23.09.2019

Дагестанская сказка: Храбрый мальчик. Конспект урока по литературному чтению "дагестанская сказка "храбрый мальчик


Рождество, Новый год – время сказок и чудес. Бродят по дремучему лесу невиданные звери, прилетают сказочные птицы.

Сказочную горлицу можно нарисовать гелевой ручкой или тоненьким фломастером, украсив узорами «невиданными да неслыханными». Не страшно, если вы не умеете рисовать. Интернет полон раскрасок на любой вкус. Для детей возьмём простенький (как у нас) рисунок волшебной горлицы, похожий на те, что рисовали на оконных наличниках в северных русских деревнях (селениях).

Придумаем мотивирующую сказку

Жил-поживал мальчик Ваня. Непослушный, озорной был он. Никого Ваня не слушался. Особенно не любил он спать вечером ложиться. Уже глаза слипаются и игрушек не видят, а Ваня всё упрямится: «Не хочу спать! Играть буду!» Так, бывало, среди игрушек на полу и засыпал.

Однажды приснился ему сон. Видит Ваня большое дерево. А на нём белая птичка сидит и как человек плачет. Удивился мальчик:

– Разве птицы могут плакать? – спросил он.

– Могут, – отвечает птичка. – Я же не простая, а сказочная. Только вот никто не верит, потому что я некрасивая. Все мои сёстры узорами украшены, а я белая. Все смеются надо мной. Вот если бы ты, мальчик, мне помог, нарисовал на перьях узоры, я бы каждую ночь стала прилетать и сказки тебе рассказывать.

Но Ваня маленький и рисует плохо. Давай ему поможем?

Как нарисовать сказочную птицу

Итак, для нашей картины нам понадобится плотная бумага. На ней тоненько простым карандашом сделаем набросок. Это условие особенно необходимо соблюдать при рисовании гелевой ручкой, так как она плохо ложится поверх карандаша. Если применяете фломастер, то это не так важно, но стирать неудачно нарисованную тонкую карандашную линию гораздо проще.

1. Обведём контур птицы фломастером.

2. Волшебная птица должна выглядеть сказочно. Приступаем к украшению крыльев. Сперва рисуем на верхней части крыльев пустые треугольники с капельками внизу. Внутри них чёрные (или выбранного вами цвета) треугольнички поменьше.

3. Оформляем клюв и голову, рисуя несколько рядов пёрышек.

4. Рисунок вдоль спины: линии разной толщины, кружки и точки.

5. Оформив спинку, продолжаем рисовать перья, а потом «оборочку».

6. Пришёл черёд крыльев. Рисуем двойные «оборочки» с кружками.

7. Украшаем брюшко. Первоначально была идея украсить его солнышком. Но поскольку узоры в основном в виде оборок решили, что больше подойдёт цветок.

8. Заканчиваем украшать крылья сказочной голицы. У каждой птицы есть длинные маховые перья. Вот их и нарисуем.

9. Ну и наконец, хвост. Здесь тоже длинные перья. Сначала их рисуем, потом кайму на кончике хвоста. И в конце – решётку.

Наша сказочная птица готова. Необходимо заполнить пустое место вокруг неё. Волшебная горлица прилетает в детские сны ночью, поэтому нарисуем звёзды. У нас рисунок чёрно-белый, но его можно раскрасить фломастерами или цветными гелевыми ручками. Будет красиво.

Закончить сказку можно так.

Птичке очень понравились наши рисунки. Слово своё она сдержала: каждую ночь прилетала и рассказывала сказки. А Ваня с тех пор полюбил спать.

Сайт Нестандартные дети желает творческих успехов!

(cредняя группа)

Программное содержание:

Познакомить детей с дагестанской народной сказкой «Храбрый мальчик». Учить определять жанр произведения. Развивать связную речь. Воспитывать нравственные качества личности: доброту, смелость, любовь к Родине. Учить передавать эпизод из прочитанной сказки. Доводить замысел до конца, добиваться наиболее интересного решения. Совершенствовать технические приёмы и навыки рисования карандашами.

Материалы к занятию:

Книга с иллюстрациями, альбомный лист, цветные карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о сказках. Кто знает, что такое сказка?

Ответы детей.

Воспитатель: Назовите сказки, которые вы знаете.

Ответы детей.

Воспитатель: В сказочных историях случаются разные необыкновенные события. А герои бывают трусливые и наоборот храбрые. Ребята, а кто из вас считает себя храбрым и почему? Какой храбрый поступок вы когда ни будь совершали?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте дети обсудим одну проблемную ситуацию. Вот представьте себе: вы гуляли на улице и вдруг увидели птенца, выпавшего из гнезда. Как вы с ним поступите?

Ответы детей.

Воспитатель: А вы знаете, что есть дагестанская народная сказка про храброго мальчика. Она так и называется « Храбрый мальчик». И сегодня мы познакомимся с ней. Воспитатель читает сказку.

Физминутка.

Воспитатель: Ребята, о ком говорится в этой сказке?

Ответы детей.

Воспитатель: Кто главный герой?

Ответы детей.

Воспитатель: Что произошло с мальчиком в лесу?

Ответы детей.

Воспитатель: Что он увидел, когда лёг отдохнуть?

Ответы детей.

Воспитатель: Какое чувство испытал мальчик, когда увидел змею?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему он решил помочь птенцам?

Ответы детей.

Воспитатель: Как мальчик помог птенцам?

Ответы детей.

Воспитатель: Кто может напомнить мне и рассказать эту историю?

Рассказы детей.

Воспитатель: Что можно сказать о мальчике? Какой он был?

Ответы детей.

Воспитатель: Легко ли досталась победа мальчику?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему чудо-птица не убила мальчика?

Ответы детей.

Воспитатель: Как чудо-птица отблагодарила мальчика?

Ответы детей.

Воспитатель: В каких словах выражена главная мысль сказки: «Будь….» (всегда таким, как сейчас, т.е будь всегда храбрым).

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а вам понравилась эта сказка и чему она нас учит?

Ответы детей.

Воспитатель: А все-таки хорошо, что сказка так закончилась, как мы прочитали. А теперь я вам предлагаю взять карандаши и нарисовать наиболее понравившийся вам сюжет из сказки про храброго мальчика.

Ответы детей.

Воспитатель: А Когда вы нарисуете, т.е в конце нашего занятия, мы все вместе рассмотрим ваши рисунки и подводя итог определим выраженные вами сюжеты из этой сказки. Все готовы? Тогда приступайте к работе.

Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня на занятии вы познакомились с дагестанской народной сказкой « Храбрый мальчик». Нарисовали к ней замечательные рисунки. Все очень старались и хорошо работали на занятии. Вы молодцы! На этом наше занятие окончено.

Тося Ахмедова
Театрализованное представление в средней группе. Дагестанская народная сказка «Храбрый мальчик» Видео

Цель :

1. Через театрализованные деятельность реализовать индивидуальные возможности и потребности детей в самовыражении и развитии, раскрыть творческий потенциал детей, их талант.

Задачи :

1. Продолжать воспитывать любовь к родному краю. Расширять представления детей о народном фольклоре . Воспитывать патриотические чувства к своему народу .

2. Знакомство детей с театром как одной из форм культуры народов Дагестана .

3. Продолжать учить детей в театрализованной деятельности перевоплощаться с помощью развития языка и жестов.

4. Развивать у детей навыки совместной деятельности, чувство общности, умение выражать свое настроение.

5. Развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

6. Работать над формированием правильной, четкой речи, над артикуляцией, произношением.

Предварительная работа :

1. Чтение Дагестанской сказки «Храбрый мальчик » . Беседа о творчестве и фольклоре народов Дагестана .

2 Знакомство детей с мини-музеем прикладного искусства культурой и традициями народов Дагестана .

Ход занятия:

Пальчиковая гимнастика «Гусь»

Воспитатель :

Дети я не зря начала сегодняшнее наше занятие с дагестанской пальчиковой потешки .

Мы с вами сегодня будем говорить о нашей малой родине

Как называется ваша малая родина?

Дети : Дагестан

Воспитатель : Наш Дагестан богат красивой природой, культурой и традициями.

Издавна славится Дагестан народно -прикладным искусством, творчеством разнообразием фольклора.

Сегодня мы с вами будем говорить о фольклоре народов Дагестана .

Сказки , сказания , присказки , потешки, загадки, пословицы и поговорки слагали народы Дагестана веками . В них людская мудрость, в них любовь к детям, к своему краю, к его людям.

Подробно мы с вами будем знакомиться одной из форм фольклора сказки . Сказки народов Дагестана передавались из поколения в поколение.

Воспитатель : Дети, почему сказки называются народными ?

Дети : Их сочинял народ .

Воспитатель : Дети сегодня я получила пригласительный билет в театр , где будет проходить театрализованное представление дагестанской сказки «Храбрый мальчик » .

Я думаю, что вы не раз уже видели театр , где выступают настоящие артисты. К нам в детский сад тоже приезжают, как театр кукол , так и театр настоящих артистов . Как называется место выхода артистов? «Сцена» .

Воспитатель : Кто знает, что еще есть в театре ? (занавес, гардиробная и тд.)

Правила поведения в театре :

1. Соблюдение тишины во время спектакля – главное правило. Нельзя во время спектакля перешептываться, шаркать ногами, стучать пальцами по подлокотнику кресла – Вы отвлекаете не только зрителей, но и актеров.

2. Важное правило – приходить вовремя. Нужно успеть спокойно раздеться самому и помочь раздеться другу, поправить причёску перед зеркалом.

3. В театр приходят красиво одетыми, ведь это праздник.

4. Если спектакль вам понравился, поблагодарите артистов аплодисментами. Если не понравился, не стоит кричать, шуметь и топать ногами. Можно просто уйти, даже после 1-го действия, в перерыве.

5. Нельзя в театре занимать чужие места!

6. Не вставай со своего места, пока не закончится спектакль, - не мешай другим зрителям.

Итак : отправляемся в театр !

Занимаем свои места, приятного просмотра!

Сказитель : Ассаламу алейкум, вам, друзья,

Вас приглашаю в сказку я !

А поведу я свой рассказ

Про край волшебный – про Кавказ.

Там горы прямо до небес и много сказочных чудес !

Звучит национальная музыка. На сцене появляется мальчик МАНСУР . Он вглядывается вдаль, идёт, устало опираясь на посох.

Сказитель : Среди сверкающих вершин шёл Мансур домой один –

Из соседнего села хотел добраться до темна.

Мансур : Я по горам весь день ходил – просто выбился из сил.

Видно, я с дороги сбился, заплутал и заблудился!

Пожалуй, надо отдохнуть, чтоб потом продолжить путь.

Мальчик оглядывается , выбирая себе место для отдыха.

Сказитель : А тут, где старый дуб растёт, птица грозная живёт.

Но дома нет её пока – она гоняет облака.

В гнезде остались два птенца – два любопытных сорванца.

Из-за ширмы, над гнездом появляются ПТЕНЦЫ (мальчик и девочка ) . Они вертят головами в разные стороны, разглядывают мальчика . Мансур садится под дерево.

Сказитель : Ночь, синим шёлковым платком, накрыла быстро всё кругом.

Из-за гор взошла Луна, с собою звёзды привела.

Из кулис под музыку появляются ДЕВОЧКИ в тёмных национальных платьях. Они проносят по сцене тёмное прозрачное покрывало со звёздами.

Сказитель : Хотя Луны так ярок свет, птенцов Мансур не видит, нет!

Ещё одна зажглась звезда, Мансур улёгся у гнезда.

Мальчик ложится под деревом . Из гнезда показываются ПТЕНЦЫ.

1-й птенец : Вот удивительный птенец пришёл к нам в гости, наконец!

2-ой птенец : Да это маленький джигит! Ты не шуми, пусть он поспит!

Сказитель : Вы слышите – шуршит трава : мелькнула с жалом голова.

Змея крадётся в лунном свете, нужны, злодейке, птичьи дети!

Она птенцов немало съела, вновь замышляет злое дело!

На сцене под музыку появляется ЗМЕЯ. Она продвигается к дереву, пытается дотянуться до гнезда.

1-й птенец : Сестрица милая моя, смотри – ползёт сюда змея!

2-ой птенец : Нам с тобой несдобровать! На помощь надо громче звать!

ПТЕНЦЫ (хором) : Э-э-й! Кто-нибудь! Беда! Беда!

К нам змея ползёт сюда!

(по очереди) : Помогите! Помогите!

Мансур (просыпаясь) : Да что вы громко так кричите? (птенцы указывают на змею)

Вот это да! Что вижу я? Большая длинная змея.

(берёт палку, замахивается, стучит об пол)

Чего надумала, злодейка?

Трогать ты птенцов не смей-ка!

Убирайся прочь отсюда, не то будет тебе худо!

Змея : Ты что, вызов мне бросаеш-ш-ш-шь или просто угрожаеш-ш-ш-шь?

Глупый и смеш-ш-ш-шноймальчиш-ш-ш-ка ,

Для меня ты слабый слиш-ш-ш-шком.

Тебя я больно укуш-ш-ш-шу,а потом и задуш-ш-ш-шу!

Мансур : А ну, прочь от гнезда! Убирайся навсегда!

Звучит тревожная энергичная музыка. Мальчик держит палку двумя руками, загораживаясь от змеи. Змея нападает на него, пытается его обхватить. Птенцы пищат, в страхе закрывают лицо руками. Мансур побеждает. Змея – удаляется.

Мансур : Больше вы, птенцы не бойтесь, не дрожите, успокойтесь! (гладит их)

Вы, наверно, есть хотите? (птенцы кивают головами)

Вот лепёшка вам – делите. (достаёт из катомки хлеб, даёт им)

А мне нужно отдохнуть – далёк до дома будет путь…

Мальчик снова ложиться под деревом и засыпает.

Сказочник : Вот ярко вспыхнула зарница – в гнездо вернулась ЧУДО-ПТИЦА.

Под музыку появляется ЧУДО-ПТИЦА. Видит спящего мальчика , сердито хлопает крыльями.

ЧУДО-ПТИЦА : Как человек сюда залез в наш волшебный тайный лес?

Как он посмел сюда явиться – к гнезду волшебной чудо-птицы?

Ему за это отомщу – в холодный камень превращу!

1-й птенец : Нет, мама, не сердись, постой! Ведь этот мальчик не простой !

Он появился в трудный час, нас от змеи ужасной спас!

2-ой птенец : Змею он злую победил

И нас чуреком (или лепёшкой) накормил.

ЧУДО-ПТИЦА : Ну что ж, тогда я очень рада, героя утром ждёт награда.

Укрою мальчика крылом , пусть спит пока спокойным сном!

Птица присаживается и укрывает спящего мальчика крылом . Все спят.

Сказитель : Вот над горами солнце встало, и утро доброе настало.

Из кулис под национальную музыку выходит группа девочек в светлых платьях, у ПЕРВОЙ – на голове СОЛНЦЕ. Они выносят светлое прозрачное покрывало. Затем, девочки исполняют ТАНЕЦ.

Сказитель : Мансур увидел сквозь ресницы

Крыло волшебной чудо-птицы.

Мальчик в страхе вскакивает на ноги.

ЧУДО-ПТИЦА : Герой, к чему такой испуг? Меня не бойся – я твой друг!

Ты молодец из молодцов, ты спас от гибели птенцов!

Ты их утешил, приласкал и хлеб последний свой отдал!

Проси что хочешь, мальчик мой !

Мансур : Хочу скорей попасть домой!

Стоят родные у дороги, болят сердца их от тревоги!

ЧУДО-ПТИЦА : Тебя, мой друг, благодарю : перо волшебное дарю.

Лишь только ты пером взмахнул – перед тобой родной аул.

Ждут, не дождутся мать с отцом тебя перед родным крыльцом.

А если попадёшь в беду, взмахни пером – и я приду!

Птица отдаёт перо мальчику .

1-й птенец : Прощай, джигит! Герой, прощай!

Всё время слабых защищай!

2-ой птенец : Будь смелым, добрым ты всегда!

Пусть стороной пройдёт беда!

Мансур : И вы, птенцы, прощайте, меня не забывайте!

И я буду помнить вас.

Птица и птенцы : (хором) До свиданья! В добрый час!

МАЛЬЧИК машет рукой , уходит за кулису. Птица и птенцы машут ему вслед. Затем, ПТИЦА заходит за ширму, ПТЕНЦЫ – уходят за ширму из гнезда.

Сказитель :

Нам подарил седой Кавказ о храбром мальчике рассказ .

Пусть знают все, что в Дагестане джигит от страха не дрожит,

А доблестью своей и честью больше жизни дорожит!

Запомните, что сказка эта выражает существо

Дагестанца , дагестанки , ДАГЕСТАНА моего !

Дагестанская сказка «Храбрый мальчик»

2 класс Кубасова О.В.

Цель урока: научить детей различать жанры сказки и рассказа.

Задачи:

1. Продолжить знакомство с видами сказки.

2. Расширение словарного запаса учащихся.

3. Совершенствовать навык чтения учащихся.

4. Воспитывать чувство сострадания.

5. Расширение кругозора учащихся.

6. Воспитание уважения к чужой культуре.

Оборудование:

1. Презентация учителя.

2. Компьютер.

3. Экран.

4. Учебник.

5. Тетрадь у учащихся.

Задание к уроку.

Вспомнить, что такое сказка, виды сказки.

План-конспект.

Сегодня мы с вами прочитаем произведение. В нем вам встретятся сложные слова. Для этого, пожалуйста, откройте учебник на странице 107, мы посмотрим, какие слова нам встретятся.

1. читай 1 раз плавно, по слогам, затем целыми словами.

ЗА-БЛУ-ДИЛ-СЯ -----ЗАБЛУДИЛСЯ

РАС-ПРО-СТЁРЛА ----- РАСПРОСТЕРЛА

Ребята, как вы понимаете слово распростерла? (широко раздвинула в стороны)

2 Посмотрите задание 2. Кто может прочитать слова, которые получились?

КРИЧ

ЗА + + АЛИ

ПЛАК

ЗАКРИЧАЛИ

ЗАПЛАКАЛИ

Хором прочитаем эти слова.

№3. Читаем слитно.

Гулял-гулял Несколько раз

Чудо-птица эти слова.

Ребята, прочитав эти слова, подумайте, произведение, которое мы будем читать – это сказка, или рассказ? (сказка)

Ребята, скажите, с каких слов обычно начинается сказка? Кто может вспомнить начало сказки? (жили-были, в некотором царстве…)

Слайд презентации

4 Читай внимательно.

крыльями -- крылами

сломал -- сломил

странным -- страшным

Как вы понимаете эти слова?

Крыльями (обычная птица, маленькая)

Крылами (большая птица, могучая)

Сломал (сломать ветку, игрушку)

Сломил (сломить палку, что-то большое)

Странным (непонятным, необычным)

Страшным (пугающим)

Слайд презентации

Первичное чтение сказки (читает учитель)

«Чудо-птица», «Храбрый мальчик», «Спасение птенцов».

(Как вы думаете, кто главный герой сказки? Кто спас птенцов?)

Слайд презентации

Записать название сказки в тетрадь.

Дагестанская сказка «Храбрый мальчик».

Слайд презентации

Дагестан- республика в составе России. Поговорить о природе Дагестана (горы, леса, море). Может кто-то из детей знает об этом городе.

1) ребята, как вы думаете, это сказка волшебная (есть какое-то чудо) или о животных (какие животные присутствуют).

Волшебная О животных

В основе сюжета - Главными героями

повествование о выступают животные,

преодолении потери птицы, рыбы.

или недостачи при Человек:

помощи чудесных 1) играет второстепенную роль,

средств или 2) занимает положение,

волшебных равноценное животным

помощников.

Итог: сказка о животных. (Человек занимает положение, равноценное животным. Присутствуют такие животные, как птица и птенцы, змея).

Запишем в тетрадях, что это сказка о животных.

Вдруг зашумел лес от ветра, ночные звери в норы попрятались, звезды тучами укрылись.

3) Почему это была чудо-птица? Какой она была?

(птица больше человека, птица разговаривала, птица отнесла мальчика домой на спине).

Слайд презентации

4) Ребята, как вы поняли слова клёкотом заклекотала? (клекотать-издавать прерывистые горловые звуки)

Слайд презентации+звук

5) Как вы поняли слова чудо-птицы « Будь всегда таким, как сейчас!» ?

А как бы вы поступили на месте мальчика?

Итог урока: Сегодня мы с вами познакомились с дагестанской сказкой «Храбрый мальчик». Давайте еще раз вспомним, чем отличается сказка от рассказа?

Рассказ – это произведение, в котором сообщаются подлинные, действительно бывшие события.

Сказка - это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра и зла, честное и доброе всегда побеждает. Она всегда несет в себе элемент нравоучения.

Вид нашей сказки?

Сказка о животных.

Домашнее задание. Нарисовать запомнившийся фрагмент (восстановить текст сказки по фрагментам)


© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины