22.09.2019

Политическая культура. Контрольная работа Основные критерии и типы политической культуры. Политические субкультуры


Политическая культура любой общности (от государства до отдельных национальных слоев и групп) формируется под воздействием многочисленных, разнообразных факторов. Это обстоятельство, очевидно, предопределяет и многообразие типов политической культуры. Дифференциация политических культур осуществляется в соответствии с тем или иным критерием. Таких критериев множество.

Один из критериев - степень согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране. На этом основании можно выделить два типа политической культуры: интегрированную (однородную) и фрагментарную (разнородную).

Интегрированная политическая культура характеризуется:

тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы страны;

низким уровнем конфликтности и политического насилия, преобладанием гражданских процедур в разрешении конфликтов;

лояльностью по отношению к существующему политическому режиму.

Здесь особенно сказывается влияние экономических факторов. Политическая стабильность поддерживается высоким уровнем материального благосостояния, развитой системой социальной защиты населения, многочисленным средним классом, который выступает социальной основой политической стабильности. Примером, такого типа политической культуры может служить Великобритания. Основными ценностями граждан этой страны являются: представление о правительстве как действующем на общее благо, благосостояние и стабильность, широкое участие граждан в политическом процессе, представительность органов власти, традиции. Непреходящее значение для граждан Великобритании имеют представления о своей стране как о сообществе, империи, мировой державе, социальном государстве. Англичане гордятся тем, что их страна имеет высокую степень экономического развития, высокий доход на душу населения, практически полную грамотность. Далеко не последнюю роль в достижении такого уровня развития общества сыграла национальная политическая культура. Этот пример отчетливо показывает характер взаимовлияния экономических и политико-культурных факторов.

Фрагментарная политическая культура характеризуется:

отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества;

расхождениями в вопросах понимания власти, социальной разобщенностью;

отсутствием доверия между отдельными группами и лояльности к государственным структурам.

Этому типу политической культуры присущи такие черты, как высокая степень конфликтности, применение насилия, отсутствие общепризнанных эффективных процедур улаживания конфликтов, нестабильность правительств. В качестве примера такого типа политической культуры можно привести политическую культуру Италии. На ее фрагментарность оказали влияние два основных фактора: сепаратизм католической церкви в довоенное и послевоенное время, разительное отличие региональных политических субкультур северных и южных областей.

Другим критерием выделения типов политической культуры являются базовые ценности, на которые ориентируется та щи иная общность в политической деятельности или в политическом процессе. В соответствии с данным критерием можно выделить следующие три типа политической культуры.

Культура высокой гражданственности. Базовой ценностью в этом типе политической культуры является человек с его потребностями и интересами. Политическая система в целом и все ее структурные элементы носят демократический характер. Людям присуще чувство ответственности за все происходящее, а потому высока политическая активность участников политического процесса.

Элитарная политическая культура. Для нее характерно то, что в качестве базовой политической ценности воспринимается власть или властные структуры общества (государство, элиты). Человек выступает как средство для достижения цели, которую ставит политическая элита. Основная часть общества отстранена от решения политических проблем, уровень политической активности низкий.

Архаическая политическая культура. Главная ценность носителей данного типа культуры - интересы этноса, к которому они принадлежат (род, племя, нация). Здесь индивид не осознает себя как личность и не отделяет себя от этнической общности.

Еще одним критерием дифференциации политической культуры является характер поведения людей в той или иной политической системе. Этот критерий позволяет выделить два типа политической культуры: подданническую и гражданственную.

Подданническая политическая культура характеризуется повиновением, подчинением, исполнением со стороны участников политического процесса, которые по сути превращаются в объекты принуждения. Для гражданственной политической культуры характерны участие людей в принятии решений, наличие возможностей и права выбора и контроля властных структур.

В качестве еще одного критерия для типологизации политической культуры выступает ориентация общества на регулятивные механизмы в рамках политической системы. История общества знает два основных регулятивных механизма рынок и государство. Приоритетное использование того или другого механизма в политической жизни порождает соответствующие типы политической культуры - рыночной или бюрократической.

Рыночная политическая культура есть культура, рассматривающая политические процессы сквозь призму отношений купли-продажи, достижения выгоды как высшей цели политической деятельности. Политика есть разновидность бизнеса, сам политик - или «товар», или «бизнесмен». Политические решения - результат «торговой сделки». Эта культура ориентирована на конкурентную борьбу как универсальный принцип функционирования политической системы. Эго культура индивидуализма, для которой высшей целью являются частные (реже групповые) интересы. Государство и другие политические структуры рассматриваются и оцениваются как средство реализации интересов.

Бюрократическая (этатистская) политическая культура это культура, связывающая решение политических проблем с действием механизмов государственного регулирования и контроля за политическим процессом. Она ориентирована на ограничение и запрещение конкурентной борьбы. Интересы государства признаются преобладающими над частными интересами. Рациональность воспринимается как организованность (или «порядок») и бюрократизированное управление.

В итоге рассмотрения различных типов культур необходимо отметить, что в чистом виде названные типы встречаются очень редко. Можно говорить лишь о преобладании того или иного типа в смешанной политической культуре.

Политическая культура общества не может быть абсолютно однородной. Разнообразие интересов различных общностей порождает отличающиеся друг от друга модели политической культуры - субкультуры, которые существуют во всех странах. Среди наиболее значимых в политологии выделяются следующие типы субкультур: региональные, социоэкономические, этнолингвистические, религиозные, возрастные.

Региональные субкультуры обусловлены такими различиями между отдельными регионами страны, как климат, наличие определенных природных ресурсов и т.п. Это, в свою очередь, порождает экономические различия, влияющие на образ жизни людей, общий уровень культуры, а, следовательно, и на их политико-культурный уровень. На политическую культуру региона существенное воздействие оказывают такие факторы, как экономическая специализация данного региона, его место в общей системе разделения труда. Так, аграрные регионы, как показывает опыт России, в политическом отношении более консервативны, чем промышленные. Они поддерживают левый спектр политических партий, проявляя при этом невысокий уровень политической активности, то есть ограничиваются участием в выборах.

Однако при этом степень участия сельского населения в выборах несоизмеримо выше, чем в других регионах. Иногда социально неприемлемые центральные регионы по уровню развития политической культуры отличаются от периферийных степенью политической сознательности и активности. Регионы, имеющие возможность обеспечить за счет находящихся у них ресурсов определенный уровень экономического и социального благосостояния, характеризуются непротиворечивой политической культурой, лояльностью по отношению к существующему режиму, тяготением к политической самостоятельности. Типичный пример для России - Центральное Черноземье.

Социоэкономические субкультуры обусловлены существованием в обществе различных групп (социальных слоев, классов), имеющих различный экономический статус, а, следовательно, и различия в образе жизни, в интересах, играющих особо важную политическую роль. Так, для предпринимательского слоя наиболее актуальными политическими ценностями являются экономическая свобода, стабильность, контроль за государством со стороны гражданского общества, участие в принятии решений.

Другими словами, то, что составляет непосредственные политические условия активности предпринимателя. Решения правительства в области финансов, налогообложения, бюджета непосредственно затрагивают интересы данного общественного слоя, отсюда возникает необходимость активного политического участия (влияния на властные структуры) уже на этапе подготовки подобных решений. Представители данной субкультуры применяют различные способы и методы воздействия на власть. В свою очередь, это делает необходимым знание особенностей политической системы, отдельных ее институтов, механизма принятия решения и т. д. Предпринимательский слой предпочитает такие активные формы воздействия на власть, как широкое использование средств массовой информации, лоббирование правительственных структур, создание политических партий, претендующих на участие во власти.

Этнолингвистические субкультуры связаны с языковыми, этническими особенностями соответствующих социальных групп. На политическую культуру этих групп определяющее воздействие оказывают такие факторы, как этническое самосознание и национальный характер. Политические ценности, предпочтения и установки, как правило, вторичны по отношению к этническим факторам.

Религиозные субкультуры возникают в том случае, когда религия является основным элементом общей культуры определенной группы людей. Исламский фундаментализм, например, это не столько религиозная, сколько политическая идеология.

Возрастные субкультуры отражают различные системы политических ценностей у представителей разных поколений.

Данные субкультуры существуют в основном в политически реформируемых обществах. Старшие поколения, политическая культура которых сложилась в условиях отжившей политической реальности, имеют политические взгляды, отличные от системы политических установок молодежи, не отягощенной практикой старого политическою режима. Однако возрастные отличия оказывают относительно меньшее воздействие на политическую культуру людей в стабильных системах.

А) Определение;

Б) Типология;

В) Факторы, влияющие на формирование политической культуры;

Г) Современные концепции.

    Что такое политическая субкультура.

    Виды политических субкультур.

    Религиозная субкультура.

    Этнолингвистические субкультуры.

    Субкультура женщин.

    Роль политических субкультур.

    Список литературы.

Роль политических субкультур в политической культуре общества

1. Что такое политическая культура

Политическая культура - неотъемлемая часть общенациональной культуры. Это, прежде всего, политический опыт человечества, социальных общностей, больших и малых социальных групп, полученный в ходе исторического развития. Существуя в определенных формах, этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и, в конечном счете, выражается в их политической ориентации и установках, которые, в свою очередь, определяют политическое поведение людей.

Типология политической культуры

Дифференциация политических культур осуществляется в соответствии с тем или иным критерием. Один из критериев - степень согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране. На этом основании можно выделить два типа политической культуры: интегрированную (однородную) и фрагментарную (разнородную).

Другим критерием выделения типов политической культуры являются базовые ценности, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности. В соответствии с этим можно выделить три типа политической культуры.

Культура высокой гражданственности . Базовая ценность - человек с его потребностями и интересами. Политическая система в целом и все ее структурные элементы носят демократический характер.

Элитарная политическая культура . Базовая политическая ценность - власть или властные структуры. Человек выступает как средство для достижения цели, которые ставит политическая элита.

Архаическая политическая культура . Главная ценность - интересы этноса, к которому они принадлежат (род, племя, нация). Здесь индивид не осознает себя как личность и не отделяет себя от этнической общности.

В качестве еще одного критерия выступает ориентация общества на те или иные регулятивные механизмы в рамках политической системы (рынок, государство). Приоритетное использование того или иного механизма в политической жизни порождает соответствующие типы политической культуры - рыночной или бюрократической.

Факторы, влияющие на формирование политической культуры

Известно, что страны, имеющие аналогичные социально-политические системы, могут значительно отличаться друг от друга в политико-культурном отношении. Эти различия предопределены, помимо всего прочего, и так называемыми “внешними”, неполитическими, факторами: спецификой исторического развития, геополитического положения страны и в особенности экономическими факторами.

Современные концепции

Психологический подход (школа Г.Алмонда): политическая культура рассматривается как набор психологических ориентаций на социально-политические объекты и процессы.

Комплексный, обобщающий подход (Д.Мервик, Р.Такер, Л.Диттмер): политической культуре приписывается все происходящее в политике. Она либо идентифицируется с политической системой, либо сводится к политическим отношениям, а, в конечном счете, не имеет специфического содержания.

Объективистская (нормативная) трактовка (Л.Пай, Д.Пол): политическая культура определяется как совок принятых политических системой норм и образцов поведения.

Эвристическая концепция (С.Хантингтон): политическая культура понимается как гипотетическая нормативная модель желаемого поведения.

На протяжении развития разнообразных государств и народов выработано множество типов политической культуры, выражающих преобладание в стиле политического поведения граждан определенных ценностей и стандартов, форм взаимоотношений с властями, а также иных элементов, сложившихся под доминирующим воздействием географических, духовных, экономических и прочих факторов.

В основании типологии политических культур могут лежать достаточно приземленные факторы, отражающие, к примеру, специфику разнообразных политических систем (X. Экстайн), стран и регионов (Г. Алмонд, С. Верба),

типов ориентации граждан в политической игре (в частности моралистских,

индивидуальных или традиционных - Д. Элазар), открытость (дискурсивность)

или закрытость (бездискурсивность) политических ценностей к инокультурным контактам (Р. Шванценберг), внутреннюю целостность культурных компонентов

(Д. Каванах), идеологические различия (Е. Вятр и др.).

Особую известность в науке получила классификация политической культуры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в книге "Гражданская культура" (Нью-Йорк, 1963). Анализируя и сопоставляя основные компоненты и

формы функционирования политических систем Англии, Италии, ФРГ, США и

Мексики, они выделили три "чистых" типа политической культуры:

патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан к

политической жизни;

подданический, где сильна ориентация на политические институты и

невысок уровень индивидуальной активности граждан;

активистский, свидетельствующий о заинтересованности граждан в

политическом участии и о проявлении ими активности в этом1.

Авторы подчеркивали, что на практике данные типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. Причем самой массовой и одновременно оптимальной, с

точки зрения обеспечения стабильности политического режима, является синтетическая культура "гражданственности", где преобладают подданические установки и соответствующие формы участия людей в политике.

В то же время типы политической культуры могут определяться и на более общих основаниях, способных обнажить более универсальные черты разнообразных стилей политического поведения граждан в тех или иных странах. Так, например, можно говорить о рыночной политической культуре

(где политика понимается людьми как разновидность бизнеса и рассматривается

в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистской

(которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в

организации политической жизни и определении условий политического участия индивида - Э. Баталов).

Существуют и более общие критерии типологизации, заданные, в частности,

спецификой цивилизационного устройства особых полумиров - Востока и Запада,

ценности и традиции которых являются фундаментом практически всех существующих в мире политических культур.

Институты политической социализации и их взаимодействие с политической культурой.

Все социальные структуры общества, в которых проходит жизнь человека с

момента его рождения, так или иначе, являются потенциальными институтами социализации: семья, школа, государственные, партийные, религиозные,

общественные организации. Функцию политической социализации также выполняют средства массовой и события политической жизни.

Роль семьи в политической социализации чрезвычайно велика. Она может оставаться главным и определяющим субъектом политической социализации личности, перевесив все прочие институты политической социализации. Как правило, усилия школы и правительства терпят неудачу, если их ценности не совпадают или активно игнорируются семейными приоритетами. Неслучайно проблемой всех тоталитарных режимов становится борьба за влияние и контроль над этой «первичной ячейкой» общества. Семья формирует нравственный и

психологический облик личности, который впоследствии во многом определяет направленность его политических мнений и взглядов. Семья закладывает в

индивида свод норм и правил, которые становятся информационной «картой», из нее всегда следует, чего он ожидает от себя, а чего склонен требовать от других во всех областях жизни, включая, разумеется, и политические аспекты.

Исследования формирования политических взглядов личности показывают,

что самые сильные импульсы формируются в возрасте от 3 до 13 лет, и семья обладает практически исключительным контролем за обучением и воспитанием ребенка на ранней стадии этого периода и сохраняет доминирование на поздней. Г. Алмонд и С. Верба предприняли исследование и на материале,

собранном в пяти разных станах, показали очевидную зависимость: «раннее приобщение индивида в детском возрасте к принятию каких-либо решений в

семье определяет его последующую политическую активность, укрепляет убеждение в достаточной действенности и практической пользе собственного участия в политике»1.

Влияние семьи сильнее, когда взрослые ее члены особенно родители, имеют однородные (гомогенные) взгляды. Там, где политические предпочтения и

ориентации членов семьи не совпадают, разделены, семья менее эффективна в

своей социализирующей роли – она не может передать новым членам общества твердые и устойчивые ориентации. В семьях, где партийные предпочтения родителей совпадают, дети обычно отдают предпочтение той же партии. Там же,

где они расходятся, разделяются и предпочтения детей, что видно из таблицы,

взятой из английской социологополитической литературы: 2

|Первое |Оба родителя |Предпочтения |Оба родителя |

|собственное |консерваторы |родителей |лейбористы |

|предпочтение | |разделены между | |

|респондента | |консерваторами и| |

| | |лейбористами | |

|Консерватор |89 |48 |6 |

|Лейборист |9 |52 |92 |

|Либерал |2 |--- |2 |

Формирование первых партийных предпочтений важно учитывать потому, что большинство избирателей при каждом последующем голосовании отдает приоритет той же партии, что и на первом голосовании. В США до 80 процентов избирателей голосуют за ту же партию, за которую голосовали в самый первый раз.

Западные социологи политики отмечают, что в целом как социализирующий фактор семья выступает в качестве консервативной, закрепляющей существующие ценности и установки, а не инициирующий силы. Семья передает политические установки, которые могут уже не соответствовать изменившимся обстоятельствам, мешают изменениям в политических ориентациях, политической культуре. Политическая социализация, осуществляемая семьей, не учитывает изменения двоякого характера: изменения ценностных ориентаций со сменой поколений и изменения представлений и ценностных ориентаций по мере социального созревания человека.

Каждое поколение имеет свой собственный социальный и политический опыт,

и он не может полностью совпадать с опытом ни предшествующего, ни последующего поколения. А этот опыт отражается и на взглядах и на ориентациях, и на установках человека. Как обоснованно утверждается в нашей литературе, «быстрота перемен в образе жизни, в социальной среде,

окружающей и формирующей личность, уже сама по себе осложняет передачу опыта старших поколений младшим. Зачастую этот опыт непригоден для молодых: прежние моральные и культурные ориентиры скорее дезориентируют в

новой обстановке, не имеющей аналогов в прошлом».1

Помимо семьи в политической социализации индивидов одну из главных ролей играет школа. Она оказывает влияние на процесс социализации через обучение, преподавание и через неформальные связи, которые там устанавливаются. В школу ребенок идет с определенным набором ролей и

статусов. И здесь важна преемственность. Сильные расхождения и противоречия между процессами социализации в семье и школе могут тяжело отразиться на личности ребенка. Если в семь он центр внимания и почета, то в школе этого просто может не быть. Если в семье ребенку говорят одно, а в школе другое,

то появляется опасность политической и социальной дезорганизации неокрепшей души.

Любое государство независимо от того, создано ли оно в результате революционного переворота, достигло ли независимости в ходе национальноосвободительного движения или путем реформ восстанавливает некогда утраченную политическую систему, первейшей своей задачей, как правило,

ставит воспитание своих граждан на идее национального единства. Система государственного образования и просвещения является наиболее существенным средством политической социализации разрозненных групп, поскольку в сферу их деятельности вовлечено очень большое число людей. Кроме того, семья по определению не в состоянии реализовать общественно значимую функцию интеграции и объединения.

Школа – это институт, через который власти имеют возможность осуществлять политическую социализацию целенаправленно, определяя политическое содержание образования и подбирая учителей, которые защищали бы официальные политические и внушали бы необходимость подчинения властям.

В школах по всему свету дети на торжественных мероприятиях салютуют государственному флагу своей страны, исполняют национальные гимны,

приобщаясь к чувству общности через отношение к национальным символам.

Естественно, что сторонники государственной системы образования подчеркивают ее значимость для воспитания чувства гражданственности и

взаимной ответственности человека и общества.

В настоящее время общепризнанна очень сильная социализирующая роль сверстников, подростковых групп. Эта роль тем больше, чем сильнее отчуждение молодых людей от семьи и школы. И особенно сильно она проявляется в отношении подростков 13-14 лет. Эти группы дают молодому человеку чувство единения с себе подобными, принадлежности к определенному объединению, чувство защищенности и помогают ему адаптироваться к

неформальным связям в молодежной среде. В свою очередь эти же группы оказывают сильное влияние на мнения подростков, формирование их ориентаций

и установок. Политическая культура общества, религиозная, этническая и

субкультуры часто передаются через сверстников.

Сила социализирующего влияния сверстников вытекает из тех же двух факторов, которые определяют социализирующие влияние семьи, это:

  • 1. Широки доступ группы к своим членам;
  • 2. Эмоционально окрашенные личные отношения, которые существуют между ними.11

Эти группы оказывают влияние на политические ориентации молодых людей по ряду направлений. Подростковые группы часто выступают источником информации об общественных и политических событиях. Ведь многие сообщения средств массовой информации первоначально преломляются через групповое мнение и лишь затем усваиваются членами группы. Последняя оказывает на подростков давление, с тем, чтобы их установки и поведение соответствовали установкам и образцам поведения, принятым группой. Тем самым оказывается заметное влияние на определение человеком своего «Я» и своей жизненной позиции.

В политической социализации и образовании индивидов одна из главных ролей принадлежит Средствам Массовой Информации. Информационная деятельность СМИ позволяет людям адекватно судить о политических событиях и

процессах лишь в том случае, если она выполняет и образовательную функцию.

Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников,

правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации.

Конечно, СМИ не могут обеспечить систематическое и глубокое усвоение политических знаний. Это задача специальных образовательных учреждений -

школ, университетов и т.п. И все же масс-медиа, сопровождая человека в

течение всей его жизни, в том числе и после завершения учебы, в

значительной мере влияют на восприятие им политической и социальной информации. При этом под видом политического образования у людей могут формироваться и псевдорациональные структуры сознания, искажающие реальность при ее восприятии.

Образовательная роль СМИ тесно связана с их функцией социализации и по существу перерастает в нее. Однако, если политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные

и оценочные возможности личности, то политическая социализация означает интернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.

В демократическом обществе важнейшая политико-социализационная задача

СМИ - массовое внедрение основанных на уважении закона и прав человека ценностей, обучение граждан мирно разрешать конфликты, не ставя под сомнение общественный консенсус по основополагающим вопросам государственного устройства.

Однако, действие СМИ, государственных и общественных институтов –

двояко. В демократической политической системе они предлагают человеку

«горизонтальный» выбор политических альтернатив, многочисленных форм и

типов политического участия. Различные группы (партии, общественные и

религиозные конфессии), разумеется, если они действуют в рамках консенсуса,

обеспечивающее государственное и национальное единство, формируют те или иные приоритеты и взгляды человека в политике, обеспечивая условия для динамичного и экспериментально-поискового функционирования политической культуры общества. Ведь обретение человеком и обществом устойчивых ценностных ориентиров в процессе политической социализации есть одновременно процесс развития и качественного изменения основ самой политической культуры общества и личности. Тоталитарные идеологические режимы, в свою очередь, стремятся использовать официальные средства массовой информации и государственные структуры для «вертикального»

давления на человека, направленного всегда на закрепление и упрочнение соответствующих ценностных приоритетов. Поэтому процесс поиска альтернатив

и перемена убеждений, взглядов и мнений трактуется в таком обществе однозначно и прямолинейно как «политическая измена».

В результате политической социализации формируется определенный политически тип личности, который входит в политическую культуру. К

сожалению, в нашей науке проблема типологии личности в зависимости от ее специфически политических характеристик по существу не разработана.

В зарубежной социологической литературе достаточно четко выделяются два типа личности: демократический и авторитарный: «Например, личность демократического типа характеризуется следующими чертами: открытость по отношению к людям; позитивная оценка их как способных, честных, равных и

достойных партнеров; социально и психологически хорошая интегрированность

в демократическом обществе и государстве; восприятие многих ценностей, а не жесткая приверженность к одной из них. Демократическая личность не испытывает потребности господствовать над другими, она ценит терпимость и

проявляет готовность к примирению и компромиссам.

Демократическому гражданину присущи и другие качества: высокий уровень политических знаний, хорошая информированность о политических событиях;

наличие собственных, нередко критических суждений о политических вопросах и

политических деятелях; компетентность в политических вопросах, уверенность

в своей способности влиять на решения правительства; доверие к

демократическим политическим институтам и правилам правления независимо от разногласий по конкретным решениям и вопросам; лояльность к вопросам;

лояльность к основам демократического строя, а не обязательно к лицам,

занимающим властные политические позиции; активное участие в политической жизни.

По существу противоположными качествами характеризуется личность авторитарного типа. Ей свойственно деление всех людей на «имеющих власть» и

слабость – презрение. Авторитарная личность подвержена строгой иерархии по статусу: она готова подчиняться тем, кто имеет более высокий статус, но одновременно претендует на господство над теми, по ее мнению, имеет более низкий статус. Этот тип личности не критичен по отношению к политической власти и ее носителями в общественно-политической жизни его привлекают правые группировки. Авторитарная личность не признает равенства и

— это система идей, отношений между людьми и результатов их активного взаимодействия с природой. Все части культуры переплетены в сложное целое. Совокупность учреждений, отношений, идей, функционально связанных с неким элементом культуры, называется культурным комплексом . Например, если принять за отдельный элемент культуры, то все учреждения, обычаи, традиции, идеи, связанные с формулированием, пропагандой и реализацией правовых норм, образуют правовой культурный комплекс.

Политическая культура — представляет собой систему устойчивых политических убеждений, образцов коллективной жизни субъектов, в том числе моделей функционирования политических институтов, обеспечивающий безопасность сообщества.

Убеждения состоят из обоснованных опытом представлений и понятий о различных аспектах политической жизни: о политической системе и ее институтах, политическом режиме, механизме органов власти, носителях властных полномочий и т. д. Основное место в политических убеждениях принадлежит политическим ценностям. Характер политических ценностей особенно ярко проявляется в отношении субъектов к политическим символам: флагу, гимну и гербу государств, партий и других политических организаций.

Образцы коллективной жизни — это предписываемые органами власти, а также реально сложившиеся формы отношений между субъектами политики и соответствующие этим отношениям социальные институты.

Типология политической культуры

Существуют различные типологии политической культуры , в частности типология исторической преемственности.

Тип п олитической культуры

Разновидности

Основные характеристики

Традиционная

  • Племенная
  • Теократическая
  • Деспотическая
  • Власть вече, ограничение статуса вождя
  • Высокий статус лидера, его власть ограничивается лишь пониманием воли бога
  • Абсолютная власть лидера

Демократическая

  • Либеральная
  • Технократическая
  • Ориентация людей на активную роль в политике, признание гражданских прав и свобод, контроль над властными структурами
  • Ценность традиций элитаризма, меритократии

Автократическая

  • Авторитарная
  • Тоталитарная
  • Сильное государство, сильная неконтролируемая власть, почти исключающая права и свободы граждан
  • Полное подчинение граждан интересам государства, сильная неконтролируемая власть

В современной политической культуре обычно выделяют две основные разновидности: демократическую культуру и автократическую. Большинство исследователей считают первую доминирующим типом, вторую — второстепенным.

Основные черты современной демократической политической культуры:

  • традиционализм в виде архаичных элементов, унаследованных от прошлой политической культуры (лояльность, почтительность к власти, законопослушание и др.);
  • морализм , выражающий приверженность к общечеловеческим нравственным ценностям;
  • индивидуализм , стоящий на позициях того, что основная ценность политической культуры — частные интересы, в отличие от коллективных; тяготение к отношениям, основанным на доверительных личных контактах и обязательствах;
  • политический активизм , состоящий в убеждении, что деятельное участие во всех сферах жизни может принести личный успех.

В последние десятилетия под влиянием различных альтернативных движений (антивоенных, феминистских, молодежных, экологических и др.) демократическая политическая культура вобрала в себя новые ценности: терпимость к инакомыслию, гражданское согласие, падение авторитета иерархической власти и др.

Автократический тип политической культуры в основном представлен двумя разновидностями: авторитарной и тоталитарной политическими культурами.

Идеал автократической политической культуры - государство с сильной и неконтролируемой властью , которая почти исключает права и свободы граждан. Авторитаризм отражает неудовлетворенную потребность в стабильности, опоре и объединяет всех тех, кто опасается социально-политических и экономических изменений независимо от своего социального статуса. Сущность авторитарной политической культуры — безграничное слияние общественного сознания с субъектом власти — лидером политической партии или монархом с сильным волевым характером.

Для субъектов тоталитарной культуры значимо, прежде всего, то, что нисходит от носителя власти. Тоталитарная политическая культура характеризуется полным отсутствием плюрализма в сфере политических отношений. Инакомыслие не только подавляется, но и предупреждается.

Каждому обществу соответствует свой тип политической культуры, обусловленный историческими особенностями. Выделяют три чистых типа политической культуры :

  • патриархальную , когда у людей отсутствует интерес к своей политической системе. В патриархальных общинах политическая ориентация на племенных вождей не отделена от их религиозных, социально-экономических и иных ориентаций;
  • подданническую , которая отличается сильной ориентацией на политическую систему, но слабым участием людей в ее функционировании. Здесь уже существуют специализированные политические институты, на них ориентируются члены общества, проявляя при этом разные чувства (от гордости до неприязни) и воспринимая их как законные или незаконные;
  • активистскую , в рамках которой людей интересует не только то, что политическая система дает им, но и то, могут л и они игратьак- тивную роль в этой системе, выполнять свои гражданские права и обязанности.

Типы политических культур

Политическая культура в ходе своей исторической эволюции проходит сложный процесс формирования и развития. Для каждой исторической эпохи, для каждого вида политических систем и социальных сообществ характерным является свой тип политической культуры. Общепринятой считается типологизация политических культур, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой:

1. патриархальный тип - для него характерны: низкая компетентность в политических проблемах, отсутствие интереса граждан к политической жизни, ориентация на местные ценности — общину, род, племя и т. д. Понятие о политической системе общества и способах ее функционирования полностью отсутствует. Члены сообщества ориентируются на вождей, шаманов и других значимых, по их мнению, личностей;

2. подданнический тип - ориентируется на интересы государства, но личная активность невысокая. Такой тип хорошо усваивает исполнительские роли и функции, поэтому легко поддается манипулированию со стороны различного рода политиканов, чиновников, политических авантюристов. Индивидуальная политическая активность достаточно низкая, интерес к политике слабый. Понятие о политической системе уже присутствует, но представление о возможностях как-то повлиять на власть отсутствует;

3. активистский тип - предполагает активную включенность граждан в политический процесс, участие в выборе органов власти и стремление повлиять на разработку и принятие политических решений. Интерес граждан к политике достаточно высокий, они хорошо информированы о структуре и функциях политической системы и стремятся реализовать с помощью конституционных прав свои политические интересы.

Определить реальное состояние политической культуры общества довольно сложно, особенно если в этом обществе отсутствуют демократия и гласность. Многие десятилетия советские идеологи марксизма пытались доказать, что уровень развития политической культуры в СССР значительно выше, чем в буржуазных странах. При этом в качестве главного аргумента они указывали на то, что социализм (в соответствии с марксистской теорией) является более высокой стадией развития общества. Однако утвердившиеся с конца 80-х гг. XX в. в России демократия и гласность показали, что состояние политической культуры в нашей стране находится на достаточно низком уровне развития. По данным исследований, проведенных автором в начале 90-х гг., примерно 40-45 % взрослого населения России можно отнести к активистскому типу политической культуры, 30-35 % — к подданническому и 20-25 % — к патриархальному типу.

Любое современное общество, любая политическая система представляют собой сложную структуру, состоящую из различного типа политических субкультур, и от того, какой тип политической культуры доминирует в обществе, во многом зависит форма политической системы и политический режим власти.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Филиал ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в г. Вологде

Кафедра общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Контрольная работа

по дисциплине: Политология

Вологда 2013

Введение

1. Политическая культура: понятие, структура, функции

2. Основные критерии и типы политической культуры

3. Политические субкультуры

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Политика принадлежит к числу наиболее сложных и основополагающих общественных образований. Хотя понятие "Политика" привычно и прочно вошло в научный и обыденный лексикон, определить его нелегко, как и выделить политические отношения из всей совокупности общественных отношений. Существует множество толкований и определений политики, что обусловлено многогранностью самого явления и соответственно сложностью его познания.

Политика - один из основополагающих аспектов человеческого существования, одна из важнейших сфер жизнедеятельности людей. Каждый человек в той или иной форме или степени имеет дело с политикой. Поэтому очевидно, что выделение и изучение мира политического из всей совокупности общественных институтов и отношений представляет собой трудную, но весьма актуальную задачу.

Одним из аспектов мира политического является политическая культура, как составная часть общей культуры человечества.

Политическая культура - довольно многогранное явление. Оно фиксирует уровень и характер политических знаний, оценок и действий людей, а также содержание и качество духовных ценностей, традиций, норм, регулирующих политическое отношения. Таким образом, политическая культура не сводится лишь к знаниям и убеждениям. Она содержит систему способов реализации этих знаний, ценностных ориентаций, образцов поведения политических субъектов, то есть наций, классов, социальных групп. Она характеризует способ существования этих субъектов, выступая при этом как объективная данность, являющаяся не простым внешним отражением существенных черт политического процесса, но его внутренней, органической частью.

Проблема политической культуры занимает одно из ведущих мест в курсе политологии. Политическая культура прямо либо косвенно влияет на поведение людей и деятельность их организаций, на восприятие населением явлений внутренней и международной политики, оценку политических систем и режимов, определение человеком своего места в политической сфере общественной жизни. В силу этого знание политической культуры открывает широкие возможности для политического прогнозирования, успешного проведения грамотной политики.

Чтобы изучить более подробно политическую культуру: ее понятие, структуру, функции; целью данной работы и будет изучение критерий и типов политической культуры.

1. Политическая культура: понятие, структура, функции

Понятие политической культуры становится сегодня одним из самых популярных и актуальных не только в политической науке, но и в повседневной лексике. Его употребляют и профессиональные политики, и журналисты, и люди от политики далекие. Данное понятие стало своего рода интегральной характеристикой политического сознания и политического поведения отдельных наций, народов, общества в целом.

В политической науке нет единой концепции политической культуры. Об этом свидетельствуют десятки определений этого явления. Термин «политическая культура» ввел в научный оборот немецкий философ-просветитель И. Гердер. В политическую науку он был введен американским политологом Г.Алмондом, его концепция политической культуры играет сегодня роль базовой, основополагающей. В статье «Сравнительные политические системы», вышедшей в 1956г., Г.Алмонд называет политической культурой «определенный образец ориентации на политические действия», в который встроена всякая политическая система. Позднее в книге «Гражданская культура» (в соавторстве с С.Вербой) Г.Алмонд уточняет свои представления о политической культуре и рассматривает ее как совокупность ценностей, мнений, обычаев и традиций. Классическое определение политической культуры, сформулированное Г.Алмондом и Г.Пауэллом, звучит следующим образом: «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение». Указанные индивидуальные ориентации , по мнению американских ученых, включают в себя несколько элементов :

· познавательную ориентацию - истинное или ложное знание о политических объектах и идеях;

· аффективную ориентацию - чувство связи, ангажированности, противодействия и т.д. в отношении политических объектов;

· оценочную ориентацию - суждения и мнения о политических объектах, которые обычно предполагают использование применительно к политическим объектам и событиям неких оценочных критериев.

В данном определении выделяются две характерные особенности. Во-первых , политическая культура понимается как совокупность ориентаций на политическую деятельность. Это еще не сама деятельность, а лишь субъективная установка на нее. Во-вторых , политическая культура предстает как структура ориентации, в которую включены: знания о политической системе, ее функциях, решениях и действиях; чувства относительно политической системы и политических деятелей (эмоциональные ориентации); суждения, мнения и представления о политической системе (оценочные ориентации).

Данная концепция политической культуры призвана объяснить тот факт, что сходные по форме политические системы и их институты в разных странах функционируют по-разному. Кроме того, указанный подход задает общие объективные критерии для сравнительных исследований политического поведения в различных странах.

Итак, политическая культура - это исторически обусловленная совокупность общепринятых способов политического взаимодействия и регулирующих их правил и норм, отражающая социальный опыт, традиции и интересы социальных субъектов в виде системы фундаментальных политических ценностей, установок и моделей поведения.

Политическая культура -- явление полиструктурное, многоуровневое. Многообразные связи политической культуры с различными социальными и политическими процессами предопределяют ее сложное строение и организацию. В структуре политической культуры исследователи выделяют, прежде всего, субъект и объект. Субъектом политической культуры может выступать как индивид с его установками, ценностями, предпочтениями, так и различные социальные группы (классы, нации, народности). На каждом из этих уровней субъект политической культуры - это носитель и хранитель определенных политических ценностей.

Не менее важно и выделение объекта, на который направлены ориентации и убеждения субъекта. Таким объектом может служить сама политическая система и ее отдельные компоненты (политический режим, политические институты, партии, организации).

Структура политической к ультуры может быть представлена совокупностью следующих элементов (Таблица. 1):

Таблица 1

Культура политического сознания

Культура политического поведения

Культура функционирования политических институтов

Политические представления и убеждения

Культура политического участия

Культура электорального процесса

Политические ценности, традиции, обычаи и нормы

Культура политической деятельности

Культура принятия и реализации политических решений

Политические установки

Культура восприятия и регулирования социально-политических конфликтов

Политическая культура, как и всякая иная, передается от поколения к поколению; самым главным ее выражением является политическое поведение людей. Таким образом, политическая культура в качестве своих структурных элементов включает в себя культуру политического сознания, культуру политического поведения, а также культуру функционирования политических институтов. В политическую культуру включаются также политический опыт, стереотипы, политические мифы, идеология, политические символы, политическая социализация.

Если структурировать политическую культуру индивида, то здесь следует выделить:

· Политические знания и убеждения. Вместе с тем овладение политической культурой предполагает не только приобретение индивидом определенных знаний и выработку прочных убеждений, но и способность человека к эффективным политическим действиям, качественное осуществление их в сфере политических отношений.

· Политическое сознание, политические теории и доктрины. Эти духовные элементы отражают достигнутый уровень политических отношений. Между политическим сознанием и политическими отношениями существует диалектическая взаимосвязь и вместе с тем между ними не следует ставить знак равенства. Политическое сознание оказывает огромное воздействие на политические отношения, в конечном счете, оно определяет их.

· Культура взаимоотношения политических учреждений с массами, которые аккумулируют и направляют волю и энергию социальных групп и классов на достижение поставленных политических целей. Решение этих задач во многом зависит от стиля и методов работы государственных органов, их взаимоотношений с массами.

· Национальные государственные символы. Ряд авторов считает эти символы цементирующим элементом любой политической системы и лежащей в ее основе политической культуры.

· Политические традиции, представляющие собой наследие, передающееся от поколения к поколению и сохраняющееся в политической жизни общества в течение длительного времени. Традиции политической деятельности создают ту историческую почву, на которой развивается политическая культура.

Существуют и другие подходы к структурированию политической культуры. Все их рассмотреть невозможно. Необходимо лишь иметь в виду, что, выделяя структурные элементы рассматриваемого феномена, неправомерно говорить о единой модели политической культуры применительно к различным регионам и народам. Каждой общественно-политической системе соответствует базисная модель политической культуры, которая в любой стране проявляется в национально-специфических формах.

Характерные черты политической культуры состоят в том, что она:

Фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи, отношения между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта;

Является продуктом естественноисторического развития общества;

Имеет тотальный характер: политические отношения пронизаны, пропитаны политической культурой;

Характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.

Политической культуре свойственны определенные функции в политической жизни. К важнейшим можно отнести следующие функции :

Ш И дентификации , раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;

Ш Ориентации , характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

Ш Предписания (программирования), выражающей приоритетность определенных ориентации, норм и представлений, задающих и обусловливающих определенную направленность и границы конструирования поведения человека;

Ш Адаптации , выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;

Ш Социализации , характеризующей приобретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;

Ш Интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;

Ш Коммуникации , обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

В процессе реализации своих функций политическая культура способна оказывать тройственное влияние на политические процессы и институты. Во-первых, под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные для общества формы политической жизни. Причем в силу устойчивости ценностных ориентации в сознании человека такая возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера правящего режима. Поэтому и в периоды проводимых государством реформ целые слои населения могут поддерживать прежние политические порядки, противодействуя новым целям и ценностям. Такая способность политической культуры хорошо объясняет то, что большинство революций нередко заканчивается либо определенным возвратом к прежним порядкам (означающим невозможность населения внутренне освоить новые для себя цели и ценности), либо террором (только и способным принудить людей к реализации новых для них принципов политического развития). Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни, а в-третьих, комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства.

В различных исторических условиях, а чаще всего при нестабильных политических процессах некоторые функции политической культуры могут затухать и даже прекращать свое действие. В частности, может весьма значительно снижаться коммуникативная способность политических норм и традиций государственной жизни, в результате чего неизбежно обостряется полемика между различными общественными группами, и особенно теми из них, которые придерживаются противоположных позиций относительно правительственного курса. Вместе с тем в переходных процессах нередко возрастает способность политической культуры к дезинтеграции систем правления, основанных на непривычных для населения целях и ценностях.

2. Основные критер ии и типы политической культуры

Политическая культура любой общности формируется под воздействием разнообразных факторов. Это предопределяет и многообразие типов политической культуры. В основе типологии политической культуры лежат те или иные критерии. Приведем основные.

В зависимости от уровня общности : общая (наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения) и субкультура (совокупность политических ориентаций и моделей политического поведения, присущая определенным социальным группам и регионам).

По степени согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране выделяют интегрированную и фрагментарную политическую культуру (Таблица. 2).

Таблица 2

Интегрированная политическая культура

Фрагментарная политическая культура

Тенденция к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы страны с низким уровнем конфликтного и политического насилия; преобладание гражданских процедур в разрешении конфликтов; лояльность по отношению к существующему политическому режиму.

Отсутствие согласия граждан относительно политического устройства общества; расхождение в вопросах понимания власти; социальная разобщенность; отсутствие доверия между группами; отсутствие лояльности к государственным структурам; высокая степень конфликтности; применение насилия; нестабильность правительств.

Особое влияние на формирование интегрированного типа политической культуры оказывают экономические факторы. Политическая стабильность поддерживается: высоким уровнем материального благосостояния; развитой системой социальной защиты; многочисленным средним классом, который и выступает социальной основой политической стабильности. Примером этого типа политической культуры может служить Великобритания. Основными ценностями граждан этой страны являются: представление о правительстве как действующем на общее благо; благосостояние и стабильность в политическом процессе; широкое участие граждан в политической жизни; представительность органов власти; традиции; представление о своей стране как мировой державе, социальном государстве; высокий уровень экономического развития, высокий доход на душу населения; почти полная грамотность.

Примером «фрагментарной» политической культуры является Италия. На ее фрагментарность оказали влияние два основных фактора: сепаратизм католической церкви в довоенное и послевоенное время и различия региональных политических субкультур северных и южных областей.

По базовым ценностям , на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности или в политическом процессе, выделяют следующие типы:

o культура высокой гражданственности - базовой ценностью в этом типе является человек с его потребностями и интересами;

o элитарная политическая культура - для нее характерно то, что в качестве базовой политической ценности воспринимается власть или властные структуры общества (государство, элиты); человек выступает как средство достижения цели, которую ставит политическая элита; основная часть общества отстранена от решения политических проблем; уровень политической активности низкий;

o архаическая политическая культура - главная ценность носителей данного типа культуры - интересы этноса (рода, племени, нации), здесь индивид не осознает себя как личность, не отделяет себя от этнической общности.

В зависимости от отношения к власти : господствующая и контркультура.

В зависимости от отношения к прогрессу : замкнутая (нацеленная на восстановление по образцу, установленному традициями) и открытая (ориентированная на изменения, легко усваивающая новые ценности).

По характеру поведения людей в той или иной политической системе выделяют два типа политической культуры:

o подданническая политическая культура характеризуется повиновением; подчинением; исполнением со стороны участников политического процесса, которые, по сути, превращаются в объекты принуждения;

o гражданственная политическая культура характеризуется участием людей в принятии решений; наличием возможностей и правом выбора и контроля властных структур.

В зависимости от вида политического режима : демократическая и антидемократическая.

В зависимости от классового подхода : аграрная, пролетарская, мелкобуржуазная, буржуазная и т.п.

В зависимости от связи с религией : божественно-традиционная (признающая священную природу власти, неизменность конкретной системы политических отношений власти, неизменность конкретной системы политических отношений и ее политических норм) и светская (характеризуемая прагматизмом, эмпиризмом).

Одним из критериев типов политических культур является ориентация общества н а те или иные регулятивные механизмы . История знает два основных регулятивных механизма: рынок и государство.

Приоритетное использование того или другого механизма в политической жизни порождает соответствующие типы политической культуры:

o рыночная политическая культура рассматривает политический процесс через призму отношений купли-продажи, достижение выгоды как высшей цели политической деятельности; политика - разновидность бизнеса; политик - товар или бизнесмен. Она ориентирована на конкурентную борьбу как универсальный принцип функционирования политической системы. Это культура индивидуализма, высшая цель - частные (или групповые) интересы. Государство есть средство реализации целей;

o бюрократическая политическая культура (этатическая) связывает решение политических проблем с действием механизмов государственного регулирования политического процесса, ориентирована на ограничение и запрещение конкурентной борьбы; интересы государства признаются преобладающими над частными интересами.

Существуют и другие классификации политической культуры, в частности социально-классовая . В ее основе лежит связь политической культуры с характером власти в обществе, политической системы. В соответствии с этим выделяют три типа (таблица 3).

Особые типы представляют политические культуры, в которых построение теоретических моделей связано с человеком, проживающим в соответствующей культурно-цивилизационной среде . В этой связи можно представить сравнительный анализ основных характеристик западной и восточной культур (таблица 4).

Таким образом, политическая культура западноевропейского типа предполагает: обязательное участие граждан в решении общих вопросов; гражданский суверенитет личности; религиозные ценности христианства.

Восточный тип политической культуры обусловлен: особенностями жизнедеятельности общинных структур азиатского способа производства; влиянием мусульманской, буддистской, конфуцианской конфессий.

Носителем политической культуры являются люди. Они ее субъекты, так как имеют политический опыт, знают нормы, цели политической деятельности, выработали собственную систему политических убеждений. Выделяются следующие типы: господствующая (официальная) и оппозиционная политическая культура; общая и региональная субкультура; политическая культура общества, класса, социальной группы, лидера, рядового гражданина. Кроме этого существуют и переходные модели политической культуры (от авторитарной к демократической).

Таблица 3

Демократическая политическая культура

Тоталитарная политическая культура

Ориентация на подлинно демократические ценности и идеалы; правовое государство; гражданское общество; свободное участие в политике; идеологический, политический, экономический плюрализм; приоритет прав человека и гражданина; богатый политический язык

Ориентация на определяющую роль государства и одной партии в обществе; соответствующие методы и формы правления, контроля за политической жизнью и участием в ней; государственные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных групп; к основным ценностям относятся единая идеология, порядок и единство, поддержка государственной политики

Направляемые и контролируемые государством формы участия людей в политике; жестко идеологизированные стереотипы поведения; лояльная ориентированность на официальные институты и символы; политический язык формализован и идеологически жестко определен

Таблица 4

Западная политическая культура

Восточная политическая культура

Преимущественно «партисипаторная» модель политического участия

Основные элементы политики - индивиды, различные политические объединения

Устойчивые традиции политической демократии

Индивид во многом «пресыщен» политикой

Западная религия формирует открытый тип участия в политике, ориентированный на изменения, усваивающий новые элементы культуры и политики

Диалектика модернизма и традиций в политической культуре западного общества

Важная роль национальных меньшинств, большинство государств являются моноэтническими или с одной доминирующей нацией

Консенсус между государством и гражданским обществом; наличие в обществе многочисленного среднего класса, высокий материальный уровень

Преимущественно «подданническо-партисипаторная» политическая культура

Существенный элемент политики - общность (клановая, этническая, семейная)

Индивид недостаточно приобщен к политике

Восточные религии формируют отношение к политике, нацеленное на воссоздание традиционных отношений; возрастает роль ислама в политике и культуре

Основополагающая роль тысячелетних традиций в развитии политической культуры

Приоритетная роль этнического фактора и сознания; большинство государств являются полиэтническими

Приоритет государства над формирующимся гражданским обществом; значительный имущественный разрыв между элитами и массами

Наиболее известная и распространенная классификация типов политической культуры разработана американскими политологами Г. Алмондом и С. Вербой и изложена ими в сочинении "Гражданская культура". Сопоставляя политические системы Великобритании, США, Италии, ФРГ и Мексики они выделили три основных типа политической культуры :

1) патриархальный , для которого характерны отсутствие интереса граждан к политической жизни страны и общества, озабоченность только местными проблемами, низкий уровень активности и участия в жизни общества (является преобладающей для слаборазвитых - африканских и части азиатских - стран с сильными пережитками родоплеменных и земляческих отношений, а в развитых странах - для части жителей сельских местностей);

2) подданнический , при преобладании которого люди имеют общие представления о политической системе и ее институтах, но не стремятся активно участвовать в политике, воспринимают государство, власть и политику как нечто "вышестоящее" по отношению к их частной жизни и ожидают от властей наказания за непокорность и поощрения за подчинение и дисциплинированность (чаще всего встречается в "переходных" и переживающих трансформацию обществах, где только еще формируются новые принципы и формы политических отношений);

3) активистский - при нем граждане политически грамотны и сознательны, интересуются политикой и активно участвуют в политической жизни, воздействуя на государственную власть с целью удовлетворения собственных интересов (развитые демократические государства).

Чистые типы политической культуры, по Г. Алмонду и С. Вербе, в реальной действительности проявляются в сметанном виде. Существование в реальной действительности элементов патриархальной и подданнической политических культур обусловливает наличие патриархально-подданической политической культуры, патриархальной и активистской -- патриархально активистской политической культуры, подданнической и активистской - подданнически-активистской политической культуры.

Классификация типов политической культуры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой, не является единственной, примером могут служить: Марксистская типология политической культуры; Экономико-центристская политическая культура, выдвинутая А.С.Панариным;Этноцентристская политическая культура;Социоцентристская политическая культура и т.д.

В ныне существующих обществах наличествуют самые разнообразные типы политической культуры. При этом в каждом конкретном обществе какой-то определенный тип политической культуры доминирует. Это, однако, не исключает существование в нем различных политических субкультур. Субкультуры -- это политические культуры отдельных социальных слоев, групп, политические представления, установки, идеи, ценности и поведение которых в значительной мере отличаются от доминирующих и обществе. Каждая политическая субкультура включает в себя и то общее, что характеризует доминирующую в обществе политическую культуру, и то специфическое, что отличает данную субкультуру. Ее особенности обусловлены различиями в положении общественных групп в экономической и социальной структуре, различиями по этническому, расовому, религиозному, образовательному, половозрастному и другим признакам.

Например, в российском обществе значительной спецификой обличаются политические субкультуры различных этнических общностей, крестьянства, молодежи, формирующегося класса новой буржуазии, а также социального слои, представителей которого народ называет спекулянтами. Субкультуры наличествуют и в других существующих в настоящее время обществах. Они особенно существенно различаются в обществах, в которых резко выражено социальное неравенство.

политический культура субкультура

3. Политические субкультуры

Политическая культура оказывает тройственное влияние на политические процессы и институты: под её воздействием воспроизводятся традиционные для общества формы политической жизни; она способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни; может комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства. Она не может быть абсолютно однородной. Разнообразие интересов различных общностей порождает отличающиеся друг от друга модели политической культуры -- субкультуры, которые существуют во всех странах.

Субкультура - набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения отличающих то или иное сообщество или какую либо социальную группу. Каждое сообщество создаёт свою субкультуру. Субкультура не отрицает общечеловеческой культуры, но в тоже время она имеет свои специфические отличия. Эти отличия связанные с особенностями жизнедеятельности тех или иных сообществ.

Теория субкультур дает возможность исследования явлений культурной дифференциации современного общества. Набор и взаимодействие политических субкультур определяет характер политической культуры в целом. Политические субкультуры являются важной характеристикой политической системы.

Политическая субкультура - политическая культура отдельных социальных слоев, групп, политические представления, установки, идеи, ценности и поведение которых в значительной мере отличается от доминирующих в обществе.

Относительно целостные представления о политических субкультурах были выработаны в конце 20-х годов ХХ века американскими психологами Э. Майо и Ф. Ротлисбергером, в процессе изучения ими особенностей групповой психологии. Первоначально понятие имело сугубо прикладной характер и использовалось для описания адаптации этнических групп в инокультурной среде. Затем политическая субкультура стала рассматриваться как совокупность однородных ценностных ориентаций и соответствующих форм политической активности граждан. Различия в выборе людьми тех или иных ценностных ориентиров и способов политического поведения в немалой степени зависят от их принадлежности к социальным (классы, слои), национальным (этнос, нация, народ), демографическим (женщины, мужчины, молодежь, престарелые), территориальным (население определенных районов и регионов), ролевым (элита и электорат) и другим (религиозные, референтные и проч.) группам. Выработка людьми ценностных ориентаций (и соответствующих форм поведения) на основе групповых целей и идеалов превращает политическую культуру в совокупность субкультурных образований, характеризующих наличие у их носителей существенных (несущественных) различий в отношении к власти и государству, правящим партиям, в способах политического участия и т.д. В ряде основных параметров политических культур разных социальных групп в единой национальной и государственной общности существуют определенные различия. В одних случаях отличия этих частных культур от общей политической культуры не носят принципиального характера, и они интегрированы в нее на положении субкультур, в других - настольно отличаются от общей политической культуры, что могут рассматриваться в качестве самостоятельных контркультур. Это значит, что в каждом обществе могут существовать одновременно несколько политических культур: господствующая, или общая, политическая культура, субкультуры и контркультуры. Дифференциация политической культуры может быть основана на социально-классовых, национальных, религиозных, и других различиях между социальными общностями и отдельными людьми. В основании выделения политических субкультур могут лежать как более или менее значительные вариации одних и тех же базовых ценностей - так и их качественно различающиеся разновидности. Помимо рационально осознанных воззрений, каждая политическая субкультура обладает рефлексивно неоформленными отношениями к действительности, укрепляющими у носителей данных ценностей единые подходы, оценки и ассоциации относительно политических явлений и усиливающими чувства внутренней сплоченности их приверженцев.

Каждая субкультура обладает определенным социальным масштабом, временем существования и различной степенью укоренённости в сознании и поведении граждан. Различия политических субкультур сообщают власти источник эволюции и саморазвития. Любая политическая субкультура включает в себя и то общее, что характеризует доминирующую в обществе политическую культуру, и то специфическое, что отличает данную субкультуру, те особенности, которые свойственны только этой группе. Для того чтобы иметь наиболее полное представление о политических субкультурах необходимо их классифицировать.

Различают следующие политические субкультуры : политическая субкультура интеллигенции, женская, молодежная, фермерская, религиозная, региональная, социоэкономическая, этнолингвистическая, возрастная и другие субкультуры.

Региональные субкультуры обусловлены такими различиями между отдельными регионами страны, как климат, наличие определенных природных ресурсов и т.п. Это, в свою очередь, порождает экономические различия, влияющие на образ жизни людей, общий уровень культуры, а, следовательно, и на их политико-культурный уровень. На политическую культуру региона существенное воздействие оказывают такие факторы, как экономическая специализация данного региона, его место в общей системе разделения труда. Так, аграрные регионы, как показывает опыт России, в политическом отношении более консервативны, чем промышленные. Они поддерживают левый спектр политических партий, проявляя при этом невысокий уровень политической активности, то есть ограничиваются участием в выборах. Однако при этом степень участия сельского населения в выборах несоизмеримо выше, чем в других регионах. В некоторых промышленных регионах (на Урале, например) население предпочитает высокоактивные формы участия -- демонстрации, забастовки и т.п., иногда социально неприемлемые. Центральные регионы по уровню развития политической культуры отличаются от периферийных степенью политической сознательности и активности. Регионы, имеющие возможность обеспечить за счет находящихся у них ресурсов определенный уровень экономического и социального благосостояния, характеризуются непротиворечивой политической культурой, лояльностью по отношению к существующему режиму, тяготением к политической самостоятельности. Типичный пример для России - Центральное Черноземье.

Социоэкономические субкультуры обусловлены существованием в обществе различных групп (социальных слоев, классов), имеющих различный экономический статус, а, следовательно, и различия в образе жизни, в интересах, играющих особо важную политическую роль. Так, для предпринимательского слоя наиболее актуальными политическими ценностями являются экономическая свобода, стабильность, контроль за государством со стороны гражданского общества, участие в принятии решений. Другими словами, то, что составляет непосредственные политические условия активности предпринимателя. Решения правительства в области финансов, налогообложения, бюджета непосредственно затрагивают интересы данного общественного слоя, отсюда возникает необходимость активного политического участия (влияния на властные структуры) уже на этапе подготовки подобных решений. Представители данной субкультуры применяют различные способы и методы воздействия на власть. В свою очередь, это делает необходимым знание особенностей политической системы, отдельных ее институтов, механизма принятия решения и т.д. Предпринимательский слой предпочитает такие активные формы воздействия на власть, как широкое использование средств массовой информации, лоббирование правительственных структур, создание политических партий, претендующих на участие во власти.

Этнолингвистические субкультуры связаны с языковыми, этническими особенностями соответствующих социальных групп. На политическую культуру этих групп определяющее воздействие оказывают такие факторы, как этническое самосознание и национальный характер. Политические ценности, предпочтения и установки, как правило, вторичны по отношению к этническим факторам.

Религиозные субкультуры возникают в том случае, когда религия является основным всепронизывающим элементом общей культуры определенной группы людей. Исламский фундаментализм, например, это не столько религиозная, сколько политическая идеология.

Возрастные субкультуры отражают различные системы политических ценностей у представителей разных поколений. Данные субкультуры существуют в основном в политически реформируемых обществах. Старшие поколения, политическая культура которых сложилась в условиях отжившей политической реальности, имеют политические взгляды, отличные от системы политических установок молодежи, не отягощенной практикой старого политического режима. Однако возрастные отличия оказывают относительно меньшее воздействие на политическую культуру людей в стабильных системах.

Классифицируя существующие в обществе субкультуры Г. Алмонд разделил их на: вертикальные и горизонтальные.

Вертикальные су б культуры различаются по социальным и демографическим характеристикам, это различие между массовой и элитарной субкультурами.

Горизонтальные су б культуры - это субкультуры, основывающиеся на религиозных, этнических, региональных признаках.

Также интересна классификация политических субкультур, предложенная Д. Элейзаром. Он выделяет индивидуалистскую, моралистическую и традиционалистскую субкультуры.

Индивидуалистическая политическая су б культура ориентирована на индивидуальные ценности, иерархию политических предпочтений отдельной личности.

Моралистическая политическая су б культура рассматривает единение, сотрудничество всех членов общества как основу демократии. Целью политики объявляется благо всего народа, благо всего общества, ради чего допускается вмешательство правительства в частную жизнь. Моралистическая субкультура требует от каждого гражданина участия в политической жизни. От политиков же требуется строго следовать нормам морали. В моралистической субкультуре допускается тип политически нейтральной администрации, а отношение к бюрократии остается сдержанным.

Традиционалистская политическая субкультура ориентируется на сохранение сложившейся структуры общества, власть элиты, члены которой наследуют свои привилегии. Особое значение традиционалистская субкультура придает семейным связям и отношениям внутри местных сообществ, а партиям отводится второстепенная роль. Отношение к бюрократии негативное.

Вследствие социальной разнородности общества различные политические субкультуры, существующие в нем, могут оказаться источником дестабилизации общественно-политической жизни. Не исключено, что степень совместимости между различными субкультурами явится главным фактором, влияющим на политическую стабильность данной страны. Различные политические субкультуры могут спокойно уживаться друг с другом, взаимодействуя в рамках единой для всего общества политической культуры. Такое единство - источник общественной стабильности. В социально неоднородном обществе существует и контркультура: направленная против господствующих отношений и играющая роль "возмутителя спокойствия". При появлении серьезных разногласий, несовпадении интересов культур и субкультур возникает угроза распада единой и образования фрагментарной политической культуры. Она характеризуется утерей общих идеалов и ценностей, приоритетом местничества, национализма, группового эгоизма. Фрагментарная политическая культура - неизбежный атрибут революций, переломных периодов общественного развития. Примером фрагментарной культуры является политическая культура Канады. Исследования, проведенные в этой стране, показали, что канадцы не очень часто идентифицируют себя с федеральным правительством. На вопрос о том, какое правительство им ближе - федеральное или провинциальное, большинство респондентов назвали последнее. Также фрагментарную политическую культуру имеют Германия, Франция, Италия и ряд других стран. Серьезными основаниями для формирования разных политических субкультур являются социально-этнические различия. Вряд ли подлежит сомнению, что политические культуры, например, народов Прибалтики и Средней Азии не совпадают по своим качественным характеристикам. Эти субкультуры нельзя разделить по принципу "лучше - хуже", "высокая - низкая". Они просто разные, обусловленные, прежде всего особенностями социально-культурного развития этих народов.

Заключение

Подводя итоги проделанной работы необходимо отметить, что, в силу объективных обстоятельств страна всегда будет испытывать потребность в сильном, эффективном государстве, что не может не сказаться на политической культуре.

Формирование политической культуры личности происходит при помощи социального механизма, который представляет собой систему взаимодействующих элементов и звеньев. Первым из этих звеньев является политический опыт. Личность формируется, усваивая определенную часть того опыта, который накапливается в политической культуре общества или группы. Прежде всего, человек усваивает нормы, стереотипы и образцы политических ценностей.

Важным звеном механизма формирования политической культуры является образование, которое подразумевает построение системы знаний о социальной жизни и в этой связи о закономерностях политической жизни.

Процесс формирования политической культуры идет практически на протяжении всей жизни человека. Учеными разработаны критерии, с помощью которых можно измерить уровень политической культуры конкретной личности на данном временном отрезке. Это эмпирически проверяемые показатели, т. е. измерение происходит при помощи методов конкретного социологического исследования.

По мнению некоторых современных политологов, высокий уровень политической культуры может быть лишь у тех, кто непосредственно участвует в политике, и чем более активно это участие, тем уровень политической культуры выше. Вряд ли с этим можно согласиться, во-первых, потому, что, как показывает практика, далеко не все люди, добровольно и сознательно включающиеся в политику, обладают высоким уровнем политической культуры; во-вторых, потому, что все люди не обязаны заниматься политикой, это удел, прежде всего профессионалов. Всплеск политической активности граждан проявляется чаще всего периодически во время голосований (избирательной кампании) или как форма выражения недовольства чем-либо в политике властей. Вот в эти моменты наиболее ярко проявляется уровень политической культуры граждан. Поэтому критерий сформированности политической культуры индивидов можно определить не как степень регулярного участия в политике, а как возможность и готовность принять в ней участие цивилизованными методами по мере необходимости.

Политическая культура любой общности формируется под воздействием разнообразных факторов. Это предопределяет и многообразие типов политической культуры, например: в зависимости от уровня общности: общая и субкультура; по степени согласованности: интегрированную и фрагментарную; по базовым ценностям: культура высокой гражданственности, элитарная, архаическая; и многие другие, которые представлены в моей работе.

Наиболее известная и распространенная классификация типов политической культуры разработана американскими политологами Г. Алмондом и С. Вербой они выделили три основных типа политической культуры: патриархальный, подданнический, активистский.

Необходимо отметить, что в чистом виде названные типы встречаются редко. Можно говорить лишь о преобладании того или иного типа в смешанной политической культуре. Соединяясь в определенной комбинации и пропорции, они формируют гражданскую культуру общества.

О политической культуре можно вести речь в связи с анализом общества в целом, а также в связи с анализом его отдельных составных частей. В этом случае в рамках единой политической культуры общества можно выделить более или менее автономные структурированные образования, которые в политологии именуются субкультурами. Речь идет о подсистемах политических ориентаций и моделей политического поведения, характерных для определенной группы или региона и отличающихся в своей системной целостности от ориентаций и моделей, присущим как другим группам, так и в нации в целом.

Политические субкультуры формируются на разных основаниях. Они могут возникать на основе социально-классовых, национально-этнических, религиозно-политических и региональных различий. Возможно появление субкультур, обусловленных демографическими факторами. Например, молодежная, женская субкультуры и др. Рядом исследователей в рамках политической культуры выделяются "элитная" и "массовая" субкультуры. Как правило, национальная политическая культура и субкультура элиты совпадают.

Политическая культура общества не есть сумма политических субкультур. Она вбирает в себя наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и поведение основной массы населения, т.е. политические стереотипы, которые преобладают в данном обществе.

С писок использованной литературы

1. Введение в политологию: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Политология" / В. П. Пугачев, А. И. Соловьев. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - Москва: Аспект Пресс, 2010. - 448 с.;

2. Кравченко А.И. Политология: учебник. М.: Проспект, 2011. - 447 с.

3. Основы социологии и политологии: учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений / Л. М. Куликов. - Москва: Финансы и статистика, 2011. - 333 с.;

4. Политическая культура России XX века: учебное пособие для студентов вузов / И. Б.Орлов. - Москва: Аспект Пресс, 2008. - 224 с.;

5. Политология: базовый курс: учебник / К. С. Гаджиев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2011. - 505 с.;

6. Политология: курс лекций / В. Н. Лавриненко, Ж. Б. Скрипкина, В. В. Юдин. - Москва: Волтерс Клувер, 2010. - 387 с.;

7. Политология: учебник / О. З. Муштук. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: МФПА, 2011. - 474 с.;

8. Политология: учебник / Р. Т. Мухаев. - Москва: Проспект, 2011. - 640 с.;

9. Политология: учебник для бакалавров: для студентов высших учебных заведений / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова; Санкт-Петербургский гос. ун-т. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2011. - 803с.;

10. Политология: учебник для студентов / под общ. ред. А. Г. Грязновой - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2012. - 394 с.;

11. Политология: учебник для студентов высших учебных заведений / Р. Т. Мухаев. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ, 2010. - 663 с.;

12. Политология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным и социально-экономическим специальностям / под общ. ред. В. К. Мокшина; 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Академический проект, 2010. - 574 с.;

13. Политология: учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений / С. А. Ланцов. - Москва [и др.]: Питер, 2011. - 536 с.;

14. Политология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Г. И.Козырев. - Москва: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 367 с. 19.12.2013г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие политической культуры. Понятие "политическая культура" и его содержание. Назначение и функции политической культуры. Структура политической культуры. Типы политической культуры. Тенденции развития российской политической культуры.

    реферат , добавлен 29.05.2006

    Сущность и понятие политической культуры как отношения человека к политической системе. Структура и типология политической культуры, ее базовые компоненты. Основные подходы в политологии в трактовке политической культуры. Модели политической культуры.

    реферат , добавлен 28.04.2011

    Сущность и содержание политической культуры. Аспекты процесса социализации. Советская политическая культура как особый тип. Особенности политической культуры в условиях современного Казахстана. Характерные черты постсоветской политической культуры.

    лекция , добавлен 18.03.2014

    Типы и функции политической культуры. Политическая социализация применительно к конкретной личности. Основные политические ценности. Особенности российской политической культуры. Зависимость граждан от государства. Важнейшие виды политической субкультуры.

    реферат , добавлен 14.01.2010

    Значение политической культуры для общества и политической системы. Особенности российской политической культуры. Тип политической культуры, характерный для Америки. Ценности, виды политической культуры по субъектам. Функции политической культуры.

    реферат , добавлен 05.11.2010

    Идеи политической культуры в западной политологии в XX веке. Политические ориентации (позиции) индивида по Г. Алмонду и Дж. Пауэллу. Основные типы политической культуры. Критика концепции политической культуры Г. Алмонда. Политическая культура России.

    реферат , добавлен 19.05.2010

    Структура и функции политической культуры как совокупности индивидуальных позиций и ориентации участников определенной системы. Факторы, влияющие на формирование политической культуры. Базовые черты политической культуры современного украинского общества.

    реферат , добавлен 09.07.2009

    Понятие политической культуры. Истоки подданнической политической культуры в России. Особенности советской политической культуры. Характерные особенности российской политической культуры. Формирование политической культуры России.

    контрольная работа , добавлен 03.08.2007

    Типы и критерии типологизации политической культуры, заданные спецификой цивилизационного развития западных и восточных стран. Различия ценностных ориентации граждан в политической жизни Запада и Востока. Особенности белорусской политической культуры.

    реферат , добавлен 14.07.2011

    Понятие, структура и основные функции политической культуры. Типы политической культуры. Понятие, структура и функции политической системы. Современная теория государства. Модель политической системы Д. Истона. Эффективность политической деятельности.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины