23.08.2019

Дефекты зубных рядов. Классификация по Кеннеди, классификация по Гаврилову. Дефекты зубных рядов: классификация по Кеннеди Дефекты зубных рядов


Нередко у одного пациента может наблюдаться сразу несколько дефектов зубного ряда.

Зачем нужно классифицирование?

Еще с 19 века многие стоматологи озадачились вопросом создания определенной классификации всех основных типов дефектов зубных рядов с тем, чтобы выработать универсальные подходы к их изучению и подбору корректных и эффективных методов терапии.

Классификация позволяет быстрее и более точно определить тип имеющегося дефекта, подобрать оптимальный путь его лечения, к примеру, наиболее подходящий в конкретном случае вариант протеза.

Это очень сложная и важная задача, так как, если не учитывать характер отклонения, то можно, например, нарушить нормальное функционирование зубных рядов уже после протезирования.

Нередко бывает так, что после некачественного нагрузка на зубы распределятся неравномерно и они, а также находящиеся рядом опорные мягкие ткани, постоянно перегружаются, что может вызвать другие проблемы.

Чтобы избежать осложнений и добиться максимальной эффективности лечения видные дантисты разработали и систематизировали все ортодонтические патологии по классам и подклассам.

Наиболее часто в современной стоматологии используются классификации дефектов зубных рядов по Кеннеди, Бетельману и Гаврилову. Также пользуются популярностью систематизации по Эйхнеру, Жулеву, Оксману и некоторым другим медикам.

Выбор дентального протеза дело непростое — от разбегаются глаза…

Эдуард Кеннеди – американский дантист, который одним из первых начал проводить довольно сложные .

Имея большой опыт практической работы он решил разделить все наиболее часто встречающиеся зубочелюстные аномалии на 4 класса, а также три подкласса.

Кеннеди предложил свою систему в 1921 году и с тех пор она является наиболее часто используемой и признанной всеми мировыми специалистами.

Первый класс включает дефекты, когда у человека отсутствуют жевательные зубы с обеих сторон дуги. Помимо основного 1 класса, в нем есть еще 3 подкласса:

  • отсутствие зубов не только по бокам дентального ряда, но и где-либо еще в одном месте;
  • отсутствие некоторых зубов в 2-х местах (не считая боковых позиций);
  • отсутствие зубов в целых 3-х местах помимо основных боковых жевательных.

Главным вариантом протеза для лечения отклонения от нормы первой группы выступает так называемое лабильное крепление, в котором предусмотрены специальные приспособления для установки недостающих зубов, которые должны дополнить поврежденный дентальный ряд.

Второй класс по Кеннеди включает в себя случай наличия одностороннего дефекта совместно с потерей дистальной опоры. Подклассы здесь точно такие же, как и в предыдущем варианте: 1-й подразумевает наличие одного потерянного зуба, помимо основного дефекта, 2-й – двух, 3-й – трех.

Лучший способ коррекции – использование протеза с палатинальной фиксацией со стороны здоровых зубов, а также крепления лабильного типа со стороны, где находится непосредственно дефект.

Третий класс включает в себя одностороннее нарушение, но при этом дистальная опора присутствует. Подклассы все те же, что и в предыдущих вариантах. Лучшая конструкция для лечения – специальный съемной конструкции с применением опорных .

Четвертый класс не имеет подклассов и касается случая, когда отсутствуют передние зубы, находящиеся во фронтальной части зубного ряда. Лучший вариант лечения здесь тот же, что в третьем классе – установка мостовидного протеза с опорными кламмерами.

Систематизация по Эйхнеру

Более простой вариант деления аномального зубочелюстного развития, нежели предыдущий. Эйхнер выдвинул предположение, что в зубной дуге человека присутствуют четыре так называемые защитные зоны, имеющие названия моляров и премоляров для правой и левой сторон. Именно они ответственны за удержание межальвеолярной высоты.

В случае дефектов с зубами, их можно поделить три такие группы:

  • первая группа А – включает ряды, которые имеют зубы-антагонисты во всех четырех премолярных и молярных зонах;
  • вторая группа В – в некоторых защитных зонах зубы отсутствуют, это может касаться как одной зоны, так и сразу нескольких;
  • третья группа С – во всех 3-х зонах зубы-антагонисты потеряны.

Система Гаврилова

Гаврилов Евгений Иванович является видным научным деятелем СССР, доктором медицинских наук, который также разработал свою систему классификации дефектов зубных рядов. В своей работе он пытался добиться не только красивого внешнего вида зубов, но и полного восстановления их функциональности, а также правильного распределения нагрузки между всеми частями зубного ряда.

Классификация по Гаврилову предполагает наличие таких разновидностей дефектов:

  • односторонние, а также двухсторонние ряды зубов с имеющимися на их концах нарушениями (случай, когда испорченными или вообще отсутствующими являются крайние большие зубы или с одной, или с обеих сторон);
  • односторонние, а также двухсторонние ряды, в которых наблюдаются включенные боковые дефекты (в этом случае проблемы присутствуют с боковыми зубами на одной или обеих сторонах);
  • дефекты на передних зубах;
  • комбинированный вариант, когда встречаются признаки нескольких или всех упомянуты выше групп (дефекты с боковыми зубами и с передними, задними, крупными и боковыми, задними и передними);
  • также выделяется вариант с одиночно сохранившимися зубными единицами, то есть, фактически полной .

Эта структуризация нередко используется многими стоматологами, так как дает возможность подобрать оптимальные варианты протезов в самых разнообразных случаях.

Классы и подклассы Бетельмана

Дантист Бетельман предложил свой способ определения необходимых для установки протезов при тех или иных дефектах. Он поделил все зубочелюстные отклонения на две большие группы, каждая из которых в свою очередь состоит из двух подклассов.

Выглядит классификация по Бетельману следующим образом:

  1. Первый класс – имеются дефекты зубных рядов с одним либо же несколькими концевыми дефектами. Это значит, что проблемные зубы находятся на концах рядов. Соответственно, здесь есть два подкласса: 1 подкласс – в ряду присутствует только односторонний концевой дефект, 2 подкласс – у больного наблюдается двухсторонние концевые дефекты.
  2. Второй класс – наблюдаются включенные дефекты, один или несколько. Включенные значит, что концевые зубы на месте, а вот те, которые находятся в других частях ряда, отсутствуют. 1 подкласс 2-го класса обозначает наличие одного или нескольких включенных дефектов, при которых отсутствует не больше трех соседних зубов; 2 подкласс включает дефекты, при которых есть одно или несколько повреждений протяженностью на 3 и больше зубных едениц.

Такой подход более простой, чем у того же Кеннеди, но хорошо систематизирует типовые отклонения в строении зубочелюстной системы.

Особенности системы Жулева

Жулев Е. Н. – представитель Нижегородской медицинской академии, профессор, который в 1989 году выдвинул свой вариант систематизации зубочелюстных отклонений. Его система состоит из пяти классов:

Существует множество других, менее известных классификаций по классам, но ими пользуются довольно редко, так как указанные выше системы Кеннеди, Гаврилова и некоторых других медиков вполне хорошо справляются с поставленной задачей – выбор наиболее подходящего протеза для типичных часто встречающихся зубочелюстных дефектов.

Используя подобные системы стоматологи существенно облегчают жизнь себе и пациенту и могут подобрать наиболее оптимальный вариант устанавливаемого протеза, который будет по максимуму учитывать анатомические особенности конкретного человека.

Конечно, каждый случай уникален и предугадать все возможные оригинальные комбинации отклонений нелегко, но в большинстве случаев указанные системы классификации довольно неплохо решают поставленные перед дантистами задачи.

Нарушение эстетической нормы и речи при частичной

потере зубов

Потеря зубов нарушает эстетические нормы, что выражается в измене­нии внешнего вида лица, особенно если отсутствуют передние зубы. При этом наблюдается западение верхней или нижней губы, разбрызгивание слю­ны при разговоре.

Отсутствие боковых зубов также отражается на конфигурации лица. У пожилых людей в связи с изменением тонуса щечных мышц западают щеки. При понижении межальвеолярной высоты и уменьшении нижней трети лица становятся более выраженными носогубные и подбородочная складки. Углы

рта при этом опускаются, и человек кажется старше своего возраста.

Возможно развитие ангуяярного хейлита

Зубы - это не только орган жевания, одновременно они принимают учас­тие в образовании звуков. Поэтому потеря их приводит к нарушению речи. Особенно выражено нарушение речи при утрате передних зубов. Оно выра­жается в нечетком произношении звуков, шепелявости. Произношение зву­ков может измениться и при потере боковых зубов, поскольку последние также принимают участие в образовании звуков, ограничивая простран­ство для прохождения воздуха. Лица, профессия которых связана с оратор­ской деятельностью, жалуются на появление свиста, который неожиданно врывается в речь и нарушает ее ритм и музыкальность. Правда, подобные нарушения встречаются редко и не у всех людей с потерей боковых зубов.

Вопрос 3 Классификация дефектов зубных рядов (Кеннеди, Гаврилов)

Классификация Кеннеди

По Кеннеди, все зубные ряды с дефектами делятся на четыре класса. К первому классу относятся зубные дуги с двусторонними концевыми дефек­тами, ко второму - зубные дуги с односторонними концевыми дефектами, к третьему - зубные дуги с включенными дефектами в боковом отделе, к чет­вертому - включенные дефекты переднего отдела зубной дуги. Каждый класс, кроме последнего, имеет подклассы.

При пользовании классификацией Кеннеди могут возникнуть трудности, когда в зубной дуге имеется несколько дефектов. В подобных случаях Кен­неди рекомендовал следующее правило. Если в дуге несколько дефектов, относящихся к различным классам, то зубную дугу следует отнести к мень­шему по порядку классу. Например, при зубной формуле 00004300|00045бОО имеются дефекты первого и четвертого классов. В этом случае зубная дуга с дефектом относится к первому классу. При зубной формуле 87654000|000340000 в дуге дефекты четвертого и второго классов, В таком случае зубной ряд относится ко второму классу (рис. 16).

Рис . 16. Классификация дефектов зубного ряда по Кеннеди : а - первый класс ; б - второй класс ; в - третий класс ; г - четвертый класс

Классификация Гаврилова :

Особенность ее - выделение в отдельную группу челюстей с одиночно со­хранившимися зубами. Согласно этой классификации различают четыре Труппы дефектов:

") концевые (односторонние и двусторонние);

2) включенные (боковые-односторонние, двусторонние и передние);

3) комбинированные;

4) челюсти с одиночно сохранившимися зубами.

Подготовка и методика протезирования последних дефектов имеют свои

Вопрос 4 Резервные силы пародонта: определение, их характеристика

по данным клинического и рентгенологического

обследования . Развитие функциональной перегрузки

пародонта , жевательных мышц , височно - нижнечелюстного

сустава при частичной потере зубов

Резервные силы пародонта - разность между максимальной нагрузкой, которую может выдержать пародонт и нагрузкой, которую пародонт обыч­но испытывает при жевании.

Наиболее точное определение резервных сил пародонта дает Е.И. Гаврилов (1966), обозначая их как способность пародонта приспосабливаться к измене­нию функционального напряжения. Такая трактовка вытекает из биологическо­го представления о взаимообусловленности формы и функции и явлений компен­сации, определяемых суммой факторов: общим состоянием организма, состояни­ем пародонта зубов, психосоматическими факторами и др.

С возрастом резервные силы уменьшаются. С этой точки зрения уплощение жевательной поверхности зубов за счет стирания бугров является благоприят­ным фактором, поскольку делает жевательные движения нижней челюсти более плавными и снижает действие вредных для пародонта боковых нагрузок.

Общие и местные заболевания также могут влиять на запас резервных сил.

Максимальными резервные силы пародонта будут у соматически здоро­вого молодого человека, у которого при клиническом обследовании полос­ти рта не будет выявлено патологии прикуса, дефектов зубных рядов и забо­леваний пародонта, а на рентгенограмме не будут определяться очаги раз­рушения костной ткани и атрофия костной стенки альвеолы.

Оценить резервные силы пародонта можно с помощью гнатодинамомет-ра. Он определяет максимальную нагрузку, которую может выдержать па­родонт зубов, а нагрузка при жевании известна (при пережевывании твер­дой пищи на резцы действует сила 5-10 кг, на клыки - 15 кг, на премоляры - 13-18 кг, на моляры 20-30 кг).

Как только появляется дефект зубного ряда, возникают условия для нео­бычной нагрузки на зубы, пограничные с дефектом. Это состояние можно назвать травматогенной окклюзией.

Нарушение нормальной деятельности сустава при частичной потере зу­бов можно связать с изменением условия распределения жевательного дав­ления, понижением межальвеолярной высоты, и наконец, с появлением нео­бычных экскурсий нижней челюсти в связи с деформацией окклюзионной поверхности зубных рядов.

В норме моляры и премоляры принимают на себя основное жевательное давле­ние и осуществляют боковую защиту сустава. С потерей боковой защиты вся сила мышечных сокращений приходится на передние зубы и суставы, вызьшая их перегрузку. Снижение межальвеолярной высоты вызывает изменение положе­ния головки нижней челюсти при центра!гьной окклюзии: она отходит от основа­ния суставного бугорка к задней стенке суставной впадины. Суставной диск в этом случае встречается с необычной для него функциональной нагрузкой.

При деформациях зубных рядов нарушаются привычные экскурсии нижней

Ответы на экзаменационные вопросы

П часть

челюсти. При взаимном вертикальном перемещении зубов возникает блокада передних движений нижней челюсти. На первый план выступают шарнирные движения, а челюсть в начале открывания рта смещается в сторону, где имеется блокада. В других случаях при боковой окклюзии множественные контакты. В том и другом случае в конечном счете возникает перенапряжение сустава.

Компенсаторная перестройка сустава при его функциональной перегруз­ке, по-видимому, возможна лишь в определенных рамках и при определен­ном состоянии самих тканей сустава. Когда кончаются приспособительные. реакции и начинается патология, сказать трудно.

функциональная перегрузка жевательных мышц развивается из-за необ­ходимости более длительного пережевывания пищи, а также из-за дисталь-ного смещения нижней челюсти и необходимости совершать необычные дви­жения челюстью. Больные могут жаловаться на затрудненное и длительное пережевывание пищи, утомляемость жевательных мышц.

Ортопедическое лечение врач планирует индивидуально для каждого пациента, учитывая количество и место расположения отсутствующих зубов, состояние пародонта и уровень здоровья. Но все же есть общие закономерности выбора конструкции протеза в зависимости от протяженности и локализации дефекта. Для записи в карту и профессионального общения стоматологов удобнее использовать условное обозначение клинической ситуации, а не полное ее описание. Классификация дефектов зубных рядову прощает алгоритм выбора плана лечения и заполнение документации.

Классика ортопедической стоматологии -классификация по Кеннеди. В ней дефекты зубных рядов делятся на 4 класса: одно- и двусторонние концевые, включенные в боковых и во фронтальном участке. При этом отсутствие нескольких зубов в боковом участке с одной стороны и с обеих сторон приходится относить к одному классу, что на практике не всегда удобно. Поэтому некоторые стоматологи в клинике используют более детальную классификацию Гаврилова. Классы в этих системах могут не совпадать по номерам, поэтому при формулировке диагноза врач обязательно должен указывать, какую классификацию он использует, по Гаврилову или по Кеннеди.

I класс – жевательные зубы отсутствуют с обеих сторон, зубной ряд укорочен и заканчивается на 5 6 зубе с каждой стороны;

II класс – укорочение зубной дуги с одной стороны, моляры отсутствуют справа или слева;

Читайте также:

Виды правильно и неправильного прикуса

III класс – отсутствует несколько зубов в боковом участке, но замыкающие – сохранены;

IV класс – отсутствие резцов или клыков в переднем участке челюсти.


Если есть несколько изолированных дефектов, присваивается более низкий класс. Например, если отсутствует два зуба в переднем участке и три моляра справа – дефект относят к первому классу. В этом отношении классификации Кеннеди не совсем удобна. К одной группе относят в корне различные клинические ситуации, план протезирования при которых будет различным.

1 класс – отсутствие жевательных зубов справа или слева;

2 класс – утрата дистальной опоры зубного ряда с обеих сторон;

3 класс – отсутствует несколько жевательных зубов при наличии замыкающих с одной стороны;

4 класс – отсутствие нескольких моляров с сохранением дистальных опор с двух сторон;

5 класс – отсутствие нескольких резцов и/или клыков;

6 класс – комбинированные дефекты зубных рядов;

7 класс – на челюсти сохраняется один зуб.

Классификация по Гаврилову более подробна в сравнении с систематикой Кеннеди и лучше отражает клиническую ситуацию, поэтому при постановке диагноза с ее использованием планировать лечение проще.

По Кеннеди и Гаврилову

II класс по Кеннеди - 1 по Гаврилову

Поскольку дистальная опора отсутствует изготовить несъемный мостовидный протез невозможно, его попросту не к чему фиксировать. Предложенные ранее консольные конструкции с нависающей искусственной коронкой не выдержали проверки временем. Служат они недолго и, кроме того, приводят к расшатыванию и выпадению опоры.

Возможны следующие варианты ортопедического лечения:

  • частичный пластиночный съемный протез недостаточно хорошо фиксируется и опрокидывается во время жевания, так как нагрузка приходится на одну сторону пластинки;
  • бюгельный протез за счет наличия литых кламмеров и металлической дуги окидывается в меньшей степени и менее агрессивно действует на опорные зубы;
  • протезирование на имплантатах по принципу один зуб – один имплантат подразумевает изготовление несъемной конструкции. При этом полностью восстанавливается эффективность жевания и не возникает дополнительной нагрузки на сохранившиеся зубы. При отсутствии специальных противопоказаний это – методика выбора.

Читайте также:

Исправление глубокого прикуса

Используют те же варианты протезирования, что и в предыдущем случае. Двусторонние концевые дефекты отличаются тем, что в этом случае фиксация и функция съемных протезов лучше за счет равномерного распределения нагркзки по двум сторонам. При выборе несъемной конструкции бюгельный протез предпочтителен, особенно на верхней челюсти. Наличие металлической дуги позволяет уменьшить величину пластинки и оставить открытым небо.


Несъемное протезирование возможно при условии использования имплантатов. Если зубы были утрачены давно и лечение не проводилось костной ткани может быть недостаточно, однако в этом случае ее можно нарастить с помощью специальной операции. При хороших гигиенических навыках и отсутствии противопоказаний эффективность протезирования на имплантатах и в этом случае превосходит таковую при съемном протезировании.

III класс по Кеннеди - 3 по Гаврилову

Возможно восстановление дефекта как съемными, так и несъемными конструкциями:

  • мост с опорой на зубы, ограничивающие дефект – бюджетный вариант. Преимущество – конструкция несъемная, недостаток – повышенная нагрузка на опорные зубы. Заболевания пародонта и подвижность оставшихся зубов способны существенно сузить показания к такому лечению.
  • съемный бюгельный протез – жизнеспособный вариант протезирования, однако не вполне комфортный. Во-первых, конструкция съемная, во-вторых, - при одностороннем дефекте сработает эффект опрокидывания.
  • установка имплантатов вновь лидирует по уровню комфорта и физиологичности. Нет нагрузки на опорные зубы, не требуется их обтачивание с удалением здоровых тканей, функция жевания полностью восстанавливается.

III класс по Кеннеди - 4 по Гаврилову

Варианты те же, но бюгельные протезы в отношении удобства носки и восстановления функции догоняют несъемные конструкции из-за двустороннего равномерного распределения нагрузки.


IV класс по Кеннеди - 5 класс по Гаврилову

Съёмные и мостовидные протезы вполне могут восстановить функцию утраченных зубов, но для того, чтобы их фиксация была адекватной, придется использовать кламмеры, которые будут отчетливо видны на зубах. А ведь в переднем участке нужна эстетика. Мостовидные протезы при достаточно прочной опоре в функциональном плане удовлетворительны, но также могут скомпрометировать эстетику, особенно при атрофии альвеолярного отростка, когда между шейкой искусственного зуба и десной образуется существенный зазор.

Указанное заболевание легко распознать по отсутствию одного или нескольких зубов, что вызывает дискомфорт при жевании, разговоре. Игнорирование подобных нарушений может негативно сказаться на здоровых зубах, привести к уменьшению объема костной ткани на челюсти.

Очень важно вовремя обратиться за помощью к стоматологу или ортодонту, которые смогут предоставить адекватное лечение.

Виды дефектов зубных рядов — классификации по Кеннеди, по Гаврилову, по Бетельману

В самых общих чертах рассматриваемый стоматологический недуг можно классифицировать следующим образом:

  1. Погрешности в строении передних зубов. Это зачастую касается клыков и резцов.
  2. Недостатки в структуре зубов, что размещены за клыками.
  3. Дефекты, связанные с самыми крайними коронками в зубном ряде.
  4. Недостатки, которые присутствуют в передней+задней части дуги.

Наиболее же распространенными являются следующие группы классификаций:

По Кеннеди

Основывается на таких дефектах:

  • I группа . Протяженность зубного ряда с обеих сторон ограничивается 5 или 6-м зубом. Жевательных коронок нету.
  • II группа. Длина зубной дуги уменьшена за счет отсутствия мoляров c левoй/правой стороны.
  • III группа . Замыкающие коронки в конце ряда сохраняются, но в бoковой зоне недостает нескoльких зубoв.
  • IV группа . Деформациям подвержен передний участок челюсти: здесь отсутствуют клыки/резцы.

Организовывать лечение при данном типе клaссификации не слишком удобно: если имеет место быть сразу несколько аномалий, болезни присваивается более низкая группа.

Это оказывает эффект на план протезирования: к идентичной группе могут относиться абсолютно разные клинические случаи.

По Гаврилову

Указанное деление дефектов является достаточно детальным: соответствующему специалисту будет легче определиться с методом лечения.

  • I класс . Имеются изъяны в конце зубной дуги: справа или слева.
  • II класс . Дистальная опора на верхней/нижней челюсти потеряна с двух сторон.
  • III класс . В боковом участке зубного ряда нету нескольких жевательных зубов, но замыкающая коронка присутствует.
  • IV класс . Дистальные опоры по обе стороны сохраняются, но имеются изъяны боковых секций зубного ряда.
  • V класс . Спереди дуги отсутствуют несколько зубов.
  • VI класс . Есть дефекты комбинированного характера.
  • VII класс . На челюсти остается единственный зуб.

По Бетельману

Выделяют 2 класса, каждый из которых имеет 2 подкласса.

I класс. Характеризуется наличием т.н. концевых дефектов , при которых жевательные зубы, начиная с 5-го или 6-го, отсутствуют. Подобные изъяны могут быть с одной стороны дуги (I подкласс ), либо с двух (II подкласс ).

II класс . Предусматривает наличие включенных изъянов, когда в произвольном месте зубной дуги нету коронок.

  • I подкласс . Диагностируется, если имеет место быть один и более включенных дефектов, а количество недостающих зубов одного дефекта не превышает трех.
  • II подкласс . Характеризуется наличием одного и более включенных изъянов, и хотя бы в одном дефекте недостает более трех зубов.

Причины дефектов зубных рядов – какую роль играет наследственность или плохая гигиена полости рта?

Спровоцировать рассматриваемый недуг могут различные факторы:

  • Врожденные аномалии . Сюда, в первую очередь, относят , которая может развиться на фоне болезни матери во время вынашивания ребенка. Отсутствие зачатков зубов, сверхкомплектные зубы, диастема, погрешности в структуре эмали могут также передаваться по наследству.
  • Вредные привычки . Длительное использование пустышки, искусственное скармливание, сосание пальцев негативно влияют на формирование прикуса. Тем же, кто любит раскусывать орешки, фисташки следует помнить об опасности раскола коронки, повреждении корня.
  • Кариес . На запущенных стадиях данной патологии пациенты способны утратить сразу несколько зубов. Поэтому гигиена полости рта, регулярное посещение дантиста, своевременное лечение кариозных зубов играет важную роль для сохранности зубного ряда целым.
  • Септические явления, что образовались под воздействием гнойных воспалений . Зуб при подобных реакциях следует немедленно удалять, а привести к подобному результату может , периодонтит, киста и некоторые другие стоматологические недуги.
  • Травмы . Утрата зубов по причине драки, падения особо актуальна для мальчиков в возрасте 6-9 лет. В этот период у детей происходит смена зубов: сильный удар способен спровоцировать повреждение корня, что вызовет остановку его развития в будущем.
  • Некоторые детские болезни (рахит, пневмония, ОРВИ) , которые диагностируются на этапе формирования зубов. Подобные патологии негативно воздействуют на структуру центральных резцов.
  • Новообразования в пародонте , которые требуют удаления зубов. Они могут возникнуть вследствие погрешностей в работе щитовидной железы, жкт, сердца и дыхательной системы, при гиповитаминозах.

Симптомы дефектов зубных рядов – методы диагностики патологии

Проявления указанной патологии будут зависеть от нескольких составляющих:

  1. Точное место расположения дефекта: нижняя/верхняя челюсть, боковые/передние зубы.
  2. Параметры изъяна.
  3. Вид дефекта (включенный, концевой).
  4. Структура прикуса.
  5. Возраст больного.
  6. Общее состояние десен, зубов.
  7. Количество времени от момента потери зубов до начала лечения.
  8. Причина утраты/повреждения зубов.

Для выявления данного заболевания зачастую инструментального обследования не требуется. Все что нужно — прийти на прием к стоматологу, который в ходе осмотра определит наличие дефекта зубных рядов.

Основные жалобы со стороны пациента будут следующими:

  • Погрешности в прикусе.
  • Невозможность нормально пережевывать пищу.
  • Деформирование костной ткани челюсти.
  • Нарушение дикции (не всегда).

По окончанию сбора анамнеза дантист может направить на рентген. Это будет полезным, если нужно установить точные причины возникновения дефекта; для детального исследования степени поражения корней/кости.

Методы лечения дефектов зубных рядов – восстановление и выправление

Исходя из класса/группы данного заболевания, лечение также будет различаться:

  1. При отсутствии дистальной опоры идеальным решением будет установка имплантов (по каждому на один зуб). Это поможет уберечь здоровые зубы от чрезмерной нагрузки и окажет положительный эффект на способности в аспекте жевания. Если же у пациента имеются противопоказания к указанной процедуре, либо у него недостаточно средств на установку имплантов, врачи делают выбор в пользу бюльгельного протеза.
  2. Если нет боковых жевательных зубов, но замыкающие коронки имеются, может применяться несколько видов восстановления зубного ряда:
    • Несъемный мост с опорой на здоровые коронки. Отрицательным моментом является усиленное давление на опорные зубы. Однако этот способ лечения — наиболее оптимальный в плане денег.
    • Использование съемного бюльгельного протеза. Не самая комфортная конструкция для пациента, а если восстанавливается односторонний изъян, следует ожидать эффекта опрокидывания.
    • Восстановления посредством внедрения имплантов. Здесь учитывается состояние кости челюсти. При ее атрофировании требуется предварительно провести наращивание.
  3. Обширные дефекты зубной дуги лучше всего восстанавливать при помощи нейлоновых зубных протезов. Они не вызывают аллергии, не заметны при разговоре, и снимать их нужно лишь для чистки.
  4. Отсутствие передних зубов актуально восполнять керамическими зубными протезами.
  5. Комплексные дефекты устраняются в индивидуальном порядке. Здесь будет учитываться состояние челюсти, материальные возможности пациента, наличие сопутствующих заболеваний.

Меры профилактики дефектов зубных рядов

  • Главный враг указанной патологии — кариозные зубы. Лучшим средством защиты в таком случае будет адекватная гигиена полости рта.
  • Это касается также деток, у которых прорезались первые зубки. Родители должны позаботиться о покупке специальной зубной щетки с мягкой щетиной.
  • При любых травмах, которые повлияли на состояние молочных зубов, нужно безотлагательно обращаться к детскому стоматологу.
  • Взрослым же не стоит игнорировать ежегодные визиты к дантисту — даже, если жалоб нет. Профессиональную чистку зубов можно осуществить лишь в кабинете данного специалиста.
  • Неправильный прикус, сверхкомплектные зубы также нужно лечить вовремя. Игнорирование данных дефектов со временем лишь усугубит ситуацию.

Кеннеди (1925) предложил классификацию дефектов зубных рядов, которую следует рассматривать в настоящее время, как международную

Все зубные ряды с дефектами по данной классификации делятся на четыре класса (Рис. 1):

Первому относятся зубные дуги с двусторонними концевыми дефектами.

Второму – зубные дуги с односторонними концевыми дефектами.

Третьему – зубные рябы с включенными дефектами в боковом отделе

Четвёртому – включенные дефекты переднего отдела зубной дуги.

При пользовании классификацией Кеннеди могут возникнуть трудности, когда в зубной дуге имеется несколько дефектов. В подобных случаях Кеннеди рекомендует следующее правило. Если в дуге имеется несколько дефектов, относящихся к различным классам, то зубную дугу следует отнести к меньшему по порядку классу.

Рис. 1. Классификация дефектов зубного ряда по Кеннеди, а по Applegate пятое правило его применения.

Так, например, в случае, когда на челюсти остались только премоляры, имеются дефекты, которые можно отнести к первому и четвертому классам. В этом случае, согласно данному требованию, зубная дуга относится к первому классу. При отсутствии фронтальных и боковых жевательных зубов с одной стороны в дуге имеются изъяны четвертого и второго класса. В этом случае зубной ряд относится ко второму классу.

Классы имеют подклассы. Как определить подкласс? – Количество включенных дефектов определяет номер подкласса, исключая основной класс. Например, в выше указанных случаях на челюсти в первом случае первый класс, первый подкласс, а во втором – второй класс, первый подкласс.

Applegate (1954) дополнил классификацию Кеннеди, предложив 8 правил ее применения.

1. Определение класса дефектов не должно предшествовать удалению зубов, так как это может изменить первоначально установленный класс дефекта (Рис.2).

2. Если отсутствует третий моляр, который не должен быть замещен, то он не учитывается в классификации (Рис.3).

3. Если имеется третий моляр, который должен быть использован как опорный зуб, то он учитывается в классификации (Рис.4).

4. Если отсутствует второй моляр, который не должен быть замещен, то он не учитывается в классификации (Рис.5).

5. Класс дефекта определяется в зависимости от расположения беззубого участка челюсти (Рис.1).

6. Дополнительные дефекты (не считая основного класса) рассматриваются как подклассы и определяются их количеством

(Рис.6, 7, 8).

7. Протяженность дополнительных дефектов не рассматривается; учитывается только их число, определяющее номер подкласса.

8. У IV класса нет подклассов. Беззубые участки, лежащие кзади от дефекта в области фронтальных зубов, определяют класс дефекта (Рис.9)

Рис.2. Первое правило Applegate – определение класса дефектов не должно предшествовать удалению зубов, так как это может изменить первоначально установленный класс дефекта. Так, если второй моляр слева на верхней челюсти будет удален, то это II класс – протезирование съемным протезом. В случае, если после рационального лечения этого зуба его можно использовать для протезирования, то это III класс по Кеннеди – протезирование мостовидным несъемным протезом.

Рис.3. Второе правило Applegate – Если отсутствует третий моляр, который не должен быть замещен, то он не учитывается в классификации.

Рис.4. Третьеправило Applegate – если имеется третий моляр, который должен быть использован как опорный зуб, то он учитывается в классификации. В данном случае, это III класс I подкласс по Кеннеди на верхней челюсти. Восстановление целостности зубного ряда проведено мостовидными протезами.



Рис. 5. Четвертоеправило Applegate – Если отсутствует второй моляр, который не должен быть замещен, то он не учитывается в классификации

Рис. 6. Подклассы I класса дефектов зубных рядов по Кеннеди (шестое и седьмое правило Applegate)

Рис. 7. Подклассы II класса дефектов зубных рядов по Кеннеди (шестое и седьмое правило Applegate).

Рис. 8. Подклассы III класса дефектов зубных рядов по Кеннеди (шестое и седьмое правило Applegate).

Рис. 9. Восьмое правило Applegate - у IV класса дефектов зубных рядов по Кеннеди подклассов нет. Это создает трудности для выбора конструкции зубного

Рис.10. Подклассы IV класса по Кеннеди дефектов зубных рядов

Первоначально, классификация Кеннеди предназначалась для характеристики дефектов зубных рядов восстанавливаемых с помощью бюгельных протезов. В последнее время, она используется для характеристики стоматологического статуса и при протезировании мостовидными протезами.

Это обстоятельство требует пересмотреть восьмое правило Applegate. В настоящее время, следует рассматривать в IV классе подклассы дефектов (Рис. 10)

Т.С. Абакаров указывает, что классификация Кеннеди является наиболее приемлемой, проверенной на практике в течении продолжительного времени и общепринятой. Пользуясь этой классификацией, можно быстро сделать выбор между протезом с опорой на два зуба, по типу мостовидного протеза (при дефектах III класса) и с опорой на зубы, слизистую оболочку и подлежащую кость (при дефектах I класса). Это наиболее удобная и, наверное, единственная международная классификация.

Классификация Кеннеди, как и другие анатомо-топографические классификации, не дает представление о функциональном состоянии зубных рядов, что важно для выбора конструкции кламмеров и способа распределения, через них нагрузки между опорными зубами и слизистой оболочкой альвеолярного отростка.

Kennedy классифицирует дефекты только одного зубного ряда и при выборе конструкции протеза не учитывает вида дефектов на противоположной челюсти и окклюзионного соотношения оставшихся групп зубов. Функциональное соотношение зубных рядов при различных классах дефектов не одинаково и, в зависимости от их сочетания на верхней и нижней челюсти после протезирования, создается новое функциональное соотношение зубных рядов. Оно может быть благоприятным или неблагоприятным в отношении распределения нагрузки, падающей на опорные ткани.

Учитывая эти обстоятельства, следует учитывать и использовать классификации, основанные на величине и топографии дефекта зубного ряда.

Для облегчения конструирования бюгельного протеза С.С. Березовским (1975), разработана классификация частичных дефектов зубных рядов, в основу которой положено количество зубов, ограничивающих большие дефекты, расположенные на обеих половинах челюсти.

Клиническая основа данной классификации заключается в том, что зубы ограничивающие дефекты, являются опорными, и поэтому схематически определяют общие черты протеза. Окончательную конструкцию съемного протеза необходимо выбрать после объективного обследования опорных тканей и определения общего состояния организма.

Согласно предложенной Березовским классификации, дефекты делятся на 4 класса, которые и увязываются с классификацией Кеннеди (Рис.11).

I класс. Дефект зубного ряда ограничен одним зубом – непрерывный укороченный зубной ряд без дистальной опоры (по Кеннеди II класс).

II класс . Два дефекта ограничены двумя зубами – укороченный зубной ряд с двусторонними дефектами без дистальной опоры (по Кеннеди I класс).

III класс . Два дефекта ограничены тремя зубами - двусторонние дефекты, ограниченные тремя зубами, один дефект без дистальной опоры (по Кенеди - II класс, I подкласс).

IV класс . Два дефекта, ограничены четырьмя зубами – двусторонние дефекты с дистальными опорами (по Кеннеди III класс, I подкласс).

При наличии, кроме основных, дополнительных дефектов – эти случаи составляют подкласс основного класса. Так, при отсутствии передних зубов при наличии боковых является также II классом, но с дистальной опорой, а следовательно, и конструкция протеза при этом будет другой.

Рис.11. Классификация дефектов зубных рядов по Березовскому.


Е.И. Гавриловым (1968) предложена классификация дефектов зубных рядов. Согласно ей, различают четыре группы дефектов:

I группа - Концевые (односторонние и двусторонние) дефекты.

II группа - Включенные (боковые – односторонние, двусторонние и передние) дефекты.

III группа - Комбинированные.

IV группа - Дефекты при одиночно сохранившихся зубах.

Эта классификация отличается от ранее предложенных тем, что выделяет челюсти с одиночно сохранившимися зубами. По этой причине следует обязательно применять ее в практической диагностике. Подготовка и методика протезирования этих дефектов имеют особенности, что делает целесообразным выделить группу данных в отдельную группу.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины