20.09.2019

Чему можно научиться во сне. Гипнопедия и правила ее применения Запоминание во сне возможно ли


Запоминать информацию во сне — мечта любого школьника или студента. Помните это распространенное предэкзаменационное поверье: положить перед сном книжку под подушку, и гарантированы. Утром будете знать все, что там написано.

Конечно, этот метод запоминания никогда не срабатывал. Но, оказывается, есть несколько вещей, которые можно запомнить во сне.
Сон состоит из двух фаз: медленной и быстрой. В медленную фазу сна наши воспоминания переносятся из краткосрочной памяти в долгосрочную, в которой они остаются еще какое-то время и не заменяются новыми.

Первые полтора часа самые важные: именно в это время происходит «расфасовка» событий дня. Во время описанных экспериментов ученые заметили, что люди, подвергавшиеся звуковому воздействию ночью, проводили больше времени в медленной фазе сна. Так что вы действительно можете улучшить кое-какие навыки во сне.

Запоминание информации во сне: учим иностранные слова

В недавнем эксперименте Томас Шрейнер и Бьорн Раш из Университета Цюриха предложили немецким студентам начать учить голландский язык с нуля. После повторения нескольких новых слов ученые разделили студентов на две группы и предложили им вздремнуть. Несколько часов первая группа прослушивала аудиозапись во сне, вторая же дремала в тишине.

Позже участников протестировали. Те, кто спал по аккомпанемент новых слов, переводили их лучше. Чтобы убедиться, что открытие было связано именно со сном, ученые собрали еще одну группу. Теперь, пока первая половина спала под колыбельную из новых слов, вторая гуляла по парку. И опять спящие гораздо лучше справились с финальным тестом.

Как вспоминать забытые вещи

В 2013 году исследователи попросили 60 здоровых взрослых людей поместить виртуальный объект на определенное место компьютерного экрана. Когда участники выбирали место и помещали туда объект, раздавался своеобразный звук. У каждого объекта была своя «стоимость» — баллы, которые участник мог бы получить за предмет на финальном тесте. Звуковой сигнал также различался, в зависимости от «стоимости».

Потом ученые провели два эксперимента, в каждом из которых некоторым волонтерам было предложено поспать полтора часа.

Во время первого перерыва участники спали без всякого звукового сопровождения, а во второй раз каждому из них был проигран звук, который раздавался при правильном размещении объекта на экране. При этом другая половина участников не спала, но мелодии звучали и для них тоже.

Неудивительно, что, поспав, люди забывали месторасположения объектов. Однако в их воспоминаниях что-то оставалось, если они прослушивали звуковое сопровождение, причем неважно, во сне ли или бодрствуя.

Интересно, что всем участникам проигрывался звук «дешевых» объектов, но участники, которые спали, смогли вспомнить местоположение большего числа предметов: один звук вызвал сразу несколько связанных воспоминаний.

Память и методы запоминания: подтягиваем музыкальные навыки

Если вы учите новую мелодию, прослушивание ее во сне может помочь вам лучше сыграть ее в следующий раз. Это выяснили ученые Северо-Западного Университета штата Иллинойс.

Они отобрали 16 волонтеров с совершенно различным музыкальным образованием и предложили им выучить две мелодии, нажимая на кнопки в нужный момент, — как это происходит в игре Guitar Hero.

Потом им предложили поспать полтора часа, на протяжении которых ученые включали одну из выученных ранее мелодий. Когда участники эксперимента проснулись, они могли лучше сыграть любую из двух композиций, но все допустили меньше ошибок при игре той мелодии, которую они слышали во сне, сами того не зная.

Особые воспоминания

Наш мозг использует целевой отбор, когда разбирает наши воспоминания за день и отделяет самые важные от тех, что менее важны. Те, которые мозг помечает как «важные», отправляются в долгосрочную память, остальные же быстро заменяются новыми. Но есть мнение, что эту систему можно «взломать».

Недавнее исследование Университета штата Иллинойс показало, что люди, которые слушали звук, связанный с их воспоминанием (даже не слишком важным), помогал запомнить его надолго. Сначала группу волонтеров попросили расположить иконки на компьютерном экране в определенные места. Машина была запрограммирована выдавать специальный звук каждый раз, когда объект помещался на свое место.

Иконка с кошкой мяукала, колокольчик издавал характерный звон и так далее. Потом участники отправлялись спать. Половине спящих проиграли звук некоторых иконок, другая половина спала в полной тишине.

Люди, которые прослушивали те или иные звуки во сне, лучше могли вспомнить расположение объектов. Звук одной иконки запускал сразу несколько связанных воспоминаний, как и в предыдущем опыте.

Результаты всех экспериментов сходятся в одном — память работает лучше не из-за посторонних звуков во сне, а просто из-за самого состояния сна. Этот вывод делает британский The Guardian.

Сон помогает уравновесить все, что было выучено до него, но запоминать во сне информацию, которой до засыпания в голове не было, невозможно. Так что накануне важных экзаменов не стоит мучить себя аудиоуроками, а лучше хорошенько выспаться.

Обучение во сне или «гипнопедия» (от греч. hypnos (сон) и paideia (обучение) ) пришла к нам из Древней Индии, где её практиковали йоги и буддийские монахи. Суть методики заключалась в прослушивании во время сна голоса, который погружал человека в лёгкую фазу естественного сна.

Эффективность гипнопедии напрямую зависела от личности, личностных факторов, возраста, интеллектуального развития и уровня подготовленности. Говорить о внедрении данного метода в массы - затруднительно. Она больше напоминает «БАД», нежели волшебную таблетку для изучения английского языка.

На чем же авторы строят свои гипотезы

Началось все с 19-20 веков с таких известных личностей, как Свядощ А.М. и Близниченко К.В. Именно их работы послужили фундаментом для современных авторов. В основе большинства более или менее проработанных методик ключевую роль играют фазы сна. Их у нас две: фаза быстрого сна, где идёт получение или вспоминание информации (4-5 раз за ночь) и фаза медленного сна, где информация перерабатывается и усваивается. В этих фазах в работу включается декларативная и семантическая памяти. Первая хранит данные, а вторая их систематизирует.

Результаты эксперимента от Mosalingua

Эксперимент Mosalingua проводился в течение 14 дней среди мужчин и женщин разных возрастных групп. Сразу замечу, что это результаты тестов их приложения по изучению английского во сне. Так что будем полагаться на их честность и открытость данных. Приведу лишь выжимку из инфографики.

Отмечу так же еще пару интересных наблюдений, выявленных в ходе эксперимента. Мужчины во сне оказались более восприимчивыми к запоминанию информации, чем женщины (75% против 60%). Соотношение женщин и мужчин было почти равным. Наибольшую эффективность показала группа 18-30 лет (80% стали лучше запоминать слова и фразы). Сами результаты оказались вполне предсказуемыми. Переведу дословно:

Ничего не заменит активного обучения в период бодроствования, ведь запоминание новых слов и фраз на иностранном языке требует предельного внимания и концентрации. Тем не менее, для многих людей повторение ранее изученного слова или фразы во сне помогает эффективнее их запоминать.

Что обычно предлагается изучать

Современные методики предлагают для ночного изучения: слова, фразы, клише, небольшие диалоги на разные темы и даже правила чтения, которые должны воспроизводиться в спокойном умеренном темпе. Авторы не рекомендуют давать большой объём информации из-за сильной нагрузки на мозг, из-за которой ученик обычно переутомляется и недосыпает.

Типичные алгоритмы запоминания во сне

Большинство методик включают в себя 4 основных шага, которые позволяют «эффективно» выучить английский язык во сне. Обычно ученику необходимо:

  1. Прослушать аудиозапись, где слова или выражения произносились с переводом. Выписать на листе бумаги те английские слова и выражения, что звучали в записи, но без перевода.
  2. Прежде чем уже отправляться на боковую нужно несколько раз прослушать запись. Первые несколько часов нашего сна - это то время, когда мы обычно не видим снов, и мозг находится в состоянии покоя. Он не способен изучать новое, только реагировать на то, что где-то уже слышал или ощущал.
  3. Прослушав несколько раз новый материал, запись выключается. Затем обучающийся пытается расслабиться и уснуть. После чего запись включается вновь, но уже на постоянном повторе.
  4. Проснувшись, ученик пытается вспомнить и перевести слова и выражения самостоятельно на бумаге.

Методика Близниченко

А теперь сравните типовой подход, описанный выше, с методикой Близниченко. Разница, конечно есть, но ни о каком чистом изучении во сне речи не идет:

  1. Необходимый материал прочитывается, затем прослушивается по радио, громко повторяется учеником следом за диктором; все действия сопровождаются успокоительной музыкой.
  2. Через четверть часа следует, выключив свет, лечь спать. В это время диктор продолжает читать текст, трижды повторяя произнесенные фразы; голос постепенно становится все тише, переходя в едва слышимый.
  3. Утром диктор вновь читает текст, но уже с нарастающим звуком; музыка будит спящих, за этим следует контрольный тест по проверке усвоенного материала.

Как наш мозг работает в течение суток

Пробудившись утром и набравшись сил, мы приступаем к получению новой информации, с интересом воспринимаем её, запоминаем, делаем свои умозаключения и исследования. Именно утром наш мозг в наибольшей степени готов работать, усваивать новое, понимать, воспринимать и реагировать.

Послеполуденное время - это время отдыха, когда мы должны дать себе небольшую передышку. После обеда мы возвращаемся к своим делам, наш мозг включается в работу, но теперь он хочет сменить род деятельности и заниматься уже известными нам делами, переработать уже полученную информацию.

Вечер - это время, которое мы можем посвятить себе, своему хобби, духовному развитию, семье, развлечениям. С 22.00 по 02.00 наша нервная система отдыхает, идут так называемые «золотые часы сна». С 02:00 мы начинаем видеть сны, и наш мозг вновь начинает активно работать. Во сне мы можем видеть наши страхи, переживания, мечты, события. Во сне к нам может прийти верное решение, которое не шло к нам в голову в дневное время.

Любой человек может научиться тренировать свой мозг, подстроить его под свой удобный график. Важное условие - это не только нагружать наш мозг, но и также позволять ему отдыхать. Что полезного можно почитать на эту тему:

  • «Работа мозга: укрепление и активизация, или как оставаться в своём уме» - Геннадий Кибардин.
  • «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» - Павлов И. П.
  • «Как работает мозг» - Пинкер Стивен.

Так возможно ли вообще обучение во сне

И да, и нет. Во сне вы закрепляете и усваиваете ранее полученную информацию. Новую информацию нужно получать во время бодрствования, ведь как показал эксперимент Mosalingua, только у 28% были положительные результаты в освоении новых слов во сне. Не ведитесь на лозунги о том, что можно изучить английский язык во сне, уделяя ему по 5 минут в день в течение месяца. Это не работает. Подходите к процессу обучения осознанно и используйте сон по его прямому назначению.

Мы часто видим людей, которые словно бы почти не учат, а уже все знают. Как они это делают? Есть ли какой-то секрет?

Печально сознавать, но это секреты полишинеля, и все мы их знаем. Причина успешности либо в хорошей памяти, либо в высоком интеллекте и твердых базовых знаниях, либо в выраженных способностях. Во всех этих случаях со стороны кажется, что человек все знает, не предпринимая усилий. Рассмотрим, как это получается и как выучить сложный материал быстро.

«…Но правды нет — и выше»

И вот мы смотрим на «гуляку праздного» взором Сальери и негодуем на несправедливость Бога: почему нам не поровну отсыпано способностей? Почему кто-то запросто щелкает задачки, а кто-то еле-еле, после долгих усилий что-то решает — и опять с ошибками! Почему один поет как соловей, а другому медведь наступил на ухо?

Но, если вдуматься, а всем ли нам действительно требуется умение петь или, например, бросать нож в цель, водить самолет и делать двойное сальто, вышивать по канве и конструировать синхрофазотрон? Ведь никто из нас не будет заниматься сразу всем. Любому достаточно одного-двух талантов — тех, которые станут в дальнейшем нашей профессией или хобби. Конечно, ребенку с математическим талантом придется тратить на задания по этому предмету намного меньше времени, нежели тому, у кого способностей к этой науке нет. Но талант не дается просто так, его придется отрабатывать в будущем: выбрать профессию, связанную с математикой, трудную и, вероятно, низкооплачиваемую. Не развивать талант, конечно, можно, но это разрушительно влияет на личность. Не зря испокон веков осуждали тех, кто зарывает талант в землю.

Получается, какое-то время талантливый ребенок будет много получать «даром» — без серьезных усилий. Но потом, напротив, ему придется много трудиться, вкладывать силы и знания в свой талант, развивать его, оттачивать мастерство.

Фундамент

Вторая причина, по которой кто-то очень быстро и легко выучивает материал, — хорошая база.

Подобно тому, как дом стоит на фундаменте, наши знания зиждутся на некой базе. То есть на некотором количестве начальных, базовых знаний. Прочность дома зависит от прочности фундамента — и прочность знаний зависит от базы. Что это такое?

Это необходимый минимум знаний и умений, который должен быть усвоен максимально твердо. Возьмем, к примеру, ту же таблицу умножения. Хорошо считающий в уме ребенок запомнит ее в разы быстрее, потому что он сразу видит соотношения между числами. Например, нередко такие дети «хитрят»: учат таблицу лишь до пяти, а остальное молниеносно подсчитывают. Например, семью восемь. Такой ребенок помнит, что семью четыре — двадцать восемь и умножает результат на два (ведь ему надо на 8, а не на 4 умножить!) Если ребенок этого не умеет, его бесполезно учить складывать в процессе обучения таблице умножения. Умение быстро считать в уме и понимать состав числа — это и есть базовые умения, которыми надо упорно овладевать не менее года — тогда и получится выучить таблицу умножения если не за пять минут, то за полчаса хотя бы.

Механизмы запоминания

Все мы вкладываем в свое образование усилия и способности, а затем получаем «дивиденды». И правила, которые здесь действуют, те же, что и в банке: вложишь полушку — получишь копейку, вложишь тысячу — получишь миллион. И, как и в банке, не выходит «купить на грош рублей». Нашему мозгу просто не с чем работать, если мы ему ничего не даем.

То есть нужна хорошая память. Однако все мы привыкли на свою память жаловаться: плохая, дескать, досталась. Но что значит «плохая память»?

Память человека может оцениваться с точки зрения быстроты и точности запоминания, длительности сохранения информации и точности воспроизведения. Все эти качества можно и нужно развивать. Одно следует прояснить сразу: то, что запомнилось за считанные минуты, за считанные минуты и забудется. Хорошо, если стихотворение, выученное за 10 минут, ребенок сможет рассказать хотя бы через несколько часов, а на большее и надеяться не приходится. «Быстрая» память служит для того, чтобы, дозваниваясь, например, в аптеку, на смотреть каждый раз номер, а запомнить его на несколько минут, пока там у них занято. На перспективу она не работает — это просто другой вид памяти.

Если нужно запомнить что-то прочно и надолго (ту же таблицу умножения, например), требуется и учить ее долго. Вот тогда человек ее будет помнить до старости. Ребенок в утробе матери развивается девять месяцев, и никто не сетует, что долго — поскорее бы. Яблоня растет несколько лет до того момента, когда мы сможем отведать с нее яблочка. Все проходит определенный путь развития. Так же и наша память: она должна осознать, «переварить» информацию и уложить ее на «нужную полочку», с которой можно потом достать.

Как же все-таки улучшить память?

Во-первых, резко ограничить «приток информации». Это, кстати, и со взрослыми работает, не только с детьми. Представьте себе, что двум гостям предложили некое блюдо. Один съел полную тарелку, а другой — лишь пару ложек. Значит ли это, что второму блюдо не понравилось? Вовсе не обязательно — может быть, он просто не голоден! Современного человека буквально погрузили в мощный информационный поток. Со всех сторон на нас сыплется реклама, новости, сплетни… В этом потоке теряется что-то полезное, да и измученный мозг отказывается воспринимать новое: он сыт! Чтобы что-то запомнить, надо посадить его на «голодный паек»: отказаться от чтения новостей в сети, от соцсетей, от телевизора в качестве фона. Это только так кажется, что «телевизор болтает себе, а я его не слушаю». На самом деле мозг фиксирует эту информацию.

То же относится и к процессу запоминания. Мы запоминаем не только таблицу умножения, но и то, что за каждый выученный столбик награждали себя сливочной помадкой. Это, кстати, можно использовать, если предполагаются трудности не с запоминанием, а с воспроизведением. Многим знакома эта проблема, которую часто зовут «лестничным остроумием»: вышел — и сообразил, что надо было ответить. Учишь умножение на восемь, которое все время забывается, — влезь под стол или грызи мятную карамельку. Пусть все смотрят как на… странного человека. Зато потом вспомнишь, как сидел под столом, или, например, вкус мятного леденца — и вспомнишь умножение на 8.

В России издано несколько книг, рассказывающих о тех или иных способах натренировать память. Вот некоторые из них:

  • Доминик О"Брайен. Как развить суперпамять.
  • Венгер Вин, Ричард По. Как развить феноменальную память и скорость чтения, или Фактор Эйнштейна .
  • Дэвид Гэймон, Аллен Брэгдон. Как развить умственные способности, память и внимание. Заставь свой мозг работать на 100% .
  • Надежда Резникова. Как развить память у ребенка .
  • Игорь Матюгин, Елена Жемаева, Елена Чакаберия, Ирина Рыбникова. Как развить хорошую память .

Несколько хитростей

Итак, мы уже смирились: на вопрос, как выучить таблицу умножения (спряжение глаголов, текст по английскому, стихотворение, тригонометрические формулы) за пять минут во сне, не существует реального ответа. Это просто невозможно.

Но нет ли все-таки хоть каких-то хитростей?

  • Ограничьте информационный поток (об этом выше).
  • Учите в течение нескольких дней, но не по частям, а все целиком: сначала «начерно», подглядывая, а потом уже как следует.
  • Используйте все каналы восприятия: читайте «глазами» и вслух, просите прочесть вам кого-нибудь еще, переписывайте, лучше разными цветами. Многим легче запоминается, если то, что они учат, они поют, как песню (мотив менять нельзя). Или можно учить, прогуливаясь по комнате, читая наизусть перед зеркалом, меняя тембр и громкость голоса, выражение лица, гримасничая.
  • Заставьте себя прекратить раздражаться и начать верить в необходимость запоминания материала; если речь идет о ребенке, то он раздражается из-за неразумного поведения родителей. Не говорите ему: «На что она нужна, эта таблица умножения! Сейчас же у всех калькуляторы есть! Нет, мучают ребенка…» Расскажите, как вам в детстве тоже трудно было выучить все, пришлось потрудиться, зато потом вам было очень приятно: учительница похвалила вас перед всем классом и поставила хорошую оценку. А как радовалась ваша мама!
  • Помните: многие странные вещи, которые учительница просит делать детей, — это как раз та самая база, о которой мы говорили выше. Сейчас они кажутся бесполезными, но позже примут на свои плечи груз прочных знаний.
  • Используйте «крючки» для извлечения информации из памяти — те самые мятные леденцы и т.п. Старайтесь подобрать и запомнить ассоциации к тому, что вы учите.
  • Высыпайтесь и правильно питайтесь. Недостаток некоторых веществ пагубно сказывается на памяти. Полезны для нее рыба, бананы, орехи и сухофрукты. Но не чипсы, лимонад и торт!

Уверены: если вы решитесь следовать этим советам, а не искать способы «выучить таблицу умножения за пять минут», вы вскоре станете сравнительно легко и быстро запоминать большой объем информации, а главное — прочно.

Методикой обучения в период естественного сновидения является гипнопедия. Обучение во сне представляет собой прослушивание учеником во сне гипнотизера либо его записи. Исходя из ранних исследований, были сделаны выводы, что методика не работает, когда другие положительно отзывались о подобной манипуляции. Как оказалось, у мозга действительно появляется реакция на раздражители, он обрабатывает их, в то время когда человек спит.

Научное определение гипнопедии

Наверняка каждый задумывался о том, чтобы сэкономить время на обучении, переложив этот процесс на сон. Рекламные ролики обнадеживают, сообщая о 25 кадре.

Возможность учения во сне без затрачивания сил и времени, получило отклик в научных изысканиях. Так, факт обучения в период сна называют гипнопедией. Специалисты в области истории уверяют, что методика уходит истоками в Древнюю Индию. Монахи нашептывали ученикам тексты старых манускриптов, когда они спали.

Обучение, согласно фазам сновидений

Чтобы понимать, допустимо ли выучить за 5 минут во сне необходимую информацию, нужно рассмотреть главные особенности ночного отдыха.

Исследователи выделяют 2 вида сна.

  • быстрый;
  • медленный.

В первом цикле восстанавливаются энергоресурсы организма. Вторая фаза имеет второе название – парадоксальная. Относительно показателей физиологии медленный сон близок к состоянию бодрости. Циклы сна сменяют один другого. Полная фаза зафиксирована на границе 2-х часов. При этом быстрый сон занимает всего 20 минут.

Обучающийся в школе или в ВУЗе желает выучить требуемый материал, например, стих или песню, в течение пяти минут во сне, который плохо запоминается в дневное время.

Термин гипноделии является видом учения во время сновидений и считается:

  • гипнозом, способным исцелять;
  • видом внушения для коррекции процессов психики;
  • получением новых навыков и способностей, полученных на подсознательном уровне.

Чтобы практика имела успех, нужно чтобы навеиваемый материал оставался в памяти длительное время.

Как оказалось, но мозг действительно способен научиться, пока человек беззаботно спит.

Опубликованная статья психологов из Франции, которыми проводилась проверка возможности запоминать музыку, слышимую в момент сновидения. Было выявлено, что люди могут распознавать звуковые сигналы наутро, когда проснутся, хотя не подозревали, что раньше их приходилось слышать.

Исследователи уточнили, что возможность запомнить материал происходит лишь в цикле быстроволнового сновидения, когда активность мозга высокая. Интересный факт, что память наоборот развивается в стадии медленного видения сна. Выходит, что ночью мозг проделывает одновременно несколько действий.

Когда участники испытания спали, учеными запускались разные сигналы звуков, ассоциируемых с отдельным ароматом. В случае зловонного запаха, дыхание участника становилось глубоким. Чтобы дыхание изменилось, требовался один звуковой тон.

Рефлекс на звуки был сохранен также после подъема. Это указывает на развитие ответов, происходящих на глубокой стадии, где необходимость в работающем сознании отсутствует. Выучить английский язык, математику по данному методу вряд ли выйдет.

Другие изыскания в этой области позволили участникам попытаться учить гитарные пассажи. Затем они засыпали. Во сне их просили наиграть то, чему обучились. Первая группа испытуемых отдыхала в обычном режиме. Другая, в это же время предавалась отдыху под мелодию, изучаемую в дневное время. Результаты показали, что второй класс обучаемых участников получил высокие итоги работы в отличие от первой.

В 2013 г психологи из Иллинойского университета выявили, что в период сновидения есть возможность развития музыкальной памяти, а также тренировать пространственную память.

Важная информация! В период сновидений можно обучиться, но не серьезным вещам. При этом качественный отдых важен для процесса. Ночью мозг не усваивается принципиально новое, а лишь перерабатывает уже имеющийся материал, закрепляя в памяти.

Чтобы обучаться в период сновидений не может учитываться как возмещение иными способами учения, поскольку соответствует закреплению в памяти отдельных видов информации.

  • числовые таблицы;
  • формулы геометрии;
  • иностранные и русские слова;
  • шифрованные коды.

Успешность использования гипнопедии обусловлена большим количеством причин, чтобы рассуждать о широком использовании.

  • вид информации;
  • особенность памяти;
  • возраст ученика.

Для увеличения действенности видоизменяется количество и длительность процедур изучения, манера речи, т.е. процесс обучения.

В качестве обучения под действием гипноза либо неестественно спровоцированного отдыха ночью путем электросна, медикаментозного способа, терминология гипнопедия не используется. Причина в использовании гипнотического, постгипнотического внушения, имеющие иной механизм.

Упоминание в литературе и кинематографе

Обучение в период сна было описано в романе Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Оно являлось одним из оснований нового фантастического окружения. Детям в голову записывали, как вести себя среди людей, предпочтительность и мысленные роли исходя из того, к какой касте они принадлежали. Также проводилось обучение.

В «Звездном десанте» романа Роберта Хайнлайна обучение использовали в корпусах кадетов, чтобы научить офицерский состав.

Образование во сне также упоминается в повести «Гадкие лебеди» Братьев Стругацких, где мокрецами применяется этот метод, чтобы обучать детей-вундеркиндов.

Кинематограф

Советский телесериал под названием «Большая перемена», в котором героями являются Евгения Леонова и Степан Леднев, имеет следующий сюжет. Будучи родителями девочки, вместе с ней по договоренности получают школьное обучение истории в период сна. Спустя время, Нелли включает передачу на радио, которое озвучивает шпионский роман. Впоследствии в ходе гипнопедического учения роман в подсознании отца Степана сплетается с происшествиями, которые описываются в книге.

Обучение также описывается в мультике «Братья Вентура», в котором учащимися являются Хэнк и Дин. Поскольку сюжет представлен в ироническом исполнении, то документы об образовании братья получают таким образом.

Мнение ученых об обучении по методу гипноделии

Представители различных направлений давно интересуются, как учиться во снах, в т.ч. и писатели-фантасты. Сегодня считают, что такой метод обучения запомнить наизусть урок особенно действенен, чтобы усвоить:

  • разные формулы;
  • слова иностранного языка;
  • специальный материал.

Те, кто подвластные легким путям будут огорчены, поскольку выучить за 5 минут во сне стихотворение, налоговый кодекс, таблицу умножения, невозможно.

Ученые подвели неутешительный итог, что такой метод обучения действенен только в качестве укрепления уже изученной темы по физике или химии в период бодрствования. По результатам отдельных исследований было выяснено, что человеку свойственно запомнить тот или иной материал. При этом доказать в действительности, слышал или нет ранее невозможно.

Иные исследования, в ходе которых человеку испытания такого вида обучения, ставили слушать аудиозапись с рассказами только во сне, тоже были несостоятельными, относительно техники. Пробудившись после ночного обучения, человек ничего не запомнил.

Чтобы хорошо закрепить урок в период бодрствования, нужно чтобы он неоднократно демонстрировался во время быстрого цикла. Потому таким способом обучиться нереально в домашних условиях.

Опыты и результаты обучения во сне

Испытания по обучению во сне за 5 минут над крысами и птицами предоставили приятные результаты. Крыс обучали определяться в лабиринте, вкладывая материал в отдельные строения мозга. Среди ночи эти участки мозга становились активными. Выглядело так, будто подопытные делают то, чему их обучали ранее, для закрепления урока.

При измерении активности нейронов был обнаружен участок лабиринта, где присутствовало животное в своих сознаниях. Было ли решено задание крысой в реальности или период сна не имело значения. Итоги исследований по обучению как свидетельствовали о высоком значении действенности снов, так и были определены процессы учения в период сновидений.

Делая опыты на зябликах по методу обучения в момент сна, выяснилось, что звуки, услышанные в период отдыха, переходят из отдела слуха в точку пения. Потому птица повторяла мелодию, которую ей ставили слушать среди ночи.

Важно! Опыты и результаты обучения говорят о том, что открывается огромный потенциал, которыми наделены сновидения, больше всего цикл REM.

Мозгу человека небезразлично, что происходит с вечера перед отдыхом, что видится и слышится. Хорошо подумав, можно использовать данные ресурсы для личной выгоды.

Эффективные методики

Существует четыре популярных видов обучения по технике гипнопедии.

Помощь аромата

Если за пять минут в период сна и не удается изучить учебную информацию географии, биологии, английские слова, то возможно повысить запоминание урока в разы.

Разработано несколько методик, благодаря которым можно быстро обучиться путем мягкого влияния на ученика, когда он спит.

К одному из таких способов относится аромаметод. Германскими исследователями было определено, что лучше всего запомнить поможет запах, ощущаемый при отдыхе. Когда будучи спящим, человек узнает такой же аромат, вдыхаемый при занятости над упражнением, когда бодрствовал, то изученный днем курс информации усвоится прочнее.

Антинаучность

Учиться во сне подобным образом практически невозможно. При этом институтом ранних исследований было отмечено, что испытуемые способны запоминать ряд факторов, когда спят. Хотя точно заявить, что участники не пробуждались и не осязали аудиоинформацию наяву, нельзя.

Чтобы удостовериться в этом, ученые из Америки фиксировали на голове испытуемых электроды и ставили мелодии, когда люди уже спали. Выяснилось, что уснув, ученики ничего не помнили.

Хотя мозг во сне не принимает другой материал, ночью он не спит. Им осуществляется перебор накопленной за сутки информации, которая потом из места формирования воспоминаний, направляется в зоны коры, где она сохраняется.

Технические изобретения

В ближайшем будущем, благодаря техническому развитию, возможно появление и иных методов, основанных на применении фаз сна. Считают, что закрепление памяти случается вследствие отдельных, замедленных пульсаций головного мозга. Потому появилась идея мягкого их стимулирования, не поднимая человека.

Ян Борн является основным идеологом таких исследований. Им было установлено, что мозговые сигналы, возможно, стимулировать путем трансчерепной активации прямым током. Подавался слабый ток через череп человека, что помогало улучшить способность запоминания слов.

Новый инвазивный способ заключается в надевании на голову электродной каски, чтобы измерить нейронную деятельность. Через наушники подают звуки во сне. Благодаря способу проходит мягкая стимуляция нейронной активности. Медленное сновидение оказывается глубоким и интенсивным.

Описанная методика, эффективна не только чтобы выучить новые слова, но и мелодию во сне. Исследователями проведена работа с группой лиц. Их обучали играть на гитаре по методу, который позаимствовали их видеоигры. Затем участник нужно было лечь спать.

Людей разделили на 2-ой команды. Первая слушала мелодию во сне, репетируемая ранее. Вторая отдыхала в затишье. Потом обеим командам нужно было воспроизвести мелодии, разученные на уроке. Исход 1-ой команды лучше, по сравнению со 2-ой, притом, что они не были осведомлены, что отдыхали под эту мелодию.

Хитрости по изучению в период сна иностранного языка

Учеными проводилось исследование, в котором группу немцев обучали иностранному языку, которые не знали его вообще. Команду поделили на 2 части. Первая слушала запись с изученным материалом, когда отдыхала. Другой группе ничего не включали. Результаты в обучении первой группы выше.

Чтобы разгадать причину феномена, обучавшие язык во сне, провели эксперимент мозговой деятельности с использованием энцефалографии. Те, кто слушал запись, проявили высокую активность волн. По предположениям ученых именно это явление указывает на процессы запоминания новых данных во сне.

Прежде чем перейти к сути статьи, нелишним будет вспомнить старый добрый фильм «Большая перемена», снятый на заре семидесятых годов прошлого столетия (в 1971-72-м). Одним из прелюбопытнейших и совершенно нехарактерных для советского реалистического кино был кадр, когда герой Е.Леонова, пытаясь выучить за 5 минут во снематериал по истории, засыпает под начитывание параграфа из учебника и трансляцию новостей.

Что он выдал на следующий день на уроке, знала вся страна. Метод был представлен режиссером в виде нелепой комической ситуации, но, тем не менее, такая форма обучения практикуется, а ее эффективность исследуют до сих пор ученые самых престижных и знаменитых на весь мир университетов.

Подсознание умеет запоминать

Да что там 1971 год! Тот факт, что спящий человек лучше усваивает и запоминает информацию, был подмечен еще в античные времена. Не очень способных учеников в древней Греции обучали специальным способом. Нет, не держали над пропастью, пока те назубок не выучат уроки, им просто предлагали прилечь отдохнуть, и за время пытались «вложить» в их головы максимум необходимого учебного материала, который древнегреческие двоечники не могли запомнить во время занятий.

Выучить за 5 минут во сне, конечно, удавалось немного, но за часок - другой полудремы невыученный материал можно было наверстать.

В разные времена в разных странах появлялись сенсационные сообщения о феноменальном запоминании во время сна. Факт активизации памяти связывали с тем, что человек в стадии глубокого успокоения работает не разумом, не сознанием, а подсознанием - глубинным инструментом, предоставленным каждому из нас природой.

Первая фаза: эффект налицо

Однако есть и недостаток в такой форме обучения: «запоминалка» остается активной исключительно во время первой фазы сна (мы называем ее дремой, дремотным состоянием), но подсознанию становится абсолютно безразлично все, что мы хотим ему нашептать, после перехода в глубокую фазу - восприятие новой информации в этот момент заканчивается.

Вот поэтому и есть надобность вложиться в короткий период времени и все необходимое выучить за 5 минут. Обучение во снеаприори не может быть длительным процессом.

Поверхностная (первая) стадия сна - это еще и пресловутый альфа-ритм (до 13 Гц), при котором «все невозможное становится возможным». Его часто используют во время медитаций для привлечения в жизнь нужного объекта или события. В случае обучения во сне это еще и улучшение процесса запоминания.

Что можно изучать во сне

Ограничений в выборе предметов, которые вы хотели бы выучить во сне,нет. Каждому что-то дается лучше, что-то - хуже. Если у вас полный порядок с математикой, то нет смысла дублировать изучение этого предмета еще и во сне.

Обычно «сонную педагогику» (научное название - гипнопедия) применяют не только для изучения тех предметов, которые тяжело даются, но и для курса быстрого обучения.

Овладение иностранными языками, приобретение полезных навыков (в их число входят и плавание, и изучение IT-технологий, и постижение азов игры на музыкальных инструментах) стоят в первом ряду среди предметов, поддающихся изучению во сне.

Использовать гипнопедию вполне реально для экстренного запоминания. Например, за день у вас совершенно вылетело из головы, что завтра с утра вам нужно декламировать стихи на дне рождения шефа. А время уже позднее, учить некогда, да и голова «не варит»… Что делать? Во сне!

Прилягте, расслабьтесь, попросите кого-нибудь из домашних, чтобы читал вам стихотворение несколько раз. Но при этом старайтесь не заснуть совсем - иначе результат окажется противоположным. Нескольких минут будет достаточно для изучения. Утром останется только повторить.

Исследователи и скептики

Верят в феномен и без устали его исследуют нейрофизиологи из Северо-западного США). Отчет о результатах каждого своего эксперимента они публикуют в авторитетных научных изданиях.

То, чтовыучить за 5 минут во сне возможно любой предмет любому человеку, они доказывали на примере проигрывания двух простейших фортепианных мелодий, двенадцать нот которых участники исследования выучили во сне даже не за пять, а за четыре минуты.

Но существует в ученых кругах и группа скептиков, доказывающих обратное. Эта группа утверждает, что никакого запоминания во сне не существует, есть лишь возможность закрепить ранее выученный материал.

Гипнопедия и состояние нервной системы

Представители ученого мира именно из второй группы предостерегают, что подобная методика обучения небезопасна: она негативно влияет на нервную систему, держит весь организм в напряжении, не позволяя ему полноценно отдыхать, и особенно нежелательна для растущего организма.

Этот вывод заставил задуматься родителей и школьных педагогов, поэтому экспериментальные уроки для шестилеток, когда им преподавали математику и родной язык во время дневного сна, пришлось в срочном порядке отменить.

Но вот чтение сказок детям перед сном - хорошая традиция. И вполне безопасная.

Что касается гипнопедии, отзывов о ее эффективности 50/50. Некоторые опасаются ее широкого применения, поскольку эффект может иметь и обратную сторону: вместо того чтобы выучить за 5 минут во сненечто полезное, можно заработать хроническую бессонницу и раздражительность.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины