22.08.2019

Как встать на костыли после ампутации. Когда проводят ампутацию нижних конечностей? Плюсы локтевых костылей


Для того, чтобы костыли служили надежной опорой при ходьбе, важно не только точно подобрать и отрегулировать их по размеру, но и научиться правильно на них ходить, спускаться и подниматься по лестнице, садиться и вставать со стула. Для каждого типа костылей существует ряд общих правил, которым нужно следовать для достижения максимального эффекта от использования. Если костыли подмышечные, то, опираясь на них, нужно переносить вес тела на руки, а не на подмышечные впадины, чтобы избежать негативных последствий сильного сдавливания этой области. Опорные стойки следует держать максимально близко к груди, а наконечники ставить на расстоянии примерно 10 см от стопы. Важно при ходьбе смотреть прямо вперед, а не под ноги, держать спину прямо, а колено здоровой ноги - чуть согнутым. Если костыли под локоть, то при передвижении на них нужно убедиться, что рукоятка (опора под кисть) смотрит свободным концом вперед, а манжета надежно обхватывает предплечье (не сдавливает, но в то же время не болтается).

Как правильно ходить на костылях

При ходьбе наконечники костылей перемещают на расстояние примерно 30 см от носка обуви и на расстоянии 15 см от внешнего края подошвы. Если у пациента широкие бедра, то костыли лучше отводить подальше в сторону, чтобы обеспечить более устойчивое положение. Существует 4 основных варианта поступи на костылях.

  1. Поступь с опорой на 4 точки рекомендована при слабости обеих ног, либо при нарушениях координации. Последовательность передвижения в данном случае следующая: левый костыль, левая нога, правый костыль, правая нога. Преимуществом данной поступи является высокая степень устойчивости, которая достигается за счет того, что сразу 3 опорные точки постоянно соприкасаются с поверхностью. Недостатком же является низкая скорость передвижения.
  2. Поступь с опорой на 3 точки рекомендована при неспособности пациента переносить вес тела на одну ногу (боль, перелом, ампутация). Последовательность передвижения в данном случае следующая: оба костыля перемещаются вперед вместе с травмированной конечностью, затем весь вес переносится на костыли и переставляется здоровая нога. Преимуществом данной поступи является возможность полностью снять нагрузку с травмированной ноги. Недостаток заключается в необходимости постоянно поддерживать равновесие.
  3. Поступь с опорой на 2 точки имеет те же рекомендации, что и с опорой на 4 точки. Последовательность передвижения в данном случае следующая: перемещается левый костыль и правая нога одновременно, затем правый костыль и левая нога также одновременно. Данная поступь позволяет передвигаться достаточно быстро, однако требует более продолжительного обучения.
  4. Поступь по принципу «качели» рекомендована пациентам, которые не могут переносить вес тела на обе конечности. Данная поступь предусматривает два варианта. В первом варианте последовательность передвижения следующая: оба костыля переносятся вперед, затем вес тела полностью переносится на руки, человек отрывает от земли обе ноги (как бы повисая) и перемещает их вперед до уровня костылей. Во втором варианте ноги перемещаются за костыли. Второй вариант является самым быстрым способом перемещения на костылях, однако подходит только пациентам с хорошо развитой мускулатурой. Первый вариант также требует хорошей физической подготовки, однако ему гораздо проще обучиться.

Как правильно садиться (вставать) со стула и спускаться (подниматься) по лестнице

Если вам необходимо сесть на стул, сначала нужно подойти к нему настолько близко, насколько это возможно, убедиться в том, что стул стоит устойчиво, затем повернуться к нему спиной, взять оба костыля в одну руку и разместить их с поврежденной стороны. После этого нужно опереться свободной рукой на подлокотник стула и потихоньку сесть. Вставая со стула, повторяют те же движения: поместив оба костыля с поврежденной стороны, отталкиваются от подлокотника свободной рукой и встают сначала на здоровую ногу, затем на поврежденную, после этого разводят костыли в сторону.

Подняться по лестнице на костылях можно несколькими способами. В первом случае используются оба костыля. Больная нога сгибается в колене и заносится над ступенькой, не касаясь ее. Затем пациент опирается на костыли, перенося на них массу тела, и поднимает на ступеньку здоровую ногу. Во втором случае пациент держится одной рукой за перила, а во вторую берет оба костыля, придерживая их изнутри. Распределив равномерно вес тела между перилами и костылями, пациент перемещает вверх на ступеньку здоровую ногу, подтягивает больную и переставляет костыли вперед. Теми же двумя способами можно и спуститься по лестнице. Последовательность действий при этом следующая: костыли перемещаются на нижнюю ступеньку, затем на нее ставится здоровая нога и после этого — больная.

После ампутации нижних конечностей занятия ЛФК необходимо начинать через несколько часов после операции (первый период). В занятия следует включать дыхательные упражнения и упражнения для рук, туловища и здоровой нижней конечности. Этим обеспечиваются активизация вегетативных функций, предупреждение осложнений со стороны легких, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и органов мочевыделения, тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, профилактика нарушений в гомеостазисе. Больной обучается элементарным движениям, необходимым при самообслуживании (поднимание таза, повороты на бок и пр.). С 3-5-го дня добавляются осторожные движения в свободных суставах культи, ритмически сменяемые напряжения и расслабления усеченных мышп (импульсная гимнастика) и мышц сохранившихся сегментов усеченной конечности и т. д.

Упражнения для культи способствуют уменьшению послеоперационного отека. С 5-6-го дня при отсутствии противопоказаний больному разрешают вставать. В занятия включают упражнения в равновесии, упражнения, подготавливающие здоровую конечность к предстоящим повышенным нагрузкам, упражнения, выполняемые в исходном положении стоя, упражнения на «осанку». Больной обучается ходьбе с двумя костылями. Движения во всех суставах усеченной конечности следует выполнять с предельно возможной амплитудой. В сочетании со съемными гипсовыми лонгетами, вытяжением, различными «укладками» культи эти упражнения предотвращают формирование контрактур.

После снятия швов (второй период) общую нагрузку (в занятиях и во время ходьбы с костылями) значительно увеличивают. Используют упражнения с постепенно возрастающим давлением на отдельные участки поверхности культи (за исключением дистального конца и участка, на котором расположен кожный шов) с целью подготовить кожу культи к давлению гильзы протеза. Широко применяют движения во всех суставах усеченной конечности для профилактики контрактур и выработки равновесия (рис. 52 ). За 2-3 дня до пользования учебно-тренировочным протезом включают упражнения в легком давлении на конец культи. При костнопластических ампутациях подготовка «опорности» культи должна осуществляться с учетом стимулирующего воздействия упражнений на процессы сращения опила с трансплантатом (рис. 53 ).

Рис. 52. Типовые упражнения во втором периоде занятий после ампутации нижних конечностей.

Рис. 53. Типовые упражнения во втором периоде занятий после ампутации нижних конечностей.

Во время пользования учебно-тренировочным протезом выполняют упражнения в положении стоя на нем с постепенно увеличивающимся давлением на культю, упражнения в движении протезом, стоя на здоровой ноге, упражнения в равновесии, стоя на протезе и здоровой ноге, обучение ходьбе на протезе (рис. 54 ). Техника ходьбы и методика обучения ей определяются конструкцией протеза, особенностями произведенной ампутации, состоянием больного и степенью «созревания» культи. Как в общеоздоровительных упражнениях, так и в специальных нагрузку постепенно увеличивают.

Рис. 54. Типовые упражнения во втором периоде занятий на временных гипсовых протезах.

При проведении занятий с больными после ампутации нижних конечностей по поводу облитерирующего эндартериита, диабета; атеросклероза и других заболеваний, а также в пожилом возрасте необходимо особенно осторожно и последовательно увеличивать нагрузку, контролируя реакцию со стороны сердечно-сосудистой системы; избегать статических напряжений; чаще менять исходны положения; чередовать активные движения с пассивными; включать больше дыхательных упражнений и упражнений на расслабление, занятия с больными молодого и среднего возраста можно включать элементы спортивных упражнений и игр, выполняемые без протеза и с протезом.

В период подготовки постоянного протеза и овладения полноценной ходьбой (третий период) основное внимание следует уделять совершенствованию техники ходьбы и обучению ходьбе в условиях, максимально приближенных к естественным.

В этом завершающем периоде занятия проводятся на учебно-тренировочной площадке, которая должна иметь: асфальтовую, песчаную, булыжную дорожки и дорожку с препятствиями. На асфальтовую дорожку наносятся краской следы шагов с различным расстоянием между ними. Между песчаной булыжной дорожками устанавливаются перила разной высоты для тех, кто первое время не может обойтись без дополнительной опоры. Для обучения подъему и спуску по наклонной плоскости на учебно-тренировочной площадке должна быть небольшая горка с различной крутизной склонов, а для обучения входу и выходу из трамвая, троллейбуса и автобуса - помост со ступеньками и перилами (рис. 55).

Рис. 55. Учебно-тренировочная площадка для обучения ходьбе на протезах.

Приступая к обучению ходьбе на протезах (временных и постоянных), необходимо прежде всего правильно подобрать костыли, трости и научить пользоваться ими. Неправильно подобранные костыли и трости отрицательно влияют на выработку двигательного навыка (акта ходьбы), на осанку, искажают походку, требуют лишних усилий. Кроме того, неумелое пользование костылями может явиться причиной ряда осложнений - гидроаденита, потертостей и даже пареза дерхних конечностей: Длина костылей определяется в положении стоя по расстоянию от подмышечной впадины до пола. Рукоятка должна располагаться на уровне большого вертела, с тем чтобы при опоре на кисти освобождались от большой нагрузки подмышечные впадины. Длину трости можно определять двумя способами: расстоянием от большого вертела до пола или от кисти до пола при согнутом локтевом суставе под углом 135°. Тростью пользуются со стороны здоровой нижней конечности или более полноценной культи.

Обучение пользованию протезами начинается с надевания протезов. Протезы после ампутации голеней надевают сидя; после ампутации бедра - стоя и сидя; после ампутации обоих бедер - лежа и сидя. На культю надевают шерстяной чехол или чулок без швов и складок. Гильза протеза должна плотно облегать культю. Для ходьбы на протезах большое значение имеет умение сохранять равновесие. Поэтому, прежде чем разрешить больному передвигаться, надо научить его стоять прямо, распределяя вес тела на обе ноги. Первые шаги нужно делать только по прямой, они должны быть небольшими и одинаковой длины. Для выработки ритмичной походки рекомендуется обучать ходьбе под музыку или метроном. Необходимо обращать внимание больного на отдельные элементы шага: перенос тяжести тела на впереди стоящую ногу (или протез) и затем, за счет маятникообразного движения протеза в сочетании с активным движением культи, вынос протеза вперед (избегая движения через сторону).

Для повышения двигательных функций больных и выработки навыков пользования искусственными конечностями наряду с общеизвестным гимнастическим инвентарем (набивными мячами, гимнастическими палками, стенкой, скамейками и т. п.) необходимо использовать специальное оборудование: козелки, трости простые и раздвижные, барьеры переносные, костыли и трости-динамометры; приборы и приспособления для развития концевой опорности культей, силы, выносливости, мышечно-суставной чувствительности, координации движений, профилактики контрактур, плоскостопия и нарушений осанки, обусловленных ампутацией.

Для контроля за уровнем развития двигательных качеств необходимо иметь соответствующие измерительные приборы, позволяющие определять: силу мышц культи, выносливость, концевую опорность, отклонения в осанке, степень нагрузки на трость или костыли во время пользования ими. Кроме того, в кабинете лечебной физической культуры должны быть: два больших зеркала (на противоположных стенах) для контроля за движениями и осанкой во время обучения пользованию протезами; метроном или магнитофон для выработки ритмичной ходьбы; дорожки различной ширины с нанесенными краской следами (для выработки шагов одинаковой длины и ограничения широкого расставления ног при ходьбе на протезах после ампутации обоих бедер). Пол должен быть гладким, не скользким, деревянным или пробковым.

Ампутация нижних конечностей всегда сопровождается большой психической травмой, что необходимо учитывать с целью повышения у занимающихся психического тонуса и создания уверенности в том, что научиться пользоваться протезом может каждый.

Как только у ребенка установлен диагноз диабета, родители часто отправляются в библиотеку за информацией по данному вопросу и оказываются перед фактом возможности возникновения осложнений. После периода связанных с этим переживаний родители получают следующий удар, узнав статистику заболеваемости и смертности, связанной с диабетом.

Вирусные гепатиты в раннем детстве

Относительно недавно алфавит гепатита, в котором уже значились вирусы гепатита А, В, С, D, Е, G пополнился двумя новыми ДНК-содержащими вирусами, ТТ и SEN. Мы знаем, что гепатит А и гепатит Е не вызывают хронических гепатитов и, что вирусы гепатита G иТТ скорее всего являются «невинными зрителями» которые передаются по вертикали и не поражают печень.

Меры по лечению хронических функциональных запоров у детей

При лечении хронических функциональных запоров у детей необходимо учитывать важные факторы в истории болезни ребёнка; установить хорошие взаимоотношения между медицинским сотрудником и ребёнком-семьёй для осуществления предлагаемого лечения должным образом; многого терпения с двух сторон с повторением гарантий, что ситуация будет постепенно улучшаться, и мужества в случаях возможных рецидивов, - составляют лучший путь лечения детей, страдающих запорами.

Результаты исследования ученых бросают вызов представлениям о лечении сахарного диабета

Результаты десятилетнего исследования бесспорно доказали, что частый самоконтроль и поддержание уровня глюкозы крови в пределах, близких к нормальным приводит к значительному снижению риска поздних осложнений, вызванных сахарным диабетом, и уменьшению степени их тяжести.

Проявления рахита у детей с нарушением формирования тазобедренных суставов

В практике детских ортопедов травматологов достаточно часто ставиться вопрос о необходимости подтверждения или исключения нарушений формирования тазобедренных суставов (дисплазия тазобедренных суставов, врожденный вывих бедра) у младенцев. В статье показан анализ обследования 448 детей с клиническими признаками нарушений формирования тазобедренных суставов.

Медицинские перчатки как средство обеспечения инфекционной безопасности

Большинство медицинских сестер и врачей недолюбливают перчатки, и не зря. В перчатках теряется чувствительность кончиков пальцев, кожа на руках становится сухой и шелушится, а инструмент норовит выскользнуть из рук. Но перчатки были и остаются самым надежным средством защиты от инфекции.

Поясничный остеохондроз

Полагают, что каждый пятый взрослый человек на земле страдает поясничным остеохондрозом, болезнь эта встречается и в молодом, и в пожилом возрасте.

Эпидемиологический контроль за медработниками имевшими контакт с кровью ВИЧ-инфицированных

(в помощь медицинским работникам лечебно-профилактических учреждений)

В методических указаниях освещены вопросы наблюдения за медицинскими работниками имевшими контакт с кровью пациента инфицированого ВИЧ. Предлагаются действия с целью, предупреждения профессионального заражения ВИЧ. Разработаны журнал учета и акт служебного расследования при контакте с кровью ВИЧ-инфицированного пациента. Определен порядок информирования вышестоящих органов о результатах медицинского наблюдения за медработниками контактировавшими с кровью ВИЧ-инфицированного пациента. Предназначены для медицинских работников лечебно-профилактических учреждений.

Хламидийная инфекция в акушерстве и гинекологии

Хламидиоз гениталий является самым распространенным среди заболеваний, передающихся половым путем. Во всем мире наблюдается рост заболеваний хламидиозом среди молодых женщин, только что вступивших в период половой активности.

Циклоферон в лечении заболеваний инфекционной природы

В настоящее время отмечается рост отдельных нозологических форм инфекционных заболеваний, прежде всего, вирусных инфекций. Одно из направлений усовершенствования методов лечения – применение интерферонов, как важных неспецифических факторов противовирусной резистентности. К которым относится циклоферон - низкомолекулярный синтетический индуктор эндогенного интерферона.

Дисбактериоз у детей

Количество микробных клеток, присутствующих на коже и слизистых макроорганизма, контактирующих с внешней средой, превышает число клеток всех его органов и тканей вместе взятых. Вес микрофлоры организма человека составляет в среднем - 2,5-3 кг. На значение микробной флоры для здорового человека впервые обратил внимание в 1914 г. И.И. Мечников, который предположил, что причиной многих болезней являются различные метаболиты и токсины, продуцируемые различными микроорганизмами, заселяющими органы и системы организма человека. Проблема дисбактериозов в последние годы вызывает немало дискусий с крайним диапазоном суждений.

Диагностика и лечение инфекций женских половых органов

В последние годы во всем мире и в нашей стране отмечен рост заболеваемости инфекциями, передающимися половым путем, среди взрослого населения и, что вызывает особую тревогу, среди детей и подростков. Растет заболеваемость хламидиозом и трихомониазом. По данным ВОЗ, трихомониаз занимает первое место по частоте среди инфекций, передающихся половым путем. Ежегодно в мире трихомониазом заболевают 170 млн. человек.

Дисбактериоз кишечника у детей

Дисбактериоз кишечника и вторичное иммунодефицитное состояние все чаще встречаются в клинической практике врачей всех специальностей. Это обусловлено изменяющимися условиями жизни, вредным воздействием преформированной окружающей среды на организм человека.

Вирусный гепатит у детей

В лекции «Вирусный гепатит у детей» представлены данные по вирусным гепатитам А, В, С, D, E, F, G у детей. Приведены все клинические формы вирусного гепатита, дифференциальный диагноз, лечение и профилактика, существующие в настоящее время. Материал изложен с современных позиций и рассчитан на студентов старших курсов всех факультетов медицинских вузов, врачей - интернов, педиатров, инфекционистов и врачей других специальностей, которые интересуются данной инфекцией.

Это похвальное стремление не должно, однако, порождать угрозу безопасности пациента или повреждение культи. Правда, даже сегодня принято считать человека, который передвигается с одной или двумя палками, инвалидом. На рынке труда у него небольшие шансы получить работу.

Кроме того, каждый инвалид хотел бы иметь дома под рукой пару костылей, чтобы сделать несколько шагов даже без протеза: например, ночью добраться до туалета. Трости являются своеобразным «запасным велосипедом» для инвалида с ампутированной ногой! Альтернатива прыгать на одной ноге небезопасна и требует физических усилий, на которые способны только молодые, сильные пациенты. Не каждый может ползать по квартире на четвереньках или самостоятельно пересесть в коляску. Чем выше уровень ампутации, тем хуже общее состояние пациента и тем чаще он длительное время вынужден пользоваться тростями.

Как и при протезировании, мы стремимся, однако, обходиться минимумом вспомогательных приспособлений для ходьбы. Идет ли речь о костыле или трости, их масса должна быть минимальной без ущерба для устойчивости. Трость можно сделать элегантной по форме или замаскировать под зонт или альпеншток. К сожалению, обычные больничные костыли ни в коей мере не соответствуют таким косметическим требованиям. Зато они оплачиваются страховой компанией. Как изделие массового производства, их можно, как правило, регулировать по длине.

Взрослые инвалиды, которые после ампутации ходят с парой костылей, могут спокойно отказаться от перестановочного механизма. Костыли становятся от этого легкими и бесшумными.

Ручки у большинства таких костылей слишком узки для поверхностей кистей пожилых пациентов. У молодых слишком узкая рукоятка может привести к хронической перенагрузке вплоть до синдрома карпального канала. Неудивительно поэтому, что костыли часто уже при обучении ходьбе дополнительно обертывают пористой резиной. Лучше так называемые анатомические рукоятки с широкой площадью. Для сильно деформированных чувствительных рук необходимо изготавливать рукоятки по индивидуальному заказу.

Шипы костылей из резины или полиуретана служат для амортизации ударов и обеспечения контакта с полом. Резиновые шипы, однако, быстро изнашиваются. Для зимы существуют модели с выдвигающимися и складывающимися стальными штифтами.

Поднять упавший костыль с пола для инвалида, перенесшего ампутацию, часто является проблемой Прикрепляемые к костылю зажимы или магнитные защелки на стратегически важных участках могут помочь в такой ситуации.

Костыли с отражающим покрытием облегчают инвалиду переход улицы, особенно если скорость его ходьбы не совпадает со временем смены сигналов светофора.
В нашем распоряжении имеются перечисленные ниже модели костылей.

1. Костыли подмышечные. Старые добрые подмышечные костыли из дерева или металла считаются сегодня устаревшими. Пациенты чувствуют себя полными инвалидами, если им приходится все время ходить с этим символом физического увечья.

Американцы из практических соображений остались верны костылям с подмышечником. Они обеспечивают инвалиду при ранней активизации значительно большую безопасность, чем все другие костыли. Стоя пациент может опираться на оба костыля, и руки у него свободны - большое преимущество, например, при бритье или при открывании двери.

2. Костыли с подлокотником, пред-плечные костыли. Их еще называют американскими, у французов - английскими, а у американцев - канадскими.
Этому вспомогательному средству повсеместно отдается предпочтение. Оно дает хорошую опору, особенно если пользоваться двумя руками. Правда, для использования таких костылей нужны сильная мускулатура плечевого пояса и плеча и хорошо функционирующие плечевые суставы.

3. Костыли с несколькими опорными ножками. Это костыли с подлокотником и тремя или четырьмя ножками. Пациенты перемещают костыли и одновременно нагружают их вместе с протезом. Преимущество перед другими костылями состоит для инвалида в возможности стоять вертикально. Они в особенности подходят после ампутации пациентам с церебральными двигательными иарушениями как при гемиплегии, так и при всех других расстройствах, когда пациенту стоит больших усилий поднимать предметы с пола.

4. Трость. Трость в руке со стороны, противоположной ампутации, разгружает культю, но прежде всего повышает безопасность. Пользование ручной тростью требует, правда, наличия безупречно функционирующих лучезапястно-го и локтевого суставов. Из всех тростей ручная трость имеет большое преимущество - неброский внешний вид. Существуют также модели складывающиеся или стилизованные под старинные.

5. Ходунки, каркас для ходьбы. Они используются в первую очередь для обучения ходьбе в начальной стадии, у пациентов с ослабленным общим состоянием или после ампутации обеих ног. Такой пациент самостоятельно может передвигаться с помощью ходунков или перекатного устройства и отказаться от кресла-каталки.
Это же относится и к каркасам для ходьбы, которые представляют собой раму или подвижный, так называемый реципрокный каркас для ходьбы.

Потеря конечности – событие, навсегда меняющее качество жизни человека. Благодаря развитию медицины, сегодня ампутация не становится приговором, не влечет за собой полной потери деловой и социальной активности, однако это по-прежнему тяжелое психологическое и, в первую очередь, физическое испытание.

Реабилитация после ампутации ноги начинается уже в послеоперационный период, ее особенности определяются видом травмы. Необходимо четко сознавать важность лечебных процедур и умеренных физических нагрузок на каждом этапе возвращения к здоровью.

Виды ампутации ноги

Ампутацией называется сложная хирургическая процедура, в результате которой пациент лишается конечности, частично или полностью. Показания к такой операции различны: инфекционное заражение, следствие болезни или травмы. Наиболее распространенная причина потери конечности – механическое повреждение, в результате которого происходит отрыв, сильное раздробление кости, некроз мягких тканей в случае, когда помощь не была оказана своевременно.

Различают ампутации двух видов:

  • первичная – она проводится в случае абсолютной необходимости удаления части ноги;
  • вторичная (также «реампутация») – потребность в дополнительной операции может возникнуть, если здоровье человека продолжает подвергаться опасности (например, процесс омертвения тканей пошел выше), в том случае, когда наблюдается неправильное формирование культи, при ряде других показаний.

Важно! Решение провести ампутацию может быть принято лишь в том случае, когда все остальные варианты терапии не действенны, а операция – единственное средство сохранить здоровье и жизнь пациента.

По уровню захвата операции на ногах бывают следующие:

  • экзартикуляция пальцев – удаление (часто предписывается на последних стадиях сахарного диабета, при сильном обморожении);
  • трантибиальные (в области голеностопа) – ампутация не захватывает коленный сустав, как правило, сохраняется его подвижность;
  • экзартикуляция колена – удаление ноги вплоть до бедра;
  • транфеморальные – вся бедренная часть;
  • экзартикуляция тазобедренного сустава – операция захватывает таз;
  • гемипельвэктомия – частичное удаление таза;
  • гемикорпорэктомия – полная ампутация вместе с обеими ногами.

ЛФК после ампутации ноги

При хороших показателях здоровья пациента приступать к реабилитации после ампутации ноги показано уже в первые сутки. В начальный период восстановления больной должен научиться контролировать свое тело, освоиться с изменившейся нагрузкой на мышцы, самостоятельно выполнять элементарные действия для облегчения ухода за собой (подъем туловища, повороты и т. д.). С этой целью выполняются базовые упражнения для укрепления мускулатуры, сопровождаемые дыхательной гимнастикой.

К концу первой недели, если негативные симптомы отсутствуют, можно включить в разминку нагрузку на сохранившийся сустав, сокращать и расслаблять мышцы сформированной культи. Регулярные упражнения помогают избавиться от послеоперационного отека, ускоряют процесс заживления, восстановления тканей.

После снятия швов начинается второй период реабилитации: существенно повышается нагрузка, выполняются упражнения с костылями и снарядами. Идет подготовка к постановке протеза, следовательно, в большой степени задействуют культю.

Опору культи восстанавливают сначала ходьбой по мягкой поверхности (рис. А выше), после чего по жесткой (рис. Б).

Комплексы лечебно-восстановительных упражнений

В большой степени выбор упражнений зависит от вида проведенной операции, так, реабилитация после ампутации ноги ниже колена будет отличаться от аналогичного восстановительного процесса после более трудной или более легкой процедуры с удалением большей части ноги или ее сохранением.

В положении лежа (лицом к потолку):

  1. Сгибание и разгибание здоровых сохранившихся суставов (три подхода по 10 раз).
  2. Удерживая ладонями, бёдра подтягиваются вверх до касания к животу (10 раз в два подхода).
  3. Упражнение «велосипед» (выполняется по мере возможности с целью разработки суставов и укрепления мускулатуры).

В положении стоя (упор на здоровую ногу):

  1. Поднятие рук и наклоны (8 раз в три подхода).
  2. Приседания (по 10 раз в два подхода).
  3. Поднятие и опускание культи с отводом назад до упора (10 раз, два подхода).
  4. Стойка ровно с соблюдением равновесия, насколько получится долго.

Внимание! Любая ампутация в области нижних конечностей неизбежно ведет к нарушениям в работе опорно-двигательного аппарата, в связи с тем, что центр тяжести у пациента смещается. Необходимо проявлять большую осторожность при выполнении упражнений, стараясь сохранять равновесие.

Правила проведения упражнений после ампутации ноги

В первую очередь при выполнении упражнений следует обезопасить культю от загрязнений и травм. С этой целью на поврежденную ногу надевают специальный чехол из натуральной ткани, хорошо пропускающей воздух. При расхождении операционных швов, появлении покраснения и раздражения, незамедлительно следует обратиться за медицинской помощью.

Костыли и трости подбираются в соответствии с ростом, они должны быть легкими и удобными в обращении, как и остальные вспомогательные средства для занятий.

Неправильный подбор средств опоры приводит к изменению осанки, хромоте. Сильное давление перекладин костылей на подмышечную зону может спровоцировать воспаление лимфаузлов, в особо трудных случаях – паралич мышц рук.

Выполнять упражнения следует перед зеркалом, следя за правильной техникой, соблюдая равновесие.

Применение массажных процедур

В процессе восстановления очень помогают массажные процедуры, которые помогают в подготовке конечности для дальнейшего протезирования, стимулируют приток крови к тканям. Приступать к массажу можно уже с окончания второй недели реабилитационного срока.

Начинаются процедуры с простого поглаживания, растирания, при котором задействуют все пальцы обеих рук.

Давление не должно быть чрезмерным, движения мягкие, волнообразные, расходящиеся, нагрузка распределяется равномерно.

Это помогает в уменьшении отечности. Для лучшего рассасывания послеоперационного рубца применяют легкие пощипывания, поглаживание, растирание по спирали, работу с мягким валиком.

Непосредственно после снятия швов, когда отек тканей спадет, допустимо применять более резкие и грубые техники с целью тренировать выносливость культи: усиленное растирание, надавливание пальцами, похлопывание, поколачивание.

Несмотря на важность самостоятельной активности пациента, восстановительный процесс должен протекать под наблюдением специалистов, при полном контроле правильного срастания, формирования культи с перспективой дальнейшего протезирования. Учитывая сложность операции и сопряженные с ней риски, при любом подозрении на нарушения в процессе реабилитации, следует проконсультироваться с лечащим врачом.

Где лучше пройти реабилитацию после ампутации ноги, можно узнать по месту жительства, в областных центрах России, например, в Кемерово, Волгограде и ряде других, открыты клиники, специализирующиеся на подготовке и проведении качественной установки протезов.

В заключение

Лишиться конечности – страшная перспектива, однако при правильной терапии, грамотном подходе к процессу восстановления и, самое главное, желании вернуться к нормальной жизни, ничего невозможного нет.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины