25.09.2019

Кто такие милитаристы и пацифисты? Кто такой пацифист? Это миротворец, участник движения за мир во всем мире


Сколько тысячелетий стоит этот мир, столько и человек разумный пытается осмыслить законы, по которым этот мир развивается и живёт. При каждой удобной возможности, люди пытаются не только объяснить, но и переделать существующие законы мироздания, изо всех своих слабых сил пытаясь улучшить и перекроить существующий порядок, согласно собственным идеям и собственному мировоззрению.

Таким идеалистом был и Шарль-Луи де Секонда – барон Ла Бред де Монтескье.

О семье будущего основателя очередной великой идеи известно мало, точно можно отметить лишь некоторые вехи-даты жизни этого философа и реформатора.

Родился он в 1689 году 18 января, в фамильном замке Ла Бред, который по сию пору стоит недалеко от французского города Бордо. Для получения достойного образования юный Шарль отправляется в духовное училище. Вот там мыслями и воображением будущего барона Монтескье завладевают античные философы и литература. Приправьте всё это живым мальчишеским умом, щедро подкармливаемым легендами и мифами античных времён, и вы поймёте, почему идеи новых «правильных» порядков так цепко завладели сознанием будущего реформатора и философа.

В 1716 году умирает дядя Шарля-Луи, оставляя племяннику своё имя, титул и немалое состояние, а так же должность, так же немалую – президент парламента Бордо. Молодой человек, в возрасте 27 лет от роду, с достойным рвением приступает к исполнению своих новых обязанностей, сочетая службу в парламенте с занятиями наукой и самой главной своей страстью – изучением права. Этому никто не препятствует: Бордо на то время – один из самых интеллектуальных центров Франции, члены магистратуры проявляют живейший интерес к литературе, наукам, искусством, быть адвокатом права – весьма модное поветрие.

В 1728 году барон Монтескье становится членом Французской академии, чуть позже избирается в Лондонскую и Берлинскую, и, получив эти высокие звания, отправляется в путешествие по странам Европы (Австрия, Венгрия, Италия, Швейцария, Голландия, Англия). Цель поездки – не любование красотами, а серьёзное изучение законов, обычаев, географических и климатических различий этих стран, и самое главное – темперамент и нравы, проживающих на данных территориях людей.

Через 20 лет плодом его «записок путешественника», и собственных размышлений явился миру философский труд «О духе законов», который и стал не только наиболее известным сочинением Шарля-Луи Монтескье, но и послужил основой для зарождения нового миротворческого течения – пацифизма (от лат. *pacificus* - умиротворение).

Представители этого движения, вслед за Монтескье, утверждают, что мир на планете является одной из главной ценностей, и выступают за прекращение практики военного разрешения всех политических конфликтов, ставя во главу угла идею, что все люди – братья. Они не так и далеки от истины, эти энтузиасты-пацифисты!

Идея всемирного братства народов тревожит умы совершенно различных слоёв населения уже не одно столетие. Среди сторонников пацифизма легко найти людей из интеллигенции, религиозно настроенных миротворцев, молодёжь, неформальные организации, волонтёрские и т.д. и т.п.

Идеологическая основа пацифизма, как мы уже отмечали: либеральные и гуманистические ценности человечества, и опирается на идею мирного разрешения любого, в том числе и политического конфликта.

К сожалению, сторонники пацифизма исходят не из реальной политической практики, а из своего личного понимания развития общества, человека и политической обстановки, то есть – собственного мировоззрения. Зародившись, как идейное направление, пацифизм ставит своей задачей ограничить, или вообще полностью исключить практику разрешения политических споров путём военных конфликтов, что является невыполнимой задачей на сегодняшний день.

Основным *стилем борьбы* пацифисты считают убеждение и личный пример, характерна так же широкая пропагандистская деятельность. Пытаясь теоретически и идеологически доказать, что любые конфликты можно разрешить путём мирных переговоров, пацифисты стараются воздействовать на сознание людей личным примером: они отказываются принимать участие в политических актах насильственного характера, сами организуют мирные массовые акции, направленные на урегулирование военных конфликтов, занимаются миротворческой деятельностью и т.д.

К великому сожалению, пацифистам за долгие года не удалось достичь каких-либо серьёзных результатов, по сему, многие политики, да и обычные люди, относятся к движению пацифистов весьма иронично, справедливо полагая, что пацифизм есть некая форма утопизма (см. ст. от 02.11. 2011г.).

Подобное отношение к этому движению связанно так же с национально-государственной формой организации политического пространства во многих странах, преобладанием государственной идеологии патриотизма. В большинстве государств защита Отечества является почётной обязанностью мужской части населения, а во многих – и женщин.

В России, так же как ранее и в СССР, пацифизм традиционно считается антипатриотическим настроением.

У многих политиков бытует мнение, что, когда агрессор видит, что его методы давления работают, он начинает их ужесточать, выдвигая всё новые и новые требования. И только при решительном сопротивлении со стороны противника, он отступает. Таким образом, идеи пацифизма ведут к войне, т.к. страна, где пацифизм становится государственной идеологией, ослабевает и легко завоёвывается даже самым слабым захватчиком. Поэтому, человек, выступающий против войны и насилия, является «слабым звеном» в стройной государственной системе подавления любого проявления космополитизма, т.к. это призывает к отказу от патриотических чувств в отношении Родины.

«… сказала ему, обласкав его взором лучистым:

Получше их бей, а не то прослывёшь пацифистом …»

Отказники от военной службы в армии так же причислялись к данному *сословию*, полагалось, что поддержание идей мирных решений – всего лишь прикрытие для нежелания молодого человека «отдать свой долг Родине». Сейчас есть понятие «альтернативной службы», и мало кто задумывается, что это – пусть и маленькая, но реальная победа пацифистов.

Идеи пацифистов, такие как: любовь, доброжелательность, готовность помочь всем, кто в этой помощи нуждается, духовная активность, свобода личности, самостоятельность и терпимость упали на благодатную почву многих молодёжных неформальных объединений. Самое известное из всех, конечно – хиппи.

Возникло это движение в конце 60-тых в США.

Но, не надо думать, что каждый пацифист – хиппи, а вот то, что каждый хиппи, точно – пацифист сомнения не вызывает. Пацифизм просто менее ортодоксальная форма движения хиппи, вот и всё.

Идеология проста: я не признаю любого насилия над любой личностью! Конечно, сейчас эта организация не такая многочисленная, как раньше, но по-прежнему сохраняет свои многолетние традиции. Философия хиппи весьма и весьма повлияла на взгляды и жизнь целого поколения 60-80 годов.

Философия практически полностью совпадает с философией пацифистов: каждый человек должен быть свободен в принятии своего решения, и от условностей окружающего его общества, прежде всего – внутренне. Не отвечать насилием на насилие – главный принцип, как пацифистов, так и хиппи.

Не будем сейчас подробно останавливаться на *пацифистах-хиппарях*, заметим лишь, что именно эти «дети цветов», «друзья индейцев» помимо непроходящей моды на *фенечки* и распущенные длинные волосы, подарили миру либертарианство и фриланс.

В Союзе хиппов было очень много, но это были скорее подражатели, чем идейные носители. А вот *клеши, логвы, фенечки, хайратники и ксивники* пользовались заслуженным успехом для ношения. И конечно – музыка! Прежде всего – психоделика и рок-н-ролл. Это, конечно, «Дорз», «Битлы», Джимми Хендрикс и «*Урия-джип*» и др.

В России это движение не было искренним, по сему и отжило совершенно безболезненно, как «прыщ на теле общества», да и в мире медленно сошло на нет.

В первозданном виде пацифистское движение хиппов сохранилось в Дании, в пригороде Копенгагена, это целое «государство в государстве», как Ватикан, только называется оно – Христиания. Лозунг *христианских* хиппи: «Занимайтесь любовью, а не войной!»

Я старый стритовый пипл,

И плотно ко мне прилип Пацифика знак горячий,

В глазах моих пляшет удача…

……………………………………

И забыла земля Олдового Хиппа…

Может всё-таки попробовать на себе идеи пацифизма? А? Дадим Миру Шанс?!

Пацифист – это личность, которая следует идеологии борьбы против насилия, недопущения войны, утверждение мира, противостояния кровопролития с целью их абсолютного искоренения. Пацифисты объединяются в миротворческие движения, антимилитаристические взгляды которых направлены на ликвидацию практики разрешения политических конфликтов посредством войны. Приверженцы такого мировоззрения аморально настроены против какого-либо насилия над индивидом. Идеология пацифистов основывается на базе гуманистических и либеральных ценностей, основывается на идеи мирного разрешения конфликтов любой направленности. Поэтому сторонниками таких идей могут быть любые пласты общества: молодёжь, неформальные или религиозные организации, интеллигенция.

Кто такой пацифист

Значение слова пацифист основательно укоренилось в латинском языке, оно сформировалось на слиянии двух слов «мир» и «делать». Пацифист это человек миротворец, «делающий мир». Наиболее ранним употреблением термина «пацифист», которое было опубликовано в словаре считается статья из журнала QuarterlyReview, который был выпущен в 1910 году в июле.

Приверженцам пацифистского мировоззрения присуща пропагандистская деятельность: нахождение компромиссов с помощью переговоров, мирных митингов, демонстраций. Сами же пацифисты мир как таковой не делают. Таким образом, это личности, доказывающие, что политического и военного направления стоит решать, прибегая к помощи мирных переговоров. На практике же стараются действовать, основываясь на личном примере: не принимают участие в насильнических актах, в любого рода войнах. Существует предположение что, прикрываясь пацифистской идеологией, люди попросту противостоят освободительным движениям.

Научное определение значение слова пацифист приобрело только лишь в девятнадцатом веке, невзирая на существование заядлых приверженцев миролюбия еще в период зарождения человечества. Свои истоки мировоззрение пацифистов согласно историческим предположениям берет еще с основ буддизма в шестом столетии до нашей эпохи. Проповедники этого периода пропагандировали прозрение и духовное развитие сквозь призму интеллектуального становления, обогащение мыслей и сердца. Последующими приверженцами миротворчества и антинасильнических методов решения конфликтов были христиане еще во втором столетии до нашей эпохи. Последователи такой идеологии не принимали участие в борьбе и каких-либо антигуманных действиях, категорически отказывались убивать людей. Однако не существует ни одного информационного источника, в котором упоминалось об изгнании из церкви или каком-либо церковном наказании человека, какой был воином. Истинные пацифисты, существовавшие в тот период, противостояли всяческим проявлениям насилия, особенно таким, которые впоследствии освещались как «священная война» или «справедливая». Многие пацифисты приняли мученическую погибель в период разбушевавшейся религиозной борьбы, что повело за собой формирование новых антивоенных движений, адептами которых стали индивиды с пацифистской идеологией.

Одним из значимых этапов формирования и развития данной идеологии стал период наполеоновских войн. На базе многих миротворческих организаций проводились массовые митинги, международные конгрессы. Сторонники антинасильнических действий призывали абсолютному разоружению всех стран. Так же продвигалась идея разрешения всех межгосударственных споров, используя только судебную систему без использования какой-нибудь физической силы.

Значение слова пацифист набрало апогей своей популярности уже после Второй мировой войны. После потери миллионов невинных жизней движение за мир во всем мире распространилось и углубилось среди значительного числа людей. Огромное количество антивоенных организаций использовали идеологию пацифистов, однако существовало это только на словах. Из числа особо известных общественных пацифистских течений были организации хиппи. Зародившись в шестидесятых годах, это движение просуществовало более десяти лет. Пацифисты этого направления охватили весь мир. Существующий до настоящего времени знак этого направления – пацифик, считается знаком миролюбия, ставший опознавательной эмблемой для пацифистов.

Пацифист – это человек, который будет всегда настаивать на своем убеждении, на правильности ненасильственных методов решения конфликтов. В нынешнее время пацифистом считается человек, состоящий в многомиллионном движении, которое обладает собственными офисами во всем мире, доктринами, флагом, международными представительствами. Современные взгляды ученых на решение военных конфликтов исключительно мирным путем, без использования физической силы и насилия, трактуют это категорически нереальной задачей. Базируясь на таких предположениях, что пацифист это человек, который в своих взглядах на мир и идеологии несет след утопизма. Хотя они все еще считают, что война – это непозволительный, грубый способ решения разногласий между государствами, социальными классами или религиозными обществами. Как и прежде во многих странах проходят мирные митинги, шествия.

Значительное количество людей относится к пацифистам иронически, наряду с этим некоторые даже враждебно настроенные. Среди них бытует мнение, что такая идеология приносит пацифисту некую выгоду: безусловное отвержение войны, способствует отклонению от несения военной службы. Подобное поведение прослеживается со времен раннего христианства. За весь период своего существования мировоззрения пацифистов,не привело к развитию серьезного аппарата , не используя насилия.

Известные пацифисты

Начиная с зарождения человечества, борьба за власть и территорию была неоспоримым фактом существования. Но, как известно, такой факт не устраивает пацифистов, эти люди зачастую склонны не только противодействовать развитию военных действий, причиной возникновения которых является сомнительные убеждения горстки людей, а и пойти на личностные жертвы, что бы мир преобладал.

Одним из яростных приверженцев мировоззрения пацифистов являлся немецкий писатель Эрих Мария Ремарк. Получив счет за услуги палача, который обезглавил его младшую сестру в Фашистской Германии за ее неосмотрительное выражение, Ремарк остался убежденным пацифистом. Яркое проявление его мировоззрения нашло свое отображение в антивоенных произведениях автора.

Во время вмешательства США во Вьетнам пацифисты организовали движение, ставшее преградой, как ком в горле для американской власти. Участниками этого движения были различные слои населения, как рядовые граждане, так и знаменитости. Мухамед Али – знаменитый боксер выступил против военных действий на глазах у многих, он поджег свою армейскую повестку, высказав свою позицию о том, что лично ему эта страна ничего не сделала. Стоит упомянуть и то, что Али осуждал и действия Советского Союза против народа Афганистана.

Известный писатель Лев Николаевич Толстой никогда не упоминал термин « », но всячески поддерживал именно идею ненасилия. Его утверждения, высказанные через слова героя романа Андрея Балконского, стали началом его антинасильнических убеждений, которые продлились до конца его жизни.

Во времена популярного движения пацифистов хиппи ярким примером поддерживавших это мировоззрение была группа Битлз. Среди других известных личностей было множество выдающихся пацифистов, некоторые обладали определенными возможностями: Джанет Рэнкин (это член Конгресса США, которая единственная голосовала против вступления штатов в Первую и Вторую Мировую войну), Боб Марли, Альфред Нобель, Махатма Ганди, Брижит Бардо, Джим Керри, Ульф Экберг, Майкл Джексон, Стиви Уандер, Альберт Эйнштейн.

На сегодняшнее время борьба против насилия во имя мира актуальная задача для многих. Современные войны отличаются еще большей жестокостью и антигуманизмом, численность случайных жертв растет с каждым днем. Чтобы приблизить существование человека к миру нужно подавить все чувства или же обратить всех людей в одну идеологию, но это не является реальным. Анализируя современные жизненные позиции человечества, существующие на сегодня, пацифистское мировоззрение человека остается утопией.

Войны – это всегда смерть, насилие, жестокость. И против всех этих явлений борются люди, которых называют пацифистами. Несмотря на то, что этот термин появился лишь в 19-м веке, настоящие пацифисты существовали всегда.

Что значит пацифизм?

Тот, кто хочет понять, кто такой пацифист, должен знать, что этот термин, как и понятие «пацифизм», имеет латинские корни и значение - «несущий мир», «миротворец».

Пацифисты сегодня – это участники и сторонники движения миротворцев, пропагандирующие прекращение войн и ликвидацию агрессии и жестокости. Идеология пацифизма предписывает исключительно ненасильственные методы – митинги, демонстрации, переговоры.

Как считают ученые, истоки пацифизма можно искать во многих религиях. Но его колыбелью все же называют буддизм, а основателем – Сиддхартха Гаутаму. Этот проповедник пропагандировал просветление и духовный рост через интеллектуальное развитие и обогащение.

Следом эстафету миротворцев приняли христиане, отказавшиеся от ведения боевых действий и участия в войне. Из-за этого многие первые христиане приняли мученическую . Однако позднее было принято понятие «справедливой» «священной» войны, и в 16-17 веках Европа была охвачена религиозной борьбой. Это стало причиной новых антивоенных движений, представителями которых были барон Монтескье, Эразм Роттердамский, Марпек, Гребель, Джордж Фокс и другие.

Самый известный пацифист России – Л.Н. Толстой. Его труды внесли большой вклад в формирование идеологии пацифизма. Лев Николаевич ратовал за мирное преобразование общества без общественных преобразований (революций, вооруженных переворотов), которые являются насильственными.

Тем, кто изучает движение «пацифизм», требуется также объяснить термины «национализм» и «Антанта», которые связаны с миротворческим движением.

Национализм – это идеология, проповедующая верность своей нации. К сожалению, в современном обществе идеи национализма часто приобретают экстремистские черты и превращаются в крайние формы (шовинизм, ксенофобию), которые пропагандируют исключительность какой-то одной нации. Крайние формы национализма могут привести к разжиганию межнациональной розни, что, несомненно, противоречит принципам пацифизма.

Антанта – это тройственный военно-политический блок трех стран (Россия, Франция и Великобритания), объединившихся против Германии и ее сторонников в начале 19-го века. После начала первой мировой войны Антантой стали называть всю антигерманскую коалицию. Из-за противоречий внутри многонационального блока ее руководители так и не смогли прийти к единому мнению и остановить войну.

Пик популярности пацифизма – период после Второй мировой войны. Бойня, унесшая миллионы жизней, стала толчком к активизации движения за человечность, взаимоуважение, мир во всем мире. Пацифисты сегодня – это представители многомиллионного движения, которое имеет свой символ, доктрины, международные представительства.

Знак пацифистов – руна Альгиз, значение которой – рост сознания, защита. Он был принят официально в 1958 году. Этот знак пацифисты изображают на своих флагах.

Идеи пацифистов нашли свой отклик во множестве самых разнообразных молодежных течений, самое известное из которых – хиппи. Это движение появилось в 60-х годах в США, и к нему принадлежали многие известные , например, солисты группы «Биттлз».

Сегодняшние пацифисты по-прежнему считают войну неприемлемым способом решения конфликтов. Нельзя оправдывать войну, называя ее «священной» или «освободительной». Поэтому пацифисты, как и раньше, устраивают мирные шествия, отстаивая свое убеждение, что все конфликты можно решить ненасильственным методом.

Но, к сожалению, движение пацифистов за годы существования не смогло добиться каких-либо серьезных результатов и войны не прекращаются. Именно поэтому многие политики и обычные люди считают идеи пацифизма неосуществимой утопией.

пацифизм, пацифизм это
Пацифи́зм (от лат. pacificus - миротворческий, от pax - мир и facio - делаю) - идеология сопротивления насилию ради его исчезновения. Пацифистское движение , движение за мир - антивоенное общественное движение, противодействующее войне и насилию мирными средствами, в основном осуждением их аморальности. Антивоенная демонстрация на акции против вторжения в Ирак в 2003 в Шеффилде, Великобритания.

Часто смыкается с антимилитаристским и антиимпериалистическим движением.

Пацифисты осуждают всякую войну, отрицая саму возможность войн быть правомерными, освободительными, священными и т. п. Они верят в возможность предотвращения войн лишь посредством убеждения и мирных манифестаций.

  • 1 История
    • 1.1 Античность
    • 1.2 Христианский пацифизм
    • 1.3 Пацифизм в СССР
    • 1.4 Современность
  • 2 Критика
  • 3 Известные пацифисты
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
    • 6.1 Основные тексты
    • 6.2 Исследования
    • 6.3 Критика
  • 7 Ссылки

История

Античность

Пацифистами были стоики, которые выступали против принуждения свободы других, веря, что добро не бывает безответным: «Неустанным благожелательством можно завоевать расположение даже дурных людей, и нет такой черствой и глухой к достойному души,.. которая не любила бы добро и, в конце концов, не отблагодарила бы благожелателя». Марк Аврелий писал: «Самый лучший способ отмщения - не отвечать злом на зло. Достоинство человека в том, чтобы любить даже тех, кто его оскорбляет».

Христианский пацифизм

Основная статья: Христианский пацифизм

Пацифисты встречались среди первых христиан. Хотя в Новом Завете прямо не осуждается воинское служение, что видно на примере благочестивого сотника, воинов, приходивших креститься к Иоанну Предтече, сотника Корнилия и других, часть христиан могла избегать военной службы по причине нравственной распущенности, царившей в римской армии, а также из-за нежелания участвовать в языческих ритуалах, сопровождавших военную жизнь. При этом некоторые раннехристианские писатели придерживались пацифистской позиции. Так Иустин Мученик писал: «И мы, которые прежде один другого убивали, не только не враждуем с врагами, но, чтобы не солгать и не обмануть делающих допросы, с радостью исповедуем Христа и умираем». Наиболее ярким выражением пацифизма является трактат Тертуллиана "О венце воина", написанный им по переходе в секту монтанистов. При этом пацифизм не являлся преобладающим направлением в жизни раннехристианской церкви. Примечательно, что нет ни одного известного источника какой-либо христианской церкви об отлучении или епитимьи, наложенной на конкретного члена церкви за то, что он был воином. С течением времени всё больше христиан избирало воинское служение. При Марке Аврелии они уже вошли в состав одного из великих легионов Римской армии, XII Молниеносного легиона, при Диоклетиане состояли в личной охране императора. После обретением христианами государственной власти при Константине Великом пацифизм почти исчез из сферы церковной мысли и практики.

Однако пацифизм не умер с принятием большинством христиан идеи оправданности «справедливого» насилия. На рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры в монастыре Клюни во Франции началось движение за утверждение «Божьего мира». От крестьян до короля все давали клятву не развязывать военных действий первыми, избегать любого рода насилия над безоружными.

Последовательно пацифизм отстаивали критики официальной церкви - катары, вальденсы, францисканцы-терциарии, а также гуситы - сторонник Петра Хельчицкого. Против войн выступал и известный христианский гуманист Эразм Роттердамский.

Реформация привела к кровопролитным религиозным войнам. Против них выступило мирное крыло анабаптистов, которые отвергали участие христианина не только в войне, но и в политике. Также последовательными пацифистами были квакеры, возникшие в середине XVII века. Благодаря Александру Маку, организовавшего в 1708 году Братскую церковь, пацифизм стал неотъемлемой частью пиетизма.

Первые пацифистские организации на Западе возникли в Великобритании и США после наполеоновских войн. К концу 1880-х - началу 1890-х годов движение получило широкое распространение. Международные конгрессы пацифистов неоднократно выступали с предложениями запретить войны, осуществить всеобщее разоружение, а споры, возникающие между государствами, разрешать в международных третейских судах. Распространение пацифизма в России во многом связано с деятельностью Льва Толстого (смотри также статью Толстовство).

Пацифизм в СССР

Основная статья: Группа за установление доверия между СССР и США

Официальный курс СССР на мир и разоружение был основан на готовности граждан СССР к выполнению долга по защите Родины, в связи с чем те пацифисты и их движения, которые выражали негативное отношение к армии и военной службе вообще, подвергались преследованиям, как антисовесткие элементы. Прежде всего это были представители диссидентского движения, (например Андрей Дмитриевич Сахаров), а так же представители молодёжный субкультур, в частности хиппи. И хотя в уголовном кодексе РСФСР не было статьи за пропаганду или призыв к пацифизму, пацифистов сажали по другим "подходящим" статьям: "тунеядство", "уклонение от призыва на срочную службу в вооруженные силы", "злостное хулиганство", "антисоветская агитация и пропаганда", "клевета на государственный и общественный строй". При этом следует отметить, что пацифизм советских диссидентов также был противоречив и непоследователен: так, тем А.Д. Сахаровым в 1953 году был предложен античеловеческий план по уничтожению американских городов с помощью искусственных цунами, многие диссиденты своей деятельностью фактически тормозили процесс разоружения, агитируя не доверять СССР.

Современность

Деятельность пацифистов привела к тому, что в законодательстве многих стран, где имеется воинская обязанность, была предусмотрена возможность её замены альтернативной гражданской службой.

Пацифисты используют различные формы протеста против войны и насилия, в том числе такие необычные, как «Die-in» (имитация смерти).

Дезертир, 1916 г. Карикатура времен Первой мировой войны. Иисуса Христа расстреливают солдаты всех воюющих стран.

Критика

Джордж Оруэлл писал о современных ему английских пацифистах: «Большинство пацифистов либо принадлежат к малозначительным религиозным сектам, либо это просто гуманисты, которые возражают против того, чтобы людей лишали жизни, и дальше этой мысли не идут. Но среди пацифистов-интеллектуалов есть меньшинство, у которого в подоплеке пацифизма - ненависть к западной демократии и преклонение перед тоталитаризмом… Пацифистская литература изобилует туманными заявлениями, в которых если и есть какой-то смысл, то только тот, что государственные деятели, подобные Гитлеру, предпочтительнее таких, как Черчилль, а насилие, пожалуй, извинительно, если оно достаточно жестокое.»

Роберт Ауман, лауреат Нобелевской премии по экономике 2005 года, объясняет: «Когда агрессор видит, что его методы работают, он продолжает им следовать и выдвигает все новые и новые требования. Если агрессор встречает решительное сопротивление, он пересматривает свой подход. Пацифизм ведет к войне, так как страна, где он становится идеологией, начинает играть по правилам агрессора.»

Протестантский теолог и философ Райнхольд Нибур писал, что «примитивное христианское морализирование бессмысленно и ведет к путанице», что нельзя считать, будто мы можем действовать в истории, лишь будучи невиновными», что зло тирании иногда можно устранить только путём войны, а сентиментальные иллюзии ведут к капитуляции перед тиранией, что представления пацифистов о человеческой природе целиком строятся на иллюзиях, что христиане должны защищать твердыни цивилизации, а пацифизм не понимает трагизма истории.

Известные пацифисты

  • Маршалл Брюс Мэтерс III
  • Берта фон Зуттнер
  • Лев Толстой
  • Боб Марли
  • Белинда Карлайл
  • Джон Леннон
  • Джим Моррисон
  • Альфред Нобель
  • Махатма Ганди
  • Джим Керри
  • Брижит Бардо
  • Альберт Эйнштейн
  • Саманта Смит
  • Виктор Цой
  • Али, Мохаммед
  • Роджер Уотерс
  • Ларри Флинт
  • Эрих Мария Ремарк
  • Уильям Сароян
  • Ульф Экберг
  • Моана Поцци
  • Майкл Джексон
  • Мусс Илья
  • Миролюбивая Странница
  • Джоан Баэз
  • Чиччолина
  • Бертран Рассел
  • Сьюзен Сарандон
  • Леди Гага
  • Джанет Рэнкин - единственный член Конгресса США, которая голосовала против вступления США как в Первую, так и во Вторую мировую войну.
  • Стиви Уандер

См. также

  • Христианский пацифизм
  • Ненасилие
  • Антимилитаризм
  • Анархо-пацифизм
  • Отказник совести

Примечания

  1. 1 2 Christian Pacifism before Constantine by David B. Kopel
  2. Д.Оруэлл. Заметки о национализме
  3. О миротворчестве. «Момент истины» Профессор Ауман
  4. Jeannette Rankin. Women in Congress.
  5. Стиви Уандер отказался от концерта в поддержку Армии обороны Израиля | РИА Новости. Проверено 19 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 26 февраля 2013.

Литература

Основные тексты

  • А. Швейцер о Мо-Цзы и Лао-Цзы - из статьи «Христианство и мировые религии»
  • Н. Н. Гусев «Отношение первых христиан к войне»
  • П. Брок «Отношение к ненасилию в пацифистских сектах в средние века и раннее новое время» // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000.
  • Эразм Роттердамский «Жалоба мира» (1517 г.)
  • Б. ф. Зуттнер «Долой оружие!» (1889 г.)
  • Л. Н. Толстой «Царство божие внутри вас…» (1890-93 гг.)
  • Л. Н. Толстой «Закон насилия и закон любви» (1908 г.)
  • М. А. Поповский «Русские мужики рассказывают. Последователи Л. Н. Толстого в Советском Союзе 1918-1977». L., 1983
  • П. В. Веригин «Декларация братской жизни» (1898 г.)
  • П. И. Бирюков «Гонение на христиан в России в 1895 г.» - о духоборах
  • Н. Н. Молчанов «Война войне» - фрагмент из книги «Жан Жорес» (ЖЗЛ), М., 1986
  • «Нобелевская премия мира 1947 года» - о квакерах
  • «Почему Свидетели Иеговы не участвуют в войнах?» // «Сторожевая Башня», 1 июля 2008.
  • Д. Хайнц «Адвентисты седьмого дня и отказ от участия в военных действиях: историческая перспектива» // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000.
  • У. Саватский «Протестанты-пацифисты в Советской России в межвоенный период» // «Долгий путь российского пацифизма», М., ИВИ РАН, 1997.
  • Архимандрит Спиридон (Кисляков) «Исповедь священника перед церковью» (1916 г.)
  • М. и Л. Цвик «Дороти Дей, пророк пацифизма в Католической Церкви»
  • «Биография» Хана Абдул Гаффар-хана - ненасилие и ислам.
  • Б. Рассел «Автобиография» // «Иностранная литература», 2000, № 12
  • Т. И. Телюкова «Московская группа „Доверие“» - см. Группа за установление доверия между СССР и США

Исследования

  • Ф. Дайсон «Оружие и надежда», М., «Прогресс», 1990 - главы из книги.
  • «Пацифизм в истории». М.: ИВИ РАН, 1997
  • «Долгий путь российского пацифизма». М.: ИВИ РАН, 1997.
  • Д. Сдвижков «Против „железа и крови“. Пацифизм в Германской империи», М., ИВИ РАН, 1999
  • Г. Пейдж «Общество без убийства: возможно ли это?», СПб.: Изд-во СПБУ, 2005 - см. Неприятие убийства
  • «Трактаты о вечном мире». М., Соцэкгиз, 1963
  • Н. Карапетян «НОВЫЙ» НАРЯД ПАЦИФИЗМА
  • И. Гордеева Радикально-пацифистское движение в России - ХХ век
  • А. Д. Эпштейн От пацифизма - к политическому протесту: израильское антивоенное движение в период от основания государства и до Первой ливанской войны
  • Песни против войны (англ.)

Критика

  • Игнат ДАНИЛЕНКО, Ольга ГУСЕВА.Потушим ли факел Герострата? Толстой и Драгомиров: спор продолжается
  • А. Альмог «Шалом ахшав» против мира

Ссылки

В Викисловаре есть статья «пацифизм»
  • Библиотека проекта «Вне насилия»
  • Библиотека проекта «Некий»
  • Раздел «Миротворчество» в библиотеке Я. Г. Кротова

знак пацифизма, пацифизм, пацифизм википедия, пацифизм что это, пацифизм это, философия пацифизма, что такое пацифизм

Пацифизм Информацию О

На вопрос о том, кто такой пацифист, коротко можно ответить - приверженец пацифизма, движения, которое является реалией скорее отрицательной, чем положительной. «Непротивление злу насилием» никогда, в силу своей бесхребетности, не могло стать идеологией какого-нибудь государства. Но случись обратное, по утверждению Роберта Аумана, лауреата Нобелевской премии, такая страна стала бы играть по правилам агрессора. То есть, существует добро и зло, и невозможно не принимать конкретно чью либо сторону.

Ни вашим, ни нашим

Сам термин «пацифист» происходит от латинских слов pax (мир) и facio (делать). Но пацифист не делает мир, он ничего не делает, он в лучшем случае лежит с плакатом на асфальте или разглагольствует в парламенте. А очень часто под видом борьбы с любым насилием способствует подавлению освободительного движения. Кто такой пацифист? Это тот, кого не любят все. Примером может служить приведенная ниже карикатура

Месть пацифисту

Можно привести еще один пример несуразности пацифизма. Ярым сторонником этого движения был немецкий писатель Эрих Мария Ремарк. Его сестре в 1943 году за неосторожное высказывание отрубили голову на гильотине (это в 1943 голу, в Германии), а счет за услуги палача, 127 рейсхмарок и 18 пфенингов, выслали автору «Триумфальной арки». Трудно представить себе, что в момент получения циничного привета из фашистской Германии Ремарк оставался пацифистом. Сестренка была младшей.

Абстрактность идеи

Официальная идеология пацифизма - осуждение аморальности насилия, противление ему мирными средствами, осуждение всякой войны. Безусловно, среди пацифистов есть убежденные порядочные люди, но в основном это движение напоминает хорошо прикормленную «партию зеленых», которых держат для показательных выступлений сторонников мира и здоровой экологии. Кто такой пацифист? Сторонник всепрощающего терпения, готовый переносить причиняемую ему душевную и физическую боль, чтобы устыдить, остановить или, что вообще из области фантастики, обратить в свою веру злодея. Примеры этому есть, но в основном художественные. Сама по себе теория «ударят по одной щеке - подставь другую» не вяжется с человеческим достоинством. Она ни с чем не вяжется, кроме садомазохизма.

Служить неохота

Есть еще одна выгода от пацифизма - в простонародье это называется «косить от армии». Этим занимались со времен раннего христианства. Иустин Мученик, живший во II веке нашей эры, был ярым пацифистом. Но пацифизм как организованное движение появился в Европе после Наполеоновских войн. При Советской власти о пацифизме говорили мало. И на вопрос: «Кто такой пацифист?» - большинство осведомленных ответило бы: «Предатель». Самым известным пацифистом в нашей стране всегда был пастор Шлаг, гениально сыгранный Ростиславом Пляттом.

Недостижимая цель

В чистом абстрактном виде идея пацифизма прекрасна - убивать плохо. Значение слова пацифист объясняется тоже замечательно - человек, посвятивший себя предотвращению войн и насилия на земле. Методы же достижения поставленной цели не выдерживают никакой критики.

Пацифистом был Лев Толстой. Насмотревшись на ужасы Крымской войны, а он участвовал в обороне Севастополя, потом, на старости лет великий писатель склонялся к мысли, что войны не нужны человечеству. А кто, кроме милитаристов утверждает обратное?

Истинный противник милитариста

Убеждения представителей обоих этих направлений не совсем антагонистичны. Кто такой пацифист и милитарист? О пацифисте уже сказано выше, а милитарист - это сторонник войны, военной мощи, устрашения и подавления всякого сопротивления своей идее. И слово militaris, или «военный» ясно и доступно объясняет сущность этого явления. Антагонистом милитаристу можно считать только антимилитариста, а никак не пацифиста. И это как нельзя лучше подтверждается символикой пацифизма и антимилитаризма. Это значит - «добро должно быть с кулаками», в прямом смысле этой фразы. В этом свете значение слова пацифист носит пораженческий характер.

Бессилие пацифизма

Можно бороться против войны мирными средствами в том, и только в том случае, когда она носит гипотетический характер, а когда она стоит в полном смысле на пороге дома - надо как пастор Шлаг, становиться на лыжи и - вперед, на действенную борьбу с фашизмом. В наше время, когда локальные войны идут непрерывно, хороши все способы борьбы с ними, лишь бы они были действенными. Но плакатами войну не остановишь. В этой связи - кто такие пацифисты? (фото помогут ответить на данный вопрос).

Глядя на них, хочется сказать «бездельники», опять таки, «косящие» от армии.

Умозрительность идеи

Есть очень много достойных представителей этого движения, среди них встречаются и люди, обладающие определенными возможностями, но среди милитаристов таких людей гораздо больше. И им надо адекватно противостоять, а идеи пацифизма, в лучшем значении этого слова, надо приветствовать, и только. Можно цитировать классиков-пацифистов. Например, Марк Аврелий говаривал, что лучшим отмщением злу является безответность. Вообще-то он был единоличным императором, против которого только безумный бы осмелился применять зло, да и прожил бы он потом не очень долго. Сам же Марк Аврелий перед самой смертью вел очень активные и успешные войны. Так что пацифизм его носил чисто кабинетный характер. Человек, интересы которого затронуты, скорее воин, а не пацифист. Значение термина, как было указано выше, непризнание любого насилия. В большинстве случаев при столкновении с реальным злом, причиняемым ему лично, пацифист перестает быть таковым.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины