26.09.2019

Как решить рациональное уравнение. Рациональные уравнения. Семь типов рациональных уравнений, сводящихся к квадратным


Наименьший общий знаменатель используется для упрощения данного уравнения. Этот метод применяется в том случае, когда вы не можете записать данное уравнение с одним рациональным выражением на каждой стороне уравнения (и воспользоваться методом умножения крест-накрест). Этот метод используется, когда вам дано рациональное уравнение с 3 или более дробями (в случае двух дробей лучше применить умножение крест-накрест).

  • Найдите наименьший общий знаменатель дробей (или наименьшее общее кратное). НОЗ – это наименьшее число, которое делится нацело на каждый знаменатель.

    • Иногда НОЗ – очевидное число. Например, если дано уравнение: х/3 + 1/2 = (3x +1)/6, то очевидно, что наименьшим общим кратным для чисел 3, 2 и 6 будет 6.
    • Если НОЗ не очевиден, выпишите кратные самого большого знаменателя и найдите среди них такой, который будет кратным и для других знаменателей. Зачастую НОЗ можно найти, просто перемножив два знаменателя. Например, если дано уравнение x/8 + 2/6 = (x - 3)/9, то НОЗ = 8*9 = 72.
    • Если один или несколько знаменателей содержат переменную, то процесс несколько усложняется (но не становится невозможным). В этом случае НОЗ представляет собой выражение (содержащее переменную), которое делится на каждый знаменатель. Например, в уравнении 5/(х-1) = 1/х + 2/(3x) НОЗ = 3x(х-1), потому что это выражение делится на каждый знаменатель: 3x(х-1)/(х-1) = 3x; 3x(х-1)/3х = (х-1); 3x(х-1)/х = 3(х-1).
  • Умножьте и числитель, и знаменатель каждой дроби на число, равное результату деления НОЗ на соответствующий знаменатель каждой дроби. Так как вы умножаете и числитель, и знаменатель на одно и тоже число, то фактически вы умножаете дробь на 1 (например, 2/2 = 1 или 3/3 = 1).

    • Таким образом, в нашем примере умножьте х/3 на 2/2, чтобы получить 2x/6, и 1/2 умножьте на 3/3, чтобы получить 3/6 (дробь 3x +1/6 умножать не надо, так как ее знаменатель равен 6).
    • Действуйте аналогично в случае, когда переменная находится в знаменателе. В нашем втором примере НОЗ = 3x(x-1), поэтому 5/(x-1) умножьте на (3x)/(3x) и получите 5(3x)/(3x)(x-1); 1/x умножьте на 3(x-1)/3(x-1) и получите 3(x-1)/3x(x-1); 2/(3x) умножьте на (x-1)/(x-1) и получите 2(x-1)/3x(x-1).
  • Найдите х. Теперь, когда вы привели дроби к общему знаменателю, вы можете избавиться от знаменателя. Для этого умножьте каждую сторону уравнения на общий знаменатель. Затем решите полученное уравнение, то есть найдите «х». Для этого обособьте переменную на одной из сторон уравнения.

    • В нашем примере: 2x/6 + 3/6 = (3x +1)/6. Вы можете сложить 2 дроби с одинаковым знаменателем, поэтому запишите уравнение как: (2x+3)/6=(3x+1)/6. Умножьте обе части уравнения на 6 и избавьтесь от знаменателей: 2x+3 = 3x +1. Решите и получите х = 2.
    • В нашем втором примере (с переменной в знаменателе) уравнение имеет вид (после приведения к общему знаменателю): 5(3x)/(3x)(x-1) = 3(x-1)/3x(x-1) + 2(x-1)/3x(x-1). Умножив обе стороны уравнения на НОЗ, вы избавитесь от знаменателя и получите: 5(3x) = 3(х-1) + 2(х-1), или 15x = 3x - 3 + 2x -2, или 15х = х - 5. Решите и получите: х = -5/14.
  • § 1 Целое и дробное рациональные уравнение

    В этом уроке разберем такие понятия, как рациональное уравнение, рациональное выражение, целое выражение, дробное выражение. Рассмотрим решение рациональных уравнений.

    Рациональным уравнением называют уравнение, в котором левая и правая части являются рациональными выражениями.

    Рациональные выражения бывают:

    Дробные.

    Целое выражение составлено из чисел, переменных, целых степеней с помощью действий сложения, вычитания, умножения, а также деления на число, отличное от нуля.

    Например:

    В дробных выражениях есть деление на переменную или выражение с переменной. Например:

    Дробное выражение не при всех значениях входящих в него переменных имеет смысл. Например, выражение

    при х = -9 не имеет смысла, так как при х = -9 знаменатель обращается в нуль.

    Значит, рациональное уравнение может быть целым и дробным.

    Целое рациональное уравнение - это рациональное уравнение, в котором левая и правая части - целые выражения.

    Например:

    Дробное рациональное уравнение - это рациональное уравнение, в котором или левая, или правая части - дробные выражения.

    Например:

    § 2 Решение целого рационального уравнения

    Рассмотрим решение целого рационального уравнения.

    Например:

    Умножим обе части уравнения на наименьший общий знаменатель знаменателей входящих в него дробей.

    Для этого:

    1. найдем общий знаменатель для знаменателей 2, 3, 6. Он равен 6;

    2. найдем дополнительный множитель для каждой дроби. Для этого общий знаменатель 6 делим на каждый знаменатель

    дополнительный множитель для дроби

    дополнительный множитель для дроби

    3. умножим числители дробей на соответствующие им дополнительные множители. Таким образом, получим уравнение

    которое равносильно данному уравнению

    Слева раскроем скобки, правую часть перенесем налево, изменив знак слагаемого при переносе на противоположный.

    Приведем подобные члены многочлена и получим

    Видим, что уравнение линейное.

    Решив его, найдем, что х = 0,5.

    § 3 Решение дробного рационального уравнения

    Рассмотрим решение дробного рационального уравнения.

    Например:

    1.Умножим обе части уравнения на наименьший общий знаменатель знаменателей входящих в него рациональных дробей.

    Найдем общий знаменатель для знаменателей х + 7 и х - 1.

    Он равен их произведению (х + 7)(х - 1).

    2.Найдем дополнительный множитель для каждой рациональной дроби.

    Для этого общий знаменатель (х + 7)(х - 1) делим на каждый знаменатель. Дополнительный множитель для дроби

    равен х - 1,

    дополнительный множитель для дроби

    равен х+7.

    3.Умножим числители дробей на соответствующие им дополнительные множители.

    Получим уравнение (2х - 1)(х - 1) = (3х + 4)(х + 7), которое равносильно данному уравнению

    4.Слева и справа умножим двучлен на двучлен и получим следующее уравнение

    5.Правую часть перенесем налево, изменив знак каждого слагаемого при переносе на противоположный:

    6.Приведем подобные члены многочлена:

    7.Можно обе части разделить на -1. Получим квадратное уравнение:

    8.Решив его, найдем корни

    Так как в уравнении

    левая и правая части - дробные выражения, а в дробных выражениях при некоторых значениях переменных знаменатель может обратиться в нуль, то необходимо проверить, не обращается ли в нуль при найденных х1 и х2 общий знаменатель.

    При х = -27 общий знаменатель (х + 7)(х - 1) не обращается в нуль, при х = -1 общий знаменатель также не равен нулю.

    Следовательно, оба корня -27 и -1 являются корнями уравнения.

    При решении дробного рационального уравнения лучше сразу указать область допустимых значений. Исключить те значения, при которых общий знаменатель обращается в нуль.

    Рассмотрим еще один пример решения дробного рационального уравнения.

    Например, решим уравнение

    Знаменатель дроби правой части уравнения разложим на множители

    Получим уравнение

    Найдем общий знаменатель для знаменателей (х - 5), х, х(х - 5).

    Им будет выражение х(х - 5).

    теперь найдем область допустимых значений уравнения

    Для этого общий знаменатель приравняем к нулю х(х - 5) = 0.

    Получим уравнение, решив которое, найдем, что при х = 0 или при х = 5 общий знаменатель обращается в нуль.

    Значит, х = 0 или х = 5 не могут быть корнями нашего уравнения.

    Теперь можно найти дополнительные множители.

    Дополнительным множителем для рациональной дроби

    дополнительным множителем для дроби

    будет (х - 5),

    а дополнительный множитель дроби

    Числители умножим на соответствующие дополнительные множители.

    Получим уравнение х(х - 3) + 1(х - 5) = 1(х + 5).

    Раскроем скобки слева и справа, х2 - 3х + х - 5 = х + 5.

    Перенесем слагаемые справа налево, изменив знак переносимых слагаемых:

    Х2 - 3х + х - 5 - х - 5 = 0

    И после приведения подобных членов получим квадратное уравнение х2 - 3х - 10 = 0. Решив его, найдем корни х1 = -2; х2 = 5.

    Но мы уже выяснили, что при х = 5 общий знаменатель х(х - 5) обращается в нуль. Следовательно, корнем нашего уравнения

    будет х = -2.

    § 4 Краткие итоги урока

    Важно запомнить:

    При решении дробных рациональных уравнений надо поступить следующим образом:

    1.Найти общий знаменатель дробей входящих в уравнение. При этом если знаменатели дробей можно разложить на множители, то разложить их на множители и затем найти общий знаменатель.

    2.Умножить обе части уравнения на общий знаменатель: найти дополнительные множители, умножить числители на дополнительные множители.

    3.Решить получившееся целое уравнение.

    4.Исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.

    Список использованной литературы:

    1. Макарычев Ю.Н., Н. Г. Миндюк, Нешков К.И., Суворова С.Б. / Под редакцией Теляковского С.А. Алгебра: учебн. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2013.
    2. Мордкович А.Г. Алгебра. 8 кл.: В двух частях. Ч.1: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Мнемозина.
    3. Рурукин А.Н. Поурочные разработки по алгебре: 8 класс.- М.: ВАКО, 2010.
    4. Алгебра 8 класс: поурочные планы по учебнику Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова, С.Б. Суворовой / Авт.-сост. Т.Л. Афанасьева, Л.А. Тапилина. -Волгоград: Учитель, 2005.

    Уравнение» мы ввели выше в § 7. Сначала напомним, что такое рациональное выражение. Это - алгебраическое выражение, составленное из чисел и переменной х с помощью операций сложения, вычитания, умножения, деления и возведения в степень с натуральным показателем.

    Если r(х) - рациональное выражение, то уравнение r(х) = 0 называют рациональным уравнением.

    Впрочем, на практике удобнее пользоваться несколько более широким толкованием термина «рациональное уравнение»: это уравнение вида h(x) = q(x), где h(x) и q(x) - рациональные выражения.

    До сих пор мы могли решить не любое рациональное уравнение, а только такое, которое в результате различных преобразований и рассуждений сводилось к линейному уравнению . Теперь наши возможности значительно больше: мы сумеем решить рациональное уравнение, которое сводится не только к линейно-
    му, но и к квадратному уравнению.

    Напомним, как мы решали рациональные уравнения раньше, и попробуем сформулировать алгоритм решения.

    Пример 1. Решить уравнение

    Решение. Перепишем уравнение в виде

    При этом, как обычно, мы пользуемся тем, что равенства А = В и А - В = 0 выражают одну и ту же зависимость между А и В. Это и позволило нам перенести член в левую часть уравнения с противоположным знаком.

    Выполним преобразования левой части уравнения. Имеем


    Вспомним условия равенства дроби нулю: тогда, и только тогда, когда одновременно выполняются два соотношения:

    1) числитель дроби равен нулю (а = 0); 2) знаменатель дроби отличен от нуля ).
    Приравняв нулю числитель дроби в левой части уравнения (1), получим

    Осталось проверить выполнение второго указанного выше условия. Соотношение означает для уравнения (1), что . Значения х 1 = 2 и х 2 = 0,6 указанным соотношениям удовлетворяют и потому служат корнями уравнения (1), а вместе с тем и корнями заданного уравнения.

    1) Преобразуем уравнение к виду

    2) Выполним преобразования левой части этого уравнения:

    (одновременно изменили знаки в числителе и
    дроби).
    Таким образом, заданное уравнение принимает вид

    3) Решим уравнение х 2 - 6x + 8 = 0. Находим

    4) Для найденных значений проверим выполнение условия . Число 4 этому условию удовлетворяет, а число 2 - нет. Значит, 4 - корень заданного уравнения, а 2 - посторонний корень.
    О т в е т: 4.

    2. Решение рациональных уравнений методом введения новой переменной

    Метод введения новой переменной вам знаком, мы не раз им пользовались. Покажем на примерах, как он применяется при решении рациональных уравнений.

    Пример 3. Решить уравнение х 4 + х 2 - 20 = 0.

    Решение. Введем новую переменную у = х 2 . Так как х 4 = (х 2) 2 = у 2 , то заданное уравнение можно переписать в виде

    у 2 + у - 20 = 0.

    Это - квадратное уравнение, корни которого найдем, используя известные формулы ; получим у 1 = 4, у 2 = - 5.
    Но у = х 2 , значит, задача свелась к решению двух уравнений:
    x 2 =4; х 2 =-5.

    Из первого уравнения находим второе уравнение не имеет корней.
    Ответ: .
    Уравнение вида ах 4 + bx 2 +c = 0 называют биквадратным уравнением («би» - два, т. е. как бы «дважды квадратное» уравнение). Только что решенное уравнение было именно биквадратным. Любое биквадратное уравнение решается так же, как уравнение из примера 3: вводят новую переменную у = х 2 , решают полученное квадратное уравнение относительно переменной у, а затем возвращаются к переменной х.

    Пример 4. Решить уравнение

    Решение. Заметим, что здесь дважды встречается одно и то же выражение х 2 + Зх. Значит, имеет смысл ввести новую переменную у = х 2 + Зх. Это позволит переписать уравнение в более простом и приятном виде (что, собственно говоря, и составляет цель введения новой переменной - и запись упроща
    ется, и структура уравнения становится более ясной):

    А теперь воспользуемся алгоритмом решения рационального уравнения.

    1) Перенесем все члены уравнения в одну часть:

    = 0
    2) Преобразуем левую часть уравнения

    Итак, мы преобразовали заданное уравнение к виду


    3) Из уравнения - 7у 2 + 29у -4 = 0 находим (мы с вами уже решили довольно много квадратных уравнений, так что всегда приводить в учебнике подробные выкладки, наверное, не стоит).

    4) Выполним проверку найденных корней с помощью условия 5 (у - 3) (у + 1). Оба корня этому условию удовлетворяют.
    Итак, квадратное уравнение относительно новой переменной у решено:
    Поскольку у = х 2 + Зх, а у, как мы установили, принимает два значения: 4 и , - нам еще предстоит решить два уравнения: х 2 + Зх = 4; х 2 + Зх = . Корнями первого уравнения являются числа 1 и - 4, корнями второго уравнения - числа

    В рассмотренных примерах метод введения новой переменной был, как любят выражаться математики, адекватен ситуации, т. е. хорошо ей соответствовал. Почему? Да потому, что одно и то же выражение явно встречалось в записи уравнения несколько раз и был резон обозначить это выражение новой буквой. Но так бывает не всегда, иногда новая переменная «проявляется» только в процессе преобразований. Именно так будет обстоять дело в следующем примере.

    Пример 5. Решить уравнение
    х(х- 1)(x-2)(x-3) = 24.
    Решение. Имеем
    х(х - 3) = х 2 - 3х;
    (х - 1)(x - 2) = x 2 -Зx+2.

    Значит, заданное уравнение можно переписать в виде

    (x 2 - 3x)(x 2 + 3x + 2) = 24

    Вот теперь новая переменная «проявилась»: у = х 2 - Зх.

    С ее помощью уравнение можно переписать в виде у (у + 2) = 24 и далее у 2 + 2у - 24 = 0. Корнями этого уравнения служат числа 4 и -6.

    Возвращаясь к исходной переменной х, получаем два уравнения х 2 - Зх = 4 и х 2 - Зх = - 6. Из первого уравнения находим х 1 = 4, х 2 = - 1; второе уравнение не имеет корней.

    О т в е т: 4, - 1.

    Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

    Решение дробно-рациональных уравнений

    Справочное пособие

    Рациональные уравнения – это уравнения, в которых и левая, и правая части являются рациональными выражениями.

    (Напомним: рациональными выражениями называют целые и дробные выражения без радикалов, включающие действия сложения, вычитания, умножения или деления - например: 6x; (m – n)2; x/3y и т.п.)

    Дробно-рациональные уравнения, как правило, приводятся к виду:

    Где P (x ) и Q (x ) – многочлены.

    Для решения подобных уравнений умножить обе части уравнения на Q(x), что может привести к появлению посторонних корней. Поэтому, при решении дробно-рациональных уравнений необходима проверка найденных корней.

    Рациональное уравнение называется целым, или алгебраическим, если в нем нет деления на выражение, содержащее переменную.

    Примеры целого рационального уравнения:

    5x – 10 = 3(10 – x)

    3x
    - = 2x – 10
    4

    Если в рациональном уравнении есть деление на выражение, содержащее переменную (x), то уравнение называется дробно-рациональным.

    Пример дробного рационального уравнения:

    15
    x + - = 5x – 17
    x

    Дробные рациональные уравнения обычно решаются следующим образом:

    1) находят общий знаменатель дробей и умножают на него обе части уравнения;

    2) решают получившееся целое уравнение;

    3) исключают из его корней те, которые обращают в ноль общий знаменатель дробей.

    Примеры решения целых и дробных рациональных уравнений.

    Пример 1. Решим целое уравнение

    x – 1 2x 5x
    -- + -- = --.
    2 3 6

    Решение:

    Находим наименьший общий знаменатель. Это 6. Делим 6 на знаменатель и полученный результат умножаем на числитель каждой дроби. Получим уравнение, равносильное данному:

    3(x – 1) + 4x 5х
    ------ = --
    6 6

    Поскольку в левой и правой частях одинаковый знаменатель, его можно опустить. Тогда у нас получится более простое уравнение:

    3(x – 1) + 4x = 5х.

    Решаем его, раскрыв скобки и сведя подобные члены:

    3х – 3 + 4х = 5х

    3х + 4х – 5х = 3

    Пример решен.

    Пример 2. Решим дробное рациональное уравнение

    x – 3 1 x + 5
    -- + - = ---.
    x – 5 x x(x – 5)

    Находим общий знаменатель. Это x(x – 5). Итак:

    х 2 – 3х x – 5 x + 5
    --- + --- = ---
    x(x – 5) x(x – 5) x(x – 5)

    Теперь снова освобождаемся от знаменателя, поскольку он одинаковый для всех выражений. Сводим подобные члены, приравниваем уравнение к нулю и получаем квадратное уравнение:

    х 2 – 3x + x – 5 = x + 5

    х 2 – 3x + x – 5 – x – 5 = 0

    х 2 – 3x – 10 = 0.

    Решив квадратное уравнение, найдем его корни: –2 и 5.

    Проверим, являются ли эти числа корнями исходного уравнения.

    При x = –2 общий знаменатель x(x – 5) не обращается в нуль. Значит, –2 является корнем исходного уравнения.

    При x = 5 общий знаменатель обращается в нуль, и два выражения из трех теряют смысл. Значит, число 5 не является корнем исходного уравнения.

    Ответ: x = –2

    Ещё примеры

    Пример 1.

    x 1 =6, x 2 = - 2,2.

    Ответ:-2,2;6.

    Пример 2.

    Проще говоря, это уравнения, в которых есть хотя бы одна с переменной в знаменателе.

    Например:

    \(\frac{9x^2-1}{3x}\) \(=0\)
    \(\frac{1}{2x}+\frac{x}{x+1}=\frac{1}{2}\)
    \(\frac{6}{x+1}=\frac{x^2-5x}{x+1}\)


    Пример не дробно-рациональных уравнений:

    \(\frac{9x^2-1}{3}\) \(=0\)
    \(\frac{x}{2}\) \(+8x^2=6\)

    Как решаются дробно-рациональные уравнения?

    Главное, что надо запомнить про дробно-рациональные уравнения – в них надо писать . И после нахождения корней – обязательно проверять их на допустимость. Иначе могут появиться посторонние корни, и все решение будет считаться неверным.


    Алгоритм решения дробно-рационального уравнения:

      Выпишите и «решите» ОДЗ.

      Умножьте каждый член уравнения на общий знаменатель и сократите полученные дроби. Знаменатели при этом пропадут.

      Запишите уравнение, не раскрывая скобок.

      Решите полученное уравнение.

      Проверьте найденные корни с ОДЗ.

      Запишите в ответ корни, которые прошли проверку в п.7.

    Алгоритм не заучивайте, 3-5 решенных уравнений – и он запомнится сам.


    Пример . Решите дробно-рациональное уравнение \(\frac{x}{x-2} - \frac{7}{x+2}=\frac{8}{x^2-4}\)

    Решение:

    Ответ: \(3\).


    Пример . Найдите корни дробно-рационального уравнения \(=0\)

    Решение:

    \(\frac{x}{x+2} + \frac{x+1}{x+5}-\frac{7-x}{x^2+7x+10}\) \(=0\)

    ОДЗ: \(x+2≠0⇔x≠-2\)
    \(x+5≠0 ⇔x≠-5\)
    \(x^2+7x+10≠0\)
    \(D=49-4 \cdot 10=9\)
    \(x_1≠\frac{-7+3}{2}=-2\)
    \(x_2≠\frac{-7-3}{2}=-5\)

    Записываем и «решаем» ОДЗ.

    Раскладываем \(x^2+7x+10\) на по формуле: \(ax^2+bx+c=a(x-x_1)(x-x_2)\).
    Благо \(x_1\) и \(x_2\) мы уже нашли.

    \(\frac{x}{x+2} + \frac{x+1}{x+5}-\frac{7-x}{(x+2)(x+5)}\) \(=0\)

    Очевидно, общий знаменатель дробей: \((x+2)(x+5)\). Умножаем на него всё уравнение.

    \(\frac{x(x+2)(x+5)}{x+2} + \frac{(x+1)(x+2)(x+5)}{x+5}-\)
    \(-\frac{(7-x)(x+2)(x+5)}{(x+2)(x+5)}\) \(=0\)

    Сокращаем дроби

    \(x(x+5)+(x+1)(x+2)-7+x=0\)

    Раскрываем скобки

    \(x^2+5x+x^2+3x+2-7+x=0\)


    Приводим подобные слагаемые

    \(2x^2+9x-5=0\)


    Находим корни уравнения

    \(x_1=-5;\) \(x_2=\frac{1}{2}.\)


    Один из корней не подходи под ОДЗ, поэтому в ответ записываем только второй корень.

    Ответ: \(\frac{1}{2}\).




    © 2024
    womanizers.ru - Журнал современной женщины