12.07.2019

Названия детских инфекционных заболеваний. Инфекционные заболевания у детей − когда скорость диагностики имеет большое значение? Стафилококковая инфекция у детей


Дело в том, что детский организм встречается в течение первых же лет своего существования с огромным количеством патогенных организмов. В то время, как возбудители инфекционных заболеваний младшего возраста обладают высокой инфицирующей способностью (вирулентностью). Кроме того, после перенесения патологии вырабатывается стойкий иммунитет, исключающий повторное заражение.

Потому-то взрослые и не болеют в большинстве своем: заболевания настолько заразны, что все успевают переболеть ими в детские годы. О каких же болезнях идет речь?

Специфические детские инфекции

Ветрянка

– настоящий бич детей дошкольного возраста и раннего школьного периода. Возбудителем патологии выступает герпетический вирус третьего типа.

Вирус передается воздушно-капельным путем и отличается столь значительной вирулентностью, что одного только нахождения в помещении с больным достаточно, чтобы заразиться.

«Визитной карточкой» оспы выступают обильные высыпания по всему телу. Сыпь появляется на 7-21 день с момента проникновения вируса в кровь и вызывает нестерпимый зуд, жжение и желание расчесать пораженный участок.

Постепенно красные пятна трансформируются в папулы (прыщики), которые вскрываются и рубцуются. Помимо этого наблюдаются такие проявления, как:

  • повышение температуры тела,
  • ломота в костях,
  • появление прыщиков на слизистых оболочках.

Длительность течения патологии составляет от 5 до 12 дней при условии грамотной и комплексной терапии. Ветрянка – это типичное инфекционное заболевание кожи.

Корь

Не менее заразное заболевание. Наиболее часто им страдают пациенты в возрасте 3-6 лет. Инфекционный возбудитель, особый РНК-вирус, передается воздушно-капельным путем.


Фото: Основные симптомы кори

Первые проявления похожи по своему характеру на типичный бронхит или поражение верхних дыхательных путей. Наблюдаются:

  • подъем температуры до 36.5-38.5 градусов,
  • кашель,
  • покраснение слизистых оболочек и кожных покровов.

Спустя несколько дней на коже образуется сыпь. Признак, дающий возможность отграничить корь от других заболеваний – особые пятна Бельского-Филатова на слизистых рта (белые пятна, окруженные красной каймой).

Длительность течения заболевания – порядка недели-двух. Специализированных препаратов для лечения не существует. Применяются антисептики, противовоспалительные средства, антибиотики.

Краснуха

Типичное вирусное заболевание, которым болеют как грудные дети, так и подростки. Протекает в мягкой форме. Инкубационный период длится около 3 недель. Вирус передается воздушно-капельным путем.

В клинической картине преобладают очаговые проявления. Спустя 3-5 дней от момента окончания инкубационного периода, на коже лица развивается обильная сыпь, которая с течением времени экстенсивно распространяется, поражая кожные складки, преимущественно в области спины, живота, ягодиц, рук и ног.

Первыми же признаками болезни выступают:

  • повышение температуры тела,
  • головная боль,
  • чувство слабости и разбитости.

Отграничить краснуху можно посредством выявления лимфаденита (воспаления лимфоузлов).

Специального лечения не существует. Достаточно приема антибактериальных препаратов и жаропонижающих средств по необходимости. Болезнь разрешается спустя 5-7 дней.

Скарлатина

– острое инфекционное заболевание бактериального профиля (провоцируется стрептококком). Короткий инкубационный период (несколько дней) и выраженная клиническая картина делают это заболевания крайне опасным.


Фото: Основные симптомы скарлатины

Симптоматика выражена и характеризуется:

  • гипертермией,
  • образованием кожной сыпи,
  • возникновением вторичной ангины,
  • изменением текстуры языка: он становится малиново-красным, зернистым.

Заболевание отличается агрессивным течением. В тяжелых случаях показано стационарное лечение. В деле терапии предпочтение отдается антибиотикам.

Коклюш

Бактериальное поражение верхних и нижних дыхательных путей. Заболевание протекает с ярко выраженным кашлем, одышкой. При тяжелом течении болезни возможно развитие бронхоспазма, дыхательной недостаточности. В этом случае показано стационарное лечение. Основные симптомы проявляются на фоне выраженной гипертермии.

Терапия проходит под контролем врача-педиатра или инфекциониста. Прогноз болезни зависит от своевременности начала лечения.

Свинка

Она же паротит. Имеет весьма вариативные возрастные диапазоны. Передается воздушно-капельным путем. Характеризуется преимущественным поражением железистых тканей. Страдают слюнные железы, поджелудочная железа и др.

Процесс начинается с развития общих симптомов: головной боли, слабости, разбитости.

На 3-5 день болезни появляется выраженная опухлость слюнных желез. Наблюдается болевой синдром, который усиливается при разговоре, жевании, движениях головой. По окончании болезни формируется стойкий пожизненный иммунитет.

Полиомиелит

Опасная патология нервной системы. Вызывает поражение тканей спинного мозга. Как правило, протекает лишь с явлениями общей интоксикации. Спустя несколько недель и даже месяцев на фоне мнимого благополучия развиваются парезы и параличи конечностей.

В зависимости от высоты и локализации поражения возможно обездвиживание как рук, так и ног. С течением времени происходит атрофия соответствующих мышц и полная утрата функции пораженной конечности.

Пневмококковая инфекция

Как и следует из названия, развивается по причине инфицирования организма пневмококком. Возможно поражение легких, барабанных перепонок. Наиболее часто формируется пневмококковое воспаление легких. Отличить его от пневмонии обычной невозможно – требуется проведение анализа мокроты.

В большинстве своей лечится в условиях стационара. Вызывает:

  • интенсивный кашель,
  • одышку,
  • удушье,
  • повышение температуры до фебрильных значений.

Гемофильная инфекция

Строго говоря, детским заболеванием не является, поскольку редко оставляет стойкий иммунитет. Характеризуется различными формами, в зависимости от локализации поражения гемофильной бактерией.

Наиболее часто наблюдаются пневмония и менингит. Болезни сопровождаются типичными симптомами.

Особенности течения детских болезней

Особенности инфекционных заболеваний у детей включают в себя:

  • Более короткий инкубационный период.
  • Легкое течение. Особенности течения инфекционных заболеваний у детей характеризуются малой интенсивностью проявлений.
  • При этом, клиническая картина напротив наблюдается, так сказать, «во всей красе».

По окончании течения острого периода, болезнь не отступает полностью, но продолжает протекать в хронической, латентной форме. Иммунитет – единственное, что сдерживает повторное инфицирование.

Детские заболевания, которые могут проявиться во взрослом возрасте

Менингококковая инфекция

Не вызывает формирования стойкого иммунитета, потому заболевание может поражать человека несколько раз. Возбудителем является менингококк.

Заболевание начинается с типичных общих генерализованных явлений:

  • головной боли,
  • изменений со стороны носоглотки, нижних дыхательных путей.

Преимущественно страдает головной мозг и его оболочки. У детей болезнь протекает менее агрессивно. При нормальном функционировании иммунной системы менингококковая инфекция протекает с легкими катаральными явлениями.

Возможно лечение в домашних условиях. Применяются антибиотики широкого спектра действия. Показан строгий постельный режим. При тяжелом течении необходима срочная госпитализация.

Инфекционный мононуклеоз

Неспецифическое заболевание, вызываемое вирусом Эпштейна-Барр. Характеризуется генерализованным поражением всего организма.

  • Наблюдается лихорадка (с фебрильными значениями термометра),
  • изменения со стороны носоглотки, нижних дыхательных путей, селезенки, печени.

Несмотря на комплексный характер патологии, протекает она как в детском, так и во взрослом возрасте сравнительно мягко.

Острые респираторные заболевания

Устаревшее название. Актуальное наименование – острая респираторная вирусная инфекция. Своего рода «мусорный» диагноз, который врачи-терапевты и педиатры ставят во всех непонятных случаях. На деле же это целая группа заболеваний верхних и нижних дыхательных путей, вызванная вирусным возбудителем.

Заболевание протекает по классической «простудной» схеме. Специфический иммунитет не развивается.

Кишечные инфекции

Дизентерия, сальмонеллез, эшерихиоз, поражение ротавирусами, энтеровирусами и др. Не являются детскими болезнями. Наиболее часто встречаются у пациентов младшего возраста по причине пренебрежения правилами гигиены.

Кишечно-инфекционные патологии сопровождаются:

  • интенсивной гипертермией,
  • диспепсическими явлениями,
  • диареей,
  • тенезмами (ложными позывами опорожнить кишечник).

В течение всего периода течения болезни, испражнения больного считаются биологически опасными.

Гепатит А

В народе также известен как «желтуха». Провоцируется вирусным возбудителем. Инкубационный период составляет около месяца. В своем развитии болезнь проходит три фазы.

Первая фаза протекает с лихорадкой и развитием диспепсических явлений (болью в животе, тошнотой, рвотой), симптомами общей интоксикации.

Вторая фаза характеризуется пожелтением склер глаз и кожных покровов. Также изменением пигментации мочи, кала. Лихорадка и общие проявления отступают. Наблюдаются боли в правом подреберье.

В фазу разрешения все симптомы отступают, состояние больного нормализуется.

С учетом лечения, длительность болезни – порядка 2-3 недель. Гепатит А считается сравнительно легким заболеванием, поскольку редко дает осложнения. После лечения вирус остается в клетках печени носителя, продолжая существование в латентной форме.

Все описанные заболевания лишь условно называются детскими. Переносить их могут и взрослые, однако, в силу особенностей возбудителей подобных патологий, люди болеют с первых же лет жизни. Независимо от характера течения патологии, терапия должна проводиться только под контролем врача.

Существует ряд заболеваний, наиболее часто встречающихся у детей. Меры профилактики помогут избежать их, а своевременное лечение избавит от тяжелых последствий и осложнений.

«Дети очень часто болеют» - такую фразу нередко можно услышать от многих родителей. Так ли это на самом деле?

Это далеко не всегда является правилом, которое будет обязательно актуально и для вас, если с раннего детства правильно следить за здоровьем своего малыша и выполнять все меры по профилактике и своевременному лечению заболеваний.

Тем не менее, в детском садике детей очень много и велика вероятность, что один ребенок заразит второго, третьего и т. д.

Поэтому необходимо знать, какие заболевания чаще всего встречаются и как действовать в том случае, если болезни избежать не удалось.

Отит

В силу своего строения детские уши наиболее восприимчивы к этому заболеванию, чем уши взрослого. Возникает на фоне простудных заболеваний, сопровождается зудом, снижением аппетита, повышением температуры.

Ангина

Существует 2 разновидности: простудная и вызванная инфекцией. Второй вариант более опасен и без лечения антибиотиками обойтись не получится. Симптомы: боли в горле, температура, болезненное глотание.

Ларингит

Осиплость в горле и кашель - основные симптомы данного заболевания. Причина - вирусная инфекция, которую необходимо лечить под тщательным контролем доктора.

Гайморит

Развивается на фоне насморка. Его основные симптомы: гнойные выделения из носа, болит голова. Также боль может увеличиваться при наклонах головы, кашле. Ребенок ощущает снижение обоняния, голос становится гнусавым. Если его не долечить, то заболевание быстро переходит в хроническую стадию.

Ветрянка

Характеризуется пузырьками на теле, которые лопаются и образуют корку. Практически все знают, что ветрянкой лучше переболеть в детстве, так она легче переносится. Это действительно так, после болезни вырабатывается стойкий иммунитет к ней и заболеть повторно ей практически невозможно.

Коклюш

Передается воздушно-капельным путем. Сопровождается стойким кашлем, который, как правило, имеет приступообразный характер. Иногда это заболевание лечат антибиотиками на начальной стадии.

Корь

Встречается не так часто, т. к. от данного заболевания планово делают прививки. Но если прививки вовремя не сделать, то заболеть возможно. Симптомы следующие: резкое повышение температуры, ринит, кашель. После этого начинается сыпь, через пару недель ребенок выздоравливает. Опасность этого заболевания в том, что оно может дать осложнения на легкие или какие-либо другие органы.

Профилактика заболеваний

Мер профилактики детских заболеваний очень много. Если все их использовать, то велика вероятность, что здоровье вашего ребенка будет крепким.

Вакцинация. Сейчас существует множество расхожих мнений о том, стоит ли делать прививки детям, безопасно ли это. Мнение докторов однозначно - прививки делать нужно, и их делают для выработки стойкого иммунитета к самым распространенным и очень опасным заболеваниям. Поэтому если вы хотите предотвратить возможность заражения некоторыми из заболеваний, то прививки делать, безусловно, стоит.

Гигиена. Необходимо приучить ребенка тщательно мыть руки после туалета, перед едой. Мыть фрукты и овощи перед употреблением. Также необходимо тщательно готовить остальную пищу, употреблять только кипяченую воду. Подробнее об этом вы можете узнать на сайте http://dkb-nnov.ru/

Закаливание и физические упражнения. Если ребенок занимается спортом, проводит много времени на свежем воздухе, то хорошее физическое развитие повышает сопротивляемость различным инфекциям и заболеваниям.

Правильный режим и правильное питание с достаточным количеством витаминов. Гигиена постели, одежды, игрушек - тоже важная составляющая.

Если по каким-либо причинам избежать болезни не удалось, то стоит незамедлительно обращаться к специалисту и тщательно соблюдать все его рекомендации. Вовремя проведенное лечение - гарантия быстрого выздоровления и хорошего самочувствия.

При первом же недомогании малыша, родители начинают бить тревогу, и это понятно, ведь маленький организм очень подвержен инфекциям, а чтобы вылечить такое заболевание, необходима помощь врача.

Инфекции у детей вызывают достаточно сложные последствия, поэтому ранняя диагностика недуга очень важна.

Рассматривая ряд факторов, чаще всего провоцирующих инфекционные заболевания в раннем возрасте, можно отметить следующие – резкий рост и формирование организма, включая умственное развитие, наращивание скелетной и мышечной массы, смену молочных зубов. В этот период организм отдает все силы на развитие, поэтому внешние бактерии и инфекции легко проникают в организм, что нередко приводит к ослаблению иммунитета.

Виды инфекционных заболеваний

В России с целью своевременного выявления и лечения инфекционных болезней среди маленьких детей проводится всеобщая диспансеризация. Рассмотрим несколько часто встречающихся заболеваний и определим основные симптомы и методы борьбы с ними.

Инфекция мочевыводящих путей

Этот недуг встречается у маленьких детей дольно часто и уступает в первенстве разве только ОРВИ. В первые годы жизни заболеванию больше подвержены мальчики, а в возрасте от 7-8 лет инфекция чаще атакует девочек. Симптомы мочеполовой инфекции у детей следующие:

  • Во время мочеиспускания ребенок ощущает жжение, а на поздних стадиях – болевые ощущения;
  • Малыш просится в туалет чаще обычного, при этом испуская мочу небольшими дозами;
  • Возникают ситуации бесконтрольного мочеиспускания;
  • Моча имеет нехарактерный мутный цвет и неприятный запах;
  • Кроха ослаблен, капризен, позывы сопровождаются болевыми ощущениями в области поясницы, внизу живота.

Причинами возникновения инфекции мочевых путей у ребенка становятся бактерии, которые появляются и начинают активно размножаться в почках, мочеиспускательном канале и мочевом пузыре. Этому предшествует простуда, переохлаждение организма, несвоевременное питание или неверно подобранный рацион, включающий острую и соленую пищу.

Мочеполовая инфекция у детей у новорожденных иногда является следствием врожденной аномалии. В этих случаях родителям может быть предложено устранить патологию путем хирургического вмешательства.

Лечение инфекций мочевыводящих путей у детей проводится при помощи антибиотиков, причем необходимый для этого препарат подбирается только специалистом после обследования и сдачи анализов на индивидуальную чувствительность. Кроме того, ребенку может быть назначена диета и обильное питье. Если заболевание выявлено на начальной стадии, все мероприятия по лечению малыша могут быть проведены дома, однако если процесс запущен и инфекция достигла острой стадии, скорее всего вам предложат госпитализацию.

Пневмококковая инфекция у детей

Этому виду инфекционных заболеваний подвержены дети с ослабленными бронхами и легкими, склонными к простудным заболеваниям и пневмониям. Пневмококки – это патогенный организм, обитающий в микрофлоре легких каждого человека. Инфекция попадает в организм ребенка при контакте с носителем вируса или вследствие активного размножения собственных кокковых палочек. Болезнь может сопровождаться такими тяжелыми недугами, как менингит, сепсис и пневмония.

Основной защитой от этого заболевания служит прививка от пневмококковой инфекции детям. Причем, сама вакцина не содержит вирусов, возбуждающих болезнь в детском организме. Очищенные полисахариды вводятся малышу в виде инъекций Превенар, в зависимости от возраста.

Доктор Комаровский в своих видео консультациях дает развернутую картину причин инфицирования и необходимости вакцинации. Прививка от пневмококковой инфекции детям, по Комаровскому, крайне необходима хотя бы потому, что в России до сих пор отсутствует поголовная диагностика детей на все респираторные заболевании, связанные с воспалением органов дыхания.

Менингококковая инфекция у детей

Еще одно острое инфекционное заболевание, вызванное приобретенными диплококками от больного человека или носителя бактерии. Заболевание быстро распространяется воздушно-капельным путем, преимущественно в местах большого скопления детей. Признаками минингитовой инфекции у ребенка служит резкое повышение температура до 38-39С, головная боль, заложенность носоглотки, набухание шейных лимфоузлов.

К основным симптомам менингококковой инфекции у детей можно так же отнести и симптом Керинга, который проявляется при тяжелых формах болезни. Малыш не может распрямить согнутую руку или ногу, мышцы шеи и спины скованы. Такая симптоматика свидетельствует о том, что ребенка необходимо срочно госпитализировать.

Стафилококковая инфекция у детей

Этот вид заболевания характерен тем, что инфекция может поразить абсолютно каждый орган или ткань детского организма. Такие распространенные заболевания, как артрит, отит, ларингит – все это недуги, связанные с развитием в определенной части организма стафилококковой инфекции. И хоть болезни выделены в различные группы, все они имеют общую природу, патогенные связи и этиологическое начало. Перед лечением необходимо точно определить какой именно возбудитель стафилококка находится в организме, а уж затем приниматься за его устранение.

Стрептококковая инфекция у ребенка

Этот вид заболевания протекает в виде фарингитов, скарлатины или рожистых воспалений. У детей младшего возраста такой инфекционный недуг очень распространен. На фоне инфекционного заражения появляется повышение температуры, боль в очагах поражения органов бактериями, гнойный отит, абсцессы, пневмонии и менингит. Инфекционное заболевание у новорожденных ярко выражено в характерных кровоизлияниях и выделениях из носоглотки, увеличениях внутренних органов – селезенки, печени, легких.

Доктор Комаровский: об инфекциях

Какого бы рода инфекцию не приобрел ваш малыш, необходимо помнить о том, что без помощи специалиста не обойтись. В данном случае, бактериальная инфекция у детей или кокковая, промедление в правильно поставленном диагнозе и назначенном лечении недопустимо!

Инфекционные заболевания не проходят сами по себе, и это важно помнить. При малейшем недомогании срочно обращайтесь в клинику и начинайте проходить обследование. Только от вас зависит то, насколько быстро малыш поправится и обретет здоровье.

В данном справочнике представлены самые полные и актуальные сведения, касающиеся инфекционных заболеваний детей. Описаны причины возникновения и механизмы развития основных детских заболеваний. Дана их четкая классификация. Рассмотрены современные методы диагностики и лечения болезней. Полезными окажутся советы по укреплению иммунитета, профилактике и мерам предосторожности. Практические рекомендации специалистов и полезная информация помогут родителям вовремя распознать болезнь ребенка, принять своевременные меры по лечению, не допустить обострений и свести к минимуму вероятность заражения инфекционными заболеваниями в будущем. Издание предназначено для широкого круга читателей.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Детские инфекционные болезни. Полный справочник (Коллектив авторов, 2008) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ГЛАВА 1. ИНФЕКЦИЯ, ИНФЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС, ИНФЕКЦИОННАЯ БОЛЕЗНЬ

Инфекционные болезни широко распространены во всем мире, вызываются различными микроорганизмами. «Заразные» болезни известны с древних времен, сведения о них можно найти в древнейших памятниках письменности: в индийских ведах, работах Древнего Китая и Древнего Египта. Описания некоторых инфекционных болезней, таких как дизентерия, столбняк, рожа, сибирская язва, вирусный гепатит и т. д., можно обнаружить в трудах Гиппократа (460–377 гг. до н. э.). В русских летописях инфекции описывались под названием поветрий, повальных моровых болезней, подчеркивая основной признак – массовость, высокую летальность и быструю распространенность среди населения. Описывались опустошительные эпидемии и пандемии инфекционных заболеваний. Известно, что в Средние века бушевала эпидемия чумы («черная смерть»), от которой вымерла треть населения Европы, а во всем мире от чумы в XIV в. погибли более 50 млн. человек. Во время Первой мировой войны была пандемия гриппа («испанка»), которая поразила 500 млн. человек, 20 млн. из них погибли. Длительное время о причине возникновения инфекционных болезней ничего не было известно, считали, что эти заболевания возникают в связи с «миазмами» – ядовитыми испарениями воздуха. Это учение в XVI в. сменилось учением о «контагиях» (Фраксторо). В XVII–XIX вв. были описаны многие детские инфекции, например корь, ветряная оспа, скарлатина и др. Полный расцвет учения об инфекционных болезнях пришелся на XIX в. в период бурного развития микробиологии и появления иммунологии в ХХ в. (Л. Пастер, Р. Кох, И. И. Мечников, Л. Эрлих, Г. Н. Минх, Д. К. Заболотный, Л. А. Зильбер). Успехи и достижения в микробиологии способствовали выделению инфекционных заболеваний в самостоятельную науку и дальнейшему развитию учений об этиологии, патогенезе, симптомах, лечении и профилактике инфекционных болезней. Вклад в разработку инфекций детского возраста внесли труды А. А. Колтыпина, М. Г. Данилевича, Д. Д. Лебедева, М. С. Маслова, С. Д. Носова и других ученых.

Инфекционные болезни – большая группа заболеваний человека, возникающих в результате воздействия на организм вирусов, бактерий и простейших. Они развиваются при взаимодействии двух самостоятельных биосистем – макроорганизма и микроорганизма в условиях воздействия внешней среды, причем каждый из них имеет свою определенную биологическую активность.

Инфекция – это взаимодействие макроорганизма с микроорганизмом в определенных условиях внешней и социальной среды, в результате чего развиваются патологические, защитные, приспособительные, компенсаторные реакции, которые объединяются в инфекционный процесс. Инфекционный процесс – это сущность инфекционной болезни и может проявляться на всех уровнях организации биосистемы – субмолекулярном, субклеточном, клеточном, тканевом, органном, организменном.

Однако не каждое воздействие возбудителя на организм вызывает болезнь. Инфекционное заболевание возникает в том случае, если происходит нарушение функции организма и появление клинической картины. Таким образом, инфекционная болезнь – это крайняя степень развития инфекционного процесса. Если же при проникновении возбудителя в организм не происходит формирования клинической картины, то говорят о здоровом носительстве, что может быть у детей с остаточным специфическим иммунитетом или у людей с врожденной естественной невосприимчивостью. Существует еще и реконвалесцентное носительство, возникающее в период выздоровления от инфекционной болезни. В зависимости от условий инфицирования, свойств инфекционного агента, состояния макроорганизма (восприимчивость, степень специфической и неспецифической реактивности) описано несколько форм взаимодействия микроорганизма с организмом человека.

Манифестные формы (проявляющиеся клинически) делятся на острые и хронические. Также различают типичные, атипичные и молниеносные формы, в основном заканчивающиеся летально. По тяжести делятся на легкую, средней тяжести и тяжелую формы.

При острой форме клинически проявляющейся инфекции возбудитель пребывает в организме непродолжительное время. Для этой формы характерна большая интенсивность выделения больным возбудителей в окружающую среду, что создает высокую заразительность больных. Многие инфекционные болезни проходят в острой форме, например чума, оспа, скарлатина. Другие же и в острой, и в хронической – бруцеллез, гепатит В, дизентерия.

Хроническая форма заболевания характеризуется более продолжительным пребыванием возбудителя в организме, частыми обострениями и ремиссиями патологического процесса и в случае своевременного лечения – благоприятным исходом и выздоровлением, как и при острой форме.

Повторное заболевание вследствие заражения тем же инфекционным агентом называют реинфекцией. Если происходит заражение другим инфекционым агентом до выздоровления от болезни, то говорят о суперинфекции.

Бактерионосительство – это процесс, протекающий бессимптомно в острой или хронической форме. Возбудители в организме присутствуют, но манифестации процесса не происходит, и внешне человек остается здоровым. В организме выявляются иммунологические сдвиги, а также функциональные им морфологические нарушения в органах и тканях, типичные для данной болезни.

Важное эпидемиологическое значение имеет субклиническая форма инфекции, так как такие больные являются резервуаром и источником возбудителей при сохраненной трудоспособности и социальной активности, что осложняет эпидемическую обстановку. Однако большая частота субклинических форм некоторых инфекций (дизентерия, менингококковая инфекция, грипп и т. д.) способствует образованию массивной иммунной прослойки среди людей, что в определенной степени останавливает распространение этих инфекционных болезней.

Перелатентная (латентная) инфекция возникает в результате длительного бессимптомного взаимодействия макроорганизма с микроорганизмом. По своей сути является хронической инфекционной болезнью с доброкачественным течением, встречается при таких заболеваниях, как гепатит В, герпетическая инфекция, брюшной тиф, цитомегаловирусная инфекция и мн. др. Такая форма чаще встречается у детей со сниженным клеточным и гуморальным иммунитетом, при этом инфекционный агент находится или в дефектном состоянии, или в особой стадии своей жизнедеятельности (L – форма). Образование L – форм происходит под действием защитных иммунных сил организма и лекарственных препаратов (антибиотики). Формируются нетипичные штаммы с изменением всех свойств микроорганизма.

Существенно новой формой взаимодействия инфекции с организмом человека является медленная инфекция. Для нее характерен длительный (до нескольких лет) инкубационный период – стадия, при которой болезни нет. В то же время заболевание неуклонно прогрессирует с развитием тяжелых нарушений во многих органах и системах (чаще всего в нервной системе), и часто наблюдается смертельный исход. К такому типу инфекции относятся: СПИД, врожденная краснуха, хронический активный гепатит с переходом в цирроз и др.

Инфекционные заболевания, возникающие в результате заражения микроорганизмами одного вида, называются моноинфекциями. При заражении бактериями разных видов – смешанная, или микстинфекция. Одним из вариантов смешанной инфекции является вторичная инфекция, при которой уже к имеющемуся заболеванию присоединяется новое.

Инфекционный процесс может возникать за счет активации сапрофитной микрофлоры, т. е. тех микробов, которые постоянно живут на коже и слизистых оболочках. В этих случаях говорят об эндогенной, или аутоинфекции, которая наиболее часто возникает у ослабленных детей с хроническими заболеваниями, у детей, длительно получавших антибактериальную или цитостатическую (подавляющую иммунитет) терапию.

ГЛАВА 2. ВОЗБУДИТЕЛЬ ИНФЕКЦИОННОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ

Развитие любого инфекционного заболевания начинается с проникновения возбудителя в организм человека. При этом необходим ряд условий: состояние макроорганизма (наличие рецепторов, к которым будет фиксироваться микроб; состояние иммунитета и т. д.) и состояние микроорганизма. Учитываются важнейшие свойства инфекционного агента: патогенность, вирулентность, токсигенность, инвазивность.

Патогенность – это способность, закрепленная генетически, микроорганизма вызывать определенное заболевание. Является видовым признаком, и бактерии способны вызывать только определенные клинические симптомы. По наличию или отсутствию этого признака все микроорганизмы делятся на патогенные, условно-патогенные (вызывают болезнь при каких-либо неблагоприятных условиях) и непатогенные, или сапрофиты.

Вирулентность является степенью патогенности. Для каждой колонии патогенных микробов это свойство индивидуально. О вирулентности судят по тяжести и исходу заболевания, которое этот возбудитель вызывает. В лабораторных условиях измеряется дозой, вызывающей у половины экспериментальных животных или развитие болезни, или летальный исход. Это свойство не является стабильным, и вирулентность может изменяться у различных колоний бактерий одного вида, например в ходе лечения антибиотиком.

Инвазивность и адгезивность – способность микробов проникать в ткани и органы человека и распространяться в них.

Что объясняется наличием у инфекционных агентов различных ферментов: фибринолизин, муциназа, гиалоуронидаза, ДНКаза, коллагеназ и др. С помощью них возбудитель проникает через все естественные барьеры организма человека (кожа и слизистые оболочки), способствует своей жизнедеятельности в условиях воздействия иммунных сил организма.

Вышеперечисленные ферменты имеются у многих микроорганизмов – возбудителей кишечных инфекций, газовой гангрены, у пневмококков, стафилококков и т. д., – и обеспечивают дальнейшее прогрессирование инфекционного процесса.

Токсигенность – способность микроорганизмов вырабатывать и выделять токсины. Существуют экзотоксины (белковые) и эндотоксины (небелковые).

Экзотоксины – это белковые токсины, вещества, являющиеся продуктами жизнедеятельности бактерий и выделяемые ими во внешнюю среду. В основном экзотоксины образуют грамположительные бактерии, например возбудители дифтерии, столбняка, ботулизма, газовой гангрены, скарлатины, менингококковой инфекции. Эти вещества имеют ферментативные свойства, обладают высокой специфичностью и поражают определенные органы и ткани, что и формирует определенные симптомы заболевания. Например, возбудитель столбняка избирательно действует на двигательные центры спинного и продолговатого мозга, токсин шигелл Григорьева-Шига – на клетки эпителия кишечника. Экзотоксины вызывают нарушения процессов окисления в клетках. Они чувствительны к высоким температурам, при некоторых условиях (обработка формалином) теряют свои токсигенные свойства, сохраняя антигенные (при введении в организм могут образовывать антитоксины). Эти обезвреженные экзотоксины называются анатоксинами, которые широко используют для иммунизации против столбняка, дифтерии и других инфекций.

Эндотоксины прочно соединены с микробной клеткой и освобождаются при ее разрушении. В основном содержатся в грамотрицательных бактериях. По своей структуре являются сложными углеводо-липидо-пептидными комплексами. Обладают меньшей специфичностью и избирательностью, устойчивы к действию высоких температур, менее токсичны, чем экзотоксины.

Микроорганизм также может оставаться на месте внедрения, в таком случае на организм действуют токсины, вырабатываемые бактериями. Возникает токсинемия, т. е. циркуляция в кровяном русле токсинов. Это наблюдается при скарлатине, ангине, дифтерии, газовой гангрене, ботулизме и др. Еще одной из важных характеристик возбудителя инфекционной болезни является тропность, или чувствительность его к определенным тканям, органам, системам. Например, возбудитель гриппа поражает клетки дыхательных путей, дизентерии – эпителий кишечника, эпидемического паротита, или «свинки», – ткани слюнных желез.

В ответ на внедрение инфекционного агента организм реагирует образованием защитных реакций, направленных на ограничение и полное освобождение организма от возбудителя и также на восстановление нарушенных функций пораженных органов и систем. Исход взаимодействия зависит от ряда условий: состояние местной защиты (неповрежденный кожный покров, слизистые оболочки, состояние микрофлоры), функционирование специфических и неспецифических факторов защиты (состояние иммунитета, выработка защитных веществ), важны количество проникших микробов, степень их патогенности, состояние нервной и эндокринной систем человека, возраст, питание.

Если система защиты работает хорошо, то инфекционный процесс может не развиваться далее, а остаться на месте проникновения, что не ведет к возникновению клинических симптомов. Если же организм чувствителен к данному возбудителю и факторы защиты несовершенны, то инфекционные агенты и их токсины проникают в кровь, способствуя развитию инфекционного заболевания. Таким образом, решающим в возникновении болезни является состояние организма человека, в особенности его иммунной системы.

Иммунная система (иммунитет) – комплекс процессов, которые направлены на постоянство внутренней среды организма, препятствуют проникновению заразных и других чужеродных агентов. Центральные органы иммунитета – вилочковая железа (тимус), красный костный мозг. Переферические органы – селезенка, лимфоузлы, скопления лимфоидной ткани в кишечнике (пейровы бляшки). Функции системы иммунитета: распознавание инородных агентов (чужеродных антигенов) с последующим реагированием, заключающимся в нейтрализации, разрушении и выведении их из организма человека.

Степень функционирования иммунной системы и неспецифических факторов защиты (целостность кожных покровов и слизистых оболочек, присутствие в жидких средах организма защитных веществ и т. д.) зависит от возраста ребенка, от чего инфекционный процесс имеет свои особенности в разных возрастных группах.

ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМЫ И ПУТИ ПЕРЕДАЧИ ИНФЕКЦИИ

Для каждой инфекционной болезни имеется свой путь передачи микроорганизмов, который сформировался в процессе эволюции и является основным способом сохранения возбудителя как вида.

Существуют три фазы перехода возбудителя из одного организма в другой:

1) выделение микробного агента из организма в окружающую среду;

2) нахождение возбудителя в окружающей среде;

3) проникновение инфекции в совершенно новый организм.

Механизм передачи инфекционных агентов осуществляется через эти три фазы, но может иметь свои особенности в зависимости от первичной локализации возбудителя. К примеру, при нахождении возбудителя в клетках слизистой верхних дыхательных путей его выделение осуществляется с выдыхаемым воздухом, в котором и находятся микробные агенты в составе аэрозолей (грипп, ОРВИ, ветряная оспа, коклюш, скарлатина). При локализации инфекции в клетках желудочно-кишечного тракта ее выделение возможно с испражнениями и рвотными массами (дизентерия, холера, сальмонеллез).

При нахождении возбудителя в кровеносном русле механизмом его передачи будут кровососущие насекомые (риккетсиозы, чума, туляремия, энцефалит). Контактный механизм – за счет локализации микробов на кожных покровах.

В зависимости от первичного нахождения возбудителя в организме человека различают четыре механизма передачи инфекции:

1) воздушно-капельный;

2) фекально-оральный (пищевой);

3) трансмиссионный;

4) контактно-бытовой.

Воздушно-капельный (пылевой, ингаляционный) – один из самых распространенных и быстрых способов передачи инфекционных болезней. Таким путем могут передаваться заболевания, вызываемые как вирусами, так и бактериями. Сопутствующий воспалительный процесс слизистых оболочек верхних дыхательных путей способствует распространению возбудителей. Большое количество микробов выделяется с капельками слизи при кашле, чиханьи, разговоре, плаче, крике. Степень мощности этого пути передачи зависит от характеристик (наиболее важен размер частиц) аэрозолей. Крупные аэрозоли рассеиваются на расстояние 2–3 м и быстро оседают, мелкие же преодолевают расстояние не более 1 м при выдохе, но могут длительное время оставаться во взвешенном состоянии и перемещаться на значительные расстояния благодаря электрическому заряду и броуновскому движению. Инфицирование человека возникает в результате вдыхания воздуха с содержащимися в нем капельками слизи, в которых и находится возбудитель. При таком способе передачи максимальная концентрация возбудителей будет вблизи источника инфекции (больной или бактерионоситель). По мере удаления от источника инфекции концентрация микробов значительно снижается, но иногда этого бывает достаточно для развития заболевания, особенно если ребенок ослаблен, а возбудитель обладает высокой степенью патогенности. Описаны случаи, при которых передача вирусов гриппа, кори, ветряной оспы происходила на значительные расстояния, через вентиляцию, лестничные клетки, коридоры. Воздушно-капельный путь передачи зависит от устойчивости возбудителей во внешней среде. Большое количество микроорганизмов быстро погибает при подсыхании аэрозолей (вирусы гриппа, ветряной оспы, кори), другие же достаточно стойкие и сохраняют свою жизнедеятельность и свойства длительное время в составе пыли (до нескольких суток). Поэтому заражение ребенка может иметь место при уборке помещения, игре запыленными игрушками и т. д., такой «пылевой» механизм передачи эффективен при дифтерии, сальмонеллезе, туберкулезе, скарлатине, эшерихиозе и других заболеваниях.

Фекально-оральный (пищевой) путь передачи реализуется при передаче кишечных инфекций, вызываемых как вирусами, так и бактериями. Факторами передачи при этом являются пищевые продукты, грязные руки, зараженная вода, мухи, разные бытовые предметы. Чаще все же заражение происходит через зараженные пищевые продукты. Так, возможно развитие дизентерии, сальмонеллеза, стафилококкового энтероколита и кишечных инфекций, вызываемых условно-патогенными микроорганизмами (которые вызывают заболевания при неблагоприятных условиях), – протей, клебсиелла, синегнойная палочка. Реже фекально-оральным путем передаются полиомиелит, бруцеллез, ящур, скарлатина, дифтерия, иерсиниоз, гепатит А и др. Развитие заболеваний может быть при употреблении человеком мяса и молока больных животных, которые не были подвергнуты хорошей термической обработке (сальмонеллез, ящур, сибирская язва, туляремия), однако наиболее часто заражение людей происходит при употреблении пищевых продуктов, в которых находится возбудитель. Загрязнение продуктов наблюдается на разных этапах их обработки, приготовления и дальнейшей реализации, что чаще связано с нарушениями технологического процесса и санитарных норм: через руки работников пищевой промышленности, посуду, оборудование, при контакте с содержимым желудочно-кишечного тракта забитых животных – носителей инфекции, через грызунов и т. д.

Дети заражаются через молоко и молочные продукты (сливки, мороженое, сметана, творог, крем). Молочные вспышки заболеваемости характерны для детских коллективов, отличаются массивностью, быстрым нарастанием заболеваемости. Важную роль как фактор передачи многих инфекций играет вода: брюшной тиф, лептоспироз, гепатит А, холера и т. д. В воду инфекция попадает выделениями больных людей и животных, со сточными водами, при смывании нечистот с поверхности земли дождем и т. д. Большинство возбудителей сохраняет не только свои свойства в водной среде, но и способность размножаться. С точки зрения эпидемиологии (наука о распространении инфекционных заболеваний), большую опасность представляют закрытые водоемы. Для водных эпидемий характерен быстрый рост заболеваемости среди населения, использующего воду из одного водоема.

Контактно-бытовой механизм передачи осуществляется либо при непосредственном контакте (прямой), либо через зараженные предметы окружающей обстановки (непрямой контакт). В результате прямого контакта передаются возбудители дифтерии, туберкулеза, скарлатины, герпеса, чесотки, гельминты, бруцеллеза. При непрямом контакте через зараженные предметы, белье, игрушки, посуду осуществляется развитие шигеллеза, гельминтоза, брюшного тифа, в редких случаях – дифтерии, туберкулеза, скарлатины. Наиболее часто дети заражаются через загрязненные руки. При этом больной или бактерионоситель может загрязнять предметы обихода – посуду, игрушки, дверные ручки, перила и т. д. Здоровый ребенок, используя зараженные предметы, легко загрязняет свои руки и заносит инфекцию в рот.

Как фактор передачи почва имеет самостоятельное значение при передаче анаэробных раневых инфекций (столбняк, газовая гангрена). Возбудители этих заболеваний попадают в землю с выделениями больных животных и людей, где образуют споры, сохраняя свою жизнедеятельность в течение нескольких лет.

Почва России на 100 % заражена столбняком. Развитие болезни происходит при попадании спор на раневую поверхность (газовая гангрена, столбняк) или в продукты питания (ботулизм). Важное значение в передаче инфекционных болезней почва имеет еще и потому, что является местом жизнедеятельности мух, грызунов и созревания яиц гельминтов.

Трансмиссивный путь передачи осуществляется при участии живого переносчика, зараженного возбудителем инфекционной болезни.

Среди живых выделяют специфических и неспецифических переносчиков. Специфические – это кровососущие насекомые (вши, блохи, комары, клещи, москиты и др.). Они передают строго определенные инфекции. Возбудители в организме осуществляют свой жизненный цикл, размножаются. Заражение человека происходит при укусе или втирании содержимого раздавленного насекомого в поврежденную кожу. Так, вши осуществляют передачу сыпного тифа, блохи – чумы, комары – малярии, клещи – энцефалитов, возвратного тифа.

Механические (неспецифические) переносчики передают инфекцию в том же виде, в каком и получили ее. Например, у мух на лапках и теле присутствуют возбудители кишечных инфекций, вирус гепатита А, палочки брюшного тифа. Роль механического пути передачи в распространении заболеваний относительно невелика.

Внутриутробный (трансмиссионный) путь – такой, при котором происходит передача возбудителей от матери плоду через плаценту. Инфекция у беременной может протекать либо в явной форме, либо по типу здорового бактерионосительства. Наиболее актуальна передача вирусных инфекций через плаценту. Возможен переход от матери к плоду: вирусов краснухи, кори, цитомегаловирусов, ветряной оспы, вируса гепатита В, эпидемического паротита, энтеровиорусов. Также могут передаваться и бактериальные инфекции: эшерихиоз, лептоспироз, стрептококковые и стафилококковые инфекции, протозойные заболевания: токсоплазмоз, малярия, лейшманиоз. От сроков заражения беременной женщины зависит исход плода (если женщина заболела в первые три месяца беременности, то чаще плод умирает или рождается с пороками развития (эмбрионопатия)). Если заражение происходит после трех месяцев, то также возможны смерть плода или рождение с признаками врожденной инфекции. Внутриутробная инфекция имеет важное значение в связи с тяжелым течением, частыми смертельными исходами и риском распространения возбудителей в родильном доме или отделении для недоношенных.

ГЛАВА 4. ПЕРИОДЫ ТЕЧЕНИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

Каждое острое инфекционное заболевание протекает циклически со сменой периодов.

I – инкубационный, или период инкубации.

II – продромальный период (стадия предвестников).

III – период разгара, или развития, болезни.

IV – период реконвалесценции (выздоровление).

Инкубационный период – это время с момента проникновения инфекции в организм до появления первых симптомов заболевания. Длительность этого периода варьирует в широких пределах – от нескольких часов (грипп, ботулизм) до нескольких месяцев (бешенство, вирусный гепатит В) и даже лет (при медленных инфекциях). Для многих инфекционных болезней продолжительность периода инкубации в среднем составляет 1–3 недели. Длительность этой стадии зависит от ряда факторов. В первую очередь от вирулентности и количества проникших в организм возбудителей. Чем больше вирулентность и количество возбудителей, тем короче период инкубации. Также важное значение имеет состояние организма человека, его иммунитета, факторов защиты и восприимчивости к данному инфекционному заболеванию. Во время инкубационного периода бактерии интенсивно размножаются в тропном органе. Симптомов болезни еще нет, однако возбудитель уже циркулирует в кровеносном русле, наблюдаются характерные обменные и иммунологические нарушения.

Продромальный период – появление первых клинических симптомов и признаков инфекционной болезни (повышение температуры тела, общая слабость, недомогание, головная боль, познабливание, разбитость). Дети в этот период плохо спят, отказываются от еды, вялые, не хотят играть, участвовать в играх. Все перечисленные симптомы встречаются при многих заболеваниях. Поэтому поставить диагноз в продромальный период крайне трудно. Также могут возникнуть нехарактерные для данной инфекции проявления, например неустойчивый стул при вирусном гепатите, гриппе, кореподобная сыпь при ветряной оспе. Симптомы периода предвестников развиваются в ответ на циркуляцию токсинов в крови как первая неспецифическая реакция организма на внедрение возбудителя. Интенсивность и длительность продромального периода зависят от возбудителя болезни, от тяжести клинических симптомов, от темпа развития воспалительных процессов. Чаще всего этот период продолжается в течение 1–4 суток, но может сокращаться до нескольких часов или увеличивается до 5– 10 дней. Он может вообще отсутствовать при гипертоксических формах инфекционных заболеваний.

Период разгара. Характерны максимальная выраженность общих (неспецифических) признаков и появление типичных для данной болезни симптомов (желтушное окрашивание кожи, слизистых и склер, кожные высыпания, неустойчивость стула и тенезмы и т. д.), которые развиваются в определенной последовательности. Период развития болезни также имеет различную продолжительность – от нескольких суток (грипп, корь) до нескольких недель (брюшной тиф, бруцеллез, вирусный гепатит). Иногда в период разгара можно выделить три фазы: нарастания, разгара и угасания. В фазе нарастания продолжается перестройка иммунного ответа на инфекцию, что выражается в выработке специфических антител к данному возбудителю. Затем они начинают свободно циркулировать в крови больного человека – конец стадии разгара и начало угасания процесса.

Период реконвалесценции (выздоровление) – постепенное угасание всех признаков проявления заболевания, восстановление структуры и функций пораженных органов и систем. После перенесенного заболевания могут быть остаточные явления (так называемая постинфекционная астения), выражающиеся в слабости, повышенной утомляемости, потливости, головной боли, головокружении и других признаках. У детей в период реконвалесценции формируются особая чувствительность и реинфекции, и суперинфекции, что приводит к различным осложнениям.

ГЛАВА 5. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

1) кишечные инфекции;

2) туберкулез;

3) бактериальные зоонозы;

4) другие бактериальные заболевания;

5) полиомиелит и энтеровирусные болезни центральной нервной системы;

6) вирусные заболевания, сопровождающиеся высыпаниями;

7) вирусные инфекции, которые передаются членистоногими;

8) другие вирусные заболевания;

9) риккетсиозы и другие инфекции, передаваемые членистоногими;

10) сифилис и другие венерические инфекции;

11) заболевания, которые вызываются спирохетами;

12) грибковые заболевания (микозы);

13) гельминтозы;

Инфекционные заболевания делятся на четыре группы в связи с механизмом передачи возбудителя.

Кишечные инфекционные заболевания (дизентерия, эшерихиоз, полиомиелит, ботулизм, холера, брюшной тиф, сальмонеллез). В течение всего инфекционного процесса возбудитель находится в кишечнике.

1. Инфекции дыхательных путей, при которых возбудитель локализуется в системе органов дыхания: слизистой оболочке ротоглотки, гортани, трахеи, бронхов, альвеол, где и формируется воспалительный очаг. Например, ОРВИ, грипп, ангина, скарлатина, дифтерия, ветряная оспа, эпидемический паротит и т. д. Все эти инфекции передаются воздушно-капельным (аэрозольным) путем.

3. Кровяные инфекции, передающиеся трансмиссионным путем с помощью переносчиков-насекомых (сыпной тиф, арбовирусные энцефалиты, туляремия, риккетсиозы, геморрагические лихорадки и т. д.). В этих случаях возбудитель циркулирует в крови или лимфе.

4. Инфекции наружных покровов, передающиеся контактным путем (бешенство, рожистое воспаление, трахома, столбняк, сибирская язва, ящур и т. д.).

Это деление несколько условно, так как возбудители многих инфекционных заболеваний могут передаваться разными путями. К примеру, возбудители арбовирусных энцефалитов, чумы, туляремии передаются не только трансмиссивным способом, но и воздушно-капельным, и алиментарным (пищевым). Возбудители скарлатины и дифтерии проникают в организм человека не только воздушно-капельным путем, но и через кожу (дифтерия кожных покровов и экстрафарингеальная скарлатина) и т. д.

В детской практике в клинических целях инфекционные болезни делят по типу, течению и тяжести (А. А. Колтыпин).

Тип – выраженность признаков, свойственных конкретному инфекционному заболеванию. К типичной форме относятся те, при которых имеются основные клинические синдромы и симптомы, возникающие при данной инфекции. Например, желтуха при гепатите, ангина и точеные высыпания при скарлатине и т. д.

Атипические – это те случаи, при которых отсутствуют ведущие симптомы заболевания. Среди атипичных наиболее часто наблюдаются стертые и субклинические (инаппарантные) формы. Стертые формы – это те случаи болезни, при которых клинические симптомы выражены слабо и проходят быстро.

Субклинические же протекают бессимптомно. Диагностируются обычно в инфекционных очагах с помощью лабораторных методов.

К атипичным относятся гипертоксические и геморрагические формы заболевания.

Своеобразной разновидностью инфекционного заболевания является носительство, когда признаки болезни отсутствуют при наличии возбудителя в организме человека.

По тяжести различают легкие, среднетяжелые и тяжелые варианты инфекционного процесса. Тяжесть оценивают на высоте заболевания при максимально выраженных признаках, но не раньше. При этом оценивают выраженность местных и общих симптомов.

Среди общих симптомов важное значение имеют: повышение температуры тела, явления общей интоксикации организма, рвота, снижение аппетита, головная боль, нарушения сна, сердечно-сосудистые и общие мозговые проявления. Легкие формы протекают со слабо выраженными интоксикационными симптомами, местными проявлениями и функциональными нарушениями.

При среднетяжелом варианте умеренно выражены симптомы интоксикации, температура тела повышается до 38–39 °C, головная боль, снижение аппетита, слабость, рвота и др. При тяжелых формах: лихорадка, многократная рвота, изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, тяжелые нарушения обмена веществ и др.

Показатели особой тяжести: менингиальный, судорожный, энцефалитический и другие синдромы.

Течение инфекционного заболевания классифицируется по длительности и характеру. По характеру: гладкое течение (без обострений, рецидивов и осложнений) и негладкое течение (с обострениями, осложнениями, рецидивами). По длительности: острое течение болезни (1–3 месяца), затяжное (продолжительность заболевания – 4–6 месяцев) и хроническое – больше 6 месяцев.

Обострение – это усиление клинических симптомов, характерных для данного заболевания в период стихания процесса.

Рецидив – возвращение основных признаков болезни после полного исчезновения всех клинических проявлений инфекции.

Рецидивы и обострения могут иметь место при различных инфекционных заболеваниях, но чаще бывают при малярии, брюшном тифе, бруцеллезе, вирусном гепатите. Рецидивы проходят легче, чем первое проявление болезни. Обострения и рецидивы развиваются в тех случаях, когда в течение инфекционного заболевания стойкий иммунитет не вырабатывается из-за приобретенных или врожденных нарушений в системе иммунитета.

В любом периоде заболевания возможно развитие осложнений, которые делятся на специфические и неспецифические.

К специфическим относятся осложнения, возникающие в результате действия того или иного возбудителя, являющиеся следствием особой выраженности клинических проявлений или атипичной локализацией нарушений. Например, при дифтерии возможно формирование миокардита, полиневрита, токсического нефроза (нарушение функции почек); при скарлатине – лимфоаденит, гломерулонефрит; при брюшном тифе – перитонит, кишечное кровотечение; при сальмонеллезе – эндокардит и т. д. Частота развития осложнений зависит в первую очередь от тяжести болезни и сроков начала адекватного лечения.

Имеют также важное значение: уход за больным, особенности его иммунологической защиты и т. д. Неспецифические – это те осложнения, которые возникают в результате повышения активности своей условно-патогенной микрофлоры или заражения другим возбудителем, привнесенным извне. У детей часто наблюдаются: отит, лимфоаденит, пневмония, ангина, пиелит, стоматит.

Особенно важное значение в практике имеют осложнения, опасные для жизни, которые требуют неотложных вмешательств, постоянного наблюдения и интенсивной терапии. Сюда можно отнести печеночную кому при вирусном гепатите, отек легких при гриппе, острую почечную недостаточность при малярии, лептоспирозе, менингококковой инфекции, отек головного мозга при менингитах, а также шоковое состояние.

Различают следующие виды шока: гиповолемический, геморрагический, циркуляторный (инфекционно-токсический, токсико– инфекционный), анафилактический. При рецидивах, обострениях, осложнениях течение инфекционного заболевания замедляется, что приводит к затяжному и хроническому течению болезни.

Существует еще одна классификация заразных болезней по источнику инфекции (место естественного пребывания и размножения микробов, из которого они заражают человека и животных).

В зависимости от источника инфекционные заболевания делятся на антропонозы (источник – человек), зоонозы (источник – животные), протозоонозы (источник – простейшие).

Стертые и субклинические формы диагностируются поздно, при этом больные ведут обычный активный образ жизни и могут привести к заражению большого количества детей (особенно это важно при вирусном гепатите, менингококковой инфекции, скарлатине, дизентерии, дифтерии, полиомиелите и других опасных инфекциях). В период выздоровления заразность постепенно снижается, а потом полностью исчезает. Однако при некоторых инфекциях возможно длительное бактерио– и вирусоносительство. Различают по продолжительности выделения возбудителей острое (до 3 месяцев) и хроническое (более 3 месяцев) носительство. Острое носительство – при дизентерии, скарлатине, полиомиелите хроническое – при брюшном тифе, гепатите, бруцеллезе, гепатите В, герпетической инфекции. Такие люди представляют большую опасность для окружающих, так как они считают себя выздоровевшими и не подозревают о том, что выделяют во внешнюю среду возбудителей и могут заразить большое количество людей.

Зоонозы – заболевания, при которых источником инфекции являются животные. Зоонозы подразделяются на:

1) заболевания домашних (сельскохозяйственные, животные, содержащиеся в доме) и синантропных (грызуны) животных;

2) заболевания диких животных – природно-очаговые болезни. Зоонозы диких животных характеризуются очаговостью. Дети заражаются от домашних и синантропных животных при уходе за ними, реже – при употреблении продуктов питания зараженных животных (токсоплазмоз, ящур, риккетсиозы, бруцеллез).

Детские инфекционные болезни - это группа инфекций, которыми люди обычно болеют в детском возрасте, а после заболевания остается стойкий иммунитет, поэтому повторные случаи заражения крайне редки.

В этой статье будут рассмотрены такие распространенные детские инфекции, как: ветряная оспа (ветрянка), корь, краснуха, паротит (свинка), коклюш и парвовирусная инфекция. Многие из них протекают с сыпью на коже, повышением температуры тела и ухудшением общего состояния ребенка, однако, в большинстве случаев заканчиваются благополучно. Только в редких случаях возможны тяжелые формы болезни и осложнения. У взрослых «детские инфекции» чаще протекают тяжело и с осложнениями.

Все детские инфекции имеют инкубационный период - интервал времени между заражением и появлением первых симптомов. Инфекционным периодом называют срок, на протяжении которого ребенок остается заразным для окружающих.

Ветряная оспа (ветрянка)

Инкубационный период: 1-3 недели.

Инфекционный период: больной наиболее заразен за 1-2 дня до появления сыпи, но инфекционный период продолжается до тех пор, пока не отпадут корочки с последних пузырьков на коже.

Симптомы. Первые признаки ветрянки: сыпь на коже, общее недомогание и небольшое повышение температуры. Сыпь выглядит, как красные пятна, которые в течение одного-двух дней превратятся в пузырьки, наполненные жидкостью. Постепенно они высыхают, покрываясь корочками, которые затем отпадают. Сначала пятна появляются на груди, спине, голове или шее, а затем распространяются по всему телу. На их месте могут остаться рубчики, но лишь в случае сильной инфекции. Элементы сыпи добавляются на теле ребенка в течение нескольких дней.

Что делать?

Как правило, лечение ребенка, заболевшего ветряной оспой, проводится в домашних условиях. Стоит придерживаться следующих рекомендаций:

  • Давайте вашему ребенку обильное питье.
  • Для облегчения жара и дискомфорта примите парацетамол или ибупрофен.
  • Зуд можно облегчить, приняв ванну, надев свободную одежду или с помощью каламинового лосьона.
  • Постарайтесь не давать ребенку расчесывать или сковыривать пузырьки, так как это увеличивает риск образования шрамов. Это очень тяжело для ребенка, так что почаще хвалите и поддерживайте его. Постарайтесь отвлечь ребенка от зуда, например, просмотром телевизора. Сообщите в школу или детский сад, что ваш ребенок заболел, если есть угроза заражения для других детей.
  • Не давайте вашему ребенку вступать в контакт с беременными или пытающимися забеременеть женщинами. Если ваш ребенок вступал в контакт с беременной женщиной, которой вскоре стало плохо, сообщите ей о ветрянке (и посоветуйте обратиться к врачу). Для женщин, никогда не болевших ветрянкой, заражение этим заболеванием во время беременности может привести к выкидышу, или ребенок может родиться с ветрянкой.

Корь

Инкубационный период: 7 - 12 суток, в среднем 10 дней.

Инфекционный период: начинается примерно за 4 дня до появления сыпи и заканчивается спустя 4 дня после ее исчезновения.

Симптомы. Вначале корь похожа на простуду в тяжелой форме, с кашлем, слезящимися глазами,болью в глазах.

Постепенно ребенку будет становиться хуже, начнет подниматься температура. Сыпь появляется на третий или четвертый день. Пятна слегка выпуклые и имеют красный цвет. Пятна могут сливаться, но не вызывают зуда. Сыпь начинается за ушами и распространяется на лицо и шею, а затем по всему телу. Болезнь, как правило, длится около недели.

Корь гораздо серьезнее, чем ветряная оспа, краснуха или свинка. Для того чтобы предотвратить болезнь, существует вакцина. К серьезным осложнениям относятся пневмония и смерть.

Что делать?

  • Ваш ребенок должен много отдыхать и пить много жидкости (теплые напитки облегчат кашель).
  • Для облегчения жара и дискомфорта используйте парацетамол или ибупрофен.
  • Нанесите вазелин вокруг губ, чтобы защитить кожу.
  • Если веки ребенка покрылись корочкой, аккуратно обмойте их теплой водой.
  • Если вашему ребенку тяжело дышать, он много кашляет или выглядит сонным, немедленно обратитесь к врачу.

Свинка (эпидемический паротит)

Инкубационный период: 14 - 25 суток, в среднем - 17 дней.

Инфекционный период: начинается за несколько дней до первых симптомов болезни и продолжается, пока не спадет припухлость, обычно в течение 9-10 дней.

Симптомы .Общее недомогание и повышение температуры тела. Боль и припухлость слюнных желез, что приводит к округлению лица, появлению видимой опухоли перед ухом и под подбородком. Как правило, опухание начинается с одной стороны, переходя (но не всегда) на другую. Возникает боль при жевании пищи.

Припухлость на лице должна пройти примерно через неделю. В редких случаях у мальчиков свинка может поразить яички. Чаще это случается у взрослых мужчин, заболевших свинкой. Если вам кажется, что яички вашего сына стали опухшими или болезненными, обратитесь к врачу.

Что делать?

  • Дайте ребенку парацетамол или ибупрофен для облегчения боли. Прочитайте нужную дозировку на упаковке.
  • Давайте ребенку обильное питье, но не фруктовые соки, так как они вызывают слюноотделение, что может усилить боль.
  • Обратитесь к врачу, если ваш ребенок страдает от боли в животе и рвоты, или если он покроется сыпью, похожей на мелкие лиловые или красные пятна, или синяки.

Инфекция парвовирусом В19 (инфекционная эритема)

Инкубационный период: 1 - 20 дней.

Инфекционный период: несколько дней до появления сыпи (после появления сыпи дети не заразны).

Симптомы. Болезнь начинает проявляться с жара и выделений из носа. На щеках появляется ярко-красная сыпь, как след от пощечины. В течение следующих двух-четырех дней сыпь распространяется на туловище и конечности. Дети с заболеваниями крови, например, сфероцитозом или серповидно-клеточной болезнью, могут стать более анемичны (малокровны). В этом случае следует незамедлительно обратиться за медицинской помощью.

Что делать?

  • Ваш ребенок должен много отдыхать и пить много жидкости.
  • Для облегчения жара и дискомфорта принимайте парацетамол или ибупрофен.
  • Беременные женщины или женщины, пытающиеся забеременеть, должны обратиться к врачу как можно скорее, если они вступили в контакт с инфекцией или обнаружили у себя сыпь.

Краснуха (коревая краснуха)

Инкубационный период: 15 - 20 дней.

Инфекционный период: начинается за одну неделю до высыпаний на коже и длится в течение 5 дней с момента появления сыпи.

Симптомы. Поначалу симптомы похожи на простуду в легкой форме. Через 1-2 дня появляется сыпь, сначала на лице, затем на теле. Пятна плоские (на бледной коже они бледно-розовые). Лимфоузлы в задней части шеи могут опухать. Как правило, ваш ребенок не будет чувствовать недомогания. Иногда диагностировать краснуху может быть сложно.

Что делать? Давайте вашему ребенку обильное питье. Исключите возможность контакта вашего ребенка с беременной женщиной. Если такое произошло, сообщите ей об этом, так как ей требуется обратиться к врачу.

Коклюш

Инкубационный период: 6 - 20 дней.

Инфекционный период: примерно в течение 25-30 дней с момента заболевания, особенно заразными больные являются в начале болезни. Если с ранней стадии болезни назначаются антибиотики, это помогает устранить симптомы и ограничить заразный период до 5 дней.

Симптомы как при простуде, а также кашель, который постепенно усиливается. Спустя 2 недели начинаются сильные приступы кашля. Из-за этих приступов ребенок обессиливает, во время приступа ему сложно дышать.

Маленькие дети (до шести месяцев) переносят болезнь гораздо тяжелее, у них может появиться апноэ - временная остановка дыхания. Во время приступов наблюдается цианоз губ и лица . Ваш ребенок может задыхаться, страдать рвотой. Приступы кашля могут длиться несколько недель и вплоть до трех месяцев.

В связи с тяжестью проявлений, очень важна профилактика коклюша, для чего существует вакцина.

Что делать?

  • Обратитесь к врачу, если у вашего ребенка кашель , и он не проходит, а лишь усиливается, приступы кашля становятся продолжительнее и учащаются.
  • В интересах других детей важно знать, есть ли у вашего ребенка коклюш. Проконсультируйтесь со своим врачом по поводу того, как ухаживать за вашим ребенком. Избегайте контакта с маленькими детьми, так как они наиболее подвержены тяжелым осложнениям.

К какому врачу обратиться при подозрении на детские инфекции?

В первую очередь следует вызвать на дом врача-педиатра, чтобы он поставил правильный диагноз, а также зафиксировал случай заболевания в медицинской карте ребенка и передал сообщение в эпидемическую службу. В тяжелых случаях вам может потребоваться помощь инфекциониста. Если врач предложит госпитализацию, вы можете самостоятельно найти инфекционную больницу, ознакомившись с отзывами о ней.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины