12.08.2019

Классный час депрессия давай поговорим. Классный час "поговорим о главном". Сообщение темы и цели


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Депрессия и способы борьбы с ней»

Самоопросник для диагностики депрессии 1. Испытываете ли вы постоянную печаль, тревогу, тоску? 2. Беспокоит ли Вас бессонница(особенно раннее пробуждение) или сонливость? 3. Изменился ли Ваш аппетит? 4. Потеряли ли Вы интерес к тем видам деятельности, которые раньше доставляли удовольствие? 5. Испытываете ли постоянное беспокойство и раздражительность?

6. Отмечаете ли вы у себя симптомы физического недомогания, не поддающееся лечению(боли, расстройства пищеварения)? 7. Испытывает ли Вы постоянные трудности при необходимости концентрации внимания, запоминания, принятия решения? 8. Чувствуете ли вы постоянную беспричинную усталость и утрату энергии? 9. Испытываете ли Вы мучительное чувство вины, собственной никчемности и безнадежности? 10. Посещают ли Вас навязчивые мысли о смерти?

Д ревнегреческий врач Гиппократ подробно описывал под названием «меланхолия» состояния, очень напоминающие наше сегодняшнее определение депрессии, и даже рекомендовал лечение в рамках возможностей античной медицины.

Депре́ссия (от лат. deprimo - «давить», «подавить») - это психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость, нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.), двигательной заторможенностью.

Классическая депрессия - это душевное состояние, переживаемое как печаль, подавленность, тревога, ангедония (утрата способности получать удовольствие от привычных дел). Невротическая депрессия - результат длительной психотравмирующей ситуации. Такая депрессия встречается среди людей с определенными особенностями личности, например, прямолинейность, бескомпромиссность в сочетании с неуверенностью, нерешительность в определенных ситуациях. Психогенная депрессия развивается в ситуации утраты жизненно важных для данной личности ценностей (потеря или смерть близкого, сильный стресс на работе и т.д). Послеродовая депрессия развивается у молодых матерей в первый месяц после родов. Особенностью циркулярной депрессии являются суточные, сезонные или другие варианты колебания настроения. Виды депрессии

Причины депрессии Современная медицина выделяет биологические, психологические и социальные причины этого заболевания.

Биологические причины

Психологические причины

Социальные причины

Ситуация 1. Проблема. Сергей долгое время встречался с Александрой, но по ее инициативе они расстаются. Сергей старается забыть случившееся с ним, вести себя так, словно ничего не произошло, замыкается в себе, пытается внушить себе, что событие, причинившее ему боль, было просто ошибкой неопытной юности, старается ни с кем не обсуждать эту тему («Зачем это нужно?»), пытается внушить себе, что этого не было, что черное на самом деле белое и т. д.

Ситуация 2. Проблема. Аллу после неуспешных экзаменов отчисляют из института. При этом она скрывает это от родителей, которые свято верят что их дочь хорошо учится и вскоре станет хорошим специалистом. Алла прилагает большие усилия, чтобы скрыть свою проблему, и чувствует себя виноватой. Она страшно боится, что то, что она пытается ото всех скрыть, вдруг предстанет на всеобщее обозрение.

Ситуация 3. Проблема. Игорь недавно попал под сокращение на работе, и уже неделю сидит дома и отказывается что либо делать. Он использует свою проблему для того, чтобы привлечь к себе внимание родных, вызвать жалость окружающих. Это помогает ему чувствовать себя особенным в глазах других людей, таким образом повышая уровень собственной значимости.

Ситуация 4. Проблема. Вячеслав изменил жене, через какое то время она узнала об этом и решила подать на развод. Вячеславу не хочется терять семью, но что предпринять он не знает и просит друзей и родственников отговорить жену от развода. Он очень рассчитывает на друзей, ведь у него самого ничего не получается.

Доверительное общение с близкими людьми, Признание своих ошибок без принижения своего достоинства. Стараться не перекладывать свои проблемы на других, и учиться решать их самостоятельно. Перестать жалеть себя, и самостоятельно отвечать за свои поступки. Научиться оптимистично, смотреть на жизнь.

Способы выхода из депрессии

Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!


Классный час на тему «Депрессия и способы борьбы с ней»
Цели
1. Осветить основные признаки депрессии.
2. Выявить причины развития депрессии.
3. Показать пути преодоления и предотвращения депрессии.
4. Выработать чувство уверенности, что депрессию можно победить.
5. Научить школьников реально оценивать проблемы, возникающие в жизни, и принимать сложные ситуации, не зацикливаясь на них, продолжать строить жизнь.
Введение
Тема сегодняшнего классного часа депрессия. Мы поговорим более подробно об этом состоянии, его причинах и путях выхода. Но сначала я предлагаю сыграть в игру.
Игра «Тренировка памяти»
В игре участвуют 5 человек. Им раздают чистые листы бумаги и ручки. Ведущий зачитывает 20 слов. Игроки должны его внимательно слушать. После этого дают 5 мин на то, чтобы участники игры записали на память все слова, которые прозвучали.
После игры можно спросить, что чувствовали те участники, которые написали 80-100% услышанных слов, и те, кто написал меньше.
Основная часть
Учитель: существует два типа людей. Одни, увидев, что у них ничего не получилось, разочаруются и впадут в депрессию. Такие люди часто страдают из-за заниженной самооценки, считая, что они никогда не смогут стать лучше. Другие начнут искать способ достижения поставленной цели. Давайте рассмотрим, что же такое депрессия.
Причины возникновения депрессии. Каким образом возникает депрессия? В большинстве случаев она развивается как следствие каких-либо потерь, перенесенных людьми (потеря любимого, потеря трудоспособности, потеря самоуважения). Психическое состояние, характеризуемое как депрессия, можно назвать следствием обостренной реакции человека на потерю, чувство разочарования. Многие люди, не нашедшие выхода из сложных ситуаций, впадают в депрессию.
Следует отметить, что существуют разные мнения о причинах возникновения депрессии. Одни связывают эту болезнь с нарушениями биологических или химических процессов в организме человека, физиологическим дисбалансом. В таких случаях считается, что даже очень серьезные формы продолжительной депрессии поддаются лечению.
По мнению других, депрессия связана в основном с эмоциональными травмами, полученными в детстве. Глубокие душевные раны могут привести к очень серьезным приступам депрессии.
В связи с неоднозначностью существующих мнений можно сформулировать следующее определение депрессии: это состояние, характеризующееся тоскливым настроением, замедлением мыслительных процессов, психомоторных реакций, зацикливанием на травмирующей ситуации. Человек, находящийся в депрессии, с пессимизмом смотрит в будущее. У него может пропасть аппетит, нарушиться сон, он часто плачет, бывает раздражительным.
Конечно, наверняка каждый из присутствующих может сказать, что хотя бы раз, но испытывал что-то подобное. Неужели он уже болен? На самом деле депрессия
это действительно болезнь, но в том случае, если она длится в течение длительного времени. Так, например, если кто- то подвержен длительным и мучительным депрессиям, приводящим к душевному бессилию, длящемуся более 3- 4 месяцев, ему следует как можно скорее обратиться к врачу. Такому человеку обязательно требуется помощь специалиста. Если же подавленное настроение продолжается неделю-другую, то не стоит впадать в панику и тем самым усугублять свое состояние.
На этом уроке мы не будем рассматривать депрессию как заболевание. Рассмотрим депрессию как реакцию на неудачу, проблему или потерю.
Одним из наиболее распространенных видов депрессии, который переживал, наверное, каждый из нас, является уныние. В состоянии уныния человек продолжает нормально жить, действовать, однако мир вокруг него кажется очень мрачным, а каждая возникающая перед ним задача непосильной. Он все время находится в этом состоянии и никак не может избавиться от этого чувства. После непродолжительной фазы бодрствования у человека снова наступает полная апатия. Возможно, кто-то уже переживал такое состояние?
Первый вопрос для обсуждения. Назовите обстоятельства, которые в настоящее время могут вызвать у вас состояние уныния.
Учитель записывает ответы на доске в столбик. Они могут быть следующими:
1) отсутствие взаимопонимания в отношениях с родителями;
2) проблемы в общении с одноклассниками, друзьями;
3) отсутствие возможностей для осуществления своих желаний;,
4) отсутствие или недостаточное количество карманных денег;
5) потеря самоуважения;
6) потеря трудоспособности;
7) неудачи в учебе, других сферах жизни и т. д.
В большинстве случаев уныние развивается по этапам.
Первой стадией можно назвать уже описанное ранее состояние, вызванное серьезной потерей в жизни или разочарованием. Это может быть любое негативное событие или факт, которые наполняют нашу жизнь, отвержение, несправедливость, оскорбление или что-то подобное.
Второй вопрос для обсуждения. Перечислите чувства, которые возникли у вас в связи с потерей близкого человека, прекращением взаимоотношений с другом, утратой надежды, разрушенной мечтой и т. п.
Ответы записываются во второй столбик на доске. Они могут быть следующими:
1) глубокая печаль;
2) физическая боль;
3) вина;
4) потребность вновь обрести потерянное;
5) изоляция от окружающих (одиночество);
6) противоречивые чувства, замешательство;
7) потеря самоуважения и др.
Вторая стадия развития уныния: подавленное состояние, вызванное потерей или разочарованием, усугубляется эмоциями, вызванными неудовлетворенностью ситуацией. Человек не перестает думать о том, как плохо с ним обошлись или насколько несправедлива к нему жизнь. В результате его охватывают гнев и негодование. Вспыхивает обида. Он растерян, деморализован. Гнев снежным комом продолжает нарастать где-то глубоко внутри.
Третья стадия развития уныния: в добавление к мучающим душу негативным эмоциям добавляется жалость к самому себе. В результате печаль, вызванная потерей, переходит в глубокое уныние. Жизнь начинает казаться невыносимой. Чувства, вызванные потерей и разочарованием, продолжают разрастаться с каждым днем. Надежда найти выход из сложившейся ситуации становится все более призрачной. Человек испытывает ужасную жалость к самому себе. Все это усугубляет его состояние.
Таким образом, мы можем вывести упрощенную формулу депрессии: потеря + возмущение, гнев + жалость к самому себе = депрессия.
Третий вопрос для обсуждения. Что, на ваш взгляд, может послужить источником сил в преодолении прошлых утрат?
Ответы записываются в третий столбец на доске. Они могут быть примерно следующего содержания:
1) постараться перестать думать о своих проблемах и постараться понять нужды и переживания других людей;
2) все переосмыслить и начать жить по-новому с новыми взглядами и позицией;
3) постараться пережить крушение своих надежд и продолжать идти вперед;
4) возвращаться мысленно к счастливым дням и постараться не думать о грустном;
5) пытаться найти в себе силы начать все сначала;
6) улыбаться окружающим, помня о том, что каждый из нас несет свой крест;
7) искать силы утешения и надежду в тишине и покое молитвы, вере;
8) сдерживать слезы сожаления и жалости к себе.
Как бороться с депрессией. Нет таких людей, которые бы не сталкивались в своей жизни с потерями и разочарованиями. Однако следует отметить, что не каждый человек при этом впадает в депрессию. Причина возникновения такого состояния кроется в нашей реакции, в нашем отношении ко всему плохому, с чем приходится встречаться на жизненном пути. Наша реакция, в свою очередь, обусловлена определенными стереотипами нашего мышления. Почва, на которой развивается депрессия, это наше сознание.
Таким образом, чтобы обезоружить депрессию, мы должны разрушить неверные стереотипы мышления. Это не очень легко, но возможно.
Некоторые молодые люди думают, что быть грустным очень плохо. Они считают своим долгом улыбаться 24 часа в сутки и 365 дней в году. Такое отношение сопряжено с огромным внутренним напряжениям. Между тем это вполне естественно грустить об утрате. Ничего удивительного нет и в том, что разочарование приводит к унынию. Была бы странной противоположная реакция. Заторможенность чувств (апатия) при унынии в какой-то степени даже помогает человеку тем, что побуждает его остановиться и прийти в себя.
Между тем мы не можем и игнорировать грустные чувства, иначе они глубоко пустят корни в нашей душе, разрушая ее почву. Человек в состоянии обезоружить собственную депрессию, лишить ее силы тянуть вниз и подавлять. Надо только напрячься и сделать это усилие.
Вот некоторые способы решения проблемы депрессии.
Ситуация 1.
Проблема. Человек старается забыть случившееся с ним, вести себя так, словно ничего не произошло, замыкается в себе, пытается внушить себе, что событие, причинившее ему боль, было просто ошибкой неопытной юности, старается ни с кем не обсуждать эту тему («Зачем это нужно?»), пытается внушить себе, что этого не было, что черное на самом деле белое и т. д. такая реакция на события не поможет преодолеть депрессию.
Решение. Если человека действительно кто-то сильно обидел, ранил, необходимо с ним поговорить, иначе облегчение никогда не придет. Будет притупление боли, которая в будущем обязательно проявит себя, только неожиданным образом в совсем не связанной с ней ситуацией. Таковы часто результаты детских психологических травм они сказываются на душевном состоянии и тяготеют над человеком всю жизнь, даже если он совершенно забыл о случившемся (что чаще всего и происходит). Сложную ситуацию необходимо разобрать, пусть даже эти действия не приведут к примирению или возврату утерянного.
Ситуация 2.
Проблема. Человек прилагает большие усилия, чтобы скрыть свою проблему, особенно если чувствует себя виноватым. Человек страшно боится, что то, что он пытался ото всех скрыть, вдруг предстанет на всеобщее обозрение. Такая реакция называется «вытеснением» и является просто самообманом. Искусственно вытесненная вина впоследствии сказывается на всей жизни человека, даже если он забудет о ней, и никто другой так и не узнает о случившемся.
Решение. Если в произошедшем неприятном случае действительно была вина человека, ему следует честно в этом признаться, как себе, так и другим. Кроме того, необходимо попросить прощения и разрешить вопрос с человеком, который причастен к этому делу.
Ситуация 3.
Проблема. Человек думает, что все в жизни относительно. Все зависит лишь от того, под каким углом взглянуть на проблему. Как будто бы он все понимает, всех прощает и при этом на все смотрит свысока со снисходительной улыбкой. В результате ему все чаще и чаще приходится идти на сделку с совестью. Даже если он оказывается причиной неприятностей для других или сам сталкивается с проблемой по своей вине, он всегда стремится найти себе оправдание.
Решение. Человеку, таким образом относящемуся к жизненным событиям, необходимо научиться называть вещи своими именами. Его «теория относительности» не убережет ни от стресса, ни от депрессии. Ведь зло все равно останется злом, какие бы декорации его ни окружали. Но если видеть вещи такими, какие они есть, это поможет в решении проблем и сложных ситуаций, поскольку даст правильное понимание вещей. Человек сможет осознать, что ему на самом деле нужно менять.
Ситуация 4.
Проблема. Человек использует свою проблему для того, чтобы привлечь к себе внимание, вызвать жалость окружающих. Это помогает ему чувствовать себя особенным в глазах других людей, таким образом повышая уровень собственной значимости. Но это всего лишь самообман. Жажда получения от других людей внимания и сочувствия не должна превращаться в самоцель. Внимание толпы не восполнит потерю и не исцелит душевных ран.
Решение. Такой человек должен постараться преодолеть жалость к себе и перестать выискивать среди окружающих тех, кто будет жалеть его, восхищаясь его страданиями и проблемами. Навязчивое требование сочувствия от других людей не уменьшит жалости к самому себе, а только увеличит ее. Необходимо попытаться внести какие-нибудь перемены в свой распорядок жизни, найти новые интересы и заботы.
Ситуация 5.
Проблема. Для человека бремя проблемы казалось настолько тяжелым, что он страстно хотел бы избавиться от этого тяжкого груза, но куда его деть? Он начинает выискивать среди друзей того, кто готов взять его бремя на себя. Почему бы и нет? Ведь это же его старые приятели. Пусть они помогут ему, ведь у него самого ничего не получается.
Решение. Такому человеку следует научиться самостоятельно принимать решения, быть более уверенным в себе и с верой смотреть в будущее, не ожидая, что кто-то другой станет руководить им и тянуть его «воз» на себе. Несколько советов тем, кто переживает депрессию:
1) постарайтесь осознать, что горе это один из неотъемлемых периодов жизни каждого человека;
2) постарайтесь полностью осознать себя как личность, взгляните на себя как бы со стороны, как на полноценного человека, способного позаботиться о себе, справиться со своими желаниями и эмоциями;
3) не старайтесь переделать людей, заставить их подстроиться под вас, воспринимайте их такими, какие они есть;
4) не надейтесь снова стать таким, каким вы были раньше, помните, что можете стать лучше!
Помощь другу. Теперь, узнав о сущности депрессии, причинах ее возникновения и способах борьбы, вы можете позаботиться о своих друзьях. Если кто-то из них находится в унынии, вы можете помочь ему справиться с таким состоянием. Вот некоторые приемы, которые помогут твоему другу:
1) внимательно выслушай друга. После этого ему наверняка станет легче;
2) не критикуй его, наоборот, постарайся дать понять, что поддержишь его, что бы ни случилось;
3) постарайся оказать ему какую-нибудь реальную помощь;
4) постарайся увлечь друга новым занятием: пригласи его в секцию или кружок, куда ходишь сам;
5) если ты видишь, что депрессия продолжается длительное время и твои усилия не помогают, постарайся убедить его в необходимости обратиться к специалисту, например психологу.
Тест
В заключение предлагаю вам пройти тест, чтобы выяснить, есть ли у вас склонность к депрессии. В нем необходимо дать ответы на вопросы, оценивая их в очках от 1 до 5.
1. Я каждый день ем суп.
2. По крайней мере, четыре ночи в неделю я сплю по 7-8 ч.
3. Я чувствую, что родители заботятся обо мне, и сам также стараюсь заботиться о них.
4. Даже в самой сложной ситуации я могу положиться по крайней мере на одного из родителей или других близких родственников.
5. Я с удовольствием занимаюсь спортом, хожу в спортивную секцию.
6. Я не курю.
7. Я не употребляю алкоголь.
8. У меня нет недостатка или избытка веса.
9. Моих карманных денег хватает на необходимые расходы.
10. Я люблю читать классическую литературу.
11. Я с удовольствием принимаю участие в общественных делах.
12. У меня много приятелей.
13. У меня есть друг, которому я могу довериться.
14. Я ничем не болен.
15. При необходимости я смогу выразить словами свои чувства.
16. Я обсуждаю проблемы в школе с родителями.
17. Я развлекаюсь почти каждую неделю.
18. Я умею планировать личное время.
19. Я не люблю газированные напитки.
20. Каждый день я могу найти несколько минут для того, чтобы побыть в одиночестве и подумать о своем.
Сложите ваши очки и отнимите 20. Если вы набрали более 30 очков, вы склонны к состоянию уныния. От 50 до 75 вы подвержены депрессии в значительной степени. Более 75 вы в высшей степени подвержены депрессии.
Заключение
Пройдет немного времени, и вы научитесь принимать поражения с высоко поднятой головой и смело смотреть невзгодам в лицо, с силой и мужеством взрослого человека, а не с детским отчаянием.
Вы научитесь прокладывать свой путь, исходя из сегодняшней ситуации, потому что завтрашний день это слишком зыбкое основание для замыслов, а надежды, связанные с будущим, могут рухнуть на полпути.
И однажды вы поймете, как много вы способны вынести, поймете, что вы действительно сильны, что вы действительно чего-то стоите. Вы будете учиться на своих ошибках и проблемах и с каждым разом становиться увереннее и сильнее

Тематическая беседа «Опасности, подстерегающие современную молодежь»
Цели
1. Предостеречь старшеклассников от нежелательных поступков и действий.
2. Разобрать «ловушки», которые поджидают их на жизненном пути.
Введение
Учитель: вы знаете, что существует много вещей, на которые мы особо не обращаем внимания, не считая их опасными. Но они на самом деле могут очень сильно нам навредить: испортить отношения с другими людьми, ухудшить характер, нанести психологический и
физический ущерб. Я предлагаю сегодня поговорить о таких вещах на классном часе и серьезно поразмышлять о них.
Основная часть
Опасности, с которыми молодежь уже сталкивается
1. Лень. Кто-то сказал, что этот порок свойствен каждому человеку и победить его просто невозможно. Он требует ежедневной победы. Вы согласны с таким высказыванием?
Сегодня лень чаще называют стремлением как можно больше развлекаться. Но такое определение существенно снижает эмоциональную окраску этого качества и уменьшает моральную ответственность за его проявление.
Самое интересное, что лень в большинстве случаев программируема. Это значит, что она редко проявляется просто так, сама по себе и без желания человека.
Между тем большинство людей по своей натуре склонны к лености. Очень часто нам необходимы угрызения совести, сила воли, некий интерес или стимул, даже порой контроль и другие мотивы, чтобы мы приступили к работе. Однако основное проявление лености обостряется дома, особенно, когда человек молодой.
Первый вопрос для обсуждения. Что можно сказать о ленивом человеке? (Выслушать ответы учеников и затем их дополнить).
1. Люди, склонные к лени, не могут сконцентрироваться на чем-то, не могут приложить усилий для достижения поставленной цели.
2. Ленивые люди обычно вырастают в семьях, где родители служат ребенку, угождают ему, заботятся только об его удовлетворении. И постепенно у него формируется убеждение, что он особенный, что ему должны
угождать все окружающие. В результате он ищет не того, чем мог бы послужить другим, а того, чем другие могут послужить ему. Такой настрой естественным образом приводит к лености.
3. Люди, склонные к лени, как правило, вырастают в таких семьях, где у них нет домашних обязанностей, их не приучали к труду, к уважению чужого труда и не отказывали в удовлетворении никаких потребностей.
4. Одной из причин того, что ребенок вырос ленивым, может стать то, что он рос в неполной семье или родители уделяли ему мало внимания.
(Этот перечень при желании можно дополнить).
Второй вопрос для обсуждения. Как победить лень?
Школьники могут подумать и дать свои рекомендации по преодолению лени. Самостоятельный поиск ответов закрепит новые мысли.
После ответов школьников их можно дополнить и систематизировать.
Борьба с ленью включает в себя несколько этапов.
1. Понимание своей ответственности и признание проблемы.
2. Прилежание, т. е. проявление усилий против естественного ленивого нежелания что-либо сделать.
3. Привычка дисциплинирует и помогает выполнять определенные действия независимо от наличия желания.
4. Помощь других. В компании всегда веселее что- либо делать, чем в одиночку. Некоторый контроль со стороны (например, родительский) тоже помогает быть более дисциплинированным и ответственным.
2. Любовь к удовольствиям. Сами удовольствия не всегда несут в себе что-то плохое. Но опасность заключается в том, что они морально ослабляют человека. Большинство же удовольствий, которые манят современных молодых людей, очень рискованны и опасны для жизни. Любовь к удовольствиям убивает наши души, нанося непоправимый ущерб психике, разрушая нравственные устои, низводя человеческое существование до уровня животных инстинктов.
3. Низкая мораль общества (избыток секса, насилия и лжи). В современном мире все перевернуто с ног на голову. Ценности и взгляды людей извратились. Не стоит искать в обществе особую мораль или нравственность. Эти понятия давно уже были проданы в угоду зрителю, деньгам и успеху. Наш мир развращен.
И вы, молодые люди, вырастаете в таком в обществе, где мораль и нравственность находятся на весьма низком уровне. И главная опасность заключается в том, что раннее знакомство с пороками зачастую вызывает у школьника не отвращение, а интерес. Порочное, безнравственное поведение, как опасный вирус, заражает молодежь. И впоследствии он заметно проявляется в их жизнях, поступках и поведении.
Первый вопрос для обсуждения. Как вы считаете, вредно ли для психики смотреть фильмы ужасов?
Выслушав мнение учеников, учитель должен высказать свое мнение, но не навязчиво. При этом стоит отметить, что при просмотре фильма ужасов человек переживает стресс. Страшные образы откладываются где-то в подсознании, в результате чего они потенциально могут когда-нибудь всплыть оттуда при стечении определенных обстоятельств в жизни. Все это может привести к развитию психических отклонений и заболеваний.
Второй вопрос для обсуждения. Как вы чувствуете себя, когда в просматриваемом фильме возникает сексуальная сцена и при этом с вами в одной комнате находится отец или мать? Как ваши родители реагируют в такой ситуации?
Воспитание нравственности начинается еще в родительском доме. Если отец спокойно продолжает смотреть фильм с сексуальными сценами в присутствии дочери, то у девушки возникает чувство незащищенности. В дальнейшем она будет слаба перед настойчивыми непристойными требованиями парней, которые захотят использовать ее для своего удовлетворения.
Когда юноша видит спокойное отношение родителей к сексуальным сценам по телевизору, у него сложится впечатление, что ничего плохого в таком поведении нет. Это не только классно, но и можно. Родители не против. Хотя это может быть совсем не так.
За пределами родительского дома большинству людей и вовсе нет дела до вашего нравственного воспитания, правильное ли у вас понимание человеческих ценностей или нет.
В этом заключается большая опасность.
4. Отсутствие или недостаток гуманистического образования. Сегодняшнее образование не просто исключает Бога и религиозную мораль и этику, но оно, по сути, является враждебным по отношению ко всему этому. С одной стороны, различные религии в России вроде бы становятся все более открытыми и доступными для общества, но в том же самом обществе над истинными верующими иногда посмеиваются, унижают и считают их фанатиками.
Подавляющее большинство преподавателей школ, техникумов, вузов являются атеистами и не придерживаются духовных принципов, провозглашаемых в христианстве или иных вероисповеданиях. Соответственно этому они в процессе своего преподавания, имея определенное влияние на молодежь, заражают их популярными атеистическими идеями, уводящими их от духовных ценностей.
А ведь именно в этом юном возрасте у человека закладывается фундамент личностных ценностей и мировоззрение, которыми он будет руководствоваться во всей последующей жизни.
Вопрос для обсуждения. Если рассматривать школу и СМИ, равноценно ли по объему получаемое от них количество информации, которая представляет атеистическую точку зрения и религиозную позицию?
Здесь даже нечего обсуждать. Настолько мизерное количество информации получаем мы о религии! Например, живя в России, которая на протяжении многих веков являлась православной страной, и даже зачастую будучи крещеным, человек очень часто понятия не имеет о самом христианском учении, даже несмотря на то, что оно, возможно, было религией его предков. Потому что человека в основной массе окружают люди, исповедующие атеизм. Следует признать, что атеизм это тоже своего рода религия со своим учением и поклонниками, порой даже фанатиками. Засилье атеизма это просто не демократично, это нарушение свободы человека, особенно когда это учение просто внушается со школьной скамьи. Как и религию, человек должен сам выбрать атеизм. А чтобы сделать выбор, нужно предоставить варианты. Этого пока нет.
5. Отсутствие правильных отношений в семье. Семья оказывает на человека огромное влияние, особенно на подсознательном уровне и путем примера. Мы можем не любить наших родителей, но мы так много перенимаем от них, больше, чем мы думаем.
Но семейные ценности в настоящее время очень скудны. В семьях нередки скандалы, равнодушие, нецензурные ругательства, неуважительное отношение друг к другу и т. д. Но есть некоторые вещи, которым человек должен обязательно научиться в своей семье. Это уважение старших, почитание родителей, взаимопомощь, трудолюбие и т. п.
6. Компьютерные игры. Компьютерные игры появились с изобретением первого компьютера. Игра на компьютере зачастую вызывает психические сдвиги у подростков. Причина в том, что в виртуальной реальности он может убивать, превращаться в вампира, оборотня, супермена и т. д. Для некоторых молодых людей наступает такой момент, когда они не могут отличить виртуальную реальность от реальной жизни. И если у такого молодого человека окажется в руках оружие, последствия могут быть непредсказуемы. Такие случаи уже были, о них все чаще говорят в новостях: подростки, увлекающиеся компьютерными играми, начинают убивать в реальной жизни.
Специалисты-психологи отмечают, что темы и краски детских рисунков в последнее время становятся все мрачнее. Наблюдается увеличение детей с психическими отклонениями. По статистике, среди детских неврозов сейчас доминируют неврозы тревожности и страха. Резко возросло число аутичных детей, которые полностью замыкаются в себе. Развитие такого ребенка либо приостанавливается, либо протекает в каком-то неожиданном направлении. Компьютерная игра с ее виртуальным миром во много раз опаснее для подростка, чем просмотр телевизора. Игрок с головой окунается в искусственную реальность. Таким образом он привыкает убегать и прятаться от жизненных проблем, вместо того чтобы решать их, и это неминуемо осложнит ему жизнь в будущем.
7. Юношеский максимализм. Он находит свое выражение в:
1) завышенной или заниженной самооценке;
2) ложном взгляде на уровень своего понимания жизни.
Один пожилой человек сказал, что до 20 лет он думал, что все хорошо и прекрасно понимает. Но, уже перевалив за 20-летний рубеж, он начал осознавать, как многого не знает, да и то, что знал, было неполным и несовершенным
Иными словами, проблема юношеского максимализма заключается в том, что молодой человек начинает думать следующим образом: «Я буду относиться к себе хорошо, если все будут относиться ко мне хорошо». Но это не так. Ценность человека не зависит от мнения о нем окружающих людей.
8. Незрелость мало серьезных размышлений и отсутствие анализа поступков. Незрелость порой даже может создавать проблемы. Но самое страшное, если она укореняется в молодом человеке и влияет на формирование его характера, что впоследствии организует его жизнь неправильным образом, направит по неправильному пути.
В юности искушения зачастую очень сильны, и у молодых людей недостаточно опыта для борьбы с ними. Нередко отсутствует и само понимание того, что с ними нужно бороться.
Незрелость слабо удерживает его от подобных ошибок. Молодые, неопытные люди доверяют многому, потому что еще не обожглись. В юности все считают себя непобедимыми, устойчивыми. Между тем у них недостаточно опыта и понимания жизни, чтобы правильно оценивать ее и не попасть в ее ловушки. Это очень опасное время.
Рассмотрим сложности, с которыми предстоит столкнуться.
1. Реальность не такая, какой казалось, когда я был в школе. Для многих молодых людей этот факт становится шоком. После окончания школы, когда молодой человек вступает в широкий мир, не ограниченный ничем, он видит, что в обществе господствуют иные взгляды, чем те, которым их учили преподаватели.
По этой причине у молодого человека возникает внутренний конфликт, давление внутри его самого нарастает, побуждая начать жить так, как живут все вокруг. Хотя мир для молодого человека в социальном плане расширяется, тем не менее, появляется желание быть таким, как все, иметь то же, что имеют другие, и стремиться к тому же, к чему стремятся все люди.
2. Очень трудно в это время не потерять свою индивидуальность. Взрослея, человек все больше склоняется выбрать и принять чей-то уже существующий образ, а не трудиться над созиданием собственного неповторимого образа.
3. Ответственность за себя, финансовая свобода. С одной стороны, многие молодые люди не приучены к ответственному отношению к деньгам. Но они уже вступают в мир взрослых, где необходимо начинать заботиться о себе. Важно подготовить себя к этому.
Другой опасностью является чрезмерное стремление к обогащению. Оно может подменить собой все остальные цели, сделав их незначительными, несущественными. Между тем чисто материальные помыслы духовно обедняют личность.
4. Последствия прежних проступков. Последствия неправильного поведения в прошлом или каких-то ошибок могут привести к серьезным проблемам и конфликтам в будущем. Необходимо стараться сразу разрешать все негативные ситуации, чтобы они не принесли своего горького плода в будущем.
5. Свобода. Она приводит также к потере хорошего влияния и разрушению сдерживающих родительских барьеров. Молодой человек (или девушка) наконец-то вырвался из-под родительской опеки и стремится жить так, как ему хочется, и получать удовольствие от жизни, не задумываясь о будущем и возможных негативных последствиях.
6. Виртуальная реальность. Если в подростковом возрасте игра остается игрой и развлечением, то во взрослом мире виртуальная реальность несет в себе намного большую опасность для человека. Она заключается в том, что вчерашний школьник может с головой уйти в виртуальную жизнь, тем самым пытаясь скрыться от реалий собственной жизни.
Такое отношение к жизни приводит к тому, что недавний выпускник теряет саму ее суть, с головой окунаясь в ее искусственный заменитель. В результате личность человека, ее познание окружающего мира становятся неважными. Сознание с безумием увлекается нарастающим многообразием форм бытия, которые теперь человек моделирует для себя сам. Это затягивает не слабее наркотиков.
Что побуждает людей бежать от реальности, предпочитая ей жизнь в Сети? В нашем мире, пропитанном погоней за материальными ценностями, люди задыхаются от нехватки душевного нормальных дружеских отношений, верности, любви. Невидимая рука направляет людей всеми силами стремиться достигать материального благополучия, обещая счастье. Не достигая успеха на этом пути, люди начинают ломаться внутренне, чувствуют себя «лузерами» в обществе. А те, кто достиг определенных успехов, не чувствуют обещанного душевного удовлетворения. Материальные ценности не могут сделать человека счастливым, каким бы алчным и корыстным он ни был. Человеческой душе требуется нечто большее, чем одежда, дорогая техника, квартира, машина и отдых на элитных курортах.
Духовная, внутренняя пустота заставляет человека искать ту среду, которая могла бы создать хотя бы иллюзию полноты и удовлетворенности. Однако такая виртуальная реальность напрямую влияет на душевное состояние человека, нанося ему непоправимый ущерб.
7. Эффективность неправильных методов воздействия. Мы живем в мире, в котором люди часто руководствуются мелкими, эгоистичными и безнравственными взглядами. Молодой человек невольно начинает брать с них пример. У него нет стимула поступать иначе, лучше. Тем более что неправильные методы часто более эффективны, чем честные и достойные.
В качестве примера можно привести попытку поступить в вуз: абитуриент, сумевший «найти подход» к членам вступительной комиссии, зачастую имеет больше шансов на успех, чем тот, кто этого сделать не смог или не захотел.
Заключение
Итак, мы рассмотрели проблемы, с которыми вы можете столкнуться в скором будущем. Войдут они в вашу жизнь или нет, зависит лишь от вашего личного выбора. Чем вы при этом будете руководствоваться здравым смыслом или внутренними желаниями, дело за вами, как и ответственность. Я призываю вас все же быть разумными и размышлять уже сейчас о вещах более важных, чем сиюминутные удовольствия и мелкие подростковые трагедии.
Всегда помните пословицу, что «спасение утопающего дело рук самого утопающего». Сейчас вы строите свою жизнь. Вы еще в начале пути, когда все возможно. Старайтесь обдумывать каждое свое решение. Потому что будете вы счастливы в жизни или нет, зависит только от вас.

Номинация: коррекционные занятия психолога с подростками 8-9 класс

Должность: педагог-психолог

Занятие с детьми подросткового возраста «ДЕПРЕССИЯ: Давай поговорим!»

Тема: «Депрессия: давай поговорим»
Форма: занятие с детьми подросткового возраста
Цель:
профилактика депрессивных состояний и девиантного поведения у детей подросткового возраста
Задачи:
Формирование положительных взглядов на жизнь и самоценность человеческой жизни,
Знакомство с методами психологической саморегуляции,

План мероприятия
Вводная часть
Разминка игра «Колечко».
Игра«Запомни слова»

Основная часть.

Беседа о депрессии.



Заключительная часть
Рефлексия
Заключительное слово

Ход мероприятия

Вводная часть
Разминка игра «Колечко».
Педагог-психолог:
Ребята, здравствуйте! Сегодня мы организовали нашу встречу для того, чтобы поговорить на очень важную и актуальную тему. Предмет нашего разговора мы определим несколько позже, а для начала я предлагаю вам настроиться на работу и поиграть в игру, которая знакома всем. Вспомните, еще недавно вы играли в игру «Колечко». Вам всем нужно сложить ладошки вместе. Моя же задача незаметно вложить в чьи-то руки колечко. Все остальные участники должны определить, у кого теперь находится это кольцо. Итак, начнем.(участники играют в игру)

Педагог-психолог: Ребята, согласитесь, что игра довольно простая, но все же, если хочешь выиграть, то она заставляет находиться в напряжении. Но все же вы отлично справились!

Игра«Запомни слова»

Педагог-психолог: Теперь я предлагаю вам второе задание. На экране для вас будут демонстрироваться слова. Ваша задача – запомнить как можно больше слов.(идет показ слайдов)
Педагог-психолог: Я порошу желающего назвать те слова, которые запомнились.(ответы участников)
Педагог-психолог: Ребята, оба этих задания были не случайными. Они, казалось бы, не отличаются от простой игры, но в то же время заставляют активизироваться, напрягаться, следить внимательно за происходящим. Так и в нашей жизни нередко случаются ситуации, в которых человек находится в напряжении. Ребята, а как вы думает, постоянное напряжение может быть опасным для человека? (ответы детей)
Действительно, нахождение в постоянном эмоциональном напряжении, тяготы жизни, ссоры, конфликты, могут привести к стрессу и даже депрессии. О ней мы сегодня с вами и поговорим.

Основная часть.


Информирование о Всемирном дне здоровья
Педагог-психолог:
Ребята, скажите, а вы знаете, какой сегодня день? (ответы детей)
Ежегодно7 апреля во всех странах отмечается Всемирный день здоровья. В этом году этот день проходит под девизом «Депрессия: давай поговорим» (слайд 1)
Всемирная организация здоровья объявила о проведении годовой кампании «ДЕПРЕССИЯ: ДАВАЙ ПОГОВОРИМ» и сделала темой ВСЕМИРНОГО ДНЯ ЗДОРОВЬЯ 2017 ГОДА борьбу с депрессией. Во Всемирной Организации Здравоохранения считают, что данный шаг поможет развеять негативные стереотипы, связанные с этим заболеванием, и подтолкнуть большее число людей к тому, чтобы обратиться за помощью.

Беседа о депрессии.


Педагог-психолог:
Ребята, что такое, по вашему мнению, депрессия и как она проявляется? (ответы детей)
Депрессия – распространенное длительное расстройство, от которого страдают люди всех возрастных и социальных групп во всех странах мира. Она причиняет психические страдания, негативно отражается на способности человека выполнять даже самые простые повседневные задачи и иногда может иметь катастрофические последствия для взаимоотношений человека с близкими и друзьями. Иногда депрессия заканчивается плачевно для человека.
Вроде бы кажется, что на дворе XXI век – век коммуникации и информационных технологий, когда люди из разных точек мира могут общаться друг с другом, но общение чаще всего сводится к банальному: «Привет! Как дела?». Человек чаще всего, по сути, остается один перед экраном монитора компьютера или иного современного гаджета. У такого одинокого человека, который замкнут в своем мире и находится в постоянном напряжении, постоянно сталкиваясь с проблемами, может развиться депрессия.

Решение проблемной ситуации «Портрет депрессивного человека»


Педагог-психолог:
Ребята, скажите, как бы вы могли описать человека, у которого возможно наблюдается депрессия?(ответы детей)
Педагог-психолог: Среди признаков депрессии доктора называют такие, как:

  1. Отрешенность, нежелание общаться даже с близкими людьми
  2. Нехватка энергии,
  3. Снижение аппетита,
  4. Сонливость или бессонница,
  5. Постоянное чувство тревоги,
  6. Снижение концентрации внимания,
  7. Нерешительность,

Чувство собственной ничтожности и ненужности, вины или отчаяния.
В таком сложном положении люди бывает, решаются на непоправимые поступки. Людям, столкнувшимся с депрессией необходима помощь специалистов, а также родных и друзей, тое есть любого близкого человека. И нельзя отрицать, что для кого-то таким человеком можете стать именно вы.

Мозговой штурм «Вместе победим депрессию»


Ребята, давайте вместе подумаем, что можно сделать, чтобы победить депрессию? (ответы детей)
Самое главное, что нужно помнить: если у вас депрессия (или просто плохое настроение) – не оставайтесь надолго в одиночестве. Если у вас проблемы – не копите плохие эмоции в себе, делитесь своими мыслями с близким человеком, которому вы доверяете.

Регулярные физические нагрузки позволяют также бороться с депрессией. Даже простая прогулка значительно улучшает настроение и вносит ясность в мысли человека.
Придерживайтесь правильного режима сна и отдыха. Здоровый отдохнувший организм лучше противостоит внешним негативным факторам.

Хвалите себя за любые, даже самые незначительные успехи.

Ни в коем случае нельзя употреблять алкоголь или другие психоактивные вещества, они только усугубят положение.

В особо сложных случаях (если депрессия длиться на протяжении 3-4 месяцев, то перетекает в болезнь) не исключено обращение к врачу.

Если депрессия случилась у вашего близкого человека, то не лишним будет знать слова поддержки:
«Ты не один»,
«Я никогда не оставлю тебя»,
«Я не могу до конца понять, что ты чувствуешь, но я тебе очень сочувствую»,
«Давай я тебя обниму»,
«Ты очень важен для меня»,
«Ты справишься, и я буду с тобой до конца»,
«Надежда есть всегда»

Релаксация «Дыхательная гимнастика»


Педагог-психолог:
Ребята, для того, чтобы снять напряжение, в том числе и эмоциональное, совершенно не обязательно конфликтовать или ввязываться в драки. Если у вас случилась небольшая неприятность, нужно избавиться, во-первых, от негативных мыслей, а, во-вторых, от мышечного напряжения. Помочь в этом могут простые дыхательные упражнения. Я хочу познакомить вас с некоторыми из них.


Вдох – задержка – выдох (мысленный счет):
1-4 – вдох, 1-4 – задержка, 1-6 – выдох;
1-4 – вдох, 1-4 – задержка, 1-8 – выдох;
– вдох, 1-5 – задержка, 1-10 – выдох;
– вдох, 1-6 – задержка, 1- 12 – выдох;

Вдох – резкий выдох (мысленный счет):
– вдох, резкий выдох;

Вдох – выдох порциями, дыхание опускается до живота.
Попеременно вдыхать одной ноздрей, выдыхать — другой.

Заключительная часть

Рефлексия

Педагог-психолог: Ребята, что нового вы узнали из нашего разговора?
Был ли он для вас полезен?(ответы детей)

Заключительное слово


Педагог-психолог: В завершении занятия, я хочу пожелать вам, что бы на вашем жизненном пути было ка можно меньше трудностей, а с теми которые вдруг вам встретятся, вы смогли бы быстро справиться. Спасибо за внимание! До свидания!

Название: Профилактическое занятие с детьми подросткового возраста «Депрессия: давай поговорим»
Номинация: коррекционно-развивающие занятия с подростками

Должность: педагог-психолог
Место работы: ГБУ Петровский детский дом
Месторасположение: Республика Башкортостан, Ишимбайский район, с. Петровское

МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Югорский государственный университет» (ЮГУ)
ЛЯНТОРСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования «Югорский государственный университет»
(ЛНТ (филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ»)
Классный час – беседа
Тема: «Депрессия и способы борьбы с ней» (продолжение)
Дата проведения 21 ноября 2016г.

Разработан для студентов ___2____ курса
Разработала: Абдулманафова Г.С.

Цели
1. Осветить основные признаки депрессии.
2. Выявить причины развития депрессии.
3. Показать пути преодоления и предотвращения депрессии.
4. Выработать чувство уверенности, что депрессию можно победить.
5. Научить школьников реально оценивать проблемы, возникающие в жизни, и
принимать сложные ситуации, не зацикливаясь на них, продолжать строить
жизнь.
Введение
Тема сегодняшнего классного часа - депрессия. Мы поговорим более
подробно об этом состоянии, его причинах и путях выхода. Но сначала я
предлагаю сыграть в игру.
Игра «Тренировка памяти»
В игре участвуют 5 человек. Им раздают чистые листы бумаги и ручки.
Ведущий зачитывает 20 слов. Игроки должны его внимательно слушать. После
этого дают 5 мин на то, чтобы участники игры записали на память все слова,
которые прозвучали.
После игры можно спросить, что чувствовали те участники, которые написали
80­100% услышанных слов, и те, кто написал меньше.
Основная часть
Преподаватель: существует два типа людей. Одни, увидев, что у них ничего не
получилось, разочаруются и впадут в депрессию. Такие люди часто страдают из­
за заниженной самооценки, считая, что они никогда не смогут стать лучше.
Другие начнут искать способ достижения поставленной цели. Давайте
рассмотрим, что же такое депрессия.
Причины возникновения депрессии. Каким образом возникает депрессия? В
большинстве случаев она развивается как следствие каких­либо потерь,
перенесенных людьми (потеря любимого, потеря трудоспособности, потеря
самоуважения). Психическое состояние, характеризуемое как депрессия, можно
назвать следствием обостренной реакции человека на потерю, чувство
разочарования. Многие люди, не нашедшие выхода из сложных ситуаций,
впадают в депрессию.
Следует отметить, что существуют разные мнения о причинах возникновения
депрессии. Одни связывают эту болезнь с нарушениями биологических или
химических процессов в организме человека, физиологическим дисбалансом. В
таких случаях считается, что даже очень серьезные формы продолжительной
депрессии поддаются лечению.
По мнению других, депрессия связана в основном с эмоциональными
травмами, полученными в детстве. Глубокие душевные раны могут привести к
очень серьезным приступам депрессии.

В связи с неоднозначностью существующих мнений можно сформулировать
следующее определение депрессии: это состояние, характеризующееся
тоскливым настроением, замедлением мыслительных процессов, психомоторных
реакций, зацикливанием на травмирующей ситуации. Человек, находящийся в
депрессии, с пессимизмом смотрит в будущее. У него может пропасть аппетит,
нарушиться сон, он часто плачет, бывает раздражительным.
Конечно, наверняка каждый из присутствующих может сказать, что хотя бы
раз, но испытывал что­то подобное. Неужели он уже болен? На самом деле
депрессия -
это действительно болезнь, но в том случае, если она длится в течение
длительного времени. Так, например, если кто­ то подвержен длительным и
мучительным депрессиям, приводящим к душевному бессилию, длящемуся
более 3­ 4 месяцев, ему следует как можно скорее обратиться к врачу. Такому
человеку обязательно требуется помощь специалиста. Если же подавленное
настроение продолжается неделю­другую, то не стоит впадать в панику и тем
самым усугублять свое состояние.
На этом уроке мы не будем рассматривать депрессию как заболевание.
Рассмотрим депрессию как реакцию на неудачу, проблему или потерю.
Одним из наиболее распространенных видов депрессии, который переживал,
наверное, каждый из нас, является уныние. В состоянии уныния человек
продолжает нормально жить, действовать, однако мир вокруг него кажется
очень мрачным, а каждая возникающая перед ним задача - непосильной. Он все
время находится в этом состоянии и никак не может избавиться от этого
чувства. После непродолжительной фазы бодрствования у человека снова
наступает полная апатия. Возможно, кто­то уже переживал такое состояние?
Первый вопрос для обсуждения. Назовите обстоятельства, которые в
настоящее время могут вызвать у вас состояние уныния.
Преподаватель записывает ответы на доске в столбик. Они могут быть
следующими:
1) отсутствие взаимопонимания в отношениях с родителями;
2) проблемы в общении с одноклассниками, друзьями;
3) отсутствие возможностей для осуществления своих желаний;,
4) отсутствие или недостаточное количество карманных денег;
5) потеря самоуважения;
6) потеря трудоспособности;
7) неудачи в учебе, других сферах жизни и т. д.
В большинстве случаев уныние развивается по этапам.
Первой стадией можно назвать уже описанное ранее состояние, вызванное
серьезной потерей в жизни или разочарованием. Это может быть любое
негативное событие или факт, которые наполняют нашу жизнь, - отвержение,
несправедливость, оскорбление или что­то подобное.

Второй вопрос для обсуждения. Перечислите чувства, которые возникли
у вас в связи с потерей близкого человека, прекращением взаимоотношений с
другом, утратой надежды, разрушенной мечтой и т. п.
Ответы записываются во второй столбик на доске. Они могут быть
следующими:
усугубляется эмоциями,
1) глубокая печаль;
2) физическая боль;
3) вина;
4) потребность вновь обрести потерянное;
5) изоляция от окружающих (одиночество);
6) противоречивые чувства, замешательство;
7) потеря самоуважения и др.
Вторая стадия развития уныния: подавленное состояние, вызванное
вызванными
потерей или разочарованием,
неудовлетворенностью ситуацией. Человек не перестает думать о том, как
плохо с ним обошлись или насколько несправедлива к нему жизнь. В результате
его охватывают гнев и негодование. Вспыхивает обида. Он растерян,
деморализован. Гнев снежным комом продолжает нарастать где­то глубоко
внутри.
Третья стадия развития уныния: в добавление к мучающим душу негативным
эмоциям добавляется жалость к самому себе. В результате печаль, вызванная
потерей, переходит в глубокое уныние. Жизнь начинает казаться невыносимой.
Чувства, вызванные потерей и разочарованием, продолжают разрастаться с
каждым днем. Надежда найти выход из сложившейся ситуации становится все
более призрачной. Человек испытывает ужасную жалость к самому себе. Все это
усугубляет его состояние.
Таким образом, мы можем вывести упрощенную формулу депрессии: потеря +
возмущение, гнев + жалость к самому себе = депрессия.
Третий вопрос для обсуждения. Что, на ваш взгляд, может послужить
источником сил в преодолении прошлых утрат?
Ответы записываются в третий столбец на доске. Они могут быть примерно
следующего содержания:
1) постараться перестать думать о своих проблемах и постараться понять нужды
и переживания других людей;
2) все переосмыслить и начать жить по­новому с новыми взглядами и позицией;
3) постараться пережить крушение своих надежд и продолжать идти вперед;
4) возвращаться мысленно к счастливым дням и постараться не думать о
грустном;
5) пытаться найти в себе силы начать все сначала;
6) улыбаться окружающим, помня о том, что каждый из нас несет свой крест;
7) искать силы утешения и надежду в тишине и покое молитвы, вере;
8) сдерживать слезы сожаления и жалости к себе.

Как бороться с депрессией. Нет таких людей, которые бы не сталкивались в
своей жизни с потерями и разочарованиями. Однако следует отметить, что не
каждый человек при этом впадает в депрессию. Причина возникновения такого
состояния кроется в нашей реакции, в нашем отношении ко всему плохому, с
чем приходится встречаться на жизненном пути. Наша реакция, в свою очередь,
обусловлена определенными стереотипами нашего мышления. Почва, на которой
развивается депрессия, - это наше сознание.
Таким образом, чтобы обезоружить депрессию, мы должны разрушить неверные
стереотипы мышления. Это не очень легко, но возможно.
Некоторые молодые люди думают, что быть грустным - очень плохо. Они
считают своим долгом улыбаться 24 часа в сутки и 365 дней в году. Такое
отношение сопряжено с огромным внутренним напряжениям. Между тем это
вполне естественно - грустить об утрате. Ничего удивительного нет и в том,
что разочарование приводит к унынию. Была бы странной противоположная
реакция. Заторможенность чувств (апатия) при унынии в какой­то степени даже
помогает человеку тем, что побуждает его остановиться и прийти в себя.
Между тем мы не можем и игнорировать грустные чувства, иначе они глубоко
пустят корни в нашей душе, разрушая ее почву. Человек в состоянии
обезоружить собственную депрессию, лишить ее силы тянуть вниз и подавлять.
Надо только напрячься и сделать это усилие.
Некоторые способы решения проблемы депрессии.
Ситуация 1.
Проблема. Человек старается забыть случившееся с ним, вести себя так,
словно ничего не произошло, замыкается в себе, пытается внушить себе, что
событие, причинившее ему боль, было просто ошибкой неопытной юности,
старается ни с кем не обсуждать эту тему («Зачем это нужно?»), пытается
внушить себе, что этого не было, что черное на самом деле белое и т. д. - такая
реакция на события не поможет преодолеть депрессию.
Решение. Если человека действительно кто­то сильно обидел, ранил,
необходимо с ним поговорить, иначе облегчение никогда не придет. Будет
притупление боли, которая в будущем обязательно проявит себя, только
неожиданным образом в совсем не связанной с ней ситуацией. Таковы часто
результаты детских психологических травм - они сказываются на душевном
состоянии и тяготеют над человеком всю жизнь, даже если он совершенно забыл
о случившемся (что чаще всего и происходит). Сложную ситуацию необходимо
разобрать, пусть даже эти действия не приведут к примирению или возврату
утерянного.
Ситуация 2.
Проблема. Человек прилагает большие усилия, чтобы скрыть свою проблему,
особенно если чувствует себя виноватым. Человек страшно боится, что то, что
он пытался ото всех скрыть, вдруг предстанет на всеобщее обозрение. Такая
реакция называется «вытеснением» и является просто самообманом.
Искусственно вытесненная вина впоследствии сказывается на всей жизни

человека, даже если он забудет о ней, и никто другой так и не узнает о
случившемся.
Решение. Если в произошедшем неприятном случае действительно была вина
человека, ему следует честно в этом признаться, как себе, так и другим. Кроме
того, необходимо попросить прощения и разрешить вопрос с человеком,
который причастен к этому делу.
Ситуация 3.
Проблема. Человек думает, что все в жизни относительно. Все зависит лишь
от того, под каким углом взглянуть на проблему. Как будто бы он все понимает,
всех прощает и при этом на все смотрит свысока со снисходительной улыбкой. В
результате ему все чаще и чаще приходится идти на сделку с совестью. Даже
если он оказывается причиной неприятностей для других или сам сталкивается с
проблемой по своей вине, он всегда стремится найти себе оправдание.
Решение. Человеку, таким образом относящемуся к жизненным событиям,
необходимо научиться называть вещи своими именами. Его «теория
относительности» не убережет ни от стресса, ни от депрессии. Ведь зло все
равно останется злом, какие бы декорации его ни окружали. Но если видеть
вещи такими, какие они есть, это поможет в решении проблем и сложных
ситуаций, поскольку даст правильное понимание вещей. Человек сможет
осознать, что ему на самом деле нужно менять.
Ситуация 4.
Проблема. Человек использует свою проблему для того, чтобы привлечь к
себе внимание, вызвать жалость окружающих. Это помогает ему чувствовать
себя особенным в глазах других людей, таким образом повышая уровень
собственной значимости. Но это всего лишь самообман. Жажда получения от
других людей внимания и сочувствия не должна превращаться в самоцель.
Внимание толпы не восполнит потерю и не исцелит душевных ран.
Решение. Такой человек должен постараться преодолеть жалость к себе и
перестать выискивать среди окружающих тех, кто будет жалеть его, восхищаясь
его страданиями и проблемами. Навязчивое требование сочувствия от других
людей не уменьшит жалости к самому себе, а только увеличит ее. Необходимо
попытаться внести какие­нибудь перемены в свой распорядок жизни, найти
новые интересы и заботы.
Ситуация 5.
Проблема. Для человека бремя проблемы казалось настолько тяжелым, что он
страстно хотел бы избавиться от этого тяжкого груза, но куда его деть? Он
начинает выискивать среди друзей того, кто готов взять его бремя на себя.
Почему бы и нет? Ведь это же его старые приятели. Пусть они помогут ему, ведь
у него самого ничего не получается.
Решение. Такому человеку следует научиться самостоятельно принимать
решения, быть более уверенным в себе и с верой смотреть в будущее, не ожидая,
что кто­то другой станет руководить им и тянуть его «воз» на себе. Несколько
советов тем, кто переживает депрессию:

1) постарайтесь осознать, что горе - это один из неотъемлемых периодов
жизни каждого человека;
2) постарайтесь полностью осознать себя как личность, взгляните на себя как
бы со стороны, как на полноценного человека, способного позаботиться о себе,
справиться со своими желаниями и эмоциями;
3) не старайтесь переделать людей, заставить их подстроиться под вас,
воспринимайте их такими, какие они есть;
4) не надейтесь снова стать таким, каким вы были раньше, помните, что
можете стать лучше!
Помощь другу. Теперь, узнав о сущности депрессии, причинах ее
возникновения и способах борьбы, вы можете позаботиться о своих друзьях.
Если кто­то из них находится в унынии, вы можете помочь ему справиться с
таким состоянием. Вот некоторые приемы, которые помогут твоему другу:
1) внимательно выслушай друга. После этого ему наверняка станет легче;
2) не критикуй его, наоборот, постарайся дать понять, что поддержишь его,
что бы ни случилось;
3) постарайся оказать ему какую­нибудь реальную помощь;
4) постарайся увлечь друга новым занятием: пригласи его в секцию или
кружок, куда ходишь сам;
5) если ты видишь, что депрессия продолжается длительное время и твои
усилия не помогают, постарайся убедить его в необходимости обратиться к
специалисту, например психологу.
Заключение
Пройдет немного времени, и вы научитесь принимать поражения с высоко
поднятой головой и смело смотреть невзгодам в лицо, с силой и мужеством
взрослого человека, а не с детским отчаянием.
Вы научитесь прокладывать свой путь, исходя из сегодняшней ситуации,
потому что завтрашний день - это слишком зыбкое основание для замыслов, а
надежды, связанные с будущим, могут рухнуть на полпути.
И однажды вы поймете, как много вы способны вынести, поймете, что вы
действительно сильны, что вы действительно чего­то стоите. Вы будете учиться
на своих ошибках и проблемах и с каждым разом становиться увереннее и
сильнее.

Масштабы распространенности депрессии в мире настолько велики, что Всемирная организация здравоохранения объявила ее глобальной эпидемией XXI века. По данным ВОЗ, распространенность это вида психического расстройства в мире достигает 26% среди женщин и 12% среди мужчин. От депрессии страдает каждая шестая молодая мать. Она обнаруживается при большинстве соматических заболеваний, утяжеляя их течение и ухудшая прогноз. Об актуальности проблемы говорит и тот факт, что темой Всемирного дня здоровья, отмечаемого 7 апреля, ВОЗ в этом году решила сделать помощь людям, страдающим депрессией. Он пройдет под лозунгом «Давай поговорим!».

Социально-экономические последствия

Депрессия находится на 1 месте в мире среди причин неявки на работу, на втором среди болезней, приводящих к потере трудоспособности. Если не будут приняты эффективные меры, то, по прогнозу ВОЗ, к 2020 г., это заболевание парализует экономическую жизнь, как развитых, так и развивающихся стран.

Не менее 60% всех самоубийств совершаются больными депрессией. К 2020 г. именно она может стать убийцей №1. В семьях, где хотя бы один супруг страдает таким расстройством психики, разводы происходят в 10 раз чаще, чем в обычных семьях.

Депрессия - один из вызовов XXI века в т. ч. здравоохранению, психиатрии. На вызовы нужно отвечать. Это состояние может развиться у каждого. Депрессия причиняет психические страдания и оказывает воздействие на способности человека выполнять повседневные дела, а иногда имеет разрушительные последствия для его отношений с членами семьи и друзьями. В самом худшем случае она может приводить к самоубийству.

Депрессия - это заболевание, которое характеризуется постоянным состоянием уныния и потерей интереса к видам деятельности, которые обычно приносят удовлетворение, а также неспособностью делать повседневные дела, в течение, по меньшей мере, двух недель, - поясняет заведующая организационно-методическим кабинетом ГБУЗ «Краевая психиатрическая больница №1» Галина Гоменюк. - Кроме того, у людей, страдающих депрессией, обычно присутствует несколько из перечисленных ниже симптомов: нехватка энергии, снижение аппетита, сонливость или бессонница, тревога, снижение концентрации, нерешительность, беспокойство, чувство собственной ничтожности, вины или отчаяния, а также мысли о причинении себе вреда или самоубийстве.

По словам Галины Григорьевны, медперсонал, который переживает моменты депрессии, в меньшей мере склонен к сопереживанию и терпимости и может проявлять раздражительность по отношению к пациентам, что отрицательно отражается на качестве помощи.

К счастью депрессия поддается профилактике и лечению. Если человек заподозрил у себя или близких проявления заболевания, он может в рамках самопомощи использовать информативный способ самооценки своего эмоционального состояния (госпитальная шкала тревоги и депрессии - для лиц старше 18 лет).

О пользе доверительной беседы

В том случае, если тест показал наличие эмоциональных расстройств, то первым шагом к избавлению от них может стать разговор с человеком, которому доверяешь, - рекомендует специалист. - Далее следует действовать следующим образом. В случае депрессии легкой степени первая линия медицинской помощи - это врач-психотерапевт на амбулаторном приеме. А в случае средней и тяжелой - уже врач-психиатр в поликлинике. Если болезненные расстройства настолько глубоки, что человек может представлять угрозу для себя или окружающих, специалист рекомендует стационарное лечение.

Здесь следует сказать, что в государственной системе здравоохранения Приморского края уровень доступности психотерапевтической помощи низок, как и по всей России. Так, прием врачами-психотерапевтами ведется только во Владивостоке и Находке. Что касается психиатрической помощи в амбулаторных условиях, то ее можно получить во всех городах и районах края. В пяти городах (Уссурийск, Владивосток, Находка, Спасск-Дальний, Дальнегорск) работают диспансерные отделения психиатрических больниц. За этими подразделениями закреплены «кусты» территорий для оказания амбулаторной психиатрической помощи, в т.ч. в случаях, когда по месту жительства не организован прием врача-психиатра.

Если недоступна психотерапевтическая помощь, обращайтесь к врачу-психиатру. Чрезвычайно важно помнить: чем раньше проведено медицинское вмешательство, тем лучше его результаты. Существуют эффективные средства профилактики и лечения депрессии. Как правило, для лечения расстройства используются либо психотерапия, либо прием антидепрессантов, или же сочетание этих двух методов.

Как подчеркивает Галина Гоменюк, научные исследования говорят о низком уровне выявляемости депрессии:

К специалистам психиатрической службы обращаются только 13,5% больных, страдающих депрессией. 50% не обращаются за медицинской помощью; 37,5% обращаются к врачам общей практики, где депрессия выявляется только в 5% случаев.

Каковы основные причины низкого уровня выявления депрессии? На уровне пациента - это непонимание разницы между плохим настроением и депрессией как заболеванием, плюс психологический барьер перед обращением к врачу-психиатру. На уровне непрофильного врача (не психиатра и психотерапевта) - отсутствие навыков диагностики депрессии.

Как повысить степень выявляемости депрессивных расстройств на отмеченных уровнях? На уровне пациента - это реально, за счет улучшение работы просветительской и дестигматизационной направленности. На уровне врачей не психиатрического профиля оптимизация ситуация пока невозможна. Ситуация связана с действующей правовой нормой, суть которой в том, что диагностика психического заболевания - прерогатива врачей психиатрического профиля.

По следам международного конгресса

В тревожной ситуации, связанной с распространенностью депрессивных расстройств и низким уровнем их выявляемости, аслуживает внимания вопрос национальной политики/программы охраны психического здоровья. Ее пока нет в стране, и, соответственно, на уровне нашего региона.

Здесь нельзя обойти вниманием и вопрос укрепления психического здоровья детей и подростков. Причины следующие: во-первых, законодатель установил, что в ряду основных принципов охраны здоровья - приоритет охраны здоровья детей. Во вторых потому, что имеется тревожная научная информация. Она из доклада на упомянутом конгрессе Горданы Милавич - сопредседателя секции Всемирной психиатрической ассоциации «Детская и подростковая психиатрия». Процитирую: «Основная масса психических проблем взрослых начинается в детстве, причем в 50% случаев они манифестируют в возрасте до 15 лет, а в 75% случаев - до 18 лет». Учитывая, что психическое расстройство - это биопсихосоциальное явление, уделим внимание психосоциальным факторам риска в отношении психического здоровья, душевного благополучия ребенка.

Психосоциальные факторы риска

Галина Григорьевна обращает внимание, что факторы риска для индивида в общем плане можно определить как психотравмирующие, стрессогенные обстоятельства и опыт, которые снижают эмоциональную устойчивость. А ценность этого качества для личности в том, что оно - ключ к психическому здоровью, душевному благополучию.

В ряду психосоциальных факторов риска:

Аномальные внутрисемейные отношения - отсутствие теплоты в отношениях между родителями и детьми, внутрисемейный разлад между взрослыми, враждебность по отношению к ребенку или срыв гнева на нем, физическое насилие в отношении ребенка, сексуальное насилие внутри семьи.

Психическое расстройство, отклонение или инвалидность в первичной группе поддержки ребенка. Данная группа факторов характеризуется психическим расстройством/отклонением у родителя, инвалидностью/ недееспособностью у родителя, недееспособностью у сиблинга (брата или сестры).

Неадекватное или искаженное внутрисемейное общение.

Аномальное воспитание - чрезмерная родительская опека, неадекватный контроль/наблюдение со стороны родителей, обедненность опыта, неадекватные требования родителей.

Аномальное непосредственное окружение - воспитание в зарытом учреждении, изолированная семья, условия жизни, которые порождают потенциально опасную психосоциальную ситуацию.

Острые жизненные события - потеря любимого, близкого, изъятие ребенка из дома, вызывающее психологический стресс, события, которые приводят к потере самоуважения (снижение самооценки в детстве), сексуальное насилие, пережитый страх.

Общественные стрессы - наказание или злостная дискриминация, основанная на принадлежности к некоторым группам (по цвету кожи, религии, этническому происхождению и т. д.).

Хронический межличностный стресс, связанный со школой/работой - нарушение отношения с ровесниками, постоянные придирки со стороны учителей или начальства, нестабильность в школе или на работе.

Насилие - не выход!

Галина Гоменюк считает важным донести еще одну информацию с конгресса касательно перспективы повышения уровня психологической культуры как фактора укрепления эмоциональной устойчивости детей и подростков:

Главный внештатный специалист - психиатр Минздрава РФ Зураб Кекелидзе сообщил о том, что в 2016 году принято решение о введении в школьную программу в рамках предмета «Основы безопасной жизнедеятельности» с 3 по 11 класс преподавание предмета «Психология» (20 часов ежегодно). Предполагается завершение написания учебников по психологии в 2017 году.

Также принято решение о введении в программу обучения студентов педагогических институтов, которые готовят учителей начальной и средней школы цикла «Особенности детской и подростковой психологии» (36-72 часа). По указанному циклу будет проводиться переподготовка учителей начальных и средних школ. Важно, что программы циклов подготовлены специалистами ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского».

И, по уже сложившейся традиции, в заключение притча, основанная на реальной истории: «Однажды жена пастора решила, несмотря на свои принципы, всыпать сыну розгами — впервые в жизни. Она сказала ребенку, чтобы он пошел во двор и сам нашел для себя прут. Мальчика долго не было, а когда он вернулся, лицо его было мокрым от слез. Он сказал: «Мама, я не нашел прут, но нашел камень, которым ты можешь в меня бросить». В этот момент мать внезапно поняла, как выглядела ситуация с точки зрения ребенка: если моя мама хочет сделать мне больно, то нет никакой разницы, как она это сделает, она может с таким же успехом сделать это камнем. Мама посадила сына к себе на колени, и они вместе поплакали. После чего камень водрузили на кухонную полку как напоминание, что насилие - не выход».

5 /5 (оценок: 32 )




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины