22.08.2019

Образование инвалидов в школе дистанционное обучение. I-Школа удалит детей-инвалидов с глаз долой. С тяжелой патологией речи


Президенту РФ
Медведеву Дмитрию Анатольевичу
от родителей учащихся
ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» № 265
Москва, Алтуфьевское шоссе, 24-А

Сейчас везде говорится о поддержке детей инвалидов и детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), и что право выбора того, что нужно ребёнку остаётся за родителями. Но нас этого права выбора, права голоса лишили. А наших детей хотят лишить Школы - единственной отрады в их и изолированной жизни, наполненной болезнями и страданиями.
В связи с реформой школьного образования в ГОУ г. Москвы СОШ «Школа надомного обучения» №265, в которой обучаются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), предстоит реорганизация в ЦО «Технологии обучения» (i-Школа). В результате существующие на сегодняшний день эффективные очные формы обучения (классно-урочная, групповая, индивидуальная) будут заменены на дистанционное.
Наша школа, как и другие школы надомного обучения, была создана для детей с сохранным интеллектом, имеющих серьёзные проблемы со здоровьем. Данный тип учебного заведения является единственно возможным вариантом получения нашими детьми полноценного образования, социализации и адаптации в обществе. В школе три формы обучения: классно-урочная(5-10 чел.), групповая(2-4 чел.), индивидуальная (в школе или дома). Дети учатся по одной из трех форм в соответствии с возможностями здоровья. В школе надомного обучения созданы все условия для гармоничного и полноценного развития личности. С ребятами работают грамотные и отзывчивые педагоги, психологи, логопеды, дефектологи. Наработаны методики и системы работы с нашими детьми. В школе ежемесячно проводятся конкурсы, праздники, марафоны, презентации проектов, в которые вовлечён каждый ученик.
Переход на дистанционное обучение, лишит наших детей ежедневного живого общения со сверстниками, учителями, изолирует. Дети не смогут приобрести необходимые во взрослой жизни навыки взаимодействия в обществе. Основная нагрузка по осуществлению педагогического процесса ляжет на родителей, что недопустимо и невозможно для работающих родителей. К тому же, родитель не может заменить ребенку учителя, так как не имеет педагогического образования и специальных навыков. Не говоря уже о том, что многим детям работа за компьютером строго ограничена или полностью противопоказана по состоянию их здоровья.
Перевод, же части ребят массовые школы с целью их интеграции, приведёт к ещё большему ухудшению состояния их здоровья. Так как опыт детей, интегрированных в массовые школы - плачевен, детей не принимают в коллективе, делают изгоями общества и педагоги массовой школы бессильны в данной ситуации. Дети из массовых школ приходят в нашу школу с глубокими психологическими травмами и недоверием к обществу.
Школа надомного обучения, является единственным местом, где дети имеют возможность общаться друг с другом, чувствовать свою нужность, значимость, проявить себя, добиться признания. Именно здесь они научаются общаться со сверстниками, учителями, включены в общественную жизнь школы находят друзей, поддержку. Для наших детей ежедневный поход в эту школу это огромная радость!
В связи с вышеизложенным просим Вас, оказать содействие в приостановке реорганизации нашей школы и ходатайствовать о рассмотрении вопроса о существовании Школ надомного обучения, как вида образовательного учреждения, закрепив это в законе об образовании для детей инвалидов и детей с ОВЗ.
С уважением, родители учащихся ГОУ г. Москвы СОШ «Школа надомного обучения» №265.
Родительский комитет школы:
Антонова В.А.
Водолеева А.А.
Швецова М.В.
Кормишаева О.В.

Человеческое сострадание всегда помогало инвалидам хоть как то облегчить их жизнь. В настоящий момент данная функция возложена на государство.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Принятие новых законов, которые направлены на поддержку детей-инвалидов, сейчас достаточно актуальны.

Возможность получения образования детям-инвалидам в 2019 году была скорректирована государством, неся новые возможности этому незащищенному сегменту общества.

Что нужно знать

Инвалид — данный термин вызывает у нас чувство жалости к нетрудоспособному человеку, которому не доступны все радости повседневной жизни.

Мы сочувствуем человеку, который передвигается в коляске, с тростью или имеющего другие серьезные патологии. Мы живем полной жизнью и считаем, что нас никогда не коснется эта участь.

Но болезнь может войти в нашу с тобой жизнь, и мы не сможем ничего поменять. Мы оказываемся по другую сторону жизни, к которой мы привыкли.

Необходимые термины

Человек, который перенес серьезную травму или болезнь первое, что слышит от врачей — «Вы стали инвалидом».

Причины, по которым устанавливается инвалидность следующие:

  • устойчивая утрата способности трудится, что вынуждает пациента покинуть работу на продолжительный период времени;
  • вынужденное, существенное изменение условий работы;
  • ограничение жизнедеятельности, что не позволяет человеку обслуживать себя;
  • потребность в реализации мер соцзащиты индивидуума.

Человек признается инвалидом после прохождения . МСЭ изучает заключения врачей разной специализации о физическом и психическом состоянии больного.

Классификация инвалидов и критерии их оценки установлены Министерством здравоохранения.

Степень нарушения функций организма больного влияет на группу инвалидности, а граждан, не достигших шестнадцати лет, относят к категории «детей- инвалидов». МСЭ проходят по месту жительства.

Если больной по состоянию здоровья не может самостоятельно приехать для прохождения МСЭ, то обследование пациента и заключение проводится:

  • дома у больного;
  • заочно на основании документов, которые предоставляются с согласия больного или его представителя;
  • в стационаре, где больной проходит лечение.

Законодательная база

Теперь поступить в высшее заведение без очереди на бакалавра и специалиста в рамках квоты могут:

  • инвалиды с детства;
  • инвалиды I и ;
  • дети-инвалиды;
  • лица, получившие инвалидность в период военной службы.

Законодательный акт предусматривает выделение квоты, при этом заключение МСЭ не нужно.

На законодательном уровне за детьми-инвалидами закреплено право на получение образования. Под действия данного закона попадают все субъекты РФ.

Условия развития дистанционного образования детей-инвалидов

В 2019 году Министерство образования продолжает вносить изменения, которые призваны улучшить образование детей-инвалидов, осуществляемого дистанционно.

В России планируется поэтапное формирование условия для обучения инвалидов дистанционно.

При такой форме обучения можно кроме общих предметов, получить и дополнительное образование детям .

Основной целью такого обучения является наличие условий для формирования качественного обучения ребенка-инвалида, учитывая его увлечения и предпочтения, с применением интернета.

Обучаться дистанционно можно:

  1. Дома.
  2. Дистанционно.

Варианты организации процесса

В настоящий момент в России, кроме отсутствия надлежащего образования лиц с ОВЗ, ребенок сталкивается со следующими проблемами:

  1. Недостаток общения со сверстниками и взрослыми людьми.
  2. Нарушение связи с окружающей средой.
  3. Ограничение доступа к информационным технологиям.
  4. Нехватка общения с ценностями культуры и природой.

Дети с ограниченными возможностями испытывают:

  • низкую самооценку;
  • им присуща неуверенность в себе;
  • им тяжело понять и выбрать свою жизненную цель.

Все это ведет к медленному процессу интеграции детей-инвалидов. Решить эти проблемы поможет доступность дистанционного образования и обучения на дому.

На дому

Когда ребенок-инвалид не может на постоянной основе посещать школу, то он может учиться дома. Принять такое решение могут компетентные органы местной власти.

Для этого родителям требуется представить ряд документов:

  • заявление на необходимость проходить обучение малышом дома;
  • заключение МСЭ о необходимости ребенку-инвалиду учиться на дому из-за состояния его здоровья.

Родителям необходимо заключить договор с администрацией школы или с органом исполнительной власти, которые осуществляют работу в области образования.

Следует знать, что соглашение на обучение в домашних условиях составляется в определенной форме, которая утверждена законодателем.


Если малыш обучается дома с применением дистанционных средств, то ему на период обучения должны предоставляться средства связи и компьютер за счет бюджета населенного пункта, где проживает ребенок.

Дистанционное

Различают несколько видов дистанционного обучения:

  • веб и чат-занятия;
  • телеприсутствие;
  • телеконференции;
  • использование сети Интернет.

При обучении в дистанционном режиме можно:

  • проходить обучение в общеобразовательном учреждении, независимо от материальных условий семьи инвалида и от места ее проживания;
  • слушать лекции в удобном для себя месте, заниматься по расписанию, согласованному с родителями школьника, применяя специализированное компьютерное оборудование.
  • получать дополнительное образование;
  • использовать и получать навыки коллективной работы;
  • пройти подготовку к поступлению в ВУЗ;
  • осуществить развитие творческих способностей школьника;
  • принять участие в исследовательской работе;
  • получить возможность консультироваться с профильными врачами (психологом, логопедом, дефектологом и т.д.).

Дистанционного обучения позволяет детям-инвалидам получить реабилитацию и коррекцию развития, достичь полной интеграции среди своих сверстников.

Возможные компенсации

Обязанность государства – дать инвалиду образование, на которое выделяются бюджетные средства. Это осуществляется 2 способами:

  1. В общеобразовательной школе.
  2. На дому.

Родителям, обучающих инвалида дома, выплачивается после того, как ребенок достигнет возраста 6 лет и 6 месяцев.

То есть с того периода времени, когда инвалид может начать учебу в общеобразовательной школе. Выплаты компенсации производятся до завершения обучения в школе (по достижению 18 лет).

Срок получения образования в школе может быть увеличен, если у подростка, имеются различные серьезные патологии.

Если ребенок обучается дома, то количество часов занятий с учителем из школы намного меньше, чем при обычном посещении школы. Поэтому большую часть работы ребенок должен делать сам

Родители могут согласовать с педагогом из учебного заведения о дополнительных занятиях, но количество часов таких занятий ограничено законом до 3 часов в неделю.

Только фактические расходы на обучение будут компенсированы и они не должны превышать установленный норматив.

Чтобы семья инвалида получила компенсацию, родители должны подать заявление о необходимости дополнительных общеобразовательных руководителю школы, который утвердит размер компенсации, выплачиваемую семье инвалида.

При составлении заявления, в нем нужно указать:

  • паспортные данные;
  • справка из ЖЭКа, подтверждающая регистрацию малыша.
  • документ о рождении ребенка-инвалида.

К заявлению следует приложить ряд документов:

Когда договор об обучении на дому подписан, в он заключается сроком на 1 год, можно будет получить компенсацию.

Если расходы превышают установленный лимит, то их несут родители ребенка. Дети-инвалиды не достигшие школьного возраста имеют право присутствовать на некоторых занятиях детсаду.

Плата с родителей не взимается, если малыш болеет определенным заболеванием. Так же государство предоставляет для определенных групп населения, чей малыш посещает детский сад.

К ним относятся:

  • семьи военных;
  • одинокие матери;
  • родители, имеющие ребенка-инвалида;
  • многодетные семьи;
  • семьи, где один из родителей призван на военную службу;
  • если оба родителя студенты.

Перечень льгот

Для детей-инвалидов, не достигших 7 лет, предоставляется возможность на получение мер реабилитации и получение всего необходимого для пребывания в детском саду.

Существует ряд льгот для этой категории инвалидов:

  • зачисление в дошкольное заведение без очереди;
  • за пребывание и питание в дошкольном учреждении с родителей плата не взимается.

Если малыш не способен посещать детский сад из-за его состояния здоровья, то ему в обязательном порядке предоставляется возможность на безвозмездное поступление в специализированный детский сад без очереди.

Школьники обладают теми же правами, которые перечислены выше. Они могут учиться как в общих, так и в специализированных школах

Денежные средства на содержание детей-инвалидов в детских садах и школах выделяются бюджетом.

Дети и школьники, имеющие физиологические и психологические патологии, с согласия родителей могут проходить обучение в специальных учебных заведениях.

Обучение в данных заведениях осуществляется с учетом заключения . Родители могут выбрать вариант обучения ребенка-инвалида на дому.

Государство предоставляет возможность детям-инвалидам поступать в государственные учебные заведения вне конкурса.

Какие существуют проблемы в России

В настоящее время можно выделить 2 проблемы, с которыми сталкивается ребенок-инвалид:

Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, речи, слуха и незначительными отклонениями в интеллекте может посещать учебные заведения.

Но, огромное количество детей-инвалидов не может посещать общеобразовательные заведения, и вынуждены обучаться по индивидуальной программе.

Часто педагог затрудняется подобрать правильную индивидуальную систему обучения ребенка. Часто это касается детей с психическими отклонениями

У нас в стране очень мало учителей, которые способны обучать таких детей. Цель школы – подготовить ребенка к жизни в социуме и дать ему необходимые для этого знания.

И хоть в пединститутах на лекциях читают специальные предметы, такие как дефектология, коррекционная педагогика, специальная психология, учителей готовят для обучения детей, которые не имеют ярко выраженных нарушений со здоровьем.

Несмотря на стремительно развивающиеся технологии, открытия, прогресс в медицине, мир все еще не способен подарить человеку здоровье. Но жизнь инвалидов в современном обществе может быть ярче и интереснее, чем еще несколько десятилетий назад. На смену уличным барьерам, жизненным препятствиям, бюрократии и несправедливости может придти безграничное общение, новые возможности и полноценная жизнь. Этот шанс дарит в том числе дистанционное обучение инвалидов.

Дистанционное обучение инвалидов: варианты

Еще недавно психологи, врачи и чиновники говорили о необходимости инклюзивного обучения детей-инвалидов. То есть предлагалось включать детей с особыми потребностями в обучение с другими детьми, при этом процесс получения образования должен быть доступен для любого ребенка.

Конечно, инклюзивное образование имеет свои плюсы: дети-инвалиды находятся в социальной среде, у них есть возможность общаться, проявлять себя, они учатся дружить, при этом получают полноценное образование. Инклюзивное обучение возможно в высших учебных заведениях.

Но в отличие от дистанционного обучения инвалидов, для осуществления инклюзивного обучения школам и вузам требуется специальное техническое оснащение зданий, лестниц, классов, необходимо разрабатывать специальные учебные программы и в идеале обеспечивать людей с ограниченными возможностями личным помощником.

Реформирование учебной программы и перепланировка помещений зачастую упираются в финансовые проблемы и бюрократические препоны.

В итоге инклюзивное обучение в России оказывается недоступным для большинства инвалидов. Мировая же практика доказывает успешность данного вида обучения, правда, за рубежом государственные и муниципальные образовательные учреждения получают бюджетное финансирование на каждого ребенка-инвалида, поэтому каждое учреждение заинтересовано в том, чтобы развивать комфортные условия и увеличивать число таких учеников.

В России инклюзивное образование доступно в Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской областях. В Москве 47 школ готовы принять детей с ограниченными возможностями.

Традиционно обучение инвалидов осуществлялось в коррекционной школе. Ранняя дошкольная коррекционно-педагогическая помощь способна подготовить ребенка к обучению в обычной школе наравне с другими детьми.

Существует также вариант домашнего обучения, когда педагоги приходят домой к ребенку и ведут обучение по общей или специальной программе. Такой формат позволяет получить школьный аттестат, но получить высшее образование не представляется возможным.

Но инвалиды, проживающие в малых городах и селах, по-прежнему, остаются ограниченными в возможностях обучения. Когда традиционные формы недоступны, на помощь приходит дистанционное обучение инвалидов.

Особенности дистанционного обучения инвалидов

В современном мире существует огромное количество вариантов предоставления образовательных услуг с помощью средств связи - это не только электронная почта, но и специальные мессенджеры, которые позволяют общаться в формате реального времени.

Для успешной работы дистанционного обучения необходим центр. Сотрудники этого центра будут выходить с обучаемым на связь, давать задания, проверять их выполнение. Сейчас возможно и групповое обучение онлайн, ведь преподавателей всегда не хватает, а с помощью современных мультимедийных средств учитель может устраивать виртуальный урок сразу для нескольких учащихся. К тому же групповое обучение помогает инвалидам социализироваться и общаться.

Несомненным плюсом является то, что центры дистанционного обучения не нуждаются в материальном переоснащении помещений, ведь все обучение происходит дистанционно.

К тому же такая форма обучения позволяет заниматься людям из самых разных регионов и городов. То есть дистанционное обучение инвалидов стирает границы и барьеры.

Для того чтобы начать обучение, как правило, достаточно иметь компьютер, интернет и веб-камеру (в некоторых регионах это оборудование предоставляется детям-инвалидам безвозмездно).

В дистанционном обучении инвалидов существуют разные формы занятий:

  • чаты, когда все участники занятия одновременно имеют доступ к информации и общаются в онлайн-чате;
  • веб-занятия, с помощью которых проводятся дистанционные уроки или контрольные работы.

Таким же образом возможно осуществлять консультации с преподавателем, лабораторные работы, развивать навыки речи и аудирования.

Такое смешанное дистанционное обучение максимально приближает его к традиционному образованию, ведь в нем есть элемент интерактивности и групповое обучение. Однако при этом дистанционное обучение более индивидуально, направлено на конкретного учащегося.

Инвалид может отчасти планировать деятельность, ставить цели и задачи в соответствии с собственными возможностями и потребностями. Несмотря на географическую дистанцированность и невозможность посещать образовательные учреждения из-за болезни, инвалид благодаря дистанционному обучению получает качественное образование, сочетающее в себе индивидуальный подход и методы обычного образования.

Дистанционное обучение в России стремительно развивается не только в школах, но и в высших учебных заведениях. В отличие от заочной формы получения высшего образования, дистанционное обучение инвалидов позволяет обучаемому и преподавателю общаться чаще и эффективнее.

Благодаря современным технологиям учащийся может отправлять запрос напрямую преподавателю, а тот, в свою очередь, может оперативно реагировать, контролировать и корректировать обучение.

Темы, методы и количество изучаемого материала подбираются индивидуально, это позволяет выстраивать эффективную систему обучения. Преподаватель может своевременно заметить успехи и предпочтения обучаемого и помочь реализовать потенциал, развивать способности.

Проблемы дистанционного обучения инвалидов

К сожалению, при всех преимуществах дистанционного обучения инвалидов, есть и ряд недостатков системы. Во-первых, при организации центров дистанционного образования в школах или высших учебных заведениях плохо проработана психологическая сторона обучения. Ведь не только дети, но и взрослые нуждаются в психологической помощи, поддержке, одобрении и мотивации.

Во-вторых, несмотря на стремительно развивающиеся технологии практических электронных учебников для обучения по-прежнему мало.

Юных ребят необходимо в первую очередь учить обращаться с компьютером и другими техническими средствами. Иногда требуется подготовка родителей или родственников инвалидов, да и учителям требуется специальное обучение. Причем преподаватели должны обучиться не только компьютерным технологиям, но и ознакомиться с психологическими аспектами обучения инвалидов.

Далеко не каждая семья способна купить себе все необходимые устройства для получения дистанционного образования.

Дистанционное обучение в высшем учебном заведении стоит немалых денег, а добиться бесплатного обучения желаемой специальности даже в дистанционном виде бывает невозможно.

Shutterstock.com

Дистанционное обучение: достижения

В Москве уже более десяти лет дистанционная форма обучения работает в ГОУ Центр образования « Технология обучения ». В центре есть курсы разных направлений, в том числе и курсы предпрофессиональной подготовки. Обучение проводится как индивидуально, так и в группах из четырех человек.

Успешные примеры дистанционного обучения инвалидов есть и в других регионах, например в Сахалинской области по принципу дистанционного образования работает несколько школ, используя в работе материалы московского центра «Технология обучения».

В настоящее время во многих вузах стали появляться дистанционные формы обучения инвалидов, причем по самым разным специальностям. Как правило, вступительные экзамены проводятся с помощью компьютерного тестирования. Высшие учебные заведения предлагают инвалидам дистанционно получить гуманитарное, техническое образование, повысить квалификацию или пройти переподготовку.

Для и тех ребят, чьи возможности ограничены по здоровью, получить качественное образование и стать полноправным членом общества не так-то просто.

В последнее время в нашей стране реализуется все больше программ, помогающих таким детям и их родителям.

Одна из них – это дистанционная школа «Учимся вместе» в Новосибирской области, которая уже несколько лет способствует лучшей адаптации особых деток в обществе.

Описание проекта

В 2009 году правительство области объявило о начале действия проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» в рамках национальной программы «Образование».

Постановлением губернатора области от 23 декабря 2009 года уполномоченным и ответственным за его исполнение органом был назначен Департамент образования Новосибирской области. Были определены учреждения, которые смогли обеспечить организацию удаленного обучения, и создан Региональный ресурсный центр дистанционного обучения на базе Областного центра образования.

В 2011 году в регионе была разработана и принята целевая программа Министерства образования и науки «Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области». А по Постановлению Правительства этого региона № 296 от 08 июля 2013 года «О порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому с использованием дистанционных технологий» учащиеся, имеющие ОВЗ, и дети-инвалиды, которые занимаются на дому, теперь смогут учиться дистанционно. Такая возможность есть у ребят, живущих в 9 городах (Новосибирске, Бердске, Татарске, Черепанове, Куйбышеве, Искитиме, Каргате, Тогучине и Карасуке) и 28 районах области.

Для осуществления деятельности необходима была реализация технических условий , без которых невозможно было бы обучение.

Для этого проводятся такие мероприятия :

  • Всех учащихся обеспечивают необходимой техникой: компьютерами, оргтехникой, цифровыми устройствами, специальными программами. Вся техника должна быть приспособлена к работе несовершеннолетними, имеющими ограничения по здоровью.
  • Оборудование подключается к Интернету с помощью оптоволоконных каналов доступа.
  • Все техническое обслуживание и оплата трафика производится из бюджетных средств.

В результате получение образования ребенком осуществляется в комплексе, включающем в себя очную форму и удаленное надомное обучение.

Цели и задачи программы

Разработчики проекта школы «Учимся вместе» стараются исполнить основную цель : обеспечение реализации права любого ребенка, независимо от его ограничений по здоровью, на получение качественного доступного образования, гарантированного всем гражданам нашей страны Конституцией.

Для этого ее коллективу вместе с областным Министерством образования и науки и Региональным ресурсным центром нужно было решить такие задачи :

Обучаться может любой ребенок, живущий в Новосибирской области, которому из-за серьезных проблем со здоровьем трудно или невозможно учиться в обычной школе, и по решению комиссии он вынужден заниматься на дому. Кроме того, у детей важно присутствие сохраненного интеллекта и не должно быть противопоказаний по здоровью для работы с цифровым оборудованием и компьютерами.

Порядок записи и необходимые документы

Для того, чтобы ребенок мог участвовать в проекте и заниматься дистанционно, родители (или законные представители) должны заполнить бланк заявления и отправить его по электронной почте в Ресурсный центр дистанционного образования по месту жительства. Можно принести его туда лично.

Вместе с заявлением нужно будет собрать и предоставить такие документы :

После того как ребенок зачислен в школу, дома устанавливается необходимое оборудование, его подключают к Сети и обеспечивают доступ к дистанционным программам. Вся техника подбирается индивидуально, учитывается состояние здоровья ребенка, его ограничения и, наоборот, возможности. Специалисты центра настраивают оборудование и обучают пользоваться им учащегося и родителей.

Организация учебного процесса

Обучение построено на взаимодействии двух форм.

По очной форме ребенок в соответствии с возрастом и состоянием здоровья может обучаться в школе, к которой приписан, от 8 до 12 часов в неделю для того, чтобы освоить необходимый минимум, предписанный государственным стандартом общего образования.

Дистанционно учащийся осваивает дополнительные образовательные программы по своему предпочтению от 9 до 13 часов в неделю в зависимости от возраста.

Специалисты Ресурсного центра дистанционного образования вместе с методистами школы, к которой прикреплен ребенок по месту жительства, разрабатывают индивидуальный план . При его составлении обязательно учитывается состояние здоровья учащегося и пожелания его родителей. Планы на каждого ученика составляют отдельно по дистанционной и по очной формам. Все курсы выложены на сайте школы «Учимся вместе», у учащихся есть доступ к ним. Каждый новый этап обучения обязательно согласовывается с родителями.

С учениками работают педагоги высокой квалификации со всей России, имеющие большой опыт преподавания, в том числе и особым детям, все они прошли строгий отбор. Каждому педагогу выделяется отдельное оборудование.

Уроки проходят индивидуально. Для занятий используют программу «Скайп». В процессе обучения преподаватель обязательно комментирует работу учащегося, проводит коррекционно-консультативную работу.

Учителя имеют возможность взаимодействовать друг с другом, постоянно повышать свою квалификацию, благодаря организованным курсам, позволяющим делать это без отрыва от работы, могут внедрять инновации, делиться опытом друг с другом.

Родители знакомятся с преподавателями, в процессе обучения ребенка могут проконсультироваться у них по любым вопросам.

Специалисты школы проводят и коррекционно-развивающую работу с детьми. Это специальные курсы логопедической и психологической направленности. Этому же и развитию новых навыков, раскрытию способностей способствуют и проводимые в рамках внешкольной программы конкурсы, проекты, фестивали.

После 9 класса учащиеся сдают основной государственный экзамен , так же как и все школьники страны. По окончании 11 класса – Единый госэкзамен . Выпускники получают документ об успешном окончании курса обучения. Многие из них продолжают свое образование в областных вузах, которые имеют дистанционную форму преподавания.

Социальная адаптация

Помимо неоспоримых преимуществ в сфере получения общего среднего образования, школа «Учимся вместе» помогает детям-инвалидам и ребятам с ограниченными возможностями здоровья интегрироваться в общество .

Многие учащиеся дистанционной школы участвуют в общероссийских и областных олимпиадах, проводимых онлайн, конкурсах, фестивалях. Вместе с педагогами они ведут научно-исследовательские проекты. Кроме того, учеба способствует развитию их навыков работы с оргтехникой, ориентации в виртуальном пространстве. Дети заводят друзей, учатся общаться со сверстниками. Для многих участие в проекте стало возможностью реализовать свои творческие способности.

Помимо этого, со старшеклассниками проводится работа, позволяющая им определиться с будущей профессией и получить нужные навыки. Для девятиклассников это курс «Мое профессиональное самоопределение и рынок труда в Новосибирской области», а для старших – «Технология профессиональной карьеры».

Большим плюсом школы можно считать и то, что возможность получить качественное образование имеют не только городские дети, но и живущие в отдаленных районах и селах. Сегодня заниматься дистанционно в школе «Учимся вместе» имеют возможность дети-инвалиды, живущие во всех районах Новосибирской области.

О правилах организации такого вида обучения смотрите в следующем видеосюжете:

Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья. Её основная особенность состоит в том, что большая часть уроков проводится дистанционно, а очно ребята работают в школе несколько раз в неделю в небольших группах. Школа бюджетная, но на её базе организовано солидное количество платных услуг дополнительного образования - от веб-дизайна и литературных гостиных до театральной и естественно-научных студий-лабораторий. Здесь инклюзия действует как будто наоборот - не «особенные» дети включаются в «обычную» школу, а обычные дети включаются в не очень привычный для них процесс очно-заочного обучения, уютное общение со сверстниками и индивидуальное внимание учителя.

Почитайте небольшую беседу с директором i-Школы Александром Ездовым, которая развеет все типичные страхи о том, что использование информационных технологий обязательно лишает детей навыков общения и работы в коллективе.

Александр Ездов

В прошлом учитель информатики, ныне - директор самой первой в Москве школы дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, кандидат педагогических наук.

Дети учатся примерно так же, как и в обычной школе: у них есть расписание, в котором есть все те же учебные предметы (и даже чуть больше).

Расскажите об i-Школе. Какие дети у вас учатся?

В нашей школе обучаются в основном ребята с ограниченными возможностями здоровья. Это очень разные дети с разными заболеваниями, но объединяет их всех одно: они не в состоянии посещать обычную школу, ходить туда каждый день. Для того, чтобы они успешно учились, нужны специальные программы, точнее сказать, индивидуальные учебные программы, которые усиливают их возможности и компенсируют недостатки.

Начинали мы с обучения только таких детей. Но сегодня у нас учатся не только ребята с ограниченными возможностями здоровья. В нашу школу пришло уже около сотни обычных детей, которые не хотят быть в «образовательном конвейере», а хотят, чтобы их учили индивидуально. Ведь не только дети с ограниченными возможностями здоровья обладают индивидуальными особенностями.

А почему выбрано название «i-Школа»?

C буквы i начинались все информационные технологии. Интернет начинается с буквы i. Мы стали первой дистанционной школой, которая обучала детей с ограниченными возможностями здоровья, и решили, что это будет правильной ассоциацией.

Первой школой в Москве?

Первой школой в России.

Как у вас проходят занятия?

Дети учатся примерно так же, как и в обычной школе: у них есть расписание, в котором есть все те же учебные предметы (и даже чуть больше), что и у детей из среднестатистической школы, только часть этих занятий проходит дистанционно. То есть они садятся у себя дома около компьютера, раздается звонок с помощью системы видеоконференции и они со своими «одноклассниками» приступают к уроку. У них есть учитель, есть информационная система, которая является неотъемлемой частью проведения урока, учебно-информационная среда. На таких уроках особое внимание уделяется групповой деятельности. Мы стараемся сделать так, чтобы дети могли вместе общаться, обсуждать те темы, которые им предлагают учителя. Так с помощью содержания школьных предметов мы отрабатываем модель повседневной жизни.

Раз вы заговорили об общении, сложно не вспомнить о страхе родителей перед тем, что их дети, вынужденные проводить много времени дома и в больницах, будут оторваны от реальной жизни, лишены общения с другими детьми.

Социализация и в целом процесс общения занимает важнейшую часть в жизни любого человека. Возьмите любую профессиональную сферу - умение работать в команде требуется практически везде; современный человек должен уметь слышать других и заниматься совместной деятельностью. Информационные технологии, с помощью которых мы проводим каждый урок, довольно здорово с этим справляются. Ну, например, дети могут вместе писать текст, находясь в разных точках города. Они могут писать вместе статью или отчет, открыв виртуальный документ. А учитель может оценить роль каждого ученика, так как в таком документе сохраняется как история действий каждого по отдельности, так и коллективный результат, что является очень важной частью для стимуляции коллективной деятельности.

Кроме того, дети общаются не только виртуально, но и лично. У нас есть мощнейшая театральная студия, которая уже является лауреатом международных конкурсов. Концепция театральной студии соответствует всей стратегии школы: раскрыть и использовать весь потенциал, который есть у ребенка. Также в школе есть курсы дополнительного образования. Сегодня у нас запущено 150 дистанционных и очных курсов, на которых дети много времени проводят вместе. Они ходят на виртуальные экскурсии, поскольку обычные экскурсии чаще всего им недоступны, посещая их в разных городах и даже в разных странах. Вместе составляют эти экскурсии, ведут экскурсии друг для друга, программируют какие-то элементы в современных языках программирования для того, чтобы завтра это можно было делать в рамках какой-нибудь коммерческой интернет-компании. Играют на музыкальных инструментах и даже поют хором.

В школе организована довольно интенсивная очно-дистанционная жизнь. Конечно, все мы, вспоминая про школу, где учились сами, помним не урок математики или географии, а скорее какую-то олимпиаду или викторину, поход или спектакль, где были вместе с друзьями и делали что-то интересное. Детям в нашей школе мы стараемся подарить максимум таких впечатлений. По каждому учебному предмету у нас проходят олимпиады, их победители выезжают на окружные, а потом и городские олимпиады. Не без гордости скажу, что один из наших учеников даже стал лауреатом всероссийской олимпиады по математике!

Умение работать в команде требуется практически везде; современный человек должен уметь слышать других и заниматься совместной деятельностью.

А что делают ваши ученики после окончания школы?

Человек с ограниченными возможностями здоровья в городе, где довольно высокая конкуренция на получение той или иной должности на работе, к сожалению, находится в уязвимой позиции. И мы понимаем, что детство у всех когда-то заканчивается. Мы готовим наших ребят к этой жизни, к тому, что придётся искать себе работу и чем-то заниматься. Образование высокого качества необходимо для дальнейшей профессиональной реализации. Своей ориентацией именно на знания мы и отличаемся от других учреждений. Есть центры, где очень хорошая реабилитационная база, или где дети собраны с одной нозологией вместе. Мы же даём академические знания и социальные навыки, помогающие человеку в дальнейшем найти себя. Наши выпускники очень разные, как и в любой школе. У нас есть дети, которые поступают в престижные вузы, получают медаль после окончания школы или очень высокие баллы на ЕГЭ. Есть дети, которые не обладают такими высокими академическими успехами. Но, тем не менее, мы стараемся найти место в обществе каждому, кто просит нас в этом ему помочь. В частности, несколько человек работают в нашей школе. Кто-то преподает, кто-то является инженером по информационным технологиям, кто-то даже просто курьером.

Вы много говорите об информационных технологиях. Успеваете ли следить за их развитием и обучать учителей?

Действительно, информационные технологии развиваются очень стремительно и учителю в одиночку сложно за ними поспеть.

Но у учителей есть серьёзное подспорье - учительское сообщество.

Если один нашел что-то интересное, он обязательно сообщит об этом другим. Такой обмен опытом часто перерастает во внутришкольные курсы для учителей. Кроме того, в освоение новых технологий многое привносят и сами ученики. Дети иногда на уроке подсказывают учителю, как эффективнее использовать тот или иной инструмент. Такое взаимообучение тоже является очень важной частью школы, к тому же это создаёт правильную атмосферу взаимодействия между учениками и учителями, такой демократический дух.

Взаимообучение создаёт правильную атмосферу взаимодействия между учениками и учителями, такой демократический дух.

Каков же портрет учителя в вашей школе? Это прежде всего человек, который умеет общаться с особенными детьми, или человек, который «на ты» с информационными технологиями?

Специалистов, которые знали бы все нозологии детей, при этом владели бы информационными технологиями на неплохом уровне, плюс к этому знали дидактику и методику дистанционного обучения, практически нет. Когда мы берём на работу учителя, просим его владеть только одним инструментом - умением учиться.

Вы работали в простой школе учителем, а сейчас руководите своей. Какие вы видите отличия вашей школы от, скажем так, «среднестатистической»?

У нас больше, чем в обычной школе, заметно, что все люди очень разные. Здесь совершенно невозможно сравнивать двух детей уже потому, что они визуально друг от друга отличаются. В обычной школе возникает иллюзия, что дети очень похожи, что можно работать не с каждым учеником, а на весь класс одновременно. Это иллюзия и сущая неправда. Современная школа должна учить индивидуально. Мы это делать можем. Потому что, во-первых, мы понимаем, что все разные, а во-вторых, умеем так выстроить учебный процесс, чтобы каждый на самом деле учился в своём темпе. У каждого ребенка в нашей школе есть индивидуальная образовательная программа по каждому предмету. И это главная особенность и преимущество нашей школы.

Вообще был бы очень полезен процесс обмена между школами педагогическими технологиями или даже целыми электронными курсами. В каждом образовательном учреждении есть что-то уникальное, что оно могло бы дать. А если представить себе вот такую ярмарку по обмену между школами, то на эту ярмарку мы бы, скорее всего, принесли модель нашего индивидуального обучения и приёмы использования информационных технологий для продуктивного обучения совершенно разных людей.

Что вы считаете главным достижением школы за 13 лет её существования?

В нашей школе часто бывают гости. Они приходят к нам на уроки, смотрят, как они проходят, как у нас здесь всё утроено. И все они отмечают одно и то же - наши учителя настроены на общение. Они улыбаются. Они с удовольствием берутся за дело. Готовы помочь каждому, с кем они работают. Вот это, мне кажется, самое главное.

Никакие информационные технологии, конечно, не заменят живого, душевного человека, который готов принять и понять того, с кем он работает.

Это самое ценное, что есть в нашей школе. Улыбающийся учитель - это классно! И я бы очень хотел, чтобы это сохранилось на следующие 13, 15 или 50 лет.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины