Пермяк Е., сказка "Две пословицы"
Жанр: литературная сказка
Главные герои сказки "Две пословицы" и их характеристика
- Костя. Экономный. бережливый мальчик. Все копил монетки, мечтая купить все самое лучшее на ярмарке
- Федя. Мальчик добрый, отзывчивый, щедрый, душа на распашку. Готов отдать все что имеет своим друзьям, зверям и птицам.
- Два товарища
- Костя идет на ярмарку
- Заблудился в лесу
- Помощь голубя
- Снесенный мост
- Помощь плотвички
- Украденные деньги
- Помощь собаки
- Наказ собаки
- Добрый Костя
- Подарок для Феди
- Что сказала собака
- Жили два товарища, Федя и Костя.
- Костя копил деньги, а Федя тратил на своих друзей.
- Пошел Костя на ярмарку, чтобы сладостей купить и гармошку.
- Заблудился Костя, но ему голубь и плотвичка помогли.
- Украли у Кости деньги, но ему собака помогла и тайну открыла.
- Подарил Костя гармошку Феди, ведь он понял ценность дружбы.
Нет ничего дороже верного друга, а человеческая доброта всегда найдет отклик в чужом сердце.
Чему учит сказка "Две пословицы"
Эта сказка учит быть добрым, щедрым, уметь дружить. Учит тому, что ни деньги, ни богатство не являются мерилом человеческого счастья. А главное это хорошие, добрые отношения между людьми. Учит сказка помогать другим, и тогда тебе тоже помогут.
Отзыв на сказку "Две пословицы"
Мне понравилась эта простая и бесхитростная история. Мальчик Костя в сказке понял, что одними деньгами сыт не будешь. Что кроме денег нужны и друзья. Потому что одинокий богач всегда несчастен, а окруженный друзьями бедняк всегда счастлив. Поэтому мне очень понравился мальчик Федя, не копивший деньги, но копивший друзей.
Пословицы к сказке "Две пословицы"
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Бережливым быть хорошо, а добрым лучше.
Не в деньгах счастье.
Деньги для человека, а не человек для денег.
Друга на деньги не купишь.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Две пословицы"
Жили-были два мальчика, Федя и Костя. Костя рос очень бережливым, если ему мама давала пятачок или копеечку, все в копилку складывал, экономил. А Федя рос добрым и щедрым. Все монетки, которые ему доставались, сразу тратил. То зерна голубям купит, то собакам колбаски.
И вот пошел Костя на ярмарку со своими деньгами. Хотел пряников купить и гармошку новую.
А Федя дома остался, ведь чего на ярмарке без денег делать.
Идет Костя по лесу и понимает, что заблудился. Но видит голубя и спрашивает у того дорогу, обещает ему денежку дать. А голубь отвечает, что денежка ему ни к чему, но раз Костя Федин товарищ, то дорогу он ему покажет.
Показал голубь дорогу, идет Костя дальше. Видит река, а мост снесло. Тут плотвичка подплывает и говорит Косте, что она его знает, он - Федин товарищ. А раз так, то покажет она ему брод.
Перешел Федя реку, дальше идет. Приходит на ярмарку, на товары красивые смотрит, рот разинул. Ну и вытащил какой-то вор все Костины денежки. Заплакал мальчик, но тут к нему собака прибежала, утешает. Обещает найти пропажу. И действительно, скоро отыскала собака все Костины денежки и что-то ему на ухо шепнула.
И накупил Костя разных сладостей, да гармошечку новую. Идет домой всех зверей и птиц угощает, радуется. А как пришел в деревню, гармошку новую Феде протягивает - на подарок, дорогой товарищ.
А Федя удивляется, не узнает друга. Не знает он, что именно шепнула собака Косте на ухо. А шепнула она две пословицы:
Не имей сто рублей
Бережливым быть хорошо, а добрым лучше
Рисунки и иллюстрации к сказке "Две пословицы"
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК под ред. Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4)
Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Формировать нравственные понятия «труд–лень», «зло–добро», «правда–кривда», «честь–бесчестье», «дружба», «сотрудничество» и т. п.;
- учить правильно называть произведение (книгу);
- развивать учебные и читательские умения: сравнивать стихотворения, рассказы, сказки;
- выделять главную мысль произведения;
- делить текст на части и составлять схематический план;
- соотносить пословицы с произведением.
Виды деятельности
-
Выделять в тексте пословицы о труде;
называть правильно произведения (фамилия автора и заголовок);
делить текст на части;
составлять схематический план;
определять главную мысль (Что хотел сказать автор? Чему учит это произведение?);
различать пословицы по темам.
Ключевые понятия
-
Жанр, тема, рассказ, сказка, А. Митта, Е. Пермяк
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: игра «Вспомни и назови» | – Ребята, сегодня начнём наш урок с игры «Вспомни и назови». (Учитель зачитывает отрывки из сказок В. Сутеева.) – Что объединяет все произведения, которые вы отгадали? (Это сказки Сутеева.) – Дома вы готовили пересказ сказки Сутеева «Кто лучше?». Расскажите. |
2 | 2. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – Вспомните, как называется раздел учебника, с которым мы сейчас работаем. – Сегодня мы познакомимся с новым произведением о детях. Найдите в учебнике рассказ А. Митты «Шар в окошке». – Прочитайте рассказ молча (про себя) и ответьте на вопросы: «Почему Коле стало хорошо?», «Какие друзья у Коли?» – Выполните модель обложки. Проверьте свою работу. |
3 | 3. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику | – Перечитывание рассказа и составление плана. |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: работа с пословицей | – Прочитайте последнее предложение. Как вы его понимаете? Объясните. – Прочитайте пословицы. Какая из них подходит к рассказу А. Митты? – Интерактивное задание. |
5 | 5. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – А теперь послушайте произведение Евгения Андреевича Пермяка «Две пословицы». (Учитель читает, а ученики следят по учебнику.) – Словарная работа. – Какими были мальчики? Прочитайте. – Почему Косте помогали животные? Найдите ответы в тексте. Прочитайте. – Выполните модель обложки. – Самопроверка. |
6 | 6. Обогащение читательского опыта: работа с пословицей | – Что шепнула Косте собака на ярмарке? Прочитайте. – Что такое пословица? Как вы понимаете пословицы «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Бережливым быть хорошо, а добрым лучше»? Объясните. – На какую тему эти пословицы? (О дружбе.) – Вспомним и другие пословицы на эту тему. – Интерактивное задание. |
7 | 7. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – Прочитайте самостоятельно стихотворение В. Берестова «Прощание с другом». – Какие слова говорят о дружбе ежа и человека? Прочитайте. – Изменяется ли тон чтения? Почему? – Выполните задание в тетради. |
8 | 8. Обобщение изученного | – С какими произведениями вы познакомились на этом уроке? Назовите. – Что их объединяет? (Тема: о дружбе.) – Заполните схему. (Ученики работают на листочках самостоятельно. Затем проводится проверка.) |
9 | 9. Рекомендации для самостоятельной работы дома | – Подготовьте подробный пересказ произведения А. Митты «Шар в окошке». – Расскажите о Косте из произведения Е. Пермяка «Две пословицы». – Выполните задания в тетради. |
Две пословицы
Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя - наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости - колбасы.
Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать - только глазеть.
Шел Костя на ярмарку лесом, шел - да заблудился. Вдруг видит - голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.
Покажи мне, голубь, дорогу, - просит Костя. - Я тебе денежку дам.
Голубь на это отвечает:
Зачем же мне денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?
А я Федин товарищ, - отвечает Костя.
Тогда другое дело, - говорит голубь. - Покажу.
Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу.
И показала.
Пришел Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Жалко. Столько времени копил.
Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чем дело, и говорит Косте:
Не горюй! Жди меня тут.
А у собак, известно, нюх хороший. Они все могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.
Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да к Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула.
Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку. Идет Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и пчел.
Пришел Костя к себе в деревню, нашел Федю и подает ему семиголосую гармошечку.
Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек!
Тот глазам не верит.
Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал.
Теперь я всегда таким буду, - говорит Костя и товарища обнимает.
Ничего не понимает Федя, что с Костей произошло. Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы:
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
«Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».
Евгений Пермяк
Две пословицы
Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя - наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости - колбасы.
Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать - только глазеть.
Шел Костя на ярмарку лесом, шел - да заблудился. Вдруг видит - голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.
- Покажи мне, голубь, дорогу, - просит Костя. - Я тебе денежку дам.
Голубь на это отвечает:
- Зачем же мне денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?
- А я Федин товарищ, - отвечает Костя.
- Тогда другое дело, - говорит голубь. - Покажу.
Показал голубь Косте дорогу, и тот дальше пошел. Идет и видит: мост через реку снесло, а как брод найти, не знает. Вдруг, смотрит, плотвичка к нему подплывает и говорит:
- Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу.
И показала.
Пришел Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Жалко. Столько времени копил.
Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чем дело, и говорит Косте:
- Не горюй! Жди меня тут.
А у собак, известно, нюх хороший. Они все могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.
Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да к Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула.
Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку. Идет Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и пчёл.
Пришел Костя к себе в деревню, нашел Федю и подает ему семиголосую гармошечку.
- Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек!
Тот глазам не верит.
- Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал.
- Теперь я всегда таким буду, - говорит Костя и товарища обнимает.
Ничего не понимает Федя, что с Костей произошло. Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы:
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
«Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».
Фамилия ___________________________________Дата _______сентября
Евгений Пермяк «Две пословицы»
Тест
Определи жанр произведения.
рассказ басня
сказка присказка
О чём рассказывается в произведении?
о животных о дружбе
о встрече Кости с голубем
о ярмарке в большом селе
Каким рос Костя?
сильным и честным
жадным и злым
бережливым и умным
весёлым и честным
Каким рос Федя?
маленьким и сильным
высоким и стройным
жадным и хитрым
добрым и отзывчивым
На что тратил свои деньги Федя?
покупал игрушки
покупал сладости
ни на что не тратил, копил
покупал корм животным
Как к деньгам относился Костя?
тратил дарил
не обращал внимания копил
Почему животные помогали Косте?
Потому что у него были деньги.
Потому что он был добрый.
Потому что он был Федин товарищ.
Потому что он шёл на ярмарку.
Для кого или для чего купил «разных разностей» и семиголосую гармошечку Костя?
для друзей для родителей
для радости для соседей
Пронумеруй пункты плана по порядку.
Дорога на ярмарку.
Костя и кудлатая собака.
Возвращение Кости с ярмарки.
Два друга
Что Косте шепнула собака.
Какая пословица выражает главную мысль произведения?
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Зима весну пугает, да всё равно тает.
Хлеб – всему голова.
Определи тему произведения.
о родной природе
о животных
о детях
о волшебстве и приключениях
Тема: «Е. Пермяк «Две пословицы»
Цели урока:
образовательные: познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новых произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текстов новых произведений, обеспечить осмысление новых слов и понятий “ярмарка”, “пригоршня”, “гривенник”;
развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;
воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Формирование УУД на уроке:
Предметные УУД: научиться читать тексты про себя и вслух, понимать содержание прочитанного, находить в тексте отрывки по заданию, уметь называть произведение, определять жанр.
Метапредметные УУД:
- регулятивные: научиться участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;- познавательные: научиться анализировать доступные по содержанию художественные тексты;- коммуникативные: научиться действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией (фронтальная, индивидуальная и групповая работа);3. ^ Личностные УУД: формирование начальных представлений о нравственных понятиях (забота о других, верность в дружбе).
Оборудование:
учебник Литературное чтение 2 класс Л.А. Ефросинина
рабочие тетради
Ход урока.
Орг. момент.
Проверка домашнего задания.
- Какое произведение вы читали дома? (рассказ Митта «Шар а окошке»)
- Какое ещё было задание? (пересказ по плану)
На доске план к этому рассказу. Всё ли верно?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Исправьте ошибку (меняют второй и третий пункт плана местами)
А теперь перескажите по исправленному плану. (1- 2 человека)
Актуализация знаний.
Произведения, какого раздела мы сейчас читаем? (о детях и для детей)
На доске три модели обложек. Сравните их.13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
(все произведения о детях, различаются жанрами)
Какие жанры представлены в моделях (сказка, рассказ, стихотворение)
Пользуясь учебником и хрестоматией, подберите к моделям произведения.
Первичное чтение нового произведения и выявление первичного восприятия.
- Прочитайте название произведения (Е. Пермяк «Две пословицы»)
Читаем произведение (читают хорошо читающие дети)
- Что вам понравилось в этом произведении? Что не понравилось?
Моделирование первой страницы обложки.
·Работа в тетрадях с. 29 № 2. (1 ученик у доски)
- Произведение какого жанра мы читали? Обоснуйте свой ответ. (сказка)
- О ком оно? Назовите тему? (о детях)
- Назовите автора (Е. Пермяк)
- Как называется сказка? (Две пословицы) Почему автор дал такое название? Как еще можно назвать сказку?
Назовите произведение, которое прочитали. (Сказка Е. Пермяка «Две пословицы»)
Повторное чтение и работа над произведением.
Давайте перечитаем сказку.
Прочитайте 1-ый абзац.
- Назови главных героев сказки (Костя и Федя)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Подберите слова, характеризующие мальчиков.
Костя – бережливый, жадный, скупой.
Федя – добрый, не жадный.
Прочитайте предложение со словами из словарика. Загляните в словарь.
- Как вы поняли значение слова пятак и гривенник? (пятак – пять копеек, гривенник – 10 копеек)\
Читаем 2-ой абзац.
- Куда отправился Костя? Зачем? Как вы понимаете значение слова ярмарка?
(Костя пошёл на ярмарку за гармошкой. Ярмарка – рынок, торг)
- Почему не пошёл на ярмарку Федя? Прочитай. (Что ему на ярмарке без денег делать? Только глазеть)
Читаем дальше.
- Кто помогал Косте в пути? (плотвичка, голубь, собака)
Расставь второстепенных героев в последовательности, которой они были в сказке.
Работа в тетради с. 29 № 3
Проверьте.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Почему все животные помогали Косте? Прочитай.
(Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ.)
Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Найдите отрывок, который подходит к рисунку.
Чему удивился Федя? (Костя стал добрым. Сделал подарок.)
Почитайте последний абзац.
- Что шепнула собака Косте? (две пословицы)
- Как вы поняли смысл пословиц?
7. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям.
Есть ли в сказке диалоги? Что такое диалог? (Разговор двух или нескольких людей.)
Найдите диалог голубя и Кости. Прочитаем его по ролям.
Чтение по ролям диалога двух мальчиков.
Рефлексия.
В народе говорят: «Сказка ложь да в ней намёк – добрым молодцам урок»
- Какой урок извлечём мы из прочитанного произведения?
Обобщение.
На доске несколько книг. Подойдите к доске, возьмите книгу и назовите произведение (русская народная сказка «Хаврошечка», В.Сутеев «Дядя Миша», А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», русская народная сказка «Заячья избушка»).
Найдите признак, по которому можно разделить эти сказки на две группы (авторские и народные)
В какую группу мы добавим сказку, которую читали сегодня? (авторская)
Шар в окошке
Коля скучает
Коля и его друзья