04.11.2021

Культ тела в современном мире. Культ тела в обществе потребления: Жан Бодрийяр о превращении красоты в товар. Министерство образования и науки Российской Федерации


Современный мир – это мир торговли, товарно-денежных отношений. А, как всем сегодня известно, двигателем торговли является реклама. Реклама занимает большой объем времени любой телевизионной передачи на любом канале телевидения и всем уже изрядно набила оскомину. Когда фильм прерывается рекламой, зритель обычно отправляется на кухню чем-нибудь перекусить или переключает телевизор на другой канал, чтобы избавиться от этой надоедливой мухи. Я же поступил совершенно иначе и постарался всмотреться в рекламу, хотя, признаюсь, это было непросто, потому что я тоже, как практически и подавляющая часть населения нашей страны, терпеть не могу это детище современного телевидения. В принципе ничего нового я для себя не открыл, только нашел подтверждение своим догадкам о нынешней жизни.

Реклама – это как симптомы при болезни, по которым можно определять, что и где болит у пациента. Только в данном случае по ней можно определять – с долей вероятности, конечно, – некоторые болезни душ современных людей. Делается это достаточно просто: смотрим, чему в основе посвящены рекламные ролики, и делаем вывод. Так чему же они посвящены? Ответ, возможно, многих удивит по той причине, что, как правило, человек не задумывается глубоко над этим. Это тело. Да, да, именно тело человека. Все рекламные ролики говорят исключительно об одном – о комфорте человеческой жизни, о том, как жизнь тела человека на этой земле сделать еще более беспроблемной и комфортабельной. Но, спросите вы меня, разве грех жить в более-менее комфортных условиях? Нет, отвечу я вам, если только человек в своем стремлении к комфорту не переступает грани разумного, если его тело для него не становится важнее души и, соответственно, забота об условиях существования тела не становится намного важнее – если не самым главным, – чем условия бытия его собственной души. Но когда я смотрел сверкающую и яркую ТВ-рекламу, у меня создавалось стабильное впечатление, что эта грань давно и безвозвратно перейдена. Можно задать вопрос: а почему собственно безвозвратно? Да потому, что уровень комфорта настолько вырос, что вряд ли бо льшая часть людей окажется способной от него отказаться. Комфорт же вырастает из главного – из культа человеческого тела. И именно этот фактор является основным двигателем самого комфорта.

Мы можем заметить удивительные тенденции: чем более этот мир обезбоживается, чем менее он обращает внимания на христианские ценности, тем более растет забота о теле. Это исходит от потери связи человека с Богом. Отрываясь от Него как источника любви, человек начинает терять понимание истинной любви, заключающейся в служении ближнему. Его любовь начинает деформироваться, становится эгоистичной, замыкает его на себе самом. Отсюда начинает рожаться страх болезней и – как его завершение – страх смерти. Вот поэтому столько рекламы, говорящей о молодости и что «в свои пятьдесят я выгляжу на тридцать». (Кстати, всегда хотел спросить: а зачем тебе выглядеть на тридцать? Чтобы привлекать к себе внимание молодых мужчин?) Отсюда же такое сильное переживание по поводу перхоти, ломкости волос, кариеса, менструальных циклов, запаха пота, мужской силы, стройности фигуры. Самое интересное, что реклама в этой эмоциональной составляющей не лжет. Может быть, приукрашивает – и временами достаточно сильно, – но не лжет. Для людей все это стало действительно важным, очень значимым в жизни.

Бог дал все разумно человеку: своя забота – о теле, своя – о душе. В принципе заповедь о седьмом дне говорит о том же. Но, переступив через эту заповедь, человек перешел и ту черту, разделяющую разумное и убивающее. Именно, убивающее. Потому что излишняя, даже можно сказать – маниакальная, забота о теле начинает убивать душу. Она незаметно деформирует личность человека, и на нем начинают сбываться слова Писания: «И все они стали плотью». Напомню, что эти слова были сказаны незадолго до глобального потопа. Отсюда же такой сексуально-похотливый уклон в современной рекламе, когда, например, полуголая девушка рекламирует… питьевую воду. Мне думается, что все и продолжит течь в том же направлении, все более и более внося элемент агрессивной эротики в рекламные ролики.

Более всего, как мне кажется, от рекламы страдают именно женщины. Потому что реклама рассчитана на среднестатистического зрителя, которым, как известно, является женщина средних лет. Да и, как известно, женщина – существо более впечатлительное и эмоциональное, а потому более зависимое от сформированного, в том числе и рекламой, общественного фона. И если этот фон говорит, что женщина должна быть непременно стройной, накрашенной и, не дай Бог, с ломкими волосами, при этом обязательно выглядеть моложе своих лет, то начинают прилагаться неимоверные усилия, чтобы достичь этого. И прилагаются они часто даже вопреки любому здравому смыслу, причиняя немалый вред здоровью самой женщины. Также формируются и определенные стереотипы поведения, но это не тема наших небольших рассуждений сегодня.

Вывод же из всех этих рассуждений достаточно прост: друзья мои, не верьте рекламе! Тело – это только часть человека, это не сам человек. Обогащая свое тело, мы, даже незаметно для себя самих, можем обеднить свою душу, потерять ее для вечности. Как бы ни заботились о теле, оно в любом случае станет лишь пищей червей. Этим червям будет совершенно безразлична и наша комплекция, и наш внешний вид, и наша перхоть. Конечно, это совершенно не означает, что мы должны наплевательски относиться к телу. Просто очень важно не переступить черту.

В XVIII – XIX вв. в просвещенной Европе (например, во Франции, Италии и Испании) было популярно пышное женское тело, его воспевали многие знаменитые художники. Такой культ тела был не случайно.

В те давние времена только обеспеченные граждане могли позволить себе много и сытно питаться, не утруждать себя физическим трудом и тратить большие деньги на пошив одежды крупных размеров. Бедному сословию все это было недоступно.

Соответственно, женщина пышных форм могла служить доказательством достатка!


Желая «рисоваться» перед другими людьми, например, партнерами по ремеслу или влиятельными аристократами, проще было придумать новый эталон моды на полных женщин.

Но с тех пор утекло много воды, многие ученые проводили разные эксперименты и появились неопровержимые доказательства вреда такого «веяния моды» и культ тела изменился.

Болезни толстого тела

Внезапно оказалось, что избыточный вес равно как и низкие физические нагрузки очень вредят здоровью, существенно сокращая жизнь! Быть «умирающей» обеспеченной толстушкой оказалось не столь привлекательно, как многим казалось. Отсюда, научное сообщество извлекло свою выгоду, объявив целый список возможных проблем, сопровождающих избыточный вес.
В этот список попали такие неприятные для тщеславия женщины симптомы как:

  • Повышенная потливость;
  • Одышка;
  • Проблемы с артериальным давлением, взывающие головные боли и нарушения женского гормонального цикла;
  • Болезни суставов.

И, если в те далекие времена подагра считалась болезнью аристократов, то в современном мире вообще чем-то болеть не считается больше ни аристократичным, ни привлекательным!

В XX веке на пьедестал красоты возвели в культ тело здоровой женщины, избавив их от излишней полноты и, соответственно, от необходимость носить корсеты. Известно, что постоянное ношение корсета в те далекие времена также приводило к множеству проблем со здоровьем.

Но, не прошло и столетия, корсеты снова вернулись. Теперь, правда, корсет – не каждодневная обязательная одежда, а лишь редкий аксессуар, например, для интимного костюма или в качестве лечебно-профилактического аксессуара.

Здоровая фигура с анатомической точки зрения

Самое главное, чего добились модницы XX века – возможность поддерживать максимально здоровую фигуру с анатомической точки зрения.

В древней Греции был идеализирован образ женского тела, когда воспевали богиню любви – Афродиту. Этот образ воплотился в статуе Венеры с острова Милос. Именно эта статуя в наши дни считается эталоном красоты женского тела!

Хотя, высота статуи немного больше 2 метров, в пересчете на привычный нам рост около 164 см, пропорции составляют: 89-69-93 см. Как видите, это и есть те самые современные эталонные 90-60-90!

Однако, добиться таких пропорций не просто, но достижимо! Профессионалы в области построения идеального тела советуют:

  1. Придерживайтесь режима;
  2. Соблюдайте режим питания и рацион питания;
  3. Обязательно придерживайтесь необходимой физической нагрузки!

Соблюдая эти три несложных пункта, можно достигнуть практически идеальных результатов!

Главное – стремление! Приятно, что современное общество достигло того пика, когда культ тела абсолютный.

Везде можно увидеть «мотиваторы» привести себя в норму: в фильмах и передачах показывают, в основном, женщин с красивым, здоровым телом, много рекламы о снижении веса и красивой одежды на стройных моделях, . Социальные сети и публичные блоги во множестве обсуждают личную жизнь звезд, в том числе, изменения их фигуры!

Это хорошо с точки зрения культа тела отдельного человека.

Суббота, 11 Окт. 2014

Как идея прогресса сознания и развития духовных качеств человека была подменена идеей технического прогресса, который происходит на фоне быстрого морального разложения.

  • В продолжение темы: Горькая правда и иллюзия счастья современного общества

Мы живем в Кали-югу, когда человечество стремительно деградирует, думая, что прогрессирует. Идея прогресса сознания и развития духовных качеств подменена идеей технического прогресса, который происходит на фоне быстрого морального разложения.

Внутренняя деградация человека в соединении с техническим развитием ставит человечество в очень опасную ситуацию, когда оружие и технологии оказываются в руках аморальных людей. Поэтому мы постоянно наблюдаем техногенные катастрофы, разрушение экологии, постоянные вооруженные конфликты. К этому добавляется повальная привязанность к употреблению алкоголя, табака, наркотиков, которые опускают сознание человека до уровня животного.

В этом невежественном состоянии сознания люди совершают много глупостей и ошибок, много насилия, что потом возвращается в их жизнь множством проблем. Эти процессы приобрели сейчас глобальные масштабы и потому можно назвать нашу эпоху временем глобальных перемен.

Философ, социолог, неустанный исследователь современного человека и общества потребления Жан Бодрийяр о том, когда нарциссический культ тела пришел на смену «устаревшей» идеологии души, как культивирование красоты и эротизма помогает превращать тело в объект инвестирования, приносящий доход, и почему трансформация тела в товар ведёт нас к ещё большему отчуждению от самих себя, чем даже его эксплуатация в качестве рабочей силы.

Пожалуй, нет сферы современной жизни, которой удалось избежать внимания «гуру постмодернизма» Жана Бодрийяра — человека, приоткрывшего завесу над «нереальностью происходящего». Анализируя общество потребления (которое когда-то называли обществом изобилия) и образы действительности, создаваемые рекламой и СМИ, он одним из первых заговорил о том, что мы живём в мире псевдореальности: псевдособытий, псевдоистории и псевдокультуры, которые состоят из бесконечного потока копий и симулякров.

Но какой товар и симуклякр средства массовой информации любят больше всего? Какой культ преследует нас по телевидению, в торговых центрах и на рекламных билбордах? Конечно же, культ тела, который, по мнению Жана Бодрийяра, занял сегодня место души. Философ видит проявления этого культа в пропаганде массового спорта, в рекламе косметической продукции и средств ухода за телом, в мании здоровья, сопровождающейся неслыханным ростом использования лекарств и различных медицинских услуг: нас приглашают ухаживать за своим телом-товаром, так как его красота, идеальные пропорции и ухоженность составляют знак престижа. Но почему так активно оживают темы тела и секса в современных СМИ? И каким целям служит этот культ?

Сегодня мы публикуем небольшие фрагменты из знаменитой работы Жана Бодрийяра «Общество потребления», в которой философ размышляет о том, как формируется новая этика отношения к телу, основанная на нарциссической привязанности к нему, каким экономическим и идеологическим смыслом обладает культ человеческого тела и почему превращение тела в товар ведёт нас к ещё большему отчуждению от самих себя, чем даже его эксплуатация в качестве рабочей силы.

«…Потребителю вменяется обязанность наслаждаться, он становится предприятием по наслаждению и удовлетворению. Он как бы обязан быть счастливым, влюбленным, расхваливающим (расхваленным), соблазняющим (соблазненным), участвующим, эйфоричным и динамичным. Это принцип максимизации существования через умножение контактов, отношений, через интенсивное употребление знаков, объектов, через систематическое использование всех возможностей наслаждения».

Читайте также

Тело - самый прекрасный объект потребления

(фрагменты)

Современная идеология тела

Однако продуктивистская цель, экономический процесс рентабельности, благодаря которому на уровень тела распространяются принципы общественного производства, являются, конечно, вторичными по отношению к целям интеграции и общественного контроля, утвержденным при помощи всего мифологического и психологического механизма, связанного с телом.

В истории идеологий те из них, которые относились к телу, долго имели критическую наступательную ценность в борьбе с идеологиями спиритуалистической, пуританской, морализующей направленности, сосредоточенными на душе или каком-либо другом имматериальном принципе. Начиная со средневековья, все ереси приобретали тем или другим образом характер протеста с позиций плоти, как бы предвосхищая возрождение тела в противовес суровой догме церквей (подобная «адамическая», постоянно возрождающаяся тенденция, всегда осуждалась ортодоксией). С XVIII века сенсуалистская, эмпирическая, материалистическая философия пробила брешь в традиционных спиритуалистических догмах. Было бы интересно проанализировать ближе долгий процесс исторического распада такой фундаментальной ценности, как душа, в связи с которой была выстроена вся схема индивидуального спасения и, конечно, также весь процесс общественной интеграции. Долгая десакрализация души, секуляризация в пользу тела проходит через всю западную эру: ценности тела были разрушительными, являлись очагом самого острого идеологического противостояния. Как с ними обстоит дело сегодня, когда эти ценности имеют право гражданства и навязываются как новая этика? (Можно бы еще многое сказать, мы находимся скорее в фазе резкого столкновения пуританской и гедонистической идеологий, дискурсы которых смешиваются на всех уровнях.)

Мы видим, что сегодня тело, по-видимому торжествующее, вместо того чтобы предстать как еще одна живая и противоборствующая инстанция, инстанция «демистификации», попросту переняло эстафету души как мифической инстанции, как догмы и схемы спасения. Его «открытие», которое долго было критикой священного, направленной на завоевание большей свободы, истины, эмансипации, короче - борьбой за человека против Бога, сегодня оказалось осененным знаком ресакрализации . Культ тела не находится больше в противоречии с культом души: он его заменяет и наследует его идеологическую функцию. Как говорит Норман Браун (Браун Норман (1913) - американский искусствовед. - Прим. перев.; «Эрос и Танатос», с. 304):

«Нельзя позволить себе ошибиться насчет абсолютной антиномии священного и мирского и интерпретировать как «секуляризацию» то, что является только метаморфозой священного».

Материальная очевидность «освобожденного» тела (но мы видели: освобожденного как объект-знак и подавленного в его разрушительной истине желания, что реализуется как в эротике, так и в спорте и гигиене) не должна нас обмануть - она просто выражает замену устаревшей идеологии души, не адекватной развитой продуктивистской системе и не способной отныне обеспечить идеологическую интеграцию, современной, более функциональной идеологией, которая в основном охраняет индивидуалистическую систему ценностей и связанные с ней общественные структуры. Она их даже усиливает, дает им весьма устойчивую основу, так как заменяет трансценденцию души тотальной имманентностью тела, его спонтанной очевидностью. Однако эта очевидность фальшива. Тело, каким его представляет современная мифология, не более материально, чем душа. Как и она, оно является идеей , или скорее, ибо термин идея означает немногое, отдельным гипостазированным объектом, привилегированным двойником души, инвестированным в качестве такового. Оно стало тем, чем была душа в свое время, - исключительной опорой объективации, главным мифом этики потребления . Видно, насколько тесно связано тело с целями производства как опора (экономическая), как принцип (психологический) управляемой интеграции индивида и как стратегия (политическая) общественного контроля.

Министерство образования и науки Российской Федерации

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ: «Культ тела в Древней Греции»

Введение

В Древней Греции существовал культ здорового, крепкого тела. Древние греки не стыдились обнажаться до определенных пределов. Им было что показать. А что мы имеем сегодня. Затянутых во всевозможные одежды мужчин. Они стараются закрывать свое хилое, изнеженное тело. Им просто нечего показать, а показывать слабость и дряблость не хочется. Вот тогда и начинает свирепствовать болезнь…

Тогда - в древности, во времена Гиппократа - вольно или невольно большей части мужской половины населения приходилось укреплять свое тело физически. Хочешь ты или не хочешь, но когда на государство нападают враги, то государство приходится защищать. Защищать с мечом и щитом. А и щит и меч весили немало. Слабый человек их просто не поднимет. А приходилось ведь не просто поднимать - приходилось бегать с этими воинскими принадлежностями..

Античный гуманизм прославляет лишь культ тела - физическое совершенство человека, но субъективность личности, ее духовные возможности еще не раскрыты. Эталоном гармонии была телесная развитость человека. Даже греческие боги - прежде всего вечные совершенные тела. Отсюда вытекает соразмерность пропорций греческой архитектуры, расцвет скульптуры. Показательным выражением телесности античного гуманизма было исключительное положение физической культуры в системе общественного воспитания.

Тело осмысливалось как эстетический символ греческого города-государства, «полиса». Древние греки пытались через тело и благодаря ему воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нем наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии, но слабое развитие индивидуальности личности не позволило греческой культуре отразить высоты проявления человеческой эмоциональности и духа.

Античные Олимпийские игры

Олимпийские игры (греч. τὰ Ὀλύμπια) - величайшие из эллинских национальных празднеств.

Они происходили в Олимпии на Пелопоннесе и, по древнейшему сказанию, возникли ещё во времена Кроноса, в честь Идейского Геракла. По этому сказанию, Рея передала новорождённого Зевса Идейским Дактилам (Куретам). Пятеро из них пришли с Критской Иды в Олимпию, где был уже воздвигнут храм в честь Кроноса. Геракл, старший из братьев, победил всех в беге и был награждён за победу венком из дикой оливы. При этом Геракл установил состязания, которые должны были происходить через 5 лет, по числу прибывших в Олимпию идейских братьев.

Существовали ещё и другие сказания о возникновении национального праздника, приурочивавшие его то к той, то к другой мифической эпохе. Несомненно, во всяком случае, что Олимпия была древним святилищем, давно известным на Пелопоннесе. В «Илиаде» Гомера упоминается о гонках квадриг (колесниц с четвёркой лошадей), устраиваемых жителями Элиды (область на Пелопоннесе, где находилась Олимпия), и куда присылали квадриги из других мест Пелопоннеса (Илиада, 11.680).

История Олимпийских игр

Первый исторический факт, связанный с олимпийскими играми - это возобновление их царём Элиды Ифитом и законодателем Спарты Ликургом, имена которых были начертаны на диске, хранившемся в Гереоне (в Олимпии) ещё во времена Павсания. С этого времени (по одним данным год возобновления игр - 884 до н. э., по другим - 828 до н. э.) промежуток между двумя последовательными празднованиями игр составлял четыре года или олимпиаду; но как хронологическая эра в истории Греции был принят отсчёт с 776 до н. э. (см. статью «Олимпиада (хронология)»).

Возобновляя Олимпийские игры, Ифит установил на время их празднования священное перемирие (греч. έκεχειρία), которое объявлялось особыми герольдами (греч. σπονδοφόροι) сперва в Элиде, затем в остальных частях Греции; месяц перемирия назывался ίερομηνία. В это время нельзя было вести войну не только в Элиде, но и в других частях Эллады. Пользуясь тем же мотивом святости места, элейцы добились у Пелопоннесских государств согласия считать Элиду страной, против которой нельзя было вести войны. Впоследствии, однако, элейцы сами не раз нападали на соседние области.

В праздничных состязаниях могли участвовать лишь чистокровные эллины, не подвергнувшиеся атимии; варвары могли быть только зрителями. Исключение было сделано в пользу римлян, которые, как хозяева земли, могли изменять по своему произволу религиозные обычаи. Не пользовались правом смотреть игры также женщины, кроме жрицы Деметры. Число зрителей и исполнителей было очень велико; очень многие пользовались этим временем, чтобы совершать торговые и другие сделки, а поэты и художники, - чтобы знакомить публику со своими произведениями. От разных государств Греции посылались на праздник особые депутаты (греч. θεωροί) которые соперничали друг с другом в обилии приношений, для поддержания чести своего города.

Тем не менее женщины, могли стать олимпийскими чемпионами заочно - просто прислав свою колесницу. Так например первой олимпийской чемпионкой стала Киниска - родная сестра спартанского царя Агесилая.

Праздник происходил в первое полнолуние после летнего солнцестояния, то есть падал на аттический месяц Гекатомбеон, и длился пять дней, из которых одна часть была посвящена состязаниям (άγών Όλυμπιακός, άέθλων άμιλλαι, κρίσις άέθλων), другая часть - религиозным обрядам (греч. έορτή) с жертвоприношениями, процессиями и общественными пирами в честь победителей. По словам Павсания, до 472 до н. э. все состязания происходили в один день, а позднее были распределены на все дни праздника.

О видах соревнований на Олимпийских играх см. статью «Соревнования Античных Олимпийских игр».

Судьи, наблюдавшие за ходом состязаний и присуждавшие награды победителям, назывались Έλλανοδίκαι; они были назначаемы по жребию из местных элейцев и заведовали устройством всего праздника. Элланодиков было сперва 2, затем 9, ещё позднее 10; со 103-й Олимпиады (368 до н. э.) их было 12, по числу элейских фил. В 104-ую олимпиаду число их было уменьшено до 8 и наконец со 108-ой олимпиады до Павсания их считалось 10 человек. Они носили пурпурную одежду и имели на стадии особые места. Под их начальством состоял полицейский отряд άλύται, с άλυτάρκης во главе. Прежде чем выступить перед толпой, все желавшие принять участие в состязаниях должны были доказать элланодикам, что 10 месяцев, предшествующих состязанию, были посвящены ими предварительной подготовке (греч. προγυμνάσματα)и дать в том клятву перед статуей Зевса. Отцы, братья и гимнастические учителя желающих состязаться должны были также поклясться в том, что они не будут виновны ни в каком преступлении. За 30 дней все желающие состязаться должны были в Олимпийской гимназии предварительно показать своё искусство перед элланодиками.

Порядок состязаний объявлялся публике посредством белой вывески (греч. λεύκωμα). Перед состязанием все желающие участвовать в нём вынимали жребий для определения порядка, в каком будут выходить на борьбу, после чего герольд объявлял во всеуслышание имя и страну выходящего на состязание. Наградой за победу служил венок из дикой оливы (греч. κότινος), победителя ставили на бронзовый треножник (τρίπους έπιχαλκος) и давали ему в руки пальмовые ветви. Победитель, помимо славы для себя лично, прославлял ещё и своё государство, которое предоставляло ему за это разные льготы и привилегии. Афины давали победителю денежную премию, впрочем, сумма была умеренная. С 540 г. до н. э. элейцы разрешали ставить статую победителя в Альтисе (см. Олимпия). По возвращении домой ему устраивали триумф, сочиняли в его честь песни и награждали различными способами; в Афинах победитель Олимпиады имел право жить на казённый счёт в Пританее, что считалось очень почётным.

Олимпийские игры были запрещены христианами в 1-м году 293-й Олимпиады (394 г.) императором Феодосием как языческие и были заново возрождены лишь в 1896 г.

Правила, условия, традиции олимпийских игр в древности

Проведение игр сопровождали определенные условия. Итак, олимпиада имела место быть раз в четыре года при первом полнолунии после летнего поворота солнца (обычно в конце июля - начале августа). Еще весной во все стороны рассылались гонцы-спондофоры с объявлением даты грядущей олимпиады, назначенной специальным комитетом. Распорядителями и судьями игр с 572 г. до н. э. были избираемые из граждан области Элида элланодики числом в 10 человек. Жестким условием проведения олимпиады являлось всеобщее перемирие (т. н. божественный мир - экехерия) - никаких военных действий и никаких смертных казней. Экехерия длилась два месяца, и нарушение ее каралось крупным денежным штрафом. Так, в 420 г. до н. э. независимые спартанцы вели в Элиде боевые действия с участием тысячи гоплитов, за что были подвергнуты штрафу - 200 драхм за каждого воина. Отказавшиеся платить, они были отстранены от участия в играх.

Тренировавшиеся в течение года атлеты за месяц прибывали в Олимпию, где участвовали в отборочных мероприятиях и продолжали тренировки в специальном гимнасии, представлявшем собою окруженный колоннадой двор с дорожками для бога, площадками для метаний, борьбы и т. п., палестрой и жилыми помещениями для спортсменов.

Состав участников и зрителей также регламентировался особыми правилами. С 776 до 632 гг. до н. э. состязаться на олимпиадах имели право лишь свободные граждане греческих полисов не старше определенного возраста, не совершившие преступления или святотатства. Позже к участию стали допускаться и римляне, если им удавалось подтвердить с помощью хитроумно составленных генеалогий, что они - потомки чистокровных греков. С 632 г. до н. э. (37-я олимпиада) вводятся соревнования и между мальчиками. Варвары и рабы (под надзором хозяев) допускались только в качестве зрителей. Женщины (исключая жриц Деметры) не имели права даже посещать соревнования, хотя девочкам этого не запрещалось. Ослушниц ждало весьма суровое наказание - их сбрасывали с горы (наверное, намек на несчастного Миртила). Однако исполнения подобной кары не зафиксировано. В истории античных Олимпийских игр известен один лишь случай, когда женщина все же присутствовала при состязаниях. В 404 г. до н. э. некая гречанка по имени Каллипатейра, тренировавшая собственного сына, кулачного бойца Эвкла Родосского, пришла на стадион, облачившись в мужской плащ-гиматий. В порыве радости от победы отпрыска Каллипатейра, совершив неосторожное движение, явила миру свои первичные половые признаки. Обман раскрылся. Но нет правил без исключений: поскольку ее отец, три брата, племянник и сын были олимпийскими победителями, судьи все же избавили ее от наказания. Однако внесли в правила проведения олимпиад следующее условие - отныне тренеры спортсменов-участников должны были присутствовать на стадионе обнаженными.

В течение почти трехсот лет Олимпийские игры продолжались три дня. Первый и последний дни были посвящены торжественным церемониям, процессиям и жертвоприношениям, состязаниям отводился всего лишь один день.

С 724 г. до н. э. в программу соревнований включается двойной - на более длинные дистанции - бег (диаулос), и они продляются до трех дней. Беговая дорожка стадиона в Олимпии имела 192 метра в длину, на ней проходило три забега: на одну длину дорожки, на две и на 20 или 24. В 720 г. до н. э. к уже указанным видам бега добавился еще один - долгий (долихос) - 12 концов в обе стороны стадиона. Много позже - с 65-й олимпиады - добавился еще бег в полном вооружении - гоплитодромос.

На 18-й олимпиаде (708) появляется пентатлон - пятиборье: метание диска и копья, прыжки в длину, бег и борьба (пале). С 23-й олимпиады (688) - кулачный бой (пюгме), с 25-й (648) - бег на колесницах с четверкой лошадей и панкратий (панкратион) - комбинация борьбы с кулачным боем. Кроме перечисленного, в программе соревнований присутствовали иппические состязания: верховые скачки на взрослых лошадях; кальпа - попеременный бег и скачка на колеснице; синорида - бег колесниц, запряженных двумя взрослыми лошадьми; бег колесниц, запряженных четырьмя жеребятами; верховые скачки на жеребятах, а также бег колесницы, запряженной мулами - апены. Проводились также состязания в военных танцах (пиррихии), в красоте среди мужчин (эвандрии), в искусстве (мусические агоны), эстафеты с факелами (лампадодромии). В программе праздника, кроме собственно спортивных игр, присутствовали выступления поэтов, ораторов, музыкантов, а также театрализованные представления.

У женщин были свои атлетические игры - Гераи, посвященные культу Геры. Основательницей олимпийских игр для девушек считали Гипподамию - жену Пелопса, если вы помните, не так уж легко ему доставшуюся. Игры проводились каждые четыре года независимо от Олимпийских. Женщины бегали с распущенными волосами в коротких туниках. Для бега им предоставлялся олимпийский стадион, только дистанцию укорачивали. Победительницы увенчивались венками из ветвей маслины и получали часть коровы, принесенной Гере в жертву. Также они могли поставить статую с высеченным на постаменте именем.

Пятидневные празднества Олимпиад проводились следующим образом. В первый день производился тщательный осмотр участников, а также торжественная клятва атлетов и элланодиков на алтаре Зевса Горкия в булевтерии. Первые брали на себя обязательство состязаться честно, не нарушать правил и подчиняться решению судей, которые, в свою очередь, клялись судить по совести и правилам, без предубеждения к спортсменам. Элланодики имели при себе раздвоенные в виде вилки на конце тонкие длинные деревянные палки, ударами которых они могли наказывать провинившихся. Участников с помощью жребия разделяли на группы по четыре человека. Затем следовало торжественное жертвоприношение Зевсу и открытие Игр. Во второй день происходили соревнования в группе мальчиков: бег и борьба, пентатлон, кулачный бой. Третий день отводился состязаниям взрослых атлетов - бегу, борьбе, кулачному бою, панкратию и пятиборью. Четвертый день был целиком посвящен иппическому агону, а пятый - награждению победителей и закрытию Игр.

Немного подробнее о самих состязаниях, которые отличались некоторым своеобразием. Например, состязания борцов (пюгме, панкратий, пале) по сравнению с современным могут показаться довольно варварскими. Вместо боксерских перчаток руки спорсменов обматывались гимантами - специальными кожаными ремнями (позднее с металлическими бляхами), а сами борцы были обильно смазаны оливковым маслом, что, согласитесь, усложняло борьбу. Бить соперника позволялось как угодно, но поскольку удары по корпусу не имели значения, то целью являлась голова противника. Запрещалось лишь кусаться и бить в уши и глаза. Понятия "весовая категория" не существовало. Поединок мог длиться довольно долго, поражением считалось падение на землю или просьба о пощаде. Бывало, что проигравший платил жизнью, не говоря уже о многочисленных травмах. Если на земле оказывались оба борца, то судьи засчитывали ничью. Боец, трижды коснувшийся земли и прекративший борьбу, назывался триадденом.

Реферат >> Культура и искусство

Две туго набитых подушки поддерживали тело в полулежачем положении или служили... целью посвятить молодую девушку в культ ее новой семьи. Эта церемония... всех политических прав. 3. Женщина в Древней Греции 3.1. Юридическое положение женщины Первым следствием...




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины