04.09.2019

Обзор средних зарплат врачей в россии. Размер оклада по регионам страны


Столичные власти внесли изменения в систему оплаты труда медработников: немного повысив минимальные оклады, отправили под нож надбавки к ним - за ученую степень, стаж, отдельные специализации, вредные условия труда. При этом руководство медучреждений получило еще больше свободы в назначении стимулирующих выплат - за результаты и качество работы. Таким образом в Москве вслед за другими российскими регионами обходят рекомендации Минздрава об изменении соотношения между базовой и стимулирующей частью зарплаты медиков.

Минздрав: работа над ошибками

Новые правила должны были стать работой над ошибками. В последние годы в Минздраве признали несовершенство существующей системы оплаты труда медработников. На эту систему госучреждения перешли с начала 2013 года. Единую тарифную сетку заменили индивидуальные трудовые договоры и допсоглашения, и появилась пресловутая стимулирующая часть зарплаты, которая могла меняться в зависимости от результатов и качества работы. Благодаря нововведению руководители ведомств и различных учреждений получили неограниченный контроль за бюджетными и внебюджетными средствами, возможность самостоятельно составлять штатное расписание и определять размеры доплат для работников. Предполагалось, что оценивать работу сотрудников будет специальная комиссия и общественный совет медучреждения. На практике это дало руководству больниц и поликлиник возможность назначать зарплаты произвольно.

Вот что рассказали «Медновостям» о своих зарплатах рядовые московские врачи:

Олег С., врач-невролог

С учетом категории и стажа моя ставка около 25 тысяч рублей. Остальное - стимулирующие выплаты. Выписываются они по усмотрению администрации. До того, как нас превратили в филиал, объединив с другой больницей, я получал порядка 60 тысяч рублей. Прежняя администрация думала о сотрудниках, новая - только о себе. Весь стимулирующий фонд они делят между собой. Доступа в эту «комиссию» нет даже у профсоюза. В итоге, заместитель главврача стабильно получает надбавку в 250%. Для меня 20% - целое событие, у медсестер и санитарок вообще остались гроши.

Татьяна С., врач-отоларинголог

Сегодня зарплаты врачей с одинаковой нагрузкой, уровнем квалификации, стажем и должностью могут различаться в несколько раз. Все зависит от главврача, распределяющего «стимулирующие» выплаты. Мой оклад - 18,8 тысячи рублей. На прежнем месте работы в «стимулирующей» строчке никогда не было больше 6-8 тысяч рублей. Последние несколько месяцев я работаю на такую же нагрузку в такой же должности в соседнем районе. Но зарплата тут вдвое больше.

Проверки многочисленных жалоб в адрес Минздрава подтвердили то, о чем рядовые медики говорили с самого начала: зарплаты сотрудников со сходным уровнем квалификации, стажем и должностью могут серьезно варьироваться, и зависят не от качества работы, а от близости к начальству. В некоторых региональных медучреждениях зарплаты врачей с одинаковой нагрузкой различались в девять раз. В итоге министр Вероника Скворцова предложила губернаторам изменить действующее соотношение, при которой базовый оклад врача составляет только 40%, а остальное приходится на стимулирующие выплаты, на противоположное.

Московский подход: шило на мыло

Однако на местах нашли способ обойти рекомендации Минздрава. Под нож пошли не зависящие от произвола начальства стимулирующие выплаты, а гарантированные законом надбавки к окладу - за стаж, отдельные специализации, вредные условия труда. То есть, практически, та же самая базовая часть зарплаты.

Приказ Департамента здравоохранения Москвы №1033 от 26 декабря 2016 года «О внесении изменений в приказ департамента здравоохранения города Москвы от 09.06.2012 № 531» отменил, в частности, доплаты за ученую степень и почетное звание. Помимо этого, сокращаются надбавки врачам за специализацию. Так, доплаты для психиатров, наркологов, а также для врачей, работающих с парализованными пациентами, снижаются с 25 до 15%. Врачи, работающие с ВИЧ-инфицированными пациентами будут получать не 60%, а 30% к должностному окладу, а те, кто лечит туберкулезных и онкологических больных, детей с поражением центральной нервной системы - не 15%, а 10%.

Доплата сотрудникам кожно-венерологических диспансеров, инфекционных больниц, хирургических отделениях всех профилей стационаров, персоналу хосписов и даже молодым специалистам отменена совсем. Предполагается, что теперь медучреждения будут самостоятельно при наличии финансовых возможностей устанавливать условия, порядок и размер этих выплат. Обесценивается и стаж непрерывной работы в государственном здравоохранении - рекомендуемый предельный размер выплат за это снижается вдвое. Как объяснили в городском департаменте здравоохранения, «данная выплата относится к статусным и не оценивает качественные и количественные результаты труда».

В то же время в новой редакции приказа увеличены минимальные оклады медработников. У врачей оклад вырос с 18600 до 30000 рублей, у медсестер - с 10500 до 20000 рублей, младшего медперсонала - с 8500 до 17600 рублей. «Минималка» руководителей структурных подразделений выросла с 22100 до 40000 рублей.

В итоге, фактически ничего не изменилось. Например, базовая зарплата врача кожвендиспансера, к.м.н. по новым правилам может составить 34500 рублей: минимальный оклад - 30000 рублей, выплата за стаж (15% от оклада) - 4500 рублей. При расчете по старым правилам эта сумма составляла 28830 рублей: оклад - 18600 рублей, выплата за стаж (30% от оклада) - 5580 рублей, за вредные условия труда (15% от оклада) - 2790 рублей, за ученую степень (10%) - 1860 рублей.

По официальным данным средняя зарплата столичного врача - 70 тысяч рублей. То есть, даже вместе с урезанными надбавками базовый оклад при новой системе хоть и становится немного выше, но все равно не дотягивает даже до 50%, не говоря уже о рекомендованных Минздравом 60%. И для рядовых медиков решающее значение по-прежнему будут иметь стимулирующие выплаты, которые самостоятельно назначает руководство медучреждения. То есть, «плохой» работник будет получать 34500 рублей, «хороший» - 105500 рублей (в среднем - 70000).

Впрочем, пока это все в теории. На практике все может быть куда интересней, так как испытывающие финансовый голод медучреждения будут искать все новые способы экономии фонда зарплаты. Как рассказал оргсекретарь независимого Межрегиональногопрофсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал, в одном из филиалов 180-й поликлиники Москвы вместо 24 участковых терапевтов сегодня работает только восемь, но доплачивают врачам за «расширение зоны обслуживания» и сверхинтенсивный труд «копейки».

Есть и другие способы сэкономить. Например, по словам терапевта Диагностического центра №5 Анны Землянухиной, администрация учреждения внесла в коллективный договор изменения, касающиеся отмены дополнительных отпусков. Легитимизировала эти изменения подпись «карманного профсоюза». Когда же выяснилось, что членами официального профсоюза является менее 50% работников учреждения, администрация, по словам Землянухиной, «попыталась загнать в него сотрудников силой» - угрожая лишением стимулирующих выплат и даже увольнением.

Региональный опыт: минус 30%

Кроме того, уже есть опыт регионов, начавших «выполнять» рекомендации Минздрава раньше столицы. Как рассказал Коновал, активное реформирование системы оплаты труда в регионах в 2016 году лишь ухудшило ситуацию. «Официально провозглашались благие цели: увеличение в структуре зарплаты доли оклада и снижение стимулирующих выплат, которые являются, по сути, премией, - рассказал активист. - Но де-факто, в ряде регионов, реформа привела к снижению зарплат: повысив оклады на несколько тысяч, власти одновременно снизили компенсационные и стимулирующие выплаты, включая и те, что носили гарантированный характер, и не зависели от произвола работодателя. Так, в Удмуртии многим категориям медиков на уровне региона были отменены гарантированные стимулирующие выплаты, а доплаты за вредность, ночные дежурства уменьшили. Было также отменено финансирование из фонда ОМС "сдельных" стимулирующих выплат сотрудникам поликлиник за каждого принятого пациента. Сохранение этих выплат, а также прежнего уровня компенсационных доплат отдали на откуп администрации отдельных медучреждений. А там их тут же отменили. В итоге, при том же объеме работы, например, многие участковые терапевты и узкие специалисты поликлиник стали получать на 20- 30% меньше».

В постановлении правительства Удмуртской республики №501 от 2 ноября 2015 года, утвердившему новую систему оплаты труда медиков, отдельно прописано, что при сохранении объемов и качества работы зарплата не должна быть меньше установленной на 31 декабря 2015 года. Однако, по словам участкового терапевта Ижевской ГКБ №2 Натальи Стрелковой, «в расчетных листах зарплаты за период с 1 января 2016 года по настоящее время строка доплаты до уровня 2015 года, предусмотренной этим постановлением, отсутствует». При этом, реальный объем работы врача увеличился. В частности, ее периодически привлекают к обслуживанию пациентов сверх закрепленных за ней двух участков, число прикрепленного населения выросло с 1700 до 2000 человек, ежемесячно перевыполняются установленные планы по вакцинации, диспансеризации и так далее.

Не надеясь больше на Минздрав, сотрудники больницы обратились за защитой своих прав в трудовую инспекцию и в прокуратуру. Как пишут в своем заявлении врачи, у многих из них зарплата уменьшилась в полтора раза: «участковые врачи получают порядка 24 тысяч рублей, в то время как в 2014-2015 годах их зарплата, при тех же условиях составляла 35-40 тысяч рублей. С апреля 2016 года была отменена двойная оплата за работу в субботу, с июня - все доплаты работникам, совмещающим свободные должности, а также за увеличение объема работы. Отменены обязательные ранее доплаты для участковых терапевтов и медсестер». И на все обращения к руководству медики получают один ответ: «Денег у учреждения нет».

л ЛПОГХ 2017 ЗПДБ УТЕДОСС ЪБТРМБФБ ТПУУЙКУЛЙИ ЧТБЮЕК ДПУФЙЗОЕФ ХТПЧОС 66 ФЩУСЮ ТХВМЕК Ч НЕУСГ, ЪБСЧЙМБ ЗМБЧБ нЙОЪДТБЧБ тж чЕТПОЙЛБ уЛЧПТГПЧБ ОБ ЪБУЕДБОЙЙ ЧОХФТЙЖТБЛГЙПООПК ЗТХРРЩ «еДЙОПК тПУУЙЙ» Ч зПУДХНЕ. рП ЕЕ УМПЧБН, ЪБТБВПФПЛ ДМС УТЕДОЕЗП НЕДРЕТУПОБМБ УПУФБЧЙФ РТЙ ЬФПН 33 ФЩУСЮЙ ТХВМЕК, Б ДМС НМБДЫЕЗП - ПЛПМП 30 ФЩУСЮ ТХВМЕК.

"ч ЮЕФЧЕТФПН ЛЧБТФБМЕ ЬФПЗП ЗПДБ ЪБТРМБФЩ ЧТБЮЕК ДПМЦОЩ ЧЩКФЙ ОБ РПЛБЪБФЕМЙ 180% УТЕДОЕК РП ЬЛПОПНЙЛЕ (66 ФЩУ. ТХВ.), 90% - ДМС УТЕДОЕЗП НЕДРЕТУПОБМБ (33 ФЩУ. ТХВ. - йж) Й 80% - ДМС НМБДЫЕЗП (ПЛПМП 30 ФЩУ. ТХВ.)", - ГЙФЙТХЕФ уЛЧПТГПЧХ йОФЕТЖБЛУ.

рТЙ ЬФПН ПОБ ПФНЕФЙМБ, ЮФП "ГЕМЕЧЩЕ РПЛБЪБФЕМЙ РТПЫМПЗП ЗПДБ ВЩМЙ ДПУФЙЗОХФЩ ДМС ЧУЕИ ЗТХРР УРЕГЙБМЙУФПЧ, ЛТПНЕ ЪБТРМБФ НМБДЫЕЗП НЕДРЕТУПОБМБ".

лТПНЕ ФПЗП, РП УМПЧБН уЛЧПТГПЧПК, Х ЧТБЮЕК, ОБЮЙОБС У 2015 ЗПДБ ОБВМАДБЕФУС УОЙЦЕОЙЕ ЛПЬЖЖЙГЙЕОФБ УПЧНЕУФЙНПУФЙ. "рПУМЕ 20 МЕФ ТПУФБ Й УФБЗОБГЙЙ, НЩ ОБЮБМЙ УОЙЦЕОЙЕ", - УЛБЪБМБ ПОБ. рП ЕЕ УМПЧБН, Ч РПУМЕДОЙЕ ДЕУСФШ МЕФ ЬФПФ ЛПЬЖЖЙГЙЕОФ УПУФБЧМСМ 1,54-1,56. ч 2015 ЗПДХ ПО ХНЕОШЫЙМУС ДП 1,46, Б Ч РТПЫМПН ЗПДХ - ДП 1,4.

ч УЧПА ПЮЕТЕДШ, ДЕРХФБФЩ ОЕ УПЗМБУЙМЙУШ У НЙОЙУФТПН, ЪБСЧЙЧ, ЮФП "ВПМЕЕ ЙМЙ НЕОЕЕ РТЙМЙЮОБС ЪБТРМБФБ РПМХЮБЕФУС Х ФЕИ НЕДТБВПФОЙЛПЧ, ЛПФПТЩЕ ТБВПФБАФ ЪБ УЕВС Й ЪБ ФПЗП РБТОС - ОБ ОЕУЛПМШЛП УФБЧПЛ". "чУЕ РПОЙНБАФ, ЮФП ЬФП - ОЕОПТНБМШОБС УЙФХБГЙС. чТБЮ ДПМЦЕО РПМХЮБФШ ДПУФПКОХА ЪБТБВПФОХА РМБФХ, ТБВПФБС ОБ ПДОХ УФБЧЛХ. уМЙЫЛПН ДПТПЗБС ГЕОБ Х РЕТЕТБВПФПЛ ЧТБЮБ - ПОЙ НПЗХФ УФПЙФШ РБГЙЕОФХ ЦЙЪОЙ", - ПФНЕФЙМ чЙЛФПТ рЙОУЛЙК.

пФНЕФЙН, ЮФП УПЗМБУОП ЙУУМЕДПЧБОЙА гЕОФТБ ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙИ Й РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ТЕЖПТН Ч 2000-2015 ЗПДБИ ЛПМЙЮЕУФЧП ВПМШОЙГ Ч тПУУЙЙ УПЛТБФЙМПУШ Ч ДЧБ ТБЪБ, У 10,7 ФЩУ. ДП 5,4 ФЩУ., ЛПМЙЮЕУФЧП ДПУФХРОЩИ ЛПЕЛ УПЛТБФЙМПУШ Ч УТЕДОЕН ОБ 27,5%, ДП 1,2 НМО, Б Ч УЕМШУЛПК НЕУФОПУФЙ РПЮФЙ ОБ 40%.

рТЙ ЬФПН, ЛПМЙЮЕУФЧП РПМЙЛМЙОЙЛ ЪБ ЬФП ЦЕ ЧТЕНС УПЛТБФЙМПУШ ОБ 12,7%, ДП 18,6 ФЩУ. ХЮТЕЦДЕОЙК, Б ОБЗТХЪЛБ ЧПЪТПУМБ У 166 ЮЕМПЧЕЛ Ч ДЕОШ Ч 2000 ЗПДХ ДП 208 Ч 2015.

бОБМЙФЙЛЙ ПФНЕЮБАФ, ЮФП ЕУМЙ ЧМБУФЙ РТПДПМЦБФ ЪБЛТЩЧБФШ ВПМШОЙГЩ ФБЛЙНЙ ЦЕ ФЕНРБНЙ, ФП Л 2021-2022 ЗПДБН ЛПМЙЮЕУФЧП НЕДХЮТЕЦДЕОЙК Ч УФТБОЕ ДПУФЙЗОЕФ 3 ФЩУ., ФП ЕУФШ ХТПЧОС ГБТУЛПК тПУУЙЙ Ч 1913 ЗПДХ.

ьЛУРЕТФЩ ФБЛЦЕ ПФНЕЮБАФ, ЮФП ТЕЖПТНБ РТЙЧЕМБ Л УОЙЦЕОЙА ДПУФХРОПУФЙ ХУМХЗ. ъБ 2000-2015 ЗПДЩ ХЧЕМЙЮЙМБУШ ЪБВПМЕЧБЕНПУФШ ОБУЕМЕОЙС: ПУМПЦОЕОЙС РТЙ ВЕТЕНЕООПУФЙ Й ТПДБИ ХЧЕМЙЮЙМЙУШ ОБ 39,1%, ЧЩСЧМЕООЩЕ ОПЧППВТБЪПЧБОЙС — ОБ 35,7%, ЪБВПМЕЧБОЙС УЙУФЕНЩ ЛТПЧППВТБЭЕОЙС — ОБ 82,5%.

пВТБФЙМЙ ЧОЙНБОЙЕ БЧФПТЩ ДПЛМБДБ Й ОБ ПРМБФХ ФТХДБ НЕДРЕТУПОБМБ. ъБ ЮБУ ТБВПФЩ ЧТБЮ У ХЮЕФПН ЧУЕИ РЕТЕТБВПФПЛ РПМХЮБЕФ 140 ТХВ., Б НЕДТБВПФОЙЛЙ УТЕДОЕЗП Й НМБДЫЕЗП ЪЧЕОБ — 82 Й 72 ТХВ. УППФЧЕФУФЧЕООП. «пРМБФБ ФТХДБ ЧТБЮБ Ч ЮБУ УТБЧОЙНБ, ОБРТЙНЕТ, У ЮБУПЧПК УФБЧЛПК ТСДПЧПЗП УПФТХДОЙЛБ УЕФЙ ЖБУФЖХДБ «нБЛДПОБМДУ» (ПЛПМП 138 ТХВ.). бДНЙОЙУФТБФПТ ЛБЖЕ ДБООПК УЕФЙ РПМХЮБЕФ ХЦЕ РПТСДЛБ 160 ТХВ. Ч ЮБУ, ФП ЕУФШ ВПМШЫЕ ЛЧБМЙЖЙГЙТПЧБООПЗП ЧТБЮБ У ЧЩУЫЙН ПВТБЪПЧБОЙЕН», — ЪБНЕЮБАФ Ч гьртЕ.

Среднегодовая численность занятых в здравоохранении нашей страны на 2012 год составила примерно 4573 тысячи человек. Доля занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг в России относительно остальных видов экономической деятельности составила 8% в 2012 году. По этому показателю Россия опережает страны СНГ и некоторые из стран ЕС, такие как Польша и Эстония.

Если посмотреть на динамику данного показателя, то мы увидим, что с 2010 года наблюдается тенденция к уменьшению общего числа занятых в этой сфере. Здравоохранение в России. 2013: Стат.сб./Росстат [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1139919134734 (Дата обращения: 25.04.2014). Тем не менее, по данным сборника «Ресурсы и деятельность учреждений здравоохранения», обеспеченность населения врачами основных специальностей в России год от года постепенно растет: если в 2000 году общая численность врачей составляла 608,7 тысяч человек, то в 2012 - 639,3 тысяч, а обеспеченность населения врачами на 10000 человек населения за этот период также выросла с 42,2 до 44,7. Данные ежегодного отчета Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Ресурсы и деятельность учреждений здравоохранения» (2000-2012 гг). Эти данные из сборника расходятся с данными, представленными в статистических ежегодниках «Труд и занятость в России» и «Здравоохранение в России». Согласно первому, в 2012 году численность врачей в России составила 703,2 тысячи человек, Труд и занятость в России 2013: Стат.сб./Росстат [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1139916801766 (Дата обращения: 25.04.2014). а по второму обеспеченность врачами в 2012 году равнялась 49,1. Подобные расхождения могут быть связаны со способами получения данных и применением разных моделей расчета.

Для большинства федеральных округов характерна тенденция уменьшения числа врачей по отношению к численности населения (см. Таблицу 5). Наиболее неблагополучными в этом отношении являются Северо-Кавказский, Южный и Уральский федеральные округа, для которых показатель относительной обеспеченности населения врачами падает за годы реформ в здравоохранении. Одна из основных причин оттока врачей из системы здравоохранения связана с тем, что, например, в Южном и Северо-Кавказском регионах средняя зарплата медицинских работников оказывается одной из самых низких по стране в целом.

Таблица 5. Численность врачей всех специальностей по субъектам РФ и обеспеченность врачами на 10000 человек населения

Численность врачей всех специальностей по субъектам РФ, тыс.чел.

Обеспеченность врачами на 10000 человек населения

Российская Федерация

Центральный федеральный округ

Южный федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Сибирский федеральный округ

56,2 Здравоохранение в России. 2013: Стат.сб./Росстат [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1139919134734 (Дата обращения: 25.04.2014).

Начало реализации национального проекта «Здоровье» в 2006 году и увеличение зарплаты терапевтам-участковым и педиатрам послужило причиной притока врачей в бюджетные муниципальные поликлиники. Однако высокая нагрузка, увеличение бумажной волокиты и прочие последствия реформирования здравоохранения в 2000-х годах не укрепили тенденцию к вливанию новых кадров в первичную сферу охраны здоровья. Зарубежные исследователи указывают, что терапевтам, по сравнению с врачами-специалистами, сложнее устроиться в коммерческий сектор здравоохранения. Таким образом, развитие рыночных отношений в некоторых странах снизило степень привлекательности терапевтических специальностей как вида занятости. Трансформация профессии врача в условиях реформы здравоохранения: диссертация кандидата социологических наук: 22.00.04 / Присяжнюк Д.И. С. 52. В настоящее время наблюдается уменьшение численности участковых врачей, причем как терапевтов, так и педиатров. Данные ежегодного отчета Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Ресурсы и деятельность учреждений здравоохранения» (2000-2012 гг).С. 203, 205.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, по итогам 2013 года лидером по показателю соотношения между заработной платой врачей и средней зарплатой по региону является Уральский федеральный округ (см. Таблицу 6). В этом свете кажется парадоксальным, что данный регион относится к одним из наименее обеспеченных врачами на душу населения. Наименьшее значение соотношения между средним заработком врачей и по субъекту в целом демонстрирует Центральный федеральный округ. Несмотря на то, что, например, в Москве средняя заработная плата врачей наибольшая (70358 рублей в 2013 году), соотношение со средней заработной платой по городу составляет всего 125,1%. Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников за 2013 год [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/PublishOTKR_4/index.html#table (Дата обращения: 03.05.2014).

Таблица 6. Соотношение между заработной платой врачей и средней зарплатой по региону

Средняя заработная плата по субъекту РФ, рублей

Средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, рублей, всего

Отношение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, %, всего

Российская Федерация

Центральный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Южный федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

В период с 2000 по 2012 гг. почти в 2 раза выросло количество занятых в государственных учреждениях, и теперь работники госучреждений составляют более половины от всех занятых в этой сфере (65,6% в 2012 году). Количество работающих в муниципальных учреждениях, напротив, уменьшилось вдвое и на 2012 год составило 26,8% против 54,6% в 2000 году (см. Таблицу 7).

Таблица 7. Среднесписочная численность работников здравоохранения в организациях по формам собственности, в % к итогу

В этом же разрезе интересны и тенденции в изменении заработной платы работников здравоохранения, представленные в Таблице 8. Врачи, работающие в организациях здравоохранения государственной собственности, получают заработную плату, которая превышает среднемесячную в целом по здравоохранению. Примечательно, что показатель соотношения заработка у работников муниципальных и частных организаций сферы здравоохранения в 2012 году, напротив, меньше, чем был в 2000 году. Стоит добавить, что для медработников, которые трудятся в государственных и частных учреждениях, с 2010 года показатель отношения их заработной платы к средней по отрасли уменьшается. Здравоохранение в России 2013

Таблица 8. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников здравоохранения в организациях по формам собственности, в % к среднемесячной заработной плате в целом по здравоохранению

Данные негосударственного лонгитюдного обследования домохозяйств «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения» показывают, что число врачей, зарплата которых оказывается ниже прожиточного минимума, сокращается с 21,8% в 2006 году до 15,25% в 2011 году. Наряду с этим, их среднемесячная номинальная заработная плата до сих пор остается одной из самых низких в сравнении со среднероссийским уровнем. В 2000 году это отношение составляло 63%, к 2012 году оно выросло до 78%, но, тем не менее, эти данные говорят о том, что врачи в России получают зарплату меньше средней по стране. Если посмотреть на динамику среднемесячной номинальной заработной платы по видам экономической деятельности, то мы снова увидим, что работники сферы здравоохранения (наравне с работниками образования) занимают по этому показателю одно из последних мест: в 2012 году средняя заработная плата работника здравоохранения в нашей стране составила 20641 рубль притом, что среднероссийский показатель равен 26629 рублям. Ресурсы и деятельность учреждений здравоохранения 2013

Таким образом, реализация ряда реформ в отрасли привела к некоторому увеличению экономического ресурса профессиональной группы врачей, но все равно происходит увеличение доли врачей, зарплата которых меньше средней по стране.

Подводя итог, нужно сказать, что общие расходы на здравоохранение в % от ВВП в нашей стране растут незначительно: в период с 2000 по 2009 гг. этот показатель увеличился с 5,4 до 5,6%.Мировая статистика здравоохранения 2012 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/44844/8/9789244564448_rus.pdf?ua=1 (Дата обращения: 24.03.2014). Для сравнения: в США в 2009 году эти расходы составляли 17,6% ВВП, во Франции - 11,9%, на Украине - 7,8%, в Германии - 11,7. Это входит в некоторое противоречие с декларируемыми целями по улучшению качества медицинской помощи, стимулированию роста престижности профессии врача.

На основании приведенных статистических данных можно сделать несколько общих выводов:

  • 1. В настоящее время наблюдается сильная межрегиональная дифференциация по уровню зарплаты и показателям обеспеченности региона врачами.
  • 2. Выделяются более и менее престижные врачебные специальности.
  • 3. Средняя зарплата российского врача значительно ниже, чем у российских работников, занятых в других отраслях экономической деятельности.
  • 4. Динамика уровня зарплаты, укомплектованности медицинских учреждений, численности врачей в разных регионах свидетельствует о противоречиях в степени привлекательности врачебной профессии в России, что в конечном итоге влияет на социально-профессиональный статус врача.
  • 5. Выделяются относительно благополучные и неблагополучные регионы по ключевым характеристикам системы здравоохранения. В частности, для Московского региона характерны достаточно высокие показатели обеспеченности населения врачами и высокая средняя заработная плата. Врачи именно этого региона стали объектом исследования для формализованных интервью в рамках настоящего исследования.

До сих пор пациенты ожидают иногда, что врач сотворит чудо. Но тогда общество должно относиться к врачам иначе, чем сейчас.
Общаясь с медиками, приходишь к выводу, что преданные своей профессии люди остаются работать, скорее, вопреки сложившейся системе здравоохранения. Условия работы адские, а в обществе в целом благоговения перед врачевателем нет.
С одной стороны, рационализация – это хорошо. Вместо патерналистского советского подхода, когда пациенту отводилась роль несмышленыша, появляется (должна бы появиться) новая модель взаимоотношений врач–пациент.
Предполагается, что есть два здравомыслящих человека, осознающих границы собственной ответственности. Один из них обладает профессиональными знаниями в сфере медицины, другой обратился к нему за помощью.
Задача врача – точно поставить диагноз, назначить подходящее конкретному больному лечение и проинформировать пациента о различных особенностях его болезни.
Задача пациента – точно выполнять рекомендации и вообще заботиться о собственном здоровье.
Кажется, все просто: есть получатель медицинской услуги, и есть врач, который ее оказывает.
В целях защиты прав пациентов в каждой поликлинике появился специальный телефонный аппарат для прямого обращения в Фонд обязательного медицинского страхования с жалобой. Фонд ОМС нещадно штрафует и медицинские учреждения, и врачей, и средний медицинский персонал. Не совсем ясно, как в существующих условиях защищать свои права врачу.
Докторов, особенно хороших докторов, по-прежнему не хватает. И власть никак не может с этим справиться.
Официальная средняя зарплата врача в бюджетных учреждениях Пензенской области перевалила за 52 тыс. руб. в месяц за первое полугодие 2018 г. А врачи, несмотря на меры поддержки, уходят в смежные профессии, уезжают.
Минздрав Пензенской области не дал редакции информацию о количестве принятых/уволенных медицинских работников в течение календарного года.
Основание отказа – якобы существующая в РФ отчетность не предусматривает учет таких данных. Из разговоров с медиками известно, что текучка кадров является достаточно серьезной проблемой.

Каменская ЦРБ (Фото из архива УМ)

Пустующие места пытаются заполнить молодыми врачами. Практичное молодое поколение хочет работать за достойную зарплату. Как сказала недавняя выпускница коммерческого отделения нашего мединститута: «Я столько лет потратила на учебу. За мое образование семья отдала почти миллион. И после всего этого работать за 20 тысяч в месяц?!»

Врачебная зарплата свыше 52 тыс. руб. – такая же лукавая цифра, как средняя температура по больнице. В половине районных больниц, судя по отчету за 2017 г., 40-49 тыс. в месяц получают главные врачи, а рядовые и того меньше. В Иссинской участковой больнице главный врач Юлия Тивикова заработала нетипично мало: 31,1 тыс. руб. в месяц (средняя зарплата врача в той же больнице в 2017 г. была 30 тыс. руб.).
В остальных бюджетных медицинских учреждениях Пензенской области зарплата руководства, как правило, близится к 60-70 тыс. руб. в месяц и заметно превышает среднее значение.
Рекордсмен по зарплате среди руководства в 2017 г. – главный врач Пензенской областной офтальмологической больницы Рашид Галлеев (109,9 тыс. руб. в месяц). Но здесь и средняя зарплата врача в 2017 г. была самая высокая (80,3 тыс. руб. в месяц).
Сайты медицинских учреждений области сообщают о вакансиях, где указан реальный максимальный размер заработной платы врача – примерно 30 тыс. руб. Нижняя граница заработной платы, на которую только и может рассчитывать молодой врач не супердефицитной специальности без стажа работы, не достигает и 14 тыс. руб.
Кроме разрыва между зарплатами администрации и рядовых врачей, есть другая причина не верить большим зарплатам в бюджетной медицине (за исключением отдельных направлений).
Начисленная заработная плата, за которую отчитываются чиновники областного Минздрава перед федеральным центром, складывается из постоянных переработок врачей (у среднего медицинского персонала картина такая же).
На более чем 6,5 тыс. врачебных должностях в бюджетных учреждениях Минздрава Пензенской области занято чуть более 4 тыс. основных сотрудников. Откуда берутся недостающие 1,5 тыс. врачей?
Правильно, за счет пресловутого внутреннего и внешнего совместительства, о котором минздрав старательно умалчивает.
В Пензенской области, по данным Пензастата, насчитывается вообще 5,5 тыс. врачей всех специальностей. Эти люди работают во всех вместе взятых медицинских организациях, включая федеральные (как Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии или Центр гигиены и эпидемиологии), ведомственные (как медсанчасть МВД) и частные медицинские учреждения.
Сюда входят врачи-организаторы здравоохранения, занимающие административные должности типа главного врача. Среди этих 5,5 тыс. учитываются врачи по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям и пр., которые не взаимодействуют непосредственно с пациентами.
Как ни крути, очевидно одно: работая только на ставку, врач одного себя не всегда сможет прокормить, не то что семью.
Труд человека, которому люди вверяют самое ценное – свое здоровье, должен оплачиваться адекватно. Врачебной зарплаты на одну ставку должно бы хватать на обеспечение уровня жизни выше среднего, по крайней мере, для двоих человек: себя и ребенка (при условии, что в семье не больше двоих детей и оба родителя зарабатывают).
Чтобы врач мог работать с полной отдачей, у него должна быть адекватная нагрузка, оставляющая время и на личную жизнь, и на повышение собственного профессионального уровня.
Если человек работает за двоих, когда ему читать специальную литературу, ездить на обучающие семинары?
* * *
Рассказать в рамках газетной статьи обо всех 58 подведомственных Минздраву Пензенской области медицинских учреждениях невозможно. Приведем данные о некоторых, выбранных случайным образом.
На официальном сайте ГБУЗ «Лунинская районная больница» всего 5 вакансий: три фельдшера и два врача, офтальмолог и акушер-гинеколог.
Тогда как в официальном ответе Минздрава Пензенской области информация следующая. В Лунинской районной больнице на 59,5 ставках врачей работает 39 человек. Почему же вакантными объявлено не 20 врачебных должностей, а всего две?
Да потому что если вдруг набежит 20 желающих, то все врачи будут работать на одну ставку, а не на 1,5-2. И перестанет тогда выполняться майский указ президента о зарплате.
И уже не выйдет красивая сумма 37,7 тыс. руб. заработной платы в среднем на врача Лунинской районной больницы в месяц (49,8 тыс. руб. было в прошлом году у главного врача).
Видимо, и врачи, пока возраст и силы позволяют, не хотят расставаться с источником дополнительного заработка. Их и привлекают в сельскую местность возможностью получить дополнительную специальность за счет работодателя, чтобы потом работать совместителями.
Кстати, со средним медицинским персоналом все происходит по такой же схеме. Вакансии объявлены всего на три должности. При том, что в Лунинской больнице работают 77 человек на 118,25 ставках среднего медперсонала, т. е. нехватка составляет более 40. Зато средняя зарплата медсестры или фельдшера за первое полугодие 2018 г. – 24,8 тыс. руб. в месяц
Вакансии ГБУЗ «Тамалинская участковая больница»: три врача, участковый терапевт, акушер-гинеколог и психиатр. Здесь указан оклад: от 18 тыс. руб. плюс надбавки по итогам работы, доплата за наличие квалификационной категории и наличие непрерывного стажа работы. Отдельной строкой указана возможность совместительства.
Перечислены все полагающиеся сельским врачам меры социальной поддержки.
Это компенсация коммунальных услуг, первоочередное предоставление мест в дошкольных образовательных учреждениях, возможность получения смежной профессии за счет работодателя, бесплатное повышение квалификации.
Врачам, принявшим участие в программе «Земский доктор», предоставляются единовременные компенсационные выплаты в размере 1,0 млн руб и 375,0 тыс. руб. (в программе могут участвовать врачи в возрасте до 50 лет, прибывшие на работу в сельские населенные пункты или города с населением до 50 тыс. человек).
По данным областного минздрава, в Тамалинской участковой больнице 32 врача закрывают потребность в 54. Очевидно, из 22 недостающих специалистов только на три должности не нашлось совместителей.
Вся больница, исходя из официальной информации Минздрава Пензенской области, работает на полторы ставки. Зато средняя зарплата какова: почти 42,1 тыс. руб. в месяц (52,8 тыс. руб. у главного врача по итогам 2017 г.)!
Также Тамалинской больнице нужны 4 медсестры – оклад от 12 тыс. руб. И три заведующих ФАП-фельдшера с окладом от 15 тыс. руб. Конечно, им положены стимулирующие надбавки. Но без совместительства средний медицинский персонал Тамалинской больницы вряд ли получал бы «отчетную» зарплату размером 22,6 тыс. руб.
На сайте ГБУЗ «Клиническая больница № 6 имени Г. А. Захарьина» объявлено о потребности в 11 врачах-специалистах (нейрохирург, токсиколог, кардиолог, три анестезиолога-реаниматолога и др.). Зарплата для всех указана в пределах 15052-30108 руб. Лишь минимальная зарплата анестезиологов-реаниматологов на 2400 руб. выше остальных, но потолок одинаков.
По данным областного минздрава, в ГБУЗ «Клиническая больница № 6 имени Г. А. Захарьина» 213 человек на 352 врачебные должности. Иначе не заработать бы врачам по 53,5 тыс. руб. в месяц в среднем за первое полугодие текущего года.
ГБУЗ «Городская детская поликлиника» на официальном сайте приглашает на работу 22 врача. Из них 10 участковых педиатров с зарплатой от 52 тыс. руб. Педиатры – дефицитная специальность, в нашей области для них установлена более высокая, чем в других субъектах, доплата. Для не участковых врачей «потолок» – 33-35 тыс. руб.
Средняя зарплата размером 52,3 тыс. руб. в месяц достигается за счет совместительства и в детской поликлинике Пензы. По данным регионального минздрава, в ГБУЗ «Городская детская поликлиника» 361 врачебная должность, а основных работников 245.
Сайт ГБУЗ «Городская поликлиника» объявляет о вакантных 10 должностях врачей общей практики без указания зарплаты. Тогда как, по данным Минздрава Пензенской области, в городской поликлинике Пензы не заняты постоянными работниками 200 из 629 врачебных должностей.
Но если объявить набор на все 200, то как получить среднюю зарплату врача размером 43,4 тыс. руб., о которой учреждение отчиталось за первое полугодие 2018 г.?
Кстати, по сравнению с 2017 г., в ГБУЗ «Городская поликлиника» стало на 2 врачебных должности больше. А врачей-основных работников – на 24 человека меньше.
ГБУЗ «Пензенская областная клиническая больница им. Н. Н. Бурденко» могла бы гордиться средней зарплатой врача 57,5 тыс. руб., если бы такую зарплату врачи получали на ставку. Но из 460 штатных врачебных должностей областной больницы всего лишь 336 заняты основными сотрудниками.
Областная станция скорой медицинской помощи, как и другие региональные учреждения здравоохранения, не спешит заполнить постоянными работниками все 168 врачебных ставок. Основных работников-врачей всего 82, включая главного врача с заместителями и заведующих подстанциями. Зато средняя зарплата врачей на скорой помощи – 51,7 тыс. руб.
На официальном сайте скорой медицинской помощи объявлено всего лишь о 10 вакансиях для врачей. В выездные бригады требуются два анестезиолога-реаниматолога группы реанимации и интенсивной терапии (зарплата – 24,6-33 тыс. руб., потому что надбавка за дефицитную специальность) и восемь врачей скорой медицинской помощи (зарплата – 13,9-22,2 тыс. руб.).
Чтобы получить «среднюю» зарплату, обычному врачу придется работать почти на две с половиной ставки, то есть дежурить даже не сутки через сутки, а несколько суток подряд. Кстати, станции скорой помощи требуется еще слесарь-электрик по ремонту автомобилей, и зарплата у него практически, как у врача скорой – 14-17 тыс. руб.
А высокопоставленные чиновники называют переработку нормой. Дескать, каждый человек волен распоряжаться собой. Кто хочет денег побольше, тот и вкалывает.
К чему приводит работа с повышенными нагрузками? К раннему изнашиванию. Врачи, которым нет и 50 лет, признаются: да, были помоложе, работали и больше, чем на 2 ставки. И после суточного дежурства в день на работу выходили, и по выходным. А сейчас – все. Здоровье не позволяет.
К сожалению, статистика по заболеваемости, инвалидизации и смертности наших врачей не публикуется.
* * *
По обеспеченности врачами всех специальностей на 10 тыс. жителей Пензенская область всегда была в числе аутсайдеров. Если сравнивать показатели текущего XXI в., то Приволжский федеральный округ постоянно отстает от РФ примерно на 5%, а Пензенская область – в среднем на 20%.
Численность врачей на 10 тыс. чел. в Пензенской области была в 2000 г. на 17% ниже, чем в России. В 2005 г. – на 23,6% ниже. В 2010 г. – на 22% ниже. В 2015 г. – на 15,25% ниже, чем в РФ.
Отставание сократилось за счет ухудшения ситуации в стране в целом. В России обеспеченность врачами на 10 тыс. чел. упала почти на 5 единиц (с 50,1 врачей на 10 тыс. чел. в 2010 г. до 45,9 в 2015 г., правда, и методика подсчета изменилась после 2012 г.)
А в Пензенской области за тот же период почти ничего не поменялось (39,2 врачей на 10 тыс. чел. в 2010 г. и 38,9 в 2015 г.)
В 2016 г. среди субъектов РФ Пензен-
ская область оказалась на 69-ом месте по обеспеченности врачами с показателем 39,3 на 10 тыс. чел. По данным на конец 2017 г., показатель улучшился до 42, но это не спасает. Нагрузка на одного работника медицинской сферы в Пензенской области заметно выше среднего. За последние 10 лет по России в целом на одного врача приходилось 205-216 жителей, на работника среднего медицинского персонала – 93-96 человек.
В Пензенской области нагрузка медсестер и фельдшеров в тот же период зафиксирована даже на 1 человека меньше, чем по всей Российской Федерации (по официальной статистике). На одного же врача приходится более 250 человек.
Хуже нас в ПФО с обеспеченностью врачами обстоят дела только в Республике Марий Эл.

Зарплаты бюджетников, несмотря на доплаты в рамках исполнения изданных ровно четыре года назад майских указов, по своей покупательной способности остались на уровне 2012 года. Такой вывод следует из докладов Высшей школы экономики, РАНХиГС и Академии труда и социальных отношений, подготовленных по заказу Минтруда. Эксперты отмечают, что зарплаты врачей и учителей активнее росли в регионах с дефицитными бюджетами, где такое повышение зарплат в большей степени «спонсировалось» федеральным бюджетом.


Доклады Высшей школы экономики, РАНХиГС и Академии труда и социальных отношений (есть у “Ъ”) подготовлены по заказу Минтруда и описывают ситуацию с зарплатами в целом в экономике начиная с 2000 годов. Рассматриваются, в частности, промежуточные итоги исполнения изданных четыре года майских указов - в части повышения зарплат бюджетникам. Напомним, 7 мая 2012 года, в день вступления в должность президента, Владимир Путин подписал 11 указов, которыми обозначил задачи государства в социальной сфере.

На основе майских указов правительству были даны 218 поручений. Одно из них предписывало довести к 2018 году зарплаты врачей и учителей до размера двукратной средней зарплаты в регионе. В докладах экспертов указывается, что в 2012 году разрыв между средней зарплатой этих категорий бюджетников и работников частного сектора составлял 30–40%. Посчитано, что в результате исполнения указов зарплата врачей и учителей заметно выросла - по итогам 2015 года у врачей в номинальном выражении она составила 156% от средней в экономике, у учителей - 106%. Согласно Росстату, в прошлом году средняя зарплата врачей составила 48 тыс. руб. в месяц, учителей - 32,6 тыс. руб. Однако, следует из докладов, все повышение в итоге было съедено инфляцией. Динамика прироста реальных зарплат демонстрирует, что в бюджетном секторе в целом покупательная способность по итогам 2015 года снизилась до уровня начала 2012 года.

Как указано еще в одном исследовании «Где бюджетному жить хорошо?», подготовленном сотрудником Центра трудовых исследований ВШЭ Анной Шаруниной, относительная недоплата бюджетникам в сравнении с работниками небюджетного сектора с аналогичными обязанностями, продолжает составлять в среднем 24–27% практически во всех регионах (за исключением отдельных республик Северного Кавказа, где этот разрыв меньше). При этом в экономически сильных регионах, например в Москве и Санкт-Петербурге, бюджетникам парадоксальным образом платят относительно хуже, чем в других субъектах РФ. Регионы с дефицитными бюджетами, наоборот, подняли зарплаты бюджетникам значительнее - обращаясь за целевыми трансфертами к федеральному центру.

При этом если в регионе велика концентрация потребителей услуг бюджетного сектора - граждан старшего и младшего возраста,- то разрыв в оплате между бюджетниками и частниками возрастал. Младшие и старшие демографические группы, отмечает госпожа Шарунина, предъявляют повышенный спрос на образование и медицину, но пи этом как неработающие не платят налога с дохода физических лиц. Эта ситуация увеличивает финансовую нагрузку на бюджеты таких регионов.

Неравномерным повышение бюджетных зарплат оказалось и с точки зрения квалификации работников. В 2000-е годы максимальную разницу в оплате имели наиболее квалифицированные работники, а те, кто обладал низкими профессиональными навыками, получали в частном и бюджетом секторах примерно одинаковую зарплату. В результате исполнения майских указов разрыв для квалифицированных специалистов снизился, но для низкоквалифицированных вырос. Таким образом, указы 2012 года, хотя и сократили различие в оплате сопоставимых специалистов в двух секторах, также вызвали перераспределение средств внутри бюджетной сферы, увеличив более высокие зарплаты за счет сокращения более низких, отмечается в работе ВШЭ.

Анастасия Мануйлова




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины