16.07.2019

Классный час на тему "о вреде курения". Притчи о курении Притча о привычках для детей


МБОУ «Азбабинская средняя общеобразовательная школа»

Апастовский муниципальный район РТ

Тема: «Кто-кого или подросток в мире вредных привычек»

Выступление –доклад на родительском собрании

Выступление на родительском собрании «Кто кого или подросток в мире вредных привычек»

Ход собрания

Вступительное слово:

Я расскажу вам одну легенду, которая позволит нас всех задуматься …

"Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь… Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…

- "Разве тебе безразлична судьба детей?"- спросили спасатели.

Третий путник им ответил:

- "Я вижу, что вы вдвоем справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь предотвратить это".

Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы вредных привычек и наркомании в том числе. Можно спасать "тонущих" детей, строя лечебницы и реабилитационные центры, воевать с наркодельцами. Заниматься этим должны, и занимаются профессионалы. Так вот, задача родителей, а так же и наша, задача педагогов- "добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду", то есть, заниматься своим делом - профилактикой.

…Подрастают наши дети...Из маленьких беспомощных ребятишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся.

Сегодня я хотела бы предложить вам задуматься о вредных привычках, подстерегающих любого человека на жизненном пути, иногда перечеркивающих всю жизнь.

Как уберечь своего ребенка от курения, алкоголя, наркотиков? Возможно, мы не найдем сегодня уникального рецепта, но попробуем разобраться.

…Привычка - вторая натура... Как часто мы слышим эти слова.

Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных.

Привычки - это автоматизированные действия, которые проявляются независимо от желаний человека.

Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени.

К сожалению, у людей - и у взрослых, и у детей - сами собой возникают не только полезные, но и вредные привычки. Всякая привычка появляется не случайно. В основе лежит механизм подкрепления.

Если привычка получила неоднократное положительное подкрепление, то она закрепится и устранить ее будет трудно.

В мире сигарет...

…Все люди, в том числе и подростки, владеют информацией о вреде курения, о том, что курильщики чаще других страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, раком дыхательных путей и легких. Но факт остается фактом.

(Среди вас,родители, наверное много семей, где так же употребляют табак)

Противостояние трудно, особенно подростку, особенно если взрослые люди постоянно тянутся к сигарете в минуты стресса и утверждают, что помогает.

В мире алкоголя...

…Не хотелось бы сегодня вновь и вновь повторять истины о вреде алкоголя. Вы - взрослые люди и прекрасно знаете все это. Поэтому внимание мы акцентируем на том, что и как можно сказать подростку, чтобы в нем формировалась позиция отвержения сигарет, алкоголя, наркотиков; что бывает и какую ответственность (уголовную, административную) несут и родители и подростки за противозаконные действия.

(Сдесь так же не могу не сказать о нас самих, родителях, в общем обществе в которым ни один праздник, ни одно событие не проходит без алкогольных напитков)

В мире наркотиков:

…И, наконец, самый сложный этап нашего разговора. Он посвящен проблеме, от которой каждый из нас хочет отгородиться, думая, что это никогда нас не коснется.

Давайте попробуем ответить на несколько вопросов викторины.

Викторина:

  • 1.Индейцы майя и ацтеки клали под язык листья коки. Для чего они это делали? (для поддержания сил в дальних походах).
  • 2.Китайцы тысячелетиями курили опиум. Для чего им это было необходимо? (так они снимали стресс и улучшали сон)
  • 3.Где в настоящее время используются наркотические вещества по закону? (в медицине)
  • 4.Как употребляются наркотики? (инъекции, принимают внутрь, нюхают, курят, кладут под язык)

Употребление наркотических веществ ребенком нередко начинается в условиях, которые создаем мы сами. Разумеется, несознательно, но разве от этого легче, если в итоге получается, что за наши ошибки в воспитании расплачиваются наши собственные дети.

Я предлагаю вам обсудить вопрос:

"Что же является основными причинами употребления наркотиков подростками?"

(Выслушиваются мнения родителей.)

Попробую пояснить причины употребления наркотиков(с точки зрения педагогики)

  • 1. Дефицит внимания к ребенку в семье. Тогда ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может оказаться внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.
  • 2. Психологическая безнадзорность в сочетании с гиперапекой, т.е. неумение справляться с жизненными ситуациями. Там, где господствует жесткая регламентация, где все определяется наставлениями и инструкциями, не остается места для нравственности.
  • 3. Напряженная жизнь, стрессовые ситуации, в тех семьях, где происходит разлад между родителями.
  • 4. Элементарное любопытство - дети живут чувствами, им все хочется испытать. Думать о последствиях они еще просто не умеют;
  • 5. Желание не отстать от других, не выглядеть трусом, "маменькиным сынком", "белой вороной".

Таким образом, в большинстве случаев употребление наркотиков начинается под влиянием кого-либо. Давайте проведем тест и выявим, поддаются ли ваши дети влиянию со стороны других и расположены ли они к употреблению наркотиков?

(Тест «Оценка степени риска у вашего ребенка инициализации наркотических средств.)

Тест «Оценка степени риска у вашего ребенка»:

  1. После стрессовых ситуаций подросток испытывает сильную усталость, раздражительность, становится безразличным либо перевозбужденным (да – 5 баллов, нет – 0 баллов).
  2. Подросток внушаем, застенчив, неуверен в себе (да – 5 баллов, нет – 0 баллов).
  3. Сниженная самооценка (считает себя неинтересным, неумным, непривлекательным и т.д.) (да – 5 баллов, нет –0 баллов).
  4. Испытывает трудности в общении со сверстниками (тревожен, напряжен, неуверен) в школе (да – 5 баллов нет – 0 баллов).
  5. Испытывает трудности в общении со сверстниками на улице (да – 5 балов, нет –0 баллов).
  6. Стремится к получению новых впечатлений, ощущений, и удовольствий (как можно быстрее и любым путем), любит рисковать (да – 10 баллов, нет – 0 баллов).
  7. Зависит от мнения знакомых или друзей, легко поддается их влиянию, подражает образу жизни приятелей (да –1 0 балов, нет – 0 баллов).
  8. Имеет отклонения в поведении, связанные с травмами или инфекциями мозга (да –1 0 баллов, нет –0 баллов).
  9. Тяжело переносит разочарования, скуку, конфликты и трудности (да – 10 баллов, нет – 0 баллов).
  10. Имеются зависимости от сладостей, компьютера, телевизора и другое (да – 10 баллов, нет – 0 баллов).
  11. Курит или иногда употребляет алкоголь (даже если только пиво) (да –15 баллов, нет –0 баллов).
  12. В ближайшем окружении (родители, братья, друзья или соседи) есть люди злоупотребляющие алкоголем или употребляющие наркотики (да – 15 баллов, нет –0 баллов).
  13. В семье ребенка конфликт между родителями, либо семья на грани распада, развода (да – 10 баллов, нет – 0 баллов).

Оценка результатов:

Сумма меньше 25 баллов – подросток в группу риска не входит.

Сумма баллов от 25 до 50 баллов – средняя степень риска быть вовлеченным в экспериментирования с наркотическими веществами. Родителям необходимо быть внимательными к поведению подростка.

Сумма выше 50 баллов – риск вовлечения в ситуацию, связанную с употреблением наркотиков, велик. Необходимо посоветоваться с психологами или психотерапевтом.

Заключение.

В заключении хотелось бы сказать, что прибегая к наркотикам, ребенок получает возможность "покупать счастье, как товар". Это кажется желанным и соблазнительным тем подросткам, которые не чувствуют себя счастливыми. Мы не можем, к сожалению, изменить жизнь так, чтобы нашим детям всегда и всюду было легко и приятно, чтобы их никто никогда не оскорблял и не унижал. Но вполне в наших силах обеспечить ребенку тыл - сделать так, чтобы он всегда знал: он необходим нам и дорог. Поддержка в семье и любовь более всего помогают воспитывать чувство ценности жизни. И для вашей воспитательной копилки, я предлагаю "дневник родителя", который содержит в себе советы, что делать при выявлении девиантного поведения детей. Выслушивайте своих детей предельно внимательно, о чем бы они ни говорили: о школе, о друзьях, о разной чепухе. Рассказывает - значит, доверяет вам. Не потеряйте этого доверия. На свете нет ничего важнее, чем ваш ребенок. Желаю счастья и здоровья вам и вашим детям .

"Дневник родителя"

Памятка 1.

Какие бывают наркотики?

  • 1.Подавляющие нервную систему (героин, опий, нозепам, элениум, седуксен и др.);
  • 2.Возбуждающие (кокаин, экстази);
  • 3.Галлюциногены (марихуана, ЛСД).

Памятка 2.

Опасности, связанные с употреблением наркотиков:

  • "передозировка ведет к потере сознания и даже смерти,
  • "аварии в состоянии наркотического опьянения,
  • "привыкание, физическая и психическая зависимость,
  • "растерянность, плаксивость, галлюцинации,
  • " эмоциональная возбудимость и неадекватное поведение,
  • " провалы памяти,
  • "головокружение и тошнота после принятия,
  • "мгновенная смерть (кокаин),
  • "СПИД и другие заболевания в результате пользования одной иглой.
  • "потеря стремлений, лень (марихуана),
  • "врожденные дефекты у детей, эмоциональные и физические нарушения

Памятка 3.

Вас должно насторожить, если:

  • "ребенок потерял аппетит, у него ухудшилась память.
  • "изменяется характер: появляются замкнутость или истеричность, раздражение, резко меняется настроение, медлительность.
  • "если из дома пропадают ценности, деньги, что-то из его одежды.
  • "если он порвал со старыми друзьями и завел новых, если прогуливает уроки, стал равнодушным к успеваемости в школе.
  • "если расширены или наоборот сужены (это зависит от типа наркотика) зрачки, покраснели глаза, вероятны изменения цвета кожи, запах от тела, тошнота, рвота.
  • "и, наконец, главный признак - следы от уколов, чаще всего на руках.

Памятка 4.

Последствия употребления наркотиков для растущего организма.

При наркомании поражаются все органы и системы, но каждый наркотик может вызывать специфические изменения. Препараты опийного ряда (морфин, кодеин, героин) блокируют болевой центр головного мозга, подавляют кашель, но вызывают затруднение дыхания, поэтому отравление или смерть наступают от паралича дыхания. Эти вещества уменьшают двигательную и секреторную активность желудка и кишечника, понижают обмен веществ. Кокаин оказывает возбуждающее действие на нервную систему, которое быстро сменяется повышенной раздражительностью и подавленностью, вызывает инфаркт миокарда, воспаление легких, кровоизлияние в мозг, судороги. Амфетамин за счет нарушения кровообращения приводит к расстройствам памяти, речи, нарушениями движения, слепоте. Героин вызывает потерю рефлексов, расстройство чувствительности и сокращение мышц, поражение легких. Резкое падение иммунной системы происходит при приеме опия и гашиша. Любой наркотик может вызвать острый психоз, во время которого больной опасен для себя и для окружающих, вероятны агрессия и аутоагрессия, несчастные случаи. При продолжительной наркотизации общая смертность увеличивается в 30 раз.

Памятка 5.

Если вы узнали, что ваш ребенок употребляет наркотики, как нужно себя вести:

  • Не паниковать, найти смелость признаться себе в том, что ребенок болен.
  • Сказать ему о своих подозрениях прямо такими словами: "Мне кажется, что ты принимаешь наркотики".
  • Не настраиваться на легкую победу, набраться терпения, постараться понять, что не в ваших силах сию минуту все изменить.
  • Не усугублять ситуацию криком, угрозами, оскорблениями.
  • Самое сложное - признать, что ребенок повзрослел, вышел из-под вашего контроля и будет делать то, что считает нужным. Скажите ему, что его право - жить так, как он считает нужным, его обязанность - отвечать за свои поступки. Ваше право - сказать ему, что вы не одобряете его выбор, и найти нужные слова, убедить его.
  • Не пытайтесь бороться в одиночку, обратитесь к специалистам.

Памятка

В помощь родителям в воспитании детей.

  • воспитывайте ребенка ответственным, трудолюбивым, образованным - такой вряд ли станет наркоманом;
  • чаще давайте ребенку понять, что не все его желания должны немедленно выполняться, что смысл жизни - отнюдь не в получении удовольствий;
  • с дошкольного возраста ребенку должно быть известно понятие "яды", что к ним относятся некоторые средства бытовой химии. Некоторые подростки нюхают химические очистители, растворители, клей, различные аэрозоли, не понимая, что содержащиеся в них токсины чрезвычайно ядовиты, они разрушают мозг и внутренние органы;
  • с малолетства необходимо научить ребенка твердо говорить "нет" в неприятных для него ситуациях. Многие дети в силу своего воспитания или природной застенчивости просто считают невозможным сказать другому "нет".
  • очень важно вовремя дать ребенку знание о том, что тот, кто подсовывает подобное, другом не является;
  • не помешает попутно выработать у ребенка негативное отношение к самому образу наркомана. На реальных примерах из жизни, из телепередач обращать внимание ребенка на то, как плохо выглядит человек, принимающий наркотики, как он неопрятен, как от него скверно пахнет, какие дурные поступки он совершает. Как говорится, предупрежден - значит вооружен;
  • замечательно, если у ребенка есть увлечение, любое интересное ему дело;
  • если вы сами курите или употребляете алкоголь, лучше отказаться от этого или хотя бы не делать этого при ребенке и объясните, что это пагубная привычка, избавиться от которой очень непросто, и вы не пожелали бы такой зависимости ему. Наверное, ребенок поймет.
  • и, наконец, в семье ребенка должны любить, уважать и понимать. Он должен знать, что вы его всегда поддержите, во всем поможете. Дом, семья - это то, на что он всегда может рассчитывать, что бы ни случилось. Все наши комплексы, проблемы родом из детства. А те ценности, что заложили родители, остались с нами на всю жизнь.

Выслушивайте своих детей предельно внимательно, о чем бы они ни говорили: о школе, о друзьях, о разной чепухе. Рассказывает - значит, доверяет вам. Не потеряйте этого доверия. На свете нет ничего важнее, чем ваш ребенок. Желаю счастья и здоровья вам и вашим детям


Цели:

  • Первичная профилактика никотиновой, алкогольной зависимостей.
  • Содействие формированию здорового образа жизни.
  • Воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.

Достичь цель можно через решение основных задач:

  • Обобщение знаний о последствиях употребления табака и алкоголя (характеристика факторов, разрушающих здоровье человека).
  • Развитие ценностей здорового образа жизни и уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья несовершеннолетних (через выделение основных мер профилактики последствий никотиновой и алкогольной зависимостей).
  • Создание условий для формирования коммуникативных компетентностей посредством: освоения тренинговых технологий, групповой дискуссии, выработки оценочных умений аргументации и адекватной самооценки.
  • Развитие гибкости ума и способности к нестандартным решениям .
  • Содействие воспитанию свободной, независимой, ответственной личности , мобильной в принятии решений и способной планировать свое будущее.

Методы обучения – источники информации:

Вербальные

  • рассказ, промежуточное объяснение, групповая дискуссия.

Наглядные

  • иллюстрирование плакатов, рисунков, демонстрация картинок.

Средства обучения:

  • учебно-наглядные средства (плакаты, рисунки);
  • дидактическая техника (электронная презентация).

Способы контроля

  • тип: промежуточный;
  • вид: самоконтроль, взаимоконтроль, интерконтроль;
  • методика: письменный экспресс-опрос, тест;
  • форма: фронтально.

Вид урока – продуктивный, проблемный и частично-поисковый.

Форма организации – групповая, парная, коллективная.

Оборудование и материалы:

Тетради, ручки;

Раздаточный материал;

Лист формата А-1;

Маркеры, фломастеры;

Цветные карточки 6 цветов 3 типоразмеров (по количеству участников);

Компьютер.

Опережающее задание – цитаты, рисунки (вывешиваются на доске, стенах).

Ход урока

Дорогие ребята! Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!

Когда люди, приветствуя друг друга, говорят “Здравствуйте!”, какой они вкладывают смысл? - Желают здоровья всем и каждому!

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, а физическое – здоровье нашего тела. Составляющие здоровья должны гармонично развиваться. Здоровье человека – бесценный дар природы. Разрушить здоровье можно, а купить нельзя. Чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни, в который входят элементы: двигательная активность; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; психическая и эмоциональная устойчивость; отказ от вредных привычек . Об этом мы сегодня будем говорить.

Каждый день можно видеть, в какой ужасной действительности мы живем. Что разрушает здоровье? Окурки, пивные банки, шприцы в подъездах, над которыми дрожат обезумевшие парни и девушки.

В настоящее время курение и употребление алкоголя глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. В среднем в мире курит около 50 % мужчин и 25 % женщин. По данным ВОЗ - 3 миллиона человек в год убивает табак в настоящее время, а в 2020 году от курения погибнут около 10 миллионов человек в возрасте от 30 до 40 лет. Алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней. Продолжительность жизни курильщика сокращается на 10 лет в среднем, а алкоголика – на 15. Поэтому, остается актуальной проблема отказа от вредных привычек. К тому же еще одна проблема: по статистке к окончанию школы среди выпускников практически нет здоровых детей. Задумайтесь об этом!

Из истории табака. До XVI века в Европе не знали о табаке. Моряки из Испании - спутники Христофора Колумба привезли его из Америки (12 октября 1492г). Ритуал курения имел у индейцев символический смысл. Противники садились в кружок, вождь раскуривал трубку и передавал ее соседу. Тот после одной - двух затяжек передавал трубку своему соседу, а он своему. И так по кругу шла "трубка мира".

Несмотря на широкое распространение табака в Европе, курение через некоторое время было запрещено в разных странах. В Сант-Яго в 1692г. за курение были замурованы в стены 5 монахов. В Турции курение рассматривалось как нарушение законов Корана: человека избивали и возили на осле по улицам Константинополя, а после пожара состоялись массовые казни курильщиков. В Персии запрещали курение под страхом лишения губ и носа, а торговцев табака было приказано сжечь на костре.

Табак в России. В Россию табак был завезен через Архангельск, еще при Иване Грозном. При царе Михаиле Федоровиче - первом царе династии Романовых - за употребление "зелья табачища" рвали ноздри, били плетьми и ссылали в Сибирь, однако курильщики не переводились. В 16 – 17 веке Москва была деревянная, и из-за частых пожаров курение запретили. Во времена Петра I, внука Михаила Федоровича, курение даже поощрялось. Много сделавший прогрессивного, в данном случае он оказал жителям России плохую услугу..

Из истории алкоголя.

А сейчас послушайте притчу: “Говорят, чтобы уберечь первую виноградную лозу от высыхания, Вакх (бог виноделия) вначале вложил ее в птичью косточку. Но веточка стала расти на глазах. И тогда юноша нашел львиную косточку, которая вместила растение с птичьей косточкой. Но веточка продолжала расти. И тут Вакх увидел на обочине кость осла… Затем, когда вино было готово, Вакх стал щедро угощать им людей. И произошло странное событие: когда гости выпивали по одному бокалу, они веселились и пели, как птички; еще по бокалу – становились сильными и бесстрашными, как львы; но если выпивали больше – превращались в тупых упрямых ослов”. .

Еще в древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков из молока, меда, сока плодов. И не сразу заметили, что на следующий день приходит разбитость, головная боль, дурное настроение. Поэтому с пьянством боролись практически во все времена. В Древней Индии, уличенных в пьянстве, заставляли пить из раскаленного металлического сосуда горячее вино или кипяток до наступления смерти. Каждый римлянин, заставший жену в пьяном виде, имел право убить ее. В Голландии женщин-алкоголичек три раза погружали в воду. Русь была одной из трезвых держав в истории. При Петре 1 были изданы законы, согласно которым опьянение отягощало вину. При Екатерине II пьяниц наказывали розгами. В 1917 году в Красной армии пьянство карается расстрелом. В 1941 году война возвращает людей к трезвости. В 1964-1982 году появляется понятие алкогольной эпидемии, алкоголь стал опасен из-за вырождения нации в России.

Давно известно, что курить и пить вредно. Но почему люди все равно употребляют табак и алкоголь? Что привлекает подростков и взрослых в курении сигарет и употреблении алкоголя, особенно пива?

Каковы причины (мотивы) и последствия вредных привычек?

Как предостеречь от вредных соблазнов? Какие меры вы можете предложить для предотвращения этих заболеваний?

На эти вопросы попытайтесь ответить в группах.

Работа в группах:

  • причины курения;
  • последствия курения;
  • меры для предупреждения курения;
  • причины употребления алкоголя, пива;
  • последствия употребления алкоголя, пива;
  • меры для предупреждения употребления алкоголя, пива.

Результаты фиксируют на рабочих листах и их представляют.

Педагог уточняет или комментирует ответы учащихся.

Промежуточное объяснение о причинах, наличии вредных веществ в составе табачного дыма, о вреде курения, алкоголя и их влиянии на организм подростка, особенно девушек.

Причины (мотивы) употребления табака и алкоголя: любопытство, желание быть принятым в группе “взрослых сверстников”, быть “крутым”; “легкое” общение, пониженная самооценка, неумение отдыхать без допинга, неумение отказать, просто так, удовольствие, развлечение, пример друзей и взрослых, наличие свободных денег; влияние кино, телевидения, рекламы; баловство, от нечего делать, уйти от проблем.

Наиболее характерные для табакокурения заболевания :

  • Воспаление носоглотки и гортани. Хронический бронхит.
  • Раковые заболевания легких, гортани .
  • Хронический гастрит, язвы в желудке и кишечнике.
  • Спазм артерий, облитерирующий эндоартериит, инфаркт, инсульт , мигрень.
  • Угнетение нервной системы. Память и внимание ослабевают, работоспособность понижается. Раздражительность, агрессивность.
  • Расстроена работа потовых и сальных желез.
  • Волосы истончены, секутся и выпадают.
  • Снижается сексуальная потенция, репродуктивная функция (заячья губа).
  • Оголяются шейки зубов, развивается пародонтоз.
  • Нарушаются вкусовые ощущения, обоняние.
  • Понижается острота слуха.
  • Иногда возникает потеря зрения, нарушается цветоощущение.

Последствия употребления алкоголя:

  • Психические и неврологические расстройства (повышенная утомляемость, рассеянность, раздражённое настроение, увеличение агрессивности).
  • Гибель клеток головного мозга, снижение памяти.
  • Сердечно-сосудистые заболевания, инфаркт.
  • Заболевания желудочно-кишечного тракта – гепатит, цирроз, гастрит, холецистит.
  • Снижение сексуальной потенции, влияние на беременность (потеря ребенка, преждевременное появление).
  • “Синдром хронической усталости”.
  • Снижение иммунитета.
  • Раннее старение (особенно девушек).
  • Ухудшение работы желез внутренней секреции.

Меры для предупреждения:

  • Запретить продажу сигарет и алкоголя вообще или до 21 года.
  • Запретить рекламу сигарет.
  • Запрет со стороны родителей.
  • Введение штрафов за курение и распитие алкогольных напитков в общественных местах.
  • Получать достоверную информацию о вреде.
  • Принятие самостоятельного решения: да или нет!

Общий вид доски. <Рисунок 1.>

Соревнование команд!

Соревнование 3 команд (по рядам). Проведение конкурсов, экспресс – опроса, разгадывание анаграмм. Победит та группа, которая сделает это быстро, правильно и творчески.

Первой окончившая команда зачитывает варианты, а вторая и третья меняются вариантами ответов друг с другом. Победитель – по правильности и творчеству.

1. Конкурс пословиц.

В каждой шутке есть доля правды – так гласит народная мудрость. Группам предлагается составить по 10 пословиц; начало каждой из них написано на одном листе, конец – на другом.

  • Пословицы:
  • Хмель шумит, | а ум молчит.
  • Дали вина, | так и стал без ума.
  • Пьяному море по колено, | а лужи по уши.
  • И худой квас лучше | хорошей водки.
  • Кто вино любит, | тот сам себя губит.
  • Работа денежки копит, | хмель их топит.
  • Вино полюбил – | семью разорил.
  • Водка и труд | рядом не идут.
  • Кто чарки допивает, | тот веку не доживает.
  • Невинно вино, | но проклято пьянство.

2. Игра “буриме”. Группам предлагаются готовые рифмы, из которых должно вырасти стихотворение.

Годы

Пьешь

Невзгоды

Пропадешь

3. Экспресс-опрос

1. Кто из европейских путешественников впервые увидел курящих людей? В каком веке? Варианты ответов:

  1. Френсис Дрейк – 16 век.
  2. Христофор Колумб – 15 век.
  3. Васко да Гама – 15 век.

2. Кто из русских правителей запретил курение? Варианты ответов:

  1. Царь Михаил Федорович.
  2. Иван Грозный.
  3. Петр I.

3. По какой причине в Москве в 16-17 веке было запрещено курение? Варианты ответов:

  1. Экономика.
  2. Из-за частых пожаров.
  3. Для сохранения здоровья.

4. Кто из русских правителей разрешил курение табака? Варианты ответов:

  1. Петр I.
  2. Екатерина II.
  3. Александр III.

5. Считаешь ли ты необходимой борьбу за здоровый образ жизни уже со школьных лет, или это – только для взрослых?

4. Анаграмма. – Слово или словосочетание, образованное перестановкой букв или слогов другого слова. Необходимо сложить слова, обозначающие последствия воздействия алкоголя на организм человека. .

ФАРКТИН (инфаркт), ДЫОКША (одышка), РИЦЗОР (цирроз), ЯРНАЯН МРЕСТЬ (ранняя смерть).

Позитивная оценка деятельности учащихся.

Проверка степени понимания.

Проведение индивидуального тестирования (тестовое задание).

В мире мудрых мыслей... .

1. За чужое здоровье выпиваешь, а свое пропиваешь.

2. Начинается пьянство с легкомыслия.

3. Без ума пьет - без угла живет.

4. Водка и труд рядом не идут.

5. Река начинается с ручейка, а пьянство с рюмочки.

6. Веселая голова живет спустя рукава.

7. Нынче гуляшки, завтра гуляшки – находишься без рубашки.

8. Пей за столом, а не пей за столбом.

9. Кто в водке ищет силы, тот на краю могилы.

10. Сколько муж выпьет вина, столько жена и дети прольют слез.

11. Водка белая, но красит нос и чернит душу.

12. Когда вино входит – тайна выходит.

13. Вино веселит, да от вина голова болит.

14. Водку пить – ум топить.

15. Счастлив тот, кто вина не пьет.

16. Вино веселит сердце, да человека губит.

17. Не упивайся вином – будешь крепче умом.

18. Как хватил через край, так все пропадай.

19. Дали вина – так и стал без ума.

20. Пьяному море по колено, а лужи по уши.

21. Пей, да дело разумей.

22. Работа денежку копит, а хмель ее топит.

23. Был Иван, стал болван, а все винцо виновато.

24. Вечером пьяница, утром лентяй.

Все пословицы, цитаты разделить по пяти разделам:

О причинах пьянства.

  1. Пьянство – угроза жизни и здоровью человека.
  2. Алкоголь и труд.
  3. Пьянство и семья.
  4. Народные рекомендации тем, кто употребляет алкоголь.

Проверка – в паре. Ответы:

  • – 2, 5, 13
  • – 1, 9, 13, 14, 16, 19, 20, 23
  • – 4, 6, 11, 12, 18, 21, 22, 24
  • – 3, 10, 15
  • – 7, 8, 17, 21

Шкала перевода баллов в оценку:

  • 24-20 баллов – “5”
  • 19-15 баллов – “4”
  • 14-10 баллов – “3”

Приоритет позитивных ценностей.

Лучший способ борьбы с вредными соблазнами – никогда не брать в рот сигарету, не употреблять алкогольные напитки, не пробовать психоактивные и наркотические вещества. Или немедленно последовать примеру людей, бросивших и отказавшихся от вредных привычек. Как сказал великий китайский мудрец Лао То: “Тот, кто может победить другого – силен, тот, кто может победить самого себя – поистине могуществен!”

Любая положительная деятельность может быть толчком к отказу от вредных привычек.

Для того, чтобы быть здоровым, счастливым и веселым, лучше заниматься любимым делом: тренировать свое тело, петь, рисовать, вышивать, слушать пение птиц, ходить в походы, на концерты, посещать театры, читать книги, дружить... Что вы можете предложить?

и лучше вообще ничего не делать, чем пить и курить.

Цель урока – содействие формированию ЗОЖ – достигнута.

Поднимите руки, кто готов задуматься о выборе здорового образа жизни, об отказе от соблазна. Давайте подведем итог. Какие вы сделали выводы из урока?

Замечательно! И еще. Есть такая фраза:

“Ум и руки – на пользу обществу!”

Вам, молодым, предначертано судьбой жить в XXI веке, да и не только жить, а еще и творить, вершить полезные, добрые, вечные дела.

Впереди ожидает Вас
Дружба и свет любимых глаз,
Шум и радость жизни,
И служение Отчизне.
Новых звезд и открытий блеск,
А не вредных соблазнов треск.
Их не выбираешь,
А то жизнь ты проиграешь!
Благодарность за урок.

Список литературы.

  1. Основы безопасности жизнедеятельности. №2. 1997.
  2. Ерхова Н.В., Климович В.Ю. День здоровья. Профилактика употребления ПАВ. Центр Планетариум. Москва. 2007
  3. Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. Волгоград. Панорама; Москва. Глобус. 2007


«Курильщик-сам себе могильщик»

Цель:

    Рассказать учащимся об истории возникновения табакокурения;

    Показать пагубное воздействие вредных веществ на организм человека;

    Выработать негативное отношение к курению.

План проведения:

I. Вводная часть – Организационный момент.

II. Основная часть -Занятие.

III. Итог. Награждение.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

1.Дети рассаживаются за 2 – 3 стола, т.е. делятся на группы.

2. Сообщение темы и цели занятия.

II. Основная часть.

Сегодня мы с вами поговорим о том, что же такое курение и какое влияние оно оказывает на организм человека. Многие говорят, что курение никак не влияет на здоровье. А вы, как думаете? (Ответы детей.)

Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: «Для чего же люди курят?».

(Читает ребенок.)

По пустыне шел верблюд. Нёс верблюд товаров пуд. Мысли мучили его: - Люди курят для чего?

Ведь куренье – это вред! Каждый знает с детских лет. Но ученью вопреки - Курят даже старики!

Неужели всех глупей Человек среди зверей? Если бы верблюд курил, Кто бы груз перевозил?

Есть такое выражение: «Здоровье - это еще не все, но все без здоровья - это ничто!» Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы детей.)

- Послушайте народную притчу: ( Читает ребенок .)

Старик на рынке торгует табаком и приговаривает:

- «Покупайте табак! Мой табак не простой, а с секретом. От него собака не укусит, вор в дом не залезет, стариком не станешь!»

Молодой человек подошел к продавцу и говорит:

- «А почему собака не укусит?»

- «Потому, что с палкой ходить будешь!»

- «А почему вор в дом не залезет?»

- «Так всю ночь кашлять будешь!»

- «А почему стариком не стану?»

- «Потому, что до старости не доживешь!»

Оказывается, мы сами можем сделать себя здоровым или больным человеком. Ученые говорят нам о том, что курение приносит огромный вред нашему здоровью. С их доводами мы не можем не согласиться, т.к. они основаны на практических исследованиях.

Но, давайте мы сами попробуем разобраться в этом. Как вы думаете, что способствует тому или иному поведению людей? (Ответы – Привычки.)

Какие бывают привычки? (Ответы – полезные и вредные.) Назовите полезные привычки. (Ответы.) Назовите вредные привычки. (Ответы.)

Как вы считаете, к каким привычкам относится курение? (Ответы.)

Вы можете своими словами сказать, что же такое привычка? (Ответы.)

А теперь прочитаем точное определение

Самой распространенной вредной привычкой является курение. И самое страшное, что дети и подростки тоже начинают курить, сами не понимая того, насколько это опасно.

Но теперь все говорят о том, что курение – большой вред!

Как вы считаете, почему же дети начинают следовать этой привычке? (Ответы – чтобы казаться взрослее.)

Какой же, все-таки, вред может нанести курение? (Ответы.)

Посмотрите, сколько опасных веществ содержится в дыме сигареты.

Как вы думаете, что является самым опасным из этого списка? (Ответы – никотин.)

Сейчас ребята для вас покажут инсценировку сказки, заметьте, как изменилось здоровье главной героини после того, как она начала курить.

Сказка «Муха-Цокотуха».

Муха, муха-цокотуха,

Позолоченное брюхо,

Муха по полю пошла,

Табачок она нашла.

Села мухонька в карету,

Закурила сигарету,

Увлеклася табачком,

Подавилася дымком…

А противный паучок-табачок

Нашу муху в уголок поволок.

Сигареткой угощает,

Долгой жизни обещает.

Воз здоровья и успех,

И здоровый детский смех.

Цокотуха улыбнулась,

Сигареткой затянулась…

Вот прошло немало дней,

Посмотрите, что же с ней?

Наша муха изменилась,

В инвалида превратилась.

Глазки больше не горят,

Зубы желтизной блестят,

Сердце бешено стучит

Платье нервно теребит.

- «Дайте мухе табачку!»

- «Больше, братцы, не могу!»

Стала бешено кричать

- «Нету, больше, сил молчать!»

Вдруг откуда ни возьмись –

Маленький комарик,

А в руке его горит –

Маленький фонарик.

- «Муха, муха, не дури,

Брось сигарку, не кури.

С семинара я лечу

И помочь тебе хочу.

Лучше, муха, попляши,

Почитай, да попиши.

Свежим воздухом дыши,

Сигарету затуши.

Будешь, муха, хороша –

Расцветет твоя душа.

И с тобою мы вдвоем

Без сигарки проживем.

Ты не бойся старичка,

Ты побойся табачка.

Эта злая паутина

Состоит из никотина.

Вещества проходят в кровь,

Ты слабеешь вновь и вновь.

Испугалась цокотуха

Затряслась злачоным брюхом:

- «Помоги ты мне, комар,

Я поставлю самовар.

Мы чайку с тобой попьем,

Очень дружно заживем.

Я теперь примерной стану,

И курить я перестану.

Обещаю не тужить,

С сигаретой не дружить!»

И с тех пор они живут,

И здоровье берегут!

Почему же люди курят?
Кто-нибудь мне даст ответ?
Вот история такая:
Родились второго мая.
Два младенца, два мальчишки,
Два прекрасных шалунишки.
В школу вместе они ходят,
Учатся на “пятаки”.
Жизнь прекрасная проходит,
Но не тут-то, погоди:
Стал один курить - беда!
Разошлись друзей пути,
Сcорятся они всегда,
Раскололись их мечты:

Двадцать лет уже прошло,
Встретились тогда друзья,
Все, что было, все ушло:
Горе, счастье и беда.
Посмотрели друг на друга,
Обомлели от испуга.
Вроде вместе родились,
Выросли:
А приглядись!
- Что сейчас с тобою стало? -
Говорит, кто не курил.
- Печень, сердце захромало,
- Стал худым. Ты что, запил?
- Нет.
- Ты куришь?
- Да, курю,
И отвыкнуть не могу!
- Ну, а я здоровый образ
Жизни каждый день веду:
И в бассейн, и на прогулки,
Плаваю, в спортзал хожу.
Сигарета в нашей жизни
Отнимает пять минут.
Выкурил ты их полтыщи -
Проживешь поменьше, друг!

В чем же смысл?
- А не курить!
Надо жизнью дорожить!
И здоровье - это важно -
Может каждый сохранить!
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья -
Должен быть режим у дня.

Следует, ребята, знать: Нужно всем подольше спать. Ну а утром не лениться – На зарядку становиться!

Чистить зубы, умываться, И почаще улыбаться, Закаляться, и тогда - Не страшна тебе хандра.

У здоровья есть враги, С ними дружбы не води! Среди них тихоня лень, С ней борись ты каждый день.

Чтобы ни один микроб Не попал случайно в рот, Руки мыть перед едой Нужно мылом и водой.

Кушать овощи и фрукты, Рыбу, молокопродукты - Вот полезная еда, Витаминами полна!

На прогулку выходи, Свежим воздухом дыши. Только помни при уходе: Одеваться по погоде!

Ну, а если уж случилось: Разболеться получилось, Знай, к врачу тебе пора. Он поможет нам всегда!

Вот те добрые советы, В них и спрятаны секреты, Как здоровье сохранить. Научись его ценить!


ЗАДУМАЕМСЯ НАД ПРОБЛЕМОЙ… Отец поздравил сына с днём рождения: Отец поздравил сына с днём рождения: "Тебе - семнадцать. Ну, совсем большой! "Тебе - семнадцать. Ну, совсем большой! И через год получишь разрешение И через год получишь разрешение На прегрешенья взрослых: На прегрешенья взрослых: На куренье и на бокал вина, мой дорогой!" На куренье и на бокал вина, мой дорогой!" Сын посмотрел задумчиво в окно: Сын посмотрел задумчиво в окно: "Спасибо, папа, за привет. "Спасибо, папа, за привет. Но сигареты, водку и вино- Но сигареты, водку и вино- Уж года три, как бросил я всё это". Уж года три, как бросил я всё это". Э. Асадов Отец ничего не знал о жизни сына, его привычках, поступках и т. д.


ЧТО ТАКОЕ ПРИВЫЧКИ? – вторая натура… Как часто мы слышим эти слова. –это автоматизированные действия, которые проявляются независимо от желаний человека. Привычка – вторая натура… Как часто мы слышим эти слова. Привычки –это автоматизированные действия, которые проявляются независимо от желаний человека. Всякая привычка появляется не случайно. В основе лежит механизм подкрепления.




ТОКСИКОМАНИЯ Токсикомания – с латыни так и переводится как «мания к яду» (токсин -значит яд). «Мания» - это психическая болезнь, когда человек постоянно думает о чем-то одном. Токсикомания – с латыни так и переводится как «мания к яду» (токсин -значит яд). «Мания» - это психическая болезнь, когда человек постоянно думает о чем-то одном.


Зачем люди начинают принимать ПАВ? из любопытства; чтобы не отставать от других, быть «как все»; потому что не смог отказаться; чтобы казаться взрослее; чтобы получить новые впечатления; чтобы поднять настроение; чтобы быть более раскованным, смелым; заставили: используется сила принуждения особенно к слабовольным подросткам, лишенным внимания взрослых.


Зачем люди начинают принимать ПАВ? Сложность взаимоотношений со старшими или отсутствие контроля со стороны родителей; отдельные подростки стремятся проявить себя или выделиться в коллективе сверстников любой ценой – из-за того, что привыкли к повышенному вниманию в семье. У них возникает потребность удивить, совершить, сделать то, чего не делали до этого другие подростки; чтобы уйти от решения какой-то проблемы, т.е. уйти от реальной жизни.


ПРИТЧА Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь… Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги… - "Разве тебе безразлична судьба детей?"- спросили спасатели. Третий путник им ответил: - "Я вижу, что вы вдвоем справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь предотвратить это".


ГЛАВНОЕ Задача взрослых - "добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду", то есть, заниматься своим делом - профилактикой.


ПРИНЦИПЫ ПОДДЕРЖКИ Т ерпение, внимание; - Т ерпение, внимание; - тактичность и деликатность; - точное использование слова как важного инструмента в отношениях; - умение поставить себя на место ребенка; - гибкая система контроля, не довлеющая над сознанием подростка, а поддерживающая его; - ознакомление подростка с научными фактами и сведениями о вреде наркотиков, курения и алкоголя - ознакомление подростка с научными фактами и сведениями о вреде наркотиков, курения и алкоголя.




9 способов сказать: «Нет» Я в этом не нуждаюсь. Я в этом не нуждаюсь. Я не в настроении, поэтому не хочу это сегодня пробовать. Я не в настроении, поэтому не хочу это сегодня пробовать. Я не думаю, что мне стоит это начинать до тех пор, пока я не буду иметь своих денег. Я не думаю, что мне стоит это начинать до тех пор, пока я не буду иметь своих денег. Нет, не хочу неприятностей. Нет, не хочу неприятностей. Когда мне понадобиться это, я дам тебе знать. Когда мне понадобиться это, я дам тебе знать. Я таких вещей боюсь. Я таких вещей боюсь. Эта дрянь не для меня. Эта дрянь не для меня. Нет, спасибо, у меня на это аллергическая реакция. Нет, спасибо, у меня на это аллергическая реакция. Я хочу быть здоровым. Я хочу быть здоровым.




РАЗРЕШАЛКИ ОТ ВРЕДНОЙ ПРИВЫЧКИ: Употреблять наркотические и токсические средства, алкоголь, курить - можно: Если ты хочешь прожить короткую жизнь; Если ты хочешь прожить короткую жизнь; Если хочешь отставать в учебе; Если хочешь отставать в учебе; Если хочешь подхватить ВИЧ – инфекцию; Если хочешь подхватить ВИЧ – инфекцию; Если мечтаешь оставить после себя больное потомство; Если мечтаешь оставить после себя больное потомство; Если ты хочешь, чтобы твои дети родились уродами; Если ты хочешь, чтобы твои дети родились уродами; Если ты хочешь, чтобы от тебя отказались родные и близкие; Если ты хочешь, чтобы от тебя отказались родные и близкие; Если ты хочешь, чтобы у тебя была нарушена ориентация в пространстве; Если ты хочешь, чтобы у тебя была нарушена ориентация в пространстве; Если ты хочешь пронизывающую дрожь и ослабевшее тело; Если ты хочешь пронизывающую дрожь и ослабевшее тело; Если ты хочешь иметь лицо « застывшей маски»; Если ты хочешь иметь лицо « застывшей маски»; Если ты хочешь, чтобы тебя мучили «ломки». Если ты хочешь, чтобы тебя мучили «ломки». Начать легко. Бросить – не тут-то было. Подумай над этим!




ПСИХОЛОГИ СОВЕТУЮТ: Вредные привычки, которые прилипают, притягивают, пристают к молодым людям, становятся впоследствии причиной многих недоразумений, недугов, неприятностей. Полюбите себя: свой Мозг, свою Печень, свое Сердце – они живые, они страдают, болеют, задыхаются!!! Давайте не будем рабами вредных привычек! Наш совет: Никогда не курить! Никогда не пить! Никогда не употреблять наркотические вещества!


ЗДОРОВЫМ БЫТЬ ЗДОРОВО! Ну что ж, мой друг, Решенье за тобой, Ты вправе сам командовать судьбой, Ты согласиться можешь, но отказ, Окажется получше в сотню раз, Ты вправе жизнь свою спасти, Подумай, может, ты на правильном пути, Но если всё – таки успел свернуть, То потрудись себе здоровье ты вернуть. ЖЕЛАЮ БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ И ПРОЖИТЬ ДОЛГУЮ ЖИЗНЬ!!!

Цели: 1. Пополнить знания родителей о причинах и признаках употребления подростками ПАВ.

2. Показать родителям наиболее эффективные способы предупреждения и преодоления вредных привычек подростков.

Участники: родители

Ход собрания.

I. Вступительное слово. Подрастают наши дети... Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Сегодня я хотела бы предложить вам задуматься о вредных привычках, подстерегающего любого человека на жизненном пути, иногда перечеркивающих всю жизнь. Как уберечь ребенка от курения, алкоголя и наркотиков? Возможно мы не найдем уникального рецепта, но попробуем разобраться.

Привычка - вторая натура... Как часто мы слышим эти слова. Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных. Привычки - это автоматизированные действия, которые проявляются независимо от желаний человека. Полезные привычки помогают нам чувствовать себя собранным, организованным, готовыми к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени. К сожалению, у людей - и у взрослых, и у детей - сами собой проявляются не случайно. В основе лежит механизм подкрепления. Если привычка получила положительное подкрепление, то она закрепится и устранить ее будет трудно. Проблему вредных привычек решают и психологи, и педагоги, с вредными привычками детей борются и родители. Как мы то делаем?

II. В мире сигарет...

Все люди, в том числе и подростки, владеют информацией о вреде курения, о том, что курильщики чаще других страдают сердечно - сосудистыми заболеваниями, раком дыхательных путей и легких, но факт остается фактом: при том положении вещей, что в Европе и Америке количество курильщиков снижается, люди начинают заботиться о сохранении здоровья, в нашей стране все магазины и огромные плакаты на улицах приглашают к курению. Противостоять трудно, особенно подростку, особенно если взрослые люди постоянно тянутся к сигарете в минуты стресса и утверждают, что помогает.

Что вы знаете о вреде курения?

Почему подростки начинают курить?

Статистика о табакокурении.

Табакокурение снижает продолжительность жизни на 10 -15 лет (ежедневно на 15 минут).

Люди начавшие курить до 15 - летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет.

Длительно и много курящие в 13 раз чаще болеют стенокардией, в 12 раз - инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка и 30 - раком легких.

Курение в 2 раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого. Смертельная доза для взрослого содержится в одной пачке сигарет, если ее выкурить сразу, а для подростков - в половине пачки.

Были зарегистрированы случаи смерти подростков от подряд выкуренных двух - трех сигарет из - за резкого отравления жизненно важных центров, в результате которого наступила остановка сердца и прекратилось дыхание.

Если в семье травятся табаком оба родителя, то дети вдыхают такое количество никотина, которое получали бы, если бы сами выкуривали по 80 сигарет в год.

Врачи доказывают, что никотиновая интоксикация в детском и юношеском возрасте является одной из главных причин мужского бесплодия.

В нашей стране частота курения среди девочек возросла в 3 раза.

Американский ученый Дунн, опросив 3,5 тыс. студентов выявил, что среди хорошо успевающих было только 16,7% курильщиков, среди слабоуспевающих - 45, 2 %, а среди неуспевающих - 59,1% курильщиков. В течение нескольких лет ученые проводили наблюдения над 200 курящими и 200 некурящими школьниками. А теперь посмотрим, какими оказались сравнительные результаты.

Ситуация. Вы приходите домой в неурочный час, неожиданно для дочери, и застаете ее судорожно курящей возле открытого окна. Увидев вас, она не прекращает курение, а с вызовом говорит, что таким образом расслабляется после нервного учебного дня. Ваши действия.

После нескольких минут обсуждения группы родителей представляют соответствующее решение. Затем все совместно размышляют, как можно решить эту проблему.

Что делать родителям, если они узнали, что ребенок пробовал курить или уже курит?

Психологи советуют не делать необдуманных поступков, не паниковать. Некоторые родители предпочитают дать ребенку несколько некачественных сигарет: «Пусть сразу выкурит столько, сколько сможет». Только вот за последствия такого «учения» никто не отвечает.

Самое главное - поговорите с ребенком «по душам», попытайтесь понять, почему он решил закурить. Очень важна при этом доверительная атмосфера разговора. Психологи советуют во время такой беседы соблюдать ряд правил:

Повернитесь к ребенку лицом. Глаза взрослого и ребенка должны быть на одном уровне.

Соблюдайте при разговоре минимальную дистанцию - сядьте рядом на диване, отодвиньте стулья, приобнимите ребенка.

В беседе важно держать паузу. После каждой вашей реплики дайте ребенку возможность собраться с мыслями, понять переживания.

Важно, чтобы ребенок понял, чем опасно курение для их здоровья. Попросите ребенка вспомнить о тех ощущениях, которые он испытывал при курении (он может рассказать, что его тошнило, кружилась голова, болели глаза). Объяснение, что это явное доказательство того, что курение опасно для здоровья. Расскажите и том, что курение влияет на рост, внешний вид человека и т.д.

Дети должны понять, что родители очень расстроены, но за честным признанием не последует наказание. Пусть родители попросят ребенка их успокоить, пообещать, не совершать подобных поступков.

И все же, чтобы максимально отвратить ребенка от дурной привычки, можно использовать несколько «работающих» способов.

Придется идти на жертвы. Лучший способ - отказаться от курения всем членам семьи или хотя бы дымить вне дома.

Не можете бросить курить, хотя бы честно признайтесь в этом ребенку. Мол, дурак я, силы воли не хватает, а ты - то парень с характером, у тебя должно получиться...

Подростки обожают экстремальные виды спорта. Катание на роликах, прыжки с парашютом - в конечном счете, все это менее опасно, чем табачная зависимость. Дайте ребенку поэкспериментировать, подтолкните его в какую - нибудь секцию.

Для девочек в этом возрасте внешность - это все. «Милая моя, если хочешь- кури. В конце концов не в мальчиках счастье. Ну и что, что зубы станут желтыми, кожа позеленеет, а запах изо рта не перебьет даже французский парфюм!».

Заключите с ребенком пари. Спорим, что у тебя не хватит духу отказаться от курения на полгода? Выигрываешь - получишь велосипед (пару новых дисков, право приходить домой на час позже).

Научите ребенка противостоять соблазнам. Один из лучших способов - карманные деньги. Выделяйте на неделю так называемую родительскую стипендию. Пусть он сам планирует траты и поймет, какую брешь в его бюджете образует лишняя пара сигарет.

Что вы делаете, чтобы уберечь вашего ребенка от курения?

III.В мире алкоголя...

О вреде алкоголя все вы прекрасно знаете. Но очень опасен для юных, особенно для девушек, поскольку их организм в период роста легче подвергается наркотикам и алкоголю. С незапамятных времен наши предки считали единственно пригодным напиткам для детей воду и молоко.

Что вы знаете о вреде алкоголя?

Подростки, подражая взрослым, уже могут приобщиться к спиртному. Их очень тянет во всем походить на старших. К тому же в эту пору у них появляются и другие мотивы. В организме подростка заметно усиливается гормональная активность, на его фоне происходит резкий скачок оста и развития всех систем и органов. Кардинально перестаивается психика - у ребят появляются собственные взгляды и убеждения, им очень хочется казаться самостоятельными, независимыми. И часто опустошенная бутылка кажется некоторым ребятам символом взрослости, силы, мужества.

Давайте обсудим следующую ситуацию: «Семья собралась за праздничным столом. Бокалы наполняются красиво пенящимся напитком, кто - то произносит тост, все приподнимаются, чтобы соприкоснуться бокалами, и...в этот момент голос ребенка: «Мама (папа), и я тоже хочу, дайте мне попробовать!»

И все же, стоит или нет приглашать ребенка за праздничный стол во время семейных праздников? Конечно ведь семейный праздник - это прекрасная традиция. Но родители должны заранее объяснить ребенку, что алкогольные напитки предназначены для взрослых, а ему он помешают расти здоровым и сильным. Но у ребенка обязательно должен быть свой любимый напиток.

Совместные праздники с участием детей ни в коем случае не должны превращаться в пьяные посиделки. Взрослый в состоянии опьянения, да теще близкий знакомый - совершенно недопустимое зрелище для ребенка, особенно если это отец или мать.

Посмотрите на следующие печальные статистические данные:

Около 78% детей младшего школьного возраста попробовали первый раз алкоголь у себя дома, 45% сделали это с разрешением взрослых.

Алкоголизм в подростково - юношеском возрасте формируется в сжатые сроки, обычно тем быстрее, чем раньше начато употребление алкоголя.

каждые 100г водки приводят к гибели 20000 активно работающих клеток мозга.

Более 80% хулиганских действий приходится на подростков в нетрезвом виде.

Алкоголизм приносит большой социальный вред. Было установлено, что с пьянством и алкоголизмом связано 45% детской беспризорностью, 75% детской преступности.

Употребление алкоголя сокращает среднюю продолжительность жизни человека на 15 - 20 лет.

Многие родители считают, что если ребенок попробует алкогольный напиток, он удовлетворяет свое любопытство и алкоголь перестает для него быть чем - то таинственным. Другая точка зрения родителей состоит в том, что если ребенок постепенно осваивает традиции питья, это якобы, поможет предотвратить в дальнейшем неумеренное потребление алкоголя. «Пусть лучше попробует алкогольный напиток дома, под моим контролем, чем где - то на улице» - такое мнение бытует часто среди родителей.

Эти взгляды родителей чреваты далеко идущими последствиями. Взрослые должны осознавать, что даже самая незначительная доза спиртного может вызвать у ребенка рвоту, тошноту, головную боль и другие негативные реакции.

Очень опасны и психические последствия таких родительских экспериментов - в сознании ребенка снимается внутреннее табу на употребление алкоголя. Такая форма поведения автоматически переходит в разряд разрешенных, ведь алкоголь попробовать разрешили родители.

Таким образом, родители должны осознать, что ранний опыт употребления детьми алкогольных напитков - неоправданный риск. Он представляет опасность для здоровья и в значительной степени способен спровоцировать интерес к алкоголю в дальнейшем.

Как реагировать на употребление подростком алкоголя?

Соберите как можно больше сведений об употреблении алкоголя. Воспользуйтесь настоящей книгой.

Займите твердую позицию, однозначно дав понять, что вы не позволите своему ребенку употреблять алкоголь. Доводите эту мысль регулярно.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок выпивает, не притворяйтесь, что все в порядке. Изучите ситуацию более подробно. Пристально и внимательно понаблюдайте за ребенком.

Вызовите вашего ребенка на разговор только тогда, когда он трезв и если вы спокойны и контролируете себя.

Во время разговора с ребенком говорите о его поведении, используя конкретные примеры, и выразите свои чувства в спокойной и ровной манере. Подчеркните, что вы не приемлите не самого ребенка, а его поведение, связанное с употреблением алкоголя.

Будьте готовы встретить сопротивление. Будьте готовы к тому, что ваш ребенок будет сердиться. Приготовьтесь выслушать типичные заявления: «Ты мне не доверяешь...Я не выпиваю... У меня нет проблем с алкоголем...Тебе на меня наплевать...». Будьте готовы, что ваш ребенок попытается вами манипулировать. Но помните, что введение ограничений, в конце концов, убедит ребенка в том, что он вам не безразличен.

Если в разговоре участвуют оба родителя, чрезвычайно важно, чтобы вы были едины и последовательны в своем подходе. Будьте заодно. Не позволяйте ребенку играть вашими разногласиями.

Если ваш ребенок упорно нарушает правила и продолжает пить, разработайте план обращения за профессиональной помощью.

В случаях повторяющихся выпивок предложите заключить с вашим ребенком контракт по поведению. Если ваш ребенок утверждает, что проблемы не существует, тогда выполнение этого контракта не вызовет никаких затруднений.

Ополчайтесь только против неправильного поведения: не ополчайтесь на своего ребенка как личность. Выразите вашу безусловную любовь к ней или к нему.

Не поступаясь жестокостью требований, старайтесь сохранить открытость в общении. Вскоре вы можете получить «наказанием молчанием» от своего ребенка. Ваша задача как взрослого человека, держать дверь всегда открытой.

Не вините себя за то, что у вашего ребенка проблемы с алкоголем, если вы ведете трезвый образ жизни.

IV. В мире наркотиков...

И, наконец, самый сложный этап нашего разговора. Он посвящен проблеме, от которой каждый из нас хочет отгородиться, думая, что это никогда нас не коснется. Но Сенега был прав, говоря: «Что есть благо? Знание. Что есть зло? Незнание». Чтобы противостоять злу, надо много о нем знать, надо быть сильнее его. Что же вы сегодня знаете о наркомании?

Давайте посмотрим на статистические данные:

Возраст первых проб наркотиков детьми отмечается уже в 8 -10 лет, зафиксированы случаи употребления наркотиков детьми 6 - 7 лет.

Подростки злоупотребляют в 7,5 раз чаще, чем взрослые.

В настоящее время до 40% подростков имеют опыт употребления наркотиков, причем первая проба у 41% происходила в возрасте от 11 до 14 лет.

Одна выкуренная сигарета с марихуаной (гашиш, анаша) нарушает память до 37 дней.

При употреблении наркотиков деградация личности наступает в 10 - 20 раз быстрее, чем при употреблении алкоголя.

В России на почве наркомании совершается более 20 тыс. преступлений.

В последние 5 лет общее количество изъятых наркотиков выросло от 12 до 85 тонн.

Могут ли быть уверены взрослые в том, что, они сделали все, чтобы уберечь детей от наркотиков? К сожалению, гарантированных рецептов нет. Проблема наркомании слишком сложна и многогранна, чтобы с ней можно было справиться лекарствами или рекомендациями специалистов. Но бездействовать взрослым не допустимо!

Семья может стать действенным заслоном на пути страшной беды, в том случае если родители стремятся к взаимопониманию, доверию с ребенком, понимают его проблемы и личные заботы, принимают активное участие в жизни ребенка. Если родители воспитывают в сыне или дочери ценностное отношение к своему здоровью, прежде всего личным примером, объясняют детям пагубные последствия употребления наркотиков и учат их моделям поведения, позволяющим избежать наркозависимости.

Ученые и практики, занимающиеся проблемами наркомании, выделяют специфические факторы, способствующие вовлечению подростков в компании употребляющих наркотики. Родителям тоже надо знать и иметь в виду:

Сложность взаимоотношений со старшими или отсутствие контроля со стороны взрослых.

Отдельные подростки стремятся проявить себя или выделиться в коллективе сверстников любой ценой - из - за того, что привыкли к повышенному вниманию в семье. У них возникает потребность увидеть, совершить, сделать то, чего не делали до этого другие подростки.

Нередко используется сила принуждения, особенно к слабовольным, либо к подросткам, лишенных внимания взрослых.

Каждый родитель должен хорошо представлять признаки пристрастия ребенка к наркотикам:

Резкая смена друзей.

Резкое ухудшение поведения.

Изменение пищевых привычек.

Случаи забывчивости, бессвязной речи.

Резкие перемены настроения.

Полная утрата прежних интересов.

Внезапное нарушение координации движений.

Частое упоминание о наркотиках в шутках и разговорах.

На фоне полного здоровья - расширение зрачков, покраснение глаз, кашель, насморк, рвота.

Необъяснимые отлучки из дома.

Однако быть внимательным к ребенку - это не значит пристально следить за каждым его шагом и подозревать во всем плохом. Это, значит, - любить и поддерживать его.

Давайте в решение нашего родительского собрания мы сформулируем принципы поддержки подростка:

терпение;




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины