22.09.2019

Что такое концерны? Особенности концернов. Что такое концерн


Синдикат (от гр. syndikos - действующий сообща) - термин, первоначально относящийся к трейд-юнионам (профессиональным союзам). В более позднее время синдикат - это организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий. Иными словами, в синдикате сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно.

Были широко распространены в дореволюционной России. Возникли международные синдикаты. Классическим примером является алмазный синдикат «Де Бирс», сосредоточивший в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, так же как и многие другие страны, вынуждена сотрудничать с этим синдикатом. Пока он располагает возможностями давления на аутсайдеров, пытающихся вести торговлю алмазами самостоятельно, вплоть до их полного вытеснения с рынка. Во многих странах мира приняты законы, направленные против любых форм монополистических объединений, оказывающих тормозящее влияние на развитие экономики.

В настоящее время русском языке слово синдикат может относиться к следующему:

Группе финансовых институтов
профессиональным союзам
Синдикат лотерейных игр
команде, участвующей в розыгрыше Кубка Америки

Конгломерат (от лат. conglomerates - скопившийся, собранный) - юридическое лицо (холдинг), в состав которого входят компании, осуществляющие предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики. Конгломераты в основном присущи развивающимся рынкам (Индия, Китай, Россия, Латинская Америка), в странах БРИК, а также многопрофильным компаниям.

Как правило, конгломераты образуются путем поглощения крупной компанией нескольких десятков мелких и средних фирм различных отраслей и сфер деятельности, не имеющих между собой производственных, сбытовых или других функциональных связей.

Конгломераты являются публичными компаниями, акции которых торгуются на фондовых биржах (LSE, NYSE).
Акции конгломерата, как правило, торгуются с дисконтом к чистой стоимости их активов (NAV, net asset value).

Одним из самых известных компаний-конгломератов является General Electric.

Холдинг (от англ. holding «владение») - совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний. В РФ правильнее говорить холдинговая компания. Помимо простых холдингов, представляющих собой одно материнское общество и одно либо несколько контролируемых им дочерних обществ (о которых говорят, что они по отношению друг к другу являются «сестринскими» компаниями), существуют и более сложные холдинговые структуры, в которых дочерние общества сами выступают в качестве материнских компаний по отношению к другим («внучатым») компаниям. При этом материнская компания, стоящая во главе всей структуры холдинга, именуется холдинговой компанией.

Контроль материнской компании за своими дочерними обществами осуществляется как посредством доминирующего участия в их уставном капитале, так и посредством определения их хозяйственной деятельности (например, выполняя функции их единоличного исполнительного органа), так и иным предусмотренным законодательством образом.

Характерные черты холдинга

1. Концентрация акций фирм различных отраслей и сфер экономики или фирм, расположенных в различных регионах.

2. Многоступенчатость, то есть наличие дочерних, внучатых и прочих родственных компаний. Нередко холдинг представляет собой пирамиду, возглавляемую одной или двумя фирмами, нередко разной национальной принадлежности.

3. Централизация управления в рамках группы путём выработки материнской компанией глобальной политики и координации совместных действий предприятий по следующим направлениям:
выработка единой тактики и стратегии в глобальном масштабе;
реорганизация компаний и определение внутренней структуры холдинга;
осуществление межфирменных связей;
финансирование капиталовложений в разработку новой продукции;
предоставление консультационных и технических услуг.

Типы холдинга

1. В зависимости от способа установления контроля головной компании над дочерними фирмами выделяют:
имущественный холдинг, в котором материнская компания владеет контрольным пакетом акций дочерней;
договорной холдинг, в котором у головной компании нет контрольного пакета акций дочернего предприятия, а контроль осуществляется на основании заключенного между ними договора.

2. В зависимости от видов работ и функций, которые выполняет головная компания, различают:
чистый холдинг, в котором головная компания владеет контрольными пакетами акций дочерних предприятий, но сама не ведет никакой производственной деятельности, а выполняет только контрольно-управленческие функции;
смешанный холдинг, в котором головная компания ведет хозяйственную деятельность, производит продукцию, оказывает услуги, но при этом выполняет и управленческие функции по отношению к дочерним предприятиям.

3. С точки зрения производственной взаимосвязи компаний выделяют:
интегрированный холдинг, в котором предприятия связаны технологической цепочкой. Данный тип холдингов получил широкое распространение в нефтегазовом комплексе, где под руководством головной компании объединены предприятия по добыче, транспортировке, переработке и сбыту продукции;
конгломератный холдинг, который объединяет разнородные предприятия, не связанные технологическим процессом. Каждое из дочерних предприятий ведет свой бизнес, ни в коей мере не зависящий от других «дочек».

4. В зависимости от степени взаимного влияния компаний различают:

Классический холдинг, в котором головная компания контролирует дочерние фирмы в силу своего преобладающего участия в их уставном капитале. Дочерние предприятия, как правило, не владеют акциями головной компании, хотя абсолютно исключить такую возможность нельзя. В ряде случаев они имеют мелкие пакеты акций материнской компании;
перекрестный холдинг, при котором предприятия владеют контрольными пакетами акций друг друга. Такая форма холдингов характерна для Японии, где банк владеет контрольным пакетом акций предприятия, а оно обладает контрольным пакетом акций банка. Таким образом, происходит сращивание финансового и промышленного капитала, что, с одной стороны, облегчает предприятию доступ к финансовым ресурсам, имеющимся у банка, а с другой стороны, дает банкам возможность полностью контролировать деятельность дочерних фирм, предоставляя им кредиты».

Примеры холдингов

Meinl European Land

Германия

MAN AG
Siemens
Voith AG

РосБизнесКонсалтинг
РАО ЕЭС России
СИБПЛАЗ
Агрохолдинг
Газпром-Медиа

Консорциум - организационная форма временного объединения независимых предприятий и организаций с целью координации их предпринимательской деятельности.

Консорциум может создаваться для осуществления крупного капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа. В международной торговле консорциумы создаются для совместной борьбы за получение заказов.

Внутри консорциума роли распределяются таким образом, чтобы каждый участник работал в той сфере деятельности, где он достиг наивысшего технического уровня при наименьших издержках производства.
Действия участников координируются лидером, который получает за это отчисления. Каждый участник готовит предложение на свою долю поставок, из которых формируется общее предложение консорциума. Консорциум несет солидарную ответственность перед заказчиком.

Монопсония (греч. μόνος - один, ὀψωνία - покупка) - ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж.

Примером монопсонии является рынок труда, на котором существует множество работников, и только одно предприятие - покупатель рабочей силы.

Монопсония возникает при следующих условиях:

На рынке труда взаимодействуют, с одной стороны, значительное количество квалифицированных рабочих, не объединенных в профсоюз, а с другой - либо одна крупная фирма-монопсонист, либо несколько фирм, объединенных в одну группу и выступающих как единый наниматель труда;
данная фирма (группа фирм) нанимает основную часть из суммарного количества специалистов какой-то профессии;
этот вид труда не имеет высокой мобильности (например, из-за социальных условий, географической разобщенности, необходимости приобрести новую специальность и т. п.);
фирма-монопсонист сама устанавливает ставку заработной платы, а рабочие либо вынуждены соглашаться с такой ставкой, либо искать другую работу.

Рынок труда с элементами монопсонии не является редкостью. Особенно часто подобные ситуации складываются в небольших городах, где действует только одна крупная фирма - наниматель труда.

При совершенном конкурентном рынке труда предприниматели имеют широкий выбор специалистов, мобильность труда абсолютна, любая фирма нанимает труд по неизменной цене, а кривая предложения труда в отрасли отражает предельные издержки на наем ресурса - труда. В условиях же монопсонии сама фирма-монопсонист олицетворяет собой отрасль, поэтому кривые предложения труда для фирмы и отрасли совпадают. Но для отдельной фирмы-монопсониста кривая предложения труда показывает не предельные, а средние величины издержек на наем труда, для монопсониста кривая предложения труда является кривой средних издержек (ARC), а не предельных.

Применительно к биржам монопсония может быть также ложной, например, когда при высокой цене большинство покупателей не включается в торги.

Примеры в России

Газпром на рынке доставки газа потребителям
Транснефть на рынке трубопроводных экспортных поставок нефти
РЖД на рынке тягового подвижного состава

Картель - простейшая форма монополистического объединения. В отличие от других, более устойчивых, форм монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны) каждое предприятие, вошедшее в картель, сохраняет финансовую и производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов, регулирование объемов производства, согласование условий сбыта продукции, найм рабочих. Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных механизмов. Попадает под действие антимонопольного законодательства. В одних странах мира запрещены законом, в других, напротив, их формирование поощряется в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между мелкими фирмами.

Трест (от англ. trust) - одна из форм монополистических объединений, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность.

Реальная власть в тресте сосредотачивается в руках правления или головной компании.

Наиболее широко были распространены в XIX веке.

В СССР тресты появились в связи с НЭП. Они представляли объединения предприятий одной отрасли с хозрасчётом. Декретом ВЦИК и СНК от 10 апреля 1923 трест определялся как
государственное промышленное предприятие, которому предоставлена самостоятельность в производстве своих операций согласно утвержденному для них уставу и который действует на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли"
«Положение о государственных промышленных трестах» от 29 июня 1927 расширило хозяйственную самостоятельность трестов. В середине 1-й пятилетки (1929-1934) тресты превратились в промежуточное административное звено.

Концерн (нем. der Konzern) - финансово-промышленная группа компаний, преимущественно на территории немецкоговорящих стран Европы и в странах Прибалтики. Типичным является сохранение юридической и хозяйственной самостоятельности участников, но с учётом координации со стороны доминирующих финансовых структур. Обычно участники концернов объединяют не только экономический потенциал, но и усилия в рыночной стратегии. Основным преимуществом концерна является концентрация финансовых и других ресурсов.

Термин «концерн» был заимствован из немецкого языка и неразрывно связан с историей развития экономики Германии и особенностями немецкого законодательства. Однако ошибочно думать, что именно там появились первые концерны. Считается, что первый концерн в мире и прообраз будущих конгломератов создал во Флоренции Козимо Медичи. Группа его компаний ещё в конце XIII - начале XIV века имела представительства в том числе в Исландии и в Африке, отправляла сотрудников и транспортировала товары из Азии по Великому шёлковому пути, включала в себя банки и торговые дома. Само понятие концерна возникло только через несколько сотен лет. Сначала возникли похожие на современные биржи (хотя прообразы существовали с 1351 г в Венеции, первая биржа открылась в Амстердаме в 1602), потом с развитием индустриализации активизировалась банковская деятельность и частные предприятия стали объединятся в группы, концерны и конгломераты.

Различают вертикальные концерны, горизонтальные концерны, и смешанные концерны (также называемые конгломераты). Под вертикальными понимаются объединения фирм, охватывающие весь цикл от закупки материалов через производство до сбыта одного определённого вида продукции, например концерн Мустерман, занимающийся всеми аспектами издательского дела и продажи книг и другой продукции. Горизонтальные концерны обычно объединяют похожие фирмы с различной клиентурой, например объединение пивоварен с различными сортами пива. Большую роль в становлении современных концернов сыграла динамика финансовых рынков 60-х, с типично перемежающимися спадами и подъёмами. Это позволило конгломератам скупать компании по заниженным ценам на заёмы в банках, показывать хороший возврат с инвестиций, получать ещё большие кредиты и использовать финансовые рычаги, таким образам создавая цепную реакцию. Так возникли или получили сильное развитие американский Дженерал Электрик, немецкий Сименс, японская Мицубиси.

В русском языке слово концерн чаще всего применяется по отношению к мультинациональным финансово-промышленным группам Европы, например Сименс, ThyssenKrupp, Фольксваген, Dräger. Тогда как по отношению к американским образованиям обычно употребляется термин «группа корпораций», «финансовая группа» или ФПГ.

При объединении нескольких компаний в одну получается концерн. В концерн могут объединиться предприятия с различной сферой деятельности: торговые, промышленные, научно-исследовательские, транспортные. При объединении в концерн появляется единый контроль, единые интересы, единая собственность, единые производственные связи и т.д. В основном, практика образования концерна распространена среди крупных предприятий.


В концерне держателем акций является главное управление. Ценные бумаги распределяются между всеми членами учреждения. В других областях или странах располагаются филиалы концерна. Концерн, как учреждение, имеет статус юридического лица. Здесь присутствует монополистическое объединение. Руководить концерном может, как один магнат, так и организованное сообщество. Первые концерны появились в Германии после прекращения .

Главными принципами концерна являются наращивание конкурентоспособности продукции, комбинирование производства, модернизация технологических процессов производства. Каждый член концерна имеет определенную самостоятельность, хотя он уже не может состоять одновременно в двух концернах. Кроме выпуска продукции или оказания услуг, концерн разрешает все необходимые задачи, которые связаны с этим.

Концерны бывают вертикальные, горизонтальные и смешанные (конгломераты). При объединении фирм для осуществления закупки материалов, производства и сбыта одного вида продукции формируется вертикальный концерн. Под горизонтальные концерны обычно объединяются похожие фирмы с разной клиентурой. К этому, например, можно соотнести объединение предприятий, занимающихся производством различных видов напитков и соков.

На формирование современных концернов повлиял рост финансовых рынков в 60-х гг., где можно было видеть типичные спады и подъемы. В этот момент по заниженным ценам на заемы в банках конгломераты скупали компании, при этом с инвестиций получали хороший возврат. Для использования и контроля финансовых рычагов это позволяло им получать огромные кредиты. Проходило все это в виде некой цепной реакции. Так появились и сильно развились такие компании, как Мицубиси (Япония), Сименс (Германия), Дженерал Электрик (США).

Смешанному концерну присущи признаки как вертикального, так и горизонтального типов концерна.

Понятие концерна, объединение предприятий и фирм, концерн General Motors

Мировой рейтинг концернов авто производителей, концерн Hubert Burda Media, концерн Siemens, концерн Toyota, концерн Hyundai,

Раздел 1. Характеристика концерна

Раздел 2. Концерн Hubert Burda Media

Раздел 3. Концерн "Сименс"

Раздел 4. Концерн Мицубиси

Концерн – это означает форму объединения предприятий и фирм.

Концерн – это добровольное объединение предприятий, осуществляющее совместную деятельность на основе централизации функций научно-технического и производственного развития, а также инвестиционной, финансовой и внешнеэкономической деятельности, организации хозрасчетного обслуживания предприятий.

Концерн - это финансово-промышленная группа компаний, преимущественно на территории немецко говорящих стран Европы и в странах Прибалтики.

Характеристика концерна

В отличие от конгломерата концерн характеризуется единством собственности и контроля, наличием технологических и производственных связей между предприятиями-участниками, меньшей диверсификацией. Часто такая группа предприятий объединяется вокруг сильного головного предприятия (холдинга, материнской компании), которое держит в своих руках акции этих предприятий.

Номинально входящие в концерн предприятия, производящие отдельные товары, расположенные в разных регионах, сохраняют хозяйственную самостоятельность, остаются юридическими лицами, являясь дочерними компаниями, филиалами головной компании. Концерн имеет общие финансовые ресурсы для развития, единый научно-технический потенциал и устойчивые кооперативные связи между входящими в его состав организациями.

Концерны могут быть отраслевыми и межотраслевыми, объединяют предприятия разной специализации, находящиеся в устойчивых кооперированных связях. Фактически в рамках концернов наблюдается высокая степень централизации управления и хозяйственного подчинения, особенно в области управления финансами, инвестициями. Международные концерны известны под названием транснациональных концернов.

Типичным является сохранение юридической и хозяйственной самостоятельности участников, но с учётом координации со стороны доминирующих финансовых структур. Обычно участники концернов объединяют не только экономический потенциал, но и усилия в рыночной стратегии. Основным преимуществом концерна является концентрация финансовых и других ресурсов.

Термин «концерн» был заимствован из немецкого языка и неразрывно связан с историей развития экономики Германии и особенностями немецкого законодательства. Однако ошибочно думать, что именно там появились первые концерны. Считается, что первый концерн в мире и прообраз будущих конгломератов создал во Флоренции Косимо Медичи.

Группа его компаний ещё в конце XIII - начале XIV века имела представительства, в том числе в Исландии и в Африке, отправляла сотрудников и транспортировала товары из Азии по Великому шёлковому пути, включала в себя банки и торговые дома. Само понятие концерна возникло только через несколько сотен лет. Сначала возникли похожие на современные биржи (хотя прообразы существовали с 1351 г в Венеции, первая биржа открылась в Амстердаме в 1602), потом с развитием индустриализации активизировалась банковская деятельность, и частные предприятия стали объединятся в группы, концерны и конгломераты.


Различают вертикальные концерны, горизонтальные концерны, и смешанные концерны (также называемые конгломераты). Например, концерн Мустерман, занимающийся всеми аспектами издательского дела и продажи книг и другой продукции. Горизонтальные концерны обычно объединяют похожие фирмы с различной клиентурой, например объединение пивоварен с различными сортами пива.

Большую роль в становлении современных концернов сыграла динамика финансовых рынков 60-х, с типично перемежающимися спадами и подъёмами. Это позволило конгломератам скупать компании по заниженным ценам на заём в банках, показывать хороший возврат с инвестиций, получать ещё большие кредиты и использовать финансовые рычаги, таким образам создавая цепную реакцию. Так возникли или получили сильное развитие американский Дженерал Электрик, немецкий Сименс, японская Мицубиси.

В русском языке слово концерн чаще всего применяется по отношению к мульти национальным финансово-промышленным группам Европы, например Сименс, ThyssenKrupp, Фольксваген, Dräger. Тогда как по отношению к американским образованиям обычно употребляется термин «группа корпораций», «финансовая группа» или ФПГ.




Объединяться в концерн могут промышленные предприятия, торговые предприятия и фирмы, транспортные предприятия, финансовые и научно-исследовательские фирмы.

Объединение в концерн предполагает наличие общей (единой) собственности, единый контроль, единые интересы, договора, наличие производственно-технологических связей между всеми участниками концерна.

Концерн подвержен меньшей диверсификации и отличается от конгломерата единством собственности и контроля.

На практике объединение в концерн происходит вокруг крупного предприятия, чаще всего головного или материнского предприятия.

Головное предприятие держит у себя акции всех участников концерна. Дочерние предприятия концерна могут территориально располагаться в разных частях страны и за рубежом, иметь хозяйственную самостоятельность, оставаться юридическими лицами.

Головное предприятие концентрирует управление и хозяйственное подчинение в своих руках, поэтому члены концерна не могут входить в состав других концернов.

Концерны бывают национальными и мульти национальными.

Концерн Hubert Burda Media

Hubert Burda Media - это международный издательский концерн, представительства которого находятся в Германии, Центральной и Восточной Европе, России и Азии. На территории Германии наряду с штаб-квартирой в Оффенбурге предприятие имеет представительства в Мюнхене, Берлине и Гамбурге. На сегодняшний день сфера деятельности концерна - это выпуск 262 журналов в Германии и других странах, доли в многочисленных интернет проектах и радиостанциях, ТВ-проекты и директор-маркетинг. Кроме того, концерн Hubert Burda Media задает высокую планку и в таких областях, как Digital Business и Digital Lifestyle.


75 журнала концерна издаются в Германии: Bunte, Freundin, Frau im Trend и т. д. Кроме того, концерн выпускает такие известные международные журнальные бренды, как Elle (Германия), InStyle (Германия), Playboy (Россия, Германия) и другие. Из собственных брендов (а большинство изданий Hubert Burda Media - собственные) достаточно привести в пример знаменитые журналы Lisa, Focus и Bunte. За последние пять лет число журналов, издаваемых за пределами Германии, увеличилось в два раза: 188 журналов выпускаются дочерними компаниями Burda Eastern Europe, Burda Holding International, Medien Park International и Vogel Burda Holding. Концерну Hubert Burda Media принадлежат также типографии в Оффенбурге, французском городе Вье-Танн и в столице Словакии Братиславе. На предприятиях Hubert Burda Media работает более 7 900 сотрудников.

Издатель Хуберт Бурда Hubert Burda Media, семейное предприятие с более чем столетней историей, сочетает традиции и инновации в бизнесе. Сегодня Hubert Burda Media - это одно из крупнейших издательств в Германии и всемирно известный медиа концерн.

Доктор Хуберт Бурда начал работу в издательстве в шестидесятых годах прошлого века. После смерти своего отца он в конце 1986 года принял руководство издательством, выпускавшим в то время 15 журналов, и типографией. Хуберт Бурда заложил основные вехи развития немецкого медиа ландшафта: общественно-политический журнал Focus, женский еженедельник Lisa и издания под его брендом, журнал о звездах Bunte - это всего лишь несколько примеров успешных проектов издательства. История успеха концерна началась в Оффенбурге, городе на юго-западе Германии, с типографии, на которой вначале работало всего три человека. Основатель империи Франц Бурда издавал свои первые журналы еще во времена императора Вильгельма II. Его сын, сенатор Франц Бурда, стал его преемником и, обнаружив в себе издательский талант, начал расширять предприятие.

Особую роль в успехе издательского предприятия Франца Бурды II сыграла его жена Анна Магдалене Леммингер, известная всему миру как Энне Бурда. Более 50 лет она выпускала издания, посвященные моде. Сегодня журнал Burda выпускается на 16 языках в 90 странах мира.


Концерн "Сименс"

Концерн "Сименс" с местонахождением в Берлине и Мюнхене принадлежит к числу крупнейших в мире производителей бытовой техники и электроники, занимает лидирующие позиции на рынке.


Около 475 000 сотрудников концерна занимаются разработкой, проектированием и изготовлением оборудования и систем, а также оказанием высококачественных услуг. Основанное более 160 лет назад предприятие в настоящий момент осуществляет свою деятельность в 190 странах, оказывая своим клиентам поддержку в решении экономических и технических задач своими новаторскими технологиями и эксклюзивными ноу-хау. Деятельность концерна охватывает такие области, как автоматизация и контроль, энергетика, транспорт, медицина, информатика, коммуникация и освещение.

В настоящее время в 11 различных структурных подразделениях концерна "Сименс" установлены более 9 600 радиаторов фирмы "КЕРМИ".


Концерн Мицубиси

У любителей и знатоков автомобилей имя Mitsubishi (Мицубиси) рождает однозначную ассоциацию с автомобилями – мощными, маневренными, скоростными. У других эта японская марка вызывает образы надёжных, спортивных и в то же время комфортных и безопасных легковых автомобилей; третьи, в силу специфики профессии, отлично осведомлены о редком качестве грузовиков и другой специальной техники от этого производителя. Но мало кто знает, что, сложись история немного иначе, и транспорт, отмеченный маркой Mitsubishi, мог бы никогда не коснуться колёсами шероховатого асфальта автомобильной трассы, покоряя вместо этого просторы морей и океанов.


Считается, что компания Мицубиси была основана в конце 19 века Ятаро Ивасаки, но мало кто знает, что у истоков известного на весь мир концерна стоит человек-легенда – Сакамото Рёма.

В 1864 году Сакамото Рёма создаёт торговый картель «Камэяма», чьим официальным занятием является транспортировка различного вида товаров и продовольствия морем. А «неофициальной» (зачем и создавался) являлась поставка оружия “патриотам” Тёсю. Изначально картель «Камэяма» спонсировался ханом Сацума (собственно союз Сацумы и Тёсю, который и «завалил» в итоге бакуфу и есть важнейшая заслуга Рёмы, человека, изменившего историю страны). Позже, когда «Камэяма» трансформировалась в «Кайентай», официальным покровителем или управляющей стороной стал хан Тоса (ибо Сацума к тому времени была объявлена мятежной провинцией).

К сожалению, «Кайентай» не просуществуй долго – всего 3 года (1865 -1868 гг.), т.к. в 1867 г. Рёма был убит.

C потерей главного вдохновителя, «Кайентай» начал было распадаться.

Но тут на горизонте очень вовремя объявились Ятаро Ивасаки и его друг самурай Мунэмицу Муцу, который впоследствии станет яркой фигурой высокой политики.

Мунэмицу Муцу станет министром иностранных дел, одной из самых ярких и уважаемых личностей в политической истории Японии, чьи деяния чтятся до сих пор (очень яростно защищал интересы Японии в противоборстве с западом, который всячески пытался ущемить молодую Реставрацию).

Именно эти два человека окажут ключевое влияние на возрождение картеля, а Ятаро Ивасаки встанет у руля новой компании, которой он даст имя “Мицубиси” и символ в виде своего родового мона – три листа хиси и дубовые листья клана Тоса.

Сфера интересов компании, управляемой Ятаро Ивасаки, помимо судостроения, охватывала металлургию, нефтепереработку, лёгкую промышленность, страхование, торговлю недвижимостью и даже производство пива.

Дальнейшая история концерна во многом обусловлена политикой Японии первой половины ХХ века, основой которой была военная мощь, обеспечиваемая самурайскими дзайбацу. Концерну Mitsubishi, таким образом, была уготована роль обеспечения боеготовности японской армии. А в 1917 году компания выпустила первую модель автомобиля, который позже занял своё место в рядах ценных экспонатов на выставке японской промышленности.

В силу малой востребованности легковых автомобилей, из транспортных цехов концерна Mitsubishi в начале ХХ столетия выходили преимущественно автобусы и грузовики. Надёжные большегрузные машины, которые были запущены в производство в 1923 году, не только эффективно решали актуальные на тот период транспортные задачи Императорской армии, но и сыграли значительную роль в восстановлении Токио после разрушительного землетрясения 1923 года. Однако, несмотря на директивы правительства, заставляющие работать концерн на военную машину, 30-е годы вошли в историю компании Mitsubishi как эпоха ярких промышленных изобретений, ибо никакая политика не способна затормозить новаторство и прогресс. В этот период талантливыми конструкторами концерна были созданы новые двигатели, в числе который были революционные по своей конструкции дизели, выпущены в производство мощные автобусы и полно приводные грузовики и т.д. Все эти достижения вывели компанию на самую вершину успеха, обеспечив ей лидерские позиции среди крупнейших корпораций Японии.

Вторая мировая война для Мицубиси стала испытанием, в котором концерн проявил себя с лучшей стороны, занимаясь не только поставками и обеспечением, но и изобретением и производством боевой техники. Открытое в 1920 году авиационное подразделение компании успешно наладило выпуск самолётов-разведчиков, тяжёлых и средних бомбардировщиков, но, наверное, самое известное изделие «Мицубиси юкогэ кабусикигайся» – истребитель А6М “Зеро”, ставший визитной карточкой Императорских ВВС времён Второй мировой войны.

Окончание войны ознаменовало не самые лучшие времена для Мицубиси – половина акций была продана частным инвесторам, что означало потерю контроля клана Ивасаки над компанией. Беда, как известно, не приходит одна, и вскоре мощному концерну предстояло быть разбитым на несколько десятков независимых компаний – такова была политика американских оккупационных властей, пытавшихся таким образом предотвратить восстановление военной мощи страны самураев. Через несколько лет эта же участь постигла и Mitsubishi Heavy Industry. Объединявшая под своими знаменами всю группу тяжелой промышленности, она была разделена на три региональные автомобилестроительные группы. Но жизнь продолжалась, а условия послевоенной разрухи с вечной нехваткой топлива диктовали особые требования к выпускаемым автомобилям, поэтому Мицубиси налаживает производство надёжных и экономичных трёхколесных грузовичков «Мидзусима», а также недорогих мотороллеров, троллейбусов и автобусов, работающих на альтернативном топливе.

Свежий ветер, несущие перемены, подул с окончанием оккупационной политики, когда несколько звеньев прежнего концерна вновь слились в единое целое, образовав Mitsubishi Corporation. Компания начинает выпуск новых моделей грузового и пассажирского транспорта, осуществляет первые экспортные поставки, а начало 60-х годов, когда экономика страны зацвела пышным цветом, и уровень доходов населения существенно возрос, стало новой эрой в истории знаменитой компании. Мицубиси со свойственным ей энтузиазмом принимается за производство начавших пользоваться спросом легковых автомобилей: Mitsubishi 500, Minica, Colt 600, Debonair и др. А спортивные модели выпускаемых Mitsubishi автомобилей приносят компании шумный успех, занимая первые места на самых престижных авторалли, в том числе «Париж – Дакар».

К концу 60-х годов репутация компании была столь безупречна, а производство автомобилей настолько масштабно, что была создана корпорация Mitsubishi Motors Corporation, объединившая воедино все связанное с автомобилями производство. С конвейеров предприятия сходят все новые и новые модели, в том числе знаменитый внедорожник Pajero (Montero на рынке Америки и Испании), а список спортивных достижений без устали пополняется новыми победами и титулами автомобилей Mitsubishi; да и печатные автомобильные издания щедро награждают выпускаемые корпорацией модели почётными званиями и регалиями. Не останавливается движение и в сфере научных разработок – в период охватившего мир нефтяного кризиса компания создает технологию бесшумного вала, лицензию на применение которого приобретают авторитетные гиганты Volvo и Porsche. Неудивительно, что концерн Mitsubishi получает заслуженное мировое признание, снискав славу и всему японскому автомобилестроению в целом.

Казалось, что эта удачливая автомобильная корпорация достигла вершины роста, но Mitsubishi продолжает расширять свою деятельность, выходя на мировой рынок, учреждая компании в других странах и континентах, выступая в качестве официального поставщика автомобилей для Олимпийских игр и других спортивных состязаний. Сегодня марка Mitsubishi известна даже в самом отдаленном уголке планеты, а быстрота и надежность этих признанных лидеров среди автомобилей подтверждена массой заслуженных призов.

Выросшая из огромнейшего энтузиазма и веры одного человека, закупившего нескольких колёсных пароходов, возящих рис и винтовки для сторонников Реставрации, сегодня компания Мицубиси является крупнейшим мировым концерном или кэйрэцу, огромной семьёй, в состав которой входят такие компании, как:

The Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ, Ltd.

Kirin Brewery Co., Ltd.

Meiji Yasuda Life Insurance Company

Mitsubishi Aircraft Corporation

Mitsubishi Electric Corporation

Mitsubishi Estate Co.

Mitsubishi Heavy Industries, Ltd.

Mitsubishi Logistics Corporation

Mitsubishi Motors

Mitsubishi Paper Mills, Ltd.

Mitsubishi Plastics, Inc.

Mitsubishi Rayon Co., Ltd.

Mitsubishi Research Institute, Inc.

Mitsubishi Shindoh Co., Ltd.

Mitsubishi Steel Mfg. Co., Ltd.

Mitsubishi UFJ Trust and Banking Corporation (part of Mitsubishi UFJ Financial Group)

Mitsubishi UFJ Securities

Nikon Corporation

Nippon Oil Corporation

NYK Line (Nippon Yusen Kabushiki Kaisha)

P.S. Mitsubishi Construction Co., Ltd.

Tokio Marine & Nichido Fire Insurance Co., Ltd.

13. Концерн Toyota

В 2009 году концерн VW стал номером 2. Количество произведенных легковых и коммерческих автомобилей весом до 3,5 тонн составило 6,4 млн. штук. Концерн из Вольфсбурга (Wolfsburg) собирается значительно сократить разрыв до лидера: ожидаемые продажи в год прогнозируются на уровне 9,1 миллиона автомобилей. До 2018 года Фольксваген намеревается стать компанией №1 в мире. При этом еще не учитывали партнера Suzuki - посчитали только 9 марок из 7 европейских стран: Volkswagen, Audi, Seat, Škoda, VW Nutzfahrzeuge, Bentley, Bugatti, Lamborghini и Scania. Porsche будут учитывать в общей статистике с 2011 года.

Мировой лидер, концерн General Motors усиленными темпами проводит свое финансовое оздоровление и стремится к успеху. Согласно прогнозам IHS количество продаж увеличится с 6,1 до 8,6 млн. к 2015 году. Таким образом, американский концерн есть и останется в ближайшем будущем на 3-м месте.

19. Концерн Suzuki

Источники

malb.ru - Малый бизнес

chtotakoeinfo.blogspot.com - Что такое

vocable.ru - Национальная энциклопедическая служба

burda.ru - Бурда

kinki.ru - Справочник-путеводитель по Кинки (Япония)

autoexpert.in.ua - Автоэкспорт

der Konzern - интерес, участие) - финансово-промышленная группа компаний разных отраслей промышленности, что и отличает её от других форм объединений. Например, концерн Mitsubishi включает в себя предприятия автомобильной, электронной, судостроительной и прочих отраслей промышленности. Типичным является сохранение юридической и хозяйственной самостоятельности участников, но с учётом координации со стороны доминирующих финансовых структур. Обычно участники концернов объединяют не только экономический потенциал, но и усилия в рыночной стратегии. Основным преимуществом концерна является концентрация финансовых и других ресурсов.

История

Термин «концерн» заимствован из немецкого языка (куда пришёл из английского, а начало берёт от латинского «concernere» - смешивать) и тесно связан с историей развития экономики Германии и особенностями немецкого законодательства. Однако ошибочно думать, что именно там появились первые концерны. Считается, что первый концерн в мире и прообраз будущих конгломератов создал во Флоренции Козимо Медичи . Группа его компаний ещё в конце XIII - начале XIV века имела представительства в том числе в Исландии и в Африке, отправляла сотрудников и транспортировала товары из Азии по Великому шёлковому пути , включала в себя банки и торговые дома. Само понятие концерна возникло только через несколько сотен лет. Сначала возникли похожие на современные биржи (хотя прообразы существовали с 1351 г в Венеции, первая биржа открылась в Амстердаме в ), потом с развитием индустриализации активизировалась банковская деятельность и частные предприятия стали объединятся в группы, концерны и конгломераты.

Виды

Различают вертикальные концерны, горизонтальные концерны, и смешанные концерны (также называемые конгломератами). Под вертикальными понимаются объединения фирм, охватывающие весь цикл от закупки материалов через изготовление до сбыта одного определённого вида продукции - например, Volkswagen AG , объединяющий все аспекты автопроизводства. Горизонтальные концерны обычно объединяют похожие фирмы с различной клиентурой, например объединение пивоварен с различными сортами пива. Большую роль в становлении современных концернов сыграла динамика финансовых рынков 1960-х , с типично перемежающимися спадами и подъёмами. Это позволило конгломератам скупать компании по заниженным ценам на займы в банках, показывать хороший возврат с инвестиций, получать ещё бо́льшие кредиты и использовать финансовые рычаги , таким образом, создавая цепную реакцию. Так возникли или получили сильное развитие американский

Концерн — ϶ᴛᴏ одна из самых сложных форм объединения, поскольку содержит в себе предприятия разных отраслей промышленности, банков, транспорта, торговли и осуществляет совместную деятельность на базе добровольной централизации функций (финансовой, научно-технической, производственной, инвестиционной, внешнеэкономической)

Концерн — объединение предприятий, при кᴏᴛᴏᴩом они сохраняют ϲʙᴏю юридическую самостоятельность, но финансовый контроль и определенные функции по снабжению, производству, маркетингу предприятий взяты под единое управление.

Особенности деятельности концернов

Формально предприятия концерна сохраняют самостоятельность , фактически имеют финансовую зависимость и контролируются головной компанией (правлением концерна, председателями)

Участники концерна не могут одновременно входить в состав других концернов. Типичные современные концерны сочетают вертикальную интеграцию производства с диверсификацией, т. е. располагают полным технологическим циклом одновременно в нескольких отраслях и сферах экономики.

В России концерны создаются на базе крупных государственных предприятий и объединений. Нужно помнить, такие предприятия при вхождении в концерн утрачивают ведомственную принадлежность.

Концерны — ϶ᴛᴏ организационно-хозяйственные структуры. Благодаря крупномасштабной концентрации капитала, производственных мощностей и возможности диверсификации они обладают определенной устойчивостью к колебаниям конъюнктуры, способны выгодно перераспределять инвестиции, концентрировать их на наиболее рентабельных направлениях.

Не стоит забывать, что важный признак концернов - единство собственности входящих фирм, предприятий, банков. Участники концернов взаимозависимы по существу экономических отношений.

Важно заметить, что одной из основных функций промышленных концернов стала функция сбыта. Концерны, создавшие хорошо отлаженный сбытовой аппарат, обладают сильным преимуществом в конкурентной борьбе.

В России концерны существуют в разных формах:

  • в форме государственных акционерных отраслевых комплексов (Газпром, Нефтехим);
  • в военно-промышленном комплексе как государственно-кооперативные концерны (АНТ);
  • в виде«народных», т.е. без участия государственных структур (БУТЭК)

С развитием НТП концерны превращаются в научно-технические центры с исследовательскими лабораториями. В таких центрах научные, экспериментальные и производственные работы ведутся одновременно.

Концерны могут быть многоотраслевыми с явным основным производственным сектором экономики. Но они могут быть и диверсифицированными (изменение, разнообразие, расширение номенклатуры) с отраслевыми группировками (в сфере обращения, транспорте, банках) Такой концерн правильнее называть конгломератом.

Виды концернов

Различают следующие виды концернов:

  • вертикальные;
  • горизонтальные;
  • смешанные (конгломераты);

Под вертикальными понимаются объединения фирм, охватывающие весь цикл от закупки материалов через производство до сбыта одного определённого вида продукции, например концерн Мустерман, занимающийся всеми аспектами издательского дела и продажи книг и другой продукции.

Горизонтальные концерны обычно объединяют похожие фирмы с различной клиентурой, например объединение пивоварен с различными сортами пива. Важно знать, что большую роль в становлении современных концернов сыграла динамика финансовых рынков 60-х, с типично перемежающимися спадами и подъёмами. Это позволило конгломератам скупать компании по заниженным ценам на заёмы в банках, показывать хороший возврат с инвестиций, получать ещё большие кредиты и использовать финансовые рычаги, таким образам создавая цепную реакцию. Так возникли или получили сильное развитие американский Дженерал Электрик, немецкий Сименс, японская Мицубиси.

В русском языке слово концерн чаще всего применяется по отношению к мультинациональным финансово-промышленным группам Европы, например Сименс, ThyssenKrupp, Фольксваген, Drager. Тогда как по отношению к американским образованиям обычно употребляется термин «группа корпораций», «финансовая группа» или ФПГ.

Деятельность концерна может распространяться на одну подотрасль или отрасль экономики. В него могут входить предприятия одной или нескольких отраслей. Лишь немногие наиболее крупные концерны охватывают всю отрасль (например, в Германии концерн Siemens — электротехническую промышленность) Концерны действуют в тех отраслях экономики, где развито крупное и массовое производство, применяются высокие технологии. Чаще всего ϶ᴛᴏ черная и цветная металлургия и сталелитейная промышленность, машиностроение и автомобилестроение, химическая и электротехническая индустрия.

Концерн подчинения и координации

С позиции системы участия в капитале можно выделить два вида концернов:

  • концерн подчинения , организованный в виде материнской и дочерних компаний;
  • концерн координации , состоящий из сестринских обществ, т.е. созданный таким образом, что отдельные входящие в него компании производят взаимный обмен акциями. Отметим, что тем самым все члены концерна оказывают взаимное влияние на проводимую концерном политику, и в то же время он остается под единым руководством.

Концерн подчинения создаетсятрадиционно для объединения производств по технологической цепочке, а концерн координации — в целях интеграции финансовой деятельности или научно-технической политики, согласованного производственного развития компаний, кадровой политики и т.п. Концерн координации, включая порой слабо связанные технологически предприятия, по ϲʙᴏей сути становится близок такой форме интеграции компаний, как конгломерат.

Концерны, имеющие иностранные дочерние отделения, представляют собой международные концерны . Причем капиталовложения международных концернов могут быть как транснациональными, так и трансконтинентальными.

Крупные концерны объединяют от 10 до 100 и более компаний, включая производственные, научно-исследовательские, финансовые, сбытовые и другие фирмы.

К примеру, General Motors объединяет 126 заводов в США, 13 в Канаде, производственные и сбытовые подразделения в 36 странах мира. Продукция концерна реализуется через собственные сбытовые сети и сети дилеров, составляющие более 15 тыс. фирм.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины