22.09.2019

Примеры архетипов. Юнг. Архетипы


Наряду с бессознательным, которое формируется в индивидуальном опыте, Юнг обнаружил еще «коллективное бессознательное», элементы которого общие у разных людей. Анализ его структур (архетипов) составляет основу учения Юнга.

Юнг, как глубинный психолог, исследовал мифологию и художественное творчество ряда древнейших цивилизаций, выявляя лежащие в их основе архетипические символы. Оказалось, что существует значительное количество таких символов, которые присущи всем архаическим культурам, причем даже таким, которые были столь разделены во времени и пространстве, что прямой контакт между ними был заведомо невозможен. Ему также удалось обнаружить в снах пациентов психотерапии нечто, что он посчитал следами подобных символов. Это еще более укрепило Юнга, как глубинного психолога, в его приверженности идее коллективного бессознательного.

Именно «коллективное бессозна­тельное» является для швейцарского психиатра тем резервуаром, где сконцентрированы все «архетипы».

Юнг сопоставлял архетипы с системой осей кристалла, которая реформирует кристалл в растворе, будучи неким невещественным полем, распределяющим частицы вещества. В психике таким "веществом" является внешний и внутренний опыт, организуемый согласно врожденным образцам. В чистом виде архетип, поэтому не входит в сознание, он всегда соединяется с какими-то представлениями опыта и подвергается сознательной обработке. Ближе всего к самому архетипу эти образы сознания ("архетипические образы") стоят в опыте сновидений, и, мистических видений, когда сознательная обработка отсутствует. Это спутанные, темные образы, воспринимаемые как что-то жуткое, чуждое, но в то же время переживаемые как нечто бесконечно превосходящее человека, божественное. В работах по психологии религии для характеристики архетипических образов Юнг использует термин "нуминозное". По этому поводу Юнг говорит: «Понятие Бога есть необходимая психологическая функция, иррациональная по своей природе: с вопросом о существовании Бога она вообще не имеет ничего общего. Ибо на этот последний вопрос человеческий интеллект никогда не будет в состоянии дать ответ; в еще меньшей мере эта функция может служить каким бы то ни было доказательством бытия Бога" . Идея Бога является архетипической, она неизбежно присутствует в психике каждого человека, но отсюда невозможен вывод о существовании божества за пределами нашей души.

По мысли Юнга, бессознательное – это вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат интуитивного восприятия, значительно превосходящий возможности сознательного мышления. Бессознательное действует отнюдь не во вред человеку, а, наоборот, выполняет защитную функцию, одновременно способствуя переходу личности на определенную ступень развития. Образы вневременны, внепространственны и, в конечном счете, предшествуют человеческой истории.

Архетипы "коллективного бессознательного" являются своеобразными когнитивными образцами, тогда как инстинкты - это их корреляты; интуитивное схватывание архетипа предшествует действию, "спускает курок" инстинктивного поведения.

    ИЕРАРХИЯ АРХЕТИПОВ

Юнг организовал архетипы в отдельные группы; так, он заметил, что существует тенденция к персонификации бессознательного.

Самым глубоким внутренним архетипом является самость

Из идей Юнга о самости: наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованны все другие элементы.

Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости - это главная цель человеческой жизни. Основным символом архетипа самости является мандала и её многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка). По Юнгу, целостность и единство “Я”, символически выраженные в завершенности фигур, вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте.

это самый центральный архетип, архетип порядка, который организует переживание других архетипов. Говоря о "центральном" архетипе, Юнг санкционирует иерархическую форму классификации.

Другой широко принятый подход состоит в том, что существует четыре типа архетипов. Во-первых, это "мелкие" архетипы, такие как персона и тень, далее архетипы "души" ,затем "архетипы духа" (мудрые старик и старуха), и наконец, самость.

Другое различие проводится между архетипами семьи (ребенок, мать, отец, дом) и архетипами, относящимися к человеку (самость, анимус/анима, тень, персона).

    АРХЕТИПИЧЕСКАЯ БИПОЛЯРНОСТЬ

Архетипы выражают врожденную биполярность между положительным и отрицательным аспектами переживаний и эмоций. Например, архетипическии образ отца может быть разделен на помогающего, поддерживающего, сильного отца, вызывающего восхищение, и на тиранического, подавляющего, кастрирующего отца (или слабого, бесполезного отца). Образ отца опирается в большой степени на то, как переживания, вызванные внешней средой, сливаются или, говоря более техническим языком, опосредуют архетипическую образную систему. Абсолютно хороший отец, конечно, идеализация, и то, что кажется хорошим одному, вполне может восприниматься иначе другим.

Человек подчинен и пойман на крючок всего только одной стороной и из всего диапазона архетипических возможностей; это жестокая депривация.

    АРХЕТИП КАК УНАСЛЕДОВАННАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ

Юнг никогда не был уверен относительно точного наследования архетипов, т.е. того, как они передаются, но он проводил параллели с такими явлениями, как цыплята, которые вылупляются из яиц, птицы, которые строят гнезда, и другими типами специфического поведения, свойственными определенным видам. Этот биологический аспект архетипа суммируется биологом Портманном:

"порядок внутренней жизни животного управляется образующим элементом, действие которого психология человека обнаруживает в мире архетипов. Весь образ жизни высших животных имеет в высшей степени архетипический характер. Биологу это предстает как явная организация инстинктивной жизни" .

Юнг по этому поводу пишет:

«Критики довольствовались утверждением, что не существует никаких архетипов. Конечно, они не существуют, так же как ботаническая система не существует в природе! Но станет ли кто-нибудь отрицать существование в природе семейств растений на этом основании?".

Основная идея Юнга относительно архетипических моделей состояла в том, что это "биологические нормы психической деятельности".

    АРХЕТИП КАК ОТПЕЧАТОК

Отношения между архетипом и опытом - это система обратной связи; повторяющийся опыт создает остаточные психические структуры, которые становятся архетипическими структурами. Но эти структуры оказывают влияние на опыт, стремясь организовать его в соответствии с уже существующей моделью.

Простой пример показывает, как работает система обратной связи. В течение миллионов лет эволюции человека дети в своем выживании были полностью зависимы от других, особенно от матери. Это настолько регулярное и предсказуемое явление, что теперь, наконец, современный ребенок начинает жизнь с уже бессознательными намерениями - не рассматривать мать как хорошее (приятное) или плохое (болезненное), но организует свой личный опыт ранней уязвимости вокруг моделей "самости", "матери", "хорошего", "плохого". Можно сказать, что ребенок структурирует свой опыт в соответствии с врожденной психологической схемой точно так же, как он "знает", как дышать или испражняться.

Юнг обобщает: "коллективное бессознательное - это образ мира, который формировался в течение миллионов лет. В этом образе определенные черты, архетипы или доминанты выкристаллизовывались с течением времени. Они являются главными силами" .

    АРХЕТИП И ИНСТИНКТ

Юнг связывал архетипы и их функционирование с инстинктами. Вначале, в 1919 г., он рассматривал архетип как психологический аналог инстинкта, "автопортрет инстинкта... то, как инстинкт понимает сам себя" .

Архетипы начинают рассматриваться как психосоматические единства, занимающие промежуточное положение между инстинктом и образом. Юнг писал в 1947 г.:

"реализация и ассимиляция инстинкта никогда не происходят с помощью растворения в инстинктивной сфере, они происходят только через интеграцию образа, которая определяет и одновременно пробуждает инстинкт" .

Поэтому существует взаимозависимость, и ни инстинкт, ни образ не имеют отдельного или первичного существования по отношению друг к другу.

Психоидное бессознательное - это первичная упорядочивающая структура, но ее проявления "невозможно непосредственно воспринять или представить" .

Архетип - класс психических содержаний, события которого не имеют своего источника в отдельном индивиде. Специфика этих содержаний заключается в их принадлежности к типу, несущему в себе свойства всего человечества как некоего целого. Эти типы, или «архаические остатки», Юнг назвал архетипами, используя выражение Блаженного Августина .

Архетипы - непредставимые сами по себе, они проявляются в сознании следствиями самих себя, в качестве архетипических образов и идей. Это коллективные универсальные паттерны (модели), или мотивы, возникающие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием религий, мифологий, легенд и сказок. У индивида архетипы появляются в сновидениях и грезах.

Черты архетипа

Для более полного понимания архетипа стоит описать его важнейшие черты, иначе говоря, критерии определения.

  • Архетип по определению является архаическим феноменом, поэтому должен иметь проявления в мифах, фольклоре и т. п.
  • Архетип, являясь структурой коллективного бессознательного, должен проявляться у всех народов и во все эпохи (разумеется, в различной степени).
  • Архетип должен восприниматься доосознанно (а не вследствие научения).
  • Архетип, отраженный в сознательном, должен иметь как концепт, так и символ (возможно, не один).
  • Архетип является цельной, амбивалентной структурой, имеет позитивный и негативный аспекты. Односторонний образ (к примеру, обладающий только светлой или только темной стороной) не может быть архетипом.
  • Архетип должен иметь устойчивость, то есть сопротивляться попыткам исказить его структуру.
  • Архетип, претендующий на самостоятельное существование как объект, должен иметь достаточное количество собственных элементов, не принадлежащих другим известным архетипам.
  • Архетип должен иметь черты, связывающие его с жизнью как процессом либо элементами таковой; не бывает «оторванных от жизни» архетипов.
  • Архетип представляет опасность самоотождествления с ним в ущерб самости, «затопления бессознательным».
  • Архетип, как структура, могущая соответствовать самости, должен иметь объединяющую силу для некоторого количества индивидов, которые имеют проработанное цельное мировоззрение.
  • Архетип обладает сильным влиянием на эмоции человека.
  • Архетипы обладают собственной инициативой, они заключают в себе определенный способ реагирования. В благоприятной для его проявления ситуации архетип способен порождать мысли и импульсы, таким образом вмешиваясь в нее, возможно, искажая истинные намерения человека. Архетип - самостоятельная область психики.
  • В архетипах заключена специфическая собственная энергетика.

Примеры

Архетипы задают общую структуру личности. При пробуждении творческой активности в сознании человека они продуцируют архетипические образы. Ключевые архетипические образы:

  • иерогамус и сизигия
  • ляпис или философский камень
  • Центр мира или Пуп Земли , Мировая ось и Мировое древо
  • Символизм Троицы и мессы
  • Четверица

Концепция К. Г. Юнга

Теория архетипов Юнга претерпела три стадии развития. В 1912 году он описал исконные образы, сходные с общеисторическими культурными мотивами, представленными повсеместно на протяжении истории; их основные свойства - сила, глубина и автономность. Исконные образы предоставили Юнгу эмпирический материал для построения теории коллективного бессознательного. В 1917 году он описал доминанты - узловые точки психики, притягивающие энергию и влияющие тем самым на функционирование личности. Термин «архетип» был применен Юнгом лишь в 1919 году . Этим термином он хотел избежать любого намека на то, что речь идет о содержании, а не о наследственной, непредставимой фундаментальной структуре.

Другие концепции

Примечания

См. также

Литература

  • Ильясов Ф. Н. Архетипы поло-репродуктивного поведения и конфликт западноевропейской и исламской цивилизаций // Человек. - 2005. - № 2. - С. 113-120.
  • Бирич И. А. Современный русский язык - хранитель древнего миросозерцания (главные архетипы русского сознания) // Знание. Понимание. Умение . - 2009. - № 1 - Философия . Политология .
  • Архетипы: Психологический словарь
  • Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. Т. 1. . Статья «Архетипы»
  • Советский энциклопедический словарь . - М.: «Советская Энциклопедия », 1983.
  • К.Г. Юнг. Человек и его символы. М., 1997
  • К.Г. Юнг. , Подход к бессознательному // Архетип и символ. - М., Ренессанс, 1991. - С.65
  • Психоаналитические термины и понятия, под ред. Б. Э. Мура и Б. Д. Файна. - М.: Класс, 2000. - С.32-33

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Архетип (психология)" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Архетип. Архетип это формальная модель понятия предметной области, являющаяся уточнением эталонной информационной модели, выраженным в … Википедия

    - (от др. греч. ἀρχή «начало» и τύπος «образец»): Архетип (психология) универсальные изначальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и… … Википедия

    - (греч.) прообраз, первоначало, образец. В аналитич. психологию Юнга понятие А. вошло из произведений позднеантичных авторов. Юнг ссылался как на христ. апологетов и отцов церкви Иринея, Августина, Ареопагита, так и на иудеев и язычников… … Энциклопедия культурологии

    Призвана установить наиболее общие закономерности всех видов художественной деятельности, раскрыть механизмы становления личности человека творца, проанализировать различные формы воздействия искусств на человека. Содержание 1 Искусство как… … Википедия

    - (от греч. arche начало, typos отпечаток, форма, образец) прообраз, первоначало, образец. В аналитическую психологию К. Г. Юнга понятие А. вошло из произведений позднеантичных авторов. Юнг ссылался как на христианских апологетов и отцов церкви… … Философская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Архетип. Литературный архетип часто повторяющиеся образы, сюжеты, мотивы в фольклорных и литературных произведениях. По определению Большаковой А. Ю., литературный архетип это… … Википедия

    Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Психология личности раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент д … Википедия

    А; м. [от греч. arkhē начало и tupos тип, образец]. 1. Книжн. Первичная форма, образец. // Наиболее древний текст письменного памятника, явившийся первоисточником для последующих копий. 2. Первоначальный образец, прообраз кого, чего л. в… … Энциклопедический словарь

В переводе с греческого архетип - это «прообраз». Теорию архетипов разработал ученик великого З. Фрейда Карл Густав Юнг. Он переработал психоанализ и в результате появился целый комплекс сложных идей, основанный на философии, психологии, литературе, мифологии и других областях знаний. В чем заключается понятие архетип – в этой статье.

Архетип – что это?

Под ним понимают универсальные базовые врожденные структуры личности, которые и определяют потребности человека, его чувства, мысли и поведение. Архетип – это коллективное , унаследованное от предков через фольклор. Каждый человек в соответствии со своим архетипом выбирает себе партнера, дело по душе, воспитывает детей и т.д. Имея представление об этой врожденной структуре личности, психотерапевт может помочь человеку избавиться от комплексов и даже поменять сценарий его жизни.

Архетипы Юнга

Между архетипами, выступающими элементами психоструктур, и мифологическими образами, которые являются продуктами первобытного сознания, есть прямая связь. Сначала автор проводил аналогию, затем тождество, а после высказал мысль, что одно порождает другое. принадлежат всему человеческому роду и переходят по наследству. Первообразы концентрируются в глубоком бессознательном, выходящем за границы личности.

Их эмоциональная насыщенность и отчетливость определяют таланты человека, его творческий потенциал. В своих работах Юнг прибегает к анализу мифов народов мира. Позднее он использует архетип для обозначения общечеловеческих фундаментальных (мифологических) мотивов, лежащих в основе любого рода структур. Особое место в своей теоретической системе от отводил «маске», «аниме», «тени», «самости». Многие отождествлялись автором с героями литературных произведений. «Тень» – это Мефистофель Гёте в «Фаусте», «Мудрый старик» – это Заратуштра у Ницше.


Архетип мудрец

Его еще называют мыслителем, для которого духовное имеет большее значение, чем материальное. Мудрец спокоен и собран, сконцентрирован. Для него важны аскетизм и простота. Архетипы личности имеют и определенную цветовую гамму, так вот для мудреца это ахроматические, бесцветные оттенки. Внешне философы могут казаться холодными и необщительными людьми, но это не так. Просто они предпочитают бесполезным разговорам и увеселительным мероприятиям поиск истины. Они всегда экспериментируют, узнают что-то новое, творят и своими мудрыми советами помогают каждому.

Архетип Анима

Это один из архетипов гендера – женская составляющая психики мужчины. Данный архетип Юнга выражает чувства, настроение и порывы мужчины, его эмоции. В нем сконцентрированы все женские психологические тенденции – быстро меняющееся настроение, пророческие наития, способность полюбить один раз и на всю жизнь. Юнг говорил об аниме как о готовности к прыжку. Несколько лет назад мужчин, одержимых анимой, называли аниматозными. Это раздражительные, импульсивные и легко возбудимые представители сильного пола, психика которых реагирует на стимул неадекватно его силе.

Архетип Анимус

Второй архетип гендера – мужская составляющая психики женщины. Этот архетип по Юнгу производит мнение, тогда как анима – настроение. Зачастую солидные убеждения женщин ни на чем конкретно не обоснованы, но если уж она что-то решила… Позитивный анимус отвечает за прозрение женщины, ее приверженность всяким вероучениям. А негативный может толкнуть ее на безрассудный поступок. Данный архетип заключается в маскулинности, лежащей в основе женщины. И чем более женственно выглядит представительница слабого пола, тем сильнее в ней анимус.

Последний может брать на себя функции и коллективной совести. Мнения анимуса всегда коллективны и стоят выше индивидуальных суждений. Такая своеобразная «судебная коллегия» архетипа и является персонификацией анимуса. Он и реформатор, под влиянием которого женщина вплетает в свою речь незнакомые слова, использует выражения «общеизвестно», «так поступают все», черпая знания из книг, подслушанных разговоров и пр. Ее интеллектуальные рассуждения могут легко превратиться в абсурд.

Архетип самости

Юнг считал его главным архетипом – архетипом целостности личности, центрированности. Он объединяет сознательное и бессознательное, нормализуя баланс противоположных элементов психики. Открывая архетипы человека и исследуя другие структуры личности, Юнг и открыл этот первообраз самости, считая его всеобъемлющим. Это символ динамического равновесия и согласия противоположностей. Самость может проявляться во снах в качестве незначительного образа. У большинства людей она не развита и они ничего о ней не знают.


Архетип тени

Юнг называет его «анти-Я». Это те , которые человек в себе не признает и видеть не хочет. Архетип тень по Юнгу является темной, дурной, животной стороной личности, которую носитель подавляет. Это касается неприемлемых обществом страстей и мыслей, агрессивных поступков. Данный архетип пример имеет такой: если по доминантной функции человек чувственный, склонный к сильным эмоциям, то его тенью будет мыслительный тип, который в самый неожиданный момент может проявлять себя как черт из табакерки.

Тень растет по мере взросления и осознавать ее, все про себя понимать человек начинает на закате свой жизни. Разобраться с тенью можно путем индивидуальной исповеди и в этом отношении очень повезло католикам, в конфессии которых имеется такое явление. Каждый человек должен понимать и разуметь, что в любой момент он готов к дурному поведению и стремлениям.

Архетип персона

Говоря простым языком, это маска, которую человек надевает для исполнения определенной роли. Виды архетипов выделяют персону как некую часть психики, обращенную вовне и служащую задачам адаптации. Для маски характерна коллективность, поэтому это элемент коллективной психики. Персона выступает неким компромиссом между индивидуумом и социумом. Надевая на себя маску, человеку легче взаимодействовать с окружающими. Тех, у кого не развита персона, называют бесшабашными социопатами. Но и обратная ситуация нежелательна, так как она губит индивидуальность человека.

Архетип бог

Последователем юнгианского учения является Джин Шинода Болен, которая изучала женские и мужские архетипы в мифологии. К мужским архитипическим образам она относила следующих Богов:

  1. Зевса – волевого и властного, .
  2. Гадеса – тихого и загадочного, отстраненного.
  3. Аполлона – зрелого и рационального, обладающего здравым смыслом.
  4. Гефеста – трудолюбивого и сильного.
  5. Диониса – увлекающегося и неконфликтного.

Виды архетипов по Юнгу среди Богов-женщин такие:

  1. Артемида – сильная и рискованная. Она не терпит ограничений.
  2. Афина – мудрая и волевая, способная отбросить эмоции и анализировать только факты.
  3. Афродита – чувственная и нежная.
  4. Тюфе – противоречивая, стремящаяся объять необъятное, но при этом неспособная предусмотреть последствия своих действий.
  5. Геката – великий мистификатор. Предрасположенные к этому типу часто занимаются оккультными практиками.

В каждом человеке сочетается два-три и более архетипа. Они соперничают друг с другом, превалируют один над другим, управляя своим носителем, определяя область его интересов, направление деятельности, приверженность тем или иным идеалам. Эти Боги возможные модели поведения, но многое будет зависеть от воспитания, способности человека приспосабливаться, соответствовать и отвечать ожиданиям других.


Юнг – архетип матери

Это зло всех вещей и начало всех вещей. Этот архетип психология особенно выделяет, ведь в любом психотерапевтическом процессе обязательно всплывает эта фигура. При этом она может проявлять себя как материя и тогда у ее носителя будут проблемы по части обращения с вещами. Если архетип затрагивает семью и социальные связи, то любые нарушения этого аспекта будут проявляться в трудностях адаптации, общения. Ну а последний третий феномен матка определяет способность носителя к зачатию, вынашиванию и рождению или же возможность закончить начатое дело.

Архетип ребенка

Этот архетип в психологии называют Божественным. А все потому, что в нем заключена вся мощь духа, вся сила природы и коллективного бессознательного. С одной стороны, беззащитное дитя может уничтожить кто угодно, но с другой для него характерна потрясающая живучесть. Сознание носителя может разрываться различными противоборствующими тенденциями, но вспыхивающий архетип ребенка их объединяет.

Архетип ведьмы по Юнгу

Это самый инстинктивный прообраз, символизирующий потребность в познании и ведании. Такая женщина может интересоваться тайнами бытия, религией и эзотерикой. Она окружает себя оберегами, носит амулеты и нередко татуировки. Для носителей такого архетипа характерна высокоразвитая интуиция. Примеры архетипов по Юнгу включают Мери Поппинс. Данный прообраз продемонстрирован и в фильме «Муза». Так называют светлую сторону ведьмы. Темная сторона проявляется в способности интриговать и соблазнять, хитрить, руководить, вызывать желание.

Архетип шута по Юнгу

Это креативно мыслящий архетип, исповедующий нестандартный взгляд на вещи. Теория архетипов включает множество прообразов, но только этот учит легко относиться к жизни, не задумываясь о том, что подумают другие. Шут как лучик света в абсурдности современного мира и безликой повседневной бюрократической рутине. Он привносит хаос в упорядоченный мир и делает мечту былью. Для него характерны импульсивность и спонтанность, игривость, которую человек мог позволить себе лишь в детстве.

Архетип шута помогает людям выходить сухими из воды, выкручиваться из самых сложных ситуаций. Они открыты и приветливы, и способны даже самую рутинную и скучную работу превратить в творческий процесс, внести нотку задора и веселья. Яркий пример – Семен Семенович в фильме «Бриллиантовая рука». Чарли Чаплин и смешная девочка Тося из фильма «Девчата» также являются яркими представителями шута.

«Коллективное бессознательное» К.Юнга есть родовая память человечества, итог жизни рода; оно присуще всем людям, передается по наследству и есть основа индивидуальной психики и ее культурного своеобразия.

Коллективное бессознательное содержит символические формы, отзвуки, «осадки» психологического опыта поколений людей – архетипы (праобразы, первосмыслы).

«Архетип» - это пояснительное описание платоновского etdox. Это наименование является верным и полезным для наших целей, поскольку оно значит, что, говоря о содержаниях коллективного бессознательного, мы имеем дело с древнейшими, лучше сказать, изначальными типами, т. е. испокон веку наличными всеобщими образами 3 .

Юнг сравнивает архетипы с осями кристаллической структуры, по которым растет кристалл, вполне доступный наблюдению. Архетипы – внутренне присущие всему роду людей символы, носители мифического прошлого, источник его воспроизведения в настоящем. Юнг предпринял попытку систематизации базисных архетипов, выделив архетипы – «Тень» (двойник сознания, темное в человеке), «Персона» («маска», социальная роль), «Самость» (бог внутри нас, сущностное начало человека), «Мудрец» – (проявление смысла, скрытого за хаосом жизни и ряд других). «Архетипы» – основа возникновения образов культуры, «канал» связи бессознательного и сознательного, прошлого и настоящего в психической жизни людей. Культура, по Юнгу, призвана не бороться с бессознательным, лежащим в ее основании, а вести «диалог» с ним, переводя психическую энергию коллективного бессознательного в формы духовного творчества 4 .

Архетипы «коллективного бессознательного» познавательные модели и образы (образцы). Они всегда сопровождали человек, и являются в определенной степени источником мифологии.

Они успели приобрести осознаваемые формы, которые передаются с помощью традиционного обучения в основном в виде тайных учений, являющихся вообще типичным способом передачи коллективных содержаний, берущих начало в бессознательном.

Другим хорошо известным выражением архетипов являются мифы и сказки. Но и здесь речь идет о специфических формах, передаваемых на протяжении долгого времени. Понятие «Архетип» опосредованно относимо к representations collectives, в которых оно обозначает только ту часть психического содержания, которая еще не прошла какой-либо сознательной обработки и представляет собой еще только непосредственную психическую данность. Архетип как таковой существенно отличается от исторически ставших или переработанных форм. На высших уровнях тайных учений архетипы предстают в такой оправе, которая, как правило, безошибочно указывает на влияние сознательной их переработки в суждениях и оценках. Непосредственные проявления архетипов, с которыми мы встречаемся в сновидениях и видениях, напротив, значительно более индивидуальны, непонятны или наивны, нежели, скажем, мифы. По существу, архетип представляет то бессознательное содержание, которое изменяется, становясь осознанным и воспринятым; оно претерпевает изменения под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого оно возникает. (Для точности необходимо различать «архетип» и «архетипическое представление». Архетип сам по себе является гипотетическим, недоступным созерцанию образом, наподобие того, что в биологии называется pattern of behaviour.)

То, что подразумевается под «архетипом», проясняется через его соотнесение с мифом, тайным учением, сказкой 5 .

Заключение

Культура у Юнга - предмет психологического анализа. Социально-политический кризис западноевропейской культуры и общества в целом он объяснял вторжением в жизнь общества архетипов. Следствием этого вторжения он считал расизм фашистов и коммунистический догмат о всеобщем равенстве.

В центре юнговской концепции культуры лежит «коллективное бессознательное». По мнению Юнга, «коллективное бессознательное» передается по наследству и является базой, на которой вырастает человеческая психика. Под влиянием врожденных программ, универсальных образцов поведения, появляются не только элементарные «животные» поведенческие реакции, вроде безусловных рефлексов таких как либидо, но также и восприятие, мышление, воображение и т.п.

14) Теория «локальных цивилизаций»А.Тойнби

К числу наиболее представительных теорий цивилизаций относится, прежде всего, теория А.
Тойнби
(1889-1975), который продолжает линию Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера. Его тео‑­

девром исторической и макросоциологической ‑­

науки. Англий‑­

ский культуролог начинает свое исследование с утверждения, что истинной областью исторического анализа должны быть общест‑­

ва, имеющие как во времени, так и в пространстве протяжен‑­

ность большую, чем национальные государства. Они называются «локальными цивилизациями ».

Таких развившихся «локальных цивилизаций» Тойнби насчи‑­

тывает более двадцати . Это - западная, две православных (рус‑­

ская и византийская), иранская, арабская, индийская, две даль‑­

невосточных, античная, сирийская, цивилизация Инда, китай‑­

ская, минойская, шумерская, хеттская, вавилонская, андская, мексиканская, юкатанская, майя, египетская и др. Он указывает также на четыре остановившиеся в своем развитии цивилиза‑­

ции - эскимосскую, момадическую, оттоманскую и спартан‑­

скую и пять «мертворожденных».

Однако сразу возникает вопрос: почему некоторые общества, подобно многим примитивным группам, становятся неподвиж‑­

ными на ранней стадии своего существования и не складывают‑­

ся в цивилизации, тогда как другие достигают этого уровня? Ответ Тойнби таков: генезис цивилизации нельзя объяснить ни расовым фактором, ни географической средой, ни специфичес‑­

кой комбинацией таких двух условий, как наличие в данном обществе творческого меньшинства и среда, которая не слишком неблагоприятна и не слишком благоприятна.

Группы, в которых налицо эти условия, складываются в циви‑­

лизации. Группы, не обладающие ими, остаются на доцивилизованном уровне. Механизм рождения цивилизаций в этих услови‑­

ях сформулирован как взаимодействие вызова и ответа. Среда умеренно неблагоприятная непрерывно бросает вызов обществу, а общество через свое творческое меньшинство отвечает на вызов и решает проблемы. Такое общество не знает покоя, оно все время в движении, благодаря движению оно рано или позд‑­

но достигает уровня цивилизации .

Возникает и второй вопрос: почему четыре цивилизации (дальнезападная христианская (ирландская), дальневосточная христианская (несторианская в Средней Азии), скандинавская и сирийская развивались ненормально и родились мертвыми. Тойнби пытается понять, отчего пять цивилизаций (полинезий‑­

ская, эскимосская, кочевая, спартанская и оттоманская) застыли в своем развитии на ранней стадии, тогда как остальные успеш‑­

но развивались.

Рост цивилизации, по мнению ученого, отнюдь не сводится к географическому распространению общества. Он не ‑­

вызывается им. Если географическое распространение с чем-нибудь положи‑­

тельно связано, то скорее с задержкой развития и с разложени‑­

ем, чем с ростом. Тойнби считает, что рост цивилизации состоит в прогрессив‑­

ном и аккумулирующем внутреннем самоопределении или само‑­

выражении цивилизации, в переходе от более грубой к более тонкой религии и культуре. Рост - это непрерывное «отступле‑­

ние и возвращение» харизматического (богоизбранного, предна‑­

значенного свыше к власти) меньшинства общества в процессе всегда нового успешного ответа на всегда новые вызовы среды внешнего окружения.

Интересна мысль Тойнби о том, что растущая цивилиза‑­

ция - это постоянное единство . Ее общество состоит из твор‑­

ческого меньшинства, за которым свободно следует, подражая ему, большинство - внутренний пролетариат общества и внешний пролетариат варварских соседей.

И еще один, третий вопрос : как и почему цивилизации «над‑­

ламываются, разлагаются и распадаются»? Не менее 16 из 26 цивилизаций сейчас «мертвы и погребены».

Упадок, как считает Тойнби , нельзя приписать космическим причинам, географическим факторам, расовому вырождению или натиску врагов извне, который, как правило, укрепляет расту‑­

щую цивилизацию. Нельзя объяснить его и упадком техники и технологии, ибо во всех случаях упадок цивилизации является причиной, а упадок техники - следствием или симптомом пер‑­

Сам упадок - это не единовременный акт, а весьма длитель‑­

ная стадия, которая, согласно Тойнби, состоит из надлома, раз‑­

ложения и гибели цивилизаций. Между надломом и гибелью цивилизации нередко проходят столетия, а иногда и тысячеле‑­

тия. Так, например, надлом египетской цивилизации произошел в XVI в. до н.э., а погибла она только в V в. н.э. Период между надломом и гибелью охватывает почти 2000 лет «окаменевшего существования», «жизни в смерти.
4. Аргументы «против»
С предложенной Тойнби теорией «локальных цивилизаций» со‑­

гласны далеко не все исследователи . Наиболее развернутая кри‑­

тика содержится в трудах П.А. Сорокина (1889-1968). По его мнению, достаточно спросить, насколько достоверна общая схема теории подъема и упадка цивилизаций, как оценки сразу ‑­

меняются. Труд, вообще говоря, слишком обширен и явно пере‑­

насыщен пухлыми цитатами из Библии, мифологии, поэзии. Стремление использовать чрезмерно развернутые поэтические и символические образы помешали автору более четко выстроить свою теорию и сделать ее значительно доступнее.

П.А. Сорокин считает, что, несмотря на поразительную эру‑­

дицию, Тойнби обнаруживает либо незнание, либо сознательное пренебрежение многими социологическими трудами, да и зна‑­

ние истории у него неровно. Оно превосходно в отношении эллинской (греко-римской) цивилизации, но значительно скромнее в отношении других цивилизаций. Его знакомство с накопленным знанием по теории искусства, философии, точных наук, права и некоторых других тоже не всегда достаточно.

По мнению П.А. Сорокина, труд Тойнби имеет два корен‑­

ных дефекта, относящихся не к деталям, а к самой сердцевине его философии истории: во-первых, к «цивилизации», избранной Тойнби в качестве единицы исторического исследования, во-вто‑­

рых, к концептуальной схеме генезиса, роста и упадка цивилиза‑­

ций, положенной в основу его философии истории.

Под «цивилизацией» Тойнби имеет в виду не просто «область исторического исследования», а единую систему, или целое, части которого связаны друг с другом причинными связями. Поэтому, как во всякой такой системе, в его «цивилизации» части должны зависеть друг от друга и от целого, а целое - от частей. Как показывает П.А. Сорокин, «цивилизации», с точки зрения Тойнби, суть реальные системы, а не просто скопления, агрегаты и, конгломераты феноменов и объектов культуры (или цивилизации), смежных в пространстве и времени, но лишенных какой-то бы ни было причинной или другой осмысленной связи.

Из такой теоретической схемы закономерно вытекают фактические и логические погрешности в философии истории Тойнби. Прежде всего, надо сказать о его классификации цивилизаций. Многие историки, антропологи и социологи отвергают её как произвольную, лишенную ясного логического критерия выбора. Некоторые христианские цивилизации трактуются как отдельные и различные (Западная Европа, Византия, Россия). Тойнби рассматривает православие и католичество как две раз‑­

личные религии, а конгломерат различных (религиозных и дру‑­

гих) систем объединяет в одну цивилизацию.

Тойнби называет большинство цивилизаций то «мертворож‑­

денными», то «застылыми», то «окаменевшими», то «надломленными», то «разлагающимися», то «мертвыми и погребенными». Согласно Тойнби, из 26 цивилизаций только одна западная еще, возможно, жива в настоящее время, а все остальные либо мертвы, либо полумертвы («застыли», «окаменели», «разлагаются»). Таким образом, в согласии с принятой схемой, цивилизации должны пройти через надлом, разложение и смерть. Тойнби остается или похоронить их, или объявить мертворожденными, «застылыми», «окаменевшими», или, наконец, - надломленными, разлагающимися. Но у Тойнби нет никакого ясного критерия, что такое в действительности смерть или надлом, возрождение или разложение цивилизации, он добровольно берет на себя роль могильщика цивилизаций. Отважно следуя своей схеме, Тойнби не смущается, что некоторые из его цивилизаций, какие, согласно схеме, должны бы давно умереть, после своего надлома живут века, даже тысячи лет, и теперь еще живы. Он выходит из трудностей простым изобретением термина «окаменевшей» цивилизации. Так, Китай окаменел на тысячу лет. (Как это совместить с нынешним динамизмом страны?) Египет - на две тысячи лет. Эллинская цивилизация либо разлагалась, либо каменела с Пелопоннесской войны до V в. н.э. Вся римская история - это непрерывное разложение, с начала и до конца. То же самое происходит и с другими цивилизациями. В концепции Тойнби цивилизации едва имеют право жить и расти. Если они не родились мертвыми, как некоторые из них, тогда они застывают. Если они не застыли, их ждет надлом почти сразу же после рождения, и они начинают разлагаться или превращаться в «окаменелость»...

Предыдущее объясняет, почему в труде Тойнби так мало анализируется стадия роста цивилизаций. Есть только крайне расплывчатые утверждения, что на этой стадии существует творческое меньшинство, успешно встречающее все вызовы. Нет ни классовой борьбы, ни войн между народами и государствами, и все идет отлично, становится все более и более возвышенным. Такая характеристика процесса роста его многочисленных цивилизаций явно фантастична.

Принять схему Тойнби значило бы согласиться с ним, что в Греции до 431-403 гг. до н.э. (надлом эллинской цивилизации, согласно Тойнби) не было никаких войн, революций, классовой борьбы, рабства, традиционализма, нетворческого меньшинства и что все эти бедствия появились только после Пелопоннесской войны

Это означает, что единообразия роста и упадка ‑­

цивилизаций у Тойнби совершенно фантастичны и не основаны на фактах.

Сорокин подчеркивал, что многие единообразия, на которые претендует Тойнби в связи со своей схемой, либо ложны, либо переоценены. Например, его единообразие негативной связи между географическим распространением цивилизации и ее внутренним ритмом; между войной и ростом; между прогрессом техники и ростом. В утверждениях Тойнби есть известная доля истины, но как категорические формулировки они безусловно ошибочны.

Все цивилизации Тойнби - сложные комплексы, распространившиеся на обширные территории и группы населения... Причем он предполагает, что такое распространение происходило мирно, без войны, благодаря невольному подчинению «варваров» очарованию цивилизации. Такое утверждение опять-таки неверно. Вслед за Шпенглером Тойнби приписывает некоторым цивилизациям различные господствующие тенденции: эстетическую - эллинской, религиозную - индийской (долины Инда), механистически-техническую - западной (у других восемнадцати цивилизаций он таких господствующих влечений не обнаружил).Очень сомнительны сами такие суммарные характеристики. Западная цивилизация не была господствующей примерно до XIII в.: с VI по конец XII в. движения технических изобретений и научных открытий почти не было. С VI по XVIII в. эта механическая цивилизация была сверху донизу религиозной, даже более религиозной, чем индийская или индуистская во многие периоды их истории... Предположительно эстетическая эллинская цивилизация не обнаруживала своего эстетического (в смысле Тойнби) влечения до VI в. до н.э. и, наоборот, выка‑­

Последнее обновление: 15/06/2015

Юнг предположил, что душа состоит из трёх компонентов: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного…

Согласно Юнгу, эго представляет собой сознание, а личное бессознательное содержит воспоминания, в том числе те, что были подавлены. Коллективное бессознательное - компонент уникальный; Юнг считал, что эта часть души служит формой психологического наследования. Она содержит все знания и опыт, которые присущи нам всем как биологическому виду.

Что такое архетипы?

Под архетипами швейцарский психиатр Карл Юнг подразумевал определённые модели поведения людей. Откуда тогда взялись эти архетипы? Оттуда же, откуда и коллективное бессознательное, считал Юнг. Он предположил, что эти модели поведения носят врожденный, универсальный и наследственный характер. Архетипам нельзя научиться, они присущи нам с самого рождения; и функция их заключается в обусловливании процесса восприятия нами мира, событий и явлений вокруг.

«Все самые яркие и мощные идеи восходят исторически к архетипам», - писал Юнг в своей книге «Структура души» (The Structure of the Psyche ). - «И это особенно верно в отношении религиозных представлений, хотя центральные понятия науки, философии и этики также не составляют исключения из этого правила. В своем нынешней виде они представляют собой варианты архетипических представлений, созданных посредством их сознательного применения и приспособления к действительности. Ибо функция сознания заключается не только в осознании и усвоении внешнего мира через врата наших чувств, но и в переводе мира, как внутри нас, так и вокруг нас, в зримую и существующую прекрасную реальность».

Юнг выделил четыре основных архетипа, отмечая при этом, что их количество может быть неограниченным.

Самость

Самость - архетип, который представляет собой объединение бессознательного и сознания человека. Формирование самости происходит при процессе индивидуации, в котором интегрируются различные аспекты личности. Юнг часто условно изображал самость как круг, квадрат или мандалу.

Тень

Тень - архетип, который опирается на инстинкт жизни и половой инстинкт. Тень существует как часть бессознательного и состоит из подавляемых идей и слабых сторон, их желаний, инстинктов и недостатков.

Этот архетип часто описывается как тёмная сторона психики, представляющая дикость, хаос и неизвестность. Юнг считал, что эти скрытые диспозиции присутствуют в каждом из нас, хотя люди иногда стремятся отрицать этот элемент собственной психики.

Юнг предположил, что тень может проявляться в сновидениях и принимать различные формы - появляться в обличии змеи, чудовища, демона, дракона или какого-то другого тёмного, дикого или экзотического существа.

Анима и анимус

Анима представляет собой бессознательную женскую сторону личности мужчины, а анимус - бессознательную мужскую сторону личности женщины. Анима/анимус представляет собой «истинное я», а нет образ, который мы преподносим остальным, и служит основным источником связи с коллективным бессознательным.

Сочетание анимы и анимуса именуется сизигией, или божественной парой. Сизигия воплощает завершенность и целостность.

Персона

Персона - это то, как мы представляем себя миру. Слово «персона» происходит от латинского слова, которое означает «маска». Сам по себе данный архетип представляет собой совокупность социальных масок, которыми мы пользуемся в различных группах и ситуациях. Его задача - уберечь эго от возможного проявления своих негативных сторон. По мнению Юнга, персона может также появляться во сне и принимать различные формы.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины