21.09.2019

Каналы рас­пределения. Функция принятия риска. Влияния крупных сетей


Построение системы распределения

При построении логистической системы распределения применяется следующая последовательность выбора оптимального варианта распределения:

  • * изучение конъюнктуры рынка и определение стратегических целей системы распределения;
  • * определение прогнозируемой величины материального потока, проходящего через систему распределения;
  • * составление прогноза необходимой величины запасов по системе в целом и на отдельных участках материалопроводящей цепи;
  • * анализ транспортной сети региона обслуживания, составление схемы материальных потоков в пределах системы распределения;
  • * изучение различных вариантов движения системы распределения;
  • * оценка логистических издержек для каждого варианта;
  • * реализация выбранного для выполнения одного из разработанных вариантов.

Для того чтобы из множества вариантов выбрать один, необходимо установить критерий выбора, а затем оценить каждый из вариантов по этому критерию. Таким критерием, как правило, служит минимум приведенных затрат, т.е. затрат, приведенных к единому измерению. Величину приведенных затрат определяют по формуле

Для реализации принимается тот вариант системы распределения, который обеспечивает минимальное значение приведенных(годовых) затрат.

Необходимым условием возможности выбора канала распределения, а также оптимизации всего логистического процесса служит наличие на рынке большого количества посредников.

Использование посреднических услуг для многих предприятий является необходимым условием успешного продвижения товара. Решить задачу, что выгодней в данном случае: воспользоваться услугами посредников или самостоятельно выходить к потребителю, необходимо каждому предприятию самостоятельно, т.е. следует учесть все плюсы и минусы конкретной системы распределения. Услуги посредника востребованы, если их стоимость ниже собственных расходов на выполнение каких-либо работ.

В формальном виде это соотношение можно представить в следующем виде:

Оптимизация канала распределения, а затем и цепи распределения возможна лишь при наличии на товарном рынке большого количества предприятий, осуществляющих функцию посредника.

При рассмотрении концепции стратегического управления затратами выделяют три базовых элемента:

  • 1) цепочки ценностей;
  • 2) стратегическое позиционирование;
  • 3) затратообразующие факторы.

На этапе рассмотрения цепочки ценностей необходимо выделить основные области распределения. Процесс организации управленческого учета сосредоточивает свое внимание на процессах, происходящих внутри предприятия: закупках, административных расходах, материальном движении. Ключевой момент в существующем механизме - получение максимального дохода посредством доведения до максимума разницы между закупками и реализацией. Интегрированный логистический подход, использующий цепочки ценностей, ориентирован на всех участников производственно-сбытовых систем. Со стратегической точки зрения цепочки распределения и соответствующего учета затрат позволяют выделить пять областей эффективности взаимодействия:

  • 1) связь с поставщиками;
  • 2) связь с потребителями;
  • 3) единство технологических связей внутри одного подразделения;
  • 4) связи между подразделениями внутри предприятия;
  • 5) связи между предприятиями, работающими в единой логистической сети. Вторым базовым элементом логистической системы служит стратегическое позиционирование. Роль анализа и направленности управления затратами будет зависеть от того, какой путь выбирает предприятие. Это может быть лидерство на затратах либо дифференциация продукции. Как правило, эта проблема глубоко и всесторонне рассматривается в рамках стратегического менеджмента. Отметим лищь, что выбранная стратегия существенным образом окажет влияние на формирование системы учета логистических затрат и конфигурацию информационной системы.

При рассмотрении третьего элемента - затрат образующего фактора - его необходимо разделять на стратегические структурные и функциональные факторы.

К стратегическим структурным факторам относятся:

  • * масштаб распределения - объемы инвестиций в различные функциональные области логистической системы;
  • * диапазон - вертикальная и горизонтальная интеграция;
  • * опыт;
  • * технологии, используемые на каждой стадии цепочки затрат;
  • * сложность - широта ассортимента продукции.

Функциональные факторы включают:

  • * постоянное усовершенствование процессов и трудовых ресурсов;
  • * комплексное управление качеством (ТQМ);
  • * оптимальную функцию мощностей;
  • * эффективную планировку предприятия;
  • * эффективность проекта или расчета;
  • * использование связей с поставщиками или заказчиками с точки зрения цепочки затрат.

Приведение в действие каждого из указанных факторов или их групп способно оказать существенное влияние на величину и динамику затрат. Особая и приоритетная роль принадлежит одному из отмеченных функциональных факторов - качеству.

Качество как важнейший элемент стратегического управления затратами следует рассматривать как сквозную функцию, которая охватывает всю цепочку ценностей от поставщика до потребителя.

Взаимосвязь логистики и маркетинга

Маркетинг - научное направление, способствующее достижению целей компании через наиболее полное удовлетворение потребностей покупателей, таким образом, маркетинг и распределительная логистика тесно взаимосвязаны. Маркетинг был востребован практикой в связи с возникшими трудностями со сбытом товаров в более ранний период, чем логистика, которая дополняет и развивает маркетинг, увязывая потребителя, транспорт и поставщика в единую систему Маркетинг отслеживает и определяет возникший спрос, т.е. отвечает на вопросы: какой товар нужен, где, когда, в каком количестве и какого качества.

Логистика обеспечивает физическое продвижение востребованного товара к потребителю.

Схема принятия решения по построению системы распределения в ВЭД

В соответствии с методом системного подхода при формировании системы распределения в сфере ВЭД применяется последовательность действий, приведенные в таблице (Слайд 5):

Алгоритм выбора оптимального варианта распределения материального потока

ИЗУЧЕНИЕ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ СИСТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
РАСЧЕТ ПРОГНОЗИРУЕМОЙ ВЕЛИЧИНЫ МАТЕРИАЛЬНОГОПОТОКА, ПРОХОДЯЩЕГО ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
СОПОСТАВЛЕНИЕ ПРОГНОЗА НЕОБХОДИМОЙ ВЕЛИЧИНЫ ЗАПАСОВ ПО СИСТЕМЕ В ЦЕЛОМ И НА ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ МАТЕРИАЛОПРОВОДЯЩЕЙ ЦЕПИ
ИЗУЧЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ РЕГИОНА ОБСЛУЖИВАНИЯ, СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТОКОВ В ПРЕДЕЛАХ СИСТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
РАЗРАБОТКА РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВПОСТРОЕНИЯ СХЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
ОЦЕНКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ ВАРИАНТОВ
ВЫБОР ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИОДНОГО ИЗРАЗРАБОТАННЫХ ВАРИАНТОВ

Для того чтобы из множества вариантов выбрать один, необходимо установить критерий выбора, а затем оценить каждый из вариантов по этому критерию. Таким критерием, как правило, является критерий минимума приведенных затрат, т.е. затрат, приведенных к единому годовому измерению.

Величину приведенных затрат определяют по следующей формуле(Слайд 6):

Зn = Сэ + Ст + ------

где З n – приведенные затраты по варианту; Сэ – годовые эксплуатационные расходы; Ст – годовые транспортные расходы; К – полные капитальные вложения в строительство распределительных центров, приведенные по фактору времени; Т – срок окупаемого варианта.

Для реализации принимается тот вариант системы распределения, который обеспечивает минимальное значение приведенных (годовых) затрат.

Основная цель логистической системы распределения – доставить товар в нужное место и в нужное время. В отличие от маркетинга, который занимается выявлением и стимулированием спроса, логистика призвана удовлетворить сформированный маркетингом спрос с минимальными затратами.

Канал распределения – это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другим организациям и лицам право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю. Использование каналов распределения приносит производителям определенные выгоды (Слайд 7):

Экономию финансовых средств на распределении продукции;

Возможность вложения сэкономленных средств в основное производство;

Продажу продукции более эффективными способами;



Высокую эффективность обеспечения широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков;

Сокращение объема работ по распределению продукции.

Канал распределения – это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю. Выбранные каналы непосредственно влияют на скорость, время, эффективность движения и сохранность продукции при ее доставки от производителя к конечному потребителю. При этом организации или лица, составляющие канал, выполняют ряд важнейших функций (Слайд 8):

Проводят исследовательскую работу по сбору информации, необходимой для планирования, распределения продукции и услуг;

Стимулирует сбыт путем создания и распространения информации о товарах;

Устанавливают контакты с потенциальными покупателями;

Приспосабливают товар к требованиям покупателей;

Проводят переговоры с потенциальными потребителями продукции;

Организуют товародвижение (транспортировка и складирование);

Финансируют движение товаров по каналу распределения;

Принимают на себя риски, связанные с функционированием канала.

(Слайд 9) Каналы распределения товаров можно охарактеризовать по числу составляющих их уровней. Уровень канала – это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права собственности на него к конечному потребителю. Протяженность канала определяется по числу промежуточных уровней между производителем и потребителем, который, как и уровни каналов, являются членами канала распределения. Каналы распределения состоят из независимого производителя и независимых посредников. Каждый член канала представляет собой отдельное предприятие, стремящееся обеспечить себе максимальную прибыль. Максимально-возможная прибыль отдельного члена канала может идти в ущерб максимальному извлечению прибыли системой в целом, так как не один из членов канала не имеет полного или достаточного контроля над деятельностью остальных членов. Такие каналы распределения называются горизонтальными .

Вертикальные каналы распределения – это каналы, состоящие из производителя и одного или нескольких посредников, действующих как одна система. Один из членов канала либо является собственником остальных компаний-участниц, либо предоставляет им определенные привилегии. Таким членом может быть производитель оптовый или розничный посредник. Вертикальные каналы возникли как средство контроля над поведением канала. Они экономичны и исключают дублирование членами канала выполняемых функций.

^

4.4. Построение системы распределения


При построение логистической системы распределения применяется следующая последовательность выбора оптимального варианта распределения:

  1. Изучение конъюнктуры рынка и определение стратегических целей системы распределения.

  2. Определение прогнозируемой величины материального потока, проходящего через систему распределения.

  3. Составление прогноза необходимой величины запасов по системе в целом и на отдельных участках материалопроводящей цепи.

  4. Изучение транспортной сети региона обслуживания, составление схемы материальных потоков в пределах системы распределения.

  5. Изучение различных вариантов движения системы распределения.

  6. Оценка логистических издержек для каждого из вариантов.

  7. Реализация выбранного для выполнения одного из разработанных вариантов.
Для того, чтобы из множества вариантов выбрать один, необходимо установить критерий выбора, а затем оценить каждый из вариантов по этому критерию. Таким критерием, как правило, является критерий минимума приведенных затрат, т.е. затрат, приведенных к единому годовому измерению.

Величину приведенных затрат определяют по следующей формуле:

Зп=Сэ+Ст+К/Т

Зп - приведенные затраты по варианту;

Сэ - готовые эксплуатационные расходы;

Ст - годовые транспортные расходы;

К - полные капитальные вложения в строительство распределительных центров, приведенных по фактору времени - по норме дисконта;

Т - срок окупаемости варианта.

Для реализации принимается тот вариант системы распределения, который обеспечивает минимальное значение приведенных (годовых) затрат.

Необходимым условием возможности выбора канала распределения, а также оптимизации всего логистического процесса является наличие на рынке большого количества посредников.

Использование посреднических услуг для многих предприятий является необходимым условием успешным продвижением товара. Решить задачу, что выгодней в данном случае: воспользоваться услугами посредников или самостоятельно выходить к потребителю необходимо каждому предприятию самостоятельно. То есть необходимо учесть все плюсы и минусы конкретной системы распределения.

Услуги посредника являются востребованными, если их стоимость ниже собственных расходов на выполнение каких-либо работ. В формальном виде это соотношение можно представить в следующем виде:

П - размер оплаты услуг посредника;

С - объем затрат фирмы (складские расходы, самостоятельная организация распределения и размещению заказа).

Экономический эффект использования услуг посредника также можно определить разностью собственных затрат и стоимости услуг посредника:

Оптимизация канала распределения, а затем и цепи распределения возможна лишь при наличии на товарном рынке большого количества предприятий, осуществляющих функцию посредника.

При рассмотрении концепции стратегического управления затратами выделяют три базовых элемента:


  1. Цепочки ценностей.

  2. Стратегическое позиционирование.

  3. Затратообразующие факторы.
На этапе рассмотрения цепочки ценностей необходимо выделить основные области распределения. Процесс организации управленческого учета сосредотачивает свое внимание на процессах, происходящих внутри предприятия: закупках, административных расходах, материальном движении. Ключевым моментом в существующем механизме является получение максимального дохода посредством доведения до максимума разницы между закупками и реализацией. Интегрированный логистический подход, использующий цепочки ценностей, ориентирован на всех участников производственно-сбытовых систем. Со стратегической точки зрения цепочки распределения и соответствующего учета затрат позволяет выделить пять областей эффективности взаимодействия:

  • Связь с поставщиками.

  • Связь с потребителями.

  • Единство технологических связей внутри одного подразделения.

  • Связи между подразделениями внутри предприятия.

  • Связи между предприятиями, работающими в единой логистической сети.
Вторым базовым элементом логистической системы является стратегическое позиционирование. Роль анализа и направленности управления затратами будет зависеть от того, какой путь выбирает предприятие. Это может быть лидерство на затратах, либо дифференциация продукции. Как правило, эта проблема глубоко и всесторонне рассматривается в рамках стратегического менеджмента. Отметим лишь, что выбранная стратегия существенным образом окажет влияние на формирование системы учета логистических затрат и конфигурацию информационной системы.

При рассмотрении третьего элемента затратообразующего фактора необходимо разделять на стратегические структурные и функциональные факторы.

Стратегические структурные факторы:


  • масштаб распределения: объемы инвестиций в различные функциональные области логистической системы;

  • диапазон: вертикальная и горизонтальная интеграция;

  • опыт;

  • технологии, используемые на каждой стадии цепочки затрат;

  • сложность: широта ассортимента продукции.
Функциональные факторы:

  • постоянное усовершенствование процессов и трудовых ресурсов;

  • комплексное управление качеством (TQM);

  • эффективная планировка предприятия;

  • эффективность проекта или расчета;

  • использование связей с поставщиками или заказчиками с точки зрения цепочки затрат
Приведение в действие каждого из указанных факторов или их групп способно оказать самое существенное влияние на величину и динамику затрат.

Особая и приоритетная роль принадлежит одному из отмеченных функциональных факторов - качеству.

Качество, как важнейший элемент стратегического управления затратами, следует рассматривать как сквозную функцию, которая охватывает не только предприятия, но и всю цепочку ценностей от поставщика до потребителя.
^

5.1. Понятие торговых зон.


Место, где непосредственно происходит купля-продажа товаров, называется торговая зона и включает территорию проживания (нахождения) потенциальных потребителей. Торговые зоны разделяют по частоте посещения этих зон.

«Первичной торговой зоной» называют территорию проживания потребителей при их частом посещении торговых объектов (магазина, торгового центра или скопление магазинов). «Вторичная торговая зона» подразумевает редкое посещение торговых объектов (реже 1 раза в неделю). В «Третичной торговой зоне» проживающие потребители делают покупки лишь изредка.

Для более точной оценки влияния торговых зон на реализацию, её разделяют на типы зон, в зависимости от плотности населения, являющимися потенциальными покупателями:


  • торговая зона ближних районов (население не более 30 тыс. чел.) Торговые объекты расположены в пределах 10 минут ходьбы, где продаются продовольственные товары, товары кратковременного пользования и повседневного спроса;

  • районная торговая зона объединяет несколько торговых зон ближнего квартала (население от 60 до 90 тыс. чел). Входят супермаркеты, крупные специализированные магазины, где продаются товары широкого потребления - одежда, предметы обихода и культуры и т.д.;

  • торговая зона широкого охвата (население более 180 тыс. чел.). Торговые точки расположены вдали от места проживания потребителей с частотой посещения не больше 3 раз в месяц. Это региональные торговые центры, где продаются предметы моды и роскоши.
Принятие решения об открытии новой торговой точки является ответственным решением, так как требует значительных финансовых вложений и влияет на имидж компании. Успешная деятельность торговой точки увеличивает доход компании и создает положительный имидж. Поэтому, перед принятием решения о размещении торговой точки необходимо в первую очередь провести анализ торговой зоны.

На основе проведенного анализа и полученных данных после изучения торговой зоны определяется место открытия нового магазина. Для окончательного выбора места сначала рассматривают основные факторы условий размещения: численность населения, транспортные средства, степень концентрации торговой деятельности. Это позволит рассчитать объем продаж и определить соответствие места запланированной торговой точки. Выбор месторасположения для торговой точки должен происходить на основе сравнительного изучения и анализа каждой торговой зоны.

Удобство расположения торговой точки связанное с наличием транспортных путей существенно влияет на количество посетителей. На современном этапе развития индивидуальных транспортных средств необходимо предусмотреть доступности объекта на автомобиле.

Для этого следует учесть следующие принципы:


  • разместить торговую точку вдоль дорог, используемых проживающими в данной местности людьми для поездок на работу или за покупками;

  • оформить интерьер магазина, позволяющий видеть его из окна автомобиля;

  • предусмотреть удобную парковку для транспорта (вместимость автостоянки определяет объем продаж).
Правильным порядком открытия новой торговой точки было бы определить вначале критерии для поиска места ее размещения, а затем искать удовлетворяющий этим критериям участок земли.

Место размещения самого объекта предварительно планируется и отмечается на карте. Рельеф и площадь участка нужно определить заранее. Слишком маленькие участки должны отвергаться, а в отношении чрезмерно больших необходимо продумать возможность их раздела и использования оставшейся части по другому назначению.

Важно исследовать условия окружающей инфраструктуры:


  • наличие автомобильных дорог возле магазина (является ли дорогой повседневного использования, ширина проезжей части, минимальный объем движения, простота подъезда и т.д.);

  • план городского развития окружающей территории;

  • коэффициент покрытия, коэффициент полезной площади здания (в случае готового приобретения участка с застройкой);

  • определить радиус числа жителей или дневной численности населения первичной, вторичной и третичной зоны;

  • установить критерии для измерения объема людского потока по временным интервалам работы магазина;

  • установить критерии, касающиеся уровня доходов и половозростной структуры клиентов.
Виды деятельности и торговые зоны

Рассмотрим взаимосвязь между расположением и торговой зоной на примере таких видов деятельности, как торговля товарами повседневного спроса и торговля товарами предварительного выбора.

Торговля товарами повседневного спроса должна производится в месте поблизости проживания потребителей.

Товары, которые потребляются ежедневно, такие как скоропортящиеся продукты, хлеб покупаются поблизости. И такие предметы, которые используются ежедневно, как мыло и туалетная бумага быстро кончаются. Частота потребления таких товаров очень высока, что требует от торговой точки наличие значительного ассортимента. Другим фактором предъявляющие повышенные требования к такой торговой точке является удобное расположение магазина, которое должно быть таким, чтобы его основной торговой зоной являлись окрестности жилых кварталов, что обеспечивает достаточно высокий объем продаж.

В результате этого торговая зона магазинов, занимающихся продажей товаров повседневного спроса, оказывается очень узкой. Она измеряется не столько временем на дорогу, сколько расстоянием от жилого квартала до торговой точки. Объем потребления товаров повседневного спроса велик, поэтому будет существовать много торговых точек аналогичной специализации. Однако окупаемость достигается даже при небольшой численности покупающего населения, вследствие чего считается, что мест размещения торговых точек существует столько, сколько есть торговых зон ближних кварталов.

Торговля товарами предварительного выбора.

Одежда, драгоценности и другие товары, как правило требующие при покупке сравнения между собой, а также книги и другие товары культурно-бытового назначения. Такие товары как автомобили и прочие потребительские товары длительного пользования относятся к категории товаров предварительного выбора. Спрос на такого рода товары имеет сезонный характер или возникает в связи с проведением каких-либо мероприятий. Между временем или периодами покупки существуют интервалы, поэтому когда появляется необходимость, то за такими товарами едут специально выбранное место, которое может быть достаточно далеко. Цена на такие товары относительно высока, поэтому при их покупке экономически оправдано потратить и время и деньги.

Обычно в торговую зону магазинов по продаже товаров предварительного выбора входит большое число жилых районов, благодаря чему она становится достаточно большой по масштабу (торговая зона широкого охвата или районная торговая зона).

Другим не маловажным фактором, влияющим на выбор расположения магазина является стоимость аренды земли. За последнее время в связи с тенденцией перемещения жилых кварталов в пригороды и увеличения числа автомобилей продолжается рост новых торговых точек в пригородах. Численность проживающих в центральной части городов падает, и торговля товарами предварительного выбора переезжает в окрестности городов.

Торговая зона и бизнес - стратегия.

Существуют два основных вида стратегии в торговой зоне: стратегия, направленная на достижение подавляющего превосходства в отношении доли на рынке на определенной территории, и стратегия последовательного расширения сети своих торговых точек в перспективном районе.

Стратегия зоны доминирования.

Предприятие, открывающее в городе свои торговые точки, стремится добиться господствующего положения перед конкурентами и практически полностью завладеть рынком. В результате осуществления этой стратегии достигается подавляющая поддержка со стороны потребителей и предотвращается проникновение на эту территорию конкурентов.

При создании сети торговых точек лучше начинать с окраин данной зоны, а затем двигаться к центру. Если принять обратный порядок, т.е. вначале открыть магазин в центре, придется вести войну на истощение и отказаться от накопления прибыли.

Расширение торговых площадей до крайних приделов еще не является гарантией выживания торговой точки. Идея захвата рыночной доли конкурентов за счет увеличения площади магазинов как определенной формы торговли, так и определенного вида деятельности чревата различными проблемами: падением коэффициента доходности инвестиций, снижением оборачиваемости товаров и повышением расходов на содержание и эксплуатацию магазинов, неэффективным использованием времени на проведение покупки, невыгодным положением в случае появления поблизости магазина сниженных цен и т.д. Расширение торговой точки можно проводить только после того, как взвешены все факторы: население торговой зоны, и масштабов рынка, прогноз объема продаж и оптимальная площадь торговых помещений.

Стратегия широкого охвата.

Под этим подразумевается комплексная стратегия деятельности в торговой зоне в масштабе одного района. Эта стратегия определяет, каким образом проводить комбинированное вложение различных хозяйственных ресурсов: персонала, материальных ресурсов, денежных средств, информации.

Эта стратегия избегает жесткого ближнего боя, на который направлена стратегия зоны доминирования, и заключается в том, что окружение торговой зоны начинается с отдельных участков, или предполагает следующий план действий: работа начинается с торговой зоны, где позиции магазинов - конкурентов наиболее слабы, или с «вакуумных» торговых зон, когда конкурент замечает происходящее, а сделать что-либо уже слишком поздно, так как над ним достигнуто подавляющее превосходство сил.

Стратегия конкурентных магазинов.

Общий принцип заключается в том, чтобы не создавать свои торговые точки в торговых зонах, где магазины конкуренты имеют преимущество. Даже если, открыв магазин, и удастся вести борьбу на равных, это будет война на изнурение для обеих сторон. Однако в случае, когда конкурент еще не овладел торговой зоной в полной мере, можно попробовать активно заняться созданием здесь своей сети.

Предприниматель должен принять решение о приобретении d единиц продукции, которую выпускают две фирмы. Известно, что если он закажет первой фирме х изделий, то ему придется заплатить ей
f 1 (x ) = a 0 + a 1 x + a 2 x 2 (руб.),
а при выполнении этого заказа второй фирмой его затраты составят
f 2 (x ) = b 0 + b 1 x + b 2 x 2 (руб.).
Нужно найти оптимальное распределение заказа между фирмами, при котором общие затраты будут минимальными, а также определить максимальный уровень затрат, соответствующий самому неудачному решению предпринимателя.
Исходные значения параметров представлены в таблице:

d a 0 a 1 a 2 b 0 b 1 b 2
100 25 2 0.2 15 6 0.3
Требуется:
1) составить математическую модель оптимального распределения заказа между фирмами;
2) найти графическим методом распределения заказа с минимальными и максимальными затратами;
3) определить оптимальное распределение заказа методом множителей Лагранжа; дать экономическую интерпретацию множителю Лагранжа.

Решение.
1 . Построение математической модели
В данной задаче следует определить
х 1 - число изделий, заказанное первой фирме;
х 2 - число изделий, заказанное второй фирме.
Эти величины являются переменными модели. Ясно, что они должны принимать неотрицательные значения, т.е. х 1 ≥ 0 и х 2 ≥ 0; причем их сумма должна равняться общему числу заказанных изделий, т.е. х 1 + х 2 = 100.
Цель предпринимателя - минимизировать суммарные затраты на выполнение заказа. Так как стоимость х 1 изделий, заказанных первой фирме составляет
f 1 (x 1) = 25 + 2 x 1 + 0.2,
а стоимость х 2 изделий, заказанных второй фирме, составляет
f 2 (x 2) = 15 + 6 x 2 + 0.3,
то суммарные затраты Z на выполнение всего заказа равны
Z = f (x 1 , x 2) = f 1 (x 1) + f 2 (x 2) = 25 + 2 x 1 + 0.2 + 15 + 6 x 2 + 0.3 (руб.).
Таким образом, целевая функция (ЦФ) имеет вид:
f (x 1 , x 2) = 40 + 2 x 1 + 0.2 + 6 x 2 + 0.3.
Математическая модель задачи может быть записана в таком виде: найти неизвестные значения переменных х 1 и х 2 , доставляющие минимальное значение ЦФ
Z = 40 + 2 x 1 + 0.2 + 6 x 2 + 0.3 → min (1)
и удовлетворяющие ограничениям
х 1 + х 2 = 100, (2)
х 1 ≥ 0, х 2 ≥ 0. (3)
2. Нахождение графическим методом распределений заказа с минимально и максимально возможными уровнями затрат .
а) Построение ОДР
ОДР состоит из точек плоскости с неотрицательными координатами, которые лежат на прямой, задаваемой уравнением (2). Следовательно, ОДР представляет собой отрезок прямой АВ (см. рис. 1).
б) Построение и анализ линий уровня ЦФ
Приведем ЦФ к более удобному для анализа виду, выделив полные квадраты по каждой ее переменной:
f (х 1 , х 2) = 40 + 2 x 1 + 0.2 + 6 x 2 + 0.3 =
0.2( + 10x 1 + 25) + 0.3( + 20 x 2 + 100) + 5 =
0.2(х 1 + 5) 2 + 0.3(x 2 + 10) 2 + 5.
Пусть С - некоторое фиксированное число. Тогда линия уровня функции
f (х 1 , х 2) = С
состоит из всех точек х = (х 1 , х 2) плоскости, координаты которых удовлетворяют уравнению
0.2(х 1 + 5) 2 + 0.3(x 2 + 10) 2 + 5 = С
или 0.2(х 1 + 5) 2 + 0.3(x 2 + 10) 2 = С – 5. (4)
Так как левая часть этого уравнения неотрицательна при любых значениях х 1 и х 2 , то ясно, что должно выполняться неравенство С ≥ 5, поскольку при С < 5 это уравнение не имеет решений.
Если С = 5, то линия уровня целевой функции содержит единственную точку О = (-5, -10), так как левая часть уравнения (4) равна нулю лишь при х 1 = -5 и х 2 = ‑10.
При С > 5 линии уровня являются эллипсами с общим центром в точке О, размеры которых увеличиваются с ростом параметра С (см. рис. 1).


Рис. 1. Графическое решение задачи 1
в) Нахождение точки минимума ЦФ
С ростом параметра С линии уровня ЦФ становятся все ближе к ОДР задачи - отрезку АВ. Сначала они не имеют с ним общих точек, но при определенном значении С = С min линия уровня коснется этого отрезка в некоторой точке х * = (). Эта точка соответствует наименьшему значению С , при котором линия уровня имеет общие точки с АВ. Значит, точка х * является решением задачи, так как в ней ЦФ достигает минимума на этом отрезке.
Для определения ее координат воспользуемся следующим фактом. Если прямая
х 1 + х 2 = 100,
касается в некоторой точке линии уровня ЦФ, задаваемой уравнением
f (х 1 , х 2) = С ,
то градиент Ñf = , вычисленный в точке касания, перпендикулярен этой прямой. Это означает, что координаты ее вектора нормали прямой, т.е. вектора а = (1, 1), пропорциональны координатам вектора Ñf. Таким образом, выполняется соотношение
или .
Поскольку = 0.4х 1 + 2, а = 0.6х 2 + 6, то из равенства частных производных получаем, что координаты точки касания удовлетворяют уравнению
.
Значит, точку минимума ЦФ можно найти, решив систему уравнений

или (5)
Ее решение: = 64, = 36. Вычислим значение ЦФ в этой точке:
Z * = f () = 0.2(64 + 5) 2 + 0.3(36 + 10) 2 + 5 = 1592 (руб.).
Итак, получено решение задачи (1) – (3): предприниматель должен заказать первой фирме 62 изделия, а второй фирме - 36 изделий. В этом случае его затраты будут минимальными и составят 1592 руб.
г) Нахождение точки максимума ЦФ
При дальнейшем увеличении параметра С линии уровня будут пересекать ОДР в точках, которым соответствуют все возрастающие значения ЦФ. Поэтому последняя точка пересечения является точкой максимума ЦФ на отрезке АВ. Из рис. 1 видно, что в нашей задаче ЦФ достигает максимума в точке А = (0, 100). В этой точке значение ЦФ равно
Z max = f (0, 100) = 0.2(0 + 5) 2 + 0.3(100 + 10) 2 + 5 = 3635 (руб.).
Таким образом, самым неудачным решением предпринимателя будет выбор второй фирмы в качестве единственного исполнителя заказа. В этом случае его затраты будут максимальными и составят 3635 руб.
Замечание. Графический анализ показывает, что ЦФ достигает своего максимума в одной из крайних точек отрезка АВ. Поэтому для определения точки максимума проще всего сравнить значения ЦФ в точках А и В. Та точка, в которой это значение больше, будет искомой. Если же значения ЦФ в этих точках равны, то это означает, что обе они являются точками максимума.
3. Нахождение оптимального решения методом множителей Лагранжа
Сначала убедимся в том, что задача (1) – (3) является задачей ВП. Проверим, что ЦФ - выпуклая функция. Для этого вычислим ее гессиан.
Найдем первые частные производные ЦФ:
и ,
а затем ее вторые частные производные:
;
;
.
Следовательно, гессиан Н функции f имеет следующий вид:
.
Главные миноры первого порядка равны 0.4 и 0.6, а главный минор второго порядка равен
= 0.4·0.6 – 0· 0 = 0.24.
Значения всех главных миноров не зависят от точки х = (x 1 , x 2) и положительны. Поэтому ЦФ - строго выпуклая функция (см. теорему 1). Так как ограничения модели линейны, то это означает, что задача (1) – (3) является задачей ВП и имеет единственное оптимальное решение.
Чтобы применить метод множителей Лагранжа для решения задачи, следует отбросить условие неотрицательности переменных (3). Тогда исходная задача может быть переформулирована следующим образом: найти неизвестные значения переменных х 1 и х 2 , доставляющие минимальное значение функции
Z = 40 + 2 x 1 + 0.2 + 6 x 2 + 0.3 → min (6)
и удовлетворяющие условию
х 1 + х 2 = 100. (7)
Ясно, что эта задача также является задачей ВП. Отказ от условия (3) приводит к расширению ОДР, так что оптимальное решение задачи (6) – (7) может оказаться недопустимым в исходной задаче (1) – (3). Однако очевидно, что если оптимальное решение задачи (6) – (7) удовлетворяет условию неотрицательности, то это решение будет оптимально и в исходной задаче.
Построим функцию Лагранжа задачи (6) – (7) по формуле (8). Она имеет вид
L (x 1 , x 2 , λ ) = 40 + 2 x 1 + 0.2 + 6 x 2 + 0.3 + λ (100 – х 1 – х 2). (8)
Найдем частные производные функции L по x 1 , x 2 и λ , а затем приравняем их к нулю. Получим следующую систему уравнений:
(9)
Исключим переменную λ , вычтя из первого уравнения второе. Тогда получим систему уравнений:
(10)
Она фактически совпадает с системой (5) и, значит, имеет такое же решение: = 64 и = 36. Поскольку задача (6) – (7) является задачей ВП, то из теоремы 6 следует, что вектор х * = (,) = (64, 36) является ее оптимальным решением. Так как найденное решение удовлетворяет условию неотрицательности, то оно будет оптимальным в исходной задаче (1) – (3).
Итак, методом множителей Лагранжа получено оптимальное решение, совпадающее с решением, полученным ранее графическим методом: предприниматель должен распределить заказ между фирмами следующим образом: заказать первой фирме 62 изделия, а второй фирме - 36 изделий. В этом случае его затраты будут минимальными и составят 1592 руб.
Из первого уравнения в системе (9) легко найти оптимальное значение множителя Лагранжа: λ * = 0.4×64 + 2 = 27.6 (руб./ед.).
Множитель Лагранжа λ * имеет такую экономическую интерпретацию: его величина приближенно показывает насколько возрастут минимальные общие затраты Z * (d ), если величина заказа d увеличится на единицу, т.е.
λ * ≈ ΔZ * (d ) = Z * (d + 1) – Z * (d ).
Таким образом, при увеличении заказа от 100 ед. до 101 ед. затраты возрастут примерно на 27.6 руб.
Замечание 1. Точное значение прироста затрат несколько выше: оно равно 27.72 руб. Его можно получить, решив задачу 1 для d = 101. Для этого достаточно найти решение системы, аналогичной (10), в которой второе уравнение имеет следующий вид: 101 – х 1 – х 2 = 0.
Замечание 2. Решение задачи 1 можно свести к отысканию минимума функции одной переменной на заданном отрезке. Для этого достаточно выразить одну из переменных через другую, используя уравнение (2), а затем подставить полученное выражение в формулу (1), определяющую ЦФ. Однако этот упрощающий прием возможен лишь потому, что ограничение в задаче имеет очень простой вид, и не применим в общем случае. Универсальным способом решения оптимизационных задач с ограничениями типа равенства является метод множителей Лагранжа.

  • 2. Выбор поставщика в закупочной логистике. Сущность и задачи закупочной логистики.
  • Виды закупок
  • Функции снабжения на пред­приятии.
  • Критерии оптимального выбора поставщика
  • Осуществление закупок
  • Контроль за выполнением заказа
  • 3. Особенности закупок по системе jit (точно в срок).
  • Применение и достоинства.
  • Суть системы поставок точно в срок.
  • Принципиальное отличие системы твс от традиционного снабжения.
  • Примеры применения системы поставки твс в торговле.
  • Основные слагаемые эффекта от использования твс.
  • 4. Толкающая система управления материальными потоками в про­изводственной политике. Логистическая организация производства.
  • Суть толкающей системы управления материальным потоком в рамках внутрипроизводственной логисти­ческой системы.
  • Логистическая системаMrpii
  • 5. Тянущая система управления материальными потоками в произ­водственной логистике Суть тянущей системы управления материальным потоком в рамках внутрипроизводственной логистической системы.
  • Система «Канбан» как вариант тянущей системы.
  • Карточка оборота «kanban»
  • Движение карточек «kanban»: а, в, с - продукция; а, в - детали
  • 6. Логистический подход к управлению материальными потоками, эффективность его применения. Экономический эффект от использования логистики в производстве.
  • Ос­новные слагаемые от применения логистического подхода к управлению мате­риальным потоком на предприятии.
  • Причины, позволяющие снизить затраты, связанные с производительным процессом (оптимизация запасов сокращения численности вспомогательных рабочих, снижение потерь материалов и т.Д.)
  • 7. Транспортная логистика и ее задачи. Роль транспорта в логистике.
  • Задачи транспортной логистики.
  • Выбор поставщиков транспортных услуг.
  • Анализ транспортировки.
  • Виды/типы транспортировки
  • Выбор маршрута транспортировки
  • Опре­деление логистических расходов на транспорте.
  • Пути со­кращения транспортных издержек.
  • 8. Распределительная логистика. Распределительная логистика: понятие и задачи. Принципиальное отли­чие распределительной логистики от традиционных сбыта и оптовой продажи
  • Задачи распределительной логистики
  • Логистически организованная система оптовой продажи товаров.
  • Каналы рас­пределения
  • Построение системы распределения
  • Преобразование канала распределения в логистическую цепь
  • Ло­гистическое посредничество, основные группы логистических посредников, их функции и роль в логистике.
  • Целесообразность использования услуг логисти­ческих посредников.
  • 9. Информационные системы в логистике. Информационные потоки и требования, предъявляемые к качеству ин­формационного потока.
  • Сущность и задачи логистической информационной системы.
  • Построение информационных систем в логистике
  • Основные области применения логистической информационной сис­темы.
  • Система электронного взаимообмена информацией в области логистики.
  • Информационный поток при транспортировке груза от поставщика к потребителю на различных видах транспорта: железнодорожном, морском, речном и автомобильном.
  • 10. Управление запасами в логистике. Материальный запас, двойственный характер запасов.
  • Причины создания и виды материальных запасов.
  • Основные системы контроля состояния запасов с фиксированным размером заказа и фиксированным периодом времени между заказами и др.
  • Определение оптимального размера заказываемой партии.
  • Управление запасами с применением анализа abc и xvz. Структуризация запасов: метод анализа abc
  • Возможный алгоритм дифференциации
  • 11. Разработка систем складирования в логистике. Склады, их определение и классификация.
  • Роль складов в логистике. Функции складов.
  • Эффективность функционирования складов
  • Принятие решения о пользовании услугами наемного склада
  • Проблемы эффективного функционирования склада Собственный склад фирмы или склад общего пользования
  • Количество складов и размещение складской сети
  • Выбор места расположения склада
  • Принципы логистической организации складских процессов.
  • 12. Сервис в логистике. Формирование системы логистического сер­виса. Понятие логистического сервиса и его роль в конкурентоспособности предприятия.
  • Формирование системы логистического сервиса.
  • Критерии качества логистического сервиса. Уровень логи­стического сервиса: понятие, методы расчета, определение оптимального зна­чения.
  • Определение оптимального объема логистического сервиса
  • 13. Организация управления службами в логистике. Сравнительная характеристика традиционной и интегрированной логистической систем управления материальными потоками на предприятии.
  • Логистическая служба в организа­ционной структуре предприятия, основные функции.
  • Функциональные инте­ресы подразделений фирм, их противоречия.
  • 14. Логистические центры. Понятие логистического центра. Состав типичного регионального логи­стического центра.
  • Логистические центры в России.
  • Интеграция России в ми­ровую логистическую сеть.
  • 15. Глобализация логистики. Сущность глобализации логистики.
  • Основные условия доставки товаров в Международной торговле. Базисные условия контрактов (инкотермс-2000).
  • Транспортная инфраструктура международных логистических систем.
  • Международные транспортные коридоры.
  • Грузовые транспортные центры в логисти­ческих системах.
  • Морские порты как центры международных логистических систем
  • Каналы рас­пределения

    Канал распределения - это совокупность организаций или от­дельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другим организациям и лицам право собственности на конкрет­ный товар или услугу на пути от производителя к потребителю. Использование каналов распределения приносит производи­телям определенные выгоды:

    Сокращение объема работ по распределению продукции;

    Экономия финансовых средств на распределение продук­ции;

    Продажа продукции более эффективными способами;

    Обеспечение широкой доступности товара.

    Канал распределения - это путь, по которому товары дви­жутся от производителя к потребителю. Выбранные каналы не­посредственно влияют на скорость, время, эффективность движения и сохранность продукции при доставке. Канал распределения товаров можно охарактеризовать по числу составляющих уров­ней. Уровень канала - это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права собственности на него к конеч­ному потребителю. Протяженность канала определяется по числу промежуточных уровней между производителем и потребителем.

    Каналы распределения, показанные на рис. 8.8, состоят из независимого производителя и одного или нескольких незави­симых посредников. Каждый участник канала представляет от­дельное предприятие, которое старается извлечь максимальную прибыль.

    Рис. 8.8. Каналы распределения

    При этом ни один из участников канала не имеет полного или достаточного контроля над деятельностью остальных участников, т.е. вес предприятия действуют разрозненно и не организованы в систему. Такие каналы распределения называют горизонтальными. Специалисты выделяют также вертикальные каналы распределения, состоящие из производителя и одного или нескольких посредников, действующих как единая система. Один из членов канала, как правило, является собственником остальных компаний либо представляет им определенные привилегии.

    Построение системы распределения

    При построении логистической системы распределения при­меняется следующая последовательность выбора оптимального варианта распределения:

    Изучение конъюнктуры рынка и определение стратегиче­ских целей системы распределения;

    Определение прогнозируемой величины материального по­тока, проходящего через систему распределения;

    Составление прогноза необходимой величины запасов по системе в целом и на отдельных участках материалопроводящей цепи;

    Анализ транспортной сети региона обслуживания, состав­ление схемы материальных потоков в пределах системы распределения;

    Изучение различных вариантов движения системы распре­деления;

    Оценка логистических издержек для каждого варианта;

    Реализация выбранного для выполнения одного из разра­ботанных вариантов.

    Для того чтобы из множества вариантов выбрать один, необходимо установить критерий выбора, а затем оценить каждый из вариантов по этому критерию. Таким критерием, как правило, служит минимум приведенных затрат, т.е. затрат, приведенных к единому измерению. Величину приведенных затрат определяют по формуле

    где Зп - приведенные затраты по варианту; Сэ - готовые эксплуатационные расходы; Ст - годовые транспортные расходы;

    К - полные капитальные вложения в строительство распределительных центров, приведенных по фактору времени - по норме дисконта; Т- срок окупаемости варианта. Для реализации принимается тот вариант системы распреде­ления, который обеспечивает минимальное значение приведен­ных (годовых) затрат.

    Необходимым условием возможности выбора канала распре­деления, а также оптимизации всего логистического процесса служит наличие на рынке большого количества посредников. Использование посреднических услуг для многих предприятий является необходимым условием успешного продвижения това­ра. Решить задачу, что выгодней в данном случае: воспользоваться услугами посредников или самостоятельно выходить к потреби­телю, необходимо каждому предприятию самостоятельно, т.е. следует учесть все плюсы и минусы конкретной системы рас­пределения. Услуги посредника востребованы, если их стоимость ниже собственных расходов на выполнение каких-либо работ. В формальном виде это соотношение можно представить в сле­дующем виде:

    П < С, (8.2)

    где П - размер оплаты услуг посредника;

    С - объем затрат фирмы (складские расходы, самостоятельная организация распределения и размещения заказа).

    Экономический эффект использования услуг посредника так­же можно определить разностью собственных затрат и стоимости услуг посредника:

    Ц = С-П. (8.3)

    Оптимизация канала распределения, а затем и цепи распре­деления возможна лишь при наличии на товарном рынке боль­шого количества предприятий, осуществляющих функцию по­средника.

    При рассмотрении концепции стратегического управления затратами выделяют три базовых элемента:

    1) цепочки ценностей,

    2) стратегическое позиционирование;

    3) затратообразующие факторы.

    На этапе рассмотрения цепочки ценностей необходимо вы­делить основные области распределения. Процесс организации управленческого учета сосредоточивает свое внимание на про­цессах, происходящих внутри предприятия: закупках, админи­стративных расходах, материальном движении. Ключевой момент в существующем механизме - получение максимального дохода посредством доведения до максимума разницы между закупками и реализацией. Интегрированный логистический подход, исполь­зующий цепочки ценностей, ориентирован на всех участников производственно-сбытовых систем. Со стратегической точки зре­ния цепочки распределения и соответствующего учета затрат по­зволяют выделить пять областей эффективности взаимодействия:

    1) связь с поставщиками;

    2) связь с потребителями;

    3) единство технологических связей внутри одного подраз­деления;

    4) связи между подразделениями внутри предприятия;

    5) связи между предприятиями, работающими в единой ло­гистической сети.

    Вторым базовым элементом логистической системы служит стратегическое позиционирование. Роль анализа и направлен­ности управления затратами будет зависеть оттого, какой путь выбирает предприятие. Это может быть лидерство на затратах либо дифференциация продукции. Как правило, эта проблема глубоко и всесторонне рассматривается в рамках стратегического менеджмента. Отметим лишь, что выбранная стратегия суще­ственным образом окажет влияние на формирование системы учета логистических затрат и конфигурацию информационной системы.

    При рассмотрении третьего элемента - затратообразующего фактора - его необходимо разделять на стратегические струк­турные и функциональные факторы.

    К стратегическим структурным факторам относятся:

    Масштаб распределения - объемы инвестиций в различ­ные функциональные области логистической системы;

    Диапазон - вертикальная и горизонтальная интеграция;

    Технологии, используемые на каждой стадии цепочки за­трат;

    Сложность - широта ассортимента продукции. Функциональные факторы включают:

    Постоянное усовершенствование процессов и трудовых ресурсов;

    Комплексное управление качеством (TQM);

    Оптимальную загрузку мощностей;

    Эффективную планировку предприятия;

    Эффективность проекта или расчета;

    Использование связей с поставщиками или заказчиками с точки зрения цепочки затрат.

    Приведение в действие каждого из указанных факторов или их групп способно оказать существенное влияние на величину и динамику затрат. Особая и приоритетная роль принадлежит одному из отмеченных функциональных факторов - качеству. Качество как важнейший элемент стратегического управления затратами следует рассматривать как сквозную функцию, которая охватывает всю цепочку ценностей от поставщика до потребителя.




    © 2024
    womanizers.ru - Журнал современной женщины