08.06.2022

Культурно исторические предпосылки возникновения философии. Культурно-исторические предпосылки становления человека Культурно исторические предпосылки


Древнеиндийская философия

В первых священных книгах Индии - Ведах - наряду с религиозными идеями, излагались представления о едином и многосоставном мировом порядке (Рита, Легенда о Пуру­ши), целостности духовной субстанции (Брахмана), инди­видуальной душе (Атмана), перерождении душ (их бес­смертие, согласно закону воздаяния - Карма). Веды созда­вались племенами арийцев, которые пришли в Индию в 16 в. до н.э. из Средней Азии, Ирана и Поволжья. До наших дней дошло всего четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджу­веда, Атхарведа. Они содержали священное писание, описанне ритуалов, философские комментарии. Ведический период длился с 15 по 6 вв. до н.э.

Многие философские проблемы эпохи затрагивались в известных поэмах Древней Индии - эпосах «Махабхарата» и «Рамаяна». Они ознаменовали эпический период древне­индиийской философии 6-2 вв. до н.э. Со 2 в. до н.э. по 7 в. н.э..наступает эра сутр (краткие философские трактаты, в которых рассматривались отдельные проблемы).



Учение о бытии и небытии древнеиндийской филосо­фии определяется законами Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небы­тие не зависит от Брахмы-Космоса (Бога-творца), он живет 100 космических лет и умирает, после чего наступает полное небытие, которое длится также 100 космических лет - до нового рождения Брахмы. Весь ход истории - это чередова­ние жизни Бога и Абсолютного небытия. При каждом но­вом рождении Бога Брахмы, вновь появляется жизнь, но в новой, более совершенной форме.

Характерной особенностью древнеиндийского учения о познании является его стремление к изучению процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром Iпредметов и явлении. В отличие от европейской филосо­фии, признающей только материальное сознание, индийская философия подразделила его нa три вида: «практити» - ма­териальное сознание, «пуруша» - чистое сознание (первич­ная Энергия, из которой возникла Вселенная и люди), «майя» - сознание миражей и сновидений.

Характерными учениями индийской философии явля­ются:

Атман и манас - учение о душе;

Сансapa - философское учение о вечности души и ее земном пути;

Карма - предопределенность человеческой жизни и судьбы. Ее цель в совершенствовании и

нравственном развитии души - мокши;

Мокша - высшая ступень нравственного совершенства души, которого необходимо добиваться в земной

Ахимса - единство всех форм жизни на земле, неубие­ние и непричинение зла всему окружающему.

После 5 в. до н.э. в Индии, Китае и Юго-Восточной Азии распространяется религиозно-философское учение Буддизм. Основатель – Сиддхартха Гаутама (560-483 гг. до н.э.), в последствии был назван Будда («просветленный»).

Согласно его учению, все в мире «преходящее», не име­ет самости (постоянной субстанции), а поэтому полно скор­би (неудовлетворенности). Каждое отдельное существо представляет собой комбинацию действующих жизненных сил, которые согласно вечным законам, возникают и снова исчезают в функциональной зависимости друг от друга (драхма).



Поскольку ни одно злое или доброе дело не проходит бесследно, то каждый поток индивидуальной жизни, как этого требует карма, после смерти находит свое продолжение в потустороннем существовании.

Моральные поступки ведут к очищению, совершающе­муся путем прохождения через отдельные ступени: позна­ние и стремление к жизни ведет к освобождению.

Буддийская философия каждому верующему предлагает план личного совершенствования, целью которого является Нирвана -Великое Освобождение. К основным заповедям философии буддизма относятся: не убий, не укради, не лги, будь целомудренным, не употребляй алкоголь.

Древнекитайская философия

Древнекитайская философия возникла в VI-V вв. до н.э. Данное время

характеризовалось формированием новых экономических отношений, появлением денег и частной собственности, развитием производительных сил, ростом научных знаний. Философия, длительное время развивающаяся анонимно, становится авторской. Древнекитайская философия связана с именами Конфуция и Лао-Цзы. Наряду с данными именами существовали и другие направления – моизм, легизм, софизм.

Если в Индии философские школы соотносились с Ведами, то в Китае – с конфуцианским учением.

Основной идеей философии Китая является идея гуманизма. Этические и политические дискуссии преобладали над метафизическим умозрением. Но концепция божественного никогда не противоречила этому гуманизму. Наоборот, основным положением китайской философии была неразрывная связь человека и Божественного (Небесного) начала.

Даосизм возник практически одновременно с учением Конфуция.

Даосизм (от «дао» − буквально «путь») − религиозно-философское направление древнекитайской философии.

Основатель даосизма китайский философ Лаоцзы (букв. - «старый мастер, философ»). Учение изложено в приписываемой ему книге «Дао дэ цзин» («Книга о пути и его проявлениях»). Также важнейшим мыслителем даосизма был Чжуан-цзы.

В центре доктрины даосизма − учение о великом Дао, Всеобщем законе и Абсолюте. Дао − то, что всё рождает (невидимое, неслышимое, недоступное органам чувств). Все материальные вещи рождаются из небытия (дао), а затем, разрушаясь, опять уходят в небытие. Следовательно, дао (небытие) вечно, всё остальное преходяще.

Проявляется же Дао через свою эманацию – через дэ, и если Дао всё порождает, то дэ всё вскармливает. Ци - жизненная сила, энергия Дао. Ци делится на ян (бытие, светлое начало) и инь (небытие, тёмное начало)- противоположные проявления Дао в земном мире, которые постоянно переходят друг в друга. Жизнь не может быть окрашена лишь в тёмные цвета, и наоборот.

Человеческая жизнь мыслится вплетенной в космический путь природы.

Главная идея здесь − действие через «недеяние».

Конфуцианство − философия нравов и государства, проповедующая неразрывную духовную связь человека, семьи и государства. Основатель учения Кун Фу-цзы (букв. − «учитель Кун»), известный как Конфуций (VI-Vвв. до н.э.). Важнейший из его последователей Мэн-цзы, разрабатывавший теоретический базис конфуцианства. Позже стандартным каноном стали считать «Четыре книги» - «Лунь Юй» (речи Конфуция), «Мэн-цзы», «Учение о середине», «Великое учение».

Конфуций провозгласил принципом отношений между людьми – гуманность (жень). Разработал программу гармоничного общества, основанную на создании единых правил поведения в семье и на государственной службе. Управление государством должно основываться не на страхе или на насилии, а на почтении к старшему по возрасту и правителям, уважении к традициям.

Правители и чиновники должны соответствовать качествам «благородного мужа». Государство должно стать для всех одной большой семьей, в которой роли между членами жестко распределены. В нем действует основной закон: «Не делай другому того, того чего себе не пожелаешь».

Важную роль в философии Конфуция играет учение о Небе как воплощении судьбы и силы, обеспечивающей порядок на Земле.

Неоконфуцианство (начиная с XI в.) становится государственной философией Китая. Классические темы философии нравов дополняются теперь космологией, восходящей к школе инь-ян.

Противоположную позицию по отношению к учению конфуцианства о государстве, построенного на морали, занимают легисты (законники). Их идеал ̶ мощное и унитарное государство. Оно опирается на силу правящей династии, военного сословия и сельского хозяйства. Его основа ̶ обязательные для каждого законы, выполнение которых должно гарантироваться строгой системой наказаний и поощрений. развитым

Философия Аристотеля

Аристотель (384 – 322 до н.э.) - ученик Платона. Родился в греческой колонии, расположенной на побережье Эгейского моря во Фракии, в городе Стагире. Сначала учился, затем преподавал в школе Платона - Академии. С 343 года в течение трех лет был воспитателем царевича Александра – сына македонского царя Филиппа, будущего Александра Македонского.

В пятидесятилетнем возрасте Аристотель в предместье Афин создал собственную школу. Она располагалась недалеко от храма Аполлона Ликейского и поэтому получила название Ликей. Читал лекции Аристотель в саду, прогуливаясь. Поэтому его учеников стали называть перипатетиками, то есть прогуливающимися.

Основные положения философии Аристотеля.

Учение о материи и форме. Этот раздел философии Аристотеля относится к его онтологическим взглядам. Онтология - учение о бытии. Здесь изучаются основные принципы бытия различных предметов и явлений.

Материя – центральное понятие онтологии; Аристотель трактует ее как некий исходный материал, из которого благодаря существованию формы, появляется тот или иной предмет. Материя – это некий субстрат, материал, «глина», то, из чего состоят все вещи; то из чего они возникают и во что превращаются, когда погибают.

Определенной вещью, то есть единичным субстратом, материя, становится только благодаря форме. В отличие от пассивной материи форма является активной стороной мира. Таким образом, форма является определяющим по сравнению с материей началом.

Учение о перводвигателе и первопричине.

Аристотель считал, что мир и движение в нем существуют вечно. Эта посылка, по его утверждению, логически приводит к признанию вечной первопричины мира и вечного перводвигателя мира. Впоследствии эта идея была использована в качестве логического доказательства существования Бога христианской и мусульманской религиями.

Доказательство перводвигателя – признание наличия движения приводит к признанию того, что движение возможно при воздействии на данное тело другого тела и так далее до бесконечности. Начала у бесконечности нет, а движение существует. Следовательно, должен быть перводвигатель, который сам не имеет источника движения.

У Аристотеля Перводвигатель – это не мистический Бог, а космологическое понятие, которое выводится рационально, с помощью доводов и рассуждений.

Средневековая философия

Средневековая философия это длительный период в истории европейской философии который непосредственно связан с христианской религией. (II-XIY века).

Вся духовная культура этого периода была подчинена интересам и контролю церкви, защите и обоснованию религиозных догматов о Боге и его творении мира. Господствующим мировоззрением этой эпохи была религия, поэтому центральная идея средневековой философии – идея монотеистического (единого) Бога.

Особенностью средневековой философии является сплав теологии и античной философской мысли. Теоретическое мышление средневековья в своей основе теоцентрично. Бог, а не космос представляются первопричиной, творцом всего сущего, а его воля безраздельно господствующей над миром силой. Философия и религия здесь настолько переплетены, что философию Фома Аквинский характеризовал не иначе, как «служанку богословия». Источниками средневековой европейской философии выступили преимущественно идеалистические или идеалистически истолкованные философские воззрения античности, особенно учения Платона и Аристотеля.

Основными принципами средневековой философии были:

Креационизм – идея сотворения мира Богом из ничего;

Провиденциализм – понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека;

Теодицея – как оправдание Бога;

Символизм – своеобразное умение человека находить скрытое значение того или иного предмета;

Откровение – непосредственное волеизъявление Бога, принимаемое субъектом как абсолютный критерий человеческого поведения и познания;

Реализм – существование общего в Боге, в вещах, в мыслях людей, словах;

Номинализм - особое внимание к единичному.

В развитии средневековой философии можно выделить два этапа – патристику и схоластику.

Патристика. В период борьбы христианства с языческим политеизмом (со II по VII век н.э.) возникла литература апологетов (защитников) христианства. Вслед за апологетикой возникла патристика – сочинения так называемых отцов церкви, писателей, заложивших основы философии христианства. Апологетика и патристика развивались в греческих центрах и в Риме.

Этот период можно условно разделить на:

а) апостольский период (до середины II века н.э.);

б) эпоху апологетов (с середины II века н.э. до начала IV века н.э.). К ним относятся Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген и др;

в) зрелая патристика (IV- VI в. н.э.). Наиболее яркими фигурами этого периода были Иероним, Августин Аврелий и др. В этот период в центре философствования находились идеи монотеизма, трансцендентности Бога, трех ипостасей – Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа, креационизма, теодицеи, эсхатологии.

В этот период философия уже подразделяется на три вида: спекулятивная (теологическая), практическая (моральная), рациональная (или логика). Все три вида философии находились между собой в тесном сопряжении.

Схоластика (VII-XIV вв.). Философию средневековья нередко называют одним словом – схоластика (лат. scholasticus – школьный, ученый) – тип религиозной философии, основанной на соединении догматики и рационалистического обоснования с предпочтением формально-логической проблематики. Схоластика – основной способ философствования эпохи средневековья.

Это было обусловлено, во-первых, тесной связью со Священным писанием и Священным Преданием, которые дополняя друг друга, являлись исчерпывающей, универсальной парадигмой философского знания о Боге, мире, человеке и истории; во-вторых, традиционализмом, преемственностью, консерватизмом, дуализмом средневековой философии; в-третьих, безличным характером средневековой философии, когда личное отступало перед абстрактно-общим.

Наибольшее влияние на философию оказали такие христианские доктрины как учения о творении, грехопадении, спасении и откровении. Согласно первой доктрине о творении мир был сотворен Богом из ничего и без всякой необходимости. Согласно учению о грехопадении, мир был сотворен совершенным, но это предполагает также свободу сотворенных существ – ангелов и человека. Сначала часть ангелов, затем человек направили свою свободную волю против Творца. Для Бога это не представляло опасности, но мир утратил свое совершенство – в него вошли страдания и смерть. Однако Бог любит свое творение и поэтому не уничтожает его, а дает время, чтобы падшие ангелы и человек нашли утерянную дорогу к Творцу.

1) изменилась природа человека, он стал животным, родом живых существ;

2) грех, т.е. преступление человека, требующее возмездия и искупления;

3) смерть, ограниченность во времени.

Ни одну из этих преград человек не в силах преодолеть самостоятельно. Однако Бог любит человека, поэтому посылает к нему своего Сына, и он последовательно разрушает все три преграды. Родившись человеком, он возвращает совершенство его природе, умерев на кресте, несет наказание за грех, т.е. преступление человека, а воскреснув после смерти, разрушает эту последнюю преграду – смертность, ограниченность во времени. Разрушив эти преграды, Сын Божий, Иисус Христос тем самым предоставляет каждому человеку возможность спасения, если он захочет и сможет ею воспользоваться.

Таким образом, целью и смыслом жизни каждого человека является откровение себя Богу. Люди, осознавшие эту цель и работающие над ее достижением, составляют Церковь. Это ковчег, в который Бог собирает всех людей, достойных спасения. Когда в него войдет последний человек, Церковь уйдет из этого мира и настанет время Страшного Суда, Последнего Откровения, Апокалипсиса, в результате которого этот мир страданий будет разрушен, грешники уничтожены, а праведники обретут жизнь вечную в совершенном Граде Божием.

Эти христианские доктрины пронизывают буквально все разделы средневековой философии, начиная от учения о бытии и заканчивая этическими и эстетическими представлениями.

Эмпиризм Ф. Бэкона.

Родоначальником эмпиризма был англичанин Ф.Бэкон (1561-1626). Если в античности главной целью познания считалось само знание, в средневековье – постижение Бога, то теперь такой целью признаётся принесение практической, конкретной пользы людям и человечеству. Общая задача всех наук, полагал Бэкон, – увеличение власти человека над природой. Афоризм Бэкона «Знание – сила» на века стал символом науки. Бэкон полагал, что для получения достоверного знания необходим особый эмпирический метод, основанный на индукции.

Он писал, что всякое познание должно опираться на опыт – результаты наблюдения и эксперимента. Оно должно двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. Такое движение называется индукцией. Она включает несколько этапов исследования: описание всех случаев встречающегося признака в явлении; фиксация случаев, когда признак отсутствует; сравнение степеней проявления признака в явлениях; формулировка вывода: если находится признак, всегда сопровождающий данное явление и который отсутствует, когда этого явления нет, то этот признак входит в сущность данного явления. Например, если во всех случаях какого-либо заболевания фиксируется повышение температуры тела, а высокой температуры при отсутствии болезни нет, то повышение температуры входит в сущность данного заболевания. Сам Бэкон, например, верно определил, что сущность теплоты в движении микрочастиц тела, а не в наличии так называемого теплорода.

Бэкон полагал, что опыт служит не только основой познания, но и критерием истины. Он писал: «Самое лучшее из доказательств есть опыт, если он коренится в эксперименте». В опыт Бэкон включает не только чувственное восприятие, но и обработанные мышлением (разумом) результаты наблюдений, экспериментов, измерения, сравнения, т.е. то, что в современной науке называют эмпирическим уровнем знания. Бэкон не отрицает роль теоретического знания, но источником его признаёт только опыт. Он разделяет опыты на «плодоносные», дающие непосредственный практический результат, и «светоносные», которые непосредственного выхода в практику пока не имеют, но вскрывают глубинные закономерности и вызывают прогресс науки. «Светоносные опыты», по мнению Бэкона, неизмеримо важнее «плодоносных». В этом учении Бэкона впервые дифференцируется то, что впоследствии стали называть фундаментальной и прикладной наукой.

Поскольку эксперимент – это один из видов практики, то Бэкона можно считать родоначальником учения о практике как критерии истины. До сих пор некоторые философы, проявляя неточность, считают таким родоначальником К.Маркса.

Бэконовский призыв обратиться к опыту был услышан и поддержан естествоиспытателями, он стал, в частности, лозунгом для основателей Лондонского естественнонаучного общества, куда вошли творцы новой науки – Р.Бойль, Р.Гук, И.Ньютон и др. Однако Бэкон недостаточно учитывал роль мышления, разума в познании. У него разум только обрабатывает результаты опыта, но сам не порождает новое знание.

Рационализм Р. Декарта.

Рене Декарт сыграл в истории французской философии такую же роль, какую Бэкон – в английской философии. Путешествуя по странам Европы, Декарт пришел к выводу о несостоятельности схоластической учености и необходимости реформы науки. Главный труд «Рассуждение о методе».

Декарт стоит у истоков рационалистической традиции философии Нового времени. В труде ""Рассуждение о методе"" он задается целью разработать универсальный метод познания, которым могли бы пользоваться ученые всех областей знания. Декарт, в отличие от Бэкона, разрабатывает ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ. Он ищет исходный принцип, из которого логическим путем можно вывести все остальные. Он начинает с сомнения в достоверности всего. Достоверно лишь только то, что сомнение существует.Но сомнение – это акт мышления. Поскольку я сомневаюсь, я мыслю. Отсюда следует вывод: ""Я мыслю, следовательно, я существую"".

Но как от ""Я"", особой мыслящей субстанции, перейти к объективному миру? Декарт решает эту проблему на основе введения в свою философию идеи Бога. Бог является творцом и объективного мира и человека. Философия Декарта дуалистична. Мир – творение Бога, но он состоит из двух независимых субстанций: материальной и духовной. Атрибутом духовной субстанции является мышление, атрибутом материальной субстанции - протяжение. Обе субстанции взаимно несводимы и несоизмеримы, они существуют независимо друг от друга.

Согласно Декарту, сам Бог соединил душу с телом, отличив тем самым человека от животных, у которых нет сознания. Будучи автоматами, лишенными души, животные не могут мыслить. Вместе с Богом как первичной и бесконечной духовной субстанцией, и душой как производной и конечной духовной субстанцией в философию Декарта входят ""врожденные идеи"", изначально присущие душе. Декарт приходит к выводу о врожденности человеку таких идей, как идея Бога, идеи материальной и духовной субстанции и аксиом математики. Отсюда он приходит к выводу, что математические знания являются образцом научного знания. В познании главную роль играют не ощущения, а разум. Таким образом, Декарт является сторонником рационализма – учения, утверждающего первенство разума в познании и независимости его от чувственного восприятия.

Декарт был одним из творцов новой науки. Он создал аналитическую геометрию, метод координат, разработал математическую теорию радуги и разгадал причину её появления. В механике он указал на относительность движения и покоя, сформулировал закон действия и противодействия, закон сохранения и инерции движения. В космологии пытался объяснить, как мог возникнуть мир без вмешательства Бога. Декарт вел исследования в области физиологии, установил схему двигательных реакций, предвосхитил учение о рефлекторной дуге и условном рефлексе.

Философия экзистенциализма.

Экзистенциализм - направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Основное проявление - свобода (тревога за результат своего выбора). Идейные истоки экзистенциализма - философия жизни. Различают: экзистенциализм религиозный (Бердяев) и атеистический (Камю). Экзистенциализм - это иррациональная реакция на рационализм, основной порок которого: оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, разделяет мир на две сферы: объективную и субъективную. Подлинная философия должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции» (иррациональной реальности). Чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации», например перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания объявляется интуиция («экзистенциальный опыт»). Свобода - «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают «сущим», эссенцией. Человек же постигает своё сущее в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как самостроящий себя «проект». В конечном итоге идеальная свобода человека это свобода личности от общества. Свобода - тяжелое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой, стать "как все", но только ценой отказа от себя как личности. Мир, в который при этом погружается человек: это безличный мир, в котором все анонимно, нет субъектов действия, а есть лишь объекты действия, в котором все "другие" и человек даже по отношению к самому себе является "другим"; это мир, в котором никто ничего не решает, а потому и не несет ни за что ответственности – «Мир объективизации», признаки которого: отчужденность объекта от субъекта; поглощенность неповторимо-индивидуального, личного общим, безлично-универсальным; господство необходимости, детерминации извне, подавление и закрытие свободы; приспособление к массивности мира и истории, к среднему человеку, социализация человека и его мнений, уничтожающая оригинальность" ("Опыт эсхатологической метафизики").

В экзистенциализме преобладает настроение неудовлетворенности, искания, отрицания и преодоления достигнутого. Трагическая интонация и общая пессимистическая окраска экзистенциализма являются свидетельством кризисного состояния современного буржуазного общества, господствующих в нем крайних форм отчуждения; поэтому философия экзистенциализма может быть названа философией кризиса.

Культурно-исторические предпосылки возникновения философии.

Философия, как более высокий уровень мировоззрения, а именно выраженный в системе понятий взгляд на мир (миропонимание) возникла в древних обществах (Индия, Китай, Греция) на рубеже 7-6 вв до н.э. Основной ее культурно-исторической предпосылкой явилось Общественное Разделение Труда, и непосредственное отделение умственного труда от физического. Появился слой людей, которые могли заниматься специально проблемами духовной культуры: религии, искусства, науки, философии. Другой важнейшей препосылкой появления и развития философии был достаточно высокий уровень развития рационального (логического) мышления. Основной формой первобытного мышления был миф, в котором примитивные знания людей о мире сочетались с их вымыслом и верой. С разложением первобытно-общинного и появлением рабовладельческого строя, что сопровождалось отделением умственного труда от физического, все более развивалось рациональное мышление. Это достигло своих вершин в математике Пифагора, философии Фалеса, Гераклита, Протагора и др. Они размышляли о проблемах мира, космоса, человека, а также о морали, искусстве и религии. Их размышления, сначала чисто умозрительные, все более опирались на элементы научных знаний и положили начало различным философским концепциям (теориям), направлениям и школам. Нечто подобное происходило и в других странах, в том числе на Древнем Востоке. В дальнейшем философия развивалась под влиянием научных знаний, искусства, политических отношений, всей человеческой культуры.

Первые философские учения появились более 2.5 тысяч лет назад в Древней Греции, в Древнем Китае и в Древней Индии. Возникновение философии происходило на историческом фоне перехода от железа к бронзе, развития товарно-денежных отношений, распада родоплеменного строя, образования первых государств, отделения умственного труда от физического, проявления людей профессионально занимающихся деятельностью.

Усложнение социальной жизни все более ограничивало возможности эмпирических форм мышления, поэтому на заре цивилизации появляется необходимость в философских и научных знаниях о мире, основой которой являются понятия, логика, рациональное мышление, т. е. Возникает теоретическое отношение к миру. Познание начинает ориентироваться не на поиск того, кто породил мир, а на теоретическое выявление причин сущего. Слово «философия» греческого происхождения, означаеь любовь к мудрости (с греческого фило «люблю», софия «молюсь»). Согласно традиции впервые это слово произнес мыслитель и математик Пифагор. Окончательно сформирование и закрепление терминов философии связано с именами Платона, Аристотеля, Сократа. Первоначально философы опирались все на личное знание-математика, астрономия, физика, медицина, активно использовала из области мифологии, религии, искусства. По мере возникновения социально-экономических условий дальнейшее развитие научных знаний выделяют конкретные науки, изучающие отдельные стороны окружающей природы и социальной действительности. Одновременно происходит уточнение собственного предмета философии, определенных ее функций в обществе. Содержание предмета философии постоянно уточняется, дополняется, каждая эпоха приносит свое понимание, видение. Тем не менее объект философии представлен всегда исчерпывающе ясно и определенно: мир и человек представлен, как целостные, нерасторжимые образования. Философию интересует не просто мир в его природной данности, не человек в частных формах своей деятельности, а взаимопроникающие единства мира в целом и универсального человека. Философия особый способ мышления, который теоретически осмысливает уже существующие формы сознания, практики, культуры в целом. Многомерность философии, всеобщность ее категорий и понятий раскрывается через анализ ее взаимоотношений с такими важными областями духовного развития искусства, религии, науки.

Философия и религия тесно связаны как общей историей, так и целями, которые они стремятся достичь. В лоне религиозного вероучения возникли и получили свое первоначальное развитие многие основополагающие проблемы. В истории развития мысли с древнейших времен прослеживаются различные формы взаимоотношений между религией и философией, верой и знаниями. Порой они приобретают характер непредвиденного конфликта с трагическими последствиями для их участников (например геллиоцентрическая система мира Коперника, Галилео Галилей). Философия рассматривает единство мира и человека, постоянно соперничает с некоторой непонятностью одним словом с тем, что не подается рациональному осмыслению, не вписывается в раннем существовании понятий и категорий, между религией и философией существуют глубокие связи определяемые особенностями чувству и логичной формой мышления. Сложность, неоднозначность процессов познания будет всегда сокращаться человеком истории, веровать в сверхъественные силы, т. е. Религиозность на неотложную черту любой культуры. Противоречивое сосуществование религии и философии на протяжении тысячелетий не может скрыть того, что их разделяют по существу: первое возвышается на вере, в сложном социально-политическом чувстве, основанием второй является разум, понятие, теоретическое значение.


Философия и наука взаимно питают и обогащают друг друга, но при этом выполняют различные функции. Философия-это самостоятельная форма мировоззрения, т. е. Обобщенные взгляды на мир и человека в этом мире. Наука составляет важнейшую часть духовной жизни человека и обогащает философию новым знанием и помогает так или иначе фактически обосновать ту или иную теорию. Вопрос о соотношении и взаимосвязи философии и науки имеет 2 аспекта: определения сходства и различия между философией и наукой и определения научной ценности философии. Оба этих аспекта вызывают споры. С одной стороны, философия в отличие от науки изучает не конкретные объекты, включая человека, но то, как эти объекты осознаются человеком и складываются в его бытие. Философия пытается ответить на мировоззренческие вопросы, т. е. Самые общие вопросы бытия и возможности его познания, ценности бытия и возможности его познания, ценности бытия для человека. Наука же всегда конкретна и имеет четко определенный объект познания, будь то физика, химия, психология.

Философия и искусство выражает в обобщенной форме истину индивидуальную, искусство-отрасль культуры, в которой индивидуальная истина предстает в форме частного события. К искусству относят что-либо по различным критериям, одним их которых считается образность. Критерии могут меняться. Основным считается интерес к произведению. Он означает, что индивидуальная истина создателя находит в отзвук в потребителе. Искусство, впрочем, создание не образов, а символов, которые не всегда способен понять сам творец. Искусство также не просто мышление, в его сознании преобладает действие бессознательной части духа. ВЫВОД: искусство философично, когда создаваемый им новый живой мир начинает жить своими оригинальными философскими проблемами.

Термин «философия» означает «любовь к мудрости» (филиo (phileo) - любовь, софиа (sophia) - мудрость). В научный обиход ввел др.греч. мыслитель Пифагор (580-500 до н.э.) как учение о поиске истины.

Платон (428-347) впервые использовал это слово для обозначения специальной науки о мире и о месте человека в нем.

Философия как явление культуры появилась около 2,5 тысяч лет назад параллельно в Индии, Китае, в Древней Греции.

Культурно-исторические предпосылки возникновения философии:

Философия возникла на сравнительно высоком этапе развития человечества - на уровне цивилизации, когда человек производит продукты духовной культуры, потребляемые всем обществом (в отличие от варварства - собирание растений, варварства - охота).

Предпосылки: (возможности появления и потребности в появлении)

  • 1. Возможности человека :
    • - выделение умственного труда;
    • - появление товарно-денежных отношений (возможность заказать и купить знания);
    • - возникновение государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни;
    • - постепенное накопление элементов научного знания, используемого на практике и способствующего развитию мировоззрения людей;

И, как результат всего этого, появление возможностей осмысления человеком существующего мира и своего места в нем;

  • 2. Потребности человека :
    • - интерес человека не только видеть (созерцать) мир, но и понимать (иметь суждение, мировоззрение) как он устроен, желание использовать на практике полученные знания.

В Европе рождение философии было одной из составных частей великого культурного переворота в Древней Греции VIII--V веков до н. э., в контексте которого возникла и наука (прежде всего греческая математика VI -- IV веков до н. э.).

В Древней Греции философия формируется тогда, когда смысл человечес­кой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой. Возникновение античной философии при­ходится на тот период (VI век до н. э.), когда прежние традиционно-мифологические пред­ставления обнаруживают свою недостаточ­ность, свою неспособность удовлетворять но­вые мировоззренческие запросы.

Кризис мифологического сознания был вызван целым рядом причин. Важны условия социально-экономического и политического порядка, определяющие рождение идей. В греческом мире по преимуществу благодаря им возникли первые формы институционализированной свободы и демократии, способствовавшие в свою очередь рождению философии и подпитывавших ее. Важную роль сыграло экономическое развитие Греции, эко­номический подъем в IX--VII веках до н. э.: расширение торговли и судоходства, возник­новение и расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределе­ние, рост народонаселения и прилив его в города. Рас­ширялся географический горизонт греков, и тем самым гомеровское представление о мире обнаружило свою неадекватность. Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об от­носительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного укла­да и к утрате прочных нравственных ориен­тиров.

Разрушение сложившихся форм связи меж­ду людьми потребовало от индивида выработ­ки новой жизненной позиции. Философия была одним из ответов на это требование. Она предложила человеку новый тип самоопреде­ления: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру, думай сам. На место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал учитель, а тем самым и власть отца в семье до известной степени ставилась под вопрос. Функции отца и учителя, таким образом, разделились, и на протяжении нескольких веков -- с VII по IV век до н. э. -- наблюдается жестокая схватка между родом и духом, началами, которые прежде выступали как нечто единое.

Философия, таким образом, возникает в момент кризиса традиционного уклада жиз­ни и традиционных ценностей. С одной сто­роны, она выступает как критика традиции, углубляющая сомнение в значимости устояв­шихся веками форм жизни и верований, а с другой -- пытается найти фундамент, на ко­тором можно было бы возвести новое здание, новый тип культуры.

Философия (от греч. phileo -- люблю и sophia -- мудрость) буквально означает «лю­бовь к мудрости». По некоторым историчес­ким свидетельствам, слово «философ» впер­вые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достой­ному образу жизни. Истолкование же и зак­репление в европейской культуре термина «философия» связывают с именем древнегре­ческого мыслителя Платона. В учении Пла­тона софия -- это мысли божества, опреде­ляющие разумное, гармоничное устройство мира. Слиться с Софией способно лишь бо­жество. Людям же посильны стремление, лю­бовь к мудрости. Вставших на этот путь ста­ли называть философами, а область их заня­тий -- философией.

В отличие от мифологического и религи­озного миросозерцания философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытес­няют фантастический вымысел, сюжеты, об­разы и самый дух мифологического мышле­ния. Бытующие в народе мифы переосмысливаются с пози­ций разума, получают новое, рациональное истолкование. Слово «философия» было синонимом зарождаю­щегося рационально-теоретического миро­понимания. Философскую мысль вдохнов­ляло не накопление сведений, не освоение отдельных вещей, а познание «единого во всем». Ценившие именно такое знание древ­негреческие философы полагали, что разум «управляет всем при помощи всего» (Герак­лит).

Зарождение философской мысли началось в середине первого тысячелетия до н. э. Рождение было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание.

Культурно-историческими предпосылками зарождения философии были:

общественное разделение труда (отделение умственного труда от физического, социализация различных видов умственной деятельности)

развитие городов, ремесленнической деятельности, которая была связана с городом, колонизация земель, развитие связи между ними, мореплавания, фортификация требовали развития конкретных знаний.

Приобретение крупными городами определенной экономической независимости. Для них характерна была активная политическая жизнь. Атмосфера политической свободы, которая в свою очередь стимулировала свободу духовного творчества, способствовала и развитию философии.

Мифологическое мировоззрение, мифологическая мировоззренческая установка не позволяли получить эффективные конкретные знания. Поэтому возникает потребность в возникновении принципиально иной мировоззренческой установки. Возникает философская мировоззренческая установка, для которой характерно:

стремление познать сущность самих вещей, их причину и непосредственную взаимосвязь.

уверенность и обоснование того, что человек способен в силу собственных качеств познать мир.

Это вытекало из следующих двух компонент:

понимание природы, то есть окружающего мира, как упорядоченного единого целого, как гармоничного, закономерно устроенного целого, то есть космоса -- духовного начала, мирового разума;

человек понимался как подобие космоса, как гармонично вписанный в космос элемент. Человек -- микрокосм, он обладает духовным фактором -- разумом, который во многих учениях понимался как частица мирового разума (логоса), ==> возможность понимания человеком мира, способность человека постичь гармонию, закономерности природы и т.д.

Из вышесказанного следовали другие важные моменты:

признание в качестве наиболее существенного, специфически человеческого качества -- разума, мышления, способности логически постигать действительность.

познавательная деятельность рассматривается как высший, достойный человека вид деятельности. Идеалом человека был мудрец, постигающий суть бытия.

Разум, знания рассматривались как высшие ценности, на которых базируются все остальные духовные ценности человека (благо -- результат знания, зло -- результат невежества).

Такая абсолютизация разумного начала в человеке за счет игнорирования других качеств -- есть рационализм античной философии и культуры, познавательный и этический. Рационалистическая установка впоследствии привела к тому, что рационализм стал одной из наиболее существенных черт всей западноевропейской культуры.

Вышеназванное мировоззрение, опирающееся на признание исходной роли космоса, получила название космоцентризм.

Формированию космоцентрической мировоззренческой установки способствовали и некоторые явления обыденного сознания, разнообразный повседневный опыт. Этот, прежде всего, нравственный опыт, определял наиболее важные элементы поведения, взаимоотношения людей.Процесс формирования рационалистической мировоззренческой установки, ее развития, обоснования, получил название рационализации. Процесс рационализации является двухсторонним.

С одной стороны -- это был процесс постепенного накопления разнообразных знаний. Объект изучения -- природа. Только позднее, начиная с середины 5 века до н.э., на первый план выходит человек. Формирование методов познания природы (анализ, синтез и др.), а также выработка все более сложных форм (понятий). Этот процесс в учении Аристотеля привел к разработке специального учения о законах и формах мыслительной деятельности.

С другой стороны, рационализация -- постепенное преодоление элементов мифологии.

Говоря о рационализации античной философии, античной культуры, необходимо обратить внимание на то, что рационализация опиралась на те знания, которые были заимствованы древними греками из Египта, Вавилона.

Все вышеназванные черты в их взаимосвязи определили подъем и расцвет древнегреческой культуры и возникновение первоначальных научных знаний, рационализацию и стимулирование развивающегося самосознания, что и породило развитие древнегреческой философии, как рефлексии над культурой.

В Древней Греции философия формируется тогда, когда смысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой. Возникновение античной философии приходится на тот период (VI век до н. э.), когда прежние традиционно-мифологические представления обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять новые мировоззренческие запросы.

Кризис мифологического сознания был вызван целым рядом причин. Важны условия социально-экономического и политического порядка, определяющие рождение идей. В греческом мире по преимуществу благодаря им возникли первые формы институционализированной свободы и демократии, способствовавшие в свою очередь рождению философии и подпитывавших ее. Важную роль сыграло экономическое развитие Греции, экономический подъем в IX--VII веках до н. э.: расширение торговли и судоходства, возникновение и расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределение, рост народонаселения и прилив его в города. Расширялся географический горизонт греков, и тем самым гомеровское представление о мире обнаружило свою неадекватность. Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров.

Разрушение сложившихся форм связи между людьми потребовало от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия была одним из ответов на это требование. Она предложила человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру, думай сам. На место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал учитель, а тем самым и власть отца в семье до известной степени ставилась под вопрос. Функции отца и учителя, таким образом, разделились, и на протяжении нескольких веков -- с VII по IV век до н. э. -- наблюдается жестокая схватка между родом и духом, началами, которые прежде выступали как нечто единое.

Философия, таким образом, возникает в момент кризиса традиционного уклада жизни и традиционных ценностей. С одной стороны, она выступает как критика традиции, углубляющая сомнение в значимости устоявшихся веками форм жизни и верований, а с другой -- пытается найти фундамент, на котором можно было бы возвести новое здание, новый тип культуры.

В отличие от мифологического и религиозного миросозерцания философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытесняют фантастический вымысел, сюжеты, образы и самый дух мифологического мышления. Бытующие в народе мифы переосмысливаются с позиций разума, получают новое, рациональное истолкование. Слово «философия» было синонимом зарождающегося рационально-теоретического миропонимания. Философскую мысль вдохновляло не накопление сведений, не освоение отдельных вещей, а познание «единого во всем». Ценившие именно такое знание древнегреческие философы полагали, что разум «управляет всем при помощи всего» (Гераклит).

Возникновение философии связано с целым рядом факторов.

1) Философия является особым родом мировоззрения. В этом смысле философия имеет своим предшественником предыдущую господствующую форму мировоззрения - мифологию. Т.е. мир - источник возникновения философии и в то же время именно несоответствие мифологии развивающейся действительности привело к возникновению философии.

Мифология - это особая форма общественного сознания (способ понимания природной и социальной действительности). Отличительными чертами является то, что человек не способен выделить себя из природы, мышление неотделимо от эмоций, имеет место метафорическое сопоставление культурных и природных объектов, очеловечивание природных форм, одушевление фрагментов космоса. При этом не существует четкого разделения объекта и субъекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и имени, пространственных и временных отношений.

При этом еще не развит анализ причинности, часто сближение объектов по второстепенным признакам. Объяснение происходящего осуществляется через рассказ о происхождении или творении. При этом время делится на “ранний период”, в котором находятся перводействия и первопричины, и на основе событий “раннего периода” предсказываются события текущего.

  • 2) Но с течением времени экономическое развитие, появление разделения труда способствовало отделению умственного труда от физического, а значит, традиционная опора на привычку и традицию сменяется на рефлективное (“reflexio - размышляю, оцениваю) мировосприятие. А значит, вытесняется типичное для мифологии непосредственно эмпирическое отношение к миру.
  • 3) К тому же, экономический подъем в IX-VII вв. до н.э. в Греции расширил торговлю и судоходство расширил географический горизонт греков, связи и контакты с другими народами очевидными становятся относительность и условность собственных социальных и политических установлений. Это тоже серьезный удар по традиционности мифологического сознания.

В эпоху мифа сознание людей не индивидуализировано. А с развитием частной собственности и расслоения общества человеку необходим путь самоопределения - через собственный разум и в этом смысле философия логично сменяет мифологическое сознание.

Таким образом, философия как мировоззрение возникает в момент кризиса традиционного уклада жизни, ценностей и сознания, в силу того, что появляется потребность различать то, что общепринято и то, что истинно на самом деле (знание). Поэтому поначалу - философия - разрыв узких рамок обыденного сознания, преодоление его ограниченности и является синонимом зарождающейся теоретической мысли.

Выделение умственного труда в отдельную область деятельности приводит к осознанию отличия человека от окружающего его растительного и животного мира человек выделяется философами как особое существо, взаимодействующее с окружающим.

Но не смотря на то, что философия как мировоззрение приходит на смену мифологии, она заимствует у мифологии то, что объединяет философию и мифологию как способы мировоззрения, т.е. - основные вопросы:

  • 1) вопрос а начале, происхождении, устройстве мира;
  • 2) вопрос о происхождении людей, рождение, смерть и стадии жизни человека;
  • 3) вопрос а взаимодействии людей и мира.

Философия, которая в первую очередь является особым разделом мировоззрения заменяет собой предыдущую форму мировоззрения - миф. При этом:

  • 1) Философия заимствует у мифологии основные вопросы;
  • 2) Философия сменяет мифологию в силу развития целого ряда внешних факторов:
    • а) возникновение умственной деятельности (отделение от физической) недостаток обыденного сознания;
    • б) экономическое и социальное развитие общества;
    • в) возникновение научной формы знания.

Таким образом, существующие концепции возникновения философии (религиогенная, мифогенная, сциентистская, социо-центристская) - отражают различные стороны процесса возникновения философии. Но имеет место не обособленное, а комплексное влияние всех вышеперечисленных факторов.

Место и роль философии в системе духовной культуры. Философия и мировоззрение.

Декарт говорил, что только философия отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более образован, чем лучше в нём философствует. В этом суждении отражена социально-культурная ценность философии. Производство материальных благ меняет человека и ставит его в принципиально новое отношение к природе. Приспособление к условиям жизни сменяется их преобразованием, что влечёт за собой замену миросозерцания мировоззрением. Философия – это высший уровень и вид мировоззрения. Древние греки полагали, что занятие философии источник образованности и цивилизации. Мировоззрение нуждается в понимании природы, её осмысления с помощью понятий. Мировоззрение – это система знаний и представлений об окружающем мире, о месте человека в нём, о смысле и цели своего существования. На этом уровне формируются философские знания: переводится философия как любовь к мудрости.

Философия – это учение или духовная деятельность человека, направленная на поиск общих принципов бытия и мышления. По мнению Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего в самом мире. Философия единственная наука, которая существует, ради самой себя и представляет «знания и понимания ради самого знания и понимания». Её специфика заключается в том, что её законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. Философия выступает как мышление о мышлении.

Объект – то, на что направлено наше внимание. Предмет исследования – это аспект, сторона объекта или определённый тип его качеств. Объектом для философии является весь мир. Предметом философии – общие законы бытия для всех сфер.

Функции философии:

1. Мировоззренческая – обобщая знания о мире и человеке, философия способствует поиску смысла жизни.

2. Познавательная (гносеологическая – учение о процессе познания) – обобщает на личные знания о мире и формирует познавательные проблемы определённой эпохи. Философия – это эпоха, схваченная в мысль (Гегель). Мир и ещё каждый из нас, не просто знание, но ещё и мнение, позволяет делать прогнозы.

3. Прогностическая – развитие представлений о будущем и вселенной.

4. Культурологическая – выявляет и формирует общехудожественные ценности и моральные принципы. Выявляет и формирует (эксплицирует) общие понятия (универсалии). Аксиология – учение о природе ценностей. Ценность – это наше отношение к объекту, к тому, что видим или делаем. Человек – есть мера всех вещей.

5. Методологическая – философия как методология является общей теорией в решении частных задач.

Мировоззрение – это система знаний и представлений об окружающем мирре, о месте человека в нём, о смысле и цели его существования. Мировосприятие – система знаний и представлений об окружающем мире. Мироощущение – место человека в окружающем мире, о смысле и целее своего существования. Существует два уровня мировоззрения:

1. Обыденный (жизненно-практический). Начинает формироваться с момента рождения, формируется стихийно на базе адекватного поведения. Проявляется у всех людей по-разному. Существует мнение каждого отдельного человека. На этот уровень влияет образованность, воспитанность, социальное окружение, традиции, возраст.

2. Теоретический – противоречия в сознании и предрассудки преодолеваются теоретически. На этом уровне формируется философское знание. Переводится философия как любовь к мудрости.

Философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение.

Возникновение философии, ее культурно - исторические предпосылки.

Философия, как более высокий уровень мировоззрения, а именно выраженный в системе понятий взгляд на мир (миропонимание) возникла в древних обществах (Индия, Китай, Греция) на рубеже 7-6 вв до н.э. Основной ее культурно-исторической предпосылкой явилось Общественное Разделение Труда, и непосредственное отделение умственного труда от физического. Появился слой людей, которые могли заниматься специально проблемами духовной культуры: религии, искусства, науки, философии. Другой важнейшей препосылкой появления и развития философии был достаточно высокий уровень развития рационального (логического) мышления. Основной формой первобытного мышления был миф, в котором примитивные знания людей о мире сочетались с их вымыслом и верой. С разложением первобытно-общинного и появлением рабовладельческого строя, что сопровождалось отделением умственного труда от физического, все более развивалось рациональное мышление. Это достигло своих вершин в математике Пифагора, философии Фалеса, Гераклита, Протагора и др. Они размышляли о проблемах мира, космоса, человека, а также о морали, искусстве и религии. Их размышления, сначала чисто умозрительные, все более опирались на элементы научных знаний и положили начало различным философским концепциям (теориям), направлениям и школам. Нечто подобное происходило и в других странах, в том числе на Древнем Востоке. В дальнейшем философия развивалась под влиянием научных знаний, искусства, политических отношений, всей человеческой культуры.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины