10.09.2019

Отделы мозга и их функции: строение, особенности и описание. Строение мозга. Отделы мозга и за что они отвечают Часть мозга отвечающая за рефлексы


СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Головной мозг состоит из следующих отделов: продолговатый мозг, мозжечок, мост, средний мозг, промежуточный и большие полушария головного мозга.

Продолговатый мозг, мост и мозжечок относят к заднему мозгу, а промежуточный и большой мозг — к переднему мозгу.

В продолговатом мозге находятся центры защитных рефлексов — мигательного и рвотного, рефлексов кашля и чихания, и некоторых других. Другая группа центров связана с питанием и дыханием — это центры вдоха и выдоха, слюноотделения, глотания и отделения желудочного сока.

Мост , отвечает за движения глазных яблок и мимики. Также через мост проходят слуховые пути.

Мозжечок осуществляет координацию движений, делает их плавными, точными и соразмерными, устраняет лишние движения, например, возникшие в силу инерции.

Средний мозг — отдел мозга, где находятся центры, обеспечивающие чёткость зрения и слуха. Они регулируют величину зрачка и кривизну хрусталика, мышечный тонус. Благодаря им поддерживается устойчивость тела при стоянии, ходьбе, беге, изменении позы.

Передний мозг состоит из двух отделов: промежуточного мозга и больших полушарий головного мозга. Это самый большой отдел головного мозга, состоящий из правой и левой половин.

Промежуточный мозг состоит из трёх частей — верхней, центральной и нижней. Центральная часть таламусом . Сюда стекается вся информация от органов чувств. Здесь происходит первая оценка её значимости. Благодаря таламусу только важная информация поступает в кору большого мозга.

Нижняя часть промежуточного мозга называется гипоталамусом . Он регулирует обмен веществ и энергии. В его ядрах имеются центры жажды и её утоления, голода и насыщения. Гипоталамус контролирует удовлетворение потребностей и поддержание постоянства внутренней среды — гомеостаза.

С участием промежуточного мозга и других отделов головного мозга осуществляются многие циклические движения движения: ходьба, бег, прыжки, плавание и пр., а также сохранение позы между движениями.

Большие полушария головного мозга. Каждое полушарие разделено на четыре доли: лобную, теменную, затылочную и височную.

В нейронах коры больших полушарий происходит анализ нервных импульсов, поступающих от органов чувств. Так, в затылочной доле сосредоточены нейроны зрительной зоны, в височной — слуховой. В теменной доле, находится зона кожно-мышечной чувствительности.

Обонятельные и вкусовые зоны находятся на внутренней поверхности височных долей. Центры, регулирующие активное поведение, находятся в передних частях головного мозга, в лобных долях коры больших полушарий. Двигательная зона расположена впереди центральной извилины.

Правое полушарие управляет органами левой части туловища и получает информацию от пространства слева. Левое полушарие регулирует работу органов правой части туловища и воспринимает информацию от пространства справа.

Основная особенность большого мозга человека заключается в том, что правое и левое полушарие функционально различны. В левом полушарии, как правило, у правшей находятся центры речи. Здесь происходит анализ обстановки и связанных с ним действий по отдельным параметрам, вырабатываются обобщения, строятся логические выводы. В правом полушарии происходит распознавание образов и мелодий, запоминание лиц.

Старая и новая кора большого мозга. Здесь сосредоточены центры, связанные со сложными инстинктами, эмоциями, памятью.

Старая кора даёт возможность организму различать благоприятные и неблагоприятные события и реагировать на них испугом, радостью, агрессией, тревогой. Здесь в памяти хранится информация о пережитых событиях. Это даёт возможность при сходных обстоятельствах предпринять действия, которые приведут к успеху.

В новую кору, поступает информация от внутренних органов и от органов чувств. В лобных долях из многочисленных потребностей отбирается самая важная и формируется цель деятельности, план достижения цели на основании анализа обстановки и прошлого опыта.

Из вышесказанного мы заключаем, что мозг — орган, координирующий и регулирующий все жизненные функции организма и контролирующий поведение. Все наши мысли, чувства, ощущения, желания и движения, связаны с работой мозга. И если он не функционирует, человек переходит в вегетативное состояние: утрачивается способность к каким-либо действиям, ощущениям или реакциям на внешние воздействия. Учёные выявили, что:

Левое полушарие руководит следующими видами умственной деятельности:

— Математика

— Языки

— Логика

— Анализ

— Письмо

— Другие аналогичные виды деятельности;

Правое полушарие отвечает за:

— Воображение

— Восприятие цвета

— Музыка

— Чувство ритма

— Мечтания

— Другие аналогичные виды деятельности.

Наш интеллектуальный труд, можно сравнить с работой наших мускулов. Мозг, также как и мышцы можно и нужно тренировать, чтобы он всегда был в отличном состоянии. Чем больше мы будем развивать его, тем более весомую пользу он принесёт нам в будущем. Погружение в рутину не улучшит его и не принесёт нам никакой пользы.

С научной точки зрения, чем старше мы становимся, тем более важную роль играет тренировка мозга. Она останавливает ухудшения, связанные со старением мозга и замедляет этот процесс. С медицинской точки зрения — это конечно не исцеляет от болезни Альцгеймера или слабоумия, но значительно уменьшает скорость развития этих процессов.

Если Вы хотите, чтобы Ваш мозг всегда был на пике своей формы, тогда Вам необходимо выполнять предложенные ниже, несложные рекомендации:

Наш мозг любит:

1) Умственная активность. Больше читайте. Посвящайте больше времени чтению разнообразной литературы: книги, газеты и журналы. Старайтесь охватить широкий спектр областей знаний. Изучение чего-то нового не только заставит ваш мозг работать, но и сделает Вас более умным. Играйте в развивающие игры. Шахматы, шашки, эрудит, кроссворды и судоку, рисование и шитьё — помогут развить способности вашей памяти.

2) Полноценное питание. Для плодотворной работы мозга и памяти необходимо полноценное разнообразное питание. Недостаток некоторых аминокислот, витаминов и микроэлементов приведёт к провалам памяти и дегенеративным изменениям мозга.

Углеводы: Мозг составляет всего 2% от веса организма, но потребляет 20% энергии. А основной источник энергии – это углеводы. Полезные для мозга углеводы — это сложные углеводы (каши, макароны из твердых сортов пшеницы, фрукты и овощи. Если углеводы будут поступать в организм в недостаточном количестве, то вы будете «медленно соображать», у вас будет чувство усталости, потому что вашему мозгу элементарно не будет хватать энергии. Углеводов в рационе должно быть порядка 70%.

Белки: Роль белка для мозга и памяти огромна. Белки – это строительный материал и для нервных клеток, и для нейротрансмиттеров, без которых процесс запоминания невозможен; и для гормонов, которые определяют активность мозга. Белки также выполняют функцию получения и перемещения энергии – даже если вы хорошо питаетесь углеводами, но в вашем организме недостаточно белков, то вы тоже будете чувствовать усталость и подавленность, потому как энергия не сможет ни усваиваться клетками, ни доставляться в необходимые участки мозга. И мозгу уже не из чего строить необходимые ткани, гормоны и нейротрансмиттеры.

Поэтому, регулярно не менее 3 раз в неделю в вашем меню должен присутствовать белок: говядина, свинина, мясо птицы, рыба, творог, яйца, молоко). В рационе должно быть порядка 15% белков.

Жиры: Наравне с углеводами жиры выступают источником энергии. Самый полезный жир — это Омега-3 полиненасыщенная жирная кислота, которая напрямую влияет на умственные возможности и память человека. Поэтому, в вашем меню должна присутствовать не реже чем 2 раза в неделю жирная рыба (сельдь, лосось, форель, семга). Жиров в рационе должно быть 15%.

3) Витамины, аминокислоты, полиненасыщенные жирные кислоты , макро и-микро элементы.

4) Спокойный продолжительный сон. Во время сна происходят процессы с участием важнейшего нейромедиатора (вещества, с помощью которого происходит передача нервного импульса между нейронами) ГАМК. Без нормального сна, память на химическом уровне неспособна работать в полную мощность. К тому же, мозг человека настроен на биологические ритмы, смены дня и ночи, поэтому спать нужно ночью, так как именно в темное время суток происходит полное восстановление клеток мозга.

5) Классическая музыка благотворно воздействует на клетки мозга.

6) Спорт способствует развитию серых клеток (Во время физических нагрузок мозг лучше снабжается кровью и кислородом, что помогает сохранять его активность. Не менее важно и то, что в то время, когда работают мышцы, выделяется ряд гормонов, необходимых для работы памяти.

Если же у вас по каким-либо причинам нет возможности или желания ходить в спортивный зал, то увеличьте двигательную активность: ходите на танцы, откажитесь от лифта, постарайтесь больше ходить пешком. Ежедневные часовые пешие прогулки улучшают работу головного мозга и предупреждают множество болезней. Бездеятельность тела рано или поздно приведёт к отсутствию активности в мозге.

7) Ароматерапия – активизирует и расслабляет мозг (Розмарин и шалфей увеличивают приток крови к мозгу, способствуют лучшему функционированию ума и тела).

8) Новые впечатления. Всё новое благотворно воздействует на мозг (новые люди, новое место, новые впечатления и т. д.).

9) Секс и любовь.

Наш мозг не любит:

1) Нехватка сна провоцирует развитие в мозге токсичных компонентов.

2) Алкоголь – убивает клетки мозга.

3) Отрицательные эмоции (стресс, гнев, рутина).

4) Неполноценное скудное и однообразное питание.

5) Малоподвижный образ жизни.


«… мозг есть орган души, т. е. такой механизм, который будучи приведен какими ни на есть причинами в движение, дает в окончательном результате тот ряд внешних явлений, которыми характеризуется психическая деятельность».

И.М.Сеченов.

Отделы мозга и их функции

человека – сложнейший по своей организации и совершенный, по сути, орган.

Подумать только, он обеспечивает все в нашей жизни: возможность ходить, дышать, видеть, слышать, говорить, думать, жить!

Мозг координирует и регулирует все жизненно важные функции организма человека, более того мозг контролирует его поведение .

Если мозг перестает работать, то организм человека переходит в пассивное состояние, когда на любую стимуляцию, извне или изнутри, нет реакции. Человек не сможет слышать, видеть, чувствовать, осознанно двигаться – он как овощ, который просто существует, но в полной изоляции, депривации от внешнего мира.

Головной мозг по своей структуре симметричен .

  • При рождении малыша его мозг весит примерно 300 г,
  • по мере роста человека он увеличивается и у взрослого он весит около 1500 г.
  • мозг мужчин, как правило, чуть тяжелее мозга женщины.

У здорового взрослого индивида вес мозга составляет около 2% от общего веса человека.

Не стоит думать, что чем больше весит мозг, тем умнее и гениальнее человек. Ученые давно доказали, что уровень интеллекта и гениальность совершенно не связаны с весом мозга.

Гениальность и интеллект зависят от количества , которые создает сам мозг.

Что же представляет собой головной мозг человека, какие отделы он содержит?

1) Продолговатый мозг , который управляет вегетативными функциями организма человека.

Он отвечает, прежде всего, за регуляцию дыхания, сердечно-сосудистую деятельность, пищеварительные рефлексы, обмен веществ .

2) Задний мозг: мозжечок и варолиев мост.

Именно он ответственен, за координацию движений

3) Средний мозг — отвечает за первичные ориентировочные рефлексы организма человека на внешние раздражители.

Движение глаз, поворот головы в сторону источника звука или света — это работа среднего мозга, так называемого нашего зрительного центра .

4) Промежуточный мозг:

а) таламус , который обеспечивает обработку большей части импульсов от наших рецепторов (ну кроме обонятельных), а также отвечает за эмоциональную окраску информации;

б) гипоталамус , который регулирует вегетативные функции организма

В нем расположены центры чувства насыщения, голода, жажды, удовольствия, и обеспечивает регуляцию сна и бодрствования человека .

5) Передний мозг представляет собой два полушария: левое и правое. Его поверхность покрыта бороздами и извилинами, что увеличивает поверхность, следовательно, обеспечивает более совершенную работу мозга. Полушария составляют до 80% массы всего мозга.

Благодаря коре больших полушарий возможна работа высших психических функций.

Считается, что левое полушарие отвечает за мыслительные процессы, счет и письмо, а правое – за восприятие сигналов внешнего мира. Левое полушарие – абстрактно-логическое, правое – творческое и образное.

Однако в настоящее время ученые считают такое деление достаточно условным, потому что в реализации высшей психической деятельности человека, его поведении участвуют равнозначно оба полушария, хотя конечно они играют различную роль в формировании образов восприятия.

Кора головного мозга отвечает за ряд специфических функций.

  • Височная доля отвечает за слух и обоняние,
  • затылочная за зрение,
  • теменная за осязание и вкус,
  • лобная за речь, движение и мышление.

Причем чем сложнее действие, тем большая часть коры отвечает за него.

В психологии и нейропсихологии существует такое понятие как гомункулус.

Гомункулус – это некая физиологическая и психологическая метафора.

Средневековые алхимики говорили о существе, подобном человеческому, которое можно создать искусственным путем. Например, Парацельс в XVI веке предлагал такой «рецепт»: человеческую сперму, необходимо заключить в особый сосуд, потом провести с ней длительные процессы обработки (некие манипуляции) и она станет гомункулом, который надо «вскармливать» человеческой кровью.

В XVII-XVIII веках считалось, что гомункул содержится в сперме человека, а когда попадает в организм будущей мамы, то превращается в человека. Гомункул выступает здесь как «ген передачи», некое существо, живущее в теле человека, регулирующее его мораль и ценности, который управляет поведением человека.

Конечно это лишь предположения и догадки свойственные развитию мысли и науки того времени. Однако термин остался и прижился для определения сложной работы коры головного мозга человека.

Выходит, гомункулус в современной науке – это схематическое изображение моторных и сенсорных функций человека на корковой проекции. Мы видим пропорции тела человека, его функций и действий, его поведение, в соотношении к количеству коры, задействованной в работе этих функций.

Чем сложнее действие, чем мельче моторика, чем выше психическая функция, тем большая площадь коры за него отвечает.

Итак, подведем итоги:

1) нормальная работа его отделов обеспечивает функционирование всего организма, здоровье человека, возможность деятельности человека, его потенциал, его реакцию на все виды раздражителей, его поведенческие реакции.

2) работа больших полушарий — функционирование коры головного мозга, которая обеспечивает весь широкий спектр его психических функций: ощущение и восприятие, внимание, мышление и речь, его память, воображение и т.д.– словом все то, что составляет сущность его психической деятельности, его сознания.

Сознание человека – это высшая форма отражения действительности, оно связано, самым тесным образом, с работой мозга человека: с речью, мышлением (абстрактным и логическим), памятью. Сознание – это функция мозга

Именно оно обеспечивает единство и регулирование человеческой деятельности и поведения.

Мозг - это первопричина. Основа основ. То, с чего начинается человеческая личность, и то, где она заканчивается, когда этот орган перестает существовать.

Как фундамент к зданию - не будь его, не будет и нас. С его помощью мы взаимодействуем с внешним миром, друг с другом, поддерживая биологический процесс, то есть саму жизнь. Рецепторы, как антенны, настроенные на радиоволны, ловят из окружающей действительности сигналы и передают в разные отделы мозга для обработки. Это могут быть тактильные, световые и звуковые сигналы, выступающие в качестве раздражителей.

Мозг. Строение

Головной мозг - это огромное хранилище информации и центр управления человека. Он состоит из 25 миллиардов нейронов. Все они, объединяясь между собой, образуют серое вещество. Сверху серое вещество, как кожура - орех, покрывают три слоя «защитной плёнки» - мягкая, твёрдая и паутинная. При сильных ушибах головы и сотрясениях паутинная жидкость принимает удар на себя и максимально его смягчает. Пресловутая идея о том, что от размера мозга напрямую зависит интеллект, не нашла своего подтверждения в научном мире. Любой человек может с лёгкостью посчитать вес своего мозга, зная то, что он составляет два процента от общего веса. Математическая задача, которая «по зубам» даже школьнику.

Отделы мозга

Ствол, он же продолговатый мозг

Это самый древний отдел головного мозга. Достался нам ещё от ротополых, живущих на заре эволюции. Отвечает за все жизненно необходимые функции - дыхание, напряжение - расслабление, прямая кишка. Если его повредить, то при исправной работе лёгким, дыхание, тем не менее будет угнетённым. То есть это главный отдел, без работы которого даже кишечник не опорожнится.

Мост

Средний мозг

Отвечает за безусловные рефлексы. При помощи его мы реагируем на яркий свет, громкие звуки и прочее внешние раздражители. А также он наделяет нас такой способностью, как боковое зрение. Сосредотачиваясь на одном предмете, мы видим, что происходит вокруг.

Мозжечок

Мозжечок главенствует над координацией. Шаткая походка людей в состоянии алкогольного опьянения как раз говорит о том, что в данный момент этот отдел работает не в полную силу. Если работа мозжечка нарушена, то для человека непосильной задачей будет просто выпить стакан воды.

Кора

Наконец, самый большой отдел головного мозга - это кора. Она занимает 80% от всего объема. Именно её наличие отличает нас от приматов. Зрение, слух, вкусовые ощущения, осязание - всё это её обязанности. Лобные доли коры отвечают за главные познавательные функции - обучение, память, мышление.

Здесь были рассмотрены основные функции головного мозга. Вместе они составляют сложную и слаженную, продуманную до мелочей «машину», которая до сих пор не перестаёт удивлять учёных своими возможностями.

Мимика – отражение эмоционального состояния человека с помощью лицевой экспрессии – выразительных движений мышц лица. Люди разных национальностей, традиций и социального положения одинаково проявляют основные эмоции:

  • гнев;
  • печаль;
  • страх;
  • отвращение;
  • удивление;
  • счастье.

Ученые связывают это с необходимостью передачи информации , которая была актуальна еще во времена зарождения человечества.

Находясь в утробе матери, эмбрион на 20-ой неделе уже проявляет мимические реакции. При рождении новорожденный имеет полностью сформированную мускулатуру лица для проявления своих эмоций с помощью мимики.

Важно. В течение жизни мимический облик личности изменяется. Влияют условия жизни, климат, перенесенные болезни. Испытанные эмоции тоже накладывают свой отпечаток на выражение и мимику лица.

Психологи, совместно с нейробиологами и анатомами, изучают феномен – , проводят исследования с целью узнать, какой мозг регулирует мимику. Результаты имеют прикладное значение в психодиагностическом направлении «Профайлинг», где по психологическому портрету определяют преступников, террористов и потенциально опасных людей.

Где зарождаются эмоции

Для исследования эмоций человека ученые из университета Л. Максимилиана в Германии проводили опыты с применением снимков на аппарате МРТ. Добровольцы разного возраста и пола должны были вообразить сильные эмоции. Под их влиянием усиливалось кровообращение в различных участках мозгового вещества. На основе этого были сделаны выводы о том, какой отдел головного мозга регулирует мимику.

Сильные чувства, вызванные стыдом и виной, активировали извилины передней поясной коры височных долей. Они отвечают за взаимосвязь с внешней средой, сообщают об ошибках, передают сведения о прошедших событиях.

Кроме этого, возбуждались участки, контролирующие функции организма – кровяное давление, сердцебиение. Затрагивались доли, регулирующие основные эмоции.

Гнев и страх побуждают миндалевидные тела головного мозга к активности. Находясь под воздействием этих эмоций, мозг оценивает обстановку, обращается к опыту и памяти, нормализует выработку гормонов для испытания этих чувств.

Смех, счастье и радость активизируют множество участков, охватывая практически весь мозг. Возбуждается кора лобных долей обоих полушарий, отвечающая за способность ставить и достигать цели, планировать, импровизировать.

Миндалевидные тела и гиппокамп разграничивают важные или незначительные события, второстепенные быстро забываются, а сильные эмоции сохраняются надолго.

При исследовании эмоциональных переживаний, связанных с лаской и нежностью, ученые-нейробиологи установили связь между тактильными ощущениями и всплеском активности в соматосенсорной коре. Прикосновения руки человека в момент горя, печали или боли высвобождали нейромедиаторы – вещества, способствующие передаче импульсов между нейронами. В этот момент уменьшалась боль, исчезала тревожность.

Особенности мимических мышц, их строение

Мимическая мускулатура отличается от других видов мышц человеческого тела – скелетных, гладких и поперечнополосатых. Представляет собой пучки из мелких тонких волокон, сгруппированных вокруг рта, глаз, ушей.

Окончания их вплетены в слизистую и эпителий. Сокращения вызывают движения кожи лица. Вокруг отверстий мышцы расположены в виде колец для их замыкания или расширения сфинктеров. Также участвуют в процессе жевания и речи.

Различают:

  1. мышцу гордецов;
  2. круговую глаза;
  3. сморщиватель бровей;
  4. малую и большую скуловые;
  5. мышцу смеха;
  6. опускающую угол рта;
  7. нижней губы;
  8. поднятия кожи подбородка;
  9. круговую рта;
  10. носовую.

Все они работают совокупно, придавая лицу то или иное выражение. В движение приводятся нервными импульсами из разных отделов мозга, отвечающих за мимику. Лицевой нерв, имеющий сложное разветвленное строение, передает сигналы от головного мозга и обратно.


Какой мозг контролирует мимику

Самый сложный орган тела человека – головной мозг. Его функции и возможности до сих пор изучены не до конца. Он руководит и контролирует все совершаемые действия и чувства, испытываемые при этом.

Состоит из пяти основных отделов:

  • переднего мозга – левого и правого полушария;
  • основного продолговатого;
  • заднего – моста и мозжечка;
  • среднего;
  • промежуточного.

Они объединены в три части: оба полушария, мозжечок и главный ствол.

Основные защитные рефлексы – дыхание, глотание, мигание, кашель, отделение желудочного сока – контролирует продолговатый мозг.

Полушария отвечают за умственную деятельность человека, его мышление, воображение и память. Мозжечок позволяет сохранять равновесие, координировать движения тела.

За движения глазных яблок и сокращения мимических мышц отвечает Варолиев мост. В его функции входит передача информации от вкусовых рецепторов, части головы и зубов в кору больших полушарий. Он расположен под мозжечком и является проводником между ним и продолговатым мозгом.

Мост имеет длину 2,4-2,6 см, весит около 7 г. Рядом расположен выход тройничного нерва, ответственного за жевание. В борозде моста заложено ядро лицевого нерва, иннервирующего мимические мышцы.

Помимо регулирования мимики, Варолиев мост:

  1. обеспечивает сознательное движение и контроль над положением тела;
  2. получает и передает информацию от сосочков языка, слизистых оболочек носа, глаз, кожи лица;
  3. отвечает за слюноотделение, жевание, глотание;
  4. ответственен за слух.

В основании моста расположены пути, по которым передаются сигналы из коры головного мозга в другие отделы – продолговатый, спинной и мозжечок.

Важно. Таким образом, мимику регулирует отдел среднего мозга – Варолиев мост. Его повреждения приводят к инвалидизации человека.

Обратная связь мимики и эмоций

Первым гипотезу об обратной связи мимических реакций и эмоций выдвинул Чарльз Дарвин в 1872 году. Он предположил, что свободное выражение эмоций усиливает ее, а подавление мимики, наоборот, смягчает.

Ученые, проводя опыты и исследования, не раз опровергали влияние лицевой экспрессии на переживания или подтверждали новыми результатами. У этой теории есть как сторонники, так и противники.

Существуют методики изменения психофизического состояния человека с помощью . Создавая образ положительных эмоций на лице, человек может реально повысить свое настроение и выработать позитивный взгляд на происходящее.

Еще одна версия получила подтверждение – действие асимметрии мозга на человеческую мимику. Правое и левое полушария имеют функциональные различия и отражаются в мимике частей лица по-разному.

Возникает асимметрия лица – правая часть отражает духовную, генетическую часть личности, левая – социальную, жизненную. При проведении видеокомпьютерной диагностики отчетливо видны различия сторон лица.

Для гармонизации психических процессов и психофизической саморегуляции, а также лечения пациентов с депрессией, повышенной тревожностью проводят анализ портретов, составленных из двух левых и двух правых частей лица. Путем обратной связи между мимикой и эмоциями в мозг поступают сигналы. При этом выравниваются способности человека, уменьшаются проявления расстройств, даже происходит омоложение.

Эмоции рождаются в различных отделах головного мозга и путем нейронных реакций попадают в Варолиев мост. Лицевой нерв, начинающийся в бороздке моста, передает сигналы мускулатуре лица. Мимические мышцы отличаются от всех остальных строением, функциями, назначением. Существуют методы лечения и омоложения, использующие обратную связь между лицевой экспрессией и эмоциональным и физическим состоянием человека.

Лобные доли мозга, lobus frontalis – передний отдел больших полушарий, содержащих серое и белое вещество (нервные клетки и проводящие волокна между ними). Поверхность их бугристая с извилинами, доли наделены определёнными функциями и управляющие различными отделами тела. Лобные доли мозга отвечают за мышление, мотивацию поступков, двигательную активность и построение речи. При поражении этого отдела центральной нервной системы возможны моторные расстройства, и поведения.

Основные функции

Лобные доли головного мозга – передний отдел центральной нервной системы, отвечающий за сложную нервную деятельность, регулирует мыслительную активность, направленную на решение актуальных проблем. Мотивационная деятельность – одна из важнейших функций.

Основные задачи:

  1. Мышление и интегративная функция.
  2. Контроль мочеиспускания.
  3. Мотивация.
  4. Речь и почерк.
  5. Контроль поведения.

За что отвечает лобная доля головного мозга? Она управляет движениями конечностей, мимических мышц, смыслового построения речи, а также за мочеиспускание. Развиваются нейронные связи в коре под воздействием воспитания, получения опыта двигательной активности, письменности.

Эта часть мозга отделена от теменного отдела центральной бороздой. Они состоят из четырех извилин: вертикальная, три горизонтальных. В задней части находится экстрапирамидная система, состоящая из нескольких подкорковых ядер, регулирующих движения. Глазодвигательный центр расположен рядом, отвечает за поворот головы и глаз по направлению к раздражителю.

Узнайте, что такое , функции, симптомы при патологических состояниях.

За что отвечает , функции, патологии.

Лобные доли мозга отвечают за:

  1. Восприятие действительности.
  2. Находятся центры памяти и речи.
  3. Эмоции и волевую сферу.

При их участии производится контроль последовательности действий одного моторного акта. Проявления поражений называют синдром лобной доли, который возникает при различных повреждениях мозга:

  1. Черепно-мозговые травмы.
  2. Лобно-височное слабоумие.
  3. Онкологические заболевания.
  4. Геморрагический или ишемический инсульт.

Симптомы поражения лобной доли мозга

При поражении нервных клеток и проводящих путей lobus frontalis головного мозга происходит нарушение мотивации, называемое абулией. Страдающие данным расстройством люди проявляют лень, обусловленную субъективной потерей смысла жизни. Такие пациенты часто спят целый день.

При поражении лобной доли нарушается мыслительная деятельность, направленная на решение задач и проблем. Синдром включает также нарушение восприятия действительности, поведение становится импульсивным. Планирование поступков происходит спонтанно, без взвешивания пользы и риска, возможных неблагоприятных последствий.

Нарушается концентрация внимания на определённой задаче. Больной, страдающий синдромом лобной доли, часто отвлекается на сторонние раздражители, не способен сосредоточиться.

Вместе с тем возникает апатия, потеря интереса к тем занятиям, которыми ранее увлекался пациент. В общении с другими людьми проявляется нарушение чувства личностных границ. Возможно импульсивное поведение: плоские шутки, агрессия, связанная с удовлетворением биологических потребностей.

Эмоциональная сфера также страдает: человек становится невосприимчив, безразличен. Возможна эйфория, которая резко сменяется агрессивностью. Травмы лобных долей ведут к изменению личности, а иногда и полной потере ее свойств. Могут поменяться предпочтения в искусстве, музыке.

При патологии правых отделов наблюдается гиперактивность, агрессивное поведение, болтливость. Левостороннее поражение характеризуется общим торможением, апатией, подавленностью, склонностью к депрессии.

Симптомы при повреждении:

  1. Хватательные рефлексы, оральный автоматизм.
  2. Нарушение речи: моторная афазия, дисфония, корковая дизартрия.
  3. Абулия: потеря мотивации деятельности.

Неврологические проявления:

  1. Хватательный рефлекс Янишевского-Бехтерева проявляется при раздражении кожи руки у основания пальцев.
  2. Рефлекс Шустера: схватывание предметов, находящихся в поле зрения.
  3. Симптом Германа: разгибание пальцев ног при раздражении кожи стопы.
  4. Симптом Барре: если придать руке неудобное положение, больной продолжает поддерживать его.
  5. Симптом Раздольского: при раздражении молоточком передней поверхности голени или по подвздошному гребню больной непроизвольно совершает сгибание-отведение бедра.
  6. Симптом Дуффа: постоянное потирание носа.

Психическая симптоматика

Синдром Брунса-Ястровица проявляется в расторможенности, развязности. У пациента отсутствует критическое отношение к себе и своему поведению, контроль его, с точки зрения социальных норм.

Мотивационные нарушения проявляются в игнорировании препятствий к удовлетворению биологических потребностей. В то же время сосредоточение на жизненных задачах фиксируется очень слабо.

Другие расстройства

Речь при поражении центров Брока становится хриплой, растормаживается, контроль ее осуществляется слабо. Возможна моторная афазия, проявляющаяся в нарушении артикуляции.

Двигательные нарушения проявляются в расстройстве почерка. У больного человека нарушена координация моторных актов, представляющих собой цепочку нескольких действий, которые начинаются и останавливаются друг за другом.

Возможна также потеря интеллекта, полная деградация личности. Теряется интерес к профессиональной деятельности. Абулическо-апатический синдром проявляется в заторможенности, сонливости. Данный отдел отвечает за сложные нервные функции. Поражение его приводит к изменению личности, нарушению речи и поведения, появления патологических рефлексов.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины