13.10.2019

Царьград где раньше находился. Константинополь сейчас называется


Прежде чем ответить на вопрос: "Как сейчас называется Константинополь?", следует узнать то, как он назывался прежде.

Корни этого древнего города уходят в далекий 658 год до нашей эры. Остров, который с высоты полета гордой птицы орла был похож на его голову, приглянулся греческим колонистам из Мегары. Они поселились на этой земле, которая между Мраморным морем и бухтой Золотой Рог. Название своему городу поселенцы выбирали недолго – оно было дано в честь вождя Византа. Византий – такое решение удовлетворило всех.

Прошло почти четыре столетия, город стал процветать и уже казался лакомым куском для окружающих соседей. Римский император три года держал гордый Византий в осаде, и, только разрушив его до основания, смог полностью завоевать. Надо отдать должное – по его приказу город был отстроен. Жизнь забурлила в Византие с новой силой.

Где находится Константинополь, в какой стране?

Незаметно пролетали года, столетия и наступил 330 год. Известный всем современникам Константин I (римский император) принял решение сделать основной город Византии столицей империи. Это настолько изменило провинциальный центр, что узнать через пару десятков лет его уже было невозможно. Огромный город прославился невиданными богатствами и славой, облетевшей многие соседние страны. Сначала была попытка назвать столицу Новый Рим, но не прижилось это название. Город стал носить имя самого императора – Константинополь. Он стал центром мировой торговли. История его была долгой – многие страны беспрерывно хотели его завоевать. Как результат, можно подвести итог: Константинополь – исчезнувшая столица исчезнувшего государства – Византийской империи, но прежде это была столица Римской империи. Царьград – второе имя, которое присвоили ему славяне Древней Руси.

Наступил 1453 год. Много воды утекло за период основания Константинополя, много жизней прожито... Но этот год не был простым – он вошел в историю взятием города турками. Непросто было добиться желаемого, долго длилась осада, но невозможно было ее выдержать, и чужеземные войска заняли город.

Спустя столетия Константинополь стал столицей Османской империи и назывался теперь Стамбул. Но прежняя культура не просто покидала стены города, до сегодняшнего дня в Стамбуле можно встретить то, что напоминает о гордых византийских временах:

  • Стены древних крепостей.
  • Остатки знаменитых на весь мир императорских дворцов.
  • Прославленный ипподром.
  • Уникальные подземные цистерны и другие достопримечательности.

Взятие турецкими войсками Константинополя, переименование его в Стамбул – начало другой, не менее интересной истории. Это уже история Османской империи и ее столицы.

Стамбул сегодня...

Стамбул сегодня - самый многолюдный город Европы. Населения в нем насчитывается более десяти миллионов человек. А по мусульманским праздникам сюда съезжается еще столько же мусульман. Только представьте себе автовокзал, с которого отправляются автобусы в разные города с интервалом в секунды! И они не уезжают пустыми. Всегда есть пассажиры, прибывающие и уезжающие обратно.

В Стамбуле очень много мечетей. Эти сооружения по достоинству заслуживают внимания. Необычайной красоты строения, где можно поклониться Аллаху и позаботиться о своей душе каждому мусульманину.

Как и много веков назад, город ласкают волны двух морей: Черного и Мраморного. Лишь сохранившиеся стены знаменитого Константинополя могут поведать современникам о славной истории могущественной столицы нескольких империй:

  • Римской;
  • Византийской;
  • Османской.

Много ли городов в мире может «похвастаться» столь увлекательной и далеко не простой историей? Константинополь преобразовывался в Стамбул довольно стремительно. Турецкий уклад жизни поглощал существующий – восточный облик становился все более привычным. Каждый строил себе свой дом в удобном месте. Улицы становились все уже и уже, глухие заборы отгораживали жителей домов от посторонних глаз. Проходы становились все более и более темными.

Больше не столица...

Стамбул перестал быть столицей в 1923 году, когда была провозглашена Турецкая республика. Столицей стала отныне Анкара, а Константинополь по-прежнему остался прекрасным, многих веков культурным центром страны. Многие туристы с разных уголков планеты устремляются в город, где витает дух императоров, воинов и простых горожан.

Как сейчас называется Константинополь – спросите Вы. Кто-то называет его Стамбул, кто-то – Царьград, кто-то – Константинополь. Важно не название, важна память обо всех, кто мужественно и верно защищал его, трудился и жил в нем прежде.

Легендарный город, сменивший множество названий, народов и империй... Вечный соперник Рима, колыбель православного христианства и столица империи, просуществовавшей века… На современных картах этот город вы не найдете, тем не менее он живет и развивается. Место, где находился Константинополь, расположено не так уж и далеко от нас. Об истории этого города и его славных легендах поговорим в этой статье.

Возникновение

Осваивать земли, находящиеся между двух морей - Черного и Средиземного, люди стали в VII веке до н.э. Как говорят греческие тексты, на северном берегу Босфорского пролива обосновалась колония Милета. Азиатский берег пролива обжили мегарцы. Два города стояли друг напротив друга - в Европейской части стоял милетский Византий, на южном берегу - мегарский Калхедон. Такое положение населенного пункта позволяло контролировать Босфорский пролив. Оживленная торговля между странами Черного и Эгейского моря, регулярные потоки грузов, торговые корабли и воинские экспедиции обеспечивали оба этих города, которые вскоре стали одним целым.

Так, наиболее узкое место Босфора, позже названное бухтой и стало той точкой, где находится город Константинополь.

Попытки захватить Византий

Богатый и влиятельный Византий привлекал внимание многих полководцев и завоевателей. Около 30 лет во времена завоевательных походов Дария, Византий находился под владычеством империи персов. Поле относительно спокойной жизни на протяжении сотни лет к его вратам подошли войска царя Македонии - Филиппа. Несколько месяцев осады закончились безрезультатно. Предприимчивые и богатые горожане предпочитали платить дань многочисленным завоевателям, нежели вступать в кровопролитные и многочисленные сражения. Покорить Византий удалось другому царю Македонии - Александру Великому.

После того как империя Александра Македонского была раздроблена, город попал под влияние Рима.

Христианство в Византии

Римские и греческие исторические и культурные традиции были не единственными источниками культуры будущего Константинополя. Возникнув на восточных территориях Римской империи, новая религия, как пожар, охватила все провинции Древнего Рима. Христианские общины принимали в свои ряды людей различной веры, с различным уровнем образования и дохода. Но уже в апостольские времена, во втором веке нашей эры, появились многочисленные христианские школы и первые памятники христианской литературы. Многоязычное христианство постепенно выходит их катакомб и все громче заявляет о себе миру.

Императоры-христиане

После разделения огромного государственного образования восточная часть Римской империи стала позиционировать себя именно как христианское государство. принял власть в древнем городе, назвав его Константинополем, в свою честь. Были прекращены преследования христиан, храмы и места поклонения Христу стали почитаться наравне с языческими святилищами. Сам Константин принял крещение на смертном одре в 337 году. Последующие императоры неизменно укрепляли и защищали христианскую веру. А Юстиниан в VI в. н.э. оставил христианство единственной государственной религией, запретив древние обряды на территории Византийской империи.

Храмы Константинополя

Государственная поддержка новой веры положительно сказалась на жизни и государственном устройстве древнего города. Земля, где находился Константинополь, полнилась многочисленными храмами и символами христианской веры. В городах империи возникали храмы, проводились богослужения, привлекая в свои ряды все новых и новых адептов. Одним из первых знаменитых соборов, возникших в это время, стал храм Софии в Константинополе.

Храм Св. Софии

Основателем его был Константин Великий. Это имя было широко распространенным в Восточной Европе. Софией звали христианскую святую, жившую во II веке н.э. Иногда так называли Иисуса Христа за мудрость и ученость. По примеру Константинополя, первые христианские соборы с таким именем распространились по всем восточным землям империи. Сын Константина и наследник Византийского трона, император Констанций, перестроил храм, сделав его еще красивее и просторней. Сто лет спустя, во время несправедливых гонений на первого христианского богослова и философа Иоанна Богослова, храмы Константинополя были уничтожены мятежниками, а собор Св. Софии сгорел до основания.

Возрождение храма стало возможным лишь при правлении императора Юстиниана.

Новый христианский владыка возжелал отстроить собор. По его мнению, Святая София в Константинополе должна почитаться, а посвященный ей храм обязан превзойти своей красотой и величием любое другое сооружение данного рода во всем мире. Для возведения подобного шедевра император пригласил знаменитых архитекторов и строителей того времени - Амфимия из города Тралл и Исидора из Милета. В подчинении зодчих трудились сто помощников, а в непосредственном строительстве были заняты 10 тыс. человек. К услугам Исидора и Амфимия были самые совершенные строительные материалы - гранит, мрамор, драгоценные металлы. Строительство длилось пять лет, и результат его превзошел самые смелые ожидания.

По рассказам современников, съезжавшихся в место, где находился Константинополь, храм царил над древним городом, как корабль над волнами. На удивительное чудо съезжались посмотреть христиане со всех концов империи.

Ослабление Константинополя

В VII веке на Аравийском полуострове возникло новое агрессивное - Под его давлением Византия потеряла свои восточные провинции, а европейские области постепенно завоевывались фригийцами, славянами, болгарами. Территория, где находился Константинополь, неоднократно подвергалась нападению и обкладывалась данью. Византийская империя утрачивала свои позиции в Восточной Европе и постепенно приходила в упадок.

в 1204 году войска крестоносцев в составе венецианской флотилии и французской пехоты взяли Константинополь в многомесячную осаду. После продолжительного сопротивления город пал и был разграблен захватчиками. Пожары уничтожили множество произведений искусства и памятников архитектуры. На месте, где стоял многолюдный и богатый Константинополь, находится нищая и разграбленная столица Ромейской империи. В 1261 году византийцы смогли отбить Константинополь у латинян, но вернуть городу былое величие уже не удалось.

Оттоманская империя

К XV веку Оттоманская империя активно расширяла свои границы на европейских территориях, насаждая ислам, мечом и подкупом присоединяя к своим владениям все новые и новые земли. В 1402 году турецкий султан Баязид уже пробовал взять Константинополь, но потерпел поражение от эмира Тимура. Разгром при Анкере ослабил силы империи и продлил спокойный период существования Константинополя еще на полвека.

В 1452 году султан Мехмед 2 после тщательной подготовки приступил к захвату Предварительно он позаботился о захвате более мелких городов, окружил Константинополь своими союзниками и начал осаду. В ночь на 28 мая 1453 город был взят. Многочисленные христианские храмы превращались в мусульманские мечети, лики святых и символы христианства исчезали со стен соборов, а над Св. Софией взлетел полумесяц.

Прекратила свое существование, а Константинополь стал частью Османской империи.

Правление Сулеймана Великолепного подарило Константинополю новый "Золотой век". При нем возводится мечеть Сулеймание, которая становится символом для мусульман, таким же, каким оставалась Св. София для каждого христианина. После смерти Сулеймана Турецкая империя на протяжении всего своего существования продолжала украшать древний город шедеврами зодчества и архитектуры.

Метаморфозы имени города

После захвата города турки не стали официально его переименовывать. Для греков он сохранил свое название. Наоборот, из уст турецких и арабскими жителями все чаще стало звучать «Истанбул», «Станбул», «Стамбул» - так все чаще стал именоваться Константинополь. Сейчас называется две версии происхождения этих имен. Первая гипотеза утверждает, что это название - плохая калька греческой фразы, в переводе означающей «иду в город, иду к городу». Другая теория опирается на название Исламбул, что в переводе означает «город ислама». Обе версии имеют право на существование. Как бы там ни было, название Константинополь используется по-прежнему, но в обиход входит и прочно укореняется и имя Стамбул. В этой форме город и попал на карты многих государств, в том числе и России, но для греков он по-прежнему именовался в честь императора Константина.

Современный Стамбул

Территория, где находится Константинополь, сейчас принадлежит Турции. Правда, звание столицы город уже утратил: по решению турецких властей столица в 1923 году была перенесена в Анкару. И хотя Константинополь сейчас называется Стамбулом, для многих туристов и гостей древний Византий по-прежнему остается великим городом с многочисленными памятниками архитектуры и искусства, богатый, по-южному гостеприимный, и всегда незабываемый.

Если вам вздумается отыскать Константинополь на современной географической карте, вы потерпите неудачу. Все дело в том, что с 1930 города такого города не существует. По решению нового правительства Турецкой республики, основанной в 1923 году, город Константинополь (бывшая столица Османской империи) был переименован. Современное его название – Стамбул.

Почему Константинополь назывался Царьградом? Удивительная история города насчитывает не одно тысячелетие. За этот период он претерпел множество изменений, побывав столицей сразу трех империй: Римской, Византийской и Османской. Неудивительно, что ему не раз пришлось менять названия. Самым первым именем, закрепленным за ним в истории, является Византий. Современное название Царьграда - Стамбул.

    Царьград воспринимался русскими людьми как центр православия. Вскоре после принятия христианства в русской культуре происходит систематическая сакрализация (наделение священным смыслом) образа Царьграда.

    Именно образом Царьграда в русских народных сказках навеяно представление о диковинной заморской стране с ее волшебством и всевозможными чудесами.

    Женитьба Владимира на византийской царевне привела к налаживанию культурных и духовных связей с Константинополем. Царьград сыграл чрезвычайно положительную роль в развитии русского общества, поскольку деловые и культурные контакты привели к скачку в развитии иконописи, архитектуры, литературы, искусства и обществоведения.

По распоряжению Владимира в Киеве, Полоцке и Новгороде были построены великолепные соборы, являющиеся точными копиями софийского собора в Константинополе.

На главном въезде во Владимир и в Киев были установлены золотые ворота, созданные по аналогии с золотыми вратами, отворявшимися во время торжественных церемоний встречи византийских императоров.

Этимологическая справка

Интересна этимология слова «царь». Произошло оно от имени римского императора Гая Юлия Цезаря. Слово «цезарь» стало обязательной частью титула всех правителей империи: и на ранних, и на поздних сроках ее существования. Употребление приставки «цезарь» символизировало преемственность власти, перешедшей к новому императору от легендарного Юлия Цезаря.

В римской культуре понятия «царь» и «цезарь» не тождественны: на ранних стадиях существования римского государства царь именовался словом «рекс», выполнял обязанности верховного жреца, мирового судьи и предводителя войска. Он не наделялся неограниченной властью и чаще всего представлял интересы общины, выбравшей его своим предводителем.

Конец Византийской империи

29 мая 1453 года султан Мехмед II Завоеватель взял Константинополь после 53-дневной осады. Последний византийский император Константин XI, отстояв молебен в Софийском соборе, доблестно сражался в рядах защитников города и погиб в бою.

Взятие Константинополя означало конец существования Византийской империи. Константинополь стал столицей Османского государства и поначалу назывался Константиние, а затем был переименован в Истанбул.

В Европе и России город называют Стамбулом, что является искаженной формой турецкого названия.

Был столицей христианской империи - наследницы Древнего Рима и Древней Греции . На протяжении Средних веков Константинополь был самым большим и самым богатым городом Европы.

История

Константин Великий (306-337)

В 324 году , после побед в междоусобных войнах, император Римской империи Константин Великий разворачивает в существовавшем с VII века до н. э. как греческая колония городе Виза́нтии крупнейшее строительство - перестроен ипподром , построены новые дворцы, возведена огромная церковь Апостолов , строятся крепостные стены , со всех концов империи в город свозятся произведения искусства. В результате масштабного строительства город увеличивается в несколько раз, существенно увеличивается прирост населения за счёт миграции из европейских и азиатских провинций.

Разделённая империя (395-527)

После жестокого подавления бунта Юстиниан заново отстраивает столицу, привлекая лучших архитекторов своего времени. Строятся новые здания, храмы и дворцы, центральные улицы нового города украшаются колоннадами. Особое место занимает строительство собора Святой Софии , который стал самым большим храмом в христианском мире и оставался таковым на протяжении более тысячи лет - вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме .

«Золотой век» не был безоблачным: в 544 году Юстинианова чума унесла жизни 40 % населения города.

Город быстро растёт и становится сначала деловым центром тогдашнего мира, а вскоре и самым большим городом мира . Его даже стали называть просто Город .

Первые упоминания турецкого топонима İstanbul ( - иста́нбул, местное произношение ɯsˈtambul - ыста́мбул) появляются в арабских , а затем и тюркских источниках X века и происходят от (греч. εἰς τὴν Πόλιν ), «ис тин пόлин» - «в город» или «к городу» - является косвенным греческим наименованием Константинополя.

Осады и упадок

В период с 666 года по 950 год город подвергается неоднократным осадам со стороны арабов и русов.

Во времена правления императора Льва Исавра в -741 годах начинается период иконоборчества , который продлится до середины IX века , уничтожаются многие фрески и мозаики на религиозные темы.

Расцвет при Македонянах и Комнинах

Второй величайший расцвет Византии, а с ней и Константинополя, начинается в IX веке с приходом к власти Македонской династии ( -). Тогда, одновременно с крупными военными победами над основными врагами - болгарами (Василий II даже носил прозвище Болгаробойца) и арабами , расцветает грекоязычная культура: наука (реформируется Константинопольская высшая школа - своего рода первый европейский университет, основанный ещё Феодосием II в 425 году), живопись (в основном фрески и иконы), литература (в основном агиография и летописание). Усиливается миссионерская деятельность, преимущественно среди славян, примером чему служит деятельность Кирилла и Мефодия .

В результате разногласий между папой римским и патриархом Константинополя в г. произошло разделение христианской церкви , а Константинополь стал православным центром.

Так как империя была уже далеко не такой большой, как во времена Юстиниана или Ираклия , в ней не было других городов, сопоставимых с Константинополем. В это время Константинополь играл основополагающую роль во всех областях жизни Византии. С 1071 года , когда началось нашествие турок-сельджуков , империя, а с ней и Город вновь погружаются во мрак.

Во времена правления династии Комнинов ( -) Константинополь переживает последний расцвет - правда, уже не такой, как при Юстиниане и Македонской династии. Центр города смещается на запад к городским стенам, в нынешние районы Фатих и Зейрек . Строятся новые церкви и новый императорский дворец (Влахернский дворец).

В XI и XII столетиях генуэзцы и венецианцы берут в руки торговую гегемонию и располагаются на Галате .

Падение

Константинополь стал столицей нового сильного государства - Османской империи .

Отрывок, характеризующий Константинополь

Сказать «завтра» и выдержать тон приличия было не трудно; но приехать одному домой, увидать сестер, брата, мать, отца, признаваться и просить денег, на которые не имеешь права после данного честного слова, было ужасно.
Дома еще не спали. Молодежь дома Ростовых, воротившись из театра, поужинав, сидела у клавикорд. Как только Николай вошел в залу, его охватила та любовная, поэтическая атмосфера, которая царствовала в эту зиму в их доме и которая теперь, после предложения Долохова и бала Иогеля, казалось, еще более сгустилась, как воздух перед грозой, над Соней и Наташей. Соня и Наташа в голубых платьях, в которых они были в театре, хорошенькие и знающие это, счастливые, улыбаясь, стояли у клавикорд. Вера с Шиншиным играла в шахматы в гостиной. Старая графиня, ожидая сына и мужа, раскладывала пасьянс с старушкой дворянкой, жившей у них в доме. Денисов с блестящими глазами и взъерошенными волосами сидел, откинув ножку назад, у клавикорд, и хлопая по ним своими коротенькими пальцами, брал аккорды, и закатывая глаза, своим маленьким, хриплым, но верным голосом, пел сочиненное им стихотворение «Волшебница», к которому он пытался найти музыку.
Волшебница, скажи, какая сила
Влечет меня к покинутым струнам;
Какой огонь ты в сердце заронила,
Какой восторг разлился по перстам!
Пел он страстным голосом, блестя на испуганную и счастливую Наташу своими агатовыми, черными глазами.
– Прекрасно! отлично! – кричала Наташа. – Еще другой куплет, – говорила она, не замечая Николая.
«У них всё то же» – подумал Николай, заглядывая в гостиную, где он увидал Веру и мать с старушкой.
– А! вот и Николенька! – Наташа подбежала к нему.
– Папенька дома? – спросил он.
– Как я рада, что ты приехал! – не отвечая, сказала Наташа, – нам так весело. Василий Дмитрич остался для меня еще день, ты знаешь?
– Нет, еще не приезжал папа, – сказала Соня.
– Коко, ты приехал, поди ко мне, дружок! – сказал голос графини из гостиной. Николай подошел к матери, поцеловал ее руку и, молча подсев к ее столу, стал смотреть на ее руки, раскладывавшие карты. Из залы всё слышались смех и веселые голоса, уговаривавшие Наташу.
– Ну, хорошо, хорошо, – закричал Денисов, – теперь нечего отговариваться, за вами barcarolla, умоляю вас.
Графиня оглянулась на молчаливого сына.
– Что с тобой? – спросила мать у Николая.
– Ах, ничего, – сказал он, как будто ему уже надоел этот всё один и тот же вопрос.
– Папенька скоро приедет?
– Я думаю.
«У них всё то же. Они ничего не знают! Куда мне деваться?», подумал Николай и пошел опять в залу, где стояли клавикорды.
Соня сидела за клавикордами и играла прелюдию той баркароллы, которую особенно любил Денисов. Наташа собиралась петь. Денисов восторженными глазами смотрел на нее.
Николай стал ходить взад и вперед по комнате.
«И вот охота заставлять ее петь? – что она может петь? И ничего тут нет веселого», думал Николай.
Соня взяла первый аккорд прелюдии.
«Боже мой, я погибший, я бесчестный человек. Пулю в лоб, одно, что остается, а не петь, подумал он. Уйти? но куда же? всё равно, пускай поют!»
Николай мрачно, продолжая ходить по комнате, взглядывал на Денисова и девочек, избегая их взглядов.
«Николенька, что с вами?» – спросил взгляд Сони, устремленный на него. Она тотчас увидала, что что нибудь случилось с ним.
Николай отвернулся от нее. Наташа с своею чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата. Она заметила его, но ей самой так было весело в ту минуту, так далека она была от горя, грусти, упреков, что она (как это часто бывает с молодыми людьми) нарочно обманула себя. Нет, мне слишком весело теперь, чтобы портить свое веселье сочувствием чужому горю, почувствовала она, и сказала себе:
«Нет, я верно ошибаюсь, он должен быть весел так же, как и я». Ну, Соня, – сказала она и вышла на самую середину залы, где по ее мнению лучше всего был резонанс. Приподняв голову, опустив безжизненно повисшие руки, как это делают танцовщицы, Наташа, энергическим движением переступая с каблучка на цыпочку, прошлась по середине комнаты и остановилась.
«Вот она я!» как будто говорила она, отвечая на восторженный взгляд Денисова, следившего за ней.
«И чему она радуется! – подумал Николай, глядя на сестру. И как ей не скучно и не совестно!» Наташа взяла первую ноту, горло ее расширилось, грудь выпрямилась, глаза приняли серьезное выражение. Она не думала ни о ком, ни о чем в эту минуту, и из в улыбку сложенного рта полились звуки, те звуки, которые может производить в те же промежутки времени и в те же интервалы всякий, но которые тысячу раз оставляют вас холодным, в тысячу первый раз заставляют вас содрогаться и плакать.
Наташа в эту зиму в первый раз начала серьезно петь и в особенности оттого, что Денисов восторгался ее пением. Она пела теперь не по детски, уж не было в ее пеньи этой комической, ребяческой старательности, которая была в ней прежде; но она пела еще не хорошо, как говорили все знатоки судьи, которые ее слушали. «Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать», говорили все. Но говорили это обыкновенно уже гораздо после того, как замолкал ее голос. В то же время, когда звучал этот необработанный голос с неправильными придыханиями и с усилиями переходов, даже знатоки судьи ничего не говорили, и только наслаждались этим необработанным голосом и только желали еще раз услыхать его. В голосе ее была та девственная нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пенья, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его.
«Что ж это такое? – подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. – Что с ней сделалось? Как она поет нынче?» – подумал он. И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и всё в мире сделалось разделенным на три темпа: «Oh mio crudele affetto… [О моя жестокая любовь…] Раз, два, три… раз, два… три… раз… Oh mio crudele affetto… Раз, два, три… раз. Эх, жизнь наша дурацкая! – думал Николай. Всё это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – всё это вздор… а вот оно настоящее… Hy, Наташа, ну, голубчик! ну матушка!… как она этот si возьмет? взяла! слава Богу!» – и он, сам не замечая того, что он поет, чтобы усилить этот si, взял втору в терцию высокой ноты. «Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо!» подумал он.
О! как задрожала эта терция, и как тронулось что то лучшее, что было в душе Ростова. И это что то было независимо от всего в мире, и выше всего в мире. Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!… Всё вздор! Можно зарезать, украсть и всё таки быть счастливым…

Давно уже Ростов не испытывал такого наслаждения от музыки, как в этот день. Но как только Наташа кончила свою баркароллу, действительность опять вспомнилась ему. Он, ничего не сказав, вышел и пошел вниз в свою комнату. Через четверть часа старый граф, веселый и довольный, приехал из клуба. Николай, услыхав его приезд, пошел к нему.
– Ну что, повеселился? – сказал Илья Андреич, радостно и гордо улыбаясь на своего сына. Николай хотел сказать, что «да», но не мог: он чуть было не зарыдал. Граф раскуривал трубку и не заметил состояния сына.
«Эх, неизбежно!» – подумал Николай в первый и последний раз. И вдруг самым небрежным тоном, таким, что он сам себе гадок казался, как будто он просил экипажа съездить в город, он сказал отцу.
– Папа, а я к вам за делом пришел. Я было и забыл. Мне денег нужно.
– Вот как, – сказал отец, находившийся в особенно веселом духе. – Я тебе говорил, что не достанет. Много ли?
– Очень много, – краснея и с глупой, небрежной улыбкой, которую он долго потом не мог себе простить, сказал Николай. – Я немного проиграл, т. е. много даже, очень много, 43 тысячи.
– Что? Кому?… Шутишь! – крикнул граф, вдруг апоплексически краснея шеей и затылком, как краснеют старые люди.
– Я обещал заплатить завтра, – сказал Николай.
– Ну!… – сказал старый граф, разводя руками и бессильно опустился на диван.
– Что же делать! С кем это не случалось! – сказал сын развязным, смелым тоном, тогда как в душе своей он считал себя негодяем, подлецом, который целой жизнью не мог искупить своего преступления. Ему хотелось бы целовать руки своего отца, на коленях просить его прощения, а он небрежным и даже грубым тоном говорил, что это со всяким случается.
Граф Илья Андреич опустил глаза, услыхав эти слова сына и заторопился, отыскивая что то.
– Да, да, – проговорил он, – трудно, я боюсь, трудно достать…с кем не бывало! да, с кем не бывало… – И граф мельком взглянул в лицо сыну и пошел вон из комнаты… Николай готовился на отпор, но никак не ожидал этого.
– Папенька! па…пенька! – закричал он ему вслед, рыдая; простите меня! – И, схватив руку отца, он прижался к ней губами и заплакал.

В то время, как отец объяснялся с сыном, у матери с дочерью происходило не менее важное объяснение. Наташа взволнованная прибежала к матери.
– Мама!… Мама!… он мне сделал…
– Что сделал?
– Сделал, сделал предложение. Мама! Мама! – кричала она. Графиня не верила своим ушам. Денисов сделал предложение. Кому? Этой крошечной девочке Наташе, которая еще недавно играла в куклы и теперь еще брала уроки.

December 9th, 2013 , 11:28 am

Сегодня мне бы хотелось рассказать и показать довольно обширный материал про то, что из себя представлял Константинополь до своего падения ровно 560 лет назад - в 1453 году, когда он и стал называться Стамбулом. Я думаю, все знают, что Стамбул - это византийский Константинополь - бывшая столица Византийской империи. Сейчас на улицах города постоянно натыкаешься на какие-то частицы того самого, когда-то величайшего города мира, который так и называли - Город. Правда это совсем крохотные частицы по сравнению с тем, что творилось тут 1000 лет назад - большинство средневековых церквей перестроены в мечети, как, впрочем, в свое время античные храмы были перестроены в церкви. И несмотря на мою горячую любовь к востоку, к исламской культуре, это невероятно интересно - находить отголоски христианства - греческого, болгарского, армянского, русского (да, тут довольно много и русских артефактов, например, во дворе Константинопольского Патриархата я нашел колокол, отлитый у нас в Городце, фотография его есть под катом). Вообще, именно тут, в Стамбуле, очень наглядно можно посмотреть как одни культуры, да даже не культуры, а цивилизации сменяли друг друга, устраивая пир на костях побежденных.

Но прежде, чем показать все красоты христианского Стамбула, надо немного рассказать про саму Византийскую империю, точнее про то, как она прекратила свое существование. Владения Византии в середине XV века были не самыми большими - это уже была совсем не та Империя, которую мы привыкли видеть в учебниках истории при изучении античности. Ещё в начале 13 века Город завоевали крестоносцы и около 50 лет восседали (читай грабили) в Константинополе, после чего были выбиты отсюда венецианцами. Так что несколько греческих островов, сам Константинополь да его пригороды - вот и вся империя. А вокруг уже везде обитали османы, набирающие мощь в то время.

Константинополь пытался завоевать и осаждал ещё османский султан Баязид, но нашествие Тимура отвлекло его от этой великой затеи.

Город в то время лежал только в европейской части нынешнего Стамбула и был очень хорошо огорожен мощной стеной. Подплыть в нему со стороны моря было проблемно из-за течения, и единственным более-менее возможным местом подступа был залив Золотой Рог. Этим и воспользовались османы во главе с Мехмедом II.

План Константинополя

Константинополь на момент своего падения

И вот уже более пяти с половиной веков величайший город мира, Царьград, как его называли наши предки, находится под турецким владычеством. Константин был последним из императоров ромеев. Со смертью Константина XI Византийская империя прекратила своё существование. Её земли вошли в состав Османского государства.

Грекам султан даровал права самоуправляющейся общины внутри империи, во главе общины должен был стоять Патриарх Константинопольский, ответственный перед султаном. Сам султан, считая себя преемником византийского императора, принял титул Кайзер-и Рум (Цезарь Рима). Данный титул носили турецкие султаны до окончания Первой мировой войны. Кстати, особого мародерства (например то, что учинили турки в Смирне уже в 20 веке), несмотря на глухое средневековье, в городе не было - Мехмед дальновидно запретил подданным разрушать город.
Осада Константинополя

Вот то, что осталось от стен Феодосия, кое-где они восстанавливаются, но Мехмед знал, что делал - крушил наверняка, правда основной удар, конечно, пришелся с залива

Все церкви после завоевания были перестроены в мечети очень простым способом - сниманием креста и воздвижение полумесяца, пристройки минаретов.

Несмотря на всё произошедшее, в городе осталось много христиан: греков, болгар, армян, и они строили свои здания, некоторые из которых я покажу ниже.
Например, здание греческого лицея, которое совершенно не вписывается в городскую архитектуру, но служит прекрасным ориентиром в Фанаре и Балате


Первая христианская базилика на этом месте была возведена в начале IV века на месте руин древнего храма Афродиты при римском императоре Константине и являлась главным храмом города до постройки Святой Софии. В мае - июле 381 года в нём проходили заседания Второго вселенского собора.

В 346 году около храма погибло свыше 3000 человек из-за религиозных разногласий. В 532 году, во время восстания «Ника», церковь была сожжена, а затем была отстроена при Юстиниане в 532 году. Церковь сильно пострадала от землетрясения в 740 году, после чего была большей частью перестроена. Фигурные мозаики погибли в эпоху иконоборчества, на месте традиционного Спаса Вседержителя в конхе красуется мозаичный крест.

После завоевания Константинополя в 1453 году церковь не была переделана в мечеть и значительных изменений в её внешнем виде не происходило. Благодаря чему до наших дней храм Святой Ирины является единственной церковью в городе, сохранившей свой первоначальный атриум (просторное высокое помещение при входе в церковь).

На протяжении XV-XVIII веков церковь использовалась османами в качестве оружейных складов, а начиная с 1846 года, храм был превращен в Археологический музей. В 1869 году церковь Святой Ирины была преобразована в Императорский музей. Через несколько лет, в 1875 году, его экспонаты из-за недостаточного количества места были перевезены в Изразцовый павильон. Наконец, в 1908 году в церкви был открыт Военный музей. В наши дни церковь Святой Ирины служит концертным залом и просто так в ней не попасть.


Ну и конечно же собор Святой Софии - когда-то главный собор всего христианского мира! Это бывший патриарший православный собор, впоследствии - мечеть, ныне - музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-Софья (тур. Ayasofya Müzesi).

После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО. Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире - вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора - 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.

Если быть более точным, то собор выглядел не так, как на фото ниже, чтоб увидеть его оригинальный вид надо пролистать через фото

Ну ещё надо здесь заменить полумесяцы на кресты - никаких минаретов, понятное дело, тут не было. Это на самом деле впечатляющий собор с впечатляющим интерьером.

Чтоб в него попасть надо отстоять очередь и пройти через рамки металлотедектора

Во дворе собора



План собора

1. Вход 2. Императорские ворота 3. Плачущая колонна 4. Алтарь. Михраб 5. Минбар
6. Ложа Султана 7. Омфалос («пуп мира») 8. Мраморные урны из Пергама
a.) Баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I
b.) Минареты султана Селима II

Внутри собора сохранились некоторые фрески, однако когда-то все стены и потолки были полностью покрыты ими. Кстати, большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.

Над дверью, ведущей в нартекс, мозаика Х века - Богоматерь с двумя императорами, Константином и Юстинианом. Константин держит модель основанного им города, а Юстиниан - модель Софии (совсем непохожую).


Сейчас это очень странное сочетание христианского храма и мечети, но размер на самом деле впечатляет!

Богоматерь с младенцем в полукуполе центральной апсиды относится к 867 году

Когда я там был, примерно четверть объема была покрыта строительными лесами...
Шестикрылые серафимы в восточных парусах под куполом относятся к VI веку (их собратья в западных парусах - работа реставраторов XIX века)

В южной галерее сохранились части великолепного мозаичного убранства XI-XII веков. Когда-то хоры сплошь были покрыты мозаиками на золотом фоне, но сохранилось всего несколько изображений. На одном из них, сделанном около 1044 года, склоняются перед престолом Христа императрица Зоя и ее супруг Константин Мономах.

В руках августейшая чета держит символы благотворительности: кошель с деньгами и дарственную грамоту. Верхняя часть фигур хорошо сохранилась - тем больше бросаются в глаза грубо заделанные трещины вокруг головы Константина и лица Зои. Это следы переделок: мужская фигура изначально изображала не Константина, а предыдущего мужа Зои (всего их было трое). А лицо самой императрицы было разбито, когда к власти ненадолго пришел ее пасынок, страстно ненавидевший мачеху. Когда Зоя, одна из немногих женщин, правивших империей, вернулась на престол, мозаику пришлось чинить.

Оригинальные фрески под более поздней штукатуркой

Но самая красивая мозаика на хорах (и вообще одно из самых главных произведений византийского искусства) - великолепный Деисус: изображение Христа с Богоматерью и Иоанном Крестителем. «Деисус» означает «моление»: Богоматерь и Иоанн молят Христа о спасении рода человеческого.

Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом


А вот так избавлялись от символов христианства - крестов - в мечетях: просто затирали их

Или разбирали

Церковь Христа Спасителя в Полях (греч. ἡ Ἐκκλησία του Ἅγιου Σωτῆρος ἐν τῃ Χώρᾳ) из ансамбля монастыря в Хоре - наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле. С 1948 года открыта для туристов как музей Карие (тур. Kariye Müzesi), входит в число стамбульских памятников Всемирного наследия.

Название происходит от того, что до возведения Феодосием II нынешних городских стен церковь стояла вне стен императорской столицы, к югу от Золотого Рога. Сохранившееся здание построено тщанием Марии Дука, тёщи императора Алексея Комнина, в 1077-81 гг. Уже через полвека часть сводов обрушилась, вероятно, из-за землетрясения, и младший сын Алексея профинансировал восстановительные работы.

Церковь Хора была вновь перестроена после прихода к власти Палеологов, в 1315-21 гг. Ктитором выступал великий логофет Феодор Метохит. Свои последние годы он провёл в монастыре обычным монахом (сохранился его ктиторский портрет). Заказанные им мозаики и фрески - непревзойдённое художественное достижение Палеологовского возрождения.

Во время осады Константинополя турками в 1453 году в монастырь была принесена икона Небесной Заступницы города - икона Богоматери Одигитрии. Через полвека турки заштукатурили все изображения византийского периода, чтобы обратить церковь в мечеть Кахрие-джами. Хора вернулась к жизни как островок Византии посреди современного исламского города в результате реставрационных работ 1948 года.

Фрески просто поражают, отдельно про фрески у меня будет подробный пост!






Церковь Богородицы Паммакаристы («Радующейся»), она же мечеть Фетхие-джами («Завоевания») - самый значительный памятник искусства, сохранившийся в Стамбуле от правления Палеологов. По площади уцелевших мозаик уступает лишь собору св. Софии и церкви в Хоре.
По одной из версий, нынешнее здание было возведено вскоре после конца владычества крестоносцев над Константинополем (1261 г.), когда византийцы занимались восстановлением города. Согласно письменным источникам, здание было построено протостратором Михаилом Глабосом Дукой Тархаинотом, племянником императора Михаила VIII Палеолога, между 1292-1294 гг.
Вскоре после 1310 года вдова византийского военачальника Михаила Глабаса (Μιχαὴλ Δοῦκας Γλαβᾶς Ταρχανειώτης) Мария (в монашестве Марфа) соорудила у юго-восточной стороны храма Спасский придел, в котором они оба были захоронены.

Спустя 3 года падения Константинополя, в 1456 году Вселенский патриарх перенёс свою кафедру в церковь Паммакаристы, где она оставалась до 1587 года.
В 1590 году султан Мурад III ознаменовал завоевание Закавказья обращением церкви в мечеть Fethiye Camii («мечеть Завоевания»). При создании молельного зала были разобраны все внутренние перегородки и перекрытия. Мечеть подверглась реставрации в 1845-46 гг.
В 1949 году комплекс был реставрирован американским институтом Византии и с того времени помещения с мозаиками функционируют как музей. С осени 2011 здание закрыто на реставрацию.

На апсиде изображения Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя


Григорий Просветитель

В куполе изображен Пантократор и 12 пророков:
- Исайя. Надпись на свитке: «Вот, Господь восседит на облаке легком» (Ис.19:1)
- Моисей. «Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык» (Вт. 10:17)
- Иеремия. «Вот наш Господь, ничто с ним не сравнится»
- Софония. «Огнем ревности Его пожрана будет вся эта земля» (Сф.1:18)
- Михей. «Гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами» (Мх. 4:1)
- Иоиль. «бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это.» (Иоиль 2:21)
- Захария. «Господа Саваофа - горою святыни» (Зх. 8:3)
- Авдий. «на горе Сионе будет спасение» (Авдий 1:17)
- Аввакум. «Господи! услышал я слух Твой » (Авв. 3:2)
- Иона.«Молитва моя дошла до Тебя» (Иона 2:8)
- Малахий. «Вот, Я посылаю Ангела Моего» (Малахий 3:1)
- Иезекииль. «И тогда все верующие исчезнут»

Св. Антоний

Надписи на фасаде здания

Рядом стоит скромная церковь Иоанна Предтечи , которая сейчас является мечетью Ахмат-паши и представляет собой самую крошечную сохранившуюся церковь Константинополя, длиной всего 15 метров. Расположена в самой исламско-консервативной части района Фатих, менее чем в 400 метрах от церкви Богородицы Паммакаристы. Систематически церковь никогда не исследовалась. Предполагается, что она была построена при Комнинах и была посвящена Иоанну Предтече (как и ещё 35 храмов византийской столицы). Переоборудована в мечеть в конце XVI века иждивением Ахмат-паши (бывший ага янычар). До 1961 г. здание находилось в руинированном состоянии, с разрушенным нартексом и выломанными столпами. Она,как мне кажется, лучше всего символизирует то, что осталось от когда-то великой Византийской империи...




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины