28.06.2019

Применение тибетской флоры с лечебной целью. Описание растений и их расшифровка в тибетской медицине. Опыт расшифровки тибетских названий растений


Разработанный много веков назад тибетскими монахами оригинальный сбор лекарственных трав для очищения и омоложения организма включает около четырех десятков компонентов, большинство из которых произрастает только на Тибетском нагорье. В нашей стране используется несколько упрощенных рецептов, адаптированных к местным травам.

Содержание:

Тибетский сбор № 1

За этим сбором давно и прочно закрепилось название «эликсир молодости». Это не значит, что через месяц его приема разгладятся все морщины и талия станет, как в юности. Но вот освежить кожу, выровнять ее цвет , убрать возрастную пигментацию, прибавить озорного блеска глазам ему под силу. Кроме того, сбор оказывает положительное действие на весь организм:

  • очищает кровеносную и лимфатическую системы, укрепляет стенки сосудов, восстанавливает их эластичность;
  • нормализует работу ЖКТ, особенно при хронических болезнях печени, желудка, поджелудочной;
  • восстанавливает обмен веществ;
  • выводит шлаки и токсины из организма;
  • улучшает сон, избавляет от хронической усталости, депрессивного состояния.

Уже через неделю регулярного приема настоя из сбора трав в теле появляется неимоверная легкость, работоспособность повышается, появляется желание жить и вспомнить о давно позабытом хобби.

Рекомендовано употребление тибетского сбора после продолжительного применения лекарственных препаратов, ощутимо «подсадивших» печень, в период реабилитации после химиотерапии и облучения. Комплексное воздействие трав на организм позволяет ощутимо похудеть без применения диет и изнуряющих тренировок.

Состав:
Бессмертник - 100 г
Почки березы - 100 г
Зверобой - 100 г
Ромашка аптечная - 100 г

Применение:
Травы тщательно измельчить (можно использовать кофемолку или мясорубку), смешать. Сбор поместить в стеклянную тару, в тканевый, бумажный мешочек. Плотно накрыть или завязать. Готовить лекарственный напиток следует ежедневно. 1 ст. л. сбора поместить в пол-литровую банку. Залить кипятком, накрыть. Настаивать не менее получаса. Это суточная норма, которую нужно разделить на две равные части.

Одну часть употребить утром после завтрака, добавив в уже остывший до комнатной температуры настой чайную ложку меда. Не есть до обеда. Вторую часть настоя тибетского сбора накрыть крышкой, поместить в холодильник до вечера. Выпить перед сном, нагрев на водяной бане до приятной теплоты и тоже добавив ложку меда. Мед обязательно должен раствориться.

Иногда в тибетский сбор добавляют 100 г листьев земляники. В любом случае, он не является эталонным, его можно обогащать любыми травами с учетом собственных проблем.

Курс приема составляет около двух месяцев, пока не закончится приготовленный сбор. Повторить прием настоев из сбора трав можно по мере необходимости, но не чаще, чем раз в год. Наиболее подходящим будет теплое время года, с мая по сентябрь.

Видео: Полезные свойства и способ приготовления «эликсира молодости»

Тибетский сбор № 2

Для приготовления этого сбора трав придется приложить больше усилий. Ведь он состоит из 26 ингредиентов. Но и эффект от его применения значительно отличается от результата приема предыдущего снадобья.

В состав второго тибетского сбора входят:

  1. Цветы и травы (20): крапива, ромашка, зверобой, бессмертник, душица, золототысячник, календула, липа, мята перечная, мать-и-мачеха, подорожник, пустырник, сушеница болотная, тысячелистник, тмин, тимьян, череда, чистотел, шалфей, эвкалипт.
  2. Корни (4): валериана, дягиль, одуванчик, кровохлебка.
  3. Почки (2): березовые, сосновые.

Все лекарственное сырье взять в равных дозах на свое усмотрение – по чайной или столовой ложке. Тщательно измельчить, перемешать. 14 ст. л. сбора залить двумя литрами горячей кипяченой воды. Настаивать не менее 7-8 часов. Процедить.

Лучше заваривать сбор вечером, чтобы на утро он был готов к употреблению. Это суточный объем жидкости, которую необходимо пить небольшими порциями в несколько приемов за час до еды и не позже, чем, за три часа до сна. Использованную траву не выбрасывать, а повторно залить кипятком и добавить в ванну или поместить в марлевый мешочек и погрузить в воду для купания.

Как правильно питаться во время приема тибетского сбора

Для усиления эффекта от приема тибетского сбора в период его употребления необходимы соблюдение режима дня, своевременный и полноценный сон, диета.

Продукты, которые следует исключить:

  1. Жирные виды мяса (свинину, баранину), мясопродукты (колбасы, сосиски), мясные полуфабрикаты.
  2. Кондитерскую выпечку, конфеты, белый хлеб. Все сладости можно заменить сухофруктами.
  3. Газированную воду, кофе, чай с искусственными ароматизаторами.
  4. Молочные продукты, приготовленные с добавлением крахмала, ароматизаторов, красителей (йогурты, десерты).
  5. Сливочное масло, маргарин, содержащие пальмовое масло продукты.
  6. Каши и супы быстрого приготовления, особенно те, что надо заваривать в кипятке, а не варить.
  7. Алкоголь.

Рекомендованными продуктами являются нежирные сорта рыбы и мяса, овощи, фрукты (свежие и сушеные), орехи, кисломолочные продукты с бифидобактериями, овощные супы, взвары, черный и зеленый чай без сахара. Важен также режим питания. Принимать пищу необходимо небольшими порциями не реже 4-5 раз в день в определенное время. Переедание или нерегулярное питание не позволят в полной мере ощутить эффект от чудодейственного сбора.

Побочные эффекты

В первые дни после начала приема сбора могут обостриться хронические заболевания, появиться слабое головокружение, иногда тошнота, головная боль. Это свидетельствует о том, что организм реагирует на тибетский сбор, лечение будет результативным. Можно на несколько дней уменьшить объем разовой дозы.

Противопоказания

Индивидуальная непереносимость одного из компонентов сбора, беременность, кормление грудью, период обострения хронических заболеваний, камни в почках и желчном пузыре, низкий гемоглобин являются противопоказаниями к применению. Не стоит принимать тибетский сбор при вирусных заболеваниях различной природы.

Согласно убеждению тибетских монахов, на планете не существует растения, которое не имеет лечебные свойства. Необходимо только обладать определенными знаниями и умело пользоваться ими. Иначе лечение даже самыми безобидными травами может оказаться бесполезным, а иногда сильно навредить. В любом случае, не стоит заниматься самолечением, уповая на скорейший эффект, а сначала проконсультироваться у врача.


Тибетская медицина, относящаяся к древним традиционным системам, получила широкое распространение в некоторых азиатских регионах: Тибете, Монголии, а так же в России на территории нынешнего Забайкалья. Она тесно связана с индийской медицинской системой и сложилась на ее основе. Первые медицинские сочинения являются переводами на тибетсккй язык с санскрита, приемы и методы лечения заимствованье в основном из индийской медицины. Индийские лекарственные средства широко использовались в Тибете и описаны во многих ткбетских медицинских трактатах.

Определенное влияние на тибетскую медицину оказали также китайская и арабская традиционные системы. Тибетские медицинские руководства составлялись с участием китайских и арабских врачей. Тесные торгово-экономические связи, политическая зависимость Тибета от Китая в отдельные исторические периоды обусловили широкое распространение китайских лекарственных средств в Тибете. Китайское сырье нередко вытесняло с рынка индийские растения. Сырье из стран арабского Востока поступало в Тибет в меньшем количестве.

Однако трудкодоступность привозного сырья, и прежде всего индийского, заставила тибетских лам-лекарей искать заменители в собственной флоре. Эти поиски способствовали расширению и обогащению арсенала лекарственных средств и придали тибетской медицине некоторые черты самостоятельности.

Тибетская медицина тесно связана с буддизмом, и это значительно затормозило ее развитие в теоретическом плане, но не отразилось на формировании арсенала лекарственных средств.

Представления тибетцев об организме человека, физиологических процессах, причинах болезней имеют историческое значение, знание их необходимо для расшифровки названий болезней, описанных в тибетских медицинских трактатах. Но некоторые лекарственные средства, приемы и методы лечения тибетской медицины до сих пор представляют практический интерес. Так, в научной медицине широко используются методы иглотерапии и прижигания, среди лекарственных средств большое место отведено препаратам из растений и продуктов животного происхождения. Изучение отдельных видов растений обогатило научную медицину средствами, обладающим важным терапевтическим действием, такими как препараты термопсиса ланцетного, шлемника байкальского, кровохлебки лекарственной, бадана толстолитстного и других. Однако в целом опыт традиционной тибетской медицины изучен недостаточно.

При распространении медицины из Тибета в Монголию и Забайкалье происходила замена индийского, китайского и тибетского сырья растениями местной флоры.

Современные исследования касаются главным образом изучения ассортимента местного сьнрья, химической и фармакологической оценки лишь отдельных видов забайкальских растений. Первоначально же использовавшиеся в Тибете растения в основном не известны. Не изучались лекарственные смеси, составленные по рекомендациям тибетских трактатов.

Сведения об индийских, китайских и тибетских лекарственных растениях имеются в многочисленных тибетских медицинских трактатах, хранящихся в нашей стране, в частности в рукописном фонде Института общественных наук Бурятского филиала СО АН СССР. Среди них наиболее известны «Чжуд-ши» («Тайное восьмичленное учение тибетской медицины») - основное руководство по медицине, «Вайдурья-онбо» («Голубой лазурик») - трактат, комментирующий краткие тексты «Чжуд-ши», «Шэлпхрэнг» («Стеклянные четки») - учебник по фармакологии и др. Все эти трактаты за немногим исключением не переведены на русский язык, и их анализ с современных позиций не проводился.

Для современной медицины, по нашему мнению, наиболее интересен «Вайдурья-онбо», который служил учебником в медицинских школах при монастырях. В нем освещаются вопросы эмбриологии, анатомии, геронтологии, педиатрии и др., а главы ХХ ХХI второго тома и ХХ четвертого тома служат своеобразным руководством по фармакогнозии.

Анализ фармакогностических текстов «Вайдурья-онбо» и рисунков Атласа, иллюстрирующего трактат, показывает хорошее знание тибетскими врачами растений. Описания трактата и рисунки позваляют установить первоначальное сырье, проследить процесс замены одних видов другими.

Одним из основных припципов тибетской медицины является лечение всего организма больного, поэтому в ней используются не единичные растения, а сложные лекарственные смеси. Рецептурные прописи собраны в рецептурных справочниках - «жорах» н специальных разделах трактатов «Чжуд-ши», «Вайдурья-онбо» и др. Среди этих прописей вьделяются двух-пятиикомпонентные препараты, которые могут быть положены в основу при разработке новых лекарственных препаратов типа сборов, чаев для использования в современной медицинской практике.

Все это обусловило необходимость изучения тибетских фармакогностических текстов. Объектом избрана двадцатая глава второго тома «Вайдурья-онбо».

Описание морфологических особенностей растений из трактата «Вайдурья-онбо», их изображения в Атласе служат материалом для составления транслированных описаний, используемых при расшивфровке тинбетских названий растений. Большая часть тибетских ботанических терминов имеет научные ботанические эквиваленты.

При помощи модифицированного нами и фармаколингвистического метода установлено двести шестьдесят научных эквивалентов для тибетских названий растений, описанных в трактате. Из них для ста семидесяти трех мы подтвердили описаниями трактата расшифровки, выполненные другими исследователями при изучении практического опыта лам-лекарей. Восемьдесят семь тибетских названий расшифровано впервые или научные эквиваленты для них уточнены.

Изменения в арсенале лекарственных средств при распространении тпбетской медицины в Монголии и Забайкалье обусловили формирование монгольского и забайкальского вариантов тибетской медицины, для каждого из которых характерно наличие общего ядра лекарственных средств преимущественно из флоры Индии, Китая и широкого ассортимента растений местной флоры. Литературные данные по экспериментальному изучению отдельных заменителей из флоры Забайкалья показали целесообразность замены, что является предпосылкой для рекомендации к дальнейшему изучению лекарственных растений тибетской медицины.

Тибетская медицина лечение. Рецепты

4 (80%) 16 vote[s]

Тибетская медицина лечение и диагностика на основе традиционной медицины. В балансе стихий: проверенные наукой и временем рецепты бурятского лекаря Ленхобоева.

в конце статьи — раскрываю секреты рецептов тибетской медицины

♦♦♦♦♦♦♦♦

Знаниями по тибетской медицине делится Галдан Ленхобоев удивительный лекарь «бурято-тибетской» традиции медицины.

Разносторонне развитого и одаренного, выдающегося человека, сумевшего помочь множеству людей своими рекомендациями по исцелению самых разных недугов.

Публикую его советы и рецепты по поддержанию и сохранению здоровья ради долгой и счастливой жизни, основанные на канонах тибетской и народной бурятской медицины, которые могут пригодиться каждому.

Эффективность и одновременно безопасность этих рекомендаций проверена не только традициями тибетской монастырской и народной медицины, но и годами изысканий «бурятского Леонардо да Винчи».

При этом нужно помнить, что продиктованные практическим опытом лекаря, они наиболее оптимальным образом приспособлены к условиям проживания и климатическим особенностям регионов подобных Бурятии и Монголии.

То есть адаптировано для нашего климата и с учетом холодной зимы и недолгого лета

Будда Медицины. Основу тибетской медицины составляют четыре Медицинские Тантры (Чжуд-ши), которые, как считается, были переданы людям Буддой Медицины.

В особых случаях лучше обращаться к своему лечащему врачу или эмчи для корректного лечения или сочетания с этими методами.

Тибетская медицина лечение. Быть здоровым – обязанность человека

Яркий пример синтеза бурятской народной и тибетской медицины – творческое наследие лекаря Галдана Ленхобоева, сотрудника Бурятского филиала Сибирского отделения Академии наук СССР. На протяжении всей своей жизни он проповедовал идею духовного и физического развития человека в гармонии с окружающим миром.

Галдан Ленхобоев не только изучал тибетскую медицину, но и успешно занимался пульсодиагностикой и траволечением – методом диагностики тибетских врачевателей.

Свои знания он получал у эмчи-лам, у которых учился различать множество растений, минералов, а также животное сырье, входящее в состав лекарственных препаратов.

При этом ламы не разрешали делать записи, надо было только запоминать. От учеников требовалось запоминать такие детали, как например, в какой лунный день, по росе или после захода солнца срезать или срывать цветы, листья, плоды растений, заготавливать корни и т.д.

Он написал ряд оригинальных работ, в которых на основе теории тибетской медицины представил свои собственные наблюдения. Ему принадлежат такие работы, как «Причины внутренних болезней», «О теплых и холодных свойствах пищевых продуктов и лекарственных средств», «Некоторые сведения о пульсовой диагностике». Диагноз врачей и данные его пульсовой диагностики практически всегда совпадали.

Следите за своим поведением

Галдан Ленхобоев считал, что состояние здоровья человека во многом зависит от условий окружающей среды, а также от его поведения.

Он писал:

«Тот, кто стремится прожить без труда, легкой жизнью, никогда не будет здоровым ни телом, ни духом.

Не испытавший лишения, страдания, становится черствым, бессердечным, и напротив, человек, перенесший лишения, болезнь и горе, умеет сострадать, оказать помощь сиротам, больным.

Есть люди злые и черствые от природы. Они безразличны к чужому несчастью, преследуют всегда и во всем только свои корыстные цели.

Когда же их настигает горе, болезни, они впадают в панику, теряют самообладание.

Поведение таких людей восточная медицина рассматривает как легкомысленное, недальновидное».

Основы тибетской медицины – Четыре тантры (”Чжуд-ши”), по преданию данные людям Буддой Медицины, в диаграммах, выполненных в виде деревьев. Здесь – иллюстрация 17 в. к базовой книге “Чжуд-ши” 8 в.

Исцеление от недугов, сопротивление болезням, по мысли целителя, зависело и от внутреннего настроя человека, от его образа жизни. Галдан Ленхобоев считал, что непосильно тяжелая работа или, наоборот, слишком легкая, чрезмерно бережное отношение к себе, так же как и небрежное, для здорового организма противопоказаны.

По его убеждению, с малых лет необходимо развивать в себе проворство, подвижность, больше ходить пешком, бегать, приучать себя к физическому и умственному труду.

«Лень, распущенность, чрезмерно бережное отношение к себе являются основными врагами здоровья, – писал народный лекарь.

Считается полезным время от времени жить в горах, пить воду из горных ручьев, дышать ароматным воздухом степей и долин.

Тибетская медицина лечение питанием

Особое внимание Галдан Ленхобоев уделял системе питания.

В древности лекари определяли холодные и теплые свойства тех или иных продуктов.

Рецепты лечебного чая

Из разновидностей чая тибетолог наиболее полезным для организма человека считает зеленый чай.

Хорошо приготовленный зеленый чай является великолепным тонизирующим средством, полезным в любом возрасте – он разжижает кровь, улучшает ее циркуляцию.

Существует довольно много способов его приготовления.

  • Чай варят слабым, крепким, с молоком, с топленым маслом, с солью, с солонцами.
  • Чай с молоком, топленым маслом и солью дезинфицирует желудочнокишечный тракт, разгоняет скопившиеся газы.
  • Чай с сахаром лекарь считал бесполезным.
  • При некоторых заболеваниях Галдан Ленхобоев рекомендовал чай с лекарственными травами.
  • Так, например, чай с солодкой уральской улучшает зрение, бодрит.
  • Чай с изюмом полезен при жаре кишечника – запорах, жажде, если появился налет на языке.

Молочные продукты польза и лечение

Из молочных продуктов целитель выделяет кумыс , обладающий теплыми свойствами. Его он считает лучшим средством для согревания и улучшения циркуляции крови.

Овечье молоко и кисломолочный тарак, приготовленный на его основе, будучи теплого свойства, разжижают кровь и благотворно действуют, особенно в летнее время, на сосуды ощущения – нервы, протоки желез, мочеточник, меридианальные каналы и т.д.

Эти продукты также нормализуют сон и аппетит.

Галдан Ленхобоев пишет:

«В настоящее время все чаще встречаются заболевания, вызванные уменьшением внутренней теплоты организма на почве постоянного употребления пищи холодного свойства.

Каждый человек должен привести свою систему питания в соответствие с состоянием своего организма».

Выбор мяса

При выборе соответствующей сбалансированной по теплым и холодным свойствам пищи особую роль играют мясные продукты.

Считается, что теплыми свойствами обладает мясо таких животных и птиц, как архар, баран, лошадь, кошка, осел, рысь, собака, тарбаган, белка.

При этом конина, будучи исключительно теплой, может спровоцировать жар почек, жар внутренностей, горячий хии и горячий шара.

Тем не менее, конина считается великолепным средством, предотвращающим общее охлаждение организма человека, так как способствует быстрому росту его внутренней теплоты.

Обладая холодными свойствами, они могут спровоцировать хии почек и многие другие холодные болезни. Холодными свойствами обладает мясо косули, кролика, коровы, гуся, курицы.

По утверждению лекаря, мясо хищников обладает преимущественно теплыми свойствами, способно уничтожать бактерии и вирусы, проникающие вместе с пищей.

Бульон против всех болезней

Исключительно действенным средством против всех болезней хии Галдан Ленхобоев считает бульон из бараньих лыток.

Рецепт бульона

Готовят бульон очень просто: бараньи лытки заливают водой (один стакан воды на одну пару костей) так, чтобы они полностью были покрыты, затем их варят в течение 10-15 минут, соль добавляют по вкусу.

Одни и те же лытки можно варить до трех раз.

Способ приготовления лечебного супа хорхог

«Из самых глубин веков у бурят есть обычай варить 1-2 раза в год так называемый суп хорхог в профилактических целях и для восстановления сил после тяжелых заболеваний. Это эффективное средство для поддержания внутренней теплоты организма на должном уровне, а также защиты его от проникновения различных заболеваний», – пишет целитель.

В деревянную посуду опускают по куску мяса от всех разновидностей костей барана, а также по куску от всех внутренних органов, заливают водой, солят, после этого опускают туда девять раскаленных докрасна на костре маленьких камней, плотно закрывают посуду крышкой и, время от времени меняя раскаленные камни, доводят до кипения содержимое.

Такой суп – одно из многих народных средств лечения у бурят.

О сахаре и болезнях

Галдан Ленхобоев не очень одобрительно отзывался о сахаре. При его регулярном употреблении кровь постепенно охлаждается, организм человека ослабевает, что создает прекрасные условия для возникновения заболеваний.

Поэтому продукты, для приготовления которых используется много сахара, желательно употреблять в очень умеренных количествах, а лучше вообще избегать их употребления.

Наличие «холодных» элементов в организме, прежде всего в крови, указывает на начало какого–то заболевания человека, так как при рождении здоровый организм содержит в себе только «тёплые» элементы.

В наше время у большинства людей организм «охлаждён».

Основной причиной такого явления, считает Галдан Ленхобоев, является однообразный, стандартный подход к пище, одежде, лекарству, без учёта географических, климатических условий проживания человека, его возрастных, национальных особенностей.

Тот факт, что широкое распространение получили раковые заболевания, целитель объясняет катастрофическим уменьшением внутренней теплоты в организме современного человека.

А это, в свою очередь, является следствием некоторых особенностей образа жизни, характера работы, жилищных условий, системы питания и лекарственных средств наших современников.

Он утверждал, что в последние годы все больше в системе питания и лечения занимают пищевые продукты и лекарственные средства, обладающие холодными свойствами.

Возможно, вам пригодятся мудрые советы народного целителя, которые он вывел на основе глубокого знания бурятской народной медицины.


Из тибетских анатомических рисунков, собранных и раскрашенных непальским художником Ромио Срестой и его студентами в Катманду в 1980-1990 г.г.

Общие правила здоровья

Бережное отношение к своему здоровью является обязанностью каждого человека.

Состояние здоровья человека во многом зависит от его образа жизни, от его поведения, и болезни его находятся в тесной связи с «тремя пороками»: невежеством, похотливостью и злостью. Человек, стремящийся прожить без труда, лёгкой жизнью, никогда не будет духовно и физически здоровым.

Необходимо воспитывать в себе проворство, подвижность, приучаться к посильной физической работе.

Слишком тяжёлая работа, и, наоборот, слишком лёгкая работа, чрезмерно бережливое отношение к себе, так же как и небрежное, при здоровом организме – несовместимые обстоятельства.

Полезно лазать по высоким горам, пить воду из горных ручьёв, собирать полевые цветы, дышать свежим воздухом.

Нельзя допускать быстрого, внезапного перегревания или переохлаждения тела. Этому могут способствовать ходьба по горячей земле или песку, долгое загорание под жарким солнцем, купание в холодной воде в жаркий день, сидение на холодной влажной земле или камнях на сквозняке.

Рекомендуется следить за погодой и одеваться в соответствии с ней. Хронические, скрытые болезни обостряются весной и осенью, но они появляются не из-за суровых морозов, а от «перегревания» организма, а затем внезапного его «охлаждения».

Большое значение в бурятской народной медицине придавалось лечебному питанию. Г.Ленхобоев в препринте 220 так кратко классифицировал продукты питания по содержанию «холодных», «тёплых», и «средних» элементов:

— вода содержит «холодные» элементы;

— пища минерального содержания (поваренная соль, красная соль (царская), солонцы) содержит «тёплые» элементы;

— пища растительного происхождения (пшеница, овёс, чёрный ячмень, красный и чёрный перец, мак, кориандр, горчица, имбирь, бадьян, укроп, чеснок, лук репчатый и зелёный, корица, редька) содержат «тёплые элементы»;

Голубая ярица, горох, картофель, морковь, помидоры, огурцы, арбуз, тыква, редиска содержат «средние» элементы.

К винам, содержащим «тёплые» элементы, относятся пшеничная водка, молочное вино (особенно из овечьего молока), анисовая и перцовая настойки.

Эти вина и настойки успокаивают ХИИ, а водка из овечьего молока является лечебным средством от ХИИ, появившегося на почве «охлаждения» крови.

Одежда должна соответствовать климату, погоде, временам года. За последние годы люди стали чаще страдать ревматизмом, воспалением почек и болезнями сердца.

Одной из причин является «переохлаждение» ног и поясницы из-за короткой одежды, капроновых чулок, обуви на высоких каблуках.

Абсолютно безвредна одежда из овечьей шерсти. Шерсть передаёт организму «тёплые» элементы, впитывает влагу. Мясо, кровь, кожа, волосы, шерсть животных содержат элементы соответствующего животного и способны передавать (возбуждать) у других те же элементы.

Если положить под голову шкуру из лося или из оленя, то будет болеть голова, т. к. шкура содержит «холодные» элементы.

Если выработать указанные навыки в поведении, то можно прожить до глубокой старости, не испытывая недугов и болезней.

Однако в современных условиях, считает Ленхобоев, люди редко доживают до глубокой старости по причине всё увеличивающегося травматизма, бытовых неурядиц, людского коварства и элементарного невежества.

Таким образом, чтобы достичь долголетия, необходимо поддерживать в организме «тёплые» элементы, правильно подбирая пищу, одежду, физически совершенствоваться, содержать в чистоте не только свой дом, окружающую среду, но и свою душу.

Тибетская медицина лечение. Справка

Интересна трактовка Г.Ленхобоевым некоторых основополагающих терминов тибетской медицины:

ветра (рлунг – по-тибетски),

желчи (мкхрис),

слизи (бад–ган).

Названия рлунг и мкхрис Г. Ленхобоев даёт в переводе на бурятский язык.

По его мнению, рлунг – это «хии» (в переводе «газ»), мхкрис – «шара» (желчь). Термин «бад–ган» он пишет в бурятской транскрипции – «бадаган». «Хии», «шара», «бадаган» находятся между собой в сложных отношениях: расстройства «шара» или «бадаган» вызывает расстройство «хии», а расстройство «хии» порождает болезни как «шара», так и «бадаган».

Если ни один из них не расстроен или расстройство одного не вызывает расстройства другого, то нет никаких оснований для лечебных вмешательств, поскольку организм по существу здоров.

Заболевание имеет место только тогда, когда «хии», «шара», «бадаган» совмещены друг с другом: «хии» с «шара», «шара» с «бадаган», «хии» с «бадаган» или все три вместе. Далее «хии», «шара» и «бадаган» подразделяются на «холодные» и «тёплые» виды. Ветер, Желчь и Слизь – это три вида энергии, наполняющие тело человека жизнью.

Здоровье трактуется как гармоничное равновесие Трех жизненных начал. Для тибетского врача они вполне конкретны.

Он знает, что есть болезни Ветра, болезни Желчи, болезни Слизи.

Методы диагностики тибетской медицины позволяют определить избыток или недостаток одного из видов Жизненных энергий.

Методы лечения в тибетской медицине позволяют восстановить баланс Жизненных энергий, тем самым, победив болезнь или другие жизненные проблемы.

Наличие «холодных» элементов в организме, прежде всего в крови, указывает на начало какого–то заболевания человека, так как при рождении здоровый организм содержит в себе только «тёплые» элементы.

В наше время у большинства людей организм «охлаждён»

Основной причиной такого явления, считает Галдан Ленхобоев, является однообразный, стандартный подход к пище, одежде, лекарству, без учёта географических, климатических условий проживания человека, его возрастных, национальных особенностей.

Описания растений в трактате выдержаны в одной схеме: тибетское название растения , другие названия (санскритское, китайское, монгольское). Далее следует указание на страну, местность, где растет (Индия , Непал, Кашмир, Тибет, Китай), места обитания (леса, горные луга, пашни, берега рек, сады, огороды и т. д.). Описание внешнего облика приводится в таком порядке: характеристика корня, стебля, листьев, плодов и семян, имеются указания на вкус растения, запах, лечебные свойства, показания к применению. Описания растений иногда достаточно полны и детальны, иногда очень кратки. В описаниях растений обращает на себя внимание обилие красочных сравнений отдельных органов растений с широко известными понятиями, различными частями тела животных, птиц, человека, растений друг с другом. Так, например, цветки соссюреи похожи на голову старого человека, цветки живокости — на голову совы, листья лютика — на лапу лягушки, корневище папоротника — на хвост обезьяны, семена холархена — на язык попугая, стебель ргун-брум (винограда) — на стебель чжи-монг (княжика) и т. д.


При характеристике ботанических признаков строгой последовательности не наблюдается. Так, в одном случае указывается только форма, в другом — величина, а иногда — только окраска. Например, листья зопника даны в сравнении со шкурой лошади, цветки горца — с кучевыми облаками. При описании цветков чаще сообщают только окраску венчика и реже форму. Те же приемы встречаются при описании других органов растений.

Чтобы иметь представления о характере тибетских описаний растений, приведем несколько примеров:

  • «сог-ка-ба» — пастушья сумка «растет на обработанных землях, вблизи жилья, имеет сладкий вкус, мелкие стебли и листья с зазубринами, белые цветки и похожий на яйцо плод , убивает тошноту»;
  • «ци-тра-ка» — перец «растет в жарких странах, имеет стебли из перекрещивающихся суставов, красный, внутри пустой, жгучий на вкус плод»;
  • «луг-миг» — разные виды астры «имеет цветок, похожий на глаз барана, растет на каменистых местах там, где нарушен покров... листья похожи на обоюдоострый меч».

Анализ более чем 200 растений из трактата показал, что при указании географического распространения растений упоминаются Индия, Кашмир, Непал, Сикким, Китай, Индонезия, Тибет, долина рек Цзанпо (верховья Брамапутры), Верхний Тибет и так далее.

Буквальный перевод терминов, обозначающих местообитание, дает большое количество значений. Так, встречающиеся в трактате буквальные выражения «растет на замечательных горных долинах», «на высокогорных лугах», можно объединить, и в современном понимании это должно означать «растения равноправных горных лугов»; к сорным растениям можно отнести те, которые в буквальном переводе с тибетского языка «растут на обработанной земле», «среди хлебов», «во дворе», «на пашне». Иногда указывается, среди каких растений можно найти тот или другой вид: «жа-по-зе» растет рядом с караганой, купеной и другими.

При характеристике морфологических особенностей растений наблюдается изобилие сравнений растений между собой, с органами и различными частями туловища человека и зверей, предметами культа и быта.

Так, форма соцветий шизонепеты сравнивается с буддийской ступой (субурганом), соцветие тмина — с зонтиком, а соцветия других видов семейства зонтичных — с тмином. Цветки ремании в воображении автора напоминают колчан для стрел, а внутренняя часть цветка хлопчатника (имеется в виду пестик с трехраздельным рыльцем) — священный скипетр или жезл.

Не менее разнообразно применение прилагательных и сравнений при характеристике плодов, корней и листьев, формы растений. Значение целого ряда тибетских выражений и терминов, характеризующих морфологические особенности стеблей, корней, цветков, плодов и листьев, при буквальном переводе с тибетского языка на русский не всегда отражает сущность признака и поэтому ботанические эквиваленты целого ряда выражений и терминов установлены методом аналогии. Суть его заключается в сопоставлении описаний растений из трактата и их иллюстраций из «Атласа» с современными описаниями, обликом растений, которые известны под тем или иным тибетским названием. При таком сопоставлении установлено: лист, похожий «на лапу лягушки», должен быть пальчато-рассеченным; лист, имеющий «деления», — различные типы перисто-рассеченных и глубоко выемчатых листьев; лист, имеющий оспины (буквально переведенное как «имеющий пустые выемки») — в различной степени рассеченный на лопасти.

По полноте и схеме расположения сведений эти описания вполне сопоставимы с таковыми из современной ботанической литературы и содержат информацию о тибетских названиях растений с упоминанием синонимов и эквивалентов на других языках, о районах произрастания и местообитания, жизненной форме и характерных морфологических особенностях.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что описания растений в трактатах достоверны и достаточно подробны. На рисунках «Атласа тибетской медицины», несмотря на значительную степень стилизации, зафиксирована качественная определенность реально существующих растений.

В Тибете индийские и китайские растения заменялись тибетскими, которые при распространении тибетской медицины в Монголии и Забайкалье были заменены растениями местной флоры. Причем в арсенале тибетской медицины были восприняты лекарственные растения, применяющиеся в народной медицине бурят и монголов.

Описание растений в трактатах тибетской медицины имеет исключительно важное значение в поисках наиболее эффективных лекарственных препаратов при конкретных заболеваниях. Доказательств о рациональности применения лекарственных и пищевых растений в тибетской медицине можно привести достаточно много. Не нужно далеко ходить за примерами. Возьмем чай — самый популярный, древнейший напиток народов Востока. В западном полушарии с ним может конкурировать кофе . Тот и другой напиток содержит мощное действующее вещество — кофеин , ароматические и экстрактивные вещества, обуславливающие соответствующие вкусовые качества каждого из них. Любимый напиток — чай в искусных руках древних врачевателей из обычного напитка превращался в исцеляющий от болезней отвар. Кроме того, мы можем сказать, что в чайных листах и кофейных зернах современные ученые нашли много микроэлементов, а также различные биологически активные вещества, такие, как витамины А, В, РР, С, флавоноиды, эфирные масла , дубильные вещества и т. д. Или возьмем издавна известный всем чеснок . В тибетской медицине чеснок широко использовали для лечения глистной инвазии. Но, помимо этого, в 90-й главе III тома «Чжуд-ши» «О повышении сил старческого организма и продлении жизни» есть другая весьма интересная рекомендация по применению чеснока. Там сказано: «Для повышения бодрости и продления жизни пожилых людей необходимо в течение 21 дня давать диету следующего состава: пищу с минимальным содержанием солей, чесночную кашицу на масле в смеси с поджаренной мукой». Чеснок считался в этих случаях средством, очищающим кишечник от всех червей и ядов», а масло и мука - питательными продуктами. Эта рекомендация исходила из положения о том, что из кишечника непосредственно в кровь всасываются яды, образующиеся в результате деятельности «червей», а также из непереваренных до конца продуктов питания. Вероятно, фитонциды чеснока подавляли гнилостную среду, вызывающую процессы брожения в кишечнике, и тем самым уменьшали всасывание в орга­низм токсических веществ. О самоотравлении токсическими веществами из кишечника в свое время писал великий русский ученый И. И. Мечников, рекомендовавший для долголетия молочнокислый продукт — простоквашу. Следовательно, в рекомендации тибетских врачей можно констатировать интересную идею, заслуживающую внимания современных геронтологов.

Довольно часто в рецептурных прописях тибетской медицины можно встретить лакричный корень (солодку), особенно часто он рекомендовался при лечении заболеваний легких, отравлениях, вызванных различными причинами. В корнях этого растения содержится много сапонинов, которые обуславливают его отхаркивающий эффект. Солодка хорошо известна и народам Европы и Африки. Сладкий корень солодки использовался не только для лечебных целей. В некоторых странах его добавляли к жевательному табаку. В прошлом в Забайкалье дети употребляли корни солодки в качестве лакомства. Но не только сладкий вкус солодки привлекает внимание к ней. В последние десятилетия исследователи вновь вернулись к почти забытой солодке. Вспомнили, что Россия являлась в свое время главным поставщиком ее на мировой рынок как лекарственного сырья. Благодаря пытливым исследователям, раскрывающим залежи прошлого, многие забытые лекарственные растения оживают вновь и раскрывают новые целебные свойства. Так было и с солодкой. В настоящее время интерес к этому растению среди исследователей лекарственных растений вновь оживает после того, как ученые установили в конце 30-х гг. состав и строение сладкого вещества солодкового корня — глицирризина. Под действием кислот глицирризин распадается на две молекулы — глюкуроновой и глицирритиновой кислоты. Строение глицирритиновой кислоты напоминает строение молекулы гормона надпочечника — кортизона. Фармакологическое действие этой кислоты выявило сходство с действием кортизона. Оба вещества нормализуют водно-солевой обмен , у них отмечен противовоспалительный и противоаллергический эффект. Более того, подтверждены антитоксические свойства корней солодки, известные в восточной медицине под названием «противоядие».

В научную медицину из древности пришло растение «ня-ло» (горец). В тибетской медицине оно широко применялось при различных воспалительных процессах в желудочно-кишечном тракте. Как и другие растения, горец описан довольно точно и детально. В фармакологическом трактате «Шэлпрэн» указано, что горец растет на северных склонах гор. Это высокое растение с красным стеблем, толстым и изогнутым корнем, на вкус горьковато-кислое, вяжущее, цветки белые. Применяется при хронических заболеваниях кишечника. В научной медицине его вяжущие свойства используются при воспалительных процессах слизистых наружных и внутренних органов, а в народной медицине горец известен как вяжущее, кровоостанавливающее, мочегонное и регулирующее пищеварение средство. При химическом изучении этого растения обнаружены большие количества дубильных веществ, флавонор, витамина С, марганца, железа , алюминия. Таким образом, использование растения «ня-ло» в тибетской медицине было не случайным.

В тибетских медицинских трактатах лечебным свойствам шафрана дается высокая оценка. По-тибетски он называется «гур-гум». В наше время он в основном используется в пищевой промышленности. В научной медицине не применяется, а в народной он известен как болеутоляющее, мочегонное, противосудорожное, сердечное средство. В тибетской и других восточных традиционных системах медицины шафран считается средством противовоспалительным. В трактате «Вайдурья-онбо» сказано: «Гур-гум излечивает все болезни печени с жаром». Это означает, что шафран признавался одним из лучших средств при воспалительных заболеваниях печени, а также при кровотечениях, зависящих от функционального состояния печени. Исследователями установлено, что рыльца шафрана богаты красящими веществами, в его корне­вищах содержится 30-40% крахмала, жирные и эфирные масла , витамины — тиамин , рибофлавин, флавоноиды. 50%-ный отвар из корневища растений действует болеутоляюще и способствует пищеварению, усиливает желчеотделение и нормализует состав желчи.

В тибетской медицине особое внимание уделялось заразным (инфекционным) заболеваниям, их лечению. В трактатах и рецептурных справочниках описано довольно много лекарственных растений, которые применялись при эпидемических заболеваниях — «рим-над» (заразные болезни). Одним из представителей этой группы растений является «бар-ба-да», который расшифрован и идентифицирован как гипекоум. В трактатах «Вайдурья-онбо» и «Шэлпрэн» это растение описано следующим образом: «Листья сине-зеленые, цветки белые, напоминают по форме раковину, створки продолговатые, с выемками, напоминают стручки гороха. Излечивает это растение болезни рим и дуг (отравления)». В современной медицине это растение не применяется, ибо оно еще не изучалось фармакологически на животных. Однако предварительное его изучение в эксперименте показало высокую бактерицидную активность в отношении некоторых видов вирусов.

Огромный арсенал лекарственных растений в тибетской фармакопее классифицируется по терапевтическому эффекту на 17 групп, среди которых большую группу составляют противовоспалительные средства, излечивающие патологию систем «рлунг, мкхрис, бад -кан». Далее идут группы растений, обладающих отхаркивающим, детоксирующим действием. Правильная расшифровка и идентификация тибетских названий лекарственных растений, а также установление их лечебной направленности откроет большое поле деятельности для исследователей лекарственных растений разных регионов.

При лечении заболеваний тибетская медицина пользуется в основном многокомпонентными лекарственными составами. В основу составления таких препаратов положены соответствующие теоретические представления о причинах и механизмах развития заболеваний.

В связи с тем, что в основе возникновения болезни лежит расстройство регулирующих систем организма, в состав сложного лекарственного состава для лечения болезни включался компонент или компоненты для коррекции состояния расстроенной системы или систем регуляции. При описании в трактатах свойств лекарственных средств, их лечебного эффекта указывался характер влияния средства на систему регуляции.

На основании того, что все заболевания имели либо горячую, либо холодную природу, в состав сложного лекарственного состава включали второй компонент (компоненты), действие которого было направлено на уравновешивание тепла и холода в организме, в случае наличия горячей болезни использовали прохладительное средство, при лечении холодной патологии — горячительное лекарство. При лечении патологии с равновесными уровнями тепла и холода использовали компоненты с нейтральными в плане тепла и холода свойствами. Все лекарственные средства в тибетской медицине сгруппированы по горячим, холодным или нейтральным свойствам.

В связи с тем, что заболевания имеют свои «места расположения», в состав сложного лекарственного препарата включали компонент для воздействия на определенную ткань и орган. Органная, тканевая тропность действия различных лекарственных средств известна и описана в соответствующей литературе.

Естественно, что все компоненты состава способствовали в определенной мере устранению внешних проявлений болезни, ее симптомов, тем не менее, дополнительно в состав вводили специальный компонент (компоненты), обладающий специфическим противосимптомным действием.

Кроме перечисленных компонентов, в состав сложного препарата вводили так называемого «коня», на которого возлагалась функция по доставке всего препарата к месту действия. В качестве «коня» обычно использовали мед, патоку, сахар. Иногда функции «коня» выполнял в сложном составе компонент, который обладал определенной органотропностью действия.

Роль каждого из компонентов, входящих в состав сложного препарата, была известна и в зависимости от роли, выполняемой в составе сложного препарата, различные его компоненты определялись терминами, заимствованными из социальной сферы. Так, в сложных составах фигурировали компоненты «царь», «царица», «царевичи», «министры», «советники», «военачальники», «воины», «холопы».

В зависимости от степени выраженности (силы) лечебного эффекта, присущего составам в целом, они также определялись как лекарства — «цари», «простолюдины» и т.,

Отдельные лекарственные средства (компоненты), которые обладали лечебными свойствами определенной направленности в максимальной степени также называли «царями», так, камфора называлась «царем прохладительных средств», красный перец — «царем горячительных», миробаланы называли «царем» всех лекарств, в связи с их выраженной терапевтической активностью в отношении целого спектра различных заболеваний, и т. д.

Таким образом, в соответствии с перечисленными принципами лечения заболеваний, лекарственные составы тибетской медицины обычно были многокомпонентными. В состав их включали, прежде всего, компоненты для восстановления нормального состояния расстроенной системы регуляции, во-вторых, — компоненты для уравновешивания уровней тепла или холода в организме, в-третьих, — лекарственные средства для коррекции состояния пораженного органа и ткани, а также — компоненты для устранения внешнего симптомокомплекса болезни. По каждой из четырех перечисленных позиций можно было, по усмотрению врача, использовать по одному или по нескольку средств. В связи с этим, численность компонентов в сложном лекарственном составе могла значительно варьировать. Кроме того, как один компонент в составе сложного препарата могли фигурировать традиционно принятые в тибетской медицине, широко используемые сочетания нескольких лекарственных средств, обладающих определенным, хорошо известным, лечебным эффектом.

К таким компонентам — сложным составам — можно отнести, например, составы «главные из холодящих», «главные в отварах», «главные из трав», «две золы», «плоды четырех видов», «пять амрит», «пять горячих», «пять корней», «пять листьев», «пять хороших», «три борца», «три горячих», «три коня», «три острых», «три разных плода», «три плода», «три разные соли», «три сладких», «три советника», «три соли», «три хороших», «четыре ароматных», «четыре вида плодов», «четыре красных», «четыре питательных», «четыре прохладных», «четыре царя», «шесть главных», «шесть драгоценностей», «шесть корней», «шесть лекарств противодействия», «шесть хороших» и другие. Перечисленные широко используемые и хорошо известные комплексы применяли как самостоятельные препараты, обладающие определенным действием, но в ряде случаев они включались как компонент с определенным лечебным эффектом в состав более сложных прописей.

Все компоненты в сложный состав включались на основании правил сочетания их первичных и вторичных вкусов, свойств и конечного действия.

Кроме вышеперечисленных моментов, усложнению лечебного состава способствовали следующие обстоятельства: необходимость сделать в ряде случаев компоненты, входящие в состав препарата, в частности растительные средства, более «мягкими».

«Мягкости» растений добивались путем введения в многокомпонентный состав, в котором используется данное растение, другого растения или растений — «проводников» со смягчающим действием или противодействующих-растений. «Мягкий» проводник — это такое растение, которое само легко проникает и позволяет всему составу легко достигать желудка и других полых и плотных органов.

«Смягчение» с помощью противодействующих средств осуществляется следующим образом. Считается, что травы, входящие в состав, действуют не только на локальный очаг болезни, но и оказывают действие на другие органы и системы организма: «раздувают ветер, гасят огонь и иссушают силы тела». Поэтому, для того, чтобы уменьшить силу трав, «раздувающих ветер», в состав добавляют мясо и старую патоку, для поддержания желудочного огня — гранат и длинный перец, для укрепления сил тела — миробалан хебула. Лучше всего действуют эти средства при использовании их в виде жидкой кханда.

«Мягкости» всего состава добивались также путем составления смеси из растений, хорошо сочетающихся между собой.

Столь многочисленные и разнообразные условия, сопровождавшие составление многокомпонентных лекарственных препаратов, обуславливали и значительное число вводимых в них лекарственных средств.

Численность компонентов в сложных препаратах могла достигать и 100. Однако столь сложные составы, так же как одно- и двухкомпонентные составы применяли достаточно редко, наиболее часто встречающаяся численность компонентов в составах от 3 до 25—35, в зависимости от характера патологии, для лечения которой они использовались.

Ниже приведены примеры, демонстрирующие принципы составления сложных лекарственных средств. При составлении жаропонижающих препаратов, т. е. обладающих свойствами лечить горячие болезни, как основное ядро препарата использовались одно средство или несколько компонентов, обладавших именно таким, жаропонижающим, прохладительным действием, или, напротив, горячительным свойством, в препаратах для лечения холодных болезней. Эту центральную группу компонентов (или один компонент) называли царем состава. Кроме того, в состав препарата включали другие компоненты в зависимости от таких особенностей болезни, как органная локализация, симптомокомплекс, степень проявления, стадия процесса. Названия этим компонентам препарата давали, как уже было отмечено, в. соответствии с их ролью в общем действии препарата: царица, царевичи, советники, военачальники и т. д. Для определенной группы препаратов центральное ядро остается неизменным, а дополнительные компоненты состава можно было варьировать в каждом конкретном случае в зависимости от особенностей патологии и организма больного.

Так, например, хорошим прохладительным средством для лечения горячих заболеваний является состав, в который входят такие компоненты как камнеломка, шалфей, термопсис, змееголовник, желтушник, гипекоум, сверция, соссюрея костус, шлемник, горечавка крупнолистная.

Царем в приведенном составе является камнеломка, царицей — шалфей, царевичами — термопсис и змееголовник, советниками — желтушник и гипекоум, холопами — сверция, соссюрея костус, шлемник и горечавка крупнолистная. Советники с одним из холопов в соотношении 1:2 выполняют роль военачальника, а воинами являются любые прохладные травы. Конем во всех прохладных лекарствах служит снеговая или дождевая вода (бессолевая вода). Для лечения скрытого и незрелого жара такая вода выпаривается на 2/3 первоначально взятого объема и используется в теплом виде; при лечении распространенного жара используется холодная бессолевая вода, а при застарелом жаре — кипяченая и остуженная, при пустом жаре — кипяченая, горячая вода.

Группа нижеприведенных прохладных, жаропонижающих составов имеет в своей основе следующие 4 растения: шлемник, соссюрею костус, шалфей и горечавку крупнолистную, к этим четырем растениям в качестве советников можно добавлять горечавку лежачую, гипекоум, хохлатку (состав лечит инфекционный жар). Эти же четыре основных растения с советниками эвкоммией, шандрой и макротомией лечат грамс. При добавлении к основному ядру борца разнолистного, бадана толстолистного и щитовника получается состав, который лечит отравления искусственными ядами. Если основные четыре растения соединить с пустырником, мареной и борцем разнолистным, полученный состав излечивает понос от жара. Лекарство, полученное из тех же четырех растений и перца Бунге, гороха и марены, лечит брум-наг, при добавлении к ядру препарата ложного жень-шеня, остролодочника и травы девясила состав излечивает гаг и лхог, череда, цветы борца синего и корни любистока сообщают всему составу свойство излечивать бадкан смуг-по; при добавлении эвкоммии, череды и латука получается состав, который помогает при сотрясении мозга. Для лечения болезней чху-сэр (желтой воды) конечностей к основному составу из этих же четырех растений нужно добавить крестовник, корень коптиса и тысячелистник. Следующие семикомпонентные составы, в которые опять-таки как ядро препарата входят все те же 4 растения: шлемник, соссюрея костус, шалфей и горечавка крупнолистная при добавлении к ним других трех растений (по три растения для лечения каждой из патологий), излечивают целый ряд заболеваний. Так, состав, включающий еще патринию, очиток и реманнию, способствует заживлению разрывов плотных органов, «сушит кровь», «сращивает разрывы сосудов и жил». Добавление золы полыни Гмелина, остролодочника и золы раковины каури, сообщают составу способность «сушить гной и кровь, чху-сэр в груди». Марена красильная, макротомия, гетеропаппус при добавлении их к 4 основным растениям лечат жар крови, а скерда, борец разнолистный, кора барбариса — жар желчи, шиповник, кора барбариса, плоды можжевельника лечат чху-сэр; очиток, рябчик и живокость Брунона излечивают застарелый жар; термопсис, суг-дра (не идентифицировано) и горечавка холодная — жар легких; состав с добавлением змееголовника, плеурогинеллы и эфедры излечивает жар печени. Живокость Брунона, кумарчик и коптис, соединенные с основным составом, лечат жар Селезенки, а можжевельник, кумарчик и алтей излечивают жар почек. Жар желудка можно вылечить при использовании с основным составом одуванчика, горца сибирского и змееголовника, жар тонкого кишечника — при добавлении горца сибирского, борца разнолистного и марены. Нивянник, куркума культурная и кора барбариса вместе с основным составом помогают излечиться от жара мягких тканей. Мытник, адиантум и рябчик в комплексе с основным составом излечивают жар сосудов; эвкоммия, шиповник, пустырник лечат жар костей. Проводником ко всем этим составам дают кусочек сахара.

Следующая группа препаратов, горячих, направленность действия которых — излечение холодных болезней, также имеет основное ядро и варьирующую часть из нескольких других растений, добавляемых к основному составу. Набор добавляемых растений зависит от вида и локализации холодной болезни. Основной частью в горячих лекарствах являются княжик, рододендрон, облепиха и «укрощенный шпат» (процедура «укрощения шпата» приведена на стр. 220). Если к указанному основному составу добавить редьку, лук репчатый и перец длинный, такое средство вызывает увеличение огня в желудке, добавление к основе гороха, винной закваски и соды способствует перевариванию цзамбы, а лютика, семян крапивы и лука репчатого — лучшему перевариванию овощей. Добавление к тому же основному составу селитры, золы помета грифа, ломоноса сообщает всему составу способность разрушать скраны; введение в состав соды, мдзе-цха, витании, а также как исключение, и четвертого растения — фиалки придает составу способность разрушать скраны матки, а добавление лютика, ломоноса и золы каури — высушивать дму-рдзинг. Использование в качестве советников к основному составу селитры и витании снотворной придает составу способность разрушать каменные скраны, а горичника, витании и купены — подавлять скийа-рбаб. Добавление к основному составу ярутки, песчанки и змееголовника сообщает составу способность излечивать болезни легких, шиповника, змееголовника и перца длинного — свойство излечивать холодные болезни печени; добавление к основным растениям мальвы, витании снотворной и якорцов приводит к приобретению способности излечивать болезни селезенки; ярутки, витании и купены — болезней чху-сэр; а если добавить к основному составу купену, спаржу и рога оленя, можно вылечить «холодный гной». Конем ко всем перечисленным составам служит сахар, все горячие лекарства нужно запивать кипятком.

Другое многокомпонентное, особенно эффективное горячительное лекарство приводится в «Чжуд-ши», его компоненты: «шесть корней» (купены, спаржи, витании, редьки, горичника, марены), «пять листьев» (лютика, ломоноса, княжика, крапивы, рододендрона), «один цветок» (цветок борца синего), «четыре вида плодов» (пузырницы, облепихи, якорцов и мальвы), «три соли» (селитра, сода, соль), «две золы» (гашеный шпат, зола помета грифа) и сахар, состав нужно запивать горячей водой. При лечении этим средством «без следа исчезнут все болезни холода».

Тибетская медицина все разнообразные лечебные составы по механизмам действия на болезненный процесс подразделяет на две группы: 1. успокаивающие (подавляющие) патологический процесс и 2. очищающие организм от болезни, выводящие болезнь из организма.

Все сложные лекарственные составы используются в определенных лекарственных формах, информация о них приводится в главе «Успокаивающие составы, их лекарственные формы, лечебное действие». В этой главе приведены различные сложные составы для лечения горячих и холодных заболеваний, в общих чертах, без указания деталей описаны технологические условия их приготовления, а также перечислены показания к их применению и лечебные эффекты.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины