20.09.2019

Как отличить ложные воспоминания от настоящих. Парамнезия: ложные воспоминания. Сколько было бунтовщиков


Термин парамнезия был введен немецким психиатром Эмилем Крепелином в 1886 году для обозначения обманов памяти. Он выделял три основные разновидности парамнезии. Первую разновидность он называл «простые обманы памяти», относя к ним ложные воспоминания о воображаемых событиях. Вторая разновидность - ассоциированные обманы памяти, когда человек, видящий кого-то в первый раз, утверждает, что уже видел его раньше (репродуцирующая парамнезия). Третья разновидность - парамнезия, при которой новая ситуация воспринимается как детальное дублирование ранее происходившей ситуации (дежавю). Сегодня классификация обманов памяти значительно шире.

Извращение памяти

В психиатрии название парамнезии произошло от греч. слов «para» - «около» и «mnesia» - «воспоминание». Это патологические нарушения памяти, которые отличаются ложными и искажёнными воспоминаниями.

В психологии известен свой аналог парамнезии. Этим термином психологи называют искаженное, неточное или же ошибочное воспроизведение фактов и событий при автобиографических воспоминаниях. Причиной может стать аффект, стресс, хроническое или острое утомление.

По мнению Э. Крепелина парамнезии делятся на:

В современной психологии в классификацию парамнезий включают фантазмы, конфабуляции, криптомнезии, редуплицирующую парамнезию, псевдореминисценции и ложное узнавание. Рассмотрим их подробнее.

Ложные воспоминания

Псевдореминисценция (с греч. «ложное воспоминание») - замещающие конфабуляции с бытовым правдоподобным сюжетом. Это своеобразное «воспоминание» о нереальных событиях, галлюцинации человеческой памяти.

Псевдореминисценция часто сочетается с серьёзными нарушениями памяти (такими, как амнезия, гипомнезия). Симптомы такого расстройства возникают при органических заболеваниях мозга, паранойяльном и парафреническом синдромах.

Иллюзии памяти

Конфабуляция (с лат. - «досочинительство») - искажённое воспоминание о реальных событиях. Такие парамнезии представляют собой продукт патологического воображения или творчества, обращённый в прошлое, всплывающий в сознании в виде воспоминаний. Эти симптомы наблюдаются при определённых психозах, синдроме Корсакова, парафрениях, шизофреническом бреде.

Выделяют разные формы конфабуляций:

  • Экмнестические. Иллюзии памяти фиксируются на прошлом;
  • Мнемонические. Иллюзии памяти, которые связаны с событиями настоящего;
  • Фантастические. В памяти непроизвольно всплывают отдельные воображаемые фрагменты;
  • Бредовые. Конфабуляции с трансфером фантастического или же обыденного бреда в более ранний период;
  • Онирические. Их может спровоцировать онейроид, делирий, выход из сумеречного состояния сознания;
  • Спонтанные. Сопровождают психоз Корсакова;
  • Внушённые (наведённые). Бывают при болезни Альцгеймера.

Заимствованные воспоминания

Криптомнезия - такое расстройство памяти, при котором чужие воспоминания (прочитанные, увиденные и т.д.) переносятся из прошлого в настоящее. Такие парамнезии человек считает оригинальным продуктом своего творчества. Криптомнезия в чём-то напоминает дежавю, но возникает при воспоминании, а не восприятии. Встречается криптомнезия при сенильных психозах, патологической органике головного мозга, церебральном атеросклерозе.

Такое психическое явление, как криптомнезия, надо отличать от плагиата. Так, плагиатом называется сознательное и целенаправленное присвоение продукта творчества другого человека, а в случае криптомнезии это происходит неосознанно.

Патологическое фантазирование

Фантазмы - патологическое неудержимое фантазирование, в некоторых случаях сочетающееся с иными расстройствами памяти. Фантазмы делят на паралитические и истерические.

Паралитические по сути напоминают фантастические конфабуляции, отличаясь лишь грубостью и нелепостью. Истерические отличаются необычным и интригующим сюжетом, подчас с эротической подоплекой.

Двойственное восприятие

Чешский психиатр и невропатолог А. Пик описал в 1901 году такое явление, как редуплицирующая парамнезия. Одни и те же события происходят для человека как бы по нескольку раз. Иногда такая парамнезия сопровождается антероградной амнезией.

Распространённой формой редуплицирующей парамнезии является эхомнезия. При эхомнезии происходит как бы удвоение переживаний обычной жизни, когда человек уверен, что события повторяются. Эхомнезия часто встречается в трудах Пика. Один пациент, которого наблюдал А. Пик, говорил, что сегодня видел уже трёх Пиков. Эхомнезия встречается при параличе, психозах, деменциях, синдроме Корсакова.

Ошибочное узнавание

Ложным узнаванием называют ошибочное узнавание лиц или предметов, местности, помещений или даже себя самого (например, человек не узнаёт себя в отражении). При сильных нарушениях памяти нарушается узнавание родных и близких. Чаще всего встречается при шизофрении.

К возникновению парамнезии часто приводит повышенная внушаемость человека, инфантилизм психики, определённые эмоциональные особенности и отсутствие критичности, поэтому профилактике этого состояния немало способствует личностный рост и работа с психотерапевтом.

Факультет психологии МГУ

Коллективное, сознательное

Существуют ли ложные воспоминания

В современной психологической науке память определяется как психический процесс, в функции которого входит фиксация, сохранение, преобразование и воспроизведение прошлого опыта. Обилие возможностей нашей памяти позволяет использовать приобретенные знания в деятельности и/или восстанавливать их в сознании. Однако в нашу память можно имплантировать воспоминания о событиях, которых на самом деле не было.

Многозначность термина «память» раскрывается даже в разговорной речи. Под словами «я помню» мы подразумеваем не только определенные теоретические знания, но и практические навыки. Однако особого внимания заслуживает та сторона психической жизни, которая возвращает нас к событиям из прошлого, - так называемая «автобиографическая память». В. В. Нуркова определяет этот термин как субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути, состоящее в фиксации, сохранении, интерпретации и актуализации личностно значимых событий и состояний [Нуркова, 2000].

Один из важнейших парадоксов автобиографической памяти состоит в том, что личные воспоминания достаточно легко поддаются искажениям, к которым относятся следующие: полная потеря доступа к информации, достройка воспоминаний путем включения новых элементов (конфабуляция), соединение фрагментов различных воспоминаний (контаминация), конструирование нового воспоминания, ошибки в установлении источника информации и многое другое. Характер подобных изменений определяется эндогенными и экзогенными факторами. Под эндогенными факторами понимают искажение воспоминаний самим субъектом. Это может произойти под влиянием особенной мотивации, внутренних установок, эмоций, индивидуальных личностных особенностей. Так, в состоянии грусти легче вспоминаются печальные события, в приподнятом настроении - радостные. Иногда искажения вызываются действием защитных механизмов памяти, таких как вытеснение, замещение и пр. В таких случаях человек замещает реальные воспоминания о неприятных событиях вымышленными, но более приятными для него [Нуркова, 2000].

Иногда люди, напротив, фиксируются на травмирующих воспоминаниях. Этот селективный эффект памяти рассматривался в исследованиях, посвященных влиянию эмоционального состояния на мнемические процессы. Группу испытуемых, страдающих от депрессии, и контрольную группу просили вспомнить события из жизни, связанные с нейтральными словами («утро», «день», «яблоко»). Испытуемые из первой группы чаще вспоминали негативно окрашенные ситуации, тогда как в контрольной группе преобладали воспоминания о позитивных и нейтральных событиях. Затем испытуемых из обеих групп просили вспомнить конкретные жизненные ситуации, в которых они чувствовали себя счастливыми. Испытуемые из первой группы вспоминали о таких ситуациях гораздо медленнее, без желания и реже по сравнению с испытуемыми из контрольной группы .

Под экзогенными факторами понимаются внешние воздействия на воспоминания субъекта. В своих ранних работах американский когнитивный психолог и специалист в области изучения памяти Э.Ф. Лофтус утверждала, что наводящие вопросы способны влиять на воспоминания человека искажающим образом . Позднее Лофтус пришла к аналогичному выводу и по поводу целенаправленной дезинформации: обсуждение слухов с другими людьми, предвзятые публикации в СМИ и т.д. способны сформировать у человека ложные воспоминания .

В 2002 году было проведено исследование, посвященное сопоставлению убеждающей силы дезинформации и гипноза. Трем группам испытуемых, среди которых были лица, легко поддающиеся ложным убеждениям, практически не поддающиеся таким убеждениям, и лица, поддающиеся ложным убеждениям от случая к случаю, предложили выслушать историю, после чего им были заданы вопросы по ее содержанию различного характера - нейтральные или вводящие в заблуждение. Та группа испытуемых, которая во время просушивания истории пребывала в обычном состоянии, практически не совершала ошибок при нейтральных вопросах, но в ответах на вопросы, вводящие в заблуждение, количество ошибок было велико. Ошибками в данном эксперименте считались ответы, содержавшие ложную информацию о событиях, произошедших в рассказанной истории; ответ «не знаю» в качестве ошибки не засчитывался.

В свою очередь испытуемые, которые во время прослушивания истории пребывали в состоянии гипнотического сна, в ответах на нейтральные вопросы совершали чуть меньше ошибок, чем предыдущая группа при ответах на вопросы, вводящие в заблуждение. В случае же суммарного воздействия состояния гипнотического сна и вопросов, вводящих в заблуждение, было зафиксировано максимальное количество ошибок памяти. Любопытно, что предрасположенность к внушаемости не повлияла на количество ошибок памяти, совершаемых при ответе на вопросы, вводящие в заблуждение, или вследствие пребывания в гипнозе. Это позволило авторам сделать вывод, что практически любой человек подвержен изменению содержания своей памяти . Таким образом, дезинформация оказывает большее влияние на количество ошибок памяти, нежели гипноз, тогда как суммарный эффект этих двух условий приводит к наибольшему количеству таких ошибок, что еще раз подтверждает пластичность воспоминаний.

Итак, мы подступаем к вопросу о возможности формирования новых воспоминаний, раннее не существовавших в автобиографической памяти: можно ли имплантировать новые воспоминания?

Возможность создания целостного воспоминания о событии, ранее никогда не происходившем, была впервые доказана в исследовании Лофтус. Участникам этого исследования рассказывали о некоем событии, которое якобы происходило с ними в детстве, а затем предлагали вспомнить подробности о нем. Поверив в то, что им говорят правду, многие испытуемые действительно дополняли эти «воспоминания» собственными красочными подробностями . В другом эксперименте Лофтус, также посвященном манипуляциям с автобиографической памятью, принимали участие пары братьев и сестер. Сначала старший сообщал младшему псевдореальный факт из его детства. Через несколько дней младшему предлагали рассказать, что он или она «помнит» о событии, которое на самом деле с ним не происходило. Известность приобрел случай Кристофера и Джима. 14-летний Кристофер выслушал от Джима историю, как в возрасте пяти лет он потерялся в большом уни­версальном магазине, но спустя несколько часов пожилой мужчина нашел его и доставил родителям. Через несколько дней после того, как он услышал эту историю, Кристофер представил исследовательнице полную детализированную версию ложного события. В его воспоминаниях встречались такие уточняющее фразы, как «фланелевая рубашка», «сле­зы матери» и т.д. .

В серии последующих экспериментов Лофтус с коллегами сумела достичь 25-процентного уровня внушения испытуемым воспоминаний о вымышленных событиях из их детства. Для этого были разработаны различные приемы: апелляция к личностным проблемам испытуемого («ваш страх может быть результатом пережитого в детстве нападения собаки»), тол­кование сновидений («ваш сон говорит мне, что вы перенесли погружение на большую глубину»). Наиболее сильно внушению ложных воспоминаний способствуют «документы». Их наличие обеспечивает формирование автобиографических воспоминаний, имеющих высокую степень субъективной достоверности. Так, в работе Уэйда, Гарри, Рида и Линдсея (2002) описывается, как с помощью компьютерной программы PhotoShop ученые создавали детские «фотографии» испытуемых, на которых те были участниками каких-то вымышленных ситуаций (таких как, например, полет на воздушном шаре). Затем испытуемым предлагали рассказать об этом событии более подробно, и большинство из них «вспоми­нало» множество точных деталей несуществующей ситуации .

Еще один метод позволяет имплантировать ложные воспоминания о маловероятных или практически невозможных событиях. Его, в частности, продемонстрировали в ходе исследования, связанного с имплантацией воспоминания о встрече с кроликом Багзом Банни в Диснейленде. Испытуемым, ранее бывавшим в Диснейленде, демонстрировали поддельный рекламный ролик студии Disney с Багзом Банни в главной роли. Через некоторое время с испытуемыми проводили беседу, в ходе которой их просили рассказать про Диснейленд. В результате 16 процентов испытуемых были убеждены в личной встречи с Багзом Банни в Диснейленде. Однако едва ли такая встреча могла иметь место, так как Багз Банни - персонаж другой студии, Warner Brothers, и поэтому не мог находиться в Диснейленде. Среди тех, кто описывал личную встречу с Багзом, 62 процента говорили о том, что пожали кролику лапу, а 46 процентов припомнили, как обняли его. Остальные вспоминали о том, как потрогали его за ухо или за хвост или даже услышали его коронную фразу («В чем дело, Док?»). Данные воспоминания были эмоционально окрашены и насыщены осязательными подробностями, что говорит о признании ложного воспоминания в качестве своего собственного .

Доказав, что имплантация ложных воспоминаний возможна, психологи задумались над следующим вопросом: влияют ли усвоенные ложные воспоминания на мысли и дальнейшее поведение субъекта. Был проведен эксперимент, в ходе которого у испытуемых вызвали уверенность в том, что в детстве они отравились определенными продуктами . В первой группе испытуемым сообщили, что причиной отравления стали сваренные вкрутую куриные яйца, а во второй - маринованные огурцы. Чтобы испытуемые поверили в это, им предложили пройти опрос, а потом сообщили, что их ответы проанализировала специальная компьютерная программа, которая пришла к выводу, что они в детстве пострадали от отравления одним из этих продуктов. Убедившись, что у обеих групп испытуемых сформировалось стойкое убеждение в том, что отравление действительно имело место в прошлом, ученые предположили, что это ложное воспоминание повлияет на дальнейшее поведение этих людей, в частности, заставит их избегать определенного продукта. Испытуемым предложили пройти еще один опрос, в ходе которого им надо было представить себе, что их пригласили на вечеринку, и выбрать угощения, которые им хотелось бы съесть. В результате выяснилось, что участники эксперимента склонны избегать блюд, в приготовлении которых используется тот продукт, от которого они якобы пострадали в детстве. Так было доказано, что формирование ложных воспоминаний действительно может повлиять на последующие мысли или поведение человека.

Таким образом, человеческая память демонстрирует необычайную гибкость, что напрямую отражается на структуре наших воспоминаний. Все люди способны стать жертвами ложных воспоминаний, вплоть до того, что в нашу память можно имплантировать воспоминания о событиях, которые на первый взгляд кажутся совершенно невозможными. Эти воспоминания способны изменить наши представления о собственном прошлом, прошлом других людей, а также могут значительно повлиять на наши мысли и поведение.

Кристина Рубанова

Библиография

Лофтус Э. Ф. Ложные воспоминания /Сокр. пер. с англ. Я. Варваричевой по изд.: Loftus, E. F. Make-Believe Memories // American Psychologist, 58. - 2003. - P. 864–873.

Люсин Д.В., Ушаков Д.В. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. - М.: Институт психологии РАН. - 2004.

Нуркова В.В. Доверчивая память: как информация включается в систему автобиографических знаний //Когнитивные исследования: сборник научных трудов. Т. 2 /Под ред. Соловьева В.Д. и Черниговской Т.В. - М.: Институт психологии РАН, 2008. - С. 87-102.

Нуркова. В.В. Свершение продолжается: Психология автобиографической памяти личности. - М.: УРАО, 2000.

Нуркова В.В. Созидание прошлого: к вопросу о потенциале автобиографической мнемотерапии //Московский психотерапевтический журнал. - М., 2005. - №1.

Нуркова В.В., Бернштейн Д.М., Лофтус Э.Ф. Эхо взрывов: сравнительный анализ воспоминаний москвичей о террористических актах 1999 г. (Москва) и 2001 г. (Нью-Йорк) //Психологический журнал. - М., 2003. - Т. 24. No 1. - С. 67-73.

Яксина И.А. Можно ли изменить прошлое: целенаправленное переосмысление жизни или искажение прошлого в настоящем? //Психология. Социология. Педагогика. - М., 2011. - №1. - С. 68-72.

Bernstein D.M., Loftus E.F. Lingering difficulties distinguishing true from false memories //Neuro-Psychoanalysis. - 2002. - 4, №2. - P. 139-141.

Bower, Gordon H. Mood and Memory //American Psychologist. - February 1981. - Vol. 36, №2. - P. 129–148.

Braun K. A., Ellis R., Loftus E. F. Make my memory: How advertising can change our memories of the past //Psychology and Marketing. - 2002. - №19. - P. 1–23.

Forgas J. P., Bower G. H. Mood Effects on Person-Perception Judgments //Journal of Personality and Social Psychology. - 1987. - Vol. 53, №1. - Р. 53–68.

Loftus, E. F. Eyewitness testimony. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 1996 (original work published 1979)

Loftus E. F., Hoffman H. G. Misinformation and memory: The creation of memory //Journal of Experimental Psychology: General. - 1989. - №118. - P. 100–104.Loftus E. F., Hoffman H. G. Misinformation and memory: The creation of memory //Journal of Experimental Psychology: General. - 1989. - №118. - P. 100–104.

Loftus E. F., Pickrell J. E. The formation of false memories //Psychiatric Annals. - 1995. - №25. - P. 720–725. Polage, Danielle C. Fabrication inflation increases as source monitoring ability decreases //Acta Psychologica. - February 2012. - Volume 139, Issue 2. - P. 335-342.

Scoboria A., Mazzoni G., Kirsch I., Milling L. S. Immediate and persisting effects of misleading questions and hypnosis on memory reports //Journal of Experimental Psychology. - 2002. - №8. - P. 26–32.

Wade K. A., Garry M., Read J. D., Lindsay D. S. A picture is worth a thousand lies //Psychonomic Bulletin and Review. - 2002. - №9. - P. 597–603.

10 271

Мы привыкли думать, что наша память – довольно надежное устройство для хранения информации. Что-то в ней, конечно, не удерживается, но уж если мы что-то запомнили, то с легкостью сможем к этому апеллировать. Однако, согласно исследованиям, психология памяти устроена не так просто: то, что записывается в ячейки нашей памяти, на самом деле не всегда является частью объективной реальности, а относится к так называемым «ложным воспоминаниям». Элизабет Лофтус (Elizabeth Loftus), профессор Вашингтонского университета, специалист по психологии памяти, рассказывает, как слепое доверие собственной памяти может приводить к фатальным ошибкам*.

«Как быть с вещами, которых мы не помним? Ведь то, что мы не помним, уже не существует для нас. Из-за несовершенства нашей памяти мало-помалу стираются нежные контуры нашей юности.

А то, что мы помним… ведь оно тоже блекнет и вянет. У меня, например, год за годом разрушается воспоминание о лебеде, ударившем меня крылом. Этот лебедь выступил впервые из невероятно яркой и крупной зелени. Сам он был пышен и бел, как подушка на няниной кровати. Лебедь раскрыл крыло, которое закрыло солнце, и ударил меня.

Иногда в свободные минуты я извлекаю из глубины памяти это давнее свое воспоминание и разглядываю его против света, как ветхую ткань. И вот я вижу: лебедь уже не так бел, как прежде. А листья… где их яростное кипение, их блеск, их жизнь? Где вся эта зелень, похожая на зеленую кровь? А как выглядела вода? Я не помню.

Так, раз за разом, перо за пером, облетает прекрасная птица: ее почти уже нет. А совсем недавно мне пришло в голову: откуда бы взяться лебедю в том смиренном дачном месте, у той воды, где я жила летом? Вернее всего, это был гусь или даже гусыня…

И, дойдя до гуся, я поняла, что все пропало: ничего этого просто-напросто н-е бы-ло».

Так в своем рассказе «Смерть луны» писательница Вера Инбер** описала метаморфозы, происходящие в психологии памяти. Воспоминания, которые хранятся в нашей памяти, не остаются неизменными. Они могут не только блекнуть, но и приобретать совершенно новые детали, которых не было ранее. Известно, что ошибки памяти неоднократно приводили к недоразумениям в ходе судебных разбирательств. Именно это привлекло внимание Элизабет Лофтус, которая на протяжении десятилетий занимается вопросами памяти и не раз становилась свидетелем и экспертом в делах, где несправедливо вынесенный приговор основывался на ложных воспоминаниях свидетелей. Она задалась вопросом, откуда в воспоминаниях берутся подробности, которых не было в реальности. Почему люди помнят то, чего не было, или помнят происшествия совершенно не такими, как они происходили в действительности? Другими словами, как на самом деле устроена память и откуда берутся «ложные воспоминания».

Как создаются «ложные воспоминания»

НАШУ ПАМЯТЬ МОЖНО «ПЕРЕПИСАТЬ»: Проведя ряд экспериментов, Лофтус обнаружила, что воспоминания могут быть внедрены в чье-то сознание. Например, когда человека целенаправленно дезинформируют сразу после события или если ему задают наводящие вопросы о прошлом. В одном из проведенных Лофтус экспериментов испытуемым предъявляли фотографии ДТП. После их просмотра экспериментатор задавал вопросы. Одну группу просили просто перечислить повреждения, которые они запомнили, а другой задавали наводящие вопросы: «Вы заметили, что у машины была разбита фара?» Результат оказался ошеломительным: респонденты второй группы в 2 раза чаще искажали свои собственные воспоминания.

Получается, что наши воспоминания не только могут меняться со временем, но и с помощью наводящих вопросов посторонний человек может их «подправить». Если нам исподволь внушать заведомо неверную информацию о тех событиях, которые с нами происходили, можно исказить наши представления о прошлом. Мы будем вспоминать то, чего на самом деле не было, и искренне верить в реальность якобы пережитого.

МЫ ГОТОВЫ ВЕРИТЬ В НЕВОЗМОЖНОЕ: В своих экспериментах Лофтус внедряла ложные воспоминания испытуемым. Задаваясь вопросом, можно ли внушить не только отдельную «разбитую фару», но и целостное воспоминание, она пришла к интересным выводам. Часть испытуемых воспринимала услышанное как свое действительное воспоминание, и более того, они добавляли в него красочные подробности. Интересно, что помимо гипотетически возможных воспоминаний («вы потерялись в супермаркете, когда вам было 5-6 лет», «вы чуть было не утонули в детстве») испытуемым также внушали воспоминания априори невозможные. Так, в одном из экспериментов им внушали, что. когда они посещали Диснейленд, они там общались с Багзом Банни. 16% испытуемых впоследствии воспроизводили это воспоминание как собственное, добавляя, что они обнимались с персонажем и даже слышали от него его коронную фразу («В чем дело, Док?»). При этом их совсем не смутило, что Багз Банни является персонажем студии Warner Brothers, а потому находиться в Диснейленде никак не мог.

НА НАШИ ВОСПОМИНАНИЯ ВЛИЯЕТ КОНТЕКСТ: Гэри Маркус (Gary F. Marcus), руководитель Центра детской речи Университета Нью-Йорка, говорит о том, что наши воспоминания можно сравнить с аудиозаписями. При этом каждый раз, когда мы их воспроизводим, мы их перезаписываем в своей памяти, а потому тот контекст, в котором происходит это воспроизведение, может записаться вместе с самой сутью воспоминания и привести к ошибкам памяти.

Выходит, что наша память – очень хрупкая вещь. Это не значит, что мы совершенно не можем доверять своей памяти, но стоит учитывать, что у всех нас есть воспоминания, которые податливы и восприимчивы к воздействиям извне.

* Loftus E.F. (2003) Make-Believe Memories // American Psychologist, 58, p.864-873., сокр. пер. Я. Варваричевой.

** Вера Инбер «Смерть луны: рассказы», Издательство «Текст», 2011.

Последствия ложных воспоминаний

Логично возникает вопрос: имеют ли ошибки памяти и ложные воспоминания последствия? Какое влияние они оказывают на наше поведение?

«Вообще-то мы все с вами очень ценим свои воспоминания, из них же складывается наша жизнь, вернее, наше представление о жизни и о себе», – напоминает Лофтус. А поскольку у нас нет механизма, с помощью которого мы могли бы с точностью отличить истинные воспоминания от ложных, велика вероятность, что ложные воспоминания будут наравне с истинными встраиваться в нашу личную историю.

Для проверки этой гипотезы Лофтус провела следующий эксперимент. Части испытуемых внушалось, что в детстве они отравились клубничным мороженым. В итоге они исключили клубничное мороженое из своего рациона. Был проведен и обратный эксперимент: респондентов убеждали, что они очень любят спаржу, и некоторые участники эксперимента стали есть ее в гораздо больших количествах.

Психическая реальность человека – это то, что происходит в том числе и в его фантазии. Если у человека недостаточно окрепшее Эго, которое отвечает за проведение границы между внутренним и внешним, или когда Эго подвергается атаке (например, с помощью гипноза или под воздействием стрессовых обстоятельств), эта граница может стираться. И тогда то, что происходит внутри (или то, что внушается как внутреннее), может восприниматься как внешнее. Другими словами, некоторые наши фантазии могут отпечатываться в нашей памяти как происходившие в реальности, приводя к появлению ошибок памяти. Психология памяти устроена очень тонко, это не просто набор воспоминаний о неких событиях, но это также и то, о чем человек думал, мечтал, что он чувствовал. Лофтус опровергает расхожее мнение, что мы – это сумма наших воспоминаний. Она обращает внимание на обратную сторону: «Наша сущность определяется нашей памятью, но нашу память определяет то, что мы из себя представляем и во что склонны верить. Судя по всему, мы в течение жизни снова и снова воссоздаем свою память, перекраиваем ее и в каком-то смысле сами становимся воплощением собственных фантазий».

Текст: Юлия Колотыркина

Большинство из нас верят в надежность собственной памяти. Конечно, иногда мы забываем, куда положили ключи. У всех порой вылетает из головы чье-то имя, телефонный номер или день рождения. Но ведь это мелочи, правда? Что касается серьезных вещей, мы уверены, что прекрасно их помним. Например, наши детские воспоминания о самых приятных событиях, как можно такое забыть? Мы уверены, что эти они точны и полностью отражают истину. Но так ли это на самом деле?

Было бы здорово, если бы мы могли записывать свои воспоминания в голове, как на камеру. Идеально воспринимая и запоминая каждый момент и каждую деталь происходящего. К сожалению, наши воспоминания больше напоминают коллаж. Порой он бывает собран довольно грубо, с некоторыми приукрашиваниями или даже откровенно сфабрикованными кусками.

Теория и практика

Последние исследования помогают понять, насколько хрупкой может быть человеческая память. Мы пугающе подвержены ошибкам – даже слабое предположение может стать поводом для формирования ложного воспоминания. Это удивительно, но даже люди с исключительной памятью не застрахованы от того, чтобы выдумать что-то, даже не отдавая себе в этом отчета.

В известном эксперименте 1994 года эксперт по памяти Элизабет Лофтус выяснила интересную вещь. У 25% участников ее эксперимента было ложное воспоминание о том, что в детстве они потерялись в торговом центре. Другое исследование в 2002 тоже подтвердило теорию ложных воспоминаний. Половину участников удалось убедить в том, что в детстве они летали на воздушном шаре, просто показав им сфабрикованное «свидетельство» этого.

Если поместить на это фото малыша, то позже он с вероятностью 50% «вспомнит», что был там.

В большинстве случаев ложные воспоминания формируются вокруг малозначительных, обыденных вещей – проще говоря, повседневных дел. Конечно, это не имеет серьезных последствий. Но бывают ситуации, когда от правдивости воспоминаний может зависеть очень многое, даже судьба человека. К примеру, на судебном процессе ложные воспоминания могут привести к приговору невиновного человека.

Ложные воспоминания

Что такое память? Это банк данных или процесс реконструкции этих данных? Современная психология считает, что скорее процесс. Воспоминания о прошлом реконструируются каждый раз, когда к ним обращаются. С одной стороны, это значит, что забытое подлежит восстановлению: по оставшимся в памяти фрагментам можно воссоздать всю картину. С другой стороны, каждая новая реконструкция меняет воспоминание.

Французский психолог Жан Пиаже описывает случай из своей жизни. Он в деталях помнил, как его, в возрасте около двух лет, пытались украсть из коляски. Пиаже мог описать сцену похищения, как его заслонила собой нянька и как преступник бежал при виде полицейского. Он был уверен в своих воспоминаниях до 15 лет, когда нянька обратилась к религии и, раскаявшись, написала родителям Жана, что выдумала всю эту историю от начала и до конца. Вероятно, будущий психолог много раз слышал пересказ этой легенды от родителей, пока не воссоздал ее в зрительных образах, которые и запомнил как истинные. Этот пример показывает, что человек может быть абсолютно уверен в надежности своей памяти, воспроизводя при этом ложные воспоминания.

Воспоминания детства часто не соответствуют действительности. Это связано с явлением, которое психологи называют детской амнезией, – человек забывает первые несколько лет своей жизни. Существует несколько теорий на этот счет: от психоаналитических, объясняющих забывание через вытеснение детских конфликтов, до нейробиологических – о незрелости мозговых структур в раннем детстве. Наиболее убедительной представляется современное понимание развития долговременной памяти совместно с абстрактным мышлением и освоением языка. В первые годы жизни у ребенка не хватает запаса усвоенных понятий, благодаря которым он может зафиксировать в памяти происходящее с ним.

Тем не менее многие помнят лица, игрушки, эпизоды и события раннего детства. Но, как правило, эти воспоминания сформированы на основе фотографий и рассказов взрослых, как это бы было в случае с похищением Пиаже в детстве.

Однако не стоит думать, что ложные воспоминания лишь заполняют пробелы, связанные с детской амнезией. Они могут происходить из-за ошибок восприятия: люди видят то, что готовы увидеть, пропускают то, что противоречит их убеждениям, и дополняют картину в соответствии с ними. Свидетель, считающий, что большинство преступлений совершают бездомные, опишет преступника как бездомного. При этом он не заметит в нем признаков состоятельного гражданина и дополнит описание деталями, присущими бродягам, – реконструирует событие на основе своих стереотипов и будет уверен в том, что помнит все точно и безошибочно.

Другой источник ложных воспоминаний – конформизм, податливость воздействию других людей. Многочисленные психологические эксперименты показали, как легко люди поддаются влиянию харизматичного экспериментатора или давлению массы его ассистентов, выступающих под видом других испытуемых. Некоторые готовы даже отрицать очевидное или подтверждать заведомую ложь, если перед ними то же самое проделывали помощники экспериментатора. Более 40 % испытуемых признавали одинаковыми очевидно разные по длине отрезки, если перед ними то же самое сделала группа. Таким образом, воспоминания людей, поддающихся чужому влиянию, могут быть внушенными, особенно если они первоначально изложены авторитетными или наделенными властью людьми и повторены много раз.

Ложные воспоминания отличаются от прямой лжи. Воспроизводя их, человек искренне заблуждается. Он говорит уверенно, потому что сам верит в свои слова. Он убедителен, в его воспоминаниях есть внутренняя логика.

Разведчики, которые постоянно работают с информаторами, часто сталкиваются с ложными воспоминаниями. Поэтому они вынуждены перепроверять полученные данные. Первый способ отделить правду от лжи – сравнить информацию из разных источников. Если данные от разных людей совпадают, скорее всего, они верны. Если источники говорят разное, нужно оценивать, какой из них более достоверен. Другой способ отделить правдивые воспоминания – последовательно и досконально выяснять, что человек действительно видел и слышал, а что додумал.

Список слов. Восьмой уровень

Предметы на столе. Шестой уровень

Из книги Больше денег от вашего бизнеса: скрытые методы увеличения прибыли автора Левитас Александр

Из книги Воля и видение. Как те, кто приходит позже остальных, в итоге заправляют рынками автора Теллис Джерард

Легкость воспоминания Простейшая причина, играющая на руку пионерам, – это легкость, с которой вспоминается имя первого брэнда в категории. Сегодня потребители сталкиваются с выбором среди тысяч брэндов в сотнях категорий. К примеру, бритвенные лезвия делятся на

Из книги Маленькая книжка, которая принесет вам состояние автора Дорси Пэт

Из книги Начни жизнь заново. 4 шага к новой реальности автора Свияш Александр Григорьевич

Стираем воспоминания Если вплыло воспоминание о прошлом переживании – не заталкивайте его обратно. Наоборот, покопайтесь в нем так, чтобы всплыли все прежние эмоции. Тут же включите активное дыхание и читайте про себя Формулу прощения в ее простом варианте.Не помогает –

Из книги Суперпамять [Уникальная программа абсолютного улучшения памяти и работы мозга (litres)] автора Хеннер Мэрилу

Выборочные воспоминания «Я больше никогда не буду пить!» Мы все слышали подобные высказывания. Может быть, вы говорили это самому себе. Некоторые говорят это и снова напиваются в следующий же выходной. Таким людям очень удобно позволить воспоминаниям об утреннем

Из книги Ври как мужчина, манипулируй как женщина автора Лифшиц Галина Марковна

Наши ложные представления Вот и пришла пора поговорить в очередной раз о наших ложных представлениях, иллюзиях, которыми лучше себя не тешить.Недавно я ехала на машине из Германии в Швейцарию. Однообразный десятичасовой путь прерывался лишь остановками для заправки

Из книги Зрелой женщине принадлежит мир [Как быть счастливой в мире мужчин] автора Лифшиц Галина Марковна

Из книги Курс по личному развитию для умных людей [Мастер-класс от признанного специалиста] автора Павлина Стивен

Ложные убеждения Ложные представления формируются, когда вы принимаете частично или полностью неистинную информацию. Это может происходить случайно или намеренно – по инициативе людей, навязывающих вам подобные убеждения. В итоге вы чаще принимаете ошибочные решения,

Из книги Практика интегральной жизни автора Уилбер Кен

3. Осадок в виде вины и ложные этические ошибки Третье часто встречающееся заблуждение выглядит как ложные этические конфликты. Люди часто думают, что они испытывают этический конфликт, тогда как они просто запутались в противоречиях между социальными установками и

Из книги Психология вредных привычек автора О’Коннор Ричард

Из книги Творчество в рамках автора Голденберг Джекоб

Из книги 50 лучших головоломок для развития левого и правого полушария мозга автора Филлипс Чарльз

Из книги Бабы дуры, или Как быть счастливой женщиной в наше время и в нашей стране автора Хорс Сима

Ложные соображения Продолжая сохранять отношения с неподходящим для вас партнером, вы руководствуетесь следующими ложными соображениями. Психологам они известны. Чувство вины, что в происходящем виноваты только вы сами. …не прошло и месяца, как опять все то же самое.

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

Из книги Эмоциональный интеллект. Как разум общается с чувствами автора Лемберг Борис

Из книги Феноменальный интеллект. Искусство думать эффективно автора Шереметьев Константин


© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины