стать более общительным, адаптироваться к социальной жизни, повысить самооценку.
Аутоагрессия у детей – проблема, с которой приходится сталкиваться каждому второму родителю. Иногда она проявляется только в младшем возрасте и постепенно сходит на «нет». Но не стоит забывать, что это полностью заслуга родителей, которые смогли найти правильный подход к ребенку и выбрали соответствующую манеру поведения.

Елена Сидорец
Детская аутоагрессия: причины и пути выхода

Детская аутоагрессия – причины и пути выхода

Бывают такие случаи, когда становишься свидетелем того, как маленький ребенок начинает бить сам себя или биться головой обо что-то твердое. Бедные родители в этот момент не знают как вести себя, как успокоить малыша. Такое поведение малышей называют аутоагрессией , то есть агрессией, которая направлена на себя самого.

Детская аутоагрессия – не редкость

Детская аутоагрессия у ребенка 5 лет – это своего рода реакция на неудачные поступки, которые вызывают недовольство окружающих. Таким образом, ребенок наказывает себя сам и причиняет себе боль . Такое поведение не возникает само собой. Это одна из форм агрессивного поведения. Как правило, таких малышей родители наказывали в раннем детстве . Но причиной такого поведения малыша становится не жестокость наказания, а разгневанность взрослых, их яркое недовольство своим ребенком. Это оказывает психотравмирующее воздействие на малыша, он пугается ярости и гнева родителей. Эти страхи становятся настолько сильными, что ребенок впоследствии, чтобы опередить негативную реакцию родителей и других взрослых, начинает наказывать себя сам.

Другой причиной аутоаргессивного поведения ребенка может стать его сверхвысокая эмоциональная чувствительность. Чужое страдание и слезы для них становятся невыносимыми. Они готовы причинить себе боль сами , лишь бы не видеть страдания других. Они боятся стать причиной страдания другого человека. Если вдруг нечаянно они причинили страдание другому человеку, то переживают это сильнее пострадавшего.

Еще одна причина – тяжелое детство . Непонимание родителей, травля в школе и обесценивание себя.

Аутоагрессия (причинение вреда себе в стрессовой ситуации) - явление довольно распространенное. Нет человека, который бы периодически не проявлял ее, ведь все мы родом из детства , где нас наказывали и не понимали. Родители, склонные к жестоким наказаниям, пренебрегающие переживаниями ребенка, высмеивающие его чувства и потребности, добиваются лишь одного - ребенок начинает думать : "Я - никто, и желания мои - пустяк". Неудивительно, что в школе таких детей преследуют сверстники и "давят" учителя.

Тяжелое детство наверняка станет началом нелегкой жизни со многими проблемами. Разобраться в корнях ситуации помогает психолог-консультант Наталья Котова, а психотерапевт Янина Даниш советует, как справиться с аутоагрессией в детстве , уже будучи взрослыми.

Аутогрессия - злость не по адресу

Итак,основная причина аутоагрессии - неумение выражать свою злость по адресу. Способов это сформировать может быть множество : ребенка бьют по рукам, заставляют придумывать самому себе наказание, оставляют наедине с проблемой. Особенно это заметно на детской площадке . Вот один малыш стукнул другого лопаткой, другой заплакал или стукнул в ответ. Мамы тут же их разняли, первого шлепнули по попе, второго или успокоили, или тоже шлепнули. Научится он защищать себя? Вряд ли. Не надо требовать от маленьких детей взрослых умений : их надо учить и на личном примере показывать, как правильно себя вести.

В школе проблема усиливается, страдания возрастают. Не научившись выражать свои чувства в семье, отражать давление одноклассников и учителей очень трудно. Ребенок замыкается, страдает, появляется отвращение к себе. "Все время грызет ногти, я наказываю, но ничего не помогает", - часто жалуются мамы школьников, не понимая, что ребенок грызет не ногти, а себя, и любое наказание только усугубляет это состояние. В стрессовой ситуации у ребенка трясутся руки и ноги, и вот здесь наступает критический момент : либо он начинает бить обидчика, либо приучается сдерживать негативные эмоции (которые потом переходят в психосоматические заболевания, либо начинает мучить себя. Изменение схемы питания (отказ от еды или обжорство, жертвенное поведение, фразы "Я умру, а вы все пожалеете", попытки самоубийства - все эти реликвии из сундука беззащитности и неумения давать сдачу.

Во взрослой жизни проблема не исчезает. И вот, скажем, женщина в возрасте 35 лет давит прыщи до крови, грызет ногти и глубоко внутри ненавидит свою внешность, свою жизнь и направляет любую обиду на себя, при этом ничего не меняя (ни опостылевшую работу, ни докучающего мужа, а лишь терпит, страдает и мучает свое тело.

Отличия от манипуляции

Аутоагрессия у взрослых людей проявляется в суицидальных мыслях, пристрастии к наркотикам, алкоголизму, курению, а также в увлечении экстремальными видами спорта. Притом важен не только поступок, но и мысли, которые возникают при его совершении. Так, прыгнуть с парашютом ради интереса - прекрасная возможность попробовать свои силы, а вот мысль "умру, и всем будет только лучше" - признак аутоагрессивного поведения . Склонность к аутоагресии развивается с детства , но механизм ее не так прост, как кажется. Часто его объясняют так : "Если жестокие родители бьют ребенка, он становится агрессивным и направляет свою агрессию либо на окружающих, либо на себя". Но возникает вопрос : "Почему одного бьют, и он превращается в маленького монстра, а с другого как с гуся вода? Ответ на этот вопрос надо искать в каждом конкретном случае, ведь на формировании характера человека сказывается не только воспитание, но и особенности личности. Некоторые дети видят злобное лицо матери, понимают, что их скоро накажут, и чтобы избежать этого, начинают самобичевание : бьются головой о стену или об пол. Иногда те же проявления имеют демонстративный подтекст и прекращаются, как только мама выходит из комнаты . Такой концерт - чистой воды манипуляция и к аутоагрессии отношения не имеет .

Что делать, если ребенок страдает аутоагрессией ?

Всегда детская аутоагрессия требует от родителей большого внимания и терпения. В первую очередь малыша не надо провоцировать и не усугублять его страдания. Вопросы, крики, испуг и растерянность не смогут малыша успокоить. Необходима сдержанность и терпимость. Малыша надо приласкать, обнять, а если он противится этому, то навязчивость только усилит его агрессию.

В этот момент малыша надо постараться отвлечь, но сделать это аккуратно и ненавязчиво, не ограничивая его в действиях. Затыкание рта, хватание за руки только спровоцирует еще большую агрессию. Сам малыш не сможет нанести себе серьезную рану, а вот в тот момент, когда он вырывается из рук взрослого, он способен причинить себе серьезный вред .

В некоторых случаях помогает уход взрослого в другую комнату под предлогом того, что смотреть такое не возможно. После того как малыш успокоится, с ним надо провести некоторое время – посадить на колени, пожалеть, почитать книгу. Ребенку важно дать понять, что вы его жалеете и не осуждаете. Поддержка родителей очень помогает малышу справиться с агрессией.

Воспитание детей – это наука, которую постигает каждый родитель на своем собственном опыте. И зачастую мы не задумываемся, к чему может привести наша чрезмерная критика поведения наших маленьких детишек. Малыша надо прощать за его промахи, не быть суровым с ним и не предъявлять ему завышенных требований. И тогда многих проблем таких как, агрессия у маленького ребенка, можно избежать. Но если у вашего малыша все-таки появились признаки аутоагрессии , то помощь психолога ускорит процесс избавления от агрессивного поведения/

Советы родителям

Итак,часто дети грызут ногти, вырывают волосы, царапают и бьют себя. Родители ругают и наказывают, а надо действовать по-другому.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. Для начала родителям необходимо научиться слышать ребенка и правильно реагировать на его эмоции. Не стоит задавать вопросы : "Тебе больно? Тебя обидели? Что происходит?". Чтобы ребенок чувствовал себя услышанным, отражайте его эмоции, как зеркало, формируя утвердительные, а не вопросительные фразы, не боясь не угадать : "Тебе больно. Тебе обидно. Ты сейчас злишься". В какой-то момент ребенок скажет "да" и расскажет сам, что его взволновало или обидело. Ни в коем случае малышу, плачущему от боли или обиды, нельзя говорить : "Ничего страшного, тебе не больно". Он же чувствует, что ему больно, страшно или обидно, а вы своей фразой показываете, что его чувства не важны. Ребенок понимает, что его не слышат, и думает : "если я так чувствую, а мама говорит, что этого чувства не должно быть, значит, так чувствовать плохо и я плохой". Чтобы ребенок вырос с внутренним ощущением силы, ему надо дать понимание, а не успокоение и убеждение, что ничего не происходит.

ПЕСОК И КАМНИ. Чтобы помочь ребенку дать выход злобе и обиде , можно рисовать на песке или рыть в нем ямки. Также можно бросать камушки в песок, в воду или на землю. Главное - научить ребенка бросаться камнями и песком не в людей, а в цель. Тогда это будет и весело и безопасно, а агрессия в будущем трансформируется в достижение цели.

Гуашь, газета, гвозди и драка

КАЛЯКИ-МАЛЯКИ. И детям, и взрослым можно рисовать свою злость. С аутоагрессией отлично работает рисунок руками на ватмане. На лист формата А1 или А2 надо вылить разноцветную гуашь, разбавленную водой, и руками перемешивать, рисуя каляки-маляки. В итоге все краски смешаются, рисунок превратится в грязно-черно-серую массу. Его надо высушить, а потом, по желанию, либо разорвать и выбросить, либо смыть водой. Во втором случае на бумаге появятся орнаменты, в которых можно разглядеть образы и символы. То, что там увидится, может многое рассказать. Вымытый рисунок можно дорисовать, повесить на стену в рамочке.

ДАРТС. Эта простая игра помогает освободить свои чувства. Замечено - попадает в цель всегда самый злой. Главное - обеспечить безопасность в игре и разрешить себе выплеснуть свои эмоции (можно даже кричать) .

Слушай и ищи глагол

"Я ВСЕХ ПОРВУ". Произносящему эту фразу надо купить побольше газет и рвать. Притом с размахом. С детками можно продолжить игру – подбрасывать кусочки, посыпать ими голову, бросаться. Прекрасный выход эмоций . Также можно лопать воздушные шарики. Сначала выдуть в них всю злость, а потом взять что-то острое и бабахнуть. Для пущего веселья можно привязать шарики к ногам и стараться лопнуть чужой, а свой спасти.

Если ребенок направляет агрессию на себя самого, такое поведение называется аутоагрессией. Она может проявляться как в словах (например, сын или дочка ругает себя), так и в действиях - битье головой об стену, вырывание волос, удары рукой по руке или по ногам, кусание себя и т. д.

Многие психологи со времен Зигмунда Фрейда считают аутоагрессию своеобразной психологической защитой. В тех случаях, когда ребенок чувствует себя зависимым и потому не может нанести вред обидчику, он направляет испытываемую агрессию против себя. Почему? Потому что человек не может никак не реагировать на экстремальную ситуацию.

Вспомните, у вас наверняка когда-нибудь возникало желание постучаться головой о стену после выговора, полученного от начальника. Говорят, у японцев на этот случай в офисе стоит чучелко руководителя, чтобы наиболее темпераментные сотрудники могли помять его, а не себя.

Известный российский психолог А. А. Реан в своих исследованиях выделил несколько основных свойства личности ребенка, склонного к проявлению аутоагрессии:

    Преобладание негативных эмоций над позитивными. Такой ребенок легко расстраивается, часто плачет по незначительным поводам, он редко находится в хорошем настроении.

    Низкая оценка своих способностей и возможностей, важности и значимости благополучия собственного тела.

    Застенчивость, низкая коммуникабельность.

    Высокий уровень уважения к другим и принятие их ценностей.

Пытаясь помочь ребенку, следует сосредоточиться не на том, как лишить его возможности наносить повреждения самому себе, а на переживаниях, скрывающихся за стремлением испытать боль.

От 0 до 3 лет

Маленькие дети наносят себе повреждения непроизвольно, если взрослые жестко пресекают его агрессию по отношению к другим людям. Малыши верят в реальность угроз взрослых, таких как: «Будешь плеваться, - отправлю в зоопарк к верблюдам!» Труднее всего ребенку выплеснуть негативные эмоции на родителей, любовь которых он боится потерять. Например, малыш не хочет уходить с прогулки, но мама берет его за руку, чтобы увести домой. Ребенок капризничает и, теряя контроль над собой, кусает мамино запястье, пытаясь освободиться. Но после строгого вопроса: «Что это такое?!» - начинает кусать себя. А все потому, что малышу трудно переключиться на какое-то другое действие.

    Не ждите, пока малыш сам успокоится, - помогите ему. Переведите все в шутку: «Ой, ты хочешь попробовать кусочек ручки? Ты, наверное, вкусный?» Пусть ребенок учится у вас находить позитивный выход из конфликтных ситуаций.

    Не защищайте слишком активно того, кого малыш обижает. Это не пробудит у ребенка сочувствие, а заставит думать, что вы тоже против него. Если вы видите, что конфликт ребенка со сверстником зашел в тупик, подскажите конструктивное решение. Например, если дети отнимают друг у друга лопату, предложите устроить соревнование на самого доброго строителя. Кто первым уступит орудие труда, получит конфету!

    Помогите ребенку направить агрессию не на себя, а в безопасное русло. Для этих целей хорошо подходят подвижные игры, рисование карикатур врагов ребенка.

    Как только малыш начинает биться головой, кусать себя или колотить рукой, обнимите его, поцелуйте и аккуратно удерживайте до тех пор, пока он не сменит гнев на милость. Родительская нежность всегда действует на ребенка как лучшее успокоительное. На физиологическом уровне это сопровождается выделением в мозге серотонина, который ослабляет действие адреналина.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины