22.08.2019

План мероприятий к дню инвалида в пнд. План мероприятий, посвященных международному дню инвалидов. «Человек всё в состоянии понять»


ОТЧЕТЫ О РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ИНВАЛИДНОСТЬ И ИХ СЕМЬЯМИ
ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат о. Муром»

Реализация программы
" Доступная среда" для детей с ОВЗ

План мероприятий ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат о. Муром» к Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма

Тема: «К самостоятельности и правоспособности».

Цели: привлечение внимания к проблеме аутизма, повышение информированности участников образовательной организации о проблемах аутизма.
Задачи:
- оказание информационной помощи родителям, педагогам по вопросу социализации лиц с аутизмом и другими ментальными нарушениями;

Воспитание у детей умения принимать, понимать других людей, позитивно с ними взаимодействовать.

Информационно-просветительские мероприятия для педагогов

В мае 2017 года с учащимися надомной формы обучения и их родителями была организована встреча в рамках программы «Мы все можем».

Реализация поставленных задач, определяющих содержание внеклассного мероприятия, осуществлялась с учётом особенностей данного коллектива и индивидуальных особенностей обучающихся. Проведённое мероприятие соответствовало поставленным целям и задачам. Содержание материала было доступно и соответствовало возрастными особенностями обучающихся. Учащиеся с охотой и интересом работали индивидуально и вместе. Во время мероприятия царила атмосфера дружбы и взаимовыручки. Все поставленные цели успешно реализованы.

В апреле 2017 года с учащимися надомной формы обучения и их родителями была организована встреча в рамках программы «Мы все можем».

Во время проведения встречи наблюдалась организованность, активность и заинтересованность ребят на всех этапах мероприятия.

Игры, задания, предлагаемые ребенку в паре с мамой, способствовали совершенствованию межличностных отношений, росту взаимной симпатии, сплочённости группы.

Информационная насыщенность была достаточная и вызывала большой познавательный интерес. В процессе подготовки и проведении мероприятия углублялись имеющиеся у ребят знания, что способствовало развитию их познавательной сферы.


В апреле 2017 года ученики начальных классов приняли участие в конкурсе рисунка по теме: «Не нарушай гармонию природы!», посвященное экологии.

2 апреля ежегодно отмечается День Здоровья
(Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма)

2 апреля ежегодно отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма . Он был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года, в которой была выражена обеспокоенность высокой численностью детей, страдающих аутизмом.

Аутизм - это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга. Аутизмом страдают преимущественно дети независимо от пола, расовой принадлежности или социально-экономического положения. Для аутизма в первую очередь характерны уникальные особенности в плане социального взаимодействия, сложности в повседневном общении и нестандартный способ обработки информации от органов чувств.

Поведение детей с аутизмом характеризуется также жесткой стереотипностью — от многократного повторения элементарных движений (потряхивание руками или подпрыгивание) до сложных ритуалов, и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм).

2 апреля во многих странах мира - в том числе и в России - проходит акция «Зажги синим», которая была запущена в 2005 году.

В ее рамках 2-го апреля городские здания по всему миру освещаются синим цветом. Акция проводится в знак солидарности с людьми с аутизмом и их семьями, а также с целью привлечения внимания политиков и простых граждан к проблемам аутизма.

Принять участие в акции приглашаются все желающие, можно выбрать любой из удобных способов:

1) надеть 2 апреля синюю одежду и предложить вашим друзьям, коллегам и родственникам последовать примеру (это могут быть просто футболка, шарф, галстук или любой аксессуар синего цвета);

2) подсветить синей лампой или гирляндой окна вашей квартиры, дома или офиса;

3) если изменить освещение невозможно, то можно украсить помещение учреждения, школы, офиса или общественной организации синими украшениями или плакатами;

4) рассказать друзьям и знакомым об акции в социальных сетях с пометкой #зажгисиним и #2апреля (можно использовать свою фотографию в синей одежде).



Причины аутизма

Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости от достатка, образования, социального статуса родителей. В том, что у ребенка аутизм, нет ничьей вины. Аутизм - это расстройство, в возникновении которого играет роль комплекс факторов. Очень большую роль играют генетические факторы: нарушения на уровне генов, молекул, хранящих в себе информацию о том, как должен формироваться и развиваться человеческий организм. Некоторые из генетических факторов, вызывающих аутизм, известны и могут быть выявлены с помощью анализов, в первую очередь, это спонтанные изменения генетического материала, мутации. Эти изменения могут быть достаточными для того, чтобы сами по себе вызвать аутизм. Но чаще аутизм возникает в результате взаимодействия генетических факторов и факторов среды, в которой развивается ребенок. Установлено, что в возникновении аутизма играют роль экология, состояние организма матери во время подготовки к беременности, течение беременности и родов, а также некоторые инфекции и некоторые лекарственные средства, принимаемые матерью во время беременности. Сочетание генетических и средовых факторов влияет на формирование головного мозга и изменяет развитие и поведение ребенка. Аутизм не возникает из-за небрежного, грубого или отстраненного отношения к ребенку.

Аутизм - не вина родителей, бабушек, дедушек и тем более самого ребенка, а биологическое расстройство.

Применяя обобщенные советы и рекомендации, не следует забывать, что аутист, как и любой другой обычный ребёнок, прежде всего - личность с определенной спецификой поведения, поэтому обучение необходимо строить, принимая во внимание индивидуальные реакции ребёнка.

Обычный человек, даже негативно относящийся к переменам, способен их нормально воспринять и пережить. А дети - аутисты очень болезненно переживают любое действие или событие, выходящее из ряда привычных. Поэтому, необходимо стараться поддерживать стабильность во всём, что касается аутиста.

Важно проводить упражнения ежедневно. Хоть это и непросто, но только так можно добиться желаемого результата. На начальных этапах лучше заниматься по 5-7 минут, постепенно наращивая количество времени до двух-трех часов в день. Про перерывы, конечно, ни в коем случае забывать нельзя.

Существенна в жизни ребёнка - аутиста роль слова «стоп». Крайне важно научить его этому слову, потому что аутисты, имея разные фобии, часто не видят реальную опасность: тронуть раскаленный предмет, перейти улицу на красный цвет. Если вовремя обучить ребёнка слову «стоп», это поможет ему избежать многих травм. Как это сделать? Например, резко прекращать какое-либо действие, произнеся: «Стоп!».

Аутисты часто увлечены просмотром телепрограмм, но необходимо их в этом ограничивать.

Благоприятно скажется на развитии такого ребёнка общество сверстников. Однако, поскольку сам аутист не предрасположен к активному взаимодействию с людьми, то желательны посещения детского сада не на весь день, но на несколько часов.

Стереотипные, монотонные действия ребёнка надо прерывать. В этом помогут танцы или прыжки на месте.

Благотворное влияние на развитие окажут продолжительные беседы с ребёнком. В случае отсутствия участия с его стороны, не стоит забывать, что в общении такой ребёнок нуждается подчас больше, чем обычные дети.

Аутист, как и любой обычный человек, нуждается в уединении. Если сделать ребёнку какое-нибудь «тайное место», в котором он сможет оставаться наедине с самим собой, со своими мыслями, он будет вам очень благодарен, даже если никак этого не продемонстрирует.

Качели обычно вызывают особый интерес у аутичных детей. Использовать это увлечение можно с пользой - развивая вестибулярный аппарат.

Необходима осторожность в общении домашних животных с таким ребёнком. В поведении аутистов имеет место быть немотивированная агрессия в отношении к питомцам. Перед тем, как познакомить ребёнка с домашним любимцем можно презентовать ему мягкую игрушку и, таким образом, на примере продемонстрировать требуемое поведение.

В марте 2017 года Моисеевой С.Н. было проведено внеклассное мероприятие в рамках реализации программы «Мы все можем», в котором приняли участи родители и дети надомной формы обучения.

Данное мероприятие имело большую коррекционно-развивающую ценность. Оно способствовало укреплению взаимопонимания, любви между родителями и детьми. Все задания были рассчитаны на совместное выполнение «ребенок+ родитель». Было очень приятно, что на встречу некоторые семьи пришли вместе с папами. Во время проведения мероприятия наблюдалась организованность, активность и заинтересованность ребят и родителей.




20 марта 2017 года было проведено родительское собрание в классе, где обучаются дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

На собрании выступали:

1. Классный руководитель: Иванцова В.Г., которая рассказала родителям о психолого-педагогических особенностях детей с ТМНР. Она коснулась вопросов причин возникновения нарушений развития, их проявлений у ребенка и способах педагогической коррекции.

2. Учитель-логопед, Моисеева С.Н., выступила по теме: «В царстве капризов и упрямства». В своем выступлении она уделила внимание причинам детских капризов, упрямства и педагогически целесообразных способах реагирования. В заключении выступления всем родителям были розданы информационные брошюры.

В феврале 2017 года Моисеевой С.Н. было проведено внеклассное мероприятие в рамках реализации программы «Мы все можем», в котором приняли участи родители и дети надомной формы обучения.

Мероприятие прошло эмоционально, оживленно, организованно. В содержательном плане встреча была достаточно насыщенна: были использованы записи песен, пословицы, имена персонажей сказок и мультфильмов, угадывание и пение про дружбу, физкультминутка про дружбу и др. Все задания соответствовали индивидуальным и возрастным особенностям детей. В игровой комнате царила добрая, трогательная атмосфера. Приятно было видеть, как наполнялись радостным блеском, любовью к своим детям глаза мам.



Совместно с сотрудниками центра внешкольной работы и детьми 3"Г", 4"В" классов была организована акция «Помогите птицам зимой!».

Международный день инвалидов отмечается ежегодно 3 декабря. Главная задача праздника - привлечь внимание общества к проблемам инвалидов. Уже традиционно в России всю первую десятидневку месяца проводится декада инвалидов.

В мероприятиях участвуют люди с физическими, сенсорными, интеллектуальными или психическими нарушениями. К празднованию присоединяются все те, кому не безразлично полноценное участие людей с ограниченными возможностями в развитии общества и государства в целом.

3 декабря в Центральной районной библиотеке начала свою работу книжная выставка «Люди с железным характером».

На выставке представлены книги, журнальные и газетные статьи, в которых тема жизни людей с ограниченными возможностями стоит особенно остро, а так же художественные произведения писателей, которые, имея физические ограничения здоровья, создали прекрасные произведения, любимые читателями разных поколений.

5 декабря в передвижном пункте книговыдачи детского сада «Радуга» для воспитателей и их помощников была проведена презентация книги Нико Вуйчича «Неудержимый». Библиотекарь Центральной районной библиотеки Картапова О.Н. рассказала присутствующим, что Ник Вуйчич родился без рук и ног, но живет полноценной и насыщенной жизнью, получил два высших образования, самостоятельно печатает на компьютере, занимается серфингом, увлекается рыбалкой.

Его книга – это вдохновляющий, эмоциональный рассказ о том, как преодолеть трудности, отчаяние, поверить в себя и быть счастливым.

В рамках акции «Откроем, друг друга сердца», приуроченной к Декаде инвалидов, библиотекарь Октябрьской библиотеки Азизова Г.Р. провела подворных обход инвалидов , проживающих в посёлке Октябрьский. Среди людей, нуждающихся в особом внимании, есть и дети.

Назметдинова Альбина – инвалид детства, она активная и жизнерадостная девочка, любит рисовать, слушать музыку и сказки.

Библиотекарь принесла ей для ознакомления журналы, книги и небольшой подарок для творчества.

Введенско-Слободская библиотека п одготовила для своих читателей выставку-призыв «Добрым словом согреем друг друга». Здесь можно познакомиться с интересными материалами, информацией из периодики о мужественных людях, с добрым сердцем и сильных духом.

3 декабря заведующие Русско-Макуловской и Татарско-Макуловской библиотек Першина Надежда Александровна и Хисамова Мадиня Вагизовна в содружестве с социальным работником Шадровой Марией Николаевной посетили своих постоянных подопечных.

Первым, кого они посетили, был ветеран и инвалид Великой Отечественной войны Александр Иванович Махнин.

Для него специально библиотекари принесли краеведческую папку «От прошлого к будущему» с фотографиями прошлых лет существования всех организаций села Макулово. На одном из фото совхоза «Знамя Ленина» Александр Иванович увидел себя. Это был период его работы бригадиром. Многих не узнанных ранее людей на фото ветеран помог обозначить, за что библиотекари были ему очень благодарны. В ходе просмотра альбома, Александр Иванович делился воспоминаниями о послевоенном периоде восстановления сельского хозяйства в селе. Хорошо помнит момент, когда сельскую церковь разбирали на строительные материалы для возведения первой мастерской строящейся тогда МТС.

С ветераном всегда очень уютно и интересно беседовать. В следующую встречу библиотекари обещали показать презентацию о нем самом «Он воевал, чтобы жить в мире….», созданную на основе его домашних фото, познакомить с архивными документами сайта «Мемориал», где были обнаружены записи о дате его гибели и месте захоронения в братской могиле. Суматоха войны многое перепутала в жизни людей, случилась своя история и с Александром Ивановичем. Но вопреки всем испытаниям, он жив, окружен заботой родных и радуется каждому новому дню.

В этот же день навестили Галихановых Амину Даутовну с дочерью Розой. Познакомили их с сельскими и районными новостями. Мадиня Вагизовна принесла свежие журналы «Соембике», которые очень по душе Амине-апе.

Следующая встреча состоялась в доме Додоновой Лидии Андреевны. Она приготовила для библиотекарей фотографию коллектива «Сельхозтехники», датированную мартом 1977 года. Лидия Андреевна обменяла прочитанные номера газеты «Святой покров» на более новые.

С целью воспитания в детях и подростках чувства сострадания, соучастия, желания бескорыстно совершать добрые дела макуловские библиотекари для воспитанников пришкольного интерната Макуловской школы провели беседу «Твори добро на всей земле».

Начало беседе положили строчки стихотворения А. Лесных:

Как бы жизнь не летела-

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтоб сердце горело,

А не тлело во мгле

Делай доброе дело-

Тем живем на земле.

Добро, доброта, милосердие вырабатывались в течение многих лет для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.

Ребята отвечали на вопросы о значении понятий «добро» и «зло». Это основные понятия человеческой морали, которые часто встречаются в пословицах и поговорках. Вспоминая и озвучивая их, они объясняли смысл пословиц, как их понимают. При этом активно помогали друг другу, выполнить задание.

С большим вниманием слушали древнюю китайскую сказку об императоре, который решил спасти птиц, узнав что мальчишки стреляют в них из рогатки. Он приказал слугам, чтобы ему принесли живых птиц. Птиц принесли очень много, но этот необдуманный шаг оказался отнюдь не добрым. Спасая птиц, император не подумал о птенцах, которые умирали от голода без опеки своих родителей. Суть сказки в том, добрые поступки должны быть обдуманные, чтоб они не приносили никому вреда.

Узнав сюжет сказки, ребята сами начали приводить подобные примеры из жизни и обсуждали их между собой. В заключении, все пришли к единому мнению, что даже маленькие дети должны знать: добро надо делать с умом.

В продолжении мероприятия Мадиня Вагизовна предложила учащимся обзор книг, созвучных этой теме. Их вниманию были предложены книги: «Судьба Султангарая» Ш.Еникеева, «Красота» А. Еники, «Упругие паруса» Ф. Яруллина.

Во всех этих книгах герои с физическими недостатками борются за свое счастье и место в жизни среди здоровых, как мы с вами людей. И часто преградой к достижению цели становится безразличие к ним людей.

В завершении, все дружно перечислили правила доброты, которые необходимо знать всем людям и, передавая из рук в руки цветок доброты со словами «Я чувствую себя счастливым, когда…», продолжили предложение, выражая свои мысли о счастливой жизни.

Есть надежда, что состоявшаяся беседа была не только актуальной, но и полезной, заставив ребят задуматься о ценностях жизни.

В Русско-Макуловской библиотеке вниманию посетителей представлена выставка творчества инвалида детства Савельевой Евгении «Добрых рук творенье».

При очень сложном заболевании, передвигаясь при помощи инвалидной коляски, Женя остается очень жизнерадостной и позитивной девушкой. Она овладела компьютером, но не оставила занятие чтением, предпочитает любовную лирику и иронические детективы. С удовольствием читает журналы. В последние два года стала увлекаться вышивкой крестом и бисером. Удивляет ее терпеливость и упорство. Каждую работу, как бы это, не было трудно, она обязательно доводит до конца.

Сама Евгения такая улыбчивая, светлая, приветливая, и не скажешь, что это инвалид, измученный недугами. И работы такие же – яркие, красочные, излучающие тепло и добро. Возле каждой работы надолго задерживаешься, любуешься, удивляешься и восторгаешься ее талантом.

Настя Яковлева посещает Русско-Макуловскую библиотеку с малого возраста. Раньше Настя вместе со своей подругой Таней Родионовой (по велению судьбы они обе инвалиды детства), приходили вместе, просматривали журналы, выбирали понравившиеся книги и журналы для домашнего чтения. Тане книги читала мама, а Настя читает самостоятельно.

Став уже взрослыми, неразлучные подруги продолжали всегда вместе посещать библиотеку и мероприятия. Приятно было видеть, что обычные дети и подростки всегда были с ними приветливы и внимательны, что говорит о толерантном отношении к людям особых возможностей. Читатели библиотеки всегда восхищались рисунками и поделками, выполненные Таней и Настей по мотивам прочитанных произведений.

В этом году Таня ушла из жизни, и Настя немного заскучала, но библиотеку стала посещать все чаще, выбирая книги для себя и родителей. Как-то в общении с библиотекарем, она заметила, что ходить ей больше некуда и библиотека для нее как спасательный круг от скуки.

Отрадно отметить, что ее интересы и запросы стали намного шире - все чаще она стала обращать внимание на книги историко-краеведческого содержания. Вместе с мамой Анной Алексеевной, она любит просматривать красочные книги и альбомы о городе Казани, культурно-исторических заповедниках Свияжске и Болгар, энциклопедические издания естественно-научного содержания, периодически берет журнал «Казань». Кроме этого она ждет каждый новый номер журналов «Мне 15», «Ромео и Джульетта» и «Свирель».

Особый интерес у Насти к публикациям с иллюстрациями о домашних кошках, которых она очень любит и может долго рассказывать о нраве и повадках своей любимицы.

Посетив библиотеку в очередной раз, Настя познакомилась с папками и альбомами по истории села Макулово и Сеитово, откуда родом ее родители, а для домашнего чтения выбрала подарочное издание «Национальная библиотека Республики Татарстан» и полюбившиеся ей журналы о природе и животных.

В Районной детской библиотеке открыла свою работу книжная выставка «Мир за твоим окном».

На выставке посетители могут посмотреть красиво иллюстрированные сказки и повести, герои которых не похожи на других, или просто отличаются от других людей такие как: «Стойкий оловянный солдатик» Г.Х. Андерсена, «Дети подземелья» и «Слепой музыкант» В.Г. Короленко, «Как закалялась сталь» Н. Островского и другие.

Вниманию родителей представлены материалы журнала «Здоровье детей», с информацией о помощи детям - инвалидам.

Артур страдает ДЦП и учится в Казани в специализированной школе-интернате №4. Приезжает домой только на выходные, но при этом всегда старается заглянуть в библиотеку. Артур очень любит зверей, особенно собак, поэтому он с интересом рассматривал серию книг «Для тех, кто любит собак».

Вскоре к Артуру, присоединились Лужаёв Глеб и Иванов Денис. Заведующая библиотекой Любовь Дряхлова прочитала им рассказ Веры Чаплиной «Кинули» о том как маленький львёнок выживал среди людей, после того как мама-львица отказалась от него. Затем ребята посмотрели мультфильм «Маугли» и выбрали книги для домашнего чтения.

5 декабря, библиотекарь Коргузинской сельской библиотеки Любовь Грачева совместно с педагогом организатором Коргузинской школы Юлией Денисовой и учащимися 5-6 класса посетили на дому инвалида – детства Алексея Яцуту.

Алексей был очень рад встрече с гостями, он добрый, жизнерадостный парень, приветливо улыбается, смущаясь, отвечает на простые вопросы.

Ребята прочитали для него стихотворения о добре и добрых поступках. Анастасия Денисова вместе со своей мамой подготовили поделку «Цветы» и со словами приветствия «Здоровья, удачи, тебе друг!» вручили Алексею.

Библиотекарь преподнесла небольшой подарок и принесла для просмотра журналы, которые он очень любит смотреть.

Уходя гости пожелали Алексею и его семье доброго здоровья, по - больше радостных минут.

6 декабря в Кураловском сельском поселении личный приём граждан вёл Глава Верхнеуслонского муниципального района Зиатдинов М.Г .

На приём пришли родители с детьми и, пока родители обращались к главе со своим вопросом, дети могли почитать книги и поиграть в сельской библиотеке. Одним из них был Зязин Саша (мальчик страдает синдромом Дауна). Саша просматривал книги, складывал пазлы и играл в воздушные шарики.

В 1992 году в конце Десятилетия инвалидов Организации Объединенных Наций (1983-1992) Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 3 декабря Международным днем инвалидов. Проведение 3 декабря Международного дня инвалидов направлено на привлечение внимания к проблемам инвалидов, защиту их достоинства, прав и благополучия, на привлечение внимания общества на преимущества, которые оно получает от участия инвалидов в политической, социальной, экономической и культурной жизни.
В этот день государственные и негосударственные организации объединяют силы, проводятся мероприятия и конференции, поднимаются вопросы, призванные улучшить качество жизни людей с ограниченными возможностями.

В преддверии Международного дня инвалидов, в детской библиотеке-филиале №3 была оформлена выставка, посвященная этой проблеме.

В России, по официальной статистике, более 9 млн. людей с ограниченными возможностями. Чтобы обратить внимание читателей на эту проблему, были отобраны книги, где либо главные герои являются инвалидами, либо упоминаются люди с такими проблемами.

Детская библиотека призывает всех людей относиться терпимее и уважительнее к людям-инвалидам, помогать и оберегать их.


Международный день инвалидов напоминает всем о людях, нуждающихся в поддержке и помощи, но в то же время мужественных, крепких духом. Этот день необходим нашему обществу для того, чтобы обратить внимание на проблемы людей с ограниченными возможностями и для того, чтобы восхититься их необыкновенной силой духа, целеустремленностью. Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковое достоинство и права. И очень хочется, чтобы между людьми был позитивный диалог.

Этому дню в библиотеке-филиале №2 посвящена выставка «Диалог любви и понимания». На ней в фойе библиотеки читатели могут более подробно узнать об этой дате, познакомиться с книгами и журнальными публикациями, в которых тема жизни людей с ограниченными возможностями стоит особенно остро.

от_________ N ______

ПЛАН

мероприятий, посвященных Международному дню инвалидов

в 2011 году

№ п/п

Наименование мероприятия

Дата проведения

Место проведения

Ответственные

Общерайонные мероприятия

Развлекательная программа «Мы вместе»

Развлекательная программа «Вместе дружная семья»

Районный совет ветеранов,

Детская игровая программа «Волшебный ларец»

МОУ ДОД ЦДОД «Ровесник»

МОУ ДОД ЦДОД «Ровесник»

Развлекательная программа «Вместе мы можем все»

ЧРО ПКО ВОО «ВОИ»,

Фестиваль творчества инвалидов «Минута славы»

Центр общественных организаций

Районный совет ветеранов,

Новогодние подарки детям - инвалидам

Отдел по социальным вопросам

Отдел по социальным вопросам, 4-85-17

Участие в краевом мероприятии Пермской краевой организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов»

Пермский дом народного творчества

Общегородские мероприятия

Библиотечное обслуживание в филиалах, на дому

Постоянно

Мероприятия по учреждениям культуры района

«Желаем радости во всем»

Развлекательная программа

«Доктор Веселье»

МУК «Никифоровский Дом культуры»

Концертная программа

«Согреем душу теплом и словом»

Фил. №1 Успенский сельский ДК

Развлекательная программа

«Мы недуги одолеем»

Фил. №3 Шушпанский сельский Дом культуры

Концертная программа

«Сердце на ладони»

МУК ДК Скальный

Тематический концерт

«В моей руке твоя рука»

Фил.№1 Половинкинский сельский ДК

Посещение инвалидов участниками кружков декоративного творчества на дому, вручение подарков, сделанных своими руками

«Дни милосердия»

для людей с ограниченными возможностями

Фил. №1 Кутамышин-ский сельский Дом культуры

Акция «Забота»

посещение инвалидов, вручение сувениров, сделанных руками детей

МУК «Калинский культурно - досуговый центр»

Благотворительные экскурсии для людей с ограниченными возможностями

(Выставка художественной вышивки)

МАУ «Центр народной культуры»

Концерты в рамках проекта

«Детская музыкальная школа – центр коммуникаций», в т. ч. выступление группы «Кристалл – Трио» (г. Москва), концерт музыки Шопена

МОУ ДОД «Чусовская детская школа искусств им. Балабан»

Мероприятия по работе с людьми с ограниченными возможностями, проходящие в рамках целевой программы по поддержке инвалидов «Мы рядом с Вами»:

Вечер «Говорящий взгляд»

Общество инвалидов

Турнир по «Быстрым шашкам и шахматам»

(в Обществе инвалидов);

Обслуживание инвалидов на дому (книговыдача)

в течение года

Мероприятия для детей-инвалидов

Кукольный спектакль – сказка «Волшебная поляна»

(для детей – инвалидов и для пациентов КГАСУСОН «Верхнегородковский психоневрологический интернат»)

МУК «В. Городковский Дом культуры»

Отдел культуры и

Выставка рисунков детей с ограниченными возможностями

МУК «Сёльский культурно - досуговый центр»

Отдел культуры и

Посещение тренажерного зала деть ми с ограниченными возможностями

МУК «Сёльский культурно - досуговый центр»

Отдел культуры и

Мультсеанс для детей с ограниченными возможностями

МУК «Сёльский культурно - досуговый центр»

Отдел культуры и

Праздник творчества детей-инвалидов

ЦДО «Ровесник»

Управление образования,

ЦДО «Ровесник»

Конкурс творческих работ детей-инвалидов «Радуга надежд». Выставка работ

ЦДО «Ровесник»

Управление образования,

ЦДО «Ровесник»

Круглый стол по проблемам воспитания, медицинского и социального обеспечения детей-инвалидов с участием специалистов образования, ЦПМСС, ПМПК, здравоохранения, соц. защиты

Управление образования

Управление образования

Малые параолимпийские игры

С(К)СОШ №15

Упр. образования,

С(К)СОШ №15

Праздник «Пожелаем друг другу добра»

С(К)СОШ №15

Упр. образ,

С(К)СОШ №15

Экскурсия на базу «Металлург-сервис». Катание на лошадях

Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью, членом коллектива.

В условиях нарастающих кризисных явлений в духовной жизни всего общества, в том числе детей и подростков, особую социально-педагогическую значимость приобретает обоснование содержания и методов организации праздничных форм деятельности, которая способствует становлению и развитию личности ребенка.

Одновременно с этим одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. И немаловажную роль в этом процессе играет организация праздников для этой категории детей.

Создание оптимальных условий для успешной адаптации детей-инвалидов путем проведения для них праздников является важнейшей социально-экономической и политической задачей всех государственных и общественных структур.

Цель моего выступления - обобщение опыта работы по проведению, организации и подготовке праздников для детей с ограниченными возможностями на примере праздничных мероприятий, проводимых в Санкт-Петербурге.

Для решения поставленной цели определены следующие задачи:

1) определить сущность и понятие детского праздника, выявить его значение для культурно-образовательного развития детей;

2) проанализировать опыт работы по подготовке, организации и проведению праздников для детей с ограниченными возможностями на примере коррекционных школ и интернатов.

Как вы знаете, праздник с древнейших времен является неотъемлемым элементом культуры. Он всегда был значимым событием для общества и каждого индивида как уникальная форма эмоционально-символического выражения (утверждения) их ценностно-нормативных установок. Праздник относится к тем типам систем, организация которых предполагает творческое и эмоционально-оценочное участие человека. Это особый вид игровой деятельности человека, посредством которого он выражает свое эмоционально-эстетическое отношение к наиболее значимым общественным и экзистенциальным смыслам и ценностям, творчески объективируя это отношение в символических атрибутах и формах поведения.

Термин «праздник» также часто употребляется для характеристики эмоциональных состояний (праздник чувств, эмоций, души, сердца). С праздником ассоциируется чувство приятного, радостного.

Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: «Без праздников не бывает детства!» Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.

Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют, т.е. художественное содержание праздников воплощается в музыке, в песне, стихах. В народных сказках, пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, нравственные заповеди, с другой - разнообразные советы, наставления, т.е. правила поведения в будни и праздники.

Художественно-педагогическая значимость и событийность праздника характеризуются достаточно определенными, близкими детям и взрослым общими признаками, такими как:

Абсолютная добровольность участия и согласие со всеми обязательными и условными правилами досуговой деятельности того или иного праздника;

Свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей, положений, поведения праздничного действия;

Наличие в праздниках глубинных народных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера, отработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний.

Сущность праздника невозможно понять вне социальной деятельности. Как деятельность, ближе всего стоящая к интересам детей, выражающая зону их ближайшего развития, их мироощущение, праздник должен рассматриваться как мощное средство гуманизации воспитания, как форма, имеющая отношение ко всем другим видам деятельности (познанию, труду, эстетике, общению), - праздник представляется в качестве всестороннего развития личности. Как предмет педагогической деятельности праздник выступает психологическим посредником в обеспечении процесса сотрудничества. Праздничная деятельность детей и подростков очень близка к эстетической и игровой деятельности. Эстетический момент существует и в сфере труда, и в сфере социальной жизни общества: культуры, быта, общения людей, во всей совокупности человеческих отношений. В эстетической деятельности человека, в его отдельных эстетических действиях и проявлениях, личностно значимыми для него являются и сам процесс, вызывающий творческое напряжение всех сил личности, и положительно окрашенное эмоциональное переживание, и результаты деятельности, и ее эстетически оцениваемый продукт, и в итоге - развитие творчески-эстетических задатков и способностей.

Эффективность праздника обусловлена взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой, гедонистической и другими, которые активно проявляются в ходе художественно-педагогического взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в качестве доминирующей разрушает целостность влияния данного феномена. Таким образом, педагогически целесообразно организованный детский праздник целостно влияет на нравственное развитие ребенка. И действительно, диапазон задач детских праздников довольно широк: он учитывает все многообразие учебно-воспитательной работы школы, деятельности учреждений дополнительного образования, детских клубов, парков, центров творчества, что создает определенную педагогическую систему детских праздников.

В реальном художественно-педагогическом процессе создания детского праздника активно взаимодействуют взрослые и дети, что позволяет им выходить на качественно новый уровень сотрудничества и выражается в изменении их ценностных ориентацией, взаимоотношения и взаимопонимания.

Педагогическое взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника определяется как система коллективных художественно-творческих дел детей и взрослых в ходе педагогически организованной совместной деятельности. Участие в праздничном действии в существенной степени формирует инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность ребят. Коммуникативный характер праздника настолько очевиден, что сама система детских праздников способна превратиться в мощный социо-культурный фактор и сильное средство педагогического воздействия. Праздник как объективное событие основан на ценностях общения (отношений), ценностях переживаний (коллективных) и ценностях творчества (в разных видах деятельности). Единство участников праздника (детей и взрослых) помогает созданию модели общественного поведения личности, свободному ориентированию в жизненных ситуациях, развитию творческих способностей.

В любом празднике присутствуют разнообразные виды деятельности - это и музыкальная, и речевая, и изобразительная. Также следует выделить особый вид деятельности - общение. Психология определяет деятельность как внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью.

Творческая деятельность - это деятельность человека, в ходе которой он создает нечто новое. Не важно, будет ли это какой-нибудь вещью внешнего мира или построением ума или чувства. В педагогике творческая деятельность определяется как объективный фактор развития личности ребенка. Профессиональное назначение педагога состоит в том, чтобы организовать процесс формирования личности, т.е. организовать жизнь ребенка как постоянное восхождение к культуре, взаимодействие с миром на уровне современных достижений культуры, чтобы в ходе такого взаимодействия протекало максимальное развитие личности и на уровне данного развития он входил в социальную жизнь.

Ведущим видом деятельности у детей является деятельность репродуктивная, т.к. ведущий вид мышления - наглядно-действенный, наглядно-образное только формируется, а словесно-логическое мышление на данном этапе развития практически отсутствует. Дети все действия выполняют «по шаблону», их мышление очень конкретизировано, и как следствие этого говорить о творческой деятельности еще рано. На данном этапе формируются предпосылки для развития творческой деятельности в последующем. Основой любого праздника является музыкальная деятельность . В массовом проявлении она состоит из песен и танцев.

В процессе постановки танца проводится большая работа по развитию слухового восприятия, крупной моторики, координации и мышечной памяти. Также танец позволяет детям через набор определенных движений почувствовать характер и ритм музыки.

Не последнюю роль в празднике для детей играет речевая деятельность , которая, в основном, сводится к разучиванию стихотворений. Чтение стихов и другая речевая деятельность на празднике не только желательна и возможна, но и необходима, т.к. это создает богатейшие возможности для развития речи, создает так необходимую для детей со сниженным слухом речевую среду; ребенок, поставленный в условия публичного выступления, чувствует свою ответственность: он должен говорить, говорить так, чтобы его поняли. Детям нравится выступать, показывать то, что они умеют. Праздник является хорошей ситуацией для активизации речи.

Большую роль в процессе подготовки праздника играет изобразительная деятельность , в процессе которой развивается зрительная память, мелкая моторика, внимание и аккуратность.

Дети, готовясь к празднику, делают подарки родителям (открытки маме к 8 марта), участвуют в процессе оформления зала (снежинки, украшения для елки к Новому Году, листья к празднику осени и т.п.), используя для этого аппликацию, оригами и рисование. Очень важно, чтобы ребенок понимал, что своим трудом он участвует в общем деле. Детям интересно наблюдать, как их стараниями привычный зал превращается то в сказочный заснеженный лес, то в весеннюю зеленую полянку, то в осенний парк.

Общение , как особый вид деятельности, активно используется как в процессе подготовки, так и непосредственно при проведении праздника. Оно происходит между детьми и педагогом, родителями, персонажами действия и конечно же между самими детьми. И очень важная задача - создать в коллективе теплую, доброжелательную обстановку, научить детей терпимости, наладить их общение «на равных», так, чтобы не было обиженных и обделенных, чтобы яркое, веселое, доброе событие в жизни ребенка - праздник - не обернулось для него психической травмой, чтобы в его памяти на долгие годы остались только хорошие, светлые воспоминания, а не горькая обида.

Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: передача информации, взаимодействие и взаимовосприятие. Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить детей в совместную деятельность, наладить взаимопонимание и взаимодействие.

Массовой практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет. Из них наиболее распространены: фестивали, театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, презентации, балы, карнавалы, шествия, смотры, конкурсы, олимпиады, юбилеи, КВН, утренники, линейки, вечера, концерты и др. Все они, как правило, составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми.

Детские праздники - комплексная синтетическая деятельность, которая является активной деятельностью в сфере культурного наполнения свободного времени детей, иначе говоря, в сфере досуга. Детские праздники - не пустое времяпрепровождение для детей, это составная часть их образовательной культурно - просветительской программы.

В процессе подготовки и проведения праздника используются разнообразные виды деятельности (музыкальная, речевая, изобразительная деятельность и общение). Использование разнообразной деятельности не только определяет содержание праздника, но и решает ряд специфических задач: развивает слуховое восприятие, произношение, голос, расширяет активный словарь ребенка, развивает крупную и мелкую моторику, расширяет представления детей об окружающем мире, способствует формированию навыков общения.

Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение в общество детей с ограниченными возможностями. Для нормальной адаптации ребенка с когнитивными нарушениями важно, чтобы у него формировалась правильная оценка окружающих и себя, воспитать нравственное отношение к окружающим. Одной из форм социальной адаптации детей с ограниченными возможностями является праздник.

Здесь необходимо решить две основные задачи:

Создать условия, которые позволят каждому ребенку с когнитивными нарушениями реализовать себя, помогут стать уверенными в себе и жить в тесном контакте с другими людьми;

Помочь окружающим- педагогам, членам семьи, соседям школьникам - принимать, уважать детей с когнитивными нарушениями, доброжелательно относиться к ним, ценить их возможности и способности.

Эти основные задачи можно разделять на более частные творчеством - важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы:

1. Помощь в решении проблем полноценного социального функционирования, способствующая овладению комплексом социальных ролей, норм и правил поведения (социально-бытовая адаптация).

2. Максимальное вовлечение ребенка в социум (организация совместной деятельности детей, имеющих когнитивные нарушения с нормально развивающимися сверстниками, расширение круга общение у детей, развитие коммуникативных навыков поведения в детском коллективе).

3. Формирование и удовлетворение культурных запросов детей с проблемами в развитии, расширении зоны их творческих возможностей, круга интересов.

4. Оказание эмоциональной и психологической поддержки ребенку с когнитивными нарушениями, активизация его жизненных сил.

5. Помощь в определении возможностей и способностей ребенка.

6. Информационная помощь.

7. Изменение негативных установок здоровых людей по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Решение данных задач в ходе проведения праздника требует особого подхода к его организации.

Подготовка и проведение праздника для детей с ограниченными физическими возможностями - долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности взрослых, учителей, воспитателей, руководителя и т.д. и, конечно же, детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки праздника.

Рассмотрим сначала общие особенности организации детских праздников, а затем выделим специфику организации праздников конкретно для детей с ограниченными возможностями.

Изучая опыт работы по организации праздников, можно выделить следующие этапы работы над праздником. Рассмотрим их:

I этап - предварительное планирование.

II этап - работа над сценарием.

III этап - предварительное знакомство детей с праздником.

IV этап - репетиции.

V этап - проведение праздника.

VI этап - подведение итогов.

VII этап - последействие праздника.

I. В организации, занимающейся проведением праздников для детей (это может быть школа, интернат, какая-либо социальная организация) в начале года проводится собрание, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников и устанавливаются сроки их проведения.

II. На втором этапе начинается непосредственная подготовка к празднику. На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. В праздник включается как можно больше зрелищ и игр, а музыкальная речевая деятельность детей строится на приобретенных уже умениях и навыках. На последующих праздниках зрелища и игры постепенно вытесняются выступлениями детей.

III. Когда сценарий готов, детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было.

После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют, кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, учителя, знакомые, дети из и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи взрослых будет двигаться.

IV. После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, уличных площадок, парков и т. д, изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.

V. Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенное и украшенное место проведения полно зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.

VI. Это подведение итогов. Как мы уже отмечали, детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача взрослых на этом этапе состоит в том, чтобы «привязать» к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи взрослых выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.

VII. Последействие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках, фотографиях, видеозаписях и т.д.

Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для детей максимально использовать эту ситуацию для обучения и развития.

Удачное проведение праздника для детей определяет, прежде всего, хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями. Многообразие ярких впечатлений иногда может вызвать у детей заторможенность. Поэтому зал (если мероприятие в помещении) заранее подготавливается и украшается, чтобы дети могли его посмотреть до праздника, провести в нем репетицию. Причем лучше провести эту репетицию еще и в костюмах, чтобы они не стесняли движения, чтобы дети привыкли к ним.

В выступлениях участвуют все дети. Это достигается, прежде всего тем, что часть танцев, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого, каждый ребенок выступает индивидуально или с небольшой группой детей. Индивидуальные выступления помогают застенчивым детям побороть робость, развивают уверенность в своих силах, преодолевают скованность в движениях.

Разнообразна деятельность взрослых на празднике. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий должен не только хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления.

Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности. Для этих целей на празднике используются игры. Они позволяют детям расслабиться и подвигаться. На праздниках всегда используются игры, с которыми дети уже знакомы, в которые они уже играли на музыкальных занятиях, занятиях по физическому воспитанию и т.д. Это связано с тем, что объяснение правил игры, показ действий играющего на празднике может занять очень много времени. А праздник должен быть проведен в хорошем темпе и неоправданные паузы, как и растянутость выступлений, и слишком большое их количество утомляет детей, расхолаживает их, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.

Таким образом, мы рассмотрели общие этапы организации и проведения праздников для детей, выделили особенности подготовки и проведения праздников с точки зрения использования в нем различных видов деятельности.

А теперь позволю себе на основе изложенного материала сформулировать методические рекомендации по проведению детского праздника. Изучение опыта работы по подготовке и проведению детских праздников позволяет нам выделить следующие методические рекомендации:

1. Деятельность детей на празднике должна быть осознанной. Ребенку нужно объяснить, что такое праздник. Только при этом условии можно создать необходимые мотивы деятельности и, соответственно, достичь хороших результатов.

2. Речевой материал к празднику нужно подбирать в соответствии с программными требованиями, ориентируясь на активный словарь детей. При этом важно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, состояние его устной речи.

3. При разучивании стихов необходимо обращать внимание не только на заучивание текста и его звуковое оформление, но и на внутреннее содержание.

4. При постановке танцев целесообразно использовать движения, уже разученные детьми (на занятиях по физкультуре, ритмопластике), т.к. использование хорошо знакомых движений расширяет рамки работы над выразительностью, содержанием танца.

5. При постановке игровых песен необходимо тщательно продумывать используемые во время пения движения, для того, чтобы они способствовали полноценному речевому дыханию, несли эмоциональную окраску, соответствующую смысловому содержанию песни.

6. Необходимо широкое использование изобразительной деятельности в процессе подготовки праздника, т.к. участие в общем деле формирует у детей чувство коллективизма, украшение зала, группы, создание костюмов способствует развитию творчества детей.

7. Праздник не должен быть растянут во времени, т.к. слишком долго детям трудно удерживать внимание на происходящем.

8. В структуру праздника необходимо включать различные сюрпризные моменты, игры. Для того чтобы поддерживать внимание детей важно дать им возможность в нужный момент расслабиться, поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес ребенка.

9. В ходе праздника взрослые должны помогать детям ориентироваться в происходящем действии, если возникает необходимость, разъяснить то, что непонятно кому-то из детей.

10. После проведения праздника важно закрепить полученные детьми впечатления и знания. Для этого проводятся беседы с детьми. Целесообразно использовать изобразительную деятельность в подведении итогов праздника, т.к. это способствует закреплению полученных впечатлений, развивает образную память.

11. В процессе подготовки и проведения праздника необходима четкая, взаимосвязанная работа ведущего, музыкального руководителя, взрослых, по возможности, родителей и, конечно, детей. Только при этом условии праздник пройдет успешно и оставит яркие воспоминания у всех его участников.

Подготовка и проведение праздников для детей с ограниченными возможностями имеет свои особенности:

1. Здесь должны участвовать не только родители, педагоги или воспитатели, но и специалисты, которые хорошо знают специфику работы с каждой группой людей, имеющих различные заболевания: опорно-двигательного аппарата, речи, зрения, слуха, центральной нервной системы и др., а также квалифицированный обслуживающий персонал, медперсонал.

2. Организация мероприятия должна проходить так, чтобы детям с различными недугами дать максимум возможностей для самореализации, самосовершенствования, самоутверждения.

3. Для того, чтобы дети с ограниченными возможностями не чувствовали себя выпавшими из мира «нормальных» людей, не испытывали недостатка в общении, праздники должны проводиться не только для конкретной аудитории, но и быть интегрированными, когда создаются равные возможности для детей с когнитивными нарушениями и без них. Совместная деятельность здоровых и «особых» детей стимулирует рост последних. Радость, полученная от праздника, поднимает жизненный тонус, создает положительный эмоциональный настрой, что немаловажно в их повседневной жизни. Таким образом, расширяются зоны творческих возможностей и круг интересов особенных детей. Общаясь совместно, дети получают бесценный для них социальный опыт, и при этом культурно развиваются.

5. Праздники для детей с ограниченными возможностями могут принимать форму спортивных и туристские мероприятий (различные спартакиады, фестивали, соревнования), творческих фестивалей и конкурсов, экскурсий, тематических и календарных мероприятий, празднования дней рождения и иных торжеств. Литературные вечера, конкурсы, праздники и игровые программы, фольклорные праздники, Дни милосердия, Недели здоровья, театрализованные спектакли, благотворительные акции и другие праздничные мероприятия дают возможность детям-инвалидам почувствовать себя равноправными членами общества, дают возможность ребенку не только раскрыть свои творческие способности, но и стать непосредственным участником. Включение в социальную среду помогает «особым» детям овладеть комплексом социальных ролей, нор и правил общежития, преодолеть чувство отверженности. Радость, полученная от праздника, поднимает настроение, создает положительный настрой, что очень важно, потому что сначала дети воспринимают мероприятие пассивно, но постепенно они раскрепощаются.

6. Праздник для детей с ограниченными возможностями может состоять из мастер-классов, арттерапевтических творческих мастерских (керамики, деревообработки, изобразительного искусства, пения и др.), специальных спортивно-оздоровительных мероприятий (эстафеты, соревнования по дартс, армреслингу, гиревому спорту, ринго, с мячами и др.) терапевтических хороводов, танцев, мероприятий с элементами энималотерапии, в т.ч. иппотерапии.

7. Обязательным условием проведения праздников для детей с ограниченными возможностями является создание теплой, творческой атмосферы.

8. Необходимо помнить и о специальной технической подготовке подобных мероприятий: организация специализированного транспорта до места проведения праздника, обеспечение специализированными пандусами и подъемниками для беспрепятственного передвижения участников по территории, специализированными туалетами.

Таким образом, мы видим, что для организации праздников для детей с ограниченными возможностями характерны не только общие правила при подготовке подобных мероприятий, но и то, что данная деятельность имеет ряд специфических особенностей.

Нужно отметить, что на сегодняшний день в Санкт-Петербурге есть определенный и положительный опыт функционирования с целью удовлетворения детского населения с ограниченными возможностями в их потребностях культурной организации досуга, развитии творческих способностей, восполнении недостатка в общении. Широко распространена организация массовых праздников для детей-инвалидов, имеются специализированные центры художественного творчества,

спортивные организации и отделения дополнительного образования.

Особо хочется отметить Всероссийский фестиваль спорта и творчества «Радуга
цветов», проводимый Специальным Олимпийским Комитетом, Международный
фестиваль «Шаг навстречу», концептуальной особенностью которого является
объединение в единых творческих программах детей с ограниченными возможностями
и звезд классического искусства, международный фестиваль «Это нормально - быть
разными», который проводит РОО инвалидов «Аревик».

Цель таких фестивалей - реабилитация инвалидов (в том числе и детей) средствами искусства и спорта в процессе творческой и физической деятельности, выявление талантливых детей-инвалидов, привлечение их к активному участию в спортивной и культурной жизни города и страны.

Праздничные мероприятия для детей-инвалидов объединены общей целью - дать возможность «особым» детям возможности для самореализации, развития в них творческого начала, восполнение недостатка в общении как друг с другом, так и с миром здоровых детей (практика интегрированных мероприятий), возможность почувствовать себя равноправными членами общества, возможность не только раскрыть свои творческие способности, но и стать непосредственным участником. Включение в социальную среду помогает «особым» детям овладеть комплексом социальных ролей, норм и правил общежития, преодолеть чувство отверженности.

Праздник - важная часть жизни ребенка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству. Но праздник для детей - это не только развлекательное мероприятие, но и большая, трудная подготовительная работа, а также естественная ситуация для развития и обучения.

Мы выяснили, что праздник, как синтез искусств, включает в себя различные виды деятельности: речевую, музыкальную, изобразительную, и особый вид деятельности - общение. Мы отметили, что хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.

Можно сделать вывод, что на всех этапах подготовки и проведения праздников необходимо тесное взаимодействие взрослых, ведущего, педагогов, музыкального руководителя, которые в сотрудничестве с детьми и их родителями должны терпеливо преодолевать трудности, возникающими в процессе подготовки к празднику. Праздники должны быть яркими, интересными, насыщенными разнообразной деятельностью, ориентированными как на развлечение, так и на развитие детей. Кроме того, на празднике и во время подготовки к нему важно создать условия для полноценного эмоционального и речевого общения детей.
Я призываю вас, дорогие коллеги, к тесному сотрудничеству и благодарю за внимание.

  • Назад
  • Вперёд
Обновлено: 21.08.2019 10:14

You have no rights to post comments




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины