20.10.2019

Какая оптимальная частота процессора. Сравнительный тест Coffee Lake: i3, i5 или i7? Выбираем процессор для среднебюджетного игрового компьютера


Названия лучшие процессоры Intel заслуживают разные модели этого американского бренда, продукция которого занимает не меньше 2/3 мирового рынка ЦПУ.

При покупке подходящего варианта, в первую очередь, следует учитывать, какие задачи будет выполнять укомплектованный этим чипом компьютер.

Так, для запуска современных игр на максимальных настройках подойдут одни процессоры, для тех же целей, но без особых требований к графике – другие модели, для работы – третьи.

Сравнительные характеристики

Табл. 1. Параметры процессоров Intel

Лучшие модели для офисных ПК

Высокопроизводительный процессор, способный справиться с запуском мощной игры на максимальных настройках или воспроизведением фильма в формате 4К, нужен далеко не каждому пользователю.

Некоторых вполне устроит ЦПУ, достаточно быстро запускающее офисные приложения и не зависающее при запуске нескольких десятков вкладок в браузере.

Конечно, и такие чипы можно использовать для игры, но только выпущенной несколько лет назад, и для фильмов с разрешением FullHD или 2К.

Intel Celeron G3900

Одним из самых выгодных по соотношению производительности к цене процессором марки Intel можно назвать модель Celeron G3900.

Этому чипу далеко до мощных игровых ЦПУ, и большинство современных игр не запустятся даже на средних настройках – однако с разрешением HD и при наличии на компьютере современной видеокарты он способен обеспечить не меньше 30–35 fps в шутерах и экшенах 2014–2016 года.

Впрочем, покупают его не для игрового процесса, а для возможности быстрого интернет-сёрфинга, просмотра видео и быстрой работы системных утилит (включая антивирус) – и с этой задачей G3900 успешно справляется при комплектации не менее чем 4 ГБ оперативной памяти.

  • Невысокую стоимость – новый процессор можно купить в Сети всего за 1200 рублей;
  • Наличие встроенной графики, позволяющей смотреть ролики в формате HD и FullHD без интегрированной видеокарты;
  • Минимальное энергопотребление – TDP процессора не превышает 35 Вт и практически не нагружает блок питания. Компьютер с Celeron G3900 и встроенным графическим процессором может работать при наличии малопроизводительного БП на 250–300 Вт;
  • Тихую работу охлаждающего процессор вентилятора.
  • невозможность использовать его на современных геймерских компьютерах даже базового уровня.
  • немного найдётся геймеров, которых удовлетворят минимальные настройки и невысокая частота кадров.
  • других недостатков с учётом ценовой категории процессора, у него нет.

В списке преимуществ ЦПУ можно найти:

Алексей Н. : Купил ПК с таким процессором для рабочего компьютера – хотя, при желании, на нём можно запустить и Minecraft (дети увлекаются), и целый ряд не слишком старых стратегий. Не нужна даже дополнительная видеокарта. Среди преимуществ могу назвать тихую работу, среди недостатков – невысокую производительность, хотя никто и не жалуется, на то и рассчитывали.

Intel Pentium G4600

Модель G4600 можно назвать переходной между процессором для офисного ПК и бюджетного игрового компьютера.

Производительности ЦПУ со встроенной графикой Intel HD Graphics 630 достаточно для запуска некоторых современных игр на минимальных настройках.

Если видеокарта будет дискретной (например, GTX 750Ti или GTX 1050Ti), характеристики заметно улучшаются, хотя всё равно остаются далеки от максимальных значений.

  • поддержку пакетов для работы с графикой DirectX 12 и OpenGL 4.4 и ОЗУ объёмом до 64 ГБ;
  • возможность одновременной работы с тремя дисплеями с разрешением 2К даже без дискретного видеопроцессора;
  • сравнительно доступную стоимость.

Негатив:

  • Недостатков владельцы компьютеров с Pentium G4600 практически не отмечают. Хотя у некоторых пользователей появляются проблемы со встроенной графикой в операционной системе Windows 7. На ПК с Виндоус 8 и 10 графический процессор работает нормально.

Игорь Т. : Заменил таким процессором свой старый двухъядерный AMD (естественно, вместе с платой). Скорость заметно выросла – хотя здесь тоже всего 2 ядра. Увеличился и fps в игрушках – например, в третьем Ведьмаке – на слабых настройках стало 40 кадров в секунду при ОЗУ 8 ГБ. Покупать более мощный и дорогой процессор – не вижу смысла, так как играю редко.

Бюджетный игровой процессор

Любители поиграть, финансовые возможности которых ограничены, могут попробовать собрать компьютер с более производительной аппаратной частью по сравнению с офисными моделями, но невысокой ценой.

Для таких ПК подойдут недорогие модели процессоров Intel – в первую очередь, двухъядерные ЦПУ из серии Core i3.

Intel Core i3-7100

Процессор Core i3-7100, с одной стороны, отличается невысокими показателями в играх и приложениях, с другой – с его помощью можно запустить с разрешением FullHD такую не слишком старую игру, как Battlefield 1 2016-го года.

Такое становится возможным из-за того, что ядер у ЦПУ два, но потока четыре, а графика, хотя и встроенная, но современная.

В сегменте бюджетных процессоров Intel, которые можно использовать для сборки геймерского ПК, эта модель самая выгодная – хотя из-за экономии у владельца компьютера не остаётся никакого «запаса» на будущее.

Позитив:

  • сравнительно низкую (хотя и не бюджетную) стоимость;
  • производительную интегрированную графику, которой, возможно, и не хватит для комфортного игрового процесса, но достаточно для запуска, как минимум, видео с высоким разрешением (FullHD и 2К);
  • наличие 4 потоков, дающее процессору преимущества по сравнению с двухпоточными двухъядерными моделями;
  • небольшое энергопотребление (меньше 50 Вт).

Негатив:

  • не самая высокая производительность. Хотя такая ситуация вполне ожидаемая для процессора из ценовой категории до 10 тыс. руб.

Никита К. : Хороший выбор для человека, который нечасто играет или запускает не слишком требовательные к ресурсам игры, пользуясь компьютером в основном для видео или, например, для ведения своего канала на YouTube. Подойдёт такой проц и для ПК, который служит в качестве домашнего мультимедийного центра.

Intel Core i3-7300

Тактовая частота процессора i3-7300 составляет 4 гигагерца, что позволяет при наличии 2 ядер и 4 потоков (и комплектации компьютера 6–8 ГБ оперативной памяти) собрать систему для запуска производительных игр на минимальных и средних настройках.

Отличие от модели i-7100 не такое большое, так же как и цена.

  • доступную цену, по-прежнему не выходящую из бюджетной (для игровых процессоров) ценовой категории;
  • неплохие показатели встроенной графики, позволяющие нетребовательным пользователям обойтись без покупки дискретной видеокарты;
  • небольшое энергопотребление (TDP ЦПУ около 51 Вт).

Негатив:

  • Недостатки процессора можно отметить, только сравнивая его с моделями из серий Core i5 и Core i7. Для своей цены возможности i3-7300 вполне приличные и позволяющие собрать бюджетный геймерский ПК за сумму в пределах 30–40 тыс. руб.

Сергей М. : Пытался собрать недорогой ПК для игр и работы. С помощью проца i3-7300 с задачей вроде как справился. Игры, конечно, не летают – но, если не замахиваться на самые требовательные и новые, всё устраивает. Не меньше 30 fps везде, где мне было нужно, он обеспечивает свободно.

Intel Core i3-7320

ЦПУ Intel Core i3-7320 является оптимальным вариантом для тех пользователей, бюджет которых на покупку компьютера не превышает 40 тыс. рублей.

Владелец такого процессора можно позволить себе запуск современных игр на неплохих настройках (например, Battlefield 1 с разрешением FullHD и 60–80 fps – хотя такая возможность доступна только при наличии 8 ГБ ОЗУ и видеокарты с 4 ГБ GDDR5) и просмотр видео в формате 4К.

При сравнении чипа с более мощной моделью i3-7350К разница в производительности составила не больше 5–10% при уменьшении цены примерно на треть.

  • возможность сборки недорогого геймерского ПК;
  • неплохое соотношение производительности и цены;
  • энергопотребление на уровне 51 Вт и, как следствие, небольшой нагрев и сравнительно тихую работу;
  • приличную встроенную графику, которой тоже достаточно для воспроизведения видео с высоким разрешением.

Негатив:

  • слабые характеристики при работе с многопоточными приложениями.
  • пользователями отмечается и такой недостаток как невозможность нормально разогнать процессор – фактически, при разгоне повышается частота, но почти не изменяются fps в играх.

Максим Л. : Хороший процессор – но только, если вложиться в хорошую видеокарту. Встроенной графики явно не хватает для нормальной игры. А для работы на офисном ПК процессор слишком дорогой.

Процессоры среднего уровня

Цена таких ЦПУ сравнима с суммой на ценнике среднего офисного компьютера в сборке (а иногда даже выше).

Зато с их помощью можно запускать любые современные игры, хотя и не всегда на максимальных настройках графики.

Intel Core i5-6600K

Покупка чипа Intel Core i5-6600K позволяет потратить на центральное процессорное устройство меньше 20 тысяч рублей, а на весь игровой ПК – около 50 тысяч.

Значения частоты процессора (3,5 ГГц номинальное, 3,9 ГГц в турбо-режиме и 4,5 ГГц после разгона) позволяют использовать его для запуска большинства игр на средних и даже максимальных настройках.

Например, тестирование в популярном экшене GTA V покажет с ЦПУ i5-6600K больше 100 fps – пусть даже и с видеокартой не ниже GeForce GTX 1070.

Позитив:

  • высокая производительность даже в современных играх;
  • невысокое энергопотребление и температура не выше 55 градусов при максимальной нагрузке;
  • неплохие возможности для разгона.

Негатив:

  • высокая стоимость. Но процессор i5-6600K относится уже к моделям, имеющим среднюю производительность и более высокую стоимость по сравнению с бюджетными чипами.

Андрей Л. : Проц легко разгоняется до 4–4,5 ГГц даже без замены термопасты. Кулер CM 412s вполне справляется с охлаждением. Игры запускаются с хорошими показателями – видюха GTX 750Ti. Менять на новый пока не собираюсь, не вижу смысла.

Intel Core i7-6700K

Процессор, относящийся к 6-му поколению процессоров Intel, до сих пор остаётся в списке лучших моделей и подходит для работы с любыми приложениями и запуска всех современных игр (та же GTA V запускается с 70–80 fps с графикой FullHD, столько же показывает и тест в Battlefield 1).

Хотя для комфортного игрового процесса придётся дополнить чип производительной видеокартой и, минимум, 8 ГБ оперативной памяти.

Особенностями модели являются поддержка технологии Hyper-Threading для одновременной работы нескольких потоков на одном ядре и наличие турбо-режима, ускоряющего работу на 5%.

Позитив:

  • неплохие возможности для разгона;
  • наличие турбо-режима;
  • сравнительно невысокое энергопотребление в обычном режиме (хотя и достаточно большое при полной загрузке).

Негатив:

  • высокая скорость нагрева процессора.

Александр П. : Мощный процессор – пусть даже устаревший, всё равно всё тянет на приличных настройках. Поддерживает DirectX 12 и легко запускает даже игры 2017 года – правда, с видеокартами типа GTX 1060 и 1070.

Intel Core i7-7700K

Процессор из серии Kaby Lake не так давно считался флагманской моделью, но уже устарел – поэтому и стоит не больше 22–24 тысяч рублей.

Тем не менее, со всеми задачами, которые решают с его помощью пользователи, ЦПУ справляется – и с современными играми, и с многопоточными процессами (при наличии 4 ядер и 4 потоков), и с одновременным запуском целого ряда программ и вкладок браузера.

Неплохие показатели обеспечивает и встроенная графика чипа, хотя для игрового процесса желательно пользоваться дискретными картами.

  • запуск любой современной игры (даже вышедшей в 2018-м году и тех, которые только выйдут в ближайшее время) с максимальными или близкими к ним настройками графики;
  • цену, которую нельзя назвать низкой – но не стоит относить и к верхней ценовой категории;
  • встроенную графику, позволяющую обойтись без дополнительного видеопроцессора (например, временно отключив его для экономии электроэнергии).

Негатив:

  • В первую очередь, это небольшой запас для разгона (хотя разгонять его будет пытаться далеко не каждый пользователь).
  • Во-вторых, модель серьёзно нагревается во время работы и требует производительного кулера.

Олег Т. : Покупал процессор около года назад, с тех пор, говорят, он устарел – но я не вижу. Всё работает быстро, fps более чем приличные. Обновляться не буду ещё, как минимум, года два. Разве что выйдут какие-то игры с очень серьёзными требованиями.

Intel Core i7-8700K

Процессор из серии Coffee Lake относится к самым производительным моделям конца 2017 – начала 2018 года.

Наличие 6 ядер и 12 МБ кэша позволяют ему запускать любые игровые приложения и даже оставить определённый запас для геймеров.

Покупатель ПК с Intel Core i7-8700K может позволить себе не делать апгрейд, минимум, до 2020-го года.

  • хорошее соотношение стоимости и производительности;
  • сравнительно невысокий для такого мощного ЦПУ уровень энергопотребления – 95 Вт;
  • неплохие возможности для разгона (минимум, до 4,9 ГГц).

Негатив:

  • стоит отметить практически устаревший сокет 1151.
  • ещё один недостаток – не слишком большое увеличение fps в современных играх по сравнению с «младшими» моделями – хотя после разгона отличий заметно больше.

Георгий Н. : Максимальная скорость, которую можно получить за эти деньги. Сразу же купил и разогнал – а иначе зачем его вообще брать? Рассчитываю, что хватит надолго.

Intel Core i7-5820K

Не самый производительный процессор Intel для слота LGA 2011-v3 – но лучший, если принимать во внимание отношение цены к скорости работы.

При разгоне частота ЦПУ увеличивается до 3,6 и даже 4,1 ГГц, хотя последнее значение возможно только при наличии эффективной системы охлаждения.

  • серьёзный потенциал для разгона;
  • высокую производительность в играх – особенно, если повысить частоту;
  • сравнительно доступную стоимость для своей скорости.

Негатив:

  • высокая температура, особенно, при включении турбо-режима и после разгона. Если система охлаждения процессора окажется неэффективной, он может уйти в троттлинг, снижая частоту и скорость. Впрочем, запас у i7-5820K большой – проблемы начинаются только при нагреве до 105 градусов.

Виктор И. : Неплохой вариант для игрового компьютера. Особенно, если использовать вместе с новыми и мощными видюхами на 4–8 ГБ GDDR5. Стоит недорого для своих возможностей, и, наверняка, останется в топе хотя бы до конца 2018 года.

Самые производительные

Покупка такого процессора не всегда оправдана, зато обеспечивает «запас» производительности на будущее.

Даже выбравший чип Core i9 геймер получит возможность не менять его в течение следующих 3–5 лет – для улучшения характеристик компьютера достаточно увеличить ОЗУ.

Intel Core i7-7820X

Модель i7-7820X является лучшим вариантом для геймера, который старается уложиться в бюджет не больше 150 тыс. рублей.

Конечно, такую сумму может позволить себе отдать за игровой ПК далеко не каждый – зато покупка, при наличии видеокарты GTX 1070, 16 ГБ ОЗУ и накопителя SSD позволит не беспокоиться о запуске новых игр не меньше 2 лет.

  • новый сокет, оставляющий широкие возможности для апгрейда;
  • высокую производительность и в одноядерном, и в многоядерном режимах;
  • отличный потенциал для разгона.

Негатив:

  • сильный нагрев и необходимость в качественном охлаждении. Эта же особенность увеличивает уровень шума при работе компьютера, и требует мощного блока питания. Если учитывать энергопотребление ещё и современной видеокарты, системе с Intel Core i7-7820X понадобится БП, минимум, на 600–700 Вт.

Сергей Н. : Собрал систему на плате Asus X299-A с таким камнем. Думаю, что сокет 2066 позволит со временем заменить его на новую модель. Хотя и этой пока хватит года на три – в том же BF1 и с ультраразрешением она держит больше 100 fps.

Intel Core i9-7960X

Покупатель модели i9-7960X делает вклад в будущее (минимум, года на 3) – правда, и потратить придётся немало.

Геймерский компьютер с таким процессором не получится собрать дешевле, чем за 250 тыс. руб.

Зато возможностей чипа хватит надолго – особенно, если учесть поддержку 128 ГБ оперативной памяти.

  • практически самая высокая производительность среди всех процессоров Intel (кроме модели 7980X, стоимость которой еще менее доступна);
  • хороший запас производительности на несколько следующих лет;
  • новый сокет 2066 и поддержку 128 ГБ памяти.

Негатив:

  • высокая цена.
  • покупателям компьютеров с таким чипом стоит уделить внимание и системам охлаждения.
  • высокое потребление энергии повышает стоимость эксплуатации i9-7960X и уровень шума при его работе.

Юрий В. : Пока не купил, но уже рассчитываю на такую покупку. Из-за постоянной обработки видео на компьютере (нужно для работы) нуждаюсь именно в таком мощном процессоре. Пригодится он и для игр. А цена, мне кажется окупится тем, что покупать новый компьютер придётся очень и очень нескоро.

Выводы

Большой ассортимент современных и немного устаревших процессоров Intel одновременно обеспечивает хороший выбор и усложняет покупку.

На самом деле выбирать подходящую модель довольно просто – достаточно определиться с бюджетом на сборку всего компьютера в целом и отдать предпочтение варианту, подходящему по возможностям.

Для рабочего компьютера таким может стать процессор Intel Celeron G3900 , для бюджетного игрового – Intel Core i3-7320 .

Для мощного и не слишком дорогого – Intel Core i7-7700K, а для запаса на будущее предпочтение лучше отдать модели Intel Core i7-7820X.

Лучшие процессоры для персональных компьютеров (ПК) представлены компаниями AMD и Intel. Производители регулярно обновляют линейки своих процессоров, чтобы успевать за современными требованиями к вычислительным мощностям. Стоит отметить, что процессоры, наиболее пригодные для запуска ресурсоемких приложений (игр и графических редакторов), имеют высокую стоимость, которая может быть сравнима со стоимостью целых компьютеров, имеющих меньшую мощность. Тем не менее, в каждой ценовой категории можно найти процессоры, которые максимально удовлетворят потребности современных геймеров.

Самые недорогие игровые процессоры

Среди процессоров, стоимость которых не превышает суммы 3000 р., можно отметить Athlon II X4. Его стоимость составляет едва больше $70, однако показатели производительности машины на таком оборудовании будут значительно выше, чем у некоторых процессоров ценой более $200. По производительности камень от AMD имеет характеристики AMD A10-5700 с той оговоркой, что у данной модели есть возможность разгона частоты для дальнейшего увеличения производительности. Процессор имеет тактовую частоту 3,4 ГГц и 4 ядра. Устройство имеет тепловой пакет в 100 Вт и ориентировано на сокеты формата FM2.

Цена до 0

В ценовом сегменте до $120 лидерство удерживают камни таких моделей, как Intel Core i3-4130 и AMD FX-6300. Оба обеспечивают достойную производительность вкупе с невысокой ценой. Стоит отметить, что камень от AMD на $10 дешевле, чем процессор от конкурента, и поддерживает упрощенный разгон ядер, чтобы повысить производительность. При этом процессор обеспечивает 6 вычислительных ядер, что дает преимущество при выполнении приложений в несколько потоков.

Самые дорогие модели

В ценовой категории до $180 долларов лидерство удерживают Core i5 на базе Intel Sandy и Ivy Bridge, которые обеспечивают высокие показатели производительности за низку цену. В ценовой категории до $240 лидерство удерживает Core i5-4670K с разблокированным множителем для существенного прироста производительности.

Если вы планируете организовать себе действительно дорогую и мощную систему, обратите внимание на Core i7-4930K стоимостью $580. Данный процессор удовлетворит все потребности в производительности и сможет стать одним из лучших вариантов, на котором будет строиться вся ваша будущая игровая система.

Самым мощным процессором от Intel на сегодняшний день является i7-4960X, который, однако, лишь немного выигрывает в производительности перед i7-4930K, но стоит примерно на $400 дороже.

Первый четырехъядерный процессор вышел осенью 2006 года. Им стала модель Intel Core 2 Quad, основанная на ядре Kentsfield. В то время популярными играми считались такие бестселлеры, как The Elder Scrolls 4: Oblivion и Half-Life 2: Episode One. Еще не появился «убийца всех игровых компьютеров» Crysis. А в ходу был API DirectX 9 с шейдерной моделью 3.0.

Как выбрать процессор для игрового ПК. Изучаем эффект процессорозависимости на практике

Но на дворе конец 2015 года. На рынке, в настольном сегменте, присутствуют 6- и 8-ядерные центральные процессоры, однако популярными по-прежнему считаются 2- и 4-ядерные модели. Геймеры восхищаются ПК-версиями GTA V и «Ведьмак 3: Дикая охота», а в природе пока не существует игровой видеокарты, способной выдать комфортный уровень FPS в 4K-разрешении при максимальных настройках качества графики в Assassin’s Creed Unity. К тому же состоялся релиз операционной системы Windows 10, а это значит, что официально наступила эпоха DirectX 12 . Как видите, за девять лет много воды утекло. Поэтому вопрос выбора центрального процессора для игрового компьютера актуален как никогда.

Суть проблемы

Существует такое понятие, как эффект процессорозависимости. Он может проявиться абсолютно в любой компьютерной игре. Если производительность видеокарты упирается в возможности центрального чипа, то говорят, что система процессорозависима. Надо понимать, что не существует единой схемы, по которой можно определить силу этого эффекта. Все зависит от особенностей конкретно взятого приложения, а также выбранных настроек качества графики. Тем не менее, в абсолютно любой игре на «плечи» центрального процессора ложатся такие задачи, как организация полигонов, расчеты освещения и физики, моделирование искусственного интеллекта и еще множество других действий. Согласитесь, работенки предостаточно.

Самое сложное - это подобрать центральный процессор сразу для нескольких графических адаптеров

В процессорозависимых играх количество кадров в секунду может зависеть от нескольких параметров «камня»: архитектуры, тактовой частоты, количества ядер и потоков, а также объема кэша. Основная цель этого материала - выявить основные критерии, влияющие на производительность графической подсистемы, а также сформировать понимание, какой центральный процессор подойдет той или иной дискретной видеокарте.

Частота

Как выявить процессорозависимость? Самый действенный способ - эмпирически. Так как параметров у центрального процессора несколько, то давайте разберем их по очереди. Первая характеристика, на которую чаще всего обращают самое пристальное внимание, - это тактовая частота.

Тактовая частота у центральных процессоров уже достаточно давно не растет. Сначала (в 80-е и 90-е) увеличение именно мегагерц приводило к бешенному росту общего уровня производительности. Сейчас же частота центральных процессоров AMD и Intel застыла в дельте 2,5-4 ГГц. Все, что ниже - слишком бюджетно и не совсем подходит для игрового компьютера; все, что выше - это уже оверклокинг . Так и формируются линейки процессоров. Например, есть модель Intel Core i5-6400, функционирующая со скоростью 2,7 ГГц (182 доллара США), а есть Core i5-6500 со скоростью работы 3,2 ГГц (192 доллара США). У этих процессоров одинаковы абсолютно все характеристики, кроме тактовой частоты и цены.

Оверклокинг уже давно превратился в «оружие» маркетологов. Например, только ленивый производитель материнских плат не хвастается отличным разгонным потенциалом своей продукции

В продаже можно найти чипы с разблокированным множителем. Он позволяет самостоятельно разгонять процессор. У Intel такие «камни» имеют литеры «К» и «Х» в названии. Например, Core i7-4770K и Core i7-5690X. Плюс есть обособленные модели с разблокированным множителем: Pentium G3258 , Core i5-5675C и Core i7-5775C. Процессоры AMD маркируются схожим образом. Так, гибридные чипы в названии имеют букву «K». Есть линейка процессоров FX (платформа AM3+). Все входящие в нее «камни» имеют свободный множитель.

Современные процессоры AMD и Intel поддерживают функцию автоматического разгона. В первом случае она называется Turbo Core, во втором - Turbo Boost. Суть ее работы проста: при должном охлаждении процессор во время работы увеличивает свою тактовую частоту на несколько сотен мегагерц. Например, Core i5-6400 функционирует со скоростью 2,7 ГГц, но при активной технологии Turbo Boost этот параметр может перманентно увеличиваться до 3,3 ГГц. То есть ровно на 600 МГц.

Важно помнить: чем выше тактовая частота - тем горячее процессор! Так что необходимо позаботиться о качественном охлаждении «камня»

Возьму видеокарту NVIDIA GeForce GTX TITAN X - самое мощное одночиповое игровое решение современности. И процессор Intel Core i5-6600K - мейнстрим-модель, оснащенную разблокированным множителем. Затем запущу Metro: Last Light - одну из самых процессорозависимых игр наших дней. Настройки качества графики в приложении подобраны таким образом, чтобы количество кадров в секунду каждый раз упиралось в производительность процессора, но не видеокарты. В случае с GeForce GTX TITAN X и Metro: Last Light - максимальное качество графики, но без применения сглаживания. Далее замерю средний уровень FPS в диапазоне от 2 ГГц до 4,5 ГГц в разрешениях Full HD, WQHD и Ultra HD.

Эффект процессорозависимости

Наиболее заметно эффект процессорозависимости, что логично, проявляется в легких режимах. Так, в 1080p с ростом частоты стабильно увеличивается и средний FPS. Показатели получились весьма впечатляющими: при увеличении скорости работы Core i5-6600K с 2 ГГц до 3 ГГц число кадров в секунду в Full HD-разрешении увеличилось с 70 FPS до 92 FPS, то есть на 22 кадра в секунду. При увеличении частоты с 3 ГГц до 4 ГГц - еще на 13 FPS. Таким образом, получается, что используемый процессор при заданных настройках качества графики смог «прокачать» GeForce GTX TITAN X в Full HD только с 4 ГГц - именно с этой отметки количество кадров в секунду при увеличении частоты ЦП перестало расти.

При увеличении разрешения эффект процессорозависимости проявляется менее заметно. А именно количество кадров перестаёт расти, начиная с 3,7 ГГц. Наконец, в разрешении Ultra HD мы практически сразу же уперлись в потенциал графического адаптера.

Дискретных видеокарт много. На рынке принято каталогизировать эти устройства по трем сегментам: Low-end, Middle-end и High-end. Капитан Очевидность подсказывает, что разным по производительности графическим адаптерам подходят разные процессоры с разными частотами.

Зависимость производительности в играх от частоты центрального процессора

Теперь возьму видеокарту GeForce GTX 950 - представителя верхнего сегмента Low-end (или нижнего Middle-end), то есть абсолютную противоположность GeForce GTX TITAN X. Устройство относится к начальному уровню, тем не менее, оно способно обеспечить приличный уровень быстродействия в современных играх в разрешении Full HD. Как видно из графиков, расположенных ниже, процессор, функционирующий на частоте 3 ГГц, «прокачивает» GeForce GTX 950 и в Full HD, и в WQHD. Разница с GeForce GTX TITAN X видна невооруженным взглядом.

Важно понимать, что, чем меньше нагрузки ложится на «плечи» видеокарты, тем выше должна быть частота центрального процессора. Нерационально приобрести, например, адаптер уровня GeForce GTX TITAN X и использовать его в играх в разрешении 1600х900 точек.

Видеокартам уровня Low-end (GeForce GTX 950, Radeon R7 370) хватит центрального процессора, функционирующего на частоте от 3 ГГц. Адаптерам сегмента Middle-end (Radeon R9 280X, GeForce GTX 770) - 3,4-3,6 ГГц. Флагманским видеокартам High-end (Radeon R9 Fury, GeForce GTX 980 Ti) - 3,7-4 ГГц. Производительным связкам SLI/CrossFire - 4-4,5 ГГц

Архитектура

В обзорах, посвященных выходу того или иного поколения центральных процессоров, авторы то и дело констатируют, что разница в производительности в х86-вычислениях год от года составляет мизерные 5-10%. Это своеобразная традиция. Ни у AMD, ни у Intel уже давно не наблюдается серьезного прогресса, а фразы в стиле «продолжаю сидеть на своем Sandy Bridge, подожду следующего года » становятся крылатыми. Как я уже говорил, в играх процессору тоже приходится обрабатывать большое количество данных. В таком случае возникает резонный вопрос: в какой степени эффект процессорозависимости наблюдается в системах с различными архитектурами?

И для чипов AMD, и для Intel можно определить список современных архитектур, которые до сих пор пользуются популярностью. Они актуальны, в глобальном масштабе разница в быстродействии между ними не такая большая.

Возьмем пару чипов - Core i7-4790K и Core i7-6700K - и заставим их работать на одной частоте. Процессоры на базе архитектуры Haswell, как известно, появились летом 2013 года, а решения Skylake - летом 2015 года. То есть прошло ровно два года с момента обновления линейки «так»-процессоров (так Intel называет кристаллы, основанные на совершенно разных архитектурах).

Влияние архитектуры на производительность в играх

Как видите, разницы между Core i7-4790K и Core i7-6700K, работающими на одинаковых частотах, не наблюдается. Skylake опережает Haswell лишь в трех играх из десяти: в Far Cry 4 (на 12%), в GTA V (на 6%) и в Metro: Last Light (на 6%) - то есть во все тех же процессорозависимых приложениях. Впрочем, 6% - это сущие пустяки.

Сравнение архитектур процессоров в играх (NVIDIA GeForce GTX 980)

Немного банальностей: очевидно, что игровой компьютер лучше собирать на базе максимально современной платформы. Ведь важна не только производительность самих чипов, но и функциональность платформы в целом.

Современные архитектуры за небольшим исключением имеют одинаковую производительность в компьютерных играх. Обладатели процессоров семейств Sandy Bridge, Ivy Bridge и Haswell могут чувствовать себя вполне спокойно. С AMD аналогичная ситуация: всевозможные вариации модульной архитектуры (Bulldozer, Piledriver, Steamroller) в играх обладают примерно схожим уровнем производительности

Ядра и потоки

Третий и, возможно, определяющий фактор, ограничивающий производительность видеокарты в играх, - количество ядер центрального процессора. Недаром у все большего числа игр в минимальных системных требованиях указывается необходимость установки четырехъядерного центрального процессора. К ярким примерам можно отнести такие хиты современности, как GTA V, Far Cry 4, «Ведьмак 3: Дикая охота», и Assassin’s Creed Unity.

Как я уже говорил в самом начале, первый четырехъядерный процессор появился девять лет назад. Сейчас в продаже есть 6- и 8-ядерные решения, но в ходу по-прежнему 2- и 4-ядерные модели. Приведу таблицу маркировок некоторых популярных линеек AMD и Intel, разделив их в зависимости от количества «голов».

Гибридные процессоры AMD (A4, A6, A8 и A10) иногда называют 8-, 10- и даже 12-ядерными. Просто маркетологи компании к вычислительным блокам еще и приплюсовывают элементы встроенного графического модуля. Действительно, существуют приложения, которые могут задействовать гетерогенные вычисления (когда х86-ядра и встроенное видео вместе обрабатывают одну и ту же информацию), но в компьютерных играх такой схемы не применяется. Вычислительная часть выполняет свою задачу, графическая - свою.

Некоторые процессоры Intel (Core i3 и Core i7) имеют определенное количество ядер, но удвоенное количество потоков. За это отвечает технология Hyper-Threading , впервые нашедшая свое применение еще в чипах Pentium 4. Потоки и ядра - немного разные вещи, но об этом мы поговорим чуть позже. В 2016 году AMD выпустит процессоры, построенные на базе архитектуры Zen. Впервые чипы «красных» обзаведутся технологией, схожей с Hyper-Threading.

На самом деле, Core 2 Quad на ядре Kentsfield не является полноценным четырехъядерником. В его основе лежат два кристалла Conroe, разведенные в одном корпусе под LGA775

Проведем небольшой эксперимент. Я взял 10 популярных игр. Согласен, такого ничтожного количества приложений недостаточно, чтобы со 100-процентной уверенностью утверждать о полном изучении эффекта процессорозависимости. Однако в список попали только хиты, которые наглядно продемонстрируют тенденции в современном геймдеве. Настройки качества графики подбирались таким образом, чтобы итоговые результаты не уперлись в возможности видеокарты. Для GeForce GTX TITAN X - это максимальное качество (без сглаживания) и разрешение Full HD. Выбор подобного адаптера очевиден. Если процессор сможет «прокачать» GeForce GTX TITAN X, то он справится с любой другой видеокартой. В стенде использовался топовый Core i7-5960X для платформы LGA2011-v3. Тестирование проводилось в четырех режимах: при активации только 2 ядер, только 4 ядер, только 6 ядер и 8 ядер. Технология многопоточности Hyper-Threading не задействовалась. Плюс тестирование проводилось с двумя частотами: при номинальных 3,3 ГГц и в разгоне до 4,3 ГГц.

Процессорозависимость в GTA V

GTA V - одна из немногих игр современности, задействующих все восемь «корок» процессора. Следовательно, ее можно назвать самой процессорозависимой. С другой стороны, разница между шестью и восемью ядрами оказалась не такой внушительной. Судя по результатам, два ядра очень сильно отстают от других режимов работы. Игра тормозит, большое количество текстур элементарно не прорисовывается. Стенд с четырьмя ядрами демонстрирует заметно более высокие результаты. От шестиядерного он отстает всего на 6,9%, а от восьми ядер - на 11%. Стоит ли в таком случае овчинка выделки - решать вам. Однако GTA V наглядно демонстрирует, как количество ядер процессора влияет на производительность видеокарты в играх.

Похожим образом ведет себя абсолютное большинство игр. В cеми из десяти приложений система с двумя ядрами оказалась процессорозависимой. То есть уровень FPS был ограничен именно центральным процессором. В то же время в трех из десяти играх шестиядерный стенд продемонстрировал преимущество над четырехъядерным. Правда, разницу нельзя назвать существенной. Самой радикальной оказалась игра Far Cry 4 - она тупо не запустилась на системе с двумя ядрами.

Прирост от использования шести и восьми ядер в большинстве случаев оказался либо слишком маленьким, либо его вообще не было.

Процессорозависимость в «Ведьмак 3: Дикая охота»

Тремя играми, лояльными к двухъядерной системе, оказались «Ведьмак 3», Assassin’s Creed Unity и Tomb Raider. Во всех режимах были продемонстрированы одинаковые результаты.

Для тех, кому интересно, приведу таблицу с полными результатами тестирования.

производительность многоядерных систем в играх

Четыре ядра - оптимальное количество на сегодняшний день. В то же время очевидно, что с двухъядерным процессором игровые компьютеры собирать не стоит. В 2015 году именно такой «камень» является бутылочным горлышком в системе

С ядрами разобрались. Результаты испытаний наглядно свидетельствуют о том, что в большинстве случаев четыре «головы» у процессора лучше, чем две. В то же время некоторые модели Intel (Core i3 и Core i7) могут похвастать поддержкой технологии Hyper-Threading. Не вдаваясь в подробности, отмечу, что у таких чипов есть определенное число физических ядер и удвоенное количество - виртуальных. В обычных приложениях толк от Hyper-Threading, несомненно, имеется. Но как у этой технологии обстоят дела в играх? Особенно этот вопрос актуален для линейки процессоров Core i3 - номинально двухъядерных решений.

Для определения эффективности многопоточности в играх я собрал два тестовых стенда: с Core i3-4130 и Core i7-6700K. В обоих случаях использовалась видеокарта GeForce GTX TITAN X.

Эффективность Hyper-Threading у Core i3

Практически во всех играх технология Hyper-Threading сказалась на производительности графической подсистемы. Естественно, в лучшую сторону. В некоторых случаях разница оказалась гигантской. Например, в «Ведьмаке» количество кадров в секунду увеличилось на 36,4%. Правда, в этой игре без Hyper-Threading то и дело наблюдались отвратительные фризы. Замечу, что за Core i7-5960X таких проблем не замечалось.

Что касается четырехъядерного процессора Core i7 с Hyper-Threading, поддержка этих технологий дала о себе знать только в GTA V и Metro: Last Light. То есть всего в двух играх из десяти. В них заметно увеличился и минимальный FPS. В целом Core i7-6700K с Hyper-Threading оказался на 6,6% быстрее в GTA V и на 9,7% - в Metro: Last Light.

Hyper-Threading в Core i3 реально тащит, особенно, если в системных требованиях указана четырехъядерная модель процессора. А вот в случае с Core i7 прирост производительности в играх не такой существенный

Кэш

С основными параметрами центрального процессора разобрались. У каждого процессора есть определенный объем кэша. На сегодняшний день в современных интегральных решениях применяется до четырех уровней этого типа памяти. Кэш первого и второго уровней, как правило, определяется архитектурными особенностями чипа. Кэш третьего уровня от модели к модели может меняться. Приведу небольшую таблицу для ознакомления.

Итак, у более производительных процессоров Core i7 в наличии 8 Мбайт кэша третьего уровня, у менее быстрых Core i5 - 6 Мбайт. Скажутся ли эти 2 Мбайт на производительность в играх?

Процессорах семейства Broadwell и некоторых Haswell используется 128 Мбайт памяти eDRAM (кэш 4-го уровня). В некоторых играх она способна серьезно ускорить работу системы

Проверить очень легко. Для этого необходимо взять два процессора из линеек Core i5 и Core i7, установить для них одинаковую частоту и отключить технологию Hyper-Threading. В итоге в девяти протестированных играх лишь в F1 2015 наблюдалась заметная разница в размере 7,4%. Остальные 3D-развлечения никак не откликнулись 2-мегабайтный дефицит кэша третьего уровня у Core i5-6600K.

Влияние кэша третьего уровня на производительность в играх

Разница в кэше третьего уровня между процессорами Core i5 и Core i7 в большинстве случаев не влияет на производительность системы в современных играх

AMD или Intel?

Все испытания, рассмотренные выше, проводились с участием процессоров Intel. Однако это совершенно не означает, что мы не рассматриваем решения AMD в качестве основы для игрового компьютера. Ниже приведены результаты тестирования с использованием чипа FX-6350, используемого в самой производительной платформе AMD AM3+, с задействованием четырех и шести ядер. К сожалению, в моем распоряжении не оказалось 8-ядерного «камня» AMD.

Сравнение AMD и Intel в GTA V

GTA V уже зарекомендовала себя как самая процессорозависимая игра. С использованием четырех ядер в AMD-системе средний уровень FPS оказался выше, чем, например, у Core i3 (без Hyper-Threading). К тому же в самой игре изображение рендерилось плавно, без подтормаживаний. А вот во всех остальных случаях ядра Intel оказывались стабильно быстрее. Разница между процессорами существенная.

Ниже приведена таблица с полным тестированием процессора AMD FX.

Процессорозависимость в системе AMD

Заметной разницы между AMD и Intel не наблюдается только в двух играх: в «Ведьмаке» и Assassin’s Creed Unity. В принципе, результаты отлично поддаются логике. Они отображают реальную расстановку сил на рынке центральных процессоров. Ядра Intel заметно мощнее. В том числе и в играх. Четыре ядра AMD соперничают с двумя Intel. При этом средний FPS зачастую оказывается выше у последних. Шесть ядер AMD конкурируют с четырьмя потоками Core i3. По логике вещей восемь «голов» FX-8000/9000 должны навязать борьбу Core i5. Да, ядра AMD абсолютно заслуженно называют «полуядрами». Таковы особенности модульной архитектуры.

Итог банален. Для игр лучше подходят решения Intel. Однако среди бюджетных решений (Athlon X4, FX-4000, A8, Pentium, Celeron) предпочтительнее продукция AMD. Тестирование показало, что менее производительные четыре ядра в процессорозависимых играх ведут себя лучше, чем более быстрые два ядра Intel. В среднем и высоком ценовых диапазонах (Core i3, Core i5, Core i7, A10, FX-6000, FX-8000, FX-9000) уже предпочтительнее решения Intel

DirectX 12

Как уже было сказано в самом начале статьи, с выходом Windows 10 для разработчиков компьютерных игр стал доступен DirectX 12. С подробным обзором этого API вы можете познакомиться . Архитектура DirectX 12 окончательно определила направление развития современного геймдева: разработчикам стали необходимы низкоуровневые программные интерфейсы. Основная задача нового API заключается в рациональном использовании аппаратных возможностей системы. Это и задействование всех вычислительных потоков процессора, и вычисления общего назначения на GPU, и прямой доступ к ресурсам графического адаптера.

Windows 10 только-только появилась. Однако в природе уже существуют приложения, поддерживающие DirectX 12. Например, компания Futuremark интегрировала в бенчмарк подтест Overhead. Данный пресет способен определить производительность компьютерной системы, используя не только API DirectX 12, но и AMD Mantle. Принцип работы API Overhead прост. DirectX 11 накладывает ограничения на количество команд отрисовки процессора. DirectX 12 и Mantle решают эту проблему, обеспечивая возможность вызова большего числа команд отрисовки. Так, во время теста выводится все большее число объектов. До тех пор, пока графический адаптер не перестает справляться с их обработкой, а FPS не упадет ниже 30 кадров. Для тестирования я использовал стенд с процессором Core i7-5960X и видеокартой Radeon R9 NANO. Результаты получились весьма интересными.

Обращает на себя внимание тот факт, что в паттернах, задействующих DirectX 11, изменение количества ядер центрального процессора практически не влияет на общий результат. А вот с использованием DirectX 12 и Mantle картина меняется кардинальным образом. Во-первых, разница между DirectX 11 и низкоуровневыми API оказывается просто космической (где-то на порядок). Во-вторых, количество «голов» центрального процессора существенно влияет на итоговый результат. Особенно это заметно при переходе от двух ядер к четырем и от четырех к шести. В первом случае разница достигает практически двукратной отметки. В то же время особых отличий между шестью и восемью ядрами и шестнадцатью потоками нет.

Как видите, потенциал DirectX 12 и Mantle (в бенчмарке 3DMark) просто огромен. Однако не стоит забывать, что мы имеем дело с синтетикой, в нее не играют. Реально же профит от использования новейших низкоуровневых API есть смысл оценивать только в реальных компьютерных развлечениях.

Первые компьютерные игры, поддерживающие DirectX 12, уже маячат на горизонте. Это Ashes of the Singularity и Fable Legends. Они находятся в стадии активного бета-тестирования. На днях коллеги из Anandtech

Основным элементом игрового компьютера является видеокарта, однако и центральный процессор — тоже имеет не последнее значение. А в случае с офисными, мультимедийными, учебными и другими не самыми ресурсоемкими задачами — он влияет на производительность даже в большей степени, чем графика. В ТОП недорогих процессоров 2016 попали модели, которые заслуживают место в сборке бюджетного ПК.

  • Цена . В качестве верхней границы стоимости, для попадания в рейтинг бюджетных процессоров для ПК 2016 года, была выбрана сумма 3000 грн. С более дорогим ЦП не получится собрать недорогой и мощный компьютер, даже не игровой направленности.
  • Актуальность . В рейтинг процессоров для ПК 2016 вошли только те ЦП, которые на момент написания материала остаются актуальными. Устаревшие платформы, вроде сокета 1150 у Intel или FM1 у AMD — не рассматривались.
  • Соотношение цены и возможностей . Чтобы попасть в ТОП лучших процессоров 2016, недостаточно, чтобы ЦП был недорогим и актуальным. Важно, чтобы в своем классе он выгодно выделялся на фоне конкурентов, а в своей линейке — смотрелся интереснее всего.

Учитывая эти параметры, в рейтинг бюджетных процессоров 2016 было отобрано 7 моделей, лучших в своем классе, или вообще на рынке. Каждый из процессоров является оптимальным для того или иного вида использования, и способен выдавать достаточную в условиях 2016-начала 2017 года производительность.

ТОП лучших процессоров для бюджетного ПК

7 место: AMD Athlon 5150 x4, от 949 грн

Открывает рейтинг бюджетных процессоров 2016 дешевый четырехъядерный ЦП AMD Athlon 5150. Это — процессор начального уровня, предназначенный для бесшумных мультимедийных и офисных ПК в компактных корпусах. AMD Athlon 5150 оснащен четырьмя ядрами, работающими на частоте 1,6 ГГц. Емкость кэш-памяти второго уровня составляет 2 Мб. Производится процессор по не самому свежему техпроцессу 28 нм, но тем не менее уровень тепловыделения составляет всего 25 Вт. ЦП предназначен для установки в платы с сокетом AM1, работающие с памятью DDR3.

На базе AMD Athlon 5150 можно собрать дешевый компьютер для простых задач, вроде работы с документами и веб-серфинга, а также просмотра фильмов, вписавшись в бюджет 5 тысяч гривен за все вместе. Он оборудован встроенной графикой Radeon R3, которой достаточно для мультимедийных и офисных задач, хоть и маловато для игр. Тем не менее, те же WoT на низких настройках графики данный процессор потянуть способен.

6 место: AMD Athlon X4 860K, от 1914 грн

Следующий герой в ТОП бюджетных процессоров для недорогого ПК 2016 года — AMD Athlon X4 860K. Это — уже более производительное решение для тех, кому нужен комп, способный справиться с играми. Он имеет 4 ядра, работающие на частотах до 3,7 ГГц, а благодаря незаблокированному множителю — он спокойно разгоняется примерно до 4,5 ГГц. На борту процессора имеется 4 Мб кэша, а производится чип по техпроцессу 28 нм. Уровень энергопотребления чипа ограничен 95 Вт. Рассчитан он на работу в платах под сокет FM2+ и память DDR3.

AMD Athlon X4 860K — это недорогой четырехъядерник, который пригоден для игровых систем начального уровня, а также хорошо справляется с несложными задачами. 4 физических ядра дают ему преимущество над Intel Celeron и Pentium схожей ценовой категории (до 2000 грн), но в плане удельной производительности на ядро он
существенно отстает. Поэтому данный бюджетный процессор попал в ТОП на 6 место.

5 место: Intel Celeron G3900, от 965 грн

Первый представитель Intel в рейтинге недорогих процессоров для домашнего ПК 2016 года — Celeron G3900. Он позиционируется, как офисное решение, и хоть оснащен только двумя ядрами, их производительность весьма неплоха. Работают они на частоте 2,8 ГГц, емкость кэша составляет 2 Мб. Чип производится по тонкому техпроцессу 14 нм, поэтому до заявленных 51 Вт его потребление в реальности никогда не дотягивает. На практике он расходует от 10 до 30 Вт энергии. Celeron G3900 устанавливается в платы с сокетом 1151, поддерживающие память DDR3L и DDR4.

Со своим офисным предназначением процесор более, чем справляется. Для игр он тоже подойдет, но не самых требовательных. Чтобы нормально поиграть, возможностей встроенной видеокарты Intel HD 510 явно мало (хотя WoT на минимальных ей по силам). А вот если установить в систему что-то вроде Radeon RX 460 — то даже нормальный геймплей в GTA 5 или Ведьмак 3 — реальность.

4 место: AMD FX-6300, от 2595 грн

AMD FX-6300 попал в ТОП недорогих процессоров для ПК 2016 благодаря тому, что является «народным» шестиядерником и давно пользуется популярностью. Его нельзя считать идеальным игровым решением, тем не менее, своих денег данный процессор стоит. Его 6 ядер работают на частоте 3,5 ГГц, а объем кэша составляет 6 Мб для памяти второго уровня и 8 Мб — для третьего. Производится чип по техпроцессу 32 нм, поэтому не очень холодный и выделяет 95 Вт тепла. Процессор рассчитан на установку в платы с сокетом AM3+, но поддерживается и многими материнками с AM3.

За счет хорошей совместимости со старыми платами, большому количеству ядер (пусть и не очень мощных), а также вместительному кэшу, процессор за свою цену вполне неплох. От решений Intel (вроде того же i3-6100) он отстает в задачах, требующих быстрых ядер, но там, где важна многопоточность — держит лидерство. В сочетании с видеокартой уровня GeForce GTX1050 Ti процессор способен тянуть все современные игры на средних и высоких (а иногда — и более того) настройках.

3 место: AMD A10-7850K, от 2632 грн

AMD A10-7850K расположился в ТОП лучших процессоров для бюджетного ПК 2016 года за счет сочетания неплохого ЦП и встроенной графики. По части ЦП — это тот же Athlon 860K, с четырьмя ядрами на частоте 3,7 ГГц, 4 Мб кэша второго уровня и поддержкой разгона. Он тоже выполнен по техпроцессу 28 нм и расходует до 95 Вт энергии. Процессор рассчитан на платы с разъемом FM2+ и работает с оперативной памятью DDR3 на частотах до 2133 МГц.

Достоинством AMD A10-7850K на фоне Athlon 860K является наличие приличной встроенной видеокарты. Его интегрированное ядро может даже претендовать на звание игрового, при этом, стоит данный ЦП всего на 700 грн дороже собрата без графики. Если купить быструю память DDR3 в комплекте из 2 планок — то даже в новые игры выйдет поиграть без покупки дискретной видеокарты. Это — главное преимущество AMD A10-7850K для тех, кто играет редко, но иногда может погонять в танчики или кораблики. Какая-нибудь GTA5 тоже пойдет, но лишь на ухудшенных настройках графики.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины